Все о тюнинге авто

Либеральный феминизм представители. Направления феминистской теории. Сексуально позитивный феминизм

Либеральный феминизм - наиболее раннее по времени возникновения и становления направление феминизма, является на сегодня наиболее мощным и признанным направлением как теоретического феминизма, так и практического феминистского движения. Либеральный феминизм основывается на либерально-демократических принципах равенства, свободы, представительной демократии ; его целью является достижение равенства и справедливости по отношению к женщинам в повседневной практике социального взаимодействия. Либеральный феминизм исторически связан с движением и идеологией суфражизма , целью которого являлось достижение абсолютного юридического и политического равенства женщин с мужчинами. Поэтому в рамках данного направления феминизма основным средством преодоления социального неравенства мужчин и женщин считаются реформы законодательства, отменяющие и предотвращающие дискриминационные практики в отношении женщин.

С развитием концепций эгалитарного либерализма, отстаивающих идеи политического протекционизма и социальной поддержки (welfare) дискриминируемых в обществе социальных групп, развивается эгалитарный феминистский либерализм , отстаивающий идеи протекционистской политики в отношении женщин. Таким образом, либеральный феминизм прошел путь от концепций и идей гендерно-нейтрального законодательства и политики до концепций гендерно-чувствительной политики (см. Гендерный анализ ) и протекционистского законодательства, позволяющих женщинам с разным социальным опытом и социальным капиталом (разведенным, беременным, с маленькими детьми и/или одиноким матерям, цветным, и т. д.) получить реальные жизненные шансы. Либерально-феминистские концепции гендерно-чувствительной политики и протекционистского законодательства широко критикуются сторонниками классического либерализма, так как идеи позитивной дискриминации (см. Равенство полов ) противоречат идеям равенства и индивидуальной свободы. Сегодня либеральный феминизм является наиболее интегрированным направлением феминизма в современную политическую и социальную практику, так как, отказываясь от утопических и радикальных политических и социальных проектов, сторонники либерального феминизма предлагают идеологию и стратегию легальных действий, поддерживающих реальных женщин.

Основными методами либерального феминизма являются разработка законов и лоббирование интересов женщин как дискриминируемой и маргинализуемой социальной группы, создание коалиций, групп поддержки, работа с конкретными проблемами (создание кризисных центров, центров поддержки, приютов, и т. д.).

02:19 am - Либеральный феминизм
Данное течение является одним из старейших феминистских течений, по сей день не утратившим своей значимости и актуальности. Его теоретический фундамент составили идеи либерализма и демократии, концепция «естественного договора», разработанная философами-просветителями, теория естественных прав, а также принципы равенства, свободы и представительной демократии, являющиеся интегральной частью либеральной идеологии.

Еще в XVII веке К. Агриппа в своей «Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским» выразил идею о том, что дающееся от рождения право на свободу есть неотъемлемое право и мужчин, и женщин _1_.

Основной целью своей деятельности представители либерального направления в феминизме избрали борьбу за право на образование и труд, право на собственность, а также право избирать и быть избранными в органы государственной власти. По мнению идеологов данного направления, изменить зависимый статус женщины в обществе может лишь установление формального юридического равноправия, которое, помимо всего прочего, принесет пользу и всему обществу в целом. Находясь в числе самых уязвимых социальных групп населения, женщины только тогда смогут самореализоваться, когда получат равные с мужчинами гражданские и политические права.

Традиционно история развития либерального феминизма подразделяется на два этапа: так называемая «первая волна» феминизма, охватившая период с середины XIX века и первую треть ХХ столетия, а также «вторая волна», начавшаяся с 60-х годов прошлого века.

Характерной особенностью первого этапа является то, что постепенно среди прочих требований на первый план начинает выдвигаться требование избирательных прав для женщин, которое стало основной целью возникшего в Америке и Великобритании суфражистского движения. Представители и представительницы данного движения были и основными идеологами либерального направления в феминистском движении. В США это были Элизабет Кэди Стэнтон (1815 – 1902), Сьюзан Энтони (1820 – 1906), Люси Стоун (1818 – 1893); в Англии – Барбара Лей Смит Бодишон (1827 – 1891), Джозефин Батлер (1828 – 1906), а также семья известного философа, теоретика либерализма Джона Стюарта Милля (1806 – 1873) – его жена Гарриет Тейлор (1806 – 1858) и падчерица Хелен Тейлор (1831 – 1907).

Элизабет Стэнтон была автором знаменитой «Декларации позиций и резолюций», принятой на не менее знаменитом съезде по правам женщин, который состоялся в Сенека Фоллз (США) в 1848 году. По сути, эта декларация явилась поворотным пунктом в развитии либерального феминизма. В ней нашли отражение все основные требования, которые будут поставлены во главу угла данного феминистского течения: право голоса, право на собственность, образование, активное участие в социально-экономической и политической жизни общества. Вместе с тем, по мнению многих современников Э. Стэнтон, идеи, заложенные в принятой в Сенека Фоллз резолюции, содержат определенные противоречия.

Во-первых, представительницы либерального феминизма Америки не учитывали того обстоятельства, что существующие в то время юридические нормы отражали заинтересованность мужчин в сохранении своего доминирующего положения в обществе.
Во-вторых, по словам критиков либерального феминизма, его сторонницы не понимали того
факта, что положение мужчин и женщин в семье в значительной степени ограничивает возможности женщин принимать более активное и равное с мужчинами участие во всех сферах жизнедеятельности общества. _2_ Вместе с тем, не стоит забывать, что для активисток женского движения XIX века (в частности, американского) стремление к равноправию было не просто желанием обладать равными с мужчинами правами как таковыми, а желанием иметь в своих руках реальный инструмент, с помощью которого можно было улучшить свое положение как в общественной, так и повседневной жизни.

Что касается Джона Стюарта Милля, то его взгляды на проблему равноправия полов непосредственно вытекали из его политических и этических убеждений. Во-первых, как крупнейший идеолог либерализма, Милль признавал ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей вне зависимости от их пола. Во-вторых, будучи приверженцем бентамовской философии утилитаризма, он полагал, что сохранение системы неравенства полов является серьезной помехой на пути человеческого общества к его совершенству. С точки зрения Милля, это абсолютно нецелесообразно и невыгодно для всего
человечества – исключать его половину из процесса создания совершенного общества. Обращаясь к проблемам семьи, брака и развода, Дж. С. Милль, настаивая на том, что брак для женщины является всего лишь одной из форм рабства, считал, что семья в данном случае оказывает вредный моральный эффект на всех ее членов. Однако существенным недостатком работы Милля является то обстоятельство, что, детально рассматривая вопросы, связанные с
браком, он практически полностью обходит вниманием вдов и одиноких женщин.

Одна из основных причин, которая, по мнению Милля, привела к тому, что женщина оказалась в подчиненном положении, коренится в системе женского воспитания и образования. Система женского воспитания старательно отучала женщин от всех тех занятий, которые были традиционно закреплены за мужчинами и считались только мужской прерогативой. Более того, большую часть XIX века, вплоть до 1870 года, для английских женщин был закрыт доступ в высшие учебные заведения. Столь удручающее положение Милль объясняет, однако, не столько несовершенством женского образования, сколько политической беспомощностью женщин, и выход он видит не в реформировании системы образования, а в наделении женщин правом голоса _3_.

Таким образом, либеральный феминизм «первой волны» сосредотачивался главным образом на борьбе за формально-юридическое равноправие мужчин и женщин, что в определенной степени негативно сказалось на последующей истории развития данного феминистского течения. Добившись равных с мужчинами прав, либеральный феминизм в период между двумя мировыми войнами впал в состояние определенной стагнации.

Поставленные цели были достигнуты, а новые еще не обозначены, что позволило некоторым
говорить о том, что как движение и идеология феминизм себя исчерпал. Как следствие, «вторая волна» либерального феминизма, начавшаяся в США и Франции, приняла форму протеста против неопределенности предыдущего этапа. Основные идеологические разработки новой волны содержались в работах Симоны де Бовуар «Второй пол» (1949) и Бетти Фридан «Загадка женственности» (1963). «Второй пол» де Бовуар впоследствии послужил теоретической основой для радикального феминизма, а «Загадка женственности» Б. Фридан стала основополагающим произведением второй волны феминизма либерального. Основной целью либерального феминизма на этом этапе становиться протест против всех тех преград, которые общество ставит на пути женщин к самореализации и обретению независимости. Новая волна феминизма была попыткой женщин вырваться из узких рамок семьи, из этого «уютного концлагеря» _4_.

Как и С. де Бовуар, Б. Фридан, полагала, что главной целью является необходимость показать женщинам возможность свободы и самореализации вне семьи. Основным инструментом достижения этой цели Фридан полагала образование. Поэтому не случайно активность представительниц либерального феминизма «второй волны» была направлена, в первую очередь, на право получения образования, на социальную поддержку государства в воспитании детей и т. д. Кроме того, одним из пунктов программы действий либеральных феминисток новой волны становится поиск возможных путей включения мужчин в ведение домашнего хозяйства, равное (или хотя бы частичное) распределение домашних обязанностей, равное участие в воспитании детей _5_.

Методы, избранные либеральным феминизмом для достижения своих целей, были традиционны для принципов представительной демократии, в рамках которой данное феминистское течение всегда действовало. Это были – участие в избирательных кампаниях, создание групп давления в рамках различных властных структур, тактика лоббирования своих интересов и т. д. Вместе с тем, либеральный феминизм (как его теоретические концепции, так и практическая деятельность) никогда не ставил под сомнение концепцию либеральной демократии, создававшуюся мужчинами и для мужчин, и в которой был изначально закреплен патриархатный принцип неравенства мужчин и женщин. В то же время, нельзя отрицать того, что именно либеральный феминизм явился по сути своей реальным фактором роста самосознания женщин в качестве самостоятельной социальной группы, развивая женскую активность и сплоченность, способствовал повышению их самооценки.

1 - Теория и история феминизма. Курс лекций / Под ред. Ирины Жеребкиной. ХЦГИ: Ф-Пресс, 1996. с. 129.
2 - Брайсон В. Политическая теория феминизма: Введение. М.: Идея-Пресс, 2001. с. 46 – 47.
3 - Школьников И. А. Теория и практика английского феминизма (работы Дж. С. Милля, Гарриет Тейлор и Хелен Тейлор) // Женский вопрос в контексте национальной культуры. Материалы международной научной конференции. СПб., 2000.
4 - Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994. с. 380.
5 - Брайсон В. Политическая теория феминизма: Введение. М.: Идея-Пресс, 2001. с. 166 – 171.
6 - Теория и история феминизма. Курс лекций / Под ред. Ирины Жеребкиной. Харьковский центр гендерных исследований: Ф-Пресс, 1996. с.

Либеральный феминизм ставит в центр мужчин и их потребности, оставляя женщин на заднем плане; он перестает быть движением за улучшение положения женщин, превращаясь в движение в пользу индивидов.

Честно говоря, не могу сказать, когда именно я стала придерживаться философии либерального интерсекционального феминизма. Это просто было частью моего мыслительного процесса и жизни (онлайн и оффлайн) в целом. Я подписывалась на блоги и страницы. Оставляла комментарии и делала репосты. Я предлагала людям проверить свои привилегии, утверждала, что мужчинам тоже нужен феминизм. Либеральный феминизм был единственным феминизмом, о котором я знала. На самом деле, я никогда не называла себя либеральной феминисткой. Я называла себя «Феминисткой», не имея представления о существовании никаких других типов.

Пока воспоминания об этом опыте свежи, я постараюсь на своем примере описать позицию либеральных феминисток, а затем расскажу, как и почему я изменила свое мнение.

Образ мыслей либеральной интерсекциональной феминистки

  • Выбор как эмпауэрмент

Любой выбор является хорошим и правильным, если вы сами его делаете. Агентство - это самое главное. Мы никогда не должны подвергать сомнению выбор другого человека. Мы будем до последнего отстаивать неотъемлемое право каждой на собственный выбор и осуждать любую, кто попытается подвергнуть этот выбор анализу в более широком контексте. Любой наш выбор по умолчанию является феминистичным, поскольку мы женщины и мы выбираем. Следовательно, [выбор] носить шпильки и стать секс-работницей - феминистский. Любую, кто попытается рассмотреть вопрос системно, нужно заставить замолчать для защиты индивидуального выбора.

А раз любой выбор хороший и феминистичный, я непогрешима, что бы я ни выбрала. Это мое право, и никто не может отнять его. Это акт индивидуального эмпауэрмента и утверждения.

  • Самоидентификация

Каждый человек имеет право на самоидентификацию, и никто не вправе сомневаться в идентичности другого. Идентичность является внутренней и врожденной, ее нельзя сменить. Идентичность - это кто ты есть на самом деле и кем всегда был; она неизменна.

Сомнение в идентичности другого недопустимо ни при каких обстоятельствах. Все должны поверить в существование идентичностей и признать их. Тех, кто категорически отрицает идентичности, заставят замолчать.

Я та, кем себя называю. Я та, кем себя чувствую. Все остальные должны принять меня. Я чувствую, что обретаю силу.

  • Привилегии и их проверка

Существует огромная и сложная система привилегий. Мы все привилегированны по одним признакам и не имеем привилегий по другим. Задача каждого человека - осознать собственные привилегии и способствовать выявлению привилегий других. Привилегированные не должны осуждать менее привилегированных. Например, белая женщина не должна подвергать сомнению опыт или выбор черной женщины. Виды привилегий включают в себя (но не ограничиваются ими): мужские привилегии, белые привилегии, гетеро-привилегии, привилегии худых, привилегии людей без инвалидности, экономические привилегии, цис-привилегии.

Я знаю о своих привилегиях и признаю их. Если люди не осознают свои привилегии, я указываю им на это. Я чувствую свое превосходство, я очень довольна собой, ведь я защищаю самых уязвимых. Я считаюсь с теми, у кого меньше привилегий, чем у меня, и не позволяю никому критиковать их и сомневаться в их опыте. Поскольку я цис, я не могу подвергать сомнению ничего, что связано с опытом транс-людей. Я лучше, чем люди, не признающие своих привилегий.

  • Феминизм - для всех

Феминизм никого не исключает. У нас есть место для каждого. Мы верим, что мужчинам тоже нужен феминизм. Каждый, кто верит в равенство, является феминистом, даже если он не знает об этом или не называет себя так. Проблемы женщин не являются главными для феминизма и не должны ими быть. Мы все должны быть равны.

Я более открытый человек, чем большинство людей, и да, я чувствую свое превосходство. Я чувствую, что я помогаю всем, даже если они не знают, что им нужна моя помощь.

  • Гендер

Гендер человека является внутренним и неприкосновенным. Это основание нашей всемогущей идентичности. Гендер - это просто врожденное знание о том, кто ты есть. Гендерная идентичность считается неизменной. Гендер и пол необязательно совпадают. Гендер, который в настоящий момент указывает транс-человек, и есть его единственный гендер, даже если он прожил всю жизнь вплоть до этого момента в другом гендере. Трансженщины - это женщины. Трансженщины - самые уязвимые женщины, их убивают и угнетают больше, чем других. Следовательно, мы должны в первую очередь защищать их, а уже потом других женщин. Цис-женщины ни при каких обстоятельствах не должны исключать трансженщин и подвергать сомнению [их существование]. Это так же немыслимо, как белые женщины, исключающие черных женщин.

Я принимаю каждого. Я хороший и открытый человек. Я толерантна в отличие от других людей.

Все рушится

Я поддерживала эти идеи до прошлой весны. Мне было хорошо, я занималась подсчетом своих привилегий и искала менее привилегированных. Я совершала выбор и отстаивала право других на это. Но одна вещь не давала мне покоя. Было нечто, что я не могла понять:

«Что такое женщина?»

Я никак не могла перестать думать об этом. Я спрашивала подруг наедине и обнаружила, что многие были так же озадачены. Я все время слышала, что «трансженщины - ЭТО ЖЕНЩИНЫ», и пыталась понять, что это значит. Я думала, что со мной что-то не так, раз я не могу сразу понять. Может, в глубине души я не толерантна? Я чувствовала, что поступаю неправильно, даже просто размышляя об этом, но не могла остановиться.

Я с трепетом задавала этот вопрос при каждом удобном случае, но ответы, которые я получала, меня не удовлетворяли. Люди отвечали: «ну, откуда ТЫ знаешь, что ты женщина?» Вместо того чтобы помочь, эти ответы еще больше запутывали меня. У меня был ответ, но меня научили никогда не говорить об этом: «я знаю, что я женщина, благодаря своему телу: у меня есть вульва, матка, грудь. Я знаю, потому что у меня есть менструации и я могу забеременеть». Я не могла найти ни одного признака, кроме телесных, который делает человека женщиной.

Женщина имеет право быть, кем хочет, носить, что хочет, и любить, кого хочет. Она может быть женственной, а может и не быть. Розовое платье не прибавляет женскости, так же как удобная обувь - не уменьшает.

В то время я смотрела на трансженщин в новостях и думала, что если быть женщиной значит соответствовать женской гендерной роли, то, быть может, они женщины, а я нет. Лаверн Кокс, безусловно, гораздо больше соответствует стереотипной женственности, чем я. Однако я не хотела менять свое тело и считаться мужчиной. Мне потребовались годы, чтобы принять и полюбить свое женское тело таким, какое оно есть. Принятие своего тела стало по-настоящему освобождающим моментом в моей жизни, и да, в моем теле есть женские части. И вдруг оказалось, что из уважения к трансженщинам запрещено говорить о том, что ты женщина. А поскольку я была «цис», то есть, угнетательницей, мне было запрещено задавать вопросы.

Но я все равно решила разобраться. Я стала задавать вопросы на страницах интерсекциональных феминисток в Facebook, когда встречала что-то непонятное. «Если женщина может быть, кем хочет, а также иметь пенис, не значит ли это, что само слово становится бессмысленным?» Каково это «чувствовать себя женщиной внутри»? «Если человек женского пола в душе чувствует себя мужчиной, не делает ли это идею беременности немыслимой?» Я задавала эти и многие другие вопросы. Я спрашивала простодушно, искренне, без злого умысла, стараясь быть тактичной. Я в самом деле хотела понять. Я хотела осознать свои «цис-привилегии».

Вскоре после того как я начала задавать вопросы, со мной произошло следующее. Меня назвали «TERF» (трансэксклюзивной радикальной феминисткой). Тогда я еще ничего не знала о радикальном феминизме. Мне говорили: «женщина - та, кто называет себя женщиной!» Это только больше запутывало меня. Я размышляла о слове «цис» и решила, что это слово ко мне не относится, ведь я не идентифицирую себя с гендером. Мне было сказано, что отрицать слово «цис» - это все равно что «съездить теркой для сыра по лицу трансженщины». Мне велели заняться самообразованием. «Мы здесь не собираемся тебя учить». Мои комментарии удаляли, а мой профиль блокировали на многих страницах, на некоторые из них я была подписана годами.

Несмотря на это, я продолжала искать ответы на вопросы, но теперь я искала кое-что новое. Я искала информацию по запросу «радикальный феминизм». Искала дискуссионные группы. Я узнала об идее гендера как социального конструкта, и все встало на свои места. Появился смысл. Я наконец нашла людей, которые ответили на мои вопросы, посоветовали книги, блоги, статьи. Я наконец поняла.

Со мной все было в порядке. Я больше не была либеральной феминисткой.

Заполняя пробелы

Я все еще нахожусь в процессе осмысления всего этого. Я не собираюсь сейчас излагать радикально-феминистскую философию, потому что есть более знающие женщины, которые уже этим занимаются. Есть книги. Скажу, что после общения с либеральными феминистками я ожидала, что радикальные феминистки - озлобленные фанатички. Но это не так. Почти все радикальные феминистки, которых я встречала, хотят сделать мир лучше для всех, но в первую очередь для женщин. Они не заставляют женщин молчать о своем опыте.

Оглядываясь назад, я понимаю, почему либеральный феминизм предает женщин и предал меня. Либеральный феминизм ставит в центр мужчин и их потребности, оставляя женщин на заднем плане; он перестает быть движением за улучшение положения женщин, превращаясь в движение в пользу индивидов.

Либеральный феминизм практически не признает труды предшественниц. У меня не было ответа на еще один беспокоивший меня вопрос: «почему все так, как есть?» Ответы все это время были доступны и ждали прочтения. Столько всего осталось после наших предшественниц-феминисток, но вместо того чтобы быть изучать, их труды игнорируют и не рассматривают. Читая « » Герды Лернер, я узнала больше, чем за все время, что я была либеральной феминисткой.

Либеральный феминизм вообще не признает существования системы угнетения и не рассматривает женщин как класс. Каждый человек существует в своем отдельном, уникальном пузыре и не может объединяться с другими по какому-либо групповому признаку, не может рассматриваться в историческом контексте. В центре внимания всегда различия, а не наш общий женский опыт в обществе, которое считает женщин ниже мужчин.

Либеральный феминизм никогда не говорит о том, кто извлекает выгоду из системы. Мужские привилегии - это просто нечто, что мужчины должны проверять; но никто не говорит, что мужские привилегии связаны с подчинением женщин. Никто не говорит, что все не могут стать равными мужчинам. Не может существовать класс, аналогичный классу мужчин, без труда и поддержки со стороны подчиненного класса, которым сейчас являются женщины.

Либеральный феминизм не признает, что выбор совершается не в вакууме. Мы должны делать лучшее, что можем, в мире, в котором живем сегодня, но это не означает, что любой выбор является хорошим. Женщины постоянно выбирают меньшее из зол, и часто мы не хотим этим гордиться. Во многих случаях, будь у нас другой вариант, мы бы выбрали его. Либеральный феминизм не способен рассматривать наш выбор в более широком контексте, поэтому, хотя он отлично подходит для индивида в краткосрочный период, он не может изменить систему в целом. Либеральный феминизм предает самых уязвимых, нуждающихся женщин ради индивидуального агентства.

И главное, либеральный феминизм предает женщин, потому что заставляет нас молчать. Нам нельзя говорить о наших телах и нашем опыте. Вместо этого, мы должны считаться с другими, в особенности с мужчинами.

Был момент, когда я почти потеряла веру в феминизм. Однажды я сказала: «хватит!» - и удалила все страницы и блоги из закладок. Но это был не конец. Сейчас меня окружают образованные женщины, которые являются источником знаний и опыта. Они порой смущают меня глубиной своего понимания. Но я чувствую вдохновение. Я больше не одинокая женщина в мире бессмысленных правил.

Я изучаю способы познать мир, которые предлагают более широкое объяснение. Я очнулась и мне многое нужно прочитать.

Мой феминизм никогда не будет затыкать женщинам рот.

Код для вставки на сайт или в блог.

В данном случае подразумевается, что женщина и мужчина по природе своей равны и имеют естественное право делать свой собственный выбор и получать равные возможности. Однако существует мнение, что от природы женщины менее интеллектуально развиты, не в состоянии рационально мыслить, и не обладают различными способностями, которые имеют мужчины от природы. Также женщина олицетворяла собой послушание и покорность мужчине. Устав от того, что мужчины дискриминируют и унижают женскую половину населения, лишив их даже тех прав, которые даны им от природы, сторонницы либерального феминизма начинают борьбу за отстаивание женских прав.

Таким образом, главной целью либерального феминизма является стремление заполучить равные права в разных сферах жизнедеятельности, завладеть доступом к государственному аппарату, желание делать выбор, не подчиняясь при этом воле мужчины.

История возникновения

Течение либерального феминизма можно разделить на две волны . Первая волна возникла в середине XIX века и продлилась до первой трети XX века. Главным требованием женского движения этой волны стала возможность получения высшего образования . Так же главным важным являлся трудовой вопрос.

Во время второй волны либеральный феминизм набирает свою популярность. Приверженцев этого течения становится больше, чем в любом другом феминистическом направлении. Развитость это направление приобрело, благодаря влиянию взглядов суфражисток , борющихся за равенство избирательных прав .

Представители

  • Джон Стюарт Милль (1806-1873), «Зависимость Женщины»(1851 г.)
  • Гарриет Тейлор (супруга Дж. Милля, 1806-1858)
  • Элизабет Кэди Стэнтон (1815-1902), «Декларации позиций и резолюций» (1848 г.)
  • Люси Стоун (1818-1893)
  • Бетти Фридан (1921-2006), «Загадка женственности»(1963 г.)
  • Джозефин Батлер (1828-1906)
  • Мэри Уолстонкрафт (1759-1797), «Защита прав женщин» (1792 г.)
  • Сьюзан Энтони (1820-1906)

Критика направления

Критика либерального феминизма выражалась в том, что исполнение требований представительниц данного течения не способствовало бы улучшению положения женщин в мире. Важно учитывать влияние социально-экономических факторов. которые определяют Неравенство находит свое отражение практически в любой сферы жизни общества и выражается как расовой дискриминации, классовой дифференциации. Либеральные феминистки в гонке за равные права и возможности не учитывают эти факторы. В связи с этим, достижение равенства среди всех женщин не возможно. Интересно, что, сформировавшееся под влиянием идей либерального феминизма, движение неолиберальных феминисток видит проблему в том, что мужчины и женщины обладают равными правами, однако пользоваться этими ресурсами они не могут.

Примечания

Литература

Тишков В.А. Изучение истории семьи и статуса женщин в США // Вопросы истории. - 1988. - N4. - С.54-67.
Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994. с. 380.

Ссылки

  • National organization for women

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Либеральный феминизм" в других словарях:

    Либеральный феминизм - наиболее раннее по времени возникновения и становления направление феминизма, является на сегодня наиболее мощным и признанным направлением как теоретического феминизма, так и практического феминистского движения. Либеральный феминизм… …

    Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) … Википедия

    - (фр. feminisme, от лат. femina – женщина) общее название массового демократического движения за уравнение в правах женщин с мужчинами. На первых его этапах ставилась задача добиться предоставления женщинам избирательных прав. Уже в 1791 году… … Политология. Словарь.

    Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

    Феминизм - термин образован от латинского слова femina женщина. Впервые он использован Элис Росси в 1895 г. В настоящее время существует много определений феминизма. Нередко феминизм понимается как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за … Термины гендерных исследований

    Новейший философский словарь

    ФЕМИНИЗМ - (feminism) 1. Целостная теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам. 2. Социополитическая теория и практика, стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского превосходства и эксплуатации. 3. Социальное… … Большой толковый социологический словарь

    ФЕМИНИЗМ - понятие, требующее определения в двух уровнях, т. к., с одной стороны, представляет собой широкое общественное движение за права женщин, а с другой стороны это комплекс социально философских, социологических, психологических, культурологических… … Современный философский словарь

    ФЕМИНИЗМ - (лат. femina женщина) общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола. Речь идет об одной из форм дискриминации сексизме (англ. sex пол), которая бытует в культуре наряду с расизмом дискриминацией по расовому, этническому… … Социология: Энциклопедия

    ФЕМИНИЗМ - теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Первая волна Ф., приходящаяся на XIX первую половину XX в., была борьбой за достижение юридического равноправия полов. Вторая волна, начинающаяся с середины XX в., это… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

Феминизм либеральный (феминизм равенства) - из либеральных представлений об индивидуальной свободе и свободе выбора.

Первые выступления либеральных феминисток относятся к периоду великой французской революции, когда обнаружилось, что свободными и равными в правах являются только мужчины, женщины же не являются полноценными гражданами, а потому и не имеют всей совокупности прав и свобод. Конечно же, такое положение дел устраивало не всех. Мэри Уоллстонкрафт (Mary Wollstonecraft) в 1792 году в Лондоне опубликовала свою «Защиту прав женщин». Спустя десятки лет Гарриет Милль (Harriet Mill) со своим соратником Джоном Стюартом Миллем (John Stuart Mill) опубликовали ряд эссе, оправдывавших женскую . И Уоллстонкрафт, и Милли отмечали, что женщина — это человеческое существо, которому доступна рациональная мысль, и что она должна иметь такие же права, которые гарантированы мужчине. Они верили, что так называемая «естественная» слабость женщины, ее иррациональность и любопытство в действительности представляют собой результат недостатка образования и отсутствия свободы выбора, результат ее зависимости от мужчин, а также ее ущербной социализации.

Главным принципом либерального феминизма является принцип равных прав и возможностей. Либеральные феминистки считают, что угнетение женщин коренится в отказе предоставления им равных с мужчинами прав. Они отстаивают социальные и законодательные реформы, рассматривают социальную политику как важную силу в установлении доступа женщин к экономическим возможностям и гражданским правам. Основные требования либеральных феминисток: прекращение правовой, экономической и социальной зависимости женщин от мужчин; обеспечение свобод и возможностей в получении и усовершенствовании образования; поддержка открытого соревновательного функционирования экономического рынка и защита его от вмешательств и интервенций; введение законов и публичных институций, которые гарантировали бы равенство выбора и возможностей, что могло бы привести к улучшению статуса женщины.

Либеральные феминистки делают акцент на социализации и обучении, так как рассматривают их как основные стадии формирования индивидуума. На практике их работа по устранению неравенства включает, в частности, образовательные и социальные программы, которые способствуют искоренению .

Движения по защите прав женщин 19 и 20 веков боролись за предоставление женщинам права голосовать, либерализацию законов о разводе, обеспечение замужней женщины экономической автономией, разрешение доступа женщины к высшему образованию, оплачиваемому труду, к профессиональной деятельности .

Либеральный феминизм стал идеологией реформистского направления женского движения 1960-х гг. в Америке и Европе. Вторая волна феминизма создала новые организации по защите женских прав, особенно в США, во Франции, в Англии. В некоторых странах (например, скандинавских) либеральную идеологию проводили организации, существующие с XIX в., в других – создавались новые организации.

Либерализм изменялся по мере развития капиталистического мира, изменялся и статус либерального феминизма. Либерализм в классическом смысле, подразумевавший защиту государством гражданских свобод, создание равных возможностей действовать на рынке, остался в прошлом. На смену ему пришел эгалитарный либерализм, который подразумевал защиту государством экономической справедливости, предоставление социального, медицинского обслуживания и помощи семье и пр. Либеральный феминизм проделал схожую эволюцию, хотя он и не является простой копией либерализма. Более того, либерализм распространял индивидуализм и личную свободу только на мужчин. Развитие либерального феминизма вывело его за границы формального равенства, подняв новые вопросы помощи в воспитании детей и личной свободы в репродуктивной сфере.

В 1960-е гг. либеральное женское движение было вдохновлено работами Бетти Фридан (Betty Friedan), Беллы Абзуг (Bella Abzug) и другими. Классиком данного направле ния признана американка Бетти Фридан, изложившая свои взгляды в книге «Мистика женственности» (1963). После выхода книги в США появилась Национальная Организация Женщин, которая за короткий срок объединила около 300 000 членов и провозгласила, что ее цель — борьба за равные стартовые условия для самореализации обоих . Образ счастливой домохозяйки был подвергнут критике как несуществующий миф. Общественные нормы препятствовали личностному развитию женщины: от нее ожидалось соблюдение «инфантильных» образцов поведения, она воспринималась только через мужчину, только как пассивное существо, имеющее много общего с ребенком.

В послевоенный период было широко распространено представление о женственности, сужавшее возможности личностного роста. Именно в тот момент, когда открылись новые возможности для карьеры и образования, женщины стали покидать учебные заведения, предпочитая выполнять только одну, традиционную роль. Стереотипы оказались столь сильны, что женщины утратили даже представление о своих возможностях. Это привело к кризису идентичности и личностного роста – той проблеме, которая возникает у многих людей и которая тогда считалась мужской. Судьба женщины рассматривалась как заданная биологией, и потому не предполагалось, что женщина может иметь проблемы идентичности и роста.

В отличие от классического либерального направления феминисты эгалитарного либерализма полагали, что женщины должны иметь преимущества (). От гендерно-нейтральных законов необходимо переходить к гендерно-специфичным, позволяющим вдовам, одиноким матерям, разведенным получить реальные шансы.

К этому направлению относят вторую книгу Б. Фридан – «Вторая стадия» (1981), которая вышла почти через двадцать лет после первой, когда обнаружились новые трудности совмещения женских ролей. Если в 1960-е гг. женщины были жертвами «мистики феминности» (представления о женственности), то теперь они стали жертвами «мистики феминизма» (представления о ). Если раньше было обнаружено, что женщины-домохозяйки не удовлетворены своей жизнью, то спустя четверть века возникло разочарование у женщин, успешно делающих карьеру. Из рабыни мужчины женщина превратилась в рабыню работы, а зависимость переместилась из частной в публичную сферу. «Суперженщина» стала зависимой и от мужа, и от начальника. Выход из положения предлагается в реинтеграции мужчины в семью. Такие выводы получили название «феминизма, ориентирующегося на семью» (pro-family feminism).

Нерешенной остается проблема соотнесения с либерализмом: если все люди от природы равны, то нужны ли гендерно-ориентированные законы? Следует ли из этого необходимость женщине становиться равной и одинаковой с мужчиной? Или наоборот? Подход, сенситивный к гендерным различиям, противоречит ориентации на индивидуальность в классическом либерализме. Поэтому феминистская критика либерализма направлена на переоценку индивидуальной свободы, ратует за гуманизм, нейтральный в гендерном отношении, за ориентацию на общечеловеческие ценности, которые равны мужским ценностям, а также за стремление действовать внутри существующей системы, не ставя целью ее коренное преобразование .

Неолиберальные феминистки (Элис Росси, Джанет Ричардс, Сьюзан Оукин) по-прежнему апеллируют к белым женщинам среднего класса, ориентируя их на достижение высоких профессиональных целей, но не освобождая от выполнения традиционных социальных ролей (любовницы, жены, матери, домашней служанки и проч.). Вслед за Б.Фридан, неолибералки в Европе и США – как сторонницы «феминизма равенства» – увидели проблему не в отсутствии прав, а в инертности женщин, их неумении пользоваться тем, что уже дано законом или может быть осуществлено в легитимном порядке (особенно в юридической и образовательной области). Государство для неолиберальных феминисток – выражение неперсонифицированого разума. В центре их тактики – процесс социального научения пользованию легальными методами исполнения феминистского требования равенства полов. Сосредоточенность неолибералок на стремлении сделать женщину во всем равной мужчине, по мнению критиков неолиберального феминизма, стирает природные особенности женщин, не оставляет ей места как женщине, ведет к тенденции стирания половых различий в профессиональной области, одновременно перегружая женщину семейными и домашними обязательствами, которые остаются на ее плечах .

Основные представители либерального феминизма: Бетти Фридан (Betty Friedan), Беллы Абзуг (Bella Abzug), Сьюзан Энтони (Susan Anthony), Люси Стоун (Lucy Stone), Элизабет Кэди Стэнтон (Elizabeth Cady Stanton), Жозефин Элизабет Батлер (Josephine Elizabeth Butler), Элис Росси (Alice Rossi), Джанет Рэдклиф Ричардс (Janet Radcliffe Richards), Сьюзан Моллер Оукин (Susan Moller Okin) и др.

Литература:

1. Либеральный феминизм [Электронный ресурс] // Такая: научно-популярный журнал о судьбе / Центр Гендерных Исследований Европейский Гуманитарный Университет. — Режим доступа: http://takaya.eu/dictionary/rus_l/liber_fem/ (дата обращения 13.11.2015 г.) — Название с экрана.

2. Королева Т.А. Женское движение: генезис и эволюция // Вестник Томского государственного университета. — № 368. — 2013. — С. 44–50.

3. Пушкарева Н.Л. Феминизм: идеи и лица [Электронный ресурс] // Мультимедийная Энциклопедия «Кругосвет». М.: «Новый диск», 2004. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/feminizm.html?page=0,3 (дата обращения 19.08.2015 г.). – Название с экрана.