Все о тюнинге авто

Виды применения принудительных мер медицинского характера. Виды принудительных мер медицинского характера и их особенности. Основания для принудительных мер медицинского характера

Страница 7 из 22


Принудительные меры медицинского характера, применяемые к психически больным

Принудительные меры медицинского характера – это форма государственного принуждения, назначаемого судом, в отношении психически больного, представляющего социальную опасность вследствие психического заболевания и совершения им общественно опасного деяния.

Законодатель установил, что лица, совершившие правонарушения в состоянии невменяемости, обусловленном хроническими или временными психическими расстройствами, не являются преступниками, и они не подлежат наказанию и воспитательному воздействию в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. К ним, как и к психически больным, и к лицам, злоупотребляющим спиртными напитками или наркотиками и их суррогатами, совершившим преступления и признанным вменяемыми, по определению суда могут быть назначены различные меры медицинского характера. Эти меры в отношении психически больных являются исключительно медицинским мероприятием, направленным на лечение психических заболеваний, и осуществляются в целях предупреждения повторения ими социально опасных действий (поступков) для общества, совершаемых по болезненным мотивам.

В ст. 13 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» говорится:

1. Принудительные меры медицинского характера применяются только по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, установленным Уголовным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР (это положение было дополнено в 1996 году ст.ст. 22 и 97 УК РФ о возможности ряду лиц при определении наказания назначать и принудительные меры медицинского характера).

2. Вышеуказанные меры осуществляются в психиатрических учреждениях органов здравоохранения, и лица, помещенные в них, пользуются всеми правами, распространенными на лиц, госпитализированных в обычные психиатрические стационары (например, обращение к администрации по вопросам лечения и обследования, подача жалоб без цензуры, встреча с адвокатами и священнослужителями, исполнение религиозных обрядов и ношение религиозной атрибутики, выписка газет, получение вознаграждения за труд и др.).

Организационно порядок рассмотрения принудительного лечения судом осуществляется после разбирательства уголовного дела, но также в судебном заседании в присутствии лица, в отношении которого оно решается (если позволяет его психическое состояние), с участием прокурора и адвоката, а при необходимости свидетелей, потерпевших и эксперта-психиатра. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертной комиссии после обсуждения принимает решение о применении к такому лицу принудительных мер медицинского характера. Эта форма медицинских мер в соответствии с ч. 1 ст. 97 УК РФ может быть назначена следующей категории лиц:

а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, в состоянии невменяемости (то есть тем, кто совершил убийство, изнасилование, хулиганство, кражу, разбой, государственную измену, причинившим другому вред здоровью, участвующим в актах терроризма, бандитизма, вандализма, шпионажа и многих других);

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания (то есть во время проведения следствия и суда или при отбывании наказания и нахождении в исправительном учреждении);

в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (то есть осужденным за преступление и страдающим психическим заболеванием, но признанным вменяемым за совершенное действие);

г) совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании (то есть осужденным за преступления, и не только больным хроническим алкоголизмом или наркоманией, но и злоупотребляющим спиртными напитками или наркотическими средствами).

Ч. 2 ст. 97 Уголовного кодекса РФ указывает, что принудительные меры медицинского характера назначаются только в тех случаях, когда психические расстройства у данной категории лиц связаны с возможностью в будущем причинения ими иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (то есть в данном случае речь идет о степени социальной опасности для общества).

В юридической практике бывает, что суд, несмотря на судебно-психиатрическое заключение, не назначает принудительные меры медицинского характера, руководствуясь иными соображениями или консультативными рекомендациями. В этом случае судья и его аппарат обязаны мотивированно обосновать отказ и своевременно сообщить о таком психически больном и его деянии в соответствующие органы здравоохранении (в зависимости от приговора – в психоневрологический диспансер или поликлинику по месту проживания данного лица или медицинскую часть исправительного учреждения).

Ст. 99 Уголовного кодекса РФ предусматривает назначение судом следующих видов принудительных мер медицинского характера:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Все психиатрические учреждения, организующие в соответствии с приказом министра здравоохранения РФ принудительное медикаментозное лечение и наблюдение, находятся в ведении органов здравоохранения. Исключение составляют те из них, в которых проходят принудительное лечение осужденные (это амбулатории медицинских частей или психиатрические стационары уголовно-исполнительной системы).

Для понимания принудительных мероприятий, проводимых в подразделениях, осуществляющих принудительное лечение, необходимо рассмотреть их соответствие режимным требованиям по видам организации такого лечения в учреждениях органов здравоохранения и уголовно-исполнительной системы. Если медицинское лечение обосновывается исключительно клиническими показаниями и не зависит от вида лечебного учреждения, осуществляющего принудительные меры, то последние определяют форму надзора и целый ряд режимных мероприятий. Именно они предусматривают такие условия ограничения и содержания в них психически больных, в которых бы исключалась возможность совершения ими повторного общественно опасного деяния или других агрессивных действий. Например, принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа отличается от лечения в обычном психиатрическом отделении лишь ограничением передвижения, строгостью контроля и надзора, осуществляемого самим медицинским персоналом. В психиатрическом стационаре специализированного типа предусмотрены уже более строгие ограничения, контроль и надзор, осуществляемый медицинскими работниками, а изоляцию и внешнюю охрану несут работники отдела надзора и охраны при психиатрической больнице. В психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением ограничение, контроль и надзор производится также медицинскими работниками, внутренняя охрана и изоляция в этих подразделениях осуществляется специальными работниками отдела надзора и охраны больницы, а внешнюю охрану и в целом режимные мероприятия, как правило, организуют сотрудники того же отдела.

Эксперты-психиатры при целенаправленном рассмотрении необходимости направления психически больных на принудительные меры медицинского характера руководствуются прежде всего степенью социальной опасности, кратностью (повторяемостью) асоциальных деяний и особенностями прошлого и настоящего поведения испытуемого. Для этого им необходимы материалы уголовного дела (в которых изложены действия подследственного до, во время и после деликта), медицинская документация (в подлиннике – истории болезни, амбулаторные карты, материалы предыдущих обследований и экспертиз). Эксперты в таких случаях должны установить (помимо психиатрического диагноза) истинные мотивы и психопатологические механизмы инкриминируемого деяния и определить возможность повторного его совершения.

Во всех случаях основанием для осуществления принудительных мер медицинского характера (в амбулаторных или стационарных условиях) является определение суда, к которому приобщают копию акта судебно-психиатрической экспертизы или акта психиатрического обследования (для осужденных), а также документы, удостоверяющие личность (паспорт, военный билет и др.). Исполнение определения суда о направлении таких больных на амбулаторное принудительное лечение или в психиатрическую больницу производится силами и средствами органов внутренних дел.

Рассмотрим клинические показания, которыми руководствуются эксперты-психиатры при решении о назначении того или иного вида принудительного лечения психически больным.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (например, в психоневрологическом диспансере по месту жительства или медицинской части исправительного учреждения по месту отбывания наказания) назначается, если по своему психическому состоянию испытуемый не нуждается в госпитализации в психиатрический стационар и совершенное им деяние не имеет выраженный антисоциальный характер.

Принудительные меры медицинского характера в стационарных условиях назначаются безусловно при наличии медицинских и социальных показаний, если характер психических расстройств у подэкспертного требует таких условий лечения, ухода, надзора, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре.

Поэтому принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию и характеру совершенного деяния нуждается в стационарном лечении и общем надзоре, но не требует интенсивного наблюдения.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа назначается лицу, которое совершило общественно опасное деяние, не связанное с посягательством на жизнь граждан, и по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и требует постоянного наблюдения и надзора.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением назначается лицу, которое по своему психическому состоянию и характеру общественно опасного деяния представляет особую опасность для себя и других и требует постоянного и интенсивного наблюдения.

При осуществлении принудительного лечения применяются методы диагностики, лечения и реабилитации, разрешенные Министерством здравоохранения РФ, и их выбор определяется исключительно клиническими показаниями, знанием, опытом и совестью лечащего врача (консультанта). Кроме того, следует знать, что в соответствии со ст. 102 УК РФ продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера производится судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на основании медицинского заключения комиссии врачей?психиатров: при прекращении и изменении такой меры не реже одного раза в шесть месяцев, а при продлении – первый раз по истечении шести месяцев, а в последующем ежегодно.

Суд выносит об этом свое определение с учетом этих рекомендаций, исходя из клинического состояния и социальной опасности больного человека и возможности повторения им общественно опасных действий.

Если же суд все-таки сочтет возможным прекращение принудительных мер медицинского характера, то он может передать психически больного, совершившего общественно опасное деяние и признанного невменяемым, на попечение родственникам или опекунам при обязательном последующем врачебном наблюдении и лечении в психоневрологическом диспансере. При этом органы здравоохранения могут поместить такого больного в психиатрическую больницу на лечение на общих основаниях или поставить его на специальный учет и динамическое диспансерное наблюдение в психоневрологический диспансер по месту жительства для оказания медицинской и социальной помощи в соответствии с состоянием его здоровья.

При решении вопроса о возможности изменения или отмены принудительных мер медицинского характера (лечения) используется принцип ступенчатости, заключающийся в постепенном смягчении мер от более строгих к менее строгим видам, вплоть до полной отмены их. В то же время, если в период нахождения в психиатрическом стационаре на принудительном лечении медицинское наблюдение установит отсутствие у данного лица психического заболевания и (или) обоснованности признания его невменяемым, соответствующее медицинское заключение комиссии психиатров направляется администрацией лечебного учреждения в прокуратуру по месту нахождения суда, вынесшего определение о назначении на принудительное лечение, для пересмотра этого определения в установленном законодательством порядке. Ходатайство об отмене или изменении принудительных мер медицинского характера в соответствии со ст. 445 УПК РФ могут возбуждать перед судом также близкие родственники и опекуны больного, находящегося в психиатрическом учреждении, и иные заинтересованные лица.

Юристам необходимо знать, что психоневрологический диспансер муниципальных органов здравоохранения осуществляет специальный учет и особое наблюдение за психически больными даже после прекращения принудительных мер медицинского характера. В этом принимают участие и территориальные органы милиции по месту специального учета в соответствии с требованиями одного из совместных приказов министра здравоохранения и министра внутренних дел РФ.

В ряде случаев психически больные, представляющие общественную (социальную) опасность, не удерживаются по различным причинам на том виде принудительных мер медицинского характера, который был им определен судом. Тогда руководство психиатрического стационара на основании медицинского заключения, составленного психиатром (заведующим отделением, лечащим врачом, ординатором), оформляет соответствующие документы и направляет их в суд для вынесения определения на более строгий вид принудительного лечения и надзора.

При оценке деяний, совершенных психически больными (например, агрессии по бредовым мотивам или под влиянием императивных галлюцинаций и др.), психиатры довольно часто констатируют отсутствие параллелизма между клиническим диагнозом, характером совершаемых ими действий и их потенциальной опасностью для общества. И все же практика показывает, что наиболее социально значимы такие психопатологические расстройства, как систематизированные формы бреда, галлюцинаторные нарушения, депрессивные и маниакальные состояния, ипохондрические переживания, аффективная напряженность, явления психического и физического автоматизма, сумеречное сознание (например, при эпилепсии, травмах головного мозга), периоды дисфории у больных с параноидной настроенностью, изменения личности с явлениями слабоумия.

В то же время нельзя считать психически больных людей постоянно социально опасными. Эти лица в основном пребывают в состоянии достаточной компенсации. И степень их социальной опасности находится в определенной зависимости от остроты психического заболевания, его течения и во многом – от социальных условий их личной жизни, быта и труда. На поведенческие реакции таких лиц определенное влияние оказывают также алкоголизация, конфликтные условия их жизнесуществования, излишняя политизация общества.

Время пребывания больного на принудительном лечении и наблюдении в амбулаторном или психиатрическом стационарном учреждении определяется клиническими особенностями психического состояния, тяжестью и течением заболевания. Администрация психоневрологического диспансера и психиатрической больницы ставит вопрос о прекращении принудительных мер медицинского характера перед судом в случае излечения или при таком психическом состоянии, когда прежняя социальная опасность больного исчезает и клинические критерии говорят о стойкой компенсации (улучшении). Но, решая вопрос о снятии принудительного лечения, и врачи, и суд должны учитывать те социальные условия, в которые попадает такое лицо после выписки из психиатрического учреждения.

Наиболее действенными мероприятиями по предупреждению повторных социально опасных действий психически больных являются активное и постоянное наблюдение за ними врачей психоневрологических диспансеров, непрерывное лечение, положительное решение жилищных, бытовых и производственных проблем, пребывание в социально благополучной семье и установление опеки, а также контроль за осуществлением принудительных мер медицинского характера как со стороны прокуратуры, так и органов здравоохранения.

1. Понятие и цели применения принудительных мер медицинского характера.

2. Виды принудительных мер медицинского характера.

1. Понятие и цели применения принудительных мер медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера сами по себе не являются уголовным наказанием, но тем не менее всегда связаны с уголовно-правовыми последствиями совершенного общественно-опасного деяния и осуждением лица, виновного в его совершении.

Целями применения принудительных мер медицинского характера, в отличие от целей наказания, является излечение лиц, совершивших в состоянии невменяемости общественно-опасное деяние, либо у которых после его совершения наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, либо лиц совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости или улучшении их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ (ст. 98 УК РФ). Таким образом, законодатель не связывает применение принудительных мер медицинского характера с карой и с целью исправления осужденного.

Применение принудительных мер медицинского характера в соответствии с требованиями ст. 97 УК РФ, обусловлено следующими признаками:

а) лицо совершило общественно опасное деяние,предусмотренное статьями Особенной части УК, в состоянии невменяемости;

б) у лица, после совершения преступления, наступило психическое расстройство делающее невозможным назначение и исполнение наказания;

в) лицо, совершившее преступление, страдает психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

г) возможность причинения этими лицами иного существенного вреда либо существует опасность для них самих или других лиц.

Если вышеуказанные лица по своему психическому состоянию не представляют опасности, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Таким образом, под принудительными мерам медицинского характера понимаются предусмотренные уголовным законом меры, направленные на лечение лиц, совершивших общественно опасное деяние, в отношении которых, в связи с их психическим здоровьем, невозможно применить уголовную ответственность или наказание, а также лиц, страдающих пси­хическими расстройствами, не исключающими вменяемости, с целью улучшения их психического состояния и предупреждения совершения ими новых деяний.


2. Виды принудительных мер медицинского характера

Виды принудительных мер медицинского характера обусловлены медицинскими показаниями, и суд при их назначении обязан руководствоваться заключением психиатрической экспертизы. Принудительные меры медицинского характера назначаются судом либо самостоятельно, либо параллельно с наказанием.

Статья 99 УК РФ определяет следующие виды принудительных мер медицинского характера:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра применяется, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре, и если лицо по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения;

в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.

На основании заключения комиссии врачей-психиатров, по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение суд может продлить, изменить либо прекратить применение принудительных мер медицинского характера.

Лицо, которому была назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

Изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникнет необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.

В случае прекращения применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находящегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Если лицо, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, выздоровело, то в соответствии со ст. 103 УК РФ, при назначении наказания или возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы.

Принудительные меры медицинского характера, связанные с исполнением наказания , применяются к лицам: совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Принудительные меры медицинского характера указанных лиц осуществляются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказания − в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.

При изменении психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения, помещение осужденного в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Время пребывания указанных учреждениях, согласно ст. 104 УК РФ, засчитываетсяв срок отбывания наказания.

Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Применение принудительных мер медицинского характера не влечет за собой уголовно-правовых последствий в виде судимости.

— это предусмотренные законом меры медицинской (психиатрической и организационно-профилактической) помощи и защиты, принудительно применяемые в соответсвии с определением (постановлением) суда к лицам, совершившим уголовно наказуемые общественно опасные деяния или преступления, страдающим психическими расстройствами и вследствие этого представляющим социальную опасность в целях излечения или улучшения их психического состояния, а также предупреждения совершения ими новых общественно опасных деяний. Законодатель относит такие меры к «иным мерам уголовно-правового характера».

Применение принудительных мер медицинского характера предусматривается ст. 21,22,81 УК. В нормах гл. 15 УК, определяющих основания, цели, виды и порядок применения названных мер (ст. 97-104 УК), положения указанных статей получают свою конкретизацию.

Основные положения, регулирующие применение принудительных мер медицинского характера и гарантии прав граждан, в отношении которых они применяются, определены также в УПК, УИК, других законодательных и иных нормативных правовых актах, международных договорах, в которых участвует Россия. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 7 апреля 2011 г. № 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» указал, что судам при решении вопросов, связанных с применением принудительных мер медицинского характера, следует строго соблюдать Конституцию РФ, нормы действующего законодательства, учитывать практику Европейского суда по правам человека.

Специфика данного уголовно-правового института — в его юридической природе: по своей сущности принудительные меры медицинского характера являются своеобразными уголовно-правовыми мерами безопасности, применяемыми к лицам, совершившим запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, страдающим психическим расстройством и представляющим опасность для себя или для других лиц, в связи с чем нуждающимся в соответствующем психиатрическом лечении и проведении различных реабилитационных мероприятий. Целями применения таких мер являются излечение или улучшение психического состояния указанных лиц, а также предупреждения совершения ими новых общественно опасных деяний.

Принудительные меры медицинского характера не связаны с реакцией государства на преступление в какой-либо из форм уголовно- правового воздействия или с реализацией уголовной ответственности, не являются они разновидностью уголовного наказания или иной мерой уголовно-правового характера, которая согласно ст. 2,6 и 7 УК должна применяться «за совершение преступления». В отличие от таких мер, имеющих карательную сущность и применяемых к лицам, совершившим преступление, за его совершение, в соответствии с характером и степенью его общественной опасности и в целях восстановления социальной справедливости (ст. 43), принудительные меры медицинского характера не обладают ни одним из этих признаков.

Эти меры имеют комплексный характер, они сочетают в себе медицинский и юридический компоненты. Применяются они к лицам, которые страдают психическим расстройствами и нуждаются в соответствующем психиатрическом лечении и проведении различных реабилитационных мероприятий (медицинский компонент), которые совершили запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, представляют опасность для себя или других лиц и потому нуждаются в минимально необходимом принуждении и определенном, порой существенном, ограничении прав и свобод (юридический компонент). Принудительные меры медицинского характера правильнее было бы так и именовать: «медицинские меры безопасности в уголовном праве» или «медицинские меры уголовно-право — вого характера».

Применяются такие меры строго при наличии законных оснований в рамках уголовного процесса по решению суда при наличии заключения независимой комиссии врачей-психиатров. Эти меры обеспечиваются государственным принуждением и применяются к совершившим общественно опасное деяние лицам вместо уголовной ответственности и (или) наказания либо наряду с ними.

Своеобразие рассматриваемых мер проявляется и в их содержании, характерными признаками которого являются следующие:

  • их применение предполагает создание условий, обеспечивающих безопасность больного для окружающих и его самого в период лечения;
  • они осуществляются в порядке правового принуждения, т.е. на основании законного и обоснованного решения суда и независимо от желания лиц, к которым они применяются, и их законных представителей;
  • их применение (выбор, продолжение, изменение, прекращение) основывается на оценке тяжести и глубины психического расстройства и наличия общественной опасности лица, а также прогнозе их развития;
  • принудительный характер данных мер обусловливает исключительную компетенцию суда по их назначению, продолжению, изменению, прекращению; при этом психолого-психиатрические экспертные заключения не являются обязательными для суда и оцениваются по общим правилам оценки доказательств в совокупности с другими доказательствами, характеризующими личность и поведение лица именно с точки зрения его опасности для других лиц и себя самого;
  • важнейшим принципом применения рассматриваемых мер является минимально необходимая достаточность принуждения в отношении больного, к которому они применяются, и возможно более тактичное и бережное отношение к его личности.

Таким образом, речь идет о самостоятельном и своеобразном комплексном медико-правовом институте, построенном вокруг принудительного применения в необходимых случаях мер лечебно- реабилитационного характера, основания и пределы применения которых предусмотрены уголовным законом, процедура применения — уголовно-процессуальным, а порядок исполнения — уголовно-исполнительным законодательством РФ и иными федеральными законами.

Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера

Основания применения принудительных мер медицинского характера. В ч. 1 ст. 97 указаны три категории лиц, которым судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.

Во-первых , это лица, совершившие запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости. Такие лица в силу расстройства психики не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, поэтому они не подлежат уголовной ответственности (ст. 21 УК). Привлечение к уголовной ответственности и применение наказания к подобным лицам бессмысленно, нецелесообразно и несправедливо. Более того, это недопустимо, так как означало бы привлечение к ответственности без вины.

Во-вторых , это лица, у которых после совершения преступления (до суда, во время судебного разбирательства либо в период исполнения наказания) наступило психическое расстройство, лишающее их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими и делающее невозможным назначение или исполнение им наказания. Такие лица освобождаются судом от наказания либо от дальнейшего его отбывания (ч. I ст. 81 УК), в случае выздоровления они могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 78 и 83 УК.

В-третьих , это лица, совершившие преступление и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Речь идет об относительно неглубоких психических расстройствах, ограничивающих способность субъекта преступления понимать характер и значение своих действий или руководить ими (ст. 22 УК). Принудительное лечение в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра (ч. 2 ст. 99 УК) применяется к таким лицам наряду с уголовным наказанием.

Всех перечисленных лиц объединяет то, что они: а) страдают психическим расстройством, б) совершили запрещенное законом общественно опасное деяние и в) признаны нуждающимися в психиатрическом лечении. Однако наличие этих признаков не означает, что указанные категории лиц подлежат обязательному принудительному лечению. Принудительные меры медицинского характера указанным категориям лиц назначаются только в случаях, когда их психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 УК).

В каждом конкретном случае основание применения принудительных мер медицинского характера складывается из совокупности указанных в законе условий:

  • лицо относится к одной из указанных в ч. 1 ст. 97 УК категорий (оно страдает психическим расстройством, совершило запрещенное законом общественно опасное деяние и признано нуждающимся в психиатрическом лечении);
  • это лицо представляет социальную опасность (для себя или для других лиц).

Целями применения принудительных мер медицинского характера является излечение лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК, или такое улучшение их психического состояния, при котором они перестают представлять общественную опасность, а также предупреждение совершения такими лицами новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК (ст. 98 УК).

Сказанное выше подтвердил ЛВС РФ в постановлении от 7 апреля 2011 г. № 6: «принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно-правового характера и применяются только к лицам, совершившим предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и лишь при условии, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (части 1 и 2 статьи 97 УК РФ). При этом цели применения принудительных мер медицинского характера отличаются от целей применения наказания и в силу статьи 98 УК РФ заключаются в излечении или улучшении психического состояния указанных лиц, а также предупреждении совершения ими новых предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний».

Цель излечения предполагает полное выздоровление лица как результат применения к нему правильно назначенных принудительных мер медицинского характера (например, помещения в стационар с определенным видом режима, применения к нему медикаментозной терапии, психо- и трудотерапии, а также иных мер, направленных на восстановление его психического здоровья и социальную реабилитацию). В тех нередких случаях, когда полное излечение упомянутых лиц невозможно, достаточным признается достижение хотя бы цели стойкого «улучшения психического состояния» этих лиц, как минимум делающее их безопасными для себя и других лиц.

Цель предупреждения новых общественно опасных деяний со стороны лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК, означает достижение в результате применения принудительных мер медицинского характера такого состояния больного, при котором он перестает быть общественно опасным как для себя, так и для других лиц. Средствами реализации этой цели являются различные организационно-профилактические и лечебно-реабилитационные меры в отношении таких лиц в виде изоляции их от общества, установления режимных ограничений, применения необходимых медицинских средств и методов.

В случаях, когда имеются объективные данные, свидетельствующие о том, что рассматриваемая цель достигнута, применение к нему указанных принудительных медицинских мер должно быть прекращено. При необходимости к лицу могут быть применены общие меры психиатрической помощи в соответствии с законодательством о здравоохранении.

Виды принудительных мер медицинского характера

Лицам, указанным в ст. 97 УК, суд может назначить принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра либо в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа, специализированного типа или специализированного типа с интенсивным наблюдением (ч. 1 ст. 99 УК).

Закон предусматривает исчерпывающий перечень видов принудительных мер медицинского характера и типов медицинских учреждений, оказывающих психиатрическую помощь указанным лицам. В основе перечня — представления специалистов (комиссии врачей-психиатров и суда) о характере и интенсивности лечения лица, страдающего психическим расстройством, и степени ограничений, необходимых для обеспечения реализации целей, предусмотренных в ст. 98 УК. Виды принудительных мер различаются режимом содержания больных и интенсивностью осуществляемого за ними надзора.

При выборе вила принудительной меры медицинского характера, подлежащей применению, суд руководствуется указанными в законе медицинским (психическое состояние больного) и социальным (степень его социальной опасности) критериями: чем хуже первое и выше второе — тем выше степень необходимых ограничений и интенсивность лечебно-реабилитационных мероприятий. Основанием судебного решения являются достоверные данные, свидетельствующие о характере и степени общественной опасности лица (в частности, особенности совершенного общественно опасного деяния, способы, мотивы, последствия его совершения, поведение лица до, во время и после его совершения), а также оценка психического расстройства и прогнозе его развития, выраженных в заключении комиссии врачей-психиатров.

Вид принудительной меры медицинского характера избирается судом с учетом положений ч. 2 ст. 99, ст. 100 и 101 УК. При определении вида такой меры в отношении лиц, указанных в пп. «а», «б» ч. 1 ст. 97 УК, судам следует учитывать характер и степень психического расстройства, опасность лица для себя и других лиц или возможность причинения им иного существенного вреда.

Суду надлежит мотивировать принятое решение па основе оценки заключения эксперта (экспертов) о психическом состоянии лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, и других собранных по делу доказательств (п. 4 постановления ПВС РФ от 7 апреля 2011 г. №6).

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар (ст. 100 УК). Решая вопрос о назначении конкретному лицу именно данной меры, суд должен исходить из того, что этот вид принудительных мер медицинского характера применяется в случаях, когда лицо не нуждается в специальных условиях для лечения, в постоянном уходе и содержании в стационарных условиях, и представляет минимальную опасность для себя или окружающих.

Применение этой меры предполагает систематическое наблюдение за психическим состоянием пациента путем его регулярных осмотров врачом-психиатром; проведение необходимого лечения, реабилитационных мер и оказание социальной помощи по месту жительства больного или по месту отбывания наказания. Сущность этой меры и ее основное преимущество по сравнению с принудительным лечением в стационаре состоит в возможности сохранения привычного для больного образа жизни, продолжения работы, если для этого нет противопоказаний, выполнения гражданских, семейных и прочих обязанностей, сохранения контактов с близкими.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено судом также лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости. В этом случае лечение назначается осужденному наряду с наказанием и применяется в процессе его исполнения (ч. 2 ст. 99 УК). Помещение больного в психиатрический стационар исключает возможность исполнения назначенного ему наказания, поэтому их совместное применение законом не предусматривается.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре (ч. 1 ст. 101 УК). Закон предусматривает три варианта принудительного лечения в психиатрических стационарах: в стационарах общего типа, специализированных и специализированных с интенсивным наблюдением. Выбирая тип стационара, суд должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности назначаемой меры для реализации показанных больному лечебно-реабилитационных мероприятий и предотвращения новых опасных действий со стороны больного при соблюдении его прав и законных интересов.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения (ч. 2 ст. 101 УК). К числу таковых относятся, в частности: лица, сохраняющие вероятность повторения общественно опасного деяния при общем благоприятном терапевтическом прогнозе и отсутствии тенденции к совершению новых общественно опасных деяний и нарушениям больничного режима; а также лица с психическими расстройствами, переведенные с амбулаторного принудительного лечения или из психиатрических стационаров специализированного типа. Состояние такого больного допускает возможность его содержания без специальных мер безопасности, в условиях свободного стационарного режима.

Психиатрический стационар общего типа представляет собой отделение психиатрической больницы или другого аналогичного учреждения, оказывающего стационарную психиатрическую помощь, для которого проведение принудительного лечения не является основной функцией.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения (ч. 3 ст. 101 УК). В специализированных психиатрических стационарах (больницах, отделениях, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 101 УК), в огличие от стационаров общего типа, содержатся исключительно больные, направленные на принудительное лечение и, следовательно, представляющие значительную общественную опасность. В связи с этим в отношении таких больных возникает необходимость постоянного (непрерывного) наблюдения, которое обеспечивается дополнительным медицинским персоналом и специальной организацией охраны.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 101 УК в психиатрический стационар специализированного типа, а также специализированного типа с интенсивным наблюдением помешаются лишь лица, по своему психическому состоянию соответственно требующие постоянного наблюдения либо представляющие особую опасность для себя или других лиц и требующие постоянного и интенсивного наблюдения (п. 4 постановления ПВС РФ от 7 апреля 2011 г. № 6).

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения (ч. 4 ст. 101 УК). Данную принудительную меру медицинского характера рекомендовано применять преимущественно к лицам с хроническими психическими расстройствами или слабоумием, обнаруживающим тенденцию к совершению повторных тяжких или особо тяжких общественно опасных деяний и грубых нарушений больничного режима, включая нападения на персонал, неоднократные попытки побега и т.п., а также переведенным из психиатрических стационаров общего или специализированного типа.

Несовершеннолетние, не достигшие 16-летнего возраста, в психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением не направляются.

Порядок продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера

Как и назначение принудительных мер медицинского характера, вопросы их продления, изменения и прекращения осуществляются только судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (ч. 1 ст. 102 УК).

При назначении принудительных мер суд не устанавливает их продолжительность, поскольку невозможно заранее определить срок, необходимый для излечения или улучшения состояния здоровья пациента. Указывается лишь вид принудительной меры. Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для определения его психического состояния и решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры.

Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения. Освидетельствование может быть проведено также по ходатайству самоголица, его законного представителя и (или) близкого родственника, которое подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования.

По истечении шести месяцев и отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента его начала, в последующем — ежегодно (ч. 2 ст. 102 УК). Такая специальная процедура предусмотрена законом в связи с существенными ограничениями прав и свобод граждан в ходе применения принудительных мер медицинского характера и необходимостью гарантировать их обоснованное применение и разумную достаточность.

Изменение или прекращение применения принудительной медицинской меры осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера (ч. 3 ст. 102 УК).

Например, если в лица, в отношении которого назначена принудительная мера медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра, произошли изменения, связанные с необходимостью помещения такого липа в психиатрический стационар для принудительного лечения (он стал представлять повышенную опасность для себя или других лиц), суд вправе изменить вид принудительной меры медицинского характера в соответствии с ч. 1 ст. 99 УК, когда имеются данные о том, что характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре (п. 29 постановления ПВС РФ от 7 апреля 2011 г. №6).

Основанием прекращения принудотгельного лечения является отпадение необходимости в ее применении, означающее отсутствие общего основания, указанного в ст. 97 УК, и достижение целей, предусмотренных ст. 98 УК: выздоровление больного или такое изменение его психического состояния, при котором отпадает необходимость лечения в принудительном порядке.

В случаях когда вследствие изменения психического состояния лица отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера, появляется основание для изменения ранее назначенной меры и ее замены иной, более строгой или более мягкой, с иным «набором» принудительно-профилактических и ле- чебно-реабилитационных средств и мероприятий. Замена ранее назначенной принудительной меры медицинского характера осуществляется на основании признаков, указанных в ст. 100 и 101 УК.

Заключение комиссии врачей-психиатров , как и представление администрации лечащего учреждения, не имеют для суда обязательного значения и подлежат проверке и оценке в судебном заседании. Суд вправе и не согласиться с выводами врачебной комиссии и администрации лечебного учреждения и принять решение вопреки их рекомендациям.

В случае прекращения применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении (ч. 4 ст. 102 УК).

Больной, в отношении которого определением суда прекращено применение принудительных мер медицинского характера, при наличии медицинских показаний может быть в соответствии с Законом о психиатрической помощи оставлен для продолжения лечения на общих основаниях в том же или ином психиатрическом стационаре (кроме стационаров специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением) или поставлен под наблюдение психоневрологического диспансера (диспансерного отделения, кабинета).

Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера . В случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления (ч. 1 и 4 ст. 81 УК), при назначении наказания или возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы (ст. 103 УК).

Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания

Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся влечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра (ч. 2 ст. 99 УК). Данная мера должна исполняться по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказания — в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь (ч. 1 ст. 104 УК).

При изменении психического состояния осужденного в сторону ухудшения настолько, что возникает необходимость в его стационарном лечении (ч. 1 ст. 101 УК), помещение его в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством о здравоохранении, т.е. в обычном порядке (ч. 2 ст. 104 УК). Несмотря на сходство условий, лежащих в основании данной меры и в основании иных принудительных мер, предусмотренных в ст. 101 УК, здесь идет речь о стационарном лечении, которое не носит характера принудительной меры; основание, цели и содержание ее применения не влекут необходимости освобождения лица от наказания, отбывание наказания не прерывается, время пребывания в стационаре засчитывается в его срок из расчета, предусмотренного ст. 103 УК. Осужденные к наказанию в виде лишения свободы помещаются в стационарные лечебные учреждения мест лишения свободы, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, — в психиатрические стационары органов управления здравоохранением.

Время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания. При отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного в указанных учреждениях выписка производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении (ч. 3 ст. 104 УК).

В случаях выздоровления осужденного, которому было назначено принудительное лечение, соединенное с исполнением наказания, или такого улучшения его психического состояния, при котором отпадает необходимость в дальнейшем его принудительном лечении, суд прекращает применение принудительной медицинской меры по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (ч. 4 ст. 104 УК). Изменение или продление применения такой принудительной меры, предусмотренное в отношении иных принудительных мер медицинского характера (ст. 102 УК), в отношении данной меры законом не предусмотрено.

Для прекращения принудительного лечения, назначенного в соответствии со ст. 104 УК, требуется отпадение основания, в соответствии с которым оно было назначено (ч. 4 ст. 104 УК); само по себе окончание исполнения наказания, с которым соединено принудительное лечение (в том числе в связи с амнистией или помилованием), не влечет его автоматического прекращения.

Понятие «иные меры уголовно-правового характера» впервые было использовано законодателем в ст. 2, 6 и 7 УК РФ. Новое же наименование разд. VI УК РФ «Иные меры уголовно-правового характера» было дано Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»». Этим законом в УК РФ была введена гл. 151 «Конфискация имущества » (ст. 104.1-104.3).

Статьи 97-104 УК РФ, регламентирующие и расположенные в гл. 15 с одноименным наименованием, остались без изменения.

Новое наименование разд. VI УК РФ («Иные меры уголовно-правового характера») искажают их юридическую природу, определенную в ст. 2, 6 и 7 УК РФ. В ч. 2 ст. 2 закреплено: «Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности , определяет, какие опасные для личности , общества или государства деяния признаются преступлениями и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений». Такая же трактовка этим мерам дана и при регламентации принципа справедливости (ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 7 УК РФ).

Рассматриваемые меры называются иными потому, что они применяются помимо наказания и находятся с ним в одном логическом ряду.

В то же время следует положительно оценить возврат законодателя к конфискации имущества. Исключение ее из системы средств борьбы с преступностью было непродуманным решением, противоречащим как криминогенной обстановке в России, так и международно-правовым нормам .

Понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера

1. Лица, которым назначаются принудительные меры медицинского характера . Принудительные меры медицинского характера в соответствии со ст. 97 УК РФ применяются, во-первых, к лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные законом , в состоянии невменяемости (п. «а» ч. 1 ст. 97 УК РФ). Невменяемое физическое лицо не может быть субъектом преступления , поэтому в таких случаях следует говорить не о преступлении , а об общественно опасном деянии.

Во-вторых, подобные же меры применяются к лицам, заболевшим до или после вынесения приговора психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания (п. «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ). Принудительные меры медицинского характера, в-третьих, применяются также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (п. «в» ч. 1 ст. 97 УК РФ).

В-четвертых, они назначаются лицам, совершившим в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности . Однако подобное психическое расстройство может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК РФ). УК РСФСР 1960 г. (ст. 62), а также первоначальные редакции ч. 1 ст. 97, ч. 2 ст. 99, ст. 104 УК РФ предусматривали возможность применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимся в лечении от алкоголизма или наркомании. Однако Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ данная принудительная мера медицинского характера была исключена из действующего УК РФ.

2. Психическое расстройство как основание применения принудительных мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера в соответствии с ч. 2 ст. 97 УК РФ могут назначаться указанным лицам только в тех случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. Законодатель предусмотрел также возможность направления указанных выше лиц (ч. 1 ст. 97 УК РФ) по решению органа здравоохранения в психоневрологическое учреждение социального обеспечения . Основанием для такого решения может быть душевная болезнь, если при этом лицо по своему психическому состоянию не представляет опасности (ч. 4 ст. 97 УК РФ). Хотя направление в психоневрологическое учреждение социального обеспечения может осуществляться и в принудительном порядке, однако оно не может рассматриваться в качестве предусмотренной гл.15 УК РФ разновидности принудительных мер медицинского характера, поскольку решение о его применении принимается органом здравоохранения, т.е. в административно-правовом порядке.

В отличие от этого принудительные меры медицинского характера, предусмотренные в ч. 1 ст. 99 УК РФ, по своей юридической природе являются мерами уголовно-правового воздействия. Поэтому их назначение входит в прерогативу суда .

Если основания и порядок назначения принудительных мер медицинского характера регламентированы в разд. VI УК РФ, а также нормами УПК РФ (ст. 433-446), то порядок их исполнения определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, иными федеральными законами (ч. 3 ст. 97 УК РФ). Среди них важное значение имеют Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

3. Социальное назначение принудительных мер медицинского характера. Поскольку принудительные меры медицинского характера назначаются судом, они выступают в качестве мер государственного принуждения. Эти меры считаются принудительными, так как их применение не зависит от желания того лица, которому они назначаются.

Однако они не могут рассматриваться в качестве уголовного наказания , поскольку не содержат элементов кары и объективно не призваны причинять страдания. Более того, принудительные меры медицинского характера вообще не могут рассматриваться в качестве элемента уголовной ответственности, поскольку они не выражают отрицательной оценки от имени государства , не влекут судимости . Кроме того, перед принудительными мерами медицинского характера законодатель не ставит в качестве целей восстановление социальной справедливости, исправление, а также общее предупреждение преступлений. Их основное социальное назначение - это обеспечение излечения, улучшения психического состояния и социальной адаптации душевнобольных, защита интересов граждан и общества в целом, предупреждение общественно опасных деяний в будущем (ст. 98 УК РФ).

Если определить общую социальную направленность и правовую природу принудительных мер медицинского характера, то их следовало бы рассматривать в качестве мер безопасности.

В уголовных кодексах ряда зарубежных стран данные меры рассматриваются именно в качестве таковых. Так, согласно § 61 УК ФРГ к мерам исправления и безопасности отнесены помещение в психиатрическую больницу и помещение в терапевтическое отделение для алкоголиков и наркоманов. Подобная трактовка принудительных мер заслуживает поддержки.

В то же время следует подчеркнуть, что принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам с психическим расстройством, не исключающим вменяемости (ст. 22 УК РФ), создают условия, способствующие решению задач уголовного законодательства и достижению всех целей наказания без исключения.

4. Правовые принципы применения принудительных мер медицинского характера. Порядок назначения и исполнения принудительных мер медицинского характера должен быть предельно четко регламентирован в законе. Это вызывается прежде всего особенностями контингента лиц и режима в психиатрических больницах. Стали уже общеизвестными факты содержания в психиатрических больницах инакомыслящих, имевшие место в советский период. Направление лиц со здоровой психикой, а нередко и не совершивших преступление в «психушки» было продолжением внесудебных репрессий 30-50-х гг. советской истории и олицетворяло карательно-психиатрическую практику тоталитарного режима.

Основные положения оказания психиатрической помощи предусмотрены в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В ст. 1 этого Закона указано, что психиатрическая помощь лицу с психическими расстройствами гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности , гуманизма и соблюдения прав человека и гражданина .

Особое внимание уделяется вопросам правовой защищенности пациентов, находящихся в психиатрических стационарах (ст. 37). Принципы применения принудительных мер медицинского характера зафиксированы в ст. 13 указанного Закона. Принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния. Они осуществляются в психиатрических учреждениях органов здравоохранения. Лица, помещенные в психиатрический стационар по решению суда, пользуются правами, предусмотренными для пациентов этих учреждений. Лица, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера, признаются нетрудоспособными на весь период пребывания в психиатрическом стационаре и имеют право на пособие по государственному социальному страхованию или на пенсию на общих основаниях. Названный Закон закрепляет положение о независимости врача-психиатра при оказании медицинской помощи (ст. 21), порядок оказания помощи (ст. 23-44), контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи (ст. 45, 46), а также возможность обжалования действий по оказанию психиатрической помощи (ст. 47-50).

Таким образом, принудительные меры медицинского характера означают оказание лицам, страдающим психическими расстройствами, психиатрической и иной медицинской помощи в принудительном порядке. Как меры государственного принуждения, они схожи с мерами уголовного наказания, однако таковыми не являются. Принудительные меры медицинского характера должны рассматриваться в качестве одного из средств предупреждения общественно опасных деяний.

По существу они выполняют функцию одной из мер безопасности, направленной на защиту интересов граждан и общества в целом.

Виды принудительных мер медицинского характера

Применение принудительных мер медицинского характера может привести к полному или частичному излечению лица либо не дать никакого положительного эффекта. В связи с этим в УК РФ урегулированы основания продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 УК РФ эти вопросы решаются судом по представлению администрации медицинской организации, осуществляющей лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Согласно ч. 2 этой же статьи лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры.

Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

В ч. 21 ст. 102 УК РФ обозначены особенности применения и прекращения принудительной меры в отношении лица, страдающей педофилией. Вне зависимости от последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в п. «д» ч. 1 ст. 97 УК РФ, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную п. «а» ч. 1 ст. 99 УК РФ, или прекратить ее применение.

Как вытекает из ч. 3 ст. 102 УК РФ, изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.

А в соответствии с ч. 4 данной статьи в случае прекращения применения принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении этого лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении этого лица в стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

2. Уголовно-правовые последствия пребывания в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь. В соответствии со ст. 103 УК РФ в случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в этой медицинской организации, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в ней за один день лишения свободы . В указанной статье не упоминается о том, как быть с зачетом пребывания в психиатрическом стационаре при назначении, скажем, ограничения свободы , ареста или иных видов наказания. На наш взгляд, время лечения в стационаре также должно засчитываться в срок наказаний в виде ограничения свободы, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части по правилам, предусмотренным ст. 71 УК РФ, и учитываться в плане смягчения или полного освобождения от отбывания иных основных видов наказаний (штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), как это предусмотрено в ч. 5 ст. 72 УК РФ применительно к зачету наказания.

3. Гарантии от злоупотреблений при применении принудительных мер медицинского характера. Суды должны тщательно проверять обоснованность представления администрации медицинских учреждений об изменении или прекращении применения принудительного лечения и заключения о его продлении. Для этого надлежит выяснить результаты проведенного лечения и условия, в которых это лицо будет находиться после отмены принудительной меры медицинского характера, а также необходимость дальнейшего медицинского наблюдения и лечения. В основе решения должны быть тщательно проверенные обстоятельства проведенного лечения и здоровья пациента.

В одном из своих определений Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указала, что коллегия краевого суда не учла данные судебно-психиатрической экспертизы относительно проведенного лечения, в результате чего у Ф. наступила стойкая ремиссия, в частности, отмечены последовательное логическое мышление, критическое отношение к своему заболеванию и содеянному и отсутствие обманов восприятия. Поэтому Верховный Суд РФ отменил определение судебной коллегии краевого суда об отказе в удовлетворении ходатайства об отмене в отношении Ф. принудительного лечения.

Конфискация имущества предусматривалась в российском уголовном законодательстве вплоть до конца 2003 г., когда она была исключена из УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ. Но в обществе это решение было воспринято неоднозначно, а позднее уже и на официальном уровне, в том числе в Федеральном Собрании РФ , стал обсуждаться вопрос о ее реанимации, т.е. включении конфискации имущества в УК РФ. Поэтому остановимся на наиболее важных положениях, характеризовавших конфискацию имущества до 2003 г.

Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Такое определение данного вида наказания содержалось в ч. 1 ст. 52 УК РФ. Согласно этой норме конфискация могла обращаться и на денежные средства осужденного.

Конфискацию имущества как вид наказания следует отличать от реквизиции и национализации, поскольку применение последних имеет иные основания, цели, а также носит возмездный характер.

Конфискация имущества - один из древних видов наказания. Она широко применялась и в государствах Древнего мира, и в Средневековье, и в более позднее время. По Соборному уложению России 1649 г. она рассматривалась составной частью наказания в виде потока и разграбления. Весьма распространенной она была в советский период, когда в отдельные годы данное наказание применялось к 10-11% от всех лиц, подвергавшихся осуждению. Конфискация имущества предусматривается и в уголовном законодательстве зарубежных стран.

Однако во многих зарубежных странах довольно сдержанно относятся к регламентации этого вида наказания, допуская лишь конфискацию имущества, преступно приобретенного, или предметов, которые использовались или предназначались для совершения преступления (см., например, п. 4, 7, 10 ст. 131-6 УК Франции).

Первоначальная редакция УК РФ (ст. 52) предусматривала как полную, так и частичную конфискацию имущества независимо от правомерности его приобретения. То же самое мы видим и во многих уголовных кодексах стран СНГ (см., например, ч. 1 ст. 61 УК Белоруссии, ч. 1 ст. 51 УК Казахстана, ч. 1 ст. 59 УК Украины). Если в советское время несправедливость подобной регламентации была не столь очевидной, поскольку подавляющее большинство людей имело минимум имущества, необходимый для жизни, то в условиях рыночной экономики она стала вообще неприемлемой. При таком подходе у человека можно изъять многомиллионное состояние. Конфискация имущества независимо от правомерности его приобретения подрывает основной постулат рыночной экономики - незыблемость частной собственности . Кроме того, конфискация у человека имущества, нажитого собственным трудом, фактическое лишение его элементарных материальных условий (а вместе с ним его детей , родителей и др.) ставит ее по строгости в ряд таких наказаний, как арест и лишение свободы .

В соответствии с первоначальной (до 2003 г.) редакцией ч. 3 ст. 45 УК РФ конфискация имущества применялась только в качестве дополнительного наказания.

Конфискация имущества предусматривалась только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и могла назначаться судом только в случаях, предусмотренных санкциями норм Особенной части УК РФ. В УК РФ было свыше 8% санкций, предусматривавших конфискацию имущества. Причем в 14 санкциях она рассматривалась в качестве дополнительного наказания, подлежащего обязательному назначению.

Хотя назначение конфискации имущества в качестве дополнительного наказания в ст. 52 УК РФ и не связывалось с применением лишения свободы, тем не менее во всех санкциях норм Особенной части УК РФ она предусматривалась только с этим основным видом наказания.

Удельный вес конфискации имущества среди видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера в 2000-2003 гг. составлял около 2-3%.

2. Виды конфискации имущества. УК РФ предусматривал общую и специальную конфискацию имущества. Общая конфискация представляла собой одно из наиболее тяжких наказаний, поскольку была сопряжена с изъятием у осужденного всего или части принадлежащего ему на праве собственности имущества, включая его долю в общей собственности , уставном капитале коммерческих организаций , деньги, ценные бумаги , иные ценности и др. (ч. 1 ст. 63 УИК РФ).

Общая конфискация имущества в свою очередь подразделялась на полную и частичную. Первая означала изъятие из собственности осужденного всего принадлежащего ему имущества (за исключением имущества, которое было указано в Приложении 1 к УИК РФ), а вторая распространялась лишь на часть имущества осужденного.

Специфика общей конфискации имущества состоит в том, что она распространялась на любое имущество осужденного, независимо от правомерности его приобретения.

Специальная конфискация предполагает изъятие лишь определенного имущества (вещей , предметов и др.). Под специальной конфискацией понимается изъятие в собственность государства 1) орудий и средств совершения преступления, 2) предметов, изъятых из гражданского оборота, и 3) имущества, приобретенного преступным путем, если оно не подлежит возврату или не может быть возвращено собственнику, утратившему его вследствие преступления.

Специальная конфискация - это разновидность частичной конфискации имущества. Она предусматривалась в ряде санкций норм Особенной части УК РФ. Так, в ст. 166¹, 167, 169 предписывалось изъятие незаконно добытого, орудий и средств совершения преступлений; в ст. 84 и 203 предусматривалась конфискация средств совершения преступления.

Специальная конфискация носила как обязательный, так и факультативный характер (см. ст. 163, 164, 228 УК РФ и др.).

Поскольку конфискация имущества была исключена из перечня видов наказаний и соответственно санкций норм Особенной части УК РФ, поэтому специальная конфискация полностью была переведена в сферу действия норм уголовно-процессуального права . В соответствии с УПК РФ 2001 г. орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, а деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, по приговору суда подлежат обращению в доход государства (ст. 115 и 306). В данном случае речь идет не о наказании в соответствии с УК РФ, а об одной из мер уголовно-процессуального принуждения.

Поэтому в соответствии с УПК РФ она имеет совершенно иную правовую природу по сравнению с уголовным наказанием .

Исключение конфискации имущества, как это признано Генеральной прокуратурой РФ и МВД России, снизило социально-предупредительный эффект уголовного закона . Поэтому включение конфискации имущества в систему мер уголовно-правового характера было продиктовано насущными потребностями усиления борьбы с преступностью .

Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера

В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискации также подлежат деньги, ценности или иное имущество, в которое имущество, полученное в результате совершения преступления, хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в п. «а» данной статьи, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы. Иначе говоря, факт «отмывания», легализации преступно нажитого имущества не исключает назначения конфискации имущества.

Подлежат конфискации деньги, ценности и иное имущество, используемое или предназначенное для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) (п. «в» ч. 1 ст. 104.1). Без финансовой подпитки террористы, всякого рода организованные преступные формирования не могли бы осуществлять свою преступную деятельность. Поэтому уголовный закон должен быть направлен на пресечение финансирования террористических и организованных преступных формирований, изъятие в доход государства тех средств, которые используются или предназначаются для их антиобщественной деятельности.

И наконец, подлежат конфискации орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому (п. «г» ч. 1 ст. 104.1). Причем они должны конфисковаться независимо от характера преступления, т.е. и при совершении преступных деяний, не указанных в перечне, предусмотренном в п. «а» ч. 1 данной статьи.

Согласно ч. 2 ст. 104.1 УК РФ если имущество, полученное в результате совершения преступления и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него.

Имущество, указанное в ч. 1 и 2 анализируемой статьи УК РФ, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что это имущество получено в результате преступных действий.

Данная оговорка создает лазейку для ухода от конфискации имущества, когда преступно нажитые доходы, скажем, чиновником, передаются членам своей семьи или другим близким родственникам, что сплошь и рядом встречается на практике. Эти лица, как правило, и становятся наиболее «успешными» предпринимателями , имея поддержку в виде административного ресурса. И попробуй доказать, что член семьи или ближайший родственник знал или должен был знать о преступном характере приобретения имущества. На наш взгляд, если суд установит, что имущество получено в результате преступных действий, то оно независимо от того, передано или нет другому лицу, должно подлежать конфискации.

2. Порядок конфискации имущества. Представляет интерес ст. 104.2 УК РФ, в которой впервые в отечественном законодательстве предусмотрена возможность конфискации денежной суммы, соответствующей стоимости определенного предмета, входящего в имущество, подлежащее конфискации, если на момент принятия судом решения конфискация данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине. Скажем, на преступно полученные доходы построен дом, в котором проживает обвиняемый со своей семьей, в этих случаях суд может конфисковать денежную сумму, соответствующую его стоимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 104.2 УК РФ в случае отсутствия либо недостаточности денежных средств, подлежащих конфискации взамен предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104.1 УК РФ, суд выносит решение о конфискации иного имущества, стоимость которого соответствует стоимости предмета, подлежащего конфискации, либо сопоставима со стоимостью этого предмета, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

Впервые также регламентирован порядок возмещения ущерба при назначении конфискации имущества. Согласно ст. 104.3 УК РФ при решении вопроса о конфискации имущества в соответствии со ст. 104.1 и 104.2 УК РФ в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу (ч. 1).

А при отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч. 1 и 2 ст. 104.1 УК РФ, из его стоимости возмещается ущерб, причиненный законному владельцу, оставшаяся же часть обращается в доход государства. Исходя из редакции ст. 104.3 можно сделать вывод, что по общему правилу возмещение причиненного ущерба производится из стоимости имущества, не подлежащего конфискации. Если же у виновного в преступлении такого имущества нет, то возмещение причиненного ущерба производится уже из стоимости имущества, указанного в ст. 104.1 и 104.2 УК РФ (иначе говоря, имущества, подлежащего конфискации), а оставшаяся его часть обращается в качестве конфиската в доход государства.

Как видно, данная норма имеет восстановительный характер; важно не просто реализовать конфискацию, но прежде всего компенсировать потерпевшему тот ущерб, который был причинен совершением преступления.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Сущность, основания и порядок применения принудительных мер медицинского характера

Вопреки мнению обывателей, принудительные меры медицинского характера не являются одним из видов наказаний наряду с лишением свободы, исправительными работами, ограничением свободы и другими наказаниями, предусмотренными Уголовным кодексом РФ. Принудительные меры медицинского характера — это вид принудительного лечения, которое назначается судом в отношении лиц, совершивших преступления. Помимо факта совершения преступления, для применения рассматриваемых мер важно наличие двух других условий:

а) лицо имеет психическое расстройство,
б) наличие этого расстройства может повлечь причинение вреда, создает опасность для других лиц либо для самого лица, привлекаемого к ответственности.

Основания для применения принудительных мер медицинского характера

Законом предусмотрен ряд конкретных ситуаций, при которых суду следует назначить указанные меры (ст. 97 Уголовного кодекса РФ):

1) Лицо совершило преступление в состоянии невменяемости (то есть, совершая преступление, человек не осознавал фактический характер, значение своих действий и не руководил ими). В этом случае суд принимает решение об освобождении лица от уголовной ответственности, назначая при этом принудительные меры медицинского характера.
2) После совершения преступления у лица, совершившего преступление, наступило психическое расстройство, которое делает невозможным назначение или исполнение наказаниям.

Необходимо разделять временные и постоянные психические расстройства.

Постоянное психическое расстройство предполагает необратимый характер и отсутствие возможности полного выздоровления, в такой ситуации суд также принимает решение об освобождении лица от уголовной ответственности и назначении принудительных мер медицинского характера. Временное психическое расстройство, в свою очередь, не исключает способности больного к выздоровлению. В этом случае суд также назначает принудительные меры медицинского характера, однако уголовное дело приостанавливается вплоть до выздоровления лица, совершившего преступления. После выздоровления уголовное дело возобновляется, и человек может нести уголовную ответственность на общих основаниях.

3) Лицо совершило преступление и страдает психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Речь идет о различных аномалиях психики, которые не достигли уровня полноценного заболевания. В отличие от оснований, приведенных выше в п. 1 и 2, суд вправе привлечь лицо с указанными отклонениями к уголовной ответственности на общих основаниях, однако параллельно с отбытием наказания в отношении осужденного будет применяться принудительное лечение.

4) Лицо в возрасте старше 18-ти лет и страдающее расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 18-ти лет. Речь идет о совершении преступлений, предусмотренных статьями 131—135, 240, 241 Уголовного кодекса РФ, среди которых: изнасилование, развратные действия, вовлечение в занятие проституцией. Принудительное лечение лиц, больных педофилией, может применяться, как одновременно с наказанием (во время его отбывания и по месту отбывания), так и после отбытия наказания.

Рассмотрение дела в суде

Вопрос применения принудительных мер медицинского характера рассматривается только в судебном порядке, при этом обязательно участие прокурора, а также лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя.

Вывод о наличии или отсутствии необходимости в применении рассматриваемых мер делается судом на основании заключения экспертов, подготовленного по итогам проведения судебной психиатрической экспертизы. Именно экспертное заключение содержит вывод о том, имело ли место психическое расстройство в момент совершения преступления или после него.
В случае принятия решения о направлении лица на принудительное лечение суд выбирает медицинское учреждение, которое будет исполнять соответствующее решение. Виды и типы учреждений перечислены в ст. 99 Уголовного кодекса РФ, речь идет как об амбулаторном лечении в психиатрических диспансерах или у штатных психиатров мест лишения свободы, так и о стационарах различного типа.

Прекращение применения принудительных мер медицинского характера

Принимая решение о применении принудительных мер медицинского характера, суд никогда не устанавливает срок, в течение которого будет проводится лечение, поскольку не существует каких-либо объективных данных для установления примерного срока излечения либо улучшения психического состояния. Однако психическое состояние человека подвержено изменениям и с течением времени может наблюдаться как положительная, так и отрицательная динамика. Не реже одного раза в шесть месяцев лицо, страдающее психическим расстройством, проходит освидетельствование, в ходе которого врачи принимают решение о продлении применения принудительных мер медицинского характера, прекращении лечения, либо изменения типа учреждения, в котором лицо проходит лечение (например, перевод из стационара общего типа в стационар интенсивного наблюдения). Заключение врачей-психиатров предоставляется в суд, который в свою очередь, выносит соответствующий судебный акт.

Важно. Нельзя не отметить, что лицу, страдающему психическим расстройством, (либо его законному представителю) предоставлено право в любой момент по своей инициативе обратиться с ходатайством о прекращении лечения либо об изменении типа лечебного учреждения.