Все о тюнинге авто

Проект охранной зоны объекта культурного наследия. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия. Проект и границы зоны

Ключевые слова

ЗОНЫ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ПРОЕКТ / ГРАНИЦЫ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Широков К. М.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Широков К. М.

  • Москва: Градостроительный регламент и развитие

    2015 / Нащокина Мария Владимировна
  • О том, что фактически должно лежать в основе установления границ объектов культурного наследия в виде достопримечательных мест. Часть 1

    2019 / Шевченко Элеонора Арсеновна, Лукашев Андрей Владиславович
  • Некоторые вопросы общего подхода к законодательному обеспечению организации территории Российской Федерации

    2012 / Лебединская Галина Александровна
  • Правовые вопросы изменения генерального плана города Москвы, зонирования территорий в связи с расширением территории города Москвы

    2012 / Ладыгина Е. Р.
  • Архитектурное проектирование современных зданий в исторической среде Томска

    2019 / Литвинова Ольга Геннадьевна, Чешуина Татьяна Григорьевна
  • Особенности правового регулирования деятельности в сфере использования земельных ресурсов для проведения строительства

    2014 / Андреева А.С.
  • Нормативно-правовые аспекты сохранения культурных ландшафтов России

    2019 / Кулешова М.Е.
  • Проблема определения границ выявленного объекта культурного наследия - достопримечательного места "Красная горка" (улица Б. Хмельницкого, город Новосибирск)

    2018 / Наволоцкая А.В., Калюжная Ю.Б.
  • Правовой режим культурного слоя земель городов как объекта культурного наследия

    2012 / Нигматуллина Эльмира Фаатовна

The Problems of the Development and Approval Projects of the Conservation Zones of Cultural Heritage in Federal Cities

This article deals with the problems connected with the development and with the approval of the projects of the conservation zones of cultural heritage (further CZCH) in federal cities of Moscow and St.-Petersburg. The importance of this theme is provided by the imperfection of the legislation regulating of these issues. The article has the analysis of the federal and regional legislation; the different features of usage modes and town-planning regulations for CZCH. The problems of the responsibility for infractions of the requirements of the preservation and usage of CZCH; the order and features of the development projects of zones, including the problems of the development and adoption of the new Town-planning code of the Russian Federation are considered in this article. In order to disclose the problem the history of the development of the research process, the accommodation and the approval of conservation zones of cultural heritage and the concept of development of projects CZCH in Moscow and St.-Petersburg during the last years is considered in this article, we can also find here the statistics of the Department of a cultural heritage of Moscow. It is important to notice that this article has not only theoretical value, but also the practical application at that reason that concrete measures on legislation improvement are offered in it.

О разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия рассказывает , член правления УРООО Союза Архитекторов России; Почетный архитектор Удмуртской Республики, член Союза реставраторов России, директор «Архитектурно-строительного бюро Степанюк Н. Е.». Публикация сопровождается примерами проектов зон охраны объектов культурного наследия, выполненными Архитектурно-строительным бюро Степанюк Н. Е. на территории Удмуртской Республики.

Объекты культурного наследия

Культурное наследие любого населённого пункта требует трепетного внимания и сохранения в той среде и местности, где оно и образовано и расположено изначально. Поэтому законодательством в целях обеспечения сохранности и полноценного существования объектов культурного наследия предусмотрено наличие охраняемых зон, где будет регулироваться деятельность человека.

Границы зон охраны представляют территории, в черте которых любая деятельность человека, особенно, если она не контролируется специальными органами, может привести к негативному воздействию на памятник истории и культуры и его среду. Они не всегда совпадают с административным делением или границами земельных участков.


Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (в редакции 2017 года):

3. Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:

1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;

2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

4. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

5. Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона, проекта зон охраны такого объекта культурного наследия...



Зоны охраны памятников культуры

Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, устанавливает требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

На территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Разрабатывая проекты зоны охраны памятников культурного наследия определяют границы зон и регламенты использования в их пределах:

  • Территорию объекта - территорию, которая обеспечивает полноценное сохранение ОКН и ограничивает использование территории, направляя деятельность людей строго на сохранение объекта.
  • Охранную зону - территорию, на которой проводятся мероприятия обеспечивающие безопасность объекта в его естественном окружении и привычном ландшафте; где ограничено использование земель и хозяйственная деятельность, проживающих там людей. Зона где, запрещены любые строительные работы. Кроме мероприятий, направленных на сохранение или реставрацию самого памятника культуры.
  • Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности строго ограничивает строительство и ремонт сооружений, находящихся рядом с охраняемым объектом. Использование земель также имеет существенные ограничения. Вся деятельность человека, зависит от состояния памятника культуры, которому нельзя нанести вред.
  • Зона охраняемого ландшафта, представляет собой территорию, на которой установлен специальный режим. Ограничена возможность использования земель, запрещены хозяйственные работы. Исключение составляют лишь специальные мероприятия, цель которых сохранить природный ландшафт, (водоемы, лесопосадки, отдельные природные детали или открытое пространство) составляющий композицию с памятником культуры.



Проекты зон охраны

Проект зон охраны ОКН состоит из текстовых файлов, чертежей сооружений в границах данной зоны, проектов использования территории в хозяйственных целях местным населением, карт или схем, благодаря которым можно определить границы на базе собранных обосновывающих и архивных материалов.

Проект зон охраны обязательно проходит государственную историко-культурную экспертизу на соответствие требованиям законодательства и регламентам охраны объектов культурного наследия. Лишь разрешение историко-культурной экспертизы позволит утвердить границы зон, которые нуждаются в охране.

Проект зон охраны обязателен к предоставлению для утверждения в соответствующие организации вместе с материалами, которые служат его обоснованием, в том числе и экспертным заключением.

Границы зон охраны ОКН утверждаются и устанавливаются лишь в том случае, если проект получает положительное заключение экспертизы и соответствующие утверждения в органах власти.


Приложение

к муниципальному контракту № ____ от ______

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия

Государственная программа Свердловской области «Повышение эффективности управления государственной собственность ю Свердловской области до 2020 года» (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 01.01.2001 года, в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 01.01.2001 года)

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 01.01.2001 № 73-ФЗ.

2. Цели работы:

Обеспечение сохранности объектов культурного наследия, посредством регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности на территории, в границах которой данная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на сохранность объекта культурного наследия в его исторической среде;

Разработка проектов границ зон охраны и территорий объектов культурного наследия с определением режимов использования их территорий и режимов использования и градостроительных регламентов в границах зон охраны для их последующего утверждения в установленном порядке на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию;

Проведение государственной историко-культурной экспертизы (проектов зон охраны;

Разработка карт (планов) границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия как объектов землеустройства в целях внесения данных о границах территорий объектов культурного наследия и данных о границах охранных зон объекта культурного наследия в государственный кадастр недвижимости.

3. Нормативные акты, обязательные к учету .

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26. 04. 2008 г. № 000;

Положение о порядке согласования с Федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов , проектов документации по планировке территорий, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16. 01. 2010 г. №2.

Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 № 569;

Приказ Росреестра от 01.01.2001 № П/83 «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде»;

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.01.2001 № 503 «Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном видев процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости»;

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 01.01.2001 № 221-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме»;

Генеральный план городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил на период до 2030 года, утвержденный решением Нижнетагильской городской Думы (в редакции);

5. Состав проектов зон охраны объектов культурного наследия:

Проекты зон охраны объектов культурного наследия выполнить в соответствии с приложением к настоящему техническому заданию , содержащему перечни объектов культурного наследия, расположенные на территории города Нижний Тагил.

а) Графическая часть:

Карта (схема) границ зон охраны объектов культурного наследия с обозначением границ территорий объектов культурного наследия, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, ценных градоформирующих объектов, объектов историко-градостроительной среды, объектов современного строительства, ценных элементов природного ландшафта, планировочной и объёмно-пространственной структуры территории проектирования М 1:2000 (1:5000).

б) Текстовая часть:

Текстовое описание границ зон охраны объектов культурного наследия и границ территории объектов культурного наследия с обозначением объектов культурного наследия, указанием их наименования и статуса, для ансамблей – с указанием ценных зданий и сооружений, малых форм, подлежащих сохранению (М 1:500 - для небольших домовладений, М 1:1000 – для крупных); - текстовое описание границ объекта культурного наследия;

Текстовое описание режимов использования территории объекта культурного наследия;

Текстовое описание границ территорий иных объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, расположенных в зоне проектирования;

Режим использования земель и градостроительный регламент в границах зон охраны объектов культурного наследия, установленный с учетом пп.10-12 «Положения о зонах охраны объектов культурного наследия»;

Текстовое описание градостроительных регламентов в границах данных зон, устанавливающих предельные высотные и плотностные параметры разрешённого строительства и реконструкции объектов капитального строительства в границах зон охраны с учётом пп.10-12 «Положения о зонах охраны объектов культурного наследия» и выводов визуально-ландшафтного анализа;

Перечень объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия (при наличии), с наименованиями и адресными данными;

Перечень ценных градоформирующих объектов (при наличии), с наименованиями и адресными данными;

Отчёт о ландшафтно–историческом анализе развития территории; функциональном зонировании, современном визуальном восприятии объекта культурного наследия с основных видовых (схем) точек и смотровых площадок;

Обоснование проектных предложений по границам и режимам использования территории объекта культурного наследия;

в) Кадастровое описание местоположения границ объекта землеустройства:

Перечень (таблица) координат характерных (поворотных) точек границ зон охраны объекта культурного наследия и территории объекта культурного наследия (в системе координат (WGS 84 и МСК-66);

Карты (планы) границ зон охраны объектов культурного наследия и территории объекта культурного наследия, отображающие в графической и текстовой форме их местоположение, размер и границы, а также иные их характеристики.

6. Основные требования к содержанию проектов зон охраны объектов культурного наследия .

разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия должна осуществляться на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, археологических и архивных исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проекта;

в случае, если в пределах территорий зон охраны объектов культурного наследия федерального значения устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения, на данных территориях устанавливаются режимы использования земель и градостроительные регламенты, устанавливаемые в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения;

на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта), необходимый состав которых необходимо определить проектом в соответствии с пп. 10-12 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26. 04. 2008 г. № 000;

границы зон охраны объектов культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков .

Проектные материалы должны быть выполнены на современной топографической подоснове и должны отражать существующую градостроительную ситуацию.

Комплекс инженерно-геодезических изысканий должен выполняться в глобальной и местной системе координат (WGS 84, UTM и МСК-66); с переводом планово-картографических данных о границах территорий и зон охраны объектов культурного наследия. Таблица инженерно-геодезических в WGS 84 должна быть представлена: Градусы, минуты, секунды или десятичная система и UTM координаты, которые соответствую координатам WGS 84.

Осуществление инженерно-геодезических изысканий должно выполняться в установленном порядке регистрации (получение разрешений) производства инженерно-геодезических изысканий.

Текстовая часть инженерно-геодезической документации должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ 7.32-2001. Данные работы выполнить в соответствии с «Инструкцией по топографической съемке» (Москва, 1989) в масштабах 1:5000-1:500; «Инструкцией по съемке и составлению планов подземных коммуникаций», (Москва, Недра,1978)

Фотографическая фиксация объектов должна выполняться в формате не менее 10х15 см. Формат панорамной съемки не менее 15х30.

В отношении объектов культурного наследия подрядчик должен выполнить археологические исследования. Археологические исследования должны проводиться на основании Открытого листа, выданного Министерством Культуры РФ b после оформления ордера на земляные работы в МУП «Тагилдорстрой».

7. Состав материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия:

а) Графические материалы:

Ситуационный план зоны проектирования, М 1:10000;

Схема землепользования с указанием существующего положения объекта, М 1:5000;

Копии архивных планов и чертежей;

Схемы ранее проводившихся историко-археологических исследований М 1:2000 (1:5000);

Историко-культурный опорный план с обозначением объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, ценных градоформирующих объектов (зданий и сооружений, формирующих историческую застройку и объединенных в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами), объектов историко-градостроительной среды, объектов современного строительства, ценных элементов природного ландшафта, планировочной и объёмно-пространственной структуры территории проектирования М 1:1000 (1:2000, 1:5000);

Схемы визуального восприятия объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок (композиционно-видовые связи панорамы на 360 градусов созданные с помощью специальных установок), фотографические развертки и врисовки, разрезы, характеризующие композицию и силуэт застройки и природного ландшафта, включая соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов), соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), соотношение природного и созданного человеком окружения;

Схемы границ проектируемых зон;

Схемы о расположенных в границах проектируемых зон других объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны;

Иные графические материалы, необходимые для обоснования и разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия.

б) Текстовая часть:

Сведения об объекте культурного наследия, внесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

Сведения о расположенных в границах проектируемых зон территориях и зонах охраны других объектов культурного наследия;

Сведения о расположенных в границах проектируемых зон охраны выявленных объектах культурного наследия, включая объекты археологии;

Сведения проводимых археологических исследованиях в границах проектируемых зон охраны;

Сведения о композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, расположенного в границах проектируемых зон, а также о сочетании в нем определенных типов рельефа местности, водных объектов, почв, растительности;

Отчет о проведенных историко-культурных исследованиях, содержащий историко-градостроительную информацию с анализом градостроительной и природной среды района исследования, выполненным с учётом его исторического развития; историческую справку по объектам культурного наследия и их территориям, выписки из архивных и библиографических источников, сведения о ранее проводившихся в границах зон охраны историко-археологических исследованиях и выводы о сохранности историко-градостроительной и ландшафтной среды объектов культурного наследия;

Сведения о визуальном восприятии объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок.

8. Требования к утверждению проектной документации и выполнению работ.

Разработанная научно-проектная документация после предварительного согласования подрядчиком с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения их соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Экспертиза проектов зон охраны осуществляется подрядчиком за счет средств, предусмотренных данным муниципальным контрактом.

Государственная историко-культурная экспертиза проектов зон охраны объектов культурного наследия проводится подрядчиком на основании договора между подрядчиком и экспертами, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации .

Сбор документов (сведений) для историко-культурной экспертизы осуществляется подрядчиком самостоятельно за счет средств, предусмотренных данным муниципальным контрактом.

Заказчиком и организатором экспертизы является уполномоченный орган в сфере охраны объектов культурного наследия Свердловской области (МУГИ СО). Заказчик выполняет роль технического заказчика экспертизы.

Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны объектов культурного наследия представляется подрядчиком заказчику.

9. Этапы выполнения проектов зон охраны:

Подготовка цифровой картографической подосновы.

разработка проектов зон охраны и материалов по их обоснованию..

Проведение государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны. Определение координат поворотных точек проектных границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия.

Оформление и передача выполненных работ и комплекта проектной документации заказчику.

10. Требования к сдаваемой документации.

Проекты зон охраны объектов культурного наследия предоставляется подрядчиком заказчику вместе с материалами по его обоснованию на бумажном носителе в 5-х экземплярах и в электронном виде:

Текстовые материалы в формате MS Office;

Графические материалы:

Растровые файлы в формате TIFF, RGB 24 bit без сжатия разрешением 300 dpi при сохранении натурального размера файла в масштабе вывода на печать;

Векторные файлы в обменных форматах mid, mif.

Графические материалы по обоснованию проектов зон охраны оформляются в отдельный альбом (альбомы) формата не более А-3. Границы зон охраны, режимы использования земель, градостроительные регламенты в границах зон охраны оформляются в отдельный альбом формата не более А-3. Графические материалы представляются в формате программы AutoCAD и на DVD или CD дисках.

Акт государственной историко-культурной экспертизы предоставляется в 4 экз., в отпечатанном и сброшюрованном виде, с пронумерованными страницами, с указанием соответствующих приложений.

Один экземпляр Проектов зон охраны объектов культурного наследия передается в уполномоченный орган в сфере охраны объектов культурного наследия Свердловской области (МУГИ СО).

11. Требования к отчету о проведенных работах.

Приложение в виде отчета о проведенных работах должно содержать:

Отчет о геодезических работах с фотоматериалом о применении специального геодезического оборудования ;

Отчет с фотографиями о применении специального оборудования во время фотофиксации объекта культурного наследия;

Библиографический список включенных архивных материалов (карт, планов, схем) с указанием место хранения оригинала (архив, фонд, опись, дело, лист).

Список моделей и марок специального оборудования при помощи которого производились инженерно-геодезические исследования и фотофиксация объектов культурного наследия;

Отчет о проведенных историко-культурных исследованиях.

12. Требования к организации работ, режиму:

Обеспечение оборудованием, технологической оснасткой, инструментом и приспособлениями производится Подрядчиком.

Подрядчик несет ответственность за обеспеченность своих работников средствами индивидуальной защиты, инструментом, приспособлениями, необходимыми для выполнения работ.

Заказчик не предоставляет бытовые помещения, для работающего персонала Подрядчика и не организует доставку работников до места проведения работ.

13. Требования к безопасности выполнения работ и безопасности результатов работ.

Безопасность при работе на высоте – руководствоваться требованиями безопасности , изложенными в инструкциях по охране труда и других действующих нормативных документах.

Подрядчик должен предусмотреть мероприятия по охране труда. Охрана труда рабочих должна обеспечиваться выдачей необходимых средств индивидуальной защиты (каски, специальная одежда, обувь и др.), выполнение мероприятий по коллективной защите работающих (ограждения, освещение, защитные и предохранительные устройства).

14. Гарантии качества .

Выполнение работ осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. В случае, если возникнут замечания в процессе внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, они должны быть устранены подрядчиком в необходимом объеме без дополнительной оплаты в течение гарантийного срока (2 года).

Приложение к техническому заданию

Перечень объектов культурного наследия

Наименование объекта

Местонахождение объекта

Здание верхних провиантских складов

г. Н. Тагил, проспект Ленина, 1 «А», строение 2

Дом купца Аксенова (дом общества потребителей)

г. Н. Тагил проспект Ленина, 3-а

Усадьба управителя Любимова

Магазин Ахаимовой

Башня сторожевая на Лисьей горе

г. Н. Тагил «А»

Здание нижних провиантских складов

г. Н. Тагил ул. Уральская, 2 «А»

Дом инспектора училищ

г. Н. Тагил ул. Уральская, 4, корпус 1

Дом Орлова

г. Н. Тагил ул. Уральская, 20

Дом торговца Колодкина

г. Н. Тагил улица Карла Маркса, 18

Бывший дом Копылова, имеющий смешение архитектурных стилей

г. Н. Тагил проспект Ленина, 11

Дома, построенные в стиле классицизма для заводских служащих Демидова

г. Н. Тагил улица Кирова, 19

Дом Герминых

г. Н. Тагил проспект Ленина, 15

Дом, где в 1918 г. формировались кавалерийские части Красной Армии

г. Н. Тагил проспект Ленина, 17

Здание горнозаводского (реального) училища

г. Н. Тагил ул. Уральская, 4

г. Н. Тагил ул. Уральская, 6

Усадьба управителя Любимова

г. Н. Тагил проспект Ленина, 4

Магазин Ахаимовой

г. Н. Тагил проспект Ленина/улица Огаркова, 5

Здание административное

г. Н. Тагил улица Первомайская, 15

Здание, в котором находилось первое женское училище в городе, 20-30 гг. ХХ в – первая образцовая школа им. Н. К. Крупской

г. Н. Тагил улица Тагильская, 1

Территория музея-завода

г. Н. Тагил

Цех ширпотреба для производства столовых приборов

Прокатный цех (поврежденный в результате ненадлежащей эксплуатации)

Мартеновский цех (поврежденный в результате ненадлежащей эксплуатации)

Литейный двор-2

Литейный двор-1

Конюшенный двор (поврежденный в результате ненадлежащей эксплуатации)

Контора доменного производства

Здание щитовой системного управления с машинным залом-2

Здание щитовой системного управления с машинным залом-1

Здание трубовоздуходувки

Здание насосного отделения оборотного цикла

Здание газоочистки

Доменная печь (высота 20,6)

Доменная печь (высота 16,1)

 Формирование зон охраны объекта культурного наследия регионального значения

А.А. Варламов заведующий кафедрой Землепользования и кадастров федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Государственный университет по землеустройству», член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва) Р.А. Кириллов магистрант факультета «Кадастр недвижимости» федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Государственный университет по землеустройству» (г. Москва)

Анатолий Александрович Варламов, [email protected]

На территории Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия, в котором содержатся сведения о таких объектах. Объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране, которая включает разработку, согласование и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также установление требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места .

Установление зон охраны объекта культурного наследия является эффективной мерой предотвращения негативного воздействия человека и окружающей среды на такие объекты (см. ). При этом в исторической среде объекта культурного наследия могут быть установлены следующие зоны охраны:

Охранная зона;

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности;

Зона охраняемого природного ландшафта .

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об охранных зонах таких объек-

тов также должны содержаться в государственном кадастре недвижимости и быть отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий. Однако согласно статье 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2016 года, зоны с особыми условиями использования территорий исключены из объектов землеустройства (см. ). Одновременно Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что обязательным приложением к решению об установлении такой зоны являются сведения о границах зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрены разработка и утверждение формы документа, содержащего указанные сведения о границах зон . Однако в соответствии письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) от 9 марта 2016

года № 19-исх/02901-СМ/16 до установления российским законодательством формы документа, в том числе до утверждения соответствующей ХМЬ-схемы, необходимо использовать в качестве документа, содержащего в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы зоны и иные ее характеристики и направляемого в орган кадастрового учета, карту (план) объекта землеустройства, в том числе ХМЬ-схему, используемую для формирования ХМЬ-документа карты (плана) объекта землеустройства, утвержденной приказом Росреестра. При этом заполнение указанного документа в отношении зоны с особыми условиями использования территории целесообразно осуществлять по аналогии с заполнением такой карты (плана), составленной в отношении объекта землеустройства, за исключением сведений о сдаче документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (см. ). Подготовка такой документации в отношении зон охраны возможна только на основании проекта зоны охраны объекта культурного наследия, что также затрудняет внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости и может привести к тому, что всем заинтересованным участникам земельных отношений может быть нанесен ущерб из-за отсутствия такой информации в государственном кадастре недвижимости.

Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий таких зон . Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в зависимости от значения памятника.

По результатам анализа основных нормативных правовых актов, регулирующих формирование зон охраны объектов культурного наследия, авторами были выявлены и обобщены этапы установления зон охраны объекта культурного наследия регионального значения.

Этап 1. Решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия

Такое решение принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом инициировать проведение работ могут как органы местного самоуправления, так и собственники или пользователи объектов культурного наследия, правообладатели земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия .

Этап 2. Разработка проектов зон охраны объекта культурного наследия

Разработка проектов таких зон может проводиться как за счет федеральных и региональных целевых программы, так и за счет средств инициатора разработки проекта зон охраны (см. ). Разработка проектов осуществляется физическими или юридическими лицами, учреждениями, компетентными в области изучения и реставрации памятников, на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований, а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии .

При разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия осуществляются следующие работы:

Предварительное изучение объекта культурного наследия;

Разработка материалов по обоснованию проекта зоны охраны;

В проекте должны содержаться проект-

ные материалы по определению зоны охраны объектов культурного наследия, проект установления режимов использования земель и градостроительные регламенты .

Проект зоны охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах таких зон .

Этап 3. Утверждение границ зоны охраны

На основании проекта зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зоны охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах таких зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации .

Орган государственной власти, утвердивший границы зоны охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах таких зон, в соответствии с правилами организации документооборота осуществляет учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением таких зон (см. ).

Этап 4. Учет сведений о границах зоны охраны объекта культурного наследия

Сведения о границах зоны охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с за-

конодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости . Сведения о границах зоны охраны объекта культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зоны охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Орган государственной власти, утвердивший границы зоны охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах таких зон, направляет в течение 7 дней с даты вступления в силу решения об установлении зоны охраны объекта культурного наследия копию указанного решения в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным решением, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности .

Исходя из изложенного, на основании методики установления зон охраны и учитывая роль проектирования в выявленных авторами настоящей статьи этапах, рассмотрим порядок разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом, где жил П.А. Флоренский». Выбранный объект исследования расположен в Сергиево-Посадском районе Московской области, находится в собственности Сергиево-Посадского муниципального района и передан Фонду науки и православной культуры священника Павла Флоренского в безвозмездное пользование для осуществления уставной деятельности сроком на десять лет.

Проект зоны охраны объекта культурного наследия состоит из трех основных частей.

1. Визуально-ландшафтный анализ. При проведении этого анализа выполняются

Сечение 3

краеведческий музей

сечение 2

Сшнция скорой помощи

Библиотека им. Розанова

5 7 9 11 13/24 Пионерский пер. Л Н

Барские полати

сечение 1

Рис. 1. Метод лучевых сечений при проведении визуально-ландшафтного анализа

работы по определению взаимосвязи объекта культурного наследия и окружающей среды с использованием метода лучевых сечений. Бассейн видимости объекта культурного наследия составляет 185 метров. Для определения возможных высотных габаритов объектов нового строительства был использован метод лучевых сечений (рис. 1). По итогам анализа были сделаны следующие выводы:

Цветовые решения исторической застройки - белый кирпич, белые, розовые, бежевые, серые пастельные цвета;

Для этого участка необходимо ввести запрет на использование ярких цветовых решений в больших массах;

Для объектов нового строительства необходимо принятие в основном нейтрального силуэта;

Следует ввести запрет доминантных элементов в завершениях сооружений.

2. Историко-культурный анализ территории. При проведении этого анализа были выполнены следующие работы:

1) предварительные работы;

2) разработка материалов по обоснованию проекта зоны охраны объектов культурного наследия:

Анализ историко-культурных характеристик территории исследования;

Анализ действующей градостроительной документации.

По результатам проведенного анализа были сделаны следующие выводы:

В настоящее время здание находится в аварийном состоянии и нуждается в срочной консервации и реставрации;

Историческая территория памятника идентифицируется;

Цель создания проекта границ территории, зоны охраны и их режимов использования - обеспечить физическую сохранность и визуальное восприятие объекта культурного наследия, в том числе предметов его охраны;

Территория объекта культурного наследия должна обеспечивать сохранность и возможность восстановления и реставрации предмета охраны объекта культурного наследия, а зоны охраны - визуальное восприятие и техническую сохранность всего объекта культурного наследия.

3. Разработка материалов проекта зон охраны объектов культурного наследия, в том числе предложений по режимам использования земель (см. ). Проектом предполагается несколько зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ - на схеме, представленной на

Кадастровые номера земельных участков, расположенные в зонах охраны объекта

культурного наследия

Наименование зоны Кадастровые номера земельных участков, расположенных в границах зоны

Территория объекта культурного наследия Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070406:2682

Участок зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-1 Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110201:2167

Участок зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-2 Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070107:105 Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070107:78 Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070107:69

Участок охранной зоны Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0000000:79139

ЭнУ »1 краеведческий музей

Пионерский пер.

Краснофлотски ул.

Станция скорой помощи

Барские полати

Рис. 2. Зона охраны объекта культурного наследия - дома проживания П.А. Флоренского

рисунке 2). Одна из них расположена на юго-западе от территории объекта культурного наследия (ЗРЗ-1), вторая - на западе (ЗРЗ-2), а третья - на северо-востоке от территории объекта культурного наследия (ЗРЗ-3) (см. табл.).

Также авторами был проведен расчет стоимости разработки проекта зоны охраны объектов культурного наследия на основе методики определения стоимости работ по визуально-ландшафтному анализу и сборника базовых цен на работы по проведению комплексных историко-культурных исследований и разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия . Стоимость работ определяется посредством интеграции базовых

цен, рассчитанных по состоянию на 1 января 2000 года, на отдельные виды операций. Данные, представленные в методике и сборнике, были актуализированы и дополнены недостающими, на наш взгляд, коэффициентами.

Стоимость выполнения работ в текущих ценах рассчитывается на основе базовых цен по следующей формуле:

Сеа(Т) = Цб(2000) Х Кр Х Кпер Х П К"

где Сва(Т) - стоимость работ по визуально-ландшафтному анализу одного объекта в текущих ценах;

Кр - коэффициент полноты содержания работы;

Кпер - коэффициент пересчета базовой стоимости проектных работ в текущий уровень цен 1;

ПК - произведение корректирующих

коэффициентов, учитывающих усложняющие (упрощающие) факторы и условия проектирования.

Существенными недостатками для представленных методики и сборника, по нашему мнению, являются необходимость ежегодного пересчета базовых цен, актуализация информации по проводимым работам, необходимость пересчета базовых цен на отдельные виды операций в цены 2000 года.

Мы предлагаем рассчитывать стоимость работ не по базовым ценам, а по коэффициентам к кадастровой стоимости земельного участка и объекта культурного наследия, расположенного на этом земельном участке.

Кадастровая стоимости объекта культурного наследия рассчитана нами по следующей формуле:

С = С* К х Кх К х К х (1 + К / 100) х х К х К х К,

"ХИЗ "ХСК К"

где СС - стоимость нового строительства;

КЗ - коэффициент территориальной зоны;

КМ - коэффициент материала строительства;

КВС - коэффициент времени сооружения здания памятника;

КНЖ - коэффициент качества нежилого помещения;

КИС - коэффициент историчности;

КИЗ - коэффициент износа;

КСК - коэффициент учета проведенных

работ по сохранению объекта культурного наследия;

КК - коэффициент учета категории объекта культурного наследия.

Здания-памятники тесно связаны с нематериальным активом, который всегда накладывает определенные права на недвижимость - сервитут (см. ). Следует понимать, что понятие наиболее эффективного использования для этих объектов несколько иное по причине большей полезности подобных объектов для общества в целом. Эти нематериальные активы могут формировать и как ценопонижающие факторы (сервитуты и обязательства), и как ценоповышающие (престижность владения).

В предложенной нами методике расчета стоимость работ по проведению комплексных историко-культурных исследований и разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в текущих ценах рассчитывается на основе коэффициентов по формуле:

c = т(с +с)к

т кад.зем. кад.об.) л"

где Ст - стоимость работ для одного объекта;

Скадзем - кадастровая стоимость земельного участка, отнесенного к объекту культурного наследия;

Скадоб - кадастровая стоимость исследуемого объекта культурного наследия;

Kn - корректирующий коэффициент, учитывающий усложняющие (упрощающие) факторы и условия проектирования.

Главная отличительная особенность предлагаемой нами методики - использование для расчета стоимости работ коэффициентов, а не базовых цен. Коэффициенты позволяют определить, какую часть от

1 Коэффициент принят в соответствии с приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 21 января 2016 года № МКЭ-ОД/16-1 «Об утверждении коэффициентов пересчета на 2016 год к базовой стоимости работ градостроительного проектирования и проектных работ» .

кадастровой стоимости составляет тот или иной вид работ.

Охрана объектов культурного наследия приобретает все более и более важное значение. Установление зон охраны объекта культурного наследия во многом может способствовать выявлению, восстановлению, сохранению и использованию памятников истории и культуры, вовлечению объектов культурного наследия в хозяйственную и туристскую деятельность.

В отсутствие учета таких объектов нарушается культурная связь поколений, снижается воспитательная роль культурного наследия страны и отдельных населенных пунктов. Учет объектов культурного наследия будет способствовать повышению исторической ценности территорий, кадастровой и рыночной стоимостей прилегающих территорий и самого объекта, позволит расширить круг кадастровых действий.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-Ф3. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О землеустройстве: Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 17 декабря 2009 года). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 315-Ф3. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении коэффициентов пересчета на 2016 год к базовой стоимости работ градостроительного проектирования и проектных работ: приказ Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 21 января 2016 года № МКЭ-ОД/16-1. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 252-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. О направлении позиции: письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 9 марта 2016 года № 19-исх/02901-СМ/16. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Антропов Д. В. Зоны с особыми условиями использования территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) // Проблемы и перспективы со-

временного эффективного землепользования: сборник научных трудов. М. : Государственный университет по землеустройству, 2013.

13. Варламов А. А. Система государственного и муниципального управления: учебник. М. : Государственный университет по землеустройству, 2014.

14. Варламов А. А, Гальченко С. А. Государственный кадастр недвижимости. М. : КолоС, 2012.

15. Варламов А. А. Экономика и экология землепользования. В 2 т. М. : Фолиум, 2015. Т. 1. «Теоретические основы системы землепользования».

16. Варламов А. А. Экономика и экология землепользования. В 2 т. М. : Фолиум, 2015. Т. 2. «Формирование и обоснование объектов системы землепользования».

17. Варламов А. А. Теоретические и методические положения установления об-ременений земельных участков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Варламов, В. Х. Улюкаев, С. А. Гальченко, Г. В. Ломакин, Б. Б. Раль-дин, Е. Ю, Барановская. М. : Государственный университет по землеустройству, 1995.

18. Варламов А. А, Антропов Д. В. Зони-

рование территорий. М. : Форум, 2016.

19. Методика определения стоимости работ по визуально-ландшафтному анализу, осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы МРР-3.2.37.04-14: утверждена Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов в 2014 году. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».