Все о тюнинге авто

Реинкарнация или лепет: почему дети помнят о жизни до рождения. Прошлые жизни паши или помнят ли дети прошлые жизни Помнят ли дети

Первые шаги, первый подарок, первый день в бассейне. Вы фотографируете и снимаете на камеру достижения вашего малыша для интернет-пространства ДивиМИР. Но с какого возраста ребенок начинает запоминать сам? И как помочь детям запечатлеть в памяти те или иные события? Об этом вы узнаете далее в нашей статье.

О первых трех годах жизни малыш не будет помнить ничего. Несмотря на то, что в этот период в жизни ребенка происходит много нового. Он не вспомнит о том, как ему на первый новый год подарили плюшевого мишку, или о том, как он уронил со стола коробку с конфетами.

Детское забывание

Зигмунд Фрейд первым описал феномен «детского забывания»: воспоминания первых шести лет жизни не удается восстановить, так как они отягощены сексуальными табу и агрессией. Эта концепция отвергается современными психоаналитиками, хотя до сих пор нет единой точки зрения относительно этой проблемы. Исследования продолжаются и, возможно, в скором времени удастся точно определить причину детского забывания.

Три фактора запоминания

Исследователи считают, что для запоминания необходимо сочетание трех факторов.

1. Язык.
Использование родного языка запускает механизм автобиографической памяти, которая хранит наши личные воспоминая. Воспоминания, которые мы в детском возрасте еще не могли описать словами, невозможно восстановить в будущем. Картинки из раннего детства хранятся в нашей памяти, но извлечь их не получится.

2. Созревание мозга
Мозг маленького ребенка отличается от мозга взрослого. Только в период полового созревания нервные клетки совершенствуются до такой степени, при которой создаются условия для надежного запоминания. У младенцев и маленьких детей память функционирует на примитивном уровне, она развивается на протяжении нескольких лет в сложную систему. Младенцы помнят лишь о том, что обусловлено рефлексами: например, нужно пососать грудь, чтобы насытиться. Или запах матери. Позже они начинают запоминать, кто есть дедушка, как выглядит мячик. В возрасте от 1 до 3 лет мозг ребенка развивается так интенсивно, что включается автобиографическая память.

3. Развитие личности
В возрасте от 2 до 3 лет у детей появляется представление о том, кто они. Они начинают понимать, что управляют своей жизнью. В этой фазе дети учатся определять вчерашний, сегодняшний и завтрашний дни. Хотя у ребенка отсутствует понимание прошлого, настоящего и будущего, он уже умеет воспроизводить в своем сознании некоторые воспоминания.

Рассказы приводят к воспоминаниям

Три вышеуказанных фактора начинают взаимодействовать только к 3 годам жизни ребенка. До этого времени надежное запоминание невозможно.
Но некоторые люди считают, что они помнят события до трехлетнего возраста. По мнению ученых, это полное заблуждение. Иногда мы принимает за правду то, чего не было. Либо то, о чем нам рассказывали наши родители и родственники. Нам начинает казаться, что мы действительно это помним, а воображение дорисовывает картину. Создать иллюзию собственного воспоминания помогают фотографии, на которых мы запечатлены в раннем возрасте. И вот нам кажется, что мы помним радостный момент дарения плюшевого мишки на новый год.

Что мы помним

Никто не может сказать с уверенностью, что именно вспомнят дети в будущем. Но известно, что чем больше эмоций сопровождало событие, тем лучше оно запомнится. Не имеет значения, был ли ребенок грустным, радовался или испытывал чувство стыда.
Особенно ярки воспоминания о запахах и вкусах. Например, о запахе бабушкиных пирожков с яблоками. Обонятельная память является очень древней, она помогала обеспечить выживание в первобытные времена. Способность связывать воспоминания с определенными запахами есть и у нас, современных людей.
Нет человека, который мог бы вспомнить всё, что с ним случалось в детстве. Часто в памяти остаются лишь единичные картинки. Мы не можем вспомнить конкретные события, но всегда помним об ощущении счастья, радости, страха или отчаяния, испытанных нами в детстве.

Зачем нужны воспоминания

Прекрасные детские воспоминания доставляют нам радость. Благодаря испытываемой радости выделяется эндорфин, который усиливает иммунную систему и повышает активность.
Воспоминания о прошлом составляют немалую часть нашей личности. Сохранение в памяти хороших и плохих событий, позитивных и негативных эмоций делает нас особенными, раскрывает наши черты характера и определяет чувствительность.

Подготовьте для своего ребенка прекрасные воспоминания

К сожалению, это не так просто. Вы можете научить ребенка обращаться с вилкой и ножом и прикрывать рот при чихании. Но нельзя навязать ему то, о чем он должен вспомнить в будущем. Каждый человек обладает своей сокровищницей воспоминаний, и никто не может сказать, почему одно событие стерлось из памяти, а другое настолько сильно запечатлелось, как будто случилось 10 минут назад.
Но все-таки родители могут оказать влияние на воспоминания своих детей. Для подготовки прекрасных воспоминаний, опытные специалисты газеты и сервисов ДивиМИР рекомендуют следовать некоторым принципам.

1. Ориентируйтесь на вкусы ребенка
Детям нравится, когда внимание сосредоточено на них, когда их развлекают, даже если взрослым эти забавы кажутся глупыми. Каждый родитель знает, что именно нравится его ребенку: гулять по зоопарку, плавать в бассейне, кататься на плечах папы. Любимые игры и занятия нужно организовывать как можно чаще. В этом случае велика вероятность того, что ребенок хорошо запомнит эти события.

2. Позаботьтесь о повторении
Взрослым бесконечное повторение игр, песен и шуток кажется скучным, но дети могут очень долго играть в одно и то же. Не злитесь, а позвольте любимым занятиям повторяться столько, сколько нужно ребенку. Часто повторяющиеся события лучше отпечатываются в памяти, чем одномоментные.

3. Разговаривайте о пережитом
Многим нравится собираться вечером всей семьей и обсуждать события прошедшего дня. Разговор о новых событиях помогает сохранить их в памяти на долгое время. Кроме того, пережитое днем появляется ночью в снах. Перед сном нужно еще раз вспомнить то, что произошло сегодня.

4. Больше движения
Звучит банально, но действительно работает: пешая прогулка или велосипедный тур способствуют выбросу гормонов счастья. Они помогают нам увидеть происходящее в более ярком свете и поэтому легче запоминаются. Играйте с ребенком в подвижные игры, запускайте воздушного змея, бросайте камешки в воду, устраивайте бои со снежками - обеспечьте ему счастливые воспоминания на всю жизнь.

На днях трехлетняя дочка знакомой, перелистывая фотоальбом в гостях у бабушки, выдала, ткнув пальчиком в порыжевший черно-белый снимок:

Этот папа был хороший, только Жужу не любил.

Какой папа, Варечка? Какую Жужу? - не поняла та.

Ну, мой прошлый папа Котя, - начала втолковывать неразумной бабушке внучка, - ты что, не помнишь, что ли? Я же потом уже у папы Юры родилась, а до него у меня папа Котя был. И Жужа была, собачка беленькая. Я с ней играла во дворе, потому что папа ее в дом не пускал. И тогда я пошла к ней спать в будку, и они меня искали-искали… А потом война началась, и папу убили, и мы уехали в другую страну, без Жужи. Потому что с собачкой в поезд нельзя…

Ну и сказочница ты у меня! - рассмеялась бабушка, но фотографию офицера царской армии (шашка, портупея, венский стул) из альбомных держателей вынула. На обороте значилось: «Милой, дорогой Женюре от брата Коти. Май 1916».

Дальнейшие расспросы родни показали: Котя (уменьшительное от Константина) действительно был, и он действительно погиб в Первую мировую. После смерти его семья действительно эмигрировала куда-то в Европу, где их след окончательно и затерялся. Женюра же (уменьшительное от Евгении) - двоюродная сестра Константина - осталась в России, став впоследствии бабушкой нашей бабушки.

Что стало с собачкой Жужей и была ли она вообще, история умалчивает, но судя по тому, с какой уверенностью говорила о ней маленькая Варя, все может быть.

Пятилетний сын коллеги подобными рассказами родню не развлекает. Но с самого раннего детства - как только научился держать в руке карандаш - постоянно рисует картины воздушного боя: самолеты со звездами, самолеты со свастикой, черно-красные букеты взрывов, падающие бомбы, воронки, горящие дома… И всякий раз на вопрос о прояснении диспозиции тыкает в немецкий самолет со словами: «Это я в нем лечу».

Мы когда в первый раз такое услышали, решили, что пробел в образовании, - вспоминает коллега, - начали объяснять про своих и чужих, про то, что фашисты плохие, хотели нашу страну захватить… Леха вроде бы все понял, но потом, сколько он эти бои ни рисовал (а рисует он их постоянно!), всегда оказывался в самолете со свастикой.

Причем ему вообще интересно все, что связано с той войной: оружие, амуниция, история. Но - со стороны Германии. И интерес не исчезает, несмотря на весь наш агитпроп. И немецкий язык ему очень нравится (вот ты знаешь хоть одного русского, кому бы этот лай нравился?). Как будто это прям его родное, прости господи.

В общем, у нас только одно объяснение: в прошлой жизни был, наверное, немцем, воевал и погиб в воздушном бою с нашими. Мы недавно в вотсапе, в мамской группе, эту тему поднимали. У многих девочек детки подобные вещи рассказывают, оказывается: про то, как были взрослыми до того, как стать детьми… Подобные вещи - детские рассказы о житье-бытье до рождения - многие десятилетия собирают и профильные специалисты. Последний труд на эту тему принадлежит перу пренатального психолога из Иокогамы Акиры Икегавы, который опросил тысячи маленьких японцев в детских садах и яслях. Как выяснилось, больше трети малышей помнили о времени, проведенном в утробе, каждый пятый описал индивидуальные обстоятельства связанные с появлением на свет, а многие вспомнили и о жизни до зачатия - своем пребывании в других странах или пространствах.

Многочисленные исследования коллег Икегавы из разных стран помогли к настоящему времени более-менее определить абрис загадочного феномена. Так, в большинстве случаев описать свою прошлую жизнь могут лишь дети 2–6 лет, после этого возраста все забывается.

Как правило, они рассказывают о ничем не примечательной жизни обычного человека (никаких Наполеонов и Клеопатр, которыми так грешат «воспоминания» многих эзотерически подкованных граждан), чья смерть (в 70 процентах случаев) была неестественной: средний возраст погибшего на момент смерти - 28 лет. Подобные рассказы не зависят от вероисповедания семьи, в которой воспитывается ребенок, хотя чуть больший их процент все же приходится на страны, исповедующие идею реинкарнации (что, по мнению исследователей, говорит лишь о том, что носители такого мировоззрения реже воспринимают подобный детский лепет как пустую фантазию). В 60 процентах случаев о своих прошлых жизнях вспоминают мальчики. 90 процентов детей сообщили, что были того же пола, что и сейчас.

20 процентов рассказали о времени между смертью и новым рождением и о том, как выбирали себе родителей… Некоторые дети утверждают, что были умершими членами семьи, но даже в тех случаях, когда предыдущее воплощение пришлось на совершенно незнакомого ребенку человека из совершенно другого места, детали рассказа позволяют найти следы жизни такого человека (надо ли говорить, что детали и следы в большинстве случаев совпадают).

Научились за это время исследователи и отличать правду от вымысла, описав как минимум четыре признака реальности детских экскурсов в прошлое. Ими считаются: уверенный тон; неизменность описания во времени; детали, не объяснимые детским опытом; соответствие поведения (например, гибель в пожаре в прошлой жизни - боязнь огня в этой). Не всегда срабатывают все четыре признака сразу, но уж хотя бы два проявятся обязательно.

Иногда, утверждают эксперты, доказательства прячутся не только внутри, но и снаружи. Так, американский биохимик и психиатр Ян Стивенсон, исследовавший более 3000 случаев дородовых воспоминаний детей, находил у некоторых из них увечья или родимые пятна, по форме совпадающие со шрамами или ранами (обычно смертельными), полученными в прошлой жизни. Стивенсон детально описал около 200 подобных историй.

Например, «показания» мальчика, родившегося с обрубками вместо пальцев на правой руке (в прошлой жизни он потерял пальцы в измельчителе), или рассказ тайского трехлетки, который утверждал, что был когда-то учителем, которого застрелили, когда тот ехал в школу на велосипеде. Родственники учителя, найденные Стивенсоном, вспомнили, что пуля попала в затылок и вышла через лоб, при этом входное отверстие было маленьким и круглым, а рана на лбу оказалась побольше и неровной формы.

Трехлетний тайский рассказчик родился с двумя родимыми пятнами: маленькой круглой родинкой на затылке и большой, неровно очерченной, спереди… Кстати, исследованиям Стивенсона многие доверяют, так как, будучи стопроцентным ученым, он считал доказанным лишь тот случай, для которого можно было получить документальные подтверждения происшедших в прошлом событий.

Так или иначе, но пока исследователи лишь набирают статистику и пытаются хоть как-то ее систематизировать. До объяснений феномена (вне его религиозного или эзотерического контекста) далеко. А это значит, что единственная польза, которую мы можем извлечь из детского лепета - это помочь ребенку справиться со своими страхами или комплексами. Ведь вполне возможно, что корни этих страхов находятся далеко за гранью рождения.

Психологам известны случаи, когда маленькие дети, услышав, например, шум пролетающего самолета, бежали прятаться со словами «Бомбить будут» (причем в странах, никогда не подвергавшихся воздушным бомбардировкам), или когда подростки, комплексующие по поводу своей внешности, под гипнозом вспоминали слова, вырвавшиеся из уст матери на родовом столе: «Ой, какой страшненький!» В общем, не нужно быть психологом, чтобы вовремя выслушать и поддержать ребенка, дав ему возможность идти по жизни дальше без лишней тяжести в душе.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Максим Прохоров, детский психолог:

Академическая психология, конечно, не приемлет никаких прошлых жизней и считает все это фантазиями ребенка, не более того. Но даже если это просто фантазии, к ним все равно нужно очень серьезно отнестись, потому что, если ребенок о таком фантазирует, значит, для него это важно.

Не стоит от этого отмахиваться. Возможно, ребенок сам себе пытается ответить на вопросы, как он появился на свет, или ему не хватает чего-то, или он пытается обнаружить какую-то свою ценность… Но есть и другой взгляд, описанный когда-то известным психологом Карлом Густавом Юнгом. Он считал, что, помимо сознательного и бессознательного проявлений психики, существует еще и коллективное бессознательное, общее для всех людей. Это такое странное место, из которого, например, вылезают странные сновидения. Когда нам снятся какие-то вещи, которые с нами никогда не происходили и произойти не могут.

Такие странные сны часто снятся детям. Ребенок вполне может рассказать сон, в котором гигантский крокодил пожирает солнце. Мы, естественно, начинаем думать, что это ему Чуковского прочитали. Но иногда выясняется, что ничего такого ему не читали, но ребенок тем не менее воспроизвел древнейший архетипический сюжет, известный еще египтянам - про монстра, пожирающего каждый вечер солнце. Есть мнение, что чем младше ребенок, тем он ближе к этому бессознательному или к какому-то коллективному человеческому опыту, универсальным земным мифам и символам, которые можно найти почему-то практически во всех человеческих культурах.

Как это все функционирует, никто пока точно не знает, но, возможно, в нас всех это заложено генетически.

КСТАТИ

Исследователи человеческой памяти знают о существовании такого феномена, как ложные воспоминания. Такие воспоминания характерны для многих психических заболеваний, но могут проявляться и у здоровых людей. Основой для них служит информация, которая на сознательном уровне была забыта, однако осталась в подсознании.

Например, человек случайно слышит какую-то историю и не придает ей значения, сразу забывая о ней. А через некоторое время уже утверждает, что героем рассказа был он сам, и прекрасно «помнит» все, что с ним происходило. Однако чаще всего такие воспоминания бывают у людей взрослых, поскольку предполагают наличие определенного жизненного опыта. У дошкольников вероятность появления ложных воспоминаний крайне мала.

ЦИФРА

7% процентов россиян верят в реинкарнацию, говорит социология. В Европе таких людей - 25–30%, в США - около 55%. А вот в государствах Азии число жителей, считающих, что после смерти обязательно переродятся, подавляющее большинство.

ПИШИТЕ ПИСЬМА, ВАС НАЙДУТ

Несколько лет назад Викрам Рада Сингх Чаохан, ученый из Патиалы (штат Пенджаб) выступил на конференции криминологов Индии с докладом. Он занимался расследованием необычного случая: ребенок, который некогда жил и погиб в округе Джаландхар, «возродился» в теле другого ребенка, живущего в сельской местности. Криминолог провел сравнительный анализ почерков погибшего и ныне живущего мальчиков. Почерки практически совпали, различие было лишь в мускульной координации, что вполне объяснимо: «возрожденный» лишь недавно научился писать. Викрам Чаохан предположил, что, если душа одного человека переселилась в тело другого, с ней вместе должен перейти и образ мыслей, и манера писать… Коллеги Чаохана, проанализировав образцы почерков, согласились с его выводами.

С появлением компьютеров, а там более, планшет, игровых приставок и смартфонов занять ребёнка с самого маленького возраста стало очень удобно.

Многим детям с самого раннего возраста предоставлена возможность использовать компьютер, потому что родители очень заняты и не находят времени и сил играть, заниматься и разговаривать с ними. Занятия ребенка на компьютере - это, безусловно, хорошая возможность для родителей побыть в тишине некоторое время и отдохнуть. Но если «некоторое время» начинает растягиваться на часы, то постепенно в в семье появляется нездоровая привычка «затыкать» ребёнка компьютером.

Хотите Вы в это верить или нет, но многие дети куда больше предпочли бы провести время с папой и мамой, делая что-то интересное, увлекательное и весёлое, чем сидеть за компьютером.

Сколько лет сейчас Вашему ребёнку?

Сейчас я напишу что-то такое, что настолько очевидно, что прозвучит даже банально, но тем не менее я это напишу. Ваш ребёнок уже никогда не будет такого возраста, как сейчас. Это время безвозвратно уходит. Каждый день. Каждую неделю. Каждый месяц. Он становится всё старше. И становится более независимым от вас. С рождения ребёнка у Вас есть 12 лет наблюдать его детство и 5-6 лет - наблюдать его юность. Вы не успеете моргнуть глазом, как это время пронесётся и уйдёт навсегда. Это звучит грустно. Но я пытаюсь донести до вас мысль, что мы, действительно, как родители, должны ценить каждый день, каждое мгновение, проведённое с нашими детьми. Да, мы устали после работы. Да, нам хочется тишины. Это нормально и естественно. Но давайте не будем постоянно обращаться к помощи компьютера.


Старайтесь создавать памятные мгновения, которые ребёнок будет помнить всю жизнь, когда будет вспоминать своё детство. Он не будет помнить, какого уровня в игре достиг, какую миссию прошёл, сколько баллов набрал, сколько монстров убил, сколько друзей добавили его в контакте.

Он будет вспоминать другие вещи

– Он будет вспоминать, как вы ходили в поход и до ночи засиживались за костром.
– Он будет вспоминать, как вы вместе смотрели важные семейные фильмы и обсуждали их.
– Он будет помнить, как вы собрали все подушки дома и построили из них крепость.
– Он будет помнить, как вы играли с ним в настольные игры, помогали выжигать на деревянной доске, играли в морской бой, эрудит, показывали ему карточные фокусы.

Он будет помнить время, которое вы провели с ним. И если Вы не делаете это время приоритетом, то, к сожалению, он будет помнить, что мама всегда была занята и папе всегда не было до меня никакого дела.


Создавайте для Вашего ребёнка ценные, значимые моменты искреннего, глубокого общения, совместного времяпровождения, помогайте ему быть включённым в семейную жизнь и в обсуждения планов. Цените его мнение. Помогайте ему чувствовать себя важным и значимым, любимым и желанным.

Компьютер не может заменить ему Вас. Привыкание и не формируется за один день. Это происходит незаметно, а когда уже становится очевидно, что что-то идёт не так, что контакт потерян, что у родителей мало контроля над тем, что происходит – тогда бывает уже поздно. И приходится прилагать большие усилия к тому, чтобы помочь ребёнку.

Поэтому так важно знать заранее обо всём, что связано с компьютерной зависимостью, с программами родительского контроля, с основами безопасности ребёнка в интернете. Важно знать о том, как правильно сформулировать правила, донести их до ребёнка и следить за их выполнением.

У Вас есть уникальная возможность получить записи самого объёмного и подробного тренинга на тему компьютерной зависимости у детей.

Этот тренинг прошёл в с огромным успехом. Родители написали очень много отзывов - вы можете их прочитать, нажав на .

На сайте медицинской школы Вирджинского университета можно прочитать о случаях, когда люди помнили себя до рождения: «Некоторые маленькие дети рассказывают В последнем случае одни описывают, как находились в утробе матери, а другие говорят о потусторонних мирах или пространствах». /сайт/

«Иногда дети описывают детали их рождения, которые родители не рассказывали им. Хотя с точки зрения научного понимания детской памяти такие воспоминания невозможны, они присутствуют у некоторых детей».

Несмотря на то, что наука добилась значительного прогресса в понимании процесса накопления и сохранения воспоминаний, память во многом по-прежнему остаётся загадкой.

Возможно ли, что так называемые воспоминания до рождения - эти всего плоды воображение, возникшие из-за определённых потребностей таких людей? Эту точку зрения разделяет Марк Л. Хаув из факультета психология Университета Лейкхид.

А может быть, это один из загадочных феноменов, связанный с гипотезой о том, что Сюда же относятся воспоминания детей о прошлых жизнях, которые Это бы объяснило, почему эта память настолько ясная, хотя дети в очень раннем возрасте обычно не обладают настолько ясным сознанием, потому что их мозг ещё не полностью развился.

Или же существует странный процесс, во время которого плод впитывает воспоминания из мозга матери?

Связь между мозгом младенца и матери?

В опыте, проводившемся группой учёных из Университета Эмори, у мышей вызвали страх перед ацетофеноном ― фруктовом запахом, который используется в ароматизаторах. Мыши получали удары током, и им одновременно давали нюхать этот аромат. В итоге этот запах стал у них ассоциироваться с болью.

Удивительный момент: «Потомство этих мышей никогда не сталкивалось с этим запахом, но всё равно проявляло страх перед ним и старт-рефлекс».

У потомства образовались те же нейронные связи в мозгу, что и у их родителей. Их обоняние было чувствительно к этому аромату. Эффект передался даже в третье поколение мышей.

Конечно, передача потомству старт-рефлекса ― это одно дело, и совсем другое дело ― необъяснимая передача сложных воспоминаний от матери ребёнку в её утробе.

Память об аварии из утробы матери?

На сайте Reddit пользователь поделился следующим воспоминанием: «У меня есть яркое воспоминание, как моя мать повредила машину, возвращаясь из продовольственного магазина. Из-за этого они ссорились с моим отцом. Когда я, будучи подростком, задал ей вопрос об этом, она сказала, что в то время я ещё не родился. Она тогда была беременна мною. Отец подтвердил это. Ещё я помню день, когда она держала меня на руках, и мы ехали на машине из больницы, когда я родился. Я помню обстановку в больнице, там было витражное стекло, одежду медсестёр, одежду отца, как выглядела машина. Родители сказали, что мои воспоминания соответствуют действительности».

В отдельных воспоминаниях такого рода люди хорошо описывают внешние детали, а в других речь явно идёт об ощущениях в утробе матери. Другой пользователь Reddit пишет: «Когда я был маленьким, я рассказал маме, что помню, как находился в тёплом, тёмном, стеснённом пространстве. Там было скучно, но что-то колотилось на заднем фоне. Я едва мог видеть тусклый, рассеянный красный свет перед собой. Свет просвечивался сквозь тёмно-красную сетку, которая, похоже, пульсировала в ритм со стуком.

«Это воспоминание длилось только одну или две секунды… Когда я рассказывал это я не понимал, что я описал. Так должно быть видит ребёнок, находясь внутри матери».

Ребёнок в утробе матери. Фото: Valentin Arr/iStock

Многие люди делятся подобным опытом на сайте www.Prebirthmemories.com. Например, одна женщина пишет: «Я разговаривала со своим 7-летним сыном Магнусом о снеге. Я сказала, что люблю снег, потому что моё первое воспоминание в жизни, как я катаюсь на санках с папой и братом, когда мне было два года».

«Я тогда спросила у Магнуса, а какое у него первое воспоминание… Магнус описал, как находится в тёмном месте, просто тихо сидит там. Я спросила у него, был ли он напуган. Он ответил: «Нет, я прекрасно себя там чувствовал!» Потом он сказал, что стоял в зелёном доме. Это смутило меня, но потом вспомнила, что когда он родился, стены нашего дома были зелёными. С тех пор мы их перекрасили, но на месте шкафа остались следы этой зелёной краски. Я показала их ему, он подтвердил, что видел этот зелёный цвет. Я просила, что он делал в зелёном дома. Он ответил, что просто осматривал. Потом он сказал, что вернулся в тёмное место и голос в его голове сказал: «Не волнуйся, ты скоро будешь на Земле». И тогда я поняла, что рассказывает воспоминания до своего рождения.

«Магнус сказал, что видел, как родился, он стоял за занавесками и наблюдал за своим рождением со стороны… Я спросила у него, что он видел. Он описал медсестёр, меня, мою маму и врача. Упоминая врача, он использовал местоимение „она“. Я никогда не говорила, что врачом была женщина».

Однако Марк Хоув считает, что подобные воспоминания ― плод воображения. Настоящие воспоминания могут сохраниться только с возраста в 18 месяцев. Однако его интересует проблема ранних воспоминаний. В своей статье «Воспоминания из колыбели» он задаётся следующими вопросами:

«Можно ли передать словами опыт, полученный до освоения речи? Зависит ли способность вербально помнить такие события в зависимости от того, было ли это событие травмирующим или важным для человека? Влияют ли эти нюансы на сохранение в памяти раннего опыта? Могут ли приобретённые в дальнейшей жизни знания изменить воспоминания? Меняют ли приобретённые знания значение опыта, превращая некогда важное событие в просто любопытную деталь, которую мы, скорее всего, забудем? И, наконец, есть ли необходимость получить осознанный доступ к прошлым воспоминаниям, чтобы понять, как они влияют на нашу жизнь?»

Какое было ваше первое детское воспоминание? Я помню, как во время обеда в детском садике нам принесли на десерт шесть яблок - по одному для каждого ребенка, который сидел за столом. Но я хотела самое сладкое яблоко, поэтому, не долго думая, понадкусывала их все - и выбрала самое вкусное.

Мне было около трех лет. Лишь 5% процентов людей помнят себя раньше этого возраста. А наши воспоминания до 6-7 лет обычно можно пересчитать по пальцам. Этот феномен психологи называют «инфантильной амнезией».

Как и многие открытия в психологии, это принадлежит психологу с неоднозначной репутацией Зигмунду Фрейду. Беседуя со своими пациентами, он заметил, что большинство из них не могут вспомнить себя в маленьком возрасте, при этом если спрашивать о периоде после шести лет - количество воспоминаний резко возрастает.

Почему же мы так плохо помним детство?

Пока ученые и психологи не пришли к единой версии - существует несколько теорий о том, что является причиной возникновения инфантильной амнезии.

Некоторые ученые считают, что ребенок не может сохранять воспоминания, потому что он еще не стал самостоятельной личностью, не отделил себя от окружающего, и не знает, что из пережитого - есть его опыт. Психолог Харк Хоун провел эксперимент: он попросил детей спрятать игрушечное животное в его лаборатории. Через две недели он спрашивал малышей о том, куда они положили игрушку. Только те дети, которые уже узнавали себя в зеркале (этот простой психологический тест помогает определить, развилось ли «я» ребенка), рассказали ученому, где лежит животное. Остальные же не помнили, куда дели игрушку.

Исследователи Габриэль Симкок и Харлин Хейн в 2002 году опубликовали в журнале «Психологическая наука» исследование, в котором речь шла о том, что запоминание событий детьми тесно связано с речевыми навыками. Так как маленькие дети не достаточно владеют языком, они не могут «закодировать» то, что происходит в их жизни, в воспоминания.

Как же тогда дети не забывают, кто их родители, как их зовут, где их дом?
За сохранность этой информации отвечает особый вид памяти - семантическая память. Это тип долговременной памяти для хранения общих понятий о мире, там же хранятся правила и установки, информация об окружающих людях, и знание о том, что шоколадка лежит на верхней полке, а на день рождения родители обещали купить конструктор.

«Проблема не в том, что дети не могут формировать воспоминания, а в том, что они формируют их в зоне кратковременной памяти, - говорит ученый Пол Фрэнкланд из Торонто. - Когда я проводил исследование о феномене детской амнезии, я постоянно обращался за помощью к своей четырехлетней дочери. Я задавал ей вопросы о местах, в которых мы были два-три месяца назад, и она рассказывала то, что помнит, причем довольно подробно. Но я знаю, что через четыре года она этого не вспомнит».

Канадские исследователи подтверждают - маленькие дети лучше помнят свое раннее детство, чем повзрослевшие. Они попросили 140 детей в возрасте от 3 до 13 лет описать три самых ранних своих воспоминания, а два года спустя повторили опрос. Из 50 самых юных участников исследования, которым на момент первого контакта с учеными было от 4 до 6 (и, соответственно, 6-8 на момент второго опроса), только пять детей назвали те же воспоминания как самые ранние. Большинство малышей забыли то, что они рассказывали о себе раньше. Тогда как из более взрослых детей более 30% воспроизвели те же памятные моменты, что и за два года до этого.

Исследование Фрэнкланда было связано с особенностями работы гиппокампа - части лимбической системы головного мозга, которая является своего рода «транспортной компанией» для перевозки и архивирования наших воспоминаний.

Все мы рождаемся с недоразвитым гиппокампом - ему нужно несколько лет, чтобы настроиться на работу. И, пока эта область головного мозга находится «в стадии разработки», наши воспоминания хранятся в эпизодической памяти, «хранилища» которой разбросаны по всей поверхности кортекса, иначе говоря - коры головного мозга. Аудиальные воспоминания откладываются на боковых поверхностях кортекса, тогда как визуальные - на задней поверхности. Патрисия Байер из университета Атланты советует представить эти участки как цветы - тогда получается, что весь наш мозг - большая цветочная поляна. А гиппокамп нужен, чтобы собрать из цветов букет.

Фрэнкланд объясняет: гиппокамп, начиная работать в полную силу, слишком занят транспортировкой и архивированием текущей жизни ребенка, ему некогда отвлекаться и заниматься делами давно минувших дней. Подобно тому, как бухгалтер во время сдачи годового отчета не будет проверять данные пятилетней давности, гиппокамп не тратит силы на прокладывание дорожек-связей к нашим самым ранним детским воспоминанием, сосредотачиваясь на том, чтобы запомнить как можно больше нашей сегодняшней жизни.

Канадский ученый доказал свою теорию на крысах. Он взял несколько мышат, которые в норме имеют те же проблемы с долгосрочной памятью, что и дети, и с помощью препаратов замедлил формирование новых нейронных связей в гиппокампе. Мышата, которые до этого за несколько дней забывали верный «путь» в лабиринте до сыра, смогли сохранить это воспоминание надолго и успешно находили лакомство спустя недели. Освободившись от текущих задач, их гиппокамп нашел ресурсы на перемещение воспоминания о правильной дороге до сыра из кратковременной памяти в долговременную. Вскоре ученый планирует проверить свою теорию на детях, больных онкологическими заболеваниями - одним из эффектов лекарств, которые им назначают, является замедление формирования нейронных связей в гиппокампе.

Фрейд считал, что феномен детской амнезии связан с необходимостью стереть из памяти травмирующие событии детства. Современные ученые все еще не знают, по какой причине ранние воспоминания не находят места в нашем хранилище памяти, но они выяснили, когда они начинают стираться.

Недавнее исследование Патриции Байер и Марины Ларкиной показало, что феномен детской амнезии «активируется» в возрасте 7 лет. Они записали разговор мам с трехлетними детьми о шести последних ярких событиях жизни ребенка - посещение зоопарка, первый день в детском саду и так далее. Через некоторое время исследователи снова связались с семьями и расспросили детей о том, что они помнят о шести событиях. Так как целью исследования было установить, в каком возрасте мы забываем свое детство, ученые разговаривали с разными детьми из тест-группы в разном возрасте - с одними в пять лет, с другими в шесть, семь, восемь, девять. Таким образом они смогли зафиксировать, сколько информации в каком возрасте могут воспроизвести дети.

Выяснилось, что ребята, которым на момент опроса было 5-7 лет, помнили 60% из того, что с ними происходило в возрасте трех лет. Тогда как те, с кем разговаривали в 8-9 лет, могли воспроизвести не более 40%.

Как выяснила другая группа канадских ученых во главе с доктором Питерсеном, на формирование детских воспоминаний также влияет среда, в которой растет ребенок. В 2009 году он провел масштабный эксперимент, в котором участвовали 225 канадских детей и 113 детей из Китая в возрасте 8, 11 и 14 лет. Их попросили написать как можно больше воспоминаний об их детстве за четыре минуты. Ребята из Канады смогли вспомнить вдвое больше того, что происходило с ними в детстве, чем китайские дети, при этом они помнили себя в среднем на шесть месяцев младше. Интересно, что их воспоминания в большинстве своем были связаны с их собственным опытом, тогда как дети из Китая больше вспоминали то, что было связано с семьей и групповой активностью.

Это исследование показало, что на то, как хорошо мы помним детство (и что именно мы вспоминаем), влияет наше окружение. В целом наши воспоминания о раннем детстве обычно больше визуальные, чем аудиальные, и чаще позитивные, чем негативные.

Чтобы помочь ребенку сохранить воспоминание, нужно обсуждать произошедшее с как можно большим количеством деталей. Не сообщайте ребенку факты, для формирования воспоминаний гораздо эффективнее подталкивать малыша самого рассказывать о произошедшем. Помнишь, как мы ходили в зоопарк? Что ты там видел? Какого цвета была шерстка у льва? А какие звуки произносила горилла?

Может быть, когда вырастет, ваш ребенок и не вспомнит, как в три года кормил рыбок на Мальдивах, но регулярное обсуждение ваших совместных приключений обогащает словарный запас малыша, повышает уверенность в себе, учит сотрудничать и сближает вас.

Фото - фотобанк Лори