Все о тюнинге авто

Судебный прецедент. Судебный прецедент Статья 12.31 1 нарушение требований обжаловать штрафстоянку

Безопасность каждого рейса обеспечивает, прежде всего, водитель, а также владелец автобуса, выпускающий его на линию. Именно об этом шла речь в судебных заседаниях недавно рассмотренного Арбитражным судом ЕАО спора по административному делу индивидуального предпринимателя К. о признании незаконным постановления ОГИБДД УМВД России по ЕАО о привлечении его к административной ответственности.

Весной особо актуально звучит вопрос о безопасности автобусных перевозок на дорогах нашего города. Гололедица, снег и другие «сюрпризы» погоды доставляют множество забот водителям общественного транспорта. Однако далеко не всегда безопасность проезда пассажиров в автобусе зависит от погоды или иных внешних условий. Безопасность каждого рейса обеспечивает, прежде всего, водитель, а также владелец автобуса, выпускающий его на линию.

Именно об этом шла речь в судебных заседаниях недавно рассмотренного Арбитражным судом ЕАО спора по административному делу индивидуального предпринимателя К. о признании незаконным постановления ОГИБДД УМВД России по ЕАО о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб. Спор вышел прецедентным, ведь норма статьи 12.31.1 («Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом») Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации введена в редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 131-ФЗ только с 10 августа 2012 года и практики её применения фактически нет.

Основанием для проведения ОГИБДД проверки в отношении предпринимателя послужило совершение 28.07.2012 года водителем автобуса, принадлежащего предпринимателю, дорожно-транспортного происшествия. В результате совершённого ДТП причинён вред здоровью двум пассажирам. О проведении проверки руководством ОГИБДД был издан соответствующий приказ, проверка была согласована с органом прокуратуры. В результате было установлено, что предпринимателем допущены нарушения требований действующего федерального законодательства о безопасности дорожного движения, в части допуска к участию в управлении автобусами лиц, не соответствующей квалификации и профессиональных требований, без подтверждения о прохождении ими обязательного медицинского освидетельствования.

Результаты проверки были зафиксированы в акте, по фактам допущенных нарушений на предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, которое выразилось в нарушении им ст. ст. 20 и 23 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 31.08.2012 зам. командира отдельной роты ДПС ГИБДД УМВД России по ЕАО было вынесено постановление, которым индивидуальный предприниматель К. был признан виновным в совершении названного правонарушения, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности по ч.1 ст. 12.31.1. КоАП РФ, предприниматель обратился с заявлением в Арбитражный суд ЕАО.

Проблемным для суда и участников спора представлялось разрешение трёх основных вопросов: доказана ли вина индивидуального предпринимателя в совершении вменяемых ему нарушений по указанной статье КоАП РФ, правильно ли квалифицировано допущенное правонарушение, входит ли в компетенцию ГИБДД осуществлять проверки предпринимателей на предмет соблюдения ими требований норм федерального законодательства о безопасности дорожного движения в части соблюдения профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к водителям.

На протяжении нескольких месяцев участники процесса узнавали всё более острые подробности спорной ситуации: о том, как в 2012 году автобусами, принадлежащими ИП К. управляли и перевозили пассажиров лица, не состоящие в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, не являющиеся его стажёрами, не прошедшие обязательной стажировки перед началом работы на маршрутах, не прошедшие обязательных занятий по двадцати часовой программе безопасности дорожного движения, не прошедшие обязательного медицинского переосвидетельствования на право управления автотранспортом.

Оспаривая постановление, предприниматель настаивал на том, что его привлекли к ответственности как гражданина, а также не согласился с квалификацией допущенных им нарушений.

Арбитражный суд ЕАО (суд первой инстанции) принял решение в пользу предпринимателя, не смотря на то, что признал доказанными факты о том, что предприниматель осуществлял автобусные перевозки с просроченными медицинскими заключениями на водителей и без проведения стажировки водителей. Эпизоды, связанные с нарушениями профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к водителям, без заключения с ними трудовых договоров, суд исключил как недоказанные административным органом. Также, суд счёл, что фактически внеплановая проверка, проведённая должностными лицами ГИБДД УМВД России по ЕАО, была проведена по вопросам, выходящим за пределы компетенции полиции (ОГИБДД проверяло соблюдение предпринимателем обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности).

Вместе с тем, по апелляционной жалобе ОГИБДД УМВД России по ЕАО, суд апелляционной инстанции отменил решение Арбитражного суда ЕАО, указав следующие выводы.

Федеральным законом от 28.07.2012 № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена ст. 12.31.1. за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом:

С нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ);

С нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ);

С нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

В примечании к названной статье указано, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. В данном случае по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ штраф для юридических лиц установлен в размере ста тысяч рублей. Федеральным законом от 28.07.2012 № 131-ФЗ также внесены изменения в ст. 20 Закона № 196-ФЗ, предусматривающие обязанность предпринимателей обеспечить соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, проведению предрейсовых медицинских осмотров.

Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации определяются Министерством транспорта России.

В настоящее время действует Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2 (далее - Положение). Основными задачами по обеспечению безопасности и профессиональной надёжности водителей автобусов, в соответствии с п. 1.6 Положения, являются, в том числе, выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, требований к уровню квалификации водителей, состоянию их здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режиму труда и отдыха.

В соответствии со статьей 23 Закона «О безопасности дорожного движения», а также пунктами 2.2. и 2.3. Положения, владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов, обеспечивать соблюдение требований к профессиональной деятельности водителей и надёжности водителей в процессе их деятельности.

В результате анализа материалов дела, Шестым арбитражным апелляционным судом г.Хабаровска сделан вывод о незаконности вынесенного судом первой инстанции решения по делу, по причине не правильного применения Арбитражным судом ЕАО норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В своём определении апелляционный суд признал действия сотрудников ОГИБДД по проведению внеплановой выездной проверки обоснованными, не выходящими за пределы предоставленных полномочий. Признал доказанными со стороны ОГИБДД УМВД России по ЕАО факты допущенных индивидуальным предпринимателем нарушений требований отдельных норм Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами. Также пришёл к выводу о доказанности вины предпринимателя в совершении не только административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, но и правонарушения, предусмотренного по ч.2 той же статьи Кодекса (нарушение требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств). По совокупности эпизодов допущенных нарушений, суд признал обоснованной меру ответственности предпринимателя, установленную ОГИБДД в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.

Правовое отделение УМВД России по ЕАО

Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.01.2019
  • вступила в силу 30.07.2012

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 30.07.2012

1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств -

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трёх тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

4. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

5. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

6. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьёй 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьёй 12.21.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати пяти тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьёй, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.


Другие статьи раздела

  • Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака "Инвалид"

1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств -

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

4. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.


5. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 13 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 133-ФЗ)
6. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати пяти тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 13 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 133-ФЗ)
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

(Статья дополнительно включена с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ)

1. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятисот рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

2. Выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.23 настоящего Кодекса, или выпуск на линию транспортного средства, переоборудованного без соответствующего разрешения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей.

3. Выпуск на линию транспортного средства с заведомо подложными государственными регистрационными знаками либо с установленными на передней его части световыми приборами с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета, а равно световыми приборами, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

4. Выпуск на линию транспортного средства с установленными на нем без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), а равно с незаконно нанесенными на его наружные поверхности специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарии к ст. 12.31 КОАП РФ


1. Объектами рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп.) должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

3. С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, выражается в невыполнении требований п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.), запрещающих выпуск на линию транспортных средств, не зарегистрированных в установленном порядке или не прошедших государственный технический осмотр (см. комментарий к ст. 12.1).

4. Под выпуском транспортного средства на линию понимается разрешение на выезд из гаража, автохозяйства и т.п., данное должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

5. С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 данной статьи, выражается в невыполнении требований п. 12 Основных положений, запрещающих выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованных без соответствующего разрешения. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения определяют требования, которым должно отвечать транспортное средство, допускаемое к эксплуатации (см. также Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющийся приложением к Основным положениям). Переоборудование транспортных средств и их оборудование могут производиться только по разрешению ГИБДД.

6. С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 данной статьи, заключается в невыполнении должностными лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, положений п. 7.15 или п. п. 3.1, 3.6, Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

7. С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 комментируемой статьи, выражается в нарушении требований п. 11 Основных положений, запрещающих эксплуатацию транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, а также с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами (см. комментарий к ст. 12.4).

8. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

9. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, характеризуются умышленной формой вины.

10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а по ч. ч. 1 и 2 так же государственными инспекторами безопасности дорожного движения (ст. 23.3).

Протоколы о данных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований , предъявляемых к работникам, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств -

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 133-ФЗ статья 12.31.1 настоящего Кодекса дополнена частью 4

4. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 133-ФЗ статья 12.31.1 настоящего Кодекса дополнена частью 5

5. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

6. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, 11.23 и 12.21.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати пяти тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.