Все о тюнинге авто

Кто такой Будда? История Будды. Кем был Будда в обычной жизни? Имя Будды. В буддизме есть основные истины, открытые Буддой

История Будды, пробужденного мудреца из рода Шакья, легендарного основателя мировой религии буддизма и духовного учителя, берет начало в V-VI веке до нашей эры (точная дата неизвестна). Блаженный, почитаемый миром, идущий в благе, полностью совершенный… Его называют по-разному. Будда прожил довольно долгую жизнь, около 80 лет, и прошел удивительный путь за это время. Но обо всем - по порядку.

Реконструкция биографии

Перед тем Будды, следует отметить один немаловажный нюанс. Дело в том, что материала для научной реконструкции его биографии у современной науки очень мало. Поэтому вся информация, известная о Блаженном, берется из ряда буддийских текстов, из труда под названием «Буддачарита» например (переводится как «Жизнь Будды»). Его автором является Ашвагхоша - индийский проповедник, драматург и поэт.

Также одним из источников является труд «Лалитавистара». Переводится, как «Подробное описание игр Будды». Над созданием данного произведения трудилось несколько авторов. Интересно, что именно «Лалитавистара» заканчивает процесс обожествления, деификации Будды.

Еще стоит оговориться, что первые тексты, относящиеся к Пробужденному мудрецу, стали появляться лишь спустя четыре столетия после его смерти. К тому времени рассказы о нем были уже немного изменены монахами для гиперболизации его фигуры.

И нужно помнить: в трудах древних индийцев не освещались хронологические моменты. Внимание акцентировалось на философских аспектах. Ознакомившись со многими буддийскими текстами, можно это понять. Там описание мыслей Будды преобладает над рассказами о времени, в которое происходили все события.

Жизнь до рождения

Если верить историям и легендам о Будде, то его путь к просветлению, целостному и полному осознанию природы реальности начался за десятки тысячелетий до его реального рождения. Это называется колесом чередования жизней и смертей. Понятие более распространено под названием «сансара». Этот круговорот ограничен кармой - вселенским причинно-следственным законом, согласно которому греховные или праведные действия человека определяют его судьбу, предназначенные для него наслаждения и страдания.

Так вот, началось все со встречи Дипанкары (первого из 24-х будд) с ученым и богатым брахманом, представителем высшего сословия, по имени Сумедхи. Тот был просто поражен его спокойствием и безмятежностью. Сумедхи после этой встречи сам себе пообещал достичь точно такого же состояния. Так что его начали именовать бодхисаттвой - тем, кто стремится к пробуждению для блага всех существ, чтобы выйти из состояния сансары.

Сумедхи умер. Но его сила и тяга к просветлению - нет. Именно она обусловила его множественные рождения в различных телах и образах. Все это время бодхисаттва продолжал совершенствовать свое милосердие и мудрость. Говорят, в свой предпоследний раз он родился среди богов (дэвов), и получил возможность выбрать наиболее благоприятное место для своего окончательного появления на свет. Поэтому его решение стала семья почтенного царя шакьев. Он знал, что люди с бóльшим доверием отнесутся к проповедям того, кто имеет такое благородное происхождение.

Семья, зачатие и рождение

Если верить традиционной биографии Будды, его отца звали Шуддходана, и он был раджей (владетельным человеком) маленького индийского княжества и главой племени шакьев - царственного рода предгорий Гималаев со столицей Капилаваттху. Интересно, что Гаутама - это его готра, экзогамный клан, аналог фамилии.

Есть, правда, еще одна версия. Согласно ей, Шуддходана был членом собрания кшатриев - влиятельного сословия в древнеиндийском обществе, в которое входили владетельные воины.

Матерью Будды была царица Махамайя из царства колиев. В ночь зачатия Будды ей приснилось, что в нее вошел слон белого цвета с шестью светлыми бивнями.

В соответствии с традицией шакьев, для родов царица отправилась в дом своих родителей. Но Махамайя до них не доехала - все случилось в дороге. Пришлось остановиться в роще Лумбини (современное местонахождение - государство Непал в Южной Азии, поселение в округе Рупандехи). Именно там будущий Мудрец появился на свет - прямо под деревом ашока. Произошло это в месяц вайшакха - второй от начала года, длится с 21-го апреля по 21-е мая.

Согласно большинству источников, царица Махамайя умерла спустя несколько дней после родов.

Для благословения младенца был приглашен отшельник-провидец Асита из горной обители. Он обнаружил на теле ребенка 32 признаков великого человека. Провидец сказал - младенец станет либо чакравартином (великим царем), либо святым.

Мальчика называли Сиддхартха Гаутама. Церемония именования была проведена на пятый день после его рождения. «Сиддхартха» переводится, как «тот, кто добился своей цели». Чтобы предсказать его будущее, пригласили восьмерых ученых брахманов. Все они подтвердили двойственную судьбу мальчика.

Молодость

Рассказывая о биографии Будды, следует отметить, что его воспитанием занималась младшая сестра Махамайи. Ее звали Маха Праджапати. Отец тоже принимал определенное участие в воспитании. Он хотел, чтобы сын стал великим царем, а не религиозным мудрецом, поэтому, помня о двойственном предсказании на будущее мальчика, всячески старался оградить его от учений, философии и знаний о людских страданиях. Специально для мальчика он приказал построить целых три дворца.

Будущий обгонял всех своих сверстников во всем - в развитии, в спорте, в науке. Но больше всего его тянуло к размышлениям.

Как только юноше исполнилось 16 лет, его женили на принцессе по имени Яшодхара, дочери царя Сауппабудды такого же возраста. Спустя несколько лет у них родился сын, которого назвали Рахула. Он был единственным ребенком Интересно, что его рождение совпало с лунным затмением.

Забегая наперед, стоит сказать, что мальчик стал учеником своего отца, а в дальнейшем и архатом - тем, кто достиг полного освобождения от клеш (омрачения и аффектов сознания) и вышел из состояния сансары. Рахула испытывал просветление даже тогда, когда просто шел рядом с отцом.

Целых 29 лет Сиддхартха жил как принц столицы Капилавасту. Он получал все, что только можно было пожелать. Но чувствовал: материальные блага - далеко не конечная цель жизни.

То, что изменило его жизнь

Однажды, на 30-м году своей жизни, Сиддхартха Гаутама, Будда в будущем, отправился за пределы дворца в сопровождении колесничего Чанны. И он увидел четыре зрелища, которые изменили его жизнь навсегда. Это были:

  • Нищий старик.
  • Больной человек.
  • Разлагающийся труп.
  • Отшельник (аскетично отрекшийся от мирской жизни человек).

Именно в тот момент Сиддхартха осознал всю суровую реальность нашей действительности, которая остается актуальной и по сей день, несмотря на минувшие два с половиной тысячелетия. Он понял - смерть, старение, мучения и болезни неизбежны. От них не защитит ни знатность, ни богатства. Путь к спасению лежит только через самопознание, поскольку именно его посредством можно постигнуть причины страданий.

Тот день действительно изменил многое. Увиденное подвигло Будду Шакьямуни оставить свой дом, семью и все имущество. Он отказался от прежней жизни, чтобы отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Обретение знаний

С того дня началась новая история Будды. Сиддхартха покинул дворец вместе с Чанной. Легенды гласят, что боги приглушили стук копыт его лошади, чтобы сохранить в тайне отъезд.

Как только принц выехал за пределы города, он остановил первого встречного нищего и поменялся с ним одеждами, поле чего отпустил своего слугу. У этого события даже есть название - «Великое Отправление».

Аскетичную жизнь Сиддхартха начал в Раджагриху - городе в округе Наланда, который сейчас называется Раджгир. Там он просил на улице милостыню.

Естественно, об этом узнали. Царь Бимбисара даже предложил ему трон. От него Сиддхартха отказался, но дал обещание съездить в царство Магадха после достижения просветления.

Так что жизнь Будды в Раджагриху не сложилась, и он покинул город, в итоге придя к двум брахманам-отшельникам, где начал учиться йогической медитации. Освоив учение, он пришел к мудрецу по имени Удака Рамапутта. Он стал его учеником, и по достижении высшего уровня медитативного сосредоточения снова отправился в путь.

Его целью была юго-восточная Индия. Там Сиддхартха вместе с пятью другими людьми, ищущими истину, пытался прийти к просветлению под предводительством монаха Каундиньи. Методы были самыми суровыми - аскеза, самоистязание, всевозможные обеты и умерщвление плоти.

Будучи на грани смерти через целых шесть (!) лет такого существования, он понял - это не приводит к ясности ума, а лишь затуманивает его и изнуряет тело. Поэтому Гаутама стал пересматривать свой путь. Ему вспомнилось, как в детстве он погрузился в транс во время праздника начала пахоты, почувствовал то освежающее и блаженное состояние сосредоточения. И погрузился в Дхьяну. Это особое состояние созерцания, сосредоточенного размышления, которое приводит к успокоению сознания и в дальнейшем - к полной остановке психической активности на время.

Просветление

После отречения от самоистязания жизнь Будды стала складываться иначе - он отправился странствовать в одиночестве, и путь его продолжался до тех пор, пока он не дошел до рощи, находящейся неподалеку от городка Гайя (штат Бихар).

Случайно он набрел на домик деревенской женщины Суджаты Нанды, которая посчитала, что Сиддхартха - это дух дерева. Настолько изможденно он выглядел. Женщина накормила его рисом с молоком, после чего он сел под большим фикусом (сейчас его называют и поклялся не вставать, пока не придет к Истине.

Это пришлось не по нраву демону-искусителю Маре, возглавлявшему царство богов. Он соблазнял будущего Бога Будду различными видениями, показывал ему красивых женщин, пытаясь всячески отвлечь его от медитации посредством демонстрации привлекательности земной жизни. Однако Гаутама был непоколебим, и демон отступил.

Целых 49 дней он просидел под фикусом. И в полнолуние, в месяц вайшакха, в ту же ночь, когда Сиддхартха и был рожден, он достиг Пробуждения. Ему было 35 лет. В ту ночь он получил полное представление о причинах человеческих страданий, о природе, а также о том, что нужно для достижения такого же состояния другим людям.

Это знание потом стали именовать «Четырьмя Благородными Истинами». Вкратце их можно изложить следующим образом: «Есть страдание. И есть его причина, которой является желание. Прекращение страдания - это нирвана. И есть путь, который ведет к ее достижению, именуемый Восьмеричным».

Еще несколько дней Гаутама думал, пребывая в состоянии самадхи (исчезновение идеи собственной индивидуальности), обучать ли полученным знаниям остальных. Он сомневался, подвластно ли им будет прийти к Пробуждению, ведь все они переполнены обманом, ненавистью и жадностью. А идеи Просветления очень тонкие и глубокие для понимания. Но за людей вступился высший дэв Брахма Сахампати (бог), который попросил Гаутаму привнести в этот мир Учение, поскольку всегда найдутся те, которые его поймут.

Восьмеричный путь

Рассказывая о том, кто такой Будда, нельзя не упомянуть и Благородный восьмеричный путь, который прошел сам Пробудившийся. Это - дорога, ведущая к прекращению страдания и освобождению от состояния сансары. Об этом можно рассказывать часами, но если вкратце, то Восьмеричный путь Будды - это 8 правил, следуя которым можно прийти к Пробуждению. Вот что они собой представляют:

  1. Правильное воззрение. Подразумевает постижение четырех истин, которые были указаны выше, а также других положений учения, которые нужно пережить и сформировать прочувствованное в мотивацию своего поведения.
  2. Правильное намерение. Нужно твердо увериться в своем решении следовать восьмеричному пути Будды, ведущему к нирване и освобождению. И начать взращивать в себе метту - дружелюбие, благожелательность, любящую доброту и добросердечность ко всему живому.
  3. Правильная речь. Отказ от сквернословия и лжи, клеветы и глупости, непристойности и подлости, пустословия и распри.
  4. Правильное поведение. Не убивать, не воровать, не распутничать, не пьянствовать, не лгать, не совершать никаких иных злодеяний. Это - путь к социальной, созерцательной, кармической и психологической гармонии.
  5. Правильный образ жизни. Надо отказаться от всего, что может причинить страдание любым живым существам. Выбрать соответствующий род деятельности - зарабатывать в соответствии с буддийскими ценностями. Отказаться от роскоши, богатства и излишеств. Это избавит от зависти и от иных страстей.
  6. Правильное усилие. Стремление осознать себя и научиться различать дхармы, радость, умиротворение и спокойствие, сконцентрироваться на достижении истины.
  7. Правильное памятование. Уметь осознавать собственное тело, ум, ощущения. Пытаться научиться видеть себя, как скопление физических и психических состояний, различить «эго», разрушить его.
  8. Правильное сосредоточение. Уход в глубокую медитацию или дхьяну. Помогает достичь предельной созерцательности, освободиться.

И это - вкратце. С этими понятиями в первую очередь и связано имя Будды. И, кстати, они же и легли в основу школы дзэн.

О распространении учения

С момента постижения Сиддхартхой начали узнавать, кто такой Будда. Он занялся распространением знания. Первыми учениками стали торговцы - Бхаллика и Тапусса. Гаутама дал им по несколько волос со своей головы, которые, если верить приданиям, хранятся в 98-метровой позолоченной ступе в Янгоне (пагода Шведагон).

Затем история Будды складывается таким образом, что он отправляется в Варанаси (город, для индусов значащий то же, что и Ватикан для католиков). Сиддхартха хотел рассказать своим бывшим учителям о своих достижениях, но оказалось, что они уже умерли.

Тогда он направился в пригород Сарнатх, где и провел первую проповедь, в которой своим товарищам по аскезе он поведал о Восьмеричном пути и Четырех истинах. Каждый, кто его выслушал, вскоре стал архатом.

Следующие 45 лет имя Будды становилось все узнаваемей. Он путешествовал по Индии, преподавал Учение всем желающим, кем бы они ни были - хоть людоедами, хоть воинами, хоть уборщиками. Гаутаму сопровождала и сангха, его община.

Обо всем этом прознал его отец, Шуддходана. Царь направил целых 10 делегаций за сыном, чтобы они привели его обратно в Капилавасту. Но это в обычной жизни Будда был принцем. Все давно стало прошлым. Делегации пришли к Сиддхартхе, и в итоге 9 из 10 присоединились к его сангхе, став архатами. Десятую Будда принял и согласился отправиться в Капилавасту. Он пошел туда пешком, на пути проповедуя Дхарму.

Вернувшись в Капилавасту, Гаутама узнал о предстоящей смерти своего отца. Он пришел к нему и рассказал о Дхарме. Прямо перед смертью Шуддходана стал архатом.

После этого он вернулся в Раджагаху. Воспитавшая его Маха Праджапати просила принять ее в сангху, но Гаутама отказал. Однако женщина не приняла этого, и отправилась за ним вместе с несколькими благородными девушками рода Колия и Шакья. В итоге Будда благородно принял их, увидев, что их способность к просветлению находится наравне с мужской.

Смерть

Годы жизни Будды были насыщенными. Когда ему исполнилось 80 лет, он сказал, что вскоре достигнет Паринирваны - конечной стадии бессмертия, и освободит свое земное тело. Перед тем как вступить в это состояние, он спросил у своих учеников, имеют ли те какие-либо вопросы. Их не было. Тогда он произнес свои последние слова: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием».

Когда он умер, его кремировали по правилам обряда для Вселенского властителя. Останки разделили на 8 частей и поместили в основании ступ, специально воздвигнутых для этого. Считается, некоторые памятники сохранились и по сей день. Храм Далада Малигава, например, в котором хранится зуб великого мудреца.

В обычной жизни Будда был просто статусным человеком. И пройдя сложный путь, он стал тем, кто смог достичь высшего состояния духовного совершенства и вложить знания в умы тысяч людей. Именно он - основатель древнейшего мирового учения, имеющего непередаваемое значение. Не удивительно, что празднование дня рождения Будды - масштабный и громкий праздник, отмечающийся во всех странах Восточной Азии (кроме Японии), и в некоторых являющийся официальным. Дата меняется ежегодно, но выпадает всегда на апрель или май.

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части . В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама , известный как Будда Шакьямуни . Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.


Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

Конечно же, слова буддизм, буддисты у многих на слуху. Каждый знает, что эти термины обозначают одну из мировых религий и непосредственное ее приверженцев, но мало кто знает о человеке основавшем ее. Кем он был. И как стал культовой личность.

  • Сиддхартха
  • Гаутама
  • Шакьямуни
  • Татха-гата
  • Джина
  • Бхагаван

Все это имена одного и того же человека более известного как Будда. Все эти имена выражают либо принадлежность к мирскому статусу и роду, либо к религиозно-мифологической жизни. Попробуем разобраться, что означают все эти многочисленные имена:

  • Сиддхартха – имя, данное после рождения.
  • Гаутама – имя символизирующие принадлежность к роду.
  • Шакьямуни – «мудрец из племени таков».
  • Будда – «просветленный».
  • Татха-гата – «так приходящий и так уходящий»
  • Джина – «победитель»
  • Бхагаван – «торжествующий».

На данный момент имеются данные о пяти вариантах биографий Будды:

  1. «Махавасту», написанная во II веке н.э.
  2. «Лалитавистара», созданная во II-III веках н.э.
  3. «Буддхачарита», изложенная поэтом Ашвагхошей примерно в I-II веках н.э.
  4. «Ниданакатха», появившаяся благодаря труду неустановленных авторов где-то в I веке н.э.
  5. Абхинишкраманасутра, вышедшая из под пера буддийского схоласта Дхармагупты относительно недавно, в раннем Средневековье.

Когда родился Будда

По сей день, среди историков ведутся споры относительно даты жизни Сиддхартха. Одни ссылаются на официальное буддийское летоисчисление и указывают даты 623-544 год до н.э. Другие придерживаются иной датировки, согласно которой родился Будда в 564 году до н.э., а умер в 483 году до н.э.

Не точности и расхождения прослеживаются не только в датах жизни и смерти , но и в самой биографии. Кто такой Будда? В описаниях его жизни так тесно сплетены реальные и мифологические события, что отделить их друг от друга становится практически невозможно, поэтому судить о том, где правда и где вымысел очень сложно.

Краткая биография Будды

Все же попробуем хоть немного разобраться хотя бы с тем, откуда взялся этот загадочный человек. Родился он в местечке Лумбини недалеко от города Капилавасту, расположенного в северо-восточной части Индии, в семье Шуддходаны – царя племени шакьев, жившего в середине I тысячелетия до н.э. в северных районах долины Ганга в Индии, и царицы Майи рождается наследник принц. Причем как это ни странно звучит, а в придании написано именно так, он родился из правого бока матери.

Видно из-за такого нетрадиционного способа рождения на малыша обратили внимания боги, которые совершили перед ним обряд поклонения. Будучи только родившимся малышом, Будда был способен разговаривать и произнес небольшую речь, обращенную к пришедшим к нему богам. В его коротком выступлении шла речь о том, зачем он пришел в этот мир. А пришел он для того, что бы стать владыкой мира который положит конец смерти и старости, а так же предродовым мукам матерей.

Родители принца будучи весьма богатыми людьми сделали все для того что бы принц ни в чем не нуждался. Когда Гаутама подрос, к нему приставили лучшего учителя, но тот вскоре заявил, что его ученик преуспел во всех науках и знает гораздо больше своего учителя.

Видя в Сиддхартхе необычайный ум и мудрость, родственники царя советуют женить своего сына, дабы тот не отправился путешествовать, оставив престол. Начинаются поиски достойной невесты, и в роли добровольца выступает девушка Гопа из рода шакьев, считающая себя идеальной кандидатурой и обладающая всеми необходимыми добродетелями.



Отец же девушки сильно опасается, что избалованный принц не сможет стать для его дочери достойным мужем, и устраивает соревнования за право обладания своей дочерью. Будда с легкостью побеждает в соревнованиях по поднятию тяжестей, подняв мертвого слона одним пальцем и забросив его далеко за пределы города. Так же он выходит победителем в соревнованиях по письму, арифметике и стрельбе из лука.

Впоследствии Будда женится на Гопе и у них рождается сын. Они счастливо живут в окружении гарема из 84 тысяч девушек во дворце. Но как то однажды он узнает о существовании на земле болезней, старости и смерти и тут же покидает дворец и отправляется на поиски пути избавления человечества от страданий.

Нелегко было отыскать спасительный способ для человечества. Принцу во время его долгого пути много чего пришлось понять и пережить разные приключения. Но в итоге он обрел ответ на интересующий его вопрос и стал продвигать эти знания в массы. Будда создал первую монашескую общину (сангха). И вместе с учениками 40 лет бродил по многолюдным поселениям и глухим уголкам Индии, проповедуя свое учение.

Умер же Будда в местечке под названием Кушинагара в возрасте 80 лет. Тело его было по традиции кремировано, а прах роздан восьми его последователям, шесть из которых были посланниками монашеских общин. Каждый, кто получил часть праха, захоронил его и на этом месте построил надгробную пирамиду (ступу).

Есть еще одно предание, которое гласит, что один из учеников Будды прямо из пламени погребального костра смог выхватить зуб учителя. Со временем зуб стал реликвией, которой покланялись, которую берегли и во время войны в целях безопасности перевозили из страны в страну. В конце концов, зуб обрел свое постоянное место пребывания на Шри-Ланке в городе Канди, где в его честь возвели храм Зуба Будды и ежегодно проводятся храмовые торжества, начиная с V века н.э.

Перерождения Будды

Ну что же, с тем, что более менее реально в биографии Будды мы разобрались, можно переходить к более интересному - мифической составляющей и выяснить, кто такой Будда? Как утверждают приверженцы Будды, он 550 раз перерождался в виде разных существ:

  • 83 он был святым
  • 58 раз царем
  • 24 раза монахом
  • 18 раз обезьяной
  • 13 раз купцом
  • 12 раз курицей
  • 8 раз гусем
  • 6 раз слоном

А еще был:

  • Рыбой
  • Крысой
  • Плотником
  • Кузнецом
  • Лягушкой
  • Зайцем и т.д.

Все эти перерождения происходили на протяжении многих кальп, где 1 кальпа – период времени, равный 24 000 «божественных» лет или 8 640 000 000 лет человеческих.

Не мудрено, что за такое количество времени пребывания на земле, переродившись в принца, Будда превосходил своими знаниями любых учителей. Удивительно то, почему за такое количество лет Будда раньше ни разу не слышал о нужде живущих в этом мире и не нашел способа помочь.

Просветление и реинкарнация Будды

Так или иначе, встреча с монахом подсказывает принцу путь, каким он должен пойти. Однако открытие истины потребовало еще некоторых раздумий.

По легенде Сиддхартха садится под дерево и погружается в состояние созерцания на 49 суток, пока, наконец, не достигает просветления.

После того как Будда умер все его последователи ждут следующего его перерождения на земле в образе человека и возможно это событие уже произошло.

В 2008 году сотни паломников посетили леса Непала, чтобы собственными глазами увидеть 17-летнего юношу Раму Бахадур Банджану, неофициально объявленного еще в 2005 году очередной реинкарнацией Будды.



Все же не все буддисты верят, что этот молодой человек именно тот за кого себя выдает. В 2008 году он объявил, что собирается на три года уединяться от всех для созерцания и медитации, но через несколько месяцев выяснилось, что ни о каком уединении речь и не идет.

По Непалу пронесся слух, что Рам дает 45 минутные проповеди неподалеку от столицы Катманду. Множество половников тут же захлестнули аэропорт столицы, поспешив послушать, о чем же проповедует миссия. Выяснилось, что во время проповедей с приходящих собираются немалые пожертвования - якобы на строительство храма.

Власти Непала пока не предпринимают никаких действий, но и не исключают что Рам Бахадур Банджан самозванец и мошенник. Проповеди ведутся и сегодня, а храм так и не возведен. Куда идут деньги - остается загадкой.

Действие: вести себя как Будда

Взгляд Алмазного пути и вся только что описанная система базируется на глубоком интуитивном знании, что чистые сферы осознавания более истинны, нежели любой обыденный опыт. Поскольку высшая истина есть высшая радость, мы решаем никогда не терять это состояние. В Учении Будды это не означает исключительно позитивное мышление или упорные попытки не замечать страданий. Освобождающую силу любому проявлению ума приносит глубокое понимание, что в окончательном смысле все представляет собой его свободную игру. Субъектом восприятия является вневременное свечение зеркала ума, которое не затмить никаким обусловленным и переменчивым отражениям. На этом уровне мы каждой клеточкой своего тела знаем, что высшая истина есть высшая радость. Ум переживается как бесстрашный и игривый, светящийся, богатый и сильный сам по себе. Так наши действия ежесекундно остаются осознанными и сочувственными. Переживающий, который смотрит нашими глазами, все больше воспринимает суть ума как невещественный сияющий свет, и скованность или страхи постепенно исчезают. Растущее знание того, что наша истинная сущность вне времени и не может быть разрушена, приносит окончательную уверенность. С этого момента мы везде чувствуем себя как дома, что бы ни происходило.

Это постижение рождается, когда повседневным и привычным становится преобразующее понимание того, что мы не являемся ни телом, которое состарится, заболеет и наверняка умрет, ни потоком меняющихся мыслей. То, что смотрит на мир нашими глазами и слушает нашими ушами здесь и сейчас, является сознательным безграничным пространством. Оно полностью вне появления и исчезновения, рождения и смерти.

Пробуждается бесстрашие, и все видится свежим и новым, чудесным и захватывающим просто потому, что может происходить. Тогда и рождение, и смерть демонстрируют игривое разнообразие проявлений ума. В этот момент надежды и опасения улетучиваются: мы очарованы богатством воспринимающего. Начиная с этой минуты нам не так важно, какие фильмы здесь показывают. Намного важнее, чтобы проектор работал и в экране не было дырок! Когда осознавание ума больше не испытывает помех в виде оценивания возникающих в нем картинок, все события, и внешние, и внутренние, воспринимаются свежими и восхитительными, просто потому что они возможны.

Вплоть до этого момента практикующий мог с успехом создавать защитную дистанцию, думая: «Позавчера я ревновал, вчера рассердился, а сегодня запутался. Как интересно! Посмотрим, что принесет завтрашний день!» А теперь все пронизано опытом сияющего пространства. За отражениями становится видно зеркало. Под волнами мы замечаем океан. Благодаря этому мы обретаем возможность осмысленно действовать и уверенно заниматься тем, что находится прямо перед носом. Тот, кто чувствует природную силу и богатство ума, легко и естественно проявит свой безграничный потенциал. Он будет делать то, что приносит благо всем, что позволит сберечь права и свободы сейчас и в самом отдаленном будущем.

На этой ступени увлеченность собой и стремление к личному удовольствию представляют лишь мимолетный интерес. Их место занимает естественный психологический избыток, придающий любому переживанию необычайную широту и глубину, и становится очевидным, что развитию нет предела. Имея такой многообещающий потенциал, многие люди с радостью посвящают себя благу все большего числа существ, помогая им обнаруживать свои таланты и становиться свободными! Теперь у нас есть реальная сила, и мы предпочитаем полагаться на свое собственное перспективное ви дение, не поддаваясь влиянию нетвердых, сиюминутных мнений других людей. Если всегда помнить, какой огромный потенциал для преобразования имеется у всех существ, и при этом переживать внешние и внутренние миры на уровне полной чистоты, перестаешь совершать серьезные ошибки.

В любом развитии решающую роль играют применяемые навыки и средства. Можно двигаться к Просветлению, раскапывая пласты неведения руками, лопатой или при помощи экскаватора. Можно идти пешком, ехать на автомобиле или лететь. Поскольку жизнь коротка, а привычки сильны, крайне важно пользоваться самыми эффективными из всех доступных методов на тех уровнях, которые нам подходят.

Как упоминалось выше, для тех, кого привлекает Малый путь, или Южный буддизм, преобладающим является желание не создавать поводов для собственных страданий. Это долгий путь, требующий постоянной внимательной оценки кармы. Здесь мы непрерывно следим за действиями, словами и мыслями, сосредоточившись на схемах реагирования. На Великом пути нашими проводниками являются мудрость и сочувствие. Если уметь сохранять хорошее равновесие между этими состояниями, наше развитие будет идти широким фронтом. Здесь следует стараться сохранять умственную свежесть и замечать, как мы ведем себя среди друзей. Если преобладают жесткие концепции, то недостаток человеческого взаимообмена и сосредоточенность на себе сделают нас одинокими, а нашу жизнь – безрадостной.

Успех на третьем и наивысшем уровне – Пути отождествления, которому посвящена эта глава, – сохраняется или теряется вместе со взглядом. Здесь нужно все время проверять, как мы воспринимаем мир. Связано ли каждое событие с ощущениями роста, чистоты и свежести? Видим ли мы обычно потенциальных Будд в других и самих себе? Если ответ «да», то спонтанное богатство и смысл уже растут и все хорошее будет проявляться непринужденно, само по себе. Совершенство еще более убедительно обнаружит себя как вневременная сущность всех вещей.

Перемены в осознавании укореняются на протяжении многих жизней, и направление им придает наша практика. Работая с методами и настроем Малого пути, мы ставим в рулетке всего несколько фишек и вкладываем много труда. Как гласят сутры, с применением этих средств постижение нереальности «я» и обретение Освобождения – состояния архата, которое связано с этим опытом, – занимает бессчетные мировые периоды. Если мы стремимся только к прекращению своих собственных трудностей, мы остаемся уязвимыми и в процессе этой деятельности. Причина в том, что здесь у нас еще нет поучений о второй стадии пустоты, на которой постигается отсутствие устойчивой реальности и эго, и мира. Здесь недостает и намерения защищать бессчетных существ, с которыми следовало бы быть солидарным. Благородный настрой, в котором сознание того, как все существа ищут счастья, сочетается с неличностным проникновением в пустую и подобную сну природу внешнего мира, объясняет гибкость и эффективность северного буддизма Великого пути. Он приносит намного больше удовлетворения, несмотря на то что на достижение Просветления и здесь уходит три неисчислимые кальпы.

Только средства Алмазного пути используют все возможности тела, речи и ума, задействуя сферы сексуальности, воображения, мешающие чувства и силу отождествления. Они действительно быстрые: истории известны факты, когда по-настоящему тяжелый случай – например, Марпы или Миларепы – заканчивался полным Просветлением за одну жизнь. Преобразуя энергию, отвагу, мечты существ, такие состояния служат мощными факторами на пути к цели. Теперь мы можем впустить вора в пустой дом. Если связь с нашим ламой работает без перебоев, более целостных средств нет. Наивысшая мудрость направляет врожденные качества людей к абсолютной цели.

Здание Алмазного пути строится при помощи подъемного крана высшего доверия. Мы сначала заливаем фундамент бесстрашного правильного действия, затем возводим стены и, наконец, устанавливаем прекрасную крышу. Тогда дом стоит. С описанным выше пониманием уровень осуществленного йогина – это уже применение Великой печати.

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Заповедь – это действие экраном против себя Вопрос: В «Шульхан Арух» сказано, что после смерти человеку приходится отвечать за все, что он видел и не попробовал.И приводят в пример рабби Эльазара, который, будучи очень бедным, все же копил деньги, чтобы хотя бы раз в год

Из книги Радость моя автора Саровский Серафим

О ТОМ, КАК ДОЛЖНО ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ Так как не все ведут себя в церкви благочинно и некоторые стоят в ней не молясь и не внимая поемому и читаемому, другие смеются в церкви и разговаривают, а иные даже иногда своими словами и поведением отвлекают других от богомыслия

Из книги Как относиться к неверующим и другие советы преподобного Серафима Саровского автора Саровский Серафим

Как вести себя в храме Не забывай праздничных дней: будь воздержан, ходи в церковь, разве немощи когда. Давай свечи, вино и елей в церковь: милостыня много тебе блага сделает.В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами, во внутреннем внимании; открывать же очи разве

Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В МОНАСТЫРЕ Чаще всего чудотворные иконы хранятся в монастырях, и, чтобы помолиться перед такой иконой, паломники едут в обитель. Для людей неискушенных в правилах паломничества поездка в монастырь – дело непростое. Ведь любая православная обитель –

Из книги Вам поможет Николай Чудотворец автора Гурьянова Лилия

Как вести себя на источниках Перед купанием нужно перекреститься с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и трижды окунуться с головой в источник (либо можно троекратно облиться водой из ведра). Паломницам следует купаться в

Из книги Указание пути ко спасению автора

Как вести себя после тяжкой борьбы Так как в борьбе с врагами нашего спасения возможны два случая: или мы победим врагов, или враги победят нас - то важность дела требует знать, как вести себя в том и другом случае.Как вести себя после победы над врагами. - Когда враг не

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Как вести себя в состоянии духовной сухости Прежде всего надобно исследовать, не от нашей ли вины произошла сухость чувств, и надобно постараться устранить те причины, от которых она произошла. Если же не найдем в себе ничего, что особенно подало бы повод к такой сухости,

Из книги Научный атеизм. Введение автора Куликов Андрей

Из книги Матрона Московская обязательно поможет каждому! автора Чуднова Анна

10.1. Как себя вести Усвоенные с детства взгляды мешают магометанину креститься; усвоенные с детства взгляды мешают христианину совершить обряд обрезания; разум зрелого человека одинаково презирает крещение и обрезание. Дидро Д. Итак, допустим, завтра Вы решили бороться

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Как вести себя в монастыре Храм, куда мы ходим поклониться Матронушке, это не просто храм, а храм монастырский. А монастырь – это место совершенно особенное, и подготовиться к его посещению тоже нужно особо.Не раз я замечала такое странное на первый взгляд явление: в

Из книги Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века автора Ренье Люсьен

Как следует вести себя в церкви Церковь - место присутствия Божия и пребывать в ней следует с благоговением и любовью. Войдя в нее, осени себя крестным знамением и соверши три малых поклона, помня, что в алтаре, на престоле, в Святых Дарах, таинственно и действительно

Из книги За помощью к Богу. Как молиться и что делать в храме автора Измайлов Владимир Александрович

Как вести себя в келье Но остаться в келье - это еще далеко не всё. Имеет значение и то, каким образом ты проводишь здесь время. Авва Аммоний говорил: «Такой?то человек проводит сто лет в келье, но не знает даже, как следует себя здесь вести». Здесь можно просто терять

Из книги Молитвы и каноны, чтомые по усопшим автора Коллектив авторов

Как вести себя в храме? Разговаривающим в храме посылаются скорби. Преподобный Амвросий Оптинский В Православной Церкви множество традиций и правил, которые необходимо соблюдать. Многие вопросы зачастую ставят новоначальных прихожан в тупик. Какую одежду лучше надеть

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Как вести себя на кладбище Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и

Из книги «ЧЖУД-ШИ» памятник средневековой тибетской культуры автора

313. Как вести себя при неприятностях с другими Милость Божия буди с вами! Очень сожалею, что у вас там кое-что не клеится. Но ведь это обычное течение дел человеческих. Взявшимся благоугождать Богу надо во-первых все принимать спокойно и терпеть благодушно; а во-вторых -

Будда – это существо, достигшее наивысшего духовного просветления. Основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама, живший, примерно, в 600 году до нашей эры в Индии. Именно его мы подразумеваем, когда говорим «Будда». Однако в этой религии Буддой может считаться всякий, кто достиг пробуждения, просветления, просвещения.

Заниматься духовным саморазвитием желательно всю жизнь. Но начать никогда не поздно. Чему же учит нас просвещенный Гаутама?

1. Сделать первый шаг

Старательно трудиться, начиная с малого. Невозможно в чем-то преуспеть за один раз. Поэтому нужно быть терпеливым, чтобы стать мастером в своем деле и добиться успеха.

2. Правильно мыслить

Мы есть то, что мы думаем. Материальность мысли никто не отменял. И если у человека дурные, злые мысли, что он болеет. Если же человек говорит и действует, руководствуясь светлыми намерениями, то он всегда будет счастлив.

Все наши действия происходят из разума. Стоит изменить мышление, как изменится твоя жизнь. Надо заполнять свой мозг «правильными», хорошими мыслями. Иначе, плохие мысли и намерения разрушат человека.

3. Научиться прощать

Каждый, кто не умеет прощать, носит в себе тюрьму непрощения, в которую заключен прежде всего он сам. Нужно прощением освободить всех, кто в этой тюрьме. Этим человек освободит себя от гнева, обид, вины и прочих разрушающих эмоций. Не сковывайте себя непрощением. Учитесь, и будьте свободны.

4. Поступки много значат

Множество людей читают, даже, знают наизусть заповеди, но чего они стоят, если люди по ним не живут? Кроме того, что означают слова, без действия человека? Ничего! Если человек будет просто говорить, это ничего не даст ему в плане развития. Только тот, кто действует, может познать славу. Несмотря на то, что славы хватит на всех.

5. Стремитесь к пониманию

Если хотите, чтобы поняли вас, попытайтесь сначала понять сами. Выслушайте человека до конца, попробуйте понять его точку зрения. Это может вызвать гнев и нетерпение. А, чтобы этого не случилось, необходимо сосредоточиться на счастье, а не на своей правоте. Тогда вы будете спокойны.

6. Победа над собой

Если человек сможет победить себя, то он будет сильнее всех. А для этого нужно держать в спокойствии свой разум и под контролем свои мысли. У человека нет большего врага и недоброжелателей, чем его собственные дурные мысли и слова. Когда у вас в голове появляются мысли, которые заставляют ваш разум штурмовать, когда эти мысли не соответствуют вашему мировоззрению, просто гоните их. Не позволяйте никому и ничему брать над собой контроль.

7. Где живет гармония?

Только у нас внутри. Не ищите ее где-то снаружи. Гармония в вашем сердце, в вашей душе. Проведите там «ревизию», вы увидите много ненужного, от которого нужно избавиться. И найдете там гармонию, которая всегда будет давать вам все новые и новые возможности. Ваши возможности – внутри вас.

8. Благодарность

Одна из главных составляющих духовного развития – умение благодарить. Даже, если у вас нет многого из того, что вы хотели бы, благодарите Мир за то, что проснулись сегодня. Ведь, не каждый сумел сегодня это сделать. В жизни найдутся тысячи вещей, за которые можно и нужно быть благодарными. Благодарное сердце становится великим.

9. Верность

Верность тому, что знаете. Не совершайте поступков, если вы не уверены. Действуйте так, как знаете именно вы. Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите. Когда появится уверенность – действуйте.

10. Путешествия

Жизнь – это не прибытие на место, жизнь – это движение. Не откладывайте ничего на завтра. Путешествуйте сегодня, познавайте новое, удивляйтесь, знакомьтесь, восхищайтесь, наслаждайтесь!

Благодарю, что прочли, с любовью