Все о тюнинге авто

Биография. Политическое учение жана бодена Жан боден краткая биография

Жан Боден родился в 1530 г. (возможно в 1529 г.) в городе Анже (Анжер) в семье мастера портновского цеха. В раннем возрасте был отдан в монастырь Нотр-Дам д"Анже ордена кармелитов для получения образования, где и принял монашеский обет (в 1549 г. сбросил монашескую рясу). В середине 1540-х гг. был послан кармелитами в Париж для обучения. В университете он изучал схоластическую философию, а в Королевском колледже (в будущем «Колледж де Франс») – древние языки.

В 1556 г. Жан Боден поступил на юридический факультет Тулузского университета для изучения гражданского права. После окончания некоторое время преподавал там римское право (1559–1561 гг.).

В 1561 г. Жан Боден переехал в Париж, чтобы заниматься адвокатской практикой. Однако в действительности он работал на разных судебных должностях.

Известность приходит к Бодену в 1566 г., после публикации работы «Метод лёгкого изучения истории». В этом труде он не только размышляет об истории человечества, но и формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, получившего развитие через десять лет. Там же он утверждает, что общество формируется под влиянием общественной среды и представляет собой сумму кровно-хозяйственных союзов. В обществе осуществляется прогресс, в природе же – круговое вращение.

В 1568 г. Боден был избран депутатом от Анже на собрания Генеральных штатов в Нарбонне. В начале 1570-х приобрел доверие Карла IX (Валуа); занимал должность докладчика Государственного совета. Заподозренный в кальвинизме он едва избежал расправы во время Варфоломеевской ночи. В первые годы правления Генриха III, брата Карла IX, находился в фаворе при дворе. В 1576 г. на собрании Генеральных штатов в Блуа Боден энергично выступил в защиту политики веротерпимости вопреки мнению большинства депутатов.

В том же 1576 г. году он издал свой самый знаменитый трактат, посвященный теории государства, – «Шесть книг о государстве». В нем, отрицая божественное происхождение власти монарха, Жан Боден обосновывал идею конституционной монархии и принцип неделимости государственного суверенитета, защищал веротерпимость, признавал право народа на убийство тирана. Причину политических переворотов он видел в имущественном неравенстве. По его мнению, государство (в этом Боден сходится с Макиавелли) представляет собой вершину экономического, социального и культурно-исторического развития цивилизации.

В дальнейшем Жан Боден сблизился с младшим братом короля, Эркюлем Франсуа (Франциск) де Валуа (герцог Алансонский и Анжуйский), вождем партии «политиков», выступавшей за преодоление религиозных разногласий ради единства и мира в государстве. В 1580 г. Боден сопровождал герцога в Лондон ко двору Елизаветы I. В том же 1580 г. в свет вышло его сочинение «Демономания колдунов», в котором он доказывал реальность колдовства и призывал власти решительно с ним бороться.

В мае 1587 г. Жану Бодену по наследству от тестя достался пост королевского прокурора Лана. На посту прокурора он старался никогда не идти против своей совести. Например, он отстоял жизнь человека, которого хотели казнить по политическим соображениям. Но при этом, по его собственным признаниям, Боден принимал участие в процессах над 200 женщинами по обвинению в колдовстве, многие из которых закончили жизнь на костре. По мнению Бодена, судья, препятствующий расследованию дел о колдовстве, сам заслуживал костра.

Через некоторое время Жан Боден стал мэром города Лан, причём на этом посту он прослужил два срока подряд, хотя ничем особенным не отличился.

В марте 1589 г. он подчинился приказу Парижского парламента и присягнул Католической лиге, поднявшей мятеж против Генриха III, объясняя свои действия тем, что король превратился в «тирана», нарушившего права подданных. В то же время как прокурор Ланаон пытался противодействовать эксцессам католиков-фанатиков.

Свою позицию в религиозных вопросах, основанную на принципе свободы совести и веротерпимости, Боден выразил в трактате «Семичастный разговор», завершенном в 1593 г. Из-за смелости идей труд был опубликован лишь в XIX в.

В 1593 г. после принятия католицизма Генрихом IV (Бурбоном), Жан Боден порвал с Католической лигой и перешел на сторону короля, увидев в нем достойного монарха, способного восстановить мир и порядок во Франции.

В середине 1590-х Боден написал натурфилософское сочинение «Зрелище природы», где показал себя сторонником традиционной геоцентрической (аристотелевско-птолемеевской) картины мира. В сочинении «Диалог семи человек» (1593 г., но опубликовано после смерти) Боден защищал идею естественной религии.

Жан Боден умер от чумы в Лане в 1596 г.

Ячейкой государства у Бодена выступает семья (домохозяйство). По своему статусу глава семьи представляет собой прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в познании Бога, человека и природы, а в конечном итоге – в почитании Бога. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства, в особенности еще и потому, что оно суверенно.

Разработка проблемы суверенитета государства есть крупнейший вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. «Суверенитет, – утверждает Боден, – есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством)... означающим высшую власть повелевать». Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. В том смысле единая, что ее прерогативы принадлежат только ей; она не может (не должна) эти прерогативы делить с кем бы то ни было; она не может (не должна) допускать никаких органов, которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали с ней.

Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование.

К своей трактовке суверенитета государственной власти Боден делает ряд важных добавлений и уточнений. Одно из них касается тех требований, которые непременно должны соблюдаться суверенной государственной властью. Например, последней вменяется блюсти (при всей ее неограниченности, абсолютности) законы божественные и естественные. Вместе с тем суверенной государственной власти, стоящей выше всяких человеческих законов и свободно распоряжающейся жизнью и смертью своих подданных, нельзя вмешиваться в дела семьи нарушать принцип веротерпимости, и в особенности взимать подати с подданных без их согласия, помимо воли собственника. С точки зрения Бодена, единство, неделимость суверенитетами государственной власти на практике совмещаются с дифференциацией власти и управления, которые не всегда находятся в тождестве. Обычно носитель суверенной власти поручает временно и на определенных условиях осуществление некоторых функций власти назначаемым должностным лицам. Без соответствующего поручения суверена должностные лица ничего не могут делать ни в отношении подданных, ни в отношении друг друга.

Издание общеобязательных законов относится к первому по значимости отличительному признаку суверенитета. Суверен издает законы, но не создает право. Боден строго их различает, понимает их разнокачественность. Право «несет с собой справедливость, а закон – приказ».

Как глубокий политический мыслитель, Боден не мог не ставить вопрос о том, где коренится, как появляется суверенитет и способен ли он к отчуждению, передаче. На первую часть вопроса ответ таков: «Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ». Упоминание тут о народе отнюдь не свидетельствует о том, что Боден приверженец народовластия. На вторую часть поставленного вопроса он отвечает следующим образом: «Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-либо одарить».

Таким «одним из граждан» у Бодена оказывается монарх. Вот его аргумент в пользу монархии. Подобно тому, как во вселенной над всем властвует Бог, а на небе – солнце, так и особей, образующих общность, должен быть один правитель. Боден – убежденнейший сторонник действительно суверенной (в его трактовке – абсолютистской) монархической власти. Отсюда вовсе не вытекает категорическое отрицание им в условиях монархизма отдельных элементов аристократических и монархических форм правления.

Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится Бога «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив».

Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, заключающего в себе принципы равенства и подобия.

французский юрист и теоретик, работавший в области политической философии, член Парижского парламента и профессор права в Тулузе (Toulouse). Одной из самых известных его работ стала теория суверенитета, божественного права королей.


Жан Боден, сын преуспевающего буржуа, члена портновского цеха, и современник Мишеля де Монтеня (Michel de Montaigne) и Нострадамуса (Nostradamus), родился в 1529 или 1530 году в городе Анже на западе Франции (Angers, France). Ему довелось жить и работать в эпоху Реформации (Reformation), на фоне непрекращающегося противостояния между католиками и гугенотами, что приводило к постоянным религиозным и гражданским конфликтам. В юности он обучался в монастыре братьев-кармелитов в Анже, а затем отправился в Париж (Paris), где учился в Колледже де Франс (Collège de France), впитывая, как губка, мудрость средневековой науки и гуманизм Ренессанса (Renaissance). Около 1549 года он был освобожден от своих монашеских обетов. Вполне возможно, что он был вовлечен в судебный процесс о ереси в 1547-1548 годах и поэтому остался в кальвинистской Женеве (Genève) - в обоих случаях имеются письменные свидетельства, однако имя и фамилия Бодена были очень распространены в то время, так что это может быть и другой человек.

Однако, достоверно известно, что Боден учился и затем преподавал римское право в Университете Тулузы в 1550 году. В 1561 году он вернулся в Париж и взялся за адвокатскую практику, хотя в это время во Франции начался страшный период религиозных войн. В Париже он написал свою первую важную работу, "Methodus ad facilem historiarum cognitionem" (в буквальном переводе - "Метод легкого изучения истории"), которую опубликовал в 1566-м. Книга пользовалась таким успехом, что в 1572-м ее переиздали в дополненном виде. Делая прямую ссылку на "Республику" Платона (Platon), он предлагает через переосмысление исторических уроков черпать вдохновение для создания наилучших законов.

К Бодену благоволил король Генрих III (Henri III), и по его настоянию Жан стал депутатом Генеральных штатов (States-General), собиравшихся в Блуа (Blois) в 1576-1577, от третьего сословия округа Вермандуа (Vermandois). Он, между тем, выступал против проектов короля, впал в опалу и нашел покровителя в лице Франсуа, герцога Алансонского и Анжуйского (François de France, duc d"Alençon et d"Anjou), младшего брата короля. После смерти принца он удалился в пикардийский город Лан (Laon) на севере страны. В течение нескольких лет Боден служил прокурором Лана – эта должность перешла к нему от отца жены - и принимал участие в процессах сотен женщин, обвиняемых в колдовстве (увы, Боден истово верил в существование ведьм). В 1589 году Боден, два срока подряд избираемый мэром города, объявил Лан защитником Католической лиги, но впоследствии призывал горожан признать Генриха IV (Henri IV).

В 1596 году Жан Боден умер в Лане во время эпидемии бубонной чумы.

Боден оставался католиком на протяжении всей своей жизни, но критически отозвался о папской власти и его склонности вмешиваться в дела земных правителей. Иногда его считали законспирированным кальвинистом. К концу своей жизни он написал работу в виде диалога между различными религиями, в том числе от лица представителей иудаизма и ислама и приверженцев философской теологии. В книге все религии пришли к выводу, что могут существовать в мире и согласии.

Биография

Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха г. Анже . В раннем возрасте его отдали в местный орден Кармелитов для получения образования. Затем он занимается изучением гражданского права в Академии Тулузы - одного из крупнейших университетских центров во Франции XVI века. После окончания Академии философ некоторое время преподаёт в ней.

Так и не получив профессорского звания, в 1561 году Боден едет в Париж , чтобы заниматься там адвокатской практикой. Вскоре после своего прибытия в Париж, он сближается с кружком, который позже стал ядром группы, стоящей в оппозиции к обеим главным партиям гражданской войны. Эта группа, известная под названием «Политики», отстаивала веротерпимость и сильную королевскую власть.

Известность приходит к мыслителю в 1566 году , после публикации «Methodus ad facilem historiarum cognitionem» («Метод лёгкого изучения истории» - М ., 2000). В «Методе» философ не только излагает свои размышления над историей развития человечества, но также формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, развитый затем, через десять лет, в «Шести книгах о государстве». По его мнению, государство (в этом Боден сходится с Макиавелли) являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.

Как и большинство сторонников партии «политиков» Жан Боден был близок двору наследника французского престола герцога Франсуа Анжуйского, но после его смерти стал склоняться к поддержке Католической Лиги.

Политические идеи

Жан Боден в своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога (конечно, в рамках христианства - другое в эту эпоху было опасно; единственное сочинение, в котором Боден открыто выступает сторонником деизма или рациональной религии - «Разговор в семи ролях о секретах высших истин» - было опубликовано только в 1858 году, то есть почти через 300 лет после написания). В результате, он чуть было не стал жертвой Варфоломеевской ночи 1572 года.

Веротерпимость философа проявлялась также и в его усилиях по примирению враждовавших между собой религиозных группировок на Генеральных Штатах в Блуа, где он выступал в качестве депутата от третьего сословия провинции Вермандуа. Эти идеи мы обнаруживаем и в главном политико-философском произведении Бодена - «Les six livres de la Republique» («Шесть книг о государстве»), вышедшем в свет в 1576 году, которое впоследствии (в 1586 году) он сам перевёл на латынь под названием «De Republica libri six».

По Бодену, государство есть осуществляемое верховной властью по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием .

Суверенная власть государства - это всегда постоянная власть, которая отличается от временной власти; это всегда абсолютная власть, - власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может её передать другому лицу как собственник; это власть единая, то есть неделимая - она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, её нельзя разделить на трети.

Боден - противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий , Цицерон , Мор , Макиавелли .

Он выделяет три формы государства: демократия , аристократия и монархия (в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену).

Демократию Боден оценивает отрицательно, ибо «народ - это зверь многоголовый и лишённый рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел - это всё равно, что спрашивать совета у безумного». Недостаток аристократии - неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что «в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».

Лучшая форма государства для преодоления политического и религиозного кризиса - монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, её единству и неделимости. Боден - сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».

Для абсолютной власти должны быть три ограничения: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берёт начало суверенная власть.

Боден выступал против общепринятой идеи Аристотеля о том, что целью государства является достижение счастья людей. По его мнению, цель государства - обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной гармонии, защита от внешних врагов. Причину социальных конфликтов Боден вслед за Макиавелли видел в неравномерном распределении богатств, в борьбе партий и в религиозной нетерпимости. Поэтому он требовал установления свободы вероисповедания и проведения экономических реформ с целью укрепления частной собственности граждан - опоры государства.

«Демономания колдунов»

В творчестве Бодена нашлось место всему, что волновало Францию XVI века, и он осмелился заглянуть в духовный мир своих современников, написав об этом два смелых произведения. Первое - «Демономания колдунов » (1580) - отразило духовную атмосферу эпохи, когда человек жил в фантасмагории демонов и страхов. В этом трактате Боден раскрыл одну из главных черт, присущих переходной эпохе: слом старого мира и построение нового обостряет борьбу разных сил в обществе и внутри человека. Поэтому в такие периоды, считал он, человек должен быть особенно осторожен и внимателен к себе и окружающим, чтобы не попасть в ловушку искушения или прегрешения.

Последнее творение Бодена - «Гептапломерес » (или «Разговор семи участников») - самое смелое произведение мыслителя, призванное обосновать разумность веротерпимости. С этой целью Боден предпринял критику христианства и сравнил его с другими религиями. Отсюда и семь участников - представителей разных конфессий . В ходе спора Боден подвергает критике христианские догматы о божественной природе Христа, о непорочном зачатии, о Троице, показывая невозможность доказать истинность религии с помощью разума. Такая критика христианства нужна Бодену для того, чтобы предостеречь людей от споров по поводу веры, ибо им уготован один итог - безверие, которое хуже всего. Путь, предложенный Боденом, - гуманистическое свободомыслие, верность «всеобщей религии», терпимость.

Боден критически оценивал институт рабства, выступая за его постепенную отмену.

Произведения

Боден написал около 10 сочинений, многие из которых активно переиздавались в XVII веке.

  • «Метод лёгкого познания истории» («Метод, облегчающий познание истории»)( , на латыни). (Methodus ad facilem historiarum cognitionem, 1566 ). В 2000 году в серии «Памятники исторической мысли» (М ., Изд-во «Наука») вышел русский перевод этой книги, сделанный М. С. Бобковой на основе 2-го издания (1572 г.).
  • «Ответ на парадоксы г-на Мальтруа…» (). (Paradoxes de M. de Malestroit touchant le fait des monnaies et l’enrichissement de toutes choses ) - работа по экономике, посвящённая проблеме инфляции, вызванной резким увеличением находящегося в обороте золота и серебра, привозимого из Нового Света, где Боден формулирует количественную теорию денег.
  • «Шесть книг о государстве» (в 6-ти книгах, Париж , ). (Les six livres de la République ). В 1586 году автор сам переводит её на латинский язык в несколько изменённом виде.
  • «Демономания колдунов» ( , на французском). (La Démonomanie des Sorciers ). В ней Боден доказывает реальность существования ведьм и законность их преследования, а также решает юридико-процессуальные проблемы расследования и рассмотрения этой категории судебных дел.
  • «Heptaplomeres sine colloquium de rerum sublimum areanis abditis» (1581 г.) («Семичастный разговор о секретах высших истин») - эта книга представляет собой спор представителей мировых религий и натурфилософа о преимуществах каждой из них.
  • «Почему я стал лигером»: памфлет, 1589 г. Выдержал 11 изданий Лиги. Позднее Боден утверждал, что памфлет являлся частным письмом, которое было опубликовано без его ведома.
  • Amphithéâtre de la nature (1595) .
  • Universae naturae theatrum (1596) (по некоторым источникам, она опубликована в 1590 году) - («Всеобъемлющий театр природы») - работа по естественно-научным вопросам.

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Бобкова М. С. Исторический метод Бодена как способ теоретического осмысления прошлого // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. - Вып. 1. - М ., 1999. - С. 184-201.
  • Бобкова М. С. Жан Боден о предмете истории. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. - Вып. 2. - М ., 2000. - С. 192-209.
  • Бобкова М. С. Жан Боден: История жизни в эпоху катастроф // История через личность. Новая историческая биография. - М ., 2005. - С. 265-307.
  • Баязитова Г. И. Политико-правовые воззрения Жана Бодена: автореф. дис. … канд. ист. наук: спец. 07.00.03 «Всеобщая история (сред. века)» / Г. И. Баязитова; науч. рук. C. В. Кондратьев; Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2006.
  • Бобкова М. С. Западноевропейское историописание «эпохи катастроф». - М ., 2008.

Ж. Боден в художественной литературе

  • Малле-Жорис Ф. Три времени ночи: Повести о колдовстве. (3-я повесть: Жанна, или бунт). - М ., 1992.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся в Анже
  • Умершие в 1596 году
  • Умершие в Лане
  • Экономисты по алфавиту
  • Экономисты Франции
  • Экономисты XVI века
  • Философы по алфавиту
  • Философы Франции
  • Философы XVI века
  • Юристы по алфавиту
  • Юристы Франции
  • Юристы XVI века
  • Родившиеся в XVI веке
  • Политики Франции
  • Персоналии:История Франции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Боден, Жан" в других словарях:

    - (1530 1596) французский политический мыслитель и правовед. В работах «Метод легкого изучения истории» (1566) и «Шесть книг о государстве» (1576) рассматривается развитие исторического процесса, а также возникновение и становление государственных… … Политология. Словарь.

    Боден Жан - (Bodin, Jean) (1530 96), франц. политолог и экономист. В 1576 г. опубликовал большое соч. Шесть книг о республике, посвященное ограничению монархии. Его осн. аргумент сводился к тому, что зарождение монархии вызвано развитием человеческого об ва … Всемирная история

    Боден Жан - Жан Боден и абсолютизм власти Государства Жан Боден(1529/30 1596) в своих Шести книгах о республике был свободен как от крайностей реализма Макиавелли, так и от утопизма Мора. Государству необходима сильная власть, которая бы объединила… … Западная философия от истоков до наших дней

    Боден (Bodin) Жан (1530, Анже, ‒ 1596, Лан), французский политический мыслитель, теоретик естественного права, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 был депутатом от 3 го сословия на Генеральных штатах в Блуа. В сочинении… … Большая советская энциклопедия

    - (фр. Jean Bodin) (1529 или 1530, Анже 1596, Лан) французский политик, философ, экономист, правовед, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Многими исследователями считается основателем науки о политике из за разработанной им теории… … Википедия

    Жан Боден Жан Боден (фр. Jean Bodin) (1529 или 1530, Анже 1596, Лан) французский политик, философ, экономист, правовед, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Многими исследователями считается основателем науки о политике из за… … Википедия

    Жан Боден Жан Боден (фр. Jean Bodin) (1529 или 1530, Анже 1596, Лан) французский политик, философ, экономист, правовед, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Многими исследователями считается основателем науки о политике из за… … Википедия

    Боден: топоним Боден коммуна в Германии, в земле Рейнланд Пфальц. фамилия Боден, Жан (1529 или 1530 1596) французский политик, философ, правовед. Боден, Жан Батист (1811 1851) французский политик. (cм. Боден//ЭНЭ, fr:Jean Baptiste… … Википедия

    - (Bodin) Жан (1530, Анже, 1596, Лан), франц. политич. мыслитель, социолог, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 был депутатом от третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа. В соч. «Метод лёгкого изучения… … Философская энциклопедия

Жан Боден (1530-1596) – французский правовед, вы­дающийся политический мыслитель.

Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566); «Шесть книг о республике» (1576).

Логическое основание политико-правового учения. По­литическое и правовое мышление Бодена сформировалось под влиянием теоцентризма; историзма; рационализма.

Лучшему познанию права, полагал Боден, должно слу­жить знание юридической практики: «Тот, кто думает, что познал право вне юридической практики, в действительно­сти глубоко ошибается – и уподобляется тому, кто, истязаясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным воину, познавшему пыл сражения и утомление во­енной битвой».

Боден уделяет пристальное внимание институту госу­дарства (для обозначения понятия государства им исполь­зуется латинский термин «res publica» и его французский аналог «une Republique», но не современный французский термин «Etat»).

Боден ставил перед собой цель осмыслить государство иначе, чем его предшественники (Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и современники (Макиавелли, Мор и др.). Он упрекал Аристотеля и Цицерона за то, что они не пред­ложили детального описания верховной власти, без ко­торой невозможно представить себе государство. Боден оспаривает исключительное значение и такого признака государства, как «согласие в вопросах права», на котором настаивал Цицерон: « ...Глупо утверждать, что империя ту­рок, которая включала народы, проживающие вместе, но не подчиненные общей системе единого закона, не была госу­дарством, пока народы удерживались в одном государстве при помощи силы и власти».

Боден понимает государство следующим образом: «Го­сударство – это правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью». В этом определении еще нет упоминания о территории как признаке государства (для западных теоретиков государства этот признак приоб­ретет значение, начиная с XIX в.). Государство понимается Боденом как правовое управление, что позволяет ему отли­чать государство от шайки разбойников (в этой части Бо­ден продолжает придерживаться взглядов Цицерона и Аврелия Августина). Основным элементом государства для Бодена является семья: «Государство не может существо­вать без семьи как город без домов или как дом без фунда­мента».

Вслед за Аристотелем Боден различает три вида соци­альной власти внутри семьи: родительскую; супружескую; господскую. Ослабление власти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства.


Важнейший признак государства – суверенная власть (четвертый вид социальной власти), под которой Боден по­нимает постоянную, абсолютную и неделимую власть госу­дарства: «Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Именно Бодену принадлежит научное первен­ство в создании теории государственного суверенитета.

Суверенная власть государства, с точки зрения Боде­на, – это власть:

ü постоянная, которая отличается от временной, подоб­ной власти диктаторов Древнего Рима;

ü абсолютная, не ограниченная никакими условиями, носитель которой может ее передать другому лицу как соб­ственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолют­ной власти: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэ­тому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Никто, считает Боден, не имеет право брать чужую собственность без со­гласия ее владельца. Боден был одним из первых мыслите­лей, критически оценивших утопийское государство Тома­са Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности «было бы прямо противоположно законам Бога и природы»;

ü единая, т.е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу. Боден был противником теории смешанной формы государства, кото­рой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.

Компетенция суверенной власти государства – комп­лекс исключительных прерогатив:

ü право издавать, отменять и обнародовать законы без согласия граждан (основная прерогатива);

ü право объявлять войну и заключать мир;

ü право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;

ü правосудие в последней инстанции для всех должност­ных лиц и граждан;

ü право помилования в тех случаях, «когда сам закон не предоставляет возможности для помилования и смягчения наказания»;

ü чеканка монет;

ü определение мер и весов;

ü взимание налогов и податей.

Боден обстоятельно исследует проблему форм государ­ства. Вслед за Аристотелем он рассматривает проблему обусловленности форм правления государства различны­ми факторами (климатом, почвой и др.). В XVIII в. эта же проблема будет рассматриваться французским мыслите­лем Ш. Л. Монтескье. Вместе с тем Боден критикует Арис­тотеля, который делил формы правления государства на правильные и неправильные, и предлагает собственную классификацию.

Классификация форм правления государства. В своей классификации форм правления государства Боден ис­пользует критерий принадлежности власти тому или ино­му суверену (табл. 6). Боден выделяет три формы правле­ния: демократию; аристократию; монархию.

В демократии все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми.

В аристократии меньшая часть граждан обладает суве­ренной властью над всеми. Аристократия для Бодена не есть правление «лучших» в понимании Аристотеля. Боден считает, что коррупция «может появиться в любом госу­дарстве, где нобили или богатые люди сосредоточили в своих руках политическую власть, не располагая ни уваже­нием окружающих, ни личной добродетелью, ни соответ­ствующим образованием».

В монархии суверенная власть всегда принадлежит од­ному лицу, будь это король или тиран. Боден критикует Аристотеля, который считал, что тиран – это правитель, действующий всегда вопреки желаниям народа. Тогда, зак­лючает Боден, «сам Моисей, наиболее мудрый и справед­ливый правитель, может быть заклеймен как величайший тиран, потому что он приказывал и запрещал своему наро­ду почти все, действуя против его воли».