Все о тюнинге авто

Общие и особенные субъекты административного права. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д. Функции административного права понятие и виды

В этом материале рассматриваются в качестве субъектов административных правонарушений только физические лица. О юридических лицах - позже.

В административном правонарушении выделяются 3 группы субъектов :

2. специальные

3. особые

Общими субъектами являются вменяемые физические лица, достигшие возраста 18 лет. Субъектом является лицо, действием которого совершено противоправное и виновное деяние, возраст, когда он важен, устанавливается на момент совершения. В длящемся правонарушении - на момент его обнаружения. Для материальных составов - на момент наступления последствий.

Невменяемость образуют: медицинский - хроническое/временное психическое расстройство и т.д. и юридический, который включает в себя отсутствие интеллектуального и волевого моментов.

Презумпция вменяемости.

Специальный субъект: конструкция призвана дифференцировать ответственность и индивидуализировать наказание. Закрепление в диспозиции специальных признаков, которыми должен обладать субъект, чтобы быть привлеченным к ответственности означает, что лицо, которое данными признаками не обладает, субъектами данного правонарушения являться не будет. Пример: неисполнение обязанности по применения контрольно-кассовой машины (14.5 КоАП) если кассир поставила за кассу свою дочь. Дочь - не субъект. Предприятие может привлечь к отв-ти кассира за отсутствие. А по 14.5 дочь привлечь нельзя.

Специальные признаки могут содержаться как в диспозиции, так и в санкции статьи:

1. лица, выполняющие профессиональные функции. Продавцы, лица, контролирующие состояние водителей перед выпуском на маршрут, арбитражные управляющие и т.д.

2. лица, которым предоставлено специальное право, разрешение или лицензия. Водители, лица, которые получили лицензию на владение оружием. Совершить АПН может только то лицо, у которого есть спец.право.

3. лица, обладающие специальным статусом: беженцы, переселенцы.

4. должностные лица. Понятие должностного лица - в примечание к ст. 2.4 КоАП. =>

Представители власти, которые обладают исполнительно-распорядительными полномочиями в отношении организационно не подчиненных к ним лиц.

Лица, выполняющие орг-распорядит. или админ.-хоз.функции в предприятии или учреждении.

Организационно-распорядительные - управление людьми и коллективом.

Административно-хозяйственные - по распоряжению имуществом, в т.ч. финансовыми ср-вами. Должностное лицо несет ответственность строго в пределах должностной инструкции. Т.е. всегда можно привлечь директора, если в долж.инструкциях других работников нет соотв. обязанностей.

ИП. В КоАП ИП несут отв-ть как физ.лица.

5. юридические лица. Если прямо в статье не указан конкретный субъект, то отв-ть может нести любой субъект, и физ. и юр.лицо. Если правонарушение м.б. совершено юр.лицом.

Допускается одновременное привлечение к отв-ти юр.лица и должностного лица. Объективная сторона у каждого будет своя. При неиспользовании ККТ: у физ.лица - не применило, у должностного лица - не проконтролировало, у юр.лица - не предприняло мер для выполнения обязанностей работника.

Если совершение АПН должностным лицом явл-ся следствием решения коллегиального органа юр.лица (Совет Директоров сказал), то при установлении вины д.л.надо установить, предпринимались ли им действия, чтобы обратить внимание коллегиального органа на последствия исполнения его указаний. Если его вины нет - м.б. привлечено к отв-ть только юр.лицо, а д.л. не привлекается.

Привлечение к уголовной отв-ти должностного или физического лица (если наступили предусмотренные УК последствия), есть возможность привлечь к административной отв-ти юр.лица.

1. возраст - с 16 до 18. Дела в отношении несовершеннолетних подведомственны КПДН Несовершеннолетнему не м.б. назначено наказание в виде административного ареста. Порядок исполнения штрафа - если нет своих доходов, то взыскивается с родителей или законных представителей.

2. физические недостатки. Инвалидам 1-2 группы не м.б. назначен административный арест, не м.б. лишен правом управления ТС, если оно явл-ся единственным ср-вом передвижения.

3. наличие у женщин детей в возрасте до 14 лет не м.б. назначен административный арест.

4. беременность женщин - нельзя назначить административный арест.

5. наличие статуса депутата, судьи, прокурора, военнослужащего. Отв-ть несут в соотв. с дисциплинарными уставами и кодексами.

6. коренные малочисленные народы севера. Не м.б. применено наказание в виде возмездного изъятия или конфискации орудия правонарушения, если охота или рыболовство явл-ся осн.видом деятельности.

В паспорте у коренных малоч.народов указывается место жительства - ямальская тундра. хД

1. Понятие субъектов административного права, признаки.

2. Виды субъектов административного права.

1. Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъекты административного права могут стать субъектами адми-нистративных пр-ний при наличии 3-х условий:

1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта

2. административной правоспособности и дееспособности субъекта

3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний (юридический факт)

Административная правоспособность – это установенная. и охра-няемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния.

Административная дееспособность = способность субъектов свои-ми действиями приобретать права и создавать для себя юридические обя-занности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъекта административного права можно рассматри-вать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организа-ции. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых норма-ми административного права, наделены определенными правами и обязан-ностями в сфере государственного управления и способны их осуществ-лять.

Признаки субъектов:

1. вступают в правоотношения в сфере гос. управления

2. отношения между ними урегулированы нормами административного права

3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица

4. не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права

2. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные субъекты

1. Граждане

· Граждане РФ

· Иностранцы

· Лица без гражданства

2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом

· должностные лица

· военнослужащие

· беженцы

· вынужденные переселенцы

· инвалиды

Коллективные субъекты

1. Органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти – это орган гос. управления (но не каждый орган гос. управления является органом исполнительной власти)

Признаки органа исполнительной власти:

· исполнительно – распорядительный характер деятельности

· подзаконный характер деятельности

· повседневный характер деятельности

Органы исполнительной власти – это такая организация, которая является частью гос. аппарата, это коллектив людей (гос. служащих, обладающих компетенцией), осуществляющий гос. управление в 3 - х сферах.

Органы исполнительной власти:

1. Федеральные органы исполнительной власти

Главенствующую роль играет Правительство РФ (ФКЗ «О Правительстве»)

Законодательные полномочия:

Право законодательной инициативы

Издание подзаконных н.п.а.

Одобрение проекта закона

2. Органы исполнительной власти субъектов

Правительства

Администрации

3. Территориальные органы исполнительной власти

Лекция 4. Субъекты административного права

4.4. Специальный субъект административного права

Административное право предусматривает также понятие специального субъекта, чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права.

Члены административных коллективов;

Субъекты административной опеки;

Субъекты разрешительной системы;

Жители территорий с особым административно-правовым режимом;

Субъектов административного надзора и др.

Понятие «административный коллектив» в юридической науке уже не используется. Но оно необходимо. Административным коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией, их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, студенческие и школьные коллективы и т.д. Отношения, в том числе и связанные с несением службы регулируются нормами административного права.

К субъектам административной опеки относятся две категории лиц:

Лица, нуждающиеся в помощи со стороны государства. Это сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей и т.п.;

Жертвы экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).

К субъектам разрешительной системы относятся лица и организации, получившие в соответствии с законодательством специальное разрешение (лицензию) на осуществление определенных действий (деятельности). К ним относятся владельцы огнестрельного оружия, лица, имеющие удостоверение на вождение автомототранспорта, занимающиеся фармацевтической и другими видами деятельности.

Жители территорий, на которых введен специальный административный режим, пользуются определенным правовым статусом, позволяющим более свободно перемещаться на территории своего проживания. К ним относятся приграничные зоны, так называемые «закрытые города», зоны чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и т.д.

К субъектам административного надзора относятся лица, к которым в соответствии с решением суда применяются определенные ограничения и которые находятся под надзором государственных органов. Это условно-осужденные, условно-досрочно освобожденные, а также лица, осужденные к некоторым видам наказания, не связанных с лишением свободы.

Предыдущая

Под субъектами права, как правило, понимают участников общественных отношений, которых юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Соответственно субъектами административного права являются участники отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения.

Все субъекты административного права, в зависимости от того, чью волю и чьи интересы они выражают, от чьего имени выступают, делятся на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся: граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица, государственные служащие. Более детальная классификация дает основания отдельно сказать о субъектах специальных административно-правовых статусов (членов административных коллективов, субъектов административной опеки, жителей территорий с особыми режимами, субъектов разрешительной системы).

К коллективным субъектам относятся; организации (предприятия, органы государственной власти, учреждения), трудовые коллективы, структурные подразделения организаций, сложные организации (железная дорога).

Коллективные субъекты - это организованные, обособленные самоуправляющиеся группы, имеют права вступать в отношения с другими субъектами как единое целое. Административная правоспособность и дееспособность этих субъектов наступает с момента регистрации и прекращается с их ликвидацией.

Важное место среди индивидуальных субъектов административного права принадлежит гражданам, их административно-правовому статусу. Административно-правовой статус граждан является составной частью их общего правового статуса и содержит следующие элементы:

Административную правоспособность и дееспособность (правосубъектность)

Права и обязанности в сфере государственного управления;

Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.

Административная правоспособность - это способность индивида быть носителем субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица.

Административная дееспособность - это признанная государством способность своими собственными действиями реализовать права и приобретать новых личных прав, выполнять обязанности в сфере государственного управления. В полном объеме она наступает с восемнадцати лет, а в отдельных случаях - с шестнадцати.

Конкретный объем прав и обязанностей зависит от ряда факторов; возраста, образования, состояния здоровья, пола. Некоторые из них могут служить причиной полного или частичного ограничения административной правовой дееспособности: душевная болезнь, инвалидность, лишение права на управление транспортными средствами. Лица, имеющие судимость или не имеют специального образования, теряют возможность занимать определенные должности в государственном аппарате.

Центральным элементом административно-правового статуса гражданина (индивидуального субъекта) является его права и обязанности.

Поскольку административно-правовой статус тесно связан с конституционным, является производным от него, можно выделить общие права, относящиеся к конституционным: право на участие в управлении государственными делами; на равный доступ к государственной службе; на обжалование в судебном порядке актов (действий) государственных органов (должностных лиц).

Все эти права не могут быть реализованы без участия органов государственной власти и местного самоуправления (органов публичной власти). Иные права в сфере государственного управления развивают (обеспечивают) конституционные права. Так, конституционное право на охрану здоровья конкретизируется в таких правах, что является частью административно-правового статуса граждан: право на медико-санитарную и медико-социальную помощь, обеспечение лекарствами, оказания ортопедической и протезной помощи, получения информации о состоянии здоровья.

Права граждан в сфере государственного управления на:

Приобретение оружия;

Регистрацию брака, предпринимательской деятельности;

Обращение в органы исполнительной власти и местного самоуправления;

Управление транспортными средствами;

Регистрацию средств массовой информации;

Выражение убеждений и распространения информации и тому подобное.

Вместе с правами на граждан возлагается и ряд обязанностей. Основным (общим) обязанностью граждан является обязанность соблюдать Конституцию Украины и законы государства. Другие обязанности являются производными и касаются различных сфер жизнедеятельности людей. Административно-правовые нормы устанавливают различные правила поведения и обязанности граждан их соблюдать, например: правила дорожного движения и пользования общественным транспортом; прохождения в установленных случаях обязательного медицинского осмотра и лечения; регистрацию транспортного средства и получение разрешения на занятие определенными видами деятельности.

Нужно различать общий и специальный административно-правовой статус граждан. Первым обладают все граждане независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства и т.п.. Однако каждый человек в своей жизни может оказываться в разных ситуациях, определенных положениях, что обусловливает наличие специальных прав и обязанностей. Лицо может выступать субъектом так называемых специальных административно - правовых статусов. В теории административного права различают такие специальные административно-правовые статусы:

Членов административных коллективов - это личный состав организаций, в которых отношения ее членов с администрацией регулируются административным правом (органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные части, студенческие коллективы). В связи с этим выделяют статусы: учеников (студентов, аспирантов, учащихся колледжей), милитаризированных служащих, лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (несовершеннолетние, за правонарушения находятся в специальных учебных заведениях; граждане, находящиеся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев)

Субъектов административной опеки: сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, многодетные семьи; безработные, чернобыльцы, участники боевых действий в Афганистане, беженцы, те, которые пострадали в результате пожаров, наводнений, землетрясений, стихийных бедствий;

Субъектов территорий с особыми режимами: а) лица, проживающие в приграничной территории; б) жители горных территорий; в) местностей, где объявлено чрезвычайное положение;

Субъектов разрешительной системы - лица, имеющие зарегистрированное оружие, занимающихся определенными видами деятельности, на что требуется специальное разрешение органов внутренних дел и тому подобное.

Еще одним элементом административно-правового статуса является административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. К ним относятся организационные гарантии (существование и деятельность органов, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод граждан); право на жалобу (административную и судебную). Он закреплен Законом "Об обращениях граждан", а также Кодексом административного судопроизводства.

Субъектами административного права являются также иностранные граждане и лица без гражданства. их административно-правовой статус определяется ст. 26 Конституции Украины и Законом Украины "О правовом статусе иностранцев" от 5 марта 1994 В целом, объем их административно-правового статуса несколько уже, чем у граждан Украины. Так, они не могут быть государственными служащими, занимать должности в государственном аппарате; не несут воинской обязанности; не могут создавать политические партии. На них возложены дополнительные обязанности, не свойственные для граждан Украины. Они обязаны зарегистрировать свой паспорт, получить разрешение для проживания, сообщать органы внутренних дел о перемещении по территории государства и тому подобное. Несут административную ответственность наравне с гражданами Украины.

Основной акцент в обновлении содержания административно правового статуса граждан необходимо делать на реальный действенный механизм обеспечения реализации этих прав, которые уже сегодня закреплены в Конституции и многочисленных законах. Этим механизмом должны стать нормы административно-процессуального законодательства, регулирующих порядок осуществления различных административных процедур и процессуальных действий.

Среди коллективных субъектов административного права важное место занимают органы исполнительной власти, которые образуют самостоятельную сложную систему. Объединяющими факторами этой системы является содержание деятельности, методы и организационные обязанности ее структурных единиц. В систему органов исполнительной власти входят: Кабинет Министров Украины (высший орган исполнительной власти), Совет министров Автономной Республики Крым, министерства, государственные комитеты (центральные органы исполнительной власти), областные и районные государственные администрации, территориальные органы центральных органов исполнительной власти (местные органы) . В эту систему в определенном смысле можно отнести исполнительные органы местного самоуправления, когда речь идет о выполнении ими делегированных полномочий.

Президент Украины как субъект административного права. Формально Президент Украины не входит в систему исполнительной власти, однако наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной деятельности. Его взаимоотношения с этой ветвью власти определяются ст. 106,112, 113, 114,115,116, 118 Конституции Украины. Правовой статус Президента Украины определяется также Законом Украины "О Президенте Украины" 1991

В соответствии со ст. 106 Конституции Украины, Президент является главой государства и выступает от его имени, является гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности, соблюдения Конституции, прав и свобод человека. Президент вносит по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины представление о назначении Верховной Радой Премьер-министра Украины, также вносит в Верховную Раду представление о назначении Министра обороны, Министра иностранных дел и председателя Службы безопасности. Президент полномочия приостанавливать действие актов Кабинета Министров по мотивам несоответствия их Конституции с одновременным обращением в Конституционный Суд относительно их конституционности, отменять акты Совета министров АРК.

Президент Украины является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны, которая является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины.

Президент Украины подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины и имеет право вето (не под писания закона и возвращения его на повторное рассмотрение Верховной Рады). Реализуя свои полномочия, Президент Украины издает указы и распоряжения. При Президенте Украины создается вспомогательный орган - Секретариат Президента.

Кабинет Министров (правительство) Украины. Согласно Конституции, Кабинет Министров является высшим органом в системе исполнительной власти, возглавляющий всю ее систему. В состав Кабинета Министров входят Премьер-министр, Первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министры и министры. Правовой статус правительства определяется Конституцией Украины. Согласно ст. 116 Конституции, Кабинет Министров направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти.

Деятельность Кабинета Министров обеспечивает Секретариат - постоянно действующий орган, основной задачей которого является организационное, экспертно-аналитическое, информационное, материально-техническое и правовое обеспечение деятельности правительства. Возглавляет Секретариат министр Кабинета Министров. В своей деятельности он взаимодействует с Секретариатом Президента, Секретариатом Верховной Рады, другими государственными органами.

Для более эффективной организации работы Кабинета Министров, координации работы центральных органов исполнительной власти в формировании и реализации государственной политики создано пять комитетов: Правительственный комитет по вопросам обороны, оборонно-промышленного комплекса и правоохранительной деятельности; Правительственный комитет по вопросам промышленной политики, топливно-энергетического комплекса, экологии и чрезвычайных ситуаций; Правительственный комитет экономического развития и по вопросам европейской интеграции; Правительственный комитет социального, научно-технического и гуманитарного развития; Правительственный комитет по реформированию аграрного сектора.

В своих полномочий Кабинет Министров издает постановления и распоряжения.

Центральные органы исполнительной власти. К ним относятся министерства, государственные комитеты и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом. Они непосредственно подчинены Кабинета Министров Украины.

Министерство занимает ведущее место среди центральных органов исполнительной власти. Руководители министерств - министры - входят в состав Кабинета Министров. Они участвуют в формировании государственной политики, а также в реализации во всех сферах общественной жизни. Правовой статус министерства определяется Общим положением о министерстве, другом центральном органе исполнительной власти 1996 и положениями об отдельных министерства.

На министра как политического деятеля возлагается политическое руководство в определенном секторе государственного управления. Обеспечение деятельности министерства возлагается на заместителя министра.

В министерствах образуются коллегии в составе министр, заместителей министра, других руководителей министерства. Это совещательный орган, который обсуждает важнейшие вопросы, относящиеся к компетенции министерства. Решение коллегии проводятся в жизнь приказами министра.

Государственный комитет - центральный орган исполнительной власти, который осуществляет координационно-функциональную управленческую деятельность межотраслевого характера. Деятельность государственного комитета направляет и координирует Премьер-министр Украины или один из вице-премьер-министров или министров. Государственный комитет возглавляет председатель, который имеет несколько заместителей, а центральный аппарат делится на главные управления, отделы, департаменты, сектора. В составе этого аппарата образуется коллегия как совещательно-консультативный орган, в который входят председатель, заместители, руководители структурных подразделений.

Компетенция государственного комитета несколько уже, чем компетенция министерства и, как правило, отражена в его названии (например, Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики).

Центральные органы исполнительной власти со специальным статусом. Создаются для реализации определенных Конституцией и законодательством особых задач и полномочий выполнения других управленческих функций специального характера. По ним может устанавливаться специальный порядок создания, реорганизации и ликвидации, подконтрольности и подотчетности, решение кадровых вопросов. К этим органам относятся: Антимонопольный комитет, Государственная налоговая администрация, Государственная таможенная служба, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Главное управление государственной службы, Служба безопасности Украины, Фонд государственного имущества и тому подобное.

Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым. Согласно ст. 134 Конституции Украины, Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины. В пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, она решает вопросы, отнесенные к ее ведению.

Для содействия в выполнении полномочий, возложенных на Президента Украины, в АРК создан Представительство Президента Украины (Закон Украины в 2000 г.). Органом исполнительной власти является Совет министров Автономной Республики Крым, которая формируется Верховной Радой АРК. Кандидатура на должность Председателя Совета министров согласовывается с Президентом Украины по представлению Председателя Верховной Рады АРК. Совет Министров АРК подчиняется Кабинету Министров Украины, министерства АРК - соответствующим министерствам Украины. Особенностью этого подчинения является то, что АРК свои полномочия, определенные Конституцией Украины, а также собственной Конституции, которую, согласно ст. 135, принимает Верховная Рада АРК, а утверждает Верховная Рада Украины.

В АРК также министерства, республиканские комитеты, главные управления, а на местах - районные государственные администрации.

Местные органы исполнительной власти. В местные органы исполнительной власти относятся местные государственные администрации на уровне областей, районов областей, районов Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя. Они размещены в областях и районных центрах, в городах Киеве и Севастополе, их деятельность регламентируется Законом Украины "О местных государственных администрациях" (1999 г..) И Законом Украины "О столице Украины - городе-герое Киеве" (1999 г.). Местные государственные администрации призваны обеспечивать комплексное развитие территории и защищать права и законные интересы граждан.

Возглавляет государственную администрацию председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров. Администрации ответственны перед Президентом и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня. В части делегированных полномочий подотчетны и подконтрольны соответствующим советам.

К ведению местных государственных администраций относится решение следующих основных вопросов:

Обеспечение в пределах своей компетенции законности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан;

Социально-экономического развития соответствующих территорий;

Выполнение соответствующих бюджетов.

Субъект административного права - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, в соответствии с законодательством обязано защищать права и свободы граждан, а в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению.

Субъекты административного права могут рассматривать дела и о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в предпринимательской, налоговой, финансовой, таможенной, бюджетной сферах, в строительстве, в сфере общественного порядка и т.д.

Существует и другая классификация субъектов административного права - индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам относят: граждан России, иностранцев и лиц без гражданства; государственных служащих или должностных лиц. Коллективными субъектами административного права считаются группы людей, объединенные в различные организационно-правовые формы, которые позволяют им действовать во внешних правоотношениях самостоятельно от своего имени. При этом законодательство возлагает на них определенные обязанности (например, нести юридическую ответственность за свои неправомерные действия).

Субъект административного права выступает в качестве одной из сторон публичной управленческой деятельности и является участником управленческих отношений. В рамках этих отношений он наделяется официальными правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения.

11.Административно–правовой статус гражданина РФ

Административно-правовой статус гражданина - это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях. Элементами административно-правового статуса граждан являются:

административная правоспособность - предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет;

административная дееспособность - реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста - обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте - право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста - возможность быть назначенным на должность прокурора и т.д.);

права, обязанности и ответственность за их реализацию (права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными - для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими - для некоторых субъектов административно-правовых отношений, и в этой связи можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина).

Административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и т.д.). Во-первых, он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной власти и их служащими. Во-вторых, нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.). В-третьих, права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер, т.е. не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству и вообще отчуждены от личности своего носителя каким-либо другим способом (нельзя, например, продать, купить, передоверить кому-либо свое право и обязанность служить в армии, иметь паспорт, право поступления в вуз, на подачу жалобы и т.д.). В-четвертых, содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на изменение фамилии, имени и отчества и др.), только обязанности (обязанность соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, выполнять все законные требования и предписания представителей власти и т.д.) или то и другое одновременно (право и обязанность получать и иметь основное общее образование, по достижении 14-летнего возраста получить паспорт и т.д.).

Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные во второй главе Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами. Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой, личностно-психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности. Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.

Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.

Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т.д.

12.Особенности административно–правового статуса иностранных граждан в РФ

Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения и так далее, при этом оно основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

По своему объему и конкретному содержанию административная право субъектность иностранцев и лиц без гражданства может быть общей, особенной и специальной по тем же критериям и классификационным основаниям, которые указывались нами выше при рассмотрении административно-правового статуса российских граждан.

Общая административная правосубъектность иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к праводееспособности граждан России, за незначительными изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной и муниципальной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан и т.д. В основном же на них распространяются все конституционные права, обязанности и гарантии, установленные для россиян.

Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан конкретно определяется официально зафиксированной целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом). Ясно, что особенные права и обязанности по своему объему, конкретному содержанию весьма различны у дипломатов, иностранных студентов, аспирантов, консультантов, коммерсантов, журналистов, туристов и т.д.

Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий иностранцев, например, у объявленного персоной нон грата (не желательное лицо) дипломата, у получивших политическое убежище лиц, у лиц без гражданства и т.д. Проявлением специальной административной правосубъектности иностранцев и апатридов будет, например, предусмотренная в ст. 3.2 КоАП РФ возможность применения к ним специфической меры административного взыскания - выдворение за пределы Российской Федерации, которая к российским гражданам применяться не может.

Кроме дипломатов, не подведомственных российской юрисдикции и пользующихся правом экстерриториальности (за нарушение законов России они не преследуются по российским законам, а территория посольств экстерриториальна и там действуют лишь законы страны, которую они представляют), все остальные категории иностранцев и лиц без гражданства полностью находятся в сфере действия российского законодательства и подлежат ответственности по российским законам на общих основаниях с гражданами России. В нормах административного права последовательно проводится принцип полной ответственности иностранцев и апатридов. Даже на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, распространяются некоторые правила охраны общественного порядка и безопасности, и они могут задерживаться в административном порядке в случаях совершения правонарушений, граничащих с преступлениями.

Административно-правовой статус иностранцев достаточно полно урегулирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства четко регламентируется в главе IV Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".


Похожая информация.