Все о тюнинге авто

Центральные банки как участники мирового финансового рынка. Основные брокеры на рынке

Базовые субъекты хозяйствования, представленные на мировом финансовом рынке:

1. предприятия;

2. население;

3. правительства;

4. профессиональные субъекты.

Все указанные субъекты выступают как на стороне спроса, так и на стороне предложения. Любой из них является либо чистым кредитором, либо чистым заемщиком.

С институциональной точки зрения международный финансо­вый рынок представляет собой совокупность банков, компаний и физических лиц, осуществляющих различные операции с фи­нансовыми инструментами. Участники международного финан­сового рынка могут быть разделены на группы по различным признакам.

По целям и мотивам осуществления операций на международ­ном финансовом рынке участники этого рынка делятся на пред­принимателей, хеджеров, спекулянтов и арбитражеров. К пред­принимателям относят участников рынка, совершающих сделки для обеспечения своих операций в реальном секторе экономики (продажа валютной выручки, привлечение кредитов для инвести­ций в основной капитал и т.д.). Хеджеры - это участники между­народного финансового рынка, страхующиеся от нежелательного изменения курсов валют, процентных ставок, котировок ценных бумаг посредством заключения срочных сделок. Спекулянты - это участники международного финансового рынка, стремящие­ся получить прибыль за счет изменений стоимости финансовых инструментов. Они покупают финансовые инструменты, если ожидают рост их цены, и продают в противоположном случае. Спекулянты способствуют повышению ликвидности рынка, но искажают механизмы ценообразования на рынке. Вследствие операций спекулянтов спрос на инструменты, цена которых рас­тет, и предложение инструментов, цена которых снижается, уве­личиваются. В итоге повышается волатильность цен международ­ного финансового рынка. Участники международного финансо­вого рынка, одновременно осуществляющие сделки на разных сегментах международного финансового рынка и извлекающие доход из разницы в ценах на них, называются арбитражерами. Арбитражеры извлекают прибыль из неравномерности мирового финансового рынка. Покупая финансовые инструменты на тех сегментах рынка, где цена на них больше, и продавая на тех сег­ментах, на которых цена ниже, арбитражеры способствуют выравниванию цен и обеспечению цельности и единства между­народного финансового рынка. Поскольку на современных фи­нансовых рынках разницы в ценах, как правило, невелики, ха­рактерной особенностью операций арбитражеров являются ис­ключительно высокие объемы операций.



По характеру участия в функционировании международного финансового рынка выделяются две группы участников: прямые (профессиональные) и косвенные (непрофессиональные). Про­фессиональные участники рынка специализируются на посредни­честве в осуществлении сделок. К ним относятся члены биржи, заключающие сделки за свой счет (дилеры), а также за счет и по поручению клиентов (брокеры или маклеры), крупнейшие участ­ники небиржевых торговых систем, организаторы торгов на вне­биржевом рынке.

ИЛИ ( Профессиональные субъекты финансового рынка (финансовые посредники):

1) Институты, которые обслуживают функционирование рынка (в том числе, инвестиционно-дилерские компании).

2) Промежуточные заёмщики (обеспечивающие и связанные с непосредственным перетоком капитала).)

Непрофессиональные участники рынка не име­ют возможности заключать сделки напрямую друг с другом и при­бегают к посредничеству профессиональных участников.

Доступ участников на международный финансовый рынок ог­раничен. Основными участниками на этом рынке являются ТНК, ТНБ, правительства, международные финансовые организации. Участники из развивающихся стран имеют ограниченные возмож­ности в проведении операций на международном финансовом рынке. В основном они используют прямые иностранные инве­стиции, помощь, займы международных финансовых организаций или вынуждены платить международным банкам дороже, чем уча­стники из развитых государств.



Операции на международном финансовом рынке характеризу­ются сравнительно низкой диверсификацией по валютам. В меж­дународных финансовых операциях используются в основном доллар США и евро. По оценкам Европейской комиссии, на долю доллара США приходится 50% международных сделок, на долю евро - лишь 15-17%. По данным ЕЦБ, в международных банков­ских активах на долю доллара США приходится 51%, евро - 22%, японской иены - 13%.

Для современного международного финансового рынка харак­терны упрощенные стандартизированные процедуры совершения сделок с использованием новейших компьютерных и информаци­онных технологий. Например, международные торговые расчеты проводятся через систему СВИФТ, торговля в фондовом секторе международного финансового рынка ведется с использованием информационных систем, таких как Рейтер и Блумберг.

Таким образом, функционирование международного финан­сового рынка состоит в мобилизации временно свободных финан­совых ресурсов из разнообразных источников на глобальном уров­не; эффективном распределении мобилизованных ресурсов между участниками международного финансового рынка; определении наиболее эффективных направлений инвестирования финансовых ресурсов в международной сфере; формировании цен на финансо­вые инструменты, объективно отражающих соотношение спроса и предложения на международном финансовом рынке; ускорении оборота финансовых ресурсов, способствующего развитию миро­вого хозяйства.

Развитие международного финансового рынка происходит па­раллельно с развитием мирохозяйственных связей и мировых де­нег. Анализ этапов развития международного финансового рынка позволяет выявить характерные закономерности этого развития. Во-первых, развитие международного финансового рынка шло синхронно с развитием международной финансовой системы и мировых денег. Во-вторых, необходимым условием развития меж­дународного финансового рынка явилось снятие ограничений на проведение разнообразных финансовых операций. В-третьих, международный финансовый рынок в полном его объеме стал воз­можен и необходим лишь в условиях резкого повышения рисковости финансовых операций, так как он позволяет перераспределять финансовые риски и снижать их уровень.

Вместе с тем операции по перераспределению рисков (сделки с деривативами) оказались вне системы правового регулирования и ускорили процесс обособления международного финансового рынка от реального сектора мировой экономики, международных товарных рынков. Кроме того, международный финансовый ры­нок в том виде, в каком он сформировался к началу XXI в., усилил растущую нестабильность всей системы мирового рынка.

В последнее десятилетие в международной банковской деятельности сформировалась и развивается новая тенденция - выход центральных банков, которые представляют собой национальные мегарегуляторы, на мировой финансовый рынок. Центральные банки стали активно участвовать в функционировании МФР как на региональном, так и на международном уровне.

На региональном уровне центральные банки активно участвуют как в интеграционных объединениях стран (экономических и валютно-финансовых), так и в создании и функционировании коллективных центральных банков конкретных интеграционных союзов стран.

Участие центральных банков в интеграционных объединениях.

Взаимодействие центральных банков в рамках интеграционных объединений преследует две основных цели. Первая цель: координация денежно-кредитной политики отдельных стран - членов объединения. Необходимость такой координации обусловлена рядом причин. Экономическая интеграция, как правило, подразумевает либерализацию движения капитала между странами, входящими в объединение. Поэтому если центральный банк одной страны, входящей в интеграционное объединение, проводит рестрикционную политику, а центральный банк другой страны - экспансионистскую, то компании из первой страны легко могут привлекать заимствования во второй. Кроме того, углубление связей между интегрирующимися экономиками резко усиливает их влияние друг на друга. Поэтому снижение спроса в экономике одной из стран интеграционного объединения ведет к снижению спроса и в других странах.

Напротив, рост спроса в одной из стран стимулирует повышение спроса и, соответственно, экономический рост в других странах. В результате происходит частичная синхронизация деловых циклов в странах, входящих в интеграционное объединение. Поэтому у центральных банков отдельных стран интеграционного объединения редко возникают конфликты интересов, способные снизить эффективность их сотрудничества.

Вторая цель взаимодействия центральных банков в интеграционных объединениях - согласование норм банковского надзора. Экономическая интеграция подразумевает устранение барьеров на пути торговли товарами и услугами (в том числе и финансовыми услугами) между интегрирующимися странами. Это упрощает выход банков из одних стран интеграционного объединения на рынки других стран, в том числе и посредством открытия прямых филиалов.

Если нормативы банковского надзора в разных странах расходятся, это создает потенциальную возможность для использования различий в нормативах («регулятивного арбитража»). К примеру, если в одной из стран интеграционного объединения установлены более низкие нормативы обязательных резервов по депозитам, а в другой - меньшие нормы резервов на потери по ссудам, банки из стран интеграционного объединения могут смягчать режим регулирования. Регулятивный арбитраж не только снижает эффективность банковского регулирования, но и создает «перекосы» в функционировании финансового сектора и готовит предпосылки для наращивания системного риска.

Помимо двух основных целей сотрудничество центральных банков в интеграционных объединениях преследует ряд второстепенных, среди которых совместная профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала. Численность персонала отдельных центральных банков, как правило, не слишком велика, и стоимость его обучения оказывается высокой. Объединение усилий нескольких центральных банков в данной сфере позволяет как снизить стоимость обучения сотрудников (за счет эффекта масштаба), так и повысить эффективность образования (за счет обмена опытом представителей разных центральных банков). Центральные банки стран интеграционных объединений сотрудничают также в сфере сбора и обработки статистики, обмена данными о нарушениях финансового законодательства и т.д.

Взаимодействие центральных банков в интеграционных объединениях принимает различные формы. Можно выделить три основные формы такого взаимодействия. Первая форма, так или иначе используемая в подавляющем большинстве интеграционных объединений, - систематические консультации представителей центральных банков. Во многих интеграционных объединениях такие консультации институционализированы, существуют официальные комитеты или советы, объединяющие представителей центральных банков. К примеру, в рамках Карибского сообщества, объединяющего 15 островных государств Карибского бассейна, действует Комитет управляющих центральными банками. Комитет собирается регулярно и вырабатывает единую позицию по вопросам денежно-кредитной и финансовой политики Сообщества. Эта позиция не только учитывается в деятельности центральных банков стран Сообщества, но и оформляется в виде предложений для Совета по финансам и планированию, высшего экономического органа Сообщества. Схожие структуры существуют и в ряде других интеграционных объединений (CCASG, ASEAN и др.). В объединениях, в которых отсутствуют официальные советы представителей центральных банков, как правило, существуют неформальные механизмы многосторонних консультаций между центральными банками.

Недостатком подобной формы взаимодействия является ограниченный состав участников консультаций. Поэтому получила распространение вторая форма взаимодействия центральных банков - консультации в расширенном составе, включающие наряду с представителями центральных банков представителей министерств финансов, органов финансового надзора и других организаций. Примером таких структур может служить Консультативный совет министров финансов, управляющих центральными банками, и руководителей органов экономического планирования Содружества Андских государств, уже своим названием определяющий многообразие организаций, представленных в нем.

Две названные выше формы взаимодействия центральных банков на региональном уровне наиболее просты и в той или иной форме присутствуют в любых интеграционных объединениях. Третья форма более сложна и является признаком довольно высокой степени развития интеграционных объединений. Речь идет о создании региональных банков, фондов, платежных систем и иных организаций, обеспечивающих развитие связей между странами объединения и функционирование региональной экономики в целом. Кроме того, многие межгосударственные организации, хотя и имеют широкий круг стран-членов, особенно тесно связаны с определенными интеграционными объединениями. В частности, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) тесно связан с Евросоюзом, а Азиатский банк развития (АзБР) активно взаимодействует с ASEAN. Ряд региональных межгосударственных организаций (Карибский банк развития, Андская корпорация развития) были изначально созданы в рамках региональных интеграционных объединений, но потом в состав членов этих организаций были допущены страны, не входящие в интеграционные объединения.

Создание и функционирование коллективных центральных банков. Создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) не означало ликвидации национальных центральных банков стран зоны евро. Они по-прежнему функционируют, и хотя часть их функций делегирована ЕЦБ, но многие специфические функции (банковский надзор, сбор и обработка статистики, обеспечение финансовой стабильности) осуществляются национальными центральными банками. Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), включающая в себя ЕЦБ и национальные центральные банки, является одним из ключевых институтов ЕС.

ЕЦБ представляет собой не единственный наднациональный центральный банк. Наряду с ним действуют также Восточнокарибский центральный банк (центральный банк стран Организации восточнокарибских государств), Центральный банк западноафриканских государств (Западноафриканский экономический и валютный союз) и Банк центральноафриканских государств (Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки). Однако в отличие от ЕЦБ, созданного «снизу», путем последовательного углубления валютной интеграции, перечисленные центральные банки созданы «сверху». Изначально они представляли собой организации колониальной администрации, но сохранились при обретении независимости колониями. Поэтому в странах, входящих в вышеназванные интеграционные объединения, отсутствуют национальные центральные банки.

Успехи европейской валютно-экономической интеграции и сравнительно стабильное развитие стран, «унаследовавших» общий центральный банк от колониальной администрации, обусловили стремление других региональных интеграционных объединений к финансовой и денежной интеграции. У многих из этих объединений в планах присутствует создание единого центрального банка и единой валюты, но по состоянию на 2014 г. эти планы далеки от реализации. Интеграция в финансовой и денежной сфере осуществляется за счет взаимодействия центральных банков и министерств финансов, а также создания специализированных региональных фондов и инвестиционных банков.

Сотрудничество центральных банков на международном уровне. У большинства международных финансовых организаций учредителями являются правительства стран-членов. Соответственно, национальные центральные банки не связаны с этими организациями напрямую. Однако на практике именно центральные банки представляют интересы своих стран в международных финансовых организациях. Практикуются также формальные и неформальные консультации центральных байков с международными финансовыми организациями (особенно - центральных банков стран - потенциальных заемщиков).

В последние десятилетия растет значимость такого направления деятельности центральных банков, как поддержание стабильности и кризисоустойчивости мирового финансового рынка. События мирового финансового кризиса 1997-1998 гг. продемонстрировали, к сколь разрушительным последствиям для национальной экономики в целом и реального сектора в частности может привести финансовая нестабильность. Поэтому многие центральные банки резко активизировали деятельность по поддержанию финансовой стабильности. Поскольку глубина финансового кризиса 1997-1998 гг. в значительной степени была обусловлена усилившимися связями между национальными финансовыми рынками, то в этих условиях мер отдельных центральных банков по поддержанию финансовой стабильности могло оказаться недостаточно. Для координации мер по борьбе с финансовой нестабильностью в 1999 г. был создан Форум финансовой стабильности - ФФС (Financial Stability Forum).

Учредителями ФФС стали центральные банки, министерства финансов и органы финансового надзора стран «Группы семи», а также ряд международных организаций (МВФ, МБРР, БМР и ряд других). Вскоре после организации ФФС в состав его членов были приглашены центральные банки Гонконга, Сингапура, Австралии и Нидерландов.

В первые годы после своего образования ФФС функционировал достаточно активно. В 1999 г. было создано пять рабочих групп: группа по международным потокам капитала; группа по офшорным финансовым центрам; группа по анализу внедрения международных стандартов; группа по механизмам страхования вкладов; группа но финансовым организациям с высоким уровнем левериджа. Задачей групп являлись сбор и систематизация информации по соответствующей тематике. Рабочие группы ФФС были уполномочены привлекать к работе представителей официальных органов и международных организаций.

Результатом стала подготовка ряда отчетов, включающих анализ ситуации в мировой экономике, а также пакеты предложений по реформированию международной финансовой системы. Например, инициативы группы по финансовым организациям с высоким уровнем левериджа, озвученные в 2000 г., включали ужесточение надзора за финансовыми организациями- кредиторами, хедж-фондами, раскрытие информации хедж-фондами, укрепление финансовой инфраструктуры, расширение финансового регулирования.

Многие из этих рекомендаций были реализованы в 2009-2010 гг. в рамках борьбы с глобальным финансовым кризисом и преодоления его последствий. Однако в начале 2000-х гг. эти инициативы, представленные правительствам стран «Группы семи» и международным финансовым организациям, не были реализованы в связи с жесткой конкуренцией между странами за роль международных финансовых центров и недооценкой рисков для глобальной финансовой стабильности. Игнорирование предложений ФФС и ряда других инициатив послужило одной из причин масштабности и болезненности глобального финансового кризиса 2007- 2009 гг.

Схожая судьба постигла и другие инициативы ФФС (предложения по регулированию деятельности офшорных центров и классификации офшоров, предложения по снижению волатильности международных потоков капитала и т.д.). В течение еще двух лет ФФС действовал довольно активно, выступал с новыми инициативами, публиковал обзоры угроз глобальной финансовой стабильности (причем в числе последних задолго до глобального финансового кризиса 2007-2009 гг. была названа неэффективность деятельности рейтинговых агентств). Однако большинство инициатив ФФС не получило развития, и активность форума стала снижаться. В 2003-2007 гг. по-прежнему проводились регулярные встречи ФФС (два раза в год), но новых инициатив практически не появлялось, а доработки старых инициатив появлялись все реже.

В условиях кризиса 2007-2009 гг. важность проблем обеспечения финансовой стабильности резко увеличилась и деятельность ФФС активизировалась. В 2008 г. Форум подготовил новый пакет рекомендаций по укреплению финансовой системы, включающий как доработку старых рекомендаций ФФС, так и новые инициативы, относящиеся к регулированию собственного капитала банков и банковской ликвидности, контролю за забалансовыми структурами (деривативами), регулированию рейтинговых агентств. Отдельный блок рекомендаций был посвящен операциям центральных банков в условиях финансовой нестабильности.

В апреле 2009 г. на лондонском саммите «Группы двадцати» была принята Декларация об усилении финансовой системы (Declarationon Strengthening the Financial System ), один из пунктов которой рекомендовал реорганизовать ФФС, усилив его институциональную базу и расширив представительство. На основании этой Декларации Форум финансовой стабильности был преобразован в Совет по финансовой стабильности (СФС) (Financial Stability Board). В отличие от ФФС, представлявшего собой дискуссионную площадку, СФС обладает большим влиянием:

  • - СФС характеризуется более представительным членством, чем ФФС. В состав СФС вошли денежные власти стран «Группы двадцати», еще не входившие в ФФС (Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, Турция и ЮАР), а также Испании;
  • - СФС имеет устав (Financial Stability Board Chapter ), налагающий определенные обязательства на страны-члены.

В соответствии с уставом СФС установлены две цели его деятельности:

  • - координация деятельности национальных денежных властей и органов, устанавливающих международные стандарты, направленная на повышение эффективности финансового регулирования и надзора;
  • - анализ функционирования мировой финансовой системы с целью выявления потенциальных угроз для глобальной финансовой стабильности.

Для достижения этих целей на СФС возложены функции организации информационного обмена между национальными органами, ответственными за поддержание финансовой стабильности, мониторинга финансовых инноваций и оценки их возможного влияния на финансовую стабильность, подготовки рекомендаций по внедрению стандартов финансового регулирования и надзора, разработки системы индикаторов раннего выявления финансового кризиса, а также ряд других.

В соответствии с уставом членами СФС могут быть денежные власти стран-членов (центральные банки, министерства финансов, органы финансового регулирования и надзора), международные финансовые организации и органы, разрабатывающие международные стандарты. Членство в СФС накладывает на страну обязательство поддерживать транспарентность (прозрачность) национального финансового сектора, в том числе участвовать в программе Financial Sector Assessment Program (FSAP) Международного банка реконструкции и развития, а также содействовать внедрению международных финансовых стандартов.

По состоянию на 2013 г. СФС поддержал 12 стандартов, разработанных различными международными организациями. В их число, в частности, входят: Принципы эффективного банковского надзора (Базельский комитет по банковскому надзору), Международные стандарты финансовой отчетности (Совет по Международным стандартам бухгалтерского учета), Стандарты финансовой транспарентности (МВФ), Цели и задачи регулирования фондового рынка (Международная организация комиссий по ценным бумагам), Основные принципы регулирования системно значимых платежных систем (Комитет по платежным и расчетным системам) и др.

Высшим органом СФС является Пленарное заседание, состоящее из руководителей или первых заместителей организаций, входящих в Совет. Пленарное заседание собирается два раза в год и принимает решения о программе работы СФС, одобрении принципов, стандартов и рекомендаций СФС, изменении Устава, приеме новых членов. Для работы над конкретными направлениями деятельности СФС может создавать рабочие группы и комитеты, действующие на постоянной основе. Задачей групп является анализ определенной проблемы и подготовка рекомендаций по ее решению. Результаты анализа представляются Пленарному заседанию и после одобрения доводятся до сведения заинтересованных организаций. Решение о создании или расформировании рабочих групп принимается Пленарным заседанием. В период между Пленарными заседаниями деятельность СФС обеспечивается Управляющим комитетом и Секретариатом.

За первые годы своего существования СФС выступил с рядом инициатив, относящихся к повышению нормативов достаточности банковского капитала и банковской ликвидности, регулированию системно значимых организаций, совершенствованию стандартов бухгалтерского учета и отчетности, развитию рынка внебиржевых деривативов, созданию эффективных и надежных механизмов секьюритизации, регулированию деятельности рейтинговых агентств, международному обмену информацией и ряду других вопросов. В отличие от рекомендаций ФФС часть этих рекомендаций была учтена национальными регулирующими органами (в том числе центральными банками) при проведении в 2008-2014 гг. мероприятий по оздоровлению финансовой системы. К настоящему времени Совет по финансовой стабильности стал важным элементом мировой валютно-кредитной и финансовой системы, оказывающим влияние на деятельность центральных банков по поддержанию валютной и финансовой стабильности.

  • Cooperation Council for the Arab States of the Golf, CCASG - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива; Association of Southeast Asian Nations, ASEAN - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии.

Финансовые рынки - это институты, которые обеспечивают движение средств между участниками: государством, компаниями, инвесторами. Цель одних - получение средств для финансирования задач в реальном секторе, других - приумножение капитала. Детальнее о том, какие бывают финансовые рынки, участники финансовых рынков, читайте далее.

Классификация

По целям рынки можно разделить на:

  • валютные;
  • денежные;
  • долговые;
  • срочные;
  • товарные;
  • фондовые.

Банковский сектор

Фундаментом системы является краткосрочных инвестиций. Совершая сделки, участники обмениваются ликвидными финансовыми инструментами. Фундаментальные показатели рынка оценивают уровень рисков. Этот сегмент сильно зависит от монетарной политики ведущих банков и от Если ситуация на рынке ухудшается, кредитные учреждения рассматривают риски как высокие и увеличивают ставки на предоставляемые займы.

Центральные банки, как основные участники финансового рынка, имеют монопольное право выпуска банкнот, аккумулируют резервы, осуществляют надзор над всей системой.

Специализированные кредитные учреждения обслуживают клиентов определенной отрасли или выполняют отельные операции.

Универсальные банки как участники мирового финансового рынка предоставляют более широкий спектр услуг: РКО, привлекают депозиты, торгуют и хранят ЦБ, инвестируют средства.

Прочие финансово-кредитные учреждения (депозитарии, пенсионные, страховые компании) мобилизуют сбережения населения, предоставляют ипотечные кредиты, осуществляют операции с акциями и облигациями.

Рынок капитала

Здесь обращаются долгосрочные инструменты. Эмитенты выпускают облигации на финансовые рынки. Участники финансовых рынков дают оценку надёжности заёмщика, которая выражается в доходности ЦБ. можно использовать на разные цели, например, для финансирования Чем выше риски, тем выше стоимость заимствований. Центральные банки могут стимулировать экономику, снижая доходность по облигациям. То есть условия для заёмщика могут изменяться в лучшую сторону уже после инвестирования. Наличие развитого капитала считается основным признаком прогрессивной экономики.

Фондовый рынок

Главная его задача - привлечение денег для бизнеса. Хозяйственные субъекты размещают акции, продавая часть своих компаний инвесторам. ЦБ попадают на финансовые рынки. Участники финансовых рынков, оценивая перспективы развития организации, принимают решение покупать или продавать акции.

FOREX

Взаимодействие трёх финансовых рынков осуществляется на базе валютного. Для совершения операций участникам нужно приобретать валюту страны, в которой они планируют вкладывать средства. Если инвестор хочет инвестировать в облигации то сначала следует пробрести новозеландский доллар.

Мировой рынок

Здесь осуществляется аккумуляция свободных средств между отдельными странами. На первичном рынке происходит перераспределение капитала между инвесторами и заемщиками, на вторичном - смена владельцев.

Мировой рынок делится на международный и национальный. Под первым понимается:

  • совокупность операций резидентов в национальной валюте;
  • заимствования, которые делают участники финансового рынка, в иностранной валюте.

Все операции осуществляются с участием банка-резидента. Под международным фин.рынком понимаются операции в иностранной валюте, которые не подлежат прямому госрегулированию. В банковском сегменте происходят операции между кредитными учреждениями по предоставлению краткосрочных ссуд. Участники финансового рынка также могут получать кредиты и торговать ЦБ. Заимствования предоставляются как на краткосрочный (до 3 месяцев), так и на долгосрочный период, под плавающую ставку процента. Она включает в себя стоимость привлечения средств для конкретного заемщика и маржу.

Участники международного финансового рынка

На стороне спроса и предложения действуют кредиторы, инвесторы, государство и посредники. Население превращает часть дохода в сбережения, которые инвестирует на финансовые рынки. Участники финансовых рынков при наличии соответствующего механизма могут стать источником роста государства. Эмитируют ценные бумаги юридические лица. Все эти субъекты по правовому признаку делятся на частных лиц и индустриальных участников. Предприятия могут не только выпускать ЦБ, но и инвестировать в них временно свободные денежные средства.

Государство обычно выступает заемщиком, который размещает долговые обязательства для финансирования дефицита бюджета. Оно также осуществляет регулирование операций. С помощью законов и нормативных актов оно влияет на поведение участников и направляет развитие рынка. Если возникает избыток средств, то государство может стать инвестором, то есть предоставить финансовую поддержку определенным субъектам хозяйствования.

Участниками финансового рынка являются также посредники, благодаря которым сбережения населения превращаются в кредиты, что дает возможность предприятиям удовлетворить потребность в средствах.

Брокеры

Эти участники международного финансового рынка задействованы в оказании помощи в осуществлении сделок в качестве поверенного или комиссионера, то есть совершают сделки от своего имени или от имени клиента, но за его счет. Они осуществляют деятельность как на организованном, так и на внебиржевом рынке. Доход брокера - это комиссионные выплаты от заключенных сделок. Клиент подписывает договор с профессиональным участником, в котором оговаривает все виды поручений. На основании этого документа брокер выполняет операции на рынке, самостоятельно выбирая ЦБ. В любой момент клиент может приостановить деятельность посредника. Обо всех операциях брокер обязан известить клиента и перечислить ему доход от продажи ЦБ в оговоренный в документе срок. Все сделки подлежат обязательной регистрации.

Дилеры

Эти участники рынка осуществляют сделки с финансовыми инструментами на свой страх и риск с целью получения прибыли. Дилеры публично объявляют цены операций, обязуются совершить обратную сделку с указанными условиями. Их доход формируется из разницы цен купли-продажи. Поэтому дилеры обязаны отслеживать ситуацию на рынке. Лицензию могут получить только юридические лица. При этом одна и та же организация может быть дилером, брокером, эмитентом, институциональным инвестором. В эту группу чаще всего входят:

  • коммерческие банки;
  • инвестиционные компании;
  • фонды;
  • андеррайтеры;
  • страховые организации;
  • ПФ и прочие кредитно-финансовые институты.

Дилеры выполняют такие функции:


Хранители

Депозитарии - участники финансового рынка ЦБ, которые предоставляют услуги по хранению, учету прав собственности и движению ЦБ акционеров. Договор с профессиональным участником должен содержать такие условия:

  • предмет сделки - предоставление услуг по хранению ЦБ или учету прав;
  • порядок передачи информации о распоряжении сертификатами;
  • срок действия;
  • порядок оплаты услуг депозитария;
  • периодичность предоставления отчетности;
  • обязанности депозитария.

Все записи учитываются на счете «депо» клиента.

Регистраторы ведут листинг владельцев именных ЦБ. За учет, хранение информации, внесение изменений в реестр взимается плата. Лицензию на осуществление такой деятельности могут получить только юридические лица. Реестр представляет собой список владельцев ЦБ, в котором указано количество, категории документов, которые принадлежат акционерам на определенную дату. Договор на предоставление услуг за определенную плату заключается с одним регистратором. Но один профессиональный участник может вести листинги не ограниченного числа эмитентов. Владельцы и держатели ЦБ должны своевременно предоставлять информацию в систему ведения реестра. Если число акционеров превышает 500, держателем листинга должна быть крупная специализированная организация. Основные обязанности участника — это своевременное предоставление листинга и ведение лицевых счетов владельцев и держателей.

Клиринговые организации

Эти участники финансового рынка России собирают, проверяют и корректируют информацию о ЦБ для бухгалтерии, проводят расчеты между субъектами. В самом общем смысле Расчетная палата - это специализированное учреждение банковского типа, которое проводит РКО между участниками торгов. С целью снижения рисков неисполнения сделок клиринговые компании формируют резервные фонды. Создаются они в форме ЗАО. На осуществление деятельности должны получить лицензию Центрального банка. Доход таких организаций формируется из:

Прочие субъекты

Следующие участники РЦБ выполняют вспомогательные функции.

1. Саморегулируемые организации - это добровольные объединения участников фондового рынка с целью защиты интересов собственников ЦБ.

2. Управляющий - участник финансового рынка, который от своего имени управляет ЦБ, денежными средствами держателя (за вознаграждение в течение определенного срока).

3. Информационные институты — учреждения, которые предоставляют клиентам услуги по обработке и распространению рыночной информации о субъектах РЦБ, текущих курсах валют, индексах для составления обзоров и тенденций.

4. Организаторы торговли - профессиональные участники финансового рынка, которые заключают сделки с ЦБ. Они предоставляют следующую информацию любому заинтересованному лицу:

  • правила допуска к торгам;
  • условия заключения сделок;
  • правила и порядок регистрации, исполнения сделок;
  • ограничения по ценам;
  • порядок внесения изменений в листинг;
  • список ЦБ, допущенных к торгам.

5. Джобберы — консультанты по проблемам конъюнктуры РЦБ. Масштабы и постоянно расширяются, операции усложняются. В депозитариях находится большое количество ЦБ разных эмитентов. Джобберы не только оценивают качества уже выпущенных акций, но и помогают эмитентам размещать новые сертификаты. Они консультируют по вопросам предполагаемых курсов продажи, определяют перспективы развития отраслей экономики, проводят анализ налоговой политики.

Мировой финансовый рынок осуществляет перераспределение свободных финансовых ресурсов от кредиторов к заемщикам на наднациональном уровне. В этом процессе принимают участие несколько категорий экономических агентов:

    субъекты, обладающие временно свободными финансовыми ресурсами (кредиторы),

    субъекты, испытывающие потребность в заем­ных средствах (заемщики),

    финансовые посредники,

    государственные и международные организации, занима­ющиеся регулированием процессов финансирования и инвести­ций.

При этом кредиторы, заемщики и финансовые посредники на практике могут быть представлены несколькими видами хо­зяйствующих субъектов как коммерческих так и государствен­ных. Например, в качестве кредиторов на мировых рынках могут выступать промышленные и торговые компании, частные лица, государства, местные органы власти и межнациональные органи­зации, такие как Мировой банк или Европейский инвестицион­ный банк.

В связи с особой сложностью операций на зарубежных и между­народных финансовых рынках практически во всех сделках на них присутствуют финансовые посредники. Финансовые посредники позволяют инвесторам и эмитентам на мировом финансовом рынке снижать транзакционные и информационные издержки, а также сокращать риски путём международной диверсификации структуры активов и пассивов. Предугадывая пожелания клиентов, финансовые по­средники являются одним из основных источников финансовых инноваций на мировых рынках.

В мировой практике финансовые посредники представлены организациями нескольких типов:

1) организации депозитного типа - коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы, ссудо-сберегательные ассоциации и т.д., т.е. учреждения, которые привлекают средства, размещая собственные обязательства среди физических и юридических лиц в основном в форме депозитов.

2) договорные, сберегательные организации - сберегательные учреждения, действующие на договорной основе, получают средства под долгосрочные контрактные соглашения и размещают их на рынке капитала. К посредникам этого типа отно­сятся страховые компании и пенсионные фонды, они имеют относительно устойчивый приток средств от держателей страховых полисов и владельцев счетов пенсионных фондов, поэто­му большую часть ресурсов они инвестируют в долгосрочные цен­ные бумаги.

3) инвестиционные фонды - это особые организации, которые вы­пускают свои акции и реализуют их инвесторам. Аккумулирован­ные таким образом средства они размещают в другие ценные бума­ги или на депозиты в банках. Фонды могут быть открытыми и за­крытыми. Открытый фонд - это акционерное общество, которое размещает свои акции с обязательством их последующего выкупа по требованию инвестора. В отличие от него закрытый фонд при размещении акций не несет обязательств обратного выкупа. Поэто­му вернуть вложенные средства инвестор может только перепродав акции на вторичном рынке. Инвестиционные фонды являются очень удобным средством международных инвестиций для мелких и средних инвесторов, которые в силу технических особенностей мирового финансового рынка лишены возможности самостоятель­ного выхода на них.

4) другими типами финансовых организаций. К ним относятся инвестиционные компании, а также финансовые компании дело­вого кредита, специализирующиеся на ссудных и лизинговых опе­рациях в сфере бизнеса, и компании торгового кредита, которые финансируют экспортно-импортные сделки.

Существенную роль в системе органов, призванных регулировать функционирование мировой валютно-финансовой системы, играет Банк международных расчетов (БМР), (The Bank for International Settlements - BIS). БМР - это международная организация, цель которой заключается в упрочении международного валютного и финансового сотрудничества. Одновременно она служит и банком для центральных банков стран-участниц. БМР предоставляет последним возможность проведения дискуссий по актуальным проблемам функционирования мировой валютно-финансовой системы, осуществляет научные исследования в области экономики и финансовой политики, выступает контрагентом по сделкам центральных банков и представляет их интересы в международных операциях. Свою деятельность БМР начал в Базеле (Швейцария) в 1930г. и является старейшей финансовой организацией мира. Пятьдесят организаций обладают правом голоса в БМР.

Участники международного финансового рынка с институционной точки зрения -- это совокупность кредитно-финансовых учреждений, из-за которых осуществляется движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.

Участников международного финансового рынка можно классифицировать по таким признакам:

І. По характеру участия субъектов в операциях:

· Неопосредствованные (прямые) участники -- биржевые члены соответствующих рынков производных финансовых инструментов, которые заключают соглашения за свой счет и/или за счет и по доверенности клиентов, которые не являются членами биржи.

· Опосредствованные (косвенные) участники -- это участники, которые не являются биржевыми членами и соответственно должны обращаться к услугам прямых участников рынка (наибольшие маркетмейкери).

ІІ. По цели и мотивам участия на рынке:

· Хеджеры -- участники мирового финансового рынка, которые используют инструменты рынка деривативов для страхования курсового (ценового) риска, риска трансферта, который присущий финансовым инструментам, своих активов или конкретных соглашений на рынке спот. Требованиям хеджера в процессе выполнения соглашения, как правило, отвечает реальный финансовый инструмент, который он имеет или будет иметь на момент выполнения соглашения. Хеджирование -- проводка операций, направленных на минимизацию финансовых рисков, связанных с существующими или будущими позициями. Это достигается путем создания позиции на рынке деривативов, которая была бы противоположная позиции, которая уже существует или планируется, на рынке реального актива.

· Спекулянты -- заключают соглашения исключительно с целью заработать на благоприятном движении курсов, и потому движение курса для них есть желательным. Они осуществляют куплю (продажа) контрактов, чтобы позднее продать (купить) их за высшей (низшей) ценой и не имеют целью страховать современные и будущие позиции от курсового риска.

Спекулянтов можно поделить на две самостоятельных группы :

а) трейдеры -- стараются использовать колебание курса одного или нескольких контрактов, который достигается куплей контрактов (или ценных бумаг), когда можно ожидать повышение их цены, и продажей при обратному ее движении. Для открытия позиции за производными операциями нужны относительно небольшие расходы капитала (начальная или депозитная маржа) сравнительно с общей суммой контракта. Возникает «эффект рычага» (leverageefect), который дает возможность получить большие прибыли или вызвать большие убытки. Например.при купле облигационного контракта нарицательной стоимостью 200 000 ф. ст. начальная маржа составляет 3 %, т.е. 6000 ф. ст. Курс фьючерса на момент купли равняется 100. Если курс поднимется до 101 (т.е. меньше как на 1 %), то продажа контракта может принести брутто-доход на сумму 2000 ф. ст, что равняется 33,33 % израсходованного капитала (6000 ф. ст). Но если курс фьючерса падает до 99 (т.е. на 1 %), то спекулянт теряет уже 33,33 % средств. Трейдери оказывают содействие повышению и увеличению ликвидности рынка и таким образом обеспечивают самую способность рынка функционировать.

б) арбитражеры -- стараются использовать отличия курса в разное время или на разных рынках (например, между форвардным курсом на валютном рынке и курсом соответствующего валютного фьючерса). Это достигается путем одновременной продажи относительно переоцененного инструмента и купли относительно недооцененного (одного и того самого инструмента или актива на разных рынках, или взаимосвязанных активов при нарушении между ними паритетных отношений). Арбитражная операция дает возможность получить инвестору прибыль практически без риска и не нуждается в каких-нибудь значительных инвестициях (например, купля-продажа актива на спот-ринку и продажа-купля соответствующего фьючерсного контракта). Арбитражеры оказывают содействие выравниванию курсов, цен и возобновлению паритетных соотношений между взаимосвязанными активами на разных торговых площадках, рынках, а также между фьючерсным рынком и соответствующими другими рынками.

Если хеджеры и спекулянты (трейдеры и арбитражеры) представленные на рынке в недостаточном количестве, функциональная способность данного рынка может быть поставлена под сомнение.

ІІІ. По типам эмитентов и их характеристикам:

· международные и межнациональные агентства (Мировой банк, Международный банк реконструкции и развития и Европейский банк реконструкции и развития);

· национальные правительства и суверенные заемщики;

· провинциальное и региональное правительства (администрации штатов);

· муниципальные правительства (муниципалитеты);

· квази-государственные эмитенты;

· корпорации, банки и другие организации.

Если рассмотреть структуру современного мирового финансового рынка за типами эмитентов, то можно сделать вывод, который до 2/3 рынка облигационных займов приходится на корпорации и большие банковские структуры; до 1/3 рынка (т.е. остаточная часть) - на правительства, его органы и международные организации, т.е. суверенные эмитенты (между ними остаточная часть распределяется поровну).

ІV. По странам происхождения:

· развитые страны;

· страны, которые развиваются;

· международные учреждения;

· оффшорные центры.

V. По типам инвесторов:

· частные;

· институционные:

Важной тенденцией международного финансового рынка начала ХХІ ст. стал рост (количественное и качественное) институционных инвесторов или финансовых учреждений коллективного инвестирования. Процессы институционализации финансовых рынков, которые нашли свое выражение в усилении роли страховых компаний, пенсионных и взаимных фондов, инвестиционных компаний, привели к ориентации инвестиций в фондовые ценности, поскольку последние имеют долгосрочный характер, который, в свою очередь, ведет к дальнейшей секъюритизации мировых финансовых потоков.

Таким образом, среди наиболее значительных тенденций развития мирового финансового рынка на современном этапе можно назвать такие:

· глобализация рынков -- усиление роли международных рынков с точки зрения операций кредитования и одалживание резидентами разных стран;

· интернационализация рынков -- международный характер операций заемщиков и кредиторов, широкая диверсификация их активов и пассивов по странам и регионам, существование стойкой сети структурных подразделов за границей не дают возможности определить их национальную принадлежность;

· рост международной конкуренции между субъектами рынка, которые являются резидентами разных стран, в частности между ТНК и глобальными финансовыми учреждениями, между банковскими и небанковскими учреждениями;

· интеграция сегментов международного финансового рынка -- интеграционные процессы оказывали содействие повышению мобилизации ссудного капитала, снижению трансакционных расходов, международной торговле ценными бумагами, получению оперативной информации о состоянии международных финансовых рынков;

· конвергенция сегментов международного финансового рынка -- процесс снятия законодательных ограничений, препятствий (барьеров) регулирование и увеличение количества международных операций как международными заемщиками, так и кредиторами, постепенное стирание границ между секторами и сегментами международных рынков долгосрочного финансирования;

· концентрация сегментов международного финансового рынка -- происходит путем заключения соглашений слияния и поглощение финансовых учреждений, в том числе и среди корпораций-заемщиков. Вследствие этого наблюдается концентрация значительных финансовых ресурсов у ограниченного круга глобальных участников мирового финансового рынка, которые способны вести активные операции на всех его сегментах;

· проблемы компьютеризации и информатизации рынков -- принятие решений базируется на сложном компьютерном моделировании, статистическом анализе больших массивов данных и применении методов математически-статистических симуляций и нейронных систем прогнозирования.