Все о тюнинге авто

Классификация средств связи пожарной охраны. Система связи в гарнизонах пожарной охраны. Сигнально переговорные устройства

План-конспект

проведения занятий со службой оповещения и связи

ТЕМА №6: Организация связи и основные требования к ней. Работа при отключении энергии городской телефонной сети.

ВРЕМЯ: 360 мин.

МЕСТО: Учебный класс

ЦЕЛЬ: Изучить правила ведения связи, работу ПСЧ при отключении энергии ГТС

Учебные вопросы

1. Виды и средства связи.

2. Правила ведения связи.

3. Работа ПСЧ при отключении энергии ГТС.

1. Связь по функциональному назначению подразделяется на сле­дующие виды:

– связь извещения , обеспечивающую передачу и прием сообщений о пожарах;

– оперативно-диспетчерскую связь , обеспечивающую передачу распоряжений подразделениям ГПС, своевременную высылку сил и средств для тушения пожаров, получение информации с мест пожаров, передачу информации о пожарах должностным лицам, организациям и городским службам, получение сообщений о выездах подразделений и связь с пожарными автомобилями, находящимися в пути, передачу приказов на передислокацию техники;

– связь на пожаре , обеспечивающую четкое и бесперебойное управление силами, их взаимодействие и передачу информации с места пожара, административно-управленческую связь, включающую все виды связи, не связанные с выполнением оперативно-тактических задач;

– связь извещения обеспечивает передачу сообщений о пожарах от заявителей и устройств автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации на ЦУС и ПСЧ.


Связью извещения предусматривается:

соединение ЦУС с городской телефонной станцией входящими соединительными линиями, предназначенными специально для приема извещений о пожарах. При наличии в городе АТС связь абонентов этой телефонной станции с пожарной охраной осуществляется по специальным соединительным линиям набором двузначного номера "01", а при ручной телефонной станции - передачей заявителем сообщения "Пожар";

прием извещений с аппаратуры электрической пожарной сигнализации о наиболее важных объектах, расположенных в районе выезда части;

соединение прямыми проводными линиями ЦУС, ПСО, ПСЧ с наиболее важными объектами города;

соединение прямыми проводными линиями ЦУС с коммутаторами органов внутренних дел и подразделениями вневедомственной охраны для приема сообщений о пожарах;

соединение заявителей (личного состава ГПС, оснащенного средствами радиосвязи) с ЦУС или ПСЧ по каналам радиосвязи.

Оперативно-диспетчерская связь обеспечивает :

прямую телефонную и радиосвязь ЦУС с пунктами связи подразделений гарнизона;

радиосвязь ЦПР или ЦУС с пожарными автомобилями, находящимися в пути следования;

прямую телефонную связь со службами жизнеобеспечения.

Связь на пожаре предназначается для управления силами, обеспечения их взаимодействия и обмена информацией.

Для управления силами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальниками боевых участков и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обеспечивает управление работой подразделений пожарной охраны и получение от них сведений об обстановке на пожаре.

Для обеспечения управления используются радиостанции и громкоговорящие установки автомобилей связи и освещения, а также носимые радиостанции, телефонные аппараты полевые и АТС, радиотелефоны, переговорные устройства, электромегафоны.

Для взаимодействия между боевыми участками (подразделениями), работающими на пожаре, устанавливается связь между начальниками боевых участков (подразделений). При этом используются носимые радио­станции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства и связные.

В случае невозможности применения средств связи используются сигналы управления.

Для обеспечения передачи информации с места пожара устанавливается связь между РТП, оперативным штабом и ЦУС (ПСЧ) с помощью городской телефонной сети или радиостанций пожарных автомобилей, автомобилей связи и освещения, оперативных автомобилей. При этом обеспечивается обмен информацией между ЦУС (ПСЧ) и подразделениями ГПС, находящимися на пожаре и в пути следования, передача сообщений об обстановке и ходе тушения пожара; вызов дополнительных сил и средств; передача требований РТП к службам жизнеобеспечения.

При использовании средств радиосвязи на пожаре РТП обязан обеспечить соблюдение всеми абонентами правил радиообмена.

При использовании оперативным штабом абонентской телефонной сети необходимо переключить телефонную линию абонента на телефонный аппарат штаба.

Для обеспечения надежной связи на пожаре в подземных сооружениях в условиях экранирования радиоволн использовать телефонную связь объекта, установки громкоговорящего оповещения, в том числе и мегафоны, горноспасательную аппаратуру связи. Административно-управленческая связь предназначается для обеспечения административно-управленческой деятельности ГПС


Для административно-управленческой связи используются, как правило, городские, сельские и ведомственные телефонные сети связи и радиосети. В случае необходимости могут использоваться средства оперативной связи не в ущерб выполнению оперативно-тактических задач

2. Дисциплина связи есть точное и четкое соблюдение личным составом ГПС установленного порядка ведения обмена сообщениями в сетях проводной и радиосвязи.

Дисциплина связи достигается:

– знанием и четким выполнением личным составом правил: установления связи, ведения переговоров и их регистрации, изложенных в данном наставлении;

– неукоснительным выполнением требований, изложенных в документах, регламентирующих эксплуатацию средств связи;

– установлением действенного контроля за использованием по прямому назначению средств связи и ведением переговоров.

Высокий уровень дисциплины связи обеспечивается хорошо организованным контролем и неуклонным выполнением правил обмена сообщениями. Функции контроля ведения связи осуществляют ЦУС гарнизона.

К нарушениям дисциплины связи относятся:

– передача сведений, не подлежащих оглашению;

– переговоры частного характера;

–передача позывных большее число раз, чем предусмотрено настоящим Наставлением, переговоры с абонентами, не назвавшими свои позывные;

– разглашение позывных и частот рабочих каналов.

Проверка связи производится с целью поддержания технических средств в постоянной готовности к действию и контроля несения службы дежурными операторами. Проверка связи может производиться путем вызова и ответа на вызов или передачи специальных сообщений. Она может быть двусторонней и односторонней.

Эффективность контроля ведения связи достигается правильным подбором личного состава, его осуществляющим, применением для контроля тщательно проверенной аппаратуры, своевременным принятием мер к нарушителям правил ведения связи.

Должностное лицо, получившее сообщение о нарушения и дисциплины связи, обязано незамедлительно принять меры по пресечению нарушения и провести расследование.

Обмен сообщениями предусматривает передачу и прием телефонограмм, радиограмм, телеграмм, графических и текстовых изображений, сигналов, команд и т. д.

Обмен сообщениями должен быть кратким. Ведение разного рода частных запросов и частных переговоров между абонентами категорически запрещается.

Перечень вопросов, по которым производится обмен сообщениями открытым текстом, определяется начальником УГТ1С (ОГ ПС)

Установление связи осуществляется по форме: "Ангара! Я Сокол Отвечайте", "Сокол! Я Ангара! Прием!"

При необходимости передачи сообщений вызывающий абонент после установления связи передает его по форме: "Ангара! Я Сокол Примите сообщение" (далее следует текст), " Я Сокол, прием!". О приеме ("сообщения дается ответ по форме: "Сокол! Я Ангара" (повторяется текст сообщения)), Я Ангара, прием!".

Об окончании связи оператор уведомляет словами: "Конец связи". Передача сообщений должна вестись неторопливо, отчетливо, внятно. Говорить надо полным голосом, но не кричать, так как от крика нару­шается ясность и четкость передачи.

3. При отключении электроэнергии городской сети радиотелефонист обязан:

1. Сообщить об отключении на ЦУС УГПС МЧС.

3. В вечернее или ночное время сообщить ответственному дежурному по подразделению.

4. Подключить резервный телефонный аппарат, хранящийся на ПСЧ, к городской телефонной сети.

5. Использовать для передачи и обмена информацией с ЦУС УГПС МЧС носимую радиостанцию или мобильную радиостанцию, находящуюся на пожарном автомобиле состоящем в боевом расчёте.

6. При выезде дежурного караула по сигналу «Тревога» вести радиообмен с ЦУС УГПС МЧС и дежурным караулом посредством носимой радиостанции или мобильной радиостанции, находящейся на пожарном автомобиле состоящем в резерве.

Руководитель занятия___________________________________

7. Связь извещения.

Тема 2. История становления и развития систем оповещения о пожарах

11.Развитие пожарной связи в России.

12.Развитие систем оповещения о пожарах.

Тема 3. Основы проводной связи

13.Принцип проводной связи.

14.Схема организации проводной связи в ГПС МЧС России.

Тема 4. Основы радиосвязи

15.Физический принцип радиосвязи.

16.Блок-схема приемника, передатчика.

17.Преимущества и недостатки радиосвязи. Предельная дальность радиосвязи в ультракоротковолновом диапазоне.

18.Основные технические параметры отечественных и зарубежных радиостанций.

19.Транкинговые системы связи.

Тема 5. Организация связи на пожаре

20.Дисциплина связи. Нарушения дисциплины связи.

21.Проверка связи. Правила обмена сообщениями. Передача сообщений при плохой слышимости. Оценка качества связи.

Тема 6. Организация диспетчерской службы пожарной охраны

22.Основные руководящие документы по диспетчерской службе.

23.Термины и определения, применяемые в диспетчерской службе.

24.Организация несения диспетчерской службы. Задачи подразделений диспетчерской службы.

25.Допуск радиотелефонистов, диспетчеров к самостоятельной работе. Должностные обязанности радиотелефониста, диспетчера.

Тема 7. Содержание работы радиотелефониста, диспетчера на пункте связи части

26.Действия радиотелефонистов, диспетчеров пожарных частей по охране населенных пунктов и объектов при получении указаний из ЦУКС ФПС по субъекту РФ.

27.Действия радиотелефонистов, диспетчеров пожарных частей по охране населенных пунктов и объектов при получении сообщений о пожарах из ЦУКС ФПС по субъекту РФ.

28.Действия радиотелефонистов, диспетчеров пожарных частей по охране населенных пунктов и объектов при получении сообщений о авариях, стихийных бедствиях из ЦУКС ФПС по субъекту РФ.

29.Действия радиотелефонистов, диспетчеров пожарных частей по охране населенных пунктов и объектов при получении сигналов оповещения и сигналов гражданской обороны из ЦУКС ФПС по субъекту РФ.



Тема 8. Современные и перспективные информационно-телекоммуникационные технологии системы связи МЧС России

30.Современная и перспективная отечественная аппаратура связи.

31.Современная и перспективная зарубежная аппаратура связи.

32.Современные и перспективные информационно-телекоммуникационные технологии системы связи МЧС России

Тема 9. Основные сведения об установках автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации

33.Назначение и область применения автоматической пожарной (АПС) и охранно-пожарной сигнализации (ОПС). Основные функции установок пожарной, охранно-пожарной сигнализации.

34.Классификация, назначение и область применения пожарных извещателей (ПИ). Ручные и автоматические ПИ. Основные параметры пожарных извещателей (ПИ).

35.Виды, состав, принцип действия, технические характеристики, эксплуатация ПИ. Неадресные, адресные и адресно-аналоговые системы пожарной сигнализации.

36.Назначение и основные функции, область применения, приборов приемно-контрольных приборов приемно-контрольных пожарных.

37.Требования к помещениям пожарного поста, с персоналом ведущим круглосуточное дежурство и электропитанию установок пожарной сигнализации.

Тема 10. Основные сведения об установках автоматического пожаротушения

38.Классификация, назначение, область применения установок пожаротушения. Виды и общие сведения о принципе действия установок пожаротушения.

39.Установки водяного и пенного пожаротушения. Основное оборудование установок: узлы управления, оросители, водопитатели, дозаторы, их устройство.

Тема 14. Огнетушители

56.Классификация огнетушителей. Назначение, виды, устройство, область применения, структура обозначения.



57.Принцип действия и характеристика переносных и передвижных огнетушителей: водных, воздушно-пенных, газовых, порошковых, аэрозольных и комбинированных.

58.Эксплуатация и техническое обслуживание огнетушителей.

Основная литература

1. Собурь С.В. Огнетушители: Учебно-справочное пособие. М.: Пожкнига, 2006.

2. Теребнев В.В., Ульянов Н.И., Грачев В.А. Пожарно-техническое вооружение. Устройство и применение. – Екатеринбург: ООО "Издательство "Калан", 2007. – 325 с., ил.

3. Гольдштейн Б.С., Н.А. Соколов, Г.Г. Яновский. Сети связи: Учебник для ВУЗов. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.-400 с.

4. В.И. Зыков, А.В. Командиров, А.Б. Мосягин, И.М. Тетерин, Ю.В. Чекмарев. Автоматизированные системы управления и связь. Учебник. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2006. – 665с.

Дополнительная литература

5. Качалов А.А. и др. Противопожарное водоснабжение. М.: Стройиздат, 1985.

6. Иванов А.Ф. и др. Пожарная техника ч. 1, 2. М.: Строиздат, 1988.

7. Яковенко Ю.Ф. и др. Эксплуатация пожарной техники. Справочник. М.: Стройиздат, 1991.

8. Собурь С.В. Установки пожаротушения автоматические: Справочник. 2-е изд., доп. М.: Спецтехника, 2002.

9. Шаровар Ф. И. Автоматизированные системы управления и связь в пожарной охране.

Тема 1. Организация связи в пожарной охране

1. Роль связи в пожарной охране.

2. Оперативность и надежность средств связи.

3. Требования по дислокации подразделений пожарной охраны.

4. Функциональные обязанности должностных лиц, руководящих подразделениями нештатной службы связи территориального гарнизона.

5. Система связи и ее основные элементы.

6. Виды связи по функциональному назначению.

7. Связь извещения.

8. Оперативно-диспетчерская связь.

9. Связь на пожаре. Схема организации связи на пожаре.

10.Административно-управленческая связь.

В том числе, основывается на трех показателях: квалификации пожарных и спасателей, быстроте реагирования и качественной связи между подразделениями, а также между ними и штабом. Поэтому организация связи на пожаре – важнейший критерий. Главное назначение связи – передача информации о начале и месте пожара, контроль над проводимыми мероприятиями, связанными с тушением очага возгорания, плюс поддержка подразделений вновь появившейся информацией.

Только связь сплачивает разрозненные подразделения МЧС России, координируя их действия. При этом с ее помощью можно упорядочить взаимодействие центрального пульта с частями, а также со специалистами, которые работают индивидуально. То есть все пожарные из разных отделов начинают работать в одной команде.

Для обеспечения информацией действующих на пожаре подразделений используют разные системы связи. Они подразделяются на стационарное оборудование или передвижные модули. К ним добавляется контролирующие качество приборы и прочее.

Центральное место занимает так называемый связующий компонент. Его задача — организация получения и передачи информации о случившихся катастрофах и пожарах. Информация может поступать от граждан посредству телефона или нажатия кнопки пожарной сигнализации. А также от приборов, установленных на объектах и отвечающих за противопожарную безопасность последнего (разного рода датчики).

Вся информация поступает на два пульта управления одновременно:

  • ЦУС – управляющий системой связи;
  • ПСЧ – пункт связи пожарной части (территориальной).

Есть задачи, которые ставятся перед этими центральными пунктами:

  1. Объединяются функции передачи информации между подразделениями, управляющими органами и должностными лицами.
  2. Происходит объединение технических средств и сил, которые будут обеспечивать все подразделения требуемой информацией. В технические средства входят передатчики и линии связи.
  3. Организация обслуживания и ремонта связующих узлов, пунктов и линий.
  4. Организация технических и эксплуатационных мероприятий. Для этого существует специальная нормативная документация. Именно она ложиться в основу проверок работоспособности оборудования.
  5. Организация хранения полученной информации в течение определенного срока, установленного нормативами. Это общая база, в которой поступившая информация дополнительно обрабатывается.

При этом связь осуществляет дополнительные функции:

  • принимает и отправляет информацию о ситуациях на пожарах или катастрофах в вышестоящие инстанции;
  • если пришел запрос на отправку дополнительного оборудования, то порядок таков – запрос сразу отправляется в определенную специализированную инстанцию;
  • проводит контроль над подразделениями, которые задействованы в ликвидации пожара;
  • проводит обмен оперативной информацией между расчетами и подразделениями, которые относятся к категории вспомогательных;
  • доводит оперативную информацию до властей, должностных лиц, вышестоящих организаций.

Виды связи по их функционалу

  1. ЦУС или ПСЧ. В ее состав входит телефонная линия, которая подключена к городским линиями и АТС соответственно. Она необходима для соединения с важными городскими объектами. Если используется ПСЧ, то дополнительно станция укомплектовывается радиосвязью, сигнализацией и другим видом оборудования, которое используется при контроле над пожарами.
  2. ППС – подвижные пункты. Это мобильные установки, которые перевозят на место возникновения пожара. Считается временной связью, но именно этот вариант соединения между частями и подразделениями можно отнести к высокоэффективным.
  3. ПСО – пункт связи отряда. Эта разновидность дает возможность руководящему составу, который руководит мероприятиями, связанными с ликвидацией очага возгорания, иметь непосредственную связь с подразделениями гарнизона. Именно через нее командиры и штаб получают достоверную информацию от непосредственных участников тушения пожара, находящихся в зоне возгорания. Если пожар – ситуация, требующая больших средств и сил, то ПСО соединяет штаб с тыловыми частями и командирами автотранспортных служб.

Порядок организации связи в непосредственно на объектах, где зарегистрированы очаги возгорания, основывается и на других видах связи. Это громкоговорители, небольшие мобильные установки радиосвязи. Если появляется необходимость, то доставляют в зону пожара автотранспорт с системами оповещения. Чаще используют полевые радиостанции или телефоны на несколько абонентов, мегафоны и прочее.

Если возможности использовать вышеперечисленные способы и оборудование нет, то применяют сигнальную технику, к примеру, прожектора или фонарики. Редко передачу информации обеспечивают с помощью связных, которые бегают от подразделения к подразделению или перемещаются на велосипедах или мотоциклах.

Административно-управленческая

Назначение этого вида – управленческая, в основе которого лежат контролирующие функции. Для этого используют ведомственную телефонную линию. Но сегодня возможности управлять и контролировать пожарные части и гарнизоны расширились. Стали использовать Интернет и мобильную сотовую связь.


Но даже в этом случае есть требования к использованию нововведений. Последние не должны мешать проведению оперативных мероприятий, связанных с тушением пожаров. Поэтому и сегодня чаще пожарные пользуются радиосвязью или телефонной проводной. А значит, передвижные или переносные станции еще в ходу.

(Пока оценок нет)

Связь Государственной противопожарной службы МЧС России по на­значению классифицируется на следующие основные виды :

Связь извещения, обеспечивающая передачу и прием сообщений о пожарах;

Оперативно-диспетчерская связь, обеспечивающая передачу распоряжений подразделениям, своевременную высылку сил и средств подразделений пожарной охраны и ГОЧС для тушения пожаров и ликвидации последствий ЧС, получение информации с мест пожаров, передачу информации о пожарах должностным лицам, организациям и городским службам, получение сообщений о выездах подразделений и связь с пожарными автомобилями, находящимися в пути, передачу приказов на передислокацию техники;

Связь на пожаре или на месте ЧС, обеспечивающая четкое и бесперебойное управление силами и средствами, их взаимодействие и передачу информации с места пожара и ЧС;

Административно-управленческая связь, включающая все виды связи, не связанные с выполнением оперативно-тактических задач.

Связь извещения обеспечивает передачу сообщений о пожарах, ката­строфах и других видах ЧС от заявителей и устройств автоматической по­жарной и охранно-пожарной сигнализации на ЦУС и в ПСЧ.

Связь извещения предусматривает:

Соединение ЦУС с городской телефонной станцией входящими соединительными линиями, предназначенными специально для приема извещений о пожарах и ЧС. При наличии в городе АТС связь абонентов этой телефонной станции с пожарной охраной осуществляется по специальным соединительным линиям набором двухзначного номера «01», а при наличии ручной телефонной станции - передачей заявителем сообщения «Пожар»;

Установку в пожарной части аппаратуры электрической пожарной сигнализации для приема извещений с наиболее важных объектов, распо­ложенных в районе выезда пожарной части;

Соединение прямыми проводными линиями ЦУС, ПСО, ПСЧ с наиболее важными объектами города;

Соединение прямыми проводными линиями ЦУС с коммутатора­ми органов внутренних дел и подразделениями вневедомственной охраны для приема сообщений о пожарах;

Соединение заявителей (работников пожарной охраны, оснащен­ных средствами радиосвязи) с ЦУС или ПСЧ по каналам радиосвязи.

Оперативно-диспетчерская связь обеспечивает:

Прямую телефонную и радиосвязь ЦУС с пунктами связи частей, отрядов и пожарных постов;

Радиосвязь ЦПР или ЦУС с пожарными автомобилями, автомоби­лями связи и освещения (связи) и оперативными автомобилями ГОЧС, на­ходящимися в пути следования;

Телефонную связь со службами взаимодействия города.

Схема оперативно-диспетчерской телефонной связи приведена на рис. 4.1.

Связь на пожаре предназначена для управления силами и средствами, обеспечения их взаимодействия и обмена информацией.


Административно-управленческая связь необходима для обеспечения административно-управленческой деятельности ГПС. Для административно-управленческой связи используются, как правило, городские и ведомственные телефонные сети связи и радиосети. В случае необходимости могут использоваться средства оперативной связи не в ущерб выполнению оперативно-тактических задач.

Связь в гарнизоне строится на основе сетей проводной и радиосвязи путем создания разветвленной сети стационарных и подвижных узлов (пунктов) связи, оборудованных средствами связи, в соответствии со своим назначением. К основным видам связи в зависимости от способов передачи электрических сигналов и характера передаваемой информации относятся: телефонная, телеграфная и факсимильная связь, передача данных и пожарная сигнализация.

При организации связи в гарнизонах пожарной охраны создаются ста­ционарные и подвижные пункты связи. К стационарным и подвижным пунктам связи гарнизона пожарной охраны относятся:

Центр управления силами и средствами (ЦУС);

Пункт связи отряда (ПСО);

Пункт связи части (ПСЧ);

Подвижный пункт связи (ППС).

Связь на пожаре предназначается для управления силами, обеспече­ния их взаимодействия и обмена информацией.

Для управления силами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальниками боевых участков и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обес­печивает управление работой подразделений пожарной охраны и получение от них сведений об обстановке на пожаре.

Для обеспечения управления используются радиостанции и гром­коговорящие установки автомобилей связи и освещения, а также носи­мые радиостанции, телефонные аппараты полевые и АТС, радиотелефо­ны, переговорные устройства, электромегафоны.

Для взаимодействия между боевыми участками (подразделениями), работающими на пожаре, устанавливается связь между начальниками боевых участков (подразделений). При этом используются носимые радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства и связные.

В случае невозможности применения средств связи используются сигналы управления.

Тема 1.13. Значение и виды планирования боевых действий.

Основные понятия и определения.

План тушения пожара - документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара в организации (на объекте);

Карточка тушения пожара - документ, содержащий основные данные об организации (объекте) и путях эвакуации, позволяющий РТП быстро и правильно организовать действия подразделений пожарной охраны по спасанию людей и тушению пожара;

Компьютерный план тушения пожара - программное средство, обеспечивающее эффективное выполнение функций управления деятельностью пожарных подразделений по организации тушения пожаров в организации, построенное на основе использования теории управления, математических методов и информационных моделей, а также высокопроизводительных средств сбора, фиксации, передачи, хранения и переработки информации;

Время свободного развития пожара - интервал времени от момента возникновения пожара до момента подачи огнетушащих веществ на его ликвидацию;

Развитие пожара - увеличение геометрических размеров зоны горения, нарастания опасных факторов пожара и усиление вторичных проявлений опасных факторов пожара;

Противопожарное водоснабжение - комплекс инженерно-технических сооружений, предназначенных для забора и транспортировки воды, хранения ее запасов и использования для пожаротушения;

Спасение людей при пожаре - действия по эвакуации людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара или предполагается подача опасных для здоровья огнетушащих веществ;

Эвакуация людей при пожаре - вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара;

Номер (ранг) пожара - условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара;

Оперативно-тактический характеристика организации - сведения об организации, необходимые для организации тушения пожара;

Система противопожарной защиты организации - совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.

Значение предварительного планирования боевых действий на пожаре.

Анализ пожаров происшедших в России, показывает, что ежесуточно около 1,5 тысяч раз раздается сигнал тревоги в пожарных подразделениях, и около 7 тысяч граждан оказываются лицом к лицу с огнем. Россия имеет самый высокий уровень в мире гибели и травмирования людей на пожарах, более чем в 3 раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран.

В 1993 году количество погибших на пожарах достигло 13692 человека, а 11557 человек получили травмы. Значительными темпами растет количество пожаров и материальный ущерб от них - 332719 пожаров и 204,2 млрд. рублей ущерб в 1993 году.

К 2000 году количество пожаров в 2,6 раза, а ущерб от них в 3,5 - 4 раза. При этом увеличилось количество людей, погибших и травмированных на пожарах, соответственно до 14 и 130 тыс. человек. Это происходит из-за бурного развития науки и техники, производств с применением новых синтетических материалов, усиленного развития химической, нефтяной и газовой отраслей промышленности, в технологических процессах которых используется большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, увеличения площадей застройки объектов промышленности, строительства высотных общественных и жилых зданий, беспечности и неосторожности граждан в обращении с огнем.

В связи с этим большое внимание уделяется совершенствованию профессионального мастерства рядового и начальствующего состава ГПС, повышению их уровня боевой готовности, гарантирующей защиту от огня государственной и личной собственности граждан, личной собственности граждан и их жизни.

Качество тушения пожаров зависит не только от тактической подготовки личного состава ГПС, но и от выполнения комплекса служебных организационных мероприятий для предварительного планирования (прогнозирования) боевых действий по линии руководства подразделениями пожарной охраны.

Предварительное планирование боевых действий - это решение целого ряда задач, связанных с подготовкой к тушению пожара. Цель этих мероприятий одна - сделать все возможное, чтобы пожарные подразделения прибывали к месту пожара и вводили в действие средства тушения в минимальный срок. Ибо не часы, а минуты, и даже секунды могут решить исход пожара.

Уменьшение каждого из слагаемых - повседневная задача частей и аппаратов ГПС. С этой целью, в результате расчетов, анализа боевых действий задолго до пожара продумывают и планируют ряд мероприятий, которые в конечном итоге и позволяют выполнить боевую задачу в минимальный срок и на высоком профессиональном уровне. К основным из мероприятий по предварительному планированию боевых действий относятся :

1. Оптимизация дислокации пожарных частей.

2. Размещение пожарной техники и специального оборудования.

3. Взаимодействие подразделений ГПС с другими службами.

4. Создание региональных аварийно-спасательных отрядов и опорных пунктов тушения крупных пожаров.

5. Составление и отработка оперативной документации (расписание выездов, план привлечения сил и средств для тушения пожаров, планы и карточки пожаротушения).

Таким образом:

Предварительное планирование боевых действий позволяет в минимально короткий срок по прибытию подразделений вводить в действие средства тушения.

Из всего многообразия оперативных документов службы, которые вы рассматривали, существенное значение имеет разработка планов тушения крупных пожаров.

Порядок составления и отработка планов пожаротушения.

Общие требования к разработке планов тушения пожаров.

Разработка плана пожаротушения позволяет в спокойной обстановке проиграть развитие пожара на объекте. Следовательно, еще до пожара проанализировать и учесть особенности возможной обстановки, рассчитать силы и средства для тушения развившегося пожара, определить порядок их быстрого сосредоточения, разработать типовые схемы боевых действий.

Планы тушения пожара и карточки тушения пожара предназначены для:

1. Определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре.

2. Обеспечения руководителя тушения пожара информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара.

3. Повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и их органов управления.

4. Информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Планы пожаротушения позволяют всему личному составу более тщательно изучить объект в оперативно-тактическом отношении, выработать у начальствующего состава при проведении занятий и учений тактические навыки тушения пожаров на данном объекте.