Все о тюнинге авто

Роль органов овд в структуре государственной власти. Роль органов внутренних дел в обеспечении правопорядка. Назначение полиции. Место полиции в ОВД

Федеральный закон «О милиции» (ст.1) относит ОВД к системе государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Основными задачами ОВД как государственных органов являются:

    обеспечение личной безопасности граждан;

    предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

    раскрытие преступлений;

    охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

    оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Деятельность ОВД строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. ОВД решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

В своей деятельности ОВД руководствуются Конституцией РФ, а также законами и подзаконными актами действующими на территории России (Законом «О милиции», Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.).

Вопросы для самоконтроля:

    Определите понятие и раскройте основные признаки механизма государства.

    Какова структура государственного механизма? Перечислите его основные элементы.

    В чем отличие органа государственной власти от материального придатка государства?

    Сформулируйте понятие и перечислите признаки государственного аппарата (аппарата государственной власти)

    Как соотносятся друг с другом «государственный аппарат» и «государственный орган»

    Сформулируйте понятие и перечислите признаки органа государства.

    Каким образом осуществляется формирование органов государства?

    Дайте классификацию государственных органов.

    Определите место и роль ОВД в государственном механизме Российской Федерации

    Решение каких функциональных задач осуществляется ОВД?

    Какими документами регламентируется деятельность ОВД?

Учебная литература:

    Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие. / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С. 34 – 38.

    Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С.76 – 78.

    Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. С.46 – 59.

    Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С.100 – 114.

Дополнительная литература:

    Аверьянов В.Б. Содержание деятельности государственного аппарата управления и его организационные формы //Сов. государство и право,1988. №6.

    Ардашкин В.Д. К современной концепции государства // Правоведение. 1992. №2.

    Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3.

    Бердашкевич А. О правовом статусе органов власти Р.Ф. // Власть. 2000. №11.

    Ковачев Д.А. Функция, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа // Правоведение. 1985. №4.

    Осавелюк А.М. Современный механизм системы сдержек и противовесов // Государство и право. 1993. №12.

Одной из основных задач органов внутренних дел в области семейного права является профилактика семейного неблагополучия. Это наиболее раннее выявление криминогенных и аморальных семей, чтобы исключить их отрицательное влияние на подростков, также профилактика криминогенности проблемных и псевдоблагополучных семей. Именно для этих семей характерно нежелание воспитывать надлежащим образом своих детей, что влечет за собой семейно-правовую ответственность родителей. Этим предусматривается защита не только интересов ребенка, но и интересов общества в целом. Мерами такой ответственности являются: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), изъятие ребенка из семьи (ст. 73 СК РФ) и др., - причем ответственность может наступить независимо от наличия вредных последствий.

Также задачей органов внутренних дел является и профилактика негативных, в первую очередь криминогенных, влияний стихийных подростковых групп, выявление и разобщение криминогенных и преступных групп несовершеннолетних, роль в профилактической деятельности социально запущенных подростков, контроль и надзор за трудновоспитуемыми подростками, малолетними преступниками, борьба с наркоманией, алкоголизмом и другие задачи.

Выполнение вышеперечисленных задач возложено на отделы по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних – подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), входящих в состав милиции общественной безопасности, участковых инспекторов и другие службы, компетенция которых касается этих задач. Так, например, согласно Инструкции по организации работы участкового инспектора милиции, участковый инспектор совместно со службой ПДН обязан выявлять, контролировать поведение определенных категорий подростков, поведение которых свидетельствует о возможном совершении преступлений и правонарушений.

Заканчивая рассмотрение данного вопроса, сформулируем определение семейного права с учетом особенностей предмета и метода семейно-правового регулирования.

Семейное право - это совокупность правовых норм, регулирующих на основе дозволительно-императивного метода личные неимущественные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.

Необходимо помнить, что семейное право регулирует сферу семейных отношений и связанные с ним личные имущественные отношения, а также права и обязанности взрослых членов семьи по воспитанию и содержанию детей. Полученные знания помогут вам правильно использовать нормы семейного законодательства как в практической деятельности, так и использовать их для разрешения проблемных ситуаций в своей семейной жизни.

С.Г. МАЗОВ,

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России)

Роль органов внутренних дел в обеспечении национальной безопасности

На основе анализа ряда нормативных правовых актов и результативности деятельности органов внутренних дел в статье рассматриваются некоторые аспекты проблем определения места и роли органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.

Национальная безопасность, цели и задачи органов внутренних дел, правовая основа, виды национальной безопасности.

Органы внутренних дел Российской Федерации переживают состояние реформирования: основные направления деятельности, обязанности и права изложены в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» , а также в указах Президента России от 1 марта 2011 г. № 248 и № 249 . В то же время, подписывая законодательный акт о полиции, Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что он не является идеальным и может быть откорректирован по мере необходимости .

Система обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации также находится на стадии реформирования: вышел Указ Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» , приняты Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» , а также ряд нормативных правовых актов специального характера, регламентирующих вопросы обеспечения конкретных видов национальной безопасности .

Законодательно установлено, что понятие безопасности (национальной безопасности) включает безопасность государства и личности, общественную, экологическую и иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации , к которым относятся закрепленные в различных федеральных законах авиационная, пожарная, транспортная безопасность , а также безопасность дорожного движения , промышленная безопасность опасных про-

* Ранее - заместитель начальника Учебного центра УВД по Мурманской области.

изводственных объектов , радиационная безопасность населения .

Правовой основой участия органов внутренних дел в обеспечении национальной безопасности является п. 6 Стратегии национальной безопасности , согласно которому в состав сил, обеспечивающих ее реализацию, включены правоохранительные органы. Законодатель определил правоохранительную федеральную государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан на должностях, службах и в учреждениях, функциональные обязанности которых составляют обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека и гражданина . Однако представленная дефиниция не применяется, поскольку еще не принят и, соответственно, не введен в действие отдельный федеральный закон о правоохранительной службе.

Кроме того, законодательство Российской Федерации не содержит и определения органов внутренних дел. При этом принято считать, что область их деятельности охватывает мероприятия по защите всех и каждого от угроз, создаваемых преступными и иными противоправными посягательствами, и распространяется на сферы обеспечения личной, физической, имущественной безопасности граждан, общественной, дорожной, отчасти государственной и экологической, а также некоторых иных видов безопасности личности, общества и государства .

Возникающая в этой связи неопределенность в части установления роли и места органов внутренних дел Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности обусловливает актуальность рассмотрения данного вопроса.

Анализ нормативного правового регулирования и результатов деятельности органов внутренних дел показывает, что, несмотря на отсутствие прямого закрепления их участия в обеспечении национальной безопасности, они выполняют задачи по обеспечению практически всех ее видов.

В соответствии с положением, утвержденным Указом Президента России, МВД России является федеральным органом исполни-

тельной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также выработке государственной политики в сфере миграции .

В частности, основными задачами, отнесенными к сфере компетенции МВД России, являются обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности .

Составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел является полиция, которая предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» ее деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалис-тической деятельности.

Таким образом, все задачи органов внутренних дел в сфере обеспечения национальной безопасности возложены на подразделения полиции, которые решают их на всех уровнях управления - стратегическом, тактическом и оперативном.

Функции органов внутренних дел в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляются в рамках административной, оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности .

Административная деятельность представляет наиболее объемную часть. Она проявляется в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка, в частности на воздушном, железнодорожном и водном транспорте. Кроме того, органы внутренних дел обеспечивают порядок и безопасность в ходе проведения шествий, митингов и демонстраций, религиозных обрядов и церемоний, народных гуляний. Органам внутренних дел принадлежит особая роль в обеспечении порядка и безопасности при возникновении ситуации чрезвычайного характера: во время стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, эпидемий, массовых беспорядков, вооруженных межнациональных конфликтов, террористических актов. Административная деятельность органов внутренних дел проявляется также в области обеспечения безопасности дорожного движения, охраны имущества физических и юридических лиц.

По итогам оперативно-служебной деятельности в 2010 г. органами внутренних дел выявлено более 90 % всех зарегистрированных преступлений, свыше 95 % всех преступлений экономической направленности, около 60 % преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков .

Оперативно-разыскная деятельность является не менее важным направлением работы органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности и регламентируется требованиями соответствующего федерального закона .

Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел также занимает одно из центральных мест в сфере обеспечения национальной безопасности. В 2010 г. сотрудниками органов внутренних дел рассмотрено более 20 млн заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, возбуждено свыше 2 млн уголовных дел, предварительно расследовано около 80 % от общего числа уголовных дел, возбужденных по свершенным преступлениям .

Кроме вышеперечисленных, важное место в деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности

занимает организация профилактической работы. Так, в 2010 г. около 100 тыс. преступлений выявлены на стадии приготовления и покушения, что составило более 5 % от общего числа выявленных .

Таким образом, органы внутренних дел Российской Федерации осуществляют многофункциональную деятельность, место и роль которой в механизме обеспечения национальной безопасности заключаются в реализации национальных интересов (обеспечении конституционных прав и свобод граждан, участии в обеспечении социальной стабильности общества, осуществлении в России социально ориентированной рыночной экономики, поддержании соответствующего уровня экологической безопасности, ограждении общества от терроризма и др.) по противодействию угрозам национальной безопасности.

В то же время в действующем законодательстве эта роль практически не отражена, что отрицательно сказывается на представлении о правовом статусе органов внутренних дел как субъекта обеспечения национальной безопасности. Задача фактически есть, а прямого указания на нее в нормативных правовых актах нет. В этой связи предлагается ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции» дополнить п. 13 «обеспечение национальной безопасности в пределах своей компетенции».

Как представляется, это позволит ликвидировать определенный пробел в регламентировании правового статуса органов внутренних дел Российской Федерации.

Список литературы

1. Воздушный кодекс Российской Федерации.

3. О безопасности: Федеральный закон РФ от

4. О пожарной безопасности: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в ред. от 28 сентября 2010 г.) // Рос. газ. 1995. 5 янв.

5. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 23 июля 2010 г.) // Рос. газ. 1995. 26 дек.

6. О транспортной безопасности: Федеральный закон РФ от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (в ред. от 29 июня 2010 г.) // Рос. газ. 2007. 14 февр.

7. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) // Рос. газ. 1997. 30 июля.

8. О радиационной безопасности населения: Федеральный закон РФ от 9 января 1996 г. № З-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Рос. газ. 1996. 17 янв.

9. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // Рос. газ. 2003. 31 мая.

10. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // Рос. газ. 1995. 18 авг.

11. Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента России от 12 мая

12. О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте: Указ Президента России от 31 марта 2010 г. № 403 // Рос. газ. 2010. 5 апр.

14. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента России от 30 января 2010 г. № 120 // Рос. газ. 2010. 3 февр.

15. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента России от 9 июня 2010 г. № 690 // Рос. газ.

16. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 248 // Рос. газ.

17. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 249 // Рос. газ. 2011. 2 марта.

18. Вопросы организации полиции: Указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 250 // Рос. газ. 2011. 2 марта.

19. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): курс лекций. М., 2007.

20. Кардашова И.Б. Обеспечение национальной безопасности МВД России: монография. М., 2007.

22. Официальный сайт МВД России. URL:http:// www.mvd.ru/useriiles/iile/noyabr_2010. pdf.

Министерство органов внутренних дел во многих государствах представляет собой одну из самых старых и наиболее устойчивых в реорганизационном плане структур. При этом оно входит в небольшую группу ведомств, составляющих правительственное ядро. Органы России существуют порядка двух веков. В СССР они именовались НКВД, после смены режима - МВД. Далее рассмотрим подробнее деятельность органов внутренних дел.

Общие сведения

Органы внутренних дел Российской Федерации относятся к исполнительной ветви власти. Они осуществляют различные функции. Деятельность органов внутренних дел направлена на выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, разработку программ в миграционной сфере.

Отличительные черты

Основной особенностью структуры является то, что подразделения, входящие в нее, кроме всего прочего выполняют и правоохранительную функцию. Эта отличительная черта непосредственно и прямо отражается на полномочиях, которыми наделена система органов внутренних дел. Эта особенность просматривается и в структуре аппарата, методах и формах реализации функций, и в прочих элементах ее

В любом своем виде правоохранительная деятельность считается публичной. Другими словами, исполнение задач осуществляется за пределами отрасли: на улице, рынках, площадях, других общественных местах. Это говорит о том, что система органов внутренних дел - внутренние войска, полиция и прочие подразделения - выполняют задачу не внутриотраслевого характера. Она сформирована не для координации самообеспечения безопасности и порядка, а чтобы способствовать установлению и сохранению правопорядка в обществе как в отношении граждан, так и организаций.

Несомненно, внутри самой отрасли стоят различные задачи по совершенствованию ее организации, финансированию, оснащению и прочему. От качества и быстроты решения этих проблем зависит эффективность функционирования структуры за пределами отрасли. Однако при всей значимости и важности внутриотраслевой организации наиболее приоритетными задачами являются те, которые подчинены основной функции правоохранительной сферы - безопасности и охране порядка в обществе.

Полномочия

Органы внутренних дел Российской Федерации формируют масштабную структуру и составляют целую отрасль госуправления. Вместе с этим их полномочия распространяются на государство и все общество в рамках части правоохранительной сферы, отведенной им. Это предназначение структуры определяют все главные стороны ее организационно-правового статуса, методы и формы реализации, компетенцию. В основные задачи отрасли входят:

  • Разработка и претворение в жизнь внутригосударственной и миграционной политики.
  • Управление подразделениями ВД РФ и внутренними войсками страны.
  • Обеспечение безопасности здоровья, жизни, свобод и прав населения государства, иностранных лиц, субъектов, не имеющих гражданства; противодействие преступности, сохранение общественной безопасности, охрана собственности и порядка.
  • Нормативно-правовое регулирование.
  • Обеспечение правовой и социальной защиты сотрудников ОВД, служащих во внутренних войсках, государственных гражданских должностных лиц МВД.

Работники органов внутренних дел, граждане, уволенные со службы в ОВД и из рядов войск, члены их семей имеют право на получение соответствующего обеспечения. В соответствии с действующим законом, данная задача возложена на МВД.

Направления

Из приведенных полномочий посредством норм административного права осуществляется реализация двух видов деятельности: управленческой и оперативно-розыскной. Первая считается самой обширной из всех существующих подотраслей. Работа в органах внутренних дел по данному направлению требует большого количества сотрудников. В связи с этим для исполнения административных задач привлекается основная часть служащих. Управленческая сфера МВД объединяет множество конкретных органов ВД и сотрудников. В рамках данной подотрасли осуществляется надзор за общественным порядком, административный контроль и прочее.

Подразделения

На основании поставленных задач и компетенции ОВД строится и структура отрасли. В настоящий момент в состав системы входят такие главные подразделения и управления, как:

  • Центральный аппарат МВД РФ.
  • Полиция.
  • Главный командный аппарат внутренних войск.
  • Следственный департамент.
  • Главное управление обеспечения охраны общественного правопорядка и координации взаимодействий с исполнительными в субъектах.
  • ГИБДД.
  • Главный аппарат структуры вневедомственной охраны.
  • Центральное управление по противодействию экстремизму.
  • Главный аппарат собственной безопасности.
  • Центральное управление по экономической безопасности и противодействию коррупции.

Структурные различия

Из приведенного выше списка структур, формирующих отрасль, видно, что одни органы внутренних дел Российской Федерации имеют статус подразделения госуправления, например, отделы ВД. Другие же закреплены в качестве самостоятельных структурных элементов. Это означает, что их полномочия распространяются за пределы, собственно, структуры МВД. К таким подразделениям, например, относят ГИБДД.

Органы внутренних дел Российской Федерации и самостоятельные подразделения структуры реализуют данные им полномочия посредством своего аппарата. Он имеет определенное устройство. Центральное управление МВД включает в себя отделы и ведомства, которые сформированы в соответствии с принципом специализации исполнения тех или иных задач в пределах основных направлений.

Правовая основа

Главным нормативным актом, обеспечивающим регулирование деятельности системы МВД, выступает Конституция. Основные предписания содержатся также в актах Госдумы, распоряжениях и ФЗ, постановлениях Правительства. Юридическое обоснование деятельности осуществляется посредством норм и принципов мирового права, международных договоров, Положения о МВД. Порядок деятельности определяют также прочие приказы, инструкции, нормативные акты ведомства.

Функционирование структуры осуществляется на основе принципов соблюдения и уважения прав человека и гражданина, гуманизма, законности, гласности, тесного взаимодействия с органами госвласти и управления, населением, общественными объединениями, СМИ. Территориальные органы внутренних дел представлены областными (краевыми), районными, городскими управлениями и отделами.

Общие моменты организационно-правового положения

Функции между местной администрацией и МВД разделены в порядке формирования системы двойного подчинения - горизонтального и вертикального. Руководство аппарата управления сосредоточено главным образом на обеспечении материально-финансовых и организационных условий для эффективной реализации задач, возложенных на ОВД. В функции административной структуры входит также дача указаний и информирование о разнообразных мероприятиях (ярмарках, демонстрациях, митингах). Вышестоящие органы ВД решают вопросы по нормативному регулированию, совершенствованию методов и форм деятельности должностных лиц и подразделений в целом, обобщению опыта и так далее. Местные структуры выполняют преимущественно задачи по практическому предотвращению, пресечению неправомерных действий и обеспечению привлечения преступников к ответственности.

Особенности УВД субъектов

В краях (областях) управления ВД руководят нижестоящими органами в городах и районах. Они также реализуют отдельные правоохранительные задачи своими средствами и силами. В частности, они обеспечивают безопасность при проведении мероприятий краевого (областного) масштаба, осуществляют руководство полицейскими формированиями и так далее.

Городские и районные отделы представляют собой низовое звено системы МВД. Фактически они выполняют основной объем работы по обеспечению безопасности и охране правопорядка. Они имеют в своем распоряжении специализированные и квалифицированные силы полиции и прочих структур МВД. В сферу их деятельности входит практическое разрешение проблем паспортного режима, безопасности и охраны порядка на площадях, улицах и в прочих публичных местах. Должностные лица, занятые в этих подразделениях, достаточно много времени уделяют приему граждан, рассмотрению их жалоб и заявлений. Много времени ими отводится и объединению сил общественности по борьбе с преступлениями, контролю над деятельностью участковых инспекторов.

В структуре МВД присутствует два основных элемента, с помощью которых исполняются стоящие задачи и реализуются полномочия. К ним относят полицию и внутренние войска. В своем арсенале они имеют главным образом методы и средства административно-правового характера. Сами же эти подразделения относятся к правоохранительной структуре. Руководство и надзор за всеми нижестоящими элементами осуществляют Федеральные органы внутренних дел.

Полиция

Она представляет собой одну из важнейших частей системы ОВД. В качестве правовой основы функционирования полиции выступает Конституция страны, соответствующий ФЗ, международные договоры, постановления Президента и Правительства и прочие нормативные акты. Этот структурный элемент обеспечивает безопасность граждан и охрану порядка посредством патрулирования. В 2011 году была проведена реформа, в результате которой бывшая милиция была реорганизована в полицию.

В заключение

Общее руководство в области внутренних дел осуществляют Президент и Правительство страны. На структуру МВД возложены важнейшие задачи. От профессионализма сотрудников зависит безопасность на улицах, сохранность свобод и прав граждан. Органы ВД ведут активную борьбу с преступностью, обеспечивают защиту собственности.

Выступая в качестве основного, центрального звена, МВД страны реализует задачи по выработке и внедрению мер по защите населения, объектов (вне зависимости от их формы собственности) и проведению мероприятий по предотвращению и пресечению правонарушений административного, уголовного характера. Деятельность органов ВД включает в себя комплекс нескольких организационно-правовых форм: уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и административную.

В правоохранительной сфере в последние несколько лет произошли существенные изменения. В частности, была реорганизована милиция, внесены коррективы в законодательную базу. Так, было введено право задержанного совершить телефонный звонок, детализация процедур применения спецсредств и задержания, описание полномочий, которые имеют полицейские при проникновении в жилое помещение, и прочие предписания.

А.А. БАБАНОВ, завкафедрой социально-гуманитарных дисциплин Волжского института экономики, педагогики и права, кандидат философских наук, доцент Быстрый процесс вхождения России в рыночную экономику обусловил новые качественные изменения во всех сферах общественной жизни. Резко обострилась криминогенная обстановка, массовый характер стали приобретать проявления различных форм социальных отклонений негативной направленности, существенно затрудняющих функционирование социальных институтов и организаций. Как инструмент политической власти по обеспечению внутренней безопасности личности, общества и государства, органы внутренних дел являются разновидностью социальной организации в системе власти, а в структуре правоохранительных органов - центральным звеном обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


А.А. БАБАНОВ,

завкафедрой социально-гуманитарных дисциплин Волжского института экономики, педагогики и права, кандидат философских наук, доцент

Быстрый процесс вхождения России в рыночную экономику обусловил новые качественные изменения во всех сферах общественной жизни. Резко обострилась криминогенная обстановка, массовый характер стали приобретать проявления различных форм социальных отклонений негативной направленности, существенно затрудняющих функционирование социальных институтов и организаций. Как инструмент политической власти по обеспечению внутренней безопасности личности, общества и государства, органы внутренних дел являются разновидностью социальной организации в системе власти, а в структуре правоохранительных органов - центральным звеном обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.

Изменяющиеся экономические, социальные, политические, правовые, духовно-нравственные условия являются особенностью функционирования социальных институтов и организаций, в том числе органов внутренних дел. Условия жизнедеятельности вносят коррективы в цели и задачи их деятельности, обусловливают изменение механизма функционирования, оценки результативности работы. Отражением объективной потребности в реформировании органов внутренних дел стали Концепция национальной безопасности Российской Федерации и разработанная МВД России Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

Органы внутренних дел имеют сложную, многоуровневую структуру. Определение роли и места ее в системе обеспечения национальной безопасности, установление исходных позиций, с которых начинается процесс ее качественных преобразований, причин, их обусловивших, а также самого хода внедрения нововведений становятся предметом изучения специалистов в области теории управления, административного права, теории и истории государства и права, а также философии, социологии организаций, политологии.

В настоящее время развитие системы МВД России отстает от тех требований, которые предъявляются к ней в связи с общим изменением политической, экономической и социальной обстановки в России. Характерным в деятельности МВД России по-прежнему являются преобладание репрессивной направленности, пренебрежение к правам и интересам граждан и предпринимателей. Это связано прежде всего с тем, что подбор кадров в органы внутренних дел осуществляется до сих пор не на должном уровне.

Существующая в настоящее время в органах внутренних дел система подразделений по работе с личным составом не оказывает должного влияния на моральное состояние сотрудников, укрепление дисциплины и законности. Многие сотрудники утратили уверенность в необходимости и полезности для общества избранной ими профессии, заинтересованность в добросовестном исполнении служебных обязанностей. Резко снизились престиж органов внутренних дел и доверие населения к их работе. Приоритетное направление в работе с личным составом заняли материальные стимулы. Значительное число сотрудников стали совмещать службу в органах внутренних дел с работой в коммерческих организациях, государственных структурах, что негативно сказалось на их отношении к выполнению служебного долга, исполнительной дисциплине и соблюдении законности.

Перед кадровыми подразделениями стоят новые задачи, связанные с коренными изменениями форм и методов работы с кадрами. Многие задачи, связанные с защитой общества и государства, не могут быть решены без соответствующих моральных предпосылок и условий. Важно не просто откорректировать государственные и общественные критерии обеспечения правопорядка критериями моральными, но всему этому процессу, средствам и методам придать гуманистическое содержание, т. е. привести их содержание в соответствие с нравственными требованиями. Рейтинг доверия к милиции со стороны населения остается одним из самых низких по сравнению с другими правоохранительными органами, государственными и общественными институтами. Этот неутешительный вывод подтверждается результатами многочисленных опросов граждан, проводимых независимыми социологическими центрами практически во всех регионах страны.

Согласно результатам опросов независимого исследовательского центра РОМИР и Всероссийского центра изучения общественного мнения, последний взлет доверия к милиции был зафиксирован в октябре 2000 года: число доверяющих на 0,1% превысило число тех, кто не доверяет (47,5 и 47,4% соответственно), а через полгода рейтинг доверия резко снизился. В дальнейшем рейтинг доверия к милиции практически не меняется с ноября 1996 по сентябрь 2002 года и колеблется на уровне 35-40%.

Однако одна проблема явно обойдена вниманием в научных исследованиях и публицистике. Между тем она касается формирования личности сотрудника органов внутренних дел, психологического содержания его жизнедеятельности, мотивации и смысла профессиональной деятельности в новых социокультурных условиях, а также возникающих профессиональных деформаций.

В силу высокой общественной значимости деятельности милиционер для основной категорий граждан представляется лишь носителем определенной социальной функции. Эта функция изучается, анализируется и оценивается, а сам человек остается, как правило, на втором плане.

Вместе с тем каждый человек, независимо от унифицированности формы, является еще индивидом, имеющим свое уникальное внутреннее содержание, связанное с желанием самоутвердиться в жизни. Представление о своей индивидуальной значимости в обществе порождает противоречие между индивидуальными потребностями и общественными условиями.

Одной из отличительных особенностей деятельности сотрудников органов внутренних дел является то, что противоречие порождает феномен долга как необходимое условие сохранения своей общественной значимости. Выработка этого феномена, формирование правовой системы ценностей должны стать главными задачами.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел - это организованное практическое взаимодействие людей в социальной системе, частично закрытой от остального общества, которая ограничивает их жесткими правовыми и моральными нормами. Особое место в регулировании служебных отношений в органах внутренних дел занимает служебная дисциплина. В соответствии со ст. 35 Положения о службе в органах внутренних дел ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчиненных возлагается на руководителя. Наряду с высокой требовательностью к подчиненным он обязан:

· создавать необходимые условия для труда, отдыха, повышения квалификации подчиненных;

· воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей; обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;

· уважать честь и достоинство подчиненных;

· не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников органов внутренних дел по личным мотивам или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел.

Внутренний распорядок в органах внутренних дел устанавливается непосредственными руководителями в соответствии с законодательством и исходя из особенностей их деятельности. При определении режима рабочего времени руководитель должен учитывать, что на сотрудников органов внутренних дел распространяется установленная законодательством о труде продолжительность рабочего времени. Сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться в необходимых случаях к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях должна предоставляться компенсация в порядке, предусмотренном законодательством о труде.

Криминальная ситуация в стране, вооруженные конфликты, акты терроризма и т. д. вызывают необходимость поддерживать постоянно повышенную боевую готовность личного состава подразделений и служб органов внутренних дел. Нормальным явлением стало введение усиленных вариантов несения службы. Продолжают иметь место переработки, значительно превышающие предельные годовые, нарушается режим труда и отдыха. В связи с неудовлетворительным материальным обеспечением органов внутренних дел компенсировать работу сверх установленной продолжительности в денежном выражении не представляется возможным, предоставление дополнительных дней отдыха в период введения усиленного варианта несения службы не допускается.

Служебные отношения регулируются Федеральным законом от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации». Закон распространяет свое действие и на сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, хотя в нем о таком виде государственной службы, как государственная служба в органах внутренних дел, не упоминается. Он содержит основные положения о прохождении государственной службы. Особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами (п. 2 ст. 4). К сожалению, нет нормативной базы, регламентирующей государственную службу в органах внутренних дел, что предполагает некоторую сложность в определении места и роли этого вида государственной службы, а также правового положения сотрудников органов внутренних дел.

По своему содержанию государственная служба представляет собой один из видов деятельности государства по формированию профессионального кадрового ядра с целью выполнения задач государства по реализации функции охраны прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка. Более детально служебные отношения в органах внутренних дел регулируются комплексом нормативных актов. Процесс формирования законодательной базы правового обеспечения функционирования системы МВД России, порядка прохождения службы в органах внутренних дел еще не завершен и нуждается в совершенствовании.

Успешная профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел во многом зависит от их правового положения (статуса) в системе государственной службы. Эффективность функционирования МВД России зависит от характера правовой базы.

Поделитесь статьей с коллегами: