Все о тюнинге авто

Рекомендации по самостоятельному обучению. Как научиться учиться. Методы быстрого обучения Обучающимся самостоятельно освоить

“Настоящее образование есть только самообразование” (П.Л. Капица)

Школа призвана обучать и воспитывать подрастающее поколение исходя из реальных требований жизни с учетом рыночных отношений.

Практические и самостоятельные работы в обучении географии имеют большое значение, поскольку способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование знаний и умений применять знания на практике и добывать новые.

В эпоху информационного взрыва для становления личности и самореализации выпускников школы необходимо умение ориентироваться в океане информации. Специфика географии заключается в том, что необходимым условием для получения географических знаний является умение пользоваться различными источниками географической информации политехнического характера:

  • картографическими (чтение карт различного содержания);
  • статистическими (графики, диаграммы, таблицы);
  • текстовыми.

Если в младших классах стояла задача научить учиться, то в старших классах задача усложняется, т. к. необходимо учиться самостоятельно:

  • учиться планировать свою деятельность;
  • рационально использовать свое и чужое время;
  • работать со справочной, дополнительной литературой;
  • писать конспекты, тезисы, рефераты.

Как реально оценить свои возможности, научиться выделять учебную задачу, составлять планы при подготовке к зачетам и экзаменам?

Разработанные памятки, инструкции позволяют учителю давать дифференцированные задания, развивать творческое мышление, формировать практические умения и навыки, помогают закрепить знания учащихся по каждому разделу школьной программы, способствуют развитию навыков самоорганизации учащихся.

Изменив свое отношение к своему труду - учению, учащиеся получают возможность быть гармонично развитыми здоровыми молодыми людьми с прочными знаниями и высоким интеллектом, а, следовательно, наша страна будет великой как по площади, так и по возможностям.

Чему учиться в первую очередь?

Прежде всего, умению выделять учебную задачу: ясно представить себе, какова цель каждого задания, которое пока не умеете делать. Нельзя подменять учебную задачу выполнением домашнего задания.

Как этому научиться?

  1. Отличайте учебную задачу от конкретного задания.
  2. Выделяйте в материале предмет усвоения. Чувство понятности, возникшее при чтении, еще не свидетельствует об усвоении.

Умение выделять учебную задачу относится к умению умственной деятельности наряду с правильно организованным восприятием (умением не отвлекаться), памятью, творческим мышлением (проблемным видением, умением выдвинуть гипотезу, предвидеть развитие явлений и др.), логическим мышлением (владением приемами анализа и синтеза, сравнения, доказательства, абстрагирования и др.); общей и специальной эрудицией.

Умейте приобретать знания!

С чего начать?

Порядок на рабочем столе

Необходимость подготовки рабочего места на производстве - разложить инструменты, принести материалы, удобно их расположить - признается всеми. Но ведь учебный труд более важен! Расположение предметов на письменном столе, где вы готовите домашнее задание, должно быть постоянным.

Как расположить?

  • Перед собой - тетрадь и книгу;
  • справа - письменные принадлежности (ручки, карандаши, бумага для выписок, линейка);
  • слева - дополнительную литературу;
  • прямо, корешком к вам - справочную литературу.

Все должно быть под рукой!

Как начинать

Помните, чем дольше вы оттягиваете начало подготовки домашнего задания, тем больше усилий вам потребуется, для того чтобы заставить себя приступить к этому. Психологам хорошо известно, когда человек выполняет работу, которая ему не интересна , вначале он работает с трудом, принуждая себя. По мере втягивания в работу, он затрачивает все меньше и меньше волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или результату. Дело идет быстрее и эффективнее. Таким образом, человек оттягивающий начало работы, удлиняет её первый тяжелый этап. Чем длиннее первый этап, тем неприятнее воспоминания о работе.

Настраиваться на эффективную работу можно серией приказов: “Я смогу”, “Я успею”, “Я выполню” и т. д.

Важно приступать к делу без раскачки. Помните, “отсрочка - это воровка времени”.(Э. Юнг).

Планирование времени

Хотите иметь больше свободного времени? Быстро устаете, сидя над учебниками или лекциями? Подчините свой распорядок жизни четкому и научно обоснованному ритму.

Не о том речь, чтобы все человечество поднимать с постели в одни и те же часы, а о том, как с большей пользой распределить свое время. В основу режима дня положен биологический закон ритма, постоянной повторяемости физиологических процессов. Природные пики работоспособности, индивидуальные для каждого человека, должны совпадать с теми нагрузками, которые мы создаем себе сами.

Начните с планирования на один рабочий день - с вечера распределяйте работу на завтра. В конце дня подводите итог работы за день. Попробуйте составить план работы на неделю с учетом своих возможностей и внешних обстоятельств, с учетом недельного расписания занятий или лекций. Бывают задания, которые учитель дает на длительное время (например, домашнее сочинение). Используйте более свободные по загруженности дни для подготовки большого по объему материала.

Выполняйте план, придерживаясь двух правил:

  • садиться за уроки именно в запланированное время;
  • в процессе работы не выходить за рамки отведенного на каждый из предметов времени.

Лучше идти в школу, не доделав один из уроков, чем не выучить два других. Если что-то не получается, лучше переключиться на другое задание, а затем вернуться к трудному. Пользуйтесь различными приемами, чтобы заставить себя глубоко и основательно понять изучаемый материал. Это и запись материала, и составление схем, таблиц, и рассказывание себе, зеркалу или любимой кошке.

“Время - это самое дешёвое и вместе с тем самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему - времени - мы получаем все”. (Я. Райнис)

Целесообразность занятий с одноклассниками

Слабому ученику полезно заниматься вместе с сильными, освоить приемы работы и привычки. И сильному полезно.

Во-первых, обучая, учимся сами; во-вторых, сразу станут видны пробелы в знаниях.

Но не годится обращаться к сильным ученикам по поводу и без повода. Не стоит обращаться за помощью, пока не убедитесь совершенно твердо, что встреченные трудности сами не преодолеете. Бывает и так: сильные не столько помогают, сколько демонстрируют свои знания, свое превосходство.

Не отвлекайтесь на посторонние разговоры!

Объяснять материал должен тот, кто хуже его знает, а знающий должен внимательно следить за изложением, чтобы дополнить и уточнить его.

Мы усваиваем:

10 % прочитанного; 20 % услышанного; 50 % одновременно увиденного и услышанного; 70 % того, что обсуждаем с другими; 80 % того, что познали на 95 % того, что преподаем другим!

“Уча других, мы учимся сами” (Сенека)

Как работать с первоисточником

Первым, пробным, касательным чтением поздороваемся. Легкомысленное знакомство, не более. Хорошо конечно, если оно окажется чуть-чуть праздничным.

Ничего особенного и на втором чтении, подробном, вникающем. Рассмотреть, “обслушать”; побродить по тропинкам, соединяющим смысловые пространства; еще вслушаться в переклички значений, в контрасты интонаций и отношений; подышать солью противоречий…”

В. Леви, психолог

  1. Обрати внимание на время, историю и цель создания произведения.
  2. Прочитай текст произведения или его отрывки.
  3. Подчеркни непонятные слова.
  4. Разбей текст на смысловые части.
  5. Выдели основные положения. Сделай в тексте отметки, постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на вопросы.
  6. Сделай выводы. Запиши в тетрадь необходимые положения.

Помним правило 6 вопросов:

Вам предлагается один из простых, но действенных методов, который поможет Вам усваивать основные идеи различных текстов.

Чтобы освоить этот метод, попробуйте ответить на шесть основных вопросов:

КТО? ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ? ГДЕ? КАК?

Прочитывайте текст, держа в уме это ШЕСТЬ ВОПРОСОВ. Применяйте постоянно метод шести вопросов.

Какая у вас память?

Многие люди жалуются на "дырявую" память. В наше время, когда на человека постоянно обрушиваются целые потоки информации, особенно важно удержать в голове как можно дольше. Можно ли что-то существенное сделать со своей памятью, заставить ее работать лучше? Для этого надо уметь организовать свою память, структурировать ее.

Методики, позволяющие это делать, были известны с древних времен. Так монахи-доминиканцы еще в 16 веке, обучаясь ораторскому мастерству, использовали для заучивания речи метод "привязки к местности" (“метод мест” в современной психологии). Человек брал знакомый ему до мелочей путь и мысленно проходил по нему, последовательно раскладывая по дороге мысли и идеи, которые должен потом был изложить. Выступая же, он снова мысленно шел этим путем, поднимая разложенные там заранее слова и мысли. К сожалению, в школах, практически не обучают методикам запоминания , используя все тот же метод зубрежки. Между тем без тренировки память постепенно слабеет, люди постепенно превращаются в интеллектуальных дистрофиков, неспособных хоть ненадолго удержать в уме несколько многозначных чисел сразу. Что делать с этим? Тренируйтесь! (См. Приложение 2 , Приложение 3)

Существует несколько видов памяти:

  • Словесно-логическая (основа всех наших знаний); тот из людей оказывается способным, у кого словесно-логическая память лучше развита;
  • Наглядная память, полученная с помощью зрительных, слуховых, осязательных ощущений; люди с такой памятью точно помнят расположение текста, его объем, внешний вид книги;
  • Двигательная (чтобы опираться на этот вид памяти, к каждой книге приступайте с карандашом, делайте выписки, рисуйте схемы, составляйте таблицы);
  • Эмоциональная память.

Следует разрабатывать слаборазвитые виды и свойства памяти. Её воспитание нуждается в специальных усилиях, важнейшее из которых - развитие волевых качеств. Неудачи в запоминании часто являются показателем не плохой памяти, а слабой воли человека.

Если у тебя хорошо развита зрительная память:

  1. Помни о том, что тебе всегда лучше всего иметь перед глазами тот материал, с которым ты работаешь. Чем чаще ты его будешь видеть, тем быстрее и лучше запомнишь.
  2. Во время решения задач имей всегда перед глазами текст задачи или краткое условие.
  3. При заучивании стихотворений и разных текстов читай материал сам и столько раз, сколько тебе необходимо, а не проси об этом кого-либо.
  4. При заучивании различных правил составляй опорные таблицы к правилу, которыми можно будет пользоваться на уроках и дома.

Если у тебя хорошо развита слуховая память:

  1. При заучивании различных правил, рассказов стихотворений и других текстов вам будет легче запоминать, если кто-то будет читать вслух, а вы будете внимательно слушать.
  2. Если помочь никто не может, то читать следует внимательно, не торопясь.
  3. После прочтения нужно попробовать повторить вслух прочитанное.
  4. Необходимо читать материал столько раз, сколько требуется для запоминания.

Существуют специальные приемы запоминания:

  1. Формирование установки на полноту и точность запоминания, на его длительность. Впрочем, установка может быть и на краткосрочное запоминание (например, запомнить до контрольной или до экзамена, который будет через несколько дней);
  2. Сосредоточенное внимание;
  3. Повторение;
  4. Осмысление;
  5. Установление ассоциативных связей.

Ассоциативные связи обычно широко применяются при так называемом механическом запоминании, крайним проявлением которого является зубрежка. В известном чеховском рассказе “Лошадиная фамилия” приказчик генерала Булдеева пытался вспомнить фамилию Овсов, используя при этом закрепившуюся у него ассоциацию с лошадью.

Правила запоминания

  1. Сосредоточься, нацелься на запоминание.
  2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.
  3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.
  4. Произнеси несколько раз новые термины, географические названия, даты.
  5. Проговори вслух формулировки выводов, закономерностей, понятий.
  6. Воспроизведи весь материал по плану.

Обратите внимание на информацию:

Не ругайте свою память. Не говорите слова “забыл”, а говорите: “Как хорошо, что я об этом вспомнил”. (См. Приложение 1).

Запоминание словесно-логического материала

Такой материал запоминается лучше, если он интересен для запоминающего его человека и если человек уже имеет большой объем знаний в той области, к которой относиться данный заучиваемый материал. Суворов как-то сказал: “Я верю Локку, что память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, а потому надобно скорее все укладывать, куда следует”.

“Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет”. (К.Ушинский, русский педагог)

Существует так называемый “закон объема материала”. Сумму знаний, которой мы располагаем, можно сравнить с магнитом: чем он больше, тем с большей силой он притягивает к себе кусочки железа. Запоминать на голом месте труднее всего. Такого заучивания требуют формулы, стихотворения, теоремы, хронология, формулировки основных законов, определения.

Литература

  1. Белякова Л.Г. “Как научиться учиться”. Издательство “Просторы”. Ангарск. 2003.
  2. Мальцева С. “Детей надо загружать” (статья, газета “Пятница” № 49 от 10.12.04)

Сегодня учиться самостоятельно не проблема: выбор вариантов онлайн-курсов с лучшими преподавателями почти безграничен. Проблема в самоорганизации и самодисциплине. Как не лениться, не откладывать обучение и получать самообразование с удовольствием? Сооснователь платформы онлайн-курсов Prometheus Иван Примаченко поделился своим опытом и дал пару дельных советов.

Знание - главная движущая сила современного общества, источник силы и конкурентных преимуществ в работе и жизни. Однако традиционная система образования все меньше способна обеспечить возрастающие потребности человека в актуальных знаниях и умениях. Как говорил Камю, школа- это место, где нас готовят к жизни в мире, которого уже не существует. Даже лучший университет больше не может дать студентам знания, которых им хватит на всю жизнь. Каждые 5-10 лет их специальность может видоизменяться до неузнаваемости. Социальные сети, смартфоны, энергетическая революция, большие данные, беспилотные автомобили - вот лишь некоторые явления, которые за последние 10 лет фундаментально изменили многие профессии и породили новые. Времена, когда обучение было лишь детско-юношеским этапом в жизни человека, заканчиваются. Теперь, чтобы добиться успеха, каждому из нас нужно учиться на протяжении всей жизни. Но для этого вначале придется овладеть навыком, который не преподают в украинских школах и университетах: научиться учиться самостоятельно.

Миф о таланте. Фиксированное мышление и мышление роста

Тема обучения чему-то новому овеяна огромным количеством мифов, самым распространенным и вредным из которых является миф о таланте . Его суть заключается в том, что успех в изучении того или иного дела зависит от врожденных способностей - таланта, который можно развивать или закопать, но нельзя пропить. Талант либо есть, либо его нет.

Современная наука об обучении полностью опровергает этот миф. От пионерских исследований Блюма в 80-е годы XX века до современного фундаментального издания The Cambridge Handbook of Expertise and Expert Performance исследования биографий великих и просто известных людей так и не смогли найти "таланта" (врожденных предрасположенностей) к тем или иным интеллектуальным навыкам. Оказалось, что даже уровень IQ лишь слабо соотносится с профессиональными успехами, что уж говорить о неуловимом таланте. Однако миф о таланте не просто вводит нас в заблуждение: он активно вредит нашей способности учиться и совершенствоваться.

В связи с этим Кэрол Двек, исследовательница и преподаватель Стэнфордского университета, различает два типа мышления : фиксированное мышление и мышление роста.


Люди с фиксированным мышлением верят в то, что их успехи предопределяют врожденные способности. Если человеку не хватает таланта или ума, то этого не исправить. Личности с таким типом мышления часто боятся ошибиться, потерпеть поражение, ведь это, на их взгляд, демонстрирует врожденный недостаток способностей. Именно поэтому они избегают сложных задач, в которых существует риск неудачи, и не приемлют любой негативной обратной связи, ведь любая критика может полностью подорвать их самооценку.

Люди с мышлением роста , напротив, уверены, что все, чего достигает человек, он получает благодаря тяжелой работе и настойчивости. Даже проигрыш они расценивают лишь как еще одну возможность сделать выводы и отточить свои навыки. Такие люди не боятся задач за пределами своей зоны комфорта, не падают духом при первых неудачах и всегда рады обратной связи, даже если это означает быть готовым принять критику в свой адрес.

Для эффективного обучения, даже больше чем для достижения успеха в любом другом деле, важно придерживаться мышления роста и избегать фиксированного мышления.


Три стратегии успешного обучения

В уже легендарной статье The Making of an Expert, опубликованной в 2007 году в Harvard Business Review, дается обзор трех основных научно установленных факторов, которые помогут стать выдающимся экспертом в определенной области.

Во-первых, время, потраченное на осознанную практику нового навыка или умения. Речь идет о правиле 10 000 часов (или 10 лет): именно столько нужно сознательно практиковаться, чтобы стать специалистом мирового уровня в чем-то. Ключевое слово тут "осознанность" - любое количество бездумного механического повторения ничем не улучшит ваши навыки. Осознанная практика предполагает постановку перед собой целей для каждого занятия, фиксацию и анализ результатов каждого такого "урока".

Во-вторых, эффективное обучение предполагает постоянный доступ к лучшим учителям и менторам . На разных уровнях обучения вам понадобятся разные наставники. Сначала лучшие местные учителя, впоследствии - национального уровня, а затем уже и эксперты мирового класса. Лучшие учителя ускоряют обучение, структурируют процесс освоения новых знаний, мотивируют и контролируют выполнение самостоятельной работы. Ваша главная и конечная цель - стать лучшим учителем и ментором для самого себя. Именно этим свойством обладают все выдающиеся эксперты.

В-третьих, наилучшему обучению способствует поддержка семьи и окружения . Выдающиеся люди собираются вместе, поддерживают тесные связи и учатся друг у друга. Работа и общение с лучшими помогают вам стать лучшим.

Интересный факт: биографии множества людей, традиционно считающихся выдающимися вундеркиндами, прекрасно соответствуют изложенным выше условиям. Наиболее известен пример Моцарта, которому молва приписывает фантастический врожденный талант. Не стоит, однако, забывать, что обучение Моцарта музыке началось в 4 года, его отец был известным музыкальным учителем и автором одного из первых учебников по игре на скрипке, который вдохновенно мотивировал молодого Вольфганга к постоянным репетициям.


Семь правил успешного обучения

1. Обучение эффективно, когда дается с усилием. Человек должен прилагать сознательные усилия для того, чтобы усваивать новые навыки и умения. Знания, полученные без усилий, подобны отпечаткам на песке: очень скоро от них не останется и следа.

2. Мы добиваемся стабильного совершенствования лишь тогда, когда можем измерить свой прогресс. Человек склонен к иллюзиям в оценке эффективности своей учебы. Как правило, мы переоцениваем свои успехи от поверхностного ознакомления с материалом и неправильно оцениваем темпы нашего прогресса. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно контролировать свои успехи с помощью объективного измерения: тесты, разнообразные стандартизированные проверки навыков и даже банальные вопросы для самопроверки в конце книжной главы позволят трезво оценить наш прогресс в обучении.

3. Классические школьно-университетские методы подготовки малоэффективны. Перечитывание текстов и механическая зубрежка ничего не дают. Это легкие методы обучения, которые противоречат первому правилу. Они не заставляют нас напрягать наш разум по-настоящему, а просто утомляют его однообразным повторением.


4. Практики вспоминания - основа обучения. Чем больше раз мы вспомним информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти. Существует две эффективные техники вспоминания.

Первая - это отложенное вспоминание : на карточке с одной стороны напишите вопрос, с другой - ответ на него. Вначале надо изучить содержание карточки, затем, через день, попытаться вспомнить его. Если вы верно вспомнили ответ, указанный на обороте карточки, ее можно отложить на неделю до следующего повторения. Если ошиблись - повторить необходимо уже на следующий день. Чем длиннее цепочка успешных припоминаний, тем все больший интервал должен быть перед следующим повторением. Эта система особенно популярна для изучения иностранных слов, и многие из нас сталкивались с ней в сервисах вроде Anki или LinguaLeo. Однако с помощью простейших карточек или даже самого обычного рукописного конспекта систему отложенного вспоминания можно приспособить для изучения практически любого предмета.

Вторая чрезвычайно эффективная техника вспоминания - перемешивание тем и типов заданий . Если вы изучаете английский, не стоит искусственно разделять свое обучение на изучение грамматики, лексики и навыков говорения. Лучше изучать их одновременно, чередуя один вид занятий с другим. Если вы решаете разные подтипы математических задач в рамках одной темы, перемешивайте их так, чтобы каждый раз вам приходилось подумать, с каким именно подтипом задачи вы имеете дело.

5. Попробуйте решить проблему до того, как вас научат ее решению. Не стоит спешить читать о том, как очередная легенда менеджмента спасла свою компанию. Вначале подумайте, как на его месте поступили бы вы. Не имеет значения, получится найти правильный ответ или нет. Уже то, что вы приложите усилие, попробуете "придумать свой велосипед" до того, как получите готовый ответ, поможет вам быстрее и глубже разобраться в новой идее или способе решения проблемы.


6. "Стили обучения" вроде "визуального" или "аудиального" - миф . У нас нет серьезных научных подтверждений их существования. Напротив, исследования указывают на то, что лучше всего запоминается та информация, в восприятии которой задействовано максимум органов чувств и различных ассоциаций. И это вполне логично, ведь знания конструируются.

Многие считают, что наша память- это пустая емкость, в которую мы просто заливаем новую информацию до тех пор, пока она не наполнится до краев. Однако эта концепция глубоко ошибочна. В реальной жизни новые знания всегда привязываются к той информации, которая уже хранится в нашей памяти. Новые понятия и идеи могут быть поняты и восприняты нами лишь с помощью уже знакомых понятий и идей. Поэтому стоит усвоить привычку объяснять самому себе новое и сложное через старое и простое. Столкнувшись со сложной и непонятной идеей, обязательно попробуйте найти для нее простую аналогию или метафору, которая поможет вам "поймать" суть новой информации.

7. Следует пытаться найти фундаментальные правила и первоосновы решения проблем , а не просто запоминать факты или зазубривать процедуры решения тех или иных задач. Такие первоосновы, которые могут быть использованы для решения множества задач в различных сферах знаний, принято называть ментальными моделями. Классический пример ментальной модели- это эволюция: естественное развитие, движение от простого к сложному, которое происходит медленно, но неотвратимо. Каждый из нас в большей или меньшей степени знаком с понятием биологической эволюции. Но что, если мы столкнемся с термином "звездная эволюция"? Он не знаком нам, но, владея ментальной моделью "эволюция", мы легко можем догадаться, что речь, по-видимому, идет о естественном, медленном и неизбежном изменении состояния звезд. И будем очень недалеки от истины, хоть и услышали этот термин в первый раз. Чем большим количеством ментальных моделей мы владеем, тем быстрее и эффективнее сможем понимать новые идеи и концепции.


Как заставить себя учиться самостоятельно

Книги, массовые бесплатные онлайн-курсы и другие доступные источники качественных знаний сегодня в изобилии доступны всем желающим. Куда более сложный вопрос, как мотивировать себя к самостоятельному обучению и наконец-то закончить те два десятка книг и онлайн-курсов, которые вы уже давным-давно хотите пройти. Попробуйте следовать трем простым, но проверенным на практике советам.

Учиться нужно понемногу, но регулярно. Если вы раздумываете, когда лучше проходить онлайн-курс- на выходных в течение нескольких часов за раз или ежедневно по полчаса,- то последний вариант оптимален. Разбивка учебного процесса на небольшие сессии создает ощущение быстрых успехов и мотивирует вернуться к обучению на следующий день.

Самостоятельно учиться лучше всего в одно и то же время в одних и тех же условиях . Привычка - вторая натура, а регулярность - залог успеха в обучении. Выработав у себя привычку учиться в определенное время, вам будет куда легче придерживаться регулярных занятий.

Самостоятельное чтение книг и прохождение онлайн-курсов лишают вас важного стимула в виде социального давления : если вы забросите обучение, в отличие от традиционного образования, никто об этом не узнает: ни преподаватель, ни другие студенты. Создайте для себя необходимое для самостоятельной учебы социальное давление: публично расскажите о своих планах друзьям, присоединитесь к совместной группе подготовки или сами ее организуйте, обсуждайте и комментируйте процесс вашего обучения в социальных сетях.

Иван Примаченко - аспирант исторического факультета Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Два года назад он проходил известный гарвардский онлайн-курс основ программирования CS50 . Обучение в Гарварде, не выходя из киевской квартиры, помогло понять, насколько такой формат самообразования удобен и перспективен. В октябре 2014 года Иван вместе с двумя единомышленниками, Алексеем Молчановским и Викторией Примаченко, создал платформу бесплатных онлайн-курсов Prometheus. На сегодня это самая популярная украинская платформа онлайн-образования, которая включает 29 открытых курсов и объединяет 115 000 слушателей.

Иван Примаченко, сооснователь платформы массовых бесплатных онлайн-курсов Prometheus

Был жаркий солнечный день, голубое небо без единого облачка, молодые девчата изобиловали своей природной красотой, а парни хвастались перед ними мускулистыми телами. Ах, лето! Прекрасная пора!

Именно в этот день мне довелось встретиться со старой приятельницей, с которой мы не виделись уже более полугода. Проведя некоторое время в местной ресторации, у Жанны возникла мысль: “А пойдём-ка, Максим, покатаемся на велосипеде. Погода шикарная. Вечером солнце не так сильно обжигает. Посмотри какая набережная красивая. Да и настроение подходящее…” Не долго думая мы нашли ближайший прокат велосипедов. Заполнив все бланки, я махом сел на сидушку и закрутил педали что есть мочи (просто давненько не катался, захотелось сразу же получить весёлых ощущений как в детстве). Проехав достаточное расстояние я обернулся и не обнаружил позади себя Жанну. Вернувшись к месту проката я наблюдал жалкое зрелище того, как она не могла тронуться с места.

“Жанна, что-то не так с велосипедом? Давай поменяем”, - сказал я.

“Да нееет. С великом-то всё в порядке. Просто… Максим… Научи меня кататься.”

“ЧТО?! Ты шутишь?! Тебе ведь 20 лет, и ты не умеешь кататься на велосипеде?!”, - недоуменным голосом произнёс я.

“Почему же не умею. Умею… точнее в детстве каталась пару раз… А сейчас почему-то не получается…”,- невинным голосом промурлыкала она.

Ох уж эти девушки. Как же с ними интересно жить на этом свете:-) Остаток вечера был потрачен на ‘спецкурс молодого бойца’. С горем пополам мне удалось научить Жанну трогаться с места. Никогда не думал, что процесс обучения может быть настолько сложным. А может ученик попался излишне ‘талантливый’?..

Обучение. Кто-нибудь задумывается о том, что скрывается за этим словом? Ведь это явление окутывает абсолютно каждого человека на нашей планете. Если с дорогими шмотками, пантовыми машинами, длиннющими яхтами и частными самолётами большинство живущих на Земле никогда не сталкивается в своей жизни, то без обучения невозможно представить жизнь человека. C самых малых лет человек начинает беспрерывный процесс обучения: мы учимся ходить, говорить, рисовать, читать, взаимодействовать с другими людьми, изучаем нормы морали и поведения, обучаемся какому-либо виду спорта, учим различные языки… и, конечно же, учимся зарабатывать . Его Величество Доллар настолько глубоко засел в умах всего человечества, что люди готовы тратить огромные ресурсы ради того, чтобы удостоиться чести прикоснуться к Нему и подержать Его в руках. Словно одурманенные, они искренне веруют в то, что человеческое счастье на 100% скоррелированно с количеством денег в кармане (больше денег - больше счастья).

Я не знаю, хорошо это или плохо, но факт на лицо. Развелось просто немыслимое количество платных семинаров, тренингов и курсов, - и не только по зарабатыванию денег, - которые вызывают только улыбку. Самый нелепый, на мой взгляд, который я видел в своём городе, называется “Как выйти замуж за миллиардера?”. Да-да, не за миллионера, а именно за миллиардера. Наверно те женщины, которые ходят на такие мероприятия размышляют что-то наподобие: “Нееееееее, миллионер - это уже попсово, миллионом уже не удивишь, это не для меня, это для Наташки. А я ж Катрин - женщина статная, видная, желанная. Мне нужен сундучок побольше”. Самое смешное, что данный семинар проводит мужчина! Если учесть, что я доверяю только тем преподавателям, которые имеют практический опыт в течение как минимум пяти лет, сдаётся мне, что преподаватель-то гомик, чёрт его дери.

Ну да Бог с ними, с этими миллиардерами. Вернёмся с небес на грешную землю, и поговорим о простых смертных.

Школьная скамья

Многие думают, что обучение в классическом его понимании начинается с получения образования в школе. Если иметь в виду, что в школе мы просто-напросто учимся взаимодействовать с другими людьми, - тогда бесспорно, от этого есть настоящая польза, которая помогает в дальнейшей жизни. Если иметь в виду, что в школе мы получаем знания по изучаемым дисциплинам, которые помогают в дальнейшем именно жить , а не выживать, - здесь можно поспорить. Учителя и родители безустанно твердят, что если мы будем ‘плохо учиться’, то наша судьба предрешена: бомж на вокзале.

Например, у меня не было задатков к изучению математики или физики. У меня были задатки в спорте, которые видел мой тренер, но не видели мои родители. Я обожал ходить на тренировки и ездить на соревнования. Среди сверстников мои успехи явно выделялись. Но родителей не волнуют искренние желания и наклонности детей. Они хотят только ‘пятёрок в школе’. Когда была подготовка к школьным выпускным экзаменам, они запрещали мне ездить на соревнования. В итоге ни профессионального спортсмена, ни выдающегося математика из меня не получилось (замечу, что я нисколько не осуждаю своих родителей, и благодарю их за то, что они оберегли меня от многих жизненных невзгод).

Конечно, есть очень маленький процент детишек, у которых есть искреннее желание обучаться определенному предмету ещё со школьной скамьи, например математике или биологии. Я только ЗА, чтобы развивать в них эти задатки. Но это встречается крайне редко: чтобы родители видели наклонности своих детей и способствовали дальнейшему их развитию.

Вот и вырисовывается одна из самых распространенных ошибок в процессе обучения с самых малых лет: нас через силу заставляют изучать то, что нам не интересно. Интерес к определенным дисциплинам появляется ближе к 20 годам, когда есть чёткое понимание того, что данный предмет может по-настоящему пригодится в дальнейшей жизни. Ребенка следует воспитывать, развивая задатки, которые у него есть. Подгонять человека под какой-то социальный образец опасно. Многие родители, планируя судьбу своих детей, часто заставляют их добиваться того, чего не добились сами. Но это же наши дети, и у них наши же особенности! В процессе воспитания следует давать детям побольше воли, предоставлять им хорошие возможности, и они сами смогут развить свои способности и выбрать свой вид деятельности.

Университет - храм науки

С недавних времён ВУЗы России стали платными поставщиками образовательных услуг. Это, конечно, вызывает массу негодования. Представителей университетов уже не волнует успеваемость студентов. Не редко возникают моменты, когда студентов без академических задолженностей по семестру не допускают до сессии, если они вовремя не заплатили за обучение (на данный момент я обучаюсь в ВУЗе и происходит именно таким образом). Получается, человек нормально учиться, без проблем сдаёт все контрольные, но маленькая оплошность в виде просроченного платежа не позволяет ему сдавать экзамены. Разве это не абсурд? У меня даже созрел слоган для ВУЗов страны: “Хороший студент - платежеспособный студент! Нет денег - возьми кредит!”.

Как это не прискорбно, но сфера высшего образования превратилось в самый обыкновенный по выуживанию денег у населения. Ведь нам громогласно заявляют: “Не будет высшего образования - не будет хорошей работы. Без диплома будешь работать дворником” (в школе пугали бомжами, в ВУЗах планку повысили до дворника…молодцы, “отличная” мотивация). Но если человек не получил высшего образования, разве это означает, что он разучился думать? Например, многие мои знакомые без высшего образования (либо те, которые кое-как защитили диплом) неплохо устроились в социальной иерархии, и живут не менее полноценной жизнью, по сравнению с теми, у кого на руках имеется красный диплом.

Но, что-то меня понесло в сторону… вернёмся обратно.

С обучением в университете дела обстоят не намного лучше, чем в школе. Потому, что для большинства абитуриентов будущую специальность выбирают кто?!… естественно родители. И я не исключение из данного правила (только в моём случае речь идёт о колледже, но сути дела это не меняет). Конечно, есть небольшое количество ребят, самостоятельно выбирающие себе будущую специальность, которая действительно их привлекает. Но этот процент ничтожно мал (по крайней мере, среди моих одногруппников, и ребят из других групп, таких было всего человек 5-7).

На самом деле, университет/колледж - это прекрасный момент в жизни каждого. Только нужно грамотно использовать то время, которое проводишь в этих стенах. Если студент осознанно выбрал специальность - вопросов нет, изучай преподаваемые дисциплины и развивайся в данной отрасли, ведь спрос на грамотных инженеров, программистов и врачей всегда будет высоким.

А что делать тем, у кого нет желания сводить дебит с кредитом, или изучать устройство синхрофазотрона? Есть несколько вариантов:

  1. 1. Наперекор родителям перевестись после первого курса на интересующую тебя специальность. Они побузят некоторое время, но если ты сумеешь привести обоснованные доводы своего выбора, то перестанут нервничать по пустякам.
  2. 2. Пойти у родителей на поводу и продолжать учиться на неинтересной специальности, но при этом устроиться на работу после первого курса. Таким образом можно разбавить скучные для тебя пары (которые ты всё равно будешь прогуливать) оплачиваемым физическим трудом.
  3. 3. Как можно интенсивнее знакомиться с другими студентами, и не только из параллельных групп, но также и с других факультетов, и со старших курсов. Каждый день как минимум с одним незнакомым человеком. Прокачанный навык коммуникации очень помогает в дальнейшей жизни.
  1. Я считаю, что умение грамотно общаться с людьми гораздо важнее, чем, например, умение высчитывать сложные логарифмы. На крайний случай, если ты умеешь грамотно вести беседу, то сможешь договориться с другим человеком о том, чтобы он помог тебе высчитать этот самый логарифм.

  2. Но, вы же понимаете, что это просто оправдание моих математических ‘способностей’ :-)

  3. Посмотрите, например, на Григория Фишмана , и вы поймёте, что изучение математики и программирования помогают добиться непревзойдённого успеха в жизни.

Обучаясь в колледже, я выбрал именно третий вариант. Да, я частенько прогуливал пары, но не терял время понапрасну. В это время я общался с незнакомыми мне людьми. Конечно, не все из них были адекватными, но частенько попадались очень толковые ребята, с которыми мы общаемся и по сей день: делимся друг с другом идеями, мыслями, успехами и промахами, заряжаем друг друга энергией для улучшения результатов и достижения новых целей.

В идеале нужно осуществить все 3 пункта: перевестись на интересующую тебя специальность + устроиться на работу + успеть завести как можно больше новых ‘связей’. Таким образом, по окончанию университета ты будешь далеко впереди своих сверстников по многим факторам. Но проблема ‘идеала’ в том, что его почти невозможно достичь, к нему можно только стремиться.

Самообразование - успеха

Это единственный вид образования, который осуществляется полностью осознанно. Немногочисленное количество молодых людей начинают заниматься самообразованием на старших курсах университета. Ещё немного людей понимают необходимость и важность такого вида обучения после 25-30 лет. Ну а подавляющее большинство окружающих нас с вами людей вообще никогда не задумываются о том, что это один из способов, который может помочь выкарабкаться из той ‘дыры’, в которую они сами себя загнали (нелюбимая работа -> дом -> тошнотворная работа -> дом -> вечное нытьё, что во всём виновато государство -> воспитание своих детей по образцу своих родителей -> эти дети вырастают и поехали заново: неинтересная работа -> дом - проклинаемая работа -> дом -> нечем выплачивать кредит за машину -> это виноваты банкиры… и так до бесконечности).

Если из школы и университета большинство из нас, по большому счёту, может извлечь только одну единственную пользу, - научиться грамотной коммуникации , - то у самообразования совсем другое предназначение. Когда человек принимает решение самостоятельно что-либо изучить, - он априори на шаг впереди тех, кто даже не задумывается о том потенциале, который заложен в таком виде обучения.

Откуда у людей возникает желание что-то изучать самостоятельно? Конечно, существует уйма факторов, которые заставляют людей предпринимать такие шаги. И от этих факторов будет зависеть не только изучаемые предметы и дисциплины, но также и способы изучения данной сферы. Я хотел остановиться только на одной сфере, самой популярной и волнующей абсолютно всех: сфера зарабатывания денег.

Мы все живём в материальном мире. Все те красивые слова, которые мы слышим с телеэкранов, мол: “Да здравствует демократия! Мы все равны! У всех должны быть равные права! Голосуйте за меня и ваша жизнь станет лучше…”, - это всё сказки для тех, кто вообще не отображает действительности. Чтобы убедиться в том, что демократия - это завуалированный термин, за которым скрывается жесточайший , - просто оглянитесь вокруг, сидя в машине в час-пик. Почему одни товарищи сидят в Мерседесе за 7 млн рублей, другие в Ауди за 3 млн рублей, третьи в корейском авто за 700 тысяч, а все остальные вообще идут пешком к ближайшей станции метро? Всё это и называется ‘материальный мир’. За всё в этом мире нужно платить. Никакого равенства не существует и вряд ли вообще будет существовать. Идёт постоянная борьба за материальные ресурсы. Мы все хотим похвастаться на встрече выпускников перед бывшими одногруппниками новеньким Мерседесом (инстинкт доминирования от наших предков никуда не делся). Вот и возникает желание научиться зарабатывать больше, чем остальные. Желание-то возникает у всех. А конкретные действия по самостоятельному изучению данного вопроса предпринимают единицы.

Один из законов экономики гласит: спрос рождает предложение. Сказано - сделано! Раз у всех возникает желание научиться зарабатывать деньги, то на рынке появляются люди, которые пытаются (не искренне хотят помочь, а именно пытаются) удовлетворить данное желание. Они пишут толстенные книги, проводят онлайн вебинары, организовывают различные тренинги, семинары и курсы. Эти ‘коучеры’ множатся с невероятной скоростью. И у людей, которые хотят чему-то научиться, возникает резонный вопрос: “Кого выбрать? К кому пойти учиться? Вот этот мужчина прекрасно говорит и доходчиво объясняет. А вот тот утверждает, что разработал уникальную методику того, как 100 долларов превратить в 1 миллион… Хммм. Вот это дилемма! А может просто прочитать несколько книжек по данной тематике?…”

Первое и самое главное, перед тем как самостоятельно изучать новую для себя сферу (или новый предмет), - это выяснить желаемый конечный результат . Например, перед изучением психологии, я записал на бумагу следующее: “Зачем мне нужно изучать данную дисциплину? Что может быть интересного в этой психологии? Психология сможет помочь мне разобраться со своим нутром; я смогу понять, что побуждает меня к совершению тех или иных действий, когда я нахожусь за терминалом; я пойму, почему не дожидаюсь нужных сигналов и постоянно тороплюсь совершать сделки; узнаю, откуда берётся желание отбиться и почему включается тильт. Значит, как следствие всего этого, изучение психологии поможет мне остановиться ‘сливать’деньги”.

После того, как вы прописали в мельчайших подробностях все ‘плюсы’ от изучения новой сферы (новой дисциплины), ваш мозг будто ‘расцветает’. Непроизвольно включается энтузиазм, который побуждает к следующему шагу: выбрать способ обучения.

Итак, приведу несколько способов обучения, которые проверил лично на себе во многих сферах, включая сферу фондового рынка:

DVD видео-уроки
Настоящую пользу от данного способа обучения можно извлечь только в одном единственном случае - если автор умеет интересно преподносить информацию. Не имеет значения качество информации: она может быть эксклюзивной и действительно очень полезной. Но если автор видео-уроков пытается объяснять материал нудным и скучным голосом - никакого толку от обучения не будет. Уже давно доказано и проверенно на практике, что человеку важно не то, что ему говорят, ему важнее то, как ему это говорят (т.е каким тембром, с какой громкостью, с каким выражением, с кокой интонацией, насколько уверенно произносятся слова, даже специальные паузы перед важными фразами помогают легче уловить суть сказанного).

Поэтому, прежде чем покупать DVD, нужно обязательно просмотреть бесплатные видео-уроки данного автора. А бесплатные видео-уроки всегда есть, штук 5-10 (ведь нужно каким-то образом ‘завлечь жертву’). Если изначально человек не ‘вкладывает душу’, - экономит на микрофоне, говорит без эмоций, забывает слова и путается в терминах, - то в 90% случаев то же самое будет и в платном DVD. Итог известен заранее: вы будете огорчены от потраченных денег, и нелестным образом отзовётесь об авторе на всевозможных ресурсах.

Есть ещё один интересный момент с платными DVD: все новинки в той области, которую вы начали изучать, внедряются на западе. Соответственно, и обучающие DVD с эксклюзивным контентом появляются на английском языке. А на просторах СНГ аналоги, или просто копии с российским переводом, появляются спустя лишь несколько месяцев, когда данная не так сильно актуальна. Поэтому, чтобы быть в курсе действительно эксклюзивной и полезной информации - начните с изучения английского языка:-)

Книги
Какой бы предмет вы не захотели изучить, вы всегда сможете найти как минимум одну книгу по данной тематике. А на самом деле существует сотни, если не тысячи, различных учебных пособий в той или иной области. Как же выбрать достойную книгу, чтобы не тратить понапрасну кровные деньги, и, что гораздо важнее, драгоценное время на изучение написанного?

Есть только один проверенный метод - приобретать те книги, которые рекомендуют ваши друзья. Если ваши друзья не имеют привычки читать книги, то можно прислушаться к рекомендациям тех людей, с которыми у вас схожа жизненная философия (ваш любимый блогер, либо тот, кого вы считаете авторитетом в данной области). Не стесняйтесь спрашивать у людей про книги. Мы все любим рекомендовать друг другу по-настоящему достойных авторов.

Нужно упомянуть отличительную особенность данного способа обучения. На самом деле, это очень сложный вид обучения, потому что при чтении книг, мы заставляем наш мозг ‘работать’. А в природе сложилось таким образом, что организму ‘работающий’ мозг совсем не выгоден. В режиме ‘включено’ наш мозг начинает потребляет в 2 раза больше энергии. А зачем организму излишнее энергопотребление? Именно поэтому мозг любыми способами пытается ‘выключится’: появляется сонливость, возникает рассеянность, хочется пить и кушать. Как же интересно мы с вами устроены, правда? Вроде хочешь использовать потенциал мозга чуть больше обычного, ан нет, организм целенаправленно сопротивляется, чтобы ‘включенный’ мозг не потреблял много энергии.

И те люди, которые учатся только по книгам, не прибегая к посторонней помощи, в большинстве случаев превращаются в настоящих мастодонтов. Таких людей будет очень сложно сдвинуть с пьедестала почёта, потому что они научились справляться со своей физиологией, они через силу ‘включают’ свой мозг, даже если он сопротивляется изо всех сил.

Индивидуальное обучение
Самый сложный способ обучения в плане его реализации. Почти невозможно найти человека, который согласился бы искренне раскрыть все свои секреты незнакомому человеку (даже за деньги). Лично мне посчастливилось пройти индивидуальное обучение, не заплатив за это ни рубля.

Максимальный эффект от такого способа обучения возможен только в том случае, если ментор и ученик находятся на ‘одной волне’: у них одинаковая жизненная философия, одинаковые интересы, одинаковые вкусы и предпочтения. Эффект от такого взаимодействия просто сокрушительный: ментор структурирует весь свой опыт и улучшает таким образом свои навыки, а ученик максимально быстро и легко усваивает уроки.

К сожалению, почти все ‘коучеры’, осуществляющие индивидуальное обучение ставят перед собой цель ‘срубить бабла’. При таком подходе, вы и так прекрасно понимаете какого качества будет данное обучение. А если учесть, что индивидуальные уроки всегда дороже групповых, - то вы огорчитесь вдвойне.

Как понять намерения того, кто предлагает индивидуальное обучение? Всё просто: тот, кто предлагает такое обучение за деньги, изначально хочет заработать. А вот наши старшие товарищи, друзья и родственники такой целью не озадачены. Как я упоминал раньше, прокачанный навык коммуникации очень помогает в жизни, и особенно в данном вопросе. Если сумеете грамотно и без навязывания своих интересов попросить друзей, товарищей, родственников о помощи в изучении интересующей вас темы (в которой они уже добились успеха), - то, скорее всего, получите высококачественное индивидуальное обучение. Если у вас нет таких знакомых - меняйте своё окружение. Как это сделать? Знакомьтесь с новыми людьми. И опять всё упирается в прокачанный навык коммуникации, будь он не ладен:-)

Семинары/тренинги
Самый неоднозначный способ обучения. Пройдя обучение у одного и того же ‘коучера’, одни люди проклинают его, а другие люди готовы носить его на руках. Забавно ещё то, что те люди, которые изначально преклонялись перед ‘коучером’ во время семинара, через месяца 3-4 начинают его точно также проклинать из-за своих неутешительных результатов. А что вы хотели, дорогие друзья? Ничего личного, просто бизнес. Вы заплатили деньги, а кто письменно и с печатью на бланке гарантировал вам положительные результаты в долгосрочной перспективе?

Самая главная цель у любого семинара - это зарабатывание денег. Даже любой бесплатный семинар - это ПиаР своего платного семинара.

Вы можете подумать, что я против платных семинаров. Отнюдь нет. Мне очень нравится посещать такие мероприятия. Но, в отличие от большинства, моя главная задача от посещения семинара - это познакомиться как можно с большим количеством единомышленников. Я уверяю, что эти новые знакомства приносят гораздо больше пользы в долгосрочной перспективе, чем просто прослушивание лекций от ‘коучера’.

Я не тешу себя надеждами, что поле семинара стану миллиардером, и всё такое прочее. Но ведь у подавляющего большинства именно такая установка в голове! Вот и получается, что на таких людей воздействует магическая харизма лектора, и они искренне веруют в то, что ‘коучер’ данного семинара заинтересован в конечных результатах каждого ученика. Нет, нет, и ещё раз нет! ‘Коучер’ может быть заинтересован в конечном результате каждого ученика лишь в одном случае - если будет принимать оплату только после обучения, когда каждый ученик на практике докажет работоспособность преподаваемой методики. А таких способов оплаты за семинары я не встречал ни разу.
В реальном секторе существуют компании с такой бизнес-моделью, которые берут деньги за свои услугу после достижения желаемых результатов каждого клиента. И такой подход мне очень нравится. А теперь представьте, если то же самое внедрить, например, в сферу платных семинаров, посвящённых фондовому рынку. Да такой вид бизнеса, - платные семинары, - просто исчезнет в одно мгновение. Потому, что на таких семинарах рассказывают про графики и риск-менеджмент. На них не рассказывают самого главного - что деньги ‘сливаются’ не из-за графиков…. Те, кто меня читает с самого начала, уже давно знают из-за чего ‘сливаются’ деньги:-)

На самом деле, об этих платных семинарах и тренингах я могу написать ничуть не меньше, чем вы уже успели прочитать в данной статье. Наверно, я так и поступлю. Оставлю небольшую интригу (все ведь хотят узнать моё отношение к семинару АМГ), и в отдельной статье, в мельчайших подробностях, освещу свой опыт по данному вопросу.

Инвестирование в своё образование окупается с лихвой и приносит ощутимые дивиденды на протяжении всей оставшейся жизни. Но, как и любая другая , она может принести значительные убытки. Поэтому, отнеситесь грамотно к данному вопросу.

Кто-то скажет: “А зачем вообще платить за информацию? Книги и видеозаписи семинаров давно есть на торрентах абсолютно бесплатно!” Так уж устроена человеческая сущность, что мы ценим только то, за что заплачено. Я не буду утверждать, что нету людей, способных с полной ответственностью изучать и внедрять на практике то, что досталось им бесплатно. Конечно, такие есть. Но не думаю, что вы к ним относитесь. За всё в этой жизни нужно платить. Прежде, чем получить что-то значимое, нужно сначала отдать что-то значимое . Так устроена наша Вселенная. И даже ‘слитый’ депозит - это плата за обучение, это плата за приобретение бесценного опыта.

P.S. Я учусь у каждого, кто делится со мной своими мыслями. Если у кого-то из читателей есть желание высказать свое согласие или несогласие с моими тезисами, буду очень признателен.

Благодарю за внимание.
Макс Скочински.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Желание достигать новых высот требует от человека умения приобретать полезные навыки. Что требуется для усвоения новой информации? самостоятельно? Как оптимизировать освоение знаний? Как выработать в себе способность к самоорганизации? Обо всем этом и пойдет речь.

Учат ли нас учиться?

Ни в одном учебном заведении, начиная с детского сада и заканчивая университетами, человеку не объясняют, как распланировать свой день и выработать навыки самоорганизации. Зачастую педагоги попросту отрабатывают свою программу, выполняя ознакомление с базой предметов. Единственное, что можно постичь на подобных занятиях, - навык систематизировать знания в виде правильного оформления конспектов. Чтобы достичь успехов во взрослой жизни, еще в детстве нужно разобраться, как научиться учиться самостоятельно.

Зачем постигать навыки самостоятельного обучения?

Время не стоит на месте. С развитием социума меняются условия существования человека. Навыки, которые помогали человеку в прошлом, по прохождении нескольких десятилетий могут перестать помогать добиваться желаемых результатов. Многие специалисты в одной из областей замечают, что их знания постепенно обращаются в прах. Таким людям иногда приходится переучиваться просто на ходу.

Постижение навыков самоорганизации дает возможность экономить время, собственные силы и оперировать глубокими познаниями. Результатом становится готовность к самым различным жизненным ситуациям, возможность выбора новых профессий, расширения круга общения, приобретения интересных хобби.

Постановка целей

Почему сложно учиться самостоятельно? Существенные трудности возникают в первую очередь у людей, которые не имеют конкретной цели. Далеко не всегда речь идет о карьерном росте, но также о социальной жизни, творчестве, увлечениях. Цель обязательна, чтобы знать, куда следует двигаться дальше.

Порой человеку приходится себя заставлять выполнять некоторые действия. Если же достижение результата сулит реальные выгоды и преимущества перед окружающими, дело идет гораздо быстрее. Достаточно лишь втянуться в процесс обучения и шаг за шагом двигаться к конкретной цели.

Как научиться учиться самостоятельно? Немаловажную роль здесь играет выбор подходящей профессии. Некоторые люди годами испытывают страдания, обучаясь тому, что не приходится по душе. В итоге ничего плодотворного из этого не получается и время оказывается потрачено впустую. Если человеку удается найти профессию, которая действительно интересна, получение знаний в представленной сфере будет по-настоящему приносить не только пользу, но и удовольствие.

Планирование

Хаотичное движение к достижению конкретных целей тормозит процесс обучения. Без составления конкретного плана человеку приходится часто оказываться в прострации. Как же выработать умение учиться самостоятельно? Для составления плана требуется конкретная учебная программа. Важно составить список источников информации, откуда будут черпаться знания. Необходимо, чтобы работа согласно плану вошла в привычку. Только так можно настроить себя на плодотворную деятельность.

Ведение конспекта

Можно ли самостоятельно учиться? В этом поможет ведение конспекта. Если обучение происходит на лекциях, важно записывать лишь те понятия, которые могут пригодиться в будущем. При чтении литературы стоит отмечать цитаты, определения, высказывания, которые выглядят полезными.

Необязательно вести конспект от руки. При желании воспользоваться можно электронными устройствами. Удобство того или иного варианта зависит индивидуально от каждого. Как бы там ни было, попробовать стоит несколько способов организации данных. В конечном итоге это позволит прийти к наиболее удобному решению.

Расстановка приоритетов

Движение к достижению цели в обучении будет малоэффективным, если выполнение дел неупорядочено. В подобных случаях довольно часто возникает желание для начала справиться с тем, к чему больше лежит сердце, а не разобраться с действительно важным делом. Чтобы понять, как научиться учиться самостоятельно, рекомендуется определяться с актуальными задачами. Если некоторые не слишком приоритетные учебные задачи в конце дня останутся невыполненными, подобные недочеты окажутся не настолько уж важными.

Качественное выполнение дела до конца

Для получения полезных навыков при обучении необходимо стараться прилагать максимальные усилия для реализации важной задачи с первого раза. В результате не придется откладывать дело на потом и возвращаться к нему позже, когда некоторые важные моменты забудутся. Это позволит сократить количество ошибок при обучении и не заставит тратить свободное время на переделывание начатого.

Контроль над собственным состоянием

Довольно сложно заставить себя учиться, если ощущается усталость, голод либо организм изнемогает от болезни. Поэтому нужно подготовиться к процессу постижения полезной информации. Человек не должен испытывать физический или моральный дискомфорт. Необходимо, чтобы мысли были сосредоточены исключительно на обучении. Намереваясь приступить к процессу, рекомендуется доделать важные повседневные дела. Это позволит выбросить навязчивые тревоги из головы. Перед обучением стоит лишний раз принять ванну или душ, поесть, нарядиться в комфортную одежду.

Борьба с прокрастинацией

Как заставить себя учиться, если все лень? В психологии склонность личности к регулярному откладыванию важных дел на потом, что вызывает целую массу неприятностей, называют прокрастинацией. Многие люди предпочитают перебирать возможные действия в собственной голове, нежели сиюминутно приступить к реализации конкретных задач. Оправданиями проволочек в обучении часто становятся отвлекающие факторы.

Чтобы избежать прокрастинации, стоит оградить себя от раздражителей, которые приводят к рассеиванию внимания. Нужно осознать, что необходимость реализации важных, довольно сложных дел часто вызывает стремление к временному отклонению от цели. Достичь высоких результатов в самообучении позволит выбор предлогов, которые настроят на плодотворную работу.

Боязнь задавать вопросы

Как выучить английский язык самостоятельно либо постичь любую другую сферу знаний? Препятствием на пути к достижению желанных результатов для некоторых людей становится возникновение дискомфорта при необходимости общения с преподавателем. Непонимание некоторых моментов в поданном материале нарушает логическую цепочку осознания информации. Ученик, который боится задавать вопросы, практически обречен на провал. Такой человек ограничен по сравнению с окружающими. В некоторых ситуациях гораздо лучше продемонстрировать свое непонимание материала, нежели пустить все на самотек.

Поощрение самого себя

Во время занятий не стоит загонять себя в глухой угол. Помимо учебы нужно видеть и другие вещи, которые позволяют расслабиться. Любой труд должен иметь достойное вознаграждение. По этой причине стоит иногда уделять время вещам, которые приносят удовольствие. Всегда должны быть занятия, что дают возможность привести в равновесие собственное эмоциональное состояние.

Соблюдение режима

Как приучить ребенка учиться самостоятельно? Навыки для организации дел должны вырабатываться у человека с ранних лет. Ребенок должен усвоить, что после возвращения со школы его ожидает досуг на протяжении нескольких часов. Однако после этого обязательно нужно приступить к выполнению домашнего задания. Если ребенок посещает спортивный кружок, ходит на рисование либо в музыкальную школу, сесть за уроки можно позже. Как бы там ни было, не стоит откладывать постижение полезного материала в домашних условиях на момент перед самым отходом ко сну.

Адаптация малыша к подобному режиму может занять год и более. На протяжении этого времени родителям стоит поддерживать соответствующий контроль и стараться не пускать все на самотек.

Уже в младших классах ребенку важно понять, как рационально использовать свое время. Впрочем, родителям рекомендуется в нужные моменты отзываться на прошения о помощи. Но делать это следует лишь в тех ситуациях, когда малыш действительно не в состоянии самостоятельно справиться с учебными задачами.

Развитие памяти

Некоторым людям сложно учиться самостоятельно, поскольку они обладают плохой способностью к запоминанию информации. Таким лицам стоит работать над собой в плане контроля над уровнем сосредоточенности. Сконцентрировав внимание на задаче, следует постараться полностью вникнуть в смысл полученной информации. Стоит отказаться от механического зазубривания, поскольку такой подход абсолютно не способствует развитию памяти.

Вместе с тем не рекомендуется перегружать себя информацией. Лучше записывать осмысленные данные и стараться связывать их с тем, что уже отложилось в долгосрочной памяти. Такой комбинированный метод развития памяти позволит выработать правильные ассоциации.

Существуют и другие способы для лучшего запоминания полезных данных. Заключается он в разделении познаний на определенные блоки. Чем меньше объем частей полученной информации, тем лучше она усваивается.

Искоренение лени

Часто нам не позволяет самостоятельно учиться обыкновенная лень. Отсутствие мотивации может решиться следующим образом. Достаточно разделить сложное дело на незначительные этапы. Это позволит выполнить часть учебных задач за определенный временной отрезок. Так постепенно можно приблизиться к конечной цели. Каждый последующий этап задачи далее может казаться уже не настолько устрашающим.

В целях искоренения лени перед обучением стоит комфортно устроить рабочее место, послушать любимую музыку, прибегнуть к прочим решениям, которые позволят настроиться на позитивный лад.

Заставить себя также дают возможность мысли о приятных бонусах. Речь идет о награде, которую можно придумать самому себе за успешное выполнение задачи. Это может быть перерыв на чашечку кофе, просмотр любимой телепередачи, прочее.

Самостоятельное изучение иностранного языка

Отдельно хотелось бы рассмотреть, как выучить английский язык самостоятельно. Вначале важно постичь основные глаголы, к которым относятся такие понятия, как: «быть», «иметь», «желать», «давать», «брать», «идти». Освоив сочетание этих и других подобных слов с распространенными местоимениями, можно сформировать своеобразную базу. Такой подход позволит строить простые осознанные фразы.

Обычно человек, который прибегает к самостоятельному изучению иностранного языка, испытывает наибольшие сложности с преодолением речевого барьера. Чтобы действительно заговорить на английском, нужно отыскать хорошего собеседника. В поиске последнего предпочтение лучше отдавать профессиональному репетитору, который будет указывать на ошибки и заставит практиковаться.

Итак, мы постарались разобраться, как заставить себя учиться, если все лень. Напоследок хотелось бы предоставить еще несколько дельных рекомендаций по данному поводу:

  1. Необходимо ставить перед собой лишь реальные цели и радоваться каждой, даже самой маленькой победе.
  2. Важно экономить время, которое можно потратить на получение пользы от обучения, поменьше посещая социальные сети, избегая частых звонков по телефону, переписки с помощью СМС.
  3. При обучении нередко возникает ощущение рутины. Чтобы побороть такое неприятное чувство, стоит вносить в материал разнообразие. Полезным станет постижение информации не только в письменном виде, но также просмотр полезных видеозаписей, прослушивание аудио, общение с единомышленниками.
  4. В процессе обучения стоит обращать внимание на несоответствия в материале, недочеты, ошибки, неточности. Подобное можно обсудить с преподавателем. Даже если не удастся доказать свою правоту, такой подход позволит сделать процесс постижения новой информации более увлекательным. Со временем мышление станет более гибким и критичным.
  5. Полезно понять, что учеба и достижение высоких целей - это далеко не вся жизнь. Необходимо тратить время на качественный отдых, общение с членами семьи и товарищами.

В заключение

Вот мы и выяснили, что требуется для того, чтобы научиться самостоятельно постигать полезные навыки. Определяющее значение здесь имеет наличие желания. Также важно отыскать для самого себя правильный баланс между продуктивной работой и желанием впасть в бездействие. В конечном итоге любое обучение должно подкрепляться практикой. Иначе потраченные усилия не будут иметь никакого значения.

10 ключевых идей книги «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее»

Мозг создан для сложных расчетов

У автора книги, профессора Барбары Оакли, со школы было предубеждение - математика не для нее. На своем примере Барбара показывает, как при определенных методиках обучения можно понять и запомнить то, что кажется нереальным.

Математика, программирование, естественные науки сложны для изучения, потому что используют язык абстракций и символов, сложный для кодирования и декодирования. Парадоксально, что при постепенном погружении в язык предмета, изучение становится проще - новые знания опираются на старые. Мы будто строим здание, складывая кирпич за кирпичом.

На практике:

  • В математике мы последовательно изучаем: числа, арифметические операции, порядок их выполнения, операции с выражениями со скобками, возведение в степень, квадратные уравнения, функции, логарифмы и так далее. Интегралы не посчитать, если не знать числа.

Настройте «мыслительный насос»

Это когда идея или задача попадает в голову и начинает в расслабленном режиме обрастать мясом. Мы задаем структуру предмета погружения, его контекст - и притягиваем контент.

На практике:

  • Перед чтением статьи или книги есть смысл просмотреть оглавление, подзаголовки и картинки.
  • При решении задач хорошо начинать со сложных, чтобы переключаться на простые и решать сложное другими областями мозга, в фоне, в расслабленном режиме.
  • Письмо, требующее длинного ответа, можно прочесть и отложить.
  • «Мыслительный насос» - это про противопоставление стратегиям «навалиться и делать любой ценой», когда уже нет времени.

Используйте сфокусированное мышление

Это фокусировка, целенаправленное обращение к решаемой задаче, концентрация. Сфокусированное мышление позволяет искать ответы среди знакомых решений, выбирать из библиотеки сложившихся порций памяти. Образ сфокусированного мышления - сфокусированный луч фонарика ярко подсвечивает небольшое пространство.

Используйте рассеянное мышление

Это про озарения, неожиданные решения, связи разных нейронных паттернов. Рассеянное мышление - про легкость, антидогматизм и антиэгоцентризм. Образ рассеянного мышления - это фонарик в режиме рассеянного света, когда мы ищем решения в широкой области и видим всю картину целиком.

Магия познания в чередовании режимов

Сфокусированный режим используется при первом изучении понятий нового материала. Нельзя двигаться вслепую, не получив теоретической базы из лекций или учебника, так как решая задачу не на что будет опереться и придется решать наугад.

Выбранный по интуиции способ решения будет заставлять придерживаться только его, что помешает поиску лучших идей - возникает так называемый «Эффект установки». «Эффект установки» - частая помеха при изучении материала. Суть его не только в том, что природную интуицию порой нужно обуздывать, но и в том, что иногда сложно даже определить, с какой стороны подступиться к решению.

Вариант продуктивнее: перед началом действий подумать о вариантах решения, оттянуть непосредственное выполнение.

Усвоение нового изученного материала происходит в рассеянном режиме. Так формируется видение всей картины и вариантов решений.

Изучение нового предполагает переключение между двумя сфокусированным и рассеянным типами мышления. Если времени нет, то остается только первый этап - сфокусированный режим, который не проложит новые пути, знание будет поверхностным.

Для решения сложной задачи необходимы периоды, когда не происходит непосредственной работы над задачей, так как расфокусировка и отдых - это на самом деле важная часть работы. Чтобы построить здание, складывая кирпич за кирпичом, нужно время на застывание раствора.

Как менять режимы: отдыхать, заниматься спортом, гулять, развлекаться, спать.

На практике:

  • В рассеянном режиме мы видим общий ракурс задач, не бросаясь делать первое, что подвернулось под руку.
  • Мы можем перепроверять решения, отвлекаясь от формул или алгоритмов. Например, можем заметить абсурдность ответа, что длина экватора 75 сантиметров, или CTR = 120%.
  • Мы можем связывать идеи разных областей знания.

Иллюзия компетентности

Постоянное перечитывание конспекта, статьи, страниц книги или обращение у Гуглу дает иллюзию, что материал присутствует в сознании. Но это не всегда так.

Вспоминание гораздо эффективнее перечитывания. Прочтите - повторите по памяти - прочтите снова. Постарайтесь вспомнить что-нибудь из изученного за день, расскажите своими словами жене или другу, запишите. Так знание прилипнет.

Одно только желание изучить материал и трата времени на его изучение не гарантируют результат. Потраченные часы на изучение могут создавать только иллюзию. Намерение учиться помогает только при правильных стратегиях обучения. Более того, избыточное обучение - это чистая потеря времени.

На практике:

  • Книжки на книжной полке и статьи в Покете не лежат в пямяти.
  • «Перечитал учебник 10 раз» - не равно, что изучил.
  • Возможно, сюда же про чтение краткие версии книг. Или это не сюда?

Когда не хочется и начинать: прокрастинация

Это боль и страх перед началом дела, которое имеет вполне реальное физическое проявление. Нежелание начинать работу совершенно естественно, вопрос только в том, как вы реагируете и справляетесь. Хорошая новость: если заняться этим делом, то боль пройдет, а когда станет и будет больше понимания, то придет и удовольствие.

На практике:

  • Можно попробовать сосредоточиться на процессе, а не деле - переформатировать свои задачки из «читать одну книгу в неделю» в «почитать вечером полчаса». Уменьшение стресса и самоконтроля может помочь включить сфокусированный режим.
  • Составление списков дел - это путь победы, в который можно заложить переключение, чередование и отдых. Если отдых запланирован, то прокрастинировать хочется меньше. Если в вписке все учесть, к списку постоянно обращаться - нет желания начать отвлекаться в поисках, что же еще забыто. Появится привычка доверять списку.

Про привычки вообще

Привычки прекрасны, они помогают решать задачи на автопилоте и экономить энергию. Привычные действия имеют этапы:

  1. сигнал - ни вреден, ни полезен
  2. последовательность действий - зомбированная автоматическая реакция на сигнал
  3. вознаграждение - причина укоренения привычек
  4. вера - оправдания или мотивация привычных действий

Чтобы изменить реакцию, можно игнорировать привычное поведение или заменить сигнал или сменить вознаграждение.

Идите со своей скоростью

Если равняться на «звездных» соучеников и подгонять процесс обучения, то в такой спешке отставание только увеличится, так как не будет времени на усвоение материала. Берешь на себя много - отстаешь - забиваешь.

Упертость, героизм, неумение слушать, сильная воля, работа «вопреки» мешают находить другие решения. Недовольство и раздражение - признаки усталости и нехватки сосредоточения. Иногда нужно себя заставлять перестать чем-то заниматься. В стрессе теряется способность к установлению новых нейронных связей.

Правильные вопросы при непонимании - ключ к успеху. Такие вопросы позволяют понять материал на глубоком уровне и прививают привычку врубаться. Задать правильный вопрос - значит на 80% добиться успеха. Обожаю задавать вопросы.

Чтобы принять стороннее мнение, нужно предварительно поработать по задаче. Чтобы воспринять ответ на свой вопрос, нужно предварительно придумать, что спросить. Ответы на вопросы от преподавателя, коллеги, из лекции и учебника могут иметь одну и ту же идею, но сформулированы по-другому. Это дает свежий взгляд и шансы усвоить материал повышаются.

Смотришь на профессионала и кажется, что им все дается. Важно помнить о приложенных усилиях: начинали со сложения, пришли к интегралам.

Студентам дали сложный тест. После теста всех участников похвалили, но по-разному. Первой половине сказали: «Похоже, что ты хорош в этом». Второй половине сказали: «Похоже, что ты много занимался».

У людей с высоким интеллектом раза в два больше объем оперативной памяти мозга, они могут удерживать по 9 порций памяти одновременно. Парадокс в том, что это затрудняет проявление креативности и порождает эффект установки  - выбор из готовых решений, а не новый взгляд. Умные люди теряются в затруднительных и неожиданных ситуациях.

Умение учиться - это про преодоление сложностей. Практика и целенаправленная работа дают высокий уровень интеллектуальных возможностей. Талантливые люди, которым легко все дается, могут не научиться проявлять упорство. В книжке вообще высказывается мнение об обратной корреляции между высокими баллами и карьерным успехом.

Всегда будут те, кто огульно критикует или старается принизить ваши успехи и достижения. Но и благостное общение без оценочных суждений менее продуктивно для обучения, чем когда позволена критика. Для обучения в группе необходимы оговоренное время, регламент и тема, чтобы обучение не прекратилось в посиделки. Группа обучения, друзья и круг общения создают рассеянный режим мышления за пределами нашего тела - когда доступны нейронные паттерны других людей.

Порции памяти

Это связи фрагментов разрозненной информации по смыслу. Формируются так:

  • нужно сосредоточиться на информации,
  • понять основную идею,
  • накапливать контекст применения (не только «как применять», но и «когда»).

Порции памяти высвобождают место в рабочей памяти. Порции памяти - это концентрированное знание, библиотека готовых понятий и решений, которые помогают творчески синтезировать новые решения.

Предпосылки к креативности - прочные знания в определенной области и широта интересов. Зубрежка не формирует порции памяти. Многозадачность не формирует порции памяти.

Как помогать формировать порции памяти:

  • интервальные повторения, повторения в необычном контексте,
  • ведение и упорядочивание конспектов, редактирование,
  • самоэкзамены и самопроверки - сработало или нет, как и почему.

На практике:

  • Изучая арифметику можно понять и запомнить, что 2+2=4. Эта сформированная порция памяти высвобождает место из-под двух двоек и понятия сложения и займет только одну ячейку в голове.
  • Идеи этого блога кочуют из статьи в статью в разном контексте.
  • Неуспешно или неудачно завершенные задачи освобождают оперативную память мозга и позволяют думать о новом только тогда, когда это самое завершение сформулировано явно. То есть признанные фейлы - это хорошо. Они формируют порции памяти.

Совершенствование памяти - задействуйте чувства и аналогии

Мы все из школы помним, какую форму имеет Италия, потому что кто-то в классе сказал про сапог.

Аналогии, впечатления, истории, метафоры, стихи и песни, разговоры с самим собой про изучаемый предмет сильно повышают шансы запоминания. Также как и новый контекст: улица, прогулка, транспорт, вечеринка, лекция.

Наш мозг каждый день вымывает неважную информацию. Новые знания должны цепляться разными (иногда странными) способами, чтобы не улететь.

Эффект переноса

Способ постижения математики и естественных наук можно перенести для изучения других областей знания. Сложившиеся нейронные паттерны и порции памяти могут работать в новом контексте с новыми задачами.

Переиспользование библиотеки порций памяти - и есть профессионализм и опыт. Порции памяти цепляются друг за друга, создавая в новом контексте новые порции памяти.

Создание порций памяти - это определенный образ мышления (сосредоточиться, понять суть, накапливать), который влияет на всю жизнь.

Выводы и парадоксы

  • Нужно целенаправленно изучать предмет, но не забывать расслабляться.
  • Нужно концентрироваться, но не до такой степени, чтобы победить вопреки всему. Концентрация не всегда полезна, прокрастинация не всегда во вред.