Все о тюнинге авто

Бтр на воде. Бронетранспортеры. Технические изменения в двигателе

Сегодня одним из наиболее распространенных видов боевой техники во всех армиях мира являются бронетранспортеры. Но так было далеко не всегда. Их стремительное развитие началось после окончания Второй мировой войны. Военные поняли, как важно повысить мобильность пехоты и увеличить ее защищенность.

В СССР в 1949 году был принят на вооружение БТР-40, который был почти точной копией американского бронетранспортера Scout Car M3A1, поставлявшегося по ленд-лизу. Затем в 1950 году был выпущен БТР-152, а в 1959 году был принят на вооружение советский плавающий бронетранспортер БТР-60. На нем были установлены два бензиновых двигателя с двумя трансмиссиями, и эта машина не отличалась особой надежностью. Да и ее огневая мощь не устраивала военных. В 1976 году был создан БТР-70, вооружение которого было усилено. На него установили пулемет КПВТ (14,5 мм) и пулемет ПКТ. Эта машина выгодно отличалась от своего предшественника, на ней также были установлены два бензиновых двигателя, но гораздо более мощных, чем на БТР-60.

Однако, потом началась война в Афганистане и все недостатки БТР-70 сразу же дали о себе знать. Основной его проблемой была силовая установка, которая была сложной, не слишком надежной и потребляла большое количество топлива. Можно сказать, что БТР-70 вообще был мало приспособлен к действиям в горной местности. Даже установленный на нем пулемет имел небольшой угол возвышения и мало чем мог помочь бойцам против засевших в горах душманов.

Очень неудобно было десантироваться из машины, да и защищенность ее оставляла желать лучшего. На Горьковском автозаводе начинается разработка нового бронетранспортера, который в скором будущем получит название БТР-80.

История создания БТР-80

Машина получила заводское обозначение ГАЗ-5903. Устройство машины принципиально не отличается от БТР-70. Основное внимание разработчики направили на усовершенствование силовой установки машины. Нужен был один надежный дизельный двигатель. Наличие в боевой машине сразу двух моторов и трансмиссий давало определенные преимущества (при повреждении одного двигателя БТР мог двигаться с помощью другого). Но сложность текущего обслуживания и ремонта силовой установки с таким устройством, сводила положительные качества практически на нет.

На новую машину был поставлен дизельный двигатель от серийного автомобиля КамАЗ, что существенно удешевило производство и обслуживание новой техники. Благодаря установке турбокомпрессора БТР-80 мог развивать скорость на 20 км/ч выше, чем его предшественник.

На БТР-80 были сделаны новые люки для десантирования, состоящие из двух створок. Вооружение осталось прежним, а вот конструкция башни была изменена. Бронетранспортер БТР-80 стал на две тонны тяжелее, чем его предшественник, но благодаря установке более мощного двигателя это не сказалось на его маневренности.

В 1986 году машина была принята на вооружение и ее начали изготавливать серийно. На сегодняшний день БТР-80 является основным бронетранспортером российской армии, а также многих других армий мира. Эта машина активно экспортируется, БТР-80 принимал участие во множестве конфликтов.

Созданы десятки самых разнообразных модификаций БТР-80, на ее базе изготавливаются машины для выполнения специальных функций. На последние модификации этой машины очень часто устанавливают автоматическую пушку и противотанковые ракетные комплексы.

Описание БТР-80

Бронетранспортер БТР-80 предназначен для транспортировки личного состава и поддержке его огнем на поле боя. Хотя, функция огневой поддержки больше относится к боевой машине пехоты.

Корпус машины создан из броневых катаных листов. Корпус машины имеет обтекаемую форму, это необходимо для придания ей плавучести и для повышения ее защиты. Толщина брони не превышает 10 миллиметров.

БТР-80 разделен на несколько отделений. Впереди находится отделение управления, в котором расположено место водителя-механика и командира машины. Также здесь установлены приборы наблюдения (включая ночные), контрольно-измерительные приборы, радиостанция и переговорное устройство.

За отделением управления находится боевой отсек. В нем расположено место оператора-наводчика и места для десантников (семь человек). Один пехотинец сидит рядом с наводчиком лицом по ходу движения, а остальные расположены лицом к бортам машины, по три человека на каждой стороне. В отделении есть амбразуры для использования личного оружия. Для ведения огня из пулемета, наводчик занимает специальное подвесное кресло.

Также в боевом отделении расположен большой люк для десантирования. Он состоял из двух створок: верхняя часть открывалась вбок, а нижняя опускалась и служила удобной подножкой при выходе из машины.

Силовое отделение находится в корме машины. Там установлен дизельный двигатель с трансмиссией, радиаторы, топливные баки и резервуары для масла, генераторы и другое оборудование.

Вооружение БТР-80 состоит из пулемета КПВТ и пулемета ПКТ, которые размещены в башне машины. Пулемет КПВТ имеет калибр 14,5 мм и может бороться с живой силой противника, с легкой бронетехникой и низколетящими воздушными целями. В башне также расположен прицел 1П3-2 и приборы наблюдения.

БТР-80 выполнен по колесной формуле 8×8, управляемыми являются две передние пары колес. Подвеска машины независимая, торсионная. Колеса – бескамерные, пулестойкие. Есть система, которая обеспечивает контроль давления в колесах. БТР-80 будет продолжать двигаться, даже если из строя выйдут два колеса.

Характеристики ТТХ БТР-80

Ниже приведены технические характеристики БТР-80.

Видео о БТР-80

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Бронетранспортеры

Немало различных боевых машин высокой проходимости имеется в сухопутных войсках многих стран. Но есть среди них такая, значение которой для мотострелковых подразделений трудно переоценить. Речь идет о бронетранспортере.

К концу 30-х годов в составе сухопутных войск появились крупные танковые и механизированные соединения. Опыт войны в Испании и боев на Халхин-Голе показал, что развитие нового рода войск требует оснащения мотопехоты боевыми бронированными машинами, не уступающими в маневренности и проходимости сопровождающим танкам.

Но для того, чтобы их разработать и построить, уже не было времени. Поэтому к началу Второй мировой войны сухопутные силы воюющих стран оказались совсем без БТР. Такое положение вещей сразу же сказалось на ходе боевых действий.

Пехота могла следовать за танками на автомобилях. В связи с этим она то застревала на бездорожье, то, попав под огонь противника, несла большие потери, т. е. теряла боеспособность сама и оставляла без поддержки сопровождаемые танки.

Первой на себе испытала это Германия: уже в 1940 году немцы стали использовать в мотопехотных соединениях средний полугусеничный бронетранспортер, который стал в ходе войны основной транспортно-боевой машиной Германии.

Немного позже, в 1942 году, союзные армии имели на вооружении равноценную конструкцию. В США в авральном порядке было создано семейство полугусеничных бронетранспортеров М2, М3, М5 и М9 . В Советском Союзе перед Второй мировой войной имелся на вооружении полугусеничный БТР Б-3 . По целому ряду причин в серийное производство он запущен не был.

В период Великой Отечественной войны некоторые мотострелковые подразделения имели в своем составе американские колесные и полугусеничные бронетранспортеры, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу. Основная же масса пехоты Красной армии, а также армий других воюющих стран могли рассчитывать только на грузовики и собственные ноги.

Военным для транспортировки пехоты и боевых действий в порядках танков нужна была специализированная боевая машина - мощная, вездеходная, скоростная, оснащенная сильным вооружением и обладающая надежной бронезащитой. Поэтому в послевоенные годы стали создаваться колесные бронетранспортеры БТР-152 и БТР-40 , а также гусеничный БТР-50 . По тому времени это были хорошие, надежные машины. Но к концу 50-х годов они морально и физически устарели, их характеристики не отвечали все возрастающим требованиям современного боя.

Бронетранспортер К-78

В 1950 году на базе плавающего танка ПТ-76 был создан плавающий бронетранспортер К-78 (рис. 33 ). Был построен всего лишь один опытный экземпляр, который имел массу 10,5 т, на базе танка К-90.

Рис. 33. Опытный БТР К-78

У бронетранспортера был открытый сверху корпус, изготовленный из листов катаной брони толщиной 15 мм. Экипаж БТР состоял из 2 человек плюс 22 десантника, посадка и высадка которых производилась через борта и корму корпуса.

Вооружение К-78 состояло из одного пулемета калибра 7,62 мм. Ходовая часть, двигатель, трансмиссия и водоходные движители остались такими же, как на базовой модели танка. БТР мог развивать максимальную скорость по шоссе 46 км/ч, по воде - 9,3 км/ч. Запас хода по шоссе равнялся 250 км.

Плавающий бронетранспортер БТР-50П

Два года спустя, в 1952 году, был спроектирован и построен плавающий бронетранспортер БТР-50П, созданный на базе танка ПТ-76. Эта машина имела многоцелевое назначение: на БТР можно было перевозить 20 человек десанта или 85-мм пушку с расчетом 2 человека. Предусматривались и другие варианты загрузки: автомобиль ГАЗ-69 и 7 десантников; три 82-мм миномета со 120 минами и 20 человек расчета; три 82-мм безоткатных орудия с 24 выстрелами к ним и 12 человек расчета; один 120-мм миномет с 32 минами к нему и 6 человек расчета и т. д. Кроме этого, бронетранспортер мог перевозить грузы весом до 2000 кг.

В передней части машины расположена бронированная рубка (на БТР первых выпусков она не имела брони и была закрыта тентом). В рубке находилось отделение управления на 2 члена экипажа и десантное отделение. На левом лобовом листе рубки была смонтирована неподвижная башенка командира с приборами наблюдения, а по продольной оси - люк механика-водителя, имеющий откидную крышку.

В корме БТР расположено моторно-трансмиссионное отделение, на его крыше установлены откидные аппарели для погрузки и выгрузки артиллерийских систем.

Для того чтобы облегчить погрузочно-разгрузочные работы, на бронетранспортере смонтировано специальное погрузочное устройство, имевшее привод от двигателя. Максимальное тяговое усилие лебедки равнялось 14,7 кН.

Впоследствии на базе БТР-50П было построено небольшое количество единиц плавающего гусеничного БТР-50ПА, который оборудован пулеметом КПВТ калибра 14,5 мм и может вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.

Колесный бронетранспортер F. V. 603 «Сарацин»

В 1953 году на вооружение армии Великобритании был принят колесный бронетранспортер F. V. 603 «Сарацин» (рис. 34 ). У него был сварной легкобронированный корпус, имеющий габариты 5,2 ? 2,5 ? 2,4 м. Максимальная толщина брони составляла 16 мм.

Экипаж бронетранспортера состоял из 2 человек плюс 10 человек десанта. Боевая масса машины - 10,2 т. В передней части корпуса находился 8-цилиндровый однорядный карбюраторный двигатель В80 Mk6A, изготовленный фирмой «Роллс-Ройс». Силовая установка включала в себя гидромуфты, механическую пятиступенчатую коробку передач, раздаточную коробку, дифференциал, карданную и понижающую передачи.

Рис. 34. Колесный бронетранспортер F. V. 603 «Сарацин»

Мощность двигателя была равна 160 л. с., что давало возможность машине развивать максимальную скорость 72 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 400 км.

Подвеска колес машины была выполнена независимой с продольным торсионом, телескопическими амортизаторами и резиновыми ограничителями. На рулевом управлении и приводе тормозов были смонтированы гидравлические сервоусилители.

На крыше корпуса установлена вращающаяся башенка, в которой имелось два пулемета 7,62 мм с 3000 патронов к ним. Для внешней связи в бронетранспортере предусмотрена радиостанция.

Машина могла преодолевать препятствия с углом подъема 24°, форсировать стенки высотой в 0,46 м, броды глубиной в 1 м.

Данная модель БТР стояла на вооружении не только в Великобритании, но и в Африке, Юго-Восточной Азии, на Среднем и Ближнем Востоке.

Плавающий бронетранспортер БТР-50ПК

В 1957 году был создан еще один вариант плавающего бронетранспортера, получивший название БТР-50ПК (рис. 35 ). Он имел бронированную крышу корпуса, на которой было сделано 4 люка с крышками над десантным отделением.

Люки распределены следующим образом: передний левый предназначался для командира, передний правый и задние - для десантников.

Вооружение БТР-50ПК состояло из одного пулемета СГМБ или ПКТ калибра 7,62 мм. В походном положении пулемет находился в десантном отделении, в боевом - на специальном кронштейне по левому борту. Бронетранспортер оборудован системой ПАЗ (противоатомной защиты).

Рис. 35. Плавающий бронетранспортер БТР-50ПК

Машина оснащена двигателем В-6, который не имел отбора мощности на лебедку (да ее, кстати, и не было на данной модели). В связи с этим на бронетранспортере нельзя было перевозить автомобили и артиллерийские системы. Он мог только перевозить грузы общим весом не более 2000 кг. На машине были смонтированы приборы ночного видения, гирополукомпас, радиостанция, ТПУ и дымовая аппаратура для постановки дымовой завесы.

Боевая масса БТР составляет 14,2 т, экипаж - 2 человека плюс 20 десантников. Бронирование имеет толщину 13 мм. На машине установлен двигатель мощностью 176,6 кВт, что дает возможность развивать максимальную скорость по суше 44 км/ч, по воде - 10,2 км/ч.

Бронированные крыши на всех плавающих и неплавающих, опытных и серийных, колесных и гусеничных бронетранспортерах стали устанавливать после событий, произошедших в Венгрии в 1956 году.

При ведении боя в городских условиях отсутствие бронированной крыши на БТР приводит к весьма ощутимым потерям среди десантников, т. к. с крыш и из окон атакующие забрасывали машины ручными гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Помимо этого, полностью закрытый корпус у плавающих БТР не давал воде заплескиваться внутрь отсеков при больших волнах.

Плавающий колесный бронетранспортер ЗИЛ-153

В 1957 году т. н. «Бюро внешних заказов» ЗИЛа под руководством Н. И. Орлова и В. А. Грачева стало разрабатывать колесный (6 ? 6) плавающий бронетранспортер ЗИЛ-153 (рис. 36 ). В 1959 году все разработки были закончены. После этого была построена опытная модель, в конструкции которой использованы все технические новинки, опробованные в других модификациях БТР и автомобилях высокой проходимости, строившихся когда-либо на этом автозаводе.

В перечень этих технических новшеств входили: новый 8-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 132,5 кВт, бесступенчатый гидротрансформатор, сблокированный с пятиступенчатой коробкой передач ЯАЗ, Н-образная схема трансмиссии с одним блокируемым межбортовым дифференциалом, независимая торсионная подвеска всех колес, колесные бортовые редукторы для увеличения клиренса, шины с системой регулирования давления воздуха, передние и задние управляемые мосты с гидроусилителями руля, два водометных движителя с рабочими колесами водометов танка ПТ-76 и многое другое.

Рис. 36. Опытный бронетранспортер ЗИЛ-153

К этому же перечню можно отнести бронированный водонепроницаемый корпус, кормовое расположение силовой установки, герметичные тормоза.

О вооружении машины речи не велось. Сумма всех новых технических решений, использованных при постройке опытного БТР ЗИЛ-153, дала возможность этой машине стать действительно способной к преодолению бездорожья и всевозможных препятствий. Скорость движения по воде глубиной более 5 м равнялась 10 км/ч, а максимальная скорость по шоссе - 90 км/ч, при этом запас хода - 600 км.

В конце 1960 года начались заводские ходовые испытания бронетранспортера. В ходе их проведения выяснилось, что нужны некоторые доработки.

Была начата подготовка пробной партии машин в количестве 10 штук, но работы были остановлены, а впоследствии вообще закрыты. Причины были вовсе не техническими.

Плавающий бронетранспортер 1015-Б

В 1957 году в Военной академии бронетанковых и механизированных войск под руководством Г. В. Зимелева сотрудниками одной из кафедр и НИО академии была начата проработка колесного плавающего бронетранспортера с кормовым расположением силовой установки, Н-образной механической трансмиссией и независимой подвеской всех колес.

В конце 1958 года к этой работе присоединилось СКБ Кутаисского автозавода, которым последовательно руководили М. А. Рыжик, Д. Л. Картвелишвили, С. М. Батиашвили.

Особенностями компоновки этой модели являлись: несущий, полностью закрытый корпус с противопульным бронированием, оснащенный фильтровентиляционной установкой; кормовое расположение 8-цилиндрового карбюраторного двигателя мощностью 132,5 кВт; механическая трансмиссия с Н-образной бортовой раздачей мощности при помощи пятиступенчатой коробки передач и раздаточной коробки с симметричным, принудительно блокируемым дифференциалом.

В качестве упругих элементов подвески двух передних мостов были использованы спиральные пружины с расположенными внутри них амортизаторами. Упругие элементы колес двух задних мостов представляли собой комбинацию коротких торсионов со спиральными пружинами, расположенными внутри корпуса.

Бортовая раздача мощности с расположением сидений десантников вдоль бортов корпуса позволила резко уменьшить габаритную высоту корпуса БТР при клиренсе, равном 400–450 мм, и она же дала возможность разместить, кроме механика-водителя, еще 20 человек десанта.

В задней части машины по обеим сторонам было установлено по одному водометному движителю, которые имели рабочие колеса от водометов танка П-76. Водометы оснащены независимым от вторичного вала коробки передач приводом. Это позволяло включать, когда необходимо, любую передачу, не изменяя при этом передаточного отношения на водометы.

Водометные движители имели эжекционные системы водоотлива для удаления воды из корпуса. Выполнялась данная операция за счет разрежения в трубах водометов. Помимо этого, в трубах были смонтированы центробежные насосы с электроприводом от аккумуляторных батарей для откачки воды при остановке двигателя.

Такая конструкция водометных движителей позволяла иметь тягу на швартовах 11,6–11,8 кН при частоте рабочих колес на 400–500 об/мин меньше, чем у базовой модели (танк П-76).

После проведения заводских испытаний были получены опытные данные, которые дали возможность внести необходимые изменения в конструкцию опытных образцов бронетранспортера 1015-Б.

В качестве упругих элементов колес были использованы газогидравлические рессоры, внутри которых присутствовали азот и масло АМГ-10. Все это обеспечило хорошую плавность хода в сочетании с достаточной энергоемкостью рессор, практически исключающей пробои в верхних ограничителях хода колес. Газогидравлические рессоры также позволили устроить на БТР систему регулирования дорожного просвета (клиренса), которая повышала проходимость машины и улучшала ее водоходные качества.

Были модифицированы форма и размеры корпуса, повышена бронестойкость. Это было осуществлено за счет применения гнутых листов, значительно уменьшивших длину сварных швов. Некоторые листы верхнего пояса бронирования корпуса были установлены под большим углом наклона для увеличения защиты экипажа от пуль и осколков снарядов.

Изменились также места расположения и размеры люков, которые имеются в крыше БТР. Вращающуюся башню небольших размеров решено было заменить на более современную, оснащенную другими видами оружия.

Опытный бронетранспортер 1015-Б в процессе ходовых испытаний показал достаточно хорошую проходимость и маневренность, а также плавность хода в горных условиях и при движении по равнине. Максимальная скорость по шоссе составила 95 км/ч, средняя скорость по пересеченной местности - около 50 км/ч.

Кроме этого, бронетранспортер показал прекрасные водоходные качества. Максимальная скорость передвижения по воде равнялась 10,6 км/ч, сочетаясь с достаточно хорошей маневренностью. Устойчивость на курсе обеспечивалась поворотом управляемых колес двух передних мостов, а для того, чтобы выполнить повороты с малым радиусом (5–7 м), использовался один из водометов. Делалось это следующим образом.

На одном из водометов закрывалась выходная заслонка. При этом вода выбрасывалась через щель в днище корпуса, а не через бортовые отверстия, как у всех остальных машин. Такое положение дало возможность сохранить бронестойкость нижних бортовых листов корпуса.

У водометных движителей также появилась своя особенность: в их конструкции использованы трубчатые стальные водоводы переменного сечения, которые при помощи сварки были скреплены с днищем и кормовым броневым листом. Это придавало дополнительную жесткость задней части корпуса машины и обеспечивало достаточно хорошую герметичность водоводов по швам в местах скрепления с корпусом. Вторая особенность - это монтаж корпуса насосного устройства вместе с рабочим колесом в трубе водовода, соединение его со шлицованным валом привода и фиксация на трех болтах с применением резиновых прокладок.

Суммарная подача всех водоотливных устройств машины была доведена до 1100–1200 л/мин при максимальной частоте рабочих колес водометного движителя. Водозаборники эжекционной системы давали возможность удалять воду из различных мест корпуса.

Плавающий бронетранспортер БТР-60П

В 1959 году конструкторы разработали и построили тяжелую колесную (8 ? 8) бронированную плавающую машину БТР-60П. Ее серийно выпускали в период с 1960 по 1963 год. По задумке авторов и создателей машины она должна была обладать высокой проходимостью и необходимыми скоростями, чтобы передвигаться по полю боя вслед за танками.

Для того чтобы это выполнить, у БТР должна быть высокая удельная мощность, танковая колея, гладкое днище и большой клиренс, чтобы контакты днища с дорогой не препятствовали движению.

Ну и конечно, машина должна иметь достаточно хорошие водоходные качества, т. е. ходкость, управляемость, непотопляемость и устойчивость. Самой главной особенностью БТР-60П по замыслу конструкторов должно было стать кормовое расположение двух карбюраторных двигателей мощностью по 66 кВт каждый, имеющих обслуживающие системы. Каждый из двигателей через механическую трансмиссию должен был обеспечить привод колес двух мостов.

Правый двигатель по ходу машины обслуживал первый и третий мост, а левый - второй и четвертый. Трансмиссия каждого из двигателей приводила в действие однодисковое сцепление с гидравлическим приводом управления, четырехступенчатую коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку, главные передачи двух ведущих мостов с кулачковыми дифференциалами повышенного трения, четыре колесных редуктора и карданные передачи, соединяющие между собой агрегаты трансмиссии.

Коробки передач обоих двигателей были оснащены коробками отбора мощности. При посредстве карданных передач и коробок отбора мощности сила двух двигателей соединялась в редукторе водометного движителя. На приведение в действие лебедки, установленной в передней части корпуса, отбор мощности производился от правой раздаточной коробки. Лебедка, имеющая тяговое усилие 44 кН и длину троса 50 м, использовалась для самовытаскивания однотипных машин при застревании в глубоком снегу или топкой грязи.

БТР имела независимую торсионную подвеску всех колес, четыре передних управлялись при помощи гидроусилителя руля.

Для движения по воде предусмотрен водометный движитель, установленный в кормовой части. Он имел четырехлопастное рабочее колесо диаметром 600 мм. За рабочим колесом левого вращения было установлено два небольшого размера водяных руля, их привод был сблокирован с рулевым приводом управляемых колес БТР. В связи с этим при передвижении по воде изменение направления движения и соблюдение заданного курса обеспечивалось одновременным поворотом управляемых колес и водяных рулей.

Выходное отверстие водомета для обеспечения движения на плаву задним ходом перекрывалось двустворчатой броневой заслонкой и гидроприводом. Таким образом вода из водовода движителя направлялась в бортовые каналы заднего хода и выбрасывалась в направлении носовой части машины, вдоль ее бортов. Входной участок водовода, вваренный в днище корпуса, закрывался защитной решеткой и соединялся с литым корпусом водовода посредством фланцево-болтового соединения.

Нижняя часть входного участка водовода имела ввод концевой трубы эжекционной системы удаления воды из корпуса, а также вводы для подсоединения водяных теплообменников системы охлаждения и смазки двигателей.

Если максимальная частота вращения рабочего колеса водомета составляет 800 об/мин, то подача воды равна 1,78 м3/с, а значит, тяга на швартовах будет равной 9,8–9,9 кН. На глубине более 5 м максимальная скорость движения передним ходом составляет 9–10 км/ч, задним ходом - 3,5–4 км/ч. В случае выхода из строя водометного движителя передвижение БТР по воде может осуществляться за счет вращения всех колес, правда, скорость при этом будет не выше 4 км/ч.

Корпус бронетранспортера изготовлен из броневых стальных листов различной толщины методом сварки. Он дает хорошую противопульную защиту, но не имеет бронированной крыши (при необходимости натягивается тент).

Вооружение состоит из одного пулемета калибра 7,62 мм, который может устанавливаться на специальных кронштейнах бортов корпуса или на верхнем лобовом листе.

Боевая масса БТР-60П равна 9,8 т, экипаж - 2 человека, десант - 14 человек. Максимально развиваемая скорость по шоссе составляет 80 км/ч, запас хода - 500 км.

После нескольких лет эксплуатации бронетранспортера в нашей армии и в вооруженных силах зарубежных государств стало ясно, что данная модель имеет как недостатки, так и преимущества. Например, опыт эксплуатации показал, что два двигателя и две трансмиссии значительно увеличивают объем технического обслуживания и текущего ремонта. Кроме этого, снизилась надежность отдельных узлов и агрегатов, т. к. многие из них были позаимствованы от автомобилей Горьковского автозавода с целью сокращения сроков разработки модели и скорейшей постановки БТР на вооружение.

Условия и режимы работы двигателей и трансмиссий на БТР довольно существенно отличаются от условий, в которых эксплуатируются двигатели на базовых автомобилях. Это и явилось главной причиной снижения ресурсов долговечности и надежности работы двигателей и трансмиссий.

Вместе с тем два двигателя и две трансмиссии дают возможность продолжать движение даже в том случае, когда один агрегат выйдет из строя.

Это явилось большим плюсом, имеющимся только у бронетранспортеров. Использование с небольшими недоработками серийных двигателей автомобилей и агрегатов трансмиссии снизило стоимость БТР в серийном производстве.

БТР-60ПА. В 1963 году была создана модификация БТР-60П, которая получила название БТР-60ПА. Эта модель серийно выпускалась с 1963 по 1966 год. От предыдущей машины она отличалась тем, что на ней была сделана броневая крыша и уменьшено количество десантников до 12 человек. Все остальные параметры по проходимости и маневренности были оставлены те же.

БТР - 60ПБ . В 1965 году был создан четырехосный плавающий БТР-60ПБ. Он серийно выпускался с 1965 по 1976 год и стоял на вооружении Советской армии и армий стран Варшавского Договора.

При сохраненной общей схеме компоновки, прежних габаритных размерах, бронировании и мощности двигателей базовой модели боевая масса БТР выросла до 10,3 т, а число перевозимых десантников уменьшилось до 8 человек. Это было обусловлено установкой на крыше машины башни с круговым вращением, оснащенной двумя пулеметами (калибра 14,5 мм и 7,62 мм).

У машины был полностью закрытый герметичный бронированный корпус с бойницами для ведения огня. В корпусе были смонтированы нагнетатель, фильтровентиляционная установка и другое дополнительное оборудование.

Максимальная скорость по суше и по воде осталась прежней, но по проходимости и маневренности эта машина не знала себе равных, потому что имела привод на все колеса.

БТР - 60ПЗ . В 1972 году на базе БТР-60ПБ главным конструктором И. С. Мухиным был создан и построен опытный образец бронетранспортера БТР-60ПЗ.

Данная модель отличалась от базовой пулеметным вооружением, которое имело увеличенный в два раза угол возвышения. Это давало возможность использовать пулеметы в горной местности, городах и при стрельбе по низколетящим воздушным целям. Остальные тактико-технические данные были такими же, как у базовой модели.

Гусеничный бронетранспортер HS-30 (SPz 12-3)

Гусеничный бронетранспортер HS-30, или SPz 12-3 (рис. 37 ), был принят на вооружение западно-германских войск в 1960 году. Впоследствии часть этих БТР была заменена боевыми машинами пехоты «Мардер», но и по сей день в бундесвере имеются 760 единиц этой модели.

Экипаж БТР состоит из 2 человек плюс 6 человек десанта. Масса машины - 14,6 т, габариты - 5,56 ? 2,54 ? 1,85 м. Корпус выполнен сварным, полностью герметизированным. Толщина брони равна 30 мм.

В передней части бронетранспортера с правой стороны на крыше установлена вращающаяся башенка, в которой смонтирована 20-мм автоматическая пушка, имеющая 2000 выстрелов. Кроме пушки, БТР оснащен еще 7,62-мм пулеметом.

Рис. 37. Гусеничный бронетранспортер HS-30 (SPz 12-3)

Для посадки и высадки десанта в средней части крыши имеются люки (2 шт.), а в корме - двустворчатая дверь.

На машине установлен бензиновый карбюраторный двигатель В81 английской фирмы «Роллс-Ройс» мощностью 235 л. с. Это дает возможность развивать максимальную скорость примерно 58 км/ч. Запас хода - 270 км.

На лобовом листе корпуса смонтированы два четырехствольных гранатомета для постановки дымовых завес. Для передвижения в ночное время имеется прибор ночного видения, установленный у механика-водителя.

На базе этого БТР созданы самоходные минометы и пусковые установки ПТУР.

Гусеничный бронетранспортер YW-531

В 1960 году в Китае разработан и построен гусеничный бронетранспортер YW-531 (рис. 38 ). Серийная его постройка была налажена на предприятиях оборонной промышленности страны. На вооружении в китайской армии в данное время находится около 5000 единиц этого БТР. Данная машина экспортировалась в Албанию, Ирак, КНДР, Пакистан, Судан, Танзанию, Таиланд, Вьетнам и Заир.

Отделение управления размещено в передней части корпуса. Кресло механика-водителя установлено по левому борту, а справа от него расположился командир БТР. Позади кресла командира находится моторно-трансмиссионное отделение, а остальное пространство внутри корпуса отведено десантному отсеку.

Рис. 38. Гусеничный бронетранспортер YW-531

Корпус машины выполнен из катаных бронелистов способом сварки. Бронирование обеспечивает защиту экипажа от пуль и осколков артиллерийских снарядов. У корпуса довольно низкий силуэт, т. е. его высота до крыши равна 1,9 м.

На крыше десантного отсека смонтирован один 12,7-мм пулемет ДШКМ, боекомплект которого состоит из 1100 патронов. Стрельбу из него может вести 1 из 13 десантников. Для посадки и высадки десанта имеется сделанный в виде аппарели большой люк в кормовой броне.

Кроме этого, в бортах корпуса устроены амбразуры для ведения огня из личного стрелкового оружия.

Моторно-трансмиссионное отделение оснащено дизельным двигателем воздушного охлаждения марки BF-8L мощностью 320 л. с. Этот двигатель выпускается в Китае по лицензии немецкой фирмы «Дойц». Силовая установка сблокирована с механической трансмиссией и четырехступенчатой коробкой передач.

Подвеска БТР выполнена на упругих торсионах. С каждой стороны расположено по 4 обрезиненных опорных катка. Ведущие колеса находятся спереди.

При передвижении по шоссе бронетранспортер может развивать максимальную скорость 65 км/ч, по пересеченной местности - 50 км/ч, на плаву - 6 км/ч. Машина может преодолевать вертикальные стенки высотой 0,6 м, рвы шириной 2,2 м. Передвижение по воде осуществляется за счет перемотки гусениц.

Бронетранспортер оснащен средствами пожаротушения и радиостанциями.

В зависимости от того, какая радиоаппаратура находится на борту, БТР в своем обозначении имеет индексы C, D, E.

На базе шасси бронетранспортера YW-531 была создана командирская машина, самоходная 122-мм гаубица 54-1, самоходный миномет калибра 82 и 120 мм YW-304, самоходный ПТРК, санитарная машина, боевая машина реактивной артиллерии.

YW - 531H . В 1985 году был создан гусеничный бронетранспортер YW-531H (рис. 39 ), который является преемником YW-531. Новая машина немного отличается от базовой модели. У нее несколько увеличена длина корпуса, а в ходовой части добавлено по одному опорному катку с каждого борта.

Рис. 39. Гусеничный бронетранспортер YW-531Н

Несмотря на то что была сохранена основная компоновка, были модифицированы некоторые узлы и механизмы, т. е. машина стала более приспособленной к серийному строительству при помощи современных технологических методов.

Места механика-водителя и командира расположены так же, как и в предыдущей модели.

Моторно-трансмиссионное отделение размещено по правому борту в передней части корпуса. Десантное отделение занимает кормовую часть.

Корпус БТР выполнен из катаных броневых листов методом сварки. Лобовая броня установлена под значительным углом к вертикали. Борта машины и ходовая часть дополнительно защищены противокумулятивными экранами.

Экипаж бронетранспортера состоит из 2 человек плюс 13 десантников в полной экипировке, которые размещаются в десантном отсеке.

В бортах десантного отделения устроены амбразуры для ведения стрельбы из личного оружия. Над амбразурами располагаются приборы наблюдения за полем боя.

На вооружении БТР имеется один пулемет ДШКМ калибра 12,7 мм, который смонтирован в открытой вращающейся башенке, находящейся на крыше десантного отсека.

Для постановки дымовых завес снаружи на корпусе укреплены дымовые гранатометы.

Машина оснащена дизельным двигателем мощностью 320 л. с. Он дает возможность развивать максимальную скорость по шоссе, равную 65 км/ч, на плаву - 6 км/ч. Запас хода составляет 500 км.

Трансмиссия на бронетранспортере YW-531H точно такая же, как и на YW-531. Но в ходовой части имеются изменения: на каждом борту установлено не по 4, а по 5 опорных катков. БТР может преодолевать вертикальную стенку высотой 0,7 м, ров шириной 2,5 м.

В состав оборудования машины входят система пожаротушения, танковое переговорное устройство и радиостанция.

На базе данной модели БТР были созданы следующие бронированные машины:

Самоходный ПТРК «Рэд эрроу-73»;

Боевая машина пехоты YW-309 с башней от советской БМП-1;

Санитарный БТР WZ 751;

Командно-штабная машина «85»;

Машина технической помощи «85»;

Самоходные минометы калибра 82 и 122 мм.

Бронетранспортер YP-408

В 1959 году голландской фирмой «DAF» в соответствии с требованиями НАТО были изготовлены опытные образцы бронетранспортера YP-408 (рис. 40 ). До 1962 года проводились ходовые и технические испытания этой модели, после чего в том же году она была поставлена на вооружение армии Голландии. Всего было построено 750 машин.

Кроме перевозки десантников, БТР используется в качестве командно-штабной, санитарной и транспортной машины, а также для буксировки 120-мм миномета вместе с боевым расчетом и боеприпасами.

Рис. 40. Бронетранспортер YP-408

Корпус бронетранспортера полностью закрытый, броня толщиной 8–15 мм. В средней и кормовой частях расположен десантный отсек, в котором могут разместиться 10 полностью экипированных десантников. Их посадка и высадка производятся через двустворчатую дверь в корме.

На крыше отсека устроены откидывающиеся люки, позволяющие вести огонь из личного оружия, не выходя из машины. Экипаж состоит из 2 человек, которые размещаются за моторно-трансмиссионным отделением, находящемся в передней части. Общая боевая масса БТР равна 12 т.

Вооружение бронетранспортера состоит из 12,7-мм пулемета, смонтированного на поворотной турели и защищенной броневыми щитками. Стрелок и механик-водитель имеют в своем распоряжении приборы ночного видения. Для постановки дымовых завес снаружи на корпусе установлены два трехствольных гранатомета.

БТР оснащен 6-цилиндровым дизельным двигателем DS-575 фирмы «DAF». Двигатель с жидкостным охлаждением мощностью 145 л. с. Крутящий момент на колеса передается через однодисковое сцепление на пятиступенчатую коробку передач, затем на 2-ступенчатую раздаточную коробку и установленные на каждом борту редукторы. Колесная формула бронетранспортера - 8 ? 6. Передняя и две задние оси являются ведущими.

Передние колеса имеют торсионную подвеску, вторая пара колес - пружинную. Все они управляемые. Привод управления с гидроусилителем. Максимальная скорость БТР по шоссе равна 80 км/ч, запас хода по топливу - 500 км.

На пересеченной местности машина развивает хорошую скорость. Может преодолевать вертикальные стенки высотой 0,7 м, рвы шириной 1,2 м, броды глубиной 1,2 м. Бронетранспортер не плавающий.

В состав оборудования входят обогреватель, радиостанция, тяговая лебедка, используемая для самовытаскивания.

Гусеничный бронетранспортер F. V. 432 «Троуджен»

Работы по созданию гусеничного бронетранспортера «Троуджен» были начаты в 1958 и продолжались до 1962 года. В этом году английская фирма «GKN Defence» подписала контракт на постройку машины, которая вскоре была запущена в серию. Первые бронетранспортеры F. V. 432 «Троуджен» (рис. 41 ) поступили на вооружение британской армии в 1963 году, а в 1971 году их производство было прекращено. За период выпуска машин с конвейера сошло около 3000 единиц.

У бронетранспортера закрытый бронированный корпус, имеющий габариты 5,3 ? 2,8 ? 2,3 м. Масса машины составляет 15,3 т, экипаж - 2 человека плюс 10 десантников. Максимальная толщина брони, защищающей экипаж от пуль и осколков артиллерийских снарядов, равна 12 мм. В машине имеется фильтровентиляционная установка.

Рис. 41. Гусеничный транспортер F. V. 432 «Троуджен»

Многотопливный двигатель мощностью 240 л. с. расположен в передней части БТР, там же, где и отделение управления. Максимальная скорость, развиваемая машиной при передвижении по шоссе, составляет 52 км/ч, на плаву - 6 км/ч.

Десантный отсек занимает среднюю и кормовую части корпуса. Для того чтобы можно было вести наблюдение за полем боя, рядом с местом механика-водителя установлен перископ AFV № 33 Mk.1. В случае надобности его можно заменить прибором ночного видения MELL 5А1. Место командира находится за креслом механика-водителя. Оно оборудовано смотровой наблюдательной вращающейся башенкой с таким же перископом.

Плавучесть БТР обеспечивается специальным плавсредством каркасного типа. Передвижение по воде осуществляется путем перематывания гусениц.

В передней части командирской башенки установлен 7,62-мм пулемет с 1600 патронами. Его можно использовать для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. На некоторых моделях «Троуджен» имеются такие же башни, как на колесных боевых разведывательных машинах «Фокс», оснащенных 30-мм автоматической пушкой «Рарден». Кроме этого, для постановки дымовых завес имеются дымовые гранатометы.

Ходовая часть бронетранспортера имеет индивидуальную торсионную подвеску. По каждому борту смонтировано по пять обрезиненных и по два поддерживающих катка. Ведущие колеса находятся спереди. Передние и задние опорные катки оснащены телескопическими амортизаторами.

Машина может преодолевать препятствия с углом подъема 30°, форсировать рвы шириной 2 м, стенки высотой 0,61 м.

На базе бронетранспортера «Троуджен» создано целое семейство бронированных машин: командно-штабная, санитарная, транспортная, ремонтно-эвакуационная, самоходная пусковая установка ПТУР «Свингфайр», 81-мм самоходный миномет, 120-мм самоходное безоткатное орудие «Вомбат», подвижная система управления огнем полевой артиллерии «FACE» и мобильная РЛС наземной разведки.

Бронетранспортер ОТ-64/SKOT

В начале 60-х годов на основании межправительственного соглашения, заключенного Чехословакией и Польшей, был разработан бронетранспортер ОТ-64/SKOT (рис. 42 ). Сборка машин производилась на заводах чехословацкой фирмы «Татра» из оборудования, поставляемого польской фирмой «FSC».

В воинские подразделения обеих стран машины поставлялись с 1964 по 1990 год. В Чехословакии они обозначались ОТ-64, а в Польше - SKOT.

Бронетранспортер предназначается для выполнения тех же задач, что и советский БТР-60П, но его конструкция и компоновка резко отличаются от советского аналога.

Рис. 42. Бронетранспортер ОТ-64/SKOT

На машине SKOT моторно-трансмиссионное отделение расположено в средней части, в передней - отделение управления. Такая схема компоновки позволила не только полностью использовать кормовую часть для размещения десантников, но и решить проблему защиты десанта при посадке и высадке. Для этой цели были использованы двустворчатая дверь в кормовой броне и четыре люка в крыше десантного отсека.

Корпус БТР выполнен методом сварки из броневых катаных листов толщиной в основном 10 мм. Бронирование защищает экипаж от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Расположенные спереди двигатель и трансмиссия служат дополнительной защитой экипажа.

В отделении управления с левой стороны устроено место механика-водителя, а справа - командира машины. Специально для механика-водителя оборудована башенка с перископами наблюдения, дающими круговой обзор. Место командира также оснащено приборами наблюдения, встроенными в его люк. Для доступа в отделение управления в бортах корпуса имеются двери.

Первые машины серии ОТ-64 были без вооружения и считались транспортным средством. На БТР SKOT над десантным отсеком устанавливался 7,62-мм пулемет. Машины последних выпусков вооружались 7,62-мм или 12,7-мм пулеметом, смонтированным на легкобронированной турели, в передней части десантного отсека. Такие машины в польской армии получили обозначение SKOT-2 . Впоследствии на всех бронетранспортерах были установлены бронированные башни кругового вращения, которые конструктивно напоминали башни советских машин БТР-60ПБ. Даже в настоящее время в армиях Польши, Чехии и Словакии состоят на вооружении эти бронетранспортеры под индексом SKOT-2А . Кроме них, имеются БТР SKOT-2АР , на которых установлены разработанные в Польше башни. Смонтированное на них вооружение позволяет вести огонь по медленно летящим воздушным целям. Для борьбы с танками на них есть пусковые установки ПТУР 9М14М «Малютка».

В первоначально построенных машинах в десантном отсеке могли разместиться 18 десантников в полной экипировке. В бронетранспортерах SKOT-2A и SKOT-2AP имеются места только для 15 десантников. Для того чтобы можно было вести стрельбу из личного стрелкового оружия, в бортах отсека предусмотрены амбразуры (по три на каждый борт и две в кормовой двери).

В двигателе, трансмиссии и ходовой части использовано большое количество узлов и агрегатов от чехословацкого грузовика «Татра-813 Колосс». На БТР установлен V-образный 8-цилиндровый дизельный двигатель «Татра-928-14». Он снабжен автоматической системой воздушного охлаждения и имеет мощность 180 л. с. На БТР имеется также механическая трансмиссия с полуавтоматической коробкой передач.

Ходовая часть изготовлена по колесной формуле 8 ? 8, первые две пары колес - ведущие. Подвеска колес независимая, колеса с шинами низкого давления, оборудованные системой централизованного регулирования давления в шинах.

По проходимости бронетранспортер ОТ-64/SKOT ничем не уступает танкам. Машина может преодолевать подъем 30°, вертикальные стенки высотой 0,5 м, рвы шириной 2 м. Водные преграды преодолевает с ходу со скоростью 9 км/ч при помощи двух гребных винтов.

В состав оборудования бронетранспортера входят средства защиты от ОМП, радиостанция, танковое переговорное устройство и система пожаротушения.

Бронетранспортер ОТ-64/SKOT стал базовой моделью при создании таких машин, как DPT-65 - ремонтно-эвакуационная машина, ОТ-64R - серия машин для радиосвязи, командно-штабная машина.

Колесный бронетранспортер М706 «Коммандо»

Колесный бронетранспортер М706 «Коммандо» (рис. 43 ) поступал в американские войска в трех модификациях (V-100, V-150, V-200). Они отличались друг от друга силовыми установками (на двух последних стояли дизельные двигатели) и бронированием. V-200, помимо этого, обладает еще и большими габаритами. На разных моделях БТР может быть установлено разное пушечно-пулеметное вооружение.

«Коммандо» был поставлен на вооружение в 1966 году. Его экипаж состоит из 1 человека плюс 11 человек десанта. Масса машины равняется 7,4 т, колесная формула - 4 ? 4.

Рис. 43. Колесный бронетранспортер М706 «Коммандо»

Бронетранспортер имеет закрытый бронированный корпус, который служит защитой от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Для быстрой посадки и высадки десанта имеются пять люков в корпусе и один - в башенке. Кроме этого, в корпусе предусмотрены амбразуры для ведения огня десантом из личного стрелкового оружия.

В кормовой части БТР расположен бензиновый двигатель мощностью 200 л. с., который позволяет развивать максимальную скорость по шоссе 100 км/ч, а на плаву 4,8 км/ч. Запас хода составляет очень значительную величину - 500–900 км.

М706 «Коммандо» можно сбрасывать на парашютах, приборы ночного видения и фильтровентиляционная установка на нем не предусмотрены. Машина может преодолевать препятствия с углом подъема 25°, форсировать стенки высотой 0,6 м, с ходу и без подготовки проходить водные преграды.

Кроме США, бронетранспортер М706 «Коммандо» стоит на вооружении в армиях Лаоса, Ливана, Малайзии, Боливии, Перу, Саудовской Аравии, Португалии, Сомали, Сингапура, Эфиопии, Турции, Судана и др.

Гусеничный бронетранспортер М113А1

В наше время в зарубежных армиях для переброски пехоты и для ее огневой поддержки применяются как гусеничные, так и колесные бронетранспортеры. У них полностью закрытые бронированные корпуса, которые прекрасно защищают экипаж от пуль и осколков снарядов.

Гусеничный бронетранспортер М113А1 (рис. 44 ) был принят на вооружение американской армией в 1964 году. Всего было выпущено 45 000 БТР М113 и его различных модификаций. Данная боевая машина и по сей день считается основным средством перевозки пехоты как в армии США, так и во многих армиях иностранных государств.

Рис. 44. Гусеничный бронетранспортер М113А1

БТР М113А1 отличается от М113 наличием дизельного двигателя мощностью 215 л. с. Этот двигатель позволяет БТР развивать максимальную скорость по шоссе 65 км/ч, на плаву - 5,6 км/ч. Запас хода - 480 км.

Его корпус изготовлен из алюминиевого сплава и служит прекрасной защитой экипажу и десанту. Толщина брони равна 38 мм. Масса машины составляет 11 т, габариты - 4,86 ? 2,68 ? 1,82 м. В передней части корпуса расположено моторно-трансмиссионное отделение. Для осуществления посадки и высадки десанта в кормовой части машины имеется откидывающаяся аппарель.

Вооружение БТР состоит из 12,7-мм пулемета с 2000 патронов, который смонтирован на командирской башенке.

БТР имеет торсионную подвеску с гидравлическими амортизаторами на первом и последнем опорных катках. Эта модель выполнена плавающей, приспособленной для перевозки авиацией и сбрасывания на парашюте. Для езды в темное время суток место механика-водителя оснащено приборами ночного видения.

Машина может преодолевать препятствия с углом подъема 30°, форсировать стенки высотой 0,6 м, рвы шириной 4,8 м.

На базе бронетранспортера М113А1 создан целый ряд машин самого разного назначения: командно-штабные, ремонтно-эвакуационные и транспортные, самоходные минометы, огнеметы и зенитные установки «Вулкан», а также гусеничные транспортеры пусковых установок ракет «Ланс», «Чапарэл», «Рапира».

Гусеничный бронетранспортер Pbv302

Заказ на разработку этой модели бронетранспортера шведская фирма «Хёгглундс» получила от министерства обороны Швеции еще в конце 50-х годов. Первые образцы машины были представлены на испытания в 1962 году. Они прошли очень успешно, и в 1964 году гусеничный бронетранспортер Pbv302 (рис. 45 ) был принят на вооружение. В течение длительного времени он был основной бронированной машиной мотопехотных подразделений шведской армии.

Внешним видом шведский БТР очень напоминает американский бронетранспортер М113. Его корпус выполнен из катаных броневых листов путем сварки и полностью герметизирован. Броневая защита передней части усилена за счет того, что стальные листы расположены под большим наклоном и имеют волноотражательные щиты. В пространстве между броневыми листами установлены аккумуляторные батареи и другое оборудование. Лобовая броня бронетранспортера защищает от 20-мм бронебойных снарядов, а остальная - от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

Рис. 45. Гусеничный бронетранспортер Pbv302

В передней части машины находится моторно-трансмиссионное отделение, расположенное под полом, и отделение управления. Слева от отсека управления устроена одноместная вращающаяся бронированная башенка с вооружением, а справа - башенка командира, оборудованная тремя перископами. Десантное отделение занимает среднюю и кормовую части корпуса.

БТР оснащен необычно сильным для машин 50–60-х годов вооружением. В бронированной вращающейся башенке смонтирована 20-мм автоматическая пушка фирмы «Испано-Сюиза». Поворот башенки и наведение пушки на цель осуществляются вручную. Боекомплект пушки состоит из 505 выстрелов осколочно-фугасными или бронебойными снарядами. Стрельбу можно вести как по наземным, так и по малоскоростным воздушным целям.

Для того чтобы точно наводить орудие на цель, у наводчика имеются монокулярный прицел и три перископа, а в ночное время применяется прибор ночного видения.

Экипаж БТР состоит из 2 человек плюс 10 десантников, которые размещаются в десантном отсеке. Для их посадки и высадки имеются в корме корпуса две двери, а на крыше - люки, дающие возможность вести огонь из стрелкового оружия, не выходя из машины. Открывание и закрывание люков производится при помощи гидроприводов.

Бронетранспортер имеет массу 13,5 т, габариты - 5,35 ? 2,86 ? 2,5 м. Размещение моторно-трансмиссионного отделения под полом отсеков, находящихся в передней части машины, стало возможным благодаря использованию 6-цилиндрового дизельного двигателя THD100B мощностью 280 л. с.,с турбонаддувом и горизонтальным положением цилиндров.

Мотор был создан фирмой «Вольво-Пента». Трансмиссия, разработанная в этой же фирме, состоит из главного фрикциона, коробки передач, конического редуктора, бортовых двухдисковых фрикционов и бортовых редукторов. Коробка передач имеет десять скоростей переднего хода и две - заднего.

Подвеска бронетранспортера торсионная с гидравлическими амортизаторами на первом и последнем опорных катках. По каждому борту размещено по 5 обрезиненных опорных катков. Поддерживающих катков нет, а ведущие колеса расположены впереди.

Гусеница стальная, с резинометаллическим шарниром. БТР плавающий, движение по воде осуществляется путем перематывания гусениц.

Машина обладает хорошей маневренностью и проходимостью по пересеченной местности. Она может преодолевать препятствия с углом подъема 30°, форсировать стенки высотой 0,6 м, рвы шириной 1,8 м. Максимальная скорость движения по шоссе составляет 66 км/ч, на плаву - 8 км/ч. Запас хода равен 300 км.

Бронетранспортер Pbv302 оборудован радиостанцией, обогревателем и средствами пожаротушения.

На базе этой машины впоследствии был создан целый ряд моделей: командно-штабная, санитарная, ремонтно-эвакуационная, транспортная, а также мостоукладчик для преодоления преград шириной до 15 м.

Гусеничный бронетранспортер TOPAS/OT-62

Является самым популярным бронетранспортером в Российской армии. Эта колесная машина создана с учетом опыта прежних военных конфликтов. БТР-80 форсирует небольшие водные преграды, быстро набирает скорость, имеет хорошую проходимость вкупе с вооружением, броней для двигателя и экипажа. Имеется также противопожарное оборудование и защита от радиации - дань возможностям современного оружия. Основной задачей машины является быстрая доставка на поле боя десанта и обеспечение прикрытия. В случае организации обороны бронетранспортер вкапывают в землю, а башня с пулемётом превращается в дот.

В каких войсках применяется

Область применения БТР довольно широка. Если говорить о БТР-80, технические характеристики позволяют применять данный транспорт в самых разных войсках. В основном он используется мотострелками. В любом учебнике по тактике можно найти схемы ведения боя в различных ситуациях мотострелковым взводом и тремя бронетранспортерами.

Высокая скорость и проходимость делают БТР-80 идеальной техникой для десантных подразделений. Умение форсировать водные преграды и возможность транспортировки на десантных кораблях позволяют использовать его в операциях морской пехоты. Восьмиколесная техника легко съезжает по аппарелям прямо в воду, в течение нескольких минут под прикрытием артиллерии достигает берега и приступает к штурму суши, а под броней ждут своего часа «чёрные береты».

Также возможен сброс техники с самолётов, после приземления БТР сразу вступает в бой. Современные парашютные системы позволяют сбрасывать танки и бронетранспортёры сразу с экипажем, с минимальным риском для людей.

БТР-80 использовался в качестве основного транспортного средства в войнах на Северном Кавказе. Десант возили прямо на крыше траспортника. В случае боевого столкновения в пути солдаты спрыгивали и укрывались за бронированными боками.

Для иностранцев русский солдат ассоциируется не только с автоматом Калашникова, но и с БТР-80. Технические характеристики позволяют эффективно использовать технику и в антитеррористических операциях. Это самая популярная колесная техника в Российской армии, модификации на базе БТР-80 используются штурмовыми подразделениями, подразделениями связи, артиллерией, а также как передвижной медпункт.

Внешний вид

Многие боевые машины имеют примерно такой же внешний вид, как БТР-80. Фото ниже представлено для лучшего восприятия информации. Корпус выполнен из бронестали, сварен жестко и надёжно. Основными элементами являются носовая часть, корма, борта, крыша и днище. Траспортник имеет целую коллекцию люков: для лебедки в носовой части, там же и смотровые люки, для ФВУ, люки механика-водителя и командира, боевого отделения и люк над силовой установкой. Также впереди имеется волноотражательный щит.

Башня выполнена в виде усеченного конуса, имеет амбразуры для установки спаренных пулеметов. Сварена из бронестали.

БТР-80. Инструкция по эксплуатации

Бронетранспортер управляется как обычная машина, имеется руль, педали и рычаг переключения передач. На новых моделях имеется даже автоматическая коробка передач. Обзор для механика-водителя маловат, но это и не гоночная машина. Главное - видеть всё, что впереди, а то, что сбоку, БТР-80 со своей массой и мощностью даже не заметит. Он не имеет такой проходимости, как гусеничная техника, но в боях на ровной местности незаменим. Быстрое перемещение десанта позволит создать численный и огневой перевес на нужных точках. Перекрыть улицы и отдельные районы города, форсировать реку, прижать пулеметным огнем вражескую пехоту - БТР-80 создан для выполнения именно таких задач.

Технические изменения в двигателе

В 80-е годы конструкторы Горьковского автомобильного завода получили задание создать бронетранспортер, исключив недостатки БТР-70. Устройство БТР-80 сильно отличается от его предшественника. В первую очередь, вместо двух карбюраторных двигателей поставили один дизельный от автомобиля КамАЗ - 4-тактный 8-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения. Такой двигатель имеет меньше шансов взорваться, а его объём на 30 процентов превышает объем его предшественника. Установлен турбокомпрессор, чтобы увеличить мощность. В итоге БТР-80 имеет 260 л.с., разгоняется до 100 км/ч. Это в идеальных условиях. По шоссе - 80 км/ч, по грунтовой дороге - от 20 до 40 км/ч. Может форсировать водные преграды со скоростью 9 км/ч.

Использование одного двигателя потянуло за собой и другие изменения. В трансмиссии механическое усилие через сухое фрикционное двухдисковое сцепление с гидравлическим приводом поступает на 5-тиступенчатую коробку передач. Все передачи, кроме первой, снабжены синхронизаторами.

Повышение проходимости через блокировку дифференциала

Дифференциал БТР-80 был улучшен по сравнению с БТР-70. От коробки передач момент передается на раздаточную двухступенчатую коробку. Дифференциальная раздача выполнена в два потока: на первый-третий и второй-четвертый мосты БТР-80. Блокировка межосевого дифференциала является принудительной, срабатывает в тяжёлых дорожных условиях. При этом и блокировка дифференциала происходит только при включенных передних мостах. Чтобы увеличить срок эксплуатации и избежать поломок при перегрузках, в раздаточной коробке предусмотрена муфта, ограничивающая предельный момент.

Живучесть БТР-80

Бронетранспортер имеет пулестойкие шины с регулируемым давлением. Ведь именно от подвижности зависит, сколько на поле боя проживёт данная техника. Устройство БТР-80 таково, что выход из строя одного или двух колес его не остановит. Технические характеристики даже таковы, что энергия взрыва повредит только одно колесо, а противопехотные бронетранспортеру данной модели вообще не страшны.

Вполне понятно желание обеспечить защиту экипажа, но чем толще броня, тем тяжелее машина и медленнее она двигается. Описание БТР-80 позволяет узнать в нем черты БТР-70, отличия во внешнем виде незначительные, особенно для неразбирающихся в военной технике. У БТР-80 корпус длиннее и броня улучшена незначительно. Даже в этом случае масса возросла на 18 процентов - до 13600 кг. Благодаря изменениям в ходовке и в двигателе подвижность осталась прежней. Запас хода, благодаря дизельному двигателю, увеличился до 600 км по шоссе.

Увеличена огневая мощь техники за счет экипажа. Стрелковые порты в бортах корпуса развернуты в сторону передней полусферы, также появилась амбразура, позволяющая вести огонь командиру.

Движение по воде

Машину-амфибию легко отличить по задранному носу - такому, как и у БТР-80. Фото выше показывает процесс высадки с корабля. На заднем плане плывет вторая машина, а первая уже выбралась на берег. Эксплуатация БТР-80 при форсировании водной преграды проста. В конструкции предусмотрен один водомет с осевым насосом, расположенный в кормовой части. Управление движением на воде осуществляется с помощью руля. Помимо двух передних мостов, которые движутся и на суше, на воде помогают повернуть водяные рули и заслонка. Бронетранспортер - машина тяжелая, и без тут не обошлось.

Изначально БТР-80 задумывался без водомета, но командованию военно-морского флота требовалась машина, способная десантироваться с кораблей и адаптированная под нужды морской пехоты. Подразделения морской пехоты - от штурмовых войск до связи командования - все сидят на БТР-80.

Оборудование БТР-80

Технические характеристики БТР-70 требовалось расширить для адаптации к условиям современной войны. На БТР-80 была установлена башенная пулеметная установка БПУ-1, вертикальный угол наведения которой составляет 60 градусов. Вкупе с 1ПЗ-2 она позволяет вести зенитную стрельбу. Как ниндзя из фильмов, БТР-80 может создать дымовую завесу и скрыться: для этого на крыше установлена система 902В, представляющая собой шесть гранатометов.

Поначалу бронетранспортер, как и его предшественник, был вооружен КПВТ, спаренным с ПКТ.

Во время создания этой техники Афганистан был главным полигоном для применения, тем не менее конструкторы позаботились о ведении боя и в холодном климате. При температуре от -5 до -25 о С предусмотрен предпусковой прогреватель, устроенный по принципу электрофакельного устройства. При разогреве двигателя образуется факел пламени от сгорания дизеля, который тоже повышает температуру.

Изначально имевшаяся в БТР радиостанция Р-123 была заменена на более новую и эффективную Р-163-50У.

БТР-80 с автоматической пушкой

В 1994 году на вооружение была поставлена модификация бронетранспортера БТР-80А. Машина для десанта впервые была оборудована 30-миллиметровым автоматическим орудием 2А72, боекомплект в 300 снарядов. Подобная пушка применяется на и десанта, а также на вертолетах Ка-50, Ка-52 и Ми-28. Танковую броню в 120 мм способна пробить очередь из восьми снарядов из такой пушки БТР-80.

Технические характеристики новой башни позволяют поражать цели с большим углом возвышения - до 70 градусов. Дальность выстрела - до 4 км. С пушкой спарен все тот же ПКТ калибра 7,62 с 2000 патронов. Все оружие расположено за пределами обитаемого отсека, чтобы пороховые газы не поступали внутрь помещений. Для ведения стрельбы ночью установлен прицел ночного видения ТПН-3-42 «Кристалл», дальность прицельной стрельбы с его использованием - до 900 м.

Прочие модификации БТР-80

Характеристики бронетранспортера допускают его дальнейшее улучшение. Для нужд внутренних войск был разработан БТР-80С, имеющий вместо атоматической пушки КПВТ 14,5-мм. На фотографиях подразделений ОСНАЗа всегда изображается эта техника.

БТР-80М был разработан после пожара на Горьковском автомобильном заводе. Никто не ожидал, что производство и оборудование будет восстановлено меньше чем за год, поэтому использовали более слабый двигатель ЯМЗ-238, зато шины КИ-128 более устойчивы к повреждениям.

Для полевых командных пунктов было разработано несколько вариаций командно-штабных машин, например БТР-80К, оборудованный дополнительным устройством связи. Также были созданы машины для управления артиллерией и установления связи, имеющие вместо вооружения крупногабаритные антенны. Есть даже самоходная гаубица с 120-миллиметровым орудием.

Кумулятивные противотанковые снаряды - настоящий бич для бронированной техники. В итоге бронетранспортеры начали оснащать сетчатыми экранами, которые также защищают от пуль крупного калибра. Есть опыт в установке динамической защиты на БТР-80, а ходовую часть начинают прикрывать экранами от Т-72.

Модификации на базе БТР-80 создаются и в других странах.

Отечественный с колесной формулой 8х8 принят на вооружение в 2013 году. Производится Арзамасским машиностроительным заводом. Представляет собой основательную модернизацию БТР-80, несущего службу в нашей армии с 1986 года. Родом из СССР? Это не должно смущать. Относительно предшественника у «восемьдесят второго» мощнее двигатель, выше проходимость, эффективность стрельбы с ходу, живучесть, ресурс.

Лучше стали вооружение, прицельные приспособления, средства связи, наблюдения и ориентирования. Усилена противоосколочная и противоминная защита экипажа и десанта, а для питания систем на стоянке установлен автономный дизель-генератор.

А что же конкурент? Его сложно назвать последним писком моды. Пехотный бронетранспортер M1126 Stryker принят на вооружение армии США в 2003 году. Производится компанией General Dynamics Land Systems. В основе Stryker - канадская машина LAV III, принятая на вооружение в 1999-м. Но это не вся родословная. Корни разработки - MOWAG Piranha III H 8x8, представителя семейства швейцарских многоцелевых колесных бронемашин 1994 года рождения. Если копнуть еще глубже, то выяснится, что звучное имя «Пиранья» и первенец семейства появились аж в 1972-м! То есть битва концепций идет еще со времен наших БТР-60/70. Как видим, по новизне конструкций явного лидера нет.

Урок плавания

Компоновку Stryker принято считать классической для данного вида военной техники. Справа спереди по ходу движения - моторно-трансмиссионное отделение. В нем дизельный двигатель Caterpillar и коробка передач - 6-ступенчатый автомат Allison. Слева от силовой установки отделение управления с местом водителя. За водителем справа - место командира. В средней и кормовой части - десантное отделение. Высадка десанта происходит через кормовые двери и люки в крыше корпуса. Вооружение расположено в дистанционно управляемом модуле над сиденьем командира.

БТР-82А спроектирован иначе. Отделение управления находится в лобовой, десантное - совмещенное с боевым в средней, моторно-трансмиссионное - в кормовой части корпуса. Коробка передач - 5-ступенчатая механика, что с точки зрения проходимости и ремонтопригодности лучше, чем американский вариант с автоматом. Дизельный двигатель КамАЗ немного уступает в мощности штатовскому конкуренту. Но по такому показателю, как удельная мощность, машины очень близки. Высадка десанта из отечественного бронетранспортера происходит через двери в бортах, еcть и люки в крыше. Вооружение смонтировано в дистанционно управляемой башенной пулеметно-пушечной установке.

Можно бесконечно долго взвешивать плюсы и минусы конкурирующих компоновочных схем, но у БТРа есть ломовой аргумент в виде высокой проходимости. И дело не только в упомянутой разнице коробок передач. Наш бронетранспортер снабжен жестко подключаемым полным приводом и, главное, принудительными блокировками межколесных дифференциалов (у предшественника - БТР-80, были лишь самоблоки). Американский М1126 таким внедорожным арсеналом не оборудован.

Проигрывает он и еще одну номинацию. Глубина преодолеваемого брода у Stryker - 1,2 метра. Неплохо. Но наш БТР плавает со скоростью 9 км/ч с помощью водометного движителя! В том числе по морю и даже при небольшом волнении. А заокеанские конструкторы в попытке забронировать машину получше пожертвовали плавучестью. Зря!

Главный калибр

Формально защищенность экипажа Stryker выше. Во всяком случае, в характеристиках М1126 на этом всегда сделан акцент. Но навеска поверх стальной брони дополнительного керамического слоя MEXAS не делает машину легче и, увы, не превращает в танк - защита не становится безоговорочно противоснарядной. Да и задачи у легкобронированного транспортера совсем не танковые - доставка мотострелков к месту назначения и огневая поддержка. Его конек - подвижность, скорость, маневренность, проходимость, плавучесть. И грех ради незначительного усиления защиты одни свойства ухудшать, а от других совсем отказываться. Здесь нужен компромисс. И наш БТР к нему ближе. Он не перетяжелен броней - она была и остается противопульной. А в виде дополнительной защиты борта с внутренней стороны обиты противоосколочными кевларовыми панелями. И пол внутри укрыт мощными матами - это усиление противоминной защиты.

Если же сравнить вооружение, то БТР-82А однозначно намнет бока М-1126. У транспортера из США либо пулемет М-240, либо крупнокалиберный пулемет Browning М-2, либо автоматический гранатомет Мк-19. В отечественном модуле вооружения установлены спаренные пулемет ПКТМ и скорострельная 30-миллиметровая пушка 2А72, стабилизированная в двух плоскостях. Солидный набор для легкобронированного транспортера. С таким вооружением можно не только успешно бороться со Stryker, но и с более тяжелой бронетехникой.

Характеристики бронетранспортеров России и США

БТР-82А

M1126 Stryker

Боевая масса, тонн

Экипаж, чел.

Десант, чел.

Длина, мм

6950- 7250

Ширина, мм

Высота, мм

Клиренс, мм

Мощность двигателя, л.с.

Коробка передач

Максимальная скорость, км/ч

Запас хода, км

Емкость баков, л

Преодолеваемый подъем, градусов

Преодолеваемая стенка, м

Преодолеваемый брод, м

стальная + обивка внутри

стальная + композитная

Вооружение:
пушка, мм / боекомплект, шт.
пулемет, мм / боекомплект, шт


30/300
7,62/2000


-
12,7/2000 или 7,62/4500 или 40 гранатомет/448

В 1971 году изготовили опытный образец колёсной БМП ГАЗ-50, разработанный конструкторским бюро Горьковского автозавода на базе агрегатов и узлов БТР-60ПБ. Колёсная боевая машина пехоты имела такое же вооружением и башню, что и БМП-1. Десантное отделение новой машины вмещало восемь пехотинцев. БМП ГАЗ-50 по разным причинам серийно не выпускалась, однако её шасси использовали для создания бронетранспортёра БТР-70, который приняли на вооружение 21.08.1972.


В целом компоновка БТР-70 повторяет БТР-60ПБ. Отделение управления с местами механика-водителя и командира машины находится передней части корпуса бронетранспортера. За отделением управления находится десантное отделение, а моторно-трансмиссионное – в кормовой части.

Механик-водитель и командир машины вне поля боя наблюдают за окружающей обстановкой через два ветровых стекла, которые оборудованы обогревательным устройством и стеклоочистителем. Стёкла в боевом положении закрываются броневыми крышками. В этом случае командир наблюдает через прибор ТНПКУ-2Б и три перископических прибора ТНП-Б, а механик-водитель использует четыре ТНП-Б. Для входа в отделение управления имеются два люка в крыше корпуса.

Закрытый герметичный корпус БТР-70 сваривается из катаных листов бронестали. Толщина лобовых деталей – 8-10 миллиметров. Башня также сварной конструкции, её толщина в передней части составляет 6 миллиметров. Высота корпуса и бронетранспортёра по сравнению с БТР-60ПБ уменьшилась на 185 миллиметров.

Важным новыми элементами корпуса стали небольшие нижние боковые люки, смонтированных с обеих сторон корпуса между третьей и второй парами колёс. Люки предназначаются для скрытого спешивания и посадки десанта. Дополнительные люки имеются и в крыше десантного отделения.

Десантное отделение может вместить шесть мотострелков. Они размещаются лицом к бортам на сиденьях, что дает возможность вести огонь прямо со своих мест. В бортах корпуса для этого имеется шесть амбразур, закрывающихся броневыми крышками. С каждого борта десантного отделения установлено по прибору ТНП-Б для ведения наблюдения. Ещё один десантник размещается в передней части, стрелок пулемётной установки находится по другую сторону.

У бронетранспортёра БТР-70 то же вооружение, что и у БТР-60ПБ: пулемёт КПВТ калибра 14,5 мм и пулемёт ПКТ 7,62 мм установлены в бронированной башне с круговым вращением. Также разработали опытный образец БТР-70 со смонтированным на башне автоматическим гранатомётом АГ-17, однако эта модель серийно не выпускалась.

Бронетранспортер оснащен силовой установкой повышенной мощности. В кормовой части корпуса в моторно-трансмиссионном отделении на общей раме установлено два восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателя ГАЗ-49Б (мощность каждого 120 л.с.). Охлаждение масла осуществляется в двух теплообменниках и радиаторах. Применение карбюраторных двигателей работающих на бензине связано с повышенной пожароопасностью. Для снижения пожароопасности топливные баки установлены в изолированных отсеках, также бронетранспортёр оборудован автоматической противопожарной системой. Место механика-водителя оборудовано системой отключения от двигателя силовой передачи, которая дает возможность в случае выхода из строя одного из двигателей быстро его отключить и продолжать движение на исправном двигателе.

Ходовая часть, как и у БТР-60ПБ, выполняется по колёсной формуле 8х8. Первые две пары являются управляемыми, при этом минимальный радиус разворота равняется 12,6 метрам. Подвеска торсионная, колёса имеют разъёмный обод, шины низкого давления, бескамерные, размером 13,00х18 дюймов. БТР оснащен системой централизованного регулирования давления в шинах. Наличие мощных компрессоров в этой системе дает возможность регулировать давление в зависимости от условий и компенсировать при простреле шины потерю давления.

Максимальная скорость бронетранспортёра БТР-70 при движении по шоссе составляет 80 км/час. БТР обладает высокой проходимостью по пересечённой местности. Он преодолевает водные преграды вплавь со скоростью до 10 км/час. Движение по воде обеспечивает двухступенчатый водомётный движетель. Запас хода на плаву - 12 часов.