Все о тюнинге авто

Организации подлежащие федеральному государственному экологическому надзору. Какие объекты подлежат федеральному государственному экологическому контролю? Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическо

Каждому хозяйствующему субъекту необходимо знать, к какому уровню государственного экологического надзора — федеральному или региональному — относятся эксплуатируемые им объекты. При этом отнесение объектов к одному из уровней надзора требуется не только для определения органа, который уполномочен на проведение проверок в отношении лица, осуществляющего деятельность на данных объектах, но и для решения целого ряда иных вопросов природоохранного характера.

Так, от уровня государственного экологического надзора, к которому будет отнесен объект хозяйственной деятельности, зависит:

1) в какой орган необходимо обращаться за получением природоохранной разрешительной документации, а именно:

  • документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

Извлечение
из Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

(в ред. от 05.04.2016)

[…]
5. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение […] применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих , устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти .

6. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение […] применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих , устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами .
[…]

  • разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух от стационарных источников;

К СВЕДЕНИЮ

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (в ред. от 25.06.2014), определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора и его территориальных органов при исполнении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору , и не распространяется на вопросы выдачи разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю .

2) в какой орган следует сдавать экологическую отчетность, а именно отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства);

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

[…]
7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору , представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. […]

8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору , представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке . […]
[…]

3) в какой орган необходимо подавать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на государственный учет:

Извлечение
из Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

(утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572)

[…]
2. Государственный учет объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра.
[…]
7. Государственный реестр состоит из:
а) федерального государственного реестра;
б) региональных государственных реестров.

8. Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих […] федеральному государственному экологическому надзору .

9. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору .

10. Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов.

11. Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.
[…]
17. Основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме […], которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
[…]

4) в какой орган необходимо будет представлять декларацию о воздействии на окружающую среду с 01.01.2019 (для лиц, осуществляющих деятельность на объектах II категории).

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2019)

[…]
2. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору , в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти , в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации .

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285
"О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю"

В соответствии со статьей 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

2. Установить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в соответствии с перечнем , утвержденным настоящим постановлением.

3. В пункте 5 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 53 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 5, ст. 625), слова "от 29 октября 2002 г. N 777" заменить словами "от 31 марта 2009 г. N 285".

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 777 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4390).

Перечень
объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю
(утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285)

1. Объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации:

а) объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, федеральным транспорту, путям сообщения, линиям связи, включая телекоммуникационные сети, а также линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

б) объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству, включая объекты, находящиеся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, а также обеспечивающие космическую деятельность;

в) объекты, относящиеся к производству ядовитых веществ и наркотических средств;

г) объекты, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации;

д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:

объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, а также природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

природные объекты Байкальской природной территории.

2. Объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

3. Объекты, подлежащие федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 640.

4. Объекты, подлежащие государственному лесному контролю и надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394.

5. Объекты, подлежащие государственному земельному контролю, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689.

6. Объекты, подлежащие государственному контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 293.

7. Объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и настоящего перечня, отнесенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов.

Установлен новый перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Так, федеральному контролю в области охраны окружающей среды подлежат: объекты федеральных энергетических систем, федерального транспорта, путей сообщения, линий связи (включая телекоммуникационные сети); линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству (включая объекты внутренних контролируемых и запретных зон); объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты производства ядовитых веществ и наркотических средств.

Также федеральному государственному экологическому контролю подлежат объекты, расположенные на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны РФ. Не вошли в перечень объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод и территориального моря РФ.

Федеральный экологический контроль осуществляется в отношении объектов, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды, а также объектов, подлежащих федеральному государственному водному и геологическому контролю, государственному земельному и лесному контролю. Кроме того, в перечень включены опасные производственные объекты, негативно воздействующие на окружающую среду.

Списки конкретных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утверждаются Минприроды России.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2014 г. N 426 настоящее постановление признано утратившим силу с 30 июня 2015 г.


Какие объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет

Объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) признаются объекты капитального строительства, либо иные объекты, либо их совокупность, которые объединены единым назначением либо неразрывно связаны физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков.

Начиная с 1 января 2017 года, все объекты НВОС, на которых юрилица или ИП осуществляют хозяйственную деятельность, в обязательном порядке должны быть поставлены на государственный учет. В противном случае их ожидает ответственность по статье 8.46 КоАП РФ в размере от 30 до 100 тыс. рублей за невыполнение или несвоевременное выполнение этой обязанности, либо за непредставление информации для актуализации учетных сведений. Также, с 1 января 2018 года статьей 8.47 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление хозяйственной деятельности на объектах НВОС без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, - в размере от 50 до 100 тыс. рублей.

При постановке объекта на госучет следует, в том числе, руководствоваться положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведениями, находящимися в Едином государственном реестре прав, и в лицензиях, выданных для осуществления определенных видов коммерческой деятельности на объекте НВОС. Правила (порядок) создания и ведения государственного реестра объектов НВОС приняты постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 года № 572, о государственном учете таких объектов отдельно сказано в статьях 69 и 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Из понятия объекта НВОС, данного в Законе № 7-ФЗ, следует, что при его определении должен выполняться принцип географической связанности, а если он не выполняется, то каждый автономный объект, не связанный, например, транспортной или трубопроводной инфраструктурой, или расположенный одновременно на 2-х и более муниципальных (региональных) образованиях, должен заноситься в реестр отдельно. Один объект НВОС может включать целый ряд источников негативного воздействия. Но ни земельные участки сами по себе, ни отдельно взятое оборудование, которое числится в активах на балансе предприятия, не может рассматриваться в качестве отдельного объекта НВОС.

Как следует из разъяснений, данных в письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 года № АС-09-00-36/22354, строящиеся объекты ставятся на госучет только после их принятия в эксплуатацию. Однако, согласно уже письму Минприроды России от 28 октября 2016 года № 12-50/8692-ОГ, и на этом этапе необходимо соблюдение природоохранных требований, в том числе выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий, получение разрешений на обращение с отходами и на осуществление выбросов (сбросов) в окружающую среду и пр. В отсутствие разрешений плата за сброс начисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду.

Рис. 1. Принципиальная схема системы государственного экологического мониторинга на примере Краснодарского края

Какие объекты НВОС подлежат федеральному государственному экологическому надзору

Объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору (ФГЭН), определяются по критериям, установленным в постановлении Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 903 (далее - критерии № 903). А объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), по критериям, утвержденным в постановлении Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029 (далее - критерии № 1029). В соответствии со статьей 4.2 Закона № 7-ФЗ, объекты НВОС разделены на 4 категории:

    I категория - это порядка 30 видов хозяйственной деятельности, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Объекты с процессами добычи, переработки, обогащения, обработки, утилизации, захоронения и производства:

    • всех углеводородов, железных руд, угля и кокса;

      черных и цветных металлов - в зависимости от объемов и типа производства (могут быть отнесены ко II категории);

      любых минеральных удобрений;

      любых фармацевтических субстанций;

      ряда органических и неорганических химических веществ - в соответствии с приведенным списком и объемами;

      целлюлозы - в любых объемах, и картона (бумаги) - в установленных количествах;

      неметаллической минеральной продукции: стекла, керамики, цемента, извести, магнезии - в зависимости от объемов производства (могут быть отнесены ко II категории);

      текстиля и кожи - свыше определенных объемов;

      пищевой продукции, птицеводства и животноводства - свыше определенных объемов;

      отходов и сточных вод - в зависимости от объемов и классов опасности;

      энергообеспечения - свыше установленной электрической мощности.

    • водные и воздушные порты, объекты инфраструктуры ж/д транспорта;

      нефте- и газопроводы, сжижение твердых топлив, сланцевая добыча;

      складирование и хранение агрохимикатов и нефтепродуктов;

      производство асбеста и бетона;

      добыча на рассыпных месторождениях олова, титана, хрома и драгметаллов;

      обрабатывающая металлургия и производство неметаллической минеральной продукции в пределах установленной производительности;

      энергообеспечение электрической мощностью до 250 МВт (на жидком и твердом топливе) и до 500 МВт (на газообразном);

      очистка сточных вод до 20 тыс. м 3 /сут.;

      сбор, обработка и утилизация отходов - ниже установленных норм для определенных классов опасности;

      эксплуатация радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ строго IV и V категорий радиационной опасности, а также атомных станций;

      производство пищевой продукции, а также птицеводство и животноводство - в пределах установленных объемов и мест.

  • III категория (все объекты, не подпадающие под критерии других категорий плюс эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности) - незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Так, наличие сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади, использование вод не только для бытовых нужд, относит объект НВОС к данной категории, даже если в остальном он соответствует критериям IV категории.

    IV категория (например, объекты НИОКР, энергоснабжения с тепловой мощностью до 2 Гкал/ч, многофункциональные комплексы) - минимальное негативное воздействие на экологическую обстановку. Для соответствия данной категории должны выполняться требования:

    • наличие стационарных источников загрязнения окружающей среды с выбросами в атмосферный воздух не более 10 тонн/год. (Перечень загрязняющих веществ установлен распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года № 1316-р);

      отсутствие в составе выбросов веществ I и II классов опасности и радиоактивных веществ. (Классы опасности определены в «ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы»);

      отсутствие производственных сбросов загрязняющих веществ в системы водоотведения и окружающую среду.

Если хозяйствующее лицо не подпадает ни под один из вышеперечисленных критериев, например, на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, то оно не признается объектом НВОС, а, следовательно, его постановка на госучет и внесение в госреестр не требуется, что вытекает из смысла статьи 69 Закона № 7-ФЗ. Если в процессе категорирования объекта НВОС его можно отнести одновременно к нескольким категориям, требуется выбирать категорию с максимальным негативным воздействием на окружающую среду.

Однако следует принимать во внимание, что российское экологическое законодательство находится в состоянии глубокого реформирования в сторону ужесточения требований к объектам хозяйственной деятельности, поэтому меры по обеспечению мониторинга и контроля окружающей среды имеет смысл планировать и предпринимать уже сегодня. Кроме того, в информационном письме от 21 февраля 2017 года № АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» Росприроднадзор предупреждает, что при наличии у собственника (арендатора) нескольких объектов НВОС, отнесенных к одной из первых трех категорий, плата взимается по каждому из них, даже если в их числе есть объекты IV категории. Или, если у хозяйствующего лица в процессе его деятельности образуются отходы, отличные от твердых коммунальных отходов, то оно обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, - об этом говорится в абзаце 2 части 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ и частях 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». И это при том, что объект не подлежит постановке на учет как НВОС и не вносится в госреестр. За твердые коммунальные отходы плату вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, действующие на основании лицензии. Их статус закреплен в статье 1 Закона № 89-ФЗ.

В вопросах постановки объектов НВОС на госучет важно учитывать положения следующих ведомственных приказов:

    Приказ Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 553 (порядок формирования кодов объектов НВОС).

    Приказ Росприроднадзора от 24 ноября 2016 года № 755 (лица, ответственные за включение сведений в госреестр).

    Приказ Росприроднадзора от 24 ноября 2016 года № 756 (методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объекта НВОС на учет);

Федеральный или региональный уровень поднадзорности относится к объекту, а не к хозяйствующему лицу, и в первую очередь он определяется исходя из критериев № 903, которые имеют приоритет над критериями № 1029. Это означает, что если объект НВОС, даже IV категории, хотя бы по одному критерию подпадает под действие постановления Правительства № 903, то он считается объектом федерального экологического надзора и подлежит постановке на госучет соответствующим территориальным органом Росприроднадзора. Одно хозяйствующее лицо может владеть несколькими объектами НВОС различной поднадзорности - федерального или регионального уровня.


Рис. 2. Функциональная схема системы контроля окружающей среды (СКОС)

Производственный экологический контроль, или Нужна ли СКОС на объекте НВОС?

Начиная с 2018 года, на объектах НВОС I категории выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, образующиеся при эксплуатации определенных Правительством РФ видов технических устройств и оборудования, в обязательном порядке подлежат автоматическому контролю системами мониторинга и контроля окружающей среды (СКОС), что определено в пункте 9 статьи 67 Закона № 7-ФЗ. Перечень стационарных источников загрязнения на объектах НВОС I категории, которые должны быть оснащены СКОС, определяется на основании Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля, которые, в свою очередь, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На объектах НВОС более низких категорий рекомендовано использование систем автоматического мониторинга и контроля окружающей среды.

Согласно положениям статьи 67 Закона № 7-ФЗ хозяйствующие лица, ведущие деятельность на объектах НВОС I, II и III категорий, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (программу ПЭК), осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, а также документировать и хранить информацию, полученную в процессе проведения ПЭК.

Программа ПЭК для объектов НВОС I категории, стационарные источники загрязнения на которых планируется оснастить системами автоматического контроля, должна включать программу организации системы автоматического контроля, разработанную на основании проектной документации. Под системой автоматического ПЭК понимаются:

    автоматические средства измерения и учета показателей (объема/массы) выбросов (сбросов) и концентрации загрязняющих веществ;

    технические средства фиксации и передачи информации о показателях выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в органы государственного надзора, в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Согласно пункту 3.1 статьи 67 Закона № 7-ФЗ , в программу ПЭК включаются сведения об оснащении стационарных источников загрязнения объектов НВОС I категории автоматическими СКОС, а также места и сроки установки технических средств, перечень показателей выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, контролируемых автоматикой. Сроки создания СКОС на действующих объектах НВОС не могут превышать 4 года со дня получения комплексного экологического разрешения или его пересмотра.

С 1 июля 2017 года приказом Росстандарта от 15 декабря 2016 года № 1891 введен в действие межотраслевой информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям «ИТС 22.1-2016. Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения», разработанный на основе российской и зарубежной практики ПЭК. В нем отражены:

    подходы к организации ПЭК на отечественных промышленных предприятиях различных отраслей;

    алгоритм отнесения методов ПЭК к наилучшим доступным;

    принципы выбора наилучших доступных методов ПЭК;

    требования к метрологическому обеспечению ПЭК;

    методы анализа и интерпретации результатов ПЭК;

    принципы принятия решений с учетом результатов ПЭК на примере организации работ по установке приборов непрерывного экологического контроля в Москве.

Справочник ИТС 22.1-2016 служит ориентиром для разработки программы организации системы автоматического контроля ПЭК, в частности, в нем выделяются основные принципы выбора наилучших подходов и методов для их включения в программы ПЭК, призывающие учитывать:

    существенность показателя - для выполнения условий комплексного экологического разрешения и подтверждения соответствия установленным требованиям;

    возможность контроля рисков возникновения тяжелых неблагоприятных последствий - при отклонении параметра от нормативного интервала значений;

    технологические процессы с позиции их продолжительности;

    специфику измерений в различных средах;

    метрологические требования;

    обязательность проведения непрерывных измерений;

    период внедрения автоматической СКОС;

    экономическая эффективность, в том числе, для передачи измерений на аутсорсинг.

При разработке программы организации системы автоматического контроля важно не забывать про нормативные правовые акты, регулирующие осуществление производственного экологического контроля (ПЭК) и мониторинга (ПЭМ), соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий государственного контроля (надзора). В первую очередь к ним относятся следующие национальные стандарты и положение:

    «ГОСТ Р 56062-2014. Производственный экологический контроль. Общие положения»;

    «ГОСТ Р 56061-2014. Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля»;

    «ГОСТ Р 56059-2014. Производственный экологический мониторинг. Общие положения»;

    «ГОСТ Р 56063-2014. Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга»;

    Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

Итак, несмотря на то, что осуществлять ПЭК средствами автоматики пока обязаны только хозяйствующие лица, ведущие деятельность на объектах НВОС I категории, владельцам и арендаторам объектов с более низкой категорией настоятельно рекомендуется «присмотреться» к системам автоматического контроля и мониторинга окружающей среды, и, по крайней мере, запланировать их внедрение на предприятии. СКОС могут быть интегрированы с другими автоматическими системами безопасности, а также контролировать экологическое состояние технологического оборудования и рабочих мест на производстве, облегчить взаимоотношения с экологической полицией и надзорными органами по охране труда.

Альянс «Комплексная безопасность» располагает всеми интеллектуальными и техническими ресурсами для проектирования и монтажа систем автоматического контроля и мониторинга окружающей среды ( , температуры, влажности, концентрации газов и т.д.), а также богатым опытом их внедрения на различных предприятиях. Все работы выполняются в строгом соответствии с действующим законодательством. Выбираются решения, наиболее эффективные с позиций экономической целесообразности и выполнения условий комплексного экологического разрешения.


Проект Федерального закона

"О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" (текст по состоянию на 12.04.2017).

Постановление от 28 августа 2015 года №903. Позволит повысить эффективность проведения федерального государственного экологического контроля.

Справка

Внесено Минприроды России.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года №219-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ).

Федеральный закон №7-ФЗ был дополнен статьёй 4.2, в соответствии с которой введено деление объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, на четыре категории. При этом учитываются уровни воздействия: значительное, умеренное, незначительное, минимальное.

Также были внесены изменения в статью 65 Федерального закона №7-ФЗ, в соответствии с которыми перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее – федеральный экологический надзор), определяется на основании критериев, установленных Правительством.

В связи с этим подписанным постановлением утверждены такие критерии.

В соответствии с критериями федеральному экологическому надзору подлежат объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, то есть объекты I категории. Также федеральному экологическому надзору подлежат объекты II категории, на которые выданы комплексные экологические разрешения.

Кроме того, федеральному экологическому надзору подлежат объекты, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, в том числе в пределах российской части Каспийского моря, водно-болотных угодий международного значения.

Также федеральный надзор применяется к объектам, расположенным в границах объектов культурного наследия, отнесённых к особо цененным объектам культурного наследия народов России, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включённых в список Всемирного наследия, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального и местного значения.

На основании критериев к объектам федерального экологического надзора относятся объекты, подлежащие государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, земельному надзору.

Федеральному экологическому надзору также подлежат объекты, обеспечивающие космическую деятельность, приём и отправку воздушных судов, внутренние водные порты, морские порты, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, пункты хранения ядерных и радиоактивных веществ, объекты, обеспечивающие хранение и (или) уничтожение химического оружия.

Кроме того, к критериям отнесена деятельность объектов по утилизации пестицидов и агрохимикатов, выращиванию крупного рогатого скота, а также виды хозяйственной деятельности с использованием оборудования для газификации, производства твёрдых топлив, асбестовых волокон, силикатного кирпича, расплава минеральных веществ.

Принятые решения позволят повысить эффективность проведения федерального государственного экологического контроля.

Время на чтение: 15 мин

Какие объекты негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) - объекты федерального экологического надзора, а какие ОНВОС относятся к объектам регионального экологического надзора?

Для начала: объекты, которые находятся в федеральном экологическом реестре - не могут попадать в проверку регионального экологического надзора. И наоборот...

Объекты, находящиеся в федеральном экологическом реестре сдают отчетность: , в территориальный отдел Росприроднадзора.

Для отнесения своего предприятия по уровню надзора первое что надо сделать это открыть:

Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору".

В соответствии с указанным Постановлением объект подлежит федеральному экологическому надзору, в случае если:

  1. Объект находится:

а) в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

б) в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в) в границах водно-болотного угодья международного значения;

г) в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

д) во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российской части (российского сектора) Каспийского моря.

2. Объект используется в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства.

3. Объект является:

5. На объекте эксплуатируются:

а) ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

б) радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду.

6. На объекте осуществляется деятельность:

А) по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 м и более;

б) по застройке площадей залегания полезных ископаемых и (или) связанная с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения;

в) по утилизации пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению;

Г) по хранению и складированию нефти, продуктов переработки нефти с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более;

д) по хранению пестицидов и агрохимикатов с проектной вместимостью 50 тонн и более;

Е) по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежащей в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

ж) по выращиванию и разведению крупного рогатого скота с проектной мощностью 400 мест и более;

з) по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

7. На объекте осуществляется деятельность с использованием оборудования:

а) для графитизации или производства искусственного графита с проектной производительностью 24 тыс. тонн искусственного графита в год и более;

б) для газификации и сжижения угля, битуминозных сланцев, других твердых топлив с номинальной проектной мощностью 20 МВт и более;

в) для производства обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;

г) для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон, с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более;

д) для производства силикатного кирпича с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более.

Таким образом, если по одному или нескольким перечисленным критериям ваш ОНВОС соответствует, то он относится к объектам федерального экологического надзора.