Все о тюнинге авто

Три вида ставок таможенных пошлин. Виды и ставки таможенных пошлин, особенности расчета. Порядок исчисления и ставки таможенных выплат

Одним из важнейших элементов таможенной по­шлины является ставка , под которой понимается величина налога на единицу обложения. В Законе РФ “О таможенном тарифе” (п. 1 ст. 3) устанавливается принцип единства таможенно-тарифного регулирования. Ставки ввозных таможенных пошлин являются едиными. Это означает, что ставки едины на всей таможенной территории РФ и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов.

Из этого правила допускаются ис­ключения. Речь идет о тарифных льготах (тарифных преферен­циях). Исключением из принципа единства ставок таможенных пошлин могут быть только те тарифные льготы, которые предусмотрены Законом РФ “О таможенном тарифе”. Среди разно­видностей тарифных льгот, установленных в ст. 34 этого Зако­на - снижение ставки пошлины и беспошлинный ввоз.

В РФ применяются следующие виды ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин:

1. адвалорные;

2. специфические;

3. комбинированные.

Адвалорные ставки (ad valorem – “от цены”) устанавливаются в процен­тах от таможенной стоимости облагаемых товаров.

Специфиче­ские ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема, количества и т.д.) облагаемого товара. Наконец, ставки, соче­тающие адвалорный и специфический виды таможенного обло­жения, называются комбинированными (например, 20% от тамо­женной стоимости, но не менее 0,4 евро за 1 кг).

Для расчета суммы ввозной таможенной пошлины для това­ров, в отношении которых применяются специфические ставки ввозной таможенной пошлины, выраженные в евро за единицу веса, или комбинированные ставки со специфической состав­ляющей, используется вес товара с учетом его первичной упа­ковки, т.е. упаковки, неотделимой от товара до его потребления, в которой товар представляется для розничной продажи (письмо ГТК России от 17 декабря 1996 г. № 01-15/22494).

Закон РФ “О таможенном тарифе” (п. 2 ст. 3) закрепляет за ГТК РФ (по согласованию с Правительством РФ) право определять и изменять ставки таможенных пошлин. В этих целях была образована Комиссия Пра­вительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике - координационный орган, на ко­торый, среди прочего, возложена подготовка предложений для Правительства РФ в области тарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, предусматривающих изменение ставок таможенных пошлин.

Ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем один раз в шесть месяцев. Едино­временно ставки не могут быть повышены более чем на 10 про­центных пунктов для адвалорных ставок (или эквивалентного значения для специфических). Решения Правительства РФ об изменениях ставок ввозных таможенных пошлин вступают в силу не ранее чем через 180 дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда такие изменения ве­дут к понижению ставок (постановление Правительства РФ от 22 октября 1997 г. № 1347 “Вопросы таможенно-тарифной по­литики”).

Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизиро­ванным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэко­номической деятельности, именуется таможенным тарифом.

Действующий импортный тариф был введен постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1560 “О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности и о таможенном тарифе РФ” (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями).

В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами - товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин. В настоящее время в РФ используется Товарная номенклатура внешне­экономической деятельности СНГ (далее - ТН ВЭД СНГ), со­глашение о которой было подписано в Москве 3 ноября 1995 г. правительствами государств - участников СНГ.

Ставки ввозных таможенных пошлин зависят не только от вида перемещаемого через таможенную границу товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны происхожде­ния такого товара.

В зависимости от страны происхождения товара ставки та­моженных пошлин могут быть разделены на:

    минимальные (базовые);

    преференциальные;

    максимальные (генеральные).

Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с Российской Федерацией предоставлен режим наибольшего благоприятствования (далее - РНБ). Определение РНБ содержится в ст. 1 Генерального Со­глашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ): “В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу плате­жей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взима­ния таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регули­рования и формальностей в связи с ввозом или вывозом <...> любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся сторо­ной в отношении любого товара, происходящего из любой дру­гой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон”.

Российская Федерация уста­навливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубеж­ными странами в двусторонних торговых договорах и соглаше­ниях. В импортном тарифе содержится перечень стран, в торго­во-политических отношениях с которыми Российская Федера­ция применяет РНБ. В этом перечне поименовано свыше 120 го­сударств.

Ставки ввозных таможенных пошлин по каждой позиции то­варной номенклатуры, применяемые к товарам, происходящим из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях РНБ, являются базовыми ставками.

В отношении товаров, происходящих из государств, кото­рым Россия не предоставляет РНБ либо страна происхождения которых не установлена, применяются базовые ставки, увели­ченные в два раза. Такие ставки называются максимальными, или генеральными.

Преференциальные ставки, как видно из названия, являют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых от­дельным странам или группам стран.

При пересечении товаров и транспортных средств через таможенную границу, взимаются разнообразные таможенные платежи:

  • 1) ввозная таможенная пошлина;
  • 2) вывозная таможенная пошлина;
  • 3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
  • 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
  • 5) таможенные сборы, а именно:
    • - таможенные сборы за совершение таможенное операций;
    • - таможенные сборы за хранение товаров;
    • - таможенные сборы за сопровождение товаров .

Действующий перечень таможенных платежей является открытым, что юридически обеспечивает возможность введения новых косвенных налогов, взимаемых, как правило, с импортируемых товаров.

Таможенная пошлина - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта . Существует несколько видов таможенных пошлин. Предложим следующую их классификацию:

  • 1. По объекту обложения:
    • - Импортные - накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается.
    • - Экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами Всемирной торговой Организации (ВТО) применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.
    • - Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.
  • 2. По характеру:
    • - Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.
    • - Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства.

Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам. Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей "перекачкой" монопольной прибыли иностранным производителям.

  • - Компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
  • - Защитные - импортные пошлины, установленные с целью защиты внутренних производителей товара от конкуренции иностранных производителей.
  • 3. По происхождению:
    • - Автономные - вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
    • - Конвенционные - устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТВТО;
    • - Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель - поддержать экономическое развитие этих стран.
  • 4. По типам ставок:
    • - Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.
    • - Переменные- таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
  • 5. По способу вычисления:
    • - Номинальные - таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.
    • - Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров .

От вида ставки пошлины напрямую зависят особенности расчета. В Решении Комиссии таможенного союза №130 от 27.11.09 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" предусматривается 3 различных вида ставок:

  • - специфическая ставка таможенной пошлины;
  • - адвалорная ставка таможенной пошлины;
  • - комбинированная ставка таможенной пошлины .

Адвалорная ставка таможенной пошлины - процент ставки от таможенной стоимости товара, подлежащего обложению. При этом ключевым моментом является определение таможенной стоимости. Для чего существуют специальные методики, предусматривающие 6 методов определения таможенной стоимости.

Специфическая ставка установлена, как величина пошлины за определённую единицу товара, подлежащего обложению, в денежном выражении (ЕВРО). Таким товаром, для примера, являются виски - ставка равна 2 евро за литр.

В комбинированную ставку включается и адвалорная (стоимостная) ставка, и специфическая (количественная). Ставка пошлины определена в едином таможенном тарифе таможенного союза. Например, на механические наручные часы установлена комбинированная ставка пошлины в размере "20 %, но не менее 6 евро за штуку". Таможенные пошлины исчисляются путём определения адвалорной (20% от таможенной стоимости товара) и специфической ставки (6 евро за единицу товара). Размер пошлины, подлежащей взысканию, определяется, как наибольшая величина из двух рассчитанных .

Таким образом, таможенная пошлина - это инструмент государственного регулирования, необходимый для правильного ведения внешнеторговой политики государства. Таможенная пошлина выполняет ряд функций, которые реализуются в зависимости от ситуации перемещения товаров через таможенную границу, а также в зависимости от выбранных таможенных процедур. Итак, рассмотрим данные функции подробнее.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок таможенных пошлин :

1) адвалорные, т.е. установленные в процентах к таможенной стоимости товаров;

2) твердые (специфические), т.е. установленные в евро за единицу измерения (веса, объема и т.д.) облагаемого товара;

3) комбинированные, т.е. сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения.

В настоящее время таможенный тариф содержит два вида комбинированных ставок:

1. Ставка № 1 (в процентах), но не менее ставки № 2 (в евро за единицу измерения). То есть, применяется та ставка, которая дает в результате наибольший размер таможенной пошлины.

2. Ставка № 1 (в процентах) плюс ставка № 2 (в евро за единицу измерения).

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов производится в валюте Российской Федерации.

По товарам, для которых установлены адвалорные ставки, таможенная пошлина рассчитывается по формуле:

где Т п – таможенная пошлина, руб.;

Т с – таможенная стоимость товара, руб.;

С п – ставка таможенной пошлины, %.

Таможенная пошлина по товарам, на которые установлены специфические ставки пошлин, рассчитывается по следующей формуле:

где Т п – таможенная пошлина;

Q – количество ввозимого товара;

С п – специфическая ставка таможенной пошлины, в евро;

К е – курс евро, установленный ЦБ РФ на день принятия таможенный декларации.

Таможенные пошлины по товарам, облагаемым по комбинированным ставкам первого вида, исчисляют следующим образом. Сначала определяют размер пошлины по специфической ставке в евро, затем по адвалорной. После этого выбирают наибольшую из этих величин.

Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, называется таможенным тарифом РФ. Вопросы применения таможенного тарифа регулируются Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» (№ 5003-1 от 21 мая 1993 года). Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ и периодически изменяются. В настоящее время действуют ставки, установленные в постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830. В нем приведены базовые ставки.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаем, указанных в Законе РФ «О таможенном тарифе».

В этом законе предусмотрены следующие особые виды таможенных пошлин : специальные, антидемпинговые, компенсационные.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям аналогичных товаров. Специальные пошлины применяются также как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств и их союзов.



Антидемпинговые пошлины применяются при ввозе на территорию РФ товаров по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, при условии, что такой ввоз наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Компенсационные пошлины применяются к ввозимым в РФ товарам, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара. При этом они могу быть:

а) базовыми;

б) преференциальными;

в) максимальными.

Базовые ставки таможенных пошлин закреплены в Таможенном тарифе и применяются в размере 100% в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. Поскольку Российская Федерация не является участницей Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), указанный режим устанавливается двусторонними международными договорами и соглашениями. Список таких стран приведен в Приложении 1.

Преференциальные ставки таможенных пошлин являются льготными ставками, входящими в национальную систему преференций Российской Федерации. Они применяются в размере 75% базовых величин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации. К этим странам в основном относятся развивающиеся страны и зависимые территории Азии, Африки и Латинской Америки. Перечень таких стран приведен в Приложении 2.

По ввозимым товарам, происходящим из наименее развитых стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации таможенные пошлины не применяются. Перечень этих стран приведен в Приложении 3.

Преференциальный режим не распространяется на некоторые виды товаров при их ввозе на территорию РФ. К таким товарам относятся отдельные продукты питания (натуральные соки, воды, пиво), подакцизные товары, аудио – и видеотехника, часы всех видов, автотранспортные средства и др. пошлины не применяются.

Таким образом, преференциальные ставки – это разновидность льготных ставок таможенных пошлин, предоставляемых отдельным странам или группам стран.

Базовые ставки таможенных пошлин увеличиваются в 2 раза в отношении товаров, ввозимых из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ не применяет режим наиболее благоприятсвуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена. Такие ставки называются максимальными ставками .

Ставки сбора за таможенное оформление товаров и транспортных средств фиксированы. Так, за оформление товаров, предназначенных не для коммерческих целей сбор взимается в российских рублях в размере 0,1% таможенной стоимости оформляемых товаров. За оформление товаров, предназначенных для коммерческих целей, сбор складывается из 2-х составляющих:

1) в российских рублях (0,1% таможенной стоимости);

2) в иностранной валюте (0,05% таможенной стоимости товаров и транспортных средств).

При этом валютная составляющая сбора оплачивается только в валюте, котирующейся ЦБ РФ.

§ 3. Льготы при уплате таможенных пошлин

Льготы по таможенным пошлинам называют тарифными льготами. Они предоставляются исключительно по решению и в порядке, установленном Правительством РФ. Основными видами тарифных льгот

1) заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня переплаты налогоплательщики, своевременно не привлеченные являются:

1) возврат уплаченной пошлины;

2) освобождение от уплаты пошлины;

3) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

1. Возврат таможенных пошлин (налогов, сборов) производится в случаях:

– излишне взысканной их суммы;

– отзыва таможенной декларации;

– восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;

– при вывозе иностранных товаров с таможенной территории Российской Федерации или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров;

– изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима.

В случае реэкспорта товаров возврат уплаченной пошлины производится при соблюдении следующих условий:

n реэкспортируемые товары должны находиться в том же состоянии, в которой они были на момент ввоза;

n реэкспортируемые товары не использовались для извлечения дохода;

n реэкспорт товара осуществляется не позднее установленных сроков с момента ввоза.

2. От уплаты таможенных пошлин освобождаются :

а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути;

б) предметы материально-технического снабжения и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории РФ для обеспечения деятельности российских и арендованных судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промыслов, ввозимая на таможенную территорию РФ;

в) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представительствами иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений РФ или законодательства РФ;

г) валюта РФ, иностранная валюта, а также ценные бумаги;

д) товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

е) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые в качестве гуманитарной помощи: товары в целях ликвидации последствий аварий и катастроф и т.д.;

ж) товары, выступающие в качестве безвозмездной помощи, поступающие на благотворительные цели по линии государства, правительства, включая оказание технического содействия;

з) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами, и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности;

и) пожарно-техническая продукция, ввозимая в РФ для обеспечения деятельности органов государственной противопожарной службы;

к) иные товары, определенные законодательством.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенные пошлины не уплачиваются, если:

1) ввозимые товары освобождены от обложения таможенными пошлинами на основании российских законов;

2) общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;

3) до выпуска иностранных товаров для свободного обращения они оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли в нормальных условиях транспортировки, хранения, использования или эксплуатации;

4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с законодательством;

5) физическими лицами ввозятся культурные ценности (при условии их письменного декларирования);

6) товары ввозятся физическими лицами для личного пользования (не для коммерческих и иных целей) и их стоимость не превышает 65 тысяч рублей (за исключением ввоза транспортных средств). При этом Правительство РФ определяет количественные, стоимостные и иные ограничения на беспошлинный ввоз товаров.

Таможенные пошлины не взимаются, если ввозимые товары помещаются под следующие таможенные режимы:

– реимпорт;

– транзит;

– таможенный склад;

– магазин беспошлинной торговли;

– переработка товаров под таможенным контролем (если продукты переработки вывозятся);

– временный ввоз (применяется полное условное либо частичное освобождение);

– свободная таможенная зона и свободный склад;

– переработка товаров вне таможенной территории (при ввозе продуктов переработки не уплачиваются; по некоторым товарам – уплачиваются частично);

– реэкспорт (если были уплачены при ввозе – возвращаются);

– уничтожение;

– отказ в пользу государства.

Таможенные пошлины не уплачиваются, если товары ввозятся из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины (п.6 Приказа ГТК России от 26 апреля 1996 г. № 258).

Специфическая для внешнеторговой деятельности льгота – это установленные тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товаров. Тарифная квота – это определенная стоимость или количество импортируемых товаров, которые облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение тарифных ставок таможенных пошлин.

§ 4. Порядок уплаты

При ввозе товаров таможенные платежи уплачиваются не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

При вывозе товаров таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи грузовой таможенной декларации.

В исключительных случаях плательщику может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты. Решение об этом принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.

Отсрочка или рассрочка уплаты предоставляется при наличии следующих оснований:

– причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

– задержка плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;

– товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

– осуществление плательщиком поставок по межправительственным соглашениям.

Таможенные платежи можно уплачивать как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу таможенного органа.

По желанию плательщика таможенные платежи уплачиваются как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, котирующейся Центральным банком РФ.

Суммы излишне взысканных таможенных платежей подлежат возврату по письменному заявлению плательщика, поданному в таможенные органы не позднее трех лет с момента уплаты таких сумм.

При возврате таможенных платежей, проценты с них не выплачиваются, а их суммы не индексируются. Возврат таких платежей производится в той валюте, в которой производился платеж или списание. Перерасчет иностранной валюты в российские рубли производится по курсу ЦБ РФ, действовавшего на момент принятия таможенной декларации.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей применяются меры по их принудительному взысканию за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, или за счет его иного имущества. При неуплате таможенных платежей в установленный срок уплачиваются пени. Они начисляются за каждый календарный день просрочки платежа в процентах в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Учет таможенных пошлин

Уплата ввозной таможенной пошлины отражается в бухгалтерском учете проводкой:

КРЕДИТ 51 (52)

– уплачена в бюджет ввозная таможенная пошлина.

Сумма ввозной таможенной пошлины включается в покупную стоимость приобретаемых товаров. При этом делается проводка:

ДЕБЕТ 41 (08,10,15)

– начислена ввозная таможенная пошлина.

Уплату вывозной таможенной пошлины отражают бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам»

КРЕДИТ 51 (52)

– уплачена в бюджет вывозная таможенная пошлина.

Начисление вывозной таможенной пошлины отражается проводкой:

ДЕБЕТ 90 субсчет «Таможенные пошлины»

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам»

– начислена вывозная таможенная пошлина.

Сумма экспортной выручки, подлежащая обязательной продаже, уменьшается на сумму вывозной таможенной пошлины в соответствии с п.8 инструкции ЦБ РФ от 29 июня 1992г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Таможенные пошлины перечисляются в федеральный бюджет.

В налоговом учете расходы по уплате ввозной таможенной пошлины уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (подп.1 п.1 ст. 264 НК РФ).

Контрольные вопросы

1. Какие виды обязательных платежей предусмотрены таможенным зако­нодательством?

2. Какова роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности и формировании доходной части бюджета?

3. Назовите основные цели введения таможенных пошлин.

4. Какова экономическая сущность таможенной пошлины?

5. Являются ли плательщиками таможенных пошлин физические лица?

6. Дайте характеристику видов таможенных пошлин.

7. Назовите виды ставок таможенных пошлин.

8. Что понимается под таможенным тарифом?

9. Каковы особенности установления ставок таможенных пошлин при ввозе товаров физическими лицами для лич­ного пользования?

10. Каким законодательным актом закреплен порядок взи­мания таможенных пошлин?

11. Что такое таможенная стоимость товаров?

12. Какие методы используются для определения таможен­ной стоимости товаров?

13. Каков порядок применения методов определения тамо­женной стоимости товаров?

15. Каков порядок декларирования таможенной стоимости товара?

16. Какие бывают таможенные льготы и преференции?

17. В отношении каких стран Российской Федерацией уста­новлена система преференций?

18. Каков порядок уплаты таможенных пошлин?

Глава 23. Государственная пошлина

1. Плательщики и объекты взимания.

2. Льготы и порядок уплаты государственной пошлины.

Наряду с ввозными и вывозными пошлинами, законодательством РФ предусмотрены следующие виды пошлин: сезонные и особые. Особые виды пошлин в свою очередь подразделяются на специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Введение сезонных пошлин предусмотрено в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» в качестве меры оперативного регулирования экспортных и импортных операций.

Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не применяются.

В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины отнесены к мерам нетарифного регулирования внешней торговли товарами и применяются для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Правовые основы введения в РФ специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин установлены ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Специальная защитная мера - это мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. Предварительная специальная пошлина взимается до получения результатов расследования. Суммы от взимания предварительной специальной пошлины помещаются на депозит таможенного органа. По результатам проведенного расследования находящиеся на депозите таможенного органа суммы временной специальной пошлины перечисляются в федеральный бюджет либо возвращаются плательщику в соответствии с порядком возврата таможенных платежей. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать 200 дней.

Антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.

Под демпинговым импортом понимается импорт товаров на таможенную территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

Материальный ущерб отрасли российской экономики может выражаться в сокращении объема производства аналогичного товара в РФ и объема его реализации на рынке РФ, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли российской экономики, уровень инвестиций в данную отрасль российской экономики.

В случае, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования.

Решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины не может быть принято ранее чем через шестьдесят календарных дней- со дня начала расследования.

Предварительная антидемпинговая пошлина вносится в соответствии с положениями таможенного законодательства РФ на депозит таможенного органа.

Суммы предварительной антидемпинговой пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования окончательного решения о применении антидемпинговой меры.

Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводя щим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.

Специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) - это субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара. .

В случае, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины на срок до четырех месяцев в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования.

Решение о введении предварительной компенсационной пошлины не может быть принято ранее чем через шестьдесят календарных дней со дня начала расследования.

Предварительная компенсационная пошлина вносится в соответствии с положениями таможенного законодательства РФ на депозит таможенного органа. Суммы предварительной компенсационной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования окончательного решения о применении компенсационной меры.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются решениями Правительства РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов (за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе»).

В РФ применяются следующие виды ставок пошлин: -

адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; -

специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; -

комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Ставки таможенных пошлин применяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом к таможенному оформлению (в исключительных случаях при их изменении - по дате пересечения таможенной границы РФ при наличии специального указания).

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров: -

в отношении товаров, происходящих из государств, которым в торгово-политических отношениях РФ предоставляет режим наибольшего благоприятствования (РНБ) на основе подписанных с ними торговых договоров и соглашений, применяются ставки ввозных пошлин, установленные Правительством РФ; -

в отношении товаров, происходящих из государств, которым в торгово-политических отношениях РФ не предоставляет режим наибольшего благоприятствования, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Правительством РФ, увеличенные в 2 раза; -

в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных та моженных пошлин, установленные Правительством РФ, уменьшенные на 25% ; -

в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, применяется полное освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины; -

в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ, в соответствии с двухсторонними соглашениями о свободной торговле ввозные таможенные пошлины не взимаются.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации. -

Исчисление таможенной пошлины производится в валюте РФ.

Таможенная пошлина может уплачиваться по желанию плательщика как в рублях РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ.

Система таможенных преференций

В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот па преференциальный ввоз (вывоз) товара. Тарифная льгота - разновидность налоговых льгот.

Возврат ранее уплаченной таможенной пошлины предусматривается отдельными таможенными режимами, закрепленными в Таможенном кодексе, например, реимпорта, реэкспорта, беспошлинной торговли. Полное освобождение (в том числе полное условное освобождение) от уплаты таможенной пошлины допускается в соответствии с‘таможенными режимами международного таможенного транзита, переработки на таможенной территории, таможенного склада, реимпорта, реэкспорта и т.д. Частичное освобождение (в том числе частичное условное освобождение) предоставляется в соответствии с таможенными режимами переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории, временного ввоза.

В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» от уплаты таможенной пошлины освобождаются: 1.

Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств. 2.

Продукция морского промысла российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации. 3.

Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений или законодательства РФ. 4.

Валюта РФ, иностранная валюта, а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами РФ. 5.

Товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 6.

Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий. 7.

Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве гуманитарной помощи и в целях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий и др.

В соответствии с ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей.

Тарифная льгота в виде снижения ставок пошлины предоставляется в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ. Такие товары облагаются по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа.

Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара - специфическая для внешнеторговой деятельности налоговая льгота. Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины.

Под преференциями понимаются особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

Под режим преференциального ввоза могут помещаться: во-первых, товары, происходящие из государств, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз, и, во-вто- рых, товары, происходящие из развивающихся стран - пользователей российской национальной системы преференций.

Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, определяется равным образом как для наименее развитых, так и для развивающихся стран. (Этот перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. № 414 «Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции»).

В соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Российской Федерацией и, соответственно, Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и Республикой Грузия, товары, происходящие из указанных государств (за исключением РФ) и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. При этом тарифная (преференциальная) льгота распространяется на все ввозимые в РФ товары.

Таким образом, национальная система (схема) преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, включает в себя три основных элемента: -

перечень развивающихся стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации (103 страны); -

перечень наименее развитых стран-пользовате- лей схемой преференций Российской Федерации (51 страна); -

список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется. Преференциальный ре жим применяется в случае представления сертификата о происхождении по форме «А» и при условии соблюдения правила прямой отгрузки и непосредственной закупки.

Преференциальный режим распространяется не на все товары, ввозимые на территорию РФ.

Перечень товаров, к которым применяются преференции при ввозе в РФ, определяется Правительством РФ. Этот перечень товаров определен в Приложении 4 к приказу ГТК России от 25 декабря 2003 г. № 1539 «О предоставлении тарифных преференций».

Тарифные преференции (льготы), предусмотренные национальной системой преференций РФ, предоставляются при предъявлении сертификата о происхождении товара по форме «А» только при соблюдении правила «прямой отгрузки и непосредственной закупки».

Виды ставок пошлин:

Адвалорные -- определяются в процентах от таможенной стоимости товаров.

Специфические -- устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

Комбинированные -- при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.(Виды: альтернативная и суммарная)

Ставки таможенного тарифа(в зависимости от торгового статуса стран) :

  • · Автономные - имеют максимальный уровень, применяются во внешней торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений.
  • · Договорные - применяются в рамках режима наибольшего благоприятствования, соглашений о ТС, ГАТТ/ВТО.
  • · Преференциальные - из наименее развитых и развивающихся стран
  • · Беспошлинный ввоз - нулевые ставки

Статья 116 ТКТС. Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов

  • 1. Ввозные таможенные пошлины , за исключением ввозных таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.
  • 2. По желанию плательщика ввозные таможенные пошлины могут уплачиваться до подачи таможенной декларации.
  • 3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины , установленные Комиссией Таможенного союза, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза.
  • 4. Предварительная специальная, предварительная антидемпинговая и предварительная компенсационная пошлины , установленные Комиссией Таможенного союза, уплачиваются на счет Федерального казначейства. В случае, если по результатам расследования, будет установлено, что основания для введения пошлин отсутствуют, уплаченные суммы подлежат возврату
  • 6. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются на счет Федерального казначейства.
  • 7. Налоги, а также таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования уплачиваются на счет Федерального казначейства. Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.
  • 8. Уплата таможенных пошлин , налогов может осуществляться в централизованном порядке путем внесения сумм таможенных пошлин, налогов на счета, за определенный период вне зависимости от того, в какой таможенный орган будет подана таможенная декларация на такие товары.
  • 9. Уплата таможенных пошлин, налогов в ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ПОРЯДКЕ может осуществляться плательщиками таможенных пошлин, налогов, заключившими с федеральным органом исполнительной власти, соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов.
  • 10. Соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и плательщиком таможенных пошлин, налогов заключается в случае :
  • 1) если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченных в течение года, предшествующего заключению указанного соглашения, превышает 100 миллиардов рублей;
  • 2) отсутствия задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов;
  • 3) осуществления внешнеэкономической деятельности свыше трех лет;
  • 4) совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, в двух и более таможенных органах, расположенных в регионах деятельности двух и более региональных таможенных управлений, либо в таможенных органах, определенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;
  • 5) отсутствия совершенных неоднократно (два и более раза) в течение одного года, предшествующего заключению указанного соглашения, административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.7 и 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • 6) если ввоз и (или) вывоз товаров осуществляются не реже одного раза в месяц.