Все о тюнинге авто

Восполнение пропущенного поста. Фидья-садака. Когда лучше возмещать пропущенный пост рамадана? Пропущенный пост в месяце рамадан

Восполнение своевременно не соблюденного поста.


Если человек в состоянии поститься, то ему необходимо восполнять несовершенный по той или иной причине пост только постом. Удобнее поститься зимой, когда дни наиболее коротки. Говорят, что “зима - это весна верующего. В короткие зимние дни он совершает дополнительный пост, а в длинные зимние ночи - молится” . Кстати, нет обязательности восполнять пропущенные дни поста подряд, вполне допустимо восстанавливать, исходя из возможностей, ритма жизни, графика рабочей недели и т. д.

А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто по наибольшей вероятности больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста. Фидья-садака - это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше - среднесуточные затраты на питание). Минимальный размер фидьи-садаки на 2018 год составляет 200 рублей.

Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить фидью за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить фидью и из своих личных сбережений от его имени .

“Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за него эти дни не восполняемы постом, выплачивается фидья . Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или, что также возможно, были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней, то есть выплачивается фидья”

Наиболее правильным мнением в данном вопросе считается следующее: доводить до конца добровольные посты не обязательно, и соответственно восполнение этих постов также не является обязательным. Это мнение большого числа исламских учёных, доказательством этого служат слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

الصائم المتطوع أمير نفسه إن شاء صام وإن شاء أفطر

«Добровольно постящийся – сам себе командир, если пожелает, – может поститься, а если пожелает, – то может и прервать».

Но вместе с тем многие учёные считали нежелательным прерывать добровольный пост без веской на то причины: например, к человеку пришли гости, и они смущены тем, что хозяин соблюдает пост и не ест вместе с ними. Если же человек прервёт свой пост без особой причины, то ему не будет награды за ту часть дня, которую он пребывал в посте. Если же причина была существенной, то человек получит награду за то время, что он держал пост до его прерывания.

10) Некоторые примеры добровольных видов поста.

В нашем Шариате установлены добровольные виды поста. Вот некоторые из них:

Пост Ашура, который совершается 10-го числа месяца Мухаррам.
Пост в день Арафата, который совершается 9-го числа месяца Зу-ль-хиджа.
Пост по понедельникам и четвергам.
Пост в дни полнолуния, это три дня в середине каждого лунного месяца (13-е, 14-е, 15-е число).
Шестидневный пост в месяце Шавваль.
Учащение поста в месяцах Шаабан и Мухаррам в любом количестве.

Сноски:
Коран, сура 2 «аль-Бакара» («Корова»), аят 185.
Клятва зыхар даётся, когда человек разводится с женой и при этом говорит: «Ты запретна для меня так же, как запретна для меня спина моей матери».
Ахмад и ат-Тирмизи, хадис достоверный (сахих).

Как узнать, когда начинается Рамадан, кто должен поститься и входят ли в их число дети, когда поститься нежелательно, а когда и вообще запретно – в третьей лекции «Сто полезных слов о Рамадане».

Нежелательный пост (макрух).

Нежелательными постами являются следующие посты:

Отдельный пост в пятницу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لا تصوموا يوم الجمعة إلا وقبله يوم أو بعده يوم

«Не поститесь в пятничный день, не добавив к нему день до него или после него».

Это значит, что если человек желает поститься в пятницу, то следует предварить её постом в четверг или же поститься после пятницы в субботу так, чтобы пятница не стала одиночным днём поста.

Соединение поста (висаль) – когда человек постится два дня подряд, не совершая ифтара после заката солнца, а затем постится на следующий день, так и не употребив пищу ночью.
Постоянный пост (сауму-ддахр) – когда человек постится каждый день на протяжении всей жизни или на протяжении очень длительного периода времени.

Запретный пост (харам).

Существуют дни, в которые поститься запрещено: это пост в дни исламских праздников ’Ид аль-фитр (Ураза-байрам) и ’Ид аль-адха (Курбан-байрам). Также запрещено поститься на протяжении трёх дней после ’Ид аль-адха (Курбан-байрам), эти дни называются днями Ташрика.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил соблюдать пост в праздничные дни, а относительно трёх дней Ташрика сказал:

أيام التشريق أيام أكل وشرب وذكر لله عز وجل

«Дни Ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха (Велик Он и Славен)».

Поститься в дни Ташрика разрешается только тем, кто совершал хадж-таматту или хадж-кыран, но не смог совершить жертвоприношения, потому что им предписано поститься три дня в хадже и семь дней по возвращении домой.

Каким образом определяется наступление месяца Рамадан?

Наступление месяца Рамадан определяется по одному из двух признаков.

Если после 29-го дня месяца Шаабан люди увидят на небе новый месяц своими глазами, это значит, что Рамадан настал.
Если после 29-го числа небо было затянуто облаками и люди не увидели месяц, то Шаабан доводится до 30-ти дней, и после этого дня начинается Рамадан.

Условия обязательности поста.

Ислам. Пост обязателен для мусульман и не принимается от неверных.
Разум (’Акль). Пост предписан только для здравомыслящих людей и не является обязательным для умалишённых.
Половозрелость (Булюг). Пост не обязателен для маленьких детей.
Знание (’Ильм). Если человек не знает о посте, то на нём нет греха за его несоблюдение.

Когда следует побуждать детей к посту?

Если к семи годам ребёнок в состоянии поститься, то следует побуждать его к посту, а к десяти годам нужно настойчиво велеть ему соблюдать пост так же, как это делается в отношении намаза.

Пост ребёнка не является обязательным, но он желателен: если ребёнок будет поститься, то получит за это награду, а если не будет, то греха ему не будет, но родителям следует побуждать дитя к посту, чтобы приучить его к этому.

Условия, при которых соблюдение поста становится обязательным.

Хорошее здоровье и отсутствие физических отклонений, препятствующих соблюдению поста. Во время болезни пост не является обязательным.
Пребывание по месту жительства. Если человек находится в пути, то пост для него не обязателен. Всевышний Аллах сказал:
فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время».

Пост в месяц Рамадан обязаны соблюдать только здоровые люди и те, которые не отягощены трудностями пути. Когда же больной человек поправится, он должен восполнить пропущенные дни. То же самое касается и путешественников.

Чистота женщины от месячных и послеродовых кровотечений. Во время месячных женщины не должны читать намаз и соблюдать пост, более того, это не только нежелательно, но даже запрещено. Что касается намаза, то его не нужно восполнять после завершения месячных, а пост следует восполнить. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила:
كنا نؤمر بقضاء الصوم ولا نؤمر بقضاء الصلاة

«Нам было велено восполнять пост и не было велено восполнять намаз».

Намерение (ният) при совершении обязательного поста.

Для соблюдения обязательного поста у человека ещё до наступления рассвета должно появиться намерение (ният) сделать это. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا صيام لمن لم يبيت الصيام من الليل

«Не будет поста у того, кто ещё с ночи не вознамерится, что будет поститься».

Намерение может появиться в любое время ночи, предшествующей посту, пусть даже за мгновение до наступления рассвета. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من لم يجمع الصيام قبل الفجر فلا صيام له

«Кто до рассвета (фаджр) не решился на соблюдение поста, у того нет поста».

Намерение должно быть твёрдым и не должно содержать в себе сомнений или неопределённости, – таким является мнение большинства учёных. Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя считал, что когда человек скажет в своём сердце: «Если завтра наступит Рамадан, то я буду поститься», – то такое намерение будет правильным. Но большинство учёных (джумхур) утверждают, что намерение должно быть определённым.

Намерение (ният) при совершении обязательного поста не в месяце Рамадан.

Заблаговременное намерение является условием для любого обязательного поста – как в Рамадане, так и вне этого месяца (например, для таких постов, как восполнение пропущенных дней Рамадана или различных обязательных искупительных постов).

19) Намерение (ният) при совершении добровольного поста .

По мнению большинства учёных, добровольный пост разрешается соблюдать даже тогда, когда у человека изначально не было намерения поститься. Сообщается со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах):

دخل عليه النبي صلى الله عليه وسلم ذات يوم فقال: هل عندكم شيء، فقلنا: لا، قال: فإني إذاً صائم

«В один из дней к нам зашёл Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: „Есть ли у вас что-нибудь поесть?”, мы сказали, что ничего нет, и он сказал: „В таком случае, я пощусь”».

Что касается добровольных постов, которые имеют определённую дату (таких как пост Ашура или пост в день Арафата), то некоторые учёные считали, что для таких постов также необходимо заблаговременное намерение.

Как должно рождаться намерение?

Намерение рождается в сердце и связано со знанием того, какое дело человек собирается совершить. Когда человек готовится что-то сделать, это и является его намерением. Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя говорил: «Если человек знает, что завтра будет Рамадан и желает поститься в этот месяц, то это и является его намерением (ниятом). Так всегда поступали все мусульмане».

Сноски:
1] Аль-Бухари.
Муслим.
Коран, сура 2 «аль-Бакара» («Корова»), аят 184.
Аль-Бухари и Муслим.
Абу Дауд.
Абу Дауд.
Муслим.

Как делать намерение перед постом, портит ли пост намерение прервать его, желательные действия во время поста, о том что портит пост – в четвертой лекции «Сто полезных слов о Рамадане».

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Коран, 2:185)

Если есть возможность, возьмите отпуск на этот период, чтобы ничто не отвлекало вас от поклонения Всевышнему. Важно проявить усердие в поклонении: читать Священный Коран, больше времени проводить в мечети, с семьей и родственниками, делать добрые дела, раздавать милостыню и пр. "Тому, кто постится в Рамадан с верой и надеждой на награду, прощаются все его прошлые грехи" (Аль-Бухари, Фатх, 37). В этот период увеличивается наказание за злословие, ложь, бесполезные споры.

Кто освобождается от поста в Рамадан?

От поста освобождаются престарелые и больные мусульмане, беременные и кормящие женщины, маленькие дети. Старики, которым не под силу соблюдать пост, должны совершить пожертвование (определенное количество продуктов или их стоимость). Детям пост не предписывается, но рекомендован.

Кто временно освобождаются от поста?

Это те верующие, кто не может соблюдать его по объективным причинам (например, паломники, женщины в период менструации и послеродового очищения). Они должны будут возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман (фидйа).

Можно ли держать пост, если вы не читаете намаз?

Да, можно, если вы готовы соблюдать все требования поста. Пост в месяц Рамадан – один из пяти столпов Ислама. Просите Аллаха, чтобы Ваш пост был принят. ИншааЛлах

Какие дни поста возмещают в качестве долга?

Только дни, нарушенные непроизвольными действиями, например, в случае приема сухур или ифтар позже или раньше срока, если человек ошибся во времени; из-за проглатывания попавших в рот снежинок и капель дождя или воды при совершении омовения (гусуль, вуду и др.), при попадании в организм лекарств (и т.п.) через рот, нос, уши или в клизме; и др.

Как возмещают сознательное (умышленное) нарушение поста в Рамадан?

Это тяжелый грех. Мусульманин обязан в этом случае не только возместить дни поста в качестве долга (када), но и заплатить искупительную милостыню (каффарат).

Что делать, если перед началом поста в Рамадан не восполнили некоторые дни поста, пропущенные в прошлом Рамадане?

Необходимо покаяться Аллаху за такой поступок, так как не разрешается оттягивать долги с прошлого Рамадана к следующему, не имея причин. И после наступившего Рамадана необходимо восполнить все пропущенные дни.

Известно, что курение нарушает пост. Будет ли нарушен пост, если вы оказались в помещении, где курили, и непреднамеренно вдохнули дым (носом или ртом)?

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Пост нарушается, если верующий намеренно вдохнул дым благовоний или сигарет (или любой другой дым). При этом не имеет значения, какой именно это был дым. Если дым попал в нос или рот случайно, помимо воли, то пост действителен. Например, если вы оказались в комнате, где курят, закрыли ладонью рот и нос, но дым всё равно попал в горло, пост не нарушается.

Нарушает ли пост вдыхание ароматов цветов, духов или благовоний?

Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Пост будет нарушен, если вы преднамеренно вдохнули дым или пар благовоний, сигарет и т.д.

С чего начинать пост? Что нужно говорить перед утренним приемом пищи?

Нужно произнести намерение поста (нийат): «Я намереваюсь держать пост месяца Рамадан ради Всевышнего Аллаха».

Можно ли не поститься в дороге, если предыдущей ночью было сделано намерение поститься?

Допускается не поститься, если расстояние составляет не менее 81 км в один конец и путник покидает город до рассвета.

Может ли путник приостановить пост?

Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении уразы, необходимо восполнить пропущенные дни. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха» (Муслим № 1891)

Должны ли держать пост в месяц Рамадан те, кто находится в пути?

Путникам желательно воздерживаться от поста, если он может причинить вред; если же он безвреден, то лучше поститься. Всевышний сказал: «А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Нужно ли продолжать поститься, если в этот день ваш пост по какой-то причине стал недействительным?

Если верующий совершил действия, нарушающие пост, то он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным.

Допускается ли поститься не с начала дня?

Если у вас была уважительная причина не соблюдать пост, но до окончания дня поста эта причина исчезла, то вы обязаны поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Допускается ли прервать пост, если верующий плохо себя чувствует?

Разрешается прервать пост по причине плохого самочувствия. Это может быть даже обязательным, если пост наносит ощутимый вред и/или есть рекомендация врача. Если пост прерывается из-за плохого самочувствия, верующий обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче. Всевышний Аллах не сделал для нас никакого затруднения в религии (Коран 22:78)

Как должны соблюдать пост в месяц рамадан немощные люди?

Те, кто не в состоянии поститься по причине старости или неизлечимой болезни, имеют право не соблюдать пост. Однако они должны за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (Коран 2:184)

Обязательно ли раздать мудды тридцати нуждающимся мусульманам или можно все отдать одному?

Мудд и са – принятые в исламе единицы объема и веса продуктов, которыми немощные верующие возмещают пропущенные дни поста Рамадан. Нет строго правила, кому раздать мудды: можно тридцати мусульманам, можно одному.

Кому нужно выплатить фидью?

Если человеку противопоказано поститься из-за ухудшения физического состояния, то он не постится. После выздоровления он должен восполнить пропущенные дни поста один к одному. В случае же, когда заболевание стало хроническим и маловероятно, что человек сможет восполнить пропущенный пост, тогда он выплачивает «фидью-садака»: за каждый пропущенный день необходимо насытить одного обездоленного так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, сколько уходит в среднем на обед самого человека.

Как возмещает пост выздоровевший больной или пожилой человек, обретший силы для соблюдения поста?

Эти верующие возмещают пост как долг (када’а). Выплаченная ранее фидья будет засчитана им как садака.

Должен ли поститься в Рамадан верующий, находящийся при смерти?

Будет лучше, если умирающий сможет вести учёт пропущенных дней поста и оставит завещание наследникам выплатить фидью.

Из какого имущества наследники выплачивают фидью за умершего?

Фидья за пропущенные умершим дни поста выплачивается наследниками из его имущества. Наследники покойного могут выплатить фидью от его имени из своих личных сбережений.

Когда совершают ният поста?

Этот ният совершают до рассвета или сразу после захода солнца, произнесение вслух не обязательно. «Я намерен(а) соблюсти пост завтрашнего дня месяца Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллаха Всевышнего».

Что такое джуз и хизб Корана? Как определить нужный джуз?

Джуз - это одна из 30-ти, приблизительно равных частей Корана, читаемая по одной каждую ночь месяца Рамадан. Каждый джуз состоит из двух хизбов.

Чтобы вычислить страницу, где начинается тот или иной джуз, есть 2 формулы:

1) Сначала надо вычислить (n-1)*2 , где n-номер нужного джуза. А потом к полученному числу прописать справа двойку.

Но есть исключения джузы 7 и 11 вместо 2 прописываем 1.

Например, 14 джуз: (14-1)*2=13*2=26. К 26 добавляем в конце двойку и получаем 262

Таким образом, страница 14 джуза - 282.

2) (n-1)*20+2 , где n-номер нужного джуза.

Например, 8 джуз: (8-1)*20+2=142

Но есть исключения - джузы 7 и 11, вместо 2 прибавляем 1.

Что МОЖНО ДЕЛАТЬ во время поста? Можно ли чистить зубы во время поста?

По сунне для чистки зубов во время поста можно использовать мисвак (сивак): в течение всего дня (ханафиты), только в первой половине дня (шафииты).

Можно ли в период поста чистить зубы пастой, если при этом не глотать слюну?

Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух (нежелательных действий). При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Необходимо тщательно прополоскать рот: попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. По сунне надо пользоваться мисваком.

Можно ли глотать слюну во время поста?

Сглатывание слюны не нарушает пост, однако специально «копить» слюну и сглатывать – нельзя, так как это портит пост.

Можно ли жевать жевательную резинку во время поста?

Нет, нельзя, так как жевательная резинка содержит в себе сахар (либо его заменитель). К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Можно ли полоскать рот и промывать нос во время поста?

Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения, разрешается, однако важно соблюдать умеренность. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься» (Ат-Тирмизи, 788)

Можно ли закапывать лекарства в нос?

Можно, но если капли попадут в хрящевую перегородку, то пост нарушается.

Может ли женщина пробовать еду, которую готовит для всей семьи во время поста?

Если муж обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, то женщине позволительно пробовать на вкус то, что она готовит. Но она не должна глотать эту пищу. Не макрух пробовать пищу, например, на соль, если рядом нет другой женщины, которая находится в состоянии хайда, то есть не постится. Женщине также дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку.

Можно ли купаться или принимать душ во время поста?

Во время поста разрешается принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадисы о том, как во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) полил воду себе на голову, чтобы уменьшить чувство жажды, а Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост, особенно во время жары.

Можно ли во время поста пользоваться духами?

Во время поста не запрещено: вдыхать цветочные и подобные ароматы и запахи, а также использовать духи.

Можно ли использовать во время поста сурьму?

Это не запрещено.

Можно ли использовать крема во время поста?

Да, можно. Главное, не употреблять их внутрь, в том числе – на слизистую губ или носа.

Можно ли сдавать кровь во время поста?

Теоретически, анализ крови пост не нарушает, однако, если у человека возьмут много крови, он может ослабеть, тяжело будет держать пост.

Можно ли во время поста делать кровопускание (хиджаму)?

Теоретически хиджама не нарушает пост, но человек может ослабеть и его состояние здоровья ухудшится.

Можно ли заниматься спортом во время поста?

Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь избежать перегрузок.

Можно ли справлять свадьбу во время поста?

Да, но в этом случае праздничное угощенье переносят на вечер (после разговения).

Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста Пророк, мир ему и благословение, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас» (Аль Бухари № 1927)

Можно ли делать обрезание во время поста?

Да, можно.

Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?

Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Совершать каза (возмещение) за рамадан можно в любое время года, поскольку веление о возмещении пропущенных дней поста рамадана носит в Коране общий характер. Всевышний Аллах говорит:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ أَيَّامًا مَعْدُودَاتٍ فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

Верующие! Как и тем, кто жил до вас, вам предписан пост, чтобы вы могли быть богобоязненными. Он длится считанные дни. Если же кто из вас болен или находится в пути, ему – то же число других дней. (Коран, 2:183–184)

Здесь веление Корана состоит в том, чтобы совершить каза пропущенных дней поста рамадана в «другие дни», то есть дни за пределами рамадана без ограничения на то, чтобы они исполнялись сразу же после этого месяца. Поэтому можно это сделать до шести дней поста шавваля (что будет предпочтительным) или после этого, или же в течение любого иного месяца, если возмещение завершается до наступления следующего рамадана.

Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) так рассказывала о собственном опыте:

كان يكون علي الصوم من رمضان، فما أستطيع أن أقضيه إلا في شعبان، الشغل من رسول الله صلى الله عليه وسلم، أو برسول الله صلى الله عليه وسلم

У меня были (пропущенные) дни поста рамадана, и я не могла возместить их, кроме как в шаабане из-за занятости делами пророка (мир ему и благословение Аллаха). (Муслим. Сахих. – № 1146)

Из данного повествования следуют два момента:

1) Будучи женщиной, госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) не могла поститься в некоторые дни рамадана. Поэтому ей приходилось возмещать пропущенные дни поста позднее, даже в шаабан (месяц, предшествующий следующему рамадану). Она задерживала возмещение с разрешения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из-за занятости его делами. Данный факт выступает доводом в пользу дозволенности совершения каза пропущенных дней поста рамадана в любое время года до следующего рамадана.

2) Она старалась восполнить все пропущенные дни поста рамадана до наступления следующего рамадана. Поэтому человеку, пропустившему дни поста рамадана, не следует откладывать их до следующего рамадана. Если такое произошло, то каза нужно совершить после того рамадана. (Кудури. Мухтасар. – Стр. 63)

وقضاء رمضان إن شاء فرقه وإن شاء تابعه فإن أخره حتى دخل رمضان آخر صام رمضان الثاني وقضى الأول بعده

Что касается того, как лучше всего поступать в случае наличия дней поста рамадана, которые нужно возместить, то лучше возмещать их сразу после рамадана, а после них исполнить шесть дней поста шавваля, ведь в хадисе говорится:

من صام رمضان ثم أتبعه ستا من شوال، كان كصيام الدهر

Кто постится в рамадан, после чего исполняет шесть дней поста шавваля, он словно бы постился весь год. (Муслим. Сахих. – № 1164, передал Абу Аюб)

Основываясь на данном хадисе, некоторые алимы говорят, что человек получит награду за соблюдение шести дней поста шавваля лишь в том случае, если они исполнялись после возмещения всех пропущенных дней поста рамадана в рамках шавваля. Но большинство алимов полагают, что человек не будет лишен награды за шесть дней поста шавваля, даже если он исполнил их до возмещения пропущенных дней поста рамадана. В пользу этого говорит и хадис госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах), приведенный ранее.

Во избежание различия во мнениях по вопросу награды за шесть дней поста шавваля лучше всего возмещать все пропущенные дни поста рамадана в начале шавваля, чтобы можно было успеть совершить потом и шесть дней поста шавваля.

Как бы то ни было, если вы вначале исполните шесть дней поста шавваля, а уже затем, в какое-то иное время года, будете исполнять каза, вы, даст Аллах, получите ту же награду.

Вы не обязаны исполнять каза-пост именно по понедельникам и четвергам, но, как бы то ни было, это будет хорошим поступком, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) любил поститься в эти два дня недели по той причине, что в эти дни поступки человека представляются Аллаху.

تعرض الأعمال يوم الاثنين والخميس، فأحب أن يعرض عملي وأنا صائم

Поступки представляются Аллаху по понедельникам и четвергам, поэтому я хочу, чтобы мои действия были представлены Аллаху в то время, когда я держу пост. (Тирмизи. Сунан. – № 747, передал Абу Хурейра)

Соответственно, даже если вы по понедельникам и четвергам держите каза-пост, то факт в том, что вы находитесь в состоянии поста, когда ваши поступки возносятся Аллаху.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q671

Определение

Пост (Саум, Ураза) с шариатской точки зрения – это воздержание от еды, питья и сексуальных отношений в течение времени от рассвета (субху с-садык) до захода солнца.

Какие существуют виды поста в шариате:

Фард (обязательные) посты

Обязательный пост в определенное время:

1.Пост в течение месяца Рамадан.
2. Пост по обещанию (если был дан обет (назр) держать пост в определенный день).

Обязательный пост в неопределенное время:

1. Восполнение пропущенных во время Рамадана постов.
2. Восполнение постов по обещанию.

Ваджиб-посты

Пост, который был прерван по какой-то причине, будет ваджибом восполнить.

Суннат-посты

Все посты, которые держал Пророк (мир ему и благословение) и которые поощрял соблюдать других:

1) Пост в день Ашура (вместе с днем перед ним и после него).
2) Шесть дней поста в месяце Шавваль.

Мустахаб (желательные посты):

1) Пост каждый понедельник и четверг.

2) Пост в т.н. «белые дни» — 13, 14 и 15-ого числа каждого лунного месяца.

3) Пост в день Арафа (9-ого числа месяца Зуль-хиджжа).

Макрух (нежелательные) посты

1) Держать пост только в день Ашура (не прибавляя к нему еще один день).

2) Держать пост только в субботу (не прибавляя к нему еще один день).

3) Держать пост только в пятницу.

4) Держать пост в день сомнения (когда неизвестно, является ли он 30-м числом Шаабана или 1-м числом Рамадана – допустим, из-за облачной погоды, когда не видно луны).

5) Непрерывный пост (без ифтара, несколько дней подряд).

Харам посты (когда держать пост запретно):

1) Пост в два праздника Ид (один день праздника Идуль-фитр и три дня праздника Идуль-адха).

2) Пост в дни ташрика (11, 12, 13 числа зуль-хиджжа).

Условия, когда пост становится обязательным для человека:

2. Достижение совершеннолетия (по шариату).

4. Знание об обязательности поста – для человека, принявшего Ислам в немусульманской стране, где у него мало возможностей получать знания по Исламу.

Условия для действительности поста

1. Воздерживаться от еды, питья и сексуальных отношений от рассвета до захода солнца.

2. Выразить намерение на пост.

3. Отсутствие религиозных препятствий к соблюдению поста: женщинам, в частности, быть свободными от месячных/ послеродовых кровотечений.

1.Душевнобольные и умственно-отсталые люди.

2.Дети, не достигшие совершеннолетия.

3. Путники (люди, которые выехали за пределы своего населенного пункта более, чем на 88 км и собираются оставаться в месте пребывания не более 15 дней).

4. Больные люди (которые могут восполнить пост позже).

5. Беременные женщины или кормящие матери, которые опасаются за свое здоровье или здоровье ребенка.

6. Женщины с месячными или послеродовыми кровотечениями.

7. Старые люди или имеющие хронические болезни (у которых мало надежды, что они смогут восполнить пост):

1) В этом случае им следует выплатить компенсацию за каждый пропущенный день поста, с намерением, что если они когда-то выздоровеют, им следует возместить все пропущенные посты.

2) Если человек беден, он должен просить у Аллаха прощения за невозможность держать пост.

Фидия-садака (за 1 день поста) эквивалентна тому количеству продуктов (или денег), которое выплачивается в день Ид (садака аль-фитр): стоимость 2,5 кг какого-то распространенного в данной местности продукта (риса, пшеницы, ячменя, гречки) (В России составляет от 100 до 300 рублей, в зависимости от возможностей человека – соответственно, фидия-садака за 30 дней Рамадана составит от 3 до 9 тыс. рублей ).

3) Если человек умирает от болезни, не выплатив фидия, то его наследники не обязаны выплачивать фидия от его имени.

4) Если его состояние улучшается, то ему следует оставить завещание (об этом), если он умрет, не написав завещания, его наследники не обязаны выплатить фидию от его имени.

5) Если он оставил завещание, его наследники обязаны выплатить фидию (но не более 1/3 его имущества).

6) Наследники не могут возмещать пропущенные обязательные посты или намазы от имени умершего родственника.

7) Они могут раздать еду (или деньги) от имени умершего человека в качестве садака.

Действия, которые делают пост недействительным:

Они делятся на две категории: 1) Когда есть обязанность лишь возместить пропущенный пост, 2) когда нужно возместить пост и еще сделать каффара за пост.

Когда када (возмещение) и каффара будут обязательными:

1) Съесть или выпить что-то во время дня поста (кроме случаев, когда человеку резко становится плохо без еды или воды, или он должен выпить лекарство).

2) Вступить в сексуальные отношения во время дня поста, независимо от того, произошло ли семяизвержение или нет.

3) Намеренно курить или вдыхать дым от благовоний.

Ситуация, когда нужно лишь возместить пост без каффары:

1) Съесть или выпить вещества, которые не являются едой в обычном смысле (к примеру, съесть стекло или выпить мочу коровы).

2) Прервать пост вследствие сильного голода или жажды (когда человек чувствует, что ему станет плохо, если он не прервет пост).

3) Принять лекарство вследствие ухудшения болезни.

4) Есть, пить, курить, вступать в сексуальные отношения после рассвета по ошибке, находясь в заблуждении, что еще не рассвело. Точно так же не требует каффары совершение этих действий перед наступлением магриба, когда человек думает, что солнце уже зашло.

5) Когда человек нарушает пост после неумышленнных еды, питья или сексуальных отношений, думая, что его пост нарушен.

6) Если человек проглотит кусочек пищи, застрявший между зубами, размером больше горошины.

Если кусочек пищи вынимается изо рта, а затем помещается обратно в рот, пост нарушается, независимо от его размера.

7) Случайное проглатывание воды вследствие усиленного полоскания рта или носа.

8) Семяизвержение вследствие поцелуев или объятий с женой (иных действий, кроме супружеских сношений).

9) Мастурбация.

10) У женщины начались месячные или послеродовое кровотечение во время дня поста.

11) Умышленное вызывание рвоты (и она заполнила рот).

Вещи, которые не нарушают пост:

1) Еда, питье, курение или вступление в интимные отношения по забывчивости.

2) Случайная рвота.

3) Использование крема, масла, косметики или иных веществ, которые наносятся на кожу.

4) Купание.

5). Инъекции, анализы крови или хиджама.

6). Быть в состоянии большого осквернения после рассвета.

7) Чистить зубы зубной пастой.

8) Проглатывать кусочки пищи, застрявшие между зубами, размером меньше горошины.

9) Вдыхание дыма или пыли ненамеренно.

10) Поцелуи между супругами или иные игры, если нет опасности, что они могут привести к близости или семяизвержению.

11) Семяизвержение, которое произошло при взгляде на супругу

Действия, которые считаются макрух (нежелательными) во время поста

1.Жевать нечто, что не имеет вкуса, к примеру, жевательную резинку.

2. Пробовать еду на вкус во время приготовления пищи.

3. Собирать слюну во рту и проглатывать ее в большом количестве.

4. Пользоваться зубной пастой (поскольку есть опасность проглотить ее).

5. Сплетничать, устраивать ссоры и сквернословить.

Действия, которые считаются мустахаб (желательными) во время поста

1.Открывать пост сразу после азана.

2. Задерживать сухур до последней части ночи.

3. Делать как можно больше благих дел.

4. Отвечать тем, кто ищет ссоры, «Я держу пост».

6. Открывать пост водой и финиками.

Каффара

Каффара – это штраф за намеренное совершение действий, которые нарушают пост в Рамадан: еда, питье, вдыхание дыма и вступление в интимные отношения. За нарушение какого-либо иного вида поста, помимо поста в Рамадан, каффара не налагается, даже за нарушение поста во время возмещения обязательного поста месяца Рамадан. Каффара не налагается, если человека вынудили нарушить пост в Рамадан или (хотя пост нужно будет, тем не менее, восполнить).

Каффара возмещается в следующем порядке:

1.Необходимо отпустить на волю раба. Поскольку рабство запрещено в большинстве стран мира, данное действие для большинства мусульман невозможно совершить, однако, следует помнить, что в шариате существуют механизмы, подобные этому, которые побуждают владельцев рабов отпускать их на волю.

2. Поститься 60 дней без перерыва.

3. Накормить 60 бедняков двумя видами пищи (или заплатить эквивалентное денежное возмещение).

Согласно мазхабу Абу Ханифы, каффару нужно возмещать именно в данном порядке, так что денежное возмещение дозволено отдавать лишь тем людям, которые не в состоянии держать пост 60 дней подряд (например, по болезни).

Таравих

1.Таравих считается сунной муакада (сильно желательной сунной).

2.Он состоит из 20 ракаатов согласно единогласному мнению (иджма) сподвижников.

3. Если человеку сложно совершить 20 ракаатов намаза, для него будет предпочтительным совершить только 8 ракаатов, чем вообще оставить этот намаз.

4. Если человек вообще не в состоянии совершить даже 8 ракаатов, он может не совершать этот намаз. Када (восполнение) за него не нужно.

Да поможет Аллах всем мусульманам продержать пост в Рамадан и сделает его благословенным. Амин.