Все о тюнинге авто

Совершенствование инновационных процессов доу по безопасности дорожного движения через модернизацию развивающего пространства дошкольного учреждения. Видеоотчет о зональном этапе конкурса «ПДД. Интеграция. Безопасность Смотреть конкурсные презентации пдд

Мария Таргоня
Опыт работы «ПДД. Интеграция. Безопасность»

«ПДД. Интеграция . Безопасность » .

Целью работы является обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению в жизни , на дороге, культуре взаимодействия со всеми участниками дорожного движения, уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий.

Наша работа оснащена учебно-материальной базой.

1. разработаны картотеки дидактических и подвижных игр.

2. оформлена детская библиотека

3. разработана схема безопасного маршрута дошкольников

4. разработан макет безопасного дорожно-транспортного движения

5. атрибуты для проведения ролевых игр

6. оформлена предметно развивающая среда

7. составлен макет безопасного маршрута дошкольников

8. использование публикаций Добрая Дорога Детства

9. применение обучающих плакатов

10. создание мини макета «Автомобиль на службе»

Все это создано для изучения и закрепления правил дорожного движения.

В нашем ОУ создана комиссия «За безопасность движения » , работа которой направлена на предупреждение и предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.

В обязанности комиссии входит :

Ознакомление с документацией

Изучение схемы безопасного маршрута дошкольников

Предварительная разработка безопасного маршрута

Оформление макета безопасного маршрута .

Не посредственная работа ведется с юными помощниками инспекторов движения.

Мною был разработан план мероприятий отряда ЮПИД, который направлен на пропаганду и изучение правил дорожного движения, на обеспечение безопасности движения в микрорайоне ДОУ.

Отрядом ЮПИД было проведено ряд мероприятий :

1. проведение занятий с младшей подгруппой ДОУ «Три сигнала светофора» .

2. проведение акции «Сохрани мою жизнь» .

3. Была организованна совместная деятельность с отрядом ЮИД Хорошевской ООШ «Поделись знаниями» .

В образовательную деятельность мы внедряем инновационные формы и методы организации работы по изучению правил дорожного движения с воспитанниками и родителями.

использование мультимедийного оборудования

Изучение с детьми маршрута «Безопасный маршрут дошкольника »

- интерактивные игры «Изучение дорожных знаков»

Просмотр обучающих мультфильмов «Уроки тетушки совы» «Светофор»

Применили инновационную форму в самостоятельной игровой деятельность – создание лепбука.

- Разработан проект «Я грамотный пешеход» .

Вид проекта – творческо-информационный.

Проект долгосрочный.

Основное направление проекта : предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель : формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Предполагаемый результат :

Воспитать грамотного пешехода

Уметь ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выхода из них

Снизить процент ДТП с участием детей.

В работе с родителями мы применяем :

1. Обучающие игры

2. проведение акций

3. проведение викторин по предотвращению ДТП

4. участие во всероссийских конкурсах

5. оформление информационного стенда «Островок безопасности »

Для закрепления полученных знаний, нами проводились следующие мероприятия

1. Акция «Фликер засветись»

2. Подвижная игра «Строгий полицейский»

3. развивающая игра «Выбери ситуацию»

4. Обучающая игра «Дорожные знаки»

Для подтверждения полученных знаний наше ОУ принимало участие

1. Во всероссийской акции «Сохрани путь, сбавь скорость»

2. Всероссийская акция «Безопасная дорога . Грамота для детей и родителей» .

3. На данный момент участвуем во 2 всероссийском творческом конкурсе «Добрая дорога детства» .

Обучение правилам дорожного движения в детском саду

– это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования.

Ведь в детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учится важнейшим правилам

безопасного поведения на дороге .

Публикации по теме:

«Круглый стол» как одна из форм работы с родителями в ДОУ (опыт работы) "Круглый стол" - как одна из форм работы с родителями в ДОУ (опыт работы) Ведущим направлением работы педагогического коллектива детского.

Отчет о работе педагога по безопасности дорожного движения «ПДД. Интеграция. Безопасность» «ПДД. Интеграция. Безопасность» Являясь председателем комиссии «За безопасность движения» в нашем дошкольном учереждении уже несколько.

Презентация конкурса по ПДД «Интеграция. Безопасность» 31 октября состоялось зональный конкурс в ст. Боковской, где 15команд Ростовской области, в том числе и моя презентация. Все команды представили.

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада» Обобщение опыта работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада»..

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Опыт работы с молодыми специалистами по разработке экологического проекта и организации работы по проекту Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вам опыт работы с молодыми специалистами по разработке и реализации экологического проекта в.

Интеграция образовательных областей в работе с детьми дошкольного возраста по внедрению устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Щади здоровье,

Жизнь щади,

За движением следи.

Экзамен важного значенья

Держи по правилам движенья!

О. Базаров

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично–дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение Правил стало нормой и образом жизни детей и взрослых.

Л.С. Выготский считал, что формирование ребёнка происходит в особых условиях, которые он называл социальной ситуацией развития, создающей зону ближайшего развития.Она определяется содержанием образования, котороедаёт возможность для сотрудничества ребёнка и взрослого в освоении различных знаний.Знания, полученные в детстве по правилам дорожного движения, усоенные в дошкольном возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение –потребностью человека.

Одним из существенных моментов в законе РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» ст. 29 является определение места, где должно происходить обучение граждан России правилам дорожного движения, т.е. «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».

Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения (далее ПДД) целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте.

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из самых важных. Актуальность и практическая значимость обучения и воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчёркивается высокими статистическими показателями. Ежегодно в России в дорожно-транспортные происшествия попадают до полутора тысяч детей, многие получают травмы различной степени тяжести.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил – дело нужное, но главная задача не в этом.

Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

В решении этой проблемы используются как традиционные, так и инновационные формы.

В приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года N655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»(далее ФГТ) в перечне образовательных областей обозначена область «Безопасность», которая включает в себя задачу по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Опираясь на ФГТ, работа с детьми строится на одном из главных принципов психолого-педагогической работы - интеграции образовательной области.

Интеграция в образовательном процессе- особо вытроенный структурный процесс, направленный:

На обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;

Развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной задачи;

Формирование способности самостоятельно проводить посильные небольшие исследования.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации работы с детьми внутри коллектива педагогов. Он предполагает планирование специальных занятий по теме, общей для нескольких педагогов, которые могут проводить специальную подготовку детей к процессу восприятия, пониманию и осмыслению информации, формированию у них первых понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом через интеграцию образовательной области «Безопасность» с другими областями:

Интеграция с образовательной областью «Физическая культура» .

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх.

Используются подвижные и спортивные игры: «Веселые гонки», «Дорожные препятствия».

Интеграция с образовательной областью «Здоровье» .

Формирование начальных представлений о безопасности жизнедеятельности.

В рамках интеграции данной области дети учатся беречь и сохранять свое здоровье в дорожно-транспортных ситуациях. Для этого используются любые режимные моменты, чтобы рассказать детям о ценности их жизни и здоровья и показать пути их сохранения.

Интеграция с образовательной областью «Коммуникация» .

Развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми в процессе освоения навыков безопасного поведения, в различных жизненных ситуациях.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, поэтому необходимо об этом с ребенком говорить. Кроме того, интеграция данной области включает в себя вопросы изучения слов, выражений по тематике дорожной безопасности.

Реализация этого направления проводится во время организованной образовательной деятельности на темы: «Знакомство с улицей», «Какие бывают машины», «Путешествие по улицам города», «Наша улица» в свободной деятельности, на прогулках и во взаимодействии с родителями.

Интеграция с образовательной областью «Социализация»

Формирование представлений о правилах поведения и общения в различных ситуациях, развитие нравственных качеств, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.

К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:

Это нужно для меня;

Я буду хорошим пешеходом;

Я буду хорошим примером для других.

В рамках интеграции данной области дети учатся вырабатывать правильную модель поведения во время дорожных ситуаций.

Интеграция с образовательной областью «Музыка».

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области «Безопасность».

С этой целью используются музыкальные произведения:

-«Автобус», муз. М. Иорданского, сл. О.Высоцкой;

-«Едем мы по улице», муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Кравчука;

-«По улице, по улице», муз. Т. Шутенко, сл.Л.Бойко.

Интеграция с образовательной областью «Художественное творчество».

Использование средств изобразительного искусства и продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Безопасность».

Дети рисуют, лепят, делают аппликации с изображениями сигналов светофора, перекрестков, машин, опасных и безопасных ситуаций на улицах города. Темы организованной образовательной деятельности:

-«Светофор» (аппликация, лепка, рисование);

-«На нашей улице» (аппликация);

-«В два ряда дома стоят» (конструирование).

Интеграция с образовательной областью «Чтение художественной литературы».

Используются художественные произведения для формирования представлений о правилах дорожного движения, расширяются и обогащаются представления детей об окружающем мире.

В библиотечке группы может находиться тематическая литература, которую очень любят слушать дошкольники:

Михалков С. «Дядя Степа – милиционер»;

Тарутин О. «Для чего нам светофор»;

Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

Носов Н. «Автомобиль», «Дорожная азбука».

При работе по профилактике ПДД, используются как традиционные, проверенные формы, так и новые педагогические технологии.

Традиционные формы.

Это беседы и дидактические игры, которые также помогают в работе с детьми в данном направлении.

Наряду с традиционными, наиболее результативными считаются новые педагогические технологии.

Новые педагогические технологии:

  • моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
  • самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
  • интерактивный опрос;
  • коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде;
  • Проекты.

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Пешеход, а, следовательно, и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходным с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций - ассоциаций, тем большую безопасность он способен тебе обеспечить.

Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно - транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.

При помощи макета улицы города и дидактических игр создаю дорожные ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием помогает мне в обучении детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.

Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).

Самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей.

Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой, и родители не в состоянии развивать мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге.

Дидактические занятия по дорожной тематике проводятся в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов дорожной тематики, развивающих мелкую моторику рук.

Интерактивный опрос.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

Коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

В реализации данного направления можно использовать задание составить рассказ о дорожной ситуации. Например, ребята рассказывают, как ехали в машине (автобусе). Или как они шли пешком в детский сад. При этом ненавязчиво закрепляется у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняется, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

Как итог работы- рисование и изготовление коллективной аппликации на данную тему.

Проекты.

Одной из самых удачных новых педагогических технологий считается проективная деятельность. Как результат проекта, можно использовать современные компьютерные технологии- учебную электронную презентацию для детей 4-7 лет «Быть примерным пешеходом разрешается!» или проект из опыта работы по безопасности поведения на улицах города «Первые уроки дорожного движения».

Взаимодействие с родителями.

Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди (родители) не соблюдают ПДД. Для детей родители являются образцом поведения на дорогах, в транспорте. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах. С этой целью в дошкольных учреждениях используются:

  • наглядная информация на стендах, в папках-передвижках;
  • семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход, обязанности пешеходов);
  • деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми;
  • «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
  • устные журналы и дискуссии, где заслушиваются опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
  • родительские собрания, беседы с участием педагога-психолога, инспектора ОГИБДД и других заинтересованных лиц;
  • совместные праздники и развлечения;
  • выпуск стенгазеты для родителей и др.

Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними проводятся занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организуется рабоа с их родителями.

Создание условий.

Для организации в дошкольных учреждениях эффективных форм работы с детьми по изучению правил дорожного движения, необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды. В нашем саду создана специальная учебно-материальная база для проведения профилактической работы по знанию ПДД: «Информационный уголок безопасности» для родителей, на площадке силами родителей сделана игровая зона с разметкой по обучению детей дошкольного возраста ПДД, приобретен многофункциональный детский игровой комплект «Азбука дорожного движения» (напольный вариант), собрана подборка дисков мультфильмов и видеофильмов, дидактических пособий, методическая литература и рабочие тетради к образовательной программе Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», программа Т.И. Даниловой «Светофор», методические рекомендации Т.А. Шорыгиной, Т.Ф. Саулиной и других авторов. В предметно-развивающей среде используются также: учебно-наглядные и раздаточные материалы по безопасности на дорогах: плакаты, дидактические наборы; настольные дидактические игры фабричного и самостоятельного производства; различные презентации по обучению правилам дорожного движения; комплекты дорожных знаков; макеты дороги с транспортными средствами и др

В каждой группе оформлены уголки по дорожной безопасности, куда входят дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой, комплекты дорожных знаков; предметные и сюжетные картинки, тематические альбомы, детская художественная литература; книжки-самоделки по безопасному поведению на дороге и другие подборки методических разработок по проведению занятий и бесед по ПДД.

В каждом дошкольном образовательном учреждении в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма рекомендуется оформлять стенд «Схема маршрута безопасного движения в детский сад (схема безопасного маршрута движения должна быть согласована в ОГИБДД), а также информационный уголок "Уголок безопасности дорожного движения". Уголок представляет собой выставочный стенд, расположенный на видном месте, чтобы родители (или взрослые, сопровождающие дошкольников) могли ознакомиться с его содержанием. На стенде располагают информацию о детском дорожно-транспортном травматизме по району (от ОГИБДД); план работы ГБДОУ по профилактике ДДТТ; памятки и информация для родителей, что сейчас изучают дети (например: виды транспорта); информация по перевозке детей в личной машине и общественном транспорте; темы родительских собраний, агитационные листовки и др. В качестве информационных материалов, как для родителей, так и для детей могут быть использованы газетные («Добрая дорога детства») и журнальные вырезки актуального характера по тематике безопасности дорожного движения. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определять содержание занятий по изучению ПДД с той или иной возрастной категорией детей

Литература для детей.

Книги для малышей «Безопасная дорога», «Учимся переходить дорогу», «Пешеходы-вездеходы» и др. также помогают в работе по безопасности.

Пособия для детей.

  • Это развивающие игры:«Дорожные знаки», диски «ПДД для малышей», «По дороге со смешариками», «Как вести себя на улице»;
  • рабочие тетради «Азбука безопасности на дороге».
  • учебно-наглядные и раздаточные материалы по безопасности на дорогах: плакаты, дидактические наборы;
  • настольные дидактические игры фабричного и самостоятельного производства;
  • различные презентации по обучению правилам дорожного движения;
  • комплекты дорожных знаков;
  • макеты дороги с транспортными средствами и др.ё+
  • Кроме того, используются игры, изготовленные своими руками и созданные при помощи родителей, которые также помогают в данной работе.

В заключении следует отметить, что организация работы в дошкольных учреждениях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма эффективно может осуществляться при одновременном проведении комплекса организационно-педагогических, учебно-воспитательных мероприятий, объединяя усилия образовательных учреждений всех типов районной системы образования, отделов государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД, родителей, многих организаций и учреждений путём использования одного из главных принципов ФГТ- интеграции образовательных областей. В ходе целенаправленной и систематической работы взрослых, путем планомерного обучения детей, педагогов и родителей безопасному поведению на дорогах будет воспитываться новое поколение грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Главное помнить, обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!

Список использованной литературы:

  1. Белая К., Зимонина В., Кондрыкинская. Л. Как обеспечить безопасность дошкольника.- М.: Просвещение, 2000 г.
  2. Вашкевич А.В., Толочко Е.И и др. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие// СПб., 2012
  3. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. :ООО ТЦ Сфера, 2008г.
  4. Извекова Н., Медведева А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ООО ТЦ Сфера », 2005г.
  5. Козловская Е., Козловский С. Дорожная безопасность.- М.: Третий рим, 2002 г.
  6. Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений // М., Издательский дом Третий РИМ, 2006
  7. Майорова Ф. Изучаем дорожную азбуку. – М.: Скрипторий, 2003г.
  8. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л.– Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.
  9. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006г.
  10. Сборник документов, по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма /Сост. Панов Н.А., Чикулаева В.В. // СПб., 2011
  11. Сборник материалов и методических рекомендаций по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга /Сост. Голубева Т.В., Максач Е.Т. и др.// СПб, 2008
  12. Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: состояние, проблемы, перспективы» /Сост. Анненков Р.В., Максач Е.Т. и др.// СПб, 2010
  13. Хабибуллина Е. Дорожная азбука в детском саду. – СПб: Детство-Пресса, 2010г.
  14. Хромцова Т. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007г.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку занимает детский дорожно-транспортный травматизм.

В рамках данного пособия впервые предпринята попытка интеграции изучения Правил дорожного движения (ПДД) и формирования культуры поведения на дороге в предметы общеобразовательного цикла.

Изучение ПДД существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно сократить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

При этом статистика показывает, что формальное знание Правил дорожного движения обеспечивает детям и подросткам лишь около 10% необходимой безопасности. Только обладая умением прогнозирования, предвидения опасности на дороге и действий в соответствии с возникшими обстоятельствами, можно добиться безопасного поведения на дороге.

Также необходимо понимать, что при рассмотрении проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, важно говорить о формировании у учащихся культуры безопасного поведения на дороге, напрямую связанной с воспитанием общей культуры человека. Особую роль в данном вопросе играет ответственное отношение взрослых к формированию безопасного поведения детей на дороге и их становлению как участников дорожного движения.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются их недисциплинированность, незнание или несоблюдение ими Правил дорожного движения Российской Федерации. Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к поведению на дороге, а соблюдение Правил дорожного движения должно стать нормой поведения каждого культурного человека.

Знакомство с Правилами дорожного движения является важным средством воспитания участников дорожного движения в духе дисциплинированности, ответственности, взаимного уважения и внимательности. Выполнение Правил дорожного движения создаёт предпосылки чёткого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов на дорогах.

В соответствии с изложенным выше предлагаемое интегрированное методическое пособие призвано расширить возможности преемственности и непрерывности обучения правильным действиям на дорогах, начиная с младшего школьного возраста.

При интеграции знаний и навыков по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в целом и безопасного поведения на дороге в частности в предметы базисного учебного плана начальной и основной школы важно помнить, что если знание школьных предметов, их практическая необходимость и жизненная значимость имеют своё персональное значение для учащегося, то знание и выполнение ПДД имеют непосредственное актуально-практическое значение для его жизни и здоровья.

Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:

  • создание целостной преемственной педагогической системы обучения детей Правилам дорожного движения для формирования личностнозамотивированного отношения к соблюдению ПДД и культуры безопасного поведения на дороге;
  • взаимодействие образовательных организаций с социально-педагогической средой;
  • учёт возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков для формирования психологической установки на необходимость соблюдения ПДД и применение навыков, полученных в повседневной жизни;
  • общественно и личностно значимые мотивы деятельности;
  • совместная деятельность педагогов, учащихся и их родителей;
  • организационные формы и методы обучения, соответствующие образовательным задачам и психовозрастным особенностям учащихся;
  • интеграция в содержание школьных предметов, ориентированных на обеспечение безопасности личности на дороге (географию, физику, историю, биологию, основы безопасности жизнедеятельности, физическую культуру и т. п.);
  • закрепление получаемых знаний путём формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Цель и задачи обучения, решаемые интегрированным пособием

Цель - формирование культуры и навыков безопасного поведения на дороге, формирование сознательного и ответственного отношения к культуре личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; пропаганда Правил дорожного движения; воспитание негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
  • разъяснить требования Правил дорожного движения Российской Федерации;
  • повысить у учащихся уровень знаний Правил дорожного движения Российской Федерации;
  • помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
  • сформировать систему знаний, умений и навыков, позволяющих учащимся безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
  • сформировать мотивационно-поведенческую культуру учащихся как основу безопасности в условиях общения с дорогой.
Развивающие:
  • научить школьников ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • сформировать у учащихся такие умения, как:
    • правопослушность;
    • быстрота реакции;
    • внимательность и осторожность;
    • предвидение ситуации;
    • бдительность и сосредоточенность;
    • наблюдательность;
    • слуховое и зрительное восприятие, а также боковое зрение;
    • логическое и гибкое мышление;
    • чувство опасности;
    • самообладание, находчивость.
Воспитательные:
  • сформировать общественно и личностно значимые мотивы безопасного поведения на дороге;
  • выработать у детей навыки осознанного понимания дорожных ситуаций и самостоятельного принятия адекватных решений в непрерывно меняющихся условиях движения;
  • воспитать грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными пешеходами;
  • сформировать у учащихся дисциплинированность и чувство ответственности за свои действия на дороге;
  • выработать у учащихся культуру безопасного поведения в транспорте и на дороге;
  • сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Логика построения содержания интегрированного пособия

В соответствии с целями и задачами курса строится содержание интегрированного пособия.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки являются непростым, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим применения определённых дидактических приёмов, которыми должны владеть педагоги.

Основное содержание пособия предваряет раздел «Планируемые результаты освоения учащимися метапредметного курса «Безопасность дорожного движения». В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов в разделе описаны планируемые результаты, достижение которых обеспечивается в ходе преподавания предмета. Представлены личностные, метапредметные и предметные результаты для уровней начального и основного образования.

Раздел «Организация учебного процесса. Методические рекомендации» включает два блока. В первом, ориентированном на преподавателей и родителей, дано описание особенностей содержания курса, форм организации учебного процесса в урочной и внеурочной деятельности, методов и средств обучения. Особое внимание уделяется контролю знаний и умений учащихся.

В связи с тем что содержание представленного курса не может быть реализовано без участия родителей, в пособие включён раздел «Взаимодействие школы и родителей в деле профилактики детского дорожно-транспортного травматизма». Описаны направления совместной деятельности учителя, учащихся и родителей, приводится модель плана работы с родителями на учебный год.

Содержательную основу данного пособия составляют два раздела:

  • «Интеграция тематики курса «Безопасность дорожного движения» в предметы основной образовательной программы»;
  • «Темы уроков».

В первом дано общее описание тематики курсов начальной («Дорога без опасности») и основной («Дорожные знаки») школы. Приводятся темы учебных предметов, которые учителя могут использовать в ходе преподавания курса.

Раздел «Темы уроков» непосредственно посвящён решению поставленных задач. Наряду с методическими рекомендациями учителя найдут здесь систему контроля знаний.

В разделах «Интеграция тематики курса «Безопасность дорожного движения» в предметы основной образовательной программы» и «Темы уроков» говорится о том, как преподаватель может конструировать урок, какие темы использовать для рассмотрения, на какие материалы ориентироваться.

Завершают интегрированное пособие Приложения, в которых приводится дополнительные материалы в помощь учителю, отражающие безопасное поведение обучающихся как участников уличного движения. Учитель может использовать эти материалы при подготовке к урокам. Материалы иллюстрированы и содержат пояснения и определения используемых понятий.

Дополняют интегрированное пособие практико-ориентированные рабочие тетради для начальной («Дорога без опасности») и основной («Дорожные знаки») школы, которые содержат вариативные задания, разработанные с учётом возрастных особенностей учащихся.

В рабочей тетради для основной школы содержатся задания на повторение материала, изученного в 1–4 классах.

Задания в рабочих тетрадях построены с учётом принципов системно-деятельностного подхода – методологической основы Федеральных государственных образовательных стандартов. Теоретический материал в заданиях сопровождается разнообразными практическими заданиями, которые носят преимущественно проблемный характер, а значит, предполагают не механическое запоминание полученных знаний, а выполнение учебных действий, ориентированных на усвоение учебного материала. Для удобства работы учителя тексты заданий для учащихся включены в данное методическое пособие.

Практико-ориентированные задания направлены на формирование у обучающихся необходимых компетенций в области безопасности дорожного движения.

Таким образом, методическое пособие ориентировано на различные предметы учебного плана: окружающий мир, основы безопасности жизнедеятельности, физику, географию, обществознание, историю и пр. При этом учитель не ограничен предлагаемыми в данном пособии темами и перечнем предметов, в которые может быть интегрирован данный курс. На основе представленной методики учитель может сам конструировать уроки. В связи с этим можно говорить о том, что содержание раздела «Темы уроков» носит рекомендательный, а не предписывающий характер.

Уроки по безопасности дорожного движения, а также занятия в рамках внеурочной деятельности рекомендуется проводить в форме беседы со школьниками, в ходе которой после изложения учителем теоретического материала учащиеся переходили бы к обсуждению обозначенной темы, приводили бы аргументы, подтверждающие их точку зрения, демонстрировали бы вовлечённость в учебный процесс.

Занятия по тематике безопасности дорожного движения могут вести учителя начальных классов, учителя-предметники, а также приглашённые специалисты ГИБДД, скорой помощи, МЧС России.

«Правила дорожного движения России» - Переход. Ремень безопасности. Безопасность движения. Главная дорога. Автомагистраль. Опасный вид транспорта. Пешеходный переход. Велосипедисты. Бензозаправка. Едешь лихо - понесут тихо. Пешеход пересекает проезжую часть. Исследования. Никто не застрахован от угона. Техосмотр. Пешеход. Пешеход обязан подчиняться требованиям дорожных знаков.

«Детские правила дорожного движения» - Детям о правилах дорожного движения. Правила движения достойны уважения. Коллективная работа. Как и где нужно переходить дорогу. Почему нельзя переходить дорогу не по зебре. Почему нельзя переходить дорогу на красный свет. Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий. Юный пешеход последует примеру родителей.

«Правила безопасного поведения на дороге» - Школьники являются виновными. Правила поведения на улице. Ребенок. Запомни правила безопасности юных пешеходов. Цель проекта. Основные причины дорожного уличного травматизма. Улица. Сначала выясните, с односторонним или двусторонним движением улица. Несчастье на дорогах - случайность. Правила поведения на дороге.

«ПДД в школе» - Отряд юных инспекторов движения «ДОЗОР». Конкурс «Знаток ПДД». Самым лучшим было письмо Мастерова Дениса. 1. Провести игры с дошкольниками по безопасности движения «Весёлый Светофорик». Пр.: Вот увидел светофор, И по «зебре» перешел, Значит правила учел. Шефская работа: К знаньям всех мы призываем, Никогда не унываем!

««ПДД» 5 класс» - Имеет ли право пешеход переходить дорогу. Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода. Какую из санкций имеет право применить инспектор ГИБДД. Что означает термин «дорога». Где можно переходить проезжую часть автомобильной дороги. Назначение информационно-указательных знаков. Всегда ли водитель должен подавать световой сигнал.

«Обучение ПДД» - Система методической работы с педагогами по теме «Правила безопасного поведения на дороге». Система работы с детьми среднего возраста по ознакомлению с ПДД. Игры, формирующие представления о знаках дорожного движения. Методические рекомендации: Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. В нашем ДОУ ведется систематическая, целенаправленная работа в данном направлении. Главное цель работы наших педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ - создание условий для формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путем решения нескольких задач: * усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице; *формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов; *развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Подводя итог проведенной работе за прошедший год, творческой группой нашего детского сада (Егорова Н.А., Молчанова А.А., Кудрявцева О.М.) был срежиссирован и снят видеоролик, который принял участие в зональном этапе областного конкурса «ПДД. Интеграция. Безопасность» среди дошкольных образовательных организаций в рамках реализации региональной программы «Приключение светофора», который был удостоен Диплома за 1 место.