Все о тюнинге авто

Пояснения охранного предприятия по зарплатам в налоговую. Новые зарплатные комиссии в ифнс. что делать, если вызвали. Отбор на комиссии

Если ваши работники получают зарплату ниже средней по отрасли, то налоговики могут потребовать письменные пояснения. Образец пояснений в налоговую инспекцию о причинах низкого уровня зарплаты (ниже среднеотраслевой) мы привели ниже.

Что будет, если не направить в ИФНС пояснения о причинах низкой зарплаты

Если пояснения не направить, налоговики могут доначислить НДФЛ с разницы между реальной зарплатой и среднеотраслевой. Они будут считать, что вы выдаете зарплату в конвертах. Более того, за налоговиками придут с проверками и фонды: раз есть база по НДФЛ, значит и база по взносам появилась.

Откуда ИФНС берет информацию о среднем уровне зарплаты по отрасли

Налоговики сверяют зарплату с прожиточным минимумом в регионе и средней заработной платой на одного сотрудника по видам экономической деятельности.

Прожиточный минимум утверждают региональные власти. Его вы можете узнать в интернете в региональных новостях или на сайте местного правительства.

А среднеотраслевой уровень заработной платы есть на сайте Росстата .

Таким образом, вы можете уже сейчас прикинуть, есть у вас риск писать пояснения для налоговиков или нет. В любом случае наш образец пояснения в налоговую инспекцию о причинах низкого уровня зарплаты будет вам в помощь.

Пояснения

15 июля 2016 года ООО «Производственная фирма "Мастер"» было получено из налоговой инспекции сообщение от 13 июля 2016 г. № 45/7 о том, что уровень среднемесячной зарплаты в нашей организации на одного работника ниже уровня среднемесячной зарплаты по виду экономической деятельности.

В связи с получением вышеуказанного сообщения поясняем, что зарплата всех сотрудников

ООО «Производственная фирма "Мастер"» выше МРОТ. Среднемесячная зарплата на одного работника в организации определяется путем деления фонда оплаты труда за месяц на количество сотрудников. В ООО «Производственная фирма "Мастер"» есть сотрудники, которые заняты не на полную ставку, именно их зарплата ниже среднеотраслевой. Зарплата остальных сотрудников выше средней по отрасли.

Приложение: расчет среднемесячной зарплаты ООО «Производственная фирма "Мастер"»

Сегодня подарок на выбор при подписке на «Упрощенку»: мясорубка, гриль, блендер

Сегодня журнал «Упрощенка» дарит подарки на выбор при подписке:

  1. Электромясорубка ( )
  2. Электрогриль ( )
  3. Блендер ( )

Все подарки гарантированные. Скачайте и оплатите счет. Или оплатитекартой у нас на сайте . В счет помимо подарка на выбор включена скидка 30%.

Из материала вы узнаете, кого обычно вызывают на налоговые комиссии (убыточные, зарплатные, по НДС и пр.); что отвечать инспекторам, и чем рискует генеральный директор, отказавшийся явиться в ИФНС.

Комиссии по легализации налоговой базы или, проще говоря, налоговые комиссии, – это особая форма налогового контроля, которая широко применяется уже более пяти лет. Что самое интересное - ни порядок проведения, ни ответственность налогоплательщика за отказ явиться на комиссию в законодательстве никак не обозначены (есть только разъяснительные письма ФНС, адресованные самим инспекторам).

Некоторые критерии отбора на налоговые комиссии совпадают с теми, что налоговики используют для планирования выездных проверок. При этом на комиссии попадают и организации, по которым пока выездную проверку проводить нецелесообразно, так как нет стопроцентной уверенности в эффективности ревизии (но уже ясно, что нарушения имеются).

Рассмотрим, какие комиссии бывают, кого на них приглашают, и как себя вести с инспекторами.

Критерии отбора на налоговые комиссии

В большинстве случаев налоговики отбирают кандидатов на комиссии по основным критериям: убытки, низкие зарплаты, большие вычеты НДС, низкая налоговая нагрузка и т. д. Все критерии перечислены в письме ФНС от 17.07.13 № АС-4-2/12722 .

Считается, что на налоговую комиссию инспекторы вызывают с целью выяснить причины отклонений от «нормы». Однако, как показывает практика, ИФНС не ставит задачу получить от налогоплательщика внятные пояснения, разобраться в ситуации. Главная задача – убедить компанию начать платить больше налогов и откорректировать прошлые периоды до «нормального» уровня.

Как бы там ни было, бояться комиссий не стоит.

Уведомление о вызове на комиссию

Убыточные комиссии

Кого вызывают. На налоговые комиссии приглашаются компании, которые показали убыток в декларации по налогу на прибыль – для дачи пояснений по какой причине возникли убытки. Причем сумма убытка значения не имеет – для инспекторов важен сам факт его наличия.

Впрочем, сами причины убыточности инспекторов мало волнуют. Их больше тревожит вопрос - когда будет подана уточненная декларация и доплачен налог на прибыль. Тем не менее, компании стоит подготовить вразумительные пояснения. Не исключено, что вашему инспектору они покажутся убедительными.

Что ответить инспекторам. Итак, к заседанию налоговой комиссии лучше подготовить письменные пояснения причин возникновения убытков. Для начала стоит написать, что в декларации противоречий нет, а убыток обоснован. И далее назвать причины образования убытка.

Есть несколько аргументов, которые могут убедить инспекторов:

  • Убыточность всей отрасли.
  • Данные о состоянии дел в своей отрасли можно найти на сайте Мосгорстата (см. Доклады о социально-экономическом положении в Москве за соответствующий период).
  • Убытки только по отдельным видам деятельности компании (которые перекрывают прибыльность остальных).
  • Рост закупочных цен (например, у вас импортное сырье); нестабильность курса валют.
  • Снижение покупательской способности и, как следствие, - снижение продаж.
  • Открытие нового направления бизнеса, по которому отдача ожидается в лишь будущем (в этом случае налоговики могут попросить бизнес-план или прогноз о том, когда компания выйдет на прибыль).
  • Отказы покупателей от товара.

Компания, которая не явилась на комиссию либо не привела убедительных аргументов в обоснование полученных убытков, рискует попасть в план выездных проверок налоговиков. Особенно, если убытки показаны в ее годовой отчетности по налогу на прибыль.

Из нашей практики:
«Одного из наших клиентов вызвали на убыточную налоговую комиссию. Мы письменно обосновали свою позицию. Инспектор ее принял, но потребовал также обосновать, как компания проявляла должную осмотрительность при работе с недобросовестными контрагентами. Мы подготовили письменный ответ (см. Приложение ниже), и инспекцию он устроил».

Зарплатные комиссии

За какую зарплату вас вызовут в налоговую и что потребуют? Распространено заблуждение, что на зарплатные комиссии попадают только те компании, чьи сотрудники получают меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), принятого для данного региона. Не рискуем говорить про всю Россию, но в Москве очень часто на зарплатные комиссии вызывают работодателей, которые платят зарплату в размере МРОТ или даже несколько больше. Инспекторы попросту не верят, что сотрудники столичной компании могут зарабатывать по 17-20 тыс. рублей (в Москве МРОТ с 1 июня 2015 года составляет 16 500 руб.). Теперь они ориентируются на среднеотраслевые зарплаты (эти данные регулярно публикуются на сайте Мосгорстата в разделе «Публикации» > Официальные статистические публикации ТОГС).

Приглашение на зарплатную комиссию могут получить компании, которые:

  • Выплачивают зарплату ниже среднеотраслевого уровня в регионе;
  • Имеют задолженность по перечислению НДФЛ;
  • Снизили поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%.

Что ответить инспекторам. На заседание комиссии инспекторы просят захватить копии штатного расписания за интересующие их годы, а также цифры по средней численности сотрудников и средней заработной плате на сотрудника.

Как обосновать низкие зарплаты:

  • Неполная занятость (в данном случае, помимо штатного расписания, стоит захватить на комиссию приказ о введении сокращенного графика).
  • Основной штат сотрудников находится в регионах с более низкой оплатой труда

Компания, которая не явилась на комиссию, не представила убедительных доводов в обоснование низких зарплат, либо пообещала повысить оклады, но так этого и не сделала, может оказаться в плане выездных проверок.

Из нашей практики:
«Клиента вызвали на зарплатную комиссию. Мы подготовили копии штатных расписаний за три года, сделали расчет средней численности сотрудников и размера заработной платы по годам, а также дали письменные пояснения. В них мы сделали упор на то, что в связи со сложной экономической обстановкой в стране, большой конкуренцией в сфере деятельности, компании не удалось сохранить прежний уровень заказов. А общехозяйственные расходы при этом выросли значительно. В свете этих обстоятельств у компании не только не было возможности повысить зарплату, но и с целью экономии и формирования более выгодных цен на свои услуги пришлось привлекать персонал в регионах. В целом же средний уровень зарплат в компании соответствует уровням МРОТ по регионам».

Существуют и другие основания для приглашения на комиссию по НДС, а именно:

  • Компания заявила НДС к возмещению
  • Компания не отвечает письменно на запросы (например, игнорирует просьбу пояснить расхождение между вычетами и реализацией у поставщиков).
  • Контрагенты компании обладают признаками «однодневок».

Что ответить инспекторам. Существуют объективные причины больших вычетов по НДС:

  • Много товара закупили, но не продали, т.е. можно ссылаться на значительные закупки товаров в одном из налоговых периодов, наличие значительного накопленного НДС за предыдущие налоговые периоды и т. п. (правда, сейчас появилась возможность «размазывать» вычеты по периодам, и не заявлять в одном периоде много вычетов – это помогает избежать комиссии).
  • Специфика деятельности компании. Например, организация закупает товары с более высокой ставкой НДС, а продает с более низкой.

Компаниям, которые хотят возместить налог, на комиссии придется доказывать, что поставщик был проверен на добросовестность еще до заключения сделки, сама сделка реальна. Тут пригодится выписка из ЕГРЮЛ, «первичка» на закупку и доставку товара.

Поскольку в глазах налоговиков НДС – это самый «криминальный» налог, инспекторы долго разбираться не будут – могут банально отказать в возмещении.

Налоговая комиссия по недоимке

Кого вызывают. Тем, кто стал неплательщиком впервые, инспекторы могут сначала позвонить и попросить письменных объяснений. Если реакции не последует, руководителя компании вызовут для личной беседы в ИФНС и даже в налоговое Управление (все зависит от величины долга). Таким образом, на налоговые комиссии по недоимке чаще всего вызывают хронических неплательщиков, которые игнорируют требования налоговиков.

Что ответить инспекторам. Как правило, долги компании поясняют трудным финансовым положением, которое, в частности, объясняется большой задолженностью контрагентов по выполненным работам и оказанным услугам. В любом случае инспекторов надо постараться убедить, что финансовые трудности носят временный характер, и вскоре недоимка будет погашена.

Игнорировать налоговые комиссии по недоимке небезопасно. Инспекторы могут сразу же выставить инкассо (если средства на счету у компании имеются) либо начнут взыскание за счет имущества. А при личной встрече все же существует возможность согласовать сроки погашения недоимки.

Причины налоговых долгов по мнению УФНС по г. Москве
Столичное Управление ФНС России проанализировало причины хронической налоговой недоимки у ряда организаций . Как выяснилось, вся проблема в «неправильном распределении очередности платежей». Для компаний в период кризиса в приоритете погашение банковских кредитов и расчеты с контрагентами в ущерб перечислению платежей в бюджет.

Комиссии по налоговой нагрузке

Кого вызывают. Налоговая нагрузка рассчитывается как процентное отношение всех налогов, которые платит компания, к выручке от реализации. Причем у каждой отрасли она своя. Вот свежие данные среднеотраслевой налоговой нагрузки , на которые ориентируется ИФНС. На такую налоговую комиссию рискуют попасть даже те компании, которые впервые отклонились от нормативных значений. На беседе компанию будут склонять перенести часть расходов, требовать бизнес-планы и перечень мероприятий, направленных на увеличение прибыли.

Что ответить инспекторам. На комиссию по низкой налоговой нагрузке стоит заранее подготовить пояснения. Низкую прибыльность можно объяснить спецификой деятельности, временными трудностями, новым видом деятельности и т. д. Объяснить отклонение можно увеличением расходов (например, возникли какие-то непредвиденные расходы), курсовыми разницами, падением продаж т. д. Причины убытков тоже могут быть самые разные: компания развивается, привлекает займы, трудоемкость высока и т.д.

Компанию, которая игнорирует вызов на комиссию по налоговой нагрузке, могут включить в план выездных проверок. Риск включения в него тем выше, чем больше отклонение показателя налоговой нагрузки от среднеотраслевого.

Неординарные комиссии

Поскольку принципы отбора компаний на налоговые комиссии и порядок их проведения в законодательстве не прописаны – в том самом письме ФНС, о котором мы упоминали в самом начале публикации, черным по белому написано, что для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны «иные налогоплательщики».

В связи с этим налоговики на местах проявляют смекалку и проводят «самодеятельные» комиссии. Некоторые, к примеру, устраивают комиссии для мигрирующих компаний . Особенно рискуют организации, которые переехали из другого региона и при этом еще имеют непогашенные налоговые долги и убытки.

Другие ИФНС проводят налоговые комиссии для компаний на спецрежимах . В частности, тех, кто работает на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» и платят минимальный налог или показывают убытки. Кое-где популярны так называемые «отраслевые» комиссии – на них приглашают представителей самой проблемной, с точки зрения инспекторов, отрасли в регионе. В Москве это строительство – именно в этой сфере чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства.

Чем рискует генеральный директор?

Конечно, компания обязана посещать налоговые комиссии. Вывод об этом проистекает из общего права налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой, удержанием и перечислением налогов. За неявку на любую комиссию генерального директора могут оштрафовать на 4000 руб. по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Как правило, налоговики приглашают генерального директора и очень не любят, когда вместо него приходит представитель компании. Все очень просто – генерального директора гораздо проще напугать и, угрожая выездной проверкой, вынудить компанию доплатить налоги или поднять зарплату сотрудникам.

Однако если интересы компании на налоговой комиссии представляет опытный эксперт в области налогообложения и налогового права, такие «фокусы» у налоговиков, как правило, не проходят.

Если вас вызвали на комиссию – будем рады помочь! Мы объяснимся с инспекторами от имени вашей компании и дадим убедительные ответы на все вопросы проверяющих.

Связаться с экспертом

Письмом ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» была регламентирована деятельность по контролю за выплатой «теневой» заработной платы (далее - Письмо № ЕД-4-15/14490@). При этом управлениям ФНС по субъектам РФ было дано указание довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

Из статьи вы узнаете, как производится отбор кандидатов для приглашения на заседание такой комиссии и что делать при получении из инспекции информационного письма и уведомления о вызове налогоплательщика.

Впервые правила работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы были сформулированы в Письме ФНС РФ от 17.07.2013 №  АС-4-2/12722 . Письмом от 21.03.2017 №  ЕД-4-15/5183@ ФНС отменила действие этого письма в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при ­УСНО, ЕНВД, ЕСХН. При этом отмена не затронула вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты НДФЛ.

В конечном итоге Письмом №  ЕД-4-15/14490@ были отменены оба вышеназванных письма и установлены обновленные правила работы комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам.

Налоговым ведомством цель работы комиссии определена следующим образом: увеличение поступлений НДФЛ и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены, в частности, факты неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления НДФЛ и страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности.

Положения Письма № ЕД-4-15/14490@ определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

фактов отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;

  • фактов выплаты «теневой» заработной платы;
  • фактов несвоевременного перечисления НДФЛ;
  • фактов несвоевременного перечисления страховых взносов;
  • работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или МРОТ;
  • работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижаются налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.
Этапы работы налоговых органов по легализации налоговой базы Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах
Проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков
Направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и изменений в налоговой отчетности, погашению задолженности по НДФЛ, страховым взносам и иным действиям
Подготовка материалов для рассмотрения на комиссии
Рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий
Мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях
Подготовка информации в отношении плательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, с целью:

Повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления субъектов РФ или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ;

Рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки

При наличии оснований для вызова плательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии налоговая инспекция письменно уведомляет о вызове на комиссию должностных лиц плательщика с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

Отбор на комиссии

Основанием для отбора плательщиков для приглашения на «зарплатную» комиссию являются списки, которые формируются путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов и др.

Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы плательщиков:

  • налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями;
  • налогоплательщики - налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по перечислению налога, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • ИП, отразившие в декларациях по НДС выручку от реализации, при этом заявившие в декларации по форме 3-НДФЛ доход, равный нулю, либо не представившие такие декларации за соответствующий период;
  • плательщики страховых взносов, имеющие задолженность по перечислению взносов, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительному тарифу 9 либо 6%, при этом применившие в текущем отчетном периоде иные тарифные ставки;
  • плательщики, в отношении которых от компетентных источников иностранных государств получена информация о получении резидентами РФ дохода, подлежащего налогообложению на территории РФ;
  • плательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

Анализ при подготовке комиссии

При подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии в отношении отобранных кандидатов проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществляются мероприятия налогового контроля.

Для анализа деятельности организаций и ИП, которая подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии, используются:

  • данные информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т. д.);
  • информация, полученная в рамках ст. 93.1 НК РФ ;
  • информация, содержащаяся в СМИ и Интернете;
  • сведения, полученные от кредитных организаций, правоохранительных органов, ПФР, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, ЦБ РФ и др.;
  • жалобы, заявления юридических и физических лиц;
  • информация, полученная от сотрудников, акционеров (участников) организаций;
  • информация, поступившая из других источников.
В Письме №  ЕД-4-15/14490@ приведены направления анализа, а в приложениях к нему даны рекомендуемые формы. Итак, анализ осуществляется по следующим направлениям:
  • анализ учетных данных и иных сведений, характеризующих налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) (приложение 1);
  • анализ показателей бухотчетности (баланса) (приложение 2);
  • анализ показателей уровня заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ (приложение 3);
  • анализ показателей исполнения обязанностей по исчислению и перечислению страховых взносов (приложение 4);
  • анализ показателей отчетности индивидуальных предпринимателей (приложение 5).
На основании проведенного анализа выявляются налоговые риски, а сводные результаты анализа отражаются по форме, рекомендованной в приложении 6. Кроме того, в отношении плательщиков, отобранных для рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссии, проводится анализ уровня налоговой нагрузки (форма рекомендована в приложении 7).

Направление информационного письма

На этапе подготовки к заседанию «зарплатной» комиссии налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) может быть направлено информационное письмо (его форма приведена в приложении 8 к Письму №  ЕД-4-15/14490@ ).

Цель такого письма - побудить организации и ИП к самостоятельному анализу результатов коммерческой деятельности, выявлению причин низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса профессиональных вычетов, занижения базы по страховым взносам, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ и страховым взносам, а также к исправлению ошибок (искажений) налоговой отчетности.

В информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в результате рассмотрения деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов).
В информационном письме инспекторы предлагают в том числе:
  • уточнить налоговые обязательства (либо обязательства по уплате страховых взносов) в порядке, установленном ст. 81 НК РФ , в том числе уточнить сумму профессионального вычета, сумму выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, тем самым скорректировав базу для их исчисления;
  • представить результаты СОУТ, если плательщик исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам;
  • погасить задолженность по НДФЛ и страховым взносам;
  • исчислить НДФЛ и страховые взносы с реально полученных сотрудниками организации доходов, подлежащих налогообложению;
  • провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 №  ММ-3-06/333@ .
Информационное письмо должно направляться заблаговременно - не позднее чем за один месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии.
Срок для принятия решения о представлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам), погашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания для приглашения на комиссию, устанавливается для плательщика в количестве 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.
По истечении установленного срока налоговый орган оформляет уведомление о вызове налогоплательщика (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 №  ММВ-7-2/189@ ) в следующих случаях:
  • при непредставлении уточненных документов;
  • при непогашении задолженности по НДФЛ и страховым взносам;
  • при непредставлении пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований для приглашения на комиссию.

Рассмотрение деятельности организаций и ИП на заседании комиссии

Деятельность налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседании комиссии рассматривается в индивидуальном порядке. При этом представителю организации (либо ИП) предлагается:

Дать пояснения по выявленным фактам, несоответствиям;

Уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений норм законодательства о налогах и сборах.

По итогам рассмотрения комиссия формулирует рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы, базы для исчисления страховых взносов, а также по принятию мер, направленных на привлечение плательщика к уплате задолженности по НДФЛ, страховым взносам.

Например, может быть предложено:

представить уточненные расчеты по форме 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам за предыдущие налоговые периоды, в которых надо уточнить показатели отчетности, в том числе расходы плательщиков страховых взносов на оплату страхового обеспечения, суммы, не облагаемые страховыми взносами, размер дополнительных тарифов по страховым взносам и суммы взносов, исчисленные по данным тарифам, численность работников, в пользу которых начислен доход;

  • перечислить сумму задолженности по НДФЛ и страховым взносам с учетом пеней;
  • принять меры по исключению негативных тенденций в последующих отчетных периодах.
Рекомендации должны содержать конкретный срок устранения нарушений в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов. Рекомендуемый срок - 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии.

По результатам рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются:

Срок для устранения нарушений (искажений) в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов.

Информация по результатам работы «зарплатной» комиссии может быть направлена в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы ФМС, ГИТ и т. п.) для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

Если работодатели выплачивают зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, информация о таких работодателях ежеквартально направляется для принятия соответствующих мер налоговыми органами:

На территориальном уровне - органам местного самоуправления;

На региональном уровне - органам по труду и занятости субъектов РФ и ГИТ по субъектам РФ.

Что делать, если пришло уведомление из налоговой инспекции?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе вызывать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими норм НК РФ, в частности, в рамках заседания «зарплатных» комиссий.

В уведомлении приводятся:

Подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

Дата и время явки;

Адрес инспекции и номер кабинета, куда нужно явиться.

Уведомление о вызове ИФНС может быть передано одним из следующих способов:

Представителю организации лично под расписку;

По почте заказным письмом;

В электронном виде по ТКС. В этом случае необходимо в течение шести рабочих дней направить в ИФНС по ТКС квитанцию о приеме уведомления (п. 5.1 ст. 23 НК РФ ). Если это не будет сделано, инспекция может заблокировать банковские счета организации (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ ).

Представлять интересы организации может ее руководитель или представитель, действующий по доверенности (п. 1 ст. 26 , п. 1 ст. 27 , п. 1 ст. 29 НК РФ ).

Если не прийти на заседание «зарплатной» комиссии

Неявка налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов фиксируется в протоколе заседания комиссии.

При неявке налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ №  ММВ-7-2/189@ .

В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленных плательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 ­КоАП РФ .

Согласно ч. 1 ст. 19.4 ­КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

На граждан - в размере от 500 до 1 000 руб.;

На должностных лиц - от 2 000 до 4 000 руб.

Кроме того, в отношении плательщиков, которые не явились на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут проводиться следующие мероприятия:
  • повторный вызов на межведомственную комиссию при органах местного самоуправления;
  • вызов на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала РФ соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований);
  • проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
  • подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Последующий мониторинг и анализ отчетности налогоплательщика

Даже после того, как налогоплательщик побывал на «зарплатной» комиссии и подписал соответствующий протокол, налоговый орган будет осуществлять мониторинг его деятельности. Это обу­словлено необходимостью контроля за выполнением рекомендаций, прописанных в протоколе. Письмом №  ЕД-4-15/14490@ предусмотрены следующие виды мониторинга.
Ежеквартальный мониторинг Проводится в разрезе НДФЛ и страховых взносов:

Анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств и определением сумм НДФЛ (страховых взносов), дополнительно поступивших в бюджет (заполняются формы, приведенные в приложениях 10, 11, 15);

Контроль за погашением задолженности по НДФЛ и страховым взносам (приложения 12, 16);

Динамика численности и заработной платы (приложение 13);

Динамика показателей налоговой нагрузки (приложение 7)

Ежемесячный мониторинг Отслеживает изменения поступления НДФЛ и страховых взносов в бюджет и проводится в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ, и плательщиков страховых взносов, имеющих задолженность по перечислению страховых взносов, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по кодам видов экономической деятельности (приложения 14, 17)

Если по результатам проведенного мониторинга не будут выявлены положительные тенденции и при этом должностные лица (индивидуальные предприниматели) не представят обоснованные пояснения, весь пакет документов по данным налогоплательщикам будет передан в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.

ФНС в Письме №  ЕД-4-15/14490@ представила обновленный порядок работы «зарплатных» комиссий. Одной из особенностей этого документа является то, что его действие будет распространяться на анализ данных о начислении и уплате как НДФЛ, так и страховых взносов. Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, которые формируются путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков. Налогоплательщиков, которые не явятся на эту комиссию без уважительной причины или не выполнят рекомендации налоговиков по итогам заседания комиссии, могут привлечь к административной ответственности. Кроме того, в отношении них могут быть иници­ированы выездные налоговые проверки.

В последнее время количество запросов от налоговых органов неуклонно растет. Запрашивают всевозможные данные – пояснение причин убытка, величины налоговой нагрузки , наличие системы оценки добросовестности контрагентов и многое другое. Наряду с этим довольно часто претензии налоговиков касаются величины зарплаты, которая «ниже средней по отрасли».

Очень часто это замечание озадачивает бухгалтеров. И неудивительно. Во-первых, нередко очень трудно понять, о какой среднеотраслевой заработной плате идет речь. Ведь, наверное, только новичок будет считать, что такой показатель один. Среднеотраслевая заработная плата может быть по конкретному городу (району), а может быть областной.

Во-вторых, не так легко подверить и уровень заработной платы по данному показателю. Ведь требование-то с указанием нужной величины в любом случае уже приходит по факту, то есть тогда, когда подправить прошедшие периоды практически нереально. В тоже время нередки случаи некорректного составления запроса, в котором размер среднеотраслевой оплаты труда вообще просто не указывается, да еще и исполнитель неизвестен.

И что делать в такой ситуации? Конечно, самое главное и самое первое – это не паниковать, а спокойно в ней разобраться.

Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» определяет систему планирования выездных налоговых проверок , а заодно устанавливает оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Так, в пункте 5 данного приказа определено, что одним из критериев оценки рисков для налогоплательщиков является выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Сразу становится понятней, какое среднеотраслевое значение нужно считать. Субъектом РФ будет являться в этом случае не конкретный город, в котором зарегистрирован налогоплательщик, а субъект РФ. Перечень субъектов приведен в статье 65 Конституции РФ.

Например, организация, зарегистрированная в г. Смоленске и относящаяся к ИФНС России по г. Смоленску, будет брать среднеотраслевой показатель по Смоленской области.

Не успели

А вот оперативно получать эти значения будет проблематично, несмотря на то, что рассматриваемые данные открытые, – статистика подводит официальные итоги, которые и поступают в свободный доступ, с определенной объективной задержкой.

Например, на текущий момент времени (август 2018 года) на сайте статистики (https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/) доступны данные по май 2018 года. И то без разбивки по регионам страны. Поэтому подправить возникшее расхождение можно будет только в перспективе.

Хотя, подчеркнем, это совсем необязательно. Ведь, по факту, получается, что размер среднеотраслевой оплаты труда влияет лишь на то, будет ли налогоплательщик включен в списки для налоговой проверки. А штрафов или вообще обязанности поддерживать зарплату, равную среднеотраслевой или превышающую ее, закон не устанавливает. Ведь административная ответственность установлена только за выплату зарплаты ниже МРОТ .

В письме УФНС России по Московской области от 23.07.2007 № 18-19/0372 так и говорится, что доначисления «зарплатных» налогов не зависят напрямую от уровня среднестатистической заработной платы. Налог будет доначислен только в случае установления фактов выплаты налогоплательщиком «теневой» заработной платы или выявления каких-либо ошибок, повлекших за собой неполную уплату налогов.

Об этом же говорят и судьи (Постановление ФАС Московского округа от 30.07.2007 № КА-А41/7118-07 по делу № А41-К2-3115/ 07). Определением ВАС РФ от 05.12.2007 № 15995/07 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Аналогичный вывод был сделан ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 30.10.2008 № Ф04-6627/2008(15063-А45-25) по делу № А45-1955/2008, в Постановлении от 21.05.2009 № Ф04-2979/ 2009(6530-А81-37) по делу № А81-1884/2008, в Постановлении от 27.04.2010 по делу № А81-3998/2009.

Объективные причины

Но, конечно, попадать «на карандаш» налоговой тоже не хочется. Особенно если есть объективные причины в отношении выплаты заработной платы ниже отраслевой.

Надо спокойно разобраться в ситуации и изложить объективные доводы в ответе в налоговый орган.

К примеру, если начисления были меньше среднеотраслевого значения в связи с тем, что работники находились на больничных, в отпусках без сохранения заработной платы, работали согласно условиям трудовых контрактов неполное рабочее время и т. п., то эти пояснения и надо изложить в ответе.


ПРИМЕР 1. «ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ» ЗАПИСКА

Уровень оплаты на нашем предприятии, сопоставляемый со среднеотраслевой оплатой труда, определен налоговым органом некорректно, только по формальным цифровым значениям.

Однако надо учесть тот факт, что на предприятии имеются лица, работающие исходя из специфики работы предприятия неполный рабочий день.

Например, Миронов Д. В., выполняющий обязанности главного бухгалтера при окладе 18 000 руб. согласно трудовому договору должен отработать не более четырех рабочих часов в день. В его обязанности входят сводный контроль первичных документов, выявление ошибок, формирование налоговой отчетности по итогам работы за квартал.

А в соответствии с п. 79.3 Приказа Росстата от 22.11.2017 № 772 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»» лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.

Таким образом, при пересчете сумм оплат труда на полный рабочий день согласно методике Росстата РФ получаем, что величина оплаты труда на предприятии не только не ниже среднеотраслевой величины, а значительно превышает ее.

Исходя из вышеизложенного отрицательных отклонений заработной платы от среднеотраслевого уровня оплаты труда не наблюдается.

Если все же будет установлена правота налогового органа в отношении соответствия фактического уровня заработной платы среднеотраслевому, надо понять, какова величина расхождения, насколько статистический показатель соответствует объективной экономической реальности в вашей местности.

Ведь не всегда «средняя температура по больнице» будет отображать состояние конкретного больного. Все эти доводы надо также аргументированно изложить в ответе.


ПРИМЕР 2. ПРИЧИНЫ РАСХОЖДЕНИЙ

Выдержка из ответа в налоговый орган (цифровые значения условные):

Заработная плата на нашем предприятии составляет 21 200 руб., что действительно ниже среднеотраслевой заработной платы в нашем регионе, которая составляет 27 380 руб. Однако повысить заработную плату мы не имеем финансовой возможности по определенным экономическим причинам. Сильная конкуренция, невысокие цены на наши услуги не позволяют пойти на такой шаг. Наша чистая прибыль за последний отчетный период составила 182 тыс. руб. Мы планируем провести ремонт нашего офисного здания, плановая стоимость которого составит 130 тыс. руб.

При этом в нашей организации трудится 15 человек. Повышение оплаты труда на 6180 руб. (27 380 руб. – 21 200 руб.) приведет к росту расходов на 92 700 руб., что в совокупности с запланированными расходами на ремонт отрицательно скажется на финансовом состоянии организации и выразится в получении убытка в размере 40,7 тыс. руб. (182 тыс. руб. – 130 тыс. руб. – 92,7 тыс. руб.).

Таким образом, на текущий момент наша организация не имеет финансовой возможности для увеличения заработной платы.

Естественно, аргументы могут быть различными. Здесь может быть и сопоставление реальной зарплаты с МРОТ, и наличие убытков, и готовящиеся крупные инвестпроекты, влияющие на платежеспособность компании. Главное, чтобы они были обоснованы.

И, конечно, еще один вариант действий – это повышение оплаты до рекомендованной величины.


ПРИМЕР 3. НЕ ВИНОВАТЫ, НО ИСПРАВИМСЯ

Выдержка из ответа в налоговый орган:

Ваш запрос относительно того, что уровень заработной платы в нашей организации ниже среднеотраслевого значения, был тщательно рассмотрен. После анализа финансового состояния нашей компании было принято решение с 1 числа будущего месяца произвести повышение заработной платы до рекомендованных размеров.

Бухгалтер и руководство предприятия должны тщательно оценить все возможные варианты действий, плюсы, минусы и последствия и после этого по любому варианту обязательно составить письменный ответ.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»

На «зарплатную» комиссию приглашаются руководители тех компаний, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности с учетом данных о «низкозарплатных» организациях.

Причем функцией «зарплатной» комиссии является не повышение заработной платы сотрудникам предприятий (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда (письмо УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418).

Правовой статус «зарплатной» комиссии

Правовой статус «зарплатной» комиссии никакими нормативными актами не определен. Такого понятия нет ни в трудовом, ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. Как правило, они действуют на основании распоряжения местных органов власти. Так, в Москве подобная комиссия руководствуется приказом УФНС России по г. Москве от 22 февраля 2008 г. № 96 и распоряжением правительства Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП «О межведомственной комиссии Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, Федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов».

Комиссии, созданные в регионах, руководствуются аналогичными распоряжениями. Но основной документ, который является первоосновой для образования «зарплатных» комиссий, - это рекомендации ФНС России, изложенные в Основных положениях по реализации письма ФНС России от 18 мая 2007 г. № ММ-14-02/220дсп@ «О работе налоговых органов с убыточными организациями», доведенных письмом ФНС России от 30 августа 2007 г. № СК-14-02/343дсп@.

Несмотря на неурегулированность статуса, игнорировать приглашение на «зарплатную» комиссию не стоит. За отказом может последовать первоочередная налоговая проверка. Также материалы компании могут быть переданы в городскую инспекцию труда или префектуру. Кроме того, на руководителя фирмы может быть наложен штраф от 2000 до 4000 рублей по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). Так как право требовать у налогоплательщиков пояснения закреплено в статье 31 Налогового кодекса. Следует отметить, что правильность такого подхода подтверждена и судебными решениями (постановление ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2007 г. № Ф03-А51/07-2/4597).

С другой стороны, раз нет нормативного регулирования действий «зарплатных» комиссий на законодательном уровне, то нет и регламента присутствия на них. Поэтому руководитель может посетить комиссию в компании соответствующих специалистов: бухгалтера, юриста, финансиста, консультанта и т. п. Также представлять предприятие может любой работник на основании доверенности, оформленной должным образом.

Размер заработной платы

Контролирующие органы уделяют пристальное внимание размеру заработной платы, выплачиваемой фирмами своим работникам, потому что оплата труда является основной составляющей базы для начисления страховых взносов и налога на доходы физических лиц. Если официальная заработная плата сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, то контролеры предполагают, что к такой заработной плате дополнительно выплачиваются денежные средства, которые не учитываются при налогообложении: так называемые выплаты в «конвертах», «теневые» или «серые» зарплаты.

Необходимо отметить, что понятие «среднеотраслевой уровень зарплаты» используется только для статистических данных. Ни трудовым, ни налоговым законодательством такого понятия не предусмотрено.

Трудовое законодательство оперирует понятием «минимальный размер оплаты труда». Так, согласно статье 133 Трудового кодекса, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Кроме того, региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ (ст. 131.1 ТК РФ). Он может устанавливаться для сотрудников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Опасный момент

Правовой статус «зарплатной» комиссии никакими нормативными актами не определен. Однако игнорировать приглашение не стоит. За отказом может последовать первоочередная налоговая проверка. Кроме того, на руководителя фирмы может быть наложен штраф, так как право требовать у налогоплательщиков пояснения закреплено в статье 31 Налогового кодекса.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Он не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Несоблюдение этих положений является нарушением трудового законодательства, что влечет за собой наложение штрафа в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях:

  • на должностных лиц от 3000 до 5000 рублей;
  • на организацию от 30 000 до 50 000 рублей.

Кроме того, нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Обратите внимание, что минимальный размер оплаты труда, действующий на территории Москвы, составляет (соглашение от 2 декабря 2010 г. «О минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей»):

  • с 1 января 2011 года – 10 400 рублей;
  • с 1 сентября 2011 года – 10 900 рублей.

Размер «среднеотраслевой» зарплаты

На заседание «зарплатной» комиссии приглашаются те руководители, у которых средняя заработная плата в компании оказывается меньше среднеотраслевого уровня.

Определение «среднеотраслевая зарплата», которым оперируют проверяющие, упоминается в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. Данным приказом утверждены также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Одним из критериев является «выплата среднемесячной заработной платы на одного работника среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации».

Источники получения информации о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации также определены вышеуказанным приказом:

  • официальные интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Информация об адресах указанных интернет-сайтов находится на официальном интернет-сайте Росстата www.gks.ru;
  • сборники экономико-статистических материалов, публикуемых территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
  • запросы в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту РФ);
  • официальные интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам РФ находится на официальном интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.

Проанализировав общедоступную информацию о величине «среднеотраслевой зарплаты», можно спрогнозировать и вызов на «зарплатную» комиссию.

Отстоять свою позицию

Приходя на «зарплатную» комиссию, надо быть готовым к тому, что контролеры будут выпытывать причины низкой, по их мнению, зарплаты. Кроме того, они будут пытаться уличить компанию в наличии зарплаты в «конвертах». Следует отметить, что контролеры не имеют никаких доказательств для того, чтобы обвинять предприятие в уклонении от его обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Члены комиссии могут только задавать вопросы, на которые следует давать обоснованные ответы.

Во-первых, комиссию всегда интересует, почему в компании зарплаты ниже, чем в среднем по отрасли для таких организаций. Напомним, что невысокую заработную плату контролеры пытаются интерпретировать как недобросовестность фирмы (выплата зарплаты в «конвертах», использование «серых» схем).

Внимание

Невысокую заработную плату контролеры пытаются интерпретировать как недобросовестность фирмы. При этом они не имеют никаких доказательств для того, чтобы обвинять предприятие в уклонении от его обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Члены комиссии не вправе доначислять или штрафовать по «домыслам», в их компетенции только задавать вопросы, на которые следует давать обоснованные ответы.

Вариантов ответа может быть много, все зависит от конкретных обстоятельств.

1. Компания только начала функционировать, поэтому деятельность на начальном этапе не приносит прибыли или все средства направляются на развитие производства. Аналогичный ответ возможен также при открытии нового направления, переоборудовании или перепрофилировании производства.

2. Временные трудности – универсальная причина, которая также легко объясняется. Например, изменение конъюнктуры рынка, уменьшение финансирования, снижение спроса и сокращение рынков сбыта. И не надо сбрасывать со счетов финансовый кризис, последствия которого до сих пор не преодолены.

3. Наличие совместителей – довольно популярная и объективная причина низкой зарплаты. Как известно, совместители работают не полный рабочий день, поэтому им выплачивается заработная плата только за отработанное время. Но в трудовых договорах зафиксирован вполне рыночный размер заработной платы.

4. Особая система премирования. Такое объяснение подходит для торговых и других непроизводственных компаний, где эффективность сотрудника определяется достигнутым результатом. Например, количеством заключенных сделок или проданной продукции, а не количеством часов, проведенных на работе. Система мотивации подразумевает разделение заработной платы на две части: оклад и бонус. Причем бонусы могут выплачиваться не ежемесячно, а раз в квартал или год, а в некоторых случаях и не выплачиваться совсем, если работником не достигнут определенный результат, зафиксированный в положении о премировании.

Членов «зарплатной» комиссии также интересует причина перехода в компанию работников, у которых зарплата на предыдущем месте работы была выше, чем в настоящее время.

На этот вопрос также можно подготовить несколько вариантов ответов.

1. На работу принят сотрудник, который попал под сокращение у предыдущего работодателя. Вновь принятый работник посчитал, что лучше иметь небольшой (по сравнению с предыдущим местом работы), но стабильный доход, чем быть безработным и жить на пособие.

2. Работника в большей степени интересуют такие критерии, как удобное месторасположение офиса и гибкий график работы.

«Зарплатную» комиссию также интересует такой показатель, как подотчетные суммы. Контролеры считают, что деньги, выдаваемые под отчет, являются скрытой формой заработной платы, особенно если показатели выдачи сумм под отчет достаточно высоки.

В этом случае членам комиссии следует пояснить, что наличные деньги выдаются под отчет в строгом соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденным ЦБ РФ, и Положением о подотчетных средствах, действующим на предприятии. Особое внимание следует обратить на то, что деньги под отчет выдаются только при полном отчете работника за предыдущий аванс. Если понадобится, то в качестве доказательств можно представить локальное Положение о подотчетных средствах, акты проверок кассовой дисциплины, проводимых обслуживающим банком, акты инвентаризации подотчетных средств, авансовые отчеты, приходные и расходные кассовые ордера.

Особые правила

Еще одна информация, которая является предметом выяснения на «зарплатной» комиссии, – источник дорогостоящих покупок, которые совершают работники предприятия (квартиры, машины).

В такой ситуации никакие доказательства того, что компания не скрывает выплат, она предъявлять не должна. В бухгалтерском учете предприятия имеются сведения только о тех доходах работников, источником которых является оно само. Доходы, которые сотрудник получает вне работодателя, не являются предметом учета компании. Источник дорогостоящих покупок работника – это дело самого работника. В конце концов, у него может быть дополнительный заработок (по совместительству, по договорам подряда), он может взять кредит в банке или взаймы у друзей, получить наследство или продать старую машину (квартиру). В любом случае доходы сотрудника, получаемые им вне компании, не могут являться предметом интереса и проверки предприятия.

Иногда на «зарплатных» комиссиях просят дать пояснения по поводу выплаты ежемесячных дивидендов. Но такие вопросы возникают в редких случаях, так как дивиденды по общему правилу выплачиваются ежегодно или ежеквартально. Кроме того, они не бывают массовыми, ведь не все работники могут являться участниками или акционерами. Но если проблема возникла, то надо иметь в виду следующее. Чтобы дивиденды признавались таковыми, они должны отвечать понятию дивидендов, а именно выплачиваться из чистой прибыли, которая формируется на основании данных бухгалтерского учета по окончании года. Кроме того, они должны быть оформлены надлежащим образом: протоколами собраний участников или акционеров (ст. 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, ст. 28 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Если все необходимые условия соблюдены, то проблем не будет (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 августа 2005 г. № А33-26614/04-С3-Ф02-3800/05-С1).

Напутствие

В заключение необходимо напомнить, что функцией «зарплатной» комиссии является не повышение заработной платы сотрудникам организаций, а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. Если в компании заработная плата учитывается полностью при уплате страховых взносов, а также НДФЛ, то претензий к ней не будет (письмо УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418).

Также следует иметь в виду, что «зарплатная» комиссия оперирует статистическими данными, которые не подходят для всестороннего и полного анализа деятельности фирмы. Кроме того, каждое предприятие ведет свою деятельность индивидуально, действуя на свой страх и риск. Поэтому и подход должен быть индивидуальным, а не усредненным среднестатистическим. И если руководитель предприятия поддастся на уговоры и решит поднять зарплату на вверенном ему объекте, то лучше это сделать не резко, а поэтапно, соблюдая определенный график. Тогда повышение зарплат будет выглядеть обоснованно, и никто не сможет даже подумать о том, что наличие схем все же было.

Принимая решение о повышении заработной платы, следует помнить, что это приведет к увеличению налоговой нагрузки и может явиться причиной повторного вызова руководителя для дачи объяснений. Но уже на «убыточную» комиссию.

При походе на «зарплатную» комиссию не стоит опасаться, что ваши объяснения войдут в противоречие с объяснениями работников, так как не предполагается приглашать самих работников на заседание «зарплатных» комиссий (письмо ФНС России от 2 декабря 2009 г. № 3-5-04/1774).

О.Е. Черевадская, директор по аудиту ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит», доктор экономических наук