Все о тюнинге авто

Кресты на куполах: уникальная коллекция Инвера Шейдаева. Собор святой софии в новгороде Легенда о голубе на софийском соборе

До сих пор у древнего города не было своего официального символа. Герб и флаг не в счет – это слишком скучно и без интересных легенд. Ведь талисман должен стать главным сувениром для туристов, тем более в преддверии 1150-летия, которое Великий Новгород будет отмечать в следующем году.

Поэтому и было принято несколько месяцев назад решение объявить общегородской конкурс на лучший символ. Причем конкурс среди главных фантазеров – детей.

В результате в Администрацию города поступило свыше 70 работ от ребятишек в возрасте 10 – 12 лет со всех учебных заведений города. По их мнению, талисманом Новгорода мог бы стать русский медведь, вечевой колокол, рыба – золотое перо, сова, подкова или домовой. На конкурс были представлены рисунки, изделия из природного материала, мягкие игрушки и даже батик.

В результате долгого обсуждения сегодня 29 мая жюри конкурса приняло окончательное решение. Главным городским символом выбран металлический голубь, который выкован на кресте Софийского собора. Именно этот образ содержало большинство представленных работ.

Да и сам голубь уже давным-давно стал неофициальным символом города. И виден он, практически, отовсюду. И легенда с ним связанная очень уж подходит не только для Новгорода, но и для всей России.

Шесть лучших детских работ будут отмечены дипломами и призами. Все они будут отправлены профессиональным дизайнерам, которым и предстоит проработать окончательный вариант талисмана Великого Новгорода.

Легенда о Софийском голубе

Главный купол древнейшего храма России очень давно имеет это необычное завершение: крест, увенчанный свинцовой фигурой голубя - символа Святого Духа. Предание возводит его появление ко временам Иоанна Грозного, когда государь Всея Руси, заподозрив в вольном городе заговор против себя, учинил кровавую расправу над его жителями. Паривший над новгородской землей голубь, узрев жестокую картину гибели тысяч неповинных людей, спустился на ее главный крест, осенив золотым свечением купол и застыв там навеки. С тех пор новгородцы связывали с его присутствием Божественное покровительство древнему городу, говоря: «Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду придет конец».

В годы Великой Отечественной войны случилось так, что во время одного из артобстрелов города крест с голубем был сбит и завис на металлических крепежных тросах. Комендант города Байоль распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус «Голубой» испанской дивизии, воевавшей на стороне фашистской Германии. Как один из трофеев, свидетельствующих о доблести испанских солдат и сокровищах культуры захваченных славянских территорий, крест вывезли в Испанию.

В 2004 году старинный крест с голубем был возвращен Новгороду. В настоящее время он стоит возле алтаря Софийского собора. На золотом куполе после реставрации установлена точная копия креста с голубем, изготовленная современным новгородским кузнецом Виктором Корниловым.

Валерий РУБЦОВ

"Комсомольская правда"

В Крестопоклонную неделю разбираемся, как должен выглядеть крест на храме. Фотограф Инвер Шейдаев посвятил всю жизнь собиранию коллекции фотографий купольных крестов различных форм. Публикуем самые интересные снимки.

Село Николо-Архангельское. Николо-Архангельская церковь (XVIII в.)

Мы выражаем особую благодарность авторам книги «Русский крест. Символика православного надглавного креста» Марине Анашкевич и Инвреру Шейдаеву за возможность оценить по истине небесную красоту, к которой в обычной жизни мы редко приглядываемся.

Основная часть этой коллекции собрана во времена Хрущевской «оттепели», а затем Брежневского «застоя». Первая выставка прошла в 1968 году, но была сразу закрыта. Только в 90-е годы коллекция получила признание и была показана не только в России, но и в Париже. Тридцать лет фотограф Инвер Шейдаев ездил по городам и весям тогда еще Советского союза и фотографировал кресты, венчающие главы русских церквей, кресты-наглавники. Что только ему не приходилось претерпевать в этих путешествиях. Однажды он даже каким-то чудом уговорил мужиков одного далекого села разобрать строительные леса, окружающие купол храма, чтобы сфотографировать крест.

А началось все в кабинете знаменитого Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984), где молодой фотограф показывал свои работы знаменитому архитектору-реставратору. Тогда Инвер был увлечен декоративными элементами храмов.

Однажды Петр Дмитриевич сказал: «Этого полно всего. Ты лучше наверх посмотри. Кресты снимай. Этой красоты еще никто не снимал. Собирай кресты, рано или поздно это понадобится, вот посмотришь». Эти слова оказались пророческими. К Инверу потом с «заказами» крестов обращались не однажды. Он делал фотографии для восстанавливающихся храмов на Соловках, для храмов Тобольска и других городов.

Коллекция оказалась бесценной во времена, когда стали «собирать камни». Многие кресты восстанавливали по фотографиям из этой коллекции.

К сожалению, еще много разрушенных храмов, кресты которых фотографировал Инвер, стоят, заросшие лесами, обезглавленные. Петр Дмитриевич Барановский, повидавший на своем веку много храмов, лежащих в руинах, говорил: «Почему в первую очередь крест уничтожают? Потому что он, как грудь матери - питает».

ЛИЛИЯ И ВИНОГРАД

Крин - стилизованное изображение цветка лилии, символа чистоты. Такие крины обычно делали на концах «ветвей» креста, потому что три листа лили (крина) свидетельствуют о Единой в трех Лицах Святой Троице.

Москва. Новодевичий монастырь. Собор Смоленской иконы Божией Матери. (1525)

Обвивающая крест виноградная лоза с гроздьями ягод символ Живого Христа. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь» (Ин. 15:1). Вологодские кузнецы особенно преуспели в мастерстве ковки виноградного орнамента на надглавных крестах. Крест церкви Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. И можно поразиться тому, как тонко передана мастерами символическая связь виноградной лозы и Святого Причастия. Этот наглавник имеет внизу полумесяц, символически изображающий Чашу.

Вологда. Церковь Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря.

Вологда. Софийский собор (1568-1570)

ГОЛУБЬ

Голубь, символ Святого Духа с незапамятных времен. «… и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь…» (Мф. 3: 16) Сама эта птица, застывшая в полете, имеет вид креста.

Крест церкви жен Мироносиц Марфы и Марии в Новгороде (1510).

Если присмотреться, то можно увидеть в ажурном сердце этого креста, голубя с распростертыми крылами. Но такое изображение единственное, в основном голубки были литые и увенчивали крест. В древности голуби на кресте иногда еще и показывали, в какую сторону дует ветер, их называли ветрельниками.


Великий Новгород. Софийский собор. (1049-1050)

Этот крест и голубок на нем имеют свою легендарную историю. Существует пророчество, что Великий Новгород будет существовать, пока голубь находится на вершине креста Святой Софии. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, крест со Святой Софии был сброшен взрывной волной. Его вывезли за пределы России солдаты «Голубой дивизии» -- испанского подразделения немецкой армии. Вместо утраченной святыни на главном куполе Софии впоследствии был установлен крест-«двойник», подлинник же, хранился в Испании, в храмовой галерее Военно-инженерной академии под Мадридом, где был установлен на видном месте. Более 60 лет перед этой русской святыней молилось не одно поколение испанских христиан. Рядом с крестом была положена памятная плита с именами саперов, погибших в России. В 2004 году крест вернулся на родину - Испания добровольно передала его России. Его привез в Москву министр обороны Испании, торжественно встречали крест в Храме Христа Спасителя. Сейчас он хранится в одном из приделов Софийского собора.

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

Процветшие побеги
Если из под основания креста произрастают побеги, то его называют «процветшим». Побеги символизируют возрождение, Вокресение Христа из мертвых.
Вознесенные в небеса, надглавные «процветшие» кресты являли для русского человека зримый образ Райского сада и древа жизни, растущего в нем. Некоторые такие кресты сплошь усыпаны цветами, так что невозможно отвести взгляд. Они и впрямь напоминают растения в весеннем саду, с таким художественным чутьем подобраны растительные элементы.

Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1690-1693).

Капли крови
Медные выпуклости-«росинки» и бусины на цепях означают капли крови, пролитые Спасителем на кресте. На Руси они еще назвались «слезками».

Санк-Петербург. Церковь Воскресения Христова «Спас на Крови») (1883-1907), постороенный на месте убийства в 1881 году императора Александра II.

ДОБРОВОЛЬНАЯ ЖЕРТВА

Трость и копье

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Иоанна Лествичника (1572).

Трость с губкой и копие - орудия Страстей Господних - нередкое явление на накупольниках. Наглавный крест с орудиями Страстей как бы замещает собой Распятие, которого не может быть на куполе (оно находится внутри храма). Но реализм страшных крестных мук Спасителя не должен затмевать главного - торжества Распятого Искупителя, победившего смерть. Завершающие крестные «ветви»цветы лилии, как нельзя лучше об этом говорят.

Псковская область, село Виделебье. Церковь Николая Чудотворца (XVIв.) Копие и губка стилизованы под два цветка, процветших на кресте.

Сейчас над главой, уже отреставрированной церкви, опять возвышается ее крест

НЕБЕСНЫЙ ЦАРЬ

Корона
Корона на вершине наглавного креста символизирует Крест Небесного Царя и указывает нам на то, что церковь возведена по указу царя земного, или на пожертвования из царской казны. Корона может быть, как вполне реальная, так и очень условная.

Рязань. Спасский монастырь. Церковь Богоявления (1647)

Москва. Церковь Ризоположения в Леонове (1719-1722)

Державный скипетр
Крест может символизировать и второй знак царской власти Христа - скипетр. Придание кресту вида скипетра возможно с помощью одной, хорошо известной всем символики. Навершием скипетров русских царей была фигура коронованного двуглавого орла - державного знака Византии. Впрочем, накупольники с двуглавым орлом устанавливались на храмах только в эпоху Петра I, царя, известного своими имперскими амбициями.

Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693).

В единстве и равенстве
Крест четырехконечный (как правило, с полумесяцем внизу) с древнейших времен ставят на куполах храмов. Этот вид креста символизирует Церковь Христову в единстве и равенстве ее видимой и невидимой сторон. Со временем нашлись хулители четырехконечного креста, говорили, что это неправильный крест, потому что не на таком был распят Христос. Но святителя Димитрий Ростовский поставил в этом споре точку. Он предположил, что когда Христос нес на плечах Своих крест, то крест еще не был четырехконечным, потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия, и только на Голгофе воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, приделали подножие.

Владимир. Собор Успения Богоматери (1158-1160)

Тульская область, Арсеньевский район, село Монаенки. Церковь Георгия Победоносца (XIX)


А так выглядит этот храм сейчас. Крест сохранился только на фотографии Инвера Шейдаева

Русское подножие
Один из древнейших русских крестов -- шестиконечный с косой нижней перекладиной. Косое подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. Некоторые исследователи христианских символов и, в частности, Н. В. Покровский предполагают, что косая перекладина есть ни что иное, как видоизмененная форма древневизантийского подножия креста. Так или иначе, но эта форма утвердилась в русской иконописи. Косой перекладине было присвоено значение «мерила праведного». А в народе подножие стали называть «стояло».

Вологда. Архиерейский дом. Церковь Рождества Христова (1670)

Тот Самый Крест
Семиконечный, Т-образный крест, видимо и был той, древнейшей формой христианского креста, так как именно так выглядел крест, орудие казни Спасителя.

У этого креста вид жертвенника, из-за верхней перекладины, похожей на престол. Ветхозаветные священники приносили жертву на золотом подножии, приделанном к престолу, поэтому, если верхняя перекладина символично изображает жертвенник, то нижняя перекладина такого креста обозначает это крестное подножие, и указывает на жертвенное священническое служение Спасителя.

Москва. Кремль. Церковь Двунадесяти апостолов (1652-1656)

НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ

Солнце и звезды
Исходящие из цента креста прямые или волнистые линии передают сияние солнца. Прямые лучи обозначают прямой свет, а волнистые горение, тепло. Мотив, исходящего из креста «света жизни», передается каждым художником на свой лад.

Псковская область, Локнянский район, село Дуняни. Церковь Архангела Михаила (XVI-XVIII в.) Такой крест большая редкость.




Сам храм сейчас представляет из себя руины. Крест утерян.

Часто концы лучей украшались еще и звездами.

Нижний Новгород. Церковь Рождества Христова (1719)

Тобольск. Церковь Семи отроков Эфесских. (XVIII в.)

Молнии
«Яко молние видящее крестную силу» бегут злые силы от креста. Поэтому и молнии можно встретить на храмовых крестах.

Московская область, Одинцовский район, село Юдино. Церковь Перображения Господня (1720)

Ангелы и херувимы
Прикрепляя к кресту медного ангелочка, автор подчеркивал, что у храма тоже есть ангел-хранитель. Наиболее известны и традиционны ангелы, несущие крест, подобно знамени, как на шпиле собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Рязань. Церковь Входа Господня в Иерусалим (XVII)

Нередко в наглавных крестах встречаются изображения Херувимов.

Московская область, село Комягино. Церковь Сергия Ражонежского


Сейчас церковь полностью реставрировали.

ЗЕМНОЕ ПРИСТАНИЩЕ

Корабль и якорь
Самые древние наши храмы, на главах которых красуется крест с полумесяцем, это Благовещенский собор Московского Кремля, новгородский Софийский собор и Дмитриевский собор во Владимире. Полумесяц - это корабль церковный, ведомый кормчим Христом.

Москва. Церковь Успения Божией Матери в Гончарах.

В XIX веке тема плывущего корабля уже не ограничивается только символом полумесяца.

Так в сретокрестии восьмиконечного креста храма Воскресения Христова на Обводном канале в Санкт-Петербурге изображен штурвал морского судна, а вместо полулунного видим косое подножие.

Если корабль стоит на якоре, то по безопасности своей он находится как бы уже на земле. И хотя его качают волны, но потопить не могут. Отличить накупольный крест на «полулунном основании» от креста -«якоря» во многих случаях почти невозможно. Единственная деталь, которая безошибочно указывает именно на «якорь», это всевозможные украшения и утолщения на окончаниях дуги.

Московская область, Луховицкий район, село Дидиново. Церковь Троицы Живоначальной

Между Небом и землей
Место пересечения горизонтали с вертикалью на кресте, место средокрестия, символизирует пересечение человеческого с божественным. Крест - посредник между землей и небом. Поэтому часто это место на кресте украшали «восьмеркой», по форме напоминающей замочную скважину. Она образована сложением двух символов - нимба (сияние святости) и цаты (драгоценной подвески обозначающей царскую «непорочность»).

Москва. Церковь Воскресения Христова в Кадашах (1687-1713)

В статье использованы материалы книги «Русский крест. Символика православного надглавного креста». Москва, «АСТ», 2006 год.

Главный купол древнейшего храма России - новгородского Софийского собора - с давних времен имеет необычайное завершение: крест, увенчанный свинцовой фигурой голубя - символа Святого Духа. Предание возводит его появление ко временам Иоанна Грозного, когда государь Всея Руси, заподозрив в вольном городе заговор против себя, учинил кровавую расправу над его жителями. Паривший над новгородской землей голубь, узрев жестокую картину гибели тысяч неповинных людей, спустился на ее главный крест, осенив золотым свечением купол и застыв там навеки. С тех пор новгородцы связывали с его присутствием Божественное покровительство древнему городу, говоря: «Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду придет конец».

В годы Великой Отечественной войны случилось так, что во время одного из авианалетов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и завис на металлических крепежных троссах. Комендант города Байоль распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус «Голубой» испанской дивизии, воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, свидетельствующих о доблести испанских солдат и сокровищах культуры захваченных славянских территорий, крест был вывезен в Испанию. Связанная с поисками реликвии история говорит о том, что в ноябре 2002 г. губернатор Новгородской области М. М. Прусак обратился к посольству РФ в Испании с просьбой установить местонахождение святыни. Посольству удалось выяснить, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о нынешнем местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным, осведомился о возможности возвращения этой исторической реликвии в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

Церемония передачи креста состоялась 16 ноября 2004 г. в Храме Христа Спасителя на открытии Первого международного фестиваля православных СМИ. Акт передачи новгородской святыни Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II проходил при участии министров обороны обеих сторон. Глава министерства обороны РФ Сергей Иванов выразил признательность министру обороны Испании Хосе Боно за возвращение в Россию креста с главного купола Софийского собора в Великом Новгороде:

«56 лет этот крест находился в Испании в одном из соборов на территории воинской части, и сегодня возвращается туда, куда и положено».

Глава министерства обороны Испании заявил, что для испанских военных крест с купола Софийского собора был любимым религиозным символом:

«Прекрасно то, что перед крестом православной церкви молились верующие католики в течение более шестидесяти лет. Причина проста: всем нам удалось увидеть в нём образ Христа, отдавшего свою жизнь во имя жизни всех остальных людей, Христа, который спокойно стер все границы своим посланием мира и всенародной любви, который решился сказать, что Бог- это любовь, который провозгласил абсолютное равенство всех людей.

Ваше Святейшество, в настоящий момент с Вами говорит тоже христианин, прибывший сюда в качестве министра обороны Испании для того, чтобы передать вместе с этим крестом желание искреннего сотрудничества с российским народом и его правительством. Ваше Святейшество, мы возвращаем его с любовью, с большой любовью к тем, кто его принимает, и с большой любовью к кресту, который в течение долгого времени почитался многими испанскими военнослужащими как великий Символ Веры. Крест сейчас вернулся туда, где он и должен находиться».

В свою очередь, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал:

«Я сердечно благодарю всех, кто способствовал возвращению древнего креста с Софийского собора Великого Новгорода.

Этот древний город занимает особое место в истории нашей страны. Его отличает и своеобразная архитектура, и иконопись, присущая мастерам только этого региона. Софийский собор был средоточием духовной и материальной культуры Новгородской земли. На площади у стен собора собиралось народное вече, на котором решались важнейшие вопросы - от экономических до военно-политических. В алтаре храма хранились эталоны мер и весов. Это свидетельствовало о том, что новгородцы издревле полагали правду Божию в основание своих трудов. Отсюда служители Церкви отправлялись на проповедь Евангелия в северные пределы нашей страны. На протяжении столетий Великий Новгород также был вратами, через которые совершались многочисленные контакты с европейскими странами. Люди, взирая на крест Софийского Собора и на икону Божией Матери «Знамение», уносили с собой в далекие края частицу Родины и упование на заступничество Всемилостивого Бога в ратных и торговых делах.

Вскоре жители Великого Новгорода вновь обретут этот Святой Крест, который на протяжении более полувека волею судеб находился вне России. Благодаря совместным усилиям светской власти, Президента Российской Федерации и министра обороны, а также благодаря доброй воле испанского правительства стало возможным возвращение этой святыни на историческое место. Ведь, на мой взгляд, войну нельзя считать законченной не только до тех пор, пока не похоронен последний солдат. Ее точно так же нельзя считать завершенной, пока находятся в пленении святыни. Сегодняшнее событие символизирует, что наши народы стремятся, искупая грехи предков, навсегда перевернуть трагическую страницу истории, дабы жить в мире и соработничестве.

Возвращение купольного креста собора Софии Премудрости Божией свидетельствует о восстановлении преемства исторической судьбы Великого Новгорода, о возвращении новгородцев под спасительную сень Креста Господня, под покров Его милости и заступления. В этом году не первая уже святыня возвращается в Россию. Мы были свидетелями возвращения из Соединенных Штатов Америки Тихвинской иконы Божией Матери. Из Ватикана возвращена в Россию Казанская икона Божией Матери, которая находилась в молельной комнате Папы Иоанна Павла II. И сегодня мы принимаем купольный крест Святой Софии, который долгие годы находился в Испании. Мы рассматриваем это событие как одно из главных в ряду значимых фактов возвращения святынь на Родину. Мы молимся, чтобы крест Господень хранил бы всех нас в мире, добрососедстве и взаимопонимании. Спасибо всем, кто содействовал осуществлению этого торжественного и знаменательного акта».

Крест главного купола Собора Святой Софии был передан Архиепископу Великого Новгорода и Старорусскому Льву и 17 ноября доставлен в Великий Новгорощ накануне праздника преподобного Варлаама Хутынского, 19 ноября. Поэтому софийская святыня первоначально пребывала в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря. В Софийский собор крест торжественно перенесли 10 декабря - на празднование великой православной святыни, иконы «Богоматерь Знамение». В крестном ходе к Софийскому собору приняли участие представители Испанской ассоциации без вести пропавших в России братья Гарридо, племянники первого испанского солдата, чьи останки были обнаружены и вывезены из России после войны. Золоченый крест Софии с венчающим его голубем перед началом праздничной литургии, которую совершил владыка Лев, был установлен на солее у главного иконостаса, справа от иконы «Богоматерь Знамение».

Главный крест Софийского собора (его высота около 2 м, ширина 1,5 м) - важная историческая реликвия, с которой связаны древние предания. Известно о его неоднократных чинках во время ремонтов храма. Например, из Погодинской летописи известно, что его поновляли при митрополите Исидоре (1613 г.), а в 1718 г. купольный крест был вновь устроен и водружен «при державе Государя Царя и Великого Князя Петра Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца».

Вероятно, в последний раз крест был воздвигнут на главном куполе в 1897 г. Именно тогда завершились капитальные работы по реставрации собора, которыми руководил академик В. В. Суслов. В послевоенный период после восстановления собора на место утраченного креста на золоченый шлем Софийского купола был установлен новый, исполненный по довоенным фотографиям. Подлинный крест, после долгого возвращения на родину нуждающийся в реставрации, предполагается хранить под сенью храма и сделать эту святыню доступной для поклонения всех православных христиан, приходящих в Софийский собор.

Т. ЦАРЕВСКАЯ
Великий Новгород

Фотографии Е. Будзинской

16 ноября в Москве открылся первый Фестиваль православных СМИ. Во время его открытия в храме Христа Спасителя состоялось знаменательное событие. Министр обороны Испании Хосе Боно передал Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II православную реликвию - купольный крест с новгородского Софийского собора.

На Родину возвращается чудом обретенная святыня - крест с голубем, венчавший купол знаменитого новгородского храма. Шесть с лишним десятилетий раритет находился в Испании. Софийский собор - один из древнейших на Руси - был заложен в 1045 году князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой. У горожан сложилось особое отношение к этому великолепному храму. "Где Святая София, - говорили они, - там и Новгород". Пять веков назад центральный купол собора одели в позолоту, установив на нем крест высотой 214 сантиметров с голубем, олицетворявшим Святого Духа. С тех пор пошло поверье, что медная птица охраняет покой жителей...

В августе 1941-го Новгород оказался под фашистской оккупацией. Вместе с немцами здесь обосновались их союзники - испанцы из 250-й добровольческой пехотной дивизии. Они носили кители почти небесного оттенка. По этой причине подразделение, насчитывавшее 17 тысяч человек, стало именоваться "Голубой дивизией". Именно она и была расквартирована прямо на территории Новгородского кремля.

Овладев городом, захватчики стали соревноваться в вандализме. Гитлеровцы вагонами отправляли в Германию храмовую утварь, а из позолоченной обшивки куполов делали портсигары и пепельницы. "Франкисты" устроили из церкви Входа Господня в Иерусалим кузницу, из покоев архиепископа - морг, часть иконостасов пустили на дрова, а Знаменский собор вообще сожгли "по неосторожности".

Затем испанцев, потерявших здесь до 5 тысяч убитыми, перебросили под Ленинград, откуда отозвали домой. Что до Великого Новгорода, он был освобожден в январе 1944 года, после чего специальные комиссии стали выявлять, что умыкнули оккупанты. Как раз тогда впервые и было замечено, что на разбитом куполе Софийского собора нет древнего символа города - креста с голубем. Его так и не нашли, отлив после войны новый.

Через полвека после этих событий в Испании была создана Ассоциация родственников пропавших бойцов "Голубой дивизии". Ее центр расположился в Толедо, а руководителем организации стал адвокат Фернандо Поллонио, написавший книгу "Красный снег" о судьбах земляков в военном Новгороде. Именно он первый из испанцев обнаружил здесь останки своего дядюшки, которые перевез на родину. Работая вплотную с поисковиками экспедиции "Долина", Фернандо и его брат Мигель узнали много новых исторических фактов - в том числе и о таинственной пропаже купольного креста с Софийского собора.

А в 2002 году на встрече с мэром Великого Новгорода Николаем Гражданкиным Поллонио заявил, что обнаружил этот раритет в Испании. По данным президента ассоциации родственников пропавших бойцов "Голубой дивизии", дело происходило так. В 1942 году один из шальных снарядов угодил в купол Софийского собора, и крест остался висеть только на каких-то металлических прутьях. Поэтому солдаты 2-го и 50-го саперных батальонов 102-го пехотного корпуса "Голубой дивизии" сняли его и отправили в Испанию. Мысль, что крест был просто трофеем, дон Поллонио категорически отверг - он подчеркнул, что испанцы просто хотели спасти христианский раритет от поругания.

После сенсационного заявления довольно долго не сообщалось, где именно находится крест. Сперва испанцы говорили, что он оказался на территории некоей армейской части, затем - что в музее одной из военных академий где-то под Мадридом. Наконец в ноябре 2002 года губернатор Новгородской области Михаил Прусак обратился к посольству РФ в Испании с просьбой установить, где же точно оказалась святыня. Как выяснилось, речь идет о музее военно-инженерной академии в местечке Ойо де-Мансанарес близ города Бургоса: новгородский крест был установлен здесь рядом с католической часовней.

Естественно, российская сторона попросила вернуть раритет, вывезенный из страны в военное время. Испанцы были не против. Бывший офицер "Голубой дивизии", впоследствии командующий полицейским корпусом генерал Хосе Луис Арамбуру Топете, правда, подчеркнул: "Мы не возражаем, чтобы возвратить крест, но не хотелось бы, чтобы в этой связи нас оскорбляли, обвиняя в военном мародерстве".

По обоюдному решению сторон теперь реликвия возвращается в Россию, а у испанцев останется ее точная копия. Сам крест доставят в Великий Новгород, и дальнейшая его судьба зависит от заключения экспертов. Если они решат, что раритет хорошо сохранился - он вновь окажется на куполе Софийского собора.

Великий Новгород.

В еличественный Софийский собор, главный храм Великого Новгорода, завораживает своей мощью. Словно каменное воплощение русского богатыря, стережет он покой города. Со дня своего основания собор, иначе еще называемый Софией Новгородской или Святой Софией, является городским символом. Выстроенная в середине 11-го века князем Владимиром Ярославичем София Новгородская – единственный храм тех времен, сохранившийся в России.

Стены собора, достигающие в толщину 1, 2 метра, были выложены из известняка разных оттенков, что придавало Святой Софии особую красоту. Позже храм был оштукатурен и выкрашен в белый цвет. Изначально все шесть куполов Софийского собора были покрыты свинцовыми листами. В 15-ом веке главный купол обили позолоченной медью, благодаря чему собор приобрел еще более торжественный вид.

Выполненный в византийском ключе собор, тем не менее, обладал собственным неповторимым обликом. Суровая сдержанность в деталях, благородство выверенных пропорций, монолитность тесно поставленных куполов – все это создавало впечатление мощной энергетики, заключенной в образе храма.

В целом, стиль собора органично сочетался с северной природой. Немудрено, что именно он стал предтечей каменного зодчества Северо-западной Руси, именно этот архитектурный стиль еще много столетий царил в этих краях.

С Софийским собором, древнейшим архитектурным и историческим памятником России, связано несколько интересных легенд. Вот они:

1. Голубь на кресте

Софийский собор, голубь

Крест основного купола Софии Новгородской украшает голубь. Согласно преданию, появилась фигурка птицы там неслучайно. В 1570 году царь Иван Грозный безжалостно подавил бунт жителей Новгорода. В самом разгаре ужасной расправы на крест храма сел голубь и окаменел от страха. Примерно в это же время один из местных монахов увидел сон, в котором Богородица просветила его насчет голубя. По ее словам, птица была послана Новгороду в знак защиты. «Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности.»


Голубь на кресте Софийского собора

П римечательно, что крест вывезли во время Великой Отечественной войны в Испанию. В войне на стороне Третьего Рейха принимали участие также добровольцы из Испании — так называемая «Голубая дивизия». (Дивизия обрела своё название по синим рубашкам - форме ультраправой партии — Испанская Фаланга). Во время одного из советских артобстрелов несколько снарядов попали в центральный купол Святой Софии, и крест сильно наклонился вниз. Религиозные испанцы решили святыню увезти, потому что им казалось, что в большевистской России святыни оскверняют. Долгие годы он стоял в Инженерной академии. Под ним была надпись, что этот крест находится на хранении в Испании и вернётся в Россию, когда исчезнет безбожный большевистский режим.

Вернулся он в родной город относительно недавно, в 2004 году, будучи обмененным на точную копию.

2. Чудеса иконы

Вторая легенда связана со святыней города «Знамение Пресвятой Богородицы», хранящейся в Софийском соборе. На иконе изображена Дева Мария, с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди.

Во время столкновения 1169 года новогородцев с суздальцами, преимущество было на стороне последних. Горожане могли лишь уповать на чудо. И оно произошло!

Настоятель Софийского собора Иоанн несколько дней молился, взывая к Господу о помощи. Наконец настоятель услышал голос, который повелел ему перенести икону Богородицы из храма на крепостную стену Новгорода. Иоанн немедленно пошел за ней и тут, управляемые невидимой рукою, зазвонили соборные колокола. Икона была установлена на стену, и сразу стрелы противника воткнулись в изображение Девы Марии. После чего икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду и с нее потекли слезы… Одновременно, на суздальцев нашел морок, они стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Неизвестно, насколько верна легенда, но и сейчас на иконе видны следы от стрел.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы

3. Правая рука Иисуса

Согласно летописям, в 1045 году греческие иконописцы начали расписывать свод Софийского собора. Необходимо было создать изображение Иисуса Христа с благословляющею рукою, согласно православному канону. Мастера начали свою работу, но утром изображенная ими правая рука Иисуса оказалась сжатой в кулак. Три раза заново переписывали иконописцы Христа, и все три раза утром рука Спасителя была сжатой. На четвертый раз попыток мастера услышали с небес:

«Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание…»

Гораздо позже, в 1941 году изображение Иисуса Христа под главным куполом храма было уничтожено немецким снарядом. Рука Спаса Вседержителя, образно говоря, оказалась разжатой, и город превратился в руины…

4. «Безухий» колокол Святой Софии


Царевич Иван на прогулке с опричниками. Худ. М. Авилов

Следующая легенда была связана с колоколом Святой Софии. Как-то раз царь Иван Грозный направлялся в храм на обедню. Только его конь зашел на мост над Волховом, как звонарь, желая угодить царю, чересчур усердно ударил в колокол. Испугавшись громкого звона, жеребец чуть было не опрокинул всадника в реку. Рассвирепев, царь повелел отсечь «дерзкому» колоколу уши так, что осталась одна лишь средняя петля. Несмотря на это, колокол, получивший прозвище «безухий», еще долго служил храму.