Все о тюнинге авто

Митрополит Алексий – государственная деятельность. Алексий митрополит с житием

Святитель Московский Алексий

Святитель Алексий, митрополит Московский, всея России чудотворец , родился в 1292 (по другим данным, в 1304) году в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выехавшего на службу из Черниговского княжества. Семейство будущего святителя занимало видное место среди московского боярства. Боярами были его младшие братья - Феофан-Даниил и Александр Плещей. Крестным отцом святителя Алексия стал княжич Иоанн I Данилович Калита. При крещении младенцу дали имя Елевферий.

В раннем возрасте его отдали учиться грамоте. Согласно житию, еще в отрочестве он начал мечтать о монашеской жизни. Однажды, когда Елевферию было двенадцать лет, он расставлял в поле сети для ловли птиц. В это время отрок уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей». Пробудившись от сна, отрок никого не увидел вокруг и сильно удивился тому, что услышал. С того времени он стал много думать, что бы мог значить этот голос. Возлюбив Бога с юных лет, он оставил родителей, отказался от женитьбы и, желая поработать Господу Иисусу Христу, пришел в московский Богоявленский монастырь. Здесь, как свидетельствует Житие преподобного Сергия, на двадцатом году жизни он был пострижен в монашество. При пострижении ему дали имя, которое он слышал в сонном видении, - Алексий.

С того времени до сорокалетнего возраста святитель Алексий неустанно молился, трудился, постился, упражнялся в других иноческих подвигах. Об этом периоде его жизни известно, что он «всяко благоизволение иноческого жития исправле и всяко писание Ветхого и Нового закона пройде». Алексий имел общение с великокняжеским двором. По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого он был назначен наместником престарелого митрополита Феогноста, переселился на митрополичье подворье и начал вести судебные дела Церкви. Как предполагают, в этот период он выучил греческий язык.


Святитель Алексий, митрополит Московский, всея России чудотворец.
Роспись южной стены Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры

6 декабря 1352 года Алексий был посвящен во епископа города Владимира-на-Клязьме. Уже в это время роль святителя Алексия в государственных делах великого княжества Московского была весьма велика. Владыка Феогност (†1353) еще при жизни благословил Алексия «в свое место митрополитом», а великий князь Симеон Иоаннович Гордый духовной грамотой утвердил будущего митрополита советником своей семьи и своих младших братьев - князей Иоанна II Красного и Андрея Иоанновичей. В 1353 году для получения согласия Вселенского патриарха на утверждение кандидатуры святителя Алексия в митрополиты в Константинополь было направлено посольство, вернувшееся в Москву с сообщением о согласии Константинопольского патриарха Филофея. Святитель Алексий отправился для посвящения в Константинополь, где он провел около года. Согласно патриаршей грамоте от 30 июня 1354 года, святитель Алексий, не являясь греком, был возведен в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства. К тому времени фактическим местом пребывания русских митрополитов стала Москва.

После возвращения из Константинополя святитель Алексий принял на себя управление Русской Церковью и поставил епископов в Ростов, Рязань, Смоленск и Сарай. Но уже через год после возвращения - осенью 1355 года - ему пришлось вновь отправиться в Константинополь из-за споров вокруг неправомерных посвящений на Киевскую митрополию и о разделе митрополии. Патриарх Каллист дал святителю Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха». После подтверждения патриархом прежних условий зимой 1355/56 года святитель вернулся на Русь. На обратном пути он попал в бурю на Черном море и дал обет в случае спасения основать монашескую обитель. Во исполнение обета святитель Алексий создал под Москвой Спасо-Андроников монастырь.


Спасо-Андроников монастырь. Фото 1883 г.

Митрополит Алексий сподобился от Господа дара чудотворений. Согласно преданию, в августе 1357 года святитель исцелил Тайдулу, ослепшую жену ордынского хана Джанибека. Никакие врачи не могли вернуть ей зрение, и она решила обратиться к святителю Алексию, о котором слышала как о святом муже. В Москву явились ханские послы с письмом к великому князю. «Мы слышали, - писал Джанибек, - что есть у вас служитель Божий, который если о чем попросит Бога, то Бог слушает его. Отпустите его к нам, и если его молитвами исцелеет моя царица, будете иметь со мною мир; если же не отпустите его, пойду опустошать вашу землю». Смутился смиренный святитель, когда великий князь передал ему грамоту хана. Любовь к Отчизне и Святой Церкви не позволяла отказаться от исполнения воли грозного хана. Но как принять на себя такое тяжелое дело? «Прошение и дело сие превышают меру сил моих, - говорил святитель князю, - но я верю, что Тот, Который дал прозреть слепому, не презрит молитвы веры».

Святитель начал готовиться в путь. Со всем клиром совершил он молебствие перед иконой Божией Матери и перед ракой святителя Петра, почитание которого широко распространилось в годы правления митрополитов Феогноста и Алексия. Во время молебна внезапно на глазах у всех сама собой зажглась свеча при гробе святителя. Митрополит Алексий разделил чудесную свечу на части, раздал ее в благословение предстоявшим и, сделав из остатка малую свечу, взял ее вместе с освященной водой для совершения нового молебствия в Орде. Святитель отслужил над болящей молебен с чудесной свечой, окропил жену хана святой водой, и Тайдула стала видеть. Признательный хан подарил святителю перстень, а Тайдула выдала ему ярлык, датируемый ноябрем 1357 года, согласно которому Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. Святитель, совершив чудо, возвратился на родину, а Тайдула потом не раз еще ходатайствовала за Русь.

Пока великий князь Димитрий Иоаннович не был совершеннолетним, митрополит Алексий фактически управлял великим княжеством Московским и добивался его возвышения как духовного и политического центра Руси.


Святитель Московский Алексий.
Иконописная мастерская Троице-Сергиевой Лавры

Заслугой святителя Алексия является основание и возобновление целого ряда монашеских обителей. Владыка придавал большое значение созданию общежительных монастырей. В конце 1376 - начале 1377 гг. он благословил учредить общежитие в обители преподобного Сергия. Произошло это при таких обстоятельствах. В Троицкую обитель прибыли из Константинополя посланцы Вселенского патриарха. Поклонившись игумену, они сказали: «Патриарх Константинопольский кир Филофей благословляет тебя». Затем гости передали преподобному Сергию подарки патриарха - крест, параман и схиму - и патриаршее послание. Преподобный спросил посланцев: «Не к другому ли кому вы посланы? Кто я, грешный и недостойный, чтобы мне получать дары от патриарха?» - «Нет, отче, - ответили они, - мы не ошиблись относительно тебя, святой Сергий. Мы посланы именно к тебе». Старец поклонился им до земли, пригласил их на трапезу и, хорошо угостив, повелел братии устроить посланцев Константинопольского патриарха в обители. Сам же отправился к митрополиту Алексию, чтобы рассказать о приезде греков. Святитель повелел прочитать послание, в котором были такие слова: «Услышав о твоей добродетельной жизни в Боге, мы горячо возблагодарили и прославили Создателя. Одного правила вам недостает - у вас не устроено общежитие. Ты знаешь, Преподобный, что сам богоотец пророк Давид, все исследовавший своим разумом, выше всего поставил общежитие: „Что может быть лучше и прекрасней, чем жить братиям вместе” (Пс. 132, 1), поэтому и я даю вам благой совет устроить в вашей обители общежитие. Милость Божия и наше благословение да пребывают с вами».


Святитель Алексий Московский. Россия; XVI в.
Местонахождение: Греция. Афон, монастырь Хиландар

Старец спросил митрополита: «Что повелишь, святой владыка?» - «Сам Бог прославляет славящих Его, - ответил святитель. - Он сподобил и тебя такого блага, что твое имя и твоя жизнь стали известны в далекой стране и даже сам великий Вселенский патриарх шлет тебе советы на общую пользу. Мы благодарим святейшего патриарха за наставление и от всей души то же советуем».

С того времени в Троицкой обители было введено общежитие. Преподобный Сергий распределил братию по послушаниям: одного сделал келарем, других определил в повара и хлебопеки, третьего поставил ухаживать за больными. Для соблюдения порядка в церкви игумен выбрал экклесиарха, потом параэкклесиархов, пономарей и т. д. Он повелел братии твердо следовать заповедям святых отцов, не иметь никакой собственности, но все считать общим.

Святитель Алексий стоял у истоков успешной борьбы великого княжества Московского против ордынского ига. Лояльно относясь к власти мусульманских правителей, он в то же время последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять военной угрозе со стороны Орды. О значительной роли святителя Алексия в общерусской политической жизни свидетельствует возникновение с его времени практики скрепления митрополичьей печатью межкняжеских соглашений. В 1371 году митрополит благословил и проводил до реки Оки на пути в Мамаеву Орду великого князя Димитрия Иоанновича.

Предчувствуя убавление сил и приближение конца земной жизни, в конце 1377 года митрополит Алексий призвал к себе игумена Сергия Радонежского. Во время их беседы митрополит повелел принести золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Смиренно поклонившись, Преподобный ответил: «Прости меня, владыка, от юности я не был златоносцем, а в старости желаю тем более пребывать в нищете». - «Знаю, возлюбленный, - сказал ему архиерей, - что такова была твоя жизнь с юности, но ныне сотвори послушание - прими данное нами тебе благословение».


Святитель Алексии Московский и преподобный Сергий Радонежский.
Отречение преподобного Сергия от святительской кафедры.
Литографская мастерская СТСЛ. 1867 г.


С этими словами митрополит Алексий возложил на святого крест. Преподобный хотел что-то сказать, но митрополит остановил его; «Знаешь ли, зачем я позвал тебя и что хочу с тобою сделать?» - «Как я могу это знать, господин?» - ответил преподобный Сергий. Тогда святитель сказал: «Я управлял врученной мне Богом Русской митрополией, сколько Господу было угодно. Теперь вижу, что мой конец близок, но не знаю дня моего скончания. Я желаю, пока еще жив, найти человека, который мог бы после меня пасти стадо Христово. Сомневаясь во всех, я уверен в одном тебе, достойном править слово истины; я доподлинно знаю, что все - от великих князей до последнего простолюдина - тебя пожелают иметь своим пастырем. Сначала ты удостоишься епископского сана, а после моей смерти воспримешь мой престол».

Услышав эти слова, святой сильно опечалился, ибо по смирению своему почитал для себя великим несчастьем принятие епископского сана, и ответил архиерею: «Прости меня, владыка! То, о чем ты говоришь, выше моих сил. Ты не найдешь во мне того, что ищешь. Кто я, грешнейший и худший из людей?» Митрополит Алексий приводил многие изречения из священных книг, желая склонить Преподобного к принятию епископского сана, но смиренномудрый старец был непреклонен и на уговоры святителя ответил: «Святой владыка, если ты не хочешь прогнать мою нищету от твоей святыни, не говори больше моей худости об этом и не позволяй никому другому, потому что никто не сможет меня переубедить».

Видя непреклонность Сергия, святитель не стал больше говорить о епископстве, боясь, что Преподобный, избегая архиерейского сана, удалится в дальнюю пустынь и народ лишится такого светильника веры. Утешив святого духовными назиданиями, митрополит Алексий отпустил его.


Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец.
Житийная икона

Свои земные дни святитель окончил 12 февраля 1378 года. Почти четверть века управлял он Русской Церковью. Святитель завещал положить тело его в основанном им в 1365 году Кремлевском Чудовом монастыре, покровителем которого митрополит в своей духовной грамоте попросил быть великого князя Димитрия Иоанновича. Алексий указал и место погребения - за алтарем храма, по смирению не желая быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь, глубоко почитавший святителя, велел похоронить его в церкви, близ алтаря. Спустя пятьдесят лет после кончины митрополит Алексий был причислен к лику святых.

По молитвам у мощей святителя Алексия со времени их открытия совершались многочисленные чудеса, отмеченные в летописи. В 1522 году, во время нашествия крымского войска хана Мехмед-Гирея, святитель Алексий вместе с другими российскими чудотворцами явился жителям Москвы в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, знаменуя небесное заступничество от врагов. Известны устные свидетельства о чудесах святителя. «Всем христианом в бедах помощник и граду Москве велий заступник, недугующим врач безмездный, и сущим в нуждах и скорбех готовейший утешитель, и ходатай теплый ко всех Царю, Христу Богу» - так говорится о митрополите Алексии в каноне на обретение его честных мощей.

Ныне честные мощи святителя Алексия, митрополита Московского, покоятся в московском кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.

Тропарь святителю Московскому Алексию, глас 8

Я ко апостолом сопрестольна,/ и врача предобра, и служителя благоприятна,/ к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче,/ сошедшеся, любовию в память твою светло празднуем,/ в песнех и пениих радующеся и Христа славяще,/ таковую благодать тебе даровавшаго исцелений// и граду твоему великое утверждение.

Кондак святителю Московскому Алексию, глас 8

Б ожественнаго и пречестнаго святителя Христова,/ новаго чудотворца Алексия,/ верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/ служителя же и учителя премудра земли Российстей./ Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному:/ яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти:// радуйся, утверждение граду нашему.

Молитва святителю Алексию

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся Света Единосущный Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, велико и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы твоей спасти люди, единородный ти язык, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи: град сей (или: весь сию: аще во обители: святую обитель сию) и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли: мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани нас: старыя утеши, юныя накажи, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящих ти ся, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о, Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райский, всезлатая уста Слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день страшнаго Пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, со всеми святыми во веки. Аминь.

В еликий светильник земли Русской святитель Алексий, митрополит Московский, родился на рубеже XIII и XIV веков, около 1300 года в тяжкую для русского народа эпоху татарского ига, когда вся Русская земля уже 150 лет стонала в порабощений, постоянно подвергаясь хищническим набегам завоевателей, избивавших русских людей, уводивших их в тяжкий плен, оставлявших после своих набегов одни развалины и пожарища.

Положение усугублялось непрестанными междоусобицами удельных князей. Русская земля была раздроблена на отдельные враждующие княжества, без объединения которых нельзя было бороться против общего врага.

В это тяжелое время единственная сила, скреплявшая русский народ в одно целое, была Святая Православная Церковь. Из недр ее возникли великие светильники, которые своим высоким духом и примером жизни подавали соотечественникам надежду на возможность освобождения и воодушевляли их на борьбу с жестокими поработителями. Такими светильниками были и святитель Петр, первый Московский митрополит, и его преемник - святитель Алексий, и «Игумен земли Русской»-преподобный Сергий Радонежский.

Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. Родители его Феодор (по прозванию Бяконт) и Мария, спасаясь от татарских набегов, переселились в Москву, где и родился будущий святитель. При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был князь (сын святого благоверного князя Московского Даниила Александровича) Иоанн, будущий великий князь Московский (1328-1340), прозванный за щедрую раздачу милостыни Калита (т. е. «мешок с деньгами»).

Предание повествует, что еще в отрочестве Господь открыл будущему Святителю его высокое предназначение. Стремясь к уединению, отрок Елевферий любил ловить сетями птиц в окрестностях города. Однажды, подстерегая их, он задремал и в тонком сне услышал голос: «Алексие, что трудишься напрасно? Ты будешь ловцом человеков». Голос был столь явственным, что отрок тотчас пробудился. Но вокруг никого не было.

С того времени отрок Елевферий все более стремился к духовной жизни, к углубленному изучению Священного Писания. Через несколько лет он испросил у родителей благословение поступить в монастырь.

В 1320 году Елевферий принял монашеский постриг в Московском Богоявленском монастыре с предвозвещенным ему в сновидении именем Алексий.

Более 20 лет святой Алексий подвизался в той обители, смиренно проходя иноческие послушания под руководством опытного в духовной жизни старца Геронтия.

В Богоявленском монастыре святой Алексий был связан глубокой духовной дружбой с иноком Стефаном, старшим братом Преподобного Сергия Радонежского.

Как сын знатного боярина, святой Алексий получил лучшее по тому времени образование. В монастыре он занялся изучением греческого языка, а затем сличил и исправил славянский перевод Новозаветных книг по греческим подлинникам.

Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста, святителя Московского (+1359; память 14 марта). Он поручил святому Алексию заведывание судебными делами Церкви, и тот в течение 12 лет исполнял эту должность со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года святитель Феогност рукоположил святого Алексия во епископа Владимирского, предполагая впоследствии назначить его своим преемником. Так как святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах, то великий князь вместе со святителем Феогностом стал ходатайствовать об этом у Константинопольского Патриарха.

Весной 1353 года от моровой язвы умерли митрополит Феогност и великий князь Симеон Гордый. Но ходатайство их было удовлетворено. Святой Алексий стал преемником святителя Феогноста на Московской митрополичьей кафедре.

В 1354 году он совершил путешествие в Константинополь и получил там от Патриарха Филофея благословение и утверждение на кафедру митрополита Киевского (фактически Московского) и всея Руси.

На обратном пути из Константинополя корабль, на котором возвращался святитель Алексий, попал в сильную бурю, но, по молитвам святителя, плавание прошло благополучно. Святитель дал обет построить храм во имя того святого, память которого придется в день благополучного возвращения. Во исполнение этого обета святителем Алексием в 1361 году был сооружен храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, память которого празднуется 16 августа. При храме был основан Новоспасский монастырь, игуменом которого был поставлен ученик Преподобного Сергия- преподобный Андроник.

Возвратившись в Москву, которая со времени святителя Петра была резиденцией Всероссийских митрополитов, святитель Алексий принял на себя управление Русской Церковью и неустанно трудился на этом поприще 24 года: поставлял епископов, заботился об упорядочении иноческой жизни, устройстве общежительных монастырей, примером для которых была обитель Святой Живоначальной Троицы, основанная Преподобным Сергием.

Слава о мудром святителе и молитвеннике далеко распространилась за пределы России. В 1357 году хан Джанибек прислал великому князю Московскому Иоанну Иоанновичу (1353 -1359) требование, чтобы тот отпустил в Орду святителя Алексия для исцеления его ослепшей жены, ханши Тайдулы, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли. «Если ханша получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мной мир. Если же не пошлешь его мне - я разорю огнем и мечом твою землю»,- передал хан великому князю.

Смиренный святитель не считал себя достойным совершить чудо исцеления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возможно,- он не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Родины и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть. «Прошение и дело превышает меру сил моих,- сказал святитель Алексий,- но я верю Тому, Который дал прозреть слепому,- не презрит Он молитвы веры».

Перед отъездом в Орду святитель Алексий вместе с духовенством совершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра и Господь дал ему знамение, укрепившее его дух: свеча у гроба святителя Петра возгорелась сама собой. Святитель взял часть этой свечи и отправился в Орду.

Еще до прибытия святителя Алексия Тайдула видела его во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вышел ему навстречу и ввел его в свои покои. Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную от раки святого митрополита Петра. После долгой молитвы он окропил освященной водой Тайдулу, и та тотчас прозрела. Хан и все бывшие при славном исцелении изумились и восславили Бога. Хан Джанибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Ханша Тайдула пожаловала святителю в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий воздвиг в 1365 году Чудов монастырь, в память чуда архистратига Божия Михаила в Хонех. В этом монастыре святитель завещал себя похоронить.

После смерти Джанибека святителю Алексию вновь пришлось ехать в Орду для ходатайства о Русской земле перед свирепым ханом Бердибеком, убившим своих 12 братьев и грозившим полным опустошением Русской земле.

Великий печальник Русской земли святитель Алексий не побоялся идти в Орду на угрожавшую ему смерть. Нося в сердце слова Господа Иисуса Христа: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10,11), он отправился к грозному хану и с Божией помощью сумел своей Богодухновенной беседой укротить его ярость и получить от хана заверение о мире для христиан.

После смерти великого князя Иоанна Иоанновича (+1359) святитель Алексий был духовным наставником десятилетнего благоверного князя Димитрия - наследника великокняжеского престола.

Благодаря мудрым действиям святителя Алексия ордынский хан передал малолетнему Димитрию ярлык (грамоту) на великое княжение. Святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем, первым помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. Подвижнические усилия таких делателей земли Русской, какими были святитель Алексий, Преподобный Сергий Радонежский и благоверный великий князь Димитрий Донской, сплотили вокруг Москвы большинство русских княжеств. Объединение их легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году.

В своей многообразной святительской деятельности митрополит Алексий неустанно заботился о благоустроении Российской паствы и духовном ее просвещении. С этой целью он восстановил в Москве прежние обители и создал новые, в том числе женские обители Алексеевскую и Зачатьевскую (где подвизались две его сестры - игумения Иулиания и монахиня Евпраксия). Им также были основаны обители - Благовещенская в Нижнем Новгороде и в честь святых равноапостольных Константина и Елены во Владимире.

Святитель Алексий прожил около 80 лет. Приближаясь к концу своего жизненного подвига, он желал видеть преемником на Всероссийском Митрополичьем престоле своего давнего духовного друга Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести. Святитель Алексий не стал настаивать, провидя великое значение для Русской Церкви Преподобного Сергия как «Игумена всей Русской земли».

Святитель Алексий почил 12 февраля 1378 года и был погребен, согласно завещанию, в Чудовом монастыре.

Выдающийся Первосвятитель Русской Церкви оставил потомкам великое сокровище - собственноручно написанное Евангелие, переведенное им с греческого языка. Это Евангелие благоговейно хранилось в Чудовом монастыре несколько столетий.

Более чем через 50 лет честные мощи святителя Алексия были обретены нетленными, когда крыша деревянного храма, в котором был погребен святитель Алексий, во время Божественной литургии обрушилась. Никто из молившихся и служивших не пострадал. Когда стали возводить фундамент нового, каменного храма, то обнаружили его нетленные мощи, которые положили в Благовещенском приделе нового храма.

В течение всей истории России святитель Алексий почитался как великий заступник и молитвенник Земли Русской. Благодарные потомки заботились об украшении его раки. В Чудовом монастыре был построен храм в честь святителя Алексия. В этот храм святые мощи были торжественно перенесены в 1485 году.

В настоящее время мощи святителя Алексия почивают в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве, где еженедельно по воскресеньям читается акафист Святителю.

В конце XVI века при царе Феодоре Иоанновиче было установлено празднование в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы (5/18 октября). Позднее, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского, перед Святейшим Синодом в число поминаемых в этот день Московских святителей вошел святитель Филипп, а с 1913 года священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси.

История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты Анисимов Евгений Викторович

Митрополит Алексий

Митрополит Алексий

Долгие годы подлинным правителем княжества при юном князе Дмитрии Ивановиче оставался митрополит Алексий. Он был опытен, мудр и умело оберегал юношу от опасностей, пользуясь уважением и поддержкой московского боярства и горожан. Благодаря ему в эти тревожные годы, несмотря на неудачи, значение Москвы не упало в глазах Золотой Орды. Митрополита там особенно почитали после знаменитого «чуда Тайдулы». В 1357 г. Алексия позвали в Орду к больной ханше Тайдуле, жене хана Джанибека. Перед отъездом Алексия в церкви Успения произошло чудо – сама собой загорелась свеча. Митрополит привез свечу в Орду, и ее свет исцелил Тайдулу. Около 1360 г. под Москвой, на самом тракте в Орду, митрополит Алексий основал Андроников монастырь, названный по имени первого игумена, ученика Сергия Радонежского монаха Андроника. Славу монастырю принесли не чудеса, а необыкновенно красивый белокаменный Спасский собор и имя гениального мастера Андрея Рублёва, который расписывал его. Здесь около 1430 г. Андрей Рублёв и был похоронен рядом со своим другом, иконописцем Семеном Черным.

В 1378 г. 85-летний Алексий умер. Он стал вторым после митрополита Петра московским святым. После смерти Алексия в церкви начались раздоры. Многие годы ставленник князя Дмитрия митрополит Митяй боролся с болгарином, митрополитом Киприаном, рукоположенным и присланным на Русь греками, которые хотели объединить разобщенные политической смутой православные церкви Киевского, Литовского и Владимирского княжеств. Но такое единение под властью Константинополя уже не отвечало интересам Москвы – она шла своим путем. Поэтому московский князь делал все, чтобы Русская Православная церковь не была единой. Вернее, он хотел, чтобы она объединилась под началом московского митрополита, да и то назначенного с его, князя, одобрения. Поэтому Дмитрий глумился над святителем Киприаном, дважды «вышибал» его с позором из Москвы. Тот смог утвердиться в столице только после смерти Дмитрия Донского в 1390 г.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

Иван II Красный и митрополит Алексий Ивана II Ивановича, за красоту прозванного Красным, летописец назвал «христолюбивым, и тихим, и милостивым», хотя при нем московская политика оставалась по-прежнему жестокой и кровавой. 3 февраля 1357 г. неизвестные убили московского

Из книги История России в рассказах для детей автора

Святой митрополит Алексий от 1340 до 1359 года Бог, посылая несчастья на наших предков, посылал им также и утешителей, которые облегчали их страдания и иногда даже спасали их от новых бедствий. Этими утешителями были по большой части Его святые служители, то есть митрополиты,

Из книги Святой Димитрий Донской [Илл. Сергей Михайлович Гончаров] автора Воскобойников Валерий Михайлович

Митрополит Алексий Митрополит Алексий слыл на Руси чудотворцем. Мудрый и крепкий верой, не раз спасал владыка Русь от жестокостей Золотой Орды. Про его чудесные деяния ходило немало историй.Рассказывали, что в двенадцать лет привиделся будущему владыке чудный сон.

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора Ишимова Александра Осиповна

Святой митрополит Алексий 1340-1359 годы Бог, посылая несчастья на предков наших, посылал им также и утешителей, которые облегчали страдания их, а иногда даже спасали от новых бедствий. Этими утешителями были по большей части святые служители его - митрополиты, епископы,

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§3. ЦЕРКОВЬ И СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ В СЕРЕДИНЕ XIV в. МИТРОПОЛИТ

автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 2 Раздробленне Северо-Восточной Руси. Великий князь Михаил Ярославич Тверской. Московский удел. Великий князь Юрий Данилович. Смерть трех русских князей в Орде. Иван Калита и митрополит Петр. Возвышение Москвы. Симеон Гордый. Иван Красный и митрополит Алексий. Литва,

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 3 Тверь. Ярослав Ярославич, его сын и внук. Щелкан. Дмитрий Иванович и митрополит Алексий. Мамай. Куликовская Битва и ее значение для судеб Руси и Европы. Тохтамыш. Своекорыстная позиция рязанских и нижегородских князей. Завещание Дмитрия Донского. Великий князь

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ – РУССКИЙ РИШЕЛЬЕ После смерти великого князя Ивана Красного московские бояре образовали при юном князе Дмитрии свое правительство. Митрополит Алексий, вернувшийся в это время из литовского плена, вскоре фактически встал во главе Московского

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1357 Митрополит Алексий и чудо Тайдулы Возможно, что князь Иван действовал бы и резче, но нрав его смягчал московский митрополит Алексий – человек образованный, умный и дальновидный. Он пользовался огромным авторитетом в народе и у великого князя. Когда в 1359 г. Иван Красный

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

Митрополит Алексий. Дмитрий Донской. Возвышение Москвы как центра национального объединения русских княжеств объяснялось в русской историографии ещё с начала XIV в. особым географическим положением Москвы (она защищена была лесом от врагов, река Москва соединяла её с

автора

2.5.1. Духовный наставник Дмитрия Донского митрополит Алексий В условиях монголо-татарского ига русский народ сохранил верность православному христианству. Татары приняли ислам. Они не навязывали мусульманства покоренным народам, но стимулировали переход этих народов

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.5.2. Митрополит Макарий и митрополит Колычев Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Должность занимали одну и ту же, а жизненный финал получился разным.Макарий родился в 1482 г., воспитывался в Пафнутьевском Боровском

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

7.5.1. Патриарх всея Руси Алексий II С конца XVI до начала XVIII в. в Московском царстве было 10 патриархов. В советское время Алексий II стал пятым, считая от патриарха Тихона, избранного на свой пост осенью 1917 г. Алеша Ридигер. 1940 г.Алексей Михайлович Ридигер, более известный как

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Митрополит Алексий (90-е годы XIII века - 1378) У известного боярина Федора Бяконта было пятеро сыновей. Первый из них родился в 1299 году. Его назвали Елевферием. Согласно легендам, новорожденного крестил Иван Данилович, тогда еще мальчик. В двадцатилетием возрасте сын

Из книги Беседы автора Агеев Александр Иванович

Из книги От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке автора Григорьев Протоиерей Дмитрий

Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его Феодор и Мария были бояре Черниговского княжества. Святой Алексий родился в Москве при московском князе Данииле Александровиче , сын и наследник которого князь Иоанн Даниилович , бывший тогда еще отроком, был восприемником Алексия в святом крещении, при чем младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было двенадцать лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: "Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей".

Пробудившись ото сна, отрок никого не видел вокруг и сильно дивился тому, что он слышал. С этого времени он стал много думать и размышлять, что должен значить этот голос. Возлюбив Бога с юного возраста, он оставил своих родителей, отказался от женитьбы и, желая поработать Единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве и здесь постригся в иноки, причем в пострижении ему дали то имя, которое он слышал в сонном видении – Алексий . Тогда игуменом в Богоявленском монастыре был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год от рождения.

С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился; постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. За его богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия; даже сам великий князь московский Симеон Иоаннович и митрополит Феогност сильно любили его. За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира .

Когда преставился митрополит Феогност, великий князь московский Иоанн Иоаннович , принявший бразды правления после брата своего великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал в митрополита святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к святейшему патриарху Филофею . Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Церковью Русской и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.

Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. Супруга хана татарского Джанибека Тайдула три года назад лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к великому князю московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы он, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение.

При этом Джанибек дополнил: "Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю".

Когда это прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам великого князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы он совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время этого молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. Из этого святой Алексий уразумел, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучно. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию.

Еще до прибытия блаженного в столицу монголов, царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексия в архиерейской одежде в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценные облачения для архиерея и священников по тому образцу, как она видела в сонном видении. Когда святой Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил освященной водой царицу, и та тотчас прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись этому дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром.

Возвратившись из Орды, святой Алексий, по прошествии некоторого времени, принужден был снова отправиться в Орду. Хан Джанибек умер, а на его престол вступил жестокий и кровожадный сын его Бердибек. Убив своих двенадцать братьев, он хотел идти со своим войском на русскую землю. Тогда, по просьбе великого князя Иоанна, святой Алексий отправился в Орду к Бердибеку и своей кроткой, разумной беседой укротил ярость жестокого хана. Исходатайствовав пред грозным владыкой мир для христиан, святой Алексий возвратился в Москву, ибо сюда был перенесен святым Петром, митрополитом Киевским, престол Киевской митрополии вследствие частых войн и вторжений варварских народов.

Когда скончался великий князь Иоанн, на рамена святителя пала опека над несовершеннолетним князем московским Димитрием Иоанновичем. Власть великого князя выпросил себе в Орде суздальский князь Димитрий Константинович . Святитель должен был благословить суздальского князя на великое княжение, но решительно отказался исполнить просьбу великого князя жить во Владимире, оставаясь благопопечительным отцом для юного князя Димитрия Иоанновича. В Орде между тем шли смуты; каждый год являлось по несколько ханов, истреблявших один другого; в 1362 году явилось два хана соперника. Юный Димитрий выпросил у одного из них звание великого князя России и заставил Димитрия Константиновича удалиться из Владимира. Святитель Алексий с радостью благословил питомца своего на великое княжение чудотворной Владимирской иконой Богоматери. Он был душой советов и дел князя Димитрия; трудами святителя росла и крепла власть великого князя московского.

Между тем святитель Алексий занимался строением обителей иноческих. Так он построил на берегу р. Яузы храм во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Нерукотворенного Его Образа, устроил при этом храме монастырь и ввел в нем общежительный устав . Старейшинство в новой обители он вручил Андронику , ученику святого чудотворца Сергия. Кроме сего монастыря, святитель Алексий построил еще другие церкви и монастыри в Москве и в других городах русских. Так, он построил в Москве каменную церковь во имя святого Архистратига Михаила, в честь славного чуда его, бывшего в Хонех , и устроил монастырь, до ныне именуемый Чудовым ; при этом святитель заповедал положить здесь свое тело. Много других дел, достойных памяти, славных и дивных, соделал святитель Алексий во славу Божию, и добре пас свое словесное стадо до самой своей кончины.


Св. Алексий Московский и преп. Сергий Радонежский

Предузнав о своем отшествии к Господу, святитель совершил Божественную службу и причастился Святых Таин. Пожелав всем пребывать в мире, он воздал всем последнее целование и спокойно предал Господу свою душу 12 февраля 1378 года . Святительский престол этот великий служитель занимал 24 года, всех же лет жизни его было 85. С подобающею честью тело его было погребено в созданном им храме во имя Архистратига Михаила в приделе Благовещения Пресвятой Деве.

Спустя много лет обретены были святые и многоцелебные его мощи вполне нетленными . Даже ризы на почившем святителе были совершенно целы, как будто их надели накануне. После чего эти святые мощи были перенесены в церковь, построенную во имя этого угодника Божия.

От них и доселе источаются, как бы от неиссякаемого источника, многие исцеления и подается святыми его молитвами помощь всем с верой припадающим к ним по неизреченному милосердию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки. Аминь.

Тропарь, глас 8:

Яко апостолом сопрестольна, и врача предобра, и служителя благоприятна, к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче, сошедшеся любовию в память твою светло празднуем, в песнех и пениих радующеся, и Христа славяще таковую благодать тебе даровавшаго исцелений, и граду твоему великое утверждение.

Другой тропарь, глас 4:

Апостольских догмат опасна хранителя, церкве российския пастыря и учителя, преблаженнаго Алексия святителя память празднующе, славословим Христа Бога нашего песньми достодолжными, даровавшаго нам угодника своего, яко обильный источник точащ врачевания, граду же Москве похвалу и утверждение.

Кондак, глас 8:

Божественнаго и пречестнаго святителя Христова, новаго чудотворца Алексия, верно вси поюще людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго, служителя же и учителя премудра земли российстей. Днесь в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному: яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: радуйся утверждение граду нашему.

Примечания:

1 Отец св. Алексия митрополита, боярин Феодор Бяконт, перешел в Москву оттого, что край Черниговский, опустошенный Батыем, не переставал терпеть нападения от хищных набегов. Под защитой же крепкого и благочестивого князя Даниила Александровича нашел он мирную и покойную жизнь. Святой Алексий родился в 1300 году.

2 Князь Даниил Александрович, младший сын св. Александра Невского, основатель самостоятельного Московского княжества и родоначальник князей московских (1261-1303 гг.) - Впоследствии он причислен Церковью Русской к лику святых, и мощи его, обретенные нетленными в 1652 г., доныне открыто почивают в храме созданного им на берегу Москвы-реки Данилова монастыря.

3 Впоследствии великий князь московский Иоанн Даниилович Калита с 1328 по 1340 г.

4 Это было в 1320 г. Богоявленский (1-классный) монастырь в Москве основан в 1296 г. при князе московском Данииле Александровиче.

5 Великий князь московский Симеон Иоаннович Гордый княжил с 1340 по 1353 г.

6 Св. Феогност управлял Русской Церковью с 1328 по 1353 г. Он окончательно утвердил пребывание митрополитов русских, вместо Владимира, в Москве.

7 Владимир на Клязьме, престол митрополичий, до святителей Петра и Феогноста. Св. Алексий был посвящен в епископа Владимирского в конце 1352 года. Еще за 12 лет перед тем митрополит Феогност повелел Алексию жить в святительском дворе его и заведовать судебными делами Церкви, причем для св. Алексия при постоянных непосредственных сношениях со святителем греком открылись и нужды и средства прекрасно познакомиться с греческим языком.

8 Великий князь московский Иоанн II Иоаннович княжил с 1353 по 1359 г.

9 Патриарх Филофей управлял константинопольской Церковью с 1354 по 1355 г., и потом вторично с 1362 по 1376 г.

10 Св. Алексий, митрополит Московский, управлял Русской Церковью с 1354 по 1378 г.

11 Димитрий ВВ Иоаннович, великий князь Донской, родился 12 октября 1350 г.; с 1362 г. получил великое княжение; построил каменный Кремль в Москве; княжил 27 лет, жил 40 лет. Он победил хана Мамая на Дону 8 сентября 1380 г.; скончался 19 мая 1389 г.

12 Признательный хан дал святителю в знак почести перстень, который доселе хранится в патриаршей ризнице.

13 Димитрий Константинович был великим князем с 1359 по 1363 г.

14 Этот монастырь был обетный. Когда святитель Алексий отправлялся в Константинополь для посвящения в сан митрополита Киевского и всея России, то на возвратном оттуда пути, подвергся бедствию, так что сама жизнь его была в опасности: на море поднялась страшная буря, и корабль каждую минуту готов был исчезнуть в волнах. Все бывшие с митрополитом отчаивались в спасении. Между тем святитель усердно молился Богу, причем дал обет соорудить храм во имя того святого, которому будут праздновать в день высадки пловцов на берега. Господь услышал молитву святителя. Настала тишина, и корабль пристал к берегу 16 августа. Во исполнение этого обета св. митрополитом Алексием и был основан около 1360 года вышеупомянутый монастырь в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворенного Его Образа. В деле созидания монастыря много помогал святителю преп. Андроник, ученик преп. Сергия, почему он и получил наименование Спасо-Андроникова (Андрониева) монастыря; ныне - второклассный монастырь. В монастыре и теперь хранится Нерукотворенный Образ Спасителя, привезенный св. Алексием из Царьграда, украшенный богатой ризой.

15 Память преп. Андроника совершается 13 июня. Мощи его почивают в созданном им совместно со святителем Алексием Спасо-Андрониковом монастыре.

17 Чудов монастырь (кафедральный) основан в 1365 г. в память чудесного исцеления татарской царицы Тайдулы.

18 В духовной литературе св. Алексий митрополит оставил после себя грамоты, поучения и переводы. В Московском Чудовом монастыре хранится переведенное им с греческого и собственноручно написанное Евангелие.

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества.

Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: "Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей". С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком.

В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители - старец Геронтий и Стефан, брат . Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника.

В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал его преемником в 1354 году. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом "всечестнаго митрополита и экзарха". На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Алексий молился и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа.

Восторженно встретила святителя Москва. Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве - ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу - его супругу. "Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры". И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась.

Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Им основаны в 1361 году Спаса Нерукотворенного Образа монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря) по обету, который он дал, когда корабль во время его поездки в Константинополь терпел бедствие; Чудов - в Московском Кремле, восстановлены и две древние обители - Благовещенская в Нижнем Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 году также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская).

Святитель Алексий достиг глубокой старости - 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.

Иконописный подлинник

Москва. 1480-е.

Свт. Алексий с житием. Дионисий. Икона. Москва. 1480-е гг. Успенский собор Кремля. Москва.

Москва. XVI.

Свт. Алексий. Икона. Москва. XVI в.