Все о тюнинге авто

Самоуправляющаяся организация жителей какой либо территориальной единицы. Что нужно, чтобы создать тос

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) является самой распространенной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Право граждан на ТОС закреплено в ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

  • 1. Законодательство устанавливает, что ТОС – это не публично-властный институт, а форма самоорганизации граждан. ТОС создается по желанию жителей.
  • 2. Участники ТОС не решают вопросы местного значения, а осуществляют собственные инициативы по этим вопросам. Тем самым решения ТОС не носят обязательного характера для органов местной власти.
  • 3. ТОС осуществляется на отдельных территориях муниципального образования.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Для создания ТОС на определенной территории логично в качестве обязательных определить следующие условия: 1) границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории поселения; 2) на определенной территории не может быть более одного ТОС; 3) территория, на которой осуществляется ТОС, должна составлять единую территорию; не допускается осуществление ТОС на территориях, не граничащих между собой.

Федеральное законодательство устанавливает общие требования к организации и деятельности ТОС. Непосредственно же порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Обязательными вопросами, которые должны найти отражение в уставе ТОС, являются: территория, на которой осуществляется ТОС; цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС; порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС; порядок принятия решений; порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; порядок прекращения осуществления ТОС.

Дополнительные требования к уставу ТОС органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Законодательство выделяет два порядка регистрации ТОС: регистрация устава ТОС и государственная регистрация ТОС в качестве юридического лица. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Регистрация Устава ТОС представляет собой действие уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляемое посредством внесения в реестр ТОС сведений об учреждении ТОС.

"ГОС может являться юридическим лицом, если это предусматривает его устав. В этом случае ТОС подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ не устанавливает конкретной организационно-правовой формы некоммерческой организации для ТОС.

Федеральный закон "О некоммерческих организациях" выделяет следующие формы некоммерческих организаций: общественные или религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы. Естественно, что в форме фондов или религиозных организаций ТОС создавать бессмысленно. Орган местного самоуправления, принимая муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок создания ТОС, не вправе обязывать ТОС устанавливать конкретную организационно-правовую форму. Однако оптимальной организационно-правовой формой для ТОС представляется автономная некоммерческая организация. Конечно, ТОС имеет полное право не регистрироваться в качестве юридического лица. Однако в таком случае ТОС не сможет в полной мере распоряжаться денежными и материальными средствами, что будет свидетельствовать о неполноценности ТОС.

Деятельность ТОС осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся: установление структуры органов ТОС; принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов ТОС; определение основных направлений деятельности ТОС; утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении; рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

Органы ТОС осуществляют следующие полномочия: представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета; вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Например, в муниципальном образовании "город Екатеринбург" официально зарегистрировано 42 ТОСа. Из них: в Верх-Исетском районе – 4; в Железнодорожном районе – 7; в Кировском районе – 6; в Ленинском районе – 8; в Октябрьском районе – 4; в Орджоникидзевском районе – 7; в Чкаловском районе – 6.

В целях развития ТОС в Екатеринбурге принято Положение о порядке проведения конкурса на муниципальный грант для территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденное решением Екатеринбургской городской Думы от 12.12.2006 № 97/33. Положение предусматривает, что одним из условий для получения муниципального гранта является следующее: ТОС создано и зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, положениями, утвержденными городской Думой. Еще одним условием получения гранта является наличие у ТОС прав юридического лица.

Таким образом, ТОС является действенной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Развитию ТОС способствуют и органы местного самоуправления, поскольку совместное сотрудничество органов власти и ТОС как раз и направлено на развитие местного самоуправления.

  • Вопросов: 8
  • Рейтинг: 4384

Самоорганизация граждан по месту жительства

В Биробиджане при покупке квартиры интересуются не только этажом, площадью, наличием удобств, но и тем, есть ли в доме орган территориального общественного самоуправления. Если есть, то стоимость кв. метра автоматически увеличивается, потому что хороший домоуправ – это действительно друг человека. Сегодня в городе успешно действуют около 200 органов ТОС. Домовые, уличные, поселковые комитеты, Советы ТОС микрорайонов объединяют неравнодушных горожан с активной жизненной позицией. Они не пройдут мимо создателя несанкционированной свалки, организуют субботник во дворе, добьются строительства детской игровой площадки на придомовой территории и даже задержат хулигана. И это при том, что большинство тосовцев – женщины, чаще - пенсионного возраста. Как происходит самоорганизация граждан по месту жительства? Почему еще не во всех многоквартирных домах созданы первичные ячейки самоуправления? Может ли домком повлиять на формирование тарифов на услуги предприятий ЖКХ? О перспективах развития территориального самоуправления в областном центре пойдет речь в рамках онлайн-интервью на портале ИА ЕАОmedia. На вопросы читателей ответит заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии города Сергей Альхимович.

Вход для участников

Орфография и пунктуация участников сохранена.

    • Курсы для председателей ТСЖ и ТОС действительно систематически проводятся, как правило, ассоциацией ТСЖ ЕАО. Главным итогом курсов является то, что те председатели, которые их посещают, гораздо увереннее и быстрее решают поставленные перед ними задачи.

  • Сергей Александрович, а каким образом ТОСЫ могут влиять на формирование тарифов на услуги ЖКХ? У них есть такие полномочия? Оксана. Биробиджан.

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Органы ТОС вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов, в том числе эти инициативы могут касаться и вопросов формирования тарифов на услуги ЖКХ.

    Здравствуйте! Не совсем понимаю, какая польза от всех этих ТОСОВ? Анна.

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Польза весома. ТОС – самый близкий к народу институт демократии. Благодаря его органам (дворовым, уличным комитетам и т.д.) власть видит, слышит и чувствует проблемы населения.

    Добрый день! В нашем доме никак не могут создать ТСЖ, все попытки просто сходят на нет, потому что жители не хотят доверят просто активисту, который решил стать домоуправом. А создать ячейку просто необходимо, потому что во дворе нет ни детской площадки, ни нормальной дворовой территории. Каким образом уговорить недоверчивых жильцов?

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Уговорить недоверчивых жильцов действительно сложно, но если уговоры подкрепить реальными делами, то этот вопрос вполне решаем. И совсем необязательно «сходу» создавать ТСЖ - создайте домовой комитет. В этом формате задача благоустройства дворовой территории тоже достижима. А набравшись опыта и заручившись поддержкой жильцов, можно и управляющего многоквартирным домом выбрать, и ТСЖ создать.

    Здравствуйте. Сложно ли создать ТОС? Что для этого нужно? Мария, Биробиджан.

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Здравствуйте, Мария! Орган ТОС создать не сложно! За консультацией рекомендую Вам обратиться в наш отдел, расположенный по адресу: г. Биробиджан, проспект
      60 лет СССР, д. 22, каб. 307. Телефон для справок: 2-15-16.
      Если у Вас будет желание, то вместе мы это сделаем!

    Сергей Александрович! Сколько ни смотришь в газетах, на ТВ, на ЕАОmedia в репортажах о ТОС одни и те же лица. Причем довольно немолодые. Молодым это не надо? Или ваш отдел принципиально не хочет работать с этой возрастной категорией? Есть ли проблема с кадрами в ТОС?
    Николай Михайлович, Биробиджан, ул. Пушкина

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Уважаемый Николай Михайлович! Один из выдающихся руководителей нашей страны сказал: «Кадры решают все!». Проблема с кадрами – это, пожалуй, главная проблема организации территориального общественного самоуправления не только в нашем городе. И корни этой проблемы кроются в самой сути территориального общественного самоуправления.
      Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Т.е. те немногие люди, которые отважились взять на себя ответственность не только за себя, но и за других, БЕЗВОЗМЕЗДНО проводят непростую работу по отстаиванию общественных интересов. Я думаю, Вы согласитесь со мной, что далеко не все на это способны. Более того, большинство простых обывателей не понимают, для чего им (активу ТОС) нужны эти трудности, ведь своих предостаточно! Но, тем не менее, именно эти Люди являются главной опорой общества, города и страны!

    С 1 сентября ТСЖ сменит новая форма - товарищество собственников недвижимости. Это новая норма ГК. Что изменится с этим, знают ли об этом в городских органах самоуправления?
    Константин, Биробиджан

    • Альхимович Сергей Александрович

      Заместитель начальника отдела по работе с ТОС мэрии г. Биробиджана

      Константин! ТСН (товарищество собственников недвижимости) не сменит ТСЖ. ТСН является более расширенным понятием. ТСЖ является разновидностью ТСН.
      Мэрии города известно об изменении законодательства в этой сфере. Многие ТСЖ тоже об этом знают, так как эта новость для них долгожданная.
      Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

  • 3) работа с детьми и подростками, в том числе содействие в организации досуга детей в каникулярное время;
    4) внесение предложений в органы местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы граждан, по использованию земельных участков на территории ТОС под детские площадки, скверы, а также для других общественно-полезных целей;
    5) общественный контроль над санитарно-эпидемиологической обстановкой, пожарной безопасностью и работами по благоустройству подведомственной территории;
    6) участие в общественных мероприятиях по благоустройству территории;
    7) информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии ТОС.
    Существует три основных источника финансирования органов территориального общественного самоуправления: муниципальные средства (в городе Биробиджане для развития территориального общественного самоуправления создана муниципальная программа), собственные и привлеченные средства (спонсоры, гранты).

§ 7. Территориальное общественное самоуправление

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» от 6 октября 2003 г. подчеркивается, что местное самоуправление осуществляется гражданами Российской Федерации путем референдумов, выборов и других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. В статье 27 названного закона вводится понятие территориального общественного самоуправления как формы участия населения в местном самоуправлении.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения - муниципального образования (микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами (п. 5 ст. 27).

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами местного самоуправления (ст. 27).

Таким образом, под территориальным общественным самоуправлениемпонимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросах местногозначения непосредственно населением или через создаваемые им органытерриториального общественного самоуправления.

Правовой основой организации и деятельности территориального общественного самоуправления служат Конституция Российской Федерации (ст. 30, 130), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.

В этой связи следует обратить внимание, во-первых, на то, что Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления дал определение понятию «территориальное общественное самоуправление» и установил, что порядок его организации и осуществления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Во-вторых, территориальное общественное самоуправление как один из важнейших институтов местного самоуправления неоправданно оставался недостаточно разработанным.

Вследствие этого, в ст. 56 ранее действовавшего закона 1995 г., установлено, что правовое регулирование территориального общественного самоуправления до принятия законов по данному вопросу субъектами Российской Федерации осуществляется в соответствии со ст. 80-86 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6. 07. 1991 года в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и указанному Федеральному закону.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты специальные законы, регулирующие общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права, обязанности, функции, гарантии и другие вопросы.

Являясь частью системы местного самоуправления в Российской Федерации, система территориального общественного самоуправления может включать в себя различные формы, В том числе: собрания (сходы), конференции, опросы граждан;

органы территориального общественного самоуправления - советы, комитеты микрорайонов, жилых комплексов, поселков, сельских населен пых пунктов, в тех случаях, когда в последних самостоятельные органы местного самоуправления не формируются; иные органы самоуправления населения по месту жительства - советы, комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.

Одним из ключевых элементов рассматриваемой системы являются органы территориального общественного самоуправления. В ст. 4 чакона г. Москвы о территориальном общественном самоуправления закреплено, что орган территориального общественного самоуправления (территориальная ой щи на и созданные ею органы) - добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная, но инициативе граждан жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилищного комплекса, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных уставом.

Границы территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению жителей соответствующей территории представительным органом местного самоуправления (п. 1 ст. 27).

Территориальное общественное самоуправление строится на следующих принципах:

а)широкое участие граждан и их объединений в выработке, принятии и
реализации решений по вопросам развития данной территории;

б)самостоятельность, предусматривающая создание органов территориальног общественного самоуправления, а также определение и обеспечение финансово экономической основы их деятельности;

в)выборностьоргановтерриториальногообщественного самоуправления, их подконтрольность и подотчетность населению;

г)открытый и публичный характер их деятельности;

д)законность;

е)сочетание местных интересов, интересов данной территории с интересами муниципального образования, региона и государственными интересами.

Компетенция органовтерриториальногообщественного самоуправления определяется их положением (уставом) с учетом полномочий, передаваемых им представительными органами местного самоуправления и местной администрацией. Представительные органы и местная администрация могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного

самоуправления.

В уставе территориального общественного самоуправления, как правило, указываются:

границы территории, на которой оно осуществляется; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

структура и порядок формирования органов территориального общественного самоуправления;

срок полномочий органов территориального общественного самоуправления, наименование этих органов, их полномочия, порядок прекращения полномочий;

статус органов территориального общественного самоуправления; виды, порядок принятия и вступления в силу решений органов территориального общественного самоуправления; основания и виды ответственности органов и должностных лиц территориального общественного самоуправления; экономическая и финансовая основы территориального общественного самоуправления;

Вопросы, относящиеся к ведению территориального общественногосамоуправления, гарантии прав должностных лиц этих органов и иные положения об организации территориального общественного самоуправления, не противоречащие федеральным законам, законамсубъектов Федерации, уставу муниципального образования инормативным правовым актам органов и должностных лиц местногосамоуправления, а также порядок прекращения его деятельности,

В соответствии с Законом Московской области «О местном самоуправлении в Московской области» органы местного самоуправления могут передавать свои отдельные полномочия органам территориальногообщественного самоуправления с их согласия. Однако органамтерриториального общественного самоуправления не могут передаватьсяполномочия по принятию правовых актов. Регистрация органовтерриториального общественного самоуправления осуществляется органамимуниципального образования в установленном порядке (Вестник Московскойобластной думы. 1996. № 8. С.27).

Устав территориального общественного самоуправления подлежит обязательной регистрации в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

В уставах территориального общественного самоуправления могут быть отражены соответствующие обязательства и функции органа территориального общественного самоуправления, по:

а)сохранению и ремонту жилищного фонда;

б)поддержанию чистоты и порядка на данной территории;

в)охране земельных насаждений, водоема, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений иподдержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства;

г)организации клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков, ведению воспитательной работы среди детей и подростков;

д)оказанию помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без попечения родителей;

е)укреплению общественного порядка;

ж)защите прав потребителей;

з)оказанию помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям;

и) поддержанию в надлежащем порядке состояния кладбищ и других

мест захоронения;

к) охране памятников истории и культуры,

л) правозащитной деятельности и другим вопросам.Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления. Их выборы могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях жителей соответствующей территории, а также на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам в ходе муниципальных выборов на срок полномочий представительного органа муниципального образования либо на другой срок. Подготовка и проведение выборов производится открыто и гласно. Таким образом, в системе общественного самоуправления важное место отводится выборам. Путем выборов могут формироваться органы территориального общественного самоуправления, а также избираться должностные лица этих органов.

Самоорганизация жителей - это способ практического и повседневного участия жителей в местной жизни, возможность их участия в решении местных проблем, соответственно и участия в местном самоуправлении. Причем это участие наиболее продуктивно, если оно реализуется через разнообразные общественные структуры, которые формируют ткань современного гражданского общества, создают соседское сообщество.

Процесс самоорганизации населения и создание соседского сообщества в какой-то мере является независим от наличия каких-либо структур, так как для него не нужно никаких особых разрешений, помещений и особых средств для того, чтобы самостоятельно организовать и устроить праздник для детей в подъезде или на сельской улице, чтобы создать свою прогулочную группу или свою пожарную дружину, свой мини-стадион .

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения . Здесь в законе впервые возникает термин «самоорганизация граждан», которая определяет практическое и повседневное участие граждан в местном самоуправлении.

Однако, там, где возникает организация, «озвучивающая» интересы жителей, помогающая им без громких скандалов быть услышанными, там соседское сообщество из некоторого «эмоционального», в чем-то эфемерного образования, может превратиться во вполне измеряемую, осязаемую и развивающуюся организацию. Сегодня нам это вполне позволяет участие в Территориальном общественном самоуправлении (ТОС).

ТОСы (домкомы, комитеты (советов) самоуправления микрорайонов, Советы микрорайонов, уличные комитеты, Советов общественности сел - это те самые локальные организации жителей, которые способны определять общие для всех жителей интересы, выражать эти интересы, а также способны защищать и добиваться реализации этих интересов. В этом связи их создание (во многих случаях воссоздание и реанимация) является одной из важнейших задач гражданского общества. Данные организации формируют «кирпичики», из которых строится система территориального общественного самоуправления в муниципалитетах России. Необходимо отметить, что некоторые соседские сообщества могут оформляться в ТОСы, но при этом на практике никакого «соседского духа» и «соседского сообщества» там не встретишь и, наоборот, не все действительно «живые» соседские сообщества стремятся «оформить» себя в ТОС. Неотъемлемой частью активной гражданской позиции, зрелого гражданского самосознания, а в настоящее время просто необходимым условием «выживания» как в городской, так и в сельской среде является «участие» в локальной жизни, жизни соседского сообщества. Современные условия на практике уже не оставляют места для существования пассивного, «потребительского» поведения, иждивенческой идеологии, которая является обратной стороной патернализма государства, к которому люди привыкли за многие годы существования Советской власти. И патернализм государства, и иждивенчество граждан становятся важным тормозом для становления гражданского общества, мешают формированию комфортной жилой среды и устойчивого соседского сообщества .

В нашей стране до сих пор сохраняются очень сильные патерналистские тенденции, как в деятельности власти, так и в восприятии власти жителями. Именно власть, с точки зрения жителей «должна» и площадку детскую организовать, и в подъезде чистоту навести, и воду горячую обеспечить. В известной степени, это правильно, потому что на самом деле, жители, перепоручили управление городами, микрорайонами и домами - другим людям - депутатам - представительной власти (принимать законы, регулирующие «правила игры» в городах) и исполнительной власти (управлять общим - муниципальным - имуществом, организовать жизнеобеспечение жителей).

Однако даже самая умная и богатая власть имеет пределы своих возможностей. Муниципальная власть в современной России (власть молодая, неопытная и небогатая, как и все российское местное самоуправление), действующая в условиях реформирования всей властной системы и, одновременно, реформе жилищно-коммунального хозяйства, не может дойти до каждого двора и подъезда. Уже в силу этого такое большое значение имеет самоорганизация жителей, создание организаций территориального общественного самоуправления и их участие в решение местных проблем .

Взаимодействие жителей с местной властью является сейчас одним из основных условий развития местного самоуправления .

Принятие нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является свидетельством осознания законодателями назревших изменений во взаимоотношениях государственных органов управления с местным самоуправлением. В обществе назревает понимание необходимости более активного вовлечения граждан в процесс принятия решений местными сообществами и разрешения насущных проблем населения, однако процесс этот идет медленно, болезненно и чрезвычайно неравномерно в разных регионах Российской Федерации.

В принятом Законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление обозначается как «форма осуществления народом своей власти», как «самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения».

В главе 5 - «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» говорится, каким, собственно, образом население может принять участие в местном самоуправлении. Речь идет об участии жителей в местном референдуме и муниципальных выборах, в сходе, собрании или конференции граждан, в публичных слушаниях и опросах. Жители могут выступить с правотворческой инициативой, обратиться в органы МСУ, принять участие в территориальном общественном самоуправлении .

Не ставя под сомнение значимость всех названных в законе форм осуществления населением местного самоуправления, обратим особое внимание на территориальное общественное самоуправление - ТОС .

В России уже много лет продолжается дискуссия по вопросу сути территориального общественного самоуправления: что это - «орган власти» или же «общественная организация»? С одной стороны, за этим стоит распространенное представление о том, что «все избранные органы - органы власти», кроме того, это связано с тем, что «самоорганизация граждан» слишком близко стоит к «самостоятельности» и «самодеятельности» и даже «самоуправству», что, как правило, пугает власть.

На практике самоорганизация жителей как одна из форм реализации права граждан на местное самоуправление означает активное участие граждан в местной жизни .

Развитие территориального общественного самоуправления важно и перспективно. Граждане, ощущающие себя хозяевами своей территории, а участие в работе органов территориального общественного самоуправления предполагает появление такого чувства, занимают активную гражданскую позицию, охотнее берут на себя ответственность за судьбу своего города, района, микрорайона, сельского поселка или деревни .

Под частью территории муниципального образования закон понимает территории поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и другие территории. Закон также устанавливает, что территориальное общественное самоуправление (в дальнейшем ТОС) может осуществляться непосредственно населением (например, на собраниях и сходах жителей) или через создаваемые им органы ТОС. Даны ответы на вопрос, «Зачем локальные организации нужны жителям?»:

Значительно улучшается среда обитания;

Начинает возникать гражданская гордость, вместо зависимости;

Жители находят новые для себя сферы деятельности;

Жители «примеряют» к себе (на себя) новые гражданские роли;

Снижается беззащитность и зависимость жителей от власти;

Улучшаются навыки сотрудничества и кооперации;

Увеличивается чувство ответственности и солидарности;

Начинается поиск консенсуса в конфликтных ситуациях .

Определены и преимущества, которые получают органы местного самоуправления, когда они вовлекают граждан в свою работу, давая им полномочия :

Граждане, получившие возможность и полномочия участвовать в деятельности органов местного самоуправления, как правило, более активно и полно участвуют в процессе самоуправления;

Граждане лучше понимают сложность проблем, с которыми органы местного самоуправления сталкиваются в своей деятельности, а, следовательно, терпимее относятся к тому, сколько времени и ресурсов требует решение сложных проблем;

Коллективный разум и опыт новых участников процессов принятия решений и разрешения проблем бесценен при рассмотрении вопросов, затрагивающих все население;

Граждане, вовлеченные в определение приоритетов для органов местного самоуправления и населения, с большей вероятностью поддержат решения, связанные с необходимостью выделения дополнительных ресурсов;

Участие общественности является благодатной почвой для роста новых лидеров общественности (что особенно важно для развития демократии);

Вклад граждан в деятельность местного самоуправления является реальным ресурсом, к которому органы местного самоуправления могут обратиться.

Закон «Об основах местного самоуправления» также выделяет различные уровни осуществления территориального общественного самоуправления: подъезд многоквартирного дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением, и на иных частях территории поселения. Это значит, что в своем подъезде вы можете создать такую организацию, как «Совет подъезда», в своем доме - «домком», а в микрорайоне - Совет микрорайона, Совет (Комитет) Территориального общественного самоуправления.

Кроме того, можно создавать и быть членами самых разных других общественных организаций и объединений по интересам, включая Совет ветеранов, женсовет или отряд скаутов (пионеров), которые могут действовать только на территории данного микрорайона, а могут быть и общероссийскими, и даже международными.

Нет никакой необходимости регистрировать «Юрлицо» такой общественной организации, пока все работают «на общественных началах» и не ждут спонсорской помощи на свой счет в банке

В наше время очень нужны такие локальные организации, которые способны определять общие для всех жителей интересы, выражать эти интересы, а также способны защищать и добиваться реализации этих интересов.

Однако, большинство людей не верит, что их голос для кого-то важен, удивляемся тому, что они сами могут создать свою организацию даже в своем доме или в городе, не верят, что создание организации, может что-то изменить.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в нескольких основных формах .

1) Совет Подъезда - естественный и совершенно необходимый уровень самоорганизации жителей. Такую точку зрения разделяют многие практики в разных городах России. Хороший опыт накоплен в Чистополе и Малоярославце, Арзамасе и Хабаровске, Пензе и Биробиджане, где объединение жителей на уровне подъезда органично связано с взаимопомощью и взаимодействием соседей. Интересы такой организации, как Совет подъезда, сосредоточены на вопросах социального климата и добрососедских отношений более, чем на вопросах содержания жилищного фонда или же его управления. Подъезд - это большая «вертикальная деревня», где люди должны знать друг друга, хотя бы для того, чтобы было не страшно войти в лифт. Совет подъезда может стать первой ступенькой участия жителей в решении вопросов, непосредственно их касающихся. Конечно, в первую очередь, речь идет о том, как собственно выглядит подъезд, насколько он чист, освещен, безопасен для всех жителей. Совет подъезда является важнейшей организацией, представляющей совместные интересы жителей, защищающей эти интересы. Совет подъезда может стать и своего рода «информатором» для жителей, передавая информацию своевременно, простым языком и крупными буквами. Участие в работе Совета подъезда дает уроки добрососедства и толерантности, столь нужные сегодня в нашем чрезвычайно ярком сообществе.

Работа на уровне Совета подъезда заставляет общаться с различными эксплуатирующими и коммунальными службами. Это общение позволяет лучше разобраться «кто за что отвечает», а также где и как можно повлиять на принятие решений хотя бы относительно данной непосредственной жилой среды. Совет подъезда многоквартирного дома - естественный и необходимый уровень самоорганизации жителей. Совет подъезда - как любое общественное формирование - должено действовать по определенным правилам. Лучше всего, если эти правила разработают сами жители, обсудят их с соседями, а потом примут на общем собрании жителей подъезда.

2)На уровне Дом - Домком самоорганизация жителей не претендует на серьезные дополнительные ресурсы и, как правило, встречает поддержку представителей местной власти. Однако, на уровне подъезда трудно решать вопросы целого здания: ремонт крыши или включения в план благоустройства. То же самое касается и проблем придомовой территории: вопросы парковки, размещения детской площадки, озеленения. В решении данной проблемы необходима помощь, поддержка и солидарность жителей других подъездов. В таких случаях и необходим «Домком» .

Организация уровня домкома уже претендует на активное участие жителей в широком спектре вопросов не только социального климата, но и контроля за содержанием дома, обеспечением жителей различными жилищными и коммунальными услугами, организацией дворового пространства.

Сегодняшние домкомы являются одними из важнейших «кирпичиков» системы территориального общественного самоуправления. Создание Домкома нельзя, да и просто неэффективно, сводить к избранию «старшего по дому». Это обязательно должна быть команда, представляющая интересы жителей дома.

Домком - Домовый комитет большого многоквартирного дома - как общественная структура, обычно состоит из представителей Советов подъездов (старших по подъездам).

В первую очередь домком призван объединить ресурсы, опыт жителей разных подъездов, их навыки и умения, которые могут быть полезны всему соседскому сообществу, которым тоже являются жители дома.

Для укрепления добрососедских отношений очень полезно проводить свои «домашние обследования», например, выявить соседские таланты с помощью предлагаемой анкеты.

Во многих муниципальных образованиях разработаны и приняты «Положения о домкомах», в которых предусмотрена передача этим органам территориального общественного самоуправления различных функций, связанных с контролем за выполнением различных задач по эксплуатации жилого фонда.

Члены домкомов могут стать важнейшими мостиками между жителям и эксплуатирующими дом службами. Однако, вряд ли нужно забывать, что домком - это общественная организация жителей и именно перед жителями отчитываются домкомы, именно интересы жителей они представляют и защищают.

Несмотря на то, что во многих городах и сегодня домкомы создаются по инициативе «домовладельцев» (муниципалитетов) и эксплуатирующих дом структур - (РЭУ, ЖЭУ и т.д.), сами «домовладельцы» не готовы видеть в домкомах представителей жителей и не готовы сотрудничать и обсуждать с домкомами различные планы.

В данном случае необходимо:

- «завоевывать признание», как жителей, так и РЭУ, и местной власти; - продумать что тревожит жителей во дворе и в доме;

Определить, что жители, могут сделать сами, а в чем им необходима помощь жилищных служб или местной власти.

Совместные, партнерские проекты гораздо быстрее находят понимание и поддержку (в том числе и финансовую), нежели протест или необоснованное требование.

С другой стороны, грамотный домком может и должен выступать просветителем, который призван показать жителям не только их права, но и обязанности, а также и те ограничения, которые существуют у местной власти: не все от нее зависит - например, отнюдь не местная власть определяет тарифы на электричество. Для любых организаций, действующих в соседских сообществах, важным направлением их деятельности является объединение жителей в микрорайоне и вовлечение их в совместную работу ради создания безопасного и комфортного социального микроклимата, в котором главными характеристиками является взаимопомощь и взаимное уважение интересов.

3) Совет микрорайона.

Микрорайон - как правило - это основная территория, которая считается своей, развитием которой интересуются больше всего. Эта территория, на которой существует «соседское сообщество» .

Соседское сообщество - не означает «организация». Это:

Знакомые лица на улице и в магазине, во дворе и доме;

Жители, заинтересованные в чистоте и уюте, в безопасности и, следовательно, спокойствии за детей, разделяющие гордость за «свой двор» или «свой микрорайон», желающие возвращаться сюда и приглашать гостей, желание сохранить, приумножить и приукрасить;

Доверие своему врачу и своему депутату, продавцу и участковому. Тысяча ниточек, которые связывают жителя именно с этой территорией и именно с этими соседями.

Закон о МСУ позволяет создавать на уровне микрорайона орган территориального общественного самоуправления. В разных уголках России такие соседские организации называются Комитетами (Советами) ТОС, Советами Микрорайона или уличными комитетами.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления .

Этот уровень самоорганизации является наиболее «интересным» для местного самоуправления, наиболее перспективным для социального партнерства, поскольку организациям территориального общественного самоуправления по силам действительно брать на себя решение ряда муниципальных задач.

Все эти организации жителей могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан . Вся эта хозяйственная деятельность осуществляется «как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета» .

Также это важно и потому что именно Устав муниципального образования определяет порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета .

Одна из самых серьезных проблем развития соседских организаций, как основного поля участия жителей в местном самоуправлении - это создание партнерских взаимоотношений, уважительного отношения партнеров друг к другу и обмен информацией.

Созданные людьми организации ТОС вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов .

Одна из самых сложных задач организации ТОС - это сделать так, чтобы были учтены и согласованы интересы разных организаций, действующих на территории микрорайона. Совет микрорайона с этой позиции выступает как организация поиска компромисса, и в его состав должны входить представители домкомов и председатели кооперативов, самых разных других общественных организаций - и Совета ветеранов, и общества многодетных матерей. Также очень хорошо, когда в состав Совета микрорайона входят и представители различных предприятий и организаций, расположенных на территории (как это, к примеру, было сделано при формировании Совета Микрорайона «Мельничная площадь» в Чистополе, где он выступает как. своеобразный штаб по координации общественной работы на территории) .

Совет микрорайона может быть действенной коалицией организаций, расположенных на территории, и его главная задача - объединить, скоординировать и направить усилия и ресурсы этих организаций на благо развития территории и населяющих ее жителей.

Орган ТОС должен иметь свой устав территориального общественного самоуправления, в котором устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут . Работа над уставом вашего Совета Микрорайона очень поможет вам при обсуждении Устава вашего муниципалитета, да и других документов, которые определяют наши с вами права и обязанности, как жителей этого микрорайона, этого муниципалитета.

4) Товарищества собственников жилья .

Одной из наиболее эффективных форм самоорганизации граждан по месту жительства является создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) в многоквартирных домах на основе кондоминиумов. Кондоминиум представляет собой собственно жилое здание и прочую недвижимость плюс земельный участок, на котором все это расположено. Организация товарищества собственников, совместно управляющих своим кондоминиумом, всемерно поддерживается властями всех уровней и быстро дает свои положительные результаты в виде чистых и ухоженных дворов, домов и подъездов .

Создание жилищных товариществ регламентируется Жилищным кодексом, принятым в 2004 году , а также Гражданским кодексом РФ . Существует масса методических рекомендаций по созданию ТСЖ, в которых можно найти примерный устав, проект учредительного договора, рекомендации по проведению организационных собраний, ведению дел ТСЖ. Хороший совет для активистов жилищных партнерств - изучить устав своего муниципального образования и его нормативные акты, регламентирующие нормы и правила содержания муниципального имущества. Это будет очень полезно, так как деятельность товариществ непосредственно построена на взаимодействии с муниципалитетом - участие в управлении и использовании нежилых помещений и земли, распоряжение средствами, вносимыми в оплату услуг по содержанию жилья, подбор исполнителей жилищно-коммунальных услуг, получение субсидий и дотаций, оплата налогов.

Практика показывает, что буквально на следующий день после того, как собственники жилья примут решение о создании товарищества, начинаются работы по установке счетчиков холодной воды и тепла, подготовка к установке собственных тепловых узлов, в подъездах закрываются и утепляются двери, стеклятся окна, устанавливаются батареи.

Многие муниципалитеты стимулируют создание ТСЖ, как эффективное средство экономии городских средств, выделяемых на реформирование жилищно-коммунальной сферы. Для этого, например, в структуре Комитета жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города может быть создан методический центр, который оказывает помощь жильцам, выразившим желание объединиться в товарищества в подготовке и проведении общих собраний, разработке устава, заключении договоров с муниципальными службами.

Несмотря на то, что у кондоминиумов еще множество проблем, за ними будущее. Недаром в развитых странах кондоминиумы занимают главное место в жилищном секторе .Не все, однако, даже при большом желании, можно подать в «розовом свете». Нужно отметить некоторые серьезные проблемы, которые существуют в сфере самоорганизации в целом, и развития ТОС.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отражает готовность общества к изменениям, путем вовлечения местных жителей в процесс управления. Закон определяет различные формы самоорганизации населения, все они объединены общей целью - объединение граждан, развитие самостоятельности мышления, формирование навыков к самоорганизации и оформление своих сообществ.

Особое место занимает такая форма самоорганизации, как территориальное общественной самоуправление, которое отличается многообразием уровней, форм, методов и целей создания. ТОСы образуют новые гражданские роли для населения, улучшают взаимопонимание населения и власти, активирую жителей, накапливают многогранный опыт. Но существуют и трудности при создании ТОС: население пассивно, неуверенно в своих силах, принижают свой гражданский статус, не доверяет властям, а они в свою очередь, не доверяют инициативам граждан. Все эти сложности, несомненно, нужно преодолевать, поднимая интерес общества к данной проблеме и стимулировать население, к ее решению.

Основная функция ТОС -- обеспечить решение локальных задач, затрагивающих интересы небольшой группы людей (жителей микрорайона, улицы, дома). Деятельность организаций ТОС восполняет пробелы в организации жизнедеятельности населенного места, помогает органам муниципальной власти благоустроить местную жизнь.

Взаимодействие организаций жителей по поводу городской среды с властью муниципальной, является важнейшим полем социального партнерства на муниципальном уровне.

Однако путь к социальному партнерству непрост и долог. Здесь можно встретить :

1) отсутствие взаимодействия: власти и группы жителей действуют совершенно независимо друг от друга;

2) взаимоотношения признания или взаимного признания;

3) потребительское взаимоотношение, когда группы требуют от власти каких-либо определенных действий;

4) конфронтация - существование конфликта, как широко распространенная форма взаимоотношений;

5) влияние в формальной или неформальной форме;

6) партнерство или кооперация на временной или постоянной базе;

7) взаимоотношения в рамках «субконтракта», когда власть передает какие-либо задания или полномочия организациям жителей;

8) взаимоотношения активной поддержки со стороны властей, в основном в виде финансовой поддержки.

Новый Закон РФ «Об основах МСУ» дает серьезный импульс развитию самоорганизации жителей для осуществления территориального общественного самоуправления. Приравнивая органы ТОС к НКО и давая возможность самоорганизации жителей от подъезда многоквартирного дома до большого микрорайона, наделяя органы ТОС правом содержания жилищного фонда, Закон стимулирует и жилищную реформу. Согласно Закону, соседские сообщества становятся партнером местной власти вплоть до хозяйственной деятельности на средства местного бюджета.

У ТОСов есть право и возможность :

Влиять на структуру органов МСУ

Влиять на работу ЖЭКов и ДЭЗов,

Способствовать введению рыночных отношений в сферу ЖКХ и сферу обслуживания,

Стимулировать возможность конкурентного выбора поставщиков самых разных услуг, как коммунальных, так и социальных.

Сегодня организации ТОС не противопоставляют себя МСУ - они являются важнейшим инструментом осуществления жителями своего права на местное самоуправление.