Все о тюнинге авто

Спасо преображенская мужская пустынь старцев угол. Легенды и предания о возникновении старцева угла. Легенды и предания о возникновении Старцева Угла

Паломничества

24 Апреля 10 Ольга Ларькина

Здесь все дышит святостью… (паломничество в Старцев Угол)

На Свято-Духов день в Старцев Угол близ мордовского села Горки собираются многие сотни людей. Паломники из дальних градов и весей едут на машинах и автобусах, прихожане местных храмов идут крестным ходом. Вот и в этом году 16 июня множество молящихся собрались в этом святом месте, где, как считают старожилы, по крайней мере до девяностых годов прошлого века не прекращалась сокровенная старческая жизнь, где все дышит святостью. Еще в свой первый приезд в мордовское село Большое Игнатово, к мощам распятого в годы революционной смуты иерея Константина, мы услышали о потаенной пустыни, где, как и в Вавиловом Доле, во время вражеского нашествия церковь вместе с молящимися ушла под землю - но ни храм, ни люди не погибли, и поныне, говорят, из-под горки доносится то колокольный звон, то монашеское пение, то столп света озарит ночную тьму. А сама горка понемногу поднимается ввысь...

История Старцева Угла ведет свое начало от времен похода на Казань Царя Иоанна Грозного. Здесь Государю Российскому и князю Игнатию Мордовскому явился Святитель Спиридон Тримифунтский и предсказал победу русского воинства над Казанским царством. В память об этом на пожалованные Царем средства был построен каменный храм - тот самый, впоследствии укрывший под землей Православных. В одной из челобитных 1685 года преображенские монахи писали, что их пустынь существует со времен Царя Михаила Федоровича, и что ставилась она по грамоте Патриарха Иосифа. Совместное правление Самодержца Михаила и Кира Иосифа выпадало на пять неполных лет, между 1641 и 1645 годами. Тогда-то и была основана Старце-Угловская Преображенская пустынь. Между тем старцы-молитвенники жили в этом тихом месте издавна, и название Старцев Угол было закреплено за ним еще до основания обители. Благочестивый воевода, которому достались за службу эти земли, уже находившиеся в забвении, узнав их историю и то, что в пещерках по-прежнему потаенно живут монахи, решил построить здесь монастырь. Мордовия считает этот монастырь своим, Нижегородчина своим, на протяжении столетий границы постоянно менялись. И вот сейчас то место, где был монастырь позднейший, времен Царя Алексея Михайловича и екатерининских времен, относится к нижегородской стороне, а первый монастырь, где храм ушел под землю, находится на мордовской стороне.

В голодные худородные годы монастырь всегда помогал населению хлебом, потому что хозяйство было крепкое, монахи сами выкорчевывали лес, возделывали поля. Несколько раз пустынь претерпевала нелегкие времена - известный Указ Екатерины II о секуляризации монастырей в 1764 году упраздняет и эту пустынь, но она вновь возрождается - и опять вражеский навет, якобы здесь тайно постригли то ли беглого крепостного, то ли рекрута, и снова обитель закрывается, а монахов передают в Алатырский Свято-Троицкий монастырь. Но кто мог запретить старцам молиться в святом Старцевом Углу?..

По документам последний храм Старцева Угла был продан на дрова из-за ветхости в конце XIX столетия, чтобы отапливать церковь в соседнем селе. А получилось так, что, как вспоминают старожилы, уже проданный на дрова храм простоял вплоть до 30-х годов XX века.

Старики, которых я застал, хорошо помнят этот Спиридонов храм, - рассказал настоятель большеигнатовского храма иерей Александр Никитин. - Помнят старцев Михаилов - двоих схимников, которые после революции ушли в затвор. Они жили в пещерках, за ними долго охотились, но собака никогда не находила след. Монахи уходили по воде, и вход в пещерки устраивали так, чтобы перед ним была лужа. Много интересных легенд и поверий вокруг этого святого места. У нас в Игнатово жила старица Пелагея, она хорошо знала Митрополита Иоанна (Снычева) и Митрополита Мануила (Лемешевского). Бабушка Поля говорила, что в годы, когда Владыка Мануил управлял епархией в Чувашии, они часто бывали в Старцевом Углу. Доезжади до Алатыря, а оттуда добирались уже под видом печников - переодевались, такие простенькие мужички - и уже с несколькими верными людьми добирались в Старцев Угол. Есть свидетельства старожилов алатырских, которые это хорошо помнят. Владыка Иоанн рассказывал своей духовной дочери, что однажды Владыка Мануил оставил его в часовне, поставленной на месте Спиридонова храма. Он уснул, а когда проснулся, Владыки Мануила не было, он только утром пришел. Владыка Иоанн вышел из часовни - и увидел, что на каждой могилочке монастырского кладбища горели свечи. А когда подошел поближе, то свечей не увидел.

После войны верующие сельчанки пришли убирать к празднику часовни, а их тогда было четыре - на кладбище и на всех трех источниках. Вдова Аграфена присела на лавочке у Спиридонова колодца, смотрит на Святую горку, а сама задумалась: правда ли то, что рассказывают об этом месте, выйдет ли церковь оттуда или там и нет ничего - так, люди придумали... "Я вот на базаре была - за одну цену шерсть купила. А пока до дома дошла, спросили, почем брала - два рубля прибавила. Так, может, и тут - что-то когда-то было, а уж напридумывали невесть что..." Вдруг видит - горка раскрылась и оттуда выезжает - как бы на лошади - Ангел. Белые ризы сверкают, как молния, вид его как огненный. В страхе она перекрестилась и его перекрестила - но он не исчез. Ангел объехал вокруг Аграфены, и рядом с ней оказался старец. Взял за руку и увел с собой внутрь горки. Три дня она там пропадала, а кто говорит - семь. А ей показалось, что она в этой церкви подземной сутки пробыла. Видела там старцев, стояла на службе. И там она приняла схимнический постриг, а восприемницей схимонахини Веры стала известная в этих краях подвижница схимонахиня Маргарита (Никитина), которую и поныне кто зовет Игнатовской, кто - по месту упокоения - Ардатовской. Ей дорога в пещеры, в подземную церковь была хорошо знакома. Но она запретила рассказывать о том, что тоже была в пещере. Уже перед самой смертью матушка Вера открыла все это. А тогда ее после пострига, в схимнической одежде, вывели - и усадили на то же место, с которого была взята. Сидит - и не знает, сон это или явь. И слышит изумленное: "Груша, это ты?! Где же ты была, мы тебя столько дней тут ищем! Дети не знают, куда ты подевалась..." Стала она рассказывать, что была взята в подземную церковь, не поверили. Только матушка Маргарита рядом стояла и тихонько улыбалась, ничего не говоря.

Схимонахиня Маргарита была строительницей последней женской общины в Старцевом Углу. Общину не успели зарегистрировать, потому что перед самой революцией она только еще строилась. Были построены кельи, поставлена часовня, но единственный храм официально считался как храм на погосте, матушки приходили сюда на службу, а для полунощницы собирались в часовне, священника при храме не было. В лихие годы насельниц разогнали, землю отобрали. Чтобы уничтожить и самую память о Старцевом Углу, кельи разобрали, сруб храма увезли, часовню сожгли. Матушка Маргарита пошла в село Сеченово Нижегородской области, к которому относился Старцев Угол, искать правду. Но она шла пострадать, прозорливая матушка знала, что ей надлежит принять от безбожников тяжкие муки. Пришла - и здесь ее в каких только грехах не обвинили. Матушку расстреляли, но Господь оставил ее в живых, люди ее выкопали и спасли... Сама матушка Маргарита - дивная чудотворица - заслуживает отдельного рассказа. О предсказании преподобного Филарета Ичалковского - и близком знакомстве матушки со Святителем Лукой (Войно-Ясенецким). О воскрешении ею умершей девочки и появлении в Старцевом углу четвертого - "запрещенного" колодца. И еще о многих духовных подвигах матушки вы сможете прочесть в одном из ближайших выпусков "Благовеста".

Шесть лет назад воду из трех чудотворных источников Старцева Угла взяли на экспертизу. Что интересно: колодцы в одной местности, на одном уровне расположены, а вода в источниках разная по составу. Но самое удивительное произошло по дороге, пока везли банки с водой на экспертизу. Пять человек было в машине, и все они стали свидетелями чуда. На банках были наклеены этикетки из обычной белой бумаги, и на них карандашом надписано, из какого источника взята та или иная вода. И вдруг на этикетках один за другим проявились лики: на банке с водой из источника Спиридона Тримифунтского - образ Святителя Спиридона, на другой банке - Святителя Николая, а на воде из источника Божией Матери появились сразу два изображения: Господа и Его Пречистой Матери. Всю дорогу эти лики были видны.

Однажды ночью несколько монахинь молились в Старцевом Углу. Это было как раз когда в Старцев Угол привезли мраморный крест в память явления Святителя Спиридона Тримифунтского. Монахини читали акафисты Божией Матери, Святителям Спиридону и Николаю Чудотворцу. И вот в третьем часу ночи разразилась страшная гроза.

Отец Александр проснулся среди ночи и хотел искать машину, чтобы перевезти людей, оставшихся в Старцевом Углу после освящения креста, а уж утром, как Господь управит, вместе с прихожанами вернуться туда. Но ничего у него не получилось с машиной. Утром после молебна приехали в Старцев Угол - слава Богу, все живы. Паломницы рассказали батюшке: "Мы когда молились, вдруг увидели столп света, и взгляды невольно тянулись к нему. Одна послушница попросила у матушки благословения пойти и посмотреть, что это там так светит. А матушка говорит: "Стой, где стоишь. Не надо отвлекаться от молитвы". Закончили акафист Святителю Николаю, пропели величание - и пошли в часовню. И увидели на полпути между часовней и источниками, недалеко от запрещенного колодца, над почвой - струйку воды". Оказывается, ночью в том месте, где они видели столп света, ударила молния и пробила дерн, оттуда пошла водица. Хорошая чистая вода в каком-то шаге от того колодца, из которого воду не велено брать.

А священник Андрей Бублиенко поведал нам об удивительной истории хранящейся в Михаило-Архангельском храме села Большое Игнатово непримечательной с виду иконы, написанной на грубом листе жести не иконописцем - одним из последних старцев дореволюционной пустыни схимонахом Михаилом. Икона "Успение Пресвятой Богородицы" была написана в день, когда Россия отреклась от Государя. "Но как Божия Мать не умерла, а лишь уснула, так и Россия еще проснется от своего сна", - сказал схимонах Михаил. От иконы было явлено немало чудес. 18 июня 1996 года она спасла Большое Игнатово от неслыханного урагана, причинившего много бед окрестным селам. Отец Александр с молитвой вынес ее из храма, воздел ввысь - и надвигавшаяся на село страшная черная туча словно раскололась о невидимую стену... Временами икона мироточит. В первую годовщину обретения мощей убиенного иерея Константина в храм залетели три роя пчел - и облепили закрытый гроб с мощами и именно эту икону. Пчелы никому не причинили вреда, и только сладкие потеки меда на погребальном покрове и на иконе свидетельствовали о чудесном посещении. Был и иной случай. Старушка-богомолица мысленно осудила односельчан, в праздности сидящих на скамеечке: "Я-то в церковь иду, а они..." Но когда, войдя в храм, она захотела приложиться к иконе, ужаснулась: изображенные на ней Апостолы отвернули от нее свои лики! "Не судите, да не судимы будете"...

Недавно Господь сподобил - мы, четыре самарские паломницы, побывали в Старцевом Углу. Помолились в часовенках, омылись водой из всех источников, приложились к святым крестам. Было непреходящее ощущение чуда, и зазвучи в это время подземная молитва, мы восприняли бы это как должное. Впрочем, чудом было уже то, что сбылось наше желание побывать в святом Старцевом Углу. Но самым великим потрясением для нас стали три камня у колодца Николая Чудотворца. На самом большом из них, приглядевшись, можно увидеть ровные ложбинки - отпечатки ног, какие мог бы оставить человек, стоявший на коленопреклоненной молитве. Сколько же старцев веками молились здесь, что каменная твердь уподобилась воску под их ногами. И какой же силы была их молитва!.

Старцев Угол

В интернете можно найти не очень много статей, рассказывающих о Старцевом Угле. Например: http://sechenovo.omsu-nnov.ru/?id=10002 . Все они, в основном, начинаются с истории возникновения Старцева Угла...

История Старцева Угла ведет свое начало от времен похода на Казань Ивана Грозного. Приснился царю сон, в котором святой Спиридон дает ему грамоту, а в ней написано: "Я, святой Спиридон, помогу тебе одолеть ханство". Так и случилось - Иван Грозный покорил Казань. После победы в том месте, где ему приснился сон, поставил царь церковь. С того времени стали жить здесь старцы, а в царствование Михаила Федоровича (между 1641 и 1645 годами) образовалась Преображенская пустынь...

Об истории также рассказывается на табличках у источников.

Я же хочу своими словами попробовать рассказать о своих наблюдениях и впечатлениях, полученных при посещении Старцева Угла, о котором я уже давно слышал, читал и собирался непременно его посетить...

Дорога от Нижнего до Старцева Угла заняла с несколькими остановками около 3,5-4 часов. Выехав в 10 утра, я в 2 часа дня уже был на месте.
Маршрут: Н.Новгород - Работки - Б. Мурашкино - Княгинино - Сергач, Уразовка, Сеченово. В Булдаково пришлось уточнить дорогу: в одной из статей в интернете было сказано, что к Старцеву Углу идут две дороги - от Булдаково и вторая из Мордовии, от деревни Горки. На первом же дворе молодой местный житель объяснил, что дорога из Булдаково есть, она начинается сразу после деревни и идет налево по полю. Но есть одно гиблое место - брод (дамба) через небольшой заболоченный ручей (приток Пьяны), объехать который никак нельзя, поэтому попасть в Старцев Угол на автомобиле можно только от мордовской деревни Горки.....
-От Булдаково идет хорошая, новая, асфальтовая дорога на юг, в Республику Мордовия. Вскоре, после пересечении границы, она выходит на трассу, идущую с запада на восток. На перекрестке надо повернуть налево, на восток, первая деревня и будет Горки. Здесь надо отметить, что почти вся дорога от самого Нижнего до деревни Горки в очень хорошем состоянии. Все трассы новые, а районные центры, попадающиеся по пути, имеют окружные дороги, и ехать можно очень быстро.

Слева от Горок, через дорогу, - кладбище. Перед ним асфальтированная площадка, от которой на северо-восток начинается хорошая грунтовая дорога, приводящая через 3-4 км к Старцеву Углу. Есть только одна развилка, на ней надо взять вправо, по более укатанной дороге. Эта хорошо накатанная летом дорога идет по чернозему, который в распутицу наверняка превращается в скользкое месиво. Дорога подходит к автомобильной стоянке рядом с Часовней.

От часовни начинается лесенка, спускающаяся вниз, в Старцев овраг.

Лесенка приводит к Спасову источнику. Здесь есть часовня, колодец, крест.

Налево уходит тропинка к источнику Николая Чудотворца.

Около этого источника тоже есть часовня, колодец, крест

и три святых камня, на самом большом из них - две впадины," от колен молящихся на нем много лет старцев".

Некоторые люди, набрав ведрами воды из источника, обливаются, стоя на этом камне.

Направо от Спасова источника тропа подходит к источнику Чудотворца Спиридона.

Рядом с этим родником есть хорошо поставленная и удобная купель.

Говорят, что из источника Чудотворца Спиридона воду пить нельзя - там мертвая вода. Почему - я не знаю...

По легенде в Вавиловом Доле, во время вражеского нашествия церковь вместе с молящимися ушла под землю - но ни храм, ни люди не погибли, и поныне, говорят, из-под горки доносится то колокольный звон, то монашеское пение, то столп света озарит ночную тьму.....

Возможно, на нем и была когда-то церковь. Говорят, что эта церковь может появиться вновь, поднявшись прямо из земли. Верующие три раза обходят горку, читая молитвы.

Еще чуть ниже, на южном берегу оврага, в 90-е годы прошлого века установлен очень красивый мраморный крест в память явления святителя Спиридона Тримифунского царю Иоанну Грозному и князю Игнатию Мордовскому.

Во время его установки несколько приехавших монахинь устроили молебен, оставшись у креста на ночь, ночью была сильная гроза, и в овраг ударила молния, которая открыла еще один источник, который затем назвали источником Всех святых. Это последний источник в Старцевом Углу. Есть колодец и деревянный крест.

На северном берегу Старцева оврага около источника Всех Святых- маленькое кладбище,

а на южном - еще одна стоянка с деревянным крестом.

Вот и все, что есть сейчас в Старцевом Углу.

Дорога в Булдаково действительно имеется, только она очень слабо наезженная. Если по ней пройти или проехать около 2 километров от Старцева Угла, то попадаешь именно к тому броду, преодолеть который может только полноприводный трактор. Житель Булдаково был прав, что не советовал здесь ехать.

Других дорог в сторону соседних деревень Чадаевка или Ратманово нет. Кругом поля, овраги или высоченная трава. Зато открываются прекрасные виды на окружающие окрестности, рапсовые и пшеничные поля,

на возвышенности с севера от Старцева Угла, претендующие на самые высокие в Нижегородской области.

Находясь в Старцевом Углу, буквально ощущаешь какую-то энергию - такое бывает, когда находишься в святом, намоленном месте.
А если провести там еще ночь... Для этого, чтобы не смущать приезжающих паломников, лучше спуститься еще немного пониже, вдоль южного берега оврага, хотя бы метров на 80, место для стоянки там найти можно (конечно, не оставлять после себя никакого мусора и пользоваться газовой плиткой, не разводя костров). От стоянки легко можно дойти до родников, купели, полюбоваться вечерними видами и закатом...

Если повезет, то ночью можно услышать колокольный звон, церковные пения, или увидеть столб света из Святой горки...
-Искупавшись несколько раз (днем, вечером, утром) в купели,

попив святой воды из источников, постояв на Святом камне, Святой горке у мраморного креста, подзарядиться исходящей от земли энергией(почувствовав эту волшебную благодать), то, вернувшись домой, вы наверняка еще несколько дней будете ощущать прилив сил, находясь под впечатлением от этой поездки.

Уверен, что Старцев Угол по-настоящему является одним из самых мистических мест, местом «силы» Нижегородской области.


ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный промышленно- экономический

Колледж»

Научно-исследовательская работа

Святыни Мордовии

Спасо-Преображенская пустынь

Старцев Угол

Выполнила: Уханова Елена,

студентка II курса

специальности

«Экономика и бухгалтерский учет»

Руководитель: Козлова Н.В.

Введение………………………………………………………………………...3

Легенды и предания о возникновении Старцева Угла……………………….4

Исторические особенности возникновения и развития святыни –

Старцев Угол…………………………………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………20

Приложение………………………………………………………………………21

Введение

У каждого человека есть своя малая родина, место, которое ему ближе всего на свете. И куда бы ни занесла его судьба, город или село, в котором он вырос, навсегда останется любимым. И самые теплые воспоминания неразрывно связны с родным краем. О нем всегда приятно вспоминать.

Некоторое время назад наша семья переехала из Большеигнатовского района в пригород города Саранск. Есть в нашем районе место, с удивительно интересной историей, богатым на легенды и придания, прошлым. Место это именуется в народе Старцевым Углом.

Актуальность проблемы. Сохранять наследие предков, хранить традиции, помнить и знать историю своего края, облагораживать святые места – это необходимо для духовного, нравственного развития личности, для воспитания патриотизма.

Цель моей работы – провести исследование святыни Мордовии - Спасо-Преображенской пустыни или как еще называют это святое место - Старцев Угол.

Исходя из актуальности и поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:

Найти и описать легенды и предания о возникновении Старцева Угла;

Рассмотреть исторические особенности возникновения и развития святыни Старцев Угол, изучив и подвергнув анализу специальную литературу.

Объектом моей исследовательской работы выступает святыня Мордовии - Старцев Угол. Предметом же является исследование особенностей возникновения и развития святыни Старцев Угол.

Во время работы я использовала следующие методы исследования:

Беседы со священниками Большеигнатовского района отцом Александром и отцом Алексеем, старожилами сел Горки и Торговое Талызино, паломниками, которые посещают это святое место;

Анализ краеведческой литературы.


Легенды и предания о возникновении Старцева Угла

С целью получения исследовательской информации относительно легенд и преданий о возникновении Старцева Угламной были проведены беседы со священником Большеигнатовской церкви Отцом Александром и местными жителями сел Горки и Торговое Талызино. Народное почитание святости места связано не только с бывшей там монашеской обителью, но и с преданием, уходящим вглубь веков.

Священник Александр поведал о легенде, дошедшей до нас со времён эпохи Ивана Грозного.

… Шел государь-батюшка на Казань. Войско его удалое шло воевать супостатов. Встретил Грозного царя мордовский князь Игнат. Ласково встретил, напоил-накормил, по владеньям своим проводил и до границы дошел. Принято было в мордовском народе провожать гостей дорогих до источников, там и прощались. Но дошёл до границы своих владений князь Игнат, а источника нет, как нет. Стали прощаться. Царь велел отслужить водосвятный молебен. Во время чтения Евангелия подошёл к царю старичок. Отслужили молебен, прощаться стали. Подаёт тут старичок царю Грозному свиток и говорит: « Мир тебе, царь Иван! На великое дело идёшь. Божие тебе благословение. На вот свиток мой, да не читай до тех пор, пока не возьмёшь Казань.» С этими словами подал старец свиток и у самых ног царя воткнул в землю деревянный свой посох. И из-под посоха забил ключ! Обрадовались все: хорошее предзнаменование. А старец и пропал. Расстались царь Иван с князем Игнатом. Пошло войско царское на великое дело своё - Казань брать. По дороге не утерпел царь Иван, развернул свиток, а он греческими письменами написан. Велел царь грека Максима к нему позвать свиток прочесть. Позвали, прочёл Максим следующее: « Казань ты, царь, возьмёшь. Если будет на то твоя воля, то построй на том месте, где мы встретились, храм, а ежели поусердствуешь, то и обитель поставь. » И подпись - святитель Спиридон, Тримифунтский чудотворец. Дивился царь и все ближние его дивным чудесам Божиим.

Взяли Казань, и домой в Москву пошли другим путём. Но про встречу свою со святителем Спиридоном царь не забыл. Из Москвы послал он монахов монастырь строить на месте том, всем необходимым монахов снабдил и велел им день и ночь молитвы Богу возносить и святителя Спиридона поминать. Так в мордовской глубинке возник монастырь. Среди язычников жили монахи, чего им только терпеть не приходилось! В один из набегов подожгли монастырь язычники. Монахи все перешли в храм, и храм этот ушёл под землю… Опустело место святое, а родник всё бил.

В Старцевом Углу никогда молитва не затухала, возрождалась обитель, вновь оскудение наступало, уходили монахи, но кто-то оставался и в землянках совершал свой подвиг безмолвия и молитвы. Новые времена настали. Храмы все потушили. А народ все шел и шел на святые источники. Помнили старожилы о святом предании, что святитель Спиридон то место освятил явлением своим.

По благословению Епископа Саранского и Мордовского Варсонофия решено было воздвигнуть крест, что и осуществили в 1998 году. Крест из белого мрамора, резной, в середине – в полный рост святитель Спиридон, благословляющий народ. Справа от святителя мордовский князь Игнат, провожающий царя, а слева – святитель Спиридон изводит воду на сухом месте. Сверху над Святителем Спиридоном - Спас нерукотворный.

На Духов день из Михаила-Архангельского храма в Большом Игнатове вышел крестный ход. Шли поклониться Кресту Честному. Из Нижегородской епархии тоже крестный ход шел.

У Креста соединились, отслужили молебен. Это уже традиция - на Духов день и в Преображение идти крестным ходом к святому мест, ознаменованному Животворящим Крестом.

О таинственных монахах, живших в пещерках под землёй, ходило среди местного населения множество легенд. Где эти пещеры находятся, никто не знает. В годы гонений на Церковь чекисты не раз пытались найти их, доходили с собаками до ручья, но здесь собаки теряли след. В документах НКВД сохранились запросы о некоем иеромонахе Михаиле, которого власти разыскивали на территории нескольких районов. Он скрывался в одной из пещер на краю старцеугловского кладбища. Люди его хорошо знали и до сих пор вспоминают как подвижника, сохранившего верность монашеских обетам в тяжких условиях.

Сейчас на месте, где ушёл храм под землю – бугор, который с каждым годом растёт. Отец Александр хотел построить здесь часовню. Когда выкопали яму под фундамент, ночью ему приснился сон, что оттуда свет идет, и храм стоит. Он понял, что строить ничего не нужно. И что ещё необычно! Все, что вырыли, сбросили обратно в яму. Но яму заполнить не удалось! Так она и осталась. Между каменным крестом и этим бугром расположена низина, густо поросшая травой и ивняком. Раньше здесь была болотина. Рассказывают, что в двадцатые годы сюда свезли со всей округи 80 священнослужителей. Заставили их рыть яму, а потом живьем сбросили туда и закидали болотной грязью и тиной. Говорят, что в этом месте до сих пор ночью, если прислушаться к земле, будут слышны стоны мучеников.

Местные жители постоянно тянутся к Старцеву Углу, потому что на пустыни издревле почитаются три источника: Спиридонский, Спасский и Никольский.

В народе есть обычай, связанный с ними: когда подходишь к колодцу, нужно обязательно умыться водой, а еще лучше облиться с головой. Эта вода обладает определенной энергией, которую нельзя объяснить. Из Спиридония вода исцеляет щитовидную железу и бесплодие у женщин.

Но лучше всего обливаться в Никольском источнике. Он находится в зарослях ивняка и орешника, поэтому не сразу нам открывается часовенка, крест, колодезный сруб и камень, на котором омываются водой из источника.

Колодец тот неглубокий, вода быстро мутится илом, поднимающимся со дна. Отец Александр рассказал, что здесь стояла рубленая, выкрашенная синей краской, часовня. Её сожгли в начале 60-х годов XX века. Под часовней была щель между камнями, и вода текла по желобу очень быстро. Сейчас это место заросло, а раньше внизу была купель, и в ней купались, а камень, говорят, плавал на воде.

Многие жители окрестных сел в преддверье зимы, когда еще дорогу до Старцева Угла не занесло, берут из источников воду. А зимой, если с кем-то случится простуда или другая болезнь, просто умываются этой водой и недуг отступает. Но не только вода здесь обладает силой, но и даже воздух, и земля. Находясь в этих местах, чувствуешь на себе влияние истории.

Следуя дальше по тропинке, можно наткнуться на следы старого колодца. Вот что о нем рассказывает отец Александр: « Одна женщина из Сергача поведала о своём воскрешении, когда она была девочкой. Это было после войны. Она в Сеченове гостила у бабушки с дедушкой. С подружками заигралась и уснула у навозной кучи. Дети увидели, что она спит, и разбежались. Через два дня у неё стала болеть голова, а через неделю она умирает. Врачи сказали: « Подозрение на менингит. Всё!» Родители выехали из Сергача забирать её хоронить, а бабушка с дедушкой - на лошадь, и привезли её в Старцев Угол. Это было на Ильин день, 2 августа. Матушка Маргарита (ехимонахиня) в это время шла от источника Спиридона в часовню. И как раз на полпути дедушка с бабушкой положили мёртвое тело девочки, которой врачи уже выписали свидетельство о смерти. Они обратились к матушке за помощью. « А что я сделаю, - спросила она, - только помолиться могу». Она начала молиться, подняла руки к небу и стала просить Господа, чтобы сотворил над девочкой чудо. И у неё из под ног забила вода. Она размешала эту воду с землёй, залила в ухо девочке и перевернула её на другую сторону. И тут же у неё черви полезли и личинки из головы, и девочка воскресла и до сих пор жива. От Бога никогда не отходила, воспитала сына, внука, а сейчас схиму приняла. И с того момента там, в воде черви и личинки, а было – сухое место».


1 | |

Есть на Земле места, внешне ничем не примечательные, но туда постоянно едут люди, несмотря на большие расстояния и отсутствие дороги.

Именно такое место есть в Мордовии на границе с Нижегородской областью. Старцев Угол... Слышала о нем давно, много читала, а побывать посчастливилось только что. Ежегодно, в Духов день, там совершается богослужение. Атмосфера этого праздника оставила в душе удивительно приятные впечатления.

История Старцева Угла ведет свое начало от времен похода на Казань Ивана Грозного. Приснился царю сон, в котором святой Спиридон дает ему грамоту, а в ней написано: "Я, святой Спиридон, помогу тебе одолеть ханство". Так и случилось – Иван Грозный покорил Казань. После победы в том месте, где ему приснился сон, поставил царь церковь. С того времени стали жить здесь старцы, а в царствование Михаила Федоровича (между 1641 и 1645 годами) образовалась Преображенская пустынь...

Немало святых людей посещали эту пустынь: такие, как батюшка Серафим Саровский, святитель Лука Войно-Ясинецкий, но более того было явлено здесь, местночтимых старцев, молитвами которых исцелялись тяжелобольные. Именно от обилия духоносных старцев и происходит народное название - Старцев Угол.

От Саранска до деревни Горки чуть более 100 километров. Дорога замечательная, ехать одно удовольствие. От Горок до Спасо-Преображенской пустыни Старцев Угол 4 километра хорошей грунтовки.

На большой поляне маленькая деревянная церковь, в которой уже шла служба.



Впечатления необыкновенные - игумен Каллиник (он благословлен восстанавливать обитель) вел службу, протоиерей Андрей Бублиенко, его жена и сыновья помогали ему, ласково светило солнышко, заливались на разные голоса птицы, ветерок разносил ароматы цветущего луга.



А народ все прибывал и прибывал... Мы насчитали порядка пятидесяти машин из Мордовии, Нижегородской области, Чувашии, Татарстана и, даже, Москвы и Московской области. Было много детей. И всем хватало места, никто никому не мешал. Можно было подойти поближе или, наоборот, отойти в сторонку, присесть на скамейку.





Служба закончилась, но никто не разъезжался - все ждали приезда епископа Ардатовского и Атяшеского Вениамина . Было еще достаточно времени, чтобы пройти по территории пустыни.

Лесенка с земляными ступенями ведет в Старцев овраг к родникам.



Всего родников четыре, и хоть расположены они рядом друг с другом, состав воды во всех разный. "Но ее отличает одно общее качество – она очень благоприятно влияет на организм человека, отлично усваивается так, как в ее составе присутствуют йод, кремний, коллоидное серебро. Основываясь на анализах воды (а они достоверны), в России есть только три места с аналогичным составом воды." (информация взята из Интернета)

Первый на нашем пути Спасов родник. Рядом с ним построена часовня.









Направо от Спасова источника есть еще один, воду из которого называют "мертвой". Ее используют только для наружного применения.


Рядом с ним построена купель.




Горке приписывают целительные свойства: необходимо медленно три раза обойти вокруг нее, читая про себя Богородицу и потом полежать на этой земле.




Отсюда хорошо видно растущее в виде креста деревце.

На месте, где когда-то был храм, установлен крест из белого мрамора, резной. Спасаясь от набегов язычников, монахи собрались в нем и во время вражеского нашествия церковь вместе с молящимися ушла под землю." Но ни храм, ни люди не погибли, и поныне, говорят, из-под горки доносится то колокольный звон, то монашеское пение, то столп света озарит ночную тьму..."


В середине - в полный рост свт. Спиридон, благословляющий народ. Справа от святителя - мордовский князь Игнат, провожающий царя, а слева - свт. Спиридон изводит воду на сухом месте. Сверху над святителем Спиридоном - Спас Нерукотворный.


Есть еще немного времени, чтобы пообщаться, поесть земляники, собрать букетик полевых цветов и чабреца для зимних чаепитий. Вокруг красота, покой и благодать.








К часу приехал Владыка Вениамин.


Знаю его давно, еще со времен духовного училища, которое он заканчивал и начинал там служить. Потом был мужской монастырь в Чуфарове, сейчас Ардатовская епархия и, в каждом месте служения он непременно становился самым близким, любимым и почитаемым прихожанами священнослужителем.

Энергичный, легкий на подъем, владыка успевал каждому улыбнуться, каждому сказать доброе слово, каждого благословить...

Было ощущение, что он только что проснулся, не спеша позавтракал и приехал в пустынь.На самом деле, Владыка уже отслужил в двух разных местах епархии и освятил колокола строящейся церкви в третьем. Но даже намека на усталость не было заметно - радость, добро, улыбки лились рекой.

Первые слова: "Вы не устали?" И начался водосвятный молебен. Команда молодых, красивых, обаятельных священнослужителей помогала ему дружно и слаженно.


Есть на Земле места, внешне ничем не примечательные, но туда постоянно едут люди, несмотря на большие расстояния и отсутствие дороги.

Именно такое место есть в Мордовии на границе с Нижегородской областью. Старцев Угол... Слышала о нем давно, много читала, а побывать посчастливилось только что. Ежегодно, в Духов день, там совершается богослужение. Атмосфера этого праздника оставила в душе удивительно приятные впечатления.

История Старцева Угла ведет свое начало от времен похода на Казань Ивана Грозного. Приснился царю сон, в котором святой Спиридон дает ему грамоту, а в ней написано: "Я, святой Спиридон, помогу тебе одолеть ханство". Так и случилось – Иван Грозный покорил Казань. После победы в том месте, где ему приснился сон, поставил царь церковь. С того времени стали жить здесь старцы, а в царствование Михаила Федоровича (между 1641 и 1645 годами) образовалась Преображенская пустынь...

Немало святых людей посещали эту пустынь: такие, как батюшка Серафим Саровский, святитель Лука Войно-Ясинецкий, но более того было явлено здесь, местночтимых старцев, молитвами которых исцелялись тяжелобольные. Именно от обилия духоносных старцев и происходит народное название - Старцев Угол.

От Саранска до деревни Горки чуть более 100 километров. Дорога замечательная, ехать одно удовольствие. От Горок до Спасо-Преображенской пустыни Старцев Угол 4 километра хорошей грунтовки.

На большой поляне маленькая деревянная церковь, в которой уже шла служба.



Впечатления необыкновенные - игумен Каллиник (он благословлен восстанавливать обитель) вел службу, протоиерей Андрей Бублиенко, его жена и сыновья помогали ему, ласково светило солнышко, заливались на разные голоса птицы, ветерок разносил ароматы цветущего луга.



А народ все прибывал и прибывал... Мы насчитали порядка пятидесяти машин из Мордовии, Нижегородской области, Чувашии, Татарстана и, даже, Москвы и Московской области. Было много детей. И всем хватало места, никто никому не мешал. Можно было подойти поближе или, наоборот, отойти в сторонку, присесть на скамейку.





Служба закончилась, но никто не разъезжался - все ждали приезда епископа Ардатовского и Атяшеского Вениамина . Было еще достаточно времени, чтобы пройти по территории пустыни.

Лесенка с земляными ступенями ведет в Старцев овраг к родникам.



Всего родников четыре, и хоть расположены они рядом друг с другом, состав воды во всех разный. "Но ее отличает одно общее качество – она очень благоприятно влияет на организм человека, отлично усваивается так, как в ее составе присутствуют йод, кремний, коллоидное серебро. Основываясь на анализах воды (а они достоверны), в России есть только три места с аналогичным составом воды." (информация взята из Интернета)

Первый на нашем пути Спасов родник. Рядом с ним построена часовня.









Направо от Спасова источника есть еще один, воду из которого называют "мертвой". Ее используют только для наружного применения.


Рядом с ним построена купель.




Горке приписывают целительные свойства: необходимо медленно три раза обойти вокруг нее, читая про себя Богородицу и потом полежать на этой земле.




Отсюда хорошо видно растущее в виде креста деревце.

На месте, где когда-то был храм, установлен крест из белого мрамора, резной. Спасаясь от набегов язычников, монахи собрались в нем и во время вражеского нашествия церковь вместе с молящимися ушла под землю." Но ни храм, ни люди не погибли, и поныне, говорят, из-под горки доносится то колокольный звон, то монашеское пение, то столп света озарит ночную тьму..."


В середине - в полный рост свт. Спиридон, благословляющий народ. Справа от святителя - мордовский князь Игнат, провожающий царя, а слева - свт. Спиридон изводит воду на сухом месте. Сверху над святителем Спиридоном - Спас Нерукотворный.


Есть еще немного времени, чтобы пообщаться, поесть земляники, собрать букетик полевых цветов и чабреца для зимних чаепитий. Вокруг красота, покой и благодать.








К часу приехал Владыка Вениамин.


Знаю его давно, еще со времен духовного училища, которое он заканчивал и начинал там служить. Потом был мужской монастырь в Чуфарове, сейчас Ардатовская епархия и, в каждом месте служения он непременно становился самым близким, любимым и почитаемым прихожанами священнослужителем.

Энергичный, легкий на подъем, владыка успевал каждому улыбнуться, каждому сказать доброе слово, каждого благословить...

Было ощущение, что он только что проснулся, не спеша позавтракал и приехал в пустынь.На самом деле, Владыка уже отслужил в двух разных местах епархии и освятил колокола строящейся церкви в третьем. Но даже намека на усталость не было заметно - радость, добро, улыбки лились рекой.

Первые слова: "Вы не устали?" И начался водосвятный молебен. Команда молодых, красивых, обаятельных священнослужителей помогала ему дружно и слаженно.