Все о тюнинге авто

Что называют мощами святых. Необычные явления, связанные с мощами святых. Как выглядят мощи святых

Почитаемые как святыни.

Само слово «мощи» (греч. λείψανον (липсанон) (от греч λείπω – оставлять) - (во мн. ч.) останки) можно понимать шире, чем просто телесные останки. Это слово может означать и то, что осталось после святых (например, одежда, личные вещи), – все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни.

Основание для почитания мощей святых мы видим уже в Ветхом Завете, например, в случае оживления мертвеца после прикосновения его к костям пророка Елисея () или в чуде, совершенном пророком Елисеем посредством милоти пророка Илии.

В рассказывается о использовании платков и опоясания с тела ап. Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов.

Как в соединении с душою святые были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с нею они остаются богатым вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим. Святитель говорит: «Кто касается костей мученика, тот приемлет некоторое сообщение освящения по благодати, обитающей в теле мученика». История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой , при императоре Траяне был брошен на растерзание диким зверям, пожравшим все его тело и оставившим немного только самых твердых костей, которые как священные останки были с благоговением подобраны верующими. В 156 году , епископ Смирнский, был убит мечом и сожжен, но кости, уцелевшие от огня, и пепел были для христиан «честнее многоценных камней и дороже золота». Писатель латинской Церкви Пруденций говорит: «Верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников, и обмытые чистым вином кости их все наперерыв стараются добыть себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия». Святитель о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну». Святой Лукиан так рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана: «Остались от костей его весьма малые частицы, а все тело его обратилось в прах… С псалмами и песнями понесли сии мощи (останки) блаженного Стефана в святую Сион…»

Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело; у святых святы и душа и тело, поскольку непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Духа Святого, так что и святые тела их становятся храмами Святого Духа (). Поэтому благостно почитая святые мощи, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога Живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и, по премудрому благоволению Своему, творит чудеса – от них и через них. И те чудеса, которые бывают от святых мощей, свидетельствуют, что их благочестивое почитание людьми угодно Богу.

Основанием для христианского почитания мощей является . Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело – не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. По учению Свщ. Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (). Само тело может стать храмом Святого Духа (), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых угодников.

Это уважение выражается:
– в благоговейном собирании и хранении мощей;
– в торжественном открытии и перенесении их;
– в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения;
– в строительстве над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен, монастырей);
– в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых.

Повествуя о чудотворной силе святых мощей, святой говорит о святых мучениках: они и по смерти действуют как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господней отражают всякое их злое нападение. Ведь в святых мощах всегда присутствует чудотворная благодать Святого Духа.

Сверхъестественная благодать избирает орудием своих спасительных действий на верующих не только самые мощи, но и различные одежды, бывшие на них, также раки мощей, самый прах, окружающий раку. И потому даже вещи святых издревле были предметом благоговейного почитания верующих.

Мощи святых говорят нам о призвании человека стать храмом для обитающего в нём Бога, говорят нам о грядущем воскресении тел и напоминают о мучениках Церкви, своими страданиями и смертью засвидетельствовавших веру в победившего смерть Христа.

ПО СЛУЧАЮ ОТКРЫТИЯ МОЩЕЙ
ПРЕПОДОБНОГО

Один странник, бывший на открытии мощей преподобного Серафима, между прочим говорил: «Дивны дела Твои, Господи! И кто может разъяснить тайну дел Божиих! Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится (). Ведь кость кости рознь. У нечестивых людей кости мертвые, как сказал Господь про гробы грешников, что они полны костей мертвых и всякой нечистоты. А вот у пророка Елисея кости были живые, они и по успении его пророчествовали, как об этом повествует премудрый сын Сирахов. Ожившие кости видел и пророк Иезекииль. И царь Давид говорит: Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе ()? Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя (). Так вот и теперь у преподобного кости прославляют Господа в многочисленном собрании народа русского».
Происходившие в Саровской обители торжества по случаю открытия святых мощей ознаменовались многими дивными проявлениями благодати Божией. По молитвенному предстательству преподобного отца нашего Серафима слепые прозревали, глухие слышали, немые говорили, хромые ходили.
На источнике отца Серафима ежедневно совершалось по нескольку, иногда более десяти случаев исцелений. В один такой день было собрано около источника до пятнадцати костылей, оставленных исцелившимися хромыми, и народ эти костыли на берегу речки Саровки сжег, как бы наглядно свидетельствуя тем о силе молитвенного предстательства преподобного отца Серафима. На источнике каждый воочию мог видеть кого-либо из исцелившихся и слышать чистосердечный, простой рассказ об исцелении.
Между случаями исцелений были и замечательные: один отрок, немой от рождения, стал говорить; одна слепая от рождения начала видеть солнечный свет, деревья и другие предметы. Другая слепая и вовсе стала хорошо видеть. Один остававшийся семь лет недвижимым и глухонемым стал слышать, говорить и ходить.
Когда одна мать немой девочки коснулась гроба преподобного платком и отерла им лицо больной дочери, последняя, к великой радости матери, тотчас же стала говорить. Так дивно и явно проявил Господь милость Свою через новопрославленного Своего угодника.
Подлинно, если так можно выразиться, кости преподобного прославили Господа при многочисленном собрании народа русского.
Что прибавить к сему и чем заключить слово? Прибавим слова святителя Иоанна Златоуста и ими заключим сказанное нами: «Не только тела, но и гробы святых преисполнены духовных даров благодати. Посему призываю всех, в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мирском несчастий или в глубине греховной, – приходите к мощам с верою: вы получите помощь и с великой радостью возвратитесь от них, приобретши одним воззрением облегчение своей совести. Сие сокровище благопотребно для всех, сие пристанище надежно и для несчастных, ибо освобождает их от бедствий, и для счастливых, ибо «утверждает их счастье, и для болящих, ибо возвращает им здравие, и для здравых, ибо отвращает болезни». Аминь.


Особое и важное место в христианстве занимает поклонение останкам умерших праведников, или, говоря проще, мощам. У католиков в основном распространено почитание мощей (мумифицированные останки) или нетленных тел. Однако при правильном подходе к пониманию количества тел,мощей и прочих вещей, всплывают многочисленные обманы и люди поклоняются и молятся над мешками с ватой.


Православные несколько расширили традицию поклонения мощам и поклоняются не только костям, но и обрывкам одежды трупов, отдельным частям тела и даже пеплу.
Сколько же святых, частей их тел, кусков одежды имеется на самом деле?
Приведем отрывки из журнала "Революция и церковь", 1920, №№ 9-12 "Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов о вскрытии мощей": "22-го октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей более 20-ти пудов, вместо "нетленных" мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла."
Известие, опубликованное советской властью в прессе вызвало сильное волнение, как среди церковных служащих, так и среди народных масс. Сами же люди начали требовать осмотра содержимого в раках и ларцах для мощей. На основании этого была создана специальная комиссия, которая в ряде губерний, в присутствии экспертов и представителей духовенства, провела 63 вскрытия, в результате которых было обнаружено множество фальсификаций со стороны служителей культа.


Оказалось, например, что некоторые серебряные гробницы, часто блистающие драгоценными камнями, содержали в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль кости, либо имитацию тел с помощью железных, обмотанных тканями каркасов, дамских чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. д.


Тут же начали поступать сигналы из патриаршей канцелярии, призывающее к публичному освидетельствованию и осмотру святых мощей, в "целях устранения всякого повода к глумлению и соблазну" производят очистку рак от таких предметов, как, например, коробки из под сардин, брошки с надписью "Шура" и т.д. "Обретение" этих именно предметов в раках "святых мощей" было точно зафиксировано в протоколах вскрытия, подписанных представителями самого же духовенства.


Приведем примеры из протоколов осмотра:
"Авраамий мученик, г. Владимир 12 февраля 1919 По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свежестью, вследствие своей плотности к белизны. Внутри черепа вата.
Сергий Радонежский, г. Сергиев, Московская губ. 11 апреля 1919 Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.
Князь Владимир, Новгород 3 апреля 1919 Груда чёрных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины. Никакого сходства с человеческим скелетом грудь не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков.
Макарий Жабынский. г. Белев., Тульская губ. 16 марта 1919 Гробница оказалась пустой. Вследствие указания служителей культа, что мощи "почивают под спудом", была разрыта могила под ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков "мощей" не найдено.
Павел Обнорский, село Воскресенское, Любимск. у. 26 сентября 1920 Несколько досок, старых монет, банка фиксатуара фирмы "Брокар", стружки, земля, щепки и кирпичи."


Понятно, что обретение многочисленных мощей святых - дело затруднительное, особенно в условиях, когда каждый приход желает обрести хотя бы частичку святыни. Из-за этого появляются мощи и части святых в немыслимых количествах. Так, у Андрея Первозванного оказалось 5 тел, 6 голов и 17 рук. У святой Анны 2 тела и 8 голов. Столько же голов и у святого Филиппа. У Иоанна Крестителя 10 тел и 7 «подлинных голов», и это при всем том, что, согласно христианской легенде, тело Иоанна было сожжено вместе с отрезанной головой.

А вот продолжение выборочного и далеко не полного списка самопроизвольно клонировавшихся мощей:
Бенедикт – 3 тела и 4 головы;
Эразм – 11 тел;
Доротея – 6 тел;
Стефан – 4 тела и 8 голов;
Вильгельм – 7 тел и 10 голов;
Елена – 4 тела и 5 голов;
Исайя Пророк – 3 тела;
Иероним – 2 тела, 4 головы и 63 пальца;
Юлиана – 20 тел и 26 голов;
Лука – 8 тел и 9 голов;
Петр – 16 тел;
Федора – 4 тела и 6 голов.
Полный перечень дубликатов займет еще несколько страниц.

60-е годы 20-го века ознаменовались кризисом Ватикана, в следствии которого последний покаялся в грехах и разжаловал множество святых, известных всему миру. Как пример приведем лишение всех званий и чинов у Георгия Победоносца. Причина – его никогда не существовало. Но при этом у никогда не существовавшего святого обнаружилось 30 тел.


Также был разжалован и Николай Чудотворец. Причина принудительной «отставки» та же, что и у Георгия. Католики также признали никогда не существовавшими целый список своих святых, в числе которых, например, святой Валентин (того самого, в честь которого 14 февраля празднуется день всех влюбленных). Однако мощи у всех этих святых есть.


Однако перечень святынь не ограничивается лишь мощами, части и частицы различных предметов имеются по всему миру. Отметим кисть руки Марии Магдалины и частицу креста, на котором был распят Иисус Христос. Однако если все имеющиеся по миру частицы, то из них можно составить около сотни крестов и десятки рук. По всей видимости крест был немыслимо большим, а гвозди, потраченные на Христа собрались по всему в миру в количестве 1235 штук!


А вот краткий список других христианских реликвий. Имеются поистине удивительные, неподвластные пониманию вещи:
Кусок окна, через которое архангел Гавриил явился Марии;
Свеча, которая светила при рождении Иисуса;
Тряпки с кровями Святой Девы;
Слезы Богородицы;
Молоко Богородицы;
Сено из яслей, в которых лежал Иисус;
Волосы младенца Иисуса;
Слезы Иисуса;
Крайняя плоть Иисуса;
Камень, на котором сидел Иисус;
Мощи петуха, прокукарекавшего Петру;
Одеяние, в котором Иисуса вели на Голгофу;
Коробка с последним вздохом Иисуса;
Кровь Иисуса, собранная у подножия Креста;
Лоскуты савана Иисуса;
Терновый венец (хранится в Соборе Парижской Богоматери);
Серебряное блюдо, на котором лежала голова Иоанна Крестителя;
Посуда с Тайной вечери;
Ноготь святого Павла;
Остатки одежд апостолов;
Сосуд с потом святого Михаила, собранного после его борений с Дьяволом;
Кости ослицы, на которой Иисус въезжал в Иерусалим (в Вероне скелет, а в Генуе хвост;
Чихи святого духа;
Палец святого духа (!);
Кости коров, приснившихся египетскому фараону.


В ноябре 2002 года обнаружились даже сандалии Христа (хранятся в Прюме). Также в мире существуют два стола, участвовавшие в Тайной вечере - один кедровый, находится в Италии, другой дубовый, находится в Австрии. Отдельными, весьма многочисленными количествами, представлены предметы той самой вечери.
Лоскутов с савана Господня хватило бы на приличный парус, можно даже обнаружить мощи кукарекавшего петуха. Кажется, что за Христом ходили не ученики, а собиратели разных вещей и предметов для потомков.


Многие известные и почитаемые реликвии оказывались на поверку подделками, так, например, мощи святой Розалии оказались костями козла, а спектральный анализ Туринской плащаницы показал, что она была изготовлена в XIV веке. В марте 1990-го года в Британском музее состоялась огромная выставка о Туринской плащанице с говорящим названием: «Подделка. Искусство надувательства».


Кажется церковь не спешить с захоронениями своих трупов, ведь из них можно наделать еще больше частиц для еще большего поклонения и воспевания.

Мощи святых - мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово "мощи" в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии - церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи , они оказались нетленны.
  2. У была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ - в широком смысле - это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака». Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями. По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.


Чем отличаются мощи от частицы?

Древняя Церковь совершала в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых. Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник. Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит - мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры - что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным. Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро - органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых. Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет. Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи - это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает. Ответ на вопрос - зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.


Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

Как известно, святых издавна выявляли по нетленным мощам . Если останки умершего спустя годы, проведенные в могиле, не подвергались разложению, это служило знаком особой духовной избранности. Правда, встречались и исключения, касающиеся как избранных, так и простых смертных. И, по мнению ученых, объясняются они не только вмешательством иррациональных сил, но и вполне земными причинами.

Древние египтяне хоть и именовали своих фараонов Сынами Солнца, все же не слишком рассчитывали на священную благодать и исправно бальзамировали тела царей и жрецов, предпочитая воздавать почести мумиям. В то же время некоторые покойники и впрямь отличались «нетленностью».

Взять хотя бы ламу Даши-Доржо Итигэлова, скончавшегося в 1927 г. в состоянии медитации. В 1955 г. саркофаг с телом вскрыли и обнаружили ламу по-прежнему сидящим в позе лотоса и безо всяких признаков разложения.

Та же картина наблюдалась при повторных эксгумациях в 1973-м и 2002 гг.

Обследовавшие останки Итигэлова сотрудники Российского центра судебно-медицинской экспертизы при Минздраве РФ не обнаружили никаких существенных изменений в тканях. Все внутренние органы тоже сохранились. Никаких следов бальзамирования при этом выявлено не было. А буддисты считают, что лама Итигилов по-прежнему остается в живых. И это несмотря на их веру в переселение душ.

Совсем недавно, в феврале 2015 года, в провинции Сонгинохаирхан (Монголия) полиция обнаружила нетленное тело мужчины, сидящего в позе лотоса. На данный момент находку перевезли в столицу для исследования в Институте медицинской экспертизы (г. Улан-Батор, Монголия).

Предполагаемый возраст тела - 200 лет, однако следы тления не обнаружены. Фотография монаха была опубликована 28 января 2015 года в газете «Өглөөний сонин» («Утренние новости»). Выдвигается предположение, что этот человек мог быть учителем Итигэлова.

Пожалуй, самые древние и малоизученные подземные сооружения Древней Руси - лабиринты Киево-Печерской лавры. Здесь покоятся мощи знаменитых святых, к которым выстраиваются длинные очереди паломников.

К мощам Пантелеимона-целителя идут болящие - за исцелением, у Андрея Первозванного просят укрепления силы слова и духа. Интересно, что останки захороненных в лавре святых остаются нетленными в течение столетий.

Мощи преподобного Агапита Печерского

По обычаю, умерших монахов хоронили в специальных нишах - локулах. Через определенное время тело доставали оттуда, чтобы проверить: истлело оно или нет. Если мощи истлевали, их переносили в костницу, если нет - оставляли в локуле, которую закрывали иконой. «Обитатели» таких локул считались святыми, и им приносили молитвы.

С XVI в. мощи стали перекладывать в специальные раки, чтобы им могли поклоняться паломники. В древности они были открыты, и люди прикладывались губами прямо к рукам святых, из-за чего поверхность их стерлась почти до костей. В советские времена из-за участившихся случаев вандализма мощи закрыли стеклом.

Многие мощи мироточат. В одном из отсеков пещер в стеклянных и серебряных сосудах лежат так называемые мироточивые главы. Эти черепа святых время от времени выделяют благоухающее масло - миро, которое обладает целебными свойствами.

Говорят также, что тапочки, которые периодически меняют на ногах покойников, через какое-то время оказываются стертыми, будто святые оживают и ходят по своим надобностям.

В 80-х гг. XX столетия ученым разрешили исследовать феномен влияния мощей наживые объекты. «Мы предположили, что причина исцелений, которые часто происходят возле мощей, есть определенное гипотетическое излучение», - пишет в отчете, опубликованном в книге «Диво пещер Лаврских», кандидат биологических наук Т. Решетникова. Она руководила исследованиями в Киево-Печерской лавре.

Мощи преподобного Игнатия архимандрита Киево — Печерского

Пакетики с зернами пшеницы сорта «Мироновская-808» прикладывали к гробницам со святыми мощами. Эти семена всходили на 15-30% быстрее обычных и лучше развивались. Химический анализ показал, что у зерен, побывавших возле мощей, изменился состав: те, что «прикасались», например, к останкам святого Агапита-целителя, «потеряли» 18% цинка и «добавили» 11 % кальция плюс 4% калия.

Помимо этого, выяснилось, что энергополе мощей не только защищает от радиации, но и уменьшает ее отрицательное влияние. В мае 1986 г. Т. Решетникова с сотрудниками спустились в пещеры лавры с дозиметрами в руках. Ученые хотели узнать, могут ли святые мощи снизить уровень радиации, который тогда, после чернобыльской аварии, в Киеве был достаточно высоким. В пещерах он оказался ниже, нежели на улице, но в проходах и на раках одинаковым - 120 микрорентген.

«Значит, сила Святого Духа реальна», - подытожили свои опыты специалисты. Это подтвердили и фотографии пшеницы, сделанные во время первых опытов. На снимках было видно, что от растений тянется гирлянда ярких шариков-вспышек. Если предположить, что заряженные святой энергией зерна сами начинают ее излучать, то можно объяснить и феномен исцеления больных освященной водой, а также защитную силу нательного креста.

Исходя из этой гипотезы, можно трактовать и чудо нетленности мощей. Медицинская экспертиза подтвердила, что в останках, покоящихся в лавре, нет следов антисептиков, которые могли способствовать мумификации.

Выходит, тела пролежали тысячу лет нетленными не благодаря чудодейственным бальзамам, а потому, что организм святого при жизни был «натренирован» молитвами. Это, по предположению ученых, и заставило атомы перестроиться особым образом, сделав организм святого стерильно чистым. После смерти же вода сама собой испарялась через мембраны клеток, превращая останки в нетленные.

Еще пример святых мощей. В маленькой церквушке в Палермо стоит гроб со стеклянной крышкой. Внутри - тело двухлетней девочки, умершей от инфлюэнцы в 1918 г.

Безутешные родители Розалии Ломбардо распорядились, чтобы ребенку сделали специальную инъекцию, останавливающую разложение останков. Тело прекрасно сохранилось, и по сей день туристы любуются белокурыми локонами «спящей красавицы» - так окрестили ее местные жители.

Около 40 лет назад в церкви начали происходить странные события. Прихожане ощущали идущий неизвестно откуда запах лаванды. А однажды какой-то мужчина заявил, что видел, как глаза маленькой покойницы на миг открылись и снова закрылись. Это так напугало служащих храма, что они отказывались находиться там в одиночку.

Странные слухи дошли до ученых. Но лишь в начале этого столетия останки Розалии наконец подвергли изучению. Исследователи во главе с доктором Пауло Кортесом подключили к черепной коробке мертвой девочки устройство, способное фиксировать мозговые импульсы.

Несколько дней ничего не происходило, но потом… Приборы зарегистрировали две вспышки мозговой активности: одну продолжительностью 33 сек., а вторую - 12 сек.! Это характерно для спящих людей.

Кортес утверждает: «Мы имеем дело с чем-то невероятным! Мы проверяли и перепроверяли наше оборудование, но все показания оказались точными. Маленькая девочка вернулась к жизни более чем на полминуты».

Известие об открытии ученых прокатилось по всей Италии. В крохотную деревушку устремились паломники, убежденные в том, что Розалия Ломбардо является святой. Некоторым посетителям вроде бы даже удалось увидеть, как у малышки дрожат веки, и услышать, как она вздыхает. А кое-кто из служителей церкви считает девочку вестницей Бога.

Медитация и консерванты - путь к нетленности?

Между тем существует целое научное направление, изучающее закономерности процессов разложения человеческого тела, - тафономия. В американском штате Теннесси, близ местечка Ноксвилл, расположен огороженный колючей проволокой полигон, который принадлежит медицинскому центру местного университета.

Его называют «Фермой мертвых». Здесь находится несколько сот трупов, предназначенных для исследований. Одни были завещаны медикам добровольцами еще при жизни, другие остались невостребованными в моргах. Часть тел лежит на поверхности, внутри старых машин или склепов, часть - в могилах, вырытых на разной глубине.

Задача ученых - исследовать процессы разложения в зависимости от внешних условий. «Ферму мертвых» нередко посещают стажеры ФБР - это входит в программу обучения.

Довольно много шансов обрести нетленность у тех, кто занимается духовными практиками. Так, в 1952 г. директор лос-анджелесского морга Гарри Роу в течение 20 дней вел наблюдение за телом йога Парамаханс Йогананды.

За это время он не заметил никаких признаков физического распада. По мнению исследователей, состояние медитации особым образом воздействует на процессы, идущие в организме, порой как бы «замораживая» ткани. Поэтому многие йоги выглядят моложе своего возраста, а после кончины их останки могут не разлагаться.

Впрочем, известны случаи «естественного бальзамирования». Например, в торфяных болотах иногда находят прекрасно сохранившиеся останки людей. Им даже дали название - «болотные люди». Возраст мумий составляет от нескольких сот до нескольких тысяч лет.

Самой известной из болотных мумий является толлундский человек, на которого в мае 1950 г. у деревушки Толлунд в Дании наткнулись двое братьев, собирателей торфа. Проведенная радиоуглеродная датировка волос толлундского человека показала, что он погиб около 350 г. до н. э.

Правда, в целости и сохранности остаются лишь мягкие ткани (в том числе внутренние органы) и одежда. Скелет же съедают кислоты. Историки полагают, что древние жители Европы иногда специально устраивали захоронения на болотах, зная о консервирующих свойствах торфяников.

В отличие от западных европейцев, на Руси покойных защищали от тления дубовые колоды. Подобные захоронения, относящиеся к XVI-XVII вв., находили в самом центре Москвы. Содержащиеся в древесине дубильные вещества позволяли сохранять мягкие ткани целыми и невредимыми в течение трех-четырех столетий. Главное - следовало плотно закрыть крышку гроба, чтобы внутрь не проникал воздух.

Однако у наших современников есть средство и получше. Недавно профессор Райнер Хорн из немецкого города Киля пришел к выводу, что постоянное употребление в пищу продуктов с консервантами и использование косметики на основе синтетической химии препятствуют процессам разложения.

Все мы знаем, что химия вредна, однако не стоит забывать и о том, что если нам и не удастся достичь бессмертия или хотя бы существенно увеличить продолжительность жизни, то по крайней мере после физической кончины мы еще долго будем сохранять «товарный» вид. Нам самим это, понятно, особой пользы не принесет, но зато какую пищу для исследований мы дадим нашим потомкам.

Несмотря на высокие темпы развития всех областей наук, нетленные тела до сих пор являются непознанным феноменом. А все потому, что это явление лежит за гранью материалистического мышления. Каждое новое открытие ученых порождает все больше вопросов и приводит к пониманию, что человек еще многого не знает не то что о мире, но даже о своих естественных возможностях.

«Бог, — говорит он, — разделил с нами мучеников: Сам, взяв душу их, тела Он как бы дал нам, чтобы святые кости их были у нас постоянным напоминанием об их добродетели «

Почему и как разделяют мощи святых на частицы?

Прежде всего, необходимо понять:

Что такое мощи?

Мощами, согласно святоотеческой традиции, называются различные останки святых, в той или иной степени сохранившиеся после их смерти. Мощи угодников Божиих почитаются, как святыни и с благоговением сохраняются верующими в храмах и монастырях.

Почему мы почитаем мощи?

Традиция почитания мощей берет свое начало еще в ветхозаветные времена (). Продолжилась она и в новозаветную эпоху. Христиане с первых веков благоговейно относились к останкам праведников, а в своих решениях вынес окончательную формулировку мощепочитания: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

Каждый Православный христианин знает, праведники, удостоившиеся прославления Божиего, и после своей земной смерти присутствуют среди нас, помогают нам. Духовно устремляясь к Богу, телесно, они продолжают находиться в нашем материальном мире. Освятив себя при жизни подвигами, после смерти, они изливают Божественную благодать в наш мир посредством своих мощей или останков (от греч. ta leipsana, leipo – оставляю).

Часто возникает вопрос, на сколько важен размер святых останков?

Не важен непосредственный размер останков, ведь Божественная благодать во всей своей полноте присутствует в каждой их частице. Источником благодати является не само по себе тело святого, а исключительно сила Божия, через него проявляющаяся. Эта сила неделима, она не может уменьшаться или увеличиваться, в зависимости от величины останков. «Святые мощи - неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (земные сокровища – прим. автора) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются» (св. Иоанн Златоуст).

Какова связь святых мощей и Евхаристии?

В раннехристианские времена, когда Церковь подвергалась гонениям, было принято совершать Евхаристию тайно, в катакомбах. Престолом служили гробницы (мощи) первых мучеников. В современной практике, непременным атрибутом Божественной Литургии является антиминс (специальный матерчатый плат), в который вшиты частицы мощей какого-либо почившего святого. Основанием для такого обычая служит отрывок из Откровения Иоанна Богослова «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (). «Души праведников, пострадавших за Христа, как видно из этого, находятся под алтарем небесного храма, подобно тому, как и на земле со времен мученических вошло в обычай в основание христианских храмов и алтарей полагать частицы мощей св. мучеников. Молитва праведников объясняется, конечно, не желанием их личной мести, а ускорением торжества правды Божией на земле и того воздаяния каждому по делам его, которое должно произойти на Страшном Суде и сделать их причастниками вечного блаженства, как отдавших жизнь свою за Христа и Его Божественное учение.» архиепископ Аверкий (Таушев).

Присутствие мощей святых на Литургии призвано указать не только на их невидимое, духовное участие в Таинстве, но и на видимое, телесное единство с Земной Церковью, с верующими, находящимися в тот момент в храме.

Кроме литургического присутствия мощей святых в Таинстве, останки подвижников принято полагать под престолом каждого храма при его освящении епископом. Помимо этого, практически в каждом храме, находятся раки с частицами мощей любимых нами святых.

Откуда берется необходимое для всех храмов количество мощей?

В некоторых случаях, святые частицы мощей перекладываются из старого антиминса в новый. Но в епархиях, где старых антиминсов мало, а собственных мощей недостаточно, существует потребность в святых останках для освещения новых храмов. В этих случаях, правящие архиереи обращаются с просьбой о предоставлении им мощей в другую епархию. По возможности, эти просьбы удовлетворяются, частицы мощей после отделения передаются с доверенным лицом в епархию, из которой поступил запрос.

Как останки святых делятся на частицы?

Непосредственным отделением святых частиц занимается священник. С чтением молитвословий, «Господи, помилуй» или тропарями святым угодникам, обычно в утреннее время, в алтаре на жертвеннике храма, священник отделяет частицы. Отделенные частицы полагаются на белой бумаге, потом заливаются воском и вкладываются в специальный ковчежец, запечатываемый церковной печатью. После этого ковчежцы передаются в епархии, где частицы мощей расходуются по мере необходимости, для вложения в антиминсы или под престолы храмов во время их освещения.