Все о тюнинге авто

Латинские юридические крылатые выражения. Сравнительная характеристика англосаксонской и континентальной (романо-германской) систем права Высшее право высшая несправедливость смысл

Студенты нашей Академии учат латынь. И все эти фразы сдают наизусть.......

1. Dura lex, sed lex. – Суровый, но закон.
2. Iustitia – fundamentum regni. – Правосудие – основа государства.
3. Summum ius – summa iniuria. – Высшее право – высшая несправедливость.
4. Nemo iudex in propria causa. – Никто не судья в собственном деле.
5. Testis unus – testis nullus. – Один свидетель – не свидетель.
6. Usus est tyrannus. – Обычай – тиран.
7. Nomen est omen. – Имя – это знак.
8. Semel heres sеmper heres. – Единожды наследник всегда наследник.
9. Applicatio est vita regulae. – Применение – жизнь закона.
10. Magna neglegentia culpa est, magnа culpa dolus est. – Большая беспечность есть небрежность, большая небрежность есть умысел.
11. Ex aequo et bono. – С добром и справедливостью.\ По справедливости и добро.
12. In dubio pro reo. – Сомнение в пользу подсудимого.
13. Qui timetur, timet. – Кого боятся, сам боится.
14. Sine precio nulla venditio est. – Без цены нет продажи.
15. Naturam mutare pecunia nescit. – Деньги не могут менять природу.
16. Invito beneficium non datur. – Благо не даётся против воли.
17. Divide et impera. – Разделяй и властвуй.
18. Superficies ad dominum soli cedit. – Суперфиций переходит к владельцу земли.
19. Ius est ars boni et aequi. – Право – это искусство добра и справедливости.
20. Non solet locatio dominium mutare. – Наём не имеет обыкновения менять собственность.
21. Ipso iure. – В силу самого права./ Самим правом.
22. Tertium non datur. – Третьего не дано.
23. Contra bonos mores. – Против добрых нравов.
24. Pacta tertiis nec nocent, nec prosunt. – Договоры третьим лицам не вредят и не помогают.
25. Socii mei socius meus socius non est. – Компаньон моего компаньона не мой компаньон.
26. Pater is est quem nuptiae demonstrant. – Отец есть тот, кого брак указывает.
27. Nullus terminus falso est. – Нет границ лжи. / Лжи нет предела.
28. Eius est vеlle, qui potest nolle. – Тому подобает желать, кто может не желать.
29. Cui bono est? – Кому польза?
30. Ibi potest valere populus, ubi leges valent. – Там может иметь силу народ, где законы имеют силу.
31. Cogitationis poenam nemo patitur. – Никто не несёт наказания за мысли.
32. Confessi pro iudicatis habentur. – Сознавшиеся считаются осужденными.
33. Iudicis est ius dicere, non dare. – Судье подобает творить суд, а не создавать право.
34. Ab omni iudicio provocari licet. – По всякому судебному решению можно аппелировать.
35. Aeque in omnibus fraus punitur. –В отношении всех ложь одинаково наказывается.
36. Cui prodest? – Кому выгодно?
37. Heres, succedens in honore, succedit in onere. – Наследник, наследующий благо, наследует и тягостное бремя.
38. Ira furor brevis est. – Гнев есть кратковременное безумие.
39. Furiosus absentis loco est. – Безумный подобен отсутствующему.
40. Obligatio est iuris vinculum. – Обязательство – это узы права.
41. Male parta male dilabuntur.– Плохо нажитое плохо погибает.
42. Diligenter fines mandati custodiendi sunt.– Границы поручений соблюдать нужно.
43. Ad paenitendum properat, cito qui iudicat.– К раскаянью спешит, кто поспешно судит.
44. Abusus non tollit usum.– Злоупотребление не устраняет пользования.
45. Est res sanctissima civilis sapientia. – Наука права – наисвященнейшее дело.
46. Imperitia culpae adnumeratur. – Неопытность причисляется к вине.
47. Lex prospicit, non respicit.– Закон (…?)
48. Minus solvit, qui tardius solvit.– Меньше возвращает тот, кто возвращает медленнее.
49. In iudicando criminosa est celeritas.– В судебных делах поспешность преступна.
50. Optima est legum interpres consuetudo.– Наилучший толкователь законов – практика.
51. Pudor doceri non potest, nasci potest.– Стыду нельзя научиться, /он/ может родиться.
52. Sapere aude! – Решись быть мудрым!
53. Seditio civium hostium est occasio.– Мятеж граждан – удача врагов.
54. Reus iisdem privilegiis utitur, quibus et actor. – Ответчик пользуется теми же правами, которыми /пользуется/ и истец.
55. Semper in dubiis benigniora praeferenda sunt.– Всегда в сомнительных случаях предпочитают более мягкие /решения/.
56. Tacito consensu omnium.– Благодаря молчаливому согласию всех.
57. Tironibus parcendum est.– Новобранцев (новичков) следует щадить.
58. Ubi iudicat, qui accusat, vis, non lex valet.– Где судит тот, кто обвиняет, насилие, не закон господствует.
59. Verba cum effectu sunt accipienda.– Слова следует воспринимать по результату.
60. Tutor rem pupilli emere non potest.– Опекун вещь подопечного покупать не может.

Афоризмы как образные крылатые словосочетания, выражающие какую-либо обобщенную мысль, встречаются в юридической науке и практике. В качестве афоризмов могут выступать разного рода тропы (метафоры, сравнения и т. п.), когда они становятся крылатыми выражениями. К числу таких выражений относятся выражение В. И. Ленина «нарушение законности - дыра», многие изречения древнеримских юристов, например «fiat justitia, pereat mundus» («да свершится правосудие, хотя бы мир погиб»). Конечно, если последнее высказывание понимать буквально, то оно будет выражением крайнего формализма в функционировании права. Однако в качестве афоризма оно подчеркивает необходимость и важность законности в обществе, значение правосудия. Афоризм «summum jus, summa injuria» противоположен предыдущему: он предостерегает против крайностей формализма как в содержании права, так и в толковании, применении права. Он обычно переводится как «высшее право - высшая несправедливость» (право, доведенное до крайнего формализма, приводит к бесправию) или как «самый строгий закон есть величайшая несправедливость» (в том смысле, что слишком строгое толкование закона порождает несправедливость)353. Оба эти афоризма нацеливают юриста на выбор «золотой середины» между крайностями бездушного правового формализма и правового нигилизма.

И конечно, афоризмам не следует придавать значения обязательных принципов или методологических правил. А. Я. Вышинский связывал некоторые из них с формально- юридическим методом, который он отвергал как ненаучный и вредный. Так, формализма «не отрицают и буржуазные юристы, придерживающиеся старого правила - пусть погибнет мир, лишь бы торжествовала юстиция - их юстиция... Советскому праву чужды подобного рода «принципы», приносящие в жертву формально-догматическим требованиям юриспруденции требования жизни»354. Но почему социалистическое общество и тем более любое правовое общество не могло взять на вооружение этот древнейший афоризм в борьбе за торжество правосудия? И мы можем сказать: пусть торжествует юстиция - наша юстиция.

А. Я. Вышинский необоснованно причислял к формально- юридическому методу, «прикрывающему классовый характер буржуазной юстиции», и афоризм «dura lex, sed lex» («закон строг, но это закон»). По его мнению, он «не дает гибкости в деле применения закона. Это формула, удобная для антинародного суда»355. Но такому афоризму можно дать противоположную оценку: данная формула обязательна для любого суда, если это действительно суд, а не орган произвола. Думается, что афоризм находит свое место и должное понимание в ряду других и при сопоставлении. Можно привести и такой афоризм: «Ubi jus incertum, ubi nullum» («Когда закон неопределен, закона нет»). Эти афо- ризмы в какой-то мере противоположны друг другу, выражают определенные требования к закону и его реализации. Первый выступает за непререкаемость соблюдения любого закона (даже плохого), второй же некоторые законы не считает законами. Но было бы наивным понимать второй буквально и на этом основании делать теоретические, а тем более практические выводы.

Между тем с буквальным пониманием афоризмов можно встретиться в разных источниках. Так, по поводу афоризма «quod поп est in actis, поп est in mundo» («того, чего нет в актах, не существует в мире») М.

С. Строгович утверждает, что «конечно, это не так. То, что существует, - существует, чего не было, того и не было, независимо от того, удалось ли следствию и суду в этом убедиться и правильно установить»1. Думается, что не следует представлять древнеримских юристов наивными людьми. То, что не доказано, не может быть положено в основу решения или приговора. То, что не содержится в деле, не доказано, для суда как бы не существует. Наше процессуальное законодательство содержит правило: суд устанавливает приговор (или решения) лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании. Тем более указанное метафорическое правило относится к суду второй инстанции. Для нее существует только то, что зафиксировано в документах дела. При рассмотрении дела в касационном порядке, как сказано в законе, суд проверяет законность и обоснованность приговора (решения) по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. Если следовать буквальному пониманию, то следует признать абсурдным афоризм «ponderantur testes, поп numerantur» («свидетелей взвешивают, а не считают»). Между тем этот афоризм образно формулирует правило оценки доказательства. Ясно, например, что 10 свидетелей, основывающих свои показания на слухах или дающих показания относительно второстепенных обстоятельств дела, не заменят одного свидетеля-очевидца. На этот счет существу- ет конкретное правило в форме афоризмов «testis de visu, praeponderat aliis» («очевидец перевешивает других свидетелей») и «oculatus unus plus valet, quam auriti decern» («один очевидец стоит больше, чем 10 свидетелей по слуху»). Конечно, в данном случае речь идет не о физическом весе очевидца и не о его цене в деньгах, а о доказательной силе его показаний, значении для дела, его ценности с познавательной точки зрения. В дополнение к рассмотренным афоризмам приведем афоризмы древнеримских юристов: «Salus populi suprema lex est» («Благо народа есть высший закон»); «Lex est tutissima cassis» («Право есть безопаснейший шлем»); «Aeqior est dispositio legis, quam hominis» («Закон решает более справедливо, чем человек»); «Potentia debet sequi justitiam, non antecedere» («Сила должна следовать за справедливостью, а не предшествовать ей»); «Nullum crimen, sine lege» («Нет преступления без указания о том закона»); «Minus solvit, qui tardius solvit» («Не платит тот, кто платит поздно»); «Qui cito dat, bis dat» («Кто дает быстро, дает дважды»).

Очевидно, что афоризмы имеют (и должны иметь) место в юридической науке и практике, но опять-таки при том условии, что они не должны пониматься буквально, что мысли, заключенные в них, должны быть выражены в более точных высказываниях. В афоризмах проявляется не столько семантическая, гносеологическая функция языка, сколько праксиологическая. По этой причине весьма необоснованно даже самые распространенные афоризмы отождествлять с аксиомами. Здесь вряд ли поможет и ссылка на авторитет Г. В. Лейбница, который заметил, что афоризмы римского права выступают в качестве правовых аксиом1.

Мы уже убедились в «аксиоматичности» указанных афоризмов. Буквальное их понимание привело бы к абсурду, а рассмотрение противоположных афоризмов в качестве аксиом - к их взаимоисключению. Следует помнить также, что существуют афоризмы негативного плана: «Закон, что дышло - куда повернул, туда и вышло»; «Суд не рассуд, а на осуд»; «Закон - мое желание»; «Кулак - моя полиция» и др. В них в своеобразной форме проявляется оценка соответствующих правовых институтов. Им можно было бы противопоставить афоризмы другого плана: «Право - безопаснейший шлем»; «Судья есть говорящий закон» и т. д. Этот аспект также следует учитывать, поскольку оценки, как известно, меняются в зависимости от времени и субъекта. И с этих позиций необоснованно придавать афоризмам статус аксиом. Афоризмы ценны как дополнительное средство выражения мысли, воздействия на других субъектов (читающих или слушающих). Образность афоризмов облегчает усвоение, понимание и запоминание мыслей, в них выраженных. Зачастую афоризмы юридической науки и практики - плод многовековой мысли многих поколений юристов. Это, бесспорно, значимый элемент общечеловеческой культуры вообще и юридической в особенности, и здесь большая заслуга принадлежит афоризмам древнеримских юристов, где концентрированно и образно выражены принципиально важные мысли, характеризующие особенности правового регулирования. Афоризмы возникали и в последующие времена. Таковы, например, высказывания: «Эффективность наказания не в его жестокости, а в его необратимости»; «Нарушение законности - дыра»; «Человеку - человечное, машине - машинное»; «Принципы - душа права»; «Право - минимум морали».

В заключение отметим, что афоризмы могут играть определенную роль в формировании правового государства, проникая в сознание граждан и должностных лиц, претворяясь в их действия, становясь элементом юридической культуры общества. Можно говорить с определенными допущениями об афоризмах правового государства. К их числу кроме провозглашающих правовые ценности отнесем давно известные в юридической культуре афоризмы древнеримских юристов: «Благо народа - высший закон»; «справедливость и благо - закон законов»; «Право наслаждается справедливостью»; «Закон не требует бесполезного»; «Никто не может быть умнее закона»; «Никто не находится выше закона»; «Король (президент) под законом, а не закон под королем (президентом)»; «Закон благосклонен к деятельным»; «Закон помогает бдительным, а не тем, кто дремлет»; «Закон решает более справедливо, чем человек»; «Законы иногда спят, но никогда не умирают»; «Слуга закона не должен убегать или отступать»; «Правосудие не знает ни отца, ни матери»; «Правосудие взирает только на истину»; «Утрата уважения к судьям разрушает государство»; «Исполнение есть плод закона».

УРОК – ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ ПОЛИТИКА И ПРАВО 11 класс

Тема урока : РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Форма урока : Деловая игра (интерактивный метод)

Цели: 1.Закрепление понятия «естественное» и «позитивное» право;

2. Умение применить нормативно – правовую основу для доказательства своего мнения, отводя на 2-й план эмоциональные и психологические аспекты.

3. Развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Оборудование урока : Карта – задание, карта – выдержка из Конституции РФ (глава II «Права и свободы человека и гражданина», статьи 17-20, 38,41,45,55,60,64), Критерии для выбора пациента для пересадки сердца

2. «Право» (основы правовой культуры) Певцова Е.А. «Русское слово – РС », 2006 – 176с.

Ход урока

Мотивация темы учителем:

Девизом нашего сегодняшнего урока может стать латинское выражение: «Наивысшее право нередко является наивысшей несправедливостью».

Вспомним, что такое право.

ПРАВО – это система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность.

На протяжении многих веков право понимали по – разному. Еще мыслители Античности (Сократ, Аристотель и другие) и Средневековья (Аквинский) придерживались мнения, что существует и естественное и позитивное право. Окончательно данная теория сложилась в XVIII веке, ее поддержали Руссо, Монтескьё, а в России – Соловьев, Радищев и другие мыслители.


право


Позитивное право

Естественное право

На доске - схема, в которой надо поставить 2 вида прав и дать им определение.

Естественное право – совокупность ценностей и идеалов, которые не могут быть отняты у людей в силу того, что подарены природой.

Позитивное (объективное) право – это система юридических норм, установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов.

Право существует в обществе, состоящем из различных слоев, групп, интересы которых неодинаковы, а порой и противоречивы. Правовые нормы поддерживают общественные интересы. В них обозначены ценности, к достижению которых стремятся люди. Право обеспечивает порядок в общественных отношениях. В последнее время на первое место выдвигаются такие факторы, как достоинство человека, безопасность государства и личности. Право необходимо человеку не только тогда, когда возникает юридический конфликт, оно важно для созидательной, творческой деятельности, защиты его здоровья.

Вот и сегодня мы будем участниками будничного решения проблемы, которая связана с жизнью человека и его здоровьем.

Вы станете участниками деловой игры.

Суть игры: Вы знаменитые врачи – кардиохирурги, работающие в Центре по пересадке сердца. В настоящее время в клинике находятся несколько пациентов в состоянии средней тяжести - это означает, что они могут ждать пересадки еще две – три недели. Но есть только одно донорское сердце, которое пригодно для пересадки каждому из пациентов. Вы – врачи должны решить, кому будет проводиться следующая операция, формулируя по предложенному алгоритму критерия свой выбор.

Учитель: информирует по задачам, ходу и результатам игры,

распределяет пациентов в порядке предложенного списка. Учащиеся должны, по условиям игры, доказать, что именно их пациент достоин на первоочередную операцию. (10 минут)

Учащиеся работают с пакетом документов: 1. карта – задание «Трансплантация сердца»; (Приложение №1)

2. Конституция РФ (выдержки) (Приложение №2);

3.Карта « Критерии выбора пациента для пересадки сердца» (Приложение №3).

Работа в паре (или мини группе): «врачи» должны обсудить между собой и позже – озвучить свое мнение.

Комиссия экспертов заполняет рейтинговую таблицу по ходу консилиума и решает, кто из пациентов будет оперирован.

Выслушиваются на «заседании медконсилиума» доводы всех групп. Комиссия экспертов заполняет рейтинговую таблицу по ходу консилиума и решает, кто из докторов был более убедителен и отстоял право своего пациента на первенство операции, кто из пациентов будет оперирован.

Идет обсуждение. Учитель не влияет на обсуждение, не вмешивается в разговор, только фиксирует для себя, о чем надо будет поговорить позже с учащимися, на какие проблемы обратить внимание, отметить позитивные и негативные моменты, проявившиеся в ходе игры. Учитель следит за эмоциональным фоном игры. (20 минут)

Итог урока.

Правильность решения: пациент под №1 живого списка поступления в Центр по пересадке сердца имеет право на операцию.(Конституция РФ, ст. 20)

Приложение№1

ИГРА « ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СЕРДЦА»

Вы - знаменитые врачи – кардиохирурги, работающие в Центре по пересадке сердца. В настоящее время в клинике находятся несколько пациентов в состоянии средней тяжести - это означает, что они могут ждать пересадки еще две – три недели. Но есть только одно донорское сердце, которое пригодно для пересадки каждому из пациентов. Вы – врачи должны решить, кому будет проводиться следующая операция и сформулировать критерий, по которому сделали свой выбор.

Список пациентов, поступивших в Центр по пересадке сердца


  1. Девочка, 10 лет. Умственно отсталая. Страдает ДЦП.

  2. Мужчина, 29 лет. Бизнесмен. Попал в катастрофу, в состоянии алкогольного опьянения. Может оказать клинике финансовую помощь.

  3. Женщина, 62 года. Мать шестерых детей.

  4. Мужчина, 33 лет. Руководитель религиозной секты.

  5. Женщина, 20 лет. Студентка. Неоднократно пыталась покончить жизнь самоубийством.

  6. Мужчина, 42 года. Югослав. Строительный рабочий. Получил травму во время работы в России.

  7. Женщина, 49 лет. Врач – онколог, разрабатывает новые средства лечения раковых опухолей.

  8. Мужчина, 37 лет. Заместитель министра финансов, еврей. Отец двоих детей.

  9. Женщина, 22 года. Спортсменка, золотая медалистка, член олимпийской сборной.

  10. Мужчина 31год. Милиционер, ранен во время задержания особо опасного преступника. Отец. Беременная жена.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ВЫДЕРЖКИ)

ГЛАВА 2. СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 17

1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией. 2.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3.Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1.Все равны перед законом и судом.

пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного 2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства и отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам. Запрещается любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и возможности для их реализации.

Статья 20

1.Каждый имеет право на жизнь.

2.Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассматривание его дела с участием присяжных заседателей.

Статья 38.

1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2.Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3.Трудоспособные дети, достигшие18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 41

1.Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 45

1.Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2.Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 55

1.Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1.Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

КАРТА « КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПАЦИЕНТА ДЛЯ ОПЕРАЦИИ»

Право существует в обществе, состоящем из различных слоев, групп, интересы которых неодинаковы, а порой и противоречивы. Правовые нормы поддерживают общественные интересы. Право необходимо человеку не только тогда, когда возникает юридический конфликт, оно важно для созидательной, творческой деятельности, защиты личности его здоровья. В ходе деловой игры "ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СЕРДЦА" учащиеся решают задачу реализации естественного права - права на жизнь. Игра проводится при изучении темы "Естественное и позитивное право", вызывает у старшеклассников всегда живой интерес и дискуссию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК – ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ ПОЛИТИКА И ПРАВО 11 класс

Тема урока : РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Форма урока : Деловая игра (интерактивный метод)

Цели: 1.Закрепление понятия «естественное» и «позитивное» право;

2. Умение применить нормативно – правовую основу для доказательства своего мнения, отводя на 2-й план эмоциональные и психологические аспекты.

3. Развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Оборудование урока : Карта – задание, карта – выдержка из Конституции РФ (глава II «Права и свободы человека и гражданина», статьи 17-20, 38,41,45,55,60,64), Критерии для выбора пациента для пересадки сердца

2. «Право» (основы правовой культуры) Певцова Е.А. «Русское слово – РС », 2006 – 176с.

Ход урока

Мотивация темы учителем:

Девизом нашего сегодняшнего урока может стать латинское выражение: «Наивысшее право нередко является наивысшей несправедливостью».

Вспомним, что такое право.

ПРАВО – это система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность.

На протяжении многих веков право понимали по – разному. Еще мыслители Античности (Сократ, Аристотель и другие) и Средневековья (Аквинский) придерживались мнения, что существует и естественное и позитивное право. Окончательно данная теория сложилась в XVIII веке, ее поддержали Руссо, Монтескьё, а в России – Соловьев, Радищев и другие мыслители.

право

Позитивное право

Естественное право

На доске - схема, в которой надо поставить 2 вида прав и дать им определение.

Естественное право – совокупность ценностей и идеалов, которые не могут быть отняты у людей в силу того, что подарены природой.

Позитивное (объективное) право – это система юридических норм, установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов.

Право существует в обществе, состоящем из различных слоев, групп, интересы которых неодинаковы, а порой и противоречивы. Правовые нормы поддерживают общественные интересы. В них обозначены ценности, к достижению которых стремятся люди. Право обеспечивает порядок в общественных отношениях. В последнее время на первое место выдвигаются такие факторы, как достоинство человека, безопасность государства и личности. Право необходимо человеку не только тогда, когда возникает юридический конфликт, оно важно для созидательной, творческой деятельности, защиты его здоровья.

Вот и сегодня мы будем участниками будничного решения проблемы, которая связана с жизнью человека и его здоровьем.

Вы станете участниками деловой игры.

Суть игры: Вы знаменитые врачи – кардиохирурги, работающие в Центре по пересадке сердца. В настоящее время в клинике находятся несколько пациентов в состоянии средней тяжести - это означает, что они могут ждать пересадки еще две – три недели. Но есть только одно донорское сердце, которое пригодно для пересадки каждому из пациентов. Вы – врачи должны решить, кому будет проводиться следующая операция, формулируя по предложенному алгоритму критерия свой выбор.

Учитель: информирует по задачам, ходу и результатам игры,

распределяет пациентов в порядке предложенного списка. Учащиеся должны, по условиям игры, доказать, что именно их пациент достоин на первоочередную операцию. (10 минут)

Учащиеся работают с пакетом документов: 1. карта – задание «Трансплантация сердца»; (Приложение №1)

2. Конституция РФ (выдержки) (Приложение №2);

3.Карта « Критерии выбора пациента для пересадки сердца» (Приложение №3).

Работа в паре (или мини группе): «врачи» должны обсудить между собой и позже – озвучить свое мнение.

Выслушиваются на «заседании медконсилиума» доводы всех групп. Комиссия экспертов заполняет рейтинговую таблицу по ходу консилиума и решает, кто из докторов был более убедителен и отстоял право своего пациента на первенство операции, кто из пациентов будет оперирован.

Идет обсуждение. Учитель не влияет на обсуждение, не вмешивается в разговор, только фиксирует для себя, о чем надо будет поговорить позже с учащимися, на какие проблемы обратить внимание, отметить позитивные и негативные моменты, проявившиеся в ходе игры. Учитель следит за эмоциональным фоном игры. (20 минут)

Итог урока.

Правильность решения: пациент под №1 живого списка поступления в Центр по пересадке сердца имеет право на операцию.(Конституция РФ, ст. 20)

Приложение№1

ИГРА « ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СЕРДЦА»

Вы - знаменитые врачи – кардиохирурги, работающие в Центре по пересадке сердца. В настоящее время в клинике находятся несколько пациентов в состоянии средней тяжести - это означает, что они могут ждать пересадки еще две – три недели. Но есть только одно донорское сердце, которое пригодно для пересадки каждому из пациентов. Вы – врачи должны решить, кому будет проводиться следующая операция и сформулировать критерий, по которому сделали свой выбор.

Список пациентов, поступивших в Центр по пересадке сердца

  1. Девочка, 10 лет. Умственно отсталая. Страдает ДЦП.
  2. Мужчина, 29 лет. Бизнесмен. Попал в катастрофу, в состоянии алкогольного опьянения. Может оказать клинике финансовую помощь.
  3. Женщина, 62 года. Мать шестерых детей.
  4. Мужчина, 33 лет. Руководитель религиозной секты.
  5. Женщина, 20 лет. Студентка. Неоднократно пыталась покончить жизнь самоубийством.
  6. Мужчина, 42 года. Югослав. Строительный рабочий. Получил травму во время работы в России.
  7. Женщина, 49 лет. Врач – онколог, разрабатывает новые средства лечения раковых опухолей.
  8. Мужчина, 37 лет. Заместитель министра финансов, еврей. Отец двоих детей.
  9. Женщина, 22 года. Спортсменка, золотая медалистка, член олимпийской сборной.
  10. Мужчина 31год. Милиционер, ранен во время задержания особо опасного преступника. Отец. Беременная жена.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ВЫДЕРЖКИ )

ГЛАВА 2. СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 17

1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией. 2.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3.Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1.Все равны перед законом и судом.

пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного 2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства и отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам. Запрещается любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и возможности для их реализации.

Статья 20

1.Каждый имеет право на жизнь.

2.Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассматривание его дела с участием присяжных заседателей.

Статья 38.

1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2.Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3.Трудоспособные дети, достигшие18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 41

1.Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 45

1.Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2.Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 55

1.Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 60

1.Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

КАРТА « КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПАЦИЕНТА ДЛЯ ОПЕРАЦИИ»


В среде римских юристов родилась поговорка: "Пусть торжествуют законы, хотя бы при этом погиб весь мир". Цицерон, в свою очередь, как-то обмолвился: "Высшая законность - это высшая несправедливость".М. Робеспьер в июле 1792 г заявил в якобинском клубе: "Надо спасать государство каким бы то ни было образом: антиконституционно лишь то, что ведет к его гибели"

Какое из приведенных мнений о законности Вам представляется наиболее основательным? Не могут ли все три высказывания быть верными - каждое для своего времени и общественных условий?

Думаю, что каждое из высказываний может быть верным - каждое для своего времени и общественных условий.

Так, высказывание "пусть торжествуют законы, хотя бы при этом погиб весь мир" было геральдическим девизом Фердинанда I, императора Святой Римской империи, и характеризует ситуацию, когда хотят обеспечить правосудие любой ценой. А, как известно, древний Рим был правовым государством, что говорит о том, что право для его граждан было превыше всего. В свою очередь, право - это совокупность норм и правил поведения в конкретном обществе, а закон - правило, постановление высшей власти. Следовательно, закон - это, от части, и есть право. Значит, если нет закона, то и нет Рима, как правового государства, то есть Рим не может существовать без права. Сущность высказывания состоит в следующем: нужно быть готовым пожертвовать абсолютно всем ради справедливости, так как нет смысла существования без правосудия.

Робеспьер был бескомпромиссным республиканцем и просто жаждал революционной диктатуры, направленной как против реставрации абсолютной монархии, так и против крупной буржуазии, поэтому его высказывание "Надо спасать государство каким бы то ни было образом: антиконституционно лишь то, что ведет к его гибели", в то время с его точки зрения было актуально. Робеспьер оставил после себя залитую кровью Францию, но это была страна победоносных армий, страна, в которой возрождение абсолютной королевской власти уже оказалось невозможным.

Лично мне ближе является высказывание Цицерона. Правда его высказывание звучало не совсем так. Он говорил: "Высшая законность - это высшее беззаконие". Еще им было сказано: "Крайняя строгость закона - крайняя несправедливость". Все это может означать, что "право (закон), доведённое до крайнего формализма, - приводит к бесправию". То есть, выполнение каких-либо действий, бездумно следуя букве, а не духу закона (правила), приводит в конечном итоге к абсурду и является издевательством над здравым смыслом. Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.