Все о тюнинге авто

Изучение процессов старения. Будем дольше жить: Как ученые планируют замедлить старение. Даже частичное снижение симптомов старения значительно повысит качество жизни пожилых людей

А.А.Козлов

ТЕОРИИ И ТРАДИЦИИ ЗАПАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГЕРОНТОЛОГИИ

Социальные и психологические проблемы пожилых людей, а также отдельные аспекты старения человека являются предметом изучения многих отраслей естественных и общественных наук. Однако для большинства из них эти проблемы не являются основными. Лишь геронтология - современная молодая наука - ставит проблемы старости и старения в центр исследований, используя одновременно с этим знания, накопленные в других научных сферах, специалистов различных «помогающих» профессий. Геронтология в этом плане находится как бы «на стыке» многих научных теоретических и практических знаний. Каждая дисциплина привносит в ее развитие свои собственные достижения и методы в решении проблем стареющего человека, способствуя ее постоянному совершенствованию.

В рамках общей геронтологии существует специальная область ее - социальная геронтология, рассматривающая феномен старения и старости человека применительно к изменению его социальной позиции, его места в социальной структуре общества, способности и характера взаимодействия с последним. Именно здесь формируются наиболее острые ситуации и проблемы.

Автор предпринимает попытку в рамках задач социальной геронтологии рассмотреть некоторые известные в западной науке подходы, имеющие, как представляется, значение в характеристике особенностей и развития геронтологии как целостной науки о старости [Монсон П., 1997].

Объектом исследования в геронтологии является человек в процессе старения и старости [Дупленко Ю.К., 1985; Baltes Р. В. et ai,

Козлов А. А. Старость: социальная разобщенность или целостность? (Теории и традиции западной социальной геронтологии) // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С. 80-96. 1977; Blunter H., 1969 и др.]. Вследствие этого интерес для геронтологии представляют те биологические, психологические и социологические теории, которые направлены прежде всего на рассмотрение различных аспектов явления старости. Характерно, что выводы, сделанные представителями различных наук по многим общим проблемам старения и старости, как правило, не противоречат друг другу. Различия чаще возникают внутри конкретных отраслей знаний между разными научными школами. Каждая такая школа выстраивает многочисленные гипотезы, доказывает свои концепции различными способами, предлагая разнообразные объяснения процесса старения и проблем пожилых людей. Для исследователя-геронтолога в связи с этим при изучении различных взглядов на процесс старения принципиально важно уточнить свою позицию. Очевидно, что самое главное в этом - не стремиться дать им априорно какую-либо оценку. Плюрализм теорий и концепций следует рассматривать как отражение сложности процесса познания старости как объективной реальности, а сами существующие взгляды - как дополняющие друг друга, которые могут и должны в соответствующей степени учитываться при организации исследования.

Рассмотрим некоторые направления и подходы в развитии современных зарубежных наук, в той или иной мере изучающих процессы старения, вырабатываемые в разных сферах знаний. Начнем с «биологических подходов» к старению.

Биологические подходы к старению

Биология изучает живые организмы на разных уровневых срезах: организм как целостную систему, подразделяющуюся на составляющие ее органы и клеточные компоненты вплоть до молекулярного строения. В соответствии со взглядами биологов, большинство живых организмов, как растений, так и животных, с возрастом утрачивают свои функциональные способности.

Представители биологической науки связывают понятия старения и старости с «закатом» и ухудшением состояния организма и его различных органов. В зарубежной геронтологии чаще всего цитируют четыре основополагающих критерия, связанных со старением, которые были предложены известным на Западе геронтологом Б.Стрехлером .

1. Старение, в отличие от болезни, является универсальным процессом, ему подвержены все без исключения члены популяции.

2. Старение является прогрессирующим, непрерывным процессом.

3. Старение есть свойство любого живого организма.

4. Старение сопровождается дегенератирующими изменениями (в противовес изменениям организма при его развитии или «взрослении»).

Таким образом, по мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, сущностными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь измерить природу и предел возрастных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно контролировать, корректировать, как можно смягчить последствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагает рядом теорий, непосредственно затрагивающих тематику процесса старения человека. Наиболее распространены в научном мире за рубежом две из них. Это теории «программированного старения» и «непрограммированного старения».

Психологические подходы к старости

В обыденной жизни принято уделять гораздо больше внимания психологическим аспектам старения, нежели биологическим. Однако, как ни странно, сама психология как наука в полной мере практически почти не занималась проблемами старости. Лишь сравнительно недавно, когда над современным обществом навис «пресс» глобальных демографических изменений, проблемы психологического старения стали предметом пристального изучения психологов-теоретиков. Эти исследования стали активно проводиться в рамках междисциплинарных проектов в контексте исторических, экологических и биологических подходов, причем каждое традиционное направление психологии вносило в эти исследования свои специфические нюансы и варианты. Рассмотрим некоторые из них.

Экспериментальная психология

Экспериментальная психология положила начало современному научному психологическому знанию. Во второй половине девятнадцатого столетия она родилась как лабораторная наука, занимающаяся в основном проблемами функционирования человеческого интеллекта, умственного развития человека, его способностей участвовать в познавательных процессах и др. Ключевыми темами новой науки стали восприятие, память, познание, а также интеллектуальные процессы. Несмотря на то, что первые ученые в области психологии как науки были в основном представителями Германии, тем не менее экспериментальная психология получила большее развитие в США и Англии, поскольку именно в этих странах результаты исследований достигли широкого признания и стали использоваться на практике.

Первым значительным вкладом в изучение проблем психологического старения явилась работа сэра Фрэнсиса Галтона (1822-1911) (Sir Francis Galton), троюродного брата Чарльза Дарвина. Его прежде всего интересовали вопросы интеллектуальной деятельности человека и ее трансформации в пожилом возрасте.

Создание в первой половине девятнадцатого столетия теста интеллектуальных способностей (IQ) оказало значительное влияние на развитие психологии. Тест был составлен американским физиологом Терманом (Теггпап), сумевшим применить методику французских психологов А. Бине и Т. Энри (Binet, Henri), которой они пользовались при анализе сложных мыслительных действий человека в процессе познания. Успехи психологов в использовании на практике теста интеллекта (IQ) позволили им обрести репутацию ученых-специалистов, способных оценивать и даже замерять абсолютные интеллектуальные способности людей.

Однако, еще не был сделан вывод о зависимости психологических характеристик людей от социальных факторов, не были исследованы в полной мере психологические различия, связанные с возрастными особенностями взрослых людей, особенно пожилых. Снижение некоторых психологических функций у пожилых людей объяснялось в основном процессами биологической деградации. В психологии постепенно начинает формироваться представление о психологическом старении как о процессе психологической деградации. Появляется модель психологического развития и старения, суть которой состояла в том, что в период роста организма происходит бурный процесс наращивания интеллектуальных способностей, сопровождаемый затем периодом относительной стабильности, вслед за которым наступает длительный период снижения интеллекта. Господство в психологической науке именно этой модели предопределило непопулярность исследований, связанных с пожилым возрастом. В лучшем случае изучение пожилого возраста как бы дополняло общие исследования познавательных функций человека.

Лишь совсем недавно, с развитием когнитивной психологии, исследования в области умственных функций пожилых людей стали более привлекательны для ученых-психологов, а теоретическая и практическая психология стали более связаны между собой. «Интеллектуальный показатель» хотя и сохранился в исследовании и характеристике процесса старения, однако стал дифференцированным при учете широкого диапазона возможных изменений в этом плане, многофакторно зависимых.

Опираясь на основные концептуальные положения экспериментальной психологии, социальная геронтология уделяет особое внимание рассмотрению внешних социальных факторов, оказывающих влияние на состояние человека в процессе старения, способных как замедлить, так и ускорить этот процесс.

Психология развития

Традиционно англо-американская школа психологии исследовала психическую деятельность человека, причем как в молодом, так и пожилом возрасте, как бы в сравнении с идеальным стандартом, идеальной моделью функционирования психики. При этом ранний возраст человека рассматривался как период, не достигший идеального состояния, а пожилой - как отклонение от нормы, идеала или как проявление девиантности, в то время как на европейском континенте философов, а впоследствии и психологов гораздо больше интересовали проблемы развития человека на всех без исключения этапах его жизненного пути.

Жан-Жак Руссо (Jean-Jaques Rousseau, 1712-1778) предлагал оценивать психическое развитие человека в зависимости от особенностей его возраста, выдвигая различные критерии этих оценок. Он отстаивал идею о том, что ребенка нельзя считать неразвитым взрослым, а необходимо подойти к оценке его интеллекта, полагаясь на особые, свойственные этому возрасту показатели, а пожилого человека - возвращающегося в детство, без оценки накопленного им жизненного опыта.

Идея относительности человеческого развития, качественно прогрессирующего в виде скачков от одной стадии к другой, представлена в работах швейцарского психолога Жана Пиаже (Jean Piaget, 1896-1980), в которых он исследовал основные стадии развития интеллекта в детском возрасте. Несмотря на то, что Пиаже ограничил свои исследования психологией детского возраста, его методология и научные выводы в целом широко использовались впоследствии многими учеными при анализе познавательных возможностей человека на всех этапах его жизненного пути, включая старость. Так, например, многие современные ученые, следуя традициям Пиаже, отстаивают точку зрения, согласно которой определяющей чертой взрослого возраста (в том числе пожилого) является способность воспринимать жизненные противоречия как осознанный факт. Психическая зрелость человека определяется не только признанием противоречий как необходимого условия жизни, но и эффективным использованием этих противоречий в мыслительной деятельности. Противоречия являются основанием для творческой деятельности, для новых открытий. Именно развитие диалектического мышления, в котором участвует не только рациональное мышление, но и интуиция, предвидение, предчувствие, т.е. бессознательное начало, является не только предметом изучения психологии и геронтопсихологии в частности, но и широкой основой для психологической практики .

Европейская психология известна в научном мире своим вкладом в изучение проблем личности. Вне зависимости от отношения различных школ в психологической науке к идеям психоанализа можно с уверенностью сказать, что теория Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud, 1856-1939) оказала революционизирующее воздействие на формирование современных взглядов в области психологии развития, на объяснение поведения человека, поскольку она предложила теоретикам и практикам динамическую модель мотивационной сферы человека и пробудила интерес к исследованиям в широких областях психологии человека, в отличие от традиционного изучения интеллектуальных и познавательных способностей человека. Фрейд достаточно убедительно показал, что люди в своей деятельности не всегда пользуются рациональными способами, при этом не всегда отдавая себе отчет относительно своих действий и поступков. Хотя Фрейд и его ближайшие последователи не были в строгом смысле слова психологами-теоретиками, они были скорее клиницистами-психиатрами, тем не менее богатство их идей относительно мотивации человеческого поведения до сих пор побуждает многих ученых к поиску именно в этой сфере новых данных о психологии человека, в том числе человека стареющего.

Следует отметить, что хотя сам Фрейд непосредственно не изучал проблемы пожилого возраста, однако в его работах прослеживается личное ощущение страха перед смертью как неизбежного завершения старости.

Карл Юнг (K.Jung, 1875-1961), создавая альтернативную Фрейду школу психоанализа, придавал еще большее значение изучению проблем, как он называл, «второй половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуацией». Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять в своем «Я» как «женское», так и «мужское» начало. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим его миром. Обладая энциклопедическими знаниями во многих областях, он сумел убедительно доказать правоту своей теории на примерах различных культур и социальной, и индивидуальной жизни разных обществ.

Другой известный в научном мире современник Фрейда Альфред Адлер (Alfred Adler, 1870- 1937) также занимался изучением различных аспектов мотиваций в поведении человека. Он не был согласен с фрейдистской трактовкой сексуальности как основного фактора мотивации поведения человека и считал, что основной мотивационной силой в жизни человека является чувство его собственной неполноценности. Любой индивид в той или иной степени испытывает это чувство. Особенно остро неполноценность ощущается человеком в детском возрасте, ибо тогда властные жизненные позиции являются исключительной привилегией взрослых. Некоторые люди испытывают это чувство более остро, чем другие, особенно когда речь идет о человеке с физическими недостатками или о тех, с кем в детстве слишком строго обращались. Адлер считал, что на протяжении всей своей жизни индивид стремится в той или иной степени компенсировать это первичное чувство неполноценности. Это стремление может принять как позитивную направленность и выразиться в достижении больших успехов в жизни индивида, в преодолении его физических недостатков, так и негативную окраску в виде демонстрации чрезмерной властности в отношениях с другими людьми. Сам Адлер полагал, что преодоление чувства неполноценности возможно через деятельное участие в судьбе людей, через сопереживание, сопричастность, формирование и развитие «социального интереса».

Размышления Адлера относительно мотивационной стороны поведения человека имеют прямое отношение к социальной геронтологии. В пожилом возрасте чувство неполноценности переживается особенно остро, поскольку человек, как правило, начинает испытывать физическое недомогание, утрачивает привычный социальный статус, былую физическую привлекательность, а также многое другое, к чему он успел привыкнуть. Особенно болезненно пожилой человек переживает необходимость ограничить круг социальных связей и возможностей для интимных отношений. Адлер считал также, что иногда проявляемая замкнутость пожилого человека, уход «в себя» может объясняться боязнью потерять независимость и стать реально неполноценным. Подходы Адлера к решению проблем пожилого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помощи другим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности к социальной общности не покидало бы старого человека.

Подходы психоаналитиков к изучению проблем старости интересны, но не бесспорны, поскольку большинство из них были клиницистами и свои научные выводы делали по результатам своей практики, ограниченной лишь контингентом людей, обращавшихся к ним за помощью. Поэтому по сей день многие теоретики в области психологии сомневаются по поводу абсолютной истинности и применимости выводов психоаналитиков относительно мотивации поведения индивида, считая, что их нельзя признать в качестве постулата об общих закономерностях психической деятельности человека.

Попытки объяснить процессы психологического старения индивида содержатся не только в психологических исследованиях, но и в других теориях психологического научного знания.

Одной из наиболее интересных зарубежных концепций, вошедших в научный «арсенал» современной геронтологии, является теория Эрика Эриксона о восьми стадиях развития личности, каждая из которых имеет определенную цель в достижении того или иного социально-ценностного качества: доверия, автономии, инициативы и др.

Задача человека пожилого возраста, по Эриксону, состоит в том, чтобы достичь целостности развития своего «Я» (Ego), уверенности в смысле жизни, а также гармонии, понимаемой как сущностное качество жизни как отдельного индивида, так и всей Вселенной. Гармония противостоит дисгармонии, воспринимаемой как нарушение целостности, которое ввергает человека в состояние отчаяния и уныния. Осуществление этой задачи приводит человека к «ощущению чувства тождества с самим собой и длительности своего индивидуального существования как некоей ценности, которая, даже в случае необходимости, не должна быть подвергнута никаким изменениям» . Отчаяние может иметь место лишь в случае осознания жизненной неудачи, когда у человека не остается времени на то, чтобы повторить свою жизнь с начала или найти альтернативу решения проблем своей целостности. Отчаяние и недовольство самим собой у пожилого человека часто проявляется через осуждение поступков других, особенно молодых людей.

Эриксон был один из немногих среди сторонников психодинамических теорий, которого глубоко и специально интересовали проблемы пожилого возраста. Именно поэтому его выводы так часто цитируются, особенно представителями так называемой психологии развития жизненных циклов.

Было бы непростимым упрощением сводить идеи Эриксона относительно старости и старения лишь к задачам определения стадий целостности. По Эриксону, в основе адаптивности человеческого поведения находится осознанная активность «Я» (Ego), в сферу которого входят процессы мышления, восприятия, памяти и т.д. Инстинктивные же побуждения, существование которых он не отвергает, не могут быть первичными в мотивационной сфере человека, а находятся в тесной взаимозависимости с сознательными процессами. В основе адаптивной деятельности «Я» находится определенный синтетический принцип, в соответствии с которым происходит непрерывный синтез пережитого человеком прошлого. Решающую роль в пожилом возрасте могут сыграть основные нерешенные проблемы предыдущих этапов жизни. Именно поэтому старость каждого человека индивидуальна и неповторима, а подходы в социальной работе с пожилыми должны быть строго индивидуальны. Эти идеи Эриксона чрезвычайно важны для социальной геронтологии, однако они, к сожалению, не могут восприниматься как некая законченная концептуальная модель. Это, скорее всего особая познавательная структура, объясняющая психологическое развитие человека и его старение.

Тем не менее неоценимой заслугой Эриксона в разработке геронтологического знания является его идея о целостности жизненного пути человека. Чтобы понять пожилого человека, необходимо увидеть его в контексте всей его жизни, включающей в себя все его проблемы, успешно или неудачно решенные на более ранних этапах его жизненного пути. Почему так важна эта идея для теории и практики, особенно для социальной работы с пожилыми людьми? Прежде чем оказывать помощь, во-первых, необходимо понять, что ситуации, в которых оказывается человек в старости, напрямую зависят от его прошлой жизни. Само развитие человека отличается от развития другого человека и, вероятно, будет отличаться еще больше, чем продолжительней его жизнь, чем больший жизненный опыт он обретает. Чем старше пожилой человек, тем он более «индивидуален».

Во-вторых, очень важно осознать, что развитие человека - не однолинейно, оно «многовекторно». Было бы неверным предположить, что интеллектуальное, физическое и социальное развитие имеют одну и ту же траекторию. На каждом новом этапе жизненного пути человека меняется приоритетность тех или иных аспектов его бытия. Юнг образно выразил эту мысль следующими словами: «В полдень нашей жизни мы не можем жить по утренней программе. То, что было истиной утром, вечером может стать ложью. Тот, кто попытается привнести в полдень законы утра... должен будет заплатить за это страданиями своей души» . Другими словами, как и каждое время дня, каждый период жизни характеризуется своеобразием, а также конкретными потенциальными возможностями, которыми нельзя пренебречь.

В-третьих, что особенно важно для социальной геронтологии, - это отход от традиционного биологического детерминизма при оценке психических процессов развития человека. Психическая деятельность человека и его социальная среда, по Эриксону, взаимосвязаны и взаимозависимы. Успешное развитие индивида зависит, прежде всего, от благоприятных психосоциальных или социокультурных факторов, включая его ближайшее (семья, родители) и более широкое социальное окружение (общество в целом). В свою очередь, такое развитие является основой для успешной эволюции любого другого, общающегося с ним индивида. Эриксон в своих выводах сделал акцент на взаимозависимости и взаимосвязи поколений, пытаясь доказать, что пожилые люди необходимы молодым ровно настолько, насколько сами нуждаются в молодых.

Этот вывод чрезвычайно важен в наши дни не только потому, что психология традиционно смещала акценты в сторону индивидуальных характеристик, пренебрегая анализом средовых факторов, но и потому, что, как отмечают специалисты, именно сейчас назревает серьезный конфликт поколений, вызванный глобальными проблемами, в том числе старением общества в целом.

Социальная геронтология использует основные теоретические выкладки Эриксона, Юнга и др. для более пристального изучения социальной среды и ее воздействия на эволюционное развитие человека.

Следует, однако, отметить, что некоторые из этих идей уже высказывались пионерами психологической науки на рубеже XVIII -XIX вв. В частности, это касается отличия познавательной и мыслительной деятельности людей разных поколений. Такие подходы делали проблематичными и отчасти недостоверными выводы тех ученых, которые применяли метод одномоментного «поперечного среза» при сравнительном анализе психической деятельности представителей разных поколений в одной и той же пространственно-временной координате . Между тем многие представители психологической науки пренебрегли выводами своих предшественников. Названные подходы лишь сравнительно недавно стали приоритетными в системе психологических знаний и сочетаются с новыми современными методиками исследования, в том числе особенностей воздействия на развитие человека социальной среды, в частности в процессе его старения.

Социологические подходы

В социологии как науке в данном случае используется множество различных подходов к изучению проблем старости и старения. Среди них можно выделить три наиболее значительных направления: структурализм, символический интеракционизм и эт-нометодология, в рамках которых сосуществуют различные тенденции, связанные между собой методологическими «узами».

Структурный функционализм - перспектива консенсуса

Все социологические подходы связаны с изучением и разработкой методов и средств достижения упорядоченного характера развития общества. Социология исходит из того, что в большинстве ситуаций диапазон возможных действий человека достаточно ограничен. Поэтому для специалиста вполне возможно предвидеть наше собственное поведение в зависимости от той или иной ситуации, как, впрочем, и поведение других людей. Любое общество представляет собой устойчивое интегрированное целостное образование, основанное на консенсусе. Впрочем, возможны и некоторые различия или разногласия между отдельными социально-культурными структурными элементами. Опираясь на эти постулаты, социология во многом схожа с естественными и биологическими науками. После отделения социологии от философии она заимствовала для своих исследований естественно-научную модель методологии. Основоположник социологии французский философ Конт полагал, например, что социология может приспособить и применить методы физики к объяснению социальной жизни, создать «законоподобные» положения относительно детерминантов человеческого поведения и изменить общество, предсказать и, следовательно, управлять социальными процессами.

Являясь целостным образованием (организмом, системой), общество, как и биологический организм, характеризуется, с одной стороны, своей способностью выжить, несмотря ни на что, и, с другой стороны, своей потенциальной возможностью распасться. Используя при анализе общества естественнонаучные методы, представители данного течения исходили из посылки о том, что если биологические организмы - системы, составленные из множества различных взаимосвязанных органов и элементов, каждый из которых по-своему функционирует и реагирует на изменения в других органах целостного организма, то подобные же процессы должны наблюдаться и в социальной структуре общества. Однако эта аналогия не переносила полностью отражение биологической системы на социальную структуру общества. Речь шла лишь о том, что различные части социальной системы так же, как и биологической, функционируют, оказывая влияние и отвечая на изменения в других частях этой системы. Различные части биологической системы выполняют различные функции и роли; следовательно, по аналогии, социальная система носит функциональный характер. Некоторые функции наиболее важны для выживания организма, другие менее существенны, поэтому разные индивиды, как и разные учреждения, выполняют в обществе различные функции и играют различные роли, обеспечивая функционирование общества в целом.

Человеческий организм - открытая и адаптивная система, которая, однако, не бессмертна. Следуя этой аналогии, структурный функционализм описывает и общество в самой простой форме как адаптивную и открытую систему с разнообразием составляющих ее функций в целях сохранения целостности и, по возможности, относительной неизменности всей системы.

Для геронтологии структурный функционализм предлагает две теоретические концепции. Одна из них представляет собой теорию отчуждения, которая исследует тенденцию постепенного отлучения пожилых людей от некоторых существенных для общества функций и ролей для того, чтобы это общество могло продолжать нормально функционировать. Другая - теория деятельности, которая исходит из необходимости сохранить активную роль пожилых людей, интегрировать их в общество для его нормального функционирования и устойчивого развития.

По мнению сторонников теории отчуждения, вытеснение пожилых людей из социального организма представляет собой «неизбежный процесс, в результате которого нарушаются существующие отношения между стареющим человеком и другими членами общества, причем это отчуждение происходит на качественном уровне» . Поэтому, согласно представителям данного течения в социологии, сам индивид и общество, в котором он живет, должны заранее готовиться к окончательному «разрыву», который может произойти в результате серьезного заболевания или смерти. В соответствии с этой теорией, процесс «отчуждения» - это способ подготовки общества к новому структурному функционированию его членов и направлен на то, чтобы по наступлении неизбежного старения отдельного члена не прерывалось бы организованное функционирование всего общества.

Теория отчуждения была неоднозначно принята на Западе. Ее усиленно критиковали со всех сторон представители как либеральных, так и консервативных идеологических взглядов. Во-первых, само название теории говорит о том, что разобщение как таковое желательно для общества и тем самым данная теоретическая концепция потворствует социальной политике безразличия к проблемам пожилых людей [Монсон П., 1997]. Во-вторых, социальная разобщенность отнюдь не является неизбежностью или закономерностью функционирования социального организма. В свою очередь, невключенность пожилых людей в социальную структуру общества обрекает определенную часть населения на изолированное существование до конца своей жизни, порождая чувство страха перед будущим и безысходности жизни у молодого поколения. В-третьих, представленные разработчиками этой теории выводы относительно процесса развития общества не включают в себя культурный компонент и, прежде всего, то, что связано с пониманием духовности. Как известно, культура не всегда столь прагматична, как экономика, хотя и известно, что ценностная система и структура экономики оказывают друг на друга взаимное влияние, нередко создавая условия, при которых большая часть пожилых людей просто вынуждена жить отчужденно .

Теория деятельности исходит из другой посылки относительно процесса старения. Вводя понятие «успешной старости», эта теория предполагает, что человек в пожилом возрасте должен быть активным членом общества, по возможности сохраняя стиль жизни и ценностные установки, присущие среднему возрасту. Счастье в пожилом возрасте можно достичь при условии, если человек не будет поддаваться возрастным стереотипам, в соответствии с которыми должны быть утрачены интимные отношения, социальная и сексуальная активность или ролевые функции, свойственные среднему возрасту. Для того чтобы получить удовлетворение от жизни, необходимо заменить прежние социальные отношения новыми.

В развитых индустриальных странах можно найти немало убедительных примеров, когда люди в пожилом возрасте, а их число неуклонно растет, сохраняют активную жизненную позицию и играют значительную роль в общественной жизни .

Многие исследователи критикуют эту теорию за ее «радикальный» идеализм. Действительно, нереалистично ожидать от большинства пожилых, может быть, за исключением ограниченного меньшинства, того, чтобы люди в старости могли поддерживать такой же уровень деятельности, как и в среднем возрасте, поскольку неизбежны ограничения, связанные с биологическими процессами старения. Теория деятельности также нереалистична потому, что экономическая, политическая и социальная структуры общества накладывают серьезные ограничения на возможности заниматься трудовой деятельностью в пожилом возрасте.

Старение человека – сложный биологический процесс, который заключается в постепенном изнашивании и дегенеративных изменениях во всех системах организма. Изучение процессов старения происходит на протяжении многих столетий, выдвигаются различные гипотезы и теории, которые помогли бы в дальнейшем существенно увеличить качество и продолжительность жизни.

Несмотря на многовековые исследования старения, прийти к однозначному выводу, почему же в определенном возрасте начинают происходить необратимые дегенеративные изменения нашего тела, не удается. Существует свыше трех сотен различных гипотез и предположений на эту тему.

Древние философы связывали этот естественный процесс с необратимым расходом жизненной энергии, утратой необходимых химических веществ, ферментов, снижением скорости обменных процессов, интоксикацией, а также отравлением организма продуктами собственной кишечной флоры. Многолетнее накопление клетками вредных соединений приводит к замедлению восстановления всех тканей и органов.

Сегодня старение и старость связывают с функциональными нарушениями работы высшей нервной системы, эндокринными сбоями, дегидратацией тканей, вредным воздействием на человека космической пыли, излучения, гипоксией.

Наука о старении человека

Учитывая тот факт, что исследования процесса старения происходят уже не одно столетие, совершенно неудивительно, что этой области посвящена отдельная наука – геронтология, которая также рассматривает вопросы профилактики и замедления механизмов изнашивания организма. Среди огромного количества предложенных гипотез, которые выдвигаются для объяснения понятия естественное старение человека, геронтологи склонны выделять три.

Теория №1

Человеческий организм изнашивается, как организм любого другого живого существа на планете.

В природе все подвержено старению, с течением времени гены накапливают большое количество мутаций и изменений.


Значительную роль в развитии дегенеративных процессов играет влияние свободных радикалов. Определенное количество свободных радикалов всегда присутствует в организме человека, контролируется иммунной системой, помогает бороться с вирусами и бактериями, активировать требуемые ферменты, способствует выработке гормонов, высвобождению энергии. Превышение количества агрессивных молекул приводит к нарушению структуры белка, генетической информации.

Химические реакции с участием свободных радикалов не проходят бесследно, патологические процессы вызывают бурную реакцию иммунной системы, которая в дальнейшем ослабевает. Такая чрезмерная нагрузка может привести к развитию онкологии, заболеваний сердечно-сосудистой, мочевыделительной и других систем. Незащищенные клетки подвергаются действию свободных радикалов, вследствие чего нарушается целостность мембран – липопротеиновых оболочек, необходимых для полноценного обмена, питания, деления, регенерации, дыхания клеток. Патологии биохимических реакций приводят к развитию заболеваний и преждевременному старению человека.

Теория №2

С возрастом утрачивается способность к быстрому, качественному самообновлению организма, с чем не возникает проблем в первой половине жизненного цикла.

В молодом возрасте клетки восстанавливаются очень быстро, практически независимо от характера повреждений. Если процесс регенерации происходит интенсивнее, чем воздействует негативный фактор, на состояние здоровья это оказывает минимальное значение.


С определенного возраста механизмы обновления существенно замедляются, а позднее утрачиваются вовсе, что неминуемо ведет к гибели. Точно объяснить это явление пока не удается, на помощь приходят различные философские предположения, связанные с естественным отбором, необходимостью постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, отсутствием у природы интереса к поколению, которое уже воспроизвело на свет потомство.

Теория №3

Развитие и течение в организме человека процессов, ведущих к саморазрушению, изнашиванию жизненно важных систем.

Третья причина является логическим следствием второй. Сначала природа дает силы, способность к быстрому восстановлению, поддержанию физического здоровья до достижения репродуктивного возраста и появления потомства. Позднее интерес природы ослабевает, запускаются механизмы старения. Мнения многих ученых в этом вопросе сходятся, старость и старение не являются неизбежными, просто сама природа сочла их необходимыми.

Свидетельство того, что вечная молодость возможна – результаты изучения бессмертных раковых клеток, бактерий, простейших, практически неограниченное восстановление клеток эпидермиса, крови, желудочного эпителия. Изучение старения позволило предположить, жизненный цикл клетки является запрограммированным, отсюда возникновение отдельной науки, рассматривающей биологию клеточной смерти. Природа считает необходимым уход живых существ после выполнения их репродуктивной функции, а также предполагает различные факторы, помогающие организму постепенно изнашиваться.


Из этого можно сделать вывод, что ключ к вечной молодости лежит не в изобретении чудодейственной таблетки. Изменить программу естественного самообновления клеток, а также их дальнейшего отмирания пока не представляется возможным, ведь это заложено на генном уровне. Науке потребуется не одно десятилетие, чтобы добиться успеха в этой области. Косвенно повлиять на организм можно известными способами: стараться вести здоровый образ жизни, следить за питанием, не забывать о физических нагрузках, избегать стрессов.

Признаки старения

Увядание является естественным биологическим процессом, предполагающим возрастные изменения, которые начинаются задолго до самой старости, но неизбежно приводят к постепенному, нарастающему отключению возможности приспосабливаться к условиям окружающей среды, восстанавливаться после полученных нарушений.

Основными показателями биологического возраста человека является нарушение работы жизненно важных систем, снижение способности к адаптации, развитие заболеваний, предполагающих уменьшение продолжительности жизни

Процессы, связанные с приближением преклонного возраста, происходят на различных клеточных уровнях, протекают с неодинаковой скоростью. Ученые выделяют физиологическое старение, связанное с естественным изнашиванием жизненных систем, и патологическое преждевременное, которое характеризуется общим ускорением темпов возрастных изменений.

Диагностика преждевременного старения предполагает: рассмотрение календарного возраста, который представляет собой количество прожитых лет, а также биологического, определяющего характер изменений в организме с учетом времени и функционального состояния жизненных систем.

Критериями для оценки темпов увядания являются:

  • Субъективные признаки ускоренного изнашивания органов и тканей считаются неспецифичными, могут быть показателем наличия у человека определенных заболеваний. Если результаты проведенных лабораторных и клинических обследований не дают утверждать о наличии болезни, такие симптомы служат показателями раннего старения: слабость, быстрая утомляемость, низкая трудоспособность, отсутствие бодрости даже после хорошего отдыха, проблемы с концентрацией внимания, памятью, беспокойный сон, плохое или нестабильное эмоциональное состояние.
  • Объективные признаки – ухудшение состояния кожи, ее эластичности, упругости, образование морщин, не свойственных возрастной категории человека, раннее появление седины, пигментных пятен, проблемы с зубами, рост бородавок, снижение остроты зрения, слуха, существенные изменения осанки, связанные с искривлением позвоночника.
  • Биологический возраст организма, который определяется на основании показателей артериального давления, ЭКГ, величины и стабильности частоты сердечных сокращений, максимального времени задержки дыхания, результатов проверки остроты зрения, слуха, внимания и памяти.

Факторы риска преждевременного старения

Со стороны внешней среды:

  • социальные, связанные с низким уровнем жизни (плохое медицинское обслуживание, слабая социальная защита населения, низкие доходы, частые или хронические стрессовые ситуации);
  • экологические (загрязнение воды, воздуха, почвы, а значит и продуктов);
  • отсутствие здорового образа жизни (неправильное питание, курение, пристрастие к спиртному, отсутствие физической активности, недостаточное количество сна, отдыха);
  • инфекционные заболевания.


Со стороны внутренней среды:

  • отравления, интоксикации;
  • нарушение естественной регуляции организма;
  • проблемы с обменом веществ;
  • снижение иммунитета;
  • плохая наследственность.

Этапы старения человека

Процесс старения каждого человека индивидуален, а биологический возраст зависит от множества внешних и внутренних факторов, к которым относят наследственность, условия труда, уровень загрязнения окружающей среды, образ жизни, рабочие нагрузки.

Старение физиологическое происходит по этапам в зависимости от количества прожитых календарных лет.

30-40 лет

Период характеризуется появлением первых признаков старения, ухудшается состояние кожи, что особенно заметно на лице, в области шеи, образуются морщины. Большинство людей к этому возрасту имеют некоторое количество лишнего веса, нередко жировые отложения особенно заметны в области живота. Женщины постепенно теряют способность к оплодотворению, возрастает риск развития патологий во время беременности и родов. В организме мужчины идет на спад уровень тестостерона, возможна потеря волос, облысение.


40-60 лет

Достижение сорокалетнего возраста отнюдь не сулит стремительно приближающуюся старость, но работа многих жизненно важных систем может давать сбои, снижается иммунитет, замедляется обмен веществ, поэтому увеличивается масса тела, накапливаются жировые отложения, продолжает ухудшаться состояние кожи, появляются новые морщины. Этот возрастной промежуток для мужчин и женщин характеризуется снижением уровня половых гормонов. После 50 лет женский организм теряет способность к оплодотворению, прекращается менструация, наступает менопауза. Изменение гормонального фона обычно провоцирует возникновение различных неприятных симптомов, ощущение жара, приливы, частую смену настроения. Женский организм начинает терять кальций и минеральные вещества. Возрастной промежуток 40-60 лет для мужчин нередко связан с появление проблем с предстательной железой.

60-80 лет

Период видимого старения человека, серьезные изменения кожных покровов, потеря эластичности, упругости, наличие глубоких и выраженных морщин, изменение контуров лица, тела. Организм человека теряет воду, снижается уровень коллагена, происходит дистрофия мышц, связанная также с отсутствием физических нагрузок, малоподвижным образом жизни.

Ближе к 70 годам за счет потери кальция снижается плотность костной ткани, причем у женщин этот процесс протекает с большей интенсивностью, чем у мужчин. Плотность костной ткани и всего опорно-двигательного аппарата 70-летней женщины вдвое меньше по сравнению с этим показателем, полученным в 30 лет.


Серьезные изменения затрагивают сердечно-сосудистую систему. Скачки артериального давления, частая диагностика гипертонической болезни, проблемы с сердцем связаны с потерей стенками артерий эластичности. Заметно ухудшается слух, снижается острота зрения, слабеет устойчивость всех органов и систем, появляются проблемы с памятью. Многие люди не перестают вести активный образ жизни, но их возможности часто бывают ограничены состоянием здоровья, необходимостью постоянного контроля собственного состояния. Уход на пенсию и резкое изменение привычного режима плохо сказывается на организме – что обусловлено мощным психологическим фактором и значительным снижением активности в течение дня.

После 80 лет

Восстановительные функции организма продолжают снижаться, обычно человеку необходимо тщательное наблюдение за показателями артериального давления, частотой сердечных сокращений, поддерживающая и корректирующая эти показатели терапия. Возрастные изменения, связанные с ухудшением тонуса сосудов, снижением эластичности их стенок приводят к ослаблению тока крови. Недостаточное кровоснабжение тканей, которое может привести к их отмиранию, нарушение биохимических процессов головного мозга, слишком медленные механизмы регенерации организма провоцируют развитие склероза. Заболевание кроме старческой забывчивости подразумевает поражение сосудов головного мозга – атеросклероз, при котором ухудшается эластичность артерий, а на их внутренней поверхности образуются жировые и холестериновые отложения. Сужение просвета сосудов становится причиной нарушения кровообращения всех органов, отмирания тканей в случае закупорки, развития инфаркта или инсульта при отрыве бляшки.

Появление вялости, нарушение сна, постоянные головные боли, потеря равновесия, забывчивость должны стать поводом для обращения к специалисту, который порекомендует необходимое обследование. Пациенту обязательно подбираются лекарственные препараты для предотвращения дальнейшего склерозирования, улучшения кровотока и снабжения головного мозга достаточным количеством кислорода за счет расслабления гладкой мускулатуры сосудов. Необходим прием медикаментов для повышения концентрации, памяти, внимания, умственной работоспособности. В этом возрасте очень важна активность, ежедневные прогулки на свежем воздухе, несмотря на возможные физические ограничения, нужно стараться больше двигаться, ходить пешком.

Скорость появления возрастных изменений зависит от множества факторов. Своевременное определение источника негативного влияния на организм позволяет предупредить преждевременное старение и замедлить неизбежный физиологический процесс

Особенности старения мужчин и женщин

Естественные процессы старения в одинаковой мере затрагивают женский и мужской организмы, но имеют свои особенности, связанные с различными регулирующими гормонами, а мнение о том, что с возрастом сильный пол только «молодеет» в корне ошибочно. Изучение процессов старения человека позволяет утверждать, что до 45-50 лет возрастные изменения мужчин и женщин протекают приблизительно с одинаковой скоростью. Перешагнув пятидесятилетний рубеж, увядание мужского организма происходит втрое быстрее. Физиология женщин устроена таким образом, что в 60-70 лет они обладают более крепким здоровьем, выглядят моложе и чувствуют себя лучше.

Женщины

Если верить статистике, средняя продолжительность жизни женщин на 6-8 лет больше в сравнении с мужской. В то же время бытует мнение, что женский организм стареет раньше со всеми вытекающими из этого последствиями. Природа позаботилась о женщинах, наделила более стойким и выносливым организмом в период репродуктивного возраста. Перед ними стоит серьезная задача продолжения рода, вынашивания детей, рождение и забота о них. Особенности процессов старения женского и мужского организма объясняются активностью разных гормонов, которые влияют на состояние кожи, волос, самочувствие, работу всех систем.


Женский организм к 50 годам неуклонно меняется, постепенно происходит истощение фолликулов в яичниках, снижается выработка эстрадиола и других женских гормонов. Со временем склеротические изменения затрагивают сами яичники. Перестройка эндокринной системы приводит к дегенеративным изменениям молочных желез, матки, мочевого пузыря. Вместе с падением уровня эстрогена растет количество жировой ткани. Приход менопаузы сопровождается периодическими ощущениями жара, называемыми приливами. В этом возрасте женщины замечают снижение полового влечения, немало беспокойства доставляет учащенное сердцебиение, скачки давления, резкие перепады настроения, головные боли. Низкий эстроген провоцирует повышенную потливость, систематическое вздутие кишечника. С возрастом уменьшается количество выделяемой влагалищем смазки, истончаются его стенки, развивается остеоартрит.

Мужчины

Главным мужским гормоном является тестостерон. Он необходим для формирования вторичных половых признаков, отвечает за растительность на лице и теле, наделяет более низким голосом, жестким характером. Основные женские гормоны – эстрогены, вырабатываемые для налаженного обмена веществ, правильного роста и развития матки, регуляции плотности костной ткани, поддержания баланса между мышечной и жировой тканью, что придает фигуре женственности.

Высокий уровень тестостерона в мужском организме действительно задерживает образование морщин, поддерживая кожу в тонусе. Считается, благодаря этому гормону плотность кожи на 30% больше, она дольше задерживает влагу, дольше остается упругой. Со временем возрастные изменения проявляются более выражено, а морщины имеют глубокие складки, появляется провисание тканей области лица и шеи. После сорока лет особенно заметен красноватый оттенок кожи, часто присутствуют симптомы купероза. Ближе к пятидесяти годам уровень главного мужского гормона заметно снижается, это отражается на деятельности сальных, потовых желез, кожа теряет влагу, истончается, появляется сосудистая сетка. Считается, что склонность к птозу, провисанию тканей, более выражена у мужской половины. С возрастом уменьшается объем мышц, происходит набор лишнего веса, снижается либидо, проявляется эректильная дисфункция.


Кроме менопаузы, присущей женскому организму, существует также андронопауза, которая наблюдается у мужчин в среднем на 10 лет позже. Расширение стенок сосудов с последующими приливами, учащением сердечных сокращений, головными болями, перепадами артериального давления и частой сменой настроения – типичные симптомы климактерических изменений у мужчин. Низкий уровень тестостерона сказывается на функционировании предстательной железы. Она разрастается и уплотняется, нередки жалобы на проблемы при мочеиспускании, ухудшение половой функции, которые могут стать причиной психоневротических изменений.

Если говорить о старении головного мозга, более склонны к нарушениям внимания, памяти, ориентации в пространстве именно мужчины. Причины кроются в наличии серьезных хронических заболеваний, сахарного диабета, сердечно-сосудистых нарушений, лишнего веса, перенесенном в прошлом инсульте. Женщины имеют все шансы получить подобные расстройства при длительных стрессовых ситуациях, зависимости от посторонней помощи, отсутствии внимания, нехватки общения со стороны родных и близких.

Старение человека – естественный биологический процесс, заложенный на генетическом уровне. Полностью побороть старость пока не представляется возможным. Однако каждый способен улучшить качество жизни в будущем, предотвратить преждевременное изнашивание организма, замедлить развитие возрастных изменений органов и систем. Секрет продления молодости, здорового свежего вида, хорошего самочувствия как всегда довольно прост – это умеренное и сбалансированное питание, исключение вредных привычек в процессе жизни, регулярные физические нагрузки, спорт, двигательная активность, благоприятная и спокойная обстановка дома и на работе.

«Живи быстро, умри молодым»… Это выражение, ставшее негласным лозунгом рокерской субкультуры, известно всем. Вот только принять его и воплотить в собственную жизнь хотели бы единицы. Вот если бы можно было жить до ста лет и при этом сохранять молодость, тогда все это имело бы какой-то смысл…

Стареть не хочет никто. С годами, осознав необратимость происходящих в теле изменений и пережив кризис среднего возраста, люди смиряются с тем, что у них происходит старение организма . Они это понимают, принимают, но на свете нет решительно никого, кто мечтал бы поскорее выйти на пенсию, обзавестись тростью, сединой и зубными протезами. Люди мечтают остаться молодыми. Именно поэтому Дориан Грей, Дракула, Дункан Маклауд и прочие нестареющие персонажи классиков и современников кажутся нам такими совершенными и притягательными.

А может быть, у нас есть хотя бы крошечный шанс на то, чтобы замедлить процесс старения? Да, это возможно. Способам продления молодости будет посвящено несколько статей этого блока. Но для начала разберемся: а что это вообще такое – старение организма ?

Теория и механизмы старения:

Приблизительно полвека назад изучение старения в науке было настолько модным, что существовало как минимум несколько сотен гипотез, в том или ином виде предлагающих описание причин этого процесса. Признаться, данное явление до сих пор окончательного объяснения не нашло. Однако есть ведущая теория, которая максимально соответствует известным о старении фактам.

Внешние причины старения:

Она называется теорией случайного повреждения клеток. Суть ее заключается в том, что на протяжении жизни в организме человека накапливается «груз» различных повреждений и негативных эффектов, которые на него воздействуют.

Известно, что с возрастом функция органов постепенно угасает, ухудшается. Однако все это является следствием, проявлением старения. И только один орган, утрачивая свою работоспособность, инициирует этот процесс.

Тимус. Он полностью состоит из лимфоидной ткани , выделяющей особые гормоны. Группы лейкоцитов, играющие ключевую роль в поддержании иммунитета, проходят в нем процессы созревания и «обучения». Однако в 25-30 лет этот орган уже практически полностью замещается жировой тканью и перестает трудиться над усовершенствованием функции иммунитета. Иммунные клетки переходят на автономный режим существования. Именно с такого возраста в организме человека закладываются основы для возрастных изменений, начинают активнее появляться болезни, состояние здоровья ослабевает. Это и позволяет сделать вывод о том, что здоровая иммунная система жизненно необходима для сохранения молодости.

Долгое время не было никаких оснований полагать, что что-то может взять на себя задачи тимуса . Однако несколько десятилетий назад ученые открыли Трансфер Фактор. При его изучении сначала на лабораторных животных, а потом и на добровольцах выяснилось, что он существенно тормозит процесс старения и даже способствует омоложению организма . Профессором Чижовым была создана особая программа, предусматривающая прием этого препарата по определенной схеме.

Старение - неизбежный процесс умирания человеческого организма. Некоторые считают старение болезнью, которую можно и нужно лечить. С этой целью разрабатываются медицинские методики и проводятся исследования - порой многообещающие - в области генной инженерии, наномедицины, фармацевтики и прочих смежных научных сферах. Есть мнение, что людям совершенно не нужно умирать, и что разобравшись не с симптомами, а с причинами старения, мы избавимся от этого недуга раз и навсегда. Мы регулярно освещаем все любопытные новости прогресса в этой сфере.

Как показали исследования, проведенные иммунологами в Институте Бабрахама в Кембридже, трансплантация фекалий от молодых мышей старым может стимулировать кишечную микрофлору и оживить кишечную иммунную систему. Исследование на эту тему было опубликовано в журнале Nature Communications. Кишечник - один из органов, которые сильнее всего подвержены старению, а возрастные изменения в микрофлоре кишечника происходят параллельно со снижением функции кишечной иммунной системы.

Изучение проблемы старения в современности

В настоящее время изучение проблемы старости и долголетия приобрело поистине научный характер. Только с тех пор, как стали тщательно изучаться условия жизни глубоких стариков (кому 90, 100 лет и более), появилась возможность подойти вплотную к разработке важных вопросов, связанных с долголетием.

Стало очевидным, что проблема продления жизни является не только биологической, медицинской, но и социальной. Это полностью подтверждают многочисленные научные наблюдения, а также результаты изучения долгожителей в нашей стране и за рубежом.

Как было выявлено в результате исследований, долгожители отличаются крепким физическим здоровьем, нормальной психикой. В 1953 г. в «Известиях» был напечатан очерк о старейшем жителе Абхазии Тлабгане Кецба, которому в то время исполнилось 132 года. В образе жизни, который он вел, казалось бы, нет ничего необычного. Все годы он занимался сельским хозяйством, употреблял разнообразную пищу. Несмотря на крайне преклонный возраст, старик продолжал работать в колхозе, а также управлялся на своем приусадебном участке. Он имел 7 детей, 67 внуков, более 100 правнуков.

Позднее в книге «Проблемы старения и долголетия» сообщалось, что ему уже 140 лет, но он по-прежнему здоров, работоспособен, отличается хорошей памятью (старик помнил события, которые произошли более 100 лет назад), к своей старости относится спокойно, охотно бывает в обществе, где его любят за веселый нрав.

Что нужно, чтобы прожить дольше

Имеются ли какие-либо характерные особенности в физическом и психическом состоянии долгожителей? Прежде всего обращает на себя внимание, что они отличаются невосприимчивостью к болезням. У многих из них можно обнаружить обычные возрастные изменения, но ни у кого не встречается тяжелых органических заболеваний, существенно ограничивающих их деятельность.

Может возникнуть вопрос: значит, до глубокой старости может дожить только тот, кому посчастливилось избежать тяжелых болезней? Да, именно так считают большинство ученых, занимающихся проблемой долголетия. Изучение образа жизни долгожителей показало, что они, как правило, никогда ничем не болели.

Это позволило говорить о нормальном функционировании у них всех органов и систем, позволяющем обеспечить состояние равновесия с окружающей средой.

Недаром специальными исследованиями у большинства долгожителей обнаружены явления нормальной физиологической старости. Было отмечено также, что долгожители очень активны, жизнерадостны, быстро восстанавливают свое настроение после тяжелых психических потрясений, не поддаются мрачным мыслям. Прав был Гуфеланд, писавший: «Между влияниями, укорачивающими человеческую жизнь, преимущественное место занимают такие душевные настроения, как печаль, уныние, страх, тоска». Та же самая мысль содержится в народных изречениях: «Смейся побольше -- проживешь подольше», «Хорошее настроение -- основа долголетия».

В достижении долголетия играют немалую роль индивидуальные особенности организма и личности. Обследованные геронтологами долгожители отличались спокойным характером, уравновешенностью, отсутствием суетливости. Многие из долгожителей вели тяжелую трудовую жизнь, испытывали серьезные лишения, но при этом сохраняли спокойствие, стойко переносили все невзгоды.

Ученые на Западе пишут о том, что большая часть долгожителей была ими обнаружена в малоразвитых странах, вдали от городской жизни и центров цивилизации. Как правило, это были люди, занимавшиеся сельским хозяйством, часто примитивным.

Кроме того, на основании проведенных исследований ученые приходят к выводу, что здоровая семья -- одно из важных условии, благоприятствующих долголетию.

До сих пор существует мнение, что непременным условием долголетия является благоприятный климат. Сторонники этой точки зрения утверждают, что долгожители встречаются лишь среди жителей гор и их жизнь продолжается долго благодаря горному климату (избыток кислорода, ультрафиолетовых лучей). В какой-то степени это верно. Горный климат благоприятствует долголетию, но если бы оно зависело только от климатических условий, то долгожителями были бы все живущие в горах. Однако этого нет. Кстати, исследования, проводившиеся в Грузии, Армении, Северной Осетии, показали, что долгожителей чаще можно встретить не в горах, а в долинах, где в большей степени по сравнению с горными местностями развиты сельское хозяйство и промышленность, сосредоточена основная масса населения и гораздо интенсивнее трудовая деятельность.

Здесь мы подошли к очень важному вопросу -- вопросу о труде как источнике творческих и физических сил человека, источнике долголетия. Многочисленными исследованиями доказано, что долгожители -- люди деятельные. Для них характерен высокий жизненный тонус, который достигается любым творческим трудом. А чем активнее нервная система человека, тем дольше он живет. Это подтверждается историческими примерами. Так, Софокл дожил до 90 лет.

Гениальное произведение «Царь Эдип» он создал в 75-летнем возрасте, а «Эдип в Колоне»-- несколько лет спустя. До глубокой старости сохранил ум и работоспособность Бернард Шоу, В 94 года он писал: «Проживите свою жизнь сполна, отдайте себя полностью своим собратьям, и тогда вы умрете, громко говоря: «Я выполнил свой труд на земле, я сделал больше того, что полагалось». Награда его была в сознании, что он щедро и без остатка отдал свою жизнь и свой гений на благо человечества.

Знаменитый немецкий мыслитель и поэт Гете закончил «Фауста» в возрасте 83 лет. Всему миру известны картины великого Репина, но немногие знают, что последние шедевры были созданы им в 86 лет! А Тициан, Павлов, Лев Толстой!

Перечисление имен выдающихся людей, проживших долгую, насыщенную творческим трудом жизнь, можно было бы продолжать бесконечно.

Человеку нужна жизнь не просто долгая, а обязательно плодотворная и созидательная. Постоянный, пусть даже очень напряженный труд -- одно из обязательных условий долголетия.

Некоторые ученые прошлого, исходя из механистического понимания биологических закономерностей, высказывали суждение, что к старости организм «срабатывается», подобно любой машине. Эта точка зрения оказалась неверной.

Если считать, что передающиеся по наследству «запасы» определенных веществ или энергии только расходуются в течение жизни, то остается прийти к выводу, что изначально они достались человеку от далеких-далеких предков.

Тогда получается, что ослабление процессов жизнедеятельности дает гарантию более благополучной и к тому же продолжительной жизни. На самом деле это не так. В отличие от неживой природы все структуры живого тела не только постепенно разрушаются, но и непрерывно восстанавливаются. Для нормального самообновления этих структур нужно, чтобы они интенсивно функционировали.

Поэтому все выключенное из действия обречено на вырождение и гибель.

Атрофия наступает от бездействия! «Ни один лентяй не достиг глубокой старости: все достигшие ее вели очень деятельный образ жизни» подчеркивал X. Гуфеланд.

Существует известный общебиологический закон: старение меньше всего поражает и позже всего захватывает тот орган, который больше всего работает.

Тогда можем ли мы заставить головной мозг работать больше, чтобы таким путем задержать, «отсрочить» его старение?

Да, можем. Всякая работа, требующая участия мозга, улучшает, укрепляет его функции. В результате его деятельность усиливается. Исследования последнего времени убедительно показывают, что у людей пожилого возраста, головной мозг которых находится в активном состоянии, не снижаются умственные способности, имеющие решающее значение для, жизни человека. А то незначительное ухудшение, которое порой все же приходится наблюдать, несущественно, оно не мешает нормальному функционированию. Результаты последних исследований дают основание полагать, что у физически и эмоционально здоровых людей развитие интеллекта (отдельных наиболее важных сторон) может продолжаться даже после 80 лет. Все это позволяет прийти к заключению, что в отдельных случаях снижение интеллекта обратимо и когда-то выдвигавшаяся гипотеза о наступающей с возрастом потере клеток является ошибочной.

Некоторые специалисты утверждают, что все еще бытующие старые представления о возрасте и интеллекте имеют подчас трагические последствия: большое число интеллектуально развитых людей обнаружило в старости снижение своих возможностей из-за неправильных суждений, что якобы преклонный возраст несет неизбежное ослабление интеллекта. «Снижение умственных способностей -- это самоисполняющееся пророчество,-- считает английский психолог У. Чей, занимающийся исследованием процесса старения. Тот, кто чувствует себя способным действовать в старости так же хорошо, как и в остальные периоды своей жизни, не становится интеллектуально беспомощным».

Утверждение о том, что активная деятельность будто бы ускоряет старение, в корне неверно, оно не имеет под собой никакой почвы. Наоборот, практикой установлено, что у людей, не желающих стареть, т. е. интенсивно работающих до глубокой старости, продолжительность жизни не сокращается, а увеличивается.