Все о тюнинге авто

Обобщение по теме мы граждане единого отечества. Тест по разделу: Мы - граждане единого Отечества методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему. Заповедники и национальные парки России

Проверочная работа по разделу "МЫ - ГРАЖДАНЕ ЕДИНОГО ОТЕЧЕСТВА" 4 класс


Место работы: МОАУ СОШ № 1, г.Райчихинск

Итоговый тест по разделу «МЫ – ГРАЖДАНЕ ЕДИНОГО ОТЕЧЕСТВА»

Цели: закрепить понятие общество и его признаки; обобщить знания понятия народ, представление о государственном устройстве нашей страны, представление о Конвенции о правах ребенка; проверить знания государственной символики.
I вариант

А1. Что относится к характеристике общества «семья»?
1) совместное хозяйство
2) свой язык
3) границы
4) государственные символы
А2. Кто является главой государства в нашей стране?
1) император
2) король
3) президент
4) султан
А3. Как называется основной закон нашей страны?
1) федеральный закон
2) конституция
3) декларация
4) конвенция
А4. В каком возрасте гражданин России получает паспорт?
1) в 18 лет
2) в 21 год
3) в 16 лет
4) в 14 лет
В1. Что относится к обязанностям гражданина?
1) личная неприкосновенность
2) свободный труд и образование
3) забота о сохранении природы
4) отдых
В2. Как называется документ, который защищает права юных жителей планеты?
1) Всеобщая декларация прав человека
2) Конституция Российской Федерации
3) Конвенция о правах ребёнка
4) указ Президента Российской Федерации
В3. Чем занимается Государственная Дума?
1) исполняет законы
2) принимает законы
3) одобряет или отклоняет законы
4) подписывает законы
С1. Что символизирует двуглавый орёл на гербе России?
1) владычество над миром
2) власть, могущество, мудрость
3) освобождение от ордынского владычества
4) расположение России в двух частях света
С2. Какие праздники относятся к дням воинской славы России?
1) День снятия блокады Ленинграда
2) День защитника Отечества
3) День победы русской армии в Полтавском сражении
4) День народного единства
II вариант
____КЛАСС _______________________________________________ФАМИЛИЯ, ИМЯ
А1. Что относится к характеристике общества «народ»?
1) территория
2) национальный костюм
3) совместное хозяйство
4) столица
А2. Каким государством, согласно Конституции РФ, является наша страна?
1) демократическая республика
2) монархия
3) президентская республика
4) социалистическая республика
А3. С какого возраста гражданин имеет право участвовать в управлении государством?
1) с 18 лет
2) с 21 года
3) с 25 лет
4) с 14 лет
А4. Что такое конституция?
1) основной закон нашей страны
2) другое название нашей страны
3) устройство нашей страны
4) объединение народов нашей страны
В1. Что относится к правам гражданина?
1) защита чести и доброго имени
2) сохранение природы
3) исполнение законов государства
4) забота о своём ребёнке
В2. Где находится резиденция Президента России?
1) в Белом доме
2) в Московском Кремле
3) в Букингемском дворце
4) в Эрмитаже
В3. Когда новый закон России вступает в силу?
1) когда его одобрило Федеральное собрание
2) когда его приняла Государственная дума
3) когда он был составлен
4) когда его подписал президент
С1. Что относится к символам государства?
1) государственный танец
2) государственный герб
3) государственный язык
4) государственный флаг
С2. Что относится к характеристике народа?
1) свой герб
2) свой национальный костюм
3) свои сказки
4) своя территория Тема 1. Мы - граждане единого Отечества

Урок 1. Общество - это мы!

Предметные результаты:

приводить примеры различных типов сообществ и общественных групп, называть общие цели и интересы их членов;

определять, в какие сообщества, с целью достижения какого результата человек входит в течение своей жизни.

Метапредметные результаты:

классифицировать сообщества по выбранному критерию, перечисляя общие цели и интересы членов сообщества;

выявлять общее и различное, сравнивая распределение обязанностей и разделение труда в жизни наших предков и в современной жизни (на основе материала 2 и 3 классов);

анализировать понятия «отец» - «отчий», «род» - «родной» и другие однокоренные им слова;

сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», находить в них общее и различное.

Личностные результаты:

осознавать ценность дружбы, единства, взаимовыручки;

испытывать чувство гордости за свою страну в ходе анализа слов «Отечество» и «Родина»;

использовать участие в жизни социально-этнических общностей для своего духовно-нравственного развития.

Оборудование: куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; фотографии кукол «во время каникул», карта России или мира, листки для выполнения задания по количеству учащихся.

Предварительная работа: приготовить фотографии кукол - помощ-ников «на каникулах».

Ход урока

Вместе, конечно!

Что же вы рассказать не можете?

Я хочу рассказать, а он мешает! Нет, это она мне мешает!..

Целеполагание. Учитель: «Хватит, хватит. Так и до ссоры недалеко. Всё понятно. Вы просто потеряли нужное для рассказа слово и от этого всё рушится. Ребята, чем нужно заменить слово «я» в рассказе, чтобы получилось складно? (Местоимением «мы».) Ну вот, давайте попробуем снова! Кто из вас начнёт?» Куклы начинают рассказ, объясняя ситуации, изображённые на снимках, говоря по очереди.

Аналитический этап. Учитель: «Спасибо, теперь всё понятно. Вот мы и посвятим наш сегодняшний урок слову «мы». Мы - это всегда несколько человек. Каждый из нас может себя причислить к какому-то «мы». Например, все мы сейчас - это 4 ... класс нашей школы. Наш класс можно поделить на несколько групп, каждая из которых будет называться «мы». Например: мальчики и девочки; любители спорта; мороженого; ученики и т. д. А есть «мы», которое больше нашего класса, - все ученики нашей школы, все... (дети продолжают: жители улицы, города). Как вы думаете, что становится первым «мы» для ребёнка, только пришедшего в мир? Семья. Давайте вспомним: что объединяет нас в семье? Что объединяет вас с одноклассниками, с учениками вашей школы? В каких делах вы можете проявить свои способности для общей пользы в классе? Что одинаково близко и дорого вам и нашим землякам в нашем городе (селе)? Какие старинные календарные и семейные праздники народов нашего края вы знаете?»

Обобщение материала. «Ребята, каждый раз, когда произносилось название новой группы, объединяющей людей, как будто поворачивался калейдоскоп и картинка мира дробилась на много новых. К каждой из названных нами групп представлялось противопоставление: наша школа - другая школа, наша семья - другая семья, наш город - другой город. Как вы думаете, какое сообщество объединяет все наши семьи, классы, школы, улицы, города? Я вам подскажу вопросом: какое чувство вызывают в вас слова «Отечество» и «Родина»?» Учитель записывает эти слова на доску, обращает внимание на то, что они пишутся с большой буквы. Вводит понятия соотечественник, соотечественники - граждане одного Отечества, имеющие общие цели и интересы, необходимые для блага всех. Предлагает детям показать на карте Россию. Вводит понятие гражданское общество - объединение граждан, готовых сообща отстаивать общие цели и интересы, работать на благо всех. Просит в Приложении познакомиться подробнее с жизнью и деятельностью В.И. Даля как истинного гражданина, работавшего на благо Отечества, для сохранения общего культурного богатства.

Тренировочные упражнения. «А теперь мы сообща послушаем, что рассказывает учебник. Внимательно слушайте и отмечайте про себя или на листке, какие объединения людей мы не назвали и к скольким сообществам каждый из вас может себя причислить. Вести подсчёт можно чёрточками на бумаге - словно зарубками на дереве». Для выполнения задания учитель делит класс на две подгруппы и поручает каждой выполнять свою часть задания.

Учитель читает текст учебника. Для восприятия его смысла детям легче слушать правильно интонированное чтение взрослого. Чтение прерывается для обсуждения с детьми фотографий на с. 5. После прочтения всего текста дети отвечают (в соответствии с предварительным делением задания в подгруппах), к какому количеству сообществ каждый из них себя относит; в какие из сообществ они входят по рождению и месту жительства, а какие выбрали для себя самостоятельно. Объясняют, почему выбрали именно эти сообщества (вопросы рубрики «Подумаем!»); какие сообщества были названы в учебнике дополнительно к названным в устной беседе с учениками.

Затем дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверим себя».

Учитель: «Уже очень давно людям открылась истина, что только в единстве, дружбе - настоящая сила и непобедимость. У многих народов существует сказка о том, как отец учит сыновей сплочённости. Вначале он берёт прутик и легко переламывает его. Потом другой. А потом собирает прутики в пучок и предлагает сыновьям переломить их. Скажите: легко ли получится это у сыновей и что понимают юноши из урока отца?» Дети отвечают. «А теперь послушаем вывод урока. В нём другими словами говорится о том же, чему учит старинная сказка». Учитель зачитывает вывод.

Закрепление пройденного в процессе совместной деятельности. Хорошо, если после этого урока будет проведено общее для всего класса мероприятие (экскурсия, праздник) с постановкой целей, задач, ролей, распределением их исполнителей; выполнены коллективное панно, рисунок, коллаж; сюжет и композиция их обсуждаются совместно, распределяются задачи, за решение которых каждый несёт свою долю ответственности.

Региональный компонент: подобрать в творчестве народов своего края пословицы о силе людей, объединившихся в те или иные сообщества. Посетить с детьми краеведческий музей для знакомства с разделением труда в жизни древних жителей вашего края. Рассказать о своём земляке, которого можно назвать истинным гражданином Отечества. Привести примеры активности гражданского общества в своём крае - реальной деятельности неравнодушных людей, объединившихся ради защиты своих прав и интересов.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: выполнить задания 1 и 3 в рабочей тетради (с. 3 и 5).

Рекомендации для занятий в семье: вспомнить, в каких сказках народов мира говорится о дружбе, взаимовыручке, единстве. Посетить вместе с ребёнком музей вашего земляка, которого можно назвать истинным гражданином своего Отечества.

Глоссарий

Соотечественник, соотечественники - граждане одного Отечества, имею-щие общие цели и интересы, необходимые для блага всех.

Соотечественники - 1) лица, родившиеся в одном государстве, про-живающие либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии; 2) лица, родившиеся в одном государстве , проживающие либо проживавшие в нём, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии, независимо от национальности, языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев.

Гражданское общество - объединение граждан, готовых сообща отстаи-вать общие цели и интересы, работать на благо всех.

Гражданин - лицо, принадлежащее к определённому государству. Гражда-нин наделён правами, свободами и обременён обязанностями.
Урок 2. Российский народ
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся)

Предметные результаты:

называть факторы, объединяющие граждан России в один российский народ;

приводить примеры этих факторов из реальной жизни;

называть государственную символику (флаг, герб, гимн).

Метапредметные результаты:

сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», находить общее и различное;

составлять рассказ на основе картин и фотографий в соответствии с целями коммуникации;

прогнозировать свою деятельность для осуществления проектов на благо Отечества;

оформлять Календарь памятных дат.

Личностные результаты:

определять поступки, в которых будет проявляться любовь к Родине;

проявлять уважение к атрибутам государственной символики - гимну, флагу, гербу - через соблюдение социально принятых норм поведения.

Оборудование: куклы-помощники, картонный экран телевизора, государственная символика России, звуковая запись государственного гимна России; календарь памятных дат - может быть обычный настенный календарь, в котором удобно отмечать важные даты.

Предварительная работа: приготовить картонный экран, образцы государственной символики России.

Ход урока

Актуализация знаний и умений. Целеполагание. Учитель приветствует класс и говорит: «Предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент телепередачи и высказать своё мнение о том, что вы увидели». Педагог выставляет на учительском столе картонный экран, включает - появляются куклы-помощники. Учитель поясняет, что передача снята в другой стране и это - её жители. Обращается к куклам: «Здравствуйте. Мы журналисты из России. Вам известна такая страна? Нам хотелось бы узнать, что представляется вам при слове «Россия». Куклы перечисляют: «Матрёшка, снег, гармошка, пельмени, богатырь». - «Спасибо!» Телепередача окончена, и учитель беседует с классом. «Ребята, вы согласны с тем, что названные слова и явления - самое главное в нашей жизни, объединяющее нас в одну страну и в один народ?» Ученики высказывают своё мнение. Учитель дополняет: «Конечно, всё названное связано с Россией, а значит, и с нами - её гражданами. Но самое ли это главное? Это ли объединяет нас в один народ? Снег - явление в России частое, но далеко не во всех областях нашей страны. Матрёшка появилась в нашей культуре совсем недавно, когда мастера научились делать кукол, которые вставляются одна в другую, на примере японских традиционных игрушек. Гармошка - исконно европейский инструмент. Пельмени - блюдо восточных народов. Богатыри прославлены в русских былинах, но само слово «богатырь» восходит к тюркским языкам. Похоже, самое главное, самое общее для всех нас скрыто в чём-то другом. Давайте вспомним: с какими народами России мы познакомились на страницах учебников в 1, 2 и 3 классах? Какие народы России живут в нашем крае? И как они все незримо объединены в одно сообщество граждан России? А как с помощью приставки превратить слово «граждане» в слово, обозначающее жителей одной страны? (Сограждане.) На прошлом уроке мы говорили о Родине и Отечестве. Как называют тех, кто живёт в одном Отечестве? (Соотечественники.) Как вам кажется, в чём разнятся по смыслу слова «гражданин» и «соотечественник»? Какое из них больше подчёркивает тёплую, почти родственную связь между людьми? Почему? А вот в слове «гражданин» я лично ощущаю высокую торжественность, может быть, это потому, что оно своими корнями уходит в седую древность старославянского языка».

Аналитический этап. «Попробуем рассуждать дальше. Наша Родина объединила многие народы. Что способствует взаимопониманию разных народов России?»

Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрации на с. 9. «Ребята, как изображённые здесь люди связаны с нами, с нашей жизнью, что у нас с ними общего?» Обсуждение проходит с помощью вопросов из разделов «Обсудим» и «Подумаем!».

Выводы и обобщения учащихся. После обсуждения учитель зачитывает текст параграфа на с. 8-9. Дети выделяют и проговаривают названные в тексте факторы объединения всех граждан страны в один российский народ. Отвечают на вопросы раздела «Проверим себя».

Учитель: «С сегодняшнего дня мы начнём заполнять наш классный Календарь памятных дат. В нём мы будем отмечать важные дни в истории Отечества и в нашей сегодняшней жизни. Наш первый узелок на память будет посвящён Бородинскому сражению как свидетельству общей судьбы многих народов России, входивших в состав российского народа и принимавших участие в борьбе с нашествием наполеоновской армии в 1812 году». Учитель с детьми прочитывает текст на с. 10-11. Делает отметку в календаре.

Завершается занятие чтением вывода. Дети дополняют его, раскрывая своё понимание пройденного материала. При возможности учитель включает запись государственного гимна, предварительно напомнив ученикам, что при его звучании принято вставать.

Региональный компонент: посетить с детьми краеведческий музей для знакомства с событиями в жизни народов вашего края, которые являются их общим достоянием. Рассказать о своём земляке, целом творческом коллективе, которые в настоящее время предлагают или уже претворяют в жизнь проект для будущего процветания России. На основе посещения музея составить страницу для настенного Календаря памятных дат в классе.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: выполнить задание 3 в рабочей тетради (с. 8-9).

Предметные результаты:

приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией;

приводить конкретные примеры прав и обязанностей граждан;

различать права и обязанности гражданина России;

употреблять специальную лексику Конституции (в объёме текста учебника).

Метапредметные результаты:

устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил культуры народов России;

классифицировать права и обязанности граждан.

Личностные результаты:

осознавать ценность труда, здоровья, семьи, материнства, отцовства, детства, образования, творческого развития, культурных ценностей в процессе знакомства с Конституцией;

проявлять уважение к атрибутам государственной символики, в том числе гимну через соблюдение социально одобряемых норм поведения.

Оборудование: куклы Мальчик и Девочка, звуковая запись Государственного гимна РФ.

Предварительная работа: приготовить по количеству учащихся комплекты из зелёного, жёлтого и красного кружков для самостоятельной оценки каждым уровня своей работы или работы одноклассника (высокий, средний, низкий).

Ход урока

Тест по разделу – Мы граждане единого Отечества

(4 класс)

1. Кто является главой государства в нашей стране?

А) император

Б) король

В) президент

Г) шах

2. Как называется основной закон нашей страны?

А) федеральный закон

Б) конституция

В) декларация

Г) конвенция

3. Что относится к обязанностям гражданина?

А) личная неприкосновенность

Б) свободный труд и образование

В) забота о сохранении природы

Г) отдых

4. Как называется документ, который защищает права юных жителей планеты?

А) Всеобщая декларация прав человека

Б) Конституция Российской Федерации

В) Конвенция о правах ребёнка

Г) указ Президента Российской Федерации

5. Что относится к символам государства?

А) государственный танец

Б) государственный герб

В) государственный язык

Г) государственный флаг

6. Какие права имеет каждый человек? Обведи буквы правильных ответов.

а) право на свободу;

б) право на образование;

в) право на бесплатный проезд в общественном транспорте;

г) прав на достойную жизнь;

д) право на труд.

7.Какой государственный орган одобряет или отклоняет законы, принятые Государственной Думой?

а) Совет Федерации;

б) Президент;

в) Совет граждан.

8. Что в ряду лишнее? Вычеркни. Допиши предложение.

Герб, флаг, президент, гимн – это

9.В каком порядке расположены (сверху вниз) цветные полосы на флаге России? Обведи нужную букву. Раскрась.

10. Найди герб Москвы:

11. Кто сейчас глава Российской Федерации?

А) Дмитрий Анатольевич Медведев

Б) Владимир Владимирович Путин

В) Сергей Семёнович Собянин

12. Что изображено на Государственном гербе России? Обведи нужную букву.

а) орёл;

б) двуглавый лев;

в) двуглавый орёл.

13. Когда звучит Государственный гимн России? Обведи буквы правильных ответов.

а) на государственных празднованиях;

б) на приёмах иностранных делегаций;

в) на днях рождениях;

г) на международных соревнованиях при победе российских спортсменов.

14. Что держит в лапах двуглавый орёл, изображенный на Государственном гербе России? Обведи нужную букву.

а) серебряное копьё;

б) скипетр и державу;

в) лук и стрелы.

15. Как называется наша страна и ее столица?

Контрольная работа по теме: Мы - граждане единого Отечества. 4 класс.

Вариант 1.

А1. Что объединяет верующих людей?

1) совместное хозяйство 3) общая религия

2) свой язык 4) государственные символы

______________________________________________________________________________

А3. Допишите предложения:

Объединение уроженцев одной местности или страны, живущих за её пределами, для взаимной помощи - это _____________________________.

Человек, который имеет общее с кем-либо отечество - это __________________________

А4. Как называется основной закон нашей страны?

2)конституция 4)конвенция

А5.В каком возрасте гражданин России получает паспорт?

1) в 18 лет 3) в16лет

2) в21год 4) в14лет

А6. Продолжи предложение.

Высшая сила в России – это ______________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

А8. Определите и подчеркните: право Зайца, которое нарушила Лиса в сказке «Заюшкина избушка»:

Право на жизнь;

- право на неприкосновенность жилища;

Право на труд.

А9. Дай определение.

Государственная граница – это ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Повышенный уровень.

В1. Что относится к обязанностям гражданина?

1) личная неприкосновенность 3)забота о сохранении природы

2) свободный труд и образование 4) отдых

В2.

Дядя Фёдор и закон.

Контрольная работа по теме: Мы - граждане единого Отечества. 4класс.

Вариант 2.

А1. Что поддерживает в гражданах России чувство всенародного единства?

1)территория 3)русский язык

2)память о прошлом Отечества 4)столица

А 2. Назовите виды обществ, в которые вы можете входить.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

А3 Допишите предложения:

Документ, который каждый человек получает по достижении 14 лет,- это _____________

Основной закон государства - это _______________________________________________

А4. Как называется закон, гарантирующий права ребёнка в России.

2) конституция 4) Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»

А5.С какого возраста гражданин России имеет право участвовать в управлении государством?

1) с 18 лет 3) с 25лет

2) с21года 4) с14лет

А6. Продолжи предложение.

Федеральное собрание – это ________________________________ власть.

А7. Назови три ветви власти в России.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

А8. Определите и подчеркните: право, которое нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

- право на получение образования;

Право на жизнь;

- право на владение имуществом;

А9. Дай определение.

Засека - ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Повышенный уровень.

В1. Что относится к правам гражданина?

1)защита чести и доброго имени 3) исполнение законов государства

2) сохранение природы 4) забота о своем ребенке

В2. Определите по содержанию текста «Дядя Фёдор и закон» права и обязанности ребёнка и впишите в текст номера статей Конституции РФ, гарантирующих соблюдение его прав и свобод. Для этого используйте содержание предложенных статей Конституции РФ:

Ст. 27. Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Ст. 29, п.4. Каждый имеет право на получение информации.

Ст. 37. Каждый имеет право свободно трудиться. Каждый имеет право на отдых.

Ст. 38. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Ст. 40. Каждый имеет право на жилище.

Ст. 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Ст. 43. Каждый имеет право на образование.

Ст. 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ст. 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет.

Дядя Фёдор и закон.

Дядя Фёдор в шесть лет нарушил статью …, когда собрал вещи и уехал в деревню, но не нарушил статью …, так как в школу он должен был идти только через год.

В деревне Простоквашино мальчик, кот и пёс, соблюдая статью …, поселились в пустом доме. Дядя Фёдор, соблюдая статью …, выписал журнал «Мурзилка». Местные жители его полюбили, потому что он не бездельничал, всё время занимался делом или играл (статья …). А когда люди узнали, что Дядя Фёдор любит зверей, возится с ними, лечит их и отпускает на волю, стали приносить ему разных зверюшек (статья …).

Папа с мамой очень горевали, что Дядя Фёдор пропал, разыскивали мальчика (статья …).

Однажды Дяде Фёдору надо было выйти на улицу, синиц накормить. Он одеваться не стал, выскочил ненадолго и простудился. Кот Матроскин и пёс Шарик, соблюдая статью …, стали поить его чаем с вареньем и горячим молоком.

Вскоре и мама с папой приехали. Соблюдая статью …, они забрали мальчика в город, но договорились, что в соответствии со статьёй … будут приезжать в Простоквашино по воскресеньям на лыжах кататься. А когда Дядя Фёдор в школу пойдёт, он в деревне у Матроскина и Шарика будет проводить зимние и летние каникулы.