Все о тюнинге авто

Выживания в природных условиях и катастрофах. Опасности, которые подстерегают нас в природе Экстремальные ситуации по обж

Окружающая природная среда, ее физико-географические особенности, время года имеют первостепенное значение для жизнедеятельности человека в условиях автономного существования. Активно воздействуя на человека, природная среда увеличивает или сокращает сроки существования человека в создавшейся ситуации.

Для каждой природной зоны: тундры и ее арктического побережья, тайги, гор или пустыни - характерны свои особенности климата, растительного и животного мира, рельефа. Все это, вместе взятое и обуславливает специфику жизнедеятельности человека в той или иной зоне: режим его поведения, способы добывания пищи и воды , огня , строительства убежищ, характер возможных заболеваний , передвижение по местности и возможные опасности.

Чем жестче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем необходимее минимальные знания по обеспечению жизнедеятельности, тем дороже цена ошибки. Но самое главное - необходимо уметь различать просто опасную и действительно чрезвычайную, экстремальную ситуацию.

Приводимая ниже классификация рассматривает возникающие нестандартные ситуации в зависимости от степени их воздействия на человека.
1. Опасная ситуация
Это, в первую очередь, возможность заблудиться:
- при сборе грибов и ягод в незнакомом месте;
- при самостоятельном обследовании лабиринта пещеры без ее детального плана;
- при отставании от туристской группы в походе;
- при внезапной встрече с хищными дикими животными;
- при попадании в зону сильных грозовых разрядов на незащищенном месте;
- при движении по топкому болоту;
- при вынужденных переправах без страховки через бурные или глубокие реки.
2. Чрезвычайная ситуация
Часто опасная ситуация переходит в чрезвычайную, а иногда и в экстремальную, если:
- находясь в большом незнакомом лесу и не сумев сориентироваться, человек начинает уходить от населенного пункта в глубь леса и этим затрудняет свои поиски;
- не поставив в известность своих родных, знакомых и друзей, человек уходит один или с товарищами в неизвестную пещеру или каменоломню и заблудившись в сложном лабиринте ходов, оказывается в чрезвычайной, а затем и экстремальной ситуации без света, теплой одежды, воды и пищи.
- при отставании от группы в туристском походе экстремальная ситуация случается редко, так как на привалах обязательно проверяется персональный состав группы и если кто-то отсутствует, немедленно организуются его поиски. Это сразу определяет возможное место отставания и прошедшее с этого момента время;
- во время переправы через реку или каньон потерян рюкзак с продуктами, медикаментами, средствами ориентирования (карты, компас) или каким-либо другим крайне необходимым снаряжением .

3. Экстремальные ситуации
а) аварии транспортного средства в ненаселенной или труднодоступной местности:
- автомобиля, мотоцикла, вездехода, снегохода; при этом человек или группа людей могут оказаться в: заполярной тундре; горах; тайге, джунглях; пустыне;
- самолета, вертолета; в результате вынужденной посадки человек или группа людей могут оказаться: в лесу (тайга, джунгли); на крутом горном склоне или горном плато; на воде (на море); в безлюдных участках тундры; на необитаемых островах; в пустыне;
- воздушного шара;
б) кораблекрушение, в результате которого человек или группа людей могут оказаться в следующих условиях:
- в открытом море (океане) на спасательном плоту, в шлюпке или на обломке судна;
- морские течения выбросили неуправляемое судно или спасательное средство (плот, шлюпку, обломок судна), на котором находились люди, на незнакомое и ненаселенное побережье или необитаемый остров;
в) попадание в зону стихийного бедствия, вызванного:
- землетрясением;
- извержением вулкана;
- песчаной бурей в пустыне;
- лесным пожаром;
- снежной лавиной или селевым потоком;
- катастрофическим наводнением.

Во время нахождения в зоне стихийного бедствия могут возникнуть различные непрогнозируемые ситуации и обстоятельства:
- человек или группа оказались в зоне извержения вулкана, землетрясения, селевого потока, схода гигантского оползня или снежной лавины, лесного или степного пожара;
- судно попало в жестокий шторм, тайфун, цунами, приведшие к кораблекрушению;
- во время любого из перечисленных выше стихийных бедствий выжить удалось лишь одному.
г) попадание в зону локальных военных конфликтов:
- религиозных;
- межнациональных;
- пограничных.

В этом случае экстремальная ситуация возникает, когда:

Человеку или группе людей удалось бежать из плена и длительное время скрываться в ненаселенной местности (горах, пустыне, тайге, джунглях и т. д.);
- возникла необходимость попытаться скрытно выйти из опасной зоны через ненаселенные или труднопроходимые участки местности.

Понятие об экстремальных ситуациях в природе, причины возникновения, правила поведения и способы выживания. Понятие об экстремальной ситуации.

При любом виде опасности для человека создается экстремальная ситуация. Экстремальной называется такая ситуация, при которой возникает угроза жизни, здоровью или имуществу человека и исключает возможность помощи со стороны других людей.

Экстремальные ситуации, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой, очень разнообразны. В то же время их можно разделить на две большие группы: экстремальные ситуации в природной среде и экстремальные ситуации в социуме.
Для любой экстремальной ситуации характерны:
- неожиданность;
- стрессовое состояние;
- причинение ущерба организму человека или его имуществу;
- необходимость активных действий.

Экстремальные ситуации в природной среде

Природа – в широком смысле – это все сущее, весь мир в многообразии его форм. По отношению к человеку природа – это совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Раньше проблема выживания в природных условиях перед человеком так остро не вставала. Добывая все необходимое для жизни, он был готов к единоборству с силами природы, которые намного превосходили его, так как с малых лет учился с помощью старших защищаться от них, и знать ее законы.

Создавая искусственную среду обитания, человек изменял условия своей жизни, все более отдаляясь от существования в естественной природной среде. Изменились условия жизни, изменились и отношения подготовки человека к жизни в природных условиях. Однако, природа существует и человек вынужден взаимодействовать с ней. В силу незнания или слабого знания этой среды такое взаимодействие может привести к возникновению экстремальной ситуации.

Экстремальные ситуации в природе – это ситуации, которые могут возникнуть в результате взаимодействия человека с природной средой и представлять угрозу его жизни, здоровью или имуществу.

Например, всевозможные травмы, отравления растительными и животными ядами, поражение молниями, заражение природно-очаговыми заболеваниями, горная болезнь. Тепловые удары и переохлаждения, укусы ядовитых животных и насекомых, инфекционные болезни, потеря имущества во время переправы или при неосторожном обращении с костром и т.д.

Характер экстремальности той или иной ситуации определяется различными условиями.

Первое условие – это намерение.

Человек, стремящийся к рискованной работе или видам отдыха в природных условиях (геологи, геодезисты, охотники, туристы и т.п.) вероятнее попадет в экстремальную ситуацию, но имеет больше возможностей ее предвидеть и подготовиться к ней. Человек, в намерение которого не входит попадание в рискованное положение, более от этого застрахован, но при возникновении подобной ситуации будет чувствовать себя неуверенно и такая ситуация может оказаться для него экстремальной.

Второе условие - подготовленность.

Подготовленность – это знания и опыт действий в той или иной возникшей ситуации. Однако, степень подготовленности не всегда совпадает с профессиональной подготовкой даже для людей, чья профессия связана с риском. Зачастую человек, считающий, что с ним ничего никогда не случится, в трудной ситуации вынужден на собственном опыте, методом проб и ошибок приходить к тому, что известно подготовленным людям и специалистам.

Третье условие – степень экстремальности.

Это значит, что одна и та же ситуация в зависимости от материальных (экипировка, снаряжение, наличие аварийных укладок) или особенностей климатогеографических условий (наличие водоисточников, возможность оборудовать укрытие, добыть пищу и т.п.) имеет различные последствия. Например, вынужденная посадка вертолета в пустыне будет более экстремальной, чем вынужденная посадка в тайге.

Как правило, степень экстремальности влияет на фактор жизненного времени, определяющий возможность выживания.

Следует отметить, что экстремальность ситуации носит личностный, индивидуальный характер. Люди по своему характеру делятся на холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков. Холерики и сангвиники обладают большей эмоциональностью и возбудимостью по сравнению с меланхоликами и флегматиками. Это значит, что одна и таже ситуация будет восприниматься ими по-разному. Для одних она не несет экстремальности или воздействует на них в меньшей степени, для других – это угроза здоровью и даже жизни.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что вероятность экстремума одной и той же ситуации для людей различных профессий и образа жизни существенно отличаются. Для людей, чьи профессии связаны с деятельностью в природе (моряки, летчики, геологи, военные и т.п.), экстремальная ситуация может возникнуть чаще и риск больше, но, как правило, они лучше подготовлены к внешним неблагоприятным воздействиям природной среды, особенно, если работают в одной климатической зоне.

Наиболее характерными причинами возникновения экстремальных ситуаций при взаимодействии человека с природой являются:
- профессии, связанные с деятельностью в природе;
- смена климатогеографических условий;
- акклиматизация и реакклиматизация;
- переход ”холод” – “тепло” и наоборот;
- резкая смена часовых поясов;
- воздействие внешних факторов на организм человека;
- подбор защитной одежды и экипировки;
- режим питания, питьевой режим;
- нарушение экологического равновесия в природе.

Экстремальные ситуации, связанные с профессией человека , возникают, когда человек вынужден находиться на значительном удалении от обжитого места. Постоянный контакт с природой вырабатывает у них определенные навыки выживания в ситуациях, которые оказались бы безвыходными для других. Но это не уменьшает риска в их профессии, так как существуют объективные предпосылки возникновения экстремальных ситуаций. Такими объективными предпосылками являются:

$1· недостаточная квалификация;

$1· резкое изменение внешних условий;

$1· отказ техники, оборудования, транспортных средств.

Водитель тяжелого грузовика, привыкший к хорошей дорогам дальних трасс, неожиданно оказывается на размытой после дождя грунтовой. Машина застревает. Возникает два возможных решения проблемы: самовытаскивание или вызывать помощь. Для первого решения необходимы опыт и необходимый инструмент – лопата, топор, трос. Для второго – не только умение ориентироваться, чтобы добраться до ближайшего населенного пункта, но и договориться с его жителями об оказании помощи. Возможно такая ситуация не опасна для водителя, но в машине может находиться скоропортящийся или срочный груз и задержка в пути окажется дорогостоящей.

Резкие изменения внешних условий явления частые. Это и перепады температур, и осадки и другие возможные изменения. Если человек оказывается не подготовленным к ним, то такая ситуация может оказаться для него экстремальной.

Геолога застал снег с дождем, началось сильное похолодание, Забурлили реки, которые он переходил в брод, проходимые болота стали непроходимыми. Он вынужден менять график движения, рассчитанный маршрут. Затягивается время возвращения, что может привести к нехватке продовольствия, вынужденному голоданию. Возникла экстремальная ситуация. А если в конце маршрута геолога должен забрать вертолет, то непогода может поставить проблему длительного выживания.

Отказы оборудования, техники, транспортных средств также происходят довольно часто и на суше, и на море и в воздухе.

Смена климатогеографических условий чаще всего происходит с людьми, которые связаны с длительными командировками, с воинской службой, выбором места отдыха и другими причинами, вызывающими добровольное или вынужденную смену привычного места проживания или работы. Как правило, эти люди оказываются в условиях, непривычных для его организма или психики.

Привычными для человека являются те климатогеографические условия, в которых он был зачат, затем родился и рос. Уже в утробе матери он получал всю информацию об окружающем мире и о тех климатогеографических условиях, в которых живет будущая мать. В его организме закладывается вся эта информация. С рождением он уже реально воспринимает всю эту информацию. Например, горцы спокойно переносят недостаток кислорода на больших высотах, так как привычны к этим условиям. Для людей средней полосы это не только приводит к нарушению двигательных функций, но может привести и к горной болезни. Северные народности легко переносят холод, а южане – сильную жару, что порой не может выдержать организм человека средней полосы.

Смена климатогеографических условий приводит к тому, что и специалисту, направленному на дальнюю стройку, придется привыкать к отсутствию городского комфорта и местным природным условиям, и призывнику из центральных областей придеться привыкать или к условиям Крайнего Севера, или Дальнего Востока, или Средней Азии, а это – суровые климатические условия Севера, повышенная температура и солнечная радиации Юга, и особенности природной среды Дальнего Востока. Не для всякого организма эта смена может быть благоприятной и даже привеcти к заболеваниям. Кроме того, изменения климатогеографических условий ведет к смене состава воды, воздуха к непривычной пище, особенностей природной флоры и фауны, к сложностям армейской службы и т.д.

Состояние изменившихся климатогеографических условий порождает необходимость перестройки организма к новым условиям, т.е. к акклиматизации, и в этом случае экстремальная ситуация переносится тяжелее, да и незнакомая местность усложняет процесс выживания.

Акклиматизация – это приспособление организма человека к новым климатогеографическим условиям.

Реакклиматизация – это обратный процесс, когда человек возвращается к первоначальным условиям своей жизни. Как правило, это приводит к нарушению привычных обменных процессов в организме (другой состав воды, воздуха, пищи, температурные режимы и т.п.). Организм вынужден перестраиваться и этот процесс должен проходить постепенно. Нарушение правил акклиматизации как раз и создает предпосылку к возникновению экстремальной ситуации, т.е. к нарушениям функций организма. Переход к новым условиям должен быть постепенным во всем: одежде, еде, режиме работы и отдыха, питьевом режиме. Если он окажется резким (например, после перелета к месту службы, работы, отдыха) следует предусмотреть переход хотя бы в течение 1-2 дней.

К изменению температуры внешней среды необходимо приучать себя постепенно. В жару не следует быстро избавляться от одежды. Чаще всего это приводит к переохлаждению организма, тем более, если сопровождается обильным потреблением воды. В холод не следует торопиться много времени на открытом воздухе, даже если есть теплая одежда. Нельзя забывать и о последствиях воздействия солнечной радиации и защите от нее. Загар полезен лишь в небольших дозах (защищает кожу от дальнейшего обгорания).

При смене климатогеографических условий необходимо проявлять осторожность при использовании питьевой воды и потреблении местной пищи. Это может вызвать желудочно-кишечные расстройства.

Период акклиматизации необходим не только при переходе к непривычным условиям жизни. Он обязателен и при переходе к обычным условиям, т.е. к реакклиматизации. Экстремальность акклиматизации и реакклиматизации зависят от возраста, состояния здоровья, физического развития человека. Тренированность, физическая выносливость, здоровье – одно из условий безопасности. Здоровому человеку легче переносить и смену климатогеографических условий и связанную с этим акклиматизацию, и резкие перепады температур и других изменений внешних условий, и неожиданные перегрузки.

Переход “холод-тепло” и наоборот является причиной возникновения экстремальной ситуации. Этот переход отрицательно влияет на организм человека, как в обычных условиях, так и тем более в экстремальных, т.е. вынужденного перехода с неподготовленными для этого условиями.

Охлаждение организма характеризуется общими и местными реакциями. Оно может вызывать обморожения, отморожение и замерзание, под которыми понимают патологическую гипотермию, сопровождающуюся тяжелыми расстройствами функций организма, вплоть до гибели. Скорость и глубина охлаждения зависят от силы и длительности воздействия холода, а также от состояния организма и условий, в которых он находится. Охлаждению способствуют сильный ветер, высокая влажность, несоответствующая одежда, а также травмы, кровопотеря, голод, утомление.

Особенно быстро охлаждается человек при попадании в холодную воду. Поскольку вода является проводником тепла в 25 раз больше чем воздух, потерпевший, погруженный в воду, охлаждается гораздо быстрее. У человека, который находится на воздухе с температурой 1ºС, температура тела снижается с 37º до 36ºС. У того, кто находится в воде при тех же условиях и за этот же период времени температура тела снижается до 25ºС.

Охлаждение тела до температуры 30-28ºС может привести к необратимым процессам деятельности организма, а охлаждение ниже 28ºС приводит к смерти.

Необходимо знать, что время безопасного пребывания в воде с температурой +2- +4ºС составляет всего 10-15 минут. После этого наступает потеря сознания и смерть.

При холодовом шоке смерть наступает еще до критического снижения температуры тела за счет резкого сужения сосудов.

Опасен для организма и перегрев тела в результате внешних тепловых факторов. Перегревание организма возникает под влиянием высокой температуры окружающей среды в условиях, затрудняющих теплоотдачу с поверхности тела, а также в районах с жарким климатом. При перегревании организма нарушается тепловой баланс, повышается температура кожи и тела, увеличивается потоотделение, а с ним и вымывание солей и микроэлементов из организма, снижается мышечный тонус, повышается утомляемость, снижается умственная и физическая активность и работоспособность, пропадает аппетит, повышается чувство жажды, нарушается режим сна. Перегрев может сопровождаться тепловым ударом, который приводит к потере сознания и может стать причиной смерти.

Отрицательное воздействие перехода ”холод – тепло” и наоборот можно снизить путем подбора защитной одежды, соблюдением режима питания, питьевого режима, режима поведения в условиях холода и жары.

В экстремальные ситуации, связанные с резким изменением часовых поясов , чаще всего попадают командировочные, отпускники и другие люди, преодолевающие большие расстояния на самолете в меридиональном направлении. Вся поверхность земли разделена на 24 часовых пояса. За начальный принят нулевой меридиан (Гринвичский). Этот пояс считается нулевым (всемирным), и время называется всемирным. Остальным поясам в направлении от 0 на восток присваивается значение от 1 до 23. Каждый пояс соответствует 15º долготы. Зная долготу, нетрудно определить местный часовой пояс, разделив ее на 15º.

Например, г. Арзамас находится на 44º ВД, т.е. (44:15) на границе 3-го часового пояса. Хабаровск - 135º ВД – в девятом часовом поясе. Командированный, вылетающий из Нижнего Новгорода в 9.00 утра, прилетает к месту назначения в 17.00 московского времени (8 часов полета). В Хабаровске это уже 23.00. В Арзамасе этот период начала вечерней активной деятельности и отдыха. В Хабаровске – время начала ночного отдыха. Для командированого бессонная хабаровская ночь и начало хабаровской трудовой деятельности чаще всего заканчивается головной болью и другими расстройствами, вызванными нарушением биологического ритма и физиологического режима из-за резкого изменения часовых поясов.

Нет необходимости останавливаться на воздействии внешних факторов на организм человека (изменения погодных условий, укусы животных и ядовитых насекомых, поражение молнией и т.п.), а также необходимости подбора защитной одежды и экипировки. Одежда несет основную функцию – защитную. С помощью одежды мы защищаемся от воздействия природной среды и ее несоответствие сложившимся условиям, может стать причиной возникновения экстремальной ситуации. Всем ясно, что, идя в лес по грибы, ягоды и т.п. никто не пойдет в пляжном костюме и наоборот не пойдет на пляж в сапогах, штормовке и других видах одежды, предохраняющих от травм, укусов кровососущих и других обитателей леса.

Соответственно и экипировка, т.е. необходимые принадлежности для определенной деятельности, будут резко отличаться. Нарушение этих правил может стать причиной возникновения экстремальной ситуации.

Важное значение для организма человека, а, следовательно, и как фактор возникновения экстремальной ситуации, является соблюдение режима питания и питьевого режима в соответствии со сложившимися условиями.

Пища и ее калорийность – это основной источник восполнения энергетических потерь организма в процессе его внутренней (обменной) и внешней (физическая и умственная) деятельности. Если энергетические потери организма не пополняются, то это приводит к истощению организма вплоть до дистрофии. Избыток калорий приводит к ожирению организма и его органов, что также негативно сказывается на состоянии здоровья человека.

Режим питания, состав пищи и ее калорийность должны также соответствовать климатическим и температурным условиям. В соответствии общепринятым гигиеническим нормам человеку требуется ежедневно 80-100 г белков, 80-100 г жиров, 400-500 г углеводов, 20 г хлористого натрия, 0,1 г витаминов, 0,5-1 г холина. Все это поступает в организм с пищей, калорийность рациона которой должен покрывать энергетические затраты организма и составлять при умеренной физической нагрузке примерно 3000 – 3500 ккалорий. В условиях низких температур организм теряет большое количество энергии, Чтобы восполнить эти потери, пища должна быть высококалорийной, богатой белками, жирами и другими компонентами, для быстрого восстановления растраченных организмом калорий.

В жарком климате пища должна быть менее калорийной, но богата солями, витаминами, минералами и т.д. Это связано с тем, что обильное потоотделение вымывает из организма эти, необходимые для обменных процессов в организме, вещества.

Вода играет важнейшую роль в жизнедеятельности организма человека. Она составляет 2/3 массы тела, участвуeт во всех многообразных и непрерывных процессах обмена. Она разносит кислород и питательные вещества во все уголки организма, обеспечивает функциональную деятельность системы кровообращения, пищеварения и др. Поэтому обеднение организма водой ведет к нарушению обменных процессов, резко снижается масса тела, уменьшается объем крови и она становится более вязкой. При этом увеличивается нагрузка на сердце, снижается секреция пищевых желез. Если потеря воды не превышает 5% массы тела, то, как правило, это проявляется чувством жажды – сигналом о начале обезвоживания организма. Других проявлений обезвоживания человек не замечает, хотя работоспособность заметно снижается.

Обезвоживание свыше 10% вызывает глубокие расстройства органов и систем, что может явиться причиной их гибели.

В умеренном климате при незначительных физических нагрузках в организм должно поступать не менее 2-2,5 литров жидкости. При средних и больших нагрузках – 3,5 – 5 литров соответственно. В жарком климате при значительных нагрузках потребление воды может достигать 10-15 литров в сутки. Недостаточное поступление воды в организм сопровождается его обезвоживанием, а избыток потребления может сопровождаться водяным отравлением.

Таким образом, несоблюдение режима питания и питьевого режима может привести к нарушениям функций организма и как следствие может стать причиной возникновения экстремальной ситуации.

В современных условиях на возникновение экстремальной ситуации стал оказывать экологический фактор . Экология является научной основой выживания человека в условиях нарушения экологического равновесия. Возникнув в недрах биологии как наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой, к настоящему времени экология выросла до комплексной науки со сложной структурой. Часть экологии, изучающая взаимодействие общества с окружающей средой, получила название социальной экологии. Основные положения этой науки позволяют понять причины увеличения опасности для человечества и определить пути преодоления экологического кризиса.

Удовлетворяя свои биологические и социальные потребности в процессе труда, общения и отдыха, человек изменяет природу, изымая и используя необходимые для него природные ресурсы. Природа обладает способностью к самовосстановлению, но человечество не соотносит свои потребности и способы их удовлетворения с экологоресурсными возможностями биосферы. Количественный (за счет увеличения численности населения) и качественный рост потребностей приводит к нарушению экологического равновесия, которое, в свою очередь, изменяет условия существования человека за счeт обедненнения доступных ресурсов, загрязнения среды.

Обеспечение экологической безопасности возможно лишь благодаря экологически целесообразной деятельности человека. К сожалению, наши вольные и невольные ошибки и прошлые и настоящие привели к тому, что во многих регионах создались не благоприятные экологические условия проживания и это сказывается как на самом человеке, так и в еще большей степени – на потомстве. Особенно неблагоприятная обстановка сложилась в крупных промышленных центрах за счет выбросов в атмосферу огромного количества вредных веществ из труб, в водоемы – через плохие очистные сооружения, в пищу – через неумеренное использование химикатов в сельском хозяйстве. Возникают очаги экоотравлений, напоминающие своеобразную эпидемию. Каждый эпидемический очаг имеет свою специфику проявления заболевания, зависящую от природных и географических условий, а также от состояния промышленности и сельского хозяйства.

Крупнейшей экологической катастрофой ХХ века явилась авария на Чернобыльской АЭС.

Таким образом, к факторам природной среды , способствующим развитию или возникновению экстремальной ситуации относятся: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, уровень барометрического давления атмосферы, ветер. К ним также может относиться рельеф местности, водоисточники, флора и фауна, фотопериодика (полярные день и ночь), колебания магнитного поля Земли и др.

Наряду с отрицательными факторами следует отметить и факторы, снижающие экстремальность, обеспечивающие защитные функции, способствующие нормальной жизнедеятельности людей в экстремальных ситуациях природной среды. К ним относятся: защитная одежда, водно-пищевой запас, аварийное снаряжение, устройства для сигнализации и связи, подручные средства, используемые для различных целей, аварийные плав- средства и др.

Автономное выживание человека в природе

Автономное выживание (существование) - это существование человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой. Оно может быть добровольное (если в данной ситуации оказываются люди, профессии которых предполагают работу в природных условиях, например, геологи, геодезисты, картографы, нефтяники и т.п.) и вынужденное. Наиболее сложной ситуацией является вынужденная автономия, когда человек остается один на один с природой против своего желания. Основными причинами возникновения вынужденной автономии в природе являются:
- потеря ориентировки, другими словами человек заблудился в лесу, в степи, в поле;
- отрыв от коллектива (чаще всего отрыв от туристической группы);
- аварии трнспортных средств на суше, в воздухе, на море.

Вокруг незнакомая, порой враждебная суровая природа. На что направить свои усилия, чтобы преодолеть трудности? Как продержаться до прихода помощи, сохранив жизнь и здоровье?

А ведь это непросто, и не только потому, что запасы воды и пищи ограничены, но, главное, на человека в условиях автономного существования неблагоприятно воздействуют различные природные факторы, которые нередко оказываются экстремальными, т.е. крайне сильными, вызывающими нарушение функциональной деятельности организма, ставя его на грань катастрофы.

На воздействие различных раздражителей организм человека отвечает неспецифическими реакциями, направленными на сохранение гомеостаза – постоянства внутренней среды. Такие реакции называют стрессом. В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности органов и систем постепенно усиливаются, но до определенного предела остаются обратимыми, т.е. возвращаются к норме после устранения воздействующих факторов. Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования.

Продолжительность допустимого срока автономного существования зависят от многих причин – субъективных и объективных, называемых факторами выживания.

Факторы или способствуют выживанию, или усложняют и их условно можно разделить на три группы: антропологические, природно-средовые, материально-технические

Первая включает в себя состояние здоровья, резервные возможности организма, обеспечивающие сопротивляемость его воздействию жары, холода, лишениям и т.д., постоянство гомеостаза. К ней относятся психологическая подготовленность, мотивация, волевые качества, активно-преобразовательная деятельность, от которой будет зависеть преобладание положительных или отрицательных эмоций. Важные элементы этой группы – это обученность действиям в условиях автономного существования и воля к жизни.

Вторую группу составляют факторы природной среды, оказывающие неблагоприятное влияние на организм человека: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, ветер, пониженное барометрическое давление и др. К ней относятся физикогеографические особенности района автономного существования: флора и фауна, водоисточники, фотопериодизм и пр.

Третья группа объединяет факторы, которые обеспечивают защиту человека от воздействия окружающей среды: одежда, аварийное снаряжение, а также подручные средства, используемые для строительства убежища, добывания огня, подачи сигналов бедствия.

Способность человека успешно преодолевать суровые условия природной среды – одно из древних его качеств. И в наши дни нередки случаи, когда, в результате сложившихся обстоятельств человек попадает в условия автономного существования, благоприятный исход которого во многом зависит от его психофизиологических качеств – воли к жизни, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовленности.

При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения. О какой-то воле к жизни в таких случаях говорить не приходится. Другое дело – долговременное выживание. В условиях автономного существования рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Выживание, основанное только на биологических законах сомосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Опыт тысяч военнослужащих, попавших в изоляцию в период второй мировой и последующих войн, и множества других людей говорит о том, что способность выживать зависит от интеллекта и состояния человека. На рисунках 5 и 6 приведены факторы и стрессоры выживания, помогающие или затрудняющие выживание. Наиболее важным фактором является воля к выживанию.


Мотивация


Обученность действиям в условиях автономного выживания

Психологическое состояние (психологическая подготовленность к жизни, активность и др.)


Выживание


Аварийное снаряжение

Физическое состояние, выносливость, физическая подготовленность


Температура и влажность воздуха


Травмы


Тепловые и холодовые поражения


Осадки


Укусы ядвитых животных и насекомых


Солнечная радиация


Заболевания

Физико географические условия


Отравление животными ирастительными ядами


Флора


Фауна


Острые психические заболевания


Рельеф местности


Инфекционные

Рис. 6. Факторы выживания

Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным. Оно должно быть продиктовано не инстинктом, а сознательной необходимостью. Если вы оказались на незнакомой, необитаемой территории не один, а в группе, шансов на выживание становится больше. Вероятность возвращения к цивилизации значительно возрастет, если ваша группа будет следовать определенными правилам, в соответствии с которыми необходимо:


Стрессоры выживания


Физическая боль

Голод

Страх

Переутомдение


Жажда

Одиночество


жара

Рис.7.Стрессоры выживания

Разработать план действий по выживанию;

Признать лидерство кого-либо одного;

Культивировать чувство взаимозависимости внутри группы;

Не обсуждать ситуацию, доверить принятие решения лидеру.

Безволие, как правило, оборачивается бездействием. Следует проявить максимум силы воли, чтобы делать то, что делать не хочется. Из мелких волевых решений складывается такое понятие, как ”воля к жизни”, обеспечивающая длительное выживание.

Как вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальных условиях природной среды: отправиться немедленно в путь, навстречу помощи или ожидать ее на месте? Если нет твердой уверенности в возможности быстро выйти из создавшейся ситуации, а обстановка не требует немедленного ухода с места происшествия (например, лесной пожар, опасность затопления местности или схода лавин), лучше оставаться на месте. Проанализиро-

Вав обстановку и приняв решение ”остаться на месте”, необходимо составить план действий, предусматривающий следующие мероприятия:

Определение своего местонахождения;

Оборудование укрытия для защиты от неблагоприятных воздействий окружающей природной среды;


  • разведение костра;

  • подача сигналов бедствия;

  • добывание пищи и воды;

  • оказание самопомощи и профилактики заболеваний.

Ориентирование на местности – это определение своего положения относительносторон горизонта. В зависимости от характера местности и видимости можно определить его по положению Солнца, Полярной звезды, по некоторым природным признакам.

Организация ночевки – дело трудоемкое. Даже опытный таежник тратит на ее подготовку от полутора до двух часов. Сначала нужно подыскать подходящий участок. Он должен быть сухим и по возможности расположенный возле ручья или реки. Простейшее убежище от ветра и дождя изготавливают, связав отдельные элементы основы тонкими корнями ели, ветками ивы, тундровой березы. При подготовке места для сна вырывают две ямки – под бедро и под плечо. Можно заночевать на подстилке из лапника в яме, вырытой или оттаянной до земли большим костром. Здесь же в яме, следует всю ночь поддерживать огонь в костре во избежание серьезной простуды. Летом в лесу можно построить навес, двухскатный шалаш, зимой из снега канаву, пещеру и т.п.

Добывание пищи и воды. Из всего разнообразия даров природы, используемых для питания, к основным группам относятся: мясо животных, мясо и яйца птиц, рыба и другие представители морского (речного, прудового и озерного мира). Существует выражение “Все, что бегает, ползает, летает и плавает, может служить пищей, а также съедобные растения. Необходимо отличать съедобные растения и не путать их с ядовитыми. Косвенными признаками съедобности растений могут служить плоды, поклеванные птицами, косточки, валяющиеся у подножья дерева, птичий помет на деревьях, растения, обглоданные животными. При использовании в пищу незнакомых растений, плодов их надо проверить: съесть 3-5 грамм. Если в течение 4-5 часов не появится признака отравления, значит, растение пригодно в пищу.

Для предупреждения отравлений необходимо различать такие ядовитые растения, как вороний глаз, волчье лыко, вех (цикута), белена горькая, и такие грибы, как бледная поганка, мухомор, ложный опенок и др. Нельзя употреблять в пищу растения, выделяющие на изломе млечный сок, косточки и семена плодов и ягод, грибы с неприятным запахом, луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха. Незнакомые плоды лучше проварить: варка уничтожает многие органическиe яды.

Мы удивляемся, как можно считать деликатесом саранчу или блюдо из лягушек. А это всего-навсего вопрос традиций и культуры того или иного народа. Мясо многих млекопитающих отличается хорошим вкусом: белки, сурка, суслика, лисицы, песца, ондатры. Съедобны также собаки, кошки, ежи. Съедобными являются змеи, ящерицы, лягушки, черепахи. Многие народы Африки и Азии считают деликатесом саранчу, кузнечиков, водяных жуков, личинки оленьего овода, стрекоз и жуков. Практически все птицы съедобны. Исключения составляют лишь некоторые хищники (коршун, беркут, орел, гриф).

В условиях автономного существования рыбалка, пожалуй, наиболее доступный способ обеспечить себе пропитание. Рыба обладает большей энергетической ценностью, чем растительные плоды, да и сама по себе рыбалка куда менее трудоемка, чем охота.

Приготовление пищи в условиях автономии.
Зачастую у терпящих бедствие отсутствует простейшая посуда и приготовление пищи превращается в проблему. Простейшие способы приготовления пищи: Корни, клубни растений, рыбу и мелких животных можно готовить без посуды, на горячих углях, предварительно обмазав слоем глины. Мелких животных, птиц жарят на вертеле, не снимая шкурки и не ощипывая, после приготовления обугливавшаяся шкурка удаляется, и тушка очищается от внутренностей. Удобен способ приготовления пищи под костром. В грунте выкапывается ямка глубиной 30-40 см, ее выстилают свежими листьями, травой. Мясо, рыбу укладывают на дно ямы, покрывают слоем травы или листьев, засыпают слоем песка 1,5-2 см, а затем сверху разводят костер. Через 30-40 минут пища вполне готова.

Профилактика и лечение заболеваний .

В условиях автономного существования знание приемов самопомощи особенно необходимо, так как приходится рассчитывать только на собственные силы. Вот несколько полезных советов:

Для защиты от комаров, мошки необходимо смазать открытые участки тела слоем глины;

Чтобы выгнать перед сном насекомых из шалаша, нужно наложить на толстый кусок коры горящие угли и прикрыть их сверху влажным мхом;

Следует опасаться ядовитых змей; при неожиданной встрече со змеей остановитесь, дайте ей уползти и не преследуйте ее.

При лечении заболеваний можно использовать некоторые растения. Так, истолченные листья крапивы способствуют свертыванию крови и стимулируют заживление тканей. Для тех же целей можно присыпать зеленовато-коричневой пыльцой гриба-дождевика. Используйте пух иван-чая как вату. Жгучий красноватый сок медуницы вполне заменит вам йод. Свежий сок подорожника и полыни останавливает кровотечение и обеззараживает раны, обладает болеутоляющим и заживляющим действием, помогает при укусах ос и шмелей.

Как подать сигнал бедствия . Существует много способов подачи сигналов бедствия без технических средств, а используя только природную среду. Еще с древних времен основным сигнальным средством для подачи тревоги о нападении кочевников был костер. Он и сейчас является основным средством подачи сигналов бедствия. Костры (разложенные в виде треугольника или квадрата) заготавливаются заблаговременно и поджигаются тогда, когда вертолет или самолет появляются в зоне видимости и отчетливо будет слышен шум работающих двигателей. Ночью – это ярко горящие огни, и лучше, если один из них будет мигающим (прикрывать пламя одного костра пучком веток). Днем – это дымный костер (в костер бросают сырые ветки).

Сигнал бедствия можно подать и другими способами. Главное требование к сигналу бедствия – это отличие от окружающей среды, явно выраженное искусственное происхождение (любая геометрическая фигура или фигура международного сигнального кода), быть хорошо видимым и с верху и по возможности с земли. Сигнал бедствия можно обозначить, вытоптав его в снегу или вырвав траву в виде какой-либо фигуры, соблюдая размеры: 0,5 метра в ширину и 6 метров в длину.

Если вы приняли решение не оставаться на месте, а двигаться, то выбирайте путь в зависимости от ситуации, погодных условий и природные особенностей местности. При этом обязательно оставьте на месте пребывания какой-либо заметный сигнал о своем пребывании в данном месте и направление своего движения. Это поможет поисковикам быстрее найти вас и оказать необходимую помощь.

Эмоционально-волевая и физическая подготовка к деятельности
в экстремальных ситуациях

Во всех жизненно опасных экстремальных ситуациях решающую роль играет эмоционально-волевая устойчивость человека. Она определяет готовность его к осознанным, уверенным и расчетливым действиям. Естественно, чтобы обладать такого рода устойчивостью, человек должен сознательно относиться к развитию своих эмоционально-волевых качеств. Немалую помощь в этом ему способны оказать методы эмоционально-волевой саморегуляции: самоприказ, волевая саморегуляция (внушение).

Намеренное убеждение себя в чем-либо путем подбора соответствующих доводов и аргументов и составляет суть самоубеждения. С его помощью можно регулировать психические состояния, поступки. Успешность применения этого метода зависит от уровня накопленных вами знаний, логического мышления и чувства долга. Важно понимать, что самоубеждение обеспечивает человеку внутреннее согласие с самим собой.

Отличным приемом для выработки самообладания и умения управлять собой в экстремальных ситуациях является самоприказ, который подчиняет деятельность человека, направляя ее в заданное русло целесообразности. Он срабатывает, если человек умеет контролировать свои мысли, следует своему слову, повинуется внутреннему голосу. Для успешного овладения самоприказом нужно придерживается следующих правил:

Не ждите, когда вам подскажут, будьте инициативны;

Только тот победит любые трудности, кто способен приказывать себе;

Решительно и твердо приказывайте себе, когда вам надо преодолеть лень, робость, страх, дурное настроение;

Надо упорно побеждать все, что мешает достижению цели, и, прежде всего, недостатки своего характера;

Силен тот, кто имеет власть над собой, умеет управлять собой.
Главная задача автономного существования – выжить . Выжить, значит решить три важнейшие задачи:

Суметь укрыться от холода, жары, ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева, в зависимости от местности и погодных условий;

Сразу установить дневную норму расхода воды, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай;

При необходимости принятия решения на самостоятельный выход к населенному пункту возникают задачи точного определения своего местонахождения, ориентирования на местности.

Под выживанием в природной среде в условиях автономии понимают активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности, оставшись один на один с природой. Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективности в использовании аварийного снаряжения и подручных средств природной среды, и обеспечении потребностей организма в пище и воде.

Шансы на выживание зависят от следующих факторов:

Желание выжить;

Умение применить имеющиеся знания и строго выполнять требования пребывания в той или иной климатогеографической местности;

Уверенность;

Рассудительность и инициативность;

Способность анализировать и учитывать свои ошибки.

Основа выживания – прочные знания в самых различных областях, начиная с астрономии, географии и медицины и кончая рецептурой приготовления блюд из гусениц.

Главный постулат выживания в природной среде : человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, если он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда. Но для этого необходимы определенные теоретические знания и практический опыт.

Выживание в экстремальных ситуациях требует от человека выдержки и непоколебимой веры в то, что не бывает безвыходных положений. Мы собрали 5 историй, героям которых удалось выжить в сложнейших условиях.

Долгий полет и 4 дня борьбы

Рекордная высота, после падения с которой человеку удавалось выжить - 10 160 метров. Этот рекорд занесен в Книгу Гиннеса и принадлежит Весне Вулович, единственной выжившей после авиакатастрофы 26 января 1972 года. Она не только выздоровела, но и хотела снова вернутся к работе - страха полетов у нее не возникло, потому что сам момент катастрофы она не помнила.

24 августа 1981 года 20-летняя Лариса Савицкая и ее муж летели из свадебного путешествия на самолете Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. В небе на высоте 5220 метров самолет, в котором летели молодожены, столкнулся с Ту-16.

Лариса Савицкая оказалась единственной из 38 человек, кому удалось выжить. На обломке самолета размером три на четыре метра она падала в свободном падении на протяжении 8 минут. Ей удалось добраться до кресла и вжаться в него.

Позже женщина утверждала, что в этот момент вспомнила эпизод из итальянского фильма "Чудеса еще случаются" где героиня выживает в схожих условиях.

Спасательные работы велись не слишком активно. Для всех жертв авиакатастрофы уже даже были вырыты могилы. Ларису Савицкую, в итоге, нашли последней. Она трое суток жила среди обломков самолета и тел погибших пассажиров. Несмотря на многочисленные травмы - от сотрясения мозга до повреждений позвоночника, со сломанными ребрами и переломом руки - Лариса Савицкая не только выжила, но и смогла соорудить себе что-то вроде шалаша из обломков фюзеляжа.
Когда поисковый самолет пролетал над местом крушения, Лариса даже махала спасателям, но они приняли её за геолога из разместившейся неподалеку экспедиции.

Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с огромной высоты, второй раз - как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе - 75 рублей (в деньгах 1981 года).

На маленьком плоту

23 ноября 1942 года немецкая субмарина торпедировала английский корабль "Беломонд". Все члены его экипажа погибли. Почти все. Матросу Линь Пэну удалось выжить. Ему повезло - в ходе поисков на поверхности воды он обнаружил спасательный плот, на котором был запас продуктов.

Линь Пэн, конечно, понимал, что продукты и вода рано или поздно закончатся, поэтому с первого дня своей «робинзонады» он начал готовить инвентарь для сбора дождевой воды и ловли рыбы. Растянул над плотом тент, из нитей веревки, найденной на плоту,сделал леску; из гвоздя и проводов от фонарика – крючки; из металла от консервной банки – нож, которым разделывал пойманную рыбу. Интересный факт: Линь Пэн не умел плавать, поэтому все время был привязан к плоту.

Рыбы Линь Пэн ловил очень немного, но заботился о её сохранности – вялил на веревках, растянутых над палубой своего «корабля». На протяжении ста дней его рацион составляла одна рыба и вода. Иногда за бортом попадались водоросли, потребление которых не дало Линь Пэну заболеть цингой.

Горькая ирония рекордного плавания Линь Пэна в том, что он мог быть спасен несколько раз. Однажды его не стали брать на борт грузового судна только потому, что он китаец. Потом его заметили американские ВМФ и даже бросили ему спасательный буй, но разразившийся шторм не дал американцам завершить спасательную миссию. Кроме того, Линь Пэн видел несколько немецких субмарин, но обращаться к ним за помощью по понятным причинам не стал.

Только в апреле 1943 года Линь Пэн заметил, что цвет воды изменился, а в небе начали то и дело стали появляться птицы. Он понял, что находится в прибрежной зоне, а значит его шансы на успех многократно увеличились. 5 апреля он был найден бразильскими рыбаками, которые сразу доставили его в больницу. Удивительно, но Линь Пэн после своего путешествия мог передвигаться самостоятельно. Он потерял за время вынужденной «робинзонады» всего 9 килограмм.

Начитанный юнга

"Робинзонада" - это выживание человека в одиночку на протяжении долгого времени в природной среде. Рекордсменом в этой "дисциплине" стал Джереми Бибс, который прожил на острове 74 года.

В 1911 году во время урагана в южной части Тихого океана затонула английская шхуна "Прекрасное блаженство". Добраться к берегу и спастись на необитаемом острове удалось только 14-летнему юнге Джереми Бибсу. Мальчику помогла его эрудированность и любовь к чтению - он знал наизусть роман Даниэля Дефо.

По примеру героя своей любимой книги, Бибс стал вести деревянный календарь, построил хижину, научился охотиться, ел фрукты и пил кокосовое молоко. Пока Бибс жил на острове, в мире произошло две мировые войны, была создана атомная бомба и персональный компьютер. Он про это ничего не знал. Нашли Бибса случайно. В 1985 году экипаж немецкого судна неожиданно обнаружил рекордсмена среди робинзонов, уже достигшего возраста 88 лет, и доставил его на родину.

Папина дочка

В истории о Ларисе Савицкой мы вспоминали фильм "Чудеса ещё случаются". Он основан на реальных событиях. 24 декабря 1971 года самолёт Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией, вошел в зону турбелентности и начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра. Упал он в джунгли, в 500 километрах от Лимы.

Единственной выжившей оказалась 17-летняя школьница Джулиана Маргарет Кепке. В момент падения девочка была пристегнута к креслу. У нее оказалась сломана ключица, поранена правая рука, она на один глаз ослепла. Выжить Джулиане помогло то, что её отец был известным зоологом, с детства привившим своей дочери навыки выживания в экстремальных условиях. Сразу после крушения, отставив попытки найти среди тел погибших свою мать, девочка обследовала багаж на предмет еды, но нашла только несколько конфет - тоже результат.

Затем Джулиана нашла неподалеку от места падения ручей и пошла вниз по его течению. Только через девять дней ей посчастливилось выйти к лодке на берегу реки. Бензином из канистры девочка обработала рану на правом плече, в которой уже расплодилось не менее 40 личинок.

Хозяева лодки, которые оказались местными лесорубами, появились только на следующий день. Джулиану накормили, обработали раны и доставили в больницу ближайшего поселка.

Наедине со снегом

13 октября 1972 года самолет, на борту которого находились игроки уругвайской команды по регби Old Christians из Монтевидео, а также их родственники и спонсоры, потерпел крушение в высокогорном районе Анд. В живых после падения осталось 27 человек. Позже из-за сошедшей лавины погибло ещё 8 человек, ещё трое умерли от ран.

То, что помощи ждать неоткуда, уругвайцы поняли через 11 дней после аварии, когда по радио сказали, что их поиски прекращены, и они признаны погибшими. Тяжелейшая ситуация, в которой оказались пассажиры, усугублялась тем, что припасы очень быстро уходили. Чудом выжившие после крушения, они приняли непростое решение - есть мясо погибших.

Спасли пострадавших только спустя 72 дня после катастрофы. Только благодаря тому, что группа снарядила в дорогу трех человек, которым необходимо было перейти Анды и сообщить о случившемся. Сложнейший переход одолели двое. З

а 11 дней, без снаряжения и теплой одежды, они прошли 55 километров по заснеженным Андам и вышли к горной речке, где встретили чилийского пастуха, который и сообщил властям о выживших пассажирах.

При любом виде опасности для человека создается экстремальная ситуация. Экстремальной называется такая ситуация, при которой возникает угроза жизни, здоровью или имуществу человека и исключает возможность быстрой помощи со стороны других людей.

Экстремальные ситуации, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой, очень разнообразны. В то же время их можно разделить на две большие группы: экстремальные ситуации в природной среде и экстремальные ситуации в социуме.

Для любой экстремальной ситуации характерны:

Неожиданность;

Стрессовое состояние;

Причинение ущерба организму человека или его имуществу;

Необходимость активных действий.

Создавая искусственную среду обитания, человек изменял условия своей жизни, всё более отдаляясь от существования в естественной природной среде. Изменились условия жизни, изменились и отношения подготовки человека к жизни в природных условиях. Однако, природа существует и человек вынужден взаимодействовать с ней. В силу незнания или слабого знания этой среды такое взаимодействие может привести к возникновению экстремальной ситуации.

Экстремальные ситуации в природе – это ситуации, которые могут возникнуть в результате взаимодействия человека с природной средой и представлять угрозу его жизни, здоровью или имуществу. Например, всевозможные травмы, отравления растительными и животными ядами, поражение молниями, заражение природно-очаговыми заболеваниями, горная болезнь. Тепловые удары и переохлаждения, укусы ядовитых животных и насекомых, инфекционные болезни, потеря имущества во время переправы или при неосторожном обращении с костром и т.д.

Характер экстремальности той или иной ситуации определяется различными условиями.

Первое условие – это намерение. Человек, стремящийся к рискованной работе или видам отдыха в природных условиях (геологи, геодезисты, охотники, туристы и т.п.) вероятнее попадет в экстремальную ситуацию, но имеет больше возможностей ее предвидеть и подготовиться к ней. Человек, в намерение которого не входит попадание в рискованное положение, более от этого застрахован, но при возникновении подобной ситуации будет чувствовать себя неуверенно и такая ситуация может оказаться для него экстремальной.

Второе условие – подготовленность. Подготовленность – это знания и опыт действий в той или иной возникшей ситуации. Однако, степень подготовленности не всегда совпадает с профессиональной подготовкой даже для людей, чья профессия связана с риском. Зачастую человек, считающий, что с ним ничего никогда не случится, в трудной ситуации вынужден на собственном опыте, методом проб и ошибок приходить к тому, что известно подготовленным людям и специалистам.

Третье условие – степень экстремальности. Это значит, что одна и та же ситуация в зависимости от материальных (экипировка, снаряжение, наличие аварийных укладок) или особенностей климатогеографических условий (наличие водоисточников, возможность оборудовать укрытие, добыть пищу и т.п.) имеет различные последствия. Например, вынужденная посадка вертолета в пустыне будет более экстремальной, чем вынужденная посадка в тайге.Как правило, степень экстремальности влияет на фактор жизненного времени, определяющий возможность выживания.Экстремальность ситуации носит личностный, индивидуальный характер. Люди по своему характеру делятся на холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков. Холерики и сангвиники обладают большей эмоциональностью и возбудимостью по сравнению с меланхоликами и флегматиками. Это значит, что одна и та же ситуация будет восприниматься ими по-разному. Для одних она не несет экстремальности или воздействует на них в меньшей степени, для других – это угроза здоровью и даже жизни.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что вероятность экстремума одной и той же ситуации для людей различных профессий и образа жизни существенно отличаются. Для людей, чьи профессии связаны с деятельностью в природе (моряки, летчики, геологи, военные и т.п.), экстремальная ситуация может возникнуть чаще и риск больше, но, как правило, они лучше подготовлены к внешним неблагоприятным воздействиям природной среды, особенно, если работают в одной климатической зоне.

Наиболее характерными причинами возникновения экстремальных ситуаций при взаимодействии человека с природой являются:

● профессии, связанные с деятельностью в природе;

● смена климатогеографических условий;

● акклиматизация и реакклиматизация;

● переход «холод» – «тепло» и наоборот;

● резкая смена часовых поясов;

● воздействие внешних факторов на организм человека;

● подбор защитной одежды и экипировки;

● режим питания, питьевой режим;

● нарушение экологического равновесия в природе.

Наряду с отрицательными факторами следует отметить и факторы, снижающие экстремальность, обеспечивающие защитные функции, способствующие нормальной жизнедеятельности людей в экстремальных ситуациях природной среды. К ним относятся: защитная одежда, водно-пищевой запас, аварийное снаряжение, устройства для сигнализации и связи, подручные средства, используемые для различных целей, аварийные плавсредства и др.

Безопасность на воде. Как показывает статистика, в кораблекрушениях гибнет людей меньше, чем во время купания. Умение плавать - еще не гарантия безопасности на воде. Открытый водоем всегда представляет риск. Можно оказаться в воде, не умея плавать; мож­но заплыть далеко от берега и устать. Во время плавания вас может подхватить сильное те­чение или вы можете запутаться в водорослях. Зимой замерзший водоем также таит в себе опасность - можно провалиться под лед. Соблюдая меры безопасности, вы сможете избе­жать этих непредвиденных ситуаций.

Несколько мер предосторожности помогут предотвратить подавляющее чис­ло утоплений:

Учитесь плавать с детства;

Если плаваете плохо, не доверяйте надувным матрасам и кругам;

Помните, что паника - основная причина трагедий на воде, поэтому не поддавай­тесь ей никогда; достаточно лечь на спину и сделать один вдох, слегка шевеля нога­ми и руками, чтобы убедиться, что спокойный человек действительно не тонет;

Обращайте внимание на первые признаки усталости во время своего пребывания в воде;

Не купайтесь и тем более не ныряйте в незнакомых местах, не заплывайте за буйки;

Не выплывайте на судовой путь и не приближайтесь к судам;

Не купайтесь, не катайтесь на лодке в нетрезвом виде и в шторм.

Для того чтобы обезопасить себя перед тем, как купаться , задайте себе следующие вопросы:

Какова глубина?

Есть ли под водой опасные предметы?

Какова температура воды?

Есть ли течения, приливы и отливы?

Водятся ли опасные рыбы, животные?

▪ Кроме того, проверьте наличие спасательных средств и выясните, легко ли будет вос­пользоваться ими в случае необходимости. Лодка, спасательный круг, веревка или длинный шест могут спасти жизнь тонущего и избавить неподготовленного человека от опасных для него попыток оказать помощь в воде.

Особенно важно получить ответы на эти вопросы, если место предстоящего купания совсем незнакомо и не патрулируется спасателями.

Действия в экстремальной ситуации на воде. Если вы не умеете плавать и оказались в воде, лягте на воду лицом вверх, широко раскиньте руки и дышите как можно глубже и ре­же. Находясь в вертикальном положении, двигайте ногами так, как будто крутите педали.

Если вы устали, то отдыхайте на воде, лежа на спине. Для этого расправьте руки и ноги, лягте головой на воду и расслабьтесь.

Другой способ - поплавок: вдохните, погрузите лицо в воду, обнимите колени рука­ми и прижмите их к телу, медленно выдохните в воду, затем - опять быстрый вдох над водой и снова «поплавок».

Если вы замерзли, согревайтесь, по очереди напрягая руки и ноги. Отдохнув, снова плывите к берегу. Если вас подхватило течение реки, двигайтесь по диагонали к ближайшему берегу. Для преодоления морского прибоя отдыхайте при движении волны от берега и активно плы­вите при ее движении к берегу. Если у вас свело ногу, погрузитесь с головой в воду и, распрямив ногу, с силой рукой потяните на себя ступню за большой палец.

Помощь утопающему. Прежде всего, спасатель сам должен уметь хорошо плавать. Используйте для спасения лодку, веревку, спасательный круг или подручные средства. Ус­покойте и ободрите пловца, убедите или заставьте его держаться за плечи спасателя. Если он не контролирует свои действия, то, подплыв к утопающему, поднырните под него и, взяв сзади одним из приемов захвата (классическим - за волосы; или обхватив его грудную клетку своей ведущей рукой так, чтобы руки утопающего оказались сверху вашей руки, а голова - над поверхностью воды), транспортируйте его к берегу. Если утопающему удалось схватить вас за руку, шею или ноги, немедленно ныряй­те - инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить. Если утопающий на­ходится без сознания, транспортируйте его к берегу, взяв рукой под подбородок, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды. Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни.

Доставив пострадавшего на берег, освободите его легкие от ила и воды; положите его на свое согнутое колено: ваше колено должно при этом упираться в солнечное сплетение по­страдавшего. Таким образом вы вызовете рвоту. Затем положите пострадавшего на спину, освободите его ротовую и носовую полости от рвотных масс и - при необходимости - приступайте к реанимационным мероприятиям. После проведенных мероприятий тепло укутайте пострадавшего и доставьте его в ме­дицинское учреждение.

Действия при проваливании под лед . Если вы вынуждены переходить реку или озеро, покрытые льдом, помните следующее:

Лед может быть непрочным около стока вод, например, с фермы или фабрики;

Лед всегда тоньше под слоем снега, в тех местах, где быстрое течение, бьют ключи или в реку впадает ручей;

Около берега лед может неплотно соединяться с берегом;

Ни в коем случае не проверяйте прочность льда ударом ноги.

Если под вами провалился лед, удерживайтесь от погружения с головой, широко раскинув руки. Выбирайтесь на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверх­ность ноги. Выбравшись, откатитесь, а затем ползите в сторону.

Оказывая помощь провалившемуся человеку, приближайтесь к полынье ползком, широко раскинув ноги. Подложите под себя лыжи, доску, фанеру. За 3-4 м до полыньи бросьте пострадавшему спасательное средство - лестницу, веревку, спасательный шест, связанные ремни или шарфы, доски и т. д. Вытащив пострадавшего, выбирайтесь из опас­ной зоны ползком.

На уроке шестиклассники познакомятся с определениями «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация». Узнают условия и причины возникновения опасных ситуаций.

На протяжении тысячелетий люди сталкиваются с разнообразными опасностями. И ныне человек получает травмы и гибнет в результате пожаров и отравлений в быту, криминальных ситуаций, транспортных аварий, и при встрече один на один с природой. В современном мире наибольшую опасность для людей представляет человеческая социальная и техногенная деятельность.

Вам хорошо известно, что большая часть травм в быту и на отдыхе является результатом нашей неосторожности, легкомыслия, или незнания (рис. 2). Жизнь и здоровье человека, зачастую, зависят от его грамотных и своевременных действий в опасных ситуациях. Осознание этой простой истины может стать первым шагом в овладении искусством выживания в природе и социуме.

Рис. 2. Не рискуйте без надобности ()

Современные маугли

Вы, скорее всего, слышали сказку Редьярда Киплинга о Маугли или смотрели мультфильм по этой замечательной сказке. История мальчика, выросшего в волчьей стае, поражает. А знаете ли вы, что в современности тоже встречаются дети, выращенные животными.

Например, в Камбодже в 2007 году нашли женщину, выросшую в джунглях (рис. 3). Женщина пришла в селение и попыталась украсть у крестьянина еду, но попалась на горячем. Хозяин дома отвел странную грязную женщину в местный участок полиции. Полицейский признал в дикой женщине свою дочь, которая потерялась в джунглях в 1988 году в возрасте восьми лет.

Рочом, так звали лесную девушку, три года прожила с людьми, но привыкнуть к ним не смогла. Продолжала мяукать, из кхмерского языка выучила только три слова: «мама», «папа» и «живот болит». Больше любила ползать, чем ходить.

Рис. 3. Найденная в джунглях Камбоджи женщина ()

Весной 2010 года Рочом сбежала в джунгли, родную и понятную среду обитания. В июне ее снова нашли. Лесную женщину отмыли от нечистот и передали команде испанских психологов, которые учат ее нормам человеческого поведения.

Восьмилетняя девочка смогла выжить в природной среде, но, будучи лишенной человеческого общения, вряд ли сможет стать полноценным членом общества.

Ранее мы упоминали об опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Что же они собой представляют? Это ситуации, возникающие при взаимодействии человека с окружающей средой.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы, угрожающие здоровью, жизни человека.

Экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой.

Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.

Условиями возникновения некоторых из подобных ситуаций могут быть:

Болезнь или повреждение организма человека, находящегося в природной среде (простуда, мигрень, переломы, ушибы, отравления, укусы животных и т. д.);

Другим условием может быть:

Резкое ухудшение погодных условий (сильные морозы, вьюга, метель, сильная жара, засуха и т. п.);

Вынужденное автономное, т. е. самостоятельное, пребывание в природных условиях. Например, когда человек заблудился в лесу или потерпел аварию.

Например, есть люди, увлекающиеся охотой. Но ведь в лесу и степи много опасностей: охотник может подвергнуться нападению дикого зверя; может попасть в капкан, поставленный другими охотниками (рис. 4); его может застать непогода; охотник может заблудиться в чаще; потенциальную опасность представляют также старые деревья, которые могут упасть. Любая из перечисленных ситуаций может стать для человека экстремальной.

Рис. 4. Охотники должны быть аккуратными, чтобы не попасть в капкан, поставленный другими охотниками ()

Можно сделать вывод, что большинство опасностей являются результатом нашего легкомыслия или неправильных действий, отсутствия необходимых знаний.

Например:

Спровоцировал на агрессию зверя;

Отравился ягодами в лесу;

Отстал от туристической группы на маршруте

Потерял ориентацию в лесу;

Заблудился в пещере.

Успех автономного выживания человека в природных условиях зависит от его знания особенностей климата, в котором он находится, особенностей флоры и фауны. Об особенностях флоры и фауны своего края вы могли узнать на уроках природоведения. Если человек знает об этих особенностях, то он может обеспечить себя питанием, добыть огонь, воду, соорудить себе убежище, защитить себя от основных опасностей в любое время года.

На уроках географии вам расскажут о климатических поясах - обширных территориях, для которых присущ определенный климат, растительность, животный мир.

Волчьи ягоды

Так уж получилось, что под термином «волчьи ягоды» скрываются разные понятия.

Вы знаете, что волчьи ягоды есть нельзя, поскольку многие из них ядовиты.

Волчьи ягоды - это собирательное, народное название ряда растений, плоды большинства которых имеют токсические или раздражающие свойства:

Белладонна, волчеягодник, вороний глаз, крушина ломкая. Все эти растения встречаются в наших широтах, поэтому не стоит есть незнакомые ягоды, даже если они внешне привлекательны (рис. 5).

Рис. 5. Волчье лыко ()

Во-первых, волчьи ягоды - это одно из народных названия кустарника, который называется волчье лыко (другие названия - волчеягодник, волчник, дафна).

Яркие красные ягоды волчьего лыка величиной с горошину сидят прямо на ветках по 2-3 штуки, как у облепихи.

Несмотря на то что они выглядит очень аппетитно, есть их ни в коем случае нельзя, так как они сильно ядовиты! Впрочем, у волчеягодника ядовиты все части растения. Даже маленькая капелька сока растения, попав на кожу или слизистую оболочку губ или глаз, вызывает раздражение. Если съесть ягоду волчника, начнется жжение, тошнота, рвота, слабость, могут начаться судороги, поднимется температура... Поэтому постарайтесь не подходить к этому красивому кустику!

Только, пожалуйста, не обращайтесь с этим растением как с врагом, если вам посчастливится встретить его в лесу! Оно достаточно редкое и занесено в Красную книгу.

Что же способствует выживанию человека в природе? Есть несколько факторов:

Психологическая подготовленность. Если вы морально готовы к тому, что может случиться экстремальная ситуация, то, попав в таковую, вас не охватит паника. Думаю, вам известно, что паника - худший враг в экстремальных ситуациях, поскольку парализует волю человека, и он окончательно теряет способность принимать правильные решения и контролировать свои действия.

Физическое здоровье (сильные мышцы, закалка, выносливость).

Знания о том, как вести себя в подобной ситуации, о том, как обеспечить себе пищу, воду и кров на время вынужденного автономного пребывания.

Необходимое снаряжение: спички, нож, бинт, бактерицидный пластырь, специальная одежда, запас пищи.

Обучение выживанию

Если вы заинтересовались способами выживания, вы можете попросить родителей о том, чтобы во время летних каникул они записали вас в лагерь по обучению выживанию.

В подобных лагерях (срок пребывания в них варьируется от 14 дней до месяца) вы научитесь разводить огонь без спичек, обустраивать ночлег. Узнаете, как найти пропитание и воду в экстремальной ситуации, как оказывать первую помощь (рис. 6).

Эти знания, несомненно, вам пригодятся, как пригодились они Денису из Костромы. Он с 8 лет ходил в походы и владел основными навыками выживания. В одном из походов случилось так, что он остался отрезан от своей группы. При переходе через горный массив начался камнепад. Группе пришлось разделиться на две части. Денис вместе с раненым товарищем остался один в горах. Остальная группа поспешила за помощью. Пока спасатели старались освободить горную тропу от камней, Денис оказал первую помощь пострадавшему товарищу и нашел убежище, чтобы обезопасить себя от повторного камнепада. Таким образом, парень помог себе и товарищу.

Рис. 6. Тренировка в лагере по обучению выживанию ()

Знания основ выживания в лесу могут вам также пригодиться. А еще в лагере по обучению выживанию вы получите возможность узнать много нового о природных явлениях, полезных растениях, животном мире. Ну и, конечно, это незабываемые впечатления, общение со сверстниками, интересные события.

Специалисты дают такие советы:

Экстремальных ситуаций нужно по возможности избегать;

Экстремальных ситуаций нужно не допускать;

Не поддаваться страху и панике при любых обстоятельствах;

Чтобы не допустить ЭС, нужно знать их причины;

Чтобы выйти из ЭС, нужно знать, как правильно действовать.

Знания - одно из важнейших богатств человека. Обладая знаниями о том, как ориентироваться на местности без специальных приборов, как развести огонь на природе, как добыть себе пищу и воду, как оказать первую помощь и как соорудить укрытие, ты сможешь обеспечить не только собственное выживание, но и помочь другим в экстремальных ситуациях.

Например, в замечательном мультфильме «Утиные истории» трое братьев, попадая в затруднительное положение, всегда обращались к справочнику, в котором находили ответы на все свои вопросы. Таким справочником могут стать твои знания, если ты будешь все внимательно усваивать.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. - 1-е изд. - М: Изд-во АТС, 1996. - 160 с.
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - 2012, 209 с.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. YouTube ().

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 4 на стр. 13. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. Представьте, что вы собираетесь выехать на пикник в лес. Запишите все опасности, которые могут ожидать вас в вашем путешествии.
  3. * Узнайте, какие съедобные растения распространены в вашем регионе. Изобразите несколько из них.

Вся история развития человечества – это эволюция использования при­родного окружения в процессе жизнедеятельности человека, поэтому его связь с природой всегда была самой тесной. В дальнейшем, благодаря техни­ческому прогрессу, человек создал искусственную среду обитания, гаранти­рующую ему более безопасное и комфортное существование. Однако каким бы совершенным, автоматизированным ни был этот комфортный мир, чело­век в нем всегда существует лишь за счет природы, ее ресурсов, поэтому он не можетизбежать с ней контактов, а значит, и испытывать на себе ее воздей­ствие, в том числе и в экстремальных ситуациях.

Они могут возникнуть в результате взаимодействия человека с окру­жающей средой и представлять угрозу его жизни, здоровью и имуществу. Например, всевозможные травмы, отравления растительными и животными ядами, заражение природноочаговыми заболеваниями, горная болезнь, теп­ловые удары и переохлаждения, укусы ядовитых животных и насекомых, инфекционные болезни. К экологическим можно отнести ряд экстремальных ситуаций (холод, жара, голод, жажда, переутомление, экоотравление, физиче­ская боль), приобретающих особое значение при определенных обстоятельст­вах. Степень неблагоприятного их воздействия бывает настолько выражена, что ведет к развитию заболевания, стресса.

Факторы природной среды, способствующие развитию или возникновению экстремальных ситуаций: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, уровень барометрического давления атмосферы, ветер, ураган. К ним также относятся рельеф местности, водоисточники, флора и фауна, фотопериоди­ка (полярные день и ночь), колебания магнитного поля Земли.

Факторы, обеспечивающие защитные функции, способствующие нор­мальной жизнедеятельности людей в экстремальных ситуациях природной среды: одежда, аварийное снаряжение, устройства для сигнализации и связи, водно-пищевой запас, аварийные плавательные средства, подручные средст­ва, используемые для различных целей.

В зависимости от материальных условий (экипировка, снаряжение, на­личие аварийных укладок) и особенностей климатогеографических условий одна и та же ситуация может иметь различные последствия, скажем, вынуж­денная посадка самолета в пустыне, безусловно, является более экстремаль­ной, чем та же посадка в тайге.

Экстремальные ситуации обычно возникают, когда человек вынужден находиться на значительном удалении от обжитого места. В зависимости от профессиональной деятельности, образа жизни и привычек, возможны раз­личные варианты экстремальных ситуаций.



Такая опасность возможна прежде всего для людей, профессия кото­рых непосредственно связана с пребыванием в природной среде. Это не толь­ко геологи, археологи, охотники, промысловики, но и военные, водители дальних рейсов, работники сельского хозяйства и т. п. Предпосылками для таких ситуаций могут быть:

а) недостаточная квалификация. Водитель тяжелого грузовика, при­выкший к хорошим дорогам, неожиданно оказался на плохой, грунтовой дороге, и его машина застряла. Это вынуждает его искать помощь у людей, выходить к населенному пункту, а для этого нужно уметь ориентироваться на местности, Положение может усугубиться скоропортящимся или срочным грузом;

б) резкое изменение погодных условий. Альпиниста застал в пути снег с дождем, сильное похолодание. Он вынужден менять график движения, рассчитанный маршрут, поэтому затягивается время возвращения, что может привести к нехватке продовольствия, к вынужденному голоданию. Простей­шая экстремальная ситуация. А если при этом в конце маршрута его должен забрать вертолет, то непогода может поставить и проблему длительного вы­живания;

в) отказ техники, транспортных средств. Тракторист, оказавшийся в машине с заглохшим двигателем снежной зимой, при температуре – 20-30 °С, подвергается риску, так как в таких условиях по глубокому снегу расстояние
в 5-6 км до центральной усадьбы преодолеть непросто. А найдется ли в кабине подходящая для пешего движения одежда, а главное – обувь?



Риск оказаться в экстремальной ситуации возрастает для людей, вынуж­денных изменить привычное место проживания. Изменение климатогеографических условий может усугубиться недостаточной подготовкой или экипировкой путешественника. Этот вариант относится не только к людям, чья профессия требует частых переездов – военным, строителям, но и к простым гражданам, выезжающим на юг, в горы или в другие необычные или экзотические места.

Менее вероятной, но наиболее опасной является ситуация вынужденной автономии. Человек, оказавшийся с природой один на один, испытывает на себе воздействие не только природных факторов (температуры, солнечной радиации, влажности), но и психогенных – страха одиночества, стрессового состояния, что особенно опасно, когда необходимо решительно и быстро действовать. Действие этих факторов бывает настолько выражено, что может привести к развитию стресса. Опасностьситуации вынужденной автономии заключается еще и в том, что ей может быть подвержен любой человек в случае, например, аварии транс­порта или в самой прозаической ситуации (потеря ориентации в пригородном лесу, а под рукой ни спичек, ни компаса, ни запасов продуктов).

Нельзя забывать и про возможные случаи, когда путешественник или ту­рист, пользующийся водой из непроверенных источников, рискует получить от­равление настолько серьезное, что оно может составить угрозу для его жизни, особенно если это произошло в отдаленном районе, где квалифицированная ме­дицинская помощь недоступна. Необходимо всегда помнить о возможном нару­шении экологического равновесия под воздействием человека, и о том, что более 70 % водных источников имеют непригодную для употребления человеком воду.

Все сказанное приводит нас к выводу, что для предупреждения опасно­сти и повышения выживаемости человека в экстремальных природных усло­виях необходимо:

Добиваться повышения квалификации специалистов;

Снижать степень риска улучшением надежности работы техники и оборудования;

Повышать уровень физического развития и тренированность;

Проводить специальную подготовку по выживанию в экстремальных си­туациях в природных условиях, включая подготовку снаряжения и экипировки;

Учить людей правильному поведению при вынужденной смене кли-матогеографических условий жизни.