Все о тюнинге авто

Основные направления по совершенствованию организации тушения пожаров. Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны. Что же нужно для успешного руководства тушением пожара

Основные задачи Государственного пожарного над­зора (Госпожнадзора) состоят в следующем.

1. Разработка противопожарных правил, норм, технических условий для вновь строящихся и реконструируемых объектов различного назначения, а также правил пожарной безопасности для действующих объектов.

    Контроль за соблюдением проектными организациями установленных правил при проектировании новых зданий и сооружений.

    Надзор за противопожарным состоянием действующих объектов.

    Учет и анализ пожаров.

    Противопожарная пропаганда и агитация, которые имеют принципиальное значение, так как свыше 50% пожаров возникают в результате нарушений противопожарного режима.

    Административная работа в виде наложения штрафов, дознания виновников пожаров, приостановки частично или полностью работы объектов, находящихся в угрожающем пожароопасном состоянии.

Важной формой работы органов Госпожнадзора на ВЦ являются пожарно-технические обследования. Различают комп­лексные и контрольные обследования. Комплексное обследование предусматривает детальное изучение противопожарного состоя­ния помещений ВЦ и проводится по ходу технологического процесса обработки информации. Контрольные обследования проводят с целью проверки исполнения ранее выданных предписаний на устранение выявленных нарушений, а также для выявления изменений противопожарного состояния объекта со времени комплексного обследования. Обычно контрольное обследование сводится к осмотру наиболее пожароопасных участков по кратчайшему маршруту.

Ответственность за противопожарное состояние ВЦ возложе­на на начальника и руководителей отдельных подразделений. Для проведения мероприятий, направленных на снижение пожарной опасности, назначается пожарно-техническая комиссия, в кото­рую входят ведущие специалисты ВЦ.

Большую роль в предупреждении и борьбе с пожарами играют общественные организации: добровольные пожарные общества (ДПО), добровольные пожарные дружины (ДПД), обще­ственные инспекторы по пожарной профилактике. На членов ДПД возложены задачи проведения разъяснительной работы по соблюдению противопожарного режима, надзора за состоянием средств пожаротушения, оказания помощи пожарным подразде­лениям в тушении пожаров и спасении людей. С членами ДПД проводят учебные занятия, они оснащены современной пожарной техникой и спецодеждой.

§ 52. Способы тушения пожаров и огнетушащие вещества

Для прекращения процесса горения используются следующие основные способы.

Охлаждение горящих веществ путем нанесения на их поверхность теплоемких огнетушащих средств (воды, пены и др.) или перемешивания слоев горящей жидкости.

Разбавление концентрации горючих паров, пылей и газов путем введения в зону горения инертных газов (азота, углекислого газа).

Изоляция горящих веществ от зоны горения нанесением на их поверхность изолирующих огнегасительных средств: пены, песка,

Химическое торможение реакции горения путем орошения поверхности горящих материалов или объемного разбавления горючей пыле-, газо- и паровоздушной системы флегматизирую-щими веществами и составами.

Эффективность перечисленных способов пожаротушения зависит от стадии развития пожара, масштабов загорания, особенностей горения различных материалов. В практических условиях происходит комплексное воздействие на процесс горения, когда преобладание того или иного способа зависит от выбранного огнетушащего средства. Рассмотрим характеристики наиболее распространенных огнетушащих средств.

Вода. Вода обладает тремя свойствами огнетушения: охлаждает зону горения, разбавляет реагирующие вещества в зоне горения и изолирует горючие вещества от зоны горения. По сравнению с другими огнетушащими веществами вода имеет наибольшую теплоемкость. Так, 1 л воды при нагревании от 0 до 100 °С поглощает 419 кДж теплоты, а при испарении - 2260 кДж. Превращаясь в пар, вода увеличивается в объеме

В 1750 раз. Смешиваясь с горючими газами и парами, выделяющимися при горении, водяной пар разбавляет их, образуя смесь, не способную гореть.

С помощью пожарных стволов можно сформировать мощные компактные струи воды длиной до 70-80 м, способные механически сбить пламя в трудно доступных местах. Мелкорас­пыленная вода интенсивно образует на поверхности горящих ма­териалов паровое облако, одновременно охлаждая и изолируя их от кислорода воздуха.

Вода является наиболее дешевым и распространенным средством тушения пожаров. Однако имеются определенные ограничения ее применения. Вода тяжелее многих горючих жидкостей (бензина, керосина, эфира, ацетона и др.), поэтому они всплывают на ее поверхность, продолжают гореть и, растекаясь, увеличивают площадь горения.

Природная вода содержит различные растворенные соли и обладает значительной электропроводностью. В связи с этим не следует применять воду для тушения пожаров электроустановок, находящихся под напряжением.

Воду нельзя применять при тушении объектов, содержащих вещества (например, щелочные металлы, карбид кальция, негашеную известь), которые, вступая с ней в реакцию, способствуют распространению пожара, создают опасность взрыва, выделяют взрывоопасные ядовитые газы, другие вредные вещества.

Следует ограничивать применение воды для тушения дорогостоящего электронного оборудования, которое от воздей­ствия воды приходит в негодное состояние.

Воднохимические растворы. Из-за высокого поверхностного натяжения вода обладает малой проникающей способностью в глубь таких плохосмачиваемых материалов, как древесина и древесный уголь, хлопок, шерсть и др., поэтому велики ее непроизводительные потери во время тушения пожаров. Для повышения эффективности тушения в воду добавляют различного рода смачиватели в виде поверхностно-активных веществ типа пенообразователей. Например, введение в воду 0,5...2% смачива­теля позволяет повысить эффект тушения пожаров плохо смачиваемых веществ и материалов почти в 2 раза.

Огнетушащую эффективность воды можно также повысить путем увеличения ее вязкости. В качестве загустителей воды применяют натриевую соль полиакриловой кислоты, метилцеллю-лозу и др. Действие «вязкой» воды заключается в ее способности покрывать тонкой пленкой горящую поверхность и удерживаться на ней.

Огнетушащие пены. Пена представляет собой систему, в которой дисперсной фазой всегда является газ. Пузырьки газа могут образовываться внутри жидкости в результате химичес-

ких процессов или механического смешения воздуха с жид­костью.

При тушении пожара пена, покрывая горящее вещество, изолирует его от окружающей среды, препятствует проникнове­нию горючих газов и паров в зону горения и передаче теплоты из сферы горения к горящему веществу. В процессе разрушения пены образуется жидкая пленка, смачивающая и охлаждающая поверхность горения. Широкое применение нашли два вида огнегасительных пён: химическая и воздушно-механическая.

Химическая пена получается в результате взаимодействия кислотных и щелочных растворов в присутствии пенообразовате­ля. Практически такую пену получают в эжекторных пеногенера-торах из пенообразующего порошка и воды. Порошок состоит из сухих солей сернокислого алюминия и бикарбоната натрия, а также пенообразующего вещества, например, лакричного экстракта. При взаимодействии с водой они растворяются и немедленно реагируют с образованием двуокиси углерода. Из 1 кг пенообразующего порошка и 10 л воды образуется 40-60 л пены. Пена состоит примерно из 80% углекислого газа (по объему), 19,7% воды и 0,3% пенообразующего вещества и представляет собой пузырьки углекислого газа с оболочкой из воды. Стойкость пены с момента ее образования до полного распада 40 мин.

Воздушно-механическая пена представляет собой механиче­скую смесь воздуха (90-99%), воды (9,7-0,96%), пенообразо­вателя (0,3-0,04%), которую получают путем их интенсивного перемешивания с помощью воздушно-пенных стволов или пеногенераторов.

Огнетушащие свойства такой пены определяются ее кратно­стью, стойкостью, дисперсностью и вязкостью. Кратность - это отношение K = VJV X , где V n - объем пены; У ж - объем жидкости, из которой она получена. По кратности различают низкократную (/«10), среднекратную (/(=10...200) и высоко­кратную (/(=200...1000) пену.

Стойкость воздушно-механической пены меньше, чем химиче­ской, причем стойкость уменьшается с увеличением кратности. Однако воздушно-механическая пена совершенно безвредна для людей, не вызывает коррозии, обладает малой электропроводно­стью и весьма экономична. В настоящее время применение химической пены сокращается.

Огнетушащие пены широко применяются для тушения пожаров при загорании горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, а также твердых горючих веществ и материалов.

Инертные газы (азот, аргон, гелий, двуокись углерода). Они обладают способностью быстро смешиваться с горючими парами и газами, понижая концентрацию кислорода в зоне горения до такого предела, при котором горение прекращается.

* - w -

Особое место среди инертных газов занимает двуокись углерода или углекислый газ СОг. При сжатии под давлением 3,5 МПа СО 2 превращается в жидкость, называемую углекисло­той, которая хранится и транспортируется в стальных баллонах под давлением 12,5 МПа. Огнегасительная концентрация газообразной углекислоты не менее 30% объема защищаемого помещения.

Углекислота, быстро испаряясь (из 1 кг жидкой кислоты получается 509 л газа), переохлаждается, образуя хлопья «снега» с температурой - 79 °С. Таким образом, разбавляющее огнету-шащее действие дополняется интенсивным охлаждением очага горения.

Углекислота неэлектропроводна и пригодна для тушения электроустановок, находящихся под напряжением. Следует помнить, что предельно допустимое для человека содержание в воздухе СОг 10%. Поэтому при заполнении горящего помещения углекислым газом из него необходимо эвакуировать людей.

Ингибиторы или флегматизаторы. Эти вещества действуют на принципе торможения химических реакций горения. В настоящее время для пожаротушения применяют такие ингибиторы, как фреон (хладон) 114В2, фреон (хладон) 13В1, а также огнетушащие составы на основе предельных углеводородов: «3,5», ОКБ, 4НД.

Огнетушащие порошковые составы. Они представляют собой тонко измельченные минеральные соли с различными добавками, служащими для уменьшения слеживаемости и комкования. Порошковые составы обладают очень высокой огнетушащей способностью (тушение пожаров большинства веществ и матери­алов достигается за 5-7 с), они универсальны, т. е. способны тушить любые материалы, в том числе нетушимые всеми другими средствами, например, термиты, щелочные металлы.

Огнетушащий эффект порошковых составов носит комплекс­ный характер: ингибирование (торможение) химических реакций в зоне горения; охлаждение зоны горения вследствие расходова­ния теплоты на нагрев и термическое разложение частиц порошка; разбавление горючей среды как частицами порошка, так и продуктами его разложения; эффект огнепреграждения при тушении по поверхности.

Порошковые составы обладают диэлектрическими свойствами, практически нетоксичны, не оказывают коррозионного действия на металлы. Недостатком большинства порошковых составов является их высокая гигроскопичность, что приводит к слежива­нию и образованию комков.

Выбор способов и средств пожаротушения на ВЦ зависит, в первую очередь, от места возникновения пожара. Воду можно использовать для тушения пожаров в помещениях программи-

стов, библиотеках, конференц-залах, вспомогательных и слу-жебно-бытовых помещениях. Углекислый газ и воздушно-механическую пену - в технических этажах, кабельных лотках, каналах, туннелях, подпольных пространствах. В машинных залах, хранилищах информации, помещении контрольно-измери­тельных приборов применять воду и пену недопустимо ввиду опасности повреждения или полного выхода из строя дорогостоя­щего электронного оборудования. Здесь наиболее эффективно применение установок газового пожаротушения (см. § 54).

Одной из важнейших составляющей успешного тушения пожаров на объектах экономики в городах и населенных пунктах является наличие пожарных частей оснащенных пожарной техникой и укомплектованных профессионально подготовленным личным составом – будущими участниками тушения пожара.

Число пожарных подразделений в муниципальных образованиях определяют в зависимости от их размеров, характера застройки, пожарной опасности технологических процессов производства и других условий.

Ассортимент мобильных средств пожаротушения их количества, которым оснащаются пожарный части, зависит от особенностей обслуживаемых районов и объектов.

Для своевременного оказаний помощи в случае возникновения пожара, в расчете пожарной части предусматриваются пожарные автоцистерны, реже и как правило в крупных городах пожарные насосно-рукавные автомобили.

Для повышения боевой готовности пожарных частей и привлечения личного состава свободных от дежурства караулов к тушению крупных пожаров в каждой части создают резерв мобильных средств пожаротушения.

Число и тип специальных мобильных средств пожаротушения определяют в целом для гарнизона пожарной охраны. Специальные мобильных средств пожаротушения включают в расчет тех пожарных частей, в районе выезда которых наиболее часто они используются при тушении пожаров. В некоторых крупных гарнизонах пожарной охраны создают специализированные пожарные части, которых оснащаются специальными мобильными средствами пожаротушения.

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов в Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно – территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – Главное управление).

Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.

Основными задачами гарнизонной службы является:

Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Организация и проведение своевременных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

Для выполнения основных задач гарнизона служба осуществляет следующие функции:

Планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Осуществляет учет и контроль состояний сил и средств гарнизона пожарной охраны;

Обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;

Организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Обеспечивает работоспособность систем приема и регистрации вызовов, а также систем приема и регистрации вызова, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

Разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – нештатные службы гарнизона пожарной охраны.

Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:

Управления;

Газодымозащитная;

Техническая;

Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее- План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).

Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.

В каждом гарнизоне пожарной охраны создаются подразделения (ЦППС, ЕДДС и др.) для приема сообщений о пожарах и других чрезвычайных ситуациях, обеспечивая постоянной связи в повседневной деятельности и при работе подразделения по ликвидации пожаров и последствий других чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия с другими службами (милицейская, медицинская, газовая и др.) привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для организация постоянной связи ЦППС с пожарными частями гарнизона в каждой пожарной части организуют, пункт связи части (ПСЧ). Пункт связи части оборудуют прямой телефонной связью с ЦППС и наиболее важными объектами района выезда радиосвязью. Де­журный диспетчер (радиотелефонист) отвечает за своевременный и четкий прием на передачу сообщений, поступающих на пункт связи части.

Для организации руководства дежурными караулами и сменами, а также создается служба пожаротушения (СПТ), которая комплектуется опытными, грамотными специалистами в области пожаротушения.

Основные задачи СПТ.

Контроль за оперативно-служебной деятельностью подразделений ФПС гарнизона, проверка готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ всех подразделений, входящих в гарнизон.

Контроль за выполнением нормативных правовых актов в области ор­ганизации пожаротушения подразделениями ФПС, входящими в гарнизон.

Контроль за организацией службы в подразделениях ФПС, входящих в гар­низон.

Осуществление непрерывного контроля за оперативной обстановкой в гарнизоне, контроль за своевременной постановкой в боевой расчет пожарных автомобилей и иной пожарной и аварийно-спасательной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара или проведения аварийно-спасательных работ, рассмотрение обоснованности вывода пожарной техники из боевого расчета, принятие первоочередных мер к устранению выявленных недостатков в несении службы, в том числе с выездом на место происшествий.

Контроль за организацией и проведением пожарно-тактических учений и занятий по профессиональной и другим видам подготовки в подразделениях, входящих в состав гарнизона.

Участие в подготовке и разработке регламентных документов гарнизона, самостоятельная их разработка.

Устойчивое, непрерывное управление подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, входящими в состав гарнизона, в ходе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС

Развитие науки и техники, производств с применением новых синтетически-композитных материалов, усиленное развитие химической, нефтяной и газовой отраслей, сфер экономики, в технологических процессах которых используется большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ, тенденция увеличения этажности и площадей общественных и жилых зданий, происходящие на фоне резкого ограничения контрольных полномочий государственного пожарного надзора, требуют постоянного внимания к мерам предупреждения и тушения пожаров.

Из сказанного следует:

– число опасностей не снижается и роль специально выделенной службы (пожарной охраны) в жизни общества и обеспечении безопасности жизнедеятельности человека велика;

– для снижения пожарной опасности любого объекта следует принимать максимум профилактических, конструктивно-технологических, организационных, правовых и других мер, направленных на недопущение возникновения пожара;

– необходимо предусматривать конструктивно-планировочные и технологические решения, снижающие интенсивность развития возможного пожара, способствующие локализации зоны горения и задымления; уменьшающие ущерб и создающие безопасные и оптимальные условия для прибывающих сил экстренного реагирования;

– необходимо предусматривать комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на активную локализацию и тушение пожара специальными технологическими приемами, автоматическими системами пожаротушения дистанционно или путем привлечения сил и средств пожарной охраны за минимальное время.

Совокупность способов и приемов тушения пожара, применяемых с учетом возможностей подразделений пожарной охраны и конкретной обстановки на пожаре, называется пожарной тактикой .

Пожарная тактика включает в себя теорию и практику подготовки и ведения боевых действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров.

Основным предметом изучения пожарной тактики является подготовка к тушению и непосредственно тушение пожаров различными силами и средствами.

Цели пожарной тактики :

  • познавать закономерности развития пожара;
  • разрабатывать способы и приемы спасения людей и тушения пожаров;
  • разрабатывать способы ведения боевых действий подразделений по тушению пожаров;
  • разрабатывать организационную структуру;
  • подразделений, изучать их тактические возможности и методы подготовки.

К задачам пожарной тактики относят :

  1. изучение сущности процессов развития и тушения пожаров, а также установление действующих в этих процессах закономерностей;
  2. исследование тактических возможностей подразделений пожарной охраны;
  3. разработку способов действий подразделений;
  4. организацию тушения пожаров и управление боевыми действиями при их тушении;
  5. организацию тактической подготовки подразделений с учетом выработки определенных боевых и моральных качеств личного состава.


Основы тушения пожаров

Основные исходные положения пожарной тактики содержатся в Приказе МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров осуществляется в соответствии Боевым уставом с учетом специфики зданий (сооружений), в которых произошел пожар.

Боевые действия по тушению пожаров включают следующие этапы :

а ) боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара:

  • прием и обработка сообщения о пожаре;
  • выезд и следование к месту пожара;

б ) боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара:

  • прибытие к месту пожара;
  • управление силами и средствами на месте пожара;
  • разведка пожара;
  • спасение людей;
  • боевое развертывание сил и средств;
  • ликвидация горения;
  • проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ;

в ) боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара:


Основы проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС

Проведение АСР, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

К действиям по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, привлекается личный состав и подразделения пожарной охраны, аттестованные на право ведения АСР в установленном порядке.

Подразделения пожарной охраны привлекаются к проведению АСР и других неотложных работ при ликвидации ЧС, связанных с :

  • прохождением комплекса неблагоприятных метеорологических явлений;
  • наводнениями (паводками);
  • химическим, бактериологическим, радиационным заражением местности;
  • обнаружением взрывоопасных предметов;
  • транспортными происшествиями;
  • обрушениями зданий и сооружений (землетрясениями);
  • природными пожарами (при угрозе населенным пунктам);
  • крупными техногенными пожарами.

Действия по проведению АСР включают следующие этапы :

а ) действия, проводимые до прибытия к месту ЧС:

  • прием и обработка сообщения о ЧС;
  • выезд и следование к месту ЧС;

б ) действия, проводимые на месте ЧС:

  • прибытие к месту ЧС;
  • управление силами и средствами на месте ЧС;
  • разведка ЧС;
  • спасение людей;
  • проведение АСР и других неотложных работ;

в ) действия, проводимые после ликвидации ЧС:

  • сбор и следование в место постоянной дислокации;
  • восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны.
Литература :
  1. Приказ МЧС от 16.10.2017 № 444;
  2. Учебное пособие "Пожарная тактика" В.В. Теребнев, А.В. Подгрушный 2012 г.;
  3. Курс лекций «Пожарная тактика» Н.Ю. Клименти 2013 г.
Время от начала развития пожара мин. Возможная обстановка пожара Q тр л/с Введено приборов на тушение и защиту Q ф л/с Рекомендации РТП
ИТС-50-8 DF ПЛС ГПС СВП
11мин Прибытие 1-го подразделения пожарной охраны, S п = 28,26 м 2 , происходит горение припаркованных автомобилей на парковке, высокая температура и сильное задымление по всей площади парковки. Необходимость первоочередных действий- спасение, эвакуация людей с парковки, защита путей эвакуации. 2,82 1. Решающее направление – спасание, эвакуацию людей и защита путей эвакуации. 2. По прибытию: подтвердить ранг пожара №2, организовать разведку пожара. 3. Разведку имеющегося пожара проводить по всем направлениям возможным для движения на парковке. 4. Установить: число людей находящихся на момент пожара на парковке, вести их учет при эвакуации (назначить ответственного из числа нач.состава) 5. Обеспечить полное или частичное отключение от всех имеющихся энергетических ресурсов. 6. Получить наряд-допуск после отключения электроэнергии. 7. Вызвать к месту пожара 03, ГОРЭНЕРГО, полицию, ГИБДД. 8. Установить АЦ на ПГ, проложить магистральную линию 9. На всех участках работ организовать тщательное наблюдение за состоянием строительных конструкций. 10. При тушении пожара использовать звенья ГДЗС, организовать посты безопасности. 11. Организовать взаимодействие с руководством парковки по эвакуации транспортных средств. 12. Проверить лифты на наличие людей. 13. Задействовать систему дымоудаления дома, в случае её полного отказа использовать турбовентиляторы СПСЧ и вызватьАД-90 29-ПСЧ для удаления дыма и ли подпора воздуха на уровнях стоянки. 14. В случае полного отключения дома от электроэнергии насосы-повысители внутреннего противопожарного водоснабжения также будут отключены.
19 мин Прибытие последнего подразделения по №2. Локализация S п = 78,5 м 2 7,85 35,24 15. Создать 2 участка тушения пожара (УТП): 1 й – спасение, эвакуация людей, эвакуация транспортных средств, проверка уровней парковки 2 й - тушение пожара, защита соседних автомобилей, защита перекрытий 16. Установить отделение 32-ПСЧ на ПГ, проложить магистральную линию. 17. Установить отделение 27-ПСЧ на ПГ, проложить 2 магистральную линию. 18. Организовать тушение пожара: звеньями ГДЗС подать 5 стволов ГПС-600 на пути распространения огня. 19. На защиту автотранспортных средств - 2ствола «Б». 20. На защиту перекрытий - 1ствол «Б». 21. Для удаления дыма парковки установить турбовентиляторы СПСЧ.
25 мин Ликвидация 7,85 35,24

Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара

Вариант тушения Прогноз развития пожа­ра (площадь пожара, фронт пожара линейная скорость распростране­ния, площадь тушения, объем тушения и т.п.) Требуемый расход огнетушащих веществ, л/с м 2 Количество приборов подачи огне­тушащих веществ, шт. Необходимый запас ог­нетушащих веществ, л/с Количество пожарных машин, основ­ных/специальных, шт. Предельные расстояния для подачи воды, м Численность личного состава, количество звеньев ГДЗС чел/шт.
S п =78,5 м. 2 V л = 1 м/мин I т тр = 0,1 л/м 2 *сек 7,85 2 ГПС-600 3«ИТС-50-8» W по =1296 W воды т=63432 Q ф 35,24л/с < Q п/п вод 110 л/с 8 осн. 9 спец. 70-150 70 чел., 9 звеньев ГДЗС-36чел.

1. В пути следования передать характеристику объекта.

2. По прибытии на пожар: подтвердить ранг пожара №2, вызвать к месту пожара 03, ГОРЭНЕРГО, полицию, ГИБДД.

4. Оказать помощь пострадавшим и организовать отправку пострадавших в больницы на машинах скорой помощи.

5. Необходимо немедленно установить связь с руководством объекта.

6. Уточнить, какие меры уже приняты по эвакуации людей и имущества (автотранспортных средств).

7. При проведении спасания людей использовать эвакуационные выходы, вести учет эвакуированных людей.

8. Отключение электроэнергии согласовать с руководством объекта, получить допуск на тушение пожара.

9. Разведку имеющегося пожара проводить по всем направлениям возможным для движения на этажах, все работы производить в СИЗОД.

10. Проверить лифты на наличие людей.

11. Определить приборы и способы подачи огнетушащих средств.

12. Организовать штаб пожаротушения (разместить у дома), включить в него представителей объекта.

13. Назначить ответственного за ОТ и начальников УТП, обеспечив расстановку сил и средств на позициях

14. В холодное время эвакуированных людей разместить в соседних жилых домах ул. Горная д. 2а и ул. Горная д. 6.

15. При тушении парковки для защиты личного состава применять теплоотражательные костюмы.

16. Для удаления дыма установить турбовентиляторы СПСЧ.

17. При возможности и необходимости использовать сухотрубы и ВПК, учесть что в ПК установлена полугайка на 66 мм.

1. Оперативный штаб расположить перед парковкой.

2. Для организации связи на пожаре использовать АСО.

3. Работающим переносным радиостанциям на пожаре перейти на 18 канал. Для оповещения людей на пожаре использовать громкоговорители АСО СПСЧ, мегафоны и СГУ пожарных автомобилей.

4. В состав оперативного штаба включить руководство объекта. При необходимости через ДДС-01 г. Н.Новгорода вызвать аварийную бригаду Нагорного водопроводного участка водоканала, аварийную бригаду электросетей (Горэнерго), экипажи ГИБДД, полицию, скорую помощь.

5. Готовить и своевременно вносить РТП предложения по организации тушения пожара, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств.

6. Доводить указания РТП до участников тушения пожара.

7. Своевременно докладывать РТП и старшему диспетчеру гарнизона оперативную обстановку на пожаре.

8. В холодное время эвакуированных людей разместить в соседних жилых домах по ул. Горная.

1. Провести разведку водоисточников, находящихся рядом, обеспечить бесперебойную подачу огнетушащих средств к месту пожара.

Пожарная тактика – совокупность боевых действий по организации усилий подразделений пожарной охраны для успешной в тех размерах, который он принял к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию людей в случае угрозы для их жизни.

Задачи обучения:

  • приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения боевых действий при пожарах,
  • подготовка личного состава к умелым и отлаженным действиям в составе отделения, караула,
  • совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению боевыми действиями на пожаре.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:

  • на межрегиональном уровне – федеральными органами государственной власти;
  • на территориальном и местном уровнях – соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Организация тушения пожаров предусматривает организационные мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно отнести:

  • создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими веществами;
  • организация связи и взаимодействия между пожарными подразделениями и службами жизнедеятельности города (области).
  • разработка оперативных документов службы, подготовки и пожаротушения;
  • поддержание высокой боевой готовности подразделений;
  • материально-техническое обеспечение пожарных подразделений.

Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям, но и в результате осуществления мероприятий,

предусмотренных системой организации. Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора времени все больше возрастает. При создании подразделений учитывают размеры города, численность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пункта.

Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной ликвидации пожара (обеспечение водой, и сигнализации, сооружениям и водоисточникам, и разрывов и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также . Разрабатывая организационные мероприятия тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения требуется минимальные силы и средства. Время от момента обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития пожара (мин) можно определить по формуле:

где τобн – время с момента возникновения пожара до его обнаружения, мин; τсл –время следования на пожар, мин; τбр – время боевого развертывания, мин.

Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения пожаров, борьба за уменьшение каждого из них – повседневная задача подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10 минут с момента вызова.

Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до 40 км/ч.

Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных случаях, а в остальных – больше, поэтому более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.

Количество основных и специальных пожарных автомобилей в дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района (объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с установкой автоцистерн на водоисточник.

Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно прибыть согласно . В этом случае создаются отдельные посты (караулы), обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.

Особенности города, района или объекта регламентируют количество и вид специальных автомобилей. Например, пожарными и коленчатыми подъемниками снабжают части, в районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета, примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и республиканских центрах или пожароопасных объектах.

Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от категории пожарной опасности технологического процесса, .

Проведение аварийно спасательных работ

Проведение аварийно-спасательных работ – неотложные действия пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации имущества.

АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и предельным напряжением сил всего личного состава. Они проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до стабилизации положения. Это обеспечивается высокой готовностью подразделений, высокой выучкой и психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным управлением подчиненными подразделениями и приданными формированиями и всесторонним их обеспечением.

Что включает в себя АСР

  • поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных, задымленных и затопленных помещений или завалов, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.
  • вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных помещений и спасение находящихся в них людей;
  • вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей) транспортных средств и спасение находящихся в них людей;
  • подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения жизни находящихся там людей;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
  • организацию эвакуации материальных ценностей из опасной зоны;
  • укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению работ.

Место и способ проведения АСР, обеспечивающий наибольшую безопасность, должны определяться в каждом конкретном случае по данным разведки, в зависимости от состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние инженерного оборудования и коммуникаций, свойств обращающихся в них продуктов производства, а также состояния основных и запасных путей эвакуации и технической оснащенности объекта системами оповещения, аварийного освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных) подразделений.

АСР осуществляются по указанию РТП (РАСР).

Спасение людей организуется и проводится в том случае, если:

  • людям угрожает огонь, высокая температура, опасность взрыва или обрушения конструкций, либо помещения где они находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;
  • люди не могут самостоятельно покинуть опасные места при пожаре или другой ЧС;
  • имеется угроза распространения огня, дыма, АХОВ по путям эвакуации;
  • предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.

Основные способы спасения людей и имущества

  • перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;
  • защита их от воздействия и их вторичных проявлений.
  • Для спасения людей выбираются наиболее безопасные пути и способы. Такими путями могут быть:
  • основные входы и выходы;
  • запасные выходы;
  • оконные проемы и балконы с использованием технических средств;
  • люки если через них можно выйти в безопасную зону;
  • проемы проделываемые в строительных конструкциях зданий, (сооружений) и корпусах (кузовах, фюзеляжах) транспортных средств для перемещения пострадавших.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара или проведения АСР, а также состояния пострадавших посредством:

  • организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
  • вывода или выноса их из опасной зоны.

Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов пожара, аварии, катастроф и стихийных бедствий природного и техногенного характера осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения.

Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с применением средств защиты органов дыхания, посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

При спасении людей с верхних этажах зданий с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:

  • автолестницы, автоподъемники и другие машины;
  • стационарные и ручные пожарные лестницы;
  • спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы; индивидуальные спасательные устройства и т.д.);
  • средства защиты органов дыхания;
  • аварийно-спасательное оборудование и устройства;

В исключительных случаях для ведения спасательных работ допускается:

  • изготовление и установка подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов;
  • использование надувных и амортизирующих устройств.

Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими основными (главными) действиями.

Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасения людей, другие основные действия не ведутся или приостанавливаются.

Реализацию жизненно важных интересов в области защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера призвана осуществлять составная часть системы общественной безопасности России – Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

К силам РСЧС относятся

  • силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и ПСС, соединения и воинские части системы ГО;
  • аварийно-спасательные формирования(АСФ) министерств и ведомств РФ;
  • части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • специально подготовленные подразделения Вооруженных Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
  • учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).