Все о тюнинге авто

Что такое уголовно-исполнительная инспекция? Деятельность уголовно исполнительных инспекций Кто должен доставлять условно осужденных в суд

Феданченков Максим Сергеевич,студент магистратурыНОУ ВПО «Международный юридический институт»,г.Москва[email protected]

Контроль за условно осужденными: состояние и проблемы

Аннотация.Встатье анализируются вопросы, связанные с осуществлением контроля за условно осужденными. Автором рассмотрены проблемы, возникающие при исполнении обязанностей, возложенных на условно осужденного по приговору суда.Ключевые слова.Осужденный, условное осуждение, ответственность, обязанности, контроль, уголовноисполнительная инспекция.

Несмотря на то, что институт условного осуждения действует в Российской Федерации на протяжении уже достаточно длительного периода времени, в практике его применения до настоящего времениимеют место быть определенные проблемы. Институтусловного осуждениянаходится в зоне постоянного внимания ученыхюристов. К нему обращались в своих работахмногие ученые, такие, какВ.А. Авдеев, Е.В. Бушкова, А.Б. Виноградов, Г.С. Гаверов, О.В.Демидова, А.М. Ибрагимов, А.Н. Кондалов, Э.В. Лядов, А.А. Нечепуренко, Н.В. Ольховик, Ю.В. Сакка, А.Н. Ружников, В.П. Романова, К.Н. Тараленко и другие, чьи научные труды внести несомненный вклад в разработку данного института. Однако, несмотря множество исследований в данной области, в ней попрежнему имеются нерешенные проблемы.

Одной из таких проблем, на наш взгляд, является проблема контроля за условно осужденными, которой впоследние годы былапосвящена не одна научная работа. Однако многие аспекты этой проблемы попрежнему до конца не разрешены.В данной статье предпринята попытка рассмотреть проблемы, возникающие при осуществлении контроля за обязанностями, возлагаемыми на условно осужденных по приговору суда, инайти пути их решения.

В соответствии с нормативноправовыми актами,регламентирующими деятельность уголовноисполнительных инспекций, контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовноисполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных.Основной задачей уголовноисполнительных инспекций при осуществлении контроляявляетсяпредотвращение совершения условно осужденным правонарушений и повторных преступлений. К основным формам контроля относятся: контроль за соблюдением обязанностей условно осужденного,возложенных на него по приговору суда;контроль за возмещением вреда, причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда;контроль за соблюдением условно осужденным общественного порядка. При вынесении приговорав отношении условно осужденного суд назначает ему обязанности, которые, по мнению суда,должны способствовать исправлению осужденного, а также, при соблюдении которых осужденный должен доказать свое исправление. На основе изучения статистикиназначения судами обязанностей,на примере филиала по Промышленному району ФКУ УИИ УФСИН России по Смоленской области, следует,что самой распространенной обязанностью, которуюназначают условно осужденным,являетсяобязанностьне менять местожительства без уведомления уголовноисполнительной инспекции. Как показывает практика, при осуществлении контроля над даннойобязанностью сотрудники инспекции сталкиваются сопределеннымипроблемами.Рассмотрим на конкретныхпримерахпроблемы, возникающиепри исполнении самой часто назначаемой обязанности не менять места жительства без уведомления УИИ.Гр. А., осужденный Промышленным районным судомпо ст.228 УК РФ к 2 годам лишения свободы, с применением ч.2 ст. 73УК РФ,был поставлен на учет вУИИ ПромышленногорайонаФКУУИИ УФСИН России по Смоленской областииюне 2014 года. Осужденный, имеяобязанностьпо приговору суда не менять местожительства без уведомления уголовноисполнительной инспекции и ежемесячно являться на регистрацию, проживал в Промышленном районе г. Смоленска. После того как осужденный решил переехать на постоянное место жительства в г. Москву,он письменно уведомил об этом инспекцию, тем самым не нарушая обязанность по приговору суда. В соответствии с действующим законодательством, при переезде осужденным на новое место жительства в другой населенный пункт инспекция делает запрос на подтверждение факта проживания осужденного по новому адресу и в случае положительного ответа передает личное дело осужденного для исполнения приговора суда по территориальности.Вскоре посредством обращения посотовой связи осужденный сообщает в уголовноисполнительную инспекцию о том, что собирается переезжать на новое место жительства в Тверскуюобласть, но при этом письменноеуведомление высылает почтойпо адресу уголовноисполнительной инспекции, так как лично приехать не может в связи с отсутствием денежных средств. Назапрос в филиал УИИ № 2 ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве был полученответ о том, что данный осужденный действительно проживает в г. Москве, но в течение недели собирается переезжать на новое место жительства, в связи с чем филиалпо СевероВосточному административному округуг. Москвысчитает нецелесообразным запрашивать личное дело осужденного А. В данной ситуации контроль за условно осужденным продолжаетосуществлять филиал УИИ по Промышленному районуг.Смоленска. После получения от осужденного адресаего нового места жительства, филиал УИИ по Промышленному району делает запрос в инспекцию по Нелидовскому району Тверскойобласти, откудаполучает ответ отом, что осужденный действительно проживал по данному адресу и в настоящеевремя находится в следственном изоляторе засовершение повторного преступления.Учитывая тот факт, что с момента получения запроса о проверке условно осужденного по месту жительства у инспекции есть для этого 30 дней, можно констатировать, чтоосужденный остается без контроля около двух месяцев. За этот промежуток времени он мог быть привлечен к административной ответственности за нарушение общественного порядка, а также, не ощущая за собойконтроля,совершить повторное преступление.Возникаетколлизия осужденный может,уведомляя уголовноисполнительную инспекцию,постоянно переезжать на новое место жительства, оставатьсябез контроля со стороны УИИ, но при этом не нарушая наложенной по приговору суда обязанности.В подобных случаях инспекцияне может признать осужденного скрывшимся от контроля, так как его местонахождения является известным. Кроме этого, данныйфакт не будет являться нарушением обязанности не менять места жительства без уведомления УИИ, так как осужденный уведомлял инспекцию при каждом переезде на новое место жительства. Существует и еще одна сторона рассматриваемой проблемы, такая, как контроль за условно осужденными, не имеющими определенного места жительства. Рассмотрим ее на примере.

Гр. П.был осужден Промышленным районным судомпо ст.158 УК РФ к 2годам лишения свободы, с применением ст.73 УК РФ. Осужденный имел обязанностьпо приговору суда не менять местожительства без уведомления уголовноисполнительной инспекции и ежемесячно являться на регистрацию. На момент вынесения приговора, осужденный проживал в Промышленном районе г. Смоленска. Однако, при неоднократных проверках по месту жительства осужденного не оказывалось дома. Дверь в квартиру открывали родственники осужденного, которые при каждой проверке давали письменные объяснения о том, что осужденный по указанномуадресу проживает, но в данное время отсутствует каждый раз по разным причинам. Опрошенные соседи на вопрос о местопребывании осужденногоответить затруднялись. В процессепроведения проверок, была получена информацияо возможном проживании осужденного по другому адресу совместно со своей бывшей сожительницей. Сотрудниками УИИ был направлен запрос в уголовноисполнительную инспекцию по месту фактического проживанияосужденного. В ходе проверкибыло установлено, что осужденный действительно находился по данному адресу. Осужденный пояснил, что в настоящее времянаходится в гостях, но постоянно проживает по адресу,указанному в приговоре суда. Сожительница в своем объяснении подтвердила, что осужденный находится у нее в гостях.При проведении еженедельных проверок по месту жительства,осужденного так же не оказывалось дома. В связи с уклонением от обязанности не менять местожительства без уведомления уголовноисполнительной инспекции, осужденному было вынесено письменное предупреждение, после чегоначальником филиала по Промышленному району по данному факту было направлено представление в суд. Судом было отказано в продлении испытательного срока условно осужденному, в связи с отсутствием доказательств о смене места жительства. Суд посчитал, что нахождение осужденного в гостях не является нарушением данной обязанности.Таким образом, наданном примере хорошо видно, что доказать несанкционированную смену места жительства является очень проблематично, особенно, когда родственники осужденного или лица,проживающие по адресу,указанному в качестве места жительства осужденного,сообщают ложную информацию, пытаясь тем самым сокрыть настоящее местопроживания осужденного. Можно высказать обоснованное предположение о том, чтоподобное поведение является следствием положения,когдатаких лиц сложно привлечь к ответственности за дачу ложной информации.Результатомтакого сокрытия настоящего места жительства осужденного может стать совершение осужденным повторного преступления,которого можно было бы избежать. Следует отметить, что проблемной категорией при контроле обязанности не менять места жительстваявляются лица, имеющие статус лиц без определенного места жительства (БОМЖ). Так как в статье 187 УИК РФ дается четкое понятие того, что контроль за условно осужденным осуществляется непосредственно по его месту жительства, возникает вопрос о том,как осуществлять контроль заосужденнымибез определенного места жительства, которым суд назначил наказание по приговору суда условно?

Рассматривая другие обязанности, назначаемые условно осужденным, хотелось бы отметить,что встречаются проблемы исполнения таких обязанностей как:не покидать места жительства в ночное время, не посещать места массового скопления людей, не посещать места по реализации спиртосодержащих напитков, не посещать в ночное время развлекательные мероприятия и увеселительные заведения (ночные клубы, бары, концерты, кинотеатр), не выезжатьза пределы определенного судом населенного пункта.

Основной проблемой является тот факт, что данные обязанности (нахождение условно осужденного дома в ночное время)невозможно должным образом проконтролировать без применения специального оборудования.Другими словами, узнать о его отсутствии дома в ночное время суток можно,лишь случайно встретив его гдето, либо при совершении им нарушения общественного порядка. Ведь в соответствии с законодательством, сотруднику УИИ, осуществляющемупроверку по месту жительстваосужденного в ночное время,он может просто не открыть дверь и в таком случае не удастся достоверно определить его местонахождениевуказанное время. Аналогичное положение и с контролем за исполнением таких обязанностей,как не посещать места реализации спиртосодержащих напитков ине посещать места массового скопления людей. Причемсами условно осужденные хорошо понимают наличие трудностей осуществления данного вида контроля, чем нередко и пользуются. Подводя итог вышесказанному,можно сделать вывод о том, что в целях усовершенствования контроля над условно осужденными,целесообразнонормативно конкретизировать правила,регламентирующие особенности исполнения обязанностей условно осужденных,назначаемых по приговору суда.В частности, по нашему мнению, при исполнении обязанности не менять место жительства без уведомления УИИ,необходимо установить, что является сменойместа жительства, определив, к примеру, таковымотсутствие по указанному в приговоре суда месту жительства более 24 часов. Отдельно необходимоуделить вниманиеосуществлению контроля за условно осужденным при переездеосужденного из одного населенного пункта в другой.Можно высказать обоснованное предположение, что ограничить право условно осужденного менять место жительства после переезда вдругой населенный пункт в течение определенного времени.Кроме того, при осуществлении контроля за исполнением условно осужденными такихобязанностей, как:не покидать места жительства в ночное время, не посещать места массового скопления людей, не посещать места по реализации спиртосодержащих напитков, не посещать в ночное время развлекательные мероприятия и увеселительные заведения (ночные клубы, бары, концерты, кинотеатр), не выезжать за пределы субъекта РФ, для повышения его эффективности целесообразно использовать специальное оборудование,которое позволяет отследить все передвижения человека в тот или иной промежуток времени. Подобные средства применяютсяпри исполненииограничениясвободы.По нашему мнению, использование указанных средств позволит в полной мере контролировать исполнение осужденными наложенных судом обязанностей и будет эффективно способствовать предупреждению совершения осужденными правонарушений и преступлений.

Ссылки на источники1. Сукманов, О.В. Некоторые теоретические аспекты осуществления контроля за поведением условно осужденных, склонных к совершению повторных преступлений //Уголовноисполнительная система. 2010.№ 1. С.10 –13; Сукманов О.В. Некоторые вопросы организации контроля за поведением условно осужденных // Уголовноисполнительная система. 2010. № 3. С.14 –18; Михайлов К.В. Обязанность загладить причиненный преступлением вред должна быть приоритетной при условном осуждении // Российская юстиция. М.: Юрист, 2010, № 1. С. 2931; Полосухина О.В. Условное осуждение к лишению свободы в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. …канд. юоид. наук. –Рязань, 2013; Епихин А.Ю. Повышение уголовноправовой защищенности имущественных и иных прав потерпевшего // Современное право. 2014. № 6. С.110 –113.2. ч.1 ст.187 УИК РФ от 08.01.1997 № 1ФЗ.3. Практика филиала УИИ по Промышленному району ФКУ УИИ УФСИН России по Смоленской области.

В последние годы судебная практика развивается по пути расширения применения наказаний без изоляции от общества. Все шире начинают применяться виды наказаний, альтернативные лишению свободы. В этих условиях гуманизации законодательства все большую роль во всей пенитенциарной системе начинают играть уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России. В нашей республике функционирует 51 УИИ, т.е. в каждом районе РД. 7 мая это подразделение празднует свою 89-ю годовщину со дня образования. О функциях и задачах таких инспекций наш корреспондент попросил рассказать начальника Госучреждения «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №1 УФСИН России по РД» Мейлана ЗАКЕРЯЕВА.

Итак, каковы функции уголовно-исполнительной инспекции?

В отличие от тех учреждений пенитенциарной системы, где граждане, осужденные судом, отбывают наказание в местах лишения заключения, уголовно-исполнительные инспекции занимаются организацией исполнения наказаний осужденных без лишения их свободы. Инспекции организуют работу с осужденными к лишению свободы условно с испытательным сроком, с осужденными к обязательным работам, с лишенными права занимать определенную профессию или заниматься той или иной деятельностью, а также работу с женщинами, имеющими отсрочку от лишения свободы до достижения их детьми возраста 14 лет.
Следует учитывать то обстоятельство, что результативность работы инспекций во многом зависит от уровня взаимодействия с различными органами и учреждениями.
В своей работе мы взаимодействуем с РОВД, с администрациями предприятий, органами местного самоуправления, прокуратурой, судами и общественными объединениями.

В чем заключается цель УИИ?

В профилактике повторной преступности, то есть создании условий, чтобы находящийся под контролем УИИ осужденный соблюдал все взятые на себя обязательства по некоторому ограничению личной свободы, скрупулезно соблюдал определенные обязанности и запреты, возложенные судом и инспекцией, то есть правила поведения в случае, когда суд назначил человеку наказание, не связанное с лишением свободы. Это, например, ограничение выезжать за пределы населенного пункта, посещение баров и ресторанов и т.д. Сотрудники УИИ ведут учет осужденных, контролируют их поведение по месту жительства, на работе. Инспекции участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними.
Нам приходится применять и своего рода карательные функции. Так, за нарушение порядка и неисполнение возложенных судом обязанностей и запретов осужденным по нашим предписаниям суд изменил меру наказания на более строгое – на этот раз связанное с лишением свободы. В то же время, так же по нашим рекомендациям, осужденным, осознавшим свою вину и неукоснительно выполнявшим правила поведения, суд отменил условное наказание и вообще снял судимость. Чем эффективнее будет работать служба исполнения наказаний без лишения свободы, тем меньше осужденных будет содержаться в исправительных учреждениях.

Каковы критерии оценки работы УИИ?

Главным критерием хорошей работы УИИ является отсутствие повторных преступлений наших подопечных. Если все же это случается, то причиной, прежде всего, является недостаточная профилактическая работа по предупреждению преступлений, слабый контроль за поведением осужденных по месту работы и жительства, за образом их жизни со стороны участковых уполномоченных милиции.
Работа сотрудников уголовно-исполнительной инспекции не менее важна, чем деятельность мест лишения свободы. Перспективы института уголовных наказаний без лишения свободы огромны. Изоляция преступника – превентивная мера, служащая цели ограждения от его посягательства законопослушных граждан. Со всех остальных точек зрения она плоха: с экономической – затратна, с общечеловеческой – жестока, с демографической – непродуктивна.

Существуют ли какие-то проблемы с трудоустройством осужденных к исправительным и обязательным работам, ведь рабочих мест едва хватает и для законопослушной части граждан?

Самая прозаичная проблема – отсутствие собственного помещения для инспекции. За последние четыре года мы сменили пять мест дислокации. Вот и сейчас занимаем помещение, принадлежащее милиции. Впрочем, это не главное. Нас больше волнует то, что на УИИ возложены задачи по исполнению наказания в виде обязательных, исправительных работ. Но рабочих мест хватает не всегда. Особенно это актуально в сельской местности. В связи с этим судьи стараются не назначать наказание в виде работ, а заменяют их условным сроком наказания.
Распоряжением главы г. Махачкалы ежегодно обновляется перечень муниципальных организаций и предприятий, где согласно законодательству для наших подопечных выделяются квотированные рабочие места. Осужденные направляются для отбывания наказания в эти организации. Как правило, заработная плата в этих организациях невысокая и выплачивается с задержками. Поэтому существует проблема с удержаниями из заработной платы осужденных установленного приговором суда процента.
К сожалению, имеют место случаи, когда осужденные не осознают оказанного судом доверия при вынесении приговора и легкомысленно относятся к порядку и условиям отбывания наказания. (Совершают новые административные и уголовные правонарушения). В 2007г. в период испытательного срока повторные преступления совершили 12 махачкалинцев.
Вызывает озабоченность ежегодное увеличение осужденных наркоманов. Для бесед с ними приглашаются сотрудники ДУМД, врачи РНД. Совместно с органами опеки и попечительства ПДН ОВД проводятся проверки за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания женщинами, которым реальное наказание отсрочено до достижения их ребенком 14-летнего возраста. Проводится работа по разъяснению норм права. Огромную профилактическую роль играют судебные процессы по возложению дополнительных обязанностей, продлению испытательного срока.
Однако, несмотря на проводимую работу, за злостные и систематические нарушения порядка и условий отбывания наказания в места лишения свободы за 2007 год направлен 61 осужденный, за первый квартал 2008 года – 10. Ежегодно эта цифра снижается, но, к сожалению, нет резких изменений в динамике.
Так, например, за нарушения, допущенные в период испытательного срока, а именно несоблюдение ограничений, возложенных судом, осужденному к 1 году 6 месяцам условного наказания Станиславу Ферзалиеву по представлению инспекции постановлением Советского райсуда условное осуждение было заменено на полтора года реального лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.
Несовершеннолетнему Шамхалу Шамхалову, осужденному к 2 годам условно, за систематическое неисполнение возложенных судом обязанностей в октябре 2007 г. был продлен испытательный срок на три месяца. Однако Шамхалов должных выводов для себя не сделал, продолжал злостно нарушать порядки и запреты: не являлся на регистрацию в инспекцию, выезжал за пределы административного участка без разрешения и т.п., в связи с чем по представлению инспекции был лишен судом свободы на 3 года с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
В нашей работе большую роль играют штатные психологи инспекции, эту должность ввели совсем недавно. У психолога инспекции Гульжаган Магомедовой много работы. Перечень ее обязанностей велик. Но без такого рода специалистов рассчитывать на положительное воздействие уголовно-исполнительных инспекций не приходится.


Глава 24. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ
УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ

Ст-я. 187. Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных

Комментарий к статье 187

1. Обязанность осуществления контроля за поведением условно осужденных закон возлагает на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства условно осужденных.
В соответствии с Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729, основными задачами инспекций являются:
а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ;
б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания (далее именуются - осужденные женщины);
в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.
В связи с изменениями уголовного законодательства на уголовно- исполнительные инспекции также возлагается задача по исполнению наказания в виде ограничения свободы и контроля за поведением осужденных мужчин, которым судом отсрочено отбывание наказания.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации на инспекции применительно к контролю за поведением условно осужденных возлагаются следующие основные обязанности:
а) ведение учета осужденных;
б) разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;
в) контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;
г) проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных к исправительным работам, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, условно осужденных и осужденных женщин, местонахождение которых неизвестно;
д) внесение в суды в установленном ᴨᴏҏядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний;
е) выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению.
3. Для исполнения своих обязанностей уголовно-исполнительные инспекции наделены следующими правами:
а) вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, и причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания;
б) посещать осужденных по месту их нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдением ими установленных обязанностей и запретов;
в) выносить в установленном ᴨᴏҏядке постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в инспекции и не являющихся по вызову в инспекцию без уважительных причин;
г) запрашивать от администрации организаций, в которых работают осужденные, документы о проведенной работе с осужденными, их поведении, отношении к труду, принятых к ним мерах поощрения и взыскания, а также сведения об отработанном осужденными времени;
д) обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и организации для решения вопросов, связанных с исполнением наказаний.
4. В своей работе инспекции взаимодействуют с подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями.
5. В отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их воинских частей. Понятием "командование воинских частей" объединено командование воинских частей, учреждений, в которых военнослужащие проходят службу.

Ст-я. 188. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных

Комментарий к статье 188

1. Комментируемой статьей обязанность контроля за поведением условно осужденных возлагается на уголовно-исполнительные инспекции. В этих целях они ведут персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.
Основанием постановки осужденных на учет является обвинительный приговор (определение, постановление) суда, распоряжение судьи или председателя суда об исполнении приговора (подробнее см. комментарий к ст. 7 УИК РФ).
2. В день поступления копия приговора (определения, постановления) суда и приложения к ней регистрируются в журнале входящих документов инспекции, а затем - в специальном пронумерованном, прошнурованном и опечатанном журнале учета условно осужденных. День регистрации копии приговора (определения, постановления) суда считается днем постановки осужденного на учет инспекции.
В таком же ᴨᴏҏядке регистрируются личные дела, поступившие из других инспекций в связи с изменением осужденными места работы и жительства.
В день поступления копии приговора (определения, постановления) суда инспекция направляет в суд, вынесший приговор (определение, постановление), извещение о принятии его к исполнению.
В отношении условно осужденного военнослужащего командир воинской части немедленно направляет в суд письменное подтверждение о получении копии приговора и установлении контроля за поведением осужденного. Контроль осуществляется в течение всего определенного судом испытательного срока. Обо всех перемещениях осужденного военнослужащего письменно ставится в известность суд, вынесший приговор. Командование воинской части осуществляет персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролирует соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.
После регистрации копии приговора (определения, постановления) суда на каждого осужденного заводится личное дело, заполняется учетная карточка.
В личном деле осужденного хранятся копии приговора суда (в соответствующих случаях - копии определения, постановления) и все материалы, относящиеся к организации и осуществлению процесса исполнения наказания. В частности, в личном деле хранятся справка о проведении первоначальной беседы с осужденным при постановке его на учет, документы о проверке осужденного по учету административных правонарушений, справки о проверках поведения осужденного по месту жительства, рапорты участковых инспекторов милиции, документы о допущенных осужденным нарушениях и иные документы, необходимые для контроля за поведением условно осужденного.
Копии приговоров на осужденных военнослужащих, проходящих службу по контракту, хранятся в штабе воинской части вместе с их личными делами, а на военнослужащих, проходящих службу по призыву, - с учетно-послужными карточками. В штабе воинской части на осужденного ведется контрольная карточка по соответствующей форме. К ней могут приобщаться иные характеризующие материалы, аналогичные указанным выше.
3. О постановке осужденного на учет инспекция направляет сообщение начальнику органа внутренних дел для организации проведения участковым уполномоченным милиции профилактических мероприятий и участия в контроле за поведением осужденного, а в отношении несовершеннолетнего осужденного инспекция направляет сообщение начальнику органа внутренних дел для организации проведения сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы.
Сообщение направляется также в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту исполнения приговора.
О постановке на учет осужденного (гражданина России) призывного возраста инспекция извещает соответствующий военкомат.
При постановке на учет осужденному направляется уведомление о дате явки в инспекцию с документами, удостоверяющими личность.
Дата явки определяется с учетом объективных обстоятельств (расстояния, наличия транспортных возможностей, выходных, праздничных дней и др.), но не позднее десяти дней с момента постановки на учет.
Несовершеннолетнего осужденного инспекция вызывает с его родителями или иными законными представителями.
4. Если условно осужденному судом было назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, уголовно-исполнительная инспекция в полном объеме осуществляет мероприятия, предусмотренные ст. ст. 33 - 38 УИК РФ, регламентирующими исполнение названного наказания.
5. При условном осуждении осужденный своим поведением должен доказать свое исправление. Это означает, что в период испытательного срока он не должен совершать преступлений, не должен уклоняться от исполнения возложенных на него судом обязанностей, а также совершать нарушений общественного порядка. Невыполнение этих требований может влечь за собой негативные для осужденного последствия, например продление испытательного срока, отмену условного осуждения.
Суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательном учреждении. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.
Суд может также определить периодичность явки условно осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Однако если такая периодичность судом не была установлена, то она, а также дни явки условно осужденного устанавливаются уголовно-исполнительной инспекцией.
Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.
Применительно к условно осужденным военнослужащим необходимость их явки по вызову отсутствует, что обусловлено условиями прохождения военной службы, ограниченностью территории, где могут находиться военнослужащие, практически постоянным контролем за поведением военнослужащего.
Поскольку осужденный, в том числе и условно осужденный, должен получить информацию о ᴨᴏҏядке и условиях отбывания наказания, то после постановки на учет он подлежит вызову в инспекцию для проведения беседы, в ходе которой ему разъясняются обязанности, последствия их невыполнения и ответственность за нарушение общественного порядка или совершение нового преступления, о чем отбирается подписка, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осужденного, а также другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. О результатах беседы составляется справка, которая вместе с подпиской приобщается к личному делу осужденного. Аналогичные процедуры предусмотрены и для военнослужащих.
6. В целях контроля за поведением условно осужденных в период испытательного срока инспекция:
- не реже одного раза в квартал проверяет условно осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности;
- принимает участие в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах. Справки о результатах проверок подшиваются в личные дела условно осужденных;
- систематически (не реже одного раза в квартал) направляет в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки условно осужденных, поставленных на учет инспекции.
7. В отношении условно осужденного, на которого судом возложены обязанности не менять места работы или учебы без уведомления инспекции, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, уведомляет администрацию организации, учебного заведения и лечебного учреждения.
8. В отношении условно осужденного, на которого судом возложена обязанность являться в инспекцию для регистрации, заводится регистрационный лист.
9. При хорошем поведении условно осужденный может быть поощрен. Так, за хорошее поведение и добросовестное исполнение условно осужденным возложенных судом обязанностей в течение испытательного срока суд по представлению инспекции может отменить полностью или частично установленные для него обязанности.
Если же до истечения испытательного срока условно осужденный своим поведением доказал свое исправление, суд по представлению инспекции может постановить об отмене условного осуждения и о снятии с него судимости по истечении не менее половины установленного испытательного срока.
В представлении, направляемом в суд, излагаются данные, характеризующие личность условно осужденного, его поведение и исполнение возложенных на него судом обязанностей. К представлению прилагаются характеристики с места работы и учебы, информация участкового уполномоченного милиции и подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел о его поведении и образе жизни, а также другие документы, подтверждающие его исправление.
В случае положительного решения указанного вопроса в журнале учета делается соответствующая отметка, информируется участковый уполномоченный милиции, Федеральная миграционная служба, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, администрация организации (учебного заведения), где работает (учится) условно осужденный.
10. При неявке условно осужденного в инспекцию по вызову или на регистрацию без уважительных причин он может быть подвергнут приводу. В этом случае инспекция выносит постановление о приводе и доставляет осужденного. При этом рекомендуется обращаться к начальнику органа внутренних дел с ходатайством об оказании помощи в доставлении условно осужденного в инспекцию.
В тех же случаях, когда условно осужденный уклоняется от контроля за его поведением, уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.

Ст-я. 189. Исчисление испытательного срока

Комментарий к статье 189

1. Часть 1 ст. 189 УИК РФ относится к числу отсылочных норм. В ней содержится положение, согласно которому испытательный срок при условном осуждении исчисляется в ᴨᴏҏядке, установленном ст. 73 УК РФ, где говорится о том, что испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В этот же срок засчитывается и время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
Ст-я. 390 УПК РФ устанавливает, что приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном ᴨᴏҏядке, если он не был обжалован сторонами.
Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном ᴨᴏҏядке, если он не был обжалован сторонами.
В случае подачи жалобы или представления в кассационном ᴨᴏҏядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения.
2. Говоря о начале испытательного срока, следует иметь в виду, что в п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" содержится положение о том, что "по смыслу уголовного закона испытательный срок, назначаемый при условном осуждении, исчисляется с момента провозглашения приговора, поскольку этим судебным решением на осужденного возлагается обязанность своим поведением доказать свое исправление, независимо от обжалования приговора суда в апелляционном или кассационном ᴨᴏҏядке. Оставление приговора без изменения означает подтверждение его законности с указанного в приговоре срока". Однако это положение применимо лишь к вопросам о правовых последствиях нарушения условий условного осуждения до постановки осужденного на учет и не связано с деятельностью уголовно-исполнительных инспекций.
3. Испытательный срок считается истекшим в следующих случаях:
при истечении испытательного срока, назначенного судом;
при истечении продленного судом испытательного срока;
при досрочной отмене условного осуждения.
По истечении любого из этих сроков контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции или командования воинской части.
На лиц, выбывших до окончания испытательного срока с территории, обслуживаемой инспекцией, в связи с изменением места жительства, высылаются сообщения в инспекцию по новому месту жительства. Если дислокация инспекции неизвестна, сообщение направляется в соответствующий территориальный орган ФСИН России.

Ст-я. 190. Ответственность условно осужденных

Статья 188 УИК РФ предусматривает, что «уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей». Помимо этого, Положение говорит и о контроле за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных не только судом, но и инспекцией. Изложенное позволяет сделать вывод, что вопрос о предмете контроля в упомянутых нормативно-правовых актах однозначно не решается.

Контроль за условно осужденными предполагает систематическую проверку их поведения для оказания воспитательного воздействия на них и применения мер взыскания. В соответствии с п. 120 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества уголовно-исполнительная инспекция должна ежеквартально проверять условно осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности. Необходимо иметь в виду, что среди всех административных правонарушений, совершенных осужденным, уголовно-исполнительная инспекция должна в первую очередь следить за теми из них, которые посягают на общественный порядок, ибо только совершение этих административных правонарушений является основанием для вынесения предупреждения осужденному и возможного продления испытательного срока в соответствии с ч. 2 ст. 74 УК РФ. Совершение условно осужденным иных административных правонарушений может рассматриваться только как характеризующий материал.

Как показало исследование, предоставленную законом возможность посетить осужденного по месту жительства уголовно-исполнительные инспекции используют не всегда.

Как показало исследование, почти половина состоящих на учете осужденных посещались по месту жительства ежеквартально. Ежемесячно проверялись на дому только 16 % подучетных, 30 % – один раз в полугодие, а в отношении 5 % осужденных проверок проведено не было.

Проверки осужденных нередко носят чисто формальный характер, поскольку из соответствующих справок (рапортов) невозможно получить информацию, характеризующую его личность, условия и образ жизни. Сложившаяся ситуация обусловлена не только отсутствием заинтересованности участковых инспекторов милиции, но и объективными и субъективными факторами деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Что касается посещений условно осужденных по месту работы, то они, по нашим данным, осуществляются в среднем один раз в квартал и только в сельской местности. При этом сотрудники инспекций беседуют с начальниками отделов кадров, запрашивают характеристики на условно осужденных. В городских инспекциях, как правило, этого не делается, представить характеристику с места работы считается «долгом» самого осужденного. В городских инспекциях по этому поводу бытует мнение, что проверять осужденного по месту работы нецелесообразно, так как: а) это может отрицательно сказаться на его профессиональной деятельности; б) закон и Инструкция не требуют посещать условно осужденных по месту работы даже в том случае, когда на них возложены обязанности «не менять места работы без уведомления УИИ», «поступить на работу», «трудоустроиться», «работать»; в) с точки зрения экономии времени инспектора контроль за исполнением этих обязанностей возможен и целесообразен без проведения этого мероприятия: инспекции обязывают осужденного принести справку о том, что он работает, и характеристику с места работы.

С некоторыми из приведенных положений вполне можно согласиться. Но в целом существующую практику инспекций вряд ли можно считать оправданной.

1. Такой подход по существу превращает контроль в регистрацию поступившей документации без знания реального положения дел. В результате в практике есть немало случаев, когда осужденные предоставляли фальсифицированные положительные характеристики и справки с места работы.

2. Учитывая, что эти характеристики носят формальный характер и на 95 % являются «положительными» (а отрицательную осужденный не понесет), инспекции лишаются возможности получить действительные сведения о поведении осужденного и скорректировать проведение с ним профилактической работы.

3. При существующей практике «бремя» контроля на 90 % перекладывается на осужденного, что тем самым превращает контроль в самоконтроль.

4. Не взаимодействуя с трудовым коллективом или, в крайнем случае, с работодателем, инспекция не использует возможности иных субъектов профилактики.

5. Экономия времени инспектора может быть достигнута, если посещение по месту работы сделать обязанностью представителей общественности: например, опять возродить институт общественных инспекторов уголовно-исполнительных инспекций.

6. В Инструкции есть нормы, возлагающие на инспекцию дополнительные обязанности. Так, например, п. 120 Инструкции обязывает инспекцию ежеквартально направлять в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки условно осужденных, поставленных на учет инспекции. На наш взгляд, эта обязанность является излишней, поскольку влечет дополнительные затраты рабочего времени инспектора, поскольку обо всех условно осужденных, поставленных на учет уголовно-исполнительной инспекции, соответствующие подразделения органов внутренних дел узнают из поступающих к ним сообщений.

В то же время анализ практики позволяет сделать вывод и о том, что инспекции проводят стандартный набор контрольных мероприятий: проверку по спецучетам, посещение по месту жительства, проведение беседы, как правило, с одинаковой периодичностью (ежеквартально, ежемесячно) в отношении всех осужденных, находящихся на учете. Это во многом обусловлено и требованиями ведомственной Инструкции, в которой, как нам представляется, индивидуальный подход к каждому осужденному четко не определен. В этой связи целесообразно из всей массы изученных нами осужденных, состоящих на учете УИИ, выделить отдельные группы лиц, склонных к совершению различных нарушений режима испытания, что в дальнейшем должно учитываться при осуществлении контроля.

при осуществлении контроля полезным считаем разработку методики прогнозирования поведения осужденного в течение испытательного срока, в которой мы принимали самое непосредственное участие. См.: Ольховик Н.В., Тараленко К.Н . Индивидуальное криминологическое прогнозирование поведения условно осужденных как фактор коррекции плана индивидуально-профилактической работы // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации: Материалы международной конференции. – М., 2001. – С. 131 – 140.

Таким образом, в целях обеспечения осуществления непрерывного и всестороннего контроля за поведением испытуемых, целесообразно включить в ведомственную инструкцию норму, предусматривающую обязанность уголовно-исполнительных инспекций не реже чем один раз в месяц проводить беседы с осужденными и проверять их по месту жительства, а также ежеквартально проверять поведение осужденных по месту работы. Кроме того, на федеральном и региональном уровне установить правовую основу взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел, позволяющую осуществлять проверки осужденных в ходе совместно проводимых рейдов.

Положение Инструкции о том, что уголовно-исполнительная инспекция обязана принимать участие в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах, не является правовым основанием для такого взаимодействия со стороны органов внутренних дел. Как представляется, необходимо на федеральном уровне принять совместный приказ о порядке взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Это правило позволит не только обеспечить непрерывность контроля, но и повысить результативность качественной стороны его осуществления, которая не сводится исключительно к периодичности, к частоте, а требует пересмотра существующих форм и методов этой деятельности, а также круга субъектов, ее осуществляющих.

При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, инспекция вызывает условно осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, отбирает у него объяснение и выносит письменное предупреждение о возможности отмены условного осуждения. Изучение практики применения уголовно-исполнительной инспекцией предупреждений требует решения вопросов об основании их вынесения и сроке действия.

Основанием вынесения предупреждения являются следующие факты: уклонение условно осужденного от исполнения обязанностей, возложенных на него судом, или нарушение общественного порядка, которое повлекло привлечение к административной ответственности.