Все о тюнинге авто

Бюджетные организации. Бюджетное устройство российской федерации Бюджетное учреждение вправе осуществлять

В большинстве нормативных актов, регулирующих вопросы денежного содержания работников бюджетной сферы, специальной строкой оговаривается, что подразумевает данный документ под понятием «бюджетная организация». Как правило, это те организации, функции и полномочия учредителя которых выполняют органы исполнительной власти разных уровней – государственного, регионального и муниципального.

В настоящее время определяющим критерием является источник финансирования выплат заработной платы из средств, выделяемых бюджетами этих трех уровней. Получается, что к работникам бюджетной сферы относятся все, кто получает зарплату из бюджета, чей труд оплачивается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) и те, которые получают оплату непосредственно из того или иного бюджета. Эти выплаты, конечно, заложены в статье «Расходы» этих бюджетов.

В некоторых законодательных актах содержатся определения, по которым работниками бюджетной сферы признаются те физические лица, которые состоят в трудовых отношениях с бюджетными организациями и получают зарплату с учетом окладов, устанавливаемых на основе ЕТС.

Кто является бюджетником

В 2012 году в Российской Федерации численность сотрудников бюджетных организаций составляла более 14 миллионов человек. Из них около 3,7 миллионов работали в федеральных государственных учреждениях, 4 миллиона – в государственных учреждениях субъектов РФ и 7 миллионов – в .

Кроме работников федеральных государственных учреждений, таких, как налоговая инспекция, казначейство, таможенная служба и пр., к относятся работники образования и здравоохранения, социального обслуживания, культуры или науки.

В эту категорию попадает также воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых по закону предусмотрена воинская служба, а также гражданский персонал некоторых федеральных органов исполнительной власти, связанных с деятельностью в области обороны, правоохранительной и государственной безопасности.

Тем, кто может считать себя работником бюджетной сферы, государство предусматривает в бюджете средства на целевые программы, в том числе и на субсидии для приобретения жилья. В государственной казне предусмотрены средства и на различные социальные льготы работникам бюджетной сферы.

В рамках экономики конкретного государства свою деятельность осуществляют различные организации. При этом бюджетные учреждения имеют особую структуру и цель.

Что такое бюджетные организации

Говоря о бюджетных учреждениях, стоит понимать, что это организации, которые были созданы органами государственной власти или местного самоуправления.

Их целью является реализация социально-культурных, управленческих, научно-технических и других функций, которые имеют некоммерческий характер и финансируются государственным бюджетом. В качестве такого финансирования используется смета доходов и расходов.

Признаки бюджетного учреждения

Для того чтобы точно определить, какие организации - бюджетные, необходимо ориентироваться на определенные признаки:

  • В качестве учредителей выступают органы субъектов и государственной власти РФ, равно как и органы местного самоуправления. В свою очередь, различные хозяйствующие объекты, например, кооперативы и акционерные общества, не имеют возможности создавать бюджетные организации.
  • В качестве ключевой цели создания подобной организации в документации должны быть отображены только функции некоммерческого характера. Но это не означает, что оказание платных услуг находится под запретом, равно как и получение определенных доходов. Суть в том, что достаточно много бюджетных учреждений посредством осуществления различных видов оплачиваемой деятельности получают средства, необходимые для стабильного развития. Но, как и говорилось выше, получение прибыли не может выступать в качестве основной задачи учреждения бюджетного типа.
  • В основе финансового планирования лежит смета доходов и расходов. Составление этого документа должно быть завершено до начала финансового года. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях также подразумевает составление баланса исполнительной сметы на конец отчетного периода.
  • Финансирование бюджетного учреждения должно осуществляться за счет ресурсов государственного или муниципального бюджета. Но интересным является тот факт, что государственное финансирование еще не делает организацию бюджетной. Дело в том, что подобный тип финансирования может осуществляться по отношению и к некоторым коммерческим структурам. Речь идет о крупных закупках определенных товаров для обеспечения государственных и муниципальных целей, а также дотациях, субсидиях, субвенциях и других видах финансовой поддержки.

Таким образом, статус бюджетной организации присваивается тому учреждению, которое сочетает в себе все указанные выше признаки.

Виды бюджетных организаций

Подобные учреждения могут иметь некоторые отличия, что позволяет их определенным образом классифицировать.

Если принять во внимание функции, которые выполняют бюджетные организации, то можно выделить следующие виды:

  • Судебная власть. Это верховный, конституционный, высший арбитражный, а также суды общей юрисдикции.
  • Местное и государственное самоуправление. К этой группе можно отнести Комитет по военно-техническому сотрудничеству с другими государствами, Федеральную службу по банкротству и финансовому оздоровлению, Министерство финансов РФ и др.
  • Международная деятельность. Это представительства за рубежом и посольства.

Бюджетные организации можно разделять и в зависимости от источника финансирования:

  • За счет бюджетных средств субъектов РФ.
  • За счет средств Федерального бюджета.
  • Финансируемые посредством ресурсов местных бюджетов.

Счета бюджетной организации

Для того чтобы подобные учреждения могли полноценно использовать средства, выделенные из государственного бюджета, им нужно открыть специальные счета. Делается это в Федеральном казначействе. В коммерческих банках бюджетные учреждения обслуживать свои счета не имеют права. Данное положение четко определено законодательством РФ.

При этом каждый получатель средств из местного или государственного бюджета, являясь федеральной бюджетной организацией, может использовать и получать средства от доходных видов деятельности только при условии соответствующего разрешения от тех структур, которые выступают в качестве источника финансирования.

Также существуют отдельные счета, на которых учитываются подотчетные средства, используемые для расходов на командировки, транспорт, коммунальные услуги, оплату труда и другие нужды.

Учет денежных документов

В этом случае идет речь о той ситуации, когда бюджетные средства организации используются для предварительной оплаты. Речь идет о картах и талонах для оплаты за масло и бензин. К денежным документам относятся марки госпошлины, путевки в санатории и дома отдыха, которые оплатило госучреждение, талоны на питание и др.

В качестве счетов для учета таких документов стоит рассматривать приходные и расходные кассовые ордера, которые, в свою очередь, подлежат обязательному учету в соответствующем журнале.

Эти документы и данные по их учету находятся в кассе бюджетной организации, которая ежегодно проходит инвентаризацию.

Основные требования по учету

Изначально во внимание стоит принять закон «О бухгалтерском учете». Именно в нем содержатся основные требования относительно формы учета бюджетной организации:

  • имущество, которое является собственностью организации, нужно учитывать отдельно от имущества других юридических лиц, находящихся в данном учреждении;
  • бухгалтерский учет в бюджетных организациях осуществляется только в рублях;
  • ведение учета должно быть обязательным и непрерывным с момента регистрации учреждения и до момента его окончательной ликвидации;
  • любые результаты инвентаризации и хозяйственные операции должны своевременно регистрироваться на бухгалтерских счетах;
  • в качестве основания для фиксации в учетных регистрах могут рассматриваться первичные учетные документы, составляемые в момент проведения хозяйственной операции или сразу после ее завершения;
  • раздельно учитываются те затраты, которые сопряжены с капитальными вложениями или производством продукции.

Объекты и задачи бюджетного учета

Под этим видом учета стоит понимать бухгалтерский учет смет расходов учреждения и исполнителя бюджета.

В качестве объектов, на которых данный вид учета ориентирован, можно выделить следующие категории:

  • денежная наличность, хранящаяся в банках;
  • резервы и фонды, созданные в бюджетах во время их исполнения;
  • расходы и доходы бюджета;

  • материальные ценности учреждений;
  • средства в расчетах между бюджетами.

Такой тип учета используется в качестве средства контроля за процессом исполнения бюджета и позволяет рационально распределять национальный доход с целью расширения воспроизводства.

Бюджетный учет имеет и определенные задачи:

  • выявление дополнительных доходов и мобилизация средств в бюджет;
  • охрана имущества;
  • соблюдение строгого режима экономии и бюджетно-финансовой дисциплины при расходовании ресурсов учреждения.

Что должна делать бухгалтерская служба бюджетной организации

Организация бюджетного учета в учреждении, финансируемом государством, подразумевает отражение всех хозяйственных операций и оценку имущества. Если учетная политика по сравнению с прошлым отчетным периодом будет изменяться, то этот факт должен быть подтвержден соответствующими документами в бухгалтерской отчетности. Также важно проследить за тем, чтобы правильно соотносились расходы и доходы организации по отношению к отчетным периодам.

Бухгалтерский учет должен выполнять и такую задачу, как контроль за исполнением смет, сохранностью товарно-материальных ценностей, денежных средств, а также состоянием расчетов с кредиторами и дебиторами.

Бюджетные учреждения, как можно заметить, значительно отличаются от коммерческих организаций. При этом они ориентированы на принципиально другие задачи.

Представляет собой некоммерческую организацию. Она может оказывать разного рода услуги по гос. заданию. Финансирование деятельности учреждения осуществляется из средств соответствующего бюджета на основании сметы.

Некоммерческие организации

Согласно ст. 116-123 ГК виды таких объединений различаются по:

  1. Составу участников.
  2. Цели создания.
  3. Способу формирования их имущества.
  4. Ответственности участников по имеющимся обязательствам.
  5. Возможности вести предпринимательскую деятельность.
  6. Составу учредительной документации.
  7. Обязанности публиковать отчеты по использованию имущества.

В качестве одной из форм некоммерческой организации может выступать учреждение, сформированное собственником для выполнения общественно полезных задач. Оно может создаваться юрлицом или гражданином, РФ, регионом, МО. На территории страны в последние годы стали активно возникать частные (негосударственные) образовательные дошкольные учреждения. Они создаются физическими и юрлицами и частично компенсируют отсутствие нужного числа муниципальных ДОУ. Рассмотрим далее, что собой представляют бюджетные учреждения.

Общая характеристика

Территориальное или федеральное государственное бюджетное учреждение не имеющие в качестве основной цели своей работы извлечение прибыли и не распределяющие полученные средства между участниками. Такая организация может осуществлять коммерческую деятельность, соответствующую цели, ради которой она создана. Бюджетное учреждение формируется без ограничений продолжительности своей работы, если другое не предусматривается в учредительной документации (уставе).

Особенности формирования

Бюджетное учреждение может создаваться Российской Федерацией, ее субъектом или МО. В качестве учредителей выступают органы госвласти, исполнительные структуры регионов или местного самоуправления. Государственное бюджетное учреждение не может отчуждать либо другим способом распоряжаться имуществом, которое закрепляется за ним собственником или приобретается за счет выделенных ему средств. Финансирование организации осуществляется полностью или частично ее владельцем.

Признаки

Территориальное (государственное) бюджетное учреждение имеет единственного собственника. В качестве него может выступать:


В первом случае создается федеральное бюджетное учреждение. В качестве цели формирования организации выступает осуществление социально-культурных, управленческих либо иных общественно-полезных некоммерческих функций. Бюджетное учреждение отвечает по собственным обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. В случае недостаточности объема источников, субсидиарная ответственность налагается на собственника имущества. В качестве учредительного документа организации выступает устав. Предприятие обязано каждый год публиковать отчеты по использованию вверенного ему имущества. Основным финансовым планом является смета расходов и доходов.

Выводы

Основываясь на приведенных выше признаках, можно отметить, что бюджетное учреждение:

  1. Не может создаваться кооперативами, акционерными обществами и прочими хозяйствующими субъектами.
  2. Формируется для реализации некоммерческих целей. Однако тот факт, что основная деятельность осуществляется не для извлечения прибыли и распределения полученных средств между учредителями, не выступает как запрет на оказание платных услуг. Организация может заниматься предпринимательством, если оно соответствует поставленным целям.
  3. Поучающее доход от оказания платных услуг, должно направлять средства по согласованию с главным распорядителем исключительно на развитие и расширение деятельности, для которой оно создано.
  4. Обладает имуществом, сформированным из материальных ценностей, вверенных ему собственником, а также приобретенных самой организацией. Бюджетное учреждение, осуществляющее оперативное управление, пользуется и владеет объектами в рамках, определенных в законодательстве, и в соответствии с целями, ради которых оно создано. Если прочее не установлено в нормативных актах, организация распоряжается имуществом с согласия собственника.
  5. До начала отчетного года обязано составить смету расходов/доходов, а в конце периода - отчет о ее исполнении.

Особенности финансирования

Как выше было сказано, средства на обеспечение деятельности поступают из соответствующего бюджета. Это зависит от того уровня, на котором создается организация. Так, например муниципальное бюджетное учреждение финансируется средствами местного фонда. Однако при рассмотрении этого вопроса следует учитывать один нюанс. Само по себе поступление таких средств еще не указывает на то, что учреждение является бюджетным. Финансирование из таких фондов предусмотрено и для других организаций, в том числе и коммерческих. Оно осуществляется в различных формах. Например, это может быть закупка продукции для удовлетворения государственных (территориальных) нужд, предоставление субсидий, дотаций, субвенций и прочего.

Требования и контроль

Рассматриваемые некоммерческие организации оказывают широкий спектр различных общественно-полезных услуг и исполняют функции, которые оплачиваются не потребителями, а финансируются из соответствующих фондов на безвозвратной основе. По такой схеме, например, работает государственное бюджетное учреждение здравоохранения, культуры, спорта и пр. Такая модель деятельности, с одной стороны, ослабляет контроль над качеством функций, реализуемых организацией, с другой - над эффективностью использования полученных средств. Формирование цены на услуги осуществляется преимущественно директивным методом. При этом учитывается не только реальный размер затрат, но и возможности бюджетного фонда. Таким образом, финансовое состояние рассматриваемых организаций, расчетов с кредиторами и дебиторами в существенной мере зависят не столько от качества и количества услуг, сколько от полноты и своевременности выделения средств. Доходы, которые муниципальное бюджетное учреждение получает от продажи своих услуг, необходимо тратить и распределять согласно требованиям законодательства. Этот факт негативно отражается на гибкости хозяйственного управления, возможностях осуществлять оперативное маневрирование в стремительно изменяющихся экономических условиях. Необходимо учесть, что только при сочетании всех вышеназванных признаков можно говорить о том, что организация является бюджетным учреждением.

Классификация

Среди основных видов бюджетных организаций следует выделить:


Классификация организаций может проводиться по различным признакам. В зависимости от исполняемых функций (то есть, по роду своей деятельности), выделяют государственные учреждения, финансируемые в соответствии с разделами бюджетной классификации. В их числе:

  • Местное самоуправление и госуправление. В эту систему, в частности, входят Минобороны, Счетная палата, Минфин и пр.
  • Судебные органы (Конституционный Суд, ВАС, ВС, инстанции общей юрисдикции).
  • Представительства и посольства, осуществляющие деятельность за рубежом.

В зависимости от источников финансирования, выделяют учреждения, получающие средства из федерального, регионального или местного бюджетов. Как выше было сказано, организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Например, высшее государственное бюджетное образовательное учреждение вправе оказывать платные услуги по обучению студентов на заочной форме. В зависимости от источников формирования доходов, выделяют, таким образом, организации:

  • Оказывающие услуги юрлицам и гражданам за плату.
  • Осуществляющие деятельность бесплатно. Например, бюджетные общеобразовательные учреждения в большинстве своем являются бесплатными.

Дополнительные услуги

Бюджетные учреждения образования, культуры, спорта и так далее, оказывают общественно-полезные услуги, выступающие как основная их деятельность. Она, в свою очередь, в обязательном порядке указывается в учредительной документации. Их деятельность осуществляется согласно заданию, от которого они не могут отказаться. Финансирование работы производится путем предоставления субсидий. Эти доходы относятся к целевым средствам финансирования, не включенным в базу по исчислению налога на прибыль. Сверх определенного задания, в случаях, предусмотренных в ФЗ, в рамках задания организация может оказывать услуги, выполнять работу, соответствующие ее основной деятельности, за плату на одинаковых условиях для всех. Так, бюджетное учреждение здравоохранения может осуществлять определенные медицинские процедуры, взимая за них деньги с пациентов. Организация также может осуществлять иные, кроме основной, виды деятельности только постольку, поскольку это будет выступать методом достижения целей, для которых она сформирована. В этом случае ключевым условием является указание на дополнительные услуги в учредительной документации. Иные, кроме основной, виды деятельности, например, может осуществлять бюджетное профессиональное образовательное учреждение посредством введения в программу вспомогательных платных курсов.

Налогообложение

Прибыль, полученная от дополнительной платной деятельности, а также имущество, приобретенное за счет нее, поступает в самостоятельное распоряжение организации. Данное положение установлено в ст. 298, п. 3 ГК. Бюджетное образовательное учреждение, получающее доход от оплачиваемых услуг, должны осуществлять отчисления с прибыли в установленном законодательством порядке. Им надлежит производить только авансовые квартальные платежи по указанному налогу. В установленном порядке уплачивается НДС от оказанных платных услуг, в том числе от аренды. Бюджетное образовательное учреждение, как и прочее, отчисляет пошлину за использование в наименовании "РФ" при регистрации учредительной документации, земельный сбор и налог на имущество.

Ограничения

Государственное бюджетное образовательное учреждение, равно как и прочее, оказывающее общественно-полезные дополнительные платные услуги, не может использовать упрощенный спецрежим обложения. Данный запрет устанавливается ст. 346.12, п. 3, пп. 17 НК. Также организации не уплачивают ЕСН. Это положение предусмотрено в ст. 346.2, п. 6, пп. 4 НК.

Автономные организации

Они также относятся к категории некоммерческих. Автономными называют такие учреждения, которые создаются регионом, РФ или МО для оказания услуг/выполнения работ в целях реализации предусмотренных в законодательстве полномочий органов госвласти и местного самоуправления в областях:


Особенности распоряжения имуществом

Автономное учреждение не вправе осуществлять никаких действий с недвижимыми объектами и особо ценными движимыми предметами без согласия собственника. Остальным имуществом, которое находится у организации на праве оперативного управления, она может распоряжаться по собственному усмотрению, если другое не предусматривается в законодательстве. При этом, автономное учреждение может при согласии собственника внести недвижимые объекты, особо ценные движимые предметы в складочный (уставной) капитал иных юрлиц. Исключением являются объекты культурно-исторического наследия РФ, материалов, включенных в состав Музейного, Архивного и Национального библиотечного фондов России. Порядок, в соответствии с которым имущество учреждения относится к особо ценному, утверждается Правительством.

Изменение типа организации

Эта процедура осуществляется по решению исполнительного госоргана соответствующего уровня:

  1. Для федеральных учреждений таким институтом является Правительство.
  2. Для региональных организаций - высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ.
  3. Для муниципальных учреждений - местная администрация или управление МО.

Данный порядок закреплен в ФЗ о№83, ст. 6, п. 6 и 10. Изменение типа территориального либо государственного бюджетного учреждения не рассматривается как его реорганизация. При принятии соответствующего решения, корректировки вносятся в учредительную документацию. По замыслу законотворцев, процедура перевода бюджетного учреждения в другой тип должна включать в себя минимальный объем мероприятий организационного характера, касающихся изменения статуса (переоформления права на земельный участок, повторное выделение имущества в управление и пр.). Правительство РФ приняло Распоряжение, утверждающее методические рекомендации. Они должны использоваться при определении критериев для осуществления перевода бюджетного учреждения в иной тип в соответствии со спецификой его деятельности. Кроме этого, утверждены рекомендации относительно внесения изменений в трудовые контракты с руководителями организаций. Для приведения правоустанавливающей документации бюджетных учреждений в соответствие с принятыми требованиями закона был определен переходный период. Он устанавливался на полтора года - с1-го января 2011-го по 1-е июля 2012-го г.

Заключение

В качестве основного объединяющего признака для всех бюджетных учреждений выступает тот факт, что учредителем их могут выступать только РФ, ее субъект или МО. Это положение установлено в ФЗ 83 и ФЗ №174. Вторым существенным общим признаком выступает перечень тех видов деятельности, которые бюджетное учреждение имеет право осуществлять согласно целям, ради которых оно создавалось. Этот список должен в обязательном порядке приводиться в уставе организации. Кроме этого, объединяющим признаком учреждений рассматриваемого типа выступают ограничения по распоряжению имуществом. В связи с тем, что финансирование в большей степени осуществляется за счет субсидий, создание организаций должно иметь экономическое обоснование и практическую целесообразность. Любое бюджетное учреждение обязано отчитываться об управлении имуществом, вверенном ему, ежегодно.

Созданная органами государственной власти (местного самоуправления) для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из государственного (местного) бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Общие положения о учреждениях содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации и Федеральном законе Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются специальными правовыми актами.

Учредителями создаваемых учреждений являются, как правило, Российская Федерация, субъект РФ или муниципальные образования. Можно выделить следующие их типы: учреждения образования и науки, культуры, здравоохранения, социальной помощи и защиты и т.д.

Государственные (муниципальные) учреждения создаются собственником имущества для определенной деятельности некоммерческого характера. Собственником в данном случае выступает, государство, регион, муниципальные образования. Государственное (муниципальное) учреждение как юридическое лицо возникает на основе распорядительного акта органа государственного (муниципального) управления.

Правовой основой деятельности учреждения является устав, утверждаемый собственником. Уставом учреждения может быть предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью , то есть деятельностью, приносящей доходы. Осуществлять предпринимательскую деятельность учреждение может лишь в том случае, если это способствует достижению целей, ради которых она создана.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» определены возможные направления предпринимательской деятельности учреждений, в том числе:

Приносящее прибыль производство товаров, услуг и работ, отвечающих целям деятельности некоммерческих организаций;

Приобретение и реализация ценных бумаг , имущественных и неимущественных прав;

Участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Права государственных (муниципальных) учреждений включают:

Своевременное получение и использование бюджетных средств в размере, утвержденном бюджетной росписью с учетом сокращений и индексации;

Своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

Компенсацию в размере недофинансирования.

Обязанности учреждений:

Своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

Эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;


Своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

Своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

Своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Собственник наделяет учреждение имуществом, закрепляя его на праве оперативного управления. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, без согласования с собственником имущества. Учреждение самостоятельно не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

Государственные (муниципальные) учреждения, выступая в гражданском обороте, вправе заключать от своего имени договоры купли-продажи, подряда (например, для ремонта или строительства зданий), за исключением установленных ограничений, предусмотренных законом, и оплачивать задолженность по ним из средств бюджетного финансирования или внебюджетных средств. Объем договорных обязательств, которые на себя может взять учреждение за счет финансирования из бюджета, определяется через заложенные в смете объемы расходов, утвержденные в пределах годовых назначений в соответствии с решением о бюджете на очередной год.

При заключении учреждениями договоров на приобретение товаров, выполнение работ или услуг установлен ряд условий: обязательное ведение реестра закупок; заключение государственного, муниципального контракта.

Для реализации уставных целей учреждения собственник финансирует его деятельность из бюджета соответствующего уровня. Ежегодно решением о местном бюджете в составе расходов главных распорядителей бюджетных средств предусматривается финансирование учреждений.

Основной документ, который определяет общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых из бюджета на содержание учреждений, является смета доходов и расходов.

Учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

Оплату труда работников;

Перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

Трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с нормативными документами;

Командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

Оплату товаров, работ и услуг по заключенным муниципальным контрактам;

Оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения контрактов.

Данный перечень является исчерпывающим, и расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. Оплата труда работников учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки, установленной постановлением Правительства РФ. Применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений находящихся на бюджетном финансировании.

Если в соответствии с учредительными документами, учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Доходы, полученные от такой деятельности, могут быть израсходованы учреждением только для осуществления возложенных на него задач. Предпринимательская деятельность учреждения носит вспомогательный по отношению к основной деятельности характер и осуществляется только с разрешения его учредителя-собственника. Такое положение обусловлено в первую очередь сущностью учреждения - некоммерческой организации, созданной для определенных целей, а также правовым режимом имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения. Предпринимательская деятельность учреждений осуществляется под собственную имущественную ответственность.

С 1 января 2011 года государственные (муниципальные) учреждения подразделяются на три типа: казенное учреждение, бюджетное учреждение и автономное учреждение (п. 4 ст. 6 Закона № 83-ФЗ).

Общие положения о учреждениях содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ, Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в редакции Закона № 83-ФЗ), а особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются специальными правовыми актами.

Государственное (муниципальное) казенное учреждение - учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ государственных полномочий, полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств государственного, местного бюджета на основании бюджетной сметы.

Государственное, муниципальное казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Также оно не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты государственному (муниципальному) казенному учреждению не предоставляются. Государственное (муниципальное) казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Государственным (муниципальным) автономным учреждением - признается некоммерческая организация, созданная государством, регионом, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ государственных полномочий, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственное (муниципальное) автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. При этом автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, а также находящееся у него особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц, за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда.

Государственным (муниципальным) бюджетным учреждением - признается некоммерческая организация, созданная государством, регионом, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ государственных полномочий, полномочий соответственно органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в законе, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника.

Основным объединяющим признаком для всех государственных (муниципальных) учреждений является то, что учредителем такого учреждения может быть только Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Также общим признаком для учреждений является перечень видов деятельности, который учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, и этот перечень должен содержаться в уставе. За учреждениями сохраняются ограничения на распоряжение имуществом учреждения в зависимости от типа учреждения.

Правовой основой деятельности государственного (муниципального) учреждения является устав, утверждаемый собственником. Уставом учреждения может быть предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доходы. Осуществлять предпринимательскую деятельность учреждение может лишь в том случае, если это способствует достижению целей, ради которых она создана.

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538. Создание и/или изменение типа учреждения осуществляется решением органов государственной (муниципальной) власти. Изменение типа учреждения не является его реорганизацией.

Государственное (муниципальное) бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться.

Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Сверх установленного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых для одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Государственными являются все учреждения, находящиеся в федеральной или региональной собственности и финансируемые из федерального и региональных бюджетов.

Муниципальными называются те учреждения, собственником которых является муниципальное образование и которые финансируются из местных бюджетов.

Каждое государственное или муниципальное учреждение должно иметь утвержденный учредителем и зарегистрированный в установленном порядке устав, бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельный баланс, а также имущество в оперативном управлении.

Государственные и муниципальные учреждения подразделяются на три типа:

Казенные;

Бюджетные;

Автономные.

Согласно ст. 6 БК РФ, казенные учреждения - это государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Законом № 83-ФЗ установлено, что статус казенных учреждений должны иметь:

Управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

Учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

Учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС (Федеральная миграционная служба), ФТС, ФСБ, СВР (Служба внешней разведки), ФСО (Федеральная служба охраны), специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

Психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Казенные учреждения, являясь некоммерческими организациями, имеют ряд присущих именно им признаков:

1) цель создания - осуществление управленческих, социально-культурных, научных и иных функций некоммерческого характера;

2) учредитель такого учреждения - органы государственного управления и органы местного самоуправления;

3) закрепление имущества - на праве оперативного управления;

4) источники финансирования - средства соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

5) наличие бюджетной сметы, объем которой устанавливается учредителем, в том числе и на основе государственного задания;

6) высокая степень государственной регламентации их финансовой деятельности и низкий уровень самостоятельности при исполнении бюджетной сметы;

7) операции с бюджетными средствами проводятся через открытые им в казначейских органах лицевые счета;

8) отсутствие прав на предоставление и получение кредитов (займов), приобретение ценных бумаг;

9) зачисление в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ внебюджетных поступлений от приносящей доход деятельности за исключением учреждений системы исполнения наказаний, где такие доходы в полном объеме направляются на финансовое обеспечение их функций сверх бюджетных ассигнований;

10) закрепление в уставе позиции о субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения публично-правового образования в лице органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

11) особый порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".

По функциональному признаку все государственные и муниципальные учреждения подразделяются:

На органы государственного управления и местного самоуправления. Например, это Администрация Президента РФ, Минфин России, федеральные агентства, администрация муниципального образования "Волховский район Ленинградской области" и т.п.;

Судебные органы, включающие, к примеру, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общей юрисдикции и т.п.;

Военные, образовательные, медицинские и другие учреждения.

На примере сферы образования рассмотрим другой принцип группировки учреждений. В зависимости от реализуемой программы образовательные учреждения группируются в определенные типы учреждений, функционирующих в соответствии с утвержденными Правительством РФ типовыми положениями:

Дошкольные;

Общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

Начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

Дополнительного образования взрослых;

Дополнительного образования детей;

Специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В свою очередь, в составе типовой группы учреждений могут функционировать отдельные виды учреждений. Например, к общеобразовательным учреждениям относятся школы, гимназии, лицеи, школы-интернаты, вечерние школы.

В отличие от образования для других отраслей бюджетного сектора типовые положения не утверждаются, а их деятельность регламентируется уставами. Так, например, уставы всех государственных музеев напрямую утверждаются Правительством РФ.

Организационное построение государственной системы медицинских учреждений регулируется Минздравсоцразвития России путем утверждения соответствующей номенклатуры учреждений и правил их лицензирования. В соответствии с номенклатурой все учреждения сгруппированы в три крупных блока:

Лечебно-профилактические;

Государственной санитарно-эпидемиологической службы;

Аптечные.

В свою очередь, в каждую из перечисленных групп включаются учреждения определенных типов и видов, что свидетельствует о широко разветвленной структуре медицинских учреждений, название которых отражает специфику выполняемых ими функций. Например, к учреждениям охраны материнства и детства отнесены дома ребенка и родильные дома; диспансерами называются учреждения, специализирующиеся на отдельных видах заболеваний или видах деятельности (кожно-венерологические, наркологические и т.п.).

Ко второму типу государственных и муниципальных учреждений относятся бюджетные учреждения . К ним относятся некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответствующих органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Во многом признаки, права и обязанности бюджетных учреждений до 1 июля 2012 г. будут схожи с признаками, правами и обязанностями казенных учреждений. В частности, бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях будет осуществляться в том же, что и для казенных учреждений, порядке.

Следующий организационно-правовой тип - автономные учреждения. В Законе об автономных учреждениях приведено следующее определение: автономное учреждение (АУ) - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием (которые выступают его учредителем) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Помимо Закона об автономных учреждениях вопросы правового и финансового характера их функционирования изложены в следующих законодательных актах:

Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", где говорится, что при создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства;

БК РФ, которым установлено, что в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

НК РФ: при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль в доходную часть не включаются субсидии автономным учреждениям (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Все типы государственных и муниципальных учреждений обладают как общими, так и характерными признаками. Среди общих признаков необходимо отметить: наличие собственника имущества в лице органа государственной власти либо органа местного самоуправления; закрепление имущества на праве оперативного управления; закрепление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования; выполнение государственного (муниципального) задания; публикацию отчетности в средствах массовой информации; лицензирование отдельных видов деятельности независимо от того, оплачиваются ли их услуги гражданам и юридическим лицам за счет бюджета или предоставляются на платной основе.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим государственным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежат лицензированию: образовательная деятельность, деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; медицинская и фармацевтическая деятельность и т.д.

Помимо лицензии потенциальные получатели бюджетных средств должны иметь и другие документы. Например, образовательные учреждения получают право выдавать документы государственного образца только после прохождения государственной аккредитации, которая проводится аккредитационным органом один раз в шесть лет в учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования и в научных организациях; один раз в двенадцать лет - в иных образовательных учреждениях.

Учредитель сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя учреждения, несмотря на то, что в отличие от руководителя казенного учреждения у руководителя бюджетного или автономного учреждения появляется гораздо больше свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений. Это касается расходования средств, управления персоналом, политики оказания платных услуг.

В табл. 1.1.1 приведены основные различия между системами управления материальными и финансовыми ресурсами на уровне казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Таблица 1.1. Основные различия казенных, бюджетных и автономных учреждений

Что такое государственные и муниципальные унитарные предприятия? В российском законодательстве, в частности, в Гражданском кодексе, есть определение данного термина. В соответствии с ним, государственные и муниципальные унитарные предприятия – это организации, созданные с целью решения основных задач государства и получения прибыли, но при этом не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними. Распоряжаться им имеет право лишь непосредственно учредитель. Унитарными они названы потому, что имущество не может быть разделено на доли, акции, вклады и иные части. В названии данного субъекта непременно должно присутствовать указание собственника.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия делятся на 2 вида. Первый – организации, базирующиеся на праве хозяйственного ведения. Следует отметить, что сюда относят такие унитарные предприятия, как муниципальные. Они создаются после принятия соответствующего решения уполномоченным государственным органом или муниципалитетом. Второй вид – организации, базирующиеся на праве оперативного управления. Могут быть основаны лишь по решению правительства страны. Государственные и муниципальные унитарные предприятия в данном случае обладают довольно специфичным положением в правовом аспекте. Так, они создаются с целью оказания определенных услуг, выполнения работ или производства какой-либо продукции, что характерно для коммерческих организаций. В то же время, вся деятельность предприятия может быть основана на финансировании из средств бюджета.

В первую очередь, этот вид хозяйствующих субъектов имеет специальную правоспособность. То есть они созданы с целью выполнения определённых работ, оказания услуг или производства какой-то продукции, что является характерной чертой коммерческих организаций. Тем не менее, государственные и муниципальные унитарные предприятия вовсе не ограничены в правах на совершение тех или иных сделок. Так, например, они могут сдавать свободные помещения в аренду (если иное не предусмотрено уставом и другими нормативными актами). Другая особенность состоит в том, что такие хозяйствующие субъекты являются индивидуальными предприятиями. Третья специфическая черта данной разновидности предприятий связана с Гражданским кодексом. Особое внимание уделяется терминологии. Применительно к подобным организациям определение «предприятие» выступает субъектом гражданских прав, в иных случаях – это только объект правоотношений. Помимо всего прочего, они могут претендовать на целевое финансирование (сюда относятся дотационные отчисления, субсидирование, а также субвенции). Оно осуществляется для выполнения разнообразных программ. Преимущество отдается тем, которые имеют социальную направленность.

Отсюда следует четвертая особенность. Устав хозяйствующих субъектов унитарного типа должен включать информацию о непосредственном владельце имущества, источниках формирования уставного капитала и порядке его образования. Необходимо отметить, что предприятие не несет ответственность по обязательства собственника, но он отвечает за деятельность организации.

Здесь имеет место единоличный управленец, а не коллегиальный орган, как это бывает в иных случаях. Как правило, это директор. Человека на данную должность назначает собственник или специальный орган, обладающий соответствующими полномочиями.

Под термином «государственная корпорация» понимается некоммерческое учреждение, активы которого принадлежат РФ, созданное в целях осуществления общественно значимых функций, таких как, например, справедливое распределение финансовых ресурсов. На практике данная функция может выражаться в том, что государственные корпорации предоставляют рабочие места с хорошей зарплатой, стимулируя тем самым рост покупательной способности населения, или, например, в том, что соответствующего типа учреждения выступают крупными заказчиками для частных бизнесов, способствуя, в свою очередь, развитию предпринимательства. Госкорпорации стимулируют рост и модернизацию экономики в целом, способствуют выстраиванию активных международных связей РФ.

Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия: соотношение понятий

Государственные корпорации и государственные компании - это 2 разновидности некоммерческих структур. Они в определенной степени отличаются, хотя и очень похожи. Прежде всего, следует отметить, что их деятельность регулируется одним и тем же источником права - Законом «О некоммерческих организациях».

Согласно его положениям, госкомпания - это НКО, которая не имеет членства, создана РФ на базе имущественных инвестиций в целях предоставления госуслуг и выполнения других функций при задействовании государственного имущества в форме доверительного управления. В свою очередь, госкорпорация - это также не имеющая членства НКО, созданная РФ на базе имущественного взноса, но уже для достижения социальных целей и для реализации, как мы отметили выше, общественно значимых функций. Оба типа государственных структур создаются на основе издания федеральных законов.

В свою очередь, госкорпорации и госпредприятия характеризуются еще более выраженными различиями. Первые имеют статус субъектов, учрежденных системой власти РФ. В свою очередь, госпредприятие - не то, что обязательно учреждено государством, но то, в котором ему принадлежит наибольшая доля акций. Совладельцами госпредприятия вполне могут быть и частные лица.

В свою очередь, различия между государственными корпорациями и предприятиями с трудом можно проследить на уровне организационно-правовых форм. Дело в том, что госкорпорации, в принципе, могут быть теми же хозяйственными обществами - открытыми или закрытыми, что и госпредприятия.

Некоторые юристы вместе с тем относят к категории государственных корпораций такого рода организации, как ФГУП. Госпредприятия в общем случае могут быть только хозяйственными обществами - такая форма, как унитарное предприятие, для них, как правило, не свойственна.

Однако есть эксперты, которые предпочитают разграничивать понятие «государственная корпорация» и ФГУП. Это связано с тем, что первые практически полностью неподконтрольны и неподотчетны государственным органам - исключением может быть необходимость периодического предоставления некоторых данных об осуществляемой деятельности Правительству РФ. В свою очередь, госструктуры могут иметь значительно больше полномочий в части управления ФГУПами.

Но, в целом, распространена точка зрения, согласно которой госкорпорация может быть представлена в любой организационно-правовой форме. Примеры госпредприятий - «Роснефть», РЖД, «Ростелеком». Примеры, в свою очередь, унитарных предприятий - «Почта России», Мосгортранс, агентство «ТАСС».

Так или иначе, но госпредприятия, государственные корпорации и государственные компании имеет смысл различать исходя из их фактического механизма учреждения. Который предопределяется прежде всего спецификой правового регулирования деятельности соответствующих организаций.

Особенности правового регулирования деятельности госкорпораций

Рассмотрим, таким образом, правовой аспект деятельности госкорпораций. Прежде всего стоит отметить, что государственные корпорации находятся в юрисдикции, прежде всего, гражданского права. То есть в сделках и иных правоотношениях выступают как юридически равноправный партнерам субъект. Однако правовой статус соответствующих организаций имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что государственные корпорации в России учреждаются на основании изданного федерального закона. Аспект деятельности соответствующих фирм в том, что они не наделены обязанностью отвечать по возникающим обязательствам РФ. И наоборот, государство не несет ответственности за работу госкорпораций. Исключением могут быть сценарии, при которых те или иные виды взаимной ответственности РФ и принадлежащих ей компаний прописаны в законе.

Привилегии госкорпораций

Еще один примечательный аспект деятельности госкорпораций - в отношении них не применимы положения законодательства, регулирующие банкротство. Кроме того, определенные привилегии соответствующего типа организации имеют в части отчетности:

  • они не должны раскрывать информацию о работе подобно тому, как это обязаны делать хозяйственные общества;
  • они в общем случае не имеют предписаний направлять отчет в государственные структуры, за исключением некоторых правительственных инстанций;
  • госкорпорации имеют право проводить конкурсы в рамках механизма госзакупок исходя из самостоятельно устанавливаемых правил, которые не обязательно могут совпадать с нормами, утвержденными в законодательстве о государственных закупках.

Можно также обратить внимание на то, как формируются осуществляющие управление госкорпорациями органы. Государственные корпорации возглавляются руководителями в соответствии с нормами, которые, как и в случае с учреждением организаций соответствующего типа, определяются отдельным законом. Так, согласно положениям ряда НПА, во многих случаях глава госкорпорации может назначаться напрямую президентом РФ.

Когда в России появились госкорпорации?

Государственные корпорации как субъекты гражданского права в РФ начали появляться по факту внесения 8.07.1999 года корректировок в Закон, регулирующий деятельность некоммерческих организаций. Появилась, таким образом, база для легализации деятельности соответствующего типа учреждений.

Как считается, первой госкорпорацией России стало агентство «АРКО», занимающееся реструктуризацией банковских организаций - оно было зарегистрировано в 1999 году. Однако после того как было учреждено данное агентство, государственные корпорации достаточно долгое время были не самой популярной организационно-правовой формой бизнеса с участием государства. Только в 2007 году их популярность приобрела устойчивый рост.

Крупнейшие госкорпорации России

Какие сегодня существуют государственные корпорации в России? Список таковых относительно небольшой, но он, безусловно, не может рассматриваться как закрытый. В зависимости от задач, которые ставит перед собой государства, могут создаваться новые организации соответствующего типа, упраздняться действующие.

В числе крупнейших госкорпораций РФ сегодня:

  • «Внешэкономбанк»;
  • «Ростехнологии»;
  • «Роснано»;
  • «Росатом».

Можно отметить, что за строительство олимпийских объектов в Сочи отвечала госкорпорация «Олимпстрой». Значимой по масштабам деятельности корпорацией считается Фонд ЖКХ.

Перспективы госкорпораций в России

Насколько перспективно дальнейшее развитие таких форм предприятий, как государственные корпорации? На этот счет есть разные точки зрения.

Так, в последние несколько лет в СМИ появляются сообщения о том, что соответствующую организационно-правовую форму деятельности предприятий планируется отменить. В частности, в одну из концепций совершенствования законодательства, регулирующего деятельность юрлиц, были включены тезисы о необходимости рассмотрения преобразования госкорпораций в иные типы организационно-правовых форм предприятий. При этом те привилегии, что имеют госкорпорации в соответствии с текущим законодательством, предполагалось аннулировать.

Но пока что госкорпорации успешно функционируют. Правда, их деятельность находится под пристальным мониторингом правительства, стремящегося повышать эффективность деятельности соответствующих организаций. В частности, довольно активно корректируются текущие системы оплаты труда сотрудников госпредприятий.

Есть, к примеру, предложения о привязке компенсаций работников соответствующих организаций к фактическим результатам труда. Есть инициативы, в соответствии с которыми полномочия сотрудников госкорпораций предполагается приблизить к тем, что характеризуют деятельность госслужащих. Аналогично планировалось возложить на специалистов государственных компаний дополнительные ограничения, в частности те, что связаны с возможностью ведения коммерческой деятельности.

Отраслевая специфика развития госкорпораций

Есть тезисы о том, что деятельность госкорпораций должна регулироваться исходя из специфики конкретного сегмента их деятельности. Так, финансовые государственные корпорации, возможно, будут в большей степени совместимы с правовыми актами, строго регламентирующими их активности. Инновационные госкорпорации, в свою очередь, возможно, будет не столь приемлемо регулировать жестко.

Аналогично отраслевой подход можно адаптировать к деятельности иных структур, таких как, например, отвечающий за развитие ЖКХ фонд. Государственные корпорации, таким образом, как формы деятельности сохраняют актуальность и имеют хорошие, как считают многие аналитики, перспективы развития.

Специфика зарубежных госкорпораций

Изучив специфику деятельности госкорпораций РФ, рассмотрим то, как работают соответствующие типы предприятий за рубежом. Учреждение подобных организаций предусматривает, конечно же, не только российская политическая система. Государственные корпорации есть во многих странах мира. Например, в США.

В числе самых известных американских госкорпораций - Amtrak. Данная фирма занимается оказанием услуг в сфере пассажирских перевозок на железных дорогах США. Учреждена она в 1971 году. Примечательно, что российские и американские госкорпорации в некоторой степени схожи в таком аспекте, как создание, - государственные корпорации в обеих странах формируются на основе принятых нормативно-правовых актов. Так, фирма Amtrak была учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одна крупная американская госкорпорация - OPIC, осуществляющая инвестирование в зарубежные проекты. Как и Amtrak, была основана в 1971 году. Некоторые эксперты рассматривают ее как агентство, подотчетное правительству США, - в данном аспекте мы можем проследить различие между российскими и американскими организациями соответствующего типа. Несмотря на то что их в некотором смысле сближает такой аспект, как создание, государственные корпорации США могут быть в большей степени подотчетны органам государственной власти. В свою очередь, по закону госкорпорации РФ, как мы знаем, менее зависимы от системы государственного управления.

К слову, можно отметить, что классификация организаций соответствующего типа в США осуществляется по более сложной схеме, чем в РФ. Например, в Америке есть госкорпорации, спонсируемые правительством, - в России их прямой аналог на уровне федерального законодательства не определен.

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «государственные корпорации». Примеры и характеристика соответствующих учреждений нами также были исследованы. Какие выводы мы можем сделать?

Прежде всего следует понимать, что госкорпорация и госпредприятие - не одно и то же. В достаточной мере близким первому термину по смыслу является понятие госкомпании. В частности, регулируются оба типа организаций положениями одного и того же закона. Однако стоит отметить, что исследованные нами термины, такие как «госкорпорация», «госпредприятие», а также «госкомпания», часто рассматриваются как синонимы. С юридической точки зрения это не вполне корректно, но в целом допустимо в силу того, что соответствующие понятия действительно очень близки.

Государственные корпорации в России, список которых достаточно регулярно корректируется, согласно приоритетам и динамике законотворческой деятельности органов власти являются, несмотря на тезисы о возможности упразднения соответствующего типа юрлиц, в достаточной мере перспективной формой работы предприятия.

Однако успешное развитие госкорпораций РФ во многом зависит от качества регулирующего законодательства, особенно в части определения критериев эффективности работы данных организаций. Популярен подход, в соответствии с которым оценка работы госкорпораций должна осуществляться по отраслевому принципу, исходя из конкретного сегмента деятельности учреждения. Также распространены тезисы о необходимости приблизить схемы регулирования деятельности государственных корпораций к тем, что характеризуют работу собственно органов власти.

Госкорпорации успешно развиваются не только в России, но и за рубежом. В частности, большое количество соответствующего типа учреждений функционирует в США. При этом их статус может иметь как признаки схожести с тем, что характеризует российские госкорпорации, так и существенные различия относительно модели работы государственных предприятий РФ.

  • Биологические мембраны. Цитоплазматическая мембрана: строение, свойства, функции.
  • в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях
  • В то же время, старение тела - это прогрессирую­щий ожог химическими веществами, который приводит к повреждению желез и нарушению их функций, вплоть до их полой дисфункции.