Все о тюнинге авто

Учетные нормы. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения Социальная норма предоставления жилого помещения

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Комментарий к статье 50 ЖК РФ:

1. В комментируемом законе нашла практическое применение закрепленная ст. 40 Конституции РФ норма об обеспечении жильем бесплатно или за доступную плату за счет государственных и муниципальных жилищных фондов только нуждающихся в жилище малоимущих и иных, специально указанных в законе категорий граждан. Всем остальным гарантировано содействие и поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для осуществления их конституционного права на жилище.

В этой связи в жилищное законодательство впервые вводится понятие "учетная норма площади жилого помещения" - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 коммент. закона).

Учетная норма по общему правилу устанавливается органом местного самоуправления (иные случаи перечислены в ч. 6 коммент. ст.). При этом установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга.

Так, например, решением муниципального собрания муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 26 октября 2005 г. N 3/53 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Выборг. 2005. 11 ноября. N 167) учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения на человека.

Учетная норма в размере 12 кв. м общей площади на одного человека установлена в муниципальном образовании "Сланцевский район" Ленинградской области Постановлением главы муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 5 октября 2005 г. N 719-п "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Знамя труда. 2005. 15 ноября. N 88).

В субъекте РФ - городе федерального значения Санкт-Петербурге, где полномочия по обеспечению граждан жильем по договорам социального найма отнесены к компетенции органов государственной власти, ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10) установлена следующая учетная норма:

9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;

15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

2. В Санкт-Петербурге осуществляются два вида жилищного учета: учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Приведенный выше норматив учетной нормы установлен для первого из указанных видов жилищного учета. Для учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, учетный норматив жилищной обеспеченности установлен ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 10) и составляет 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного проживающего.

3. В жилищном законодательстве города Москвы определение учетной нормы площади жилого помещения дано в ч. 6 ст. 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42). Размер учетной нормы, согласно ст. 9 указанного Закона, в Москве составляет:

10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир;

15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены разным семьям (т.е. для квартир коммунальных).

Частью 5 той же статьи Закона города Москвы установлено, что жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы (только коридорной, хотя по планировочным решениям общежития, в том числе и в Москве, бывают и квартирной, и блочной системы, а в южных городах страны - и галерейного типа), при определенных указанным Законом условиях принимаются на жилищный учет без учета уровня обеспеченности этих граждан площадью жилого помещения (учетной нормы).

4. В комментируемой статье законодатель вводит и другой норматив - норму предоставления, - ориентированный, как и учетная норма, на общую площадь жилого помещения. Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 коммент. закона.

Норма предоставления согласно ч. 2 коммент. ст. - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 коммент. ст.) устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В частности, в Санкт-Петербурге при предоставлении жилых помещений по договору социального найма общая площадь предоставляемого жилья не должна превышать 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, и 33 кв. м - для одиноко проживающих граждан (ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10).

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в Санкт-Петербурге в случаях, предусмотренных коммент. законом (см. комментарий к ст. 58). В иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилых помещений, размер которых превышает указанную норму на всю семью не более чем на половину нормы предоставления жилья, полагающейся на одного человека (т.е. на 9 кв. м).

5. В Москве норма предоставления площади жилого помещения законодателем дифференцирована не только в зависимости от числа лиц, в отношении которых осуществляется предоставление, но и с учетом состава обеспечиваемых семей. Согласно ч. 4 ст. 20 Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42), норма предоставления составляет 18 кв. м на одного человека. При предоставлении жилого помещения в Москве одиноко проживающему гражданину норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в два раза. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 кв. м;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 кв. м;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 кв. м;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 кв. м;

5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 кв. м на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 кв. м).

6. Обязанность установления допустимого размера жилых помещений (по общей площади), предоставляемых по договору социального найма нуждающимся в жилье, законодатель в значительной мере возложил на органы местного самоуправления, что является нововведением по сравнению с ЖК РСФСР, устанавливавшим на федеральном уровне норму предоставления в размере 12 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 38 ЖК РСФСР).

7. Установленная органом местного самоуправления норма предоставления в границах конкретного муниципального образования может быть изменена (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), но только в отношении категорий граждан, указанных в ч. 3 ст. 49 коммент. закона (федеральных очередников и очередников субъекта РФ) и только на основании федеральных законов или законов субъектов РФ, устанавливающих порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма данным категориям.

При сопоставлении названной нормы с правилами ч. 3 коммент. ст. можно сделать вывод, что иная, отличная от установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления, норма для очередников федеральных и очередников субъектов РФ может быть установлена только тем федеральным законом или законом субъекта РФ, которым установлен и порядок предоставления жилья данным категориям очередников.

Таким образом, из приведенных выше законодательных определений как учетной нормы, так и нормы предоставления, видно, что цели и условия применения рассматриваемых в коммент. ст. нормативов различны.

8. Установление в качестве норматива размера общей площади жилья является новацией в жилищном законодательстве, так как прежние учетные нормативы были ориентированы исключительно на занимаемую гражданином жилую площадь помещения. Очевидно, здесь не последнюю роль сыграли рыночные отношения с традицией оценивать стоимость жилья по его общей площади.

Говоря о нормативах предоставления жилых помещений, следует упомянуть, что в коммент. законе отсутствует какое-либо упоминание о ранее существовавшем (ст. 39 ЖК РСФСР) институте дополнительной жилой площади.

9. В части 5 коммент. ст. закреплено правило, согласно которому размер учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, не может превышать размер нормы предоставления, установленной тем же органом.

Ранее отмечалось, что и нормы предоставления, и учетные нормы для ряда перечисленных в законе категорий очередников могут быть установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации либо законами субъектов Российской Федерации в размере, отличном от устанавливаемых органом местного самоуправления нормативов. При этом для таких законодательно установленных нормативов коммент. ст. (в отличие, например, от положений ч. 5 ст. 50 коммент. закона) прямо не установлено правило о недопустимости превышения размера учетной нормы над размером нормы предоставления. Однако подобная детализация представляется излишней, поскольку невозможность такого превышения вытекает из самого смысла и целей применения рассматриваемых нормативов.

Несоответствие учетной норме площади жилого помещения позволяет ее хозяину встать в очередь на новое жилье. Размер нормы устанавливают субъекты, но понятие и условия объясняет федеральное законодательство. Нет единого значения нормы. Однако если квадратов меньше, чем определено, не стоит ждать просторного жилья быстро. О праве придется заявить и набраться терпения. Зачастую на несколько лет. Узнаем, как формируется и как учетная норма жилой площади устанавливается.

Зачем рассчитывать норму

  • переселение из ветхого или аварийного жилья;
  • развод супругов и раздел имущества между собой;
  • получение жилья социального найма;
  • расчет нормы жилищно-коммунальных услуг и т. д.

Типы норм

Российское законодательство закрепило несколько типов норм жилплощади, учитывая цели расчета:

  1. Минимальная санитарная норма.
  2. Норма предоставления.
  3. Учетная норма.

Минимальная

Минимальная равна площади 6 квадратных метров. Этот норматив определяет минимальную площадь для жильцов в общежитии, а также для использования маневренного жилищного фонда.

Маневренный жилищный фонд еще называют временным. Комнаты или квартиры, находящиеся в собственности государства, используют для размещения в них переселенцев, например, при капитальном ремонте или в случае ЧС. Площадь маневренного фонда предназначена также для должников, лишившихся собственного жилья, например, за долги по ипотеке.

В норму включено право на общежитие - для студентов и служащих в командировке; временное жилье - людям, лишившимся прежнего помещения из-за стихийных бедствий и катастроф, а также в случае проведения капитального ремонта жилья по социальному найму. Если квартира выставлена на аукцион из-за долгов, ее собственнику предоставляется жилплощадь из маневренного фонда.

Учетная

Учетная норма площади жилого помещения необходима, чтобы рассчитать, сколько квадратов определено на человека. Она дает основание получить новое жилье.

Учетная норма жилой площади распространяется на жильцов квартир муниципалитета или государственной собственности. Например, учетная норма площади на человека уменьшается с рождением еще одного ребенка, что дает право родителям обратиться за предоставлением квартиры попросторнее, чтобы расширение сделало возможным соответствие: учетная норма площади на одного человека в семье стала равной минимуму, установленному местными законами.

В столице и Саратове учетная норма жилой площади равняется десяти квадратным метрам, в Самаре - четырнадцати, в Ярославле и Хабаровске - двенадцати.
Когда минимальная площадь жилого помещения больше, чем реально имеющееся жилье, следует добиваться признания статуса нуждающегося в другом помещении.

Алгоритм определен: нужно зарегистрироваться, обратившись в администрацию своего муниципалитета. По ходу продвижения участников по цепочке, будет приближаться право претендовать на муниципальную квартиру. Так «работает» учетная норма площади жилого помещения.

Однако нужно учитывать, что внеочередно квартиры получают дети-сироты, судьи, прокуроры и заявители, в семье которых есть тяжело больной человек.

Норма предоставления

Площадь, определенную для стороны соглашения социального найма жилья, называют нормой предоставления. Эти квартиры предоставляет муниципалитет малоимущим, в том числе военным, ветеранам, работникам следственного управления и судьям.

Статья 50 Жилищного кодекса РФ, в которой толкуется понятие учетной нормы, тоже говорит о праве местной власти давать квартиры увеличенной квадратуры, больше минимальной площади, принятой законодательными органами, но не превышающей ее более чем в два раза. Такое распределение распространяется на некоторых граждан.
Жители Москвы, Самары и Хабаровска получают жилую комнату площадью восемнадцать квадратных метров. В Ярославле - семнадцать, в Саратове - шестнадцать квадратов.

Приводится норма по измерению общей площади, включающей туалетную комнату и кухонное помещение, например: для человека, который живет один - не меньше 33 квадратов, семейная пара или родитель и ребенок - 42 квадратных метра, если больше трех - 18 квадратов.

Кем высчитывается формула учетной нормы

Республики, края, АО и области закрепляют понятие «учетная норма жилого помещения».

Право закреплено законодательно, поэтому на разных территориях расчет этого показателя отличается. Законодатели сочли, что на местах точнее могут определить составляющие формулы вычисления нормы и условия ее введения, нежели федеральный центр. Причем учетная норма жилой площади может использоваться в расчете и представителей местной власти, и районных администраций.

Усреднить показатель по стране не получится, потому что величина нормы не едина в пределах одной области.

Расчет учетной нормы жилой площади

Принятые нормы в разных муниципалитетах отличаются из-за факторов, влияющих на составляющие формулы расчета. Властям приходится учитывать обеспеченность жилплощадью жителей области или края, состояние и количество жилфонда, показатель демографического состава.

Учетная норма площади жилого помещения распространяется на жильцов с инвалидностью и военнослужащих, но с разницей установленного норматива.

Предельный размер учетной нормы не может быть выше норматива площади, определенной условиями документа, разрешающего использовать муниципальные квартиры для постоянного проживания.

Рассчитывая соответствие/несоответствие минимальному учету, берут во внимание минимальный размер площади общего помещения.

Права и ограничения

Учетная норма жилой площади, точнее несоответствие ей, гарантирует льготу малоимущей категории на комнаты, разрешенные соцнаймом.

Определение минимума жилплощади предполагает возможность регистрации жителей городов, районов и области, не обеспеченных необходимой жилплощадью. Эти люди могут реализовать свою возможность поселения в квартирах социального фонда, заявив о несоответствии и пополнив очередь.

Учетная норма вводит ограничения в праве пользования жильем по найму и запрещает вселять в помещения муниципалитета других жильцов, кроме несовершеннолетних детей нанимателя. Поднайм также не разрешается.

Порядок включения в очередь на новую квартиру

Пакет документов должен включать: справку о составе семьи, свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей, выписку техпаспорта, а также заявление.
Величину минимальной нормы учета или нормы предоставления можно узнать в администрации своего муниципалитета. Впрочем, такие сведения обычно опубликованы на официальных сайтах правительств и депутатских корпусов.

Применение нормы

После включения в список нуждающихся в новом жилье ожидание квадратных метров для большинства занимает годы. Вопрос действительно быстро не решается, потому что упирается в ограничения муниципальных образований, связанных с деньгами и сроками возведения социального помещения.

Однако на получение квартир вне очереди могут рассчитывать заявители, проживающие в разваливающихся домах, в которых ремонт проводить бессмысленно. Еще один случай - когда человек тяжело болен, и его болезнь крайне осложняет совместное проживание родственникам или другим проживающим с ним. Пенсионеры и инвалиды, лишенные возможности вернуться на проживание в прежнюю квартиру. А также госслужащие.

Как установили нормы жилья

Совокупность жилищных правил версии 1983 года определяла норму жилплощади как предельную в пунктах соглашения по найму. Величину устанавливал не кодекс, а правительство. Норма высчитывалась на одного жильца и позволяла использовать компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Какой будет норма, решают представители местного правительства, однако до утверждения решения в кодекс рассматривался единый нормированный показатель предоставления, равный пятнадцати квадратам жилплощади, из расчета на жильца.

Сегодня учетная норма жилого помещения устанавливается в соответствии с принятым порядком.

Расширение норматива для определенной категории

Дополнительные квадратные метры могут получить ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и члены их семей.

Люди, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, работники вредных производств, родители, воспитывающие разнополых детей - также имеют право на дополнительные квадраты.

Пенсионерам и инвалидам по их желанию жилье может быть предоставлено на первом этаже или в доме с лифтом.

Минимум площади: немного истории

Учетная норма жилищной площади была не всегда. С советской властью пришла социальная норма обеспеченности жильем. До 1920 года ее рассчитывали от объема воздуха, но потом ввели площадь.

Совнарком и Нарком здравоохранения утвердили чуть больше восьми квадратных метров на одного человека. В 1922 году норму увеличили до девяти квадратов.
Когда строили дома, эту норму непременно учитывали. Интересно, что менялись стандарты высоты потолков в квартирах, а норма жилплощади - нет.

В это же время вводят понятия площади - «общая» и «жилая». Жилая площадь организовывалась просто: буржуазных хозяев домов теснили работяги, отгораживая свою территорию. Так появилось первое коммунальное жилье.

Сколько квадратов положено в других странах

США для своих граждан норму определяет с учетом площади коридоров и лестниц. В Европе учитывают квадраты ванных комнат и туалетов. Причем размер жилплощади высчитывается по количеству спален. ООН введен стандарт, равный тридцати квадратным метрам.

Норма жилья голландцев и германцев - не меньше двадцати квадратов. В Дании и Швеции - восемнадцать квадратных метров жилья без учета площади столовой, размер спальни - не меньше тринадцати квадратов. При рождении детей европейские семьи могут рассчитывать на увеличение: двое детей - шестьдесят восемь с половиной квадратных метров.

Хотели воспользоваться программой молодая семья (содействие) мне 24 года, мужу 27 лет. Отказали, потому что много квадратных метров. Я прописана в общежитии в г. Москве (я, моя мама, сын, дочь, сестра) - комната 25,1 кв.м, коридорная система-общий туалет, душ, кухня. У мамы есть 1-комнатная квартира(собствен.) в Подмосковье по наследству, она там не прописана-34,7 кв.м. Муж прописан во Владимирской области имеет 52,8 кв.м на 8 человек, не собственник. В документах, которые я подавала (финансово-лицевой счет) вместо общежития пишут однокомнатная квартира 25,1 кв.м., в паспорте прописка улица Большая Очаковская, дом №37 общ. Общежитие каким-то образом департамент переименовал в многоквартирный дом, состоящий из двух квартир(1-квартира на 1 этаже 8 комнат-25 человек) 2-квартира на 2этаже (9 комнат-26 человека). Отказ: В соответствии с п.1 ч.1 ст.8, ч.1 ч.3 ст.9, п.3 ч.1 ст.12 закона города Москвы от 14.06.2006 номер 29"об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Какая учетная норма в нашем случае (10 или 15 кв. м) Как суммируется площадь и на сколько человек делится? Законно ли отказали?

Ответил адвокат - Королева С.О.:

Здравствуйте Евгений!
Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 части 1 ст. 51 ЖК РФ предусмотрена возможность быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как для нанимателей жилых помещений и их членов семей, так и для собственников жилых помещений и их семей, при условии соблюдении ими требований, установленных относительно обеспеченности жилой площадью.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 Закона N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
Согласно п. 1 ст. 9 указанного Закона, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Пунктами 3 и 4 ст. 9 данного Закона установлена учетная норма площади жилого помещения в Москве в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
Поскольку квартира, в которой находится жилое помещение, не является отдельной квартирой, проживающие в ней лица не являются членами одной семьи, то оснований для применения к спорным правоотношениям учетной нормы в размере 10 кв. м площади жилого помещения по моему мнению не имеется.
За более подробной консультацией вы можете обратиться к нашим адвокатам в офисе, и на основе изучения ваших документов мы сможем дать ответ о законности отказа и возможных перспективах его обжалования в суде.

Учетная норма определяется российским законодателем как минимальный размер жилплощади, исходя из которого требуется устанавливать уровень обеспеченности граждан, живущих в конкретном регионе, общей площадью жилья. Учетная норма жилплощади регламентирована законодателем в целях ведения учёта, устанавливающего граждан, которым требуется улучшение условий жилья.

Иными словами возможно сказать, что учётная норма жилплощади определяет потенциальные возможности конкретного российского гражданина претендовать на жильё по соглашению социального найма. Соответственно, законодатель создаёт правовые условия и предпосылки для реализации 40 статьи российской Конституции, регламентирующей право на жильё.

Малоимущим лицам, иным названным в законах гражданам, нуждающимся в жилище, определенная жилплощадь предоставляется безвозмездно либо за доступную плату из существующих государственных, муниципальных и иных российских жилищных фондов согласно регламентированным законом нормам. Выделение жилья названным лицам происходит с учётом минимально возможного размера предоставляемых помещений.

Для реализации прав граждан на жильё законодатель и установил учётную норму, а также норму предоставления жилплощади, детализировав таким образом вопрос количества предоставляемых квадратных метров жилплощади конкретному человеку.

Установление учетной нормы

Учётная норма, как и другая важная сопутствующая категория – норма предоставления жилплощади – устанавливается полномочными властями муниципалитетов. Соответственно, показатели учетной нормы варьируются в разных российских городах и населенных пунктах. Так, к примеру, в Москве сегодня учётная норма – 10 кв. м. площади на каждого жильца московской квартиры (для отдельных квартир).

Базовым, первоочередным критерием для разрешения вопроса о конкретном размере учётной нормы жилплощади в том или ином муниципалитете выступает уровень обеспеченности граждан жильём в соответствующем населенном пункте. При этом размеры устанавливаемой учётной нормы жилплощади не могут превышать размеры нормы предоставления.

К тому же при расчетах учитываются действующие сегодня в сфере жилищного права санитарно-технические нормативы и стандарты, специфика жилфонда каждого конкретного региона, плотность его заселения и имеющийся в распоряжении властей муниципалитета жилой фонд.

Для отдельных подгрупп российских граждан (к примеру, инвалидов, военнослужащих) учётная норма жилплощади может быть иного размера.

При расчете учётных норм принимаются во внимание и жилые комнаты, и места общего использования (коридоры, санузел, кухня), то есть общая площадь жилья.

Значение учетной нормы

На практике значение законодательно регламентированной учетной нормы состоит в следующем:

  1. Установленная муниципалитетом учётная норма жилплощади не позволяет нанимателю вселить в муниципальное жильё родственников либо временных жильцов (за исключением вселения несовершеннолетних детей к их родителям), а также заключить соглашение поднайма жилья, когда после этого юридического действия на каждого жильца норма станет ниже положенного размера.
  2. Именно учётная норма жилплощади, как уже говорилось, способствует практической реализации предписываемой российской Конституцией прерогативы малоимущих граждан РФ на получение безвозмездного социального жилья.
  3. Учетная норма площади применяется для принятия решений о постановке граждан-заявителей на учет как лиц, не обеспеченных жилплощадью. Полномочные органы, осуществляющие такой учет, ориентируются на тот факт, что заявитель живет в квартире и занимает жилплощадь меньшую, чем регламентированная муниципалитетом учетная норма. Постановка на учет свидетельствует о праве данного гражданина встать в очередь на приобретение социального жилья.

Например, рассмотрим ситуацию, когда в соответствующем населенном пункте учётная норма, согласно регламентам законодателя, составила 8 кв. м., а другая категория – норма предоставления – 10 кв. м. Соответственно, если житель данного населенного пункта проживает в социальном жилье с жилплощадью меньше 8 кв. м. на человека, он вправе становится на учёт и претендовать на жилье с площадью от 10 м. квадратных на каждого проживающего жильца.

Чтобы применить рассматриваемые знания на практике, заинтересованному лицу, прежде всего, требуется точно узнать конкретные размеры названных норм по местожительству. Такие сведения можно получить при личном посещении полномочного органа муниципалитета. К тому же информация обязательно размещается на официальном портале местной администрации.

Заявление гражданина, желающего встать на учёт, подаётся в компетентный местный орган власти. Дополнительно к заявлению прилагаются:

  • справки о составе семьи заявителя;
  • брачное, детские свидетельства;
  • выписки из техпаспорта имеющегося жилья;
  • иные документы по требованию полномочного органа, выполняющего постановку на учёт.

Весь требуемый перечень документации возможно узнать в администрации муниципалитета.

Отметим, что сама постановка на муниципальный учёт нуждающихся в жилплощади, скорее всего, быстро не решит жилищную проблему. Однако это создаст предпосылки для последующей реализации законных гражданских прав на предоставление жилплощади.

Нормы для отдельных категорий граждан

Законодатель предусматривает возможность отличия нормативных правил, регламентированных на местных уровнях для общего применения, и норм для некоторых категорий российских граждан. Последние нормативы принимаются на уровне федерального законодательства, Указов президента и иных приоритетных по силе действия нормативных актов.

В частности, к названным категориям лиц могут относиться , лица с тяжёлыми хроническими болезнями, военнослужащие, жители Крайнего Севера, . Для таких лиц могут предусматриваться дополнительные площади жилья. Так, например, семье лица, болеющего заразными формами туберкулёза, положены дополнительные метры жилплощади с целью его изолирования от здоровых членов семьи.