Все о тюнинге авто

Кто назначает на должность судей конституционного суда. Назначение судей. Есть ли неприкосновенность

Конституционный суд Российской Федерации (КС РФ) – это орган судебной власти самостоятельно и независимо реализующий её с целью обеспечения конституционного контроля. Точный перечень его полномочий определён Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

КС РФ состоит из «большой» (10 человек) и «малой» (9 человек) палат. На заседаниях палат присутствуют только входящие в них лица, а пленарное заседание проводится для всех судей КС.

Любая палата КС РФ не может оставаться неизменной по своему составу дольше, чем 3 года подряд. Но чтобы гражданин занял судейскую должность в данном сообществе, придётся соблюсти определённый порядок.

Правовая база

Назначение на должность судей Конституционного суда Российской Федерации и все сопутствующие данной процедуре моменты регулируются изменённым и дополненным законом № 1-ФКЗ (от 21.07.1994).

Согласно ст. 9 гл.2 этого нормативного акта предлагать кандидатов на данный пост могут:

  • Лица, состоящие в Совете Федерации.
  • Законодательные органы.
  • Депутаты Госдумы.
  • Высшие судебные органы.
  • Юридические:
    • ведомства федерального значения;
    • сообщества, действующие на государственном уровне;
    • учебные и научные учреждения.

Все претенденты на должность представляются Президентом РФ. После этого Совету Федерации предоставляется 2 недели на рассмотрение кандидата, получившего представление. Назначение осуществляется индивидуально, путём тайного голосования.

Если судья покидает свой пост, то предложение о назначении на его место другого гражданина должно быть внесено Президентом РФ в Совет Федерации не позже, чем через 30 дней после данного события.

Требования к кандидатам

Получить должность судьи КС могут только те граждане, которые:

  • достигли 40-летнего возраста;
  • имеют высшее юридическое образование и стаж работы на соответствующей должности от 15 лет;
  • признаны высококвалифицированными специалистами в области права;
  • обладают безупречной репутацией.

Помимо этого будет учитываться семейный статус претендентов и репутация их родственников.

Также нужно помнить, что российское законодательство не позволяет уже получившим должность судьям Конституционного суда:

  • состоять на общественных или государственных должностях;
  • осуществлять предпринимательскую или иную оплачиваемую деятельность (этот пункт не затрагивает сферы преподавания, науки и творчества);
  • становиться членами политических движений или партий, либо поддерживать их финансово;
  • участвовать в акциях политической направленности и избирательных кампаниях (иные виды политической деятельности также находятся под запретом);
  • публично излагать свою личную точку зрения на вопросы, которые в настоящее время рассматриваются Конституционным судом, либо могут быть рассмотрены им позднее.

Перечисленные требования к будущим и действующим судьям Конституционного суда связаны с высоким уровнем ответственности, возлагаемой на граждан. Их репутация должна оставаться в идеальном состоянии в течение всего срока службы.

Особенности данного статуса

В России у каждого судьи имеется определённый правовой статус. По этой причине законодательство РФ закрепляет за людьми, находящимися на подобных должностях, особые права и обязанности, а также определённую сферу ответственности.

Лица, являющиеся судьями КС РФ, обладают гарантированной независимостью в вопросе осуществления правосудия. Все они характеризуются наличием единого статуса и отличаются друг от друга лишь перечнем компетенций и вверенных полномочий.

В период осуществления неслужебной деятельности служащим КС следует руководствоваться «Кодексом чести судей РФ». Этот документ не является источником права. Он представляет собой лишь свод правил, где в числе прочего содержатся положения, устанавливающие нормы поведения для членов судейской семьи и судей, находящихся в отставке, но сохранивших свой статус.

Какие гарантии независимости

Судья КС является независимым, благодаря тому, что его должность предполагает:

  • неприкосновенность;
  • несменяемость;
  • равенство в правах с другими судьями;
  • приостановление или прекращение полномочий только в соответствии с законодательно установленным порядком;
  • наличие социального и материального обеспечения, а также права на уход в отставку;
  • соблюдение определённой законами РФ процедуры конституционного судопроизводства;
  • отсутствие сторонних вмешательств в судебную деятельность;
  • гарантию безопасности.

Под материальным обеспечением понимается наличие своевременной и полноразмерной оплаты трудовой деятельности судьи, отпусков, страхования жизни, здоровья и собственности гражданина (и членов его семьи), а также предоставление жилья.

Есть ли неприкосновенность

Судьи КС РФ обладают неприкосновенностью, что выражается в невозможности их привлечения к административной или уголовной ответственности в порядке суда.

Также без соответствующего постановления КС не допускается проведение:

  • обыска;
  • задержания;
  • ареста;
  • личного досмотра.

Исключением из данного правила являются случаи задержания на месте преступления. Привлечь судью КС РФ к ответственности за высказанное в ходе заседания мнение или принятое решение невозможно, даже когда срок его полномочий истечёт.

Порядок назначения

В ч.1 ст. 102 Конституции РФ указано, что Президент может выдвинуть на одну свободную должность судьи КС только одного кандидата. Это обусловлено тем, что Совет Федерации занимается назначением на должность не только рядовых судей Конституционного суда, но и его руководителей.

Ещё недавно судья-секретарь, Председатель и заместитель Председателя избирались членами КС самостоятельно из числа назначенных судей в ходе тайного голосования. Теперь должность судьи-секретаря упразднена, вместо этого назначается второй заместитель председателя.

Закон устанавливает, что кандидаты на должность судей КС должны быть:

  • Представлены Президентом РФ.
  • Обсуждены и рассмотрены Комитетом Совета Федерации (в результате чего подготавливается соответствующее заключение):
    • по правовым и судебным вопросам;
    • по конституционному законодательству;
    • по развитию гражданского общества.
  • Назначены Советом Федерации путём тайного голосования (после заслушивания заключений и их обсуждения).
  • Приведены к присяге Председателем Совета Федерации (процедура осуществляется на заседании палаты).

Имена кандидатов вносятся в бюллетень для голосования, даже если заключение Комитета было отрицательным. То есть, эти претенденты всё равно могут быть назначены на должности судей.

Если Совет Федерации даёт соответствующее разрешение, то голосование проводится посредством специальной электронной системы. Назначение на должность получают лица, которым было отдано большинство голосов. Оно подтверждается соответствующим постановлением Совета Федерации.

Одновременно с этим может быть принято ещё одно постановление, предлагающее Президенту провести консультацию, целью которой является устранение выявившихся разногласий относительно назначаемой кандидатуры.

Отправка второго документа Президенту РФ должна произойти в течение трёх дней. Консультация проводится специально сформированной группой членов Совета Федерации, либо его Председателем.

Сроки пребывания на должности

Строгие ограничения по сроку службы для судей КС РФ отсутствуют, но имеется чётко установленный предельный возраст – 70 лет. По его достижении полномочия гражданина прекращаются в соответствии с действующим законодательством. Это относится ко всем служащим, состоящим в КС, включая тех, которые были избраны в 1991 году Съездом народных депутатов РСФСР.

Однако выполнение должностных обязанностей продолжается, если ещё не было принято итоговое соглашение по последнему делу, слушание которого осуществляется при непосредственном участии судьи.

Полное прекращение полномочий происходит по завершении месяца, в котором судья достиг предельного возраста. Но это правило не действует, если после его ухода судейское сообщество опустеет больше, чем на 1/3. В этом случае ему придётся продолжить службу до того момента, пока на должность судьи не подберут достойного кандидата.

Какие есть полномочия

Гражданин, ставший судьёй КС РФ, по факту становится его секретарём, который может браться за выполнение своих трудовых обязанностей сразу после принятия присяги.

В их перечень входит:

  • участие в управлении работой аппарата Конституционного суда;
  • подготовка к заседаниям КС и их непосредственное проведение;
  • информирование отдельных граждан и организаций о решениях, которые были приняты в результате судебных заседаний;
  • предоставление в КС данных о реализации принятых решений;
  • обеспечение информационной осведомлённости всех членов рассматриваемого судебного сообщества.

Ранее в данный перечень входил выбор Председателя и его заместителей путём тайного голосования, но теперь данным вопросом занимается Совет Федерации.

Приостановления деятельности

Полномочия судьи КС России могут быть приостановлены, если:

  • Конституционный суд дал согласие на его арест;
  • занимающий должность гражданин был привлечён к уголовной ответственности;
  • проблемы со здоровьем не позволяют продолжить полноценное осуществление трудовой деятельности.

Решение о приостановлении полномочий судьи должно быть принято Конституционным судом в течение месяца с момента возникновения оснований к проведению данной процедуры.

В случае временной приостановки полномочий судья продолжает получать зарплату и сохраняет за собой все законодательно установленные гарантии.

Прекращение полномочий

Существует несколько причин для полного прекращения полномочий судьи КС:

  • завершение срока действия полномочий;
  • выявление нарушений в процедуре назначения на должность;
  • подача личного письменного прошения об отставке;
  • смена гражданства;
  • совершение судьёй действий, которые прочат его достоинство и честь;
  • вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи;
  • осуществление (несмотря на предшествующие предупреждения со стороны КС РФ) деятельности, не совместимой с занимаемой гражданином должностью;
  • неучастие в заседаниях КС и других судебных сообществ без уважительной причины;
  • отказ от участия в процедуре голосования без веских на то оснований более 2 раз подряд;
  • документально подтверждённая потеря дееспособности;
  • признание гражданина без вести пропавшим (в судебном порядке);
  • наличие неподдающегося лечению заболевания;
  • смерть судьи.

В случае принятия Конституционным судом решения о прекращении обязанностей одного из судей Президент РФ и Совет Федерации должны быть соответствующим образом оповещены об этом. Данное действие также рассматривается как официальное уведомление об открытии вакансии.

Решение о полном прекращении полномочий принимается большинством голосов членов Совета Федерации, на основании решения предъявленного Конституционным судом РФ.

Отставка

Судья КС получает статус удалённого в отставку (ушедшего) в том случае, если его полномочия прекратились в законодательно установленном порядке по причинам, установленным положениями соответствующего нормативно-правового акта.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами депутатами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы а также законодательными представительными органами субъектов Российской Федерации высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами всероссийскими юридическими сообществами юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


83. Конституционный Суд РФ: назначение и компетенция.

КС РФ – один из высших органов судебной власти, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основная функция – осуществление конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения верховенства Конституции на всей территории РФ.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов (депутатов) Совета Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель КС, заместитель Председателя КС и судья-секретарь избираются на 3 года судьями КС;

Компетенция КС:

Разрешает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных правовых актов, не вступивших в законную силу международных договоров РФ;

Разрешает споры между федеральными органами гос. Власти, органами гос. Власти субъектов;

Проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав граждан и по запросам судов конституционность законов, подлежащих применению в конкретном деле;

Дает толкование Конституции;

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

Принимает решения по вопросам своей компетенции, которые имеют обязательную силу на всей территории РФ;

Вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Виды решений :

  1. Постановления принимаются по делам:

О соответствии Конституции законов и иных НПА;

О разрешении споров о компетенции;

О жалобах на нарушение прав граждан и по запросам судов;

О толковании Конституции.

2. Заключения принимаются по вопросам о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

3. Определения принимаются по всем остальным вопросам.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

8386. Компетенция местной администрации 12.82 KB
Наиболее детально компетенция местной администрации регулируется специальными внутренними положениями об этих органах утверждаемые затем главной местной администрации. Например департамент строительства и архитектуры администрации г. Департамент финансов Администрации г.
306. Компетенция местного самоуправления 14.82 KB
Таким образом органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Понятие и структура компетенции местного самоуправления. Компетенция определяется также как совокупность юридически установленных полномочий прав и обязанностей конкретного государственного органа органа местного самоуправления или должностного лица определяющего его место в системе государственных органов органа местного самоуправления3.
6835. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов 7.46 KB
Компетенция Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ субъектов РФ и предметы их совместного ведения. Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти т. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
5909. Система нотариальных органов и их компетенция 11.12 KB
В настоящее время компетенция всех нотариусов не различается так как частным нотариусам по месту нахождения нотариальной конторы при условии наличия возможности хранить архивы предоставляется право вести наследственные дела принимая меры к охране наследственного имущества и выдавая свидетельства о праве на наследство. Членами нотариальной палаты могут быть также лица сдавшие квалификационный экзамен но не являющиеся нотариусами. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке...
17953. Компетенция представительных и исполнительных органов власти в области финансовой деятельности 203.46 KB
Основной задачей названных органов является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта РФ или региона РФ. Задание 3 Валютные операции их участники и правила осуществления Под валютными операциями понимаются: приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; ...
6778. Конституционный Суд Российской Федерации 27.11 KB
Конституционный контроль его задачи и формы осуществления Появление понятия конституционного контроля связано с разработкой теорий конституционного государства и разделения властей. Какие же органы могут осуществлять функцию конституционного контроля Законодательные органы в принципе могут контролировать соответствие нормативных актов органов исполнительной власти Конституции и законам. Поэтому орган конституционного контроля должен быть независим как от законодательных так и от исполнительных органов государственной власти с тем...
6860. Президент РФ: конституционный статус 7.7 KB
Президент РФ: конституционный статус. Президент РФ глава российского государства. Президент РФ избирается путем всеобщего равного и тайного голосования. Срок полномочий Президента РФ равен 4 годам.
19496. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в сфере федеративных отношений 25.07 KB
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в сфере федеративных отношений. Именно подобная ситуация сложилась в Российской Федерации в начале 90-х годов XX века. Подтверждением этого являются последние законодательные инициативы Президента Российской Федерации направленные на коррекцию правовых основ федеративного устройства России. Данные обстоятельства предопределили роль судебного органа конституционного контроля - Конституционного Суда Российской Федерации далее Конституционный Суд РФ а именно...
4032. Конституционный контроль в зарубежных странах 13.78 KB
Конституционный контроль – деятельность государства, направленная на обеспечение соответствующего законодательства текущему закону; это деятельность государства (в лице уполномоченных органов) по обеспечению проверки соответствия Конституции нормативных актов
6868. Государственная Дума: конституционный статус и полномочия 8.22 KB
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут занимать государственные должности заниматься другой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской научной и иной творческой деятельности. Из числа депутатов избирается председатель Государственной Думы и его заместитель. На заседании комитетов избираются председатели комитетов Государственной Думы. Эти все председатели совместно с председателем Государственной Думы образуют Совет Государственной Думы.

Конституционный суд РФ относится к органам государственной власти. Он осуществляет конституционный контроль. В список его полномочий входит оценочное действие соответствия каких-либо параграфов нормам Конституции. Это единственный суд, который имеет право отменить закон или правовой акт, если сочтет его нарушающим конситуционные права граждан.

Судьями Конституционного Суда РФ становятся судьи судебного органа. Впоследствии они самостоятельно контролируют судопроизводство в содействии нормам Конституции. Полномочия судей, деятельность суда определены Конституцией РФ и ФКЗ О Конституционном суде РФ.

Согласуясь с законом РСФСР Конституционный суд объединяет 15 судей. Кто назначает судей конституционного суда? Избирает их съезд народных депутатов. В 1991 году, когда впервые вступил в действие данный закон, были избраны лишь 13 судей. Еще двоих доизбрали в 1993 году, после того, как была принята Конституция РФ. На тот момент полномочия судье давались до пенсионного возраста в пребывании в данной должности, т.е. до 65 лет. Конституционный суд самостоятельно избирал Председателя, его заместителя и секретаря.

Принятие Конституции внесло некоторые коррективы в изначальное постановление относительно судей. Теперь их назначалось уже 19 человек. А назначения проводил Совет Федерации Федсобрания РФ. Представление давал сам Президент РФ. Однако судьи, избранные ранее, до принятия этого закона, уже сохранили свои полномочия по старому законодательству до пенсионного возраста.

В 2005-м году были внедрены очередные изменения из-за принятия Федерального конституционного закона №2. До этого был принят Федеральный закон №1 в 1994-м году. И в нем говорилось, что судья Конституционного суда РФ может выбираться на должность сроком до 12 лет. Тогда же был установлен и предельный возраст, людям, старше которого уже нельзя было занимать такой пост – 70 лет. Закон ограничивал такие рамки: полномочия судье придется сложить в последний день месяца, в котором срок полномочий истек. Такое же правило распространялось и на наступление 70-летнего возраста.

Но после внесения изменений в 2001-м году предельный срок продлился до 15 лет, а ограничения 70-летнего возраста были устранены. Однако уже в конце того же года ограничения вернули, а пятнадцатилетний срок оставили. В 2005-м году ограничения снова отменили, а предел возраста оставили для всех за исключением Председателя. Вопрос о том, кто назначает судей конституционного суда, остался без изменений.


Беря во внимание 123 статью Российской Федерации,рассмотрение и разбирательство дел является открытым абсолютно во всех судах. Европейская конвенция по защите прав потребителя, в...


Сейчас это вопрос номер один, который волнует многих россиян. Нынешний председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев имеет все основания опасаться за свое место. Несмотря на...

Конституционные положения назначения судей содержатся в основном законе страны. Так, например, согласно п. "е" ст.83 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно п. "ж" ст.102 Конституции Российской Федерации, к ведению Совета Федерации относятся, в частности, назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Кроме того, в ч. 1 ст.128 Конституции Российской Федерации указано, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

К кандидатам на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации (ст.8 ФКЗ о Конституционном Суде) предъявляются нестандартные повышенные требования. Этот закон отмечает, что ему, как и другим судьям, необходимо быть гражданином РФ, иметь высшее юридическое образование, ему обязательно должно быть не менее 40 лет, он должен иметь безупречную репутацию, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, и, более того, необходимо обладать признанной высокой квалификацией в области права.

В ФКЗ "О Конституционном Суде" (ст.9) указана процедура назначения на должность судьи Конституционного Суда. Инициаторами внесения информации о претендентах на должность судей Конституционного суда могут быть следующие субъекты:

Коллективно или единолично члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы;

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации (в случае, если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, для обеспечения реального осуществления соответствующего полномочия конституцией (уставом) или иными актами законодательства субъекта РФ должна быть установлена специальная правовая процедура, предусматривающая, либо совместное осуществление данного полномочия обеими палатами, либо право одной из палат выступать по данному вопросу от лица законодательного (представительного) органа субъекта РФ в целом);

Верховный Суд Российской Федерации (гл. 7 Конституции Российской Федерации) как высший судебный орган. Конституционный суд также является высшим судебным органом и участвует в формировании своего кадрового состава.

Федеральными юридическими ведомствами (к ним относятся Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Минюст России, а также любые иные федеральные государственные органы (в том числе федеральные органы исполнительной власти), к основным задачам которых (в соответствии с определяющими их статус нормативными правовыми актами) отнесено осуществление государственных функций в юридической сфере);

Всероссийскими юридическими сообществами (судейское сообщество, а также адвокатское сообщество и нотариальное). Г.А. Гаджиев, к данным сообществам относит наиболее авторитетные общественные организации юристов, действующие на всей территории страны, к этой же категории он относит отраслевые общероссийские профессиональные союзы, которые действуют в правовой сфере;

Юридическими научными (организации, осуществляющие научную деятельность в области права) и учебными заведениями (образовательные организации, реализующие в установленном законодательством порядке образовательные программы по специальности "Юриспруденция").

В течение четырнадцатидневного срока Совет Федерации обязан рассмотреть кандидатуры на должность судьи по представлению Президента Российской Федерации (ч. 2 ст.9 ФКЗ "О Конституционном суде").

При ситуации, когда судья выбывает из состава Конституционного Суда, Президент вносит другую кандидатуру не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Следует отметить, что все судьи Конституционного суда назначаются на должность без ограничения срока пребывания в должности тайным голосованием в индивидуальном порядке Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Законодательством установлен предельный возраст пребывания судьи, в должности, который составляет 70 лет, но предусмотрено исключение для Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, он пожизненно находится на должности (ст.12 ФКЗ о Конституционном суде).

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации после назначения на должность приносит присягу иного содержания, нежели другие судьи России. В ст.10 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" прописан текст присяги следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".

На основании вышеизложенного, модно сделать вывод о том, что к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации предъявляются нестандартные повышенные требования. Путем изучения норм регулирующих порядок назначения на должность судьи Конституционного суда было установлено, что предложения о кандидатах вносятся Президенту определенным кругом субъектов (ст.9 Закона о Конституционном Суде).

Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничен, но предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации определен - 70 лет.

Правовые основы: Конституция РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», Регламент КС РФ.

Судьи Конституционного Суда РФ, как и Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются в одном порядке – Советом Федерации по представлению Президента РФ. Вместе с тем председатели и заместители председателей Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются на должность данной палатой Федерального Собрания сроком на шесть лет по представлению Президента РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Председатель же и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ избираются на пленарном заседании Суда из состава судей сроком на три года.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Подконституционно-правовым статусом судьи в РФ понимается 1) совокупность полномочий судьи, то есть совокупность его прав и обязанностей; 2) порядок и условия занятия судьей своей должности; 3) формы и порядок его работы; 3) порядок и основания прекращения полномочий судьи; 4) порядок и основания его ответственности; 5) гарантии деятельности судьи. Конституционно-правовой статус судьи в РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, безупречную репутацию, признанную высокую квалификацию в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.


Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Российской Федерации, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Федерального конституционного закона, федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

предупреждения;

прекращения полномочий судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены в случаях, если:

1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

12) смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.