Все о тюнинге авто

Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Словарь юридических терминов: Атмосферный воздух Атмосферный воздух как объект охраны понятие функции

Понятие атмосферного воздуха в качестве объекта природы дается в преамбуле Федерального закона РФ от 4 мая 1999г. «Об охране атмосферного воздуха»1. В ней атмосферный воздух определяется как жизненно важный компонент окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Физическое состояние атмосферного воздуха представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (ст.1 Закона).

Атмосфера – тонкая газовая оболочка, окружающая Землю и разделенная на несколько сферических слоев. Около 95 % массы воздуха приходится на внутренний слой - тропосферу, простирающуюся вверх над поверхностью Земли примерно на 17км.

Если Землю сравнивать с яблоком, то обеспечивающая нашу жизнь воздушная оболочка соответствует толщине его кожуры. Около 99 % объема чистого сухого воздуха в тропосфере состоит из двух газов: азота (78%) и кислорода (21%). Оставшийся объем воздуха в тропосфере содержит небольшое количество аргона (менее 1%) и около 0,35% диоксида углерода. Атмосферный воздух в тропосфере содержит также водяные пары в количестве, меняющемся от 0,01% у холодных полюсов до 5% - во влажных тропиках.2 Воздух, находящийся в тропосфере, подлежит регулированию по использованию и охране. Воздух, находящийся в различных помещениях, установках, компрессорах, баллонах и т.д., изъятый из природной среды, является объектом гражданского, трудового, административного законодательства.

Правовому регулированию не подлежат: климат местности, зоны ветров и магнитные бури. Говоря о роли атмосферного воздуха, необходимо напомнить, что рост загрязнения атмосферы увеличивается с каждым годом. Так, наблюдение за составом атмосферного воздуха показывает, что происходит постоянный рост содержания углекислого газа в атмосфере. Концентрация его сто лет назад, т. е. до начала бурного промышленного развития, была на уровне 0,029%, сейчас она достигает 0,032%, а в перспективе может привести к серьезным необратимым изменениям биосферы.

Охрана атмосферного воздуха приобретает особую актуальность в условиях интенсивного развития промышленности и сельского хозяйства, роста городов и увеличения количества транспортных средств; расширение исследований космического пространства также усиливает отрицательные антропогенные воздействия на атмосферу. Атмосферный воздух выступает своего рода посредником загрязнения всех других объектов природы, он способствует распространению больших масс загрязнения на значительное расстояние.

Промышленными выбросами, переносимыми по воздуху, загрязняется мировой океан, окисляется почва и вода. Так, на территорию Российской Федерации вместе с воздушными массами ежегодно поступает 2 млн. тонн двуокиси серы и около 10 тонн сульфатов. С осадками на сельскохозяйственные угодья центральных областей европейской части страны выпадает около 1 млн. тонн серной кислоты. Для ее нейтрализации необходимо 1,5 млн. тонн технической извести, стоимость которой составляет миллионы рублей.

Увеличивается количество выбрасываемых в атмосферу тяжелых металлов – таких как свинец, медь, хром, бериллий, мышьяк, кобальт и другие. Опасность их для человека заключается в том, что в процессе эволюции организм не выработал защитных механизмов к этим веществам. По этим причинам, возможно, их отрицательное воздействие на здоровье человека. Вызывает беспокойство увеличивающаяся концентрация в воздухе канцерогенных соединений. Так, пробы льда на станции Пионерская в Антарктиде показали, что концентрация соединений бензопирена в три раза выше, чем 600 лет назад.

Это объясняется переносом на большие расстояния продуктов деятельности человека, усиливающейся за последние сто лет. К канцерогенным веществам, загрязняющим атмосферный воздух, относятся некоторые соединения полициклических углеводородов, которые выбрасываются в атмосферу стационарными источниками (90%), а оставшиеся 10% приходятся на выбросы автотранспортных средств. Из общего количества полициклических углеводородов, находящихся в отработавших газах автомобилей, примерно 20 – 30 % составляют канцерогенные вещества.

К загрязнителям атмосферы относятся и вредные физические воздействия на нее. Одним из них является шум, сопровождающий нас в быту. Он может оказывать вредное воздействие на человеческий слух. Диапазон звуков, воспринимаемых человеком, простирается от порога слышимости до порога болевых ощущений, равного 130 ДБ. При уровне звукового давления более 140 ДБ возможен разрыв барабанной перепонки.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах остается недопустимо высоким. В отечественной системе учет выбросов по ряду веществ не существует, но они составляют заметную величину, сравнимую с антропогенными выбросами (например, леса являются достаточно мощным источником выделения метана и окислов азота). Так, заболоченные земли и озера являются источником выделения метана. Вулканы и лесные пожары являются заметными источниками диоксидов серы и азота, оксида углерода и др. В настоящее время действуют два перечня методик исчисления: 1) перечень методик измерения концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах; 2) перечень технических средств контроля промышленных выбросов.

Правовая охрана атмосферного воздуха заключается в установленной законодательством совокупности государственных и общественных мероприятий направленных на сохранение воздушного бассейна от загрязнения, истощения его кислородных запасов, рациональное использование воздуха в хозяйственных целях, воспроизводство его запасов в интересах оздоровления и улучшения

окружающей человека среды, животного мира, жизни и здоровья настоящего и будущих поколений. Основные законодательные акты об охране атмосферного воздуха в РФ составляют достаточно большой массив. Сюда относятся и международно-правовые акты (к примеру, Венская конвенция об охране озонового слоя 1985г.; Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987г; Рамочная конвенция об изменении климата 1992г., Киотский протокол и другие). Центральным законом, регулирующим охрану атмосферного воздуха, озонового слоя и климата, является Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г.2 Существует также ряд постановлений Правительства РФ, такие как постановление Правительства РФ «Об усилении мер государственного регулирования ввоза в РФ и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» от 9 декабря 1999 г., а также постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» от 15 января 2001г., ряд ведомственных актов Росгидромета, Минздрава РФ и другие.

Таким образом, российское законодательство соответствует международным требованиям в области охраны атмосферного воздуха и основывается на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни труда и отдыха, недопущения вредных воздействий на атмосферный воздух, обеспечения гласности, полноты, достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнения и другие.

Охрана атмосферного воздуха осуществляется различными способами: биологическими (проведением работ по воспроизводству природных ресурсов, их охране и защите от истощения), технологическими (совершенствованием технологических процессов, систем очистки, организацией безотходных

производств), экономическими (планированием охраны, материально –техническим обеспечением, развитием материального стимулирования за выполнение природоохранительных мероприятий), санитарными (принятием мер по оздоровлению окружающей среды), организационными (организацией

рационального использования воздушного бассейна и контроля за его состоянием и охраной), идеологическими (проведение эколого–воспитательной работы, улучшением экологической подготовки кадров и т.п.), правовыми. Однако, говоря о современном законодательстве в области регулирования охраны атмосферного воздуха, следует отметить, что оно далеко не совершенно. Недостатки его

заключаются в том, что в нем присутствует нечеткость и неопределенность понятия атмосферного воздуха и его охраны.

Кроме того, в нем отсутствует инструмент, реализующий механизм воздухоохранной деятельности. Большинство норм Федерального закона носят декларативный характер, они, как правило, не обеспечены подзаконными актами по процедурам нормирования воздействия на него, информирования населения и хозяйствующих субъектов о качестве воздуха и прогнозов его изменения и т. д.

Атмосферный воздух (от греч. atmos - пар и spharia - воздух) является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Жизненная важность а.в. состоит в том, что без него невозможно существование не только человека, но и других живых и растительных организмов. Ежедневно человек потребляет 15-16 кг воздуха, т.е. во много раз больше, чем воды и пищи. А.в. представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). Основными газами а.в. являются: азот - 78,09%, кислород - 20,95%, аргон - 0,93%, углекислый газ - 0,3%. Содержание остальных газов - неона, гелия, метана, ксеона, водорода, озона, йода - незначительный процент. Нормальное соотношение этих газов в атмосфере является оптимальным для жизнедеятельности человека и животного мира. Уменьшение содержания какого-либо компонента воздуха, так же как и его увеличение, губительно сказывается на здоровье людей. Из тысячеметровой глубины атмосферы наиболее благоприятный для жизнедеятельности человека состав воздуха находится в слое до 18 км.

А.в. является специфичным природным объектом прежде всего потому, что его нельзя индивидуализировать в силу его естественной подвижности, в связи с этим в теории экологического права проблема правового статуса атмосферного воздуха как объекта правовой охраны всегда являлась острой, и она до сих пор не решена. Кроме понятия "атмосферный воздух" встречаются такие понятия, как "атмосфера" и "воздушное пространство". Различие в указанных понятиях заключается в следующем: а.в. в законодательстве рассматривается и охраняется как природный, материальный объект; а речь об атмосфере и воздушном пространстве идет как о пространственно-территориальном явлении - пространстве, находящемся над конкретной территорией: Российской Федерации, субъекта РФ, отдельного предприятия и т.д.

А.в. подвергается наиболее интенсивному загрязнению в связи с тем, что он используется для удаления вредных веществ, образующихся в процессе хозяйственной деятельности. Загрязнение а.в. - это поступление в а.в. или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества а.в. Ухудшение качества а.в. влечет рост заболеваемости и смертности населения. Из-за загрязнения а.в. в России погибает около 30 тыс. человек в год, Госкомстат России прогнозирует, что к 2016 г. численность населения страны уменьшиться на 11,5 млн человек. В целях улучшения качества а.в. и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду в Российской Федерации осуществляется охрана а.в., основными направлениями которой являются: нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; установление нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ и т.д.

27. Атмосферный воздух как объект правового регулирования

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, который представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В целях его охраны государством проводятся следующие мероприятия:

1) нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух – установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий на него;

2) установление нормативов выбросов и воздействий – технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов;

3) государственная регистрация вредных и потенциально опасных веществ;

4) выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ и на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, устанавливающих предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. За выдачу разрешений взимаются сборы;

5) установление требований к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Виды воздухопользования:

1) пользование воздухом для жизнеобеспечения людей и других организмов;

2) пользование воздухом для производственных нужд в качестве сырья;

3) пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;

4) пользование атмосферой в целях искусственного изменения погоды, климата, предотвращения природных катаклизмов.

В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух:

1) производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;

2) территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования.

Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств.

В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля производится государственный учет неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

2. Методы правового регулирования Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.Каждая отрасль права

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Тема 17. Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика) 1. Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления Экономическая деятельность - это любая

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

Из книги Информация. Собственность. Интернет. Традиция и новеллы в современном праве автора Якушев Михаил Владимирович

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

5. Предмет уголовно-правового регулирования Исходя из общетеоретического постулата, образование отдельных отраслей права можно обосновать, прежде всего, спецификой предмета регулирования. Предметом правового регулирования выступают социальные отношения.

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

6. Задачи уголовно-правового регулирования Специфика и содержание уголовного права обусловливаются задачами, стоящими перед этой отраслью права.Социальная ценность уголовного права состоит, прежде всего, в охране общественных отношений, а именно: мира и безопасности

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

8. Принципы уголовно-правового регулирования Принцип законности, который вытекает из положений Всеобщей декларации прав человека: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в

Из книги автора

24.1 Понимание механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для

Из книги автора

24.3 Эффективность механизма правового регулирования Обобщающей характеристикой механизма правового регулирования является его эффективность.Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей

Из книги автора

§ 1. Понятие правового регулирования Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных

Из книги автора

§ 2. Предмет правового регулирования Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера

Из книги автора

§ 4. Стадии правового регулирования Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.Процесс воздействия права на поведение людей и

Из книги автора

§ 5. Механизм правового регулирования После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия.В теории права

Из книги автора

§ 13.1. Понятие механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того,

Объектом регулирования в рамках права окружающей среды является не воздух вообще, а атмосферный воздух.

Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

К атмосферному воздуху не относится также воздух, находящийся в компрессорах, баллонах и т.п. Отношения по поводу воздуха помещений и находящегося в емкостях регулируются санитарным, в том числе гражданским, жилищным законодательством. Критерием разграничения атмосферного воздуха и иного воздуха служит естественная связь первого с природной средой.

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов природы. Прежде всего, он служит незаменимым источником кислорода, необходимого для существования всего живого на Земле. При характеристике особой важности воздуха в жизни человека подчеркивается, что человек может прожить без воздуха лишь несколько минут.

У атмосферного воздуха и атмосферы в целом множество других экологически и социально полезных свойств. Он является проводником энергии Солнца, служит защитой от губительных космических излучений, образует основу климатических и погодных условий на Земле. В экономической деятельности общества атмосфера интенсивно эксплуатируется как транспортная коммуникация. Наконец, атмосфера - это среда для удаления газообразных и пылевидных отходов человеческой деятельности.

Особенностью правового режима атмосферного воздуха является то, что в силу физических свойств он не может быть объектом права собственности, поскольку к нему не применимы традиционные полномочия собственника. Он не может быть индивидуализирован для того, чтобы стать объектом права собственности.

Не являясь собственником атмосферного воздуха, находящегося в конкретный момент над территорией государства, оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают из принадлежности государству его естественной природной среды. Любое государство в пределах своего воздушного пространства пользуется всеми правами территориального верховенства, государственного суверенитета, исключительным правом на использование атмосферы. В соответствии с Воздушным кодексом РФ, принятым 19 марта 1997 г., Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Какова пространственная сфера действия законодательства об охране атмосферного воздуха? Она определяется пределами государственного суверенитета России над своим воздушным пространством. Охрана атмосферного воздуха должна обеспечиваться в пределах практически возможного использования воздушного пространства или практического воздействия на состояние атмосферы. В определенной мере граница действия законодательства определяется возможным высотным пределом, который достигают самолеты или иные летающие устройства. Однако известно, что вредное воздействие на состояние озонового слоя Земли оказывается при эксплуатации озоноразрушающих веществ на объектах, расположенных на земле.

Как никакой другой природный ресурс, атмосферный воздух, "не признающий" никаких политических границ, образует единую в глобальном масштабе среду жизни.

  • 5.Общая характеристика права собственности на природные объекты (ресурсы): понятие, формы, субъекты, объекты, содержание.
  • 6.Право общего природопользования.
  • 7. Право специального природопользования.
  • 8.Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, функции, методы, формы.
  • 9.Система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 10.Экологическое нормирование (стандартизация). Виды экологических нормативов.
  • 11.Экологическая экспертиза: понятие, принципы, виды, объекты и порядок проведения.
  • 12.Экономический механизм охраны окружающей природной среды: понятие, структура и элементы.
  • 13.Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие, функции и виды.
  • 14.Механизм возмещения вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями.
  • 15.Недра как объект использования и охраны. Право пользования недрами: понятие, виды и условия.
  • 16.Правовая охрана недр. Ответственность за нарушения законодательства о недрах.
  • 17.Воды как объект использования и охраны. Право собственности на водные объекты.
  • 18.Право водопользования: понятие, виды, условия.
  • 19.Правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
  • 20.Правовая охрана вод. Ответственность за нарушение водного законодательства.
  • 21.Леса как объект использования и охраны. Право собственности на леса.
  • 22.Условия и порядок предоставления права лесопользования юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям).
  • 23. Условия и порядок предоставления права лесопользования физическим лицам.
  • 24.Правовая охрана и защита лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.
  • 25.Животный мир как объект использования и охраны. Право пользования животным миром: понятие, виды, условия.
  • 26.Понятие и правовые основы охоты. Виды охоты. Документы, удостоверяющие право граждан на охоту.
  • 27.Ответственность за нарушение правил охоты (незаконную охоту).
  • 28.Понятие и правовые основы рыболовства. Виды рыболовства. Ограничения рыболовства.
  • 29.Ответственность за нарушение правил рыболовства (незаконную добычу водных биологических ресурсов).
  • 30.Правовые меры охраны животного мира.
  • 31.Атмосферный воздух как объект охраны. Государственной управление охраной атмосферного воздуха.
  • 32.Нормирование качества атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.
  • 33.Понятие и особенности правовой охраны природно-заповедного фонда.
  • 34.Правовой режим государственных природных заповедников.
  • 35.Правовой режим национальных и природных парков.
  • 36.Правовой режим государственных природных заказников и памятников природы.
  • 37.Правовой режим природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
  • 38.Правовая охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
  • 40.Субъекты международного экологического права. Международная эколого-правовая ответственность.
  • 31.Атмосферный воздух как объект охраны. Государственной управление охраной атмосферного воздуха.

    Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

    Охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и климата – одно важнейших направлений природоохранительной деятельности, осуществляемое в глобальном, региональном и национальных масштабах.

    Законодательная база в данной области основывается на Конституции РФ, в нее входят многочисленные международно-правовые, региональные, национальные и локальные акты. Это Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», акты федерального уровня (о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах и т. п.), уровня субъектов РФ, подзаконные акты – постановления Правительства РФ, санитарно-гигиенические нормативы Минздравсоцразвития РФ. Российское законодательство об охране атмосферного воздуха базируется на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха, недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды, обязательности государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении и др.

    Правовыми инструментами для реализации указанных принципов являются:

    – установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий;

    – государственная регистрация загрязняющих и потенциально опасных веществ;

    – получение разрешения на выброс и оказание вредного физического воздействия;

    – государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов вредных физических воздействий и их источников.

    Объекты правового регулирования Атмосферный воздух – естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами жилых производственных и иных помещений.

    Воздух в жилых, производственных, общественных помещениях, в установках, компрессорах, баллонах и др., т. е. изъятый из окружающей среды или отделенный от нее, является объектом гражданского, трудового и иного законодательства.

    Климат представляет собой многолетний режим погоды данной местности, определенный географической широтой, высотой над уровнем моря, удаленностью местности от океана, рельефом суши, антропогенным воздействием и иными факторами. Правовому регулированию подлежат система и средства наблюдения за состоянием и изменения климата, меры по стабилизации концентраций парниковых газов, воздействие на погоду и климат и иные вопросы.

    Озоновый слой является частью атмосферного воздуха, расположенной на высоте от 20 до 50 км, предохраняющей живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия. Производство и применение озоноразрушающих веществ, изменения целостности озонового слоя, температурного режима и т. п. также подлежат правовому регулированию и охране.

    Загрязнение атмосферного воздуха, происходящие и прогнозируемые изменения климата, трансграничные переносы вредных веществ, большие расстояния и иные негативные явления и процессы требуют принятия неотложных организационных и правовых мер.

    Согласно ст. 23 Закона об охране атмосферного воздуха в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, который является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды.

    Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей следующее:

    – обеспечить выполнение уполномоченными органами мероприятий по охране атмосферного воздуха;

    – соблюдение условий выбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на атмосферу;

    – соблюдение стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

    – соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

    – выполнение федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов РФ и выполнение мероприятий по его охране;

    – обеспечить выполнение иных правил, установленных законодательством РФ, ее субъектами в данной области.

    Выделяют три вида экологического контроля:

    – информационный – как правило, предшествует двум другим и сводится к сбору информации для принятия предупредительных и пресекательных действий;

    – предупредительный – проводится в целях предотвращения последствий нарушения требований экологического законодательства;

    – карательный – выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям.

    Государственный контроль осуществляется соответствующими органами исполнительной власти.

    Координация работ по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

    Наряду с государственным контролем за охраной атмосферного воздуха указанный Закон предусматривает производственный и общественный контроль за охраной окружающего воздуха.

    Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, имеющие источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и назначающие лиц, ответственных за проведение производственного контроля, и (или) организуют экологические службы.

    Общественный контроль осуществляется в порядке, определенном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в области охраны окружающей среды, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ об общественных объединениях.

    Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.

    "