Все о тюнинге авто

Допрос: как себя вести, проведение, протокол. Уголовно-правовые основы допроса несовершеннолетних Для чтения с детьми

Проблемы протоколирования показаний несовершеннолетних


Скичко О.Ю. ,
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского областного института управления и права,
кандидат юридических наук

Фактические данные, содержащиеся в свидетельских показаниях несовершеннолетних, становятся доказательствами по уголовным делам только после их фиксации в установленной законом форме. Процессуальное оформление хода и результатов допроса свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, имеет свои особенности, причем в большей степени это касается фиксации показаний малолетних. При составлении протоколов их допроса значение требования ч. 2 ст. 190 УПК РФ о полноте и точности фиксации свидетельских показаний (они «записываются от первого лица и по возможности дословно») особенно велико.

Свидетельские показания детей нередко своеобразны по форме: они отрывочны, расплывчаты, ответы даются не всегда в плане поставленных вопросов, отдельные слова употребляются не в их общепринятом значении, некоторая часть информации передается ребенком не в речевой форме, а посредством жестов, мимики, интонации. Все это создает предпосылки для многозначного толкования высказываний детей. «Истинный смысл сообщения ребенка иногда открывается только после тщательного обдумывания и анализа его показаний» . Так, например, по делу о похищении ребенка с целью получения выкупа потерпевший (5-летний Н.) показал, что встречавшийся с похитителями мужчина (возможный организатор преступления - по одной из версий следствия) «из матрицы». Этим ограничилось все описание интересующего следствие лица. Как оказалось, упомянутый мужчина в день, когда его видел потерпевший, был одет в черный длинный кожаный плащ, а также на нем были черные очки характерной формы. К тому же он брил голову наголо. Внешний вид мужчины, по-видимому, ассоциировался у мальчика исключительно с героем популярного фильма «Матрица», что и определило его показания.

В свое время в литературе было высказано заслуживающее внимания мнение, что при допросе малолетних следует составлять не протокол, а справку, подписанную всеми участниками допроса: «...протокол допроса, написанный в первом лице от имени ребенка 3–6 лет, при всем старании следователя воспроизвести сказанное им, выглядит неубедительно, а подчас даже просто нелепо. Справка же, составленная от имени следователя и лиц, участвовавших в допросе (например, воспитателя детского сада, матери и др.), не только может достаточно полно и четко отразить содержание рассказа ребенка, но и позволит составить впечатление об обстановке на допросе, о характере предшествующей допросу беседы, о существе задаваемых вопросов и т.д.» .

Еще одним аргументом сторонников указанной позиции явилось то, что, по существу, допрос малолетнего - это беседа, в которой наряду со следователем и при его руководящей роли участвуют и другие лица (мать ребенка, воспитатель детского учреждения, детский психолог). Малолетнему не сообщается цель вызова к следователю, не разъясняются процессуальные права, не предлагается рассказать «известные по делу факты» и т.д. «Составление справки о беседе с ребенком наиболее точно соответствует, таким образом, фактическому характеру получаемой информации» .

Однако допрос должен заканчиваться не справкой (актом), а протоколом допроса в соответствии с положениями уголовно-процессуального закона. Другое дело, что в анкетной части должны опускаться ответы на вопросы, которые не соответствуют возрастному статусу малолетнего.

С.В. Матвеев, рассмотрев существующие в юридической литературе мнения о том, что протокол допроса как основное средство фиксации показаний несовершеннолетних (в том числе малолетних) участников процесса не в полной мере отражает особенности получения показаний этих участников уголовного судопроизводства, пришел к верному, на наш взгляд, выводу: широкое привлечение к участию в допросе указанной категории лиц психологов, педагогов, законных представителей, близких родственников в значительной мере позволяет учитывать особенности их показаний и оформлять их именно протоколом допроса .

Подобной точки зрения придерживаются М.М. Коченов и Н.Р. Осипова, считающие, что независимо от возраста ребенка и особенностей речевой формы сообщения любые его показания о фактах, имеющих значение для органов следствия, полученные с соблюдением требований закона, могут быть оформлены протоколом допроса, включены в число доказательств и в дальнейшем оцениваться наравне с другими доказательствами . Таким образом, все высказывания ребенка об интересующих правоохранительные органы событиях, даже самые краткие или отдаленно связанные с ними, должны быть дословно, без искажений внесены в протокол.

С учетом того что внимание несовершеннолетних легко рассеивается, к протоколированию допроса следует приступить после окончания определенного его этапа либо составлять протокол после окончания следственного действия. На наш взгляд, это целесообразно еще и потому, что несовершеннолетнего может испугать или насторожить факт фиксации его показаний. В ходе допроса целесообразно делать заметки (в частности, записывать характерные обороты речи допрашиваемого). Это послужит уменьшению напряжения при допросе, поскольку допрашиваемый убедится, что его внимательно слушают, что его показаниям придают значение.

Письменная фиксация показаний несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) производится на специальном бланке протокола допроса, где обязательно указывается время начала и окончания следственного действия, продолжительность перерывов, если они делались. Отражение указанных обстоятельств в протоколе имеет важное значение для последующей оценки показаний допрашиваемого, поскольку несовершеннолетнему трудно длительное время концентрировать свое внимание на допросе.

К заполнению анкетной части протокола следователю нужно подходить особенно серьезно. Б.М. Шавер еще в 1935 г. предложил особую форму протокола допроса несовершеннолетнего свидетеля, позволяющую получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний. По мнению ученого, анкетная часть такого протокола должна содержать следующие пункты:

1) фамилия, имя и отчество;

2) возраст;

3) место жительства родителей и лиц, их заменяющих, их социальное положение и род занятий;

4) где учился и учится ли сейчас;

5) состоит ли в пионеротряде и комсомоле и состоял ли в них;

7) не был ли беспризорником;

8) отношение к обвиняемому и характер связи с ним (дружат, вместе учатся, родственники и проч.).

«Заполняя такой бланк допроса, следователь уже невольно должен будет ориентироваться в том, что он ведет не обычный допрос, а допрос несовершеннолетнего» .

Сегодня бланк протокола допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) предусматривает подлежащими обязательному выяснению следующие данные, касающиеся допрашиваемого:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

3) место рождения;

4) место жительства и (или) регистрации, телефон;

5) гражданство;

6) образование;

7) семейное положение, состав семьи;

8) место работы или учебы, телефон;

9) наличие судимости.

Также имеется пункт, предусматривающий получение «иных данных о личности несовершеннолетнего», однако содержание его не конкретизируется. На наш взгляд, это серьезное упущение. Наличие в форме протокола рассматриваемого следственного действия хотя бы нескольких позиций, характерных исключительно для несовершеннолетних (в настоящее время анкетная часть протокола допроса взрослого свидетеля практически не отличается от приведенной выше) позволило бы следователю, не сумевшему по каким-либо причинам собрать сведения о личности допрашиваемого на стадии подготовки, хотя бы в начале допроса восполнить этот пробел.

При оформлении показаний малолетнего потерпевшего или свидетеля заполнение анкетной части протокола должно быть направлено на выяснение лишь некоторых вопросов, связанных с несложной биографией ребенка (применительно к возрасту допрашиваемого). Главное - получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний.

В протокол рассматриваемого следственного действия следователю необходимо включить подробное описание обстановки допроса (место, присутствующие лица, особенности установления контакта с несовершеннолетним потерпевшим или свидетелем). Целесообразной представляется запись точной формулировки задаваемых вопросов и участников допроса, от которых они исходили.

При фиксации непосредственно показаний нужно стремиться как можно полнее сохранить обороты речи несовершеннолетнего, его небогатый, но своеобразный лексикон, характеризующий уровень развития допрашиваемого, окружающую его среду и привычки. Следователь не должен употреблять несвойственные несовершеннолетнему выражения и термины, поскольку это снижает значение его показаний, вызывая сомнение в объективности проведенного допроса.

На практике следователи нередко пренебрегают этим требованием и подвергают показания несовершеннолетних (особенно малолетних) обработке, состоящей в отборе информации, ее переструктурировании, редактировании отдельных выражений. Последние излагаются трафаретным «казенным» языком, присущая им индивидуальность совершенно стирается. Так, например, несовершеннолетний свидетель Б., судя по содержанию протокола его допроса, своих приятелей называет «ребятами, ведущими сомнительный образ жизни».

Попытки «упорядочить» показания ребенка могут привести одновременно к утрате и искажению части информации, исходящей от допрашиваемого, и привнесению информации, исходящей от следователя, что совершенно недопустимо. Еще Б.М. Шавер указывал на опасность выбора следователем «самого важного» из показаний не достигших 18 лет, поскольку «можно упустить такие выражения несовершеннолетнего, которые всем его показаниям придают совершенно особую окраску» .

И если сам следователь, проводивший допрос, имеет возможность подойти к оценке показаний несовершеннолетнего с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, то остальные участники процесса, которые в силу тех или иных причин могут ознакомиться с указанными показаниями только по протоколу, такой возможности лишаются. Да и проводивший допрос следователь может оказаться в таком же положении, если по делу проходит не один, а несколько, например, несовершеннолетних свидетелей, показания которых он стремился записать гладкими и отшлифованными по одному стандарту. В тех же случаях, когда вызов в суд свидетеля или потерпевшего, допрошенного на предварительном следствии, по каким-либо причинам невозможен, гладкость, «взрослость» показаний, употребление несвойственных возрасту допрашиваемого оборотов (тем более одинаковых у нескольких свидетелей) могут быть расценены судом как данные под чьим-то влиянием. Так, например, указывая на зафиксированные в протоколе допроса малолетней потерпевшей А. характеризующие подсудимого выражения «азиатская внешность» и «характерный разрез глаз», защитник К. стремился убедить судью в том, что показания А. дала под влиянием заинтересованных взрослых. На самом деле в ходе допроса девочка, описывая преступника, активно использовала жестикуляцию, а следователь все это «перевел» и записал в протоколе стандартными фразами.

Допрошенным подросткам, как правило, протокол дается на подпись. Вопрос с малолетними свидетелями и потерпевшими решается в зависимости от степени их развития: либо протокол дается им на подпись, либо подписывается только взрослыми участниками допроса. Соответственно решается и вопрос о необходимости ознакомления ребенка с содержанием протокола. Если малолетний не умеет читать или читает плохо, следователь медленно прочитывает ему все записанное, и, убедившись со слов допрашиваемого в том, что запись показаний произведена правильно, делает соответствующую отметку в протоколе.

Конечно, сложно требовать от малолетнего адекватного восприятия и оценки зачитываемых следователем показаний, поэтому предусмотренное УПК РФ право участвующих в следственном действии лиц (педагога, законного представителя) делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении является гарантией точного отражения показаний малолетнего допрашиваемого.

Все заявления, поступившие перед началом, в ходе либо по окончании допроса от участвующих в следственном действии лиц обязательно фиксируются в протоколе, так же как и замечания к нему.

Анализ вопросов, связанных с получением и фиксацией показаний малолетних, позволил О.Х. Галимову сформулировать следующую рекомендацию: получение информации от малолетнего в необходимых случаях может быть поручено специалисту в области возрастной педагогики и психологии, который самостоятельно либо с участием законного представителя произведет необходимые действия по получению искомых сведений от ребенка. В этом случае, по мнению О.Х. Галимова, должен составляться «Протокол получения показаний малолетнего свидетеля (потерпевшего)» со слов специалиста, который в соответствии с законом предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ .

На наш взгляд, подобная процедура получения и фиксации показаний малолетних недопустима, как недопустима и реализация на практике высказанной Э.А. Черных рекомендации относительно собственноручного изложения показаний применительно к несовершеннолетним различных возрастных групп . Допрос производит следователь. Он же фиксирует ход и результаты следственного действия в протоколе. Если у следователя возникают сложности в сохранении речевых особенностей допрашиваемого (как правило, малолетнего), значительно повысить точность и полноту их фиксации позволяют аудио- и видеозапись допроса. Как показали результаты проведенного анкетирования, к использованию на практике указанных способов фиксации детских показаний прибегают соответственно 21,8% и 15,7% от общего числа опрошенных работников следственного аппарата. И все же сегодня протокол допроса несовершеннолетних остается наиболее доступным, распространенным и единственно возможным способом оформления (фиксации) их показаний.

  • Асяева Маргарита Викторовна , cтудент
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ
  • ДОПРОС
  • СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ
  • УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ

В работе дано понятие допроса как следственного действия, рассмотрены особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Также в статье представлены конкретные случаи из судебной практики нарушений положений статей Уголовно-процессуального кодекса. Кроме того, в статье приведены некоторые рекомендации следователям, дознавателям относительно допроса указанной категории лиц как правового характера, так и психологического.

  • Роль центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей МВД РФ в процессе профилактики подростковой преступности
  • Новеллы уголовной ответственности за семейное насилие
  • К вопросу о форме оформления некоторых протоколов следственных действий как доказательств по уголовному делу
  • К вопросу возраста уголовной ответственности в уголовном законодательстве Российской Федерации
  • Причины совершения правонарушений несовершеннолетними

Допрос является самым распространенным следственным действием, без допроса не обходится ни одно производство по уголовному делу. Допросу уделяется большое внимание в современной процессуальной и криминалистической литературе. А допросу несовершеннолетних уделяется внимание еще и в психологической литературе, так как несовершеннолетние, в силу своего возраста, обладают психологическими особенностями, отличными от взрослого человека.

Среди всех следственных действий допрос является наиболее психологизированным. Он напрямую связан с личностными особенностями допрашивающего и допрашиваемого, а также психическим взаимодействием между ними, что в совокупности влияет на характер допроса .

Допрос – это получение от допрашиваемого лица устных сведений (показаний), т.е. устной речевой информации об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для разрешения уголовного дела . Цель допроса - получение от допрашиваемого лица сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Получение таких сведений осложняется, если в роли допрашиваемого выступает несовершеннолетний .

Правила производства допроса несовершеннолетних лиц закреплены в трех статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ):

  • допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля на стадии предварительного расследования (статья 191 УПК РФ);
  • допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в суде (ст. 280 УПК РФ);
  • допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 425 УПК РФ).

В соответствии со ст. 424 УПК РФ вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения. Такое же положение содержится в ч. 4 ст. 188 УПК РФ: лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста, вызывается на допрос через его законных представителей, либо через администрацию по месту его учебы или работы.

Если несовершеннолетний подсудимый не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, в суд в качестве его законного представителя вызывается представитель органа опеки и попечительства.

Повестка должна адресоваться одному из законных представителей (родителю, опекуну, попечителю), администрации учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний. Следует учесть, что недопустимо вручать повестку непосредственно несовершеннолетнему.

Принимая решение об участии в допросе несовершеннолетнего его родителей или законных представителей, следует иметь в виду, что:

  • во-первых, вызов указанных лиц на допрос нежелателен, если их роль неясна или не исключена возможность склонения ими допрашиваемого к ложным показаниям, либо;
  • во-вторых, с особой осторожностью нужно подходить к вопросу об участии законных представителей в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении, т.к. это может усугубить и без того тяжелые переживания потерпевшей, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания, в таком случае нужно выяснить мнение самой потерпевшей;
  • в-третьих, вызывать законных представителей несовершеннолетнего следует лишь тогда, когда установление психологического контакта с допрашиваемым вызывает затруднения.
  • в-четвертых, следует учитывать, что их присутствие будет стеснять несовершеннолетнего; допрашиваемый в присутствии родителей испытывает неловкость, отвлекается от задаваемых вопросов или дает ответы в зависимости от реакции родителей.

По определению или постановлению суда законный представитель может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве, если есть основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого. В этом случае допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подсудимого.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» к действиям, наносящим ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого, относит невыполнение обязанностей, вытекающих из статуса законного представителя, в том числе по воспитанию несовершеннолетнего; либо уклонение от участия в деле в качестве законного представителя, а равно злоупотребление процессуальными и иными правами; отрицательное влияние на несовершеннолетнего; создание препятствий для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела».

Так, по одному из дел суд обоснованно заменил законного представителя несовершеннолетней.

К. был признан судом виновным в том, что совершил действия сексуального характера в отношении своей малолетней дочери с использованием ее беспомощного состояния.

Законным представителем несовершеннолетней потерпевшей по данному делу была признана ее мать.

По смыслу закона, родители не вправе представлять интересы своих детей, если между интересами детей и родителей имеются противоречия и если родители используют свои полномочия во вред ребенку.

Судом по ходатайству государственного обвинителя мать потерпевшей обоснованно была отстранена от участия в деле в качестве законного представителя, и в качестве такового была допущена представитель органа опеки и попечительства администрации города, поскольку поведение и высказывания матери потерпевшей, которая стала утверждать, что она и дочь оговорили К. в совершении указанного преступления, с очевидностью свидетельствовали о том, что ее интересы противоречат интересам малолетней потерпевшей .

Ч. 1 ст. 191 и ч. 1 ст. 280 УПК РФ указывают, что допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет проводится с участием педагога, а по статье 280 УПК РФ – педагога или психолога; а также по усмотрению следователя или суда педагог или психолог может присутствовать и при допросе несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет. Кроме того, при допросе несовершеннолетнего вправе присутствовать его законный представитель.

Как отмечает Пикалов И.А. участие указанных специалистов преследует цель оказания необходимой помощи субъекту расследования или рассмотрения уголовного дела в налаживании контакта с несовершеннолетним, а также оказания консультативных услуг по вопросам общения с несовершеннолетними и устранения возможности оказания на несовершеннолетнего незаконного психического воздействия со стороны должностного лица, расследующего либо рассматривающего дело .

В судебной практике немало случаев, когда осужденные подают в суд жалобы, в которых указывают среди прочих доводов, довод о том, что допрос несовершеннолетнего был проведен в нарушение закона – без законного преставителя.

Так, в жалобе осужденных на приговор Кемеровского областного суда, в дополнениях к данной кассационной жалобе было указано, что несовершеннолетний свидетель Д. был допрошен в отсутствие законного представителя и педагога. На период допроса несовершеннолетнего свидетеля Д. ему было 17 лет. Суд данный довод не принял, указав, что согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ участие законного представителя и педагога при допросе несовершеннолетнего от 14 до 18 лет не является обязательным .

Ч. 3 ст. 425 УПК РФ содержит обязанность участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Как указывает Пленум Верховного суда Российской Федерации в своем постановлении от 01 февраля 2011 года №1 показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психологи, в силу ч. 2 ст. 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами .

Так, несоблюдение требований ст. 425 УПК РФ повлекло отмену приговора и направление уголовного дела на новое судебное разбирательство.

По приговору Сахалинского областного суда с участием присяжных заседателей Г., У. и К. были осуждены за убийство двух лиц, совершенное группой лиц, из хулиганских побуждений. Кроме того, К. осужден за кражу и покушение на кражу, совершенные группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение, хранилище.

В нарушение требований закона допрос подсудимого К., не достигшего на момент рассмотрения дела судом первой инстанции шестнадцатилетнего возраста, был проведен без участия педагога либо психолога.

Признавая приговор незаконным, Судебная коллегия в своем определении указала, что показания подсудимых в судебном заседании являются доказательствами, подлежащими оценке коллегией присяжных заседателей в совокупности с другими доказательствами. Таким образом, поскольку допрос несовершеннолетнего подсудимого К. был произведен в судебном заседании с участием присяжных заседателей с нарушением установленных уголовно-процессуальным законом требований, и его показания, полученные с нарушением уголовно-процессуального закона, в судебном заседании были представлены коллегии присяжных заседателей в качестве доказательства, имеются основания для отмены приговора .

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 425 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними является обязательным участие защитника. Законный представитель несовершеннолетнего допускается к участию в деле в качестве защитника при отсутствии к тому препятствий, предусмотренных законом (ст. 72, ч. 2 ст. 428 УПК РФ и др.)

По общему правилу, установленному ст. 187 УПК РФ, допрос лиц, в том числе и несовершеннолетних потерпевших, свидетелей, должен производиться по месту производства предварительного следствия, а по усмотрению следователя – в месте их нахождения . Мне думается, что допрос малолетних лучше проводить в привычных им обстановках – школа, дом, дошкольное воспитательное учреждение, так как в привычном месте ему будет спокойнее, он будет более раскрепощен, чем, например, в кабинете следователя, в неизвестном ему месте. В кабинете следователя следует проводить допрос несовершеннолетнего в возрасте 14-16 лет, поскольку официальная обстановка подчеркивает важность происходящего и настраивает на дачу правдивых и полных показаний.

В соответствии с ч. 2 ст. 191 УПК РФ потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, об этом также упоминается в ч. 5 ст. 280 УПК РФ. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных ст. ст. 42, 56 УПК РФ им лишь указывается на необходимость говорить правду. Также перед допросом несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля до шестнадцати лет в суде, председательствующий дополнительно обязан разъяснить им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний.

В суде по ходатайству сторон или по инициативе суда допрос несовершеннолетнего может быть проведен в отсутствие подсудимого, в целях охраны прав несовершеннолетних.

Допрос несовершеннолетнего имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом и нравственно – психологическими особенностями допрашиваемых.

Законом ограничивается время допроса несовершеннолетнего. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. Это правило в силу ч. 6 указанной статьи распространяется также на несовершеннолетнего подсудимого. Полагаю, что и на несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля данное правило распространяется в той же мере.

Допрос несовершеннолетнего следует проводить как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с событием преступления. Это обусловлено тем, что несовершеннолетний быстро забывает старые воспоминания, под влиянием новых впечатлений, тем более, если интересующее событие не имеет для него резкого эмоционального значения.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователю, дознавателю следует получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, привычках, а также о взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. Все это нужно для того, чтобы правильно построить алгоритм допроса, так, чтобы не нанести психических травм, так как несовершеннолетние очень уязвимы.

Также следует заранее обдумать план беседы, и сформулировать вопросы, которые предстоит задать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть понятны, недвусмысленны, не должны быть наводящими.

В криминалистической литературе отмечается, что несовершеннолетние, в силу недостаточного уровня развития, ограниченности логического мышления, отсутствия жизненного опыта и профессиональных знаний, которые мешают им порой воспринять в целом картину того или иного события, не могут правильно воспроизвести на допросе запечатленную информацию. Однако зато они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали происшедшего (например, номер автомашины, броские приметы преступника и т.п.) .

В заключение хотелось бы отметить, что проведение допроса несовершеннолетнего сложно не только с точки зрения процессуальных особенностей, но и с точки зрения психологии. Ведь следователь (дознаватель) в какой-то мере должен обладать профессиональными навыками психолога, чтобы с правильной стороны подойти к допросу несовершеннолетнего; установить психологический контакт с допрашиваемым, провести допрос так, чтобы у подростка не осталось каких-либо психологических травм, отрицательных эмоций, чтобы он не замкнулся в себе и не отказался давать показания. В конечном итоге учет следователем (дознавателем) психологических особенностей несовершеннолетних при производстве допроса данной категории лиц способствует получению наиболее полных и достоверных сведений по существу расследуемого уголовного дела, помогает объективно оценить роль несовершеннолетнего в преступном деянии.

Список литературы

  1. Дорофеева В.Ю. Особенности производства допроса несовершеннолетнего потерпевшего // Вопросы ювенальной юстиции, 2008. № 4 (18). (URL: http://juvenjust.org/index.php?showtopic=968)
  2. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 781 с.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2001 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 05 декабря 2001 г.: введен Федеральным законом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ: в ред. Федерального закона Российской Федерации от 03 февраля 2014 г. № 7-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 22 декабря. - № 249.
  4. Руководство по расследованию преступлений: научно-практическое пособие / отв. ред. А.В. Гриненко. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - М.: НОРМА, 2008. - 768 с.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 №1 «О судебной практики применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // «Российская газета». - 2011. - 11 февраля. - № 29.
  6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года/ Электронный ресурс, URL: http://ппвс.рф/2013/obzor-sudebnoy-praktiki-vs-rf/2013.11.20-vtoroy%20kvartal, дата обращения - 15.04.2014.
  7. Пикалов И.А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс): Учебное пособие, 2005. (URL: Allpravo.Ru).
  8. Кассационное определение Верховного суда Российской Федерации от 04 августа 2010 года № 81-О10-85 / СПС Консультант Плюс, дата обращения - 15.04.2014.
  9. Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за первое полугодие 2010 года / Электронный ресурс, URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/283625/, дата обращения - 15.04.2014.

Успех установления обстоятельств , подлежащих доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, во много зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых центральное место занимает допрос, являющийся одним из главных средств получения доказательств.

Результативность допросов во многом определяется неукоснительным соблюдением процессуальных норм и умелым использованием следователем (дознавателем) тактических приемов производства этого следственного действия, особенно при допросе несовершеннолетних.

При производстве по уголовным делам о преступлениях несо-вершеннолетних в основном применяются общие правила допроса, однако в соответствии со ст. 424, 425 УПК РФ предусматривается особый порядок вызова на допрос и допроса несовершеннолетнего по-дозреваемого, обвиняемого.

В соответствии со ст. 424 УПК Российской Федерации вызов несовер-шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого,не находящегося под стра-жей, к дознавателю производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних — через администрацию этого учреждения.

Смысл данной нормы в том, чтобы реально обеспечить, с одной сторо-ны, право несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на презумп-цию невиновности , избежать причинения ему вреда из-за ненужной огласки факта привлечения его к уголовной ответственности, а с другой - право на присутствие родителей (законных представителей) на всех этапах уголов-ного судопроизводства в интересах несовершеннолетнего.

Одновременно данный порядок вызова обязывает законного представителя или должност-ных лиц, на которых возложены обязанности обеспечить присмотр за над-лежащим поведением и явку не находящегося под стражей обвиняемого (подозреваемого) явиться к должностному лицу, осуществляющему произ-водство по делу, а самого несовершеннолетнего - для участия в выполне-нии следственных и иных процессуальных действий.

Требования ст. 424 УПК РФ распространяются на несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, не достигших к моменту производства соот-ветствующего процессуального действия восемнадцатилетнего возраста, на лиц, осуществляющих функции законного представителя, а также на адми-нистрацию специализированных учреждений, в которых содержится несо-вершеннолетний подозреваемый (обвиняемый).

Не находящийся под стражей несовершеннолетний подозреваемый, об-виняемый вызывается к дознавателю повесткой, в которой указывается: к кому, по какому делу, по какому адресу, в какой день и час он должен явиться; обязанность законного представителя обеспечить его явку и по-следствия неявки без уважительных причин самого обвиняемого или по-дозреваемого (применение мер процессуального принуждения, предусмот-ренных гл. 14 УПК РФ, изменение меры пресечения на более строгую), а также законного представителя, если он вызывается этой же повесткой.


Повестка должна быть вручена непосредственно лицам, перечисленным в ст. 424 УПК РФ, передача ее иным лицам (как, например, при вызове сви-детеля в соответствии с ч. 2 ст. 188 УПК РФ) либо самому несовершенно-летнему подозреваемому, обвиняемому без ведома его законного предста-вителя не допускается.

Производство следственных и иных процессуальных действий с участи-ем несовершеннолетнего подозреваемого в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (когда необходимость в этом связана с неотложностью про-ведения следственных действий по закреплению следов только что совер-шенного преступления).

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, содержаще-гося в специализированном учреждении для несовершеннолетних, осуще-ствляется через администрацию этого учреждения повесткой или с помо-щью средств связи (телефонограммой, телеграммой, факсимильным сооб-щением, электронной почтой и т.п.).

Порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемо-горегламентирован ст. 425 УПК РФ и предусматривает ряд ограничений и дополнительных условий в сравнении с правилами допроса взрослого лица, содержащимися в ст. 46, 47, 76, 77, 164, 173-174, 187-190 УПК РФ. Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого установлены с целью максимально обеспечить охрану прав и законных интересов процессуально недееспособных лиц, в том числе огра-дить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос, а также с целью обеспечить достоверность показа-ний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, сохранить юридиче-скую силу доказательств, полученных при допросе, и избежать возможно-сти признания их недопустимыми. Важной задачей рассматриваемой нор-мы закона является также создание психологически комфортных условий для допроса.

Процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего подозре-ваемого, обвиняемого, предусмотренные ст. 425-426 УПК РФ, заключаются в следующем:

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого , обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более
4 часов в день. При этом допрос должен быть прерван в любой момент, ес-ли его продолжение может угрожать жизни или здоровью допрашиваемого.
Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса,
должны быть удостоверены в протоколе допроса по правилам, установлен-ным в ст. 167 УПК РФ. При наличии медицинских показаний дознаватель
должен установить продолжительность допроса, руководствуясь заключе-нием врача (ст. 187 УПК РФ)

2. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является обязательным в соответствии с требованием п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ. Дознаватель обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подозре-ваемого, обвиняемого. Его отказ от защитника необязателен для дознавате-ля, прокурора и суда (ч. 2 ст. 52 УПК РФ). Показания несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, данные при допросе в стадии досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, относятся к не- допустимым доказательствам, они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказыва-ния любого из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу (ст. 73 УПК РФ).

В ходе допроса защитник вправе задавать несовершеннолетнему подоз-реваемому, обвиняемому вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать подлежащие внесению в протокол замечания о пра-вильности и полноте сделанных в нем записей. В соответствии с положе-ниями ст. 166-167 УПК РФ защитник обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обвиняемого, а в случае, если последний отказывается подписать его или не может сделать это в силу физических недостатков, а также по состоянию здоровья — удостоверить факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола допроса своей подписью.

3. Важной особенностью допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, непосредственно влияющей на допустимость полученных показаний в качестве доказательств, является участие педагога или психолога.

Дознаватель обязан обеспечить участие педагога или психолога в до-просе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

Участвуя в допросе несовершеннолетнего обвиняемого или подозревае-мого, педагог или психолог не заменяет защитника, а выступает в качестве специалиста. Его роль - использование данных педагогики или психологии при подготовке, проведении допроса и фиксации показаний подозреваемо-го. Педагог или психолог призван способствовать созданию нормальной обстановки допроса, установлению контакта с несовершеннолетним, поста-новке корректных с точки зрения педагогики и психологии вопросов, пра-вильности и полноте записи показаний допрашиваемого в протоколе.

В этих целях педагог или психолог наделяются определенными правами, пре-дусмотренными ч. 5 ст. 425 УПК РФ, которые должны быть разъяснены ему до начала допроса:

Задавать с разрешения прокурора, следователя, дознавателя вопросы не-совершеннолетнему (при этом дознаватель должен обратить внимание данного специалиста на недопустимость постановки наводящих вопросов);

Знакомиться по окончании допроса с протоколом показаний и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Кроме того, педагог или психолог должны сделать свой вывод о пра-вильности ведения допроса с точки зрения педагогики и психологии.

О разъяснении этих и других прав , а также обязанностей специалиста, предусмотренных ст. 58 УПК РФ, делается соответствующая отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью педагога или психолога.

Поводом для участия педагога или психолога в допросе несовершенно-летнего подозреваемого, обвиняемого в указанных в ч. 3 ст. 425 УПК РФ случаях является ходатайство защитника либо инициатива самого дознавателя.

Закон прямо не указывает , в каких случаях для участия в допросе несо-вершеннолетних подозреваемых, обвиняемых вызывается педагог, а в ка-ких - психолог. Решение об этом принимает по своему усмотрению лицо, производящее допрос. При этом важно, чтобы соответствующий педагог или психолог обладал специальными познаниями в области детской или юношеской психологии и имел опыт работы по обучению и воспитанию несовершеннолетних именно такого возраста и с именно такими отклоне-ниями в психическом здоровье или психическом развитии (например, педа-гог общих или специализированных школ, дефектолог, сурдопедагог и т.п.).

Выяснение компетентности специалиста в данном случае особенно важно для обеспечения допустимости доказательственной информации, получен-ной при допросе, так как сведения о педагоге или психологе, участвовав-шем в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе предварительного расследования, а также результаты его участия могут быть использованы сторонами и судом при допросе и оценке показаний несовершеннолетнего в суде. Соответственно при повторных и дополни-тельных допросах желательно обеспечить участие того же педагога или психолога, который участвовал в первом допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

К участвующему в допросе несовершеннолетнего педагогу или психо-логу относятся требования, установленные ст. 71 УПК РФ. Поскольку к участию в производстве по уголовному делу в качестве специалиста не должны привлекаться лица, заинтересованные в его исходе, не могут участ-вовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, на-пример, педагоги, ответственные за его воспитание (классный руководи-тель, воспитатель, директор школы), тем более, если у них были конфликты с несовершеннолетним или его родителями. С тактических позиций также оправданным бывает приглашение для участия в допросе специалиста, не знакомого несовершеннолетнему, которого он меньше стесняется и в при-сутствии которого может быть более откровенным.

В связи с указанными обстоятельствами до начала допроса дознавателю необходимо ознакомить педагога или психолога с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, выяснить, нет ли причин, которые препятствуют его участию в допросе, разъяснить основания и порядок от-вода специалиста.

4) В соответствии с пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 426 УПК РФ в допросе несовер-шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе также участвовать его законный представитель. Хотя данный субъект уголовного процесса не ука-зан в числе обязательных участников допроса, названных в ст. 425, в связи с чем дознаватель не обязан обеспечивать его участие в данном следствен-ном действии во всех случаях, в то же время никто не может ограничить право законного представителя на участие в допросе, если он заявит об этом ходатайство.

При этом законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого имеет право лишь знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания по поводу правильности и полно-ты сделанных в нем записей. Задавать допрашиваемому лицу вопросы и требовать занесения их в протокол законный представитель не вправе. Как и защитник, он обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обви-няемого, а в случае, если последний отказывается подписать его или не мо-жет сделать это в силу физических недостатков или по состоянию здоро-вья - удостоверить факт отказа от подписания либо невозможности подпи-сания протокола допроса своей подписью.

Аналогичные особенности , связанные с участием в следственных дейст-виях защитника, педагога (психолога) и законного представителя, имеет также порядок проведения очной ставки и проверки показаний на месте несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и сви-детеля.

Кроме того, защитник несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняе-мого должен принимать участие во всех следственных и иных процессу-альных действиях, проводимых с его подзащитным, реализуя в полном объеме полномочия, предоставленные ст. 53 УПК Российской Федерации. При этом задавать вопросы участникам следственного действия защитник может только с разрешения дознавателя; по окончании следственного дей-ствия защитник вправе знакомиться с протоколом, делать подлежащие за-несению в протокол замечания о его дополнении и уточнении.

В отличие от защитника законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе с разрешения дознавателя участвовать только в следственных действиях, проводимых с участием представляемого лица и его защитника. Права законного представителя в этом случае огра-ничиваются лишь возможностью знакомиться с протоколами соответст-вующих следственных действий и делать письменные замечания о пра-вильности и полноте сделанных в них записей.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого обусловлен следующей спецификой: меньшим, чем у взрослых, объемом знаний и жизненного опыта; слабой способностью к сосредоточенному вниманию; повышенной внушаемостью; тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональностью суждений и действий.

Эти моменты следователь должен учитывать при подготовке к допросу несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего необходимо получить информацию о личности обвиняемого. К моменту предъявления обвинения об этом должны быть допрошены родители, классный руководитель, другие учителя, а если подросток работает, то и коллеги по работе.

Следует приобщить к материалам дела развернутые письменные характеристики с места учебы, работы, жительства, а также из комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних.

В УПК РФ существенным образом изменилась законодательная регламентация допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых): определена его продолжительность. Допрос несовершеннолетнего ограничен четырьмя часами в день, при этом обязателен перерыв после первых двух часов допроса.

Предусмотрены обязательное участие в допросе защитника, а также урегулированы его права в рамках проведения данного следственного действия. Признано обязательным участие педагога или психолога в допросе обвиняемого (подозреваемого), не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Кроме того, в допросе вправе участвовать и законный представитель.

Анализ обновленных правил производства допроса, представил нам возможность обосновать предложения по изменению процедуры его проведения:

а) необходимо установить перерыв продолжительностью не менее чем на два часа при допросе несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых;

б) запретить допрос несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых в ночное время;

в) целесообразно уточнить порядок привлечения к допросу несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых защитника, психолога, педагога, законного представителя.

Подводя итоги данного параграфа, отметим, что в процедуру допроса, на наш взгляд, необходимо внести следующие изменения:

1. Необходимо исключить одновременное участие в допросе защитника, педагога или психолога, законного представителя.

2. Зафиксировать продолжительность перерыва при допросе не менее чем два часа, даже при отказе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от отдыха и еды.

3. Предоставить право выбора несовершеннолетнему обвиняемому законного представителя для участия в уголовном судопроизводстве.

4. При допросе несовершеннолетнего обвиняемого приоритет участия в этом следственном действии необходимо отдать именно психологу, а не педагогу. При этом под психологом, по мнению Михальчук Ю.П., с которым мы согласны, следует понимать лицо, имеющее высшее психологическое образование, со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии, а стаж работы по специальности не менее 5 лет .

1. Допрос малолетнего или несовершеннолетнего лица проводится в присутствии законного представителя, педагога или психолога, а при необходимости - врача.

2. Допрос малолетнего или несовершеннолетнего лица не может продолжаться без перерыва более одного часа, а в целом - более двух часов в день.

3. Лицам, которые не достигли шестнадцатилетнего возраста, разъясняется обязанность о необходимости дачи правдивых показаний, не предупреждая об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания.

4. До начала допроса лицам, указанным в части первой настоящей статьи, разъясняется их обязанность присутствовать при допросе, а также право возражать против вопросов и задавать вопросы.

1. Особенности допроса малолетнего и несовершеннолетнего лица (в дальнейшем для удобства будем употреблять только термин - несовершеннолетний - см. п. 12 ч. 1 ст. 3 УПК) связаны с наличием специфических черт психологии детского, подросткового, юношеского периодов развития. Эти черты проявляются как в процессе формирования показаний, так и непосредственно в поведении и позиции допрашиваемого. Но, не смотря на отличия в процессуальном состоянии несовершеннолетнего подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, а также предмет их допроса, содержание допроса имеет много общего. Общий должен быть и подход к особенности показаний несовершеннолетних; обусловленных целым рядом факторов: меньшим чем у взрослых объемом знаний и жизненного опыта; заниженная способность к сосредоточенного внимания; завышенный степень внушаемости (агрессии), самонавіюваності, склонность к фантазированию; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке событий и фактов, эмоциональность суждений, выводов и действий.

2. Как правило, особых сложностей относительно допроса несовершеннолетних разных возрастных групп нет, за исключением допроса в качестве свидетеля-очевидца, потерпевшего в возрасте до 7-8 лет, то есть малолетнего дошкольного возраста. А необходимость в их допросе в практике возникает, поскольку они бывают единственными очевидцами в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Как действовать в этом случае, ведь УПК не устанавливает возрастных ограничений таких субъектов уголовного процессуальной деятельности, как свидетель, потерпевший.

Считаем, что в подобной ситуации необходимо руководствоваться п.4 ч.2. и п.1 ст.242 ч. И ст.485 УПК, то есть, когда возникают сомнения в способности малолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых правильно воспринимать обстоятельства, которые имеют значение и давать о них показания, то надо назначать экспертизу. Таким образом, для решения вопроса о том, можно ли допрашивать малолетнего свидетеля или потерпевшего, необходимо проверить уровень их развития, состояние органов чувства, выявить особенности восприятия и запоминания путем назначения и проведения психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Полученные выводы экспертизы на поставленные вопросы будут не только основанием для принятия решения о возможности допроса таких малолетних, но и правильной оценки их показаний.

3. Вызов несовершеннолетнего на допрос осуществляют, как правило, через родителей или законных представителей. Иной порядок допускается лишь в тех случаях, когда это обусловлено обстоятельствами расследования, например, в случаях его поводу или пока целесообразно допросить его в отсутствии законного представителя, поскольку имеются основания полагать, что он может негативно влиять на несовершеннолетнего. Несовершеннолетний, находящийся под стражей, вызывается через администрацию места предварительного заключения. В повестку укладывается и приглашение законного представителя допрашиваемого.

4. Допрос несовершеннолетнего может проводиться и по месту учебы, работы, жительства, а также в служебном кабинете следователя. Окончательный выбор места зависит от конкретных обстоятельств и возраста несовершеннолетнего. Несовершеннолетний подозреваемый допрашивается в комнате следователя или в СИЗО, ВУ.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего производится по возможности безотлагательно после криминального происшествия. Любой допрос несовершеннолетнего не может продолжаться без перерыва более одного часа, а в целом и более двух часов в день.

5. Участниками допроса несовершеннолетнего являются его законные представители, педагоги или психологи, а при необходимости - врач. Относительно особенностей участия других лиц см. комментарий к ст. 227 УПК.

6. Допрос и другие следственные (розыскные) действия с участием подозреваемого несовершеннолетнего лица осуществляются по правилам § 1 гл. 38 УПК.

7. Надо отметить, что сам процессуальный порядок допроса несовершеннолетних не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели (потерпевшие), которые не достигли 16 лет, не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а свидетели еще и за отказ дать показания. Перед началом допроса следователь разъясняет такому свидетелю, потерпевшему необходимость правдиво рассказать все, что им известно относительно уголовного правонарушения, которое расследуется.

8. Собственно, доклад несовершеннолетнего лица состоит из свободного рассказа и ответов на поставленные вопросы. В отличие от показаний взрослого свободный рассказ несовершеннолетнего нередко бывает менее конкретным и более фрагментарной. Несовершеннолетнему должна быть предоставлена возможность в подавляющем для него последовательности, форме и манере изложить свои показания. Не следует перебивать, подгонять его и просить уточнить, дополнить определенные моменты, все это целесообразно сделать после свободного рассказа.

Особое значение для получения показаний от несовершеннолетних имеет стадия вопросов и ответов, в которой следователь путем постановки вопросов (уточняющих, дополнительных, напоминающих) получает интересующую его информацию.

Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, следователь обязан выяснить причины его (ложное чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.д.) и с учетом информации, которая имеется в материалах досудебного расследования, применять определенные тактические приемы, направленные на предупреждение лжи, изменения позиции, занятой несовершеннолетним в сторону дачи правдивых показаний. Но тактические приемы, применяемые при этом должны быть построены, главным образом, на методах убеждения.

При фиксации показаний несовершеннолетнего очень важно, чтобы сохранилась стилистика преподавания, которая используется подростком, в частности, надо дословно отразить в протоколе отдельные характерные обороты речи и выражения допрашиваемого. Выполнение этой рекомендации будет способствовать объективности, точности и достоверности показаний допрашиваемого. Именно с этой целью вполне разумно при допросах несовершеннолетних применять технические средства фиксации, то есть, аудио - или видеозапись.