Все о тюнинге авто

Эвакуация детей в дошкольных учреждений. Учебная эвакуация в детских садах: рекомендации родителям. Порядок эвакуации при пожаре

Иногда очень трудно сдержать эмоции. Наткнешься на какой-нибудь план эвакуации, созданный полиграфистами, возомнившими себя инженерами пожарной безопасности, и негодуешь. Отчего? Странно было бы реагировать по-другому, когда то дело, в которое ты вложил столько труда, от которого зависит безопасность дошколят, дело которое требует специальных знаний и образования низводится на уровень «просто бизнеса». Лишь бы подписать акт, лишь бы перечислили аванс, «сделать и забыть» - это принцип многих компаний. И когда от этого не зависит безопасность маленьких, это еще можно стерпеть. Но когда при разработке плана эвакуации детского сада не учитываются важнейшие, основополагающие принципы обеспечения безопасности детсадовцев, когда у некоторых разработчиков текстовая часть плана эвакуации совершенно разных объектов не отличается ничем это становится нетерпимым.

На такие мысли навел меня этот пример. Он взят с официального сайта разработчика и приводится на нашем сайте в некоммерческих целях анализа, разбора ошибок и подтверждения уже высказываемого нами мнения о важности составления текстовой части с учетом особенностей возможной эвакуации уязвимых групп населения.

Но страшна, не графическая часть этого. Она просто не соответствует ГОСТ, что не так критично. В рассматриваемом случае опасна именно текстовая часть плана эвакуации - «стандартная» и не отличающаяся от других инструкций того же самого разработчика.

Когда начинаешь разбираться с текстом, становится совершенно непонятно, зачем в Академии ГПС МЧС России идут многолетние исследования процесса эвакуации дошкольников, если они проигнорированы авторами этого макета, если они не используются на практике, если инструкция для детского сада ничем не отличается от такой же инструкции для торгового центра. А ведь исследования пожарных ученых дали очень интересные результаты, которые необходимо использовать в практической работе, в том числе и разработчикам эвакуационных схем.

Какие особенности разработчик должен учитывать, планируя действия детей в условиях пожара. Как отмечается в первая особенность, связанная с планом эвакуации - это сложность ориентирования на плане эвакуации. Половина пятиклассников не смогли правильно ориентироваться по плану, при том, что только четверть восьмиклассников испытали аналогичные трудности. Поэтому первое и очевидное - план эвакуации в детском саду - не для ребенка, а для взрослого человека, воспитателя. Т.е. действия малышей осуществляются ТОЛЬКО через него.

В этом случае план эвакуации должен выполнять профилактическую функцию пассивного и активного обучения воспитателей, формирование у них правильного алгоритма действий, с учетом специфики поведения детей при пожаре. В том же источнике утверждается, и, не согласиться с этим сложно, что организация действий детей воспитателем доминирующий фактор в уменьшении времени начала эвакуации, а значит, является залогом её успеха.

Там же указывается, что первостепенное значение имеет реакция воспитателя на обнаружение пожара или сигнал пожарного оповещения. По моей практике, памятен ответ одного работника детского дошкольного учреждения о том, на вопрос: что она будет делать при пожаре. По её мнению (закрепленному в её инструкции) она должна была немедленно отправиться вниз под лестницу (к рубильнику), и обесточить здание. Потом используя фонарь выводить детей…. Это реальный ответ. Я его не сочинил, и у меня есть аудиозапись этой беседы.

Поэтому в текстовой части эвакуационной схемы мы должны попытаться воздействовать именно на первую реакцию воспитателя. Это можно сделать в следующей словоформе.

«При сигнале речевого, звукового или светового оповещения о пожаре начните готовить детей к эвакуации! Не выполняйте других функций! Ваша цель - вывести детей в безопасное место. Начните их подготовку к выходу»

Второй сложный момент, также отмечает Самошин Д.А. в работе . Дети готовятся к эвакуации дольше, чем взрослые. Особенно это характерно для весеннего, осеннего и зимнего периода. Тот, кто пробовал одеть ребенка, должен знать насколько это сложно. А дети, как назло, пребывают в дошкольных учреждениях именно в эти сезоны. Поэтому следующая фраза, должна запечатлеть в голове воспитателя, что не нужно тратить время на одевание зимней одежды. Это можно описать так:

«Не теряйте время на одевание детьми верхней одежды. Приготовьте заранее теплые одеяла или используйте одеяла, применяемые для сна. Одежду можно взять с собой и одеть уже в безопасной зоне. Заранее обеспечьте обогрев детей вне здания, в котором случился пожар»

Коллеги из Академии проведи интересный эксперимент. Летом время подготовки группы детей к выходу из здания занимало 0,6 минуты, весной и осенью - пять минут, зимой 7,5 минут. Использование одеял помогло сократить этот важнейший фактор безопасности до 1,1 минуты!

При разработке действий для воспитателей нужно учесть тот факт, что при пожаре дети прячутся от опасности. Не учитывать это в текстовой части плана эвакуации - недопустимо. В инструкции это можно сформулировать так:

«Проверьте, не спрятался ли кто-то из детей под кровати, в шкафы, в углы помещений, за мебель»

Особое внимание нужно уделить действиям воспитателя в ночное время. Исследование, проведенное группой американских ученых, показало, что из 123 спящих детей только 20% проснулись от работающей системы оповещения. 61% спящих не прореагировали вообще никак, 17 процентов реагировали во сне, и 2% проснулись после того как сирена прекратила работать. Очень важный фактор поведения детей в ночное время указан в . После пробуждения дети не ориентируются в окружающей обстановке сразу и им нужны объяснение и внимание взрослых. Это обстоятельство понуждает включить в инструкцию по эвакуации следующую фразу:

«В ночное время и во время дневного сна - разбудите всех детей, убедитесь, что они проснулись. Спокойным голосом сообщите им, что спать уже не обязательно и можно собираться и идти на улицу. Не оставляйте проснувшихся детей без внимания!»

Подготовив детей к эвакуации следует начать двигаться к выходу. Здесь всех всегда беспокоит вопрос, где должен быть взрослый во время движения группы людей. Представляется правильным следующий алгоритм, который и нужно вписать в инструкцию следующий алгоритм:

"Если взрослый в группе детей один, то он должен находиться позади группы детей и контролировать, чтобы никто не отстал. Управление движением группы детей он, в таком случае осуществляет подачей голосовых указаний. Если взрослых двое, то один из них принимает на себя роль «направляющего», а второй - «замыкающего». Направляющий определяет безопасный маршрут и ведет группу. Замыкающий должен следить, на отстал кто-то от группы, не остался ли в здании»

При этом важно, организовать движение детей таким образом, чтобы они двигались слаженно, спокойно и управляемо. Это может быть достигнуто следующей рекомендацией:

«Скажите детям взяться за руки и положить свободную руку на плечо идущего впереди. Успокаиваете детей в процессе эвакуации. Говорите им громким, но ровным и спокойным, веселым голосом следующие фразы: «Все в порядке!» «Мы просто играем! Не бойтесь! Мы все сейчас дойдем до выхода»

Ну и напоследок, следует учесть, что когда дети выйдут из здания, кто-то может захотеть вернуться за любимой игрушкой. Данных о таком поведении нет, но теоретически это возможно. Поэтому следует предписать воспитателю: проследить, чтобы никто из детей не возвращался в здание.

Именно такие планы эвакуации должен требовать инспектор. Понимаю, что это сделать сложно, ведь такое подробное содержание нигде не нормируется. В этом и проблема. АБСОЛЮТНО не нужный фотолюминесцентный материал, его свечение и прочая, простите за слово, фигня, нормируется, а содержание инструкции для детских садов - нет. И поэтому план, представленный выше, как пример абсолютно неграмотной разработки текстовой части, пример не учитывающий никаких особенностей эвакуации зданий с дошкольниками - пропускается теми специалистами органов надзорной деятельности МЧС которые, так же как и разработчики этого плана не задумываются о его смысле.

Поэтому пока не будет знаний о пожарной безопасности у инспектора, который не обращает внимание на «эти мелочи», у заказчика, который готов принять и такую работы лишь бы «закрыть» вопрос с инспектором, до тех пор и будут такие планы эвакуации, как тот, который мы описываем. Планы эвакуации бесполезные и бессмысленные. Которые действительно НЕ нужны, так как они не следуют ни к одной из целей, о которых мы говорили

Регулярно два раза в год сотрудниками пожарной охраны города проводятся тренировочные эвакуации в образовательных организациях. В школах такие учения начнутся в сентябре, а вот в детских садах уже с 15 августа.

Сценарий тренировочной эвакуации в детских садах всегда одинаков. По сигналу тревоги педагоги и персонал дошкольных учреждений обеспечивают своевременный выход воспитанников на улицу в безопасное место. Это увлекательное и интересное мероприятие для детей и очень серьезное, ответственное для взрослых.

Поэтому главной целью тренировочной эвакуации является выработка у персонала дошкольных учреждений навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара, принимать правильные меры для осуществления успешной эвакуации. Чтобы успешно преодолеть такую ситуацию, надо быть к ней готовым.

Каждый ребенок по-разному реагирует на звук пожарной сигнализации, поэтому важно научить его как правильно, грамотно и быстро действовать в чрезвычайной ситуации. Эта задача ложится на плечи не только воспитателей детских садов, но и на родителей. Родителям следует помнить, что такое происшествие, как возникновение пожара, часто влечет за собой панику, поэтому важно объяснить своему ребенку, что во время проведения эвакуации нужно слушаться взрослых, выполнять их распоряжения. Это обязательно необходимо делать на случай пожара в образовательном учреждении. Ситуация пожара всегда непредсказуема и несет самые серьезные угрозы.

Татьяна Мкртчян
Мини - занятие на тему: «Как себя вести при пожаре. Эвакуация».

Цель : обучить детей правилам поведения при эвакуации во время пожара .

Материал : схема помещения, фломастеры.

Ключевые слова : схема, эвакуация , выход, пожар , спокойствие.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Предложить детям сесть в полукруг. Напомнить о причинах возникновения пожара . Объяснить детям правила поведения при пожаре .

1. Необходимо сохранять спокойствие.

2. Не разбегаться, а оставаться рядом с воспитателем.

3. Слушать воспитателя и выполнять действия указанные им.

4. Следуя указаниям воспитателя покинуть помещение, не создавая суеты и паники.

Наглядно показать детям схему предполагаемого помещения и используя яркие цвета (красный и зеленый) фломастеров выделить места эвакуационных (запасных) выходов и маршрутов к ним.

Предложить детям самим отметить на заранее приготовленных схемах маршрут эвакуации и места эвакуационных (запасных) выходов.

Провести с детьми работу по экстренной эвакуации , показать и обучить детей действиям и правилам поведения в режиме реальной ситуации, для того чтобы дети поэтапно могли изучить план действий и маршрут эвакуации . Приобщить родителей к данному занятию . Родители в домашних условиях должны провести с ребенком подобное занятие , используя схему помещения места своего проживания.

Для усвоения и закрепления материала следует периодически в виде показательного мероприятия устраивать тренировочные занятия по экстренной эвакуации помещения во время пожара .

Публикации по теме:

22 июля мною было проведено летнее мероприятие с детьми среднего возраста "Как вести себя в природе". Целью данного меропрятия была такова:вспомнить.

Как вести себя родителям в период кризиса 4-х лет Родителей знакомы с возрастным кризисом детей. Он проходит втот момент, когда поведение вашего спокойного ребенка резко меняется в худшую.

Как вести себя в транспорте. Консультация для родителей и дошкольников Правила поведения в общественном транспорте. 1. При входе в транспорт не толкайся, пропускай вперед пожилых людей и женщин. 2. Не.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Как вести себя на улице» Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Как вести себя с незнакомцем» Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим. Тема: «Как вести себя с незнакомцем»..

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно вести себя за столом» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ" Чем раньше ребенок узнает правила поведения за столом, тем.

Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? Есть такие отношения, Как дорожное движенье, И в пределах всех дорог, Возникает.

Рекомендации для родителей «Как вести себя в детском саду» Рекомендации для родителей как, вести себя в детском саду. * Детский сад – это не исправительное учреждение, а дом добра, заботы и любви,.

Занятие «Как себя вести во время разговора» Цель: Познакомить детей с правилами поведения во время разговора. Оборудование: карточки-подсказки с девятью «не». Ход занятия I.Чтение.

Занятие

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

Детским садом комбинированного

вида № 49 «Семицветик»

Будаченкова И.В.

« » ______________ 2016 года

1. Общие положения

1.1. Инструкция разработана в соответствии с п. 12 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390.

1.2. Инструкция является дополнением к схематическим планам эвакуации людей при пожаре.

1.3. Инструкция предназначена для организации безопасной и быстрой эвакуации людей из здания в случае пожара.

1.4. Практические тренировки по эвакуации людей в случае пожара по данной инструкции проводятся один раз в полугодие.

2. Порядок эвакуации при пожаре

2.1.При возникновении пожара немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию).

2.2. Включить приточно-вытяжную вентиляцию всех помещений.

2.3. Немедленно оповестить людей о пожаре установленным сигналом или с помощью посыльных.

2.4. Открыть все эвакуационные выходы из здания.

2.5.Быстро, но без паники и суеты эвакуировать детей и сотрудников учреждения.

из здания согласно схемам эвакуации, не допускать встречных и пересекающихся потоков людей.

2.6.Эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения.

2.7.Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь.

2.8. В зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи.

2.9. Покидая помещение, отключить все электроприборы, выключить свет, плотно закрыть за собой двери, окна и форточки во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения.

2.10. Проверить отсутствие людей во всех помещениях здания и их наличие по спискам месте сбора.

2.11.Выставить посты безопасности на выходах из здания, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар.

2.12.Организовать встречу пожарных подразделений.

3. Обязанности работников при пожаре

3.1.При проведении эвакуации работники Учреждения обязаны: - с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации работников и воспитанников, в безопасную зону в кратчайший срок; - исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью воспитателям и другим работникам Учреждения нельзя оставлять воспитанников без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации; - эвакуацию воспитанников следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Воспитанников младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь; - в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, воспитанники старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а воспитанников младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи; - тщательно проверять все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне воспитанников, спрятавшихся под кроватями, столами, в шкафах или других местах; - выставлять посты безопасности на входах в здание, чтобы ис¬ключить возможность возвращения воспитанников и работников в здание, где возник пожар; - при тушении необходимо в первую очередь обеспечить благо¬приятные условия для безопасной эвакуации воспитанников; - запрещается открывать окна и двери, а также разбивать стекла во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещение или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.

Заместитель заведующего по безопасности Т.Ю. Харламова

Приказ «О противопожарном режиме в ДОУ» дополнен инструкцией, которая четко регламентирует действия при пожаре в детском саду. Она предлагает алгоритм мероприятий, которые должны совершать сотрудники в случае его возникновения. Учебные занятия должны проводиться не реже, чем раз в полгода, чтобы при возгорании персонал детского сада действовал оперативно и выверено. В первую очередь работники обязаны направить свои усилия на безопасность детей, а именно – на их спасение и вывода из здания детсада. С планом и последовательностью действий каждый из сотрудников ДОУ должен быть знаком под личную роспись.

  1. Объявление тревоги делает тот работник, который обнаружил возгорание в детском садике.
  2. Вызов служб на помощь входит в компетенции руководства, на происшествие должны быть вызваны МЧС, медицинские работники и полиция.
  3. Эвакуировать, то есть выводить детей с объекта должен педагог, это входит в перечень действий воспитателя при пожаре в детском саду.
  4. Все эвакуированные должны собраться в специальном месте, дети не должны оставаться без контроля взрослых.
  5. Завершаются мероприятия перекличкой, каждый ребенок и сотрудник должен быть назван и откликнуться.

Важно! Каждый работник должен четко знать свои обязанности, согласно порядку в ДОУ. Например, если воспитатель группирует и выводит детей из здания, то в зимний период его помощник собирает вещи и выносит их вслед за детьми. Затем оба взрослых одевают воспитанников.


Памятка для воспитанников ДОУ

Правила эвакуации при пожаре в детском саду предписывают обучение детей грамотному поведению при пожаре. Каждый воспитанник обязать знать схему выхода на улицу и уметь себя вести при ЧС. Вот основные методические рекомендации:

  • ребенок должен понимать, что важно быть спокойным и беспрекословно сгущаться педагога, который сгруппирует детей, пересчитает их и быстро выведет их из здания;
  • если в здании много дыма, то поможет мокрая повязка на рот и нос, ей сможет стать любая тканевая вещь;
  • если концентрация дыма в помещении увеличивается, то перемещаться по эвакуационным маршрутам нужно на коленках или ползком;
  • покинув здание, следует так же слушаться руководителя, выполнять его команды, обязательно дождаться переклички, чтобы воспитатель смог понять, сколько человек вышли из помещения.

На заметку! На учебной эвакуации в детском саду при пожаре занятиях взрослые должны добиться понимания у детей, в том числе и в ситуации, если ребенок остался в горящем здании без взрослых. Так, он не должен выпрыгивать в окно, а звать на помощь. В помещении не нужно прятаться от огня, иначе пожарники не смогут найти ребенка. Эти навыки дети должны получить еще до школы.


Действия воспитателя

Непосредственно эвакуация детей при пожаре в детском саду ложится на плечи воспитателя. Он обязан знать алгоритм правильных действий во всех формах: во время дневного отдыха, на утреннике или на спортивных занятиях. Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре в ДОУ предписывает воспитателям:

  • не подаваться панике самому и успокаивать детей;
  • собрать детей и убедиться, что на путях эвакуации нет огня и сильного задымления;
  • выбрать наиболее безопасный маршрут эвакуации, согласно ситуации;
  • если пути безопасны, следует построить детей, пересчитать их и взять журнал. Где ведется посещаемость;
  • дети должны идти по двое, взявшись за руки, воспитатель ведет их, помощник завершает вереницу;
  • провести перекличку и находится неотлучно от группы до прибытия служб спасения;
  • если безопасного маршрута не существует, необходимо обеспечить каждого ребенка мокрой повязкой, предложить им присесть, а при звуках пожарных машин, немедленно подать сигнал, чтобы бойцы первым делом занимались спасением детей.

Действия заведующего ДОУ

Поскольку основная ответственность лежит на руководителе детского дошкольного учреждения, он должен обеспечить оперативность и правильность всех действий:

  • он должен сообщить по телефону в ближайшее подразделение МЧС о произошедшем событии, если это уже сделал его подчиненный, нужно продублировать и подтвердить вызов;
  • дать приказ завхозу о включении сигнализации и других систем оповещения, и об отключении инженерных коммуникаций: вентиляции, электросети и газопровода;
  • определить безопасные выхода эвакуации и указать место общего сбора на территории, прилегающей к детскому саду;
  • сообщить в местный орган образования о случившейся чрезвычайной ситуации;
  • контролировать выход детей и персонала с объекта;
  • руководить ликвидацией пожара первичными средствами;
  • если появилась угроза для детей, нужно принимать меры по спасению имеющимися средствами;
  • контролировать перекличку, по спискам и журналам, то есть проверять, все ли дети выведены из здания;
  • удалить из зоны опасности всех людей, не занятых в ликвидации ЧС;
  • контролировать меру безопасности людей, занятых тушением пожара, включая температурные воздействия и скопление опасных продуктов горения;
  • постараться эвакуировать из зоны опасности ценности, с указанием на какой участок их складировать.

Следует понимать! Несмотря на имеющее в ДОУ специальное должностное лицо, ответственное за противопожарную безопасность, полная ответственность лежит на руководителе учреждения. Именно он отвечает за слаженность и оперативность действий сотрудников. Поэтому важно регулярно проводить тренировки и отмечать их результаты в журнале.

Алгоритм действий при пожаре в детском саду

Порядок действий в случае возникновения пожара в детском саду разработан на базе экспериментальных данных и практики. Документ учитывает следующие параметры возгорания на подобных объектах:

  • в комнатах ДОУ пламя распространяется со скоростью от 1 до 1,5 метров в минуту;
  • в коридорах – достигает 5 метров в минуту;
  • если начинают гореть бумажные и мебельные изделия, то в воздухе концентрируется оксид углерода, в зависимости от интенсивности пожара, его смертельная доза скапливается в организме человека в течение от 5 до 10 минут.

В силу столь значительных показателей эвакуация должна проходить быстро и без паники, а для этого все действия должны быть максимально отработаны. Важна правильная реакция в самые первые минуты, от нее зависит здоровье и жизни детей.