Все о тюнинге авто

«Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования» («Господа Головлевы» Е. Салтыкова-Щедрина, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина»). Милосердия и сострадания в романе Ф.М. Достоевского «Преступлен

«Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Во все времена русскому человеку было присуще такое душевное качество, как сострадание. Именно поэтому у народа на протяжении веков складывалось особое отношение к людям страдающим, особенно обиженным природой, с телесными изъянами.

Именно к ним окружающие относились с некоторой долей жалости, сочувствия и одновременно снисхождения. Отсюда и почти любовное отношение к юродивым, карликам, «божьим» старушкам. Обидеть такого человека считалось великим грехом. Более того, раньше верили, что помощь страдающему уже сама по себе влечет за собой искупление даже самых тяжких грехов. Возможно, именно поэтому в XIX веке во многих богатых семьях содержались так называемые приживалки и приживалы.

Стремление освободиться от грехов могло даже такую скупую душу, как героиню романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Арину Петровну, подвигнуть накормить подобную несчастную душу. Удивительно и отношение русского человека к самому страданию, которое воспринимается как испытание на пути к душевному очищению. Безусловно, подобная черта характера русского народа не могла остаться без внимания у писателей, поскольку человеческие чувства и душевные порывы интересовали литераторов во все времена. По-разному затрагивается эта проблема в художественных произведениях. Писатели далеко неодинаково понимали и воспринимали значение переживаний, духовных метаний и мук для формирования определенного мировоззрения человека. Однако большинство все же приходили к выводу, что без некоей доли страдания и возникновения сострадания к живым существам невозможно вообще формирование нормально гармоничной личности.

Безусловно, одним из первых исследователей этого русского феномена явился великий писатель Ф. М. Достоевский, который в своих литературных произведениях постарался обратить внимание читателей не на телесные, а на духовные страдания простого человека.

В романе «Преступление и наказание» замечательно был создан образ Сонечки Мармепадовой. Девушка, страдающая и одновременно обладающая ярко выраженной склонностью к состраданию вынуждена торговать своим телом, жить в грязи, ради определенного благополучия своей семьи. Однако, несмотря на физическую грязь, она способна сохранять в себе самое чистое - свою светлую душу. Соня воспринимает свою жизнь как испытание, которое необходимо пройти со смирением и с божьим словом на устах. Практически все герои произведений Достоевского подвергаются этому великому испытанию через страдание. Иногда складывается впечатление, что Михаил Федорович просто не понимает и не замечает людей, которые не умеют страдать и сами не испытывают тяги к состраданию, поскольку именно эти два взаимосвязанных чувства являются своеобразным мерилом человеческой святости и подлости. Герои Достоевского, страдая и мучаясь, каждый, по-своему раскрывается перед читателем. Причем не всякий способен выдержать это испытание. Страдание толкает Раскольникова на тяжкое преступление - убийство старухи-процентщицы, Мармеладов, не выдержав его, пристращается к алкоголю. Однако чаще всего страдание на самом деле очищает, как-то возвышает человека. Так, к примеру, притеснитель и яростный поклонник Дуни Свидригайловлод действием страдания от неразделенной любви, наоборот, начинает совершать добрые, казалось бы, не свойственные ему поступки. Он сознательно отказывается от брака с совсем юной девочкой, оставляя ей деньги и пресекая желание ее матери повыгодней «продать» дочь. Активно хлопочет по поводу устройства детей Катерины Ивановны после смерти их матери в приличные учебные заведения и оставляет им свои деньги.

В итоге и Раскольников посредством страдания, а также сочувствия и любви к Соне, пересматривает свои жизненные установки, отказывается от своей губительной теории. Таким образом, страдающие люди просто нуждаются в сострадании окружающих. Достоевский как нельзя лучше показал, что многие, попадая в тяжелую ситуацию, уже не способны сами верно оценить обстановку и защитить себя от превратностей действительности. Именно поэтому они еще в большей степени должны рассчитывать на поддержку и понимание родных и близких. Только в этом случае возможно их возрождение и возврат к нормальной жизни. Это хорошо понимает Катерина Ивановна, когда, не раздумывая, бросается защищать Соню, обвиненную Лужиным в воровстве. Ее личная трагедия только обостряет в ней чувство справедливости и сострадания. Мачеха не верит в виновность Сони, даже в тот момент, когда деньги обнаруживаются в кармане у девушки. По мнению писателя, страдание искупает любую вину и одновременно способно задеть за живое даже самого жесткого человека. Это прекрасно показывают герои другого русского писателя А. С. Пушкина. Бедственное положение Маши, главной героини романа «Капитанская дочка», не могло не тронуть даже такое озлобленное и закаленное сердце, как у Пугачева. Он, испытывая чувство сострадания к девушке, потерявшей родителей, находящейся в заключении у своего бывшего поклонника, сумел простить обман. Атаман отпускает ее и Гринева с миром. Сострадание, трепетное отношение к чужому страданию нередко способно охладить даже самую непримиримую ярость, вызвать сочувствие к неприятелю. Так это чувство побудило генерала Миронова остановить пытку башкирца - посланника Пугачева. Бедственное состояние гонца вызывает сочувствие у окружающих: жалкая сгорбленная фигура, отсутствие ушных раковин, носа и языка. На Гринева внешний вид башкирца произвел удручающее впечатление. Он делает вывод, что какое бы преступление не совершил этот человек, он не должен быть наказан таким варварским образом. Часто страдание выступает не только испытанием для самого терпящего бедствие, но и для окружающих его людей. При этом каждый по-разному способен откликнуться на подобное положение близкого или знакомого: кто-то постарается восстановить справедливость, кто-то предпочтет остаться в стороне, а кто-то не воспользуется сложившейся ситуацией и извлечет для себя какую-нибудь выгоду.

Лужин, например, прекрасно знает, что Дуня не любит его, идет замуж только от безвыходного положения, да и он в своем выборе руководствуется не чувствами, а определенным расчетом. Однако это совершенно не останавливает его, он до последнего строит планы по поводу воссоединения с девушкой. Швабрин, воспользовавшийся смутным временем, и беззащитностью своей возлюбленной, запирает Машу в светлице, принуждая ее выйти за себя замуж.

А Порфирий Головлев, главный герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», совершенно не чувствует своей вины, когда прибирает к рукам деньги братьев и матери. Таким образом, каждый из героев, воспользовавшись чужим горем, проявляет себя и далеко не с лучшей стороны. Лужиным движет себялюбие и стремление к власти над более слабым. Швабрин старается отомстить за уязвленное самолюбие. Головлевым овладевает чувство жадности и стяжательства. Однако как бы не поворачивался сюжет, каждый несет определенную ответственность за того, кто находится рядом, и испытывает страдание. Отсутствие сочувствия к таким людям непременно карается по заслугам. Ни один из выше перечисленных обидчиков не находит ни счастья и ни успокоения в своей жизни. Тяжесть от содеянного тяжелым грузом оседает у них в душах. Лужин отвергнут. Швабрин предается правосудию, а его клевета, возведенная на Гринева, успешно опровергается. Порфирий Головлев вынужден остаток жизни провести в одиночестве. Испытывая чувство вины, он ночью старается добраться до могилы матери и замерзает на дороге.

То есть отсутствие сострадания к другим людям делает человека духовно беднее, разрушает его личность и навлекает на него всевозможные беды.

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

1. Объективная действительность в романе.
2. Нравственная чистота Сони.
3.Любовь Сони и Раскольникова.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является в какой-то степени великим учебником жизни. Где еще можно обнаружить подобный накал страстей, где еще герои обнажают все самые тайные уголки своей души и где так правдиво и сурово показана человеческая действительность.

Соня Мармеладова, одна из главных героинь романа, является, пожалуй, наиболее идеальным образцом самопожертвования и милосердия. Она не рассматривает людей с точки зрения интеллектуального мудрствования, для нее каждый живущий нужен и ценен для Бога, а значит, и для жизни. Возможно, как испытание ей дается любовь к человеку, чьи рассуждения в начале книги звучат прямо противоположно.

Родион Раскольников, нищий студент, доведенный своим незавидным положением до отчаяния, разрабатывает целую теорию, согласно которой, каждый в таком несовершенном обществе, так или иначе, является преступником. Мир несовершенен и жесток, а значит, каждый человек вправе диктовать ему свои условия, хватило бы жизненных сил и стойкости. В соответствии с этим происходит деление на «право имеющих» и «вошь». Как любой порывистый юноша, Раскольников стремится доказать, и прежде всего самому себе, что относится именно к категории сильных мира сего. Поэтому поступок Родиона нельзя считать действием спонтанным и необдуманным. Он вынашивает свою идею в течение нескольких недель. Подготавливая убийство старухи-процентщицы, молодой человек искренне уверен, что принесет этим только благо окружающим. В убийстве никчемной старухи проявляется бунт Раскольникова против существующего в то время порядка. Но часто жизнь вносит свои коррективы в ход событий: «Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках и смотрела в оцепенении на убитую сестру, вся белая как полотно и как бы не в силах крикнуть».

Избавляясь от невольного свидетеля, Раскольников убивает и родственницу старухи, а с нею и ее еще не рожденного ребенка. Молодому человеку невероятно везет: он практически незамеченным покидает место преступления. Родион так и не смог переступить через себя и воспользоваться вещами убитой им процентщицы, более того, ее душу начинают терзать сомнения, он вдруг понимает, что не сможет дальше жить с этим грузом. Ему нужно обо всем кому-то рассказать. Доверенным лицом выступает Соня, которая и верит, что только искреннее раскаяние поможет возлюбленному возродиться к жизни: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Ругая себя за малодушие, Раскольников все же приходит в полицию с повинной. Убийство старухи и ее сестры полностью «отрезает» главного героя от прошлого. Новое осознание свершенного приводит к тому, что Родион, чувствуя себя самым жалким и ничтожным человеком на свете, не решается даже обнять сестру и мать при встрече. Соня Мармеладова является полной противоположностью Раскольникова. Ее образ вобрал в себя идею Достоевского о «грязи физической» и «нравственной грязи». Жертвуя ради семьи своей девичьей честью и достоинством, девушка вынуждена торговать своим телом. Она не может по-другому прокормить свою мачеху и сводных сестер и брата. Пребывая в «грязи физической», она тем не менее сохраняет свою нравственную чистоту. Соня покорно смиряется со своей несчастной долей. Выпавшее ей страдание только укрепляет ее веру. Девушка уверена, что Бог не допустит, чтобы ее маленькие сестры подверглись той же участи. Здесь как нельзя сильно проявляется стремление, а главное готовность Сони к самопожертвованию. При этом ее душа и сердце не ожесточаются. Она не прячется в своей обиде на судьбу и открыта добрым людям и поступкам, возможно, еще более чем раньше. Девушка не отталкивает своего непутевого пьяницу-отца, из-за которого во многом именно так сложилась ее судьба, и даже иногда дает ему деньги. Она с жалостью относится к мачехе и ее детям, понимая, насколько тяжело им приходится в этом мире.

Соня готова протянуть руку всякому, кто обратиться к ней за помощью. Возможно, именно поэтому она так близко сходится с богобоязненной и безотказной Лизаветой, вместе с ней читая строки священных книг. Безусловно, окружающие не могут не заметить нравственную чистоту девушки. Именно поэтому так неистово заступается за Соню мачеха, когда Лужин обвиняет девушку в воровстве. Она, понимая всю низменность натуры несостоявшегося Дуниного жениха, заявляет о том, что он и мизинца ее не достоин. Катерина Ивановна, возможно, более других знает, на какую великую жертву пошла ее падчерица ради чужих детей, и как тяжело ей мириться с окружающей действительностью. Раскольников, слушая рассказ своего случайного знакомого Мармеладова, заочно проникается к Соне сочувствием и симпатией. Даже у закоренелых преступников в остроге девушка вызывает только светлые чувства, хотя ничего специально и не делает для этого. Несомненно, она бесконечно далека от рассуждений Родиона о человеческой роли в существующем обществе. Она цельная натура и воспринимает окружающий мир как что-то гармонично единое, где каждое существо находится на своем месте. И над всем этим стоит только один судья и защитник — Господь. Она недоумевает, выслуживая рассуждения молодого человека: «Это человек-то вошь?»

Для нее человек — это создание Божье, и только Бог может распоряжаться его судьбой. Узнав о преступлении Родиона, девушка не обижается на него за смерть подруги, она проникается к нему сочувствием, видя, как тяжело этому человеку нести в своей душе такой грех. Соня, воспринимающая несправедливые законы этого мира только как испытания, которые закаляют душу и делают человека только лучше, чище, жалеет молодого человека: «Что это вы над собой сделали?» Она упрашивает его пойти на перекресток, поклониться и покаяться в содеянном. По своей нравственной чистоте и доброте Соня не может оттолкнуть главного героя, поскольку чувствует, что в глубине души Раскольников совершенно другой человек, чем представляется окружающим. Анализируя другие поступки молодого человека и веря, что Родион по сути своей человек не злой (отдал последние деньги Катерине Ивановне, спас двоих детей во время пожара, около года содержал больного сокурсника), Соня понимает, что ее новый знакомый просто запутался. А преследующая его идея — это что-то вроде болезни, которая, как любой другой недуг, рано или поздно обязательно пройдет. Девушка любит Раскольникова, и всей своей душой жаждет его выздоровления. Она чувствует, что, только раскаявшись, ее возлюбленный может обрести покой и гармонию в этой жизни. После окончания романа в эпилоге Достоевский кратко рассказывает читателям о дальнейшей жизни главных героев. Безусловно, внимание обращено на Раскольникова и Соню, которая отправилась за своим возлюбленным на каторгу. Родион долгое время не чувствует своей вины, он упрекает себя только в том, что оказался слаб и сделал явку с повинной. Его болезнь стала тем переломным моментом, который определил все его дальнейшее мироощущение и миропонимание. Серьезное душевное внутреннее противоборство происходило в Раскольникове, когда тот метался в бреду. Ему чудилось, что весь мир заселен микробами или духами, которые заражают людей. Эти вредные существа делают окружающих сумасшедшими и бесноватыми. Люди просто не понимают, насколько они подвержены заражению, многие уже просто больны, считая свое мнение самым верным. Родиону казалось, заболевший сам начинает убивать, пожирать окружающих. Преодолев болезнь, молодой человек чувствует свое обновление. Его пугает весть о плохом состоянии здоровья Сони.

Он стремится увидеть ее. Убедившись, что девушке ничего больше не угрожает, Родион вдруг осознает, что любит ее. Он понимает, сколько страданий из-за него перенесла эта маленькая хрупкая девушка. В порыве нахлынувших чувств Раскольников бросается к ее ногам и плачет. К нему приходит и раскаяние за все содеянное, что приносит ему духовное облегчение, и позволяет возродиться к новой жизни. Немалая заслуга в этом именно Сонина. Ее самопожертвование и доброта принесли свои плоды.


Поиск справедливости, извечная борьба за жизнь, бесправие русского народа-центральные темы в произведениях писателей того времени. Народ унижен и оскорблён, разобщён, до невозможного беден, просто-напросто задавлен обстоятельствами, зажат со всех сторон. На долю людей выпало тяжкое бремя-влачить жалкое существование, которое сложно назвать жизнью, выживать и неминуемо приближаться к черте невозврата, позволяя пользоваться собой, как вещью.

Голод, разврат, нищета, смерти и болезни-испытания, которые так беспощадно посылает судьба русскому народу, но, тем не менее, есть одна единственная сила, способная изменить порядок вещей-великая сила милосердия и сострадания.

В жизни каждого человека, даже, наверное, каждого живого существа милосердие и сострадание играет важную роль. На жизненном пути нам часто встречаются трудности и испытания, с которыми мы просто не в силах справиться самостоятельно. В такие моменты мы особенно нуждаемся в поддержке, понимании, сочувствии, заботе. Правильно подобранные слова могут окрылить человека, вселить в его душу надежду, помочь обрести веру в себя. В романе «Преступление и наказание» тема милосердия и сострадания также занимает главенствующую позицию. Безусловно, здесь мы видим и жестокую реальность, и бесчестные, подлые поступки, потребительское отношение к людям. Взять, к примеру, того же Лужина: от относится к Дунечке, как к вещи, пытается задавить её честь своим материальным положением, сделать зависимой от него(«Я думал их в чёрном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели…»). Но всё-таки отношения большей части героев основываются на сострадании и помощи: Раскольников отдаёт последние деньги семье Мармеладовых, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, спасает детей из горящего дома, Разумихин помогает Родиону во время болезни, заботится о нём, навещает, приводит докторов, даже Свидригайлов не может остаться в стороне от чужой беды, он устраивает в приют детей, которые остались сиротами. Но основным воплощением образа милосердия и сострадания в романе является, конечно же, Сонечка. Она пожертвовала своей честью, своей жизнью ради спасения семьи от голодной смерти. Сонечке пришлось зарабатывать деньги ужасным путём, но она всё же осталась скромной и преданной, что мы и видим в продолжении романа: героиня вновь жертвует всем и отправляется на каторгу следом за осужденным Раскольниковым, она принимает его таким, какой он есть, продолжает беззаветно любить всем сердцем, несмотря на его жестокое преступление и некоторую отрешённость от неё. Сонечка послана Раскольникову, чтобы возродить его душу, помочь ему измениться и стать другим человеком: «Им оставалось ещё семь лет, а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она-она ведь и жила только одною его жизнью!». Героине удалось вернуть Родиона к жизни, искоренить его высокомерие и презрение к людям, её сострадание и безмерное милосердие помогли Раскольникову переродиться, познакомиться с «новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Конечно, в нашем мире много жестокости и подлости, но Достоевский, как писатель-гуманист, жаждет счастья для всего человечества, относится с трепетом даже к самому приниженному существу. Через образ Сонечки он показал нам, на какие великие свершения и изменения может подтолкнуть сила сострадания и милосердия, что способна сделать с человеком вера, понимание и любовь.

Обновлено: 2019-04-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Полно о себе одном думать, для себя одного жить, оглянись кругом, не увидишь ли для своих забот предмета более благородного, чем свои сапоги. Ф. М. Достоевский «Бедные люди»

Фёдор Михайлович Достоевский – писатель-гуманист, психолог человеческих душ, патриот своей родины. Да-да, патриот, и его патриотизм покоился на глубокой вере в духовные силы народа. « Я хочу не такого общества, где бы не мог сделать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам…» - говорил сам писатель. Все великие романы Фёдора Михайловича от "Преступления и наказания" до "Братьев Карамазовых" преисполнены веры, сострадания и милосердия. Главные положительные герои его романов, начиная с Сони Мармеладовой и князя Мышкина и заканчивая старцем Зосимой и Алёшей Карамазовым, проповедуют эти христианские заповеди к ближнему, будь то друг или враг. Человеческую трагедию, нравственную и физическую гибель людей мы видим в романе «Преступление и наказание». И лишь одна единственная сила способна изменить порядок вещей – это милосердие и сострадание. Сам главный герой Раскольников, его семья, а также семья Мармеладовых, раскрытые автором с удивительной глубиной и психоанализмом, ждут от общества понимания и сострадания. Бедность этих людей грозит окончательным превращением в вещь, которую можно обменять, продать или просто-напросто выбросить, как выбрасывают старый диван, пружины которого уже вылезли наружу с течением времени. Каждому из них необходима моральная поддержка, капля милосердия в море, наполненном слезами одиночества и печали, простое, но, одновременно с этим, такое важное чувство близости чужого человека. И в жестоком мире романа мы видим, что не всё потеряно, достаточно примеров не только человеческого равнодушия, но и активного сочувствия. Сам Родион Раскольников помогает семье Мармеладовых, оставляя последние деньги на окне, в то время как посетители трактира, слышавшие исповедь бедного чиновника, встречают его насмешками. Городовой помогает девушке на бульваре, а ведь случайные прохожие даже не остановились рядом (да они и смотрели с явным отвращением и презрением, где уж тут быть милосердию?!). Раскаявшийся Свидригайлов не мог смотреть на нуждающихся детей Катерины Ивановны. Так что же такое сострадание? Со-страдать – значит «страдать вместе», и страдания Свидригайлова не были направлены исключительно вглубь себя. Даже Лебезятников не выдерживает вида человеческого унижения и выручает Соню, ложно обвинённую в краже. И всё это не одиночные, случайные сцены. Мы видим, что чувство милосердия заложено в человеке, на нём строятся отношения почти всех героев, оно определяет красоту человеческой души, спасает мир от полнейшего краха и является главной верой в лучшее. Сам Достоевский говорил: «Помутилось сердце человеческое…» - эти размышления подтолкнули его на сознание совершенно нового образа героя, отличающегося ото всех, не похожего на предшествующих ему. Образ князя Льва Мышкина является центром всего романа и по-настоящему «положительно прекрасным человеком», воплощением доброты, наивности и честности. Этот герой, сказав однажды, «теперь я к людям иду», готовил себя к некоей миссии и был готов «исполнить своё дело честно и твёрдо» - он должен был страдать, ибо страдания, по его собственным словам, «есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». Он должен был проходить земной путь со всеми людьми вместе, принять их всех в свою душу со всей их тоской, грехами, стать всем братом. Его деятельность и участие в человеческих судьбах должно пробудить в людях спящее желание «творить» добро. Он выполнил свою миссию: любил всех и страдал за всех. Вспомним эпизод с пощёчиной от самолюбивого Гани Иволгина. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» - говорит герой человеку, попирающему своё собственное достоинство, такой человек подвергает себя унижению. Это ли не милосердие? Лев Мышкин может спокойно, на равных, беседовать с лакеем, не обращая внимание на неравное происхождение и положение в обществе, он преисполнен «чистоты нравственного чувства», поэтому и разговор его учтивый, трепетный и вежливый. Герой отставил в сторону все условности и принципы. Разве это нельзя назвать милосердием? Князь хочет помочь всем людям – добрым словом, состраданием, участием, он прощает людской эгоизм, понимая, что причинами его являются непонимание и одиночество. Своей любовью и страданием князь пробуждает в каждом из тех, с кем встречается, самое высокое, чистое и благородное. Он одухотворяет людей, да-да! люди, привыкшие к фальши, эгоизму и жестокости, корысти и жадности, возрождаются. вот такие чудеса способно творить оно – милосердие. Возьмём отрывок «Мальчики». Здесь, как и в других произведениях, раскрыт мир человеческой души, в частности тема детства, детские страдания и взгляды на мир. Мы слышим боль и отчаяние автора в этих строчках, которые он пытается донести до нас, читателей. Главные герои – Алёша, Снегирёв, Илюша, Костя Красоткин – терпят изменения в душе, развиваются, идут по своим собственным жизненным путям. Они открывают для себя радость, светлые чувства, сопереживания, сочувствия, умение прощать и любить. Алёша Карамазов проходит настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей через страдания, боль и утраты. Можно сказать, что он – лучик из рая, предвещающий светлое будущее, пусть сам в душе «маленький-взрослый» ребёнок. Герой олицетворяет мир, добро, милосердие, например защищая Илью от летящих камней. Этот человек сыграл свою роль в жизни каждого из мальчиков, объединив их и наставляя на путь добра, справедливости и счастья. Говоря о милосердии, нельзя не вспомнить повесть «Бедные люди», оригинальность которой заключается в том, что произведение состоит из писем. Это позволяет автору раскрыть тему «маленького человека», сострадать его горю, радоваться его маленьким радостям. Герой повести – Макар Девушкин – полунищий чиновник, живущий своей собственной внутренней жизнью. Его письма – единственная возможность раскрыться перед девушкой Варенькой. В них он пишет о своём скромном жизненном укладе, о мыслях и внутренних чувствах. Его денег едва хватает на жизнь, но этот бедный, но с большой душой человек начинает помогать Варе, ставшей жертвой социального неблагополучия. Макар понял, как, должно быть, трудно ей быть совсем одной в Петербурге. Получается, что бедный поможет ещё более бедному, в этом и заключается героизм милосердия героя. Он урезал все свои расходы до минимума, чтобы купить ей герань или винограду, совершенно не думая о том, что забрал жалование вперёд и жить теперь не на что. И герой вовсе не ждёт какой-то награды за добро, напротив, он считает, что мир не совершенен. В лице этого благородного человека Достоевский показывает нам, сколько прекрасного, чистого и доброго лежит даже в самой ограниченной человеческой натуре. Порой человек, не имеющий ровным счётом ничего сам, отдаёт это самое «ничего» без остатка, умеет сострадать и любить. В изображении людских страданий и несправедливости, царящих в мире, Ф.М. Достоевский выражает свою собственную боль и страдания. Автор ищет собственные пути спасения человечества, он жаждет счастья людям, униженным и оскорблённым судьбой, он благоговейно, с состраданием относится к любому, даже самому приниженному человеку. В этом и заключается гуманность всех его произведений. В этом и заключается величие той задачи, которую ставил перед собой писатель: «восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств… оправдание униженных и всеми отринутых партий общества»

Раскольников Родион Романович - бедный и униженный студент, главный персонаж романа "Преступление и наказание". Автором произведения является Достоевский Федор Михайлович. Для психологического противовеса теории Родиона Романовича писателем был создан образ Сони Мармеладовой. Оба персонажа находятся в юном возрасте. Раскольников и Соня Мармеладова, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией, не знают, что делать дальше.

Образ Раскольникова

В начале повествования читатель замечает неадекватное поведение Раскольникова. Герой все время нервничает, его - постоянная тревога, а поведение кажется подозрительным. В ходе событий можно понять, что Родион - человек, который одержим своей идеей. Все его мысли - о том, что люди делятся на два типа. Первый тип - это "высшее" общество, также сюда он относит и свою личность. А второй тип - это "твари дрожащие". Впервые данную теорию он печатает в газетной статье, которая называется "О преступлении". Из статьи становится понятно, что "высшие" имеют право не обращать внимания на нравственные законы и уничтожать "тварей дрожащих" для достижения своих личных целей. По описанию Раскольникова, эти бедные люди нуждаются в библейских заповедях и моралях. Новыми законодателями, которые будут управлять можно считать "высших", Бонапарт является примером для таких законодателей. Но сам Раскольников по пути к "высшим" совершает поступки совсем другого уровня, даже не замечая этого.

История жизни Сони Мармеладовой

О героине читатель узнает из рассказа ее отца, который был адресован Родиону Романовичу. Мармеладов Семен Захарович - алкоголик, живет с женой (Катерина Ивановна), имеет трех маленьких детей. Жена с детьми голодают, Соня приходится Мармеладову дочерью от первой жены, снимает квартиру "по Семен Захарович рассказывает Раскольникову о том, что дочь пошла на такую жизнь из-за мачехи, которая упрекала ее в том, что она "пьет, ест и теплом пользуется", то есть дармоедка. Вот так живет семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой в том, что сама по себе она безответная девушка, не держит зла, "из кожи вон лезет", чтобы помочь больной мачехе и голодным сводным братьям и сестрам, не говоря уже о родном отце, который болен алкоголизмом. Семен Захарович делится своими воспоминаниями о том, как он нашел и потерял работу, как пропил мундир, который дочь купила на свои заработанные деньги, и как у него хватает совести просить у дочери денег "на похмелье". Соня отдавала ему последнее, никогда не упрекнув в этом.

Трагедия героини

Судьба схожа во многом с положением Родиона. Они играют в обществе одинаковую роль. Родион Романович живет на чердаке в убогой комнатушке. Как автор видит эту комнату: клетка маленького размера, приблизительно в 6 шагов, имеет нищий вид. Высокий человек чувствует себя в такой комнате дискомфортно. Раскольников настолько нищ, что дальше уже невозможно, но к удивлению читателя чувствует он себя хорошо, его дух не упал. Та же бедность заставила Соню идти на улицу для того, чтобы заработать деньги. Девушка несчастна. Ее судьба жестока к ней. Но моральный дух героини не сломлен. Напротив, в, казалось бы, нечеловеческих условиях Соня Мармеладова находит единственный достойный человека выход. Она выбирает путь религии и самопожертвования. Автор показывает нам героиню как человека, способного проникнуться чужой болью и страданием, будучи при этом несчастным. Девушка может не только понять другого, но и направить на верный путь, простить, принять чужое страдание. Так, мы видим, как героиня проявляет жалость к Катерине Ивановне, называет ее "справедливой, ребенком", несчастной. Соня спасает ее детей, потом жалеет умирающего отца. Эта, как и прочие сцены, внушают и сочувствие, и уважение к девушке. И совсем не удивительно, что потом свои душевные муки Родион разделит именно с Софьей.

Раскольников и Соня Мармеладова

Свою тайну Родион решил поведать именно Софье, но не Порфирию Петровичу. Она, по его мнению, была, как никто другой, способна рассудить его по совести. При этом ее мнение будет существенно отличаться от суда Порфирия. Раскольников, несмотря на свое злодеяние, жаждал человеческого понимания, любви, чуткости. Он хотел увидеть тот "высший свет", который способен вывести его из тьмы, поддержать. Надежды Раскольникова на понимание со стороны Софьи оправдались. Родион Романович не может идти на контакт с людьми. Ему начинает казаться, что все над ним издеваются и знают, что это сделал именно он. Прямо противоположна его видению правда Сони Мармеладовой. Девушка выступает за гуманность, человеколюбие, всепрощение. Узнав о его преступлении, она не отвергает его, а наоборот, обнимает, целует и говорит в беспамятстве о том, что "нет в мире никого беспощаднее теперь".

Реальная жизнь

Несмотря на все это, периодически Родион Романович возвращается на землю и замечает все, что происходит в реальном мире. В один из таких дней он становится свидетелем того, как пьяного чиновника Семена Мармеладова сбивает лошадь. Во время последних его слов автор впервые описывает Софью Семеновну. Соня была роста небольшого, ей было около восемнадцати. Девушка была худенькая, но хороша собой, блондинка, с привлекательными голубыми глазами. На место несчастного случая приходит Соня. на ее коленях. Она посылает младшую сестру узнать, где живет Раскольников, чтобы вернуть ему деньги, которые он отдал на похороны отца. Спустя время Софья идет к Родиону Романовичу, чтобы пригласить на поминки. Так она проявляет ему свою благодарность.

Поминки отца

На мероприятии возникает скандал на почве того, что Соню обвиняют в краже. Все решилось мирным путем, но Катерину Ивановну вместе с детьми выселяют из квартиры. Теперь все обречены на смерть. Раскольников пытается узнать у Софьи, будь ее воля, смогла бы она убить Лужина, человека, который несправедливо оклеветал ее, сказав, что она воровка. На этот вопрос Софья дала философский ответ. Родион Романович находит в Соне что-то родное, наверное, то, что их обоих отвергли.

Он пытается увидеть в ней понимание, ведь его теория является неправильной. Теперь Родион готов на самоуничтожение, а Соня - "дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала". Софья Семеновна полагается на свой нравственный ориентир, который для нее является важным и четким - это мудрость, которая описана в Библии как очистительные страдания. Раскольников, конечно, поделился с Мармеладовой рассказом о своем поступке, слушая его, она от него не отвернулась. Здесь правда Сони Мармеладовой - в проявлении чувства жалости, сочувствия Родиону. Героиня убеждала его пойти и покаяться в том, что он сделал, опираясь на притчу, которую изучала в Библии о воскрешении Лазаря. Соня соглашается на то, чтобы разделить с Родионом Романовичем тяжелые будни каторжной жизни. Так не только проявляется милосердие Сони Мармеладовой. Делает она это ради того, чтобы очиститься, поскольку считает, что нарушает библейские заповеди.

Что объединяет Софью с Родионом

Чем можно охарактеризовать Мармеладову и Раскольникова одновременно? Например, каторжники, которые отбывают срок в одной камере с Родионом Романовичем, обожают Соню, которая регулярно его посещает, но с презрением относятся к нему. Раскольникова хотят убить и постоянно подшучивают над ним, что не царское это дело "топор за пазухой носить". Софья Семеновна еще с детства имеет свои представления о людях и на протяжении всей жизни придерживается их. Она никогда не смотрит на людей свысока, имеет к ним уважение и сожаление.

Вывод

Хотелось бы сделать заключение, исходя из взаимных отношений главных персонажей романа. Какое значение имела правда Сони Мармеладовой? Если бы на пути Родиона Романовича не появилась Софья Семеновна со своими жизненными ценностями и идеалами, то его закончился бы очень скоро в мучительных муках самоуничтожения. Вот в чем правда Сони Мармеладовой. За счет такой завязки в середине романа автор имеет возможность логически завершить образы главных героев. Два разных взгляда и два анализа одной и той же ситуации придают роману убедительность. Правда Сони Мармеладовой противопоставлена теории Родиона и его мировоззрению. Известный русский писатель смог вдохнуть жизнь в главных персонажей и благополучно разрешить все самое худшее, что происходило в их жизни. Такая завершенность романа ставит "Преступление и Наказание" рядом с самыми великими произведениями, которые есть в списке мировой литературы. Каждый школьник, каждый студент должен прочесть этот роман.