Все о тюнинге авто

Расторжение госконтракта. Как расторгнуть государственный или муниципальный контракт в одностороннем порядке Основание для расторжение государственного контракта

Наиболее простым способом разорвать госконтракт для заказчика является односторонний отказ от его исполнения. Для поставщика же это может повлечь негативные последствия. Однако контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке и по его инициативе. Но кто бы ни разорвал контрактные отношения, для этого нужны веские основания.

Когда можно расторгнуть госконтракт

Заказчик и поставщик имеют одинаковые права на расторжение госконтракта. Для этого нужно, чтобы одновременно наступили два условия:

  1. В тексте контракта содержались положения об одностороннем отказе от его исполнения.
  2. Наступили основания, предусмотренные гражданским законодательством для отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

У заказчика существует обязанность расторгнуть госконтракт, если он выяснил, что исполнитель либо его товар не отвечает требованиям закупочной документации. Кроме того, такая обязанность у заказчика возникает, если расторгнут специальный инвестиционный или государственный контракт по регулируемым ценам, в соответствии с которым производство товара создано, модернизировано или освоено на территории РФ.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Основания для отказа

Закон № 44-ФЗ ссылается на гражданское законодательство, но не указывает, какие именно нормы Гражданского кодекса являются основанием для одностороннего отказа от исполнения госконтракта. В связи с этим Минэкономразвития и Антимонопольная служба рекомендуют заказчикам включить в госконтракты несколько таких оснований (письмо Минэкономразвития РФ № 324-ЕЕ/Д28И, ФАС РФ № АЦ/9777/16 от 18.02.2016). Перечень из письма не является закрытым - контролирующие органы лишь привели наиболее распространенные из них. Их наличие или отсутствие в тексте контракта никак не повлияет на возможность его расторжения. Эти основания рекомендуется включить в документ лишь для удобства сторон, чтобы они имели представление о возможных причинах для одностороннего расторжения госконтракта.

Если проштудировать Гражданский кодекс, то в нем можно найти множество оснований для расторжения договоров разных типов в одностороннем порядке. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.

Для расторжения договора купли-продажи существуют следующие основания:

  1. Продавец отказывается передать покупателю товар или его принадлежности (пункт 1 статьи 463 и абзац 2 статьи 464 ГК РФ).
  2. Товар содержит неустранимые недостатки либо недостатки, которые нельзя устранить без больших затрат (финансовых или временных), либо недостатки, выявленные неоднократно, в том числе после их устранения, а также иные недостатки подобного рода. Наличие таких недостатков является существенным нарушением поставщиком требований к качеству товара (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).
  3. Продавец отказывается в разумный срок доукомплектовать поставленный товар (пункт 1 статьи 480 ГК РФ).

Договор поставки можно расторгнуть в одностороннем в порядке на основании статьи 523 Гражданского кодекса. Это следующие случаи:

  • поставщик поставил товар с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый срок;
  • поставщик неоднократно нарушил сроки поставки;
  • заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты;
  • заказчик неоднократно допустил невыборку товара.

Что касается договора возмездного оказания услуг , то в соответствии со статьей 782 ГК РФ, любая из сторон имеет право отказаться от исполнения своих обязательств. Но есть условие - издержки второй стороны должны быть возмещены. Заказчик может расторгнуть договор по своей инициативе, если оплатит фактически понесенные исполнителем расходы, а исполнитель - если возместит убытки заказчика.

Рекордсменом по количеству оснований для одностороннего расторжения является договор подряда . У заказчика они таковы:

  • если подрядчик своевременно не приступил к исполнению своих обязательств по договору либо скорость его работы говорит о том, что закончить в установленный срок он явно не успеет (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если подрядчик в назначенный срок не устранит недостатки, которые свидетельствуют о том, что работа будет выполнена ненадлежащим образом (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
  • если подрядчик отступил от условий договора или допустил при исполнении работы недостатки и не устранил их в разумный срок или же эти недостатки являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
  • если заказчик просто решил расторгнуть договор подряда до тех пор, пока ему не сданы результаты работы (статья 717 ГК РФ). При этом он должен уплатить подрядчику стоимость выполненной работы и возместить убытки, которые повлечет расторжение договора, в пределе разницы между ценой контракта и суммой, выплаченной за исполненную работу.

У подрядчика тоже есть основания расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке:

  • если заказчик не согласен повысить цену контракта из-за необходимости дополнительных работ (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если заказчик отказывается увеличить цену из-за того, что возросла стоимость материалов, оборудования либо услуг субподрядчиков и это нельзя было предвидеть при заключении договора (пункт 6 статьи 709 ГК РФ).

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке

В целом процесс одностороннего отказа от исполнения госконтракта одинаков и для заказчика, и для поставщика. Разница лишь в последствиях - если заказчик разрывает контракт по вине поставщика, то информация о последнем будет направлена в РНП. На практике большинство односторонних расторжений инициируется заказчиками.

На первом этапе принимается решение об отказе от госконтракта. У заказчика такому решению может предшествовать экспертиза предмета закупки. При этом в заключение эксперта должно быть указано, что имеет место нарушение условий контракта, из-за которых он может либо должен быть расторгнут.

Принятое решение следует в течение трех рабочих дней разместить в ЕИС и направить второй стороне любым способом, который позволяет зафиксировать факт его вручения - заказным письмом, по электронной почте, по факсу и так далее. Тот день, когда отправитель решения будет уведомлен о том, что вторая страна его получила (или отсутствует по указанному адресу), будет считаться датой надлежащего уведомления. Бывает, что подтверждение извещения второй стороны получить невозможно. Тогда дата уведомления наступает через 30 дней после размещения информация о расторжении контракта в ЕИС.

По прошествии 10 дней после наступления даты уведомления контракт считается расторгнутым. Если расторжение контракта инициировал заказчик, то информация о поставщике передается в РНП. Но еще до истечения этого срока исполнитель может постараться устранить указанные недостатки. Если он это сделает, а также возместит заказчику затраты на экспертизу, то последний будет вынужден свое решение отменить. Но лишь при условии, что это нарушение не было повторным.

Практика ФАС и судов

Самым беспроблемным вариантом с точки зрения контролирующих органов является расторжение контракта из-за нарушения срока исполнения обязательств. Если исполнитель опоздал с поставкой партии товара, заказчику целесообразно это задокументировать - в адрес поставщика направляется соответствующая претензия. При повторении ситуации у заказчика будет основание расторгнуть контракт. То же самое справедливо и при затягивании подрядчиком срока начала работы и/или выполнении отдельных ее этапов с опозданием (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2016 № Ф05-4174/2016).

Расторгая контракт, заказчик должен быть уверен, что его вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств нет. Ведь иначе решение об одностороннем расторжении будет признано недействительным, как в определении Верховного Суда РФ от 15.03.2017 № 301-ЭС17-1010.

По условиям контракта исполнитель должен был разработать проектную документацию по ремонту дороги в установленный срок. По окончании этого срока исполнитель получил от заказчика решение о расторжении госконтракта, поскольку работу не закончил. Как выяснилось в ходе разбирательства, причиной тому были действия самого заказчика - несмотря на требование исполнителя предоставить необходимые для работы данные, заказчик этого своевременно не сделал. Суд признал одностороннее расторжение контракта недействительным, поскольку были препятствия, из-за которых подрядчик не мог исполнить свои обязательства в срок.

Немало вопросов возникает и относительно самой процедуры расторжения госконтракта. Заказчики иногда не выдерживают сроки, и зачастую это выходит им «боком» - в судебной практике есть подобные примеры.

В одном из них заказчик принял решение расторгнуть контракт, разместил информацию в ЕИС и направил сведения о поставщике в РНП, не выждав положенные 10 дней. Антимонопольная служба и суд поддержали поставщика и пришли к выводу, что заказчик нарушил порядок вступления решения об одностороннем отказе в силу (определение Верховного Суда РФ от 02.12.2016 № 305-КГ16-15701, от 12.09.2016 № 308-КГ16-11459).

Итак, гражданское законодательство предусматривает разные причины для отказа от госконтракта в одностороннем порядке. Однако специалисты рекомендуют прибегать к этому при наличии «железных» оснований, а также досконально исполнять процедуру расторжения, иначе у суда будут основания признать его недействительным.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Ежедневно: с 9:00 до 20:00, без перерыва на обед.

Email: [email protected]

Деловое предложение

юридическим лицам по юридическому (абонентскому) обслуживанию компании

В чем выгода от сотрудничества с нами? Ответ очевидный: не нужно платить соответствующие налоги, делать ежемесячные перечисления в различные фонды, тратить ресурсы на обеспечение рабочих мест... Предусмотрены различные формы оплаты наших услуг, в том числе по безналичному расчету...

МЫ РАБОТАЕМ ВО ВСЕХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Расторжение Госконтракта

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА. Приступаем к производству по данной категории дел после предварительного анализа и подготовки правового заключения в письменном виде для Заказчика с указанием перспектив.

Расторжение госконтракта стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по договоренности и в одностороннем порядке.

Практика показывает, что расторжение госконтракта - ситуация достаточно частая и возникает по объективным причинам:

Невозможность выполнить обязательства по независящим от исполнителя причинам (например, заказчик не может определиться с выбором товара),

У заказчика больше нет необходимости в поставке товаре или предоставлении услуги, на которые заключен контракт,

Различные форс-мажоры (например, природные катастрофы).

Расторжение обязательств по соглашению сторон - оптимальный вариант решения недоговоренностей

При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон - самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.

При этом стороны не имеют права требовать возмещения того, что уже было исполнено по договору. Соглашение на расторжение контракта по соглашению сторон имеет установленную форму. В ней обязательно прописываются пункты:

О факте расторжения контракта с указанием его реквизитов,

Пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости,

Фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств,

Об отсутствии взаимных претензий,

Подписи и реквизиты обеих сторон.

Соглашение о расторжении госконтракта составляется в двух экземплярах и выдается заказчику и поставщику. При необходимости, обе стороны имеют право внести в соглашение необходимее дополнительные пункты. Односторонний отказ от госконтракта это чаще всего конфликтная ситуация, более сложная юридическая процедура, но она имеет место быть, если при подписании контракта этот пункт был указан.

Реализация права на односторонний отказ от исполнения договоренностей

Расторжение государственного контракта может быть требованием, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, юридически она строго регламентируется. Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от исполнения госконтракта. Но на практике чаще всего такая ситуация приводит к конфликту сторон.

Кодекс гражданского права РФ предусматривает ситуацию, что одна из сторон может принять решение об одностороннем прекращении договорных обязательств, но только на законных основаниях. Именно поэтому такая возможность предусматривается заранее и прописывается еще при заключении контракта.

В случае грубого нарушения договорных обязательств каждой из сторон, которые ведут к значительным финансовым потерям второй стороны - основная причина, дающая право на реализацию права одностороннего прекращения выполнения договорных обязательств.

В ходе действия контракта заказчик обнаружил несоответствие сведений об исполнителе (например, нашел его в списке неблагонадежных), он вправе прекратить в одностороннем порядке договорные соглашения. Или при заключении контракта поставщик воспользовался подложными документами.

У поставщиков есть право расторгнуть договор со своей стороны. Но для этого важно соблюсти два правила при оформлении документов:

Прописать пункт о возможности расторжения контракта,

В одностороннем порядке поставщик разорвать контракт не может, это условие выполняется только при наличии такого же права у заказчика.

Реализация права заказчика

Для установления нарушений выполнения обязательств по контракту заказчик должен провести экспертизу. Если факт нарушений пунктов договора установлен, поставщику направляется письменное уведомление о расторжении контракта:

Для этого нужно отравить заказное письмо с уведомлением,

Отправить электронное письмо.

Заказчику обязательно нужно убедиться, что его уведомление получено противоположной стороной. В письме указываются причины, которые являются веским основанием для расторжения договоренностей. При отсутствии веских причин, заказчик не имеет прав на предъявление претензий.

Законодательством установлен 10-днейвный срок для устранения поставщиком предъявленных претензий. Если они в течение этого времени устранены, заказчик должен отменить решение о прекращении действия договора. Отменить такое решение заказчик может только единожды. Если нарушения повторяются, у поставщика есть все шансы попасть в реестр недобросовестных подрядчиков.

Существует множество ситуаций, когда заказчику нужно отказаться от договора в одностороннем порядке. Законодательство предусматривает такие ситуации. Но для этого заказчик должен выполнить ряд требований. При нарушении юридической процедуры одностороннего расторжения госконтракта он будет оштрафован антимонопольным органом.

Реализация права поставщика

Поставщик имеет такое же право расторгнуть договор по причине невыполнения договорных обязательств. Этот пункт должен быть прописан при заключении государственного контракта. В этом случае процедура проводится в том же порядке, что и при прекращении договора со стороны заказчика.

Противоположная сторона уведомляется о расторжении контракта письмом и в десятидневный срок должна устранить замечания. Для любой из сторон при расторжении государственного контракта предусматривается возмещение только финансовых убытков, возмещение морального ущерба законодательством не предусматривается.

Право заказчика и поставщика на отказ может быть мотивированным (условным) и немотивированным (безусловным). Мотивированный отказ от контракта связан с грубым нарушением условий договора. Немотивированный отказ тоже является правом заказчика (поставщика), его личным желанием, при условии возмещения фактических убытков.

Кроме этого, у поставщика есть право обжаловать решение исполнительных органов о расторжении контракта и внесении его в «черный список». Он может обратиться со встречным заявлением о том, что со своей стороны тоже является инициатором расторжения договоренностей. Это происходит в том случае, если он не был уведомленным о решении заказчика официально.

Когда ответчик считается официально уведомленным

Контракт не может быть расторгнут одной стороной без официального уведомления противоположной стороны. Официально уведомленным ответчик считается:

Отправитель получил официальное уведомление о вручении извещения, в котором сообщается о расторжении договора,

Отправителю вернулось письмо с отметкой о том, что указанный адресат отсутствует,

По истечении 30 дней с момента появления отказа заказчика от контракта в единой информационной системе.

Возможные последствия расторжения госконтракта

После расторжения контракта все договорные обязательства между сторонами договора аннулируются. Последствия такого решения в большей степени отразятся на исполнителе (поставщике) договорных обязательств, которые были прекращены по инициативе заказчика. Появление в «черном списке» - серьезный удар по его репутации.

МЫ СМОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ!

Долг по алиментам на момент совершеннолетия ребенка составил…

Все не совсем так. Алименты с вашего бывшего мужа уже взысканы судом и должны были выплатиться ребенку…

В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность.

Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.

Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст. 95 ФЗ № 44 указано, что контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке только в случае, если контрактом была предусмотрена такая возможность. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то ФЗ № 44 не устанавливает требования о необходимости отражения подобной возможности в контракте.

Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.

Таким образом, даже если контрактом не предусмотрена возможность расторжения контракта по соглашению сторон, такое право существует по умолчанию, в силу закона.

Также статьей 451 ГК РФ определена возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. В п. 1 ст. 451 ГК РФ установлено, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

На практике существует несколько ситуаций, когда стороны по соглашению могут расторгнуть контракт. Итак, обоюдное расторжение контракта возможно, во-первых, в случае невозможности исполнения поставщиком своих обязательств по контракту по не зависящим от него причинам (например, срок контракта истек, а заказчик выбрал не весь товар, соответственно, поставщик поставил не весь товар). Во-вторых, когда отпала необходимость в поставке товара у заказчика. В-третьих, когда контракт не может быть исполнен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе - обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д. То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т. д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара.

Отметим, что согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении контракта должно быть составлено в письменной форе и подписано сторонами.

В ст. 453 ГК РФ определены последствия расторжения договора: при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Отметим, что в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчиком не направляются в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба), сведения и информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 103 ФЗ № 44 ведется общероссийский реестр контрактов.

Порядок ведения реестра контрактов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее - Постановление № 1084).

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1084 в реестр контрактов включается:

Информация о заключенных контрактах;

Информация об изменении контракта;

Информация об исполнении (расторжении) контракта;

Информация о расторжении контракта.

Таким образом, в единую информационную систему (до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) заказчик должен в течение трех рабочих дней со дня подписания соглашения о расторжении контракта включать сведения в реестр контрактов.

За нарушение требований по ведению реестра контрактов Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Заказчику следует помнить об отчетности, установленной ст. 94 ФЗ № 44. Так, согласно ч. 9 ст. 94 ФЗ № 44 результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 названного закона), а также информация о поставленном товаре (выполненной работе, оказанной услуге) отражаются заказчиком в отчете, содержащем сведения:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта: осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Согласно ч. 3 названного Положения отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Приведем примерную форму соглашения о расторжении контракта.

СОГЛАШЕНИЕ

О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

(Полное наименование государственного (муниципального) заказчика ) в лице ( ), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации ) в лице (должность руководителя, Ф. И. О. ), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия ), именуемый в дальнейшем «Поставщик» («Подрядчик» или «Исполнитель»), вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) и ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ с тороны пришли к соглашению о расторжении контракта № ___ от «___» _____ 20 __ г. на (предмет контракта ) , заключенного по результатам (вписать нужно е ) (Протокол ( вписать нужное ) № ( значение ) от ( число, месяц, год )).

2. Взаиморасчёты между Сторонами по к онтракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме. Н а момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы) на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы) Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

Стороны претензий друг к другу не имеют.

В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы) , а Заказчик о бязан п ринять и оплатить фактическое количество поставленного товар а (оказанной услуги, выполненной работы ).

Оставшийся к поставке товар (услуга, работа) поставщиком не поставляется (оказывается, выполняется) и, соответственно, заказчиком не оплачивается.

3. Обязательства Сторон по к онтракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.

4. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.

5. Реквизиты и подписи Сторон:

ЗАКАЗЧИК

ПОСТАВЩИК (ПОДРЯДЧИК, ИСПОЛНИТЕЛЬ)

М. П.

Ф. И. О.

М. П.

Донченко Ольга Сергеевна,

юрисконсульт Единого центра консультаций по госзакупкам ( )

ЮТЦ «Ориентир»

02.06.2015 г.

У вас остались вопросы о том, как осуществить расторжение контракта по соглашению сторон? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.


При исполнении контракта может возникнуть ситуация, в которой вам понадобится расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Вы вправе сделать это по основаниям, которые указаны в Гражданском кодексе РФ. Однако в некоторых случаях вы обязаны расторгнуть контракт, например, если товар не соответствует требованиям в извещении и документации. Чтобы расторгнуть контракт в одностороннем порядке, составьте решение об этом и направьте его поставщику. Обратите внимание, что контракт будет считаться расторгнутым, если у вас есть доказательство того, что поставщик получил решение. Вы можете отменить решение о расторжении контракта в течение 10 дней, если поставщик устранил нарушения.

В каких случаях расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Вы обязаны расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Вот самые распространенные из них (п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ):

  • поставщик победил в закупке благодаря тому, что представил недостоверные сведения о товаре или о себе (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 N 09АП-11782/2016 по делу N А40-189267/15).

По закону вы также должны расторгнуть контракт, если в ходе исполнения контракта стало известно, что поставщик не соответствует требованиям извещения, документации о закупке (п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Однако суд и ФАС России считают, что поставщик должен соответствовать требованиям именно до заключения контракта. То есть если поставщика не было в до подачи заявки, а в ходе исполнения контракта он был туда внесен, вы не должны расторгать контракт (Письмо ФАС России от 06.08.2015 N АЦ/40483/15, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 N 09АП-11847/2015-ГК);

  • поставленный товар не соответствует требованиям извещения, документации о закупке (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2017 N Ф06-26225/2017 по делу N А65-6772/2017). При этом вы должны расторгнуть контракт, даже если такой товар вам подходит. Исключением является поставка товара, который имеет характеристики лучше, чем указано в контракте. При этом такая замена должна быть с вами согласована.

Вы можете расторгнуть контракт в одностороннем порядке только в тех случаях, которые предусмотрены в Гражданском кодексе РФ как основания для одностороннего отказа от исполнения обязательства. Кроме того, такое право заказчика должно быть закреплено в контракте (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Существует мнение, что в контракте должен быть также указан конкретный перечень оснований для одностороннего отказа. Его подкрепляют ссылкой на Письмо Минэкономразвития России N 324-ЕЕ/Д28 и ФАС России N АЦ/9777/16 от 18.02.2016. Однако в данном документе речь идет о целесообразности, а не об обязательности таких мер. К тому же в судебной и административной практике данный довод не поддерживается (Решение Кемеровского УФАС России от 18.08.2016 по делу N 569/З-2016, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 N 07АП-11471/2016 по делу N А02-648/2016).

Если вы хотите избежать споров по этому вопросу, укажите в проекте контракта открытый перечень случаев одностороннего отказа. Это позволит использовать любое из предусмотренных Гражданским кодексом РФ оснований, даже если оно не указано в контракте.

Контракт можно расторгнуть, если:

  • поставщик не передает товар (п. 1 ст. 463 ГК РФ, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 N 05АП-4788/2016 по делу N А59-463/2016);
  • товар поставлен без необходимых документов, например без технического паспорта, и поставщик в установленный заказчиком срок не устранил этот недостаток (ст. 464 ГК РФ, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 N 02АП-2182/2016 по делу N А29-11689/2015);
  • поставщик неоднократно нарушал сроки поставки товаров (п. 2 ст. 523 ГК РФ);
  • подрядчик нарушил сроки выполнения работ и это повлекло потерю интереса заказчика к исполнению контракта (п. 3 ст. 708 ГК РФ, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.02.2017 N Ф04-7162/2017 по делу N А27-5846/2016);
  • подрядчик не приступил к выполнению работ вовремя или проводил их настолько медленно, что их своевременное окончание явно невозможно (п. 2 ст. 715 ГК РФ, Решение Курганского УФАС России от 28.12.2016 N РНП45-60/2016);
  • подрядчик не устранил в установленный заказчиком срок недостатки выполненных работ либо эти недостатки существенны и неустранимы (п. 3 ст. 723 ГК РФ).

Также гражданским законодательством предусмотрено право заказчика в любой момент отказаться от контракта на выполнение работ или оказание услуг, даже если нарушений со стороны подрядчика или исполнителя нет (ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК РФ, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2016 N Ф06-8780/2016 по делу N А49-11658/2015).

Однако рекомендуем вам придерживаться позиции судов и госорганов, согласно которой отказаться от исполнения контракта можно только при наличии нарушений (Письмо Минэкономразвития России от 08.04.2016 N Д28и-880, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 N Ф07-3770/2016 по делу N А13-8444/2015).

Обратите внимание, что если вы проводили экспертизу товаров с привлечением сторонних экспертов или экспертных организаций, вы можете принять решение о расторжении только в том случае, если экспертиза подтвердила нарушение условий контракта (ч. 10, 11 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Как расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Чтобы расторгнуть контракт в одностороннем порядке, составьте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направьте его исполнителю (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Как составить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта

Составьте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в произвольной форме, поскольку нормативными актами она не установлена. В нем рекомендуем указать:

  • информацию о контракте (реквизиты, стороны, предмет);
  • дату принятия решения;
  • основание для отказа от исполнения контракта;
  • срок, когда решение вступает в силу.

Как уведомить поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта

Для этого вам нужно в течение трех рабочих дней с даты принятия решения (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ):

  • разместить электронную версию решения в ЕИС. На сайте ЕИС для этого предусмотрен реестр дополнительной информации о закупках, контрактах;
  • направить решение поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в контракте;
  • направить решение любым из следующих способов: телеграммой, по факсу, по электронной почте, иным способом, позволяющим зафиксировать уведомление и получить подтверждение о его вручении.

Чтобы соблюсти процедуру, вы должны выполнить все три действия. На это указывает Минэкономразвития России в Письмах от 13.10.2016 N Д28и-2763, от 30.09.2016 N Д28и-2623.

Однако есть судебная практика, согласно которой для расторжения контракта достаточно иметь доказательство, что поставщик получил решение о расторжении (например, подтверждение о вручении заказного письма). Тогда уведомление считается надлежащим, а контракт - расторгнутым, даже если вы не выполнили все три действия, предусмотренные ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, например не разместили решение в ЕИС (п. 16 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

При этом учтите, что вас могут оштрафовать за неразмещение необходимой информации в ЕИС (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Дата надлежащего уведомления зависит от сложившейся ситуации. Это может быть (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ):

  • день, когда вы получили подтверждение того, что поставщику вручено уведомление;
  • день, когда вы получили информацию, что поставщика нет по адресу, приведенному в контракте;
  • 31-й день с даты размещения решения в ЕИС, если ранее не были получены подтверждение или информация.

Что делать после надлежащего уведомления поставщика

Отмените решение о расторжении, если в течение 10 календарных дней с даты надлежащего уведомления поставщик устранил нарушение, а также возместил расходы на экспертизу (при ее проведении). Отменять решение не нужно, если расторжение контракта связано с повторным нарушением (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Решение считается вступившим в силу, а контракт расторгнутым, если с даты надлежащего уведомления прошло 10 календарных дней, при этом вы его не отменили (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Направьте информацию о расторжении контракта в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты вступления решения в силу.

В течение трех рабочих дней с даты вступления решения в силу направьте информацию о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

В течение семи рабочих дней с даты вступления решения в силу с информацией о расторжении контракта.

Обобщение судебной практики по спорам, связанным с рассмотрением требований о расторжении государственного (муниципального) контракта на выполнение работ.

В соответствии с планом работы Арбитражного суда Саратовской области на второе полугодие 2013 года проанализирована и обобщена практика рассмотрения Арбитражным судом Саратовской области дел по спорам, связанным с рассмотрением требований о расторжении государственного (муниципального) контракта на выполнение работ в период с января 2011 по октябрь 2013 года.

Согласно статистическим данным, за период 2011-2013 Арбитражным судом Саратовской области рассмотрено 36 исковых заявлений о расторжении государственного (муниципального) контракта на выполнение работ. Из них, в 2011 году - 3 заявления, в 2012 году - 16 заявлений, в 2013 году - 17 заявлений.

За период с 01.01.2011 - по 30.10.2013 Арбитражным судом Саратовской области по указанной категории дел по существу рассмотрено 29 дел.

Из общего количества рассмотренных дел исковые требования удовлетворены по 9 делам, отказано в удовлетворении требований по 8 искам.

Из 29 рассмотренных по существу дел, в том числе, по которым не истекли сроки на обжалование, обжаловано по состоянию на 30.10.2013 - 6 судебных актов, что примерно составляет 20 % от вынесенных решений.

Кассационной инстанцией изменен - 1 судебный акт.

За последние годы институт поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд претерпел большие изменения: была введена единая система правового регулирования обеспечения государственных или муниципальных нужд. Процесс совершенствования правового регулирования поставки товаров для государственных или муниципальных нужд продолжается и в настоящее время.

Большое значение имеет вопрос соблюдения порядка расторжения государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд.

Задачами настоящего обобщения являются: изучение изменений в ФЗ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) регулирующих расторжение контракта, а также анализ судебной практики в исследуемый период по данному вопросу.

Для определения позиции законодателя по данному вопросу необходимо проследить изменения, вносимые в законодательство, регулирующее расторжение контракта.

На сегодняшний день на законодательном уровне однозначно решен вопрос о том, может ли государственный или муниципальный контракт быть расторгнут не только по соглашению сторон или решению суда, но и в одностороннем порядке - одной из сторон сделки.

Федеральным законом от 07.06.2013 N 114-ФЗ, вступившим в силу с 07.06.2013, список оснований для расторжения контракта, приведенный в Законе N 94-ФЗ, расширен за счет возможности одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения.

Актуальность вопроса о возможности одностороннего отказа от исполнения государственного или муниципального контракта (далее также - контракт) для заказчиков обусловлена в первую очередь спецификой бюджетного финансирования, предусматривающей срочный характер бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. В условиях необходимости полного "освоения" бюджетных средств в рамках текущего финансового года существенные временные затраты на расторжение контракта в судебном порядке, как правило, не отвечают интересам заказчиков.

Между тем, продолжительный период времени как в юридической литературе, так и в правоприменительной практике отсутствовал единообразный подход к допустимости одностороннего отказа от исполнения контракта.

Говоря о государственном или муниципальном контракте, мы подразумеваем договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, и гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемый от имени бюджетного учреждения (далее также - контракт, государственный контракт). Этот контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом и иными федеральными законами, но с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

Расторжение контракта, заключенного в соответствии с Законом N 94-ФЗ, регулируется частью 8 статьи 9 этого Закона, которая до 1 марта 2009 года указывала, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Таким образом, уже из данного указания следовало, что Законом N 94-ФЗ, не допускает расторжения контракта в одностороннем внесудебном порядке, а только или по соглашению сторон или по решению суда.

Тем не менее, в отношении контрактов, заключенных в период действия этой редакции, суды иногда признавали допустимость включения в контракт условий, предусматривающих возможность одностороннего внесудебного расторжения контракта (например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.06.2009 N А56-42633/2008, ФАС Центрального округа от 06.04.2009 N А09-7650/2008-16(Ф10-478/09), ФАС Волго-Вятского округа от 09.02.2010 по делу N А11-3046/2009, ФАС Дальневосточного округа от 17.12.2009 N Ф03-7263/2009).

Однако в других случаях, суды приходили к выводу о недопустимости расторжения государственного контракта в одностороннем порядке, руководствуясь приведенным выше принципом: общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации должны применяться в части, не противоречащей специальным нормам Закона N 94-ФЗ (например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.2009 N Ф04-3587/2009(9002-А27-10) и от 29.04.2010 по делу N А27-9919/2008, ФАС Московского округа от 28.04.2009 N КГ-А40/2450-09, ФАС Уральского округа от 11.03.2010 N Ф09-1396/10-С4, а также ФАС Западно-Сибирского округа от 02.08.2010 по делу N А70-10412/2009, ФАС Поволжского округа от 09.03.2010 по делу N А55-18366/2008, ФАС Центрального округа от 04.06.2010 N Ф10-2198/10 по делу N А35-4649/08-С25 (определениями ВАС РФ от 30.11.2010 N ВАС-15562/10, от 23.07.2010 N ВАС-8344/10, от 28.09.2010 N ВАС-12626/10 в передаче этих последних дел в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)).

Федеральным законом от 30.12.2008 N 308-ФЗ с 1 марта 2009 года указание части 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ о возможности расторжения контракта по предусмотренным ею основаниям было дополнено словом "исключительно". Данное изменение, должно было уточнить норму и исключить возникающие при ее толковании разночтения, подчеркнув невозможность одностороннего внесудебного расторжения контракта. Таким образом, представленная норма давала повод рассуждать о том, что государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров могут быть расторгнуты только по соглашению сторон при наличии взаимного согласия сторон либо по решению суда

Вместе с тем многими государственными органами и судами данное изменение было воспринято как введение нового законодательного ограничения на способы расторжения государственного контракта.

Так, примером корректировки правоприменительной практики после изменения части 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ служит приказ Минкультуры РФ от 05.03.2009 N 94, которым внесены изменения в примерные формы государственных контрактов, ранее утвержденные приказом Минкультуры РФ от 31.12.2008 N 295: положения о том, что государственный заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем внесудебном порядке, заменены на положения о возможности расторгнуть контракт в установленном порядке.

В ряде судебных актов также прямо указано, что возможность одностороннего расторжения контракта во внесудебном порядке допускалась законом только до 1 марта 2009 года, то есть до вступления в силу изменений, внесенных Законом N 308-ФЗ, но не допускается после этих изменений (например, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2011 N 15АП-7465/11, ФАС Северо-Западного округа от 11.05.2011 N Ф07-1529/11).

Между тем судебная практика в данный период содержала и судебные акты, содержащие позицию о невозможности одностороннего расторжения контракта на основании части 8 статьи 9, не ссылаясь на внесенные в нее изменения, то есть не считая, что они имели существенный характер (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2011 по делу N А27-5166/2010 (определением ВАС РФ от 25.04.2011 N ВАС-5099/11 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)).

Вместе с тем есть и примеры, когда суды, рассматривая отношения по государственным контрактам, заключенным после 1 марта 2009 года, тем не менее, признавали возможность внесудебного расторжения контракта по инициативе одной из сторон (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 N 13АП-9288/11, Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 N 03АП-2029/11).

Ключевым примером в судебной практике по интересующей нас проблематике стало Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 9382/11. В деле был рассмотрен спор о том, может ли государственный заказчик в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора подряда. Арбитражные суды решили, что государственный заказчик правомерно отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, вследствие чего контракт был расторгнут. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации поддержал выводы нижестоящих судов.

Судами всех инстанций была отклонена ссылка подрядчика на нормы Закона N 94-ФЗ, поскольку данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

Во-вторых, согласно статье 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Гражданским кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. Получается, что статьей 768 предусмотрено принятие отдельного закона о подрядах для государственных и муниципальных нужд, однако такой закон до настоящего времени не появился.

В связи с этим Высший Арбитражный Суд Российской Федерации посчитал, что в правовом регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритет остается за нормами Гражданского кодекса . В первую очередь, применяются статьи 763 - 767 § 5 "Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд". А в части, не урегулированной данными статьями, в зависимости от вида подрядных работ следует ориентироваться на положения § 3 "Строительный подряд" или 4 "Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ", а затем - на общие положения о договоре подряда (§ 1) . В отношении возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения договора применению подлежат последние. В частности, в пункте 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится: если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В рассматриваемой ситуации отказ государственного заказчика от исполнения государственного контракта мотивирован ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств, а факт ненадлежащего исполнения установлен судами на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств. Значит, применение судами к отношениям сторон пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно, а вывод о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта влечет его расторжение в силу пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правильным. (В соответствии с пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.)

Данное постановление содержит указание о том, что судебные акты арбитражных судов по делам со схожими обстоятельствами, вступившие в законную силу и принятые на основании правовых норм, которые расходятся в толковании с указанным Постановлением, при отсутствии препятствий и особых условий могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.08.2012 по делу № А57-1844/2012, оставленным без изменения в данной части постановлениями вышестоящих судебных инстанций, отказано в удовлетворении искового заявления Федерального государственного бюджетного учреждения по эксплуатации Саратовского водохранилища к Обществу с ограниченной ответственностью «СКС-2007» о расторжении гражданско-правового договора №0360100019111000005-0242734-01 от 07.06.2011 года. Суд пришел к выводу о том, что поскольку право заказчика на односторонний отказ от исполнения договора подряда императивно установлено пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, оно не может быть ограничено по соглашению сторон. На основании изложенного, судом установлено, что обязательства сторон по договору №0360100019111000005-0242734-01 от 07.06.2011 года прекращены с 28.11.2011 года в связи с однозначно выраженным намерением Заказчика расторгнуть указанный договор.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.06.2013 по делу № А57- 25462/2012, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении требования администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Легион Газ» о расторжении муниципального контракта № 03603000185412000166-0062079-02/23 от 15.11.2012 г.. Суд пришел к выводу о том, что имеют место обстоятельства, являющиеся основанием для применения пункта 2 статьи 715 ГК РФ, в силу которого, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным. Воспользовавшись данным правом, заказчик правомерно в одностороннем порядке заявил о расторжении договора по основанию, предусмотренному статьей 715 ГК РФ. Поскольку односторонний отказ заказчика от исполнения контракта влечет его расторжение в силу части 3 статьи 450 Кодекса, то правовых оснований для расторжения уже расторгнутого и прекратившего свое действие контракта у суда не имелось.

Но уже в постановлении от 24.07.2012 N 5761/12 Президиум ВАС России указал, что “отношения истца и ответчика регулируются не только нормами Гражданского кодекса РФ, но и положениями Закона о размещении заказов, не предусматривающего возможности внесения изменений в условия заключенного контракта (ч. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ) и не предоставляющего права исполнителю в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (ч. 8 ст. 9 Закона)”.

С 1 января 2014 года прекращает действовать Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако в Федеральный закон N 94-ФЗ до настоящего времени все еще вносятся изменения. Последние из них приняты Федеральным законом от 07.06.2013 N 114-ФЗ.

Внесенные Федеральным законом N 114-ФЗ поправки позволяют расторгать государственный, муниципальный контракт заказчику и исполнителю в одностороннем порядке. В этом документе изложены условия и правила, по которым учреждение должно действовать, если есть необходимость в данной мере.

В Федеральный закон N 94-ФЗ включена новая , которая устанавливает процедуру расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта.

Необходимость включения данной нормы вызвана тем, что ранее действовавшая редакция Федерального закона N 94-ФЗ предусматривала расторжение контракта исключительно по соглашению сторон или по решению суда.

Однако гражданское законодательство предусматривает возможность расторжения контрактов в одностороннем порядке в случаях нарушения существенных условий контракта.

Иными словами, существовало противоречие между указанными нормативными актами, тогда как Закон о государственных закупках призван лишь дополнять гражданское законодательство, а никак не ограничивать его.

С принятием Федерального закона N 114-ФЗ противоречие устранено. Согласно действующей редакции пункта 8 статьи 9 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Напомним, что в силу части 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным в том случае, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Так, если подрядчик ненадлежащим образом выполняет свои обязательства или не выполняет их вообще, поменять его возможно только путем расторжения с ним контракта. При этом если подрядчик не согласен расторгнуть контракт по соглашению сторон, у заказчика имелась единственная возможность расторжения контракта - через суд.

Вместе с тем судебная процедура расторжения контракта имеет существенные издержки, не позволяющие эффективно использовать данный механизм.

Исключение возможности одностороннего отказа от исполнения контракта с учетом порядка размещения заказа, а также специфики бюджетного процесса привело к невозможности в ряде случаев быстро и эффективно осуществлять функции и полномочия РФ, субъектов РФ, в том числе для реализации федеральных и региональных целевых программ.

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке может быть начата как заказчиком, так и поставщиком.

Расторжение контракта по инициативе заказчика

Согласно пункту 1 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством ( Гражданского кодекса Российской Федерации) при условии, что это было предусмотрено контрактом. Таким образом, при заключении контракта в нем должен быть оговорен пункт о возможности его расторжения в одностороннем порядке.

Основания для одностороннего отказа от договора подряда по инициативе Заказчика предусмотрены в следующих нормах Гражданского кодекса РФ: пункт 5 статьи 709; подпункты 1-3 статьи 715; статья 717; пункт 3 статьи 723; пункт 3 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Согласно пунктом 1-3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе в любое время проверять ход и качество работы выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. При этом если:

Подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (т. е просрочка выполнения работ подрядчиком);

Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.09.2013 по делу № А57-9533/2013 расторгнут гражданско-правовой договор №2050 от 20.12.2012 года, заключенный между Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида «Зернышко» села Репное Балашовского района Саратовской области» и Обществом с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительная компания №28», с общества с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительная компания №28» в пользу Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Зернышко» села Репное Балашовского района Саратовской области» взыскано неосновательное обогащение в размере 29297641 руб. 48 коп., и неустойка за нарушение срока выполнения работ по договору №2050 от 20.12.2012 за период с 31.05.2013 по 06.06.2013 в размере 2114923 руб. 49 коп.; всего 31412564 руб. 97 коп..

Судом установлено, что вследствие нарушения ответчиком обязательств по выполнению работ в срок предусмотренный договором, ответчиком были существенно нарушены условия договора.. В связи с нарушением ответчиком сроков выполнения работ по договору истец лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора (строительство нового корпуса Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Зернышко» села Репное Балашовского района Саратовской области»). Требование истца о возврате неосвоенной суммы оплаты по договору, произведенной заказчиком, являлось следствием расторжения договора №2050 от 20.12.2012. Поскольку в материалы дела не были представлены документы, свидетельствующие о выполнении подрядчиком работ к моменту расторжения спорного договора и передача их результата заказчику, суд пришел к выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 29 297 641 руб. 48 коп., подлежат удовлетворению.

Во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Согласно статье 717 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив при этом подрядчику часть установленной договором цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. При этом заказчик будет вправе потребовать возврата, уплаченного подрядчику и неотработанного аванса как неосновательного обогащения в соответствии с пунктом 3 статьи 450, пунктом 2 статьи 453, статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. Но в, то, же время заказчик обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

Необходимо отметить, что статья 717 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит указания, что рассматриваемое основание отказа возможно только в случае существенных нарушений подрядчиком условий контракта. Пункт 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Согласно пункту 3 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации последствия просрочки исполнения, указанные в пункте 2 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступают при нарушении, как конечного срока выполнения работы, так и иных установленных договором подряда сроков. В пункте 2 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации указывается, что заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от принятия исполнения и потребовать возмещения убытков, если вследствие просрочки должника (подрядчика) исполнение утратило для него интерес.

Указанные последствия могут наступать, только если начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы определены в договоре точной системой координат и их строгое соблюдение обозначено в договоре как существенное обстоятельство, влияющее на его исполнение. В то же время должник (подрядчик) не лишается права доказывать, что фактически кредитор (заказчик) не утратил интерес к исполнению обязательства, поскольку, например, вступил в аналогичные правоотношения с другими лицами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик вправе провести экспертизу выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций.

Только при условии, что по результатам экспертизы выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от его исполнения (пункт 3 статьи 19.2

После того как решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято, на следующий день в соответствии с пунктом 4 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ его необходимо разместить на официальном сайте и направить поставщику (исполнителю, подрядчику) одним из следующих способов:

По почте заказным письмом с уведомлением о вручении;

Телеграммой;

Посредством факсимильной связи;

По адресу электронной почты;

С использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении.

Выполнение заказчиком поименованных выше требований считается надлежащим уведомлением поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (исполнителю, подрядчику) данного уведомления или дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (исполнителя, подрядчика) по его адресу, указанному в контракте. Если невозможно получить подтверждение, то датой надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с момента размещения на официальном сайте решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно пункту 5 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней со дня надлежащего уведомления об этом подрядчика.

Если в течение этих 10 дней подрядчик устранит нарушения условий контракта, которые послужили основанием для принятия указанного решения заказчиком, и компенсирует ему затраты на проведение экспертизы, то решение об одностороннем отказе от исполнения контракта должно быть отменено (пункт 6 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ). Однако данное правило не применяется в случае повторного нарушения подрядчиком условий контракта.

Принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик обязан, если установлено, что подрядчик не соответствует требованиям к участникам размещения заказа путем проведения торгов или предоставил недостоверную информацию о себе, и это позволило ему стать участником конкурса или аукциона (статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в контракте было предусмотрено право принять подобное решение (пункт 9 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ).

Основания для одностороннего отказа от договора подряда по инициативе подрядчика определены в пункте 3 статьи 716 и пункте 2 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень обстоятельств, о которых подрядчик обязан предупредить заказчика (непригодность или недоброкачественность предоставленных заказчиком материала, возможных неблагоприятных для заказчика последствий, иных не зависящих от подрядчика обстоятельств) и если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика о таких обстоятельствах, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Согласно пунктам 1-2 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности, непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.

Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик на основании данной нормы вправе отказаться от исполнения договора при неисполнении заказчиком встречных обязательств по договору и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

Выполнение подрядчиком этих требований считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого уведомления считается дата получения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) подтверждения о вручении заказчику данного уведомления (пункт 10 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ).

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт будет расторгнут через 10 дней со дня надлежащего уведомления подрядчиком заказчика (пункт 11 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ).

Согласно пункту 12 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока со дня надлежащего уведомления заказчика о принятом решении устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от его исполнения другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 13 ст. 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ).

В соответствии с пунктом 14 статьи 19.2 Федерального закона N 94-ФЗ заказчиком на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта, размещается соответствующая информация, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Изменения, внесенные в Федерального закона N 94-ФЗ, позволяют после расторжения в одностороннем порядке контракта разместить заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являвшихся предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта с учетом требований, предусмотренных пунктом 8.5 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ. В соответствии с этими требованиями, если до расторжения контракта подрядчик частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при размещении нового заказа количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

Согласно статье 2 Федерального закона от 07.06.2013 N 114-ФЗ, если заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд или нужд бюджетного учреждения размещен до дня вступления в силу Федерального закона N 114-ФЗ (до 07.06.2013), в государственный, муниципальный контракт или гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, заключенные по итогам размещения такого заказа, по соглашению сторон указанного контракта или договора допускается внесение изменений в части установления права заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта или договора в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, на основании изменений, внесенных в Закон N 94-ФЗ, расторжение государственного контракта в одностороннем порядке возможно только в случае, если соответствующее право заказчика и (или) поставщика предусмотрено условиями сделки. Исключение из данного правила касается заказчика, который обязан расторгнуть контракт, если обнаружит, что поставщик не соответствует требованиям, предъявленным к участникам размещения заказа при проведении торгов, или им была предоставлена недостоверная информация о своем соответствии названным требованиям.

При этом, правила, изложенные в статье 19.2 , продолжат действовать и в следующем году, несмотря на то, что Закон N 94-ФЗ с 01.01.2014 утратит силу. Приходящий ему на смену Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержит аналогичные требования, касающиеся порядка расторжения контракта (статья 95).