Все о тюнинге авто

Бондарев вкс биография. Биография генерал-полковника виктора бондарева. Основные направления деятельности ГОУ ГШ ВС РФ

Бондарев Виктор Николаевич – командир 899-го гвардейского Оршанского дважды Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени штурмового авиационного полка имени Ф.Э. Дзержинского 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, полковник.

Родился 7 декабря 1959 года в селе Новобогородицкое ныне Петропавловского района Воронежской области. Русский. В 1977 году окончил среднюю школу в Новобогородицком.

С августа 1977 года – в Военно-воздушных силах СССР. В 1981 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.П. Чкалова. С 1981 служил в 44-м учебном авиационном полку, который обеспечивал учебный процесс Барнаульского высшего военного авиационного училища лётчиков (станция Калманка Алтайского края): лётчик-инструктор, старший лётчик, командир звена. В 1989 году направлен на учёбу в академию.

В 1992 году окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. С 1992 года служил в Борисоглебском учебном центре подготовки лётного состава: старший штурман, командир эскадрильи. Затем проходил службу командиром штурмовой авиационной эскадрильи, заместителем командира, а с сентября 1996 года по октябрь 2000 года - командиром 899-го гвардейского штурмового авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, дислоцированного на военном аэродроме Бутурлиновка в Воронежской области.

Участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе в ходе первой и второй чеченских войн. В первой чеченской войне совершил свыше 100 боевых вылетов. В декабре 1994 года при штурмовке позиций дудаевцев у села Шатой огнём с земли был сбит самолёт одного из лётчиков полка. Тогда В.Н. Бондарев подавил зенитные средства боевиков и до прибытия спасательного вертолёта огнём с неба отгонял боевиков от места приземления лётчика. В период второй чеченской войны совершил свыше 300 боевых вылетов против незаконных вооружённых бандитских формирований.

Указом Президента Российской Федерации № 709дсп от 21 апреля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни, полковнику Бондареву Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С ноября 2000 по 2002 год – заместитель командира 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО (город Воронеж). В 2004 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. С июня 2004 года – командир 105-й смешанной авиационной дивизии. С мая 2006 года – заместитель командующего, а с июня 2008 года – командующий 14-й армией ВВС и ПВО (Новосибирск).

С 17 июля 2009 года – заместитель главнокомандующего, с 15 июля 2011 года – начальник Главного штаба – первый заместитель главнокомандующего, а с 6 мая 2012 года по 1 августа 2015 года – главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации. С 1 августа 2015 года по 26 сентября 2017 года – главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации.

Освоил самолёты Л-29, МиГ-21, Су-25 и другие. Имеет общий налёт более 3000 часов. Был допущен к полётам днём и ночью, в любых метеоусловиях. 9 мая 2015 года во время авиационной части военного парада в Москве в ознаменование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне пилотировал самолёт Ту-160.

26 сентября 2017 года освобождён от занимаемой должности и уволен с военной службы. До этого 19 сентября 2017 года в качестве представителя от исполнительного органа государственной власти Кировской области назначен членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 27 сентября 2017 года утверждён в должности председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Живёт и работает в Москве.

Воинские звания:
генерал-майор (2005);
генерал-лейтенант (9.08.2012);
генерал-полковник (11.08.2014).

Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2016), Мужества (4.01.1995), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1984), медалями, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени с мечами (6.01.1995), а также орденами и медалями иностранных государств.

Заслуженный военный лётчик Российской Федерации (2010).

Кандидат технических наук.

Бондарев Виктор Николаевич – командир 899-го гвардейского Оршанского дважды Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени штурмового авиационного полка имени Ф.Э.Дзержинского 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, полковник. Родился 7 декабря 1959 года в селе Новобогородицкое ныне Петропавловского района Воронежской области. Русский. В 1977 году окончил среднюю школу. С 1977 года – в Военно-воздушных силах СССР. В 1981 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.П.Чкалова, в 1992 году – командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина, а в 2004 году – Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил РФ. После окончания училища служил лётчиком-инструктором и командиром звена в Барнаульском высшем военном авиационном училище лётчиков. Затем служил старшим штурманом и командиром эскадрильи в учебном центре подготовки лётного состава. В 1980-х годах в составе ограниченного контингента советских войск принимал участие в боевых действиях в Демократической Республике Афганистан. Затем был командиром авиационной эскадрильи, заместителем командира, а с сентября 1996 года по октябрь 2000 года командиром 899-го гвардейского штурмового авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, дислоцированного на военном аэродроме Бутурлиновка в Воронежской области. Участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе в ходе первой и второй чеченских войн. В первой чеченской войне совершил свыше 100 боевых вылетов. В декабре 1994 года при штурмовке позиций дудаевцев у села Шатой огнём с земли был сбит самолёт одного из лётчиков полка. Тогда В.Н.Бондарев подавил зенитные средства боевиков и до прибытия спасательного вертолёта огнём с неба отгонял боевиков от места приземления лётчика. В период второй чеченской войны совершил свыше 300 боевых вылетов против незаконных вооружённых бандитских формирований. Указом Президента Российской Федерации № 709дсп от 21 апреля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни, полковнику Бондареву Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда». С 2000 года – заместитель командира, а с 2004 года – командир 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО (город Воронеж). С мая 2006 года – заместитель командующего, а с июня 2008 года – командующий 14-й армией ВВС и ПВО (Новосибирск). С 17 июля 2009 года по 15 июля 2011 года – заместитель главнокомандующего, с 15 июля 2011 года по 6 мая 2012 года – начальник Главного штаба – первый заместитель главнокомандующего, а с 6 мая 2012 года по 1 августа 2015 года – главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ. С 1 августа 2015 года – главнокомандующий Воздушно-космическими силами РФ. 9 мая 2015 года в Москве во время авиационной части военного парада в ознаменование 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне пилотировал самолёт Ту-160. Живёт в Москве. Воинские звания: генерал-майор (2005), генерал-лейтенант (9.08.2012), генерал-полковник (11.08.2014). Награждён советским орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, российским орденом Мужества (4.01.1995), медалями, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени с мечами (6.01.1995). Заслуженный военный лётчик РФ, лётчик-снайпер. Освоил самолёты Л-29, МиГ-21 и Су-25. Имеет общий налёт более 3000 часов. Был допущен к полётам днём и ночью, в любых метеоусловиях.

Информационное агентство ТАСС опубликовало небезынтересное интервью экс-главкома ВКС России, председателя комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по обороне и безопасности Героя России Виктора Бондарева. Наш блог приводит его сокращенный вариант.

Воздушно-космические силы (ВКС) России за минувшие пять лет значительно обновили свой боевой состав и прошли серьезную проверку в Сирии. Авиационная промышленность ведет работу над созданием перспективных самолетов различных типов, идет согласование новой госпрограммы вооружений до 2025 года. Об оправданности создания ВКС, подготовке летчиков и их боевой работе в Сирии, отношениях военного ведомства с промышленниками и перспективах нового истребителя Су-57 в интервью ТАСС рассказал экс-главком ВКС России, председатель комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по обороне и безопасности Герой России Виктор Бондарев.

Виктор Бондарев Алексей Ерешко / Министерство обороны России

Бондарев-летчик, Бондарев-главком и Бондарев-сенатор — это все-таки разные люди, Виктор Николаевич? Что поменялось на гражданке?

Наверное, у каждого офицера жизненный путь в армии когда-нибудь заканчивается. И надо готовить себя к чему-нибудь другому. Получилось так, что волею судьбы я летчик. Заметили — стал главкомом, заметили — стал сенатором. Думаю, что изменить меня, сделать каким-то другим уже невозможно. Поэтому это один человек — что летчик, что главком, что сенатор. Только поменял форму одежды, а все остальное по-прежнему: так же болею за Россию, за ВКС, за армию. Поменял форму одежды, а все остальное по-прежнему: так же болею за Россию, за ВКС, за армию.

Я более 40 лет в вооруженных силах, участвовал во многих военных конфликтах. Сейчас многие мои подчиненные находятся в Сирии. Они всегда будут моими подчиненными, хотя я и уволился из армии. Я их готовил, их туда отправлял, и спрос — с меня. На гражданке многое поменялось, конечно. Здесь как в армии уже не прикажешь, можно лишь уважительно попросить. Но жизнь есть жизнь, нужно просто стараться делать свое дело.

Когда вы стали главкомом в 2012 году, что потребовало первостепенного внимания в огромном "хозяйстве" Военно-воздушных сил? Что было самым трудным?

Максимум усилий было направлено на обновление авиационного парка, на подготовку молодого летного состава. Мы начали получать современные вертолеты и самолеты, которые прекрасно показали себя в Сирии. После каждого боевого применения проводили тщательный анализ, вызывали промышленность для доработок. Сейчас практически нет разницы между неуправляемыми и управляемыми боеприпасами, результаты по точности попадания почти одни и те же.

Благодаря министру обороны большие силы были брошены на обеспечение личного состава жильем, военные городки стали приводить в должное состояние, ремонтировать аэродромы постройки 40-50-х годов прошлого века. Мы достойно подняли вид, и сейчас он занимает ведущее место в вооруженных силах. После создания ВКС работы еще больше прибавилось. Это и ПВО, и космическая составляющая, организация и управление всем этим огромнейшим организмом. И естественно, боевая подготовка. Объединить — самое простое, надо еще сделать, чтобы оно было боеспособным, отвечало современным требованиям. Считаю, что мы достигли в этом направлении определенных высот. Я благодарен своим подчиненным и заместителям. Думаю, мы достойно подняли вид, и сейчас он занимает ведущее место в вооруженных силах.

В таких энергичных изменениях вам дали, как говорится, полный карт-бланш? Не встречали ли ваши идеи возражений?

Нет, мои идеи возражений не встречали. Наоборот, поддержку оказывал и министр обороны, и Верховный Главнокомандующий. Мы стали два раза в год докладывать ему о состоянии дел в видах и родах войск вооруженных сил. Я с честью и достоинством могу сказать, что благодаря заботе руководства Минобороны и страны ВКС получили достаточно и самолетов, и вертолетов, и ПВО, и космических средств. Например, стратегическому ракетоносцу Ту-160 до сих пор нет равных в мире, и сейчас при возобновлении производства этого самолета туда будет вложено столько нового, что он будет еще лет 40 суперновым самолетом.

Разные мнения до сих пор высказывают о целесообразности объединения ВВС и ВКО в один большой вид. Космические войска с самого своего основания "переезжали" то из РВСН к Генштабу, то становились Военно-космическими силами. Вы сами что по этому поводу думаете — где место космосу в нашей армии?

На мой взгляд, место космосу там, где он сейчас. Например, в США в составе ВВС помимо этого — еще и ракетно-ядерные силы.

То есть можно было бы и РВСН к себе забрать?

Этого нам не надо, у нас есть чем командовать. Три "ствола" Воздушно-космических сил — авиация, ПВО и космос — неразрывны, дополняют друг друга, и я думаю, с их развитием мы будем иметь огромнейший потенциал, сильнейший вид, который будет в реальном времени отслеживать обстановку в мире и мгновенно реагировать на ее изменения.

Получается, что управление этим колоссом должно быть ювелирным. Ныне существующая система управления отвечает таким требованиям? Как все должно быть выстроено, может быть, что-то надо поменять?

Нет, менять ничего не надо, надо просто развивать и обеспечивать ВКС более современными средствами управления. Много опытно-конструкторских работ (ОКР) идет в этом направлении. Я думаю, что в самое ближайшее время будут поступать эти элементы, этим занимается и "Алмаз-Антей", и другие организации. Уже сейчас видно, что информация от одного рода войск к другому поступает значительно оперативнее, и Сирия это подтвердила.

То, что курсанты должны летать с первого курса, конечно же, не моя идея. В Советском Союзе изначально было именно так. С момента зарождения авиации изучение техники длилось две-три недели, и далее пилот приступал к полетам. Когда я учился в училище, мы тоже летали с первого курса, на полеты выходили во втором семестре. И я считаю, что это правильно. Количество отсеявшихся из училища было минимальным. С момента зарождения авиации изучение техники длилось две-три недели, и далее пилот приступал к полетам

А сегодня курсант учится два с половиной года, изучает все дисциплины, не летает, готовится, а перед выходом на полеты его проверяют и обнаруживают несоответствие по здоровью. Столько времени потеряно, нужно куда-то поступить заново. Раньше курсант заканчивал только первый семестр, и если ему говорили, что он негоден к летному обучению, он тут же забирал документы и шел либо в другое училище, либо в гражданский вуз. Мы к этому придем и обязательно будем летать с первого курса.

Да, сейчас будет налажено производство легких многоцелевых самолетов Diamond 42 на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), ВКС будут получать их для первоначальной летной подготовки. Я на этом самолете полетал и хочу сказать, что на нем можно хорошо обучить курсанта. Самолет этот, кстати, очень надежный и простой в управлении.

На первом курсе человек должен подтвердить ту теорию полета, которую он изучал. Со временем, на следующем курсе, другой тип самолета будем давать, чтобы будущий летчик за время обучения в училище освоил как можно больше типов воздушных судов. Тем проще ему потом в войсках будет осваивать боевые самолеты, переходить на новые типы. Из него получится прекрасный пилот. Вот такая система обучения должна быть — и со временем будет.

Мы же постоянно говорим об импортозамещении. А тут — австрийские самолеты, пусть и производящиеся в России.

Ну, производство локализовано. На сегодняшний момент, я считаю, дешевле приобрести эти самолеты, чем своих дожидаться. Они параллельно разрабатываются, но я вам хочу сказать, что учить курсанта надо сегодня, а не через пять лет. С 2018 года должны начать поступать первые Diamond DA42Т, и курсанты будут летать именно на них.

Проект учебного самолета СР-10, насколько я понимаю, стал несколько одиозным за минувшие два года. Он все-таки будет реализован?

Проблема в том, чтобы развернуть производство этого самолета в Смоленске. Тем не менее думаю, что в 2018 году этот самолет должен выйти в серию. Система летной подготовки будет выстроена следующим образом: Diamond — это первоначальная летная подготовка, СР-10 — средняя летная подготовка на втором-четвертом курсе, и третий этап — это Як-130 на выпускном курсе. Может быть, еще МиГ-29 и МиГ-35, в зависимости от того, как будут оснащаться строевые части и училища.

Мы с вами не раз говорили на эту тему, но теперь, мне кажется, можно ее немного развернуть. Каким должен быть самолет шестого поколения? Многое сейчас идет в сторону беспилотных вариантов. Но разве живого, умного, опытного человека можно полностью заменить пусть сообразительной, но все-таки машиной?

Когда-то, на заре авиации, никто даже и подумать не мог, что в самолете будет бортовой цифровой вычислительный комплекс, что он будет решать задачи прицеливания. Все было, как мы говорим, "по лаптю". Тем не менее сегодня летчик не задумывается, какая у него скорость, высота, перегрузка. Его основная задача — наложить перекрестье на цель, и бомба будет там.

Мы в школе учились считать на счетах. Нам говорили, что лучше человеческого ума и памяти ничего нет и быть не может. Потом появились микрокомпьютеры, планшеты, суперкомпьютеры, и человеку даже не снилось то, что они могут просчитать. Я думаю, не за горами тот день, когда у машин появится собственный интеллект, так почему бы не доверить им авиацию или ПВО? Пока же человеческий ум своей многовариантностью еще может затмить все и вся. Пилот может своевременно остановиться или, наоборот, усложнить ту или иную задачу. Машина только выполняет программу.

Вы полагаете, что искусственный интеллект в будущем сможет заменить солдата на поле боя, а летчика в кабине самолета?

Конечно. И летающие роботы смогут действовать не отдельно, а целым "роем". Может, оператор будет сидеть на земле и управлять целой беспилотной эскадрильей с помощью вычислительной техники.

А восстание машин нам при таком сценарии не грозит?

Год от года слышим заявления, что уж в следующем-то году тот или иной перспективный самолет обязательно начнет поступать в войска — а в итоге в конце 2017-го воз и ныне там. Где перспективный ракетоносец-стратег, перехватчик, транспортник? Почему столько лет подряд о них говорят, но работа идет так медленно?

Очень серьезный вопрос. В некоторых случаях мы, наверное, немного разбаловали промышленность сроками проведения опытно-конструкторских работ, которые шли по 10-15 лет. Министр поставил задачу с самого начала — на ОКР не более трех лет. В принципе, промышленность подтянулась, все разработки пошли значительно быстрее.

Брать старье армии неинтересно. Исходя из этого, в процессе подготовки и завершения ОКР промышленники часто вынуждены доводить до ума какие-то элементы, чтобы они соответствовали современным требованиям. Это, конечно, незначительно, но удлиняет сроки. Некоторые ОКР закрыли сразу, потому что они уже потеряли актуальность и никаких результатов там не получалось. Но в основном-то все идут и движутся. Сейчас максимум три года, а так стараются завершить за полтора-два.

Ну хорошо, возьмем для примера ПАК ДП — перспективный перехватчик. Вы сами говорили о том, что МиГ-31 практически исчерпали свой ресурс. Когда им придет замена?

По решению министра обороны 53 самолета МиГ-31 взяли из числа сверхштатных и поставили на завод, чтобы снова поднять их на крыло. В 2016 году ВКС получили 17 обновленных самолетов, в этом году, по-моему, 23 будут получать, ну и в 2018-м все остальное. Плюс ко всему, существующему парку продлили срок жизни на пять лет, а некоторым самолетам и на семь — до 40 лет.

Научно-исследовательская работа (НИР) по ПАК ДП идет. Надеюсь, она скоро завершится. Думаю, что в 2018 году начнется ОКР по разработке перспективного перехватчика. Нам без него никуда, впереди максимум семь-десять лет, но за это время мы должны не только разработать этот самолет, но и изготовить его, начать серийные поставки в воинские части. Это большая работа.

И все же Минобороны по поводу многих проектов говорит промышленности: сделайте за собственные средства, а мы посмотрим — брать или не брать. Промышленники разводят руками. Позиция военного ведомства в данном случае правильная?

Вы знаете, я считаю, что Министерство обороны занимает правильную позицию. Весь мир живет по таким правилам.

А где промышленности на все это брать деньги?

Откуда, допустим, Lockheed Martin берет деньги на новый самолет? А потом продает министерству обороны Соединенных Штатов Америки. Просто тамошние военные в свое время сказали: так и так, ребята, ваши самолеты — наши деньги. Разработали, нам понравилось — берем. И когда это все до наших промышленников дойдет…

То есть эта система жизнеспособна?

Да, я считаю, что так и надо работать. В итоге наши самолеты показывают прекрасные результаты.

Почему американцы не прилетают на "Авиадартс"?

Потому что боятся, что их F-22 и F-35 не попадут никуда.

А я думаю, скорее из-за политической обстановки.

Да нет, изначально-то, когда мы по указанию министра начали проводить соревнования, отношения были не такими, как сейчас. Но они все равно не прилетали. Ладно, бог с ними, но на этих типах самолетов летает пол-Европы. И все категорически отказывались, потому что знали, что показать им особо нечего. Мы видим это по Сирии — как они бомбят и как мы бомбим.

Часто говорят, что наш Су-57 — это калька американских "Рапторов", что мы пытаемся их скопировать и на самом деле они слишком дорогие, чтобы выйти в серию.

Все прекрасно понимают, что Су-57 не будет стоить как Як-130. И даже не как Су-35. Это абсолютно другая, суперсовременная разработка. Я видел его, сидел в нем, видел, как он работает, мне докладывали из Ахтубинского авиацентра.

Это на самом деле прекрасный самолет, и он может быть не только пятого, но и шестого поколения. У него огромнейший модернизационный потенциал. Самое главное, что по своей незаметности он лучший среди существующих образцов. Он воплотил все лучшее, что есть в современной авиационной науке, не только российской, но и мировой.

Но никто не говорит, что он должен быть дешевым. Тогда мы можем вообще остановить всю промышленность, и она нам ничего не выдаст. Коль мы его заказали, выделили на это деньги, то извините, на "Ньюпорах" сейчас воевать никто не будет. Мы раскрутили авиационные заводы на выпуск определенной партии новейших самолетов и вертолетов, и сейчас говорить, что они нам не нужны, ни в коем случае нельзя, начнется необратимый процесс. Не будет в этом году — будет в следующем. Без авиации у России нет будущего.

Замминистра обороны Юрий Борисов говорил, что мы сократим количество закупаемых в первые годы Су-57.


Естественно, необходимо время, чтобы развернуть их производство. В первый год ВКС не получат 20 или 15 самолетов, лишь два-три и так далее. Но мы не имеем права отставать. Сегодня китайцы, индийцы делают самолет пятого поколения, европейцы начали вести совместную разработку, американцы ведут работы над самолетом шестого поколения.

Новую госпрограмму вооружений (ГПВ) сильно сократят?

Я думаю, что те деньги, которые заложены в новую ГПВ, останутся без изменений. Она будет не меньше, чем была предыдущая.

Минобороны все-таки будет закупать новый легкий истребитель МиГ-35?

Да, его закупки внесены в новую госпрограмму вооружений. Сейчас точно не скажу, но до 2020 года, кажется, 24 самолета. Конечно, его надо брать, хороший самолет. Он примерно в два раза дешевле, чем Су-30 или Су-35. Он надежен, пригоден для обучения, охраны воздушного пространства, обладает минимально возможным временем взлета и минимальными потребностями для подготовки к полету.

Знаменитый "Грач" Су-25 будут на что-то менять или век штурмовиков подходит к концу?

Штурмовик всегда будет нужен. Су-25 модернизировали до варианта СМ3, у него надежнейший планер, огромный модернизационный и ремонтный потенциал. Думаю, он будет летать еще лет 10-15. Естественно, со временем его надо будет менять. Сегодня рассматриваются разные варианты.

Вы говорили, что на базе Су-34 будет создано единое семейство самолетов, в том числе и вариант штурмовика.

Да, мое мнение таково, что новый штурмовик все-таки надо на базе Су-34 делать. Прекрасный самолет, маневренный, восемь тонн бомбовой нагрузки против четырех у "двадцать пятого", прекраснейшие точностные характеристики. Есть, конечно, и свои недостатки — из-за того, что пилоты сидят рядом, для летчика правой стороны обзор на 50% меньше, чем слева. Но я думаю, проще и быстрее будет сделать кабину для одного пилота, а все остальное оставить как есть. Двигатели будут практически одними и теми же что для Су-34, что для нового штурмовика.

Возвращаясь к операции ВКС в Сирии и учитывая ваш опыт участия в боевых действиях, можно ли сравнить конфликт в этой стране с афганской, чеченской и другими локальными войнами, в которых участвовали советские и российские военнослужащие?

В афганской кампании воевали летчики, пехотинцы, десантники, инженерные войска, артиллерия. Если ставилась задача взять город, кишлак, провинцию или перевал, это шло с огромным натиском, с большим огневым воздействием. Наши ребята брали небольшой город за три-четыре дня.

Чеченская кампания шла на своей территории, и так, как в Афганистане, действовать было нельзя. В Чечне мирные жители, старики и дети не покидали свои аулы, и естественно, мы не имели права бомбить свои же города. Поэтому кампания и длилась так долго. Тем более мы стремились мирным путем разрешить весь этот конфликт. Практически после каждой операции проводились дни и даже недели тишины. Самое главное — чеченский народ поверил, что мы россияне, мы один народ и должны жить вместе. А не так, как в Сирии сейчас, — воевать друг с другом.

Потери российской армии в Сирии велики?

Потери российской армии в Сирии минимальны по сравнению с чеченской или афганской кампаниями. Да, мы потеряли там прекрасного летчика Олега Пешкова. Погиб экипаж Ми-8 Романа Павлова, и тела летчиков до сих пор находятся там. Работаем по этому вопросу. Это моя боль. Все воины должны вернуться на родную землю, пусть некоторые и посмертно.

Нужно ли было вообще затевать сирийскую кампанию?

Если бы не мудрое решение о вводе войск в Сирию в 2015 году, этой страны давно не было бы. Сколько в этом регионе находится террористов — одному богу известно. По самым скромным подсчетам, их там более 100 тысяч — и все они прекрасно подготовлены. Простого бандита, вооруженного автоматом или гранатометом, еще надо учить воевать с регулярной армией, а коли он это делал с успехом, значит, он получал огромные денежные средства, вооружение, боеприпасы.

Сирийская армия была практически брошена, одна воевала. Благодаря работе ВКС России мы сначала остановили наступление, потом переломили обстановку, а затем подготовили плацдарм для наступления на все занятые игиловцами территории, города, села, провинции. Если честно, если посмотреть правде в глаза, то кроме ВКС, кроме России, оказывающей Сирии огромную поддержку, с террористами там никто практически и не борется. Еще, правда, сирийская армия.

Сколько еще продлится война в Сирии?

Сколько еще она продлится, одному только богу известно. Около 95% территории страны освобождено, правда, вся она разрушена почти до основания. Мы прекрасно понимаем, что всех игиловцев на сегодняшний день уничтожить невозможно. Многие из них рассредоточились по деревушкам, полям и пустыням, многие вышли на территорию Ирака, многие перешли на сторону сирийской армии, хотя таких надо проверять и проверять — многие притворились мирными жителями и ждут отмашки.

И чем больше будет авторитета у сирийской армии (а ее авторитет — это очистка территории и уничтожение этих бандгрупп), тем быстрее там будет наведен мир и порядок. Чем скорее будут освобождены все нефтяные и газовые поля, тем быстрее Сирия начнет строительство инфраструктуры, жилья, заводов, фабрик — всего необходимого для развития страны.

Но у России тоже наверняка есть свои геополитические интересы в Сирии? Мы же не из рыцарства тратим огромные деньги на эту войну.

Ни одна война дешево не проходит. Да, мы тратим определенные средства на обеспечение армии, на оказание помощи Сирии, но давайте посчитаем другие деньги — если бы вся эта свора пришла к нашим границам, сколько бы мы тогда потратили? Пришлось бы перестраивать всю экономику России. Это сейчас мы обходимся средствами, выделенными на боевую подготовку.

Ни для кого не секрет, что ВКС пропустили через Сирию весь летный состав ударной и военно-транспортной авиации. Там много поработали "стратеги". Вся армейская авиация побывала, а некоторые вертолетчики — по два-три раза. Прекрасный опыт обрели ПВО. Вы знаете, как там работают наши ребята, сколько сбито беспилотников теми же "Панцирями", что значит появление С-400 в Хмеймиме?.. Они навели порядок в небе всей страны. Естественно, это имеет огромное значение. Бросить группировку и оставить ее без прикрытия ни в коем случае нельзя.

За два года мы научились воевать по-новому. Сирийская кампания показывает, что последующие войны будут идти не только в воздушной, но и космической сфере, и приоритет будет у соответствующего вида или рода вооруженных сил. Будет война высоких технологий, и уже сейчас понятно, что с винтовкой и автоматом противостоять современным средствам практически невозможно. Важнейшую роль играет ведение разведки из космоса и контроль воздушного пространства, управление и наведение крылатых ракет. Это информация о перемещениях противника, о подготовке операций, наступлений и так далее.

Какие задачи перед вами как главой профильного комитета Совфеда сейчас стоят в первую очередь?

Задачи огромные. В ведении комитета — различные законы, мероприятия, направленные на укрепление обороны и безопасности страны.

Мы отвечаем перед высшим руководством и обязаны сделать все, чтобы армия и другие силовые структуры надежно выполняли все задачи, которые перед ними стоят. С Минобороны я как работал, так и работаю. Приглашаем на заседания комитета заместителей министра обороны, на днях на планерном заседании Совета Федерации заслушали руководителя Росгвардии Виктора Золотова. Он нам доложил о состоянии дел по формированию его ведомства. Они существуют чуть больше года, но сделанному — честь и хвала. Допустим, мне как главкому было тяжело объединить ВВС, ПВО и космос. Но они уже существовали.

Виктор Бондарев – российский военный лётчик, Герой России , генерал-полковник, государственный и общественный деятель.

Родился будущий Герой России в 1959г., в маленьком селе Новобогородицкое , расположенном в двухстах верстах от областного центра – г. Воронежа.

С раннего детства деревенский мальчишка грезил о небе, и в будущей взрослой жизни не представлял себя ни кем иным, как отважным пилотом.

Начало карьеры в ВВС

По окончании Новобогородицкой сельской школы, Виктор сразу же отправился в Борисоглебск, где располагалось военное авиационное училище. В 1981г. Бондарев успешно завершает обучение, получив диплом лётчика-инструктора.

По распределению молодой пилот попадает инструктором в Барнаульское высшее военно-воздушное училище. В Алтайском крае он прослужил восемь лет, вплоть до 1989г., обучив лётному мастерству не один десяток курсантов.

Дослужившись до должности командира звена и звания майора, он поступает в московскую Командную академию ВВС им. Гагарина, которую оканчивает в 1992г.

Участие в боевых действиях

По окончании Академии он возвращается в свою «Альма-матер», в Борисоглебское училище, но уже в должности старшего штурмана и командира эскадрильи. Дослужившись в Борисоглебске до замкомандира учебного полка, 1996г.

Виктор переводится в боевой авиаполк штурмовой авиации, располагавшийся в г.Бутурлиновка на должность командира полка. В качестве лётчика-штурмовика принимает участие в Первой чеченской войне, совершив свыше сотни боевых вылетов на штурмовку позиций сепаратистов.

Во время Первой чеченской войны произошёл один из самых памятных эпизодов. Вблизи чеченского г.Шатой боевикам удалось сбить самолёт российских ВВС. Пилот штурмовика смог удачно катапультироваться, и под градом пуль сепаратистов приземлиться, заняв оборону.

Многократно превосходящие силы боевиков окружили отчаянно обороняющегося русского лётчика. Виктор Бондарев, узнав о попавшем в беду сослуживце, не раздумывая повёл свой штурмовик ему на выручку.

Мастерски маневрируя в небе, он смог уничтожить все зенитные средства противника, подавил огневые точки боевиков. Кружа над местом катапультирования сбитого товарища, он не давал подойти дудаевцам к нему до тем самых пор, пока раненого пилота не эвакуировал спасательный вертолёт.

После заключения Хасавюртовского мира в 1996г. , полковник Бондарев возвращается в родной авиаполк, в Бутурлиновку.

Однако, мирная жизнь продлилась не долго: в 1999г. банды чеченских боевиков и арабских наёмников под предводительством международных террористов Басаева и Хаттаба напали на мирную российскую республику Дагестан.

Разразилась вторая чеченская война, в которой лётчик-штурмовик Бондарев совершил уже свыше 300-х боевых вылетов для ударов по позициям боевиков. За героизм, проявленный во время военных действий, в 2000г. Бондарев указом Президента РФ удостаивается звания Героя России.

Служба после войны

После разгрома основных террористических бандформирований и занятия российскими войсками всей территории Чечни, лётчик-штурмовик Бондаренко вновь переводится в тыл. В 2000г. он назначается на должность замкомандира 105-й воронежской авиадивизии, а в 2004г. становится её командиром.

В 2002-04гг. проходит обучение в Военной Академии Генштаба ВСРФ, по окончании которой ему присваивается звание генерал-майора.

После окончания Академии Генштаба карьера боевого лётчика круто пошла вверх. В 2006г. Виктор Бондарев вновь уходит на повышение. На этот раз он направляется в Сибирь, заместителем командира 14-й военно-воздушной армией, расквартированной в Новосибирске.

Спустя два года Бондарев назначается командиром этой армии ВВС и ПВО . А ещё через год, в 2009г. он становится командующим войсками ПВО и ВВС Центрального ВО.

С 2010г., Бондарев, показавший себя не только отчаянно храбрым лётчиком, но и талантливым военачальником, назначается заместителем Главнокомандующего ВВС РФ. В следующем году очередное повышение – начальник Генерального штаба ВВС РФ.

Наше время

В 2012г. в российских вооружённых силах разгорелся большой скандал, связанный с именем Министра ВС РФ Сердюкова.

Правоохранительные органы вскрыли многочисленные коррупционные схемы, в которых были замешаны его ближайшие заместители и подчинённые.

На волне прокатившихся по армии отставок, в том же 2012г. был освобождён от должности Главкома ВВС и уволен из армии бывший начальник Бондарева, генерал-полковник А. Зельдин. Вакантное место занял его первый заместитель Виктор Бондарев.

В этом же году Президент РФ В.В. Путин присваивает новому Главнокомандующему ВВС звание генерал-лейтенанта. Ещё через два года Бондарев получает очередное воинское звание – генерал-полковника. Таким образом, за неполных десять лет В. Бондарев прошёл путь от полковника до генерал-полковника.

Даже находясь на командных должностях, генерал-полковник не утратил лётного мастерства. В подтверждение тому, на параде, посвящённом Дню Победы, он лично пилотировал стратегический ракетоносец Ту-160, пролетевший над Кремлём.

В 2015г. российские войска ПВО и ВВС трансформируются в военно-космические силы, и Бондарев становится первым Главкомом ВКС РФ. Год спустя, в мае 2016г. во время инспекции новой ВПП близ Астрахани, 57-летний генерал-полковник лично выполнил на истребителе МиГ-29 целый ряд фигур высшего пилотажа.

В 2015г. началась боевая операция российских ВКС против боевиков террористической группировки ИГИЛ. Непосредственное руководство по координации действиями российских лётчиков была возложена на Главкома ВКС Бондарева.

Согласно отзывам Министра обороны и Президента, он блестяще справился с данным заданием. Российская авиация на отлично выполнила поставленные перед ней задачи, сломав хребёт исламскому халифату. В 2017г. Бондарев ушёл в отставку, возглавив Комитет по обороне в Совете Федераций РФ.

С ноября 2017 года главнокомандующий ВКС РФ Виктор Бондарев был уволен со своего поста и покинул ряды ВС РФ. По решению президента РФ он займет должность сенатора и будет представлять интересы Кировской области в Совете Федерации.

Биография

Виктор Николаевич Бондарев 1959 года рождения. Его родиной является село Новобогородицкое, расположенное под Воронежем. В 1977 году он стал выпускником средней школы в поселке. Все детство у него прошло под звуки летающих самолетов над головой. Ни о какой другой профессии он думать уже не мог. Будущий глава ВКС Бондарев загорелся желанием стать летчиком и после окончания школы мечтал только о летном училище.

С 1977 по 1981 год он числился курсантом Борисоглебского летного училища имени Чкалова. С первого курса уже начал управлять самолетом и с хорошими результатами продолжил учебу.

В 1981 году проходил службу по распределению в Барнауле в высшем военно-авиационное училище, там он прослужил до 1989 года и находился на должности командующего звеном. Он занимался инструкторской работой и ничуть об этом не жалеет. К работе своей он относился с интересом. Будущий главком воздушно-космических сил (ВКС) Виктор Бондарев прекрасно знает как обучить летчика, чтобы из него получился хороший специалист.

В 1989 году он был направлен для обучения в летную академию имени Гагарина и в 1992 году стал ее выпускником. С 1992 года продолжил службу в составе Борисоглебского обучающего центра, где проводилась подготовка летчиков. Он стал наставником того учебного заведения, в котором сам учился летать. На этой должности он служил до 1996 года.

С 1996 по 2000 год руководил 899 летным полком, 105 летной дивизии, расположенной под Воронежем.

На должности главнокомандующего

Виктор Николаевич Бондарев стал главнокомандующим ВВС в 2012 году. Благодаря его работе был обновлен летный парк, был обучен летный состав. Авиационный парк обновился новыми вертолётами и самолетами, которые показали себя с хорошей стороны в Сирии. Каждая новая боевая машина дорабатывалась и улучшалась. Начали проводиться работы по ремонту старых аэродромов. Аэродромы, которым было по 40-50 лет получали новую жизнь.

После создания ВКС работа еще больше усложнилась, добавились системы ПВО и космические подразделения. Управлять всей этой структурой было непростой задачей. Нужно было организовать работу так, чтобы объединенные войска могли выполнять боевые задачи. Иногда это было сделать не просто. Но с поставленной задачей новая объеденная структура под руководством Бондарева В.Н. справлялась.

Узнай: Знаки различия в армии России и их классификация

Главнокомандующий ВКС Бондарев планировал введение полетной практики уже начиная с 1 курса летного училища, также как это было в советские времена. Сейчас к полетам допускают только второкурсников, что по мнению Бондарева не является верным. Медкомиссию перед допуском полетам нужно проходить сразу, чтобы у курсанта, в случае ее не прохождения, был шанс поступить в гражданский ВУЗ. Сейчас проходит 2 года, прежде чем курсант получит окончательный допуск к полетам, но 2 года ему уже никто не вернет.

За два года управления на этой должности ГК ВКС Бондаревым, была проделана большая работа по внедрению новых средств вооружения. ВКС с успехом освоило новые виды космической разведки. Новейшие разработки применялись в Сирийской компании. В результате чего Российская армия пополнилась боевыми машинами нового поколения.

Почему произошло увольнение

За время его работы на этом посту он сделал не мало, но почему же произошло увольнение Бондарева Виктора Николаевича, командующего ВКС из рядов ВС РФ? Причиной могла стать трагедия, произошедшая в 2016 году, в которой погибло 92 человека. Самолет на котором летел ансамбль Александрова и Доктор Лиза принадлежал Министерству обороны. Расследование было проведено не на том уровне, который ожидал главнокомандующий РФ. По этой причине главком ВКС ушел в отставку.

Главнокомандующий, руководящий воздушно-космическими силами ВКС Виктор Бондарев с недавнего времени представляет Кировскую область в Совете Федерации. По словам сенатора годы службы в армии дали ему представление о тех вопросах, которые стоят перед промышленными предприятиями, он понимает чем озадачены руководители заводов и какие проблемы нужно решать. Но занять такой пост в регионе он смог благодаря тому, что является бывшим военным в высоком звании. По закону оседлости необходимо прожить в регионе не менее 5 лет, но на бывшего главкома ВКС он не распространяется.

Узнай: Главнокомандующий ВКС России Сергей Владимирович Суровикин

Сейчас Виктор Николаевич Бондарев имеет прекрасную физическую форму, он до сих пор в состоянии управлять самолетом. В 2015 году во время проведения парада победы в Москве он был пилотом Ту-160, который парил над красной площадью.