Все о тюнинге авто

С 1 июля. Профессиональные стандарты. Что такое профстандарт


С 1 июля текущего года проведение общего собрания будет осуществляться по новым правилам: изменится непосредственно процедура его проведения. Нововведения будут применяться только к собраниям, решение о проведении которых было принято после 1 июля. К внеочередным и очередным общим собраниям, решение о проведении которых было принято до 1 июля, будут применяться старые правила их проведения.

Итак, что же изменится в отношении процедуры проведения общего собрания в АО? Таких изменений на законодательном уровне принято всего 12.

    В отношении общего собрания, проводимого в качестве внеочередного, по вопросу переизбрания (избрания) членов совета директоров АО на 20 дней сократится срок, отведенный на проведение такого собрания по требованию акционеров либо иных уполномоченных лиц, и составит 75 календарных дней. Данный срок может быть уменьшен уставом АО. Для внеочередных собраний по другим вопросам срок, отведенный для проведения собрания, сократится на 10 дней и составит 40 календарных дней с момента предъявления требования o проведении собрания.

    Для проведения собрания акционеров (внеочередного) по вопросу избрания членов директоров по инициативе самого совета срок проведения собрания будет сокращен на 20 дней и составит 70 дней со дня принятия решения o созыве такого собрания. Однако устав может закреплять более короткий срок для проведения такого собрания.

    С 1 июля увеличивается перечень сведений, подлежащих определению советом директоров при подготовке к собранию. Добавляются такие сведения как:

  • в случае наличия в повестке для вопроса об избрании членов совета директоров, должна быть указана точная дата закрытия приема кандидатур, выдвигаемых в совет директоров;
  • формулировки решений по всем вопросам повестки дня, направляемые акционерами в адрес AO, в случае голосования бюллетенями.

Сократятся сроки, отведенные для фиксации акционеров, наделенных правом участия в собрании:

  • для решения вопроса o формировании совета директоров, список акционеров для участия в собрании должен быть зафиксирован в промежутке между 10 днями после принятия решения о проведении собрания и 55 днями до непосредственного проведения самого собрания;
  • для решения вопроса о реорганизации AO данный срок будет колебаться между 10 и 35 днями соответственно;
  • во всех остальных случаях срок будет колебаться между 10 и 25 днями соответственно.
  • АО будет освобождено от обязанности по предоставлению всем заинтересованным лицам выписок из составленного списка потенциально возможных акционеров участников собрания и справок об отсутствующих в данном списке акционеров. Такая обязанность в силу закона o рынке ценных бумаг принадлежит лично регистратору.
  • По некоторым вопросам повестки дня общего собрания (переизбрание членов совета директоров, назначение/увольнение директора АО, реорганизация АО в формах слияния, присоединения и выделения с назначением совета директоров в новом АО) будет сокращен срок на 20 дней и составит 50 календарных дней, отводимый для уведомления акционеров о проведении собрания.

    Информативность сообщения o проведении собрания повысится. Добавятся сведения о категориях (типах) акций, чьи владельцы смогут проголосовать по всем вопросам повестки дня либо их части. A также в случаях предусмотренных уставом, в сообщении необходимо указать адрес официального сайта АО, на котором акционер может оставить свой голос по вопросам повестки дня, в том числе указать адрес электронной почты для направления голосующими акционерами своих бюллетеней голосования.

    С 1 июля все АО могут в уставе предусмотреть 2 новых возможных способа уведомления акционеров o проведении заседания общего собрания:

    • на адреса личных электронных «ящиков» акционеров обществом может быть направлено полноценное сообщение o проведении заседания;
    • на адреса электронных «ящиков» или личных номеров телефонов акционеров обществом может быть разослано короткое текстовое сообщение с указанием информации о том, где акционер может ознакомиться с полным сообщением o проведении заседания.

      Однако и иные возможные способы уведомления закон не отменял, например, посредством печатных изданий или официального сайта АО.

  • С 1 июля любое АО обязано будет в течение 5-ти лет с момента состоявшегося общего собрания сохранять информацию о способе уведомления акционеров о проведенном собрании.
  • Акционерным обществам будет разрешено проводить очное собрание, подразумевающее совместное присутствие акционеров, дистанционно c помощью информационных и телекоммуникационных технологий, К примеру, таким средством может послужить видеозвонок, который даст возможность акционеру присутствовать на собрании, физически не находясь на нем, и голосовать по вопросам повестки дня.

    С 1 июля появляется необходимость проведения голосования на очном собрании c помощью бюллетеней для голосования во всех публичных АО и в непубличных AO с количеством акционеров, имеющих голосующие акции, более 50 лиц.

  • Произошла законодательная конкретизация обозначения присутствия акционера на очном собрании акционеров. Итак, присутствовавшим на собрании акционер считается в случае:
    • если акционер прошел регистрацию (лично или на сайте в сети Internet) для участия в собрании;
    • если акционер за 2 дня до собрания передал заполненный бюллетень голосования в общество либо заполнил электронную форму бюллетеня на сайте, указанном обществом для голосования;
    • если акционер для собрания, проводимого в заочной форме, предоставил свой заполненный бюллетень или заполнил его в сети Internet на официальном сайте для голосования до окончания приема бюллетеней;
    • если волеизъявление лиц, давших инструкции по голосованию на собрании, проводимом в заочной форме, своим «номинальным» держателям акций, получено обществом не позднее 2-x дней до даты проведения собрания акционеров либо до даты завершения приема заполненных бюллетеней.

    В связи с многочисленными вопросами по применению профессиональных стандартов Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов.

    МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 июля 2016 г. Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" поступают многочисленные вопросы организаций и граждан по применению профессиональных стандартов.
    Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов и размещены на официальном сайте Минтруда России в системе Интернет.
    Направляем данные материалы для организации разъяснительной работы. Минтруд России готов принять участие в данной работе, в том числе, в формате вебинаров.

    Приложение

    ИНФОРМАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

    1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?
    Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.
    По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

    2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?
    Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
    Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. N 46).
    Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.
    Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

    3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?
    Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.
    Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

    4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?
    В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение достаточно длительного периода.

    5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?
    Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) профессиональные стандарты применяются "в качестве основы для определения требований к квалификации работников". Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких - снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?



    7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?
    Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.
    Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

    8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?
    Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.
    При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

    9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?
    Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ и должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.
    По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

    10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания.
    Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.
    Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
    По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.
    Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?
    Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?
    Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.
    При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

    13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?
    ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
    согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
    согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
    Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
    В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

    С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. С этого момента для некоторых видов профессиональной деятельности стандарты станут обязательными.

    С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. С этого момента для некоторых видов профессиональной деятельности стандарты станут обязательными.

    Что такое профстандарт

    Профессиональными стандартами называют современные требования к компетенции специалистов. Термин «профессиональный стандарт», который введен в обращение сравнительно недавно и закреплен в Трудовом кодексе РФ федеральным законом от 3.12.2012г. №236-ФЗ, подразумевает описание стандартных требований, предъявляемых к специалисту в конкретной области, то есть перечень определенных знаний, умений и компетенций.

    Зачем нужны профстандарты

    Профстандатры призваны сократить разрыв между содержанием образования и рынком труда. Профстандарты разрабатываются по профессиям (должностям) или по группам родственных профессий, схожих по психо-физиологическим требованиям и общим базовым технологическим компетенциям.

    Профстандарты созданы с целью повысить эффективность профессионального образования и помочь работодателям четко регламентировать трудовые функции специалистов.

    Обязательное применение стандартов — кого оно касается

    Первоначально планировалось сделать профстандарты обязательными для применения в государственных и муниципальных организациях. Именно такой законопроект о применении профстандартов был внесен на рассмотрение в Госдуму России год назад - в мае 2014 года. Однако в процессе обсуждения текст законопроекта о профстандартах был изменен.

    С 1 июля 2016 года начинает действовать новая статья Трудового кодекса – 195.3. Она определяет порядок обязательного применения профессиональных стандартов для работодателей.

    Если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ будут установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований становятся обязательны для применения работодателями (ст.195.3 ТК РФ в редакции, действующей с 1 июля 2015 г.).

    Следовательно, чтобы профстандарт стал обязательным для применения работодателем, нужно, чтобы требования к квалификации, необходимой работнику, были установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Такой пример: лица, принимаемые на подземные работы, должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным профессиональным стандартом (или квалификационным справочником). Это правило предусмотрено ч.1 ст.330.2 Трудового кодекса. Соответственно, применение работодателем профессионального стандарта (или квалификационного справочника) в этом случае обязательно.

    Работодатели, руководствуясь профстандартом, могут внести изменения в должностные инструкции, штатное расписание, пересмотреть локальные акты (п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Сам профессиональный стандарт утверждается приказом Минтруда России, а это нормативно-правовой акт. Соответственно, если есть такой правовой акт, то применять его обязательно.

    Работодатели, для которых не будет установлена обязанность применения профстандартов, будут применять их с учетом собственной специфики деятельности, они вполне могут принять во внимание отдельные положения профстандартов.

    Наименование должностей в профстандартах

    К наименованию должности требования обязательны в случае, если к конкретной должности (профессии, специальности) "привязаны" компенсации, льготы, ограничения. К примеру, когда периоды работы по определенным профессиям и должностям включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение Или когда запрещена работа по совместительству на должностях и по профессиям, содержащимся в Перечне работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

    Когда компенсации и льготы работника или действующие в отношении него ограничения не зависят от названия его трудовой функции, такое наименование может отличаться от указанного в квалификационном справочнике и профстандарте. К примеру, признание выполняемой сотрудником работы "вредной" еще не означает, что должность (профессия) работника должна быть указана в соответствии со справочником либо профессиональным стандартом.

    Профстандарт и трудовой договор

    Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом ст. 57 ТК РФ и должностные обязанности работников. При этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда. Ответственность и обязанности по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

    Квалификация работника и требования профстандарта

    В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях коллективного договора, соглашений, трудового договора.

    Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

    Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

    Требованиям к образованию и стажу, содержащиеся в профессиональных стандартах, являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    Согласно п.13 Письма и ст. 5.27 КоАП РФ, за несоблюдение требований профстандартов в случае, когда они обязательны, работодатель может быть привлечен к ответственности. Проверку соблюдения работодателями трудового законодательства осуществляют Государственные инспекции труда в соответствующем субъекте РФ и Прокуратура РФ.

    Оценка квалификации работников

    22 июня Госдума приняла во втором и третьем чтениях пакет правительственных законов о проведении в России независимой оценки квалификации работников и соискателей.

    Закон предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Оценка квалификации будет представлять собой профессиональный экзамен, порядок его проведения установит правительство. По итогам экзамена выдается свидетельство о квалификации, а если была получена неудовлетворительная оценка – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

    Предусматривается, что может быть установлен другой порядок проведения оценки квалификации для определенных категорий работников, для которых Трудовым кодексом будут определены особенности регулирования труда, в том числе с выполнением работ с вредными или опасными условиями труда.

    Оценка квалификации будет добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не повлечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Вводимые положения не будут применяться к кандидатам на госслужбу и действующим чиновникам.

    Координатором системы независимой оценки квалификации станет Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям. Для организации работы по оценке квалификации в определенном виде деятельности будут создаваться советы по профессиональным квалификациям на общероссийском уровне на базе отраслевого объединения работодателей или ассоциации, представляющие профессиональные сообщества.

    Эти советы смогут отбирать юридические лица для проведения оценки квалификации. Центры оценки квалификации будут проводить оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформлять ее результаты.

    Национальное агентство развития квалификаций создаст реестр независимой оценки квалификаций. В нем будет содержаться информация о советах, центрах оценки квалификации, сведения о наименованиях квалификаций и положениях профстандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.

    Оценка квалификации по инициативе соискателя будет проводиться за счет средств соискателя либо иных физических и юридических лиц, а также за счет работодателя. Для стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации предусматривается внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ.

    1. В соответствии с проектами Минтруда, описание профстандартов должно размещаться на сайте profstandart.rosmintrud.ru;

    2. Вести реестр поручено ФГБУ "НИИ труда и социального страхования". В течение 10 дней после регистрации соответствующего приказа в Минюсте России профстандарты, утвержденные Минтрудом России, будут помещаться в реестр.

    Задача профстандарта - отражать навыки, опыт, умения и знания, необходимые для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности.

    Рекомендуется применять профстандарты всем работодателям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Стандарты могут использоваться для определения трудовых функций работников и требований к их квалификации, для разработки локальных нормативных актов, для расчета размера зарплаты и других целей. В Минтруде России подчеркивают, что это повышает производительность труда.

    Для справки. Ст. 195.1 ТК РФ, которая внедрила понятие профстандарта, была введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ « О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». Первые профстандарты, утвержденные осенью 2013 года, относились к педагогам, специалистам по патентоведению и специалистам по социальной работе. С тех пор Минтруд России регулярно принимает новые стандарты.

    МосЭнергоСбыт тарифы с 1 июля 2016 были подвергнуты значительным изменениям. Такие изменения вызваны в связи в распоряжением вышестоящих органов управления.
    После проведения изменений, цена единицы киловатт-часа при одноставочном учете для населения Москвы составила 5 рублей 38 копейки. Если сравнить этот же показатель с первым месяцем 2016 года (когда цена была 5 рубля 3 копейки), то Вы заметите, что за полгода стоимость увеличилась на 35 копеек.
    Стоимость для жителей Московской области составляет 5 рублей ровно. Опять-таки если сравнивать с январем этого же года (когда цена единицы электрической энергии была 4 рубля 65 копейки), то видно увеличение на 35 копеек.
    Для жителей деревень и тех, кто проживает в собственных домах, оборудованных электроплитками и (или) электрическими отопительными аппаратами, предусмотрены следующие изменения: жители города Москвы будут платить 3 рубля 77 копейки, а жители Московской области и деревень – 3 рубля 50 копеек за одну единицу использованного тока. А на январь 2016 года тарифы для жителей, проживающих в собственных домах, в которых имеются стационарные электроплитки и (или) электрические отопительные аппараты, а также для сельских жителей были меньше, а именно: жители Москвы платили — 3 рубля 52 копейки, а жители Московской области и деревень — 3 рубля 26 копейки.
    Более подробную информацию о двухтарифном учете тарифа, дифференцированного по зонам суток, а также информацию о многотарифном учете с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток Вы можете посмотреть в таблицах представленных ниже.

    МосЭнергоСбыт изменение тарифов на июль 2016 — Тарифы за январь жителей Москвы

    МосЭнергоСбыт изменение тарифов на июль 2016 — Тарифы за июль жителей Москвы

    МосЭнергоСбыт изменение тарифов на июль 2016 — Тарифы за январь жителей области и деревень

    МосЭнергоСбыт изменение тарифов на июль 2016 — Тарифы за июль жителей области и деревень

    Как Вы заметили, тарифы на электрическую энергию претерпевают изменения каждые полгода, поэтому необходимо постоянно за ними следить. Узнать новую, измененную информацию о тарифах Вы всегда сможете на официальном сайте компании.
    Компания своим клиентам настоятельно рекомендует производить своевременную передачу показаний индивидуальных приборов учета, осуществлять оплату за пользование электрической энергией, а также стараться погашать задолженности (если таковые имеются) до изменения тарифов.
    В завершение хотелось бы напомнить, что передавать показания счётчиков нужно каждый месяц с 15-го по 26-е число. Для передачи показаний и совершения оплаты за использованную электрическую энергию есть три способа:
    1. Интернет-сервис — ;
    2. С помощью контактного центра;
    3. Используя Ваш мобильный телефон.

    Меньше чем через месяц - с 1 июля 2016 года профстандарты станут обязательными для работодателей в определённых законом случаях. Вступит в силу новая статья ТК РФ. Стандарты коснуться граждан, которые уже занимают свои должности, и тех, которые только будут приняты на работу. Работники должны соответствовать требованиям к профессии, если они установлены Кодексом, Федеральными законами или нормативными актами.

    Нововведение вызывает массу вопросов у самих работодателей и у сотрудников, которых оно касается. Что делать работодателям, которые обязаны внедрить профстандарты , и что ждёт работников, если они им не соответствуют? Большинство сомнений и тревог уже развеяны официальными разъяснениями Минтруда. С тех пор, как вышел ФЗ N 122 от 02.05.2015 о внесении изменений в ТК РФ, было много споров и противоречий. Теперь, когда до вступления Закона в силу остаются считанные дни, тема вновь стала животрепещущей. Разберёмся, какие вопросы о профстандартах всё еще тревожат работодателей и сотрудников.

    Что такое профстандарт

    Профессиональный стандарт - уровень квалификации, который нужен сотруднику для работы в конкретной профессиональной сфере. Квалификация - требование к навыкам, знаниям, умениям и опыту. Такое определение даёт ТК РФ. При этом разработанные Министерством труда Профстандарты имеют форму документов, приблизительно одной структуры. Профстандарты приходят на смену квалификационным справочникам - ЕКС и ЕТКС, более подробно и чётко описывая функции работников. Профессиональные стандарты продолжают разрабатываться - их уже больше восьмисот, и это не предел. После утверждения Минтруда каждый вновь созданный стандарт попадает в специальный реестр. Заглянуть в него можно на официальном сайте министерства

    Работодатели используют профстандарты, чтобы:


    • управлять персоналом и разрабатывать кадровую политику;

    • устанавливать систему оплаты труда сотрудников;

    • определять функцию сотрудников;

    • продумывать должностные инструкции;

    • устанавливать оплату труда работникам государственных учреждений;

    • применять тарифы и устанавливать разряды рабочим, которым они положены;

    • обучать, переобучать и проводить аттестацию сотрудников.

    Для чего вводятся профессиональные стандарты

    Министерство Труда ответило на этот вопрос в информационном письме от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/13-2253. Чиновники разъяснили, что стандарты нужны для поддержания информации о профессиях и необходимом уровне квалификации в актуальном состоянии. Это поможет работодателям снижать издержки при приёме граждан на работу - претендовать на вакансию смогут только люди, заведомо соответствующие требованиям. Что повысит эффективность труда и повлияет на конкуренцию среди сотрудников. В дальнейшем требования к конкретным профессиям будут учитываться уже во время обучения, на стадии подготовки кадров - государство займётся созданием подходящих образовательных программ.

    Обязательно ли применение профстандартов

    Использование профстандартов не носит тотально обязательный характер. Работодатель обязан их внедрять в двух случаях:


    • По ТК РФ (новая статья 195.3, еще не вступившая в силу) требования профтандартов обязательны, если они установлены ТК РФ, ФЗ, или иными нормативно-правовыми актами РФ.

    • По статье 57 ТК РФ соответствие должностей (в том числе названий) и требований к ним профстандартам или ЕКС (ЕТКС) обязательно, если по закону гражданам на этих должностях положены льготы, компенсации, или установлены ограничения.

    С 1 июля 2016 Правительство сможет диктовать правила применения профстандартов внебюджетными государственными фондами, госучреждениями, корпорациями, и обществами, у которых более 50% уставного капитала принадлежит государству. Для организаций с большой долей государственного участия использование профстандартов также станет обязательным.

    В прочих ситуациях профстандарт - рекомендация для работодателей. Его можно использовать как основу, чтобы понять требования к профессии. Но если закон не обязывает работодателя, использовать или не использовать профессиональный стандарт - его личный выбор. Правда, если организация добровольно перейдёт к использованию стандартов и закрепит это решение в учётной политике, то будет обязана привести должностные функции сотрудников к соответствию.

    Кто может не следовать профстандартами

    Если для работодателя профстандарт не обязателен в силу закона, то он вправе устанавливать для сотрудников иные требования, чем те, которые разработали в Министерстве труда. Полностью игнорировать стандарты чиновники не советуют. Профстандарты - просто ориентир для:


    • работодателей, которые не используют труд специалистов-льготников или работников профессий с установленными ограничениями;

    • работодателей, у которых доля государственного участия в активах фирмы меньше 50%, если они не используют труд работников льготных профессий и профессий с ограничениями;

    • работодатели, на которых не распространяется действие какой-либо нормы ТК РФ, ФЗ или иного нормативного акта о профстандарте, при соответствии первым двум условиям.

    Популярные вопросы FAQ


    Давайте рассмотрим популярные вопросы о применении профессиональных стандартов.

    Только государственные и муниципальные предприятия используют профстандарты, или они касаются всех организаций?

    Форма собственности и статус предприятия не важны. Изначально планировалось вводить профстандарты только в государственном секторе, но при разработке проекта цель изменилась. Профессиональные стандарты с 1 июля 2016 применяются во всех организациях, которые попадают под требования ТК РФ, федеральных законов и нормативных актов РФ.

    Если сотрудник не соответствует профессиональному стандарту, его увольняют?

    Приведения труда граждан в соответствие профстандартам в организации - не основание для увольнения сотрудников. Такой нормы нет в ТК РФ - увольнение по этому основанию неправомерно. Даже если квалификация сотрудника не соответствующая, и даже если он не согласен проходить переподготовку и обучаться. Требования к навыкам, стажу и образованию обязательны только при льготах, компенсациях или ограничениях для конкретной должности, или если они установлены Законом. Если образование или стаж не соответствуют норме, а профстандарт обязателен к использованию, работодатель вправе провести аттестацию сотрудников. Люди без соответствующего стажа и подготовки, которые при этом грамотно выполняют обязанности и обладают практическим опытом, могут быть назначены на должность по решению аттестационной комиссии. Увольняют работника, только если решение о несоответствии его занимаемой должности примет аттестационная комиссия.

    Нужно ли приводить должностную инструкцию и трудовой договор с сотрудником в соответствие профстандарту?

    Если использование профстандарта не обязательно, то изменять должностную инструкцию и трудовой договор не нужно. Если же профстандарт уже вступил в силу и обязателен для применения в конкретном случае, алгоритм действия таков:


    • проверьте соответствует ли название должностей стандарту, введите новые должности при необходимости;

    • проверьте соответствуют ли обязанности работников требованиям к трудовым функциям, описанным в профстандарте;

    • при несоответствии внесите изменения в трудовой договор по соглашению с работником;

    • проведите аттестацию персонала, чтобы проверить соответствие необходимым требованиям;

    • если знания не соответствуют, разработайте порядок обучения и переподготовки.

    В каких случаях придётся изменять название должности?

    Если выполнение работы предполагает льготы, компенсации, или ограничения, то должность должна называться так, как указано в профстандарте или квалификационном справочнике.

    Пример: Правительством утверждён перечень профессий, по которому работники указанных должностей вправе досрочно уйти на пенсию. Это педагоги, медики, работники вредных и опасных производств и т.д. Чтобы сотрудник получил льготу, название должности должно соответствовать или профстандарту, или ЕКС (ЕТКС). Оба документа имеют юридическую силу, так как утверждены Минтрудом. Если названия профессий в них разнятся, то работодатель вправе выбирать, какой документ брать за основу. При этом соответствие профстандарту в приоритете, так как этот документ более поздний.

    Процедура переименования должности законом не предусматривается. Название изменяется путём перевода работника на новую должность. Для этого заключается дополнительное соглашение, вносится новая запись в трудовую книжку и личную карточку. Если работник против перевода, то работодателю остаётся только прибегнуть к сокращению штата. Должность с неверным наименованием исключается из штата, вместо неё вводиться новая. Процедуру сокращения проводят по правилам ст 81 ТК РФ: уведомление сотрудника за 2 месяца, предложение альтернативных должностей и т.п.

    Кто оплачивает переподготовку работников, которая нужна для соответствия профессиональному стандарту?

    По статье 196 ТК РФ нужны ли подготовка и дополнительное обучение работникам, решает работодатель. Норма статьи не указывает на обязанность работодателей оплачивать обучение из собственных средств. Условия оплаты переподготовки сотрудников содержаться в коллективных договорах, трудовых договорах и доп. соглашениях - в локальных актах отдельно взятой организации.

    Что грозит с 1 июля 2016 за неприменение профстандартов?

    В тех случаях, когда использование стандартов обязательно, а не рекомендовано, с 1 июля 2016 года при обнаружении несоответствия при проверке работодателю грозят:


    • Предписание об устранении нарушений трудового законодательства;

    • При невыполнении предписания, штраф по статье 5.27 КоАП. Для юридических лиц это сумма до 200 000 рублей.