Все о тюнинге авто

Как бороться с кавказцами в армии. Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева. – Это что за ноу-хау

Мне прислали много интересных историй про Кавказ наши подписчики, давайте же прочитаем их:

**
Служил в 2010 на Дальнем Востоке. Роту из 40 человек держали в страхе 6 дагестанцев. Все бы ничего, так к ним обычно присоединялись их земляки с других подразделений. Короче, последней каплей было избиение двух пацанов из нашего призыва, один украинец и белорус, что-то им возразили, они так их отметелили, что выбили одному перепонку уха, а другому ребро сломали.

Ну, а на следующий день встал один из роты пацан монгол, ростом мелкий, но крепкий, квадрат было погоняло. "Вы как хотите, а я пошел им головы крушить". Ну мы в шоке, а он реально пошел один, ну и я тоже потом вскочил, стал всех созывать, пацаны собрались и пошли в курилку, где они обычно все крутились. Ну после был вообще шик, монгол красавчик, подлетает к первому и четко ему прописывает хук в челюсть, выбивает 2 зуба и нокаут. Дагестанцы в шоке, ну это как сигнал прозвучал, налетели на них все и давай мутузить, кто чем, я бил одного собственным сапогом кирзовым. Они стали орать, подбежали их те самые кореша человек 15. Но мы все равно всех раскидали, они как-то быстро присели и перестали сопротивляться, а другой так начал бежать по плацу, аж пятки сверкали.

Итог, они храбрые пока ходят стадом, а если стенка на стенку или по одному, то они трусы и слабаки. После того как замяли дело и 10 человек из них попали в санчасть, они стали ниже травы и тише радаров. Мы им еще пригрозили после, что бы не рыпались, но многим тоже досталось, мне например тоже, пока я лупил одного, второй подбежал и сзади ударил мне камнем по голове, так и остались два шрама. Такие дела.

**
Служил в 90-х, в Новороссийске, у нас в роте половина дедов кавказцы, тоже как - то дед пытался заставить стирать его форму. Я долго тупил, а когда он понял, что стирать не буду, гонял меня по умывальнику. В итоге нашёл другого. Потом нас перевели в Волгоград и мы до дембеля служили с кабардинцами. Дрался как то с кабардинцем, в Урале с тентом на ходу. Он мелкий ему удобно, а мне нагибаться. Другой кабардинец вскочил и начал махать ногами, я этим мелким прикрывался. После этого уважать начали. С ними только так. Чуть наехал, сразу бить.

**
Как бороться с горцами в армии - они тоже люди, очень уважают и боятся сильных и жестоких. Никогда не полезут на дружный коллектив. Боятся наказаний. У меня в роте дагестанцы мыли полы и делали все, что положено солдату. Разницы между русским, казахом, чеченцем для меня не было.

Как то я привез 6-х в один из городков Бурятии - там их со всей России собрали и там они офицеров и прапорщиков ровняли и строили. В первую минуту помог дежурному по роте понять, как положено носить военную форму и как положено действовать дежурному и дневальному при появлении незнакомых в роте. Попытку личного состава роты возразить мне пресекла шестерка приехавших со мной бойцов, объяснив народу в двух словах, кто перед ними и что они сейчас с ними будут делать. Вечером меня провожали с почетным сопровождением, опасались, что могу задержаться.

**
Все эти истории бред про справедливость и т.д. Только сила и больше ничего. Когда я попал в честь после учебки, у нас были в роте русские деды - спортсмены, спокойные как слоны. Никаких драк и издевательств. Они не просто дисциплину держали, но и сами службу тащили. Я ни разу ни от кого не слышал, что бы дагестанцы наводили порядок без избиений и тем более, что бы они сами тащили службу.

Кавказцы в армии – притча во языцех еще со времен «Дикой дивизии». С горячими своенравными парнями не справлялись и советские военачальники. Только если еще десять лет назад их этническое самосознание не позволяло им стирать свои носки и мыть полы в казарме, то сегодня их религиозные чувства не позволяют им брить бороду, в соответствии с уставом. Межконфессиональный конфликт обостряется тем, что и воинское руководство поставлено не в самое удобное положение. КоАП, согласно новому принятому государственной думой закону «о защите чувств верующих», предполагает пополнить УК статьей «за воспрепятствование осуществления права на свободу совести и вероисповедания» и штрафовать по ней обычных граждан на 50 тыс. руб., а должностных лиц - на 100 тыс. руб. О том, как сталкиваются религиозные принципы военнослужащих с уставом армии, читайте в материале корреспондента «Кавказской политики».

Борода в армии - это чисто дань традиции. Первым приказал брить бороды в армии Александр Македонский - персы хватали его солдат за бороду, что не лучшим образом сказывалось на исходе боёв. Вот с тех пор и повелось.

В Российской армии бороду разрешается носить - опять же в силу традиции - только офицерам флота. Наверное потому, что им не приходится участвовать в рукопашных схватках.

Брить или не брить, быть или не быть

Начальник отдела военкомата ХМАО по городу Радужный Сергей Россомахин заявил о росте ваххабитских настроений среди призывников с Северного Кавказа. Он признал наличие многочисленных проблем с ними во время военной службы. По словам Россомахина, он получал инструктаж не призывать в армию уроженцев Северного Кавказа и москвичей.

«Открытое неповиновение приказам командиров, навязывание национальных обычаев, противоречащих уставу, отказ от обследования в ПНД и от прохождения хирурга. Солдаты отказываются бриться, потому что считают себя истинными мусульманами. Вдобавок к этому, большинство молодежи (с Кавказа) подвержено идеям ваххабизма», - сообщил газете «Сургутская трибуна» начальник отдела военного комиссариата ХМАО-Югры по городу Радужному Сергей Россомахин.

Впервые подобное заявление прозвучало три года назад. Военный комиссар Челябинской области Николай Захаров заявил, что не будет «призывать» кавказцев. Подобные меры якобы должны снизить этническую напряжённость в армии, создаваемую призывниками из северокавказских республик.

Однако нововведение привело к тому, что план по призыву для остальных регионов пришлось увеличивать. «Первой ласточкой» в 2010 стало заявление от 1 апреля военного комиссариата Дагестана, что наряд весеннего призыва для республики сократился с 2000-4000 до 400 человек По сей день нет точной и достоверной информации, существует ли в самом деле распоряжение из Генштаба, однако проблема национальных конфликтов в армии стоит и в самом деле давно и не только из-за внешнего вида. Нарушением режима несения воинской службы, по воинскому уставу является и пятикратная молитва, включающая в себя громкий призыв к молитве - азан, расцениваемый командирами, как подача голосового сигнала в неурочное время.

Хочу служить, прислуживаться тошно

Северный Кавказ, в общем, и Дагестан, в частности, всегда отличал высокий набор в ряды российской армии и, если, к примеру, в северных или центральных регионах России, призывники «отстегивали» за возможность уклониться от службы, то дагестанцы платили как раз за возможность в нее попасть. Особо рьяные даже прибегали к нетрадиционным способам. Муслим Абдулаев вспоминает, как четыре года назад для того, чтобы быть призванным в армию уехал в Воронежскую область и прописался у дяди. «Когда я пришел в военкомат, военком решил, что я сумасшедший. Так удивился, что начал уговаривать в армию не идти. Долго не мог понять, что происходит, даже к психиатру отправил», - со смехом вспоминает он. На службу попал в Мурманск, но проблем кардинальных там не испытывал. Ему как служащему флота не запрещали носить бороды, да и на подлодке сама атмосфера службы другая. «Ну и я не перегибал. Я же там один мусульманин был. Менял банки тушенки из пайка на гречку или что-то другое, сослуживцы даже радовались. Но может, если бы у меня была поддержка, я бы тоже стал права качать», - говорит Муслим.

Везет немногим. Немногие также готовы «прогнуться под систему». Ранее для решения подобных конфликтов российские военачальники предлагали моноэтнические подразделения. Однако это, равно как и вообще отказ от призыва уроженцев северокавказских республик, лишь повод обратиться в Конституционный суд России. Попытку решить проблему сделали дагестанские парламентеры. В свете новой национальной политике в армии, предлагаемой Шойгу, 11 депутатов от Дагестана написали обращение к новому министру обороны с просьбой увеличить призыв из республики в 2013 году до 35 тысяч человек! По их версии, это позволило бы направить энергию молодых дагестанцев в мирное русло.

Попытки связаться с военным комиссариатом Дагестана и получить их объяснения в ответ на выпады не удалось «Военком дал приказ не давать никаких комментариев по этому поводу, - сказала девушка на том конце провода. - Вся информация только в ответ письменное обращение, ответ будет также дан в письменной форме» , но ответа на отосланный факс не последовало.

Война и мир

На самом деле, подобные конфликты характерны не только для российской армии. 29-летний Менахем Стерн, ортодоксальный раввин из бруклинского района Краун-Хайтс- военный священник, его победа над армейской рутиной состоит в том, что после почти трех лет борьбы ему разрешили служить, не сбривая бороды. Согласно уставу американской армии, служивый также должен быть тщательно выбрит.

Неопровержимы лишь цифры, по официальным данным, в нынешнем году в российскую армию призовут 153 тысячи человек. Из Чечни служить будут только 300 срочников, а из Дагестана – 800. Хотя каждый год в этих республиках на воинский учет встают до 10 тысяч молодых людей.

Есть и другие официальные данные Министерства обороны РФ, по ним, количество преступлений в армии растет, причем каждое четвертое преступление в армии связано с насилием. И нередко это насилие происходит на национальной почве. В первом полугодии 2012 года количество общеуголовных преступлений в Российской армии впервые превысило количество воинских.

В прошлом году было призвано порядка 16,5 тыс. солдат-срочников из республик Северного Кавказа, и поступают жалобы на то, что «распределение их в войсках неравномерное». А как сделать его равномерным? «Солдатские матери» требуют отправлять в каждую часть по одному призывнику с Кавказа. Частей в России раз примерно 16 тысяч, то есть ровно по одному как раз и получается. Однако отправлять кавказцев по одному тоже опасно - вдруг будут обижать, тоже на национальной почве?

Мы научились останавливать конфликты, но не решать их и пока мы этому не научимся, никогда не будет примирения. Основная проблема остается прежней – само общество не готово идти на компромиссы.

Дайджест

Особняком стоят землячества среди выходцев с Кавказа – «кавказцев» по терминологии советской армии. В наше время в войсках их обычно объединяют общим наименованием «дагестанцы» или «даги». Принципиально важно, что выходцы с Кавказа при любых условиях объединяются и могут даже организовать отпор дедам, а равно фактическим и официальным лидерам подразделения. Причём кавказцы объединяются не только в рамках одного подразделения, но и всей части в целом. Они при этом в любых условиях бросаются на помощь своим, что является проявлением национального менталитета (подробнее о нём можно прочесть в главе «Армия на Кавказе»).

При небольшом количестве кавказцы относительно безобидны, по крайней мере, они не нарушают единства коллектива, не разрушают сложившуюся иерархию дедовщины или уставщины. Деды их опасаются, и держат на некотором отдалении, либо включают в число привилегированных членов подразделения. В любом случае, попав ли в число избранных или оказавшись просто предоставленными самим себе, кавказцы отличаются чрезмерной и зачастую бессмысленной жестокостью в отношении к окружающим. У них есть только две психологические модели поведения: они либо признают других выше себя по статусу, либо ниже; представителей иных национальностей они в принципе не считают за равных.

Когда кавказцев в части становится слишком много, ситуация совершенно выходит из-под контроля. Кавказцы полностью подминают под себя дедовщину, переставая держать с дедами относительный нейтралитет, и наносят серьёзный удар по уставщине, вводя в отношения в подразделении свою чрезмерную жестокость. Стоит ли говорить, что они полностью подменяют собой дедов в самом худшем смысле этого слова и превращают молодых в личных рабов. И если при дедовщине такое рабство основано в значительной степени на добровольном начале, на понимании того, что со сроком службы притеснение пройдёт, то при доминировании в части кавказцев все представители иных национальностей обречены на подчинённое положение до самого конца службы. Неравенство тем самым принимает особенно яркие формы, без примеси социальной справедливости, когда со сроком службы приходит и уважение.

Доходит до того, что сами офицеры относятся к кавказцам с опасением, сторонятся их и не предпринимают никаких мер для наведения порядка. В армии сложилось устойчивое убеждение, что кавказец способен на любую крайность, в том числе элементарно пырнуть ножом обидчика вне зависимости от его статуса. Такое убеждение возникло не на пустом месте, оно связано с общей «безбашенностью» в экстремальной ситуации кавказцев, особенно чеченцев. У них элементарно сносит крышу, и они перестают руководствоваться рассудком, полностью отдаваясь инстинктам бойца. Так что славянская терпеливость кавказцам не свойственна в принципе, и они оказываются инородными вкраплениями в славянскую в своей основе армию.

Единственная управа на кавказцев может найтись, только если в подразделении имеется дедушка-кавказец, контрактник или офицер, который сразу выстроит жесточайшую иерархию среди своих. Также среди кавказцев может выделиться сильный фактический лидер, который также построит жёсткую иерархию, вот только его ввести в официальную иерархию будет ещё сложней, чем дедов.

Сейчас много говорят лестных слов о белом движении и офицерах времён Российской империи, однако, забывают один небезынтересный момент в социальной практике наших феодальных предков: взвешенный национализм. Подавляющее большинство офицеров Российской империи имело славянскую национальность, попадание евреев в их число было явлением исключительным. Существовали специальные цензы в образовательные учреждения по национальному признаку, причём, эти цензы были нацелены на ограничение проникновения в славянские учебные заведения инородцев, тогда как советский ценз, напротив, преследовал своей целью поставить выходцев из национальных республик в привилегированное положение.

Но для нас важен другой аспект имперской национальной политики. От призыва по всеобщей воинской повинности, действовавшей с 1874 года, полностью освобождались коренные народности (в том числе самоеды) Урала и Сибири, жители Туркестана, инородцы Закаспийского края, мусульманские народности Северного Кавказа (платили вместо службы налог), жители Финляндии (само государство платило за них фиксированное отчисление в казну Российской империи). Близкие кавказцам по духу казаки служили только в специальных казаческих войсках. И это ещё не весь список. Здесь можно сказать, что, мол, русское высшее руководство не доверяло некоторым завоёванным и постоянно бунтующим кавказским народностям, но как тогда объяснить освобождение от призыва ряда инородцев и самоедов? Его можно объяснить только исторически выработанным чётким пониманием, что лицам, подрывающим боеспособность российской армии, здесь не место. Слишком многое в то время зависело от армии (смотрите главу «Некоторые интересные штрихи организации армии Российской империи»).

Таким образом, в политике Российской империи, не бравшей в армию представителей ряда кавказских, азиатских и зауральских народностей даже в условиях всеобщей воинской повинности, был трезвый расчёт и взвешенная национальная политика. Теперь всего этого нет, и армейские кадровики вынуждены исходить из официально принятого постулата идеологии о необходимости создавать для национальных республик все условия в ущерб национальным русским интересам. Такого же народа, как русские с особым менталитетом, по официальной позиции власть имущих у нас не существует. В этом отношении власть продолжает политику СССР, отчасти приведшую его к разгрому в холодной войне.

12.12.2012 /12:35/ Этот вопрос все чаще муссируется в интернет-сети. Его обсуждают политики, политологи, эксперты, аналитики и. т. п.. Мнения крайне разнятся. Одни считают, что кавказцы, как и все граждане России должны призываться в армию. Другие исходя, очевидно, из своей личной неприязни к кавказцам, категорически против их службы в рядах вооруженных сил России.

В ситуации, когда в стране остро стоит вопрос с призывом в армию растет количество уклоняющихся от призыва, стремление служить в армии здоровых и крепких парней, по логике вещей, надо бы всячески приветствовать, а не отбивать у них желание служить Родине.

Нет внятного ответа на этот вопрос и у Министерства обороны России. А политика формирования вооруженных сил по этническому признаку граничит с дискриминацией и может иметь крайне негативные последствия для государства.

Дай некоторым «государственным» деятелям волю, они бы не только запретили кавказцам идти в армию, но и вообще загнали бы всех их в гетто.

Очень много среди таковых так называемых патриотов России.

У немалой части таких «патриотов» за державу есть виллы за «бугром», отлаженный бизнес и счета с награбленными у народа средствами со многими нулями в офшорах. Для их защиты им, конечно, российская армия не нужна…

Каких только «собак» уже не вещали на кавказцев. Хотя здравомыслящему человеку давно очевидно - больна вся Россия и то, что мы имеем в регионах, это метастазы общероссийской болезни. Лечить нужно все российское общество.

А в таком больном обществе априори не может быть здоровой армии.

Некоторые «эксперты» говорят, что массовый призыв в армию кавказцев приведет к дедовщине в ее худшем варианте - на этнической основе. Это при том, что унизительная муштра, экзекуции и насилие над солдатами в российской армии - ее родовая болезнь и кавказцы тут ни при чем.

Все это говорится словно в воинских частях, где нет кавказцев, нет дедовщины и насилия.

Вообще вокруг призыва кавказцев в армию складывается странная ситуация. Когда в северокавказских республиках ограничивают призыв в армию или его приостанавливают в СМИ, начинается шумиха - вот, мол, «все служат, а эти - особенные». Начинается призыв на срочную службу, снова начинаются жаркие дискуссии на тему, нужны они там или нет.

Призывников с Кавказа обвиняют в безграмотности, нежелании подчиняться воинскому уставу, в том, что они отказываются выполнять недостойные для мужчин хозработы; обвиняют в том, что устанавливают свои порядки и даже в отсутствии у них понятий воинской дисциплины, чести и долга.

Таким образом, по мнению некоторых «экспертов» и «аналитиков», увеличение числа призывников - кавказцев подорвет боеспособность российской армии. Таким образом говорят обо всем, только не о реальных причинах отсутствия порядка в армии.

Между прочим, замечу, что к чрезвычайной ситуации в Министерстве обороны РФ призывники с Кавказа ну никакого отношения не имеют…

В отличие от многих своих более «грамотных и продвинутых» соотечественников кавказцы не продавали Родину за яхты и импортную колбасу. И понятия долга, чести и мужского достоинства на Кавказе не требуют искусственного привития, они здесь впитываются с молоком матери. Армию деморализуют не кавказцы, а коррупция, которая пропитала Министерство обороны, халатность и безалаберность определенной части офицерского состава, нацеленного на извлечение личной выгоды, а не на служение Отечеству. Чего стоят усилия одних только чиновников из «оборонсервиса» или дизайнеров от «Юдашкина», по вине которых уже который год замерзает вся армия…

Армия - это место, где мужчина должен учиться воинскому искусству, а не затирать до блеска штабные коридоры. Ведь ни для кого не секрет, что солдат для определенной категории высшего начальства - бесплатная рабочая сила. И нет ничего удивительного в том, что из-за своих религиозных и ментальных особенностей кавказцы отказываются чистить свинарники или отстраивать генеральские дачи.

Там, где надлежащим образом налажена служба с кавказцами проблем нет. Напротив, офицеры дают им прекрасные служебные характеристики. Значит дело не в кавказцах, а в самой армии.

Проблемы возникают там, где к солдату привыкли относиться как к безмолвной «твари», там, где солдаты предоставлены самим себе и заняты чем угодно, но только не боевой подготовкой.

Не молодые призывники устанавливают правила в воинских частях, они попадают в среду, где уже есть свои давно устоявшиеся «традиции» которые и определяют поведение вновь прибывших.

Говоря о ментальных особенностях кавказцев, почему - то упускают из вида, что и у других народов есть свои характерные особенности, которые не совсем приятны представителям кавказских народов. Если для одних, к примеру, матерщина - норма, то для кавказца это дико и, естественно, что в такой среде складывается конфликтная ситуация.

И тут опять дело не в кавказцах, а в неумении некоторых командиров работать с личным составом. Ведь всему миру известно, что из кавказцев получаются отличные воины. И говорить обратное - мир смешить.

Есть и другая немаловажная причина тяжелой адаптации кавказцев не только в армии, но и в обычной, гражданской среде - это зашкаливающий уровень ксенофобии или, точнее, кавказофобия в российском обществе. В изолированных коллективах эта болезнь проявляется особенно остро. В частности, немало военнослужащих, сотрудников МВД участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе и это, естественно, накладывает определенный отпечаток на их отношение к призывникам из северокавказских республик.

Для решения проблем российской армии, в частности, проблемы призыва в армию молодежи из республик Северного Кавказа надо иметь в армии соответствующий времени сержантский и командирский состав.

Наглядным примером такой постановки службы и работы с призывниками являются расквартированные на территории Чеченской Республики батальоны Министерства обороны России «Север» и «Юг».

Сегодня вся надежда на то, что новый министр обороны, как человек, имеющий громадный опыт работы с людьми, умеющий выявлять проблемы и оперативно решать их, создаст необходимые предпосылки для решения и проблем современной российской армии.

Уполномоченный по правам человека в ЧР,

председатель комиссии по правам человека

Общественного совета СКФО Н.С. Нухажиев

В разделе

На фоне участившихся по всей стране происшествий с ярко выраженной этнической окраской в начале июля прозвучало заявление военного комиссариата Ханты-Мансийского автономного округа о росте ваххабитских настроений среди призывников с Северного Кавказа. Признав наличие многочисленных проблем с призывниками из этого региона, военные сообщили, что в войсках получали негласные инструкции ограничить призыв в армию из некоторых национальных республик. «Наша Версия» разбиралась, насколько остро в армии стоит национальный вопрос.

Одно из немногих решений, за которое в армии благодарны предыдущему министру обороны Анатолию Сердюкову, – отказ от призывников с Северного Кавказа. В военном ведомстве стараются избегать комментировать факт запрета на их службу, поскольку официально прекратить призыв в каком-нибудь субъекте Федерации не позволяет Конституция. Однако де-факто призывная кампания на Кавказе несколько последних лет только имитируется: учёт призывников в военкоматах ведётся, действуют комиссии, но лишь немногим удаётся попасть в войска. Так, осенью прошлого года, например, из самой густонасёленной южной республики – Дагестана – было призвано лишь 179 человек.

Горцы открыто отказывались повиноваться офицерам

Между тем в последние годы резко обострилась проблема с нехваткой призывников. Сегодня даже в частях постоянной готовности некомплект солдат составляет до одной трети. Новое руководство Минобороны лихорадочно ищет пути исправления ситуации. Один из вариантов – возобновление массового призыва из республик Северного Кавказа. Там действительно сконцентрирован громадный призывной ресурс. До 2010 года из одного только Дагестана ежегодно в армию призывались 15–20 тыс. человек. Однако в необходимости присутствия этих призывников в войсках тогда сильно засомневались. Такая сильная концентрация кавказцев в войсках привела к невероятному обострению криминогенной обстановки, армию взбудоражил целый ряд инцидентов с дедовщиной. Горцы открыто отказывались повиноваться офицерам и фактически держали в страхе целые гарнизоны.

Как рассказал «Нашей Версии» эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев, ограничивать в праве служить в армии кавказцев в корне неправильно, особенно в ситуации, когда в стране огромная нехватка призывных ресурсов, а к службе хотят привлечь даже женщин и иностранцев. По мнению эксперта, недопустимо создавать прецедент, когда не призывают по национальному признаку.

По всей видимости, с этим отчасти согласен новый министр обороны Сергей Шойгу. В конце прошлого года руководство Дагестана сообщало: удалось договориться с Минобороны о том, что количество призывников из республики будет резко увеличено. По некоторым данным, этой весной планировалось призвать около 5 тыс. человек. Тенденция к увеличению числа дагестанских призывников в Российской армии действительно просматривается, но в значительно меньших масштабах. В этом году республика получила разнарядку на 800 человек.

В других северокавказских республиках ситуация ещё хуже: из Ингушетии призывается около 400 человек, а последний масштабный призыв в Чечне был проведён более 20 лет назад. Скорее всего военные до конца ещё не определились в этом вопросе. Для сравнения: из соседних русских регионов число призывников больше на порядок – из Краснодарского края в этом году к отправке в армию готовятся больше 5 тыс. человек, из Ставрополья – больше 2 тысяч.

Джигиты рвутся в войска

Нужно заметить, что руководство кавказских республик печётся о возможности служить для своих призывников, правда, не только и не столько из патриотических побуждений. К примеру, после фактического прекращения призыва в республике у дагестанской молодёжи начались проблемы с трудоустройством в силовые структуры (куда так стремится попасть практически каждый молодой джигит) и куда не берут без военного стажа.

В результате сегодня наблюдается уникальное стремление молодёжи с Кавказа попасть в армию. Уже несколько последних лет отмечается тенденция, когда за призыв в Дагестане дают взятку 20–150 тыс. рублей. Некоторые призывники переезжают в другие регионы и прописываются там, чтобы их призвали по месту новой регистрации.

Чтобы пробить дополнительную квоту на призывников, местные военные комиссары обещают, что будут посылать в армию только лучших, большинство из которых будет с высшим образованием, а также намерены внедрить в работу военных комиссий систему поручительства, при которой за каждого солдата руководители диаспор будут нести персональную ответственность.

Между тем руководство северокавказских республик самокритично признаёт, что их молодёжь мало подходит для службы в армии: немалая часть горячих кавказских парней плохо управляема. Причём ситуацию усугубляют современные реалии в обществе: если раньше молодому поколению в семье старейшины внушали, что в армии необходимо беспрекословно подчиняться командирам, то теперь главные акценты в наставлениях – необходимость в первую очередь соблюдать религиозные каноны.

С фактами не поспоришь – далеко не единичны случаи открытого неповиновения приказам командиров, противопоставления национальных обычаев воинскому уставу. Истинные мусульмане отказываются участвовать в хозяйственных работах, сваливая тяжёлый труд на своих сослуживцев. Порой доходит до абсурда: кавказцы отказываются брить бороды, проходить обследование в психоневрологическом диспансере и осмотр у хирурга. Все эти капризы приводят к подрыву дисциплины, к обострению противоречий и становятся причиной конфликтов. Вдобавок к этому у некоторых выявляется тяга к опасным идеям радикального исламизма (ваххабизма).

Что воздействует на горячие головы южан?

Как рассказал «Нашей Версии» командир одной из воинских частей Южного военного округа, командиры всех уровней предпочитают не брать в свои подразделения выходцев с Северного Кавказа и под любым предлогом стараются избавиться от их присутствия в подразделениях. Офицер отмечает, что сегодня, когда срок службы по призыву сократился до года, у командиров буквально нет времени разбираться с мировоззрением каждого солдата.

Нужно сказать, что в Советской армии ситуация с кавказцами не была совершенно безоблачной. Основным способом борьбы с землячеством было равномерное распределение горцев по всем частям большой армии, не допускалась их «критическая концентрация». Но основным инструментом воздействия на горячие южные головы были общественные объединения, например комсомол, и жёсткий контроль за настроениями среди военнослужащих.

К сожалению, оптимальных рычагов идеолого-пропагандистской работы в российских Вооружённых силах до сих пор не придумано. Ситуация ещё более усложнилась с развалом института политработников и усугубилась отменой гауптвахты.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Александр П еренджиев , эксперт Ассоциации военных политологов:

– Возникшая критическая ситуация с представителями Кавказа показывает слабость системы военного управления, особенно её воспитательной составляющей. По сути, в Вооружённых силах отсутствуют механизмы, которые могут повлиять на данную категорию военнослужащих. Как ни обидно это признавать, но сегодня государственная идеология, система военно-патриотического воспитания не могут противодействовать самим идеям ваххабизма, которые активно распространяются среди мусульманской молодёжи. Возникает такое ощущение, что в армии пасуют перед этой проблемой, а не пытаются её решить. Возможно, руководство Минобороны даже не представляет, как это сделать. Я сам командовал строительной ротой, в которой служили 60 выходцев с Северного Кавказа. Конечно, руководить такими кадрами было сложно, но возможно. По моему мнению, призывники из этих республик не изменились, они не стали ни лучше, ни хуже, но забыты методики работы с ними. К примеру, раньше мусульман призывали в основном в строительные или железнодорожные части, где они проходили службу без оружия. Для работы с проблемными нацменьшинствами целенаправленно готовили офицеров. И сегодня для работы с кавказцами также нужно подбирать наиболее подготовленных, волевых, знающих национальные особенности и лучше обученных офицеров и сержантов. При этом не помешает плотно взаимодействовать с мусульманскими религиозными организациями – например, раньше был налажен контакт с Советом муфтиев России.