Все о тюнинге авто

Несостоявшийся открытый конкурс: что делать дальше. Варианты действий при признании конкурса несостоявшимся Конкурс с ограниченным участием признается несостоявшимся если

Настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации;

3) частью 9 статьи 56 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным единым требованиям, дополнительным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, конкурсной документации.

2. Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

3) частью 9 статьи 56 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.

3. Заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся. Проведение повторного конкурса осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом положений настоящей статьи. В случае установления к участникам повторного конкурса единых требований и дополнительных требований при проведении повторного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона с учетом положений настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если повторный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку.

7. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Порой в ходе конкурентной процедуры не удается выбрать исполнителя или поставщика, и конкурс признают несостоявшимся. Закон предписывает алгоритм действий в такой ситуации. По каким причинам конкурс могут признать несостоявшимся и что делать в этом случае, рассмотрим в нашем материале.

При проведении открытого конкурса заказчик размещает извещение и другую документацию в ЕИС, то есть доступна она неограниченному кругу лиц. В установленные сроки участники подают свои заявки с условиями исполнения контракта. Победителем считается тот, кто предложил лучшие условия по критериям, указанным в конкурсной документации.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Основания для несостоявшегося конкурса

Открытый конкурс может быть признан несостоявшимся в двух ситуациях – на стадии рассмотрения заявок, а также когда победитель уже выбран, и заказчик ждет от него подписанный контракт и некоторые документы.

Так, конкурс признают несостоявшимся, когда комиссия отклоняет все поданные заявки на открытый конкурс , или когда лишь одна соответствует требованиям конкурсной документации.

Когда победитель уже выбран, у него есть 10 дней с момента размещения протокола в ЕИС на то, чтобы подписать контракт и передать его экземпляры заказчику. Вместе с ними победивший участник предоставляет подтверждение о том, что он внес обеспечение контракта . Если в указанные сроки эти шаги не были выполнены, победителя признают уклонившимся от заключения контракта.

В этой ситуации заказчик может подать иск в суд и потребовать возместить ему убытки, а контракт заключить с участником, чьей заявке был присвоен второй номер. Однако сорвать сроки и не предоставить необходимые документы может и этот участник. Если это произошло, конкурс признается несостоявшимся.

Вкратце разберем, в каких случаях могут признать несостоявшимися двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием . При проведении конкурса с ограниченным участием проводится предквалификационный отбор, а к участникам помимо единых предъявляют дополнительные требования.

Если по итогам предквалификационного отбора ни один из участников не был признан отвечающим требованиям заказчика, или соответствующим комиссия признала лишь одного участника, открытый конкурс признают несостоявшимся .

При двухэтапном конкурсе участники подают первоначальные заявки, в которых указывают предложения о предмете контракта, но не называют цену. После первого этапа комиссия обсуждает с участниками поданные ими предложения, также проходит предквалификационный отбор. Если по итогам первого этапа ни одного из участников не признали соответствующим требованиям или таковым признали лишь одного участника, то конкурс объявляют несостоявшимся.

Если были отобраны несколько участников, проходит второй этап. На нем участники подают окончательные заявки с указанием цены контракта.

Последствия признания конкурса по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся в случае полного отсутствия надлежащих заявок

Анализ норм Закона N 44-ФЗ показывает, что конкурс считается состоявшимся, если имеются не менее 2 заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием или окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе, которые одновременно:

Соответствуют требованиям к заявкам, установленным этим Законом и конкурсной документацией,

Поданы участниками закупки, которые соответствуют требованиям к участникам, установленным Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией.


Если открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием признан несостоявшимся, и заказчик не может в соответствии с законом заключить контракт с участником закупки, подавшим надлежащую заявку, заказчик проводит повторный конкурс или осуществляет новую закупку (ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ).

Сюда относятся следующие случаи признания конкурса несостоявшимся:

В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки (ч. 13 ст. 51 , п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);

В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок конкурсная комиссия отклонила все заявки (ч. 6 ст. 53 , п. 2 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);

В связи с тем, что участник конкурса, заявке которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта (ч. 6 ст. 54 , п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);

В связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям (п. 3 ч. 2 ст. 55 , ч. 9 ст. 56 Закона N 44-ФЗ).

Поскольку условия проведения повторного конкурса и осуществления новой закупки ни для одного из этих случаев не установлены, решение о выборе между этими возможностями заказчик принимает по собственному усмотрению.


Повторный конкурс в силу ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ проводится в порядке, установленном для открытого конкурса с учетом особенностей, установленных этой частью. Эта норма требует проведения повторного конкурса на тех же условиях закупки, что и несостоявшийся, за исключением увеличения срока исполнения контракта и увеличения начальной (максимальной) цены (до 10%). Если повторный конкурс также признается несостоявшимся ввиду отсутствия надлежащих заявок данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Подробнее порядок проведения повторного конкурса рассмотрен в отдельном материале.

Относительно "новой закупки" Закон N 44-ФЗ каких-либо указаний не дает, поэтому, по нашему мнению, речь следует вести о закупке любым способом, который может быть избран заказчиком, исходя из общих принципов выбора способа закупки, установленных ч. 5 ст. 24 , ч. 2 ст. 48 и других норм Закона N 44-ФЗ. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики по данному вопросу нам найти не удалось.


В целях выбора способа закупки при признании конкурса несостоявшимся следует обратить внимание, что в случае, если повторный конкурс также будет признан несостоявшимся ввиду полного отсутствия надлежащих заявок, заказчик вправе осуществить закупку вновь путем проведения запроса предложений (ч. 4 ст. 55 , п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Последствия же признания несостоявшейся новой закупки, осуществляемой способом, выбранным в соответствии с общими принципами, определяются общими нормами о выбранном способе.


Также согласно ч. 6 ст. 55 Закона N 44-ФЗ если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным ч. 15 ст. 57 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку. При этом из указания, что заказчик проводит повторный конкурс "с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку", можно сделать вывод, что в данном случае заказчик имеет право провести повторный конкурс, не являющийся двухэтапным. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики по данному вопросу нам найти не удалось.

Конкурс могут признать состоявшимся, если как минимум две организации участвуют в определении победителя торгов. Когда принцип конкуренции нарушен или все участники сходят с дистанции раньше времени, возможными вариантами становятся проведение новой закупки, повторного конкурса или заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Торги в форме конкурса могут не состояться по многим причинам. Само собой разумеется, конкурс не проведут при отсутствии участников, которые могли бы претендовать на заключение контракта. Другие причины связаны с нарушением принципа конкуренции, когда на конкурсе остается одна заявка.

Вместо несостоявшегося открытого конкурса и его разновидностей — двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием — заказчик может осуществить:

  • повторный конкурс;
  • новую закупку;
  • закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Какой именно вариант возможен в том или ином случае, устанавливает Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ) в частях 1, 2 статьи 55.

Повторный конкурс

Заказчик имеет право провести повторный конкурс, если конкурс не состоялся по причине отсутствия претендентов на заключение контракта. Перечислим эти случаи в порядке упоминания в Законе № 44-ФЗ (здесь и далее):

  • никто не подал на конкурс заявку (ч. 13 ст. 51);
  • ни одна заявка не прошла стадию рассмотрения и оценки (ч. 6 ст. 53);
  • участники, получившие за свои заявки первый и второй номера, отказались от заключения контракта (ч. 6 ст. 54);
  • в рамках конкурса с ограниченным участием все участники были признаны не соответствующими единым и дополнительным требованиям (ч. 9 ст. 56);
  • при проведении второй части двухэтапного конкурса никто не предоставил окончательную заявку (ч. 15 ст. 57);
  • при проведении второй части двухэтапного конкурса все заявки не прошли стадию рассмотрения и оценки (ч. 15 ст. 57).

Повторный конкурс также могут признать несостоявшимся. Если это происходит по первым трем причинам, перечисленным выше, делают запрос предложений или выбирают другой способ закупки (ч. 4 ст. 55 Закона № 44-ФЗ).

Особенности проведения повторного конкурса

Правилам проведения повторного конкурса посвящена часть 3 статьи 55 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик весьма ограничен в изменении условий такого конкурса. Так, возможно следующее. Если во время первого конкурса заказчиком была указана определенная дата исполнения контракта, ее необходимо сдвинуть на столько, на сколько этого требует проведение повторного конкурса.

Можно также увеличить начальную (максимальную) цену контракта, но не более чем на 10 %. При этом допускается ее повторно не обосновывать.

Изменять требования, предъявляемые к участникам закупки, нельзя. При этом в случаях, приведенных в статье 56 Закона № 44-ФЗ, возможно установление единых и дополнительных требований.

Новая закупка

Проведение новой закупки возможно во всех случаях, перечисленных для повторного конкурса. Вместе с тем при двухэтапном конкурсе только таким способом можно осуществить закупку, если причинами его отмены являются (ч. 15 ст. 57 Закона № 44-ФЗ):

  • несоответствие всех участников установленным требованиям в рамках предквалификационного отбора;
  • признание по итогам предквалификационного отбора одного участника соответствующим этим требованиям.

Потребность в новой закупке возникнет и в случае, если на двухэтапный конкурс подадут только одну заявку (вне зависимости от наличия стадии предварительной проверки участника по параметру квалификации). Этот вариант закон не рассматривает. Тем не менее очевидно, что проведение таких стадий двухэтапного конкурса, как обсуждение предложений и направление приглашения предоставить окончательную заявку, теряет всякий смысл.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

При несостоявшемся конкурсе неконкурентный способ закупки используют в следующих случаях:

  • один участник подал заявку, которую признали соответствующей конкурсной документации (ч. 13 ст. 51 Закона № 44-ФЗ);
  • одна заявка прошла стадию рассмотрения и оценки (ч. 6 ст. 53 Закона № 44-ФЗ);
  • при проведении конкурса с ограниченным участием одного участника признали соответствующим единым и дополнительным требованиям (ч. 9 ст. 56 Закона № 44-ФЗ);
  • во второй части двухэтапного конкурса один участник предоставил надлежащую окончательную заявку (ч. 15 ст. 57 Закона № 44-ФЗ);
  • при проведении второй части двухэтапного конкурса одна окончательная заявка успешно прошла рассмотрение и оценку (ч. 15 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Каждое решение потребует согласования с контрольным органом (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В одной из статей мы подробно разобрали, как проводятся , но не рассказали, можно ли отменить закупку конкурсом с ограниченным участием как по одному, так и по нескольким лотам.

Конкурс можно отменить в срок, не превышающий 5 дней до момента окончания подачи заявок на участие ().

Заказчик имеет возможность отказаться от торгов по истечении установленного срока и вплоть до момента заключения контракта в том случае, если возникнут обстоятельства непреодолимой силы, прописанные в действующем гражданском законодательстве (ч. 2 ст. 36 44-ФЗ).

Как отменять

Если вы не знаете наверняка, как правильно отменить открытый конкурс по 44-ФЗ, пошаговая инструкция подскажет, как нужно действовать. Возможны два варианта отказа:

  1. По решению организации-заказчика.
  2. По распоряжению контролирующего, судебного органа или по результатам .

Отказ по решению заказчика

При таком отказе от проведения конкурсной закупки необходимо сформировать извещение об отмене определения поставщика по решению заказчика.

Пользователь заходит в свой личный кабинет, переходит в реестр закупок либо на вкладку «Подача заявок», либо в раздел «Работа комиссии» и выбирает в меню «Документы закупки».

В документах нужно выбрать действие «Отмена определения поставщика» и в открывшемся контекстном меню найти отмену по решению заказчика. Пользователю нужно заполнить извещение об отказе от торгов.

Основанием будет документально оформленное решение организации-заказчика. В строке формы нужно указать дату его принятия. В «Документах» надлежит прикрепить отсканированный экземпляр решения заказчика.

Если отказ от госзакупки производится позже установленного пятидневного срока, необходимо также прикрепить обоснование проведения процедуры отмены.

После ввода всех данных пользователь сохраняет и закрывает извещение.

Отказ по решению контролера, суда или обсуждения

Для формирования извещения об отмене закупки по распоряжению контролирующего органа в разделе «Документы закупки» создается соответствующая форма извещения.

В извещении заполняются все обязательные поля. Основанием для отказа будет либо решение судебного органа, либо предписание органа, уполномоченного на осуществление контроля. В форме нужно отметить один из вариантов и, при необходимости, указать дополнительную информацию.

При наличии предписания от контролирующего органа специалист заполняет поля во всплывающем окне.

Если основание — решение судебного органа, то сведения формируются в такой форме:

В разделе «Документы» пользователь прикрепляет надлежащие файлы, затем сохраняет и закрывает документ.

Сохраненный проект извещения об отмене закупки по решению как заказчика, так и контролирующего органа можно при необходимости редактировать или удалить. После размещения извещения заказчик не вправе вносить коррективы в этот регистр.

Для редактирования или удаления нужно перейти в «Документы закупки», затем в блок отмены госзаказа и в контекстном меню выбрать искомое действие.

Опубликовать извещение об отказе от проведения электронного конкурса с ограниченным участием можно аналогичным образом, выбрав действие «Разместить» в контекстном меню. Другой вариант публикации — нажать на кнопку «Разместить» в самой форме извещения.

Система проверит форму. Если нет ошибок, пользователю останется согласиться на подписание сведений и выбрать действие «Подписать и разместить».

Скачать образец решения заказчика об отказе от проведения конкурсных процедур

Что происходит после отмены

После отмены конкурса с ограниченным участием в электронной форме заявка на участие в конкурсе 44-ФЗ возвращается оператором электронной площадки участнику госзаказа в течение 1 часа с момента публикации в ЕИС извещения заказчика об отказе (ч. 1 ст. 36 44-ФЗ). Участнику закупки также приходит соответствующее электронное уведомление.

Если электронная процедура отменена и заявка на участие в открытом конкурсе возвращена участнику, то заказчик не несет ответственности перед участником закупки, кроме случаев, когда потенциальный поставщик понес убытки из-за недобросовестных действий такого заказчика (ч. 4 ст. 36 44-ФЗ).

Решение об отмене необходимо разместить в ЕИС непосредственно в день принятия. Участник процедуры должен быть оповещен в тот же день (ч. 3 ст. 36 44-ФЗ).