Все о тюнинге авто

День следственных органов 25 июля. День сотрудника органов следствия рф. июля следователи отмечают свой профессиональный праздник — День сотрудника органов следствия Российской Федерации

Начиная с 2014 года, в нашей стране отмечается профессиональный праздник - День сотрудника органов следствия Российской Федерации, установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования - ежегодно 25 июля.

День сотрудника органов следствия - это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, то есть сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д. А для выбора даты праздника послужило одно историческое событие.

Именно 25 июля 1713 года именным указом Петра I был учрежден первый специализированный следственный орган России - следственная канцелярия, которая стала первым государственным органом в стране, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия.

Идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. Руководителем данной следственной канцелярии был назначен гвардии майор Семёновского полка Михаил Иванович Волконский. Названная «майорская» она подчинялась непосредственно Петру I, и к её подследственности были отнесены дела о наиболее опасных коррупционных деяниях, посягающих на основы государственности: взяточничестве, казнокрадстве, служебных подлогах, мошенничестве. В общем, все преступления коррупционной направленности, совершаемые должностными лицами органов государственной власти, в том числе и высокопоставленными.

По сути, Петр I впервые предпринял попытку борьбы с коррупцией на государственном уровне, и она была весьма действенной. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов, которые были привлечены к уголовной ответственности. Это, конечно же, многим чиновникам не понравилось, и после смерти Петра I «майорские канцелярии» были упразднены, тема независимого следственного органа забыта, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства.

До середины 19 века расследованием преступлений занимались различные структуры - полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния… Всё это было весьма неэффективно, и к тому же привело к росту коррупции в данной сфере. В 1860 году в ходе судебной реформы Александр II попытался реорганизовать систему предварительного следствия, однако не по «петровской» модели, а принял решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. Позже данная судебная модель легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. В 1929 году функции расследования преступлений перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР, а военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938-1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции (подведомственных в то время НКВД СССР), в 1963-м - и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).

Лишь в 2007 году принятые изменения в уголовно-процессуальное законодательство России и в закон «О прокуратуре Российской Федерации» исключили из компетенции прокуроров полномочия по процессуальному руководству следствием. Несмотря на ведомственную подчинённость, эти меры позволили сделать следственный аппарат прокуратуры относительно независимым и самостоятельным ведомством.

Окончательное же возвращение модели развития следственных органов к «петровской» системе произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому руководство деятельностью этого нового органа осуществляет Президент России, а Председатель Следственного комитета назначается Президентом без одобрения органа законодательной власти. Таким образом, в настоящее время Следственный комитет РФ (СК России) подчиняется непосредственно главе государства и не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. А дата 15 января отмечается как День образования Следственного комитета РФ. Независимость же СК России создала предпосылки для более эффективной борьбы с коррупцией, в том числе, в высших органах исполнительной и законодательной власти.

В свой же профессиональный праздник все сотрудники органов следствия получают поздравления от руководства и коллег, а особо отличившиеся в раскрытии преступлений получают благодарности и поощрения от начальства.

Кстати, тот факт, что 25 июля 2013 года исполнилось 300 лет со дня издания указа Петра I, позволил Следственному комитету РФ пополнить наградную ведомственную систему новой наградой - памятной медалью «300 лет первой следственной канцелярии России».

25.07.2018 09:46:00

Сотрудники следственных органов, выбравшие делом жизни эту нелегкую службу, по праву могут отмечать свой профессиональный праздник не единожды в год. Во всяком случае, для следователей Следственного комитета существует две даты, позволяющие принимать поздравления с Днем сотрудника следственных органов - 15 января и 25 июля.

Январский день считается датой рождения Следственного комитета России. 25 июля является памятной датой для российского следствия, так как именно в этот день 25 июля 1713 года был издан именной указ Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора М.И. Волконского». Данная «майорская» следственная канцелярия явилась первым государственным органом России, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия. «Майорские» следственные канцелярии подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных деяниях. Следственные органы, зависимые только от императора, могли оставаться беспристрастными и объективными даже в отношении высокопоставленных должностных лиц. В честь этой памятной даты и был учрежден День сотрудника органов следствия Российской Федерации, который отмечают начиная с 2014 года.

Органы следствия находятся в непосредственном подчинении у главы государства. Это налагает особую ответственность на следственный аппарат как правоохранительное ведомство, которое специализируется на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, жизнь, здоровье и благополучие граждан, и наделяется широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и независимостью от других органов государственной власти.

Работа следователей - одна из самых сложных и ответственных. Сегодня перед сотрудниками Следственного комитета стоят важные задачи - расследование и качественное раскрытие коррупционных и налоговых преступлений, преступных действий против личности и государства, защита прав граждан. От того насколько профессионально, добросовестно и тщательно они выполнят свою работу, от их честности, неподкупности, проницательности и искреннего стремления докопаться до правды зависит намного больше, чем только торжество Закона. В их руках жизнь и судьба человека, его доброе имя. Это колоссальная ответственность, которая должна подкрепляться компетентностью, бескомпромиссностью, принципиальностью, человечностью.
Не каждому суждено быть хорошим следователем. Но если уж кто-то решил посвятить жизнь этой профессии, то ему нужно знать, в работе следователю потребуется целый набор профессиональных и личностных качеств: большая социальная и служебная ответственность, высокий уровень правосознания, воспитания и культуры, нравственная чистота, развитый интеллект, эрудиция, творческое мышление, аналитические способности, умение оперативно воспринимать новые знания, навыки, способность к абстрагированию, анализу, обобщению информации, умение сосредотачиваться на главном, логичность, способность перспективно мыслить. А ещё следователь должен обладать высокой работоспособностью, устойчивостью к стрессам и психофизическим перегрузкам, силой воли, быть уравновешенным, иметь достаточные способности к мобилизации и адаптации в новых условиях или стрессовых ситуациях. Список не маленький и далеко не окончательный. А всё потому, что органы следствия, в какой бы структуре они не находились, - это всегда особые полномочия, индивидуальный режим, и обострённая степень ответственности, гарантирующие правовую стабильность, торжество справедливости, укрепление законности, рост могущества и процветание российского государства.

Основы повышенной ответственности и фундамент профессионального опыта и мастерства заложили Вы, наши дорогие ветераны. Низкий поклон Вам за добросовестную службу, за работу с полной самоотдачей, за Ваш бесценный опыт и пример подлинной преданности делу и своей стране. Сегодня Ваши ученики, следователи России, продолжают заложенные Вами традиции и с честью несут нелёгкий груз долга перед обществом.

Уважаемые коллеги, сослуживцы и ветераны! С Днём сотрудника органов следствия Российской Федерации всех Вас! От всей души желаю Вам крепкого здоровья, благополучия, неиссякаемых сил и оптимизма, успеха в раскрытии самых сложных дел и новых достижений, счастья и благополучия Вам и Вашим близким!

И.о. руководителя
следственного отдела
капитан юстиции Н.В. Ханин

Это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти (Фото: Jirsak, Shutterstock)

Начиная с 2014 года, в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День сотрудника органов следствия Российской Федерации, установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования – ежегодно 25 июля.

День сотрудника органов следствия – это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, то есть сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д. А для выбора даты праздника послужило одно историческое событие.

Именно 25 июля 1713 года именным указом Петра I был учрежден первый специализированный следственный орган России – следственная канцелярия, которая стала первым государственным органом в стране, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия.

Идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. Руководителем данной следственной канцелярии был назначен гвардии майор Семёновского полка Михаил Иванович Волконский. Названная «майорская» она подчинялась непосредственно Петру I, и к её подследственности были отнесены дела о наиболее опасных коррупционных деяниях, посягающих на основы государственности: взяточничестве, казнокрадстве, служебных подлогах, мошенничестве. В общем, все преступления коррупционной направленности, совершаемые должностными лицами органов государственной власти, в том числе и высокопоставленными.

По сути, Петр I впервые предпринял попытку борьбы с коррупцией на государственном уровне, и она была весьма действенной. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов, которые были привлечены к уголовной ответственности. Это, конечно же, многим чиновникам не понравилось, и после смерти Петра I «майорские канцелярии» были упразднены, тема независимого следственного органа забыта, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства.

До середины 19 века расследованием преступлений занимались различные структуры – полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния… Всё это было весьма неэффективно, и к тому же привело к росту коррупции в данной сфере. В 1860 году в ходе судебной реформы Александр II попытался реорганизовать систему предварительного следствия, однако не по «петровской» модели, а принял решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. Позже данная судебная модель легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.

Памятная медаль Следственного комитета РФ «300 лет первой следственной канцелярии России»

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. В 1929 году функции расследования преступлений перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР, а военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938–1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции (подведомственных в то время НКВД СССР), в 1963-м – и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).

Лишь в 2007 году принятые изменения в уголовно-процессуальное законодательство России и в закон «О прокуратуре Российской Федерации» исключили из компетенции прокуроров полномочия по процессуальному руководству следствием. Несмотря на ведомственную подчинённость, эти меры позволили сделать следственный аппарат прокуратуры относительно независимым и самостоятельным ведомством.

Окончательное же возвращение модели развития следственных органов к «петровской» системе произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому руководство деятельностью этого нового органа осуществляет Президент России, а Председатель Следственного комитета назначается Президентом без одобрения органа законодательной власти.

Таким образом, в настоящее время Следственный комитет РФ (СК России) подчиняется непосредственно главе государства и не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. А дата 15 января отмечается как День образования Следственного комитета РФ. Независимость же СК России создала предпосылки для более эффективной борьбы с коррупцией, в том числе, в высших органах исполнительной и законодательной власти.

В свой же профессиональный праздник все сотрудники органов следствия получают поздравления от руководства и коллег, а особо отличившиеся в раскрытии преступлений получают благодарности и поощрения от начальства.

Кстати, тот факт, что 25 июля 2013 года исполнилось 300 лет со дня издания указа Петра I, позволил Следственному комитету РФ пополнить наградную ведомственную систему новой наградой – памятной медалью «300 лет первой следственной канцелярии России».

Справляют свой профессиональный праздник все сотрудники следственных подразделений, таких как: работники Следственного комитета РФ (СКР), сотрудники МВД, ФСБ, ФСКН и другие…

Возникает вопрос, почему именно 25 июля. Тут следует сделать экскурс в прошлое.

Потому, что именно в этот день - 25 июля 1713 года Петр I своим именным указом учредил следственную канцелярию, ставшую первым государственным органом в стране, которая подчинялась непосредственно главе государства, и обладала полномочиями проводить предварительное следствие.

До шестидесятых годов 19 века подведомственность структур, занимавшихся раскрытием, преступлений постоянно менялась - от полицмейстерской канцелярии до управы благочиния, да и работа их, говоря по чести, была неэффективной, к тому же привела к коррупции в этой области.

Другим путём пошёл Александр II. В 1860 году он вывел следственные органы из состава полиции и передал их судам, что впоследствии стало моделью для создания системы военных следователей.

С приходом советской власти, а точнее, после 1917 года, следственные подразделения возникли почти при всех правоохранительных органах, а в 1929 году правонарушения доверили расследовать следственному отделу Прокуратуры РСФСР, выделив военных следователей в особое подразделение - военную прокуратуру.


Федеральный закон от 15 января 2011 года «О Следственном комитете РФ», наконец поставил точку в становлении независимого вневедомственного института предварительного следствия, подытожив трёхсотлетний тернистый путь поисков его формирования.

Сейчас Следственный Комитет Российской Федерации - это государственное учреждение, действующее в области уголовного судопроизводства, не входящее в структуры каких-либо органов государственный власти, управляемый Президентом.

Попробуем разобраться, чем же конкретно занимается СКР в наше время.
Список впечатляет: проведение предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях против жизни, половой свободы, о налоговых правонарушениях и преступлениях связанных с коррупцией. Также следователи занимаются делами о терроризме, экстремизме, похищении людей и т.д. Список можно продолжать и продолжать. Помимо перечисленного и оставшегося «за кадром», дознаватели расследуют дела в отношении власть имущих и должностных лиц.

В День сотрудников следствия РФ, люди причастные к этой непростой и психологически загруженной профессии, получают благодарности и поощрения от начальства, награды за раскрытие преступлений, поздравления близких, коллег и друзей.

А ведомственная система к 300-летию от издания указа Петра I пополнила свой арсенал наград новой - «300 лет первой следственной канцелярии России».

Выбор даты объясняется тем, что 25 июля (5 августа по новому стилю) 1713 года был издан именной указ Петра I о создании следственной канцелярии гвардии майора Семеновского полка Михаила Волконского, которая явилась первым государственным органом России, наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия с установленным статусом непосредственного подчинения главе государства. К подследственности "майорских" следственных канцелярий были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество). Непосредственная подчиненность главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность "майорских" следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.

После смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта. С 1723 до 1860 года расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 году управы благочиния.

Указом Александра I от 10 сентября (29 августа по старому стилю) 1808 года в Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему министерства внутренних дел (в 1810-1819 годах – министерства полиции). Однако организационная подчиненность следственной службы руководству МВД и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти привела к росту коррупции и сопутствующих ей видов преступности.

В результате судебной реформы 1860 года следственные органы были выведены из состава полиции и переданы в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены должности судебных следователей (указ императора Александра II от 20 июня (8 июня по старому стилю) 1860 года). На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователями предписания, отменять их распоряжения.

Немного позже был введен аппарат военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 года состояли при военно-окружных судах.

В таком виде следственная служба развивалась до Октябрьской революции 1917 года , когда на основании декрета Совета народных комиссаров (СНК) от 7 декабря (24 ноября по старому стилю) 1917 года "О суде" институт судебных следователей был упразднен. В новой стране следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных. 22 ноября 1918 года был образован единый следственный отдел Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), 11 августа 1921 года ‑ следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 года, формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

В мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия был возложен на прокуратуру, а в сентябре 1928 года следователи были полностью выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров. Согласно постановлению Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и СНК СССР от 30 января 1929 года, военные следователи перешли в подчинение органов военной прокуратуры.

В июне 1936 года органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик, и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР. По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 года "О структуре Прокуратуры Союза ССР" в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел. В 1938-1939 годах следственные подразделения учредили также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время Народному комиссариату внутренних дел (НКВД) СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 года Главное управление контрразведки "Смерш" Наркомата обороны.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. В ходе судебной реформы 1956-1964 годов было упразднено министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было. В результате объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, значительно возрос.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года в министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в министерство охраны общественного порядка. Постепенно круг дел, подследственных следователям органов внутренних дел, стал расширяться. К 1990 году в их ведении находилось свыше 90% уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1%.

На протяжении последующих нескольких лет неоднократно предпринимались попытки внести законопроекты о реформировании следственных органов, но неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране. Лишь в 2007 году были приняты нормативные правовые акты, которыми из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. В результате следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством.