Все о тюнинге авто

«Зря вы думали, что мы нелюдимые»: как живет большая старообрядческая община на Урале. Раскол. Урал. История гонений

» сайт сайт находится на первом месте в Яндексе и на втором – в Гугле (кстати, тоже благодаря Максиму). Но это не главное – хотя и льстит – просто заметивший это журналист прислал нам ссылку на новую статью, которая выйдет в свет в крупной российской газете только завтра! Вот такой удивительный и удивляющий мир вокруг нас, особенно если делаешь дело от души и во славу Божию, а не пляшешь под чужую дудку… В конце статьи по традиции смотрите расширенную информацию по теме старообрядчества в Свердловской области.

“Новая жизнь Старой Веры”

Когда-то они прятались в тайге, избегали общения с властями, полагаясь только на себя, и отказывались от документов. Сегодня старообрядцы - полноправные члены общества. К ним прислушиваются чиновники, их охотно берут на работу и доверяют ответственные должности. Они открыты всему новому, при этом самое ценное - веру - хранят свято: строят храмы, создают общины. Только на Среднем Урале сейчас насчитывается несколько тысяч староверов…

БЫТЬ ХОРОШИМ - НЕ СЛОЖНО

Илья Устинов - такой же юноша, как и многие его сверстники: учится в школе, планирует поступать в вуз, вечерами любит прогуляться или поиграть на компьютере.

Правда, в отличие от друзей, которые могут и на дискотеку сходить, и ругнуться крепко, он следит за собой - за речью, манерой поведения. Илья - сын старообрядческого священника, протоиерея Иоанна, который уже четверть века служит в уральском селе Пристань. Здесь каждый второй - старообрядец не только по корням, но и по духу.

Юноша говорит, что у него даже мыслей не было скрывать своё вероисповедание от сверстников - зачем?- Одноклассники знают, что я старовер, реагируют адекватно, по поводу веры у нас шутить не принято, - рассказывает он, иногда отвлекаясь на переписку в соцсети. - Почти все мои друзья далеки от веры, но интересуются моими принципами - иногда меня учителя отпускают с уроков, если знают, что в церкви служба начинается и я должен отцу помогать, а одноклассники заходят поставить свечу и даже задерживаются до конца.

Молодой человек говорит, что старообрядец - это такой же современный человек, как и любой другой, только придерживается веры по-старому: крестится двумя перстами, строго соблюдает посты, молится по-старославянски, не курит, не ругается. А в глобальном смысле - свято хранит дух старины далёкой, самоотверженно трудится, отзывается на помощь другим.

Быть хорошим человеком в современных условиях не сложно, надо лишь делать всё по совести - это, я бы сказал, совмещение приятного с полезным, - говорит Илья.

НОВЫЙ ДЕНЬ МОЛИТВОЙ ВСТРЕТИТЬ

Георгий и Иулия Нестеровы - родители Степана, Устиньи, Прохора и Трофима - екатеринбуржцы. Правда, в городе времени проводят не так много, всё больше по командировкам. Они занимаются фольклором: изучают, сохраняют старорусское, в том числе казачье, пение, делая его если и не современным, то уж явно не забытым.

Их старший Степан - вполне современный парень: женился в 18 лет, воспитывает сына. Уверенно пошёл по стопам родителей и в вопросе веры, и в вопросе сферы деятельности. Он тоже занялся казачьей культурой и - косая сажень в плечах - продвинулся в своём интересе так далеко, что впору позавидовать. В прошлом году на форуме «Селигер» он Владимира Путина, сел с ним рядом и заявил о важности сохранения исконной русской культуры.


Старообрядец Степан Нестеров на форуме “Селигер”

В свободное время он с супругой Валентиной - тоже, конечно, фольклористом - и родителями организует для подрастающего поколения старообрядцев оздоровительные лагеря: сплавляются по рекам, знакомятся с природой, а утреннюю и вечернюю зорьки совместной молитвой встречают.

ТЮРЬМА И МУЗЕЙ

На такие встречи съезжаются молодые старообрядцы со всех уголков большого Урала - из Свердловской, Челябинской областей, Пермского края. Сегодня эти территории не просто возрождаются от духовной слепоты, они словно навёрстывают упущенное время. В свердловском селе Русская Тавра на границе с Башкирией, например, несмотря на малочисленную общину, храм возвели прямо в огороде, чтобы было где молиться. А вот в

Мефодий Тюкин-слева и Сергей Панов у строящегося храма РПСЦ в Невьянске

Невьянске - городе, где старообрядцев в позапрошлом веке было, наверное, больше, чем грибов в лесу в самый урожайный год, - построили большую кирпичную церковь. Здесь и раньше не было недостатка в верующих по-старому, а ныне и вовсе - тянутся сюда из окрестных городов и посёлков.

Во времена промышленников Демидовых здесь зарождалось уникальное, не имеющее аналогов в мировой истории направление иконописи - торжественное, яркое, одухотворённое. Сегодня наследие той эпохи более чем двухвековой давности сохранено не только в уральских старообрядческих храмах, но и у мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, основателя музея «Невьянская икона» - кстати, единственного частного бесплатного музея в стране. И хотя староверы считают, что место иконы - в церкви, они любят водить в этот музей своих гостей. Это, конечно, далеко не единственное место, которым дорожат верующие в столице Урала. Одна тюрьма для старообрядцев, называемая Заречным тыном и созданная в конце XVIII века, чего стоит! Здесь в первые десятилетия после основания Екатеринбурга уничтожили десятки, если не сотни верующих. Правда, сейчас на этом месте, на берегу реки Исеть, городской стадион «Динамо», но староверы чтят свою историю, даже если её пытаются спрятать под объектами инфраструктуры.

«ЗАБИРАЙТЕ, ВЛАДЫКО, ЗДАНИЕ»

Вот, к примеру, здание противотуберкулёзного диспансера - здесь же, в центре города. В дореволюционное время это была церковь, построенная купцом-старовером Алексеем Баландиным, близким другом тогдашнего бургомистра Якима Рязанова.


Бывшая старообрядческая церковь, тубдиспансер

В 1930-х годах помещение национализировали и разместили здесь медучреждение. Это его пообещал передать местной общине Русской Православной Старообрядческой Церкви нынешний губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев , митрополитом Корнилием в июле 2013 года.

- Я сам из старообрядцев, - признался губернатор и добавил, дескать, «забирайте, владыко, здание»…

Александр Смоквин

Пообещать-то пообещал, да выполнить по закону оказалось не так-то просто, а тут ещё отдельные чиновники стали выражать желание продать эту выгодную землю в центре мегаполиса одному из застройщиков. Все лето 2014 года старообрядцы молились около диспансера и, кажется, вымолили себе его: в эти дни правительство региона готовит документ о передаче старинного здания общине верующих, тем более что для медиков построен комплекс зданий за чертой города.

Прихожанин Александр Смоквин знает об этом здании немало, как, впрочем, и о многих других усадьбах и памятных для уральского старообрядчества местах. Когда-то Сан Саныч, как его называют сегодня многие верующие, стоял у истоков возрождения екатеринбургской старообрядческой общины - было это в начале 90-х годов прошлого века. Немало пришлось переступать ему и его сподвижникам властных порогов, чтобы после десятилетий бездуховности в стране отстоять право Старой Веры на новую жизнь. В ход пришлось пускать «тяжёлую артиллерию»: напоминали властям, что история Урала была бы совсем другой, если бы не старообрядцы, показывали документы, настаивали, рассказывали то, о чём многие чиновники и не знали. И добились своего!


Молебен старообрядцев у бывшей церкви – противотуберкулезного диспансера

В церковные праздники и по воскресеньям у храма РПСЦ во имя Рождества Христова паркуются десятки автомобилей - это староверы съезжаются на службу. Приветствуют друг друга поклоном в пояс, неизменно окая: «Доброго здоровья!»

«ЛИКВИДАТОР»

Разностороннюю развитость старообрядцев и их уважение к истории подтверждает Мефодий Тюкин . Он - «ликвидатор», как называли тех, кто устранял последствия Чернобыльской катастрофы. В прошлом подполковник, а ныне - активист невьянской общины РПСЦ. Человек-энциклопедия - отзываются о нём верующие. И то верно: Мефодий расскажет об истории появления скитов староверов в уральской глуши, поведает о том, где лучше собирать грибы и в какую погоду рыбачить, почему старообрядцев «кержаками» называли, и каково пришлось бежавшим в уральскую глушь ревнителям дораскольной веры в первые годы пребывания здесь.

Мефодий Константинович Тюкин

Он - «свой» и для городских старообрядцев, и для деревенских. Мало того, что говорит с ними на том великом и могучем языке, который теперь вряд ли услышишь в искусственно-вентилируемых офисах или в общественном транспорте. Суть старообрядчества - «требуй от себя больше всех, считай себя хуже всех» - он впитал с молоком матери. И сегодня признаётся, что отдаёт долг предкам, безостановочно трудясь на благо церкви.

Его друг и, как недавно выяснилось, родственник в одном из дальних поколений, Сергей Панов - фигура не менее интересная. Родился в городке с глагольным названием Реж. Строгий и мудрый дед-старовер прививал внуку всё самое лучшее из прекрасной старины далёкой, потом Сергей учился в Невьянске и переехал… в Новосибирск. Там сделал себе завидную карьеру, и однажды понял: не в имуществе и должностях счастье! Оставив хорошую работу и жизнь в достатке, он вернулся на родину, в маленький, захолустный свердловский городок. Здесь всё напоминало о поступи советской власти: старообрядцев, когда-то основавших город, напрочь забыли. Их кладбище на берегу пруда уничтожили, но сделали это топорно, и в начале нового тысячелетия, когда водоём обмелел, надгробия стали показываться на поверхности.

Разве можно было на это равнодушно смотреть? - рассуждает Сергей Борисович, с которым мы стоим на берегу того самого пруда.

Правда, за четыре года своей жизни на родном Урале он уже в буквальном смысле повлиял на облик города: добился в мэрии разрешения расчистить территорию, объединил вокруг себя других потомков старообрядцев, которые словно только и ждали такого вот инициативного человека. Теперь режевское кладбище - освящено и облагорожено, поставлен крест, а люди думают о возведении здесь или часовенки, или даже небольшой церкви. В этом году старовер Сергей Панов стал членом Общественной палаты Режа - должность, хотя и мало что решающая, но официальная и статусная. Есть возможность следить за делами муниципалитета по чести и совести. А такой подход любому городу пригодится!

СОЛДАТ, МЕБЕЛЬЩИК, СВЯЩЕННИК…

Молодой священник Михаил Лоскутов

Панихиду по умершим на месте кладбища в Реже совершал молодой священник Михаил Лоскутов . Он всего несколько лет служит в небольшом уральском поселке Баранчинский, а ещё недавно был простым сборщиком мебели в родном городе Миасс под Челябинском.

О том, что стану священником, я вообще не думал никогда, - рассказывает он во время нашей встречи - отец Михаил ехал на родину по делам и согласился заехать в Екатеринбург, чтобы поведать о себе.

Говорит, после автотехникума срочную службу проходил в ракетных войсках в Тюмени, столкнулся с дедовщиной. Благо, комплекция помогала: пару раз пришлось объяснять старослужащим, что он служить пришёл, а не прислуживать. Когда сам «дедом» стал, старался быть примером для других: «салажат» не гонял, требовал лишь соблюдать устав и приказы. А вернувшись домой, устроился дизайнером мебели. Навёрстывая упущенное в армии, стал в храм часто ходить и в епархиальных мероприятиях участвовать. Во время одного из крестных ходов к мощам почитаемых среди староверов иноков Константина и Аркадия Шамарских познакомился с девушкой. Юлия, конечно, не думала, что однажды станет матушкой - женой священника.

Но, как говорят верующие, «на всё воля Божия». Сегодня у отца Михаила и Юлии пятеро детей, а духовных чад у отца Михаила - человек двести. Он к ним прислушивается, у стариков - мудрость черпает, а они его как пастыря своего почитают и поддерживают.


Старообрядческое духовенство в селе Пристань, май2014

Старообрядцы в Свердловской области сегодня - это большая общность людей: у них здесь пять действующих храмов, пять - строящихся, а количество общин и того больше. И вряд ли кто-то скажет, что Старая Вера умирает. Молодёжи в их общинах - едва ли не больше, чем стариков. Все честно трудятся, есть среди уральских старообрядцев .

Сохраняя память о предках, они издают свои книги, есть , разве что телеканала и радиостанции нет. Зато связи между общинами отлажены так, что на помощь друг другу здесь приходят по одному звонку или смс - да-да, айфоны и ноутбуки для современных верующих такая же неотъемлемая часть жизни, как и для всех остальных в стране. Кроме коренных старообрядцев, в храмы сегодня приходят и те, кто, разобравшись в истории, нашёл Старую Веру - истинной.


Протоиерей Иоанн Устинов служит на Пристани уже 25 лет

Только сами староверы себя никому не противопоставляют. Если надо - идут на диалог с властью, выражают свою позицию в интервью и всегда подчёркивают, что хранят в чистоте ту веру, которая была принята князем Владимиром в 988 году.

У креста на староверском кладбище в городе Реж

Старообрядчество на Урале и в Южном Зауралье

Существовало несколько центров, откуда пришли староверы. По мнению большинства историков , основной поток беглых на Урал направлялся с Волги: если учесть, что в 1722 году произошел разгром одного из центров старообрядчества - нижегородских кержацких скитов (Керженец - приток Волги, отсюда и пошло слово “кержак”), то вывод о большинстве старообрядцев среди беглого населения напрашивается сам собой. Другой поток переселенцев был связан с Русским Севером, Поморьем. Одним из опорных пунктов поморского старообрядчества на Урале следует считать Краснопольскую слободу (современное с. Краснополье Пригородного р-на Свердловской обл., в 45 км на юго-восток от г. Нижний Тагил). Другим значимым поморским центром на Урале было с. Таватуй (в настоящее время находится в Невьянском р-не Свердловской обл., в 43 км на юг от г. Невьянск). Эти потоки были различны, так как были связаны с разными течениями в старообрядчестве. Разгром Керженца совпал с бурным ростом промышленности на Урале. Старообрядцы стали основной рабочей силой. Демидовы и другие заводчики воспользовались притоком беглых из центральной России, быстро находили среди них специалистов, ну, а остальных использовали на подсобных работах - это обходилось им почти даром. При этом они зачастую скрывали староверов от преследований властей.

Но все же, основной причиной роста старообрядческого населения на Урале была оторванность его от центра России, “особый быт Урала” - застойность форм хозяйства и общественных отношений создавали наиболее благоприятные условия для сохранения традиционных явлений культуры и быта.

Начало массового распространения старообрядчества среди населения Южного Урала и Зауралья можно датировать уже последней четвертью XVII века, то есть процесс укрепления старой веры шёл одновременно с активным заселением, которое продолжалось в изучаемом регионе до середины XIX века. Кроме того, казачество сыграло известную роль в распространении и укреплении старообрядчества, но это всё же нельзя считать определяющим фактором в распространении старообрядчества в регионе в силу внутренних особенностей казачества.

Зауралье, как и Сибирь в целом, было местом, где можно было скрыться от жестоких преследований со стороны правительства и церковных властей. Сюда шёл поток переселенцев. Откуда были эти люди? Опираясь на исследования Савицкой О.Н. и Менщикова В.В. приведём следующие данные:

Откуда пришли переселенцы и сколько в процентах

Место поселения

Далматов монастырь

Кондинский монастырь

Рафайлов монастырь

Приведённая таблица наглядно показывает, что значимую часть переселенческого потока составляли переселенцы из Поморья и Урала, причём ближайший к европейской части России Далматов монастырь имел наивысший показатель выходцев из Поморья, а наиболее удалённый Рафайлов монастырь - наивысший показатель выходцев с Урала. Это положение позднее скажется на преобладании того или иного старообрядческого течения. Старообрядцы селились компактными поселениями, не допуская в свою среду иноверцев - «никониан». На всей территории современной Курганской области было очень много таких поселений. Так, к примеру мне известны несколько таких деревень в Каргопольском районе - это деревни Житниково и Жикино, основанные переселенцами-поморами; село Шмаково считалось центром старообрядчества в Зауралье.

Старообрядчество постепенно начинало разделяться на два течения, первое из которых - течение старообрядчества, приемлющее священство (поповцы); второе течение - не принимающее институт священства (беспоповцы). По России в целом этот процесс начался на стыке XVII - XVIII вв. и окончательно оформился в первой половине XVIII века, однако на территории Южного Урала и Зауралья указанная тенденция разделения единого старообрядческого движения оформилась позднее - лишь во второй половине XVIII века.

XIX в. - это время, когда происходит интенсивный распад старообрядчества на многочисленные течения. В распадении на толки и согласия старообрядчество Южного Урала и Зауралья имело свои специфические черты. Это, прежде всего, «размытость границ» старообрядческих толков, порой даже отсутствие чёткого разделения между старообрядцами-поповцами и беспоповцами. Кроме того, как отмечает Савицкая О.Н., прослеживается эволюция от поповщины к беспоповщине и далее к сектантству. Это породило крайнюю запутанность классификации старообрядчества в целом, когда одни и те же согласия относились то к поповщине, то переходили к беспоповским взглядам. Первую относительно полную классификацию старообрядчества дал В.Д. Бонч-Бруевич, но она относится уже к XX веку. Более подходящую, для нас, классификацию предложила всё та же Савицкая О.Н. Она выглядит следующим образом:

1. Единоверие

2. Поповщинское течение старообрядчества

К нему относится беглопоповский старообрядческий толк (часовенное согласие);

Австрийское старообрядческое священство;

Стариковщина

3. Беспоповщинское течение старообрядчества

- поморцы ;

- федосеевцы ;

- филиповцы ;

Странники-бегуны;

Нетовцы;

- немоляки ;

Дырники;

Белорризцы;

Рябиновцы;

Аврамовщина;

Растриговщина;

Капитоновщина;

Андреевщина;

Кузьминщина;

Чувственники;

Подрешетники;

Мессалиане;

Потемковщина;

Разлыковщина;

Акулиновщина;

Осиповщина;

Нифонтовщина;

Погребатели;

Адамантовы;

Иконоборцы;

Суетные;

Сомнящиеся;

Познающие;

Никудышники;

Молокане (воскресники);

Субботники;

Духоборцы.

И это ещё не полный список согласий, которые относили к старообрядчеству, не принимающему священство. Именно беспоповское течение в старообрядчестве было наиболее радикальным. Многие из согласий всё глубже уходили в сектантство, зачастую теряя связь с христианской верой.

Отношение правительства и государства к старообрядчеству в преддверии XIX века можно охарактеризовать как двойственное. С одной стороны, это бесконечные увещевания исповедующих старую веру, которые доходили порой до вмешательства государства и применения административных мер в отношении упорствующих, а с другой стороны, официальное разрешение свободной деятельности старообрядческой церкви.

С одной стороны, вырабатывалась и совершенствовалась система мер против раскольничества, а с другой стороны, начинались попытки изучить историю старообрядчества, оценить суть конфликта между старообрядчеством и официальной церковью. С одной стороны, полицейские санкции по опечатыванию старообрядческих молелен, часовен и связанные с этим гибель икон старого письма и книг дониконовской печати, с другой - обсуждение в начале 60-х годов законодательных облегчений положения старообрядцев. С одной стороны, разрешение гражданской метрической записи брака, рождений и смерти старообрядцев в особых полицейских метрических книгах и снятие ограничений на торговлю, промыслы, участие старообрядцев в городских и сельских выборных учреждениях, а с другой, запреты организовывать крестные ходы, строить наружные колокольни в староверческих храмах, ремонтировать молельные дома и строить новые дозволялось только с разрешения министерства внутренних дел. Все вышеперечисленное иллюстрирует двойственность положения старообрядчества в гражданском мире.

В самом старообрядческом движении XIX века доминировали антицерковные черты, уже не было острого социального протеста, нарастали конформистские настроения. Это приспособление к миру, примирение с властью государственной принимало различные формы и проявления, и являлось характеристикой старообрядчества вообще и местного старообрядчества в частности. Наиболее ярко обозначенный процесс проявился в появлении единоверия. В XIX в. несколько изменяется социальное содержание движения старообрядчества. Если в XVIII в. это было в основном движение социального протеста, то в XIX в. это движение нарождающихся (буржуазных) форм жизни. Если в XVIII в. руководители староверия жили на полулегальном положении, а религиозными центрами согласий являлись скиты и пустыни, расположенные в труднодоступных местах, то в XIX в. руководителями старообрядческих общин становятся зажиточные крестьяне или купцы, а центрами религиозно-организационной жизни согласия – города или крупные, часто торговые села. Старообрядчество способствовало как бы обходному развитию начатков капитализма. Зажиточный крестьянин-старообрядец, являясь лидером конфессиональной общины, приобретал власть, основанную на авторитете. Эту власть ему не могло дать участие в органах крестьянского самоуправления. Старообрядческая община создавала возможность внеэкономического принуждения. Имевшаяся прочная система конфессиональных связей (не только в регионе, но и по России) могла быть использована в экономических целях. Так в первой половине XIX в. среди зауральских поморцев стало заметно стремление к упрочению своей организации и ее легализации. Происходил пересмотр поморского учения в сторону большей лояльности правительству.

Коснёмся и вопроса о численности старообрядцев, населявших территорию Южного Зауралья. При изучении численности старообрядчества всегда следует помнить, что старообрядчество как религиозное течение противопоставлялось в целом православию. Внутри же самого старообрядчества выделяли (и то не всегда) лишь два основных течения - поповщину и беспоповщину. И тут начинались трудности. Говоря о различных старообрядческих толках, существовала тенденция к эволюции от умеренности к радикальности (от принятия священства к его отрицанию) и далее - к сектантству. Все это вмещалось в единое понятие - "старообрядцы", и поэтому границы согласий были очень подвижны, "все зависело от того, какой расколоучитель в каком селении агитировал". Первые попытки выявить численность жителей Южного Зауралья, придерживающихся старообрядческого вероисповедания, были сделаны в 40-е годы XIX века. Здесь исследователей встретили серьезные проблемы. Во-первых, существовало большое количество "незаписных" старообрядцев, по разным причинам скрывавших свое вероисповедание. Во-вторых, особенностью единоверия в Южном Зауралье была близость более к расколу, чем к православию (как то предполагалось при введении единоверия). Единоверцы часто писались в раскольнические росписи, умножая тем самым число раскольников. В-третьих, территория Южного Зауралья характеризовалась размытостью границ старообрядческих согласий, даже таких крупных, как поповщина и беспоповщина. Сами раскольники часто не знали, к какому из двух согласий они принадлежат. Таким образом, точно установить число последователей того или иного старообрядческого толка было невозможно. В-четвертых, православное священство, особенно сельское, часто было малограмотным и судило о старообрядческом вероисповедании лица по неявке к исповеди и святому причастию, а также по двуперстному знамению, которое, кстати сказать, было распространено как среди старообрядческого, так и среди православного населения. В-пятых, сказывалось влияние эсхатологических воззрений местных старообрядцев на их отношение к переписи населения. Они считали ее антихристовой. Запись же в переписные листы была для них "антиевой печатью", избавиться от которой можно было только после особого очистительного обряда.

Данные «Тобольских епархиальных ведомостей» свидетельствуют о неуклонном росте числа последователей старой веры в Тобольской губернии на протяжении всей второй половины XIX века. Заметим, что правительственная статистика учитывала только старообрядцев, официально записанных в раскол. Незаписанных, тайных староверов было намного больше. Но относительную картину состояния старообрядчества статистика дает верную. «Тобольские епархиальные ведомости» позволяют проследить, в каких именно округах проживало наибольшее количество старообрядцев. Лидирует в этом отношении Ялуторовский округ. На втором и третьем местах находятся соответственно Курганский и Ишимский округа. Если для первой половины XIX века отмечается значительное преобладание в Курганском округе старообрядцев-поповцев над беспоповцами, то во второй половине XIX века почти все документы говорят о безусловном преобладании старообрядцев-беспоповцев. Это связано с отдаленностью от центров снабжения попами-раскольниками и привычкой справлять духовные требы самим с помощью выделяемых из общины уставщиков, начетчиков, старцев.

Есть данные правительственной статистики по количеству поморцев в Уральском регионе на 1826 г.

Горнозаводской Урал дает пример успешной адаптации староверия к социокультурным реалиям передовой для своего времени крупной металлургической промышленности. Квалифицированные и административно-технические кадры заводов в значительной степени сформировались из старообрядцев. Они дали также немало новаторов-изобретателей. Имен можно привести десятки, но ограничимся двумя: механики Нижне-Тагильских заводов, строители паровых машин и создатели первого российского паравоза, беглопоповцы отец и сын Черепановы.

Горнозаводской Урал дает пример успешной адаптации староверия к социо-культурным реалиям передовой для своего времени крупной металлургической промышленности. Квалифицированные и административно-технические кадры заводов в значительной степени сформировались из старообрядцев. Они дали также немало новаторов-изобретателей. Имен можно привести десятки, но ограничимся двумя: механики Нижне-Тагильских заводов, строители паровых машин и создатели первого российского паравоза, беглопоповцы отец и сын Черепановы. (Ил. 53). Соединение традиционного бытового уклада и нового характера труда на металлургических предприятиях, крепостного права и рыночных отношений, проживание в крупных, часто с многотысячным смешанным населением заводских поселках, породили самобытное мироощущение, сам феномен художественной культуры края. Одним из проявлений этой культуры стала местная старообрядческая иконопись второй половины XVIII - начала XX вв. (Невьянская икона). От Невьянского завода - первой горной "столицы" Демидовых и духовного центра уральского старообрядчества, - она получила название "невьянская школа". Термин во многом условен, как условно, например, понятие "строгановских писем", стиль которых имел общерусское распространение. (Байдин). Иконописцы, писавшие в "невьянской" манере, работали во многих других заводах и городах, и не только в Невьянске. (Ил. 54).

На уральскую старообрядческую горнозаводскую иконопись в период её становления оказали влияние школа Оружейной палаты конца XVII - начала XVIII вв., живопись Поволжья (Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода и др. центров); вероятно воздействие зарубежных староверческих центров. (Ил. 55; ср. с Ил. 52). После первой "выгонки" Ветки в 1735 г. на уральских демидовских заводах появились небольшие, но деятельные группы "поляков". Будучи ревностной хранительницей традиций Древней Руси, невьянская иконописная школа была одновременно и развивающимся творчеством, чутким к контексту Нового времени. Отсюда графичность отдельных произведений (Ил. 56), реализм в интерьерах (Ил. 57) и пейзажных фонах (Ил. 58): здесь не условные горки-лещадки старых русских икон, а картинно-пейзажные виды Урала (Г.В.Голынец. Невьянская икона. С.210-211). Отразившиеся в невьянской иконе черты барокко и классицизма, романтические и реалистические тенденции не превратили её, однако, в картину, не лишили сакрального смысла. Сформировавшись в лоне старообрядчества беглопоповского толка, затем получившей название часовенного согласия, мастера уральской иконописи работали для единоверческой, а порой и для официальной церкви. Произведения и стилистика невьянской школы распространялись по всей Западной Сибири, вплоть до Томской губернии. Кроме иконописи большое развитие на Урале получила культовая меднолитая пластика (Ил. 59), благо здесь имелись и специалисты-литейщики, и сырье.

Параллельно с иконами создавалась книжная миниатюра старообрядческих рукописей. (Ил. 60, 61). Очевидной является тесная взаимосвязь уральской старообрядческой иконописи и возникшей одновременно с ней горнозаводской художественной росписи по дереву и по металлу. (Ил. 62).). "Бок о бок с ней (иконописью - Авт.) - писал Д.Н.Мамин-Сибиряк, - развилась другая отрасль промышленности - расписывание сундуков, бураков (туесов), подносов и т.д.". (Ил. 63, 64). На гостином дворе Ирбитской ярмарки в 1817 г. было 7 лавок "с сундуками, ящиками, ...лакированными подносами, портретами, картинками на железе и меди, столиками железными и медными лакированными с живописью работы Невьянского и Тагильского заводов". (Ил. 65, 66). В первой половине XIX в. темами для сюжетной росписи по металлу у мастеров-старообрядцев служили печатные гравюры. (Ил. 67). На горных заводах получило распространение художественное шитье); особенно славились местные ризы к иконам, выполненные с использованием уральских полудрагоценных и поделочных камней. Женщины в семьях иконописцев из поколения в поколение низали бисерные ризы к иконам, исполняемым в семейной мастерской на заказ. (Ил. 68). В староверческих семьях потомственных иконописцев и мастеров росписи по металлу и дереву, таких как Худояровы - изобретатели рецепта знаменитого тагильского "хрустального" лака, зародился жанр уральской живописи на производственную тематику. (Ил. 69). В 1858 и 1861 гг. два двоюродных брата Худояровых поступили в Академию художеств, где специализировались по живописи исторической и портретной.

Вопреки достаточно распространенным представлениям о консервативности старообрядчества оно не было "замкнутой" системой. Даже ограниченный приведенный материал позволяет утверждать, что древнерусские православные культурные традиции, на какие было ориентировано староверие, на практике активно взаимодействовали с народной бытовой культурой. Как не удивительно, но именно в среде староверов лучше всего сохранились некоторые дохристианские элементы культуры. Традиционализм часто способствовал не их искоренению, а консервации многих обычаев, поверий и представлений, в которых христианские элементы причудливо переплетались с языческими. С другой стороны, староверие оказалось в достаточно высокой степени способным к восприятию и "переработке" многих культурных инноваций, отвечающих духу времени.

Сколько-нибудь полная культурно-бытовая изоляция, да и то относительная, была возможна в глухих районах. Но и там постоянно создавались социокультурные "механизмы", позволявшие достигнуть компромисса между принципами "ухода из мира" во имя "спасения" с неизбежностью реальной жизни в этом мире и потребностями ведения хозяйства. Так, у крестьян-поморцев Верхокамья, придерживающихся к тому же требований безбрачия, это нашло отражение в делении на "мирских" и "соборных". Только последние являлись полноправными членами территориальной религиозной общины - "собора", и были обязаны строго соблюдать всю систему культовых и бытовых регламентаций, ограничений и запретов. "Соборными" ("приобщенными") были с 10-11 лет до брака и в старости, после реального прекращения супружеских отношений, когда человек фактически не мог уже помогать в хозяйстве и имел возможность минимизировать контакты с иноверцами, и вообще с миром. (Поздеева. С.42-43).

Хорошо известно, что у старообрядцев пищевые запреты, ограничения в одежде, общении и т.п. играли знаковую роль, являясь элементами самоидентификации. Например, Ирюмский собор крестьян-беглопоповцев (часовенных) Зауралья и Сибири еще в 1723 г. ввел запреты на употребление чая и нетрадиционной одежды: "Чай християном не употреблять, ... иноземное одеяние не носить". Эти запреты повторялись, конкретизируясь, всеми местными соборами до начала XX в. (Покровский, 1999). Правда, тогда на одном из соборов было принято решение: "самоваров в домах християнам не иметь". Прямого запрета на чай здесь уже нет, запрещены только самовары.

По иному обстояло дело на горнозаводском Урале. Именно Урал, где поток чая из Китая (Ирбитская ярмарка) пересекся с металлом (медь) и мастерами по его обработке, стал, образно говоря, "родиной русского самовара". (Ил. 70). Один из лидеров общины все тех же беглопоповцев на Иргинском заводе С.Гордиевский в 1740 г. так отвечал на обвинения своего оппонента в том, что "чай мерзской приемлем и... пием": это "обычай... не новой, но, по объявлению стариков, древней". "Старики" также полагали, что чай вообще лучше традиционного "взвара", в состав которого входили алкогольные напитки. В заключение своей аргументации в защиту чая Гордиевский привел ссылки на отцов церкви о приемлемости всякого, освященного молитвою, творения Божьего. В конце 1760-х гг. близкий к заводским старообрядцам-приказчикам и предпринимателям руководитель скитского центра на Нижне-Тагильских заводах инок Максим следующим образом ответил на каверзные вопросы об отношении к иностранной или "нововводной" одежде и общении с иноверцами: "Мы со еретики не общаемся, ниже одежду иностранную носим, ниже кому повелеваем носити; аще кто сия творит - Богу ответ дадут". Старообрядческие монахи "иностранную" одежду, конечно же, не носили, но запретить делать это своей пастве из заводских поселков не могли и не пытались. (Ил. 71).

Н.Д.Зольникова, специально исследовавшая вопрос о "своих" и "чужих" по нормативным актам сибирских староверов, пришла к следующим выводам. Хотя для старообрядчества в целом были характерны жесткая линия противостояния "чужому" как врагу и регулятивная реакция внутри сообщества "своих", направленная на защиту его культуры". Однако, ни одно согласие не могло существовать совсем без изменений, без того или иного влияния действительности и компромисса с нею".

В беспокойный год злобной собаки невольно вспоминается «число зверя» и 1666 год, когда открылся церковный собор, годом позже предавший анафеме раскольников.

Несмотря на то, что на дворе давно XXI , а не XVII век, именем старообрядцев до сих пор пугают почтенную публику. В последнем отечественном блокбастере «Охота на пиранью» именно старообрядцы выступают в качестве сил зла. Это объяснимо, учитывая, насколько мало мы знаем о них, а неизвестное всегда пугает. Интересно, что предлагаемая авторами фильма идеологическая схема за триста лет не сильно изменилась. По-прежнему умные и справедливые слуги государевы спасают Русь (пусть не словом Божиим, но силой оружия), а злобные и ограниченные староверы мешают им в этом.

Не принимали староверы и сторонились отравленного испорченного мира антихриста, под которым понимали патриарха Никона и многих русских царей, начиная с Алексея Михайловича. Они считали, что антихрист, придя в мир, отравил воду, землю и воздух, поэтому для многих приверженцев старой веры стало невозможным вдыхать этот воздух и пить эту воду, а лучшим выходом стал уход в мир иной. Кроме того, согласно указам Алексея Михайловича, изобличенные в староверии подлежали безжалостному физическому уничтожению, в том числе и путем сожжения. Именно так был казнен в Пустозерске протопоп Аввакум. Боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова была посажена за свои убеждения в пятисаженную земляную яму, где вскоре и умерла от голода. Поэтому выбор был невелик. Отсюда и многочисленные случаи массовых самоубийств.

Не любило их и российское государство за вольнодумство и упрямство. Не случайно среди староверов всегда был высок уровень грамотности. Тем временем, наиболее непримиримые либо были уничтожены государством, либо погибли в многочисленных «гарях», а остальные в той или иной степени примирились с реальностью. И уже в рамках «греховного» государства они стали важнейшей частью его истории и культуры. При слове «старообрядцы» у среднего россиянина, скорее всего, всплывет в памяти таежная затворница Агафья Лыкова, боярыня Морозова с картины Сурикова да знаменитые самосожжения. Между тем уральскими старообрядцами сделано многое из того, что нас сейчас окружает, хотя мы может этого и не замечать. Кстати, лицо боярыни Морозовой Суриков писал с одной уральской старообрядки, случайно встретившейся ему в Москве.

Характер староверов

За столетия гонений с среде староверов сформировалось своеобразное отношение к жизни, самобытная философия, позволившая за долгие годы гонений добиться того, что в России начала XX века около 60% промышленного капитала было сосредоточено в руках старообрядцев.

Они, как правило, не пьют, хотя, в крайнем случае, допускается выпить не более трех рюмок вина, но только по воскресеньям. Напиваться же «до потери образа Божьего» считается недостойным и постыдным. Также в их среде существует запрет на курение табака, поскольку считается, что это сорняк, выросший из крови нечистого. Интересно, что в XVIII веке в среде староверов существовали запреты даже на чай и самовары. Хотя постепенно отношение к этому напитку менялось, поскольку чай все же лучше спиртного.

Мат отрицается как богохульство. Считается, что матерящаяся женщина делает несчастливым будущее своих детей. Детей староверы называют по Святцам, а потому именами редкими (Паригорий, Евстафий, Лукерья), хотя встречаются и вполне привычные имена. Мужчинам предписывается носить бороду, девушке косу. Кроме того, каждый человек должен быть подпоясан, необходимо постоянно, не снимая, носить ремешок. Соблюдение обрядов, праздников и ежедневные молитвы также являются неотъемлемой частью жизни. Отношение к смерти у староверов спокойное. Принято заранее готовить «снаряду» (одежду, в которой положат в гроб): рубашку, сарафан, липовые лапти, саван. Мать должна подготовить сыну снаряду и дать ему, когда он пойдет в армию. Также необходимо было заготовить гроб, желательно выдолбленный из цельного куска дерева.

Аборт считается грехом еще более тяжким, чем убийство, ибо младенец в утробе матери – некрещеный.

«Требуй от себя больше всех, считай себя хуже всех» - еще один принцип старообрядцев, поощряющий трудолюбие и активность. Иметь «тугое хозяйство» всегда было важным для этих людей, ибо оно позволяло иметь опору в трудные времена. Уходя из обжитых мест на Урал и в Сибирь, им приходилось много и напряженно работать, что создало привычку к тяжелому труду. Аскетизм, обусловленный религиозной традицией, не позволял сорить деньгами и жить в праздности. Вообще не работать для старообрядца – грех, впрочем, работать плохо – тоже.

Важной чертой их мировосприятия является любовь к своей малой родине как к дому своего тела и души, который надо сохранять в красоте и чистоте.

Успешность староверов в бизнесе часто несет в себе искушение провести параллель с протестантским капиталистическим духом индивидуализма и конкуренции. В действительности же старообрядцы если и вступали в конкурентную борьбу, то это была борьба с окружавшим их миром темных сил. Они считали, что имен благочестивые староверы избраны Господом для вечной жизни, поэтому, во что бы то ни стало, необходимо было сохранить свой собственный мир. Староверы-предприниматели были коллективистами. Они считали, что все члены общины должны относиться друг к другу как братья. Поэтому любая мастерская или фабрика несла в себе семейные черты. Отсюда же проистекает и склонность староверов к благотворительности. Старообрядческий традиционализм в этом смысле ближе к японской трудовой этике с их «кружками качества» и культом своей компании.

Демидовы

Первые заводы Демидовых, фактически, были созданы старообрядцами. Поговаривали, что сами Никита и Акинфий были тайными раскольниками. Они выписывали лучших мастеров-староверов с Олонецких заводов, принимали беглых, скрывали их от переписей. Акинфий Демидов даже построил на окраине Невьянска старообрядческий монастырь. Таланты староверов дали впоследствии богатые всходы. Беглопоповцы Ефим и Мирон Черепановы построили в 1833-34 гг. первую в России железную дорогу и первый паровоз.

Вероятно, уральские староверы имели отношение и к изобретению русского самовара. Чай с XVII века начал поступать на Урал из Китая. Именно сочетание китайского чая и уральской меди привело к появлению самовара, который родился именно здесь, а не в Туле. Первое упоминание самовара содержится в списке изъятого на Екатеринбургской таможне и датируется 1740-м годом. А самовар тот был Иргинского завода, состоявшего почти полностью из беглых раскольников. Именно мастера, привезенные Н. Демидовым с Урала в Тулу, открыли в середине XVIII века первые самоварные мастерские.

В невьянских владениях Демидовых сложилась своеобразная школа иконописания. Это самобытное явление культуры получило название «Невьянская икона». В ней сохранились традиции древней Руси, и в то же время входили тенденции Нового времени в виде черт барокко и классицизма. Популярность невьянских старообрядческих иконописцев была настолько велика, что они в XIX веке работали уже не только для общин часовенного согласия или единоверцев, но и для официальной церкви. В Екатеринбурге с 1999 года существует уникальный бесплатный частный музей «Невьянская икона». В марте 2006 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева впервые в Москве с успехом прошла выставка коллекций екатеринбургского музея «Невьянская икона: уральская горнозаводская иконопись XVIII - XIX веков».

Генерал В.И. де Геннин тоже ценил трудолюбие староверов и серьезным гонениям их не подвергал, хотя время от времени их ловили, рвали ноздри и пороли. Другой основатель нашего города, В.Н. Татищев, исполняя государеву волю, спуску раскольникам не давал. В 1736 году по его приказу было изловлено 72 монахини и 12 монахов, которые на 30 лет были заточены в специально выстроенную в Екатеринбурге тюрьму.

Именно жители старинного старообрядческого поселка Шарташ стали первыми строителями Екатеринбургского завода – будущей столицы горнозаводского Урала. В XVII веке, когда Екатеринбурга и в помине не было, Шарташ был богатым селом, в котором располагалось более десяти скитов и проживало около четырехсот жителей.

В 1745 году житель того же селения Шарташ, старообрядец Ерофей Марков, обнаружил во время прогулки по лесу крупинки самородного золота, положил начало массовой добыче золота в России. На месте находки в 1748 году появился первый в России золотой рудник.

Екатерина II отменила двойной подушный оклад староверов, прекратила их преследования. Они получили возможность приписываться к купеческому сословию. После этого число старообрядцев среди уральского купечества стало быстро расти и приближаться к ста процентам.

Владельцы салотопенных заводов и золотых приисков купцы Рязановы играли большую роль в религиозной жизни Урала. Я.М. Рязанов, считавшийся главой всех уральских староверов, заложил в 1814 году в Екатеринбурге большой молельный дом. Однако власти тогда не разрешили продолжать строительство. Только после того, как в 1838 году Рязанов и многие его сторонники перешли в единоверие, им разрешили достроить храм. Так, в 1852 году появился Свято-Троицкий собор, ныне являющийся кафедральным и принадлежащий Русской Православной Церкви.

В советские годы храм лишился куполов, колокольни и был передан «Свердловскавтодору». Несколько позже в здании разместился ДК «Автомобилистов», место известное среди городской интеллигенции тем, что в годы перестройки тут демонстрировались различные интеллектуальные кинофильмы и даже действовал дискуссионный клуб. В 1990-е годы здание было передано Екатеринбургской епархии РПЦ и было восстановлено. Купола и колокольню пришлось возводить заново, но уже в 2000 году храм был освещен лично приехавшим сюда Патриархом Алексием II .

Безбожная советская власть крепко ударила по старой вере. Чтобы сократить влияние старообрядчества, сильное давление оказывалось на лидеров общин. Их либо ликвидировали, либо высылали, либо принуждали отказаться от внешних проявлений религиозной жизни.

Хотя крепкие и хозяйственные мужики ценились и при новой власти. Правда теперь приходилось отказываться от икон и вступать в партию, но традиции и образ жизни во многом сохранялся. Вспоминается в этой связи жизнь или судьба знаменитого курганского полевода Терентия Семеновича Мальцева. Он, будучи представителем одного из староверческих согласий, никогда не пил, ни дня не учился в школе, но при этом был грамотен, имел красивый почерк, умел читать по старославянски и в силу своей грамотности и рассудительности одно время исполнял обязанности «старика» в сельском молельном доме.

В 1916 году Терентия Мальцева забрали в армию. Шла Первая мировая война. Довольно быстро он попадает в плен и с 1917 по 1921 годы находится в немецком городе Кведлинбург.

После окончания Гражданской войны Терентий Семенович возвращается в Россию. Здесь он увлеченно занимается агротехникой и в итоге становится дважды Героем Социалистического Труда, почетным академиком ВАСХНИЛ. Старообрядческая забота об окружающей природе, видимо, проявилась в том, что Терентий Мальцев разработал щадящий безотвальный способ обработки земли, за что и получил в 1946 году Государственную премию СССР. Его книги «Слово о земле-кормилице», «Думы об урожае», «Раздумья о земле, о хлебе» проникнуты размышлениями о взаимоотношениях человека с природой.

Появившись на свет еще в начале царствования императора Николая II в 1895 году, пройдя все испытания, выпавшие на долю родной страны, Терентий Семенович ушел из жизни уже в первые годы правления президента Ельцина, в 1994 году. Так, 99 лет староверческое смирение и трудолюбие помогало Терентию Мальцеву выносить все тяготы и лишения, выпавшие на долю простого русского человека.

Места проживания

Урал стал крупнейшим местом проживания староверов, которые бежали сюда со всей России. Первые поселения староверов на Урале появились на реке Нейве и ее притоках. Беглопоповцы расселились в районе Невьянска, Нижнего Тагила и Екатеринбурга. Представители часовенного согласия (стариковщины) компактно проживают в д. Захарове (близ Лысьвы Пермской области), г. Невьянск, пос. Большая Лая (Свердловской области), Тугулымском районе, г. Ревда и г. Полевской. Большое число староверов в Свердловской области живут в поселке Шамары, селе Пристань и других деревнях Артинского района, в Красноуфимском районе (с. Русская Тавра), Невьянском и Баранчинском районах. Это в значительной степени приверженцы Белокриницкого согласия.

В пределах Пермской области официально зарегистрированы приходы в Перми, Очере, Верещагине, Чайковском, Кудымкаре, на станции Менделеево, в селах Бородулино, Сепыч, Путино.

В 1990-е годы началось активное строительство старообрядческих храмов. В 1990 году был освящен храм в г. Омутнинск Кировской области. На основе этого проекта был построен в 1993 году храм в г. Верещагино. В 1994 году старообрядческой общине Екатеринбурга было передано старинное здание храма, служившее до того музеем. С 1996 года действует храм в поселке Шамары. Храм в городе Миасс был построен за четыре года и освящен в 1999 году.

В Екатеринбурге в районе улиц Тверитина, Белинского и Розы Люксембург через несколько лет должен появиться еще один старообрядческий храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Его собираются построить представители поморского согласия, отвергающие священников (беспоповцы). К Белокриницкому согласию, рукополагающему собственных священников, относится екатеринбургская ВИЗовская церковь. Вообще, разнообразных согласий в старообрядчестве очень много. Федосеевцы и филипповцы, например, отвергают брак. Беглопоповцы принимают священников - «беглых» - из других согласий и направлений. Одно из самых демократичных согласий – нетовцы. У них ничего нет: ни священников, ни храмов. Они верят в то, что только индивидуальный контакт с Богом через молитву может быть спасительным. Наиболее таинственной группой считаются бегуны или истинно-православные христиане странствующие (ИХПС). Они проповедуют уход из мира антихриста, поэтому порывают все связи с обществом. Не имеют недвижимого имущества, паспортов, не платят налогов, не участвуют в переписях, не приемлют современного летоисчисления, не имеют имени и потому называются рабами Божиими. Связь имеют только с небольшой группой лиц, поддерживающих их материально. В годы Советской власти они перешли на нелегальное положение и сблизились с Катакомбной церковью, поэтому и вследствие своей антигосударственной позиции находились под пристальным вниманием чекистов.

Андрей ЛЯМЗИН,
кандидат исторических наук.
Уральский географический журнал «Подорожник», лето 2006 года.

Раскол в Русской Православной церкви начался в 1653 году при царе Алексее Михайловиче. Крутой по характеру патриарх Никон вводит новые правила. Царь лелеял мечту объединения всего православного мира вокруг Москвы и освобождения Византии. Первым шагом должно стать приведение обрядовости и символов веры к единому образцу дабы все православные молились и веровали одинаково. Так греческая церковь, давшая по сути Руси православие, к 17 веку имела целый ряд отличий. Никон приглашает греческих ученых в Москву. Они должны сравнить русские православные книги со старогреческими. Вывод был сделан такой, что русская церковь за несколько веков отошла от истинных старовизантийских канонов.

Меня всегда удивляла фанатичность старообрядцев, их готовность идти на смерть, но не предать свою веру. Яростное, жестокое искоренение, подавление, уничтожение старой веры со стороны власти и никоновской церкви. Здесь должен быть какой-то идеологический принцип, чрезвычайно важный, за который люди шли на костер, на пытки. И это уж конечно главным было не то, креститься двумя или тремя перстами и сколько поклонов класть.

Дело в том, что наш великий русский святой Сергий Ражонежский переформатировал христианство западного толка в ведическое православие. Отец Сергий был высокопосвященным волхвом. Его православие - это торжество законов Прави. Он тонко вписал славянские ведические законы в христианство. А ведь учение Христа было изначально ведическим, его уже потом тотально исказили. Христианское учение Сергия Радонежского стало таким, каким оно должно быть - солнечным, жизнеутверждающим, не отличающимся от древнего гиперборейского миропонимания.

Тогда становится ясно, что старообрядцы - это именно носители той самой истинно православной веры. А Никон вместе со вторым Романовым (Rom-man - человек Рима) начали обратный процесс - уничтожение церкви Сергия Радонежского, закабаления русского народа, навязывания греческой религии с ее раболепием и покорностью власти.

Сергий Радонежский облек славяно-арийское мировоззрение в христианскую форму. У него не было никаких догм. Ведический глава Богов Род превратился в Отца Небесного, а сын Рода Сварох - в Христа, сына Божьего. Лада - славянская богиня любви и согласия приняла на себя образ девы Марии. Самое главное в учении о.Сергия - это ступени нравственного, духовного роста человека. Запрещалось насилие, попрание человеческого достоинства, употребление спиртного. Поддерживалась любовь к Родине, к родной славянской культуре, самопожертвование, нравственные качества человека. Получилось так, что вокруг Сергия Радонежского Русь стала объединяться. Еще оставшиеся в живых ведические славяне и православные стали понимать друг друга, им нечего было делить. И те и другие смотрели на запад как на рассадник зла и демонизма. При Сергии Радонежском древние ведические праздники были вписаны в православные. И мы их отмечаем до сих пор. Масленица, Святки, Коляда.

Церковь волхва Сергия отрицала обращение "раб Божий". При нем русы были детьми и внуками Божьими как и раньше в ведические времена. При Иване Грозном все это продолжалось. Все атаки запада провалились. И только в середине XVII века ставленникам Рима Романовым было приказано очистить Русь от православия Сергия Радонежского.

В народе пошел ропот, что эти ученые проходимцы, преследующие корысть. А изменения идут по книгам латинским. Первыми отказались подчиняться Никону монахи Соловецкого монастыря. Они готовы дать вооруженный отпор. Ропот перерастает в смуту.

С особым трепетом ждут года 1666. Не совсем понятно почему. Ведь до календарной реформы Петра I в 1700 году летоисчисление на Руси велось от сотворения мира. 1700 год от РХ соответствует 7208 году от с.м., значит 1666 от РХ - это 7174 год от с.м. Кстати старообрядцы до сих пор ведут летоисчисление по старому стилю, также как было у нас в ведической Руси. (В сентябре 2012 года у нас наступил 7521 год и начало эры Волка).

22 июня 1666 года происходит ужаснувшее многих солнечное затмение, предвещающее само собой разумеется конец света. В том же году происходит Собор. Все нововведения Никона соблюдать как истинные - решает Собор. Защитников старой веры проклинают и обзывают раскольниками. Приступом берется Соловецкий монастырь. Главных мятежников для устрашения вешают и сжигают. Казнят огнем самого ярого проповедника старообрядчества - протопопа Аввакума. В земляной тюрьме от голода умирает инокиня Феодора - знакомая нам больше как боярыня Морозова. Простой люд, напуганный казнями, побежал по просторам России. Сначала в костромские, брянские леса, а потом и дальше на Урал, в Сибирь.

Началась чистка при царе Алексее, продолжилось и с особенной яростью при Петре I. Запылали костры из древних рукописей. Уничтожалась славянская культура с целью разорвать связь времен. Насаждалось массовое пьянство. Народ превращали в рабов. Сколько уничтожено было русских людей? Есть версия что треть. Второй геноцид после Владимира Кровавого - крестителя Руси.

Урал.

Первое донесение о появившихся на Урале старообрядцах относится к 1684 году. На Поречье в Усольском уезде появились человек 50. Особенно много старообрядцев приняли уральские леса после знаменитого стрелецкого бунта. Подавление бунта царем Петром было жестоким. Бежавшие хоронятся в самых глухих углах - лесах, горах, пещерах. Летопись пишет: "При переселении заводили оне иноческий скиты. И жили аки монастырями многолюдно человек по сто". Одно из поселений старообрядцев было на месте нынешней деревни Кулизей. По преданию именно с этого погоста начали старообрядцы обживать Урал. Лес столь плотной стеной обступал погост, что узенькую просеку, выводящую в мир, старообрядцы называли дырой. Старообрядцы разделились на два толка: поповцев и безпоповцев. Само название говорит за себя. Те и другие молятся только на иконы, писанные до патриарха Никона. Контакты с внешним миром сводились к минимуму. Пойманных распространителей старой веры приказано пытать и сжигать в срубе. А тех, кто веру сохраняет положено нещадно пороть кнутом и ссылать. Приказано бить кнутом и батогами даже тех, кто окажет старообрядцам малую помощь, даст им поесть или просто испить воды.

Царь Петр I разрешает записным старообрядцам жить в деревнях открыто, но облагает их двойным налогом, а это разорительно. И большинство староверов живут незаписанно то есть нелегально за что судят и ссылают. Им запрещено занимать какую бы то ни было государственную или общественную должность, быть свидетелями на суде против православных, даже если последние уличаются в убийстве или воровстве. Но несмотря ни на что, старообрядчество неистребимо.

Особое распространение получает старообрядчество на Урале с развитием здесь промышленности. Демидовы и другие заводчики вопреки верховной царской власти всячески поощряют старообрядцев и скрывают их от властей. Даже наделяют их высокими должностями. Ведь заводчикам нужна только прибыль, на церковные догмы им наплевать, а все староверы добросовестные работники. То, что с трудом дается другим, ими соблюдается без труда. Губить себя водкой, курить им не позволяет вера. Старообрядцы, выражаясь современным языком, довольно быстро делают карьеру, становясь мастерами и управляющими. Уральские заводы становятся оплотом старообрядчества.

Недалеко от Невьянска - столицы Демидовых есть старинное старообрядческое село Быньги (ударение на "и"). Здесь находится очень красивая, даже уникальная по своей архитектуре Никольская церковь (1789). Конец каждого века знаменовался оттепелью в отношении старообрядцев. Вокруг - тяжелые избы. Да какие! Просто 19 век. Многие избы могли бы украсить любой музей деревянного зодчества. Здесь снимали, кстати, фильм "Угрюм-река".

Гонения то ослабевают, то усиливаются но никогда не прекращаются. В царствование Елизаветы Петровны на старообрядцев обрушивается новая волна репрессий и гонений. Раскольникам запрещается строить скиты, именоваться пустынножителями и скитниками. Еще одна ловушка - внедрение единоверчества. Ветхие старообрядческие церкви закрываются, новые перекрещиваются. В единоверческих церквях службы ведут по старому. Однако подчиняются они официальной православной церкви. Если от раскольников не избавиться разрушением церквей, то можно попытаться одолеть веру новым расколом. В селе Быньги рядом с Никольской находится именно единоверческая Казанская церковь (1853) с довольно примитивной архитектурой.

В Нижнем Тагиле решают переделать Троицкую часовню в единоверческий храм. Старообрядцы окружают часовню, преграждая к ней доступ. "Умрем, но не отдадим" - говорят они. На конфликт приезжает взглянуть разгневанный губернатор. И дает команду штурмовать часовню. Часовня взята. Разоряютя скиты: каслинские, кыштымские, чердынские. На Урале начинает действовать постоянная миссия. Ее члены православные священники ездят по деревням, беседуют со старообрядцами, уверяя что их вере есть не что иное как ересь. На словах крестьяне соглашаются с миссионерами, однако после отъезда их часто просят собор наложить на них епитимию чтобы загладить случившийся грех. Вообще борьба со старообрядчеством ведется почти во все время нахождения Романовых на престоле. Можно насчитать лишь 60-70 лет, когда борьба утихала. Это время строобрядцы считают в своей истории самым счастливым.

Но навстречу шел уже новый жестокий и кровавый 20-й век, богатый потрясениями. Официальной церкви столь яро боровшейся со старообрядчеством придется самой испить чашу горьких испытаний. Эту чашу они, кто знает, может быть сами себе уготовили, когда с охотничьим азартом гнали веру старую. Для новой власти большевиков оказались чрезвычайно важны вопросы веры и собственности. К обоим вопросам старообрядчество имело самое непосредственное отношение. Для начала вся религия была подвергнута атеистической ревизии. Вера в Маркса-Энгельса должна была вытеснить любую религию. Большевики выяснили, что в среде старообрядцев огромную роль играют старики, это они не дают молодежи оторваться от веры. Борьба с верой приобретает самые жестокие формы. Церкви закрываются. Священников расстреливают или ссылают. К началу 20 века на территории Пермского края насчитывалось почти 100 старообрядческих приходов. Через 60 лет осталось два. Большинство старообрядцев имеют крепкие семейные крестьянские хозяйства. Они зависят только от погоды и совсем не зависят от партийных директив. Такое положение новой власти необходимо ломать. Многие старообрядцы объявляются кулаками и ссылаются. Распался весь уклад жизни. Весь период советской власти шла борьба с религией. Нищие деревни выталкивали людей в города.

В 1971 году официальная церковь сняла со старообрядцев проклятье, которое наложила на них при расколе. Так через три века старая вера была реабилитирована. Но и сегодня в отношениях двух церквей есть холодок отчуждения. Последние 15 лет 20-го века оказались в России наиболее либеральными. Но с другой стороны стало понятно какие потери понесло старообрядчество за годы советской власти. Сейчас старообрядцы надеются что в веру придет молодежь.

У нас одна страна, одна история. Они такие же русские, как и мы. И вызывает восхищение их упорство несмотря на все испытания. Сегодня больше нет гонений. Но на смену приходят соблазны, которым противостоять все сложнее. Технический век вторгается в их жизнь все теснее.

На Южном Урале старообрядцы селились давно. Это были в основном два потока: с Волги, точнее ее притока Керженца, где были разгромлены нижегородские скиты (наверное отсюда пошло и еще одно наименование старообрядцев - кержаки) и с русского севера, с Поморья. Предполагают, что даже первый заводчик Миасса И.Лугинин был старообрядцем. В 1809 году здесь была часовня, а в 1895, когда репрессии ослабли и каменная церковь, которую разрушили в 1960-х года. В конце 1999 года в Миассе построили Старообрядческий Храм Пресвятой Богородицы.