Все о тюнинге авто

Не являются объектом финансовых правоотношений. Финансовое правоотношение, его субъекты и объекты. Государственный и муниципальный долг

6. Государственное кредитование.

Финансы организаций представляют собой совокупность общественных отношений, возникающих в связи с образова-нием, распределением и использованием децентрализованных фондов наличных и безналичных денежных средств хозяйству-ющими субъектами.

Институт кредитования образуют:

1) отношения, возника-ющие между клиентами и кредитными организациями по пово-ду привлечения, размещения денежных средств;

2) отношения государственного кредита.

Государственный кредит основан на добровольности пла-тежей. Государственный кредит предполагает возможность для государства выступать как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика.

Прежде всего это деятельность государства по получению в кредит (т.е. взаймы) средств от юридических, физических лиц и других государств. Государственное кредитование осу-ществляется через размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевые лотереи. Государственный кредит широко применяется при дефиците бюджета. Облигации государственного займа размещаются на добровольной основе среди населения и юридических лиц.

Государственный кредит - это также и внешние займы государства, когда для покрытия бюджетного дефицита, а иногда и для инвестиционных вложений государство берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглашени-ям или у международных фондов, таких, как Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

Государство в законах о бюджете регулярно предусматри-вает расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом.

Банковский кредит - это сложная многосторонняя деятель-ность, предполагающая как мобилизацию денежных средств, где вся банковская система использует как ресурс для целей кредитования добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, так и расходование средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.

Тема 3 « ФИНАНСОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ».

    Понятие финансового правоотношения и его субъекты

    Объекты финансового правоотношения

    Классификация финансовых правоотношений

  1. Понятие финансового правоотношения и его субъекты.

Субъекты финансового права исполняют финансовые обязан-ности и осуществляют финансовые права, вступая в конкретные финансовые правоотношения.

Финансовое правоотношение - разновидность правового от-ношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще:

- Во-первых , финансовое правоотношение возникает на основе финансово-пра-вовой нормы, следовательно, есть результат действия правовой нормы, или “форма ее реализации”.

- Во-вторых , финансовое пра-воотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркива-ет, что правоотношение в сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.

Кроме того, финансовое правоотношение имеет особые харак-теристики , обусловленные спецификой предмета и метода финан-сово-правового регулирования:

    Финансовое правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и му-ниципальных образований.

    Финансовое правоотношение является формой реализаций публичных интересов в связи с чем оно должно рассматриваться как правовое отношение. Это определено тем, что фи-нансовое правоотношение возникает на основе нормы финансово-го права, которая является средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства.

    Финансовое правоотношение имеет имущественный характер. В качестве имуществен-ных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы). В рамках финансовых правоотно-шений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципальному образо-ванию, а затем - от последних к различным субъектам.

    Финансовое правоотношение в сущности является власть-отношением. Все эти субъекты способны давать властные предписания.

Финансовое правоотношение это обществен-ное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являю-щееся в сущности экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и вы-ражающим публичные интересы.

    Объекты финансовых правоотношений.

В настоящее время в теории права существуют два взгляда на объект правоотношения.

1. объектом правоотношения яв-ляются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

2. главное в определении объекта правоотноше-ния - это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения.

Объект финансового правоотношения это то, на что направлено поведение участников финан-сового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.

Все объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на группы:

1. Отделимые объекты - это такие, кото-рые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

а) налоги; б) сборы; в) бюджетные ассигнования; г) субсидии; Д) бюджетные кредиты; е) бюджетные ссуды; ж) дотации; з) суб-венции; и) свободный остаток прибыли казенных предприятий; к) штрафы, недоимки, пени; л) проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муници-пальных внебюджетных фондов; м) бюджеты (законы и плановые акты) и т.д.

2. Неотделимые объекты - те, которые не зафиксированы в финансово-право-вых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельнос-ти субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания: государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распреде-ления прибыли и т.д.

3. Классификация финансовых правоотношений

Исходя из основных функций права, финансовые правоотно-шения классифицируются на регулятивные и охранительные.

1. Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию ре-гулятивной функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических от-ношений, т.е. закреплять их, упорядочивать деятельность субъ-ектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-право-вых отношений носит характер регулятивных.

2. Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регуля-тивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они производны от регулятивных и их удельный вес относительно неве-лик, хотя в последние годы в связи с бурным развитием налогово-го права они стали занимать более заметное место в системе фи-нансовых правоотношений.

3. Ма териальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, (обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового орга-на - требовать его уплаты; право предприятия обращаться к фи-нансовому органу за получением бюджетного кредита и обязан-ность финансового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение и т.д.)

4. П роцессуальные, соответственно, на основе процессуальных финансово-правовых норм: (по бюджетному процессу; возникающие в ходе производства по делам о налоговых наруше-ниях; возникающие в процессе предоставления налоговых отсро-чек и т.д.)

По видам финансово-правовых институтов финансовые правоотношения подразделя-ются на отношения:

а) по государственному (муниципальному) финансовому контролю;

б) бюджетные;

в) по финансам государст-венных и муниципальных унитарных предприятий;

г) налого-вые;

д) по неналоговым доходам;

е) по государственному внутрен-нему долгу;

ж) по сметно-бюджетному финансированию;

з) по го-сударственному внебюджетному финансированию;

и) по государ-ственному страхованию;

к) по денежному обращению и расчетам;

л) по валютному регулированию.

Финансовые правоотношения могут быть также подразделе- ны на имущественные и неимущественные на основании особенностей их объекта.

Разграничение финансовых правоотношений возможно и по форме их проявлении:

1. Двусторонние финансовые правоотношения реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотно-шения. Большинство финансовых правоотношений - дву-сторонние. К ним относятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, ос-вобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению на-логов и сборов;

2. Многосторонние финансовые правоотношения - участ-вуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивиду-альную волю по рассмотрению проекта бюджета и т.д. (трехсторонними финансовыми правоотношениями яв-ляются правоотношения по бюджетному финансированию бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета).

Тема 4 «Правовое регулирование финансового контроля».

1. Понятие и значение финансового контроля.

Финансовое правоотношение является разновидностью правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы , а значит, оно есть результат действия правовой нормы или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в своей сущности обусловлено государственной волей, интересами государства .

Кроме того, финансовое правоотношение имеет особые характеристики:

  • финансовое правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований ;
  • финансовое правоотношение является формой реализации публичных интересов, поэтому оно рассматривается как публично-правовое отношение;
  • финансовое правоотношение является отношением экономическим.

Особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые формой определенных экономических отношений, имеющих стоимостную форму. В число этих отношений включаются отношения по уплате налогов , сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения по поводу получения бюджетных кредитов и т.д. Что касается других отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (отношений по контролю за использованием финансовых ресурсов, по применению мер государственного принуждения и т.д.), то они определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения;

  • финансовое правоотношение имеет имущественный характер.

В качестве имущественных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы), в наличной и безналичной формах. В рамках финансовых правоотношений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципальному образованию, а затем - от последних к различным субъектам. Однако финансовые правоотношения неоднородны. Среди них выделяют материальные и процедурные (процессуальные). К материальным относятся те отношения, в рамках которых происходит непосредственная передача денежных средств от одних субъектов в распоряжение других. Процедурными (процессуальными) являются отношения, которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованием и т.д. Факт, что процедурные (процессуальные) отношения непосредственно не обслуживают движение денежных средств, не отрицает характеристики финансовых правоотношений во всей совокупности как имущественных, ибо процессуальные отношения конечной целью имеют движение денежных средств. Таким образом, финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств;

  • финансовое правоотношение является властеотношением.

Это обусловлено тем, что оно служит формой реализации финансово-правовой нормы, имеющей императивный характер. Одной из сторон финансового правоотношения всегда является:

а) государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ),
б) муниципальное образование,
в) уполномоченный государством орган, управомоченный давать властные предписания.

Признак властности финансового правоотношения всегда отмечается наряду с его имущественным характером. В связи с этим финансовое правоотношение традиционно характеризуется как властно-имущественное. Властно-имущественный характер финансового правоотношения служит критерием для отграничения его от гражданско- правового отношения. Некоторые административно-правовые отношения также имеют властно-имущественный характер. Например, отношения в связи с наложением и взысканием административных штрафов . В таком случае главным критерием отграничения административно-правового отношения от финансово-правового служит то, что первое возникает в сфере деятельности исполнительных органов власти , а второе - в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, квалифицирующими признаками финансового правоотношения, отграничивающими его от любого другого правоотношения, являются следующие три признака (в комплексе):

  • возникновение и развитие в сфере финансовой деятельности государства или муниципальных образований;
  • властный характер, в связи с чем одной из сторон правоотношения всегда является государство, уполномоченный государством орган или муниципальное образование;
  • имущественный характер.

Финансовое правоотношение - это общественное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являющееся, в сущности, экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы.

Важнейший элемент финансового правоотношения - его субъекты. Субъекты финансового правоотношения - это лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей и прав . Субъект финансового правоотношения связан с субъектом финансового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансового правоотношения.

В большинстве случаев субъект финансового права и финансового правоотношения совпадают в одном лице. Например, физическое лицо , организация, реализовав свою финансовую правосубъектность, становятся субъектами финансового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения не совпадают в одном лице. Это имеет место главным образом тогда, когда государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ) как субъект финансового права вступает в финансовое правоотношение. Российская Федерация в целом, а также ее субъекты, будучи субъектами финансового права, вступая в конкретное финансовое правоотношение, выступают в лице определенного государственного органа . При этом как субъекты финансового права они обладают финансовой правосубъектностью, которая очерчивается их компетенцией. В конкретном финансовом правоотношении дееспособность Российской Федерации или субъекта РФ приходится на долю представляющих их государственных органов.

Однако тот орган, на долю которого приходится финансовая дееспособность Российской Федерации или субъекта РФ, не является одновременно деликтоспособным. Деликтоспособностью в финансовых правоотношениях с участием государства обладает только государство в целом или субъект РФ. К примеру, ответственность за излишнее взыскание налогов и сборов несет не Федеральная налоговая служба, на которую непосредственно возлагается взыскание налогов, а Российская Федерация и ее субъекты своей казной. При этом, конечно, они выступают в лице тех органов, которые являются держателями казны РФ и, соответственно, субъектов РФ.

Объекты финансового правоотношения

Абсолютные (односторонне индивидуализированные) - это правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый. Так, к абсолютным финансовым правоотношениям можно отнести правоотношения по установлению налогов и сборов, по выпуску внутренних государственных займов.

По характеру финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, а процессуальные, соответственно, на основе процессуальных финансово-правовых норм. К материальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового органа - требовать его уплаты; право предприятия обращаться к финансовому органу за получением бюджетного кредита и обязанность финансового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение; и т.д. К процес-суальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения по бюджетному процессу, по налоговому процессу и т.д.

Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних.

Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. По этому критерию финансовые правоотношения подразделяются на отношения:

  • по государственному (муниципальному) финансовому контролю ;
  • бюджетные;
  • по финансам государственных и муниципальных унитарных предприятий ;
  • налоговые;
  • по неналоговым доходам ;
  • по государственному внутреннему долгу;
  • по бюджетным расходам ;
  • по расходам из государственных внебюджетных фондов;
  • по государственному страхованию ;
  • по денежному обращению и расчетам;
  • по валютному регулированию.

Финансовые правоотношения на основании особенностей их объекта могут быть подразделены на:

  • имущественные;
  • неимущественные.

Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция: налог, трансферт и т.д. В число имущественных финансовых правоотношений входят отношения по уплате налогов и сборов в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; по расходам бюджетов; по уплате неналоговых платежей и др.

Объектом неимущественных финансовых правоотношений является: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.Неимущественными финансовыми правоотношениями являются отношения по бюджетному процессу, налоговому процессу, установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и т.д.

Имущественные отношения могут быть подразделены на вещные и обязательственные. Вещные финансовые правоотношения являются результатом финансово-правового регулирования отношений собственности , а обязательственными - налоговые отношения.

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. В связи с этим они подразделяются на:

  • простые
  • сложные.

Сложные финансовые правоотношения преобладают в финансовом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения. В каждом структурно сложном финансовом правоотношении может быть выделено основное финансовое правоотношение и производные.

Основное финансовое правоотношение создает конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. Так основным в налоговом правоотношении являются правоотношение по уплате налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В качестве производного может быть названо правоотношение по предоставлению налоговой отсрочки (рассрочки), правоотношение по осуществлению камеральной налоговой проверки и т.д.

Что касается сложного процессуального правоотношения, то здесь основным правоотношением может считаться то, на котором строится вся структура (или часть) финансового процесса. Например, в бюджетно-процессуальном правоотношении в качестве основных могут быть выделены несколько правоотношений на различных стадиях бюджетного процесса, которые дают «завязку» всем остальным право-отношениям, возникающим на этих стадиях. Например, на стадии рассмотрения проекта бюджета в качестве основного может рассматриваться правоотношение между Правительством РФ и Государственной Думой по поводу передачи проекта бюджета на рассмотрение в Государственную Думу.

В последние годы в финансовом праве стало появляться все больше правоотношений договорного типа. Например, заключается договор при предоставлении налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, при предоставлении бюджетного кредита и т.д. Однако договорная форма финансовых правоотношений не меняет юридически неравного положения сторон таких правоотношений. Налоговый орган всегда принимает управленческое решение о предоставлении соответствующему субъекту налогового кредита, а договор - лишь своего рода разъяснение к такому решению. Договорные отношения в финансовом праве также являются отношениями вертикальными.

Горизонтальные финансовые правоотношения — явление достаточно редкое. Например, это отношения между налоговым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного прекращения действия договора о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ). Равным образом, горизонтальными являются отношения между налоговым и финансовым органом при согласовании вопроса о принятии решения об изменении срока уплаты налога (п. 2 ст. 63 НК РФ).

Возможна классификация финансовых правоотношений и по форме их проявления на:

  • двусторонние
  • многосторонние.

Двусторонние реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотношения. В многосторонних финансовых правоотношениях участвуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивидуальную волю. Большинство финансовых правоотношений - двусторонние. К ним относятся правоотношения по финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, освобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению налогов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д. Однако в финансовом праве имеют место и многосторонние правоотношения. Так, трехсторонними являются правоотношения по бюджетному финансированию. В качестве одной стороны этого правоотношения выступает Федеральное казначейство (на уровне федерального бюджета), которое выделяет бюджетные ассигнования, а другой стороной является главный распорядитель бюджетных средств (министерство, ведомство и т.д.), которому выделяются бюджетные средства, а третья сторона - это банк, через который непосредственно финансируется распорядитель бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета.

Отмечая существование в финансовом праве многосторонних финансовых правоотношений, очень важно различать такие понятия, как стороны финансового правоотношения и субъекты финансового правоотношения . Любая сторона финансового правоотношения может быть представлена несколькими субъектами. В финансовом праве возможны ситуации, когда в двустороннем финансовом правоотношении на одной стороне может быть несколько субъектов. Однако отличительной чертой многосторонних финансовых правоотношений от двусторонних с множеством субъектов является то, что в многостороннем правоотношении каждый субъект выражает индивидуальную волю, а в двустороннем правоотношении со множеством субъектов эти субъекты на одной стороне выражают единую волю.

Объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в ее распоряжении и охраняемым государством. Объекты финансовых правоотношений разнообразны. Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой финансово-правовой норме.

Объектом могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта финансового права: вещи, деньги, ценные бумаги, работа, услуги, доход, добавленная стоимость и др. Например, по финансовому законодательству централизованные и децентрализованные финансы – объект имущественных финансовых правоотношений; по банковскому законодательству для банков объект – ценные бумаги, выпуск и использование которых используются для извлечения прибыли; по законодательству о налогах и сборах объектом являются налоги, которые исчисляются и уплачиваются в бюджет физическими и юридическими лицами.

В качестве объектов могут быть и действия людей (работа, услуги и т.п.). Например, объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности:

  • а) с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности; риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам);
  • б) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

При совершении противоправных действий осуществляется посягательство на материальные или нематериальные блага. В целях защиты субъективного права в отношении соответствующих объектов компетентные органы принимают индивидуальные решения в рамках охранительных правоотношений. Например, решения о взыскании налогов и сборов, об отзыве лицензии у банка за нарушение ведения банковских операций, о привлечении к ответственности по итогам выездной налоговой проверки за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Субъекты финансовых правоотношений – это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. Следовательно, субъектом финансового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть юридические и физические лица и, как исключение, социальные общности.

Статус субъекта (участника) финансового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно нрава.

Субъекты финансового правоотношения имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют планомерное аккумулирование, распределение и использование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных целях, т.е. обладают правосубъектностью в финансовой сфере.

Финансовая правосубъектность – предусмотренная нормами финансового права способность (возможность) быть участником финансовых правоотношений.

Финансовая правосубъектность представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов: финансовой правоспособности и финансовой дееспособности. Финансовая правоспособность – это предусмотренная нормами финансового права способность субъекта иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные финансово-правовыми актами. Возникает она с момента рождения и прекращается смертью физического лица. Финансовая дееспособность – предусмотренная нормами финансового права способность и юридическая возможность субъекта самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Для физического лица характеризуется достижением определенного возраста и возможностью самостоятельно отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Финансовая правосубъектность, таким образом, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов финансовых правоотношений в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансово-правового статуса.

Финансово-правовой статус – установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.

Основная часть субъектов финансовых правоотношений – физические лица. К ним относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Финансово-правовой статус физических лиц включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и нормах финансового права. Например, статус налогоплательщика физическое лицо получает при наличии имущественных благ (при получении дохода, приобретении в собственность движимого и недвижимого имущества).

Среди субъектов финансового права – физических лиц – выделяются особые группы – индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В финансово-правовых отношениях индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, субъектами банковских и расчетных правоотношений. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и, как следствие, установление государственного контроля за подобной деятельностью позволяют индивидуальным предпринимателям приобретать статус аудиторов, получать лицензии на проведение отдельных валютных операций, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и т.д.

Понятие "финансовые резиденты" нормативно не определено, однако применяется налоговым и валютным законодательством и служит важным элементом правового статуса участников финансовых отношений. По общему правилу, налоговыми и валютными резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Физические лица вступают в различные финансовые правоотношения как напрямую, так и опосредованно. Наибольшее число индивидуальных субъектов участвует в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях.

Юридические лица как субъекты финансовых отношений характеризуются специальной правосубъектностью.

Специальная правосубъектность организаций в финансовой сфере выражается в их компетенции, т.е. совокупности полномочий, прав, обязанностей, которыми наделены организации для осуществления своих функций, достижения поставленных перед ними целей. Организации различаются по компетенции, закрепленной в нормативных актах: законе, уставе, положении и т.п.

Организации могут быть государственными и негосударственными.

Как субъекты финансовых правоотношений они могут быть подразделены па следующие группы.

Первая группа. Государство в целом. Российская Федерация и субъекты РФ могут быть участниками финансовых правоотношений.

Применительно к финансовому праву государство в целом является субъектом относительно: материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных налогов и сборов; взимания налогов; возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы; государственного кредита; денежной эмиссии; валютного регулирования. Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве суверена казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так и отдельно (например, в отношении денежной эмиссии или государственного кредита). Российское государство – субъект финансового права не только в целом, но и посредством субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансового права также в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в отношениях по поводу государственного кредита.

Вторая группа. Органы государства, выполняющие функции управления и принуждения, обладающие властными полномочиями в сфере финансов и финансовой деятельности (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Они выступают субъектами финансовых отношений при распределении бюджетных средств, проведении финансового контроля, выдаче кредитов. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, органы управления в финансовой сфере (Минфин России, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

Третья группа. Государственные и муниципальные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Государственные и муниципальные предприятия осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Этот Федеральный закон определяет в соответствии с ГК РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Четвертая группа. Муниципальные образования. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет муниципальное образование как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, т.е. быть субъектом финансового права.

Муниципальное образование является субъектом финансового права относительно: формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования, контроля за исполнением данного бюджета; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; выпуска муниципальных займов; финансовой деятельности муниципальных предприятий. Права и обязанности муниципальных образований как субъектов финансового права от их имени реализуют соответствующие органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.

Пятая группа. Общественные объединения. К ним относятся общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии. Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации задач и целей, ради которых они созданы. Многие из них признаются в качестве юридических лиц, следовательно, выступают в качестве субъектов финансово-имущественных правоотношений.

Организация и деятельность общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Предметом регулирования этого Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию общественных объединений.

Шестая группа. Коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация – юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческая организация – юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Российское законодательство допускает создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

При изучении любого правоотношения в юридической науке уделяется значительное внимание их классификации по различным основаниям, поскольку это связано с углублением познания сущности изучаемого явления и позволяет наиболее детально охарактеризовать категория правоотношения и представить полную картину явления.

Как и финансово-правовые нормы финансовые правоотношения весьма многообразны, что предопределяет их обширную классификацию.

Исходя из функций, выполняемых нормами права, финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные налоговые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений. С помощью данного вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических отношений, т.е. закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-правовых отношений является регулятивной.

Охранительные финансовые правоотношения обозначают правовую связь между государством в лице специального органа и правонарушителем в процессе выявления факта нарушения финансового законодательства, а также применения к нарушителю санкций и иных мер финансово-правового принуждения. Охранительные финансовые правоотношения выполняют обеспечительную функцию, способствуя реализации регулятивных финансовых правоотношений.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние подразделяются на материальные и процессуальные.

Кматериальным относятся правоотношения, возникающие на основе материальных финансово-правовых норм, и определяющие объективную связь между субъектами, участвующими в финансовой деятельности государства посредством закрепления соответствующих прав и обязанностей (например, обязанности налогоплательщика уплачивать налог и права налогового органа требовать его уплаты).



Процессуальные финансовые правоотношения, являясь вторичными по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних и отражают юридически-процессуальную форму финансовой деятельности государства, которая преломляется в соответствующие направления в виде, например, бюджетного процесса.

По своему характеру финансовые правоотношения классифицируются на абсолютные и относительные. Абсолютными правоотношениями являются те, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный или относительно определенный круг лиц (например, отношения между государством и налогоплательщиками, в которых государственные органы вправе требовать уплаты налоговых платежей от неограниченного круга плательщиков). Относительными финансовые правоотношения являются те, в которых управомоченному лицу противостоит определенный носитель финансовой обязанности (например, при осуществлении финансового контроля складываются отношения между специально уполномоченным государственным органом и проверяемым субъектом).

В зависимости от сфер финансовой деятельности государства финансовые правоотношения могут быть классифицированы на бюджетные, налоговые, в области государственного страхования, государственного кредита, финансовые правоотношения по поводу государственных расходов, регулирования денежного обращении, расчетов, в сфере валютного регулирования

Финансовое правоотношение является сложным общественным отношением, складывающимся из ряда элементов, образующих его состав. В структуру финансовых правоотношений включаются следующие элементы: субъект; объект; содержание.

Субъект финансового правоотношения - это индивидуально определенный участник конкретного правоотношения, являющийся носителем финансовых прав и обязанностей. В юридической науке существуют две противоположные точки зрения на соотношение понятий «субъект права» и «субъект правоотношения». С.Ф. Кечекьян полагал, что эти понятия тождественны: «Становясь обладателем определенных прав, лицо только реализует ту способность, которая ему была присуща и раньше, и не приобретает никаких новых качеств, кроме тех, которые целиком связаны с содержанием приобретаемых им прав и возлагаемых на него обязанностей… Таким образом, под субъектом права следует понимать: лицо, а) участвующее или б) могущее участвовать в правоотношении. Поскольку под субъектом права понимается лицо, могущее быть участником правоотношения, понятие это сливается с понятием правоспособности» [Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1958. С. 84 ]. В настоящее время более распространена иная трактовка, согласно которой категория «субъект права» считается шире категории «субъект правоотношения», так как помимо области реализации права включает в себя такую характеристику лица, которая предопределяет саму возможность его участия в правоотношении, о чем писала еще Р.О. Халфина [Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юридическая литература, 1974. С. 114 ].

Вступая в конкретное финансовое правоотношение, субъект финансового права приобретает новые свойства, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в них. Следовательно, понятие «субъект финансового права» по своему объему больше, чем понятие «субъект финансового правоотношения» в русле трансформации возможности в действительность, которая происходит при переходе субъекта финансового права в субъект финансового правоотношения. В то же время не стоит противопоставлять данные категории, которые соотносятся как общее и частное. Понятия «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения» взаимосвязаны, поскольку, как правило, субъекты финансового права становятся субъектами финансовых правоотношений при реализации своих юридических прав и обязанностей.

В юридической литературе существует универсальная классификация субъектов права, в соответствии с которой они подразделяются на три основные группы: 1) индивиды; 2) организации; 3) общественные (общественно-территориальные) образования [Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 Т. М.: Юридическая литература, 1982. Т. 1. С. 147 ]. Однако в каждом конкретном правовом образовании деление субъектов права имеет свою специфику.

В рамках финансово-правовой литературы субъекты финансового права, как правило, классифицируются следующим образом: государство и его территориальные подразделения; коллективные субъекты и индивидуальные субъекты [Химичева Н.И. Субъекты финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд. М., 2003. С. 72 ].

Анализ белорусского законодательства позволяет сделать вывод, что субъектами финансового права (участниками финансовых правоотношений) являются: Эту классификацию обдумать еще раз, может налоговые агенты, банки – участвующие и способствующие осуществлению финансовой деятельности госдурства.

Республика Беларусь и ее территориальные образования;

Президент Республики Беларусь;

Органы государственной власти Республики Беларусь (законодательные и исполнительные органы);

Органы специальной компетенции, осуществляющие финансовую деятельность государства (Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и др.);

Органы управления государственными внебюджетными фондами (Правление Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь);

Бюджетные учреждения;

Субъекты хозяйствования;

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства;

Каждый из перечисленных выше участников финансовых отношений в процессе осуществления финансовой деятельности государства обладает определенными финансовыми правами и несет соответствующие финансовые обязанности, что в совокупности позволяет эффективным образом государству формировать, распределять и использовать соответствующие денежные фонды.

Объекты финансовых правоотношений -то, по поводу чего возникают финансовые правоотношения, т.е. то, на что направлено поведение его участников.

Необходимо отметить, что в юридической науке вопрос об объекте правоотношения является дискуссионным, что предопределило параллельное существование двух теорий. Согласно монистической теории (О.С. Иоффе, Ю.К. Толстой, Н.Д. Егоров, П.Ф. Егоров), единственным объектом правовых отношений может выступать только человеческое поведение. Сторонники плюралистической теории (А.П. Дудин, М.С. Шаргородский, В.С. Основин, В.П. Божьев) признают объектами правоотношений как объекты материального мира (имущество, деньги и т.д.), так и результаты поведения участников правоотношений (например, перечисление налогового платежа).

В теории права принято давать определенную классификацию объектов правоотношения, которыми могут быть: материальные блага (вещи, предметы, ценности); нематериальные личные блага (жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности и т.п.); поведение, действия субъектов и их результаты; продукты духовного творчества; ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, деньги, паспорта, дипломы и т.п.) [Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова. М., 2001., с. 530 ].

Вопрос о классификации объектов финансового правоотношения широко не изучен, в связи с чем трудно говорить о научных позициях по этому поводу. Отчасти распространена точка зрения М.В. Карасевой, которая подразделяет объекты финансового правоотношения на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения. Отделимые объекты – это объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира (налоги, сборы, бюджетные ассигнования, субсидии, дотации, проекты бюджетов и др.). Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания (финансовый контроль и др.) [Карасева М.В. Объекты финансового правоотношения // Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. 2-е изд. М., 2006. С. 136 ].

Некоторые ученые поднимают вопрос о необходимости наряду с понятием «объект финансового правоотношения» выделять категорию «предмет финансового правоотношения». Так М.В. Карасева под объектом финансового правоотношения понимает то, на что направлено поведение его участников, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей, а под предметом вышеуказанным автором понимается тот «предмет», с которым «работает» субъект правоотношения в целях достижения объекта своего интереса. При этом в большинстве случаев объект и предмет финансового правоотношения совпадают, однако иногда есть смысл рассматривать их отдельно [Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 145-146 ]. В научно-методологическом аспекте, развивая данную мысль О.А. Дмитрик предлагает под объектом финансовых правоотношений признавать централизованные и децентрализованные фонды средств, а предметом – финансовые ресурсы (денежные средства), которые поступают в соответствующие фонды в форме различного рода платежей – трансфертов, налогов, сборов, кредитов и т.д. [Дмитрик О.А. Централизованные и децентрализованные фонды как объекты финансовых правоотношений // Финансовое право. 2004. № 6. С. 45 ].

Объекты финансовых правоотношений весьма многообразны. Как правило, о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, так как они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых речь идет в самой правовой норме.

Для выявления сути финансовых правоотношений необходимо уяснить их юридическое содержание, котороераскрывается через субъективные права и обязанности их участников.

Отличительной чертой субъективных прав является мера поведения, обеспечиваемая не только законом, но и обязанностями других участников правоотношений. Содержание финансовых правоотношений всегда проявляется в корреспонденции прав и обязанностей их участников. Субъективному финансовому праву всегда соответствует субъективная финансовая обязанность. Субъективное право участника финансовых правоотношений является средством удовлетворения его интересов путем совершения определенных юридических действий, требований и притязаний. В свою очередь, юридическая обязанность участника финансовых правоотношений выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, причем такая мера соответствует субъективному праву другой стороны финансового правоотношения.

  • Счетная палата Российской Федерации Председатель Степашин Сергей Вадимович
  • 4.Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов
  • 5.Контроль за федеральными внебюджетными фондами
  • 6.Контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью
  • 7. Контроль за банковской системой
  • Предоставление информации по запросам Счетной палаты
  • Представление Счетной палаты
  • Предписание Счетной палаты
  • Полномочия инспекторов Счетной палаты при проведении проверок и ревизий
  • Комитеты и комиссии Совета Федерации
  • Совет Федерации образует:
  • Комитеты и комиссии Государственной Думы Федерального Собрания
  • Комитеты Государственной Думы
  • Государственная Дума образует следующие комитеты:
  • Комиссии Государственной Думы
  • Основными направлениями деятельности Комиссии являются:
  • Комиссия имеет право:
  • Президент рф Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Администрация Президента Российской Федерации
  • Правительство рф
  • Общие полномочия Правительства Российской Федерации
  • Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики
  • Пример агента Правительства:
  • Органы исполнительной власти
  • Указ Президента рф от 09.03.2004 n 314 (ред. От 22.06.2010) "о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное министерство:
  • Федеральная служба (служба):
  • Под функциями по контролю и надзору понимаются:
  • Федеральное агентство:
  • Постановление Правительства рф от 30.06.2004 n 329 "о министерстве финансов российской федерации"
  • По вопросам своей компетенции Минфин России
  • Положение о федеральном казначействе (Казначейство России)
  • II. Полномочия
  • Федеральная налоговая служба
  • Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
  • 1. Осуществляет контроль и надзор за:
  • 2. Выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:
  • 3. Осуществляет:
  • 4. Регистрирует в установленном порядке:
  • 5. Ведет в установленном порядке:
  • 9. Устанавливает (утверждает) формы документов:
  • Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
  • Организация деятельности
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
  • 3. Осуществляет:
  • Федеральная служба по финансовым рынкам Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации
  • Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
  • Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам в сфере страховой деятельности (страхового дела) являются:
  • 1) Контроль и надзор за:
  • 3) Проведение аттестации страховых актуариев;
  • 4) Ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу находится в ведении Правительства Российской Федерации.
  • Федеральная таможенная служба находится в ведении Правительства Российской Федерации
  • Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
  • Банк России выполняет следующие функции:
  • Банк развития "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Создан в 2007 году
  • Внешэкономбанк для достижения целей своей деятельности реализует следующие основные функции:
  • 4. Понятие и значение отрасли российского финансового права 2010.
  • 1. Государственной заинтересованности в отдельном регулировании определённой группы общественных отношений.
  • 2. Самостоятельного предмета.
  • 3. Специфичного метода правового регулирования.
  • 1. Государственная заинтересованность в отдельном правовом регулировании финансовых отношений
  • 2.Наличие собственного предмета правового регулирования
  • 1. Устойчивостью и повторяемостью, что даёт возможность законодателю чётко фиксировать правоотношения субъектов.
  • 2. Способностью к внешнему правовому контролю.
  • 3. Нахождением в правовом поле, то есть под юристдикцией государства.
  • 3. Наличие собственного метода правового регулирования
  • В развитии финансового можно видеть следующие наиболее существенные направления.
  • 2. Финансовое право в системе отраслей российского права
  • Соотношение с другими отраслями права
  • 3. Система финансового права Российской Федерации
  • Раздел I. Правовой режим государственных и местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных денежных фондов.
  • 5. Наука финансового права перераб. 2003
  • 1. История развития науки финансового права в России
  • 2. Понятие науки и курса финансового права, их соотношение
  • 3. Методология науки финансового права
  • 4. Задачи науки финансового права
  • Понятие и особенности финансово-правовых норм, субъекты финансового права перераб. 2003
  • Норма финансового права обладает своими особенностями
  • Классификации финансово-правовых норм
  • 7. В зависимости от особенностей предмета финансово-право­вого регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.
  • Действие финансово-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Понятие субъекта финансового права
  • Российская Федерация и субъекты рф как субъекты финансового права
  • Муниципальные образования как субъекты финансового права
  • Понятие финансового правоотношения перераб. 2003
  • Элементы финансового правоотношения
  • Объект финансового правоотношения.
  • 2.) Государство дает субъекту право, посредством реализации которого финансовое правоотношение может быть прекращено односторонним волеизъявлением управомоченного лица.
  • Виды финансовых правоотношений
  • 1. Понятие и значение финансового контроля в Российской Федерации
  • 2. Виды и органы финансового контроля
  • Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц
  • Права и обязанности резидентов и нерезидентов
  • 6. Аудиторский финансовый контроль
  • 9. Организационно-правовые формы и методы осуществления государственного и муниципального финансового контроля Перераб 2010
  • I. Формы контроля
  • Правоприменительные акты (2 разновидности)
  • Правотворческие акты
  • Методы финансового контроля
  • 4. Вопросы совершенствования государственного и муниципального финансового контроля в современной России
  • 10. Финансы и финансовая деятельность развитых зарубежных стран Перераб 2003
  • 11. Финансово-правовая ответственность Перераб 2004
  • 1. Понятие финансово-правовой ответственности по российскому праву
  • Уголовная
  • Гражданская
  • Административная
  • 2. Финансовое правонарушение и его состав
  • 3. Финансово-правовые санкции в системе мер ответственности
  • 1. Бюджетное право российской федерации Перераб 15.09.2011
  • 1. Понятие бюджетного права.
  • 2. Понятие бюджета, структура его доходов и расходов. Бюджетный дефицит. Бюджетная классификация
  • 1. К признакам бюджета как экономической категории следует отнести такие характеристики как:
  • 2. Материальная характеристика государственного, муниципального бюджета как особого фонда денежных средств обусловлена такими качествами как:
  • 3. Политико-правовые (публичные) качества бюджета обусловлены следующими особенностями:
  • 3. Бюджетное устройство рф. Бюджетная система рф, ее структура.
  • Виды бюджетных прав
  • Бюджетные полномочия
  • 1. Общие бюджетные полномочия органов всех ото
  • 2. Бюджетные полномочия рф и субъектов рф
  • Распределяются между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов рф, муниципальными бюджетами
  • II. Бюджеты субъектов рф
  • III. Бюджеты муниципальных образований (всё вступает в силу с 1 января 2006 г.)
  • II. К неналоговым доходам относятся:
  • 5. Средства самообложения граждан;
  • 6. Иные неналоговые доходы.
  • III. К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
  • Межбюджетные трансферты
  • 3. Финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;
  • 4. Иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
  • 3. Иные межбюджетные трансферты;
  • 1. Финансовой помощи из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений в соответствии со статьей 142.1 бк;
  • Расходы бюджетов
  • Бюджетные ассигнования
  • 4. Осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • Дефицит бюджетов
  • 2. Бюджетный процесс перераб. 15.09.2011 г. Понятие бюджетного процесса и его принципы
  • Выделяют:
  • I. Стадия бюджетного планирования
  • 1. Составление проекта бюджета
  • Глава 20. Основы составления проектов бюджетов
  • Основные этапы составления проекта федерального
  • Бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных
  • Фондов Российской Федерации на очередной финансовый год
  • И плановый период
  • Подготовка проектов федеральных законов о федеральном
  • Планирование бюджетных ассигнований вступают в силу с 01.01.2009 г.
  • Глава 21. Основы рассмотрения и утверждения бюджетов
  • II. Стадия исполнения бюджета
  • Глава 24. Основы исполнения бюджетов
  • III. Стадия отчета об исполнении бюджета составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности российской федерации
  • 3) Кода подвида доходов (4 знака)
  • 4) Кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (3 знака).
  • 2) Кода раздела (2 знака), подраздела (2 знака), целевой статьи (7 знаков) и вида расходов (3 знака);
  • 3) Кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.(3 знака)
  • II. Система государственных и муниципальных доходов
  • 2. По территориальному уровню доходы подразделяются на:
  • 5. С учетом отношений собственности можно говорить
  • I. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
  • А.) Доходы бюджетов
  • 5. Средства самообложения граждан;
  • 6. Иные неналоговые доходы. Б.) Доходы внебюджетных фондов
  • Особой разновидностью неналоговых доходов являются таможенные пошлины и сборы
  • По уплате таможенных платежей существуют льготы:
  • II. Государственный и муниципальный кредит и страхование
  • В России страховые фонды создаются различными мето­дами: централизованным и децентрализованным.
  • III. Налоговые доходы (налоговое право) Налоги, их понятие и роль
  • Понятия пошлины и сбора
  • Роль налогов в обществе и государстве
  • 5. Платежи за пользование природными ресурсами
  • Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых
  • 3,8 Процента при добыче калийных солей;
  • 17,5 Процента при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • 2. Кроме того существуют иные обязательные платежи за пользование недрами (в ред. 18.07.2011 г.)
  • 1. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии
  • 2. Регулярные платежи за пользование недрами
  • 3. Сбор за участие в конкурсе (аукционе)
  • Глава 25.2. Водный налог
  • 1) Забор воды из водных объектов;
  • 2) Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • 3) Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • 4) Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
  • Порядок исчисления налога
  • Порядок и сроки уплаты налога
  • Налоговая декларация
  • Глава 31. Земельный налог
  • 0,3 Процента в отношении земельных участков:
  • Плата за пользование лесным фондом
  • I. Арендная плата
  • 1. За единицу объема древесины лесных насаждений в рублях за кубический метр и зависят от:
  • II. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
  • Глава 25.1. Нк «сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» (с 2004 года появился)
  • Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
  • 6. Размеры валютного, процентного и иных рисков.
  • Правовые основы расчетов
  • 2. Формы безналичных расчетов
  • 10. Валютный контроль и валютное регулирование
  • Правовые основы организации денежной системы и безналичных расчётов
  • Глава II. Эмиссия наличных денег
  • Денежно-кредитная политика
  • Глава III. Расчеты
  • 12. Правовые основы становления и развития денежной системы (лекция перераб 2011)
  • Реформа 1961 года
  • Российский рубль
  • Объект финансового правоотношения.

    Вопрос об объекте правоотношения долгое время в теории права являлся одним из наиболее дискуссионных . Се­годня в связи с достаточно обширным исследованием этого вопроса как в теории права, так и в отраслевых юридических науках на­учные взгляды на объект правоотношения более или менее опре­делились .

    В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения .

    Согласно первой позиции , выражен­ной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются ма­териальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляе­мое в рамках их прав и обязанностей 1 .

    Согласно второй позиции , главное в определении объекта пра­воотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его инте­ресами определяется объект правоотношения (интерес управомоченного). Среди представи­телей этой точки зрения - В.А. Мицкевич и С.С. Алексеев. С.С. Алексеев также считает, что «крут объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного». Однако он отмечает, что на объект правоотношения на­правлены либо активные действия обязанного лица (в правоотно­шениях активного типа), либо активные действия управомоченного лица (в правоотношениях пассивного типа) 4 .

    Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на цивилистическую модель правоотношения, где реализуются частные интересы различных субъектов, т.е. интересы микроу­ровня. И, следовательно, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лица .

    Что же касается публично-правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно очертить объект правоотношения через интерес управомоченного лица.

    В частнос­ти, в финансовом правоотношении часто трудно бывает четко ус­тановить, какая сторона правоотношения является управомочен­ной, а какая - обязанной . Как известно, одной из сторон финан­сового правоотношения является всегда государство (муници­пальное образование) или уполномоченный Государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко слива­ются с правами , выражаясь в едином полномочии (Н.И. Химичева) 1 .

    Более того, в ряде случаев, как показывает анализ законо­дательства, право государственного органа одновременно сформу­лировано и как его обязанность . Например, согласно ст. 31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная, в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о нало­гах и сборах. Поэтому трудно однозначно утверждать, что опре­деляет объект контрольного правоотношения с участием налого­вого органа: интерес управомоченного или обязанного лица.

    Вмес­те с тем даже в тех случаях, когда управомоченная и обязанная стороны финансового правоотношения строго определены , нельзя отрицать тот факт, что объект финансового правоотношения удов­летворяет интересам не только управомоченной, но и обязанной стороны . Примером может являться финансовое правоотношение по уплате сборов . Если рассматривать конкретную ситуа­цию, то трудно сказать, кто более заинтересован в уплате госпош­лины, например в связи с подачей искового заявления в суд: го­сударство как управомоченная сторона правоотношения либо гражданин как обязанная сторона. Дело в том, что такое конкрет­ное финансовое правоотношение возникает по инициативе обязан­ной стороны , т.е. гражданина, которому в связи с подачей иско­вого заявления в суд необходимо уплатить госпошлину. В связи с этим если объектом данного правоотношения считать госпош­лину, то он в первую очередь удовлетворяет интерес обязанной стороны правоотношения, которая без уплаты госпошлины не имеет возможности подать исковое заявление в суд.

    Итак, под объектом, финансового правоотношения следует по­нимать то, на что направлено поведение участников финансо­вого правоотношения, детерминированное их интересами в рам­ках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей .

    Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны .

    Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм , ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой правовой норме .

    Однако в ряде случаев объект правоотношения непосредственно не зафик­сирован в финансово-правовой норме и может быть выделен лишь в абстракции , т.е. логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не рег­ламентируются (С.С. Алексеев).

    В связи с этим, все объекты фи­нансовых правоотношений могут быть подразделены на две груп­пы : отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

    1. Отделимые объекты - это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вы­текают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира . К отделимым объектам финансовых правоотношений относят­ся: а) налоги, б) сборы, в) пошлины, г) бюджетные ассигнования, д) субсидии, е) бюджетные кредиты, ж) бюджетные ссуды, з) до­тации, и) субвенции, к) 50% прибыли Центрального банка РФ, л) свободный остаток прибыли казенных предприятий, м) штра­фы, недоимки, пени, н) проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципаль­ных внебюджетных фондов, о) бюджеты (как законы и плановые акты) и т д.

    2. Неотделимые объ­екты - это те, которые не зафиксированы в финансово-право­вых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания. К неотделимым объектам финансовых правоотношений отно­сятся: государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распреде­ления прибыли и т.д.

    Особенности прав и обязанностей субъектов финансового правоотношения

    Права и обязанности субъектов финансового правоотношения образуют юридическое содержание правоотношения . В финансо­вых правах и финансовых обязанностях, в их особенностях, вза­имосвязях раскрывается «заряд» финансового правоотношения, т.е. возможности и пределы активности субъектов финансового правоотношения.

    Права и обязанности субъектов финансового правоотношения во многом зависят от того, к какому виду правоотношения оно относится - к регулятивному или охранительному , ибо регуля­тивные и охранительные правоотношения отличаются друг от друга «по содержанию субъективных прав и обязанностей, по их соотношению между собой».

    Основная масса финансовых правоотношения является регу­лятивными , ибо главная задача финансово-правового регули­рования - непосредственное упорядочение, закрепление и раз­витие финансовых отношений с участием государства.

    Однако ох­ранительным правоотношениям также принадлежит весьма су­щественная роль в финансово-правовом регулировании, ибо за­дача непосредственного упорядочения финансовых правоотноше­ний не всегда может быть успешно решена. Для ее разрешения нередко приходится прибегать к мерам государственного при­нуждени я.

    1. Пра­воотношения активного типа складываются на основе обязыва­ющих норм и характеризуются тем, что активный центр право­отношения находится в юридической обязанности .

    2. Регулятивные правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотноше­ния находится в субъективном праве .

    3. Регулятивные правоотношения со сложной структурой. Охватывают в неразрывном единстве комплекс субъектив­ных прав и обязанностей, причем каждый из субъектов наделен одновременно и правами, и обязанностями .

    Основная масса регулятивных финансовых правоотноше­ний - это правоотношения активного типа , что не случайно, а обусловлено спецификой метода финансово-правового регулиро­вания, опирающегося в основном на позитивные обязывания. Со­ответственно, развитие финансового правоотношения происходит прежде всего и главным образом через активное поведение обя­занного субъекта.

    I. К регулятивным финансовым правоотношениям активного типа относятся следующие: по уплате в бюджет и внебюджетные фонды налогов и сборов; по бюджетному финансированию; меж­бюджетные отношения и др. 1

    Все эти правоотношения «работают» через активное поведение обязанного лица, а субъективное право проявляется через правомочие-требование должного поведения от обязанного субъекта .

    Обязанность субъектов в финансовых правоотношениях актив­ного типа -- это очень «жесткая» и стабильная обязанность. Чаще всего она закреплена в нормативном, а не в индивидуальном фи­нансово-правовом акте . Соответственно, такая обязанность возни­кает у субъектов финансового правоотношения всякий раз при на­личии соответствующих юридических фактов до тех пор, пока действует нормативный акт, предусматривающий эту обязан­ность . Отсюда, установление, изменение, отмена той или иной фи­нансово-правовой обязанности связывается с отменой, изменени­ем или принятием нового правового акта .

    Примером может яв­ляться Налоговый кодекс РФ, который установил намного больше обязанностей субъектов налоговых правоотношений по отноше­нию к ранее существовавшим.

    Однако в последнее время стало возможным назвать ряд случаев, когда финансовая обязанность устанавливается в порядке индивидуального правового регулиро­вания . А именно: решения компетентного органа и очень часто договора, заключаемого сторонами финансового правоотношения. К примеру, в соответствии с НК РФ при предоставлении инвестиционного налогового кредита между налогоплательщиком и соответствующим государственным орга­ном заключается договор. Аналогичным образом при реструктуризации задолженности предприятий по платежам в федеральный бюджет Правительство РФ принимает решение и налоговый орган заключает договор и т.д. Однако в любом случае обязанность субъ­ектов в активном финансовом правоотношении остается очень жесткой . Даже в том случае, когда обязанность установлена в актах индивидуального регулирования, ее содержание представ­ляет собой главным образом индивидуализацию требований ; со­держащихся в законе с очень небольшой возможностью правовой инициативы.

    Независимо от источника происхождения финансово-правовой обязанности активного типа (нормативный акт или индивидуаль­ный правовой акт) она является в большинстве случаев сложной , т.е. состоит из ряда обязанностей . Так, обязанность налогопла­тельщика по возврату инвестиционного налогового кредита включает в себя: обя­занность возврата суммы задолженности и процентов; обязанность соблюдения установленного в договоре порядка погашения суммы задолженности и начисленных процентов.

    В финансовых правоотношениях активного типа в основном субъективным правом требования обладают РФ, субъекты РФ, муни­ципальные образования в лице соответствующих органов , упол­номоченные государством органы, а также прочие государствен­ные органы.

    В правоотношении по уплате налогов и сборов в бюджет от лица государства выступают ФНС РФ и его территориальные оргнаы, а также ФТС РФ. Именно эти органы обладают правом тре­бования уплаты налогов и сборов.

    В науке (Б.М. Лазарев) подчеркивалось, что для государствен­ного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в самом классическом понимании, т.е. такие, которые «орган может использовать или не использовать исключительно по собственному» свободному усмотрению, а «служение государ­ству», т.е. в широком плане - выполнение обязанностей перед ним... В связи с этим вышеуказанные субъективные права требо­вания названных государственных органов могут быть условно на­званы «права-обязанности».

    Практически аналогичная ситуация наблюдается в межбюд­жетных правоотношениях , ибо эти отношения также развиваются за счет активного поведения обязанного лица . Однако в этих от­ношениях обязанным лицом выступает либо Российская Федера­ция в целом, либо ее субъект. Так, в соответствии с ежегодно при­нимаемым законом РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, Российская Федерация обязана ежегодно выделять запланированные средства из федерального бюджета субъ­ектам РФ. Соответственно, субъекты РФ имеют субъективное право требования выделения этих средств . Для названных субъектов эти права являются одновременно и обя­занностями, так как в противном случае те и другие не смогут реализовать свои задачи и цели.

    Вышесказанное в равной мере относится и к финансово-пра­вовым отношениям по поводу государственных расходов. Соглас­но ежегодно принимаемому Закону РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год стороной, обязанной выделять средства из бюджета, в соответствии с Законом является Россий­ская Федерация. Соответственно, в этих финансовых правоотно­шениях активного типа стороной, имеющей субъективное право требовать выделения этих средств, являются министерства, ве­домства, другие органы исполнительной власти.

    Однако это не означает, что в финансовых правоотношениях активного типа субъективное право требования принадлежит ис­ключительно названным субъектам и всегда имеет характер пра­ва-обязанности . Анализ действующего законодательства показы­вает, что есть случаи , когда в регулятивных финансовых право­отношениях активного типа право требования принадлежит про­чим субъектам и не имеет характер права-обязанности . Главным образом это имеет место в сфере финансовых правоотношений по поводу государственных доходов . В этих случаях право требова­ния имеет не основной, а производный характер, ибо проявляется на последующих этапах развития сложного финансового правоот­ношения, возникающего на базе основной обязанности по уплате налога и корреспондирующего ему субъективного права. К при­меру, исходя из ст. 21 НК РФ , налогоплательщик имеет субъек­тивное право требования от налогового органа соблюдения нало­говой тайны , осуществления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и т.д. Субъектив­ное право требования налогоплательщика в регулятивных финан­совых правоотношениях активного типа ни к чему его не обязы­вает, а может реализоваться или нет по усмотрению налогопла­тельщика.

    Таким образом, в финансово-правовом регулировании , посколь­ку оно обеспечивает собирание, распределение и использование го­сударством финансовых ресурсов и для этого берет на вооруже­ние метод властных предписаний, преобладают регулятивные правоотношения активного типа . И, соответственно, субъек­тивным правом требования в этих правоотношениях преиму­щественно наделяются Российская Федерация, ее субъекты, му­ниципальные образования, уполномоченные государством орга­ны, а также прочие государственные органы. Поэтому для боль­шинства субъектов финансового права субъективное право тре­бования является, в сущности, правом-обязанностью . Хотя в такого рода правоотношениях субъективным правом требова­ния в ряде случаев обладают и другие субъекты., главным обра­зом - налогоплательщики . Для них это право не является одно­временно и обязанностью. Проявляясь в сложном финансовом пра­воотношении, оно является не основным, а производным.

    В целом, в регулятивных финансовых правоотношениях активного типа существует жесткая связь между правами и обязанностями. Эта связь образует структуру регулятивно­го финансового правоотношения активного типа . Она харак­теризуется тем, что поведению обязанного лица в таком пра­воотношении противостоит право требования управомоченного лица , которое в большинстве случаев (кроме главным об­разом права требования налогоплательщика) является одно­временно и обязанностью.

    II. Теперь рассмотрим, что представляют собой субъективные права и обязанности субъектов финансового правоотношения в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа . Как известно, развитие такого правоотношения происходит за счет активного поведения управомоченной стороны и соединено с правомочием требовать от других лиц воздержаться от действий , препятствующих осуществлению субъективного права.

    Субъективным правом на активные действия в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа обладают глав­ным образом ОТО : Российская Федерация, субъекты РФ, а также упол­номоченные ими государственные органы . Причем права этого вида, как правило, четко выражены в законодательстве .

    Так, в со­ответствии со ст. 71 Конституции РФ, с Налоговым кодексом РФ Российская Федерация имеет право на установление федеральных налогов и сборов . Налоговый Кодекс РФ ряд прав на собственные действия закрепляет за налоговыми органами . В частности, им предоставляется право проводить налоговые проверки , вызывать налогоплательщиков в налоговые органы и т.д.

    Эти права, как и права-требования государственных органов в финансовых право­отношениях активного типа, не являются в полной мере правами, так как государственный орган не может свободно распоряжаться ими , т.е. решать: использовать это право или отказаться от его использования. Это обусловлено тем, что все перечисленные права на собственные действия государственных органов являются их компетенционными правами , которые, как отмечалось в науке, государственный орган обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах . Однако анализ показывает, что законодательст­во дает субъектам этих прав определенную свободу усмотрения в их реализации , а именно: позволяет самостоятельно оценивать обстановку и принимать в зависимости от этого решения .

    Напри­мер, налоговый орган , обладая правом и одновременно обязаннос­тью осуществлять налоговую проверку, волен сам решать, когда и как это делать.

    Вместе с тем в рассматриваемых финансовых правоотношени­ях можно встретить и права субъектов на собственные действия в классическом их понимании, т.е. не обремененные признаком обязательности реализации . Главным образом такими правами обладает налогоплательщик. Однако в ряде случаев ими наделя­ются и государственные органы .

    Что касается обязанности субъектов в регулятивном финансо­вом правоотношении пассивного типа , то она проста и заключа­ется в том, чтобы не препятствовать управомоченному лицу в осу­ществлении его права.

    Таким образом, в регулятивных финансовых правоотноше­ниях пассивного типа связь между правами и обязанностями субъектов следующая: праву управомоченного субъекта на собственные действия, которое в большинстве случаев (за исключением прав налогоплательщика, и в исключительных слу­чаях - государственных органов) является обязательным к реализации, противостоит обязанность лица не препятство­вать осуществлению этого права.

    III. Регулятивное финансовое правоотношение - это почти всегда правоотношение со сложной структурой , что также оказы­вает влияние на характеристику прав и обязанностей в этом пра­воотношении. Финансовое правоотношение со сложной структу­рой охватывает в неразрывном единстве комплекс субъектив­ных прав и обязанностей, причем каждый из субъектов наделен одновременно и правами, и обязанностями .

    В финансовом праве можно выделить три группы сложных регулятивных финансовых правоотношений :

    а) правоотношение со сложной динамической структурой

    б) обычное сложное правоотношение

    в) система правоотношений (или ком­плексное правоотношение)

    В каждом сложном финансовом правоотношении надо различать основное и производные . Основ­ное финансовое правоотношение создает как бы скелет , несущую конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. Соответственно, все права и обязан­ности в структурно сложном финансовом правоотношении можно классифицировать на основные и производные .

    1. Правоотношением со сложной динамической структурой в финансовом праве является бюджетно-процессуальное правоот­ношение . Оно характеризуется тем, что по мере накопления юри­дических фактов его структура изменяется, переходя из одной ста­дии в другую .

    К примеру, факт составления проекта бюджета об­разует новый пучок бюджетно-процессуальных правоотношений по рассмотрению проекта , затем факт рассмотрения проекта об­разует правоотношение по принятию проекта бюджета и т.д. От­сюда, в этом правоотношении можно выделить несколько основ­ных правоотношений , к которым привязаны производные. В ка­честве одного из основных может быть выделено, например, пра­воотношение между Правительством РФ и Госдумой по рассмот­рению проекта бюджета в первом чтении. Соответственно, права и обязанности, образующие это правоотношение, также являются основными.

    2. Обычным сложным финансово-правовым отношением явля­ется межбюджетное правоотношение . Здесь одна сторона финансового правоотношения обязана выделить финансовые ресурсы другой стороне , которая имеет право требовать их выделения , но в свою очередь обязана их правильно использовать (субвенции, трансферты и т.д.). Первая же сторона имеет право требовать их правильного использования, контролироват ь такое ис­пользование , производить в ряде случаев зачет и т.д. Здесь на основное финансовое правоотношение - выделение финансовых ресурсов - настраиваются все остальные.

    3. Систему правоотношений представляет собой и налоговое правоотношение , которое включает в себя правоотношение, ба­зирующееся на обязанности уплаты налога и, соответственно, праве требования его уплаты . Оно является структурно сложным , так как к этому правоотношению как бы привязываются все дру­гие , в рамках которых осуществляется реализация прав и обязан­ностей налогоплательщиков и налоговых органов, а именно: по предоставлению финансовыми органами налоговых отсрочек и рассрочек, по осуществлению налогового контроля (главным об­разом в виде камеральных проверок) и т.д.

    Действительно, если бы не было обязанности уплачивать налог (сбор) и, соответственно, права требовать его уплаты, не имели бы никакого смысла другие связанные с ними права и обязанности , в частности обязанность вести налоговый учет , встать на учет в налоговых органах, про­водить налоговые проверки, сохранять налоговую тайну и т.д. Со­ответственно, не имели бы смысла права налоговых органов, за­крепленные в законодательстве.

    Все структурно-сложные правоотношения имеют в качестве движущего начала субъективную обязанность : уплатить налог; выделить запланированные по бюджету средства; составить, рассмотреть, принять, исполнить бюджет. Отсюда, в структу­ре сложного регулятивного финансового правоотношения функ­цию основного правоотношения , несущей конструкции всегда вы­полняет правоотношение активного типа , т.е. такое, в котором связь между сторонами правоотношения наиболее жесткая , ибо базируется на фактически корреспондирующих друг другу обя­занностях : обязанность - (право требования - обязанность.)

    Это обусловлено императивным методом финансово-правового ре­гулирования. Государство , будучи заинтересовано в выполнении стоящих перед ним задач и функций, устанавливает субъектам финансового правоотношения очень жесткие границы поведения . К примеру, одного субъекта обязывает уплатить налог, а друго­го - требовать его уплаты через наделение его в правоотноше­нии императивным правом требования.

    При этом только лишь в границах, очерченных основным финансовым правоотношением , государство позволяет субъектам в производных финансовых пра­воотношениях некоторую свободу поведения, которая в конечном итоге должна гарантировать реализацию основного финансового правоотношения .

    Этот режим свободы поведения может выра­жаться в трех формах:

    1) государство дает субъекту свободу усмотрения в рамках субъективного права, от реализации которого , в принципе, невоз­можно отказаться.

    К примеру, налоговый орган , обладая правом на налоговую проверку , имеет возможность по собственному ус­мотрению решать вопрос о дате проведения налоговой проверки, но не может , в принципе, отказаться от реализации этого права , ибо,

    во-первых, оно является одновременно и его обязанностью , а

    во-вторых, основным средством выполнения его задач и функций ;