Какие есть виды налоговых проверок? Какие существуют виды налоговых проверок Комплексная налоговая проверка что проверяют
Служба должна как-то контролировать выполнение положений, установленных Налоговым кодексом. В качестве контрольных мероприятий ими используются соответствующие проверки. В настоящее время основные виды налоговых проверок - это камеральная и выездная. Однако существуют и сопутствующие им разновидности. Рассмотрим все подробнее.
Камеральная и выездная - главные виды налоговых проверок
Первая проводится в налоговой инспекции без выезда к налогоплательщику и назначается без особого порядка. В процессе проведения подобных контрольных мероприятий за основу берутся материалы, которые представил налогоплательщик, а именно:
Налоговые декларации или расчеты;
Иные документы.
Но вот дальше, если у проверяющих возникнет подозрение в может последовать продолжение. Они могут, во-первых, начать искать информацию в других источниках, проводить и т.д. Во-вторых, с большой долей вероятности они истребуют по интересующим их операциям. Следует сказать, что здесь права налоговиков очень ограничены: круг этих материалов достаточно узок.
Самое худшее, что они могут сделать в таком случае - это провести дополнительные виды налоговых проверок, о которых мы скажем немного позднее.
Выездная проверка намного сложнее и по организационной, и по юридической составляющей. В недавнем прошлом эта сфера была откорректирована в Налоговом кодексе, и в соответствующую главу добавлено сразу несколько новых статей.
О сложности выездных мероприятий свидетельствует и то, что здесь существуют свои особые виды налоговых проверок. Они подразделяются следующим образом:
По срочности - на плановые и внеплановые:
По тематике - на комплексные и выборочные;
По оперативной направленности - на контрольные и встречные.
Чем же они отличаются друг от друга?
Особенности отдельных видов:
1. Начало проведения плановой проверки известно заранее. Поэтому она и носит такое название. Причем информация об объекте и дате за год до события доступна всем заинтересованным сторонам, в том числе и самому налогоплательщику. Как правило, в таких случаях исследуется очень широкий круг вопросов, она проводится долго и тщательно.
2. Проверка налоговой бывает и внеплановой. Подобный экстренный выезд становится следствием нарушений, обнаруженных в ходе камеральной проверки либо в результате сигнала со стороны. Конечно, по закону на проведение такой процедуры требуется разрешение прокуратуры. Однако у инспекторов всегда находятся достойные аргументы для его получения.
3. Есть и комплексные виды налоговых проверок, когда к участию в контрольных мероприятиях приглашаются коллеги из пенсионного фонда или других ведомств. Правда, проверяют-то они вместе, а протоколы нарушений будут составлять отдельно. Впрочем, сейчас такое сотрудничество почти не практикуется ввиду расхождения ведомственных интересов.
4. Выборочные проверки, напротив, подразумевают исследование совсем узкого вопроса. Проводятся тоже чаще всего при получении налоговыми органами негативных сигналов.
5. К сфере оперативной деятельности относятся контрольные проверки, представляющие собой анализ выполнения выданных ранее предписаний.
6. Ну и, наконец, встречные нужны для уточнения достоверности документов, выписанных контрагентами. В практике работы налоговиков распространены очень широко.
В итоге видно, что арсенал контрольных средств у налоговой службы весьма обширен. Однако налогоплательщику для того, чтобы на налоговые проверки и их виды, достаточно держать свои дела в порядке. Это общеизвестно. ФНС помогает в этом: на ее официальном сайте опубликованы показатели деятельности бизнесмена, которые могут насторожить сотрудников налоговой службы.
Налоговые инспекции проводят:
налоговые проверки (инспекторы проверяют, как фирмы и предприниматели платят налоги);
неналоговые проверки (инспекторы проверяют не связанные с налогами вопросы, например применение контрольно-кассовой техники).
Виды налоговых проверок
Налоговые проверки бывают:
Выездные (иногда их называют «документальные») -это проверки, проводимые на территории фирмы или предпринимателя;
Камеральные — проверки бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных фирмами (предпринимателями) в налоговые инспекции (без выезда к налогоплательщикам).
Выездные проверки
Выездные проверки наиболее опасны - именно по их результатам начисляется львиная доля штрафов.
Выездные проверки бывают:
Комплексные и выборочные (тематические);
Контрольные;
Плановые и внеплановые;
Встречные.
Комплексные и выборочные проверки
При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке - по какому-то одному или нескольким налогам.
Особый вид выборочной проверки - тематическая. Это когда проверяют не один или несколько налогов, а какое-то направление деятельности фирмы или предпринимателя. Например, расчеты с поставщиками, экспортные сделки, применение налоговых льгот и т. д.
Налоговики пришли с проверкой в 000 «Актив». Руководителю фирмы они предъявили решение о проведении проверки, в котором написано: «проверка по вопросам правильности исчисления, удержания и уплаты налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года». Это значит, что инспекторы будут проверять расчеты именно по этому налогу за 2002 год, то есть проведут выборочную проверку.
Если проверяющие напишут в решении: «проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января
2002 года по 31 декабря 2002 года», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам за 2002 год, то есть провести комплексную проверку.
Помните : налоговики могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке или выходящие за рамки проверяемого периода, вы вправе им отказать.
Контрольная проверка
Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вышестоящие налоговики могут провести еще одну, причем по тем же налогам и за тот же период. Так сказано в статье 89 Налогового кодекса. Такую проверку принято называть контрольной.
Имейте в виду: инспекторы, которые у вас уже были, проводить ее не вправе. Если сначала вас посетили из налоговой инспекции, то повторно могут прийти из регионального управления. Если же первоначальную проверку провело управление, то с контрольной придут из межрегиональной инспекции.
Налоговая инспекция проводить повторные проверки может только в одном случае: если фирма представила уточненную налоговую декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше, чем ранее заявленная.
Контрольная проверка очень похожа на выездную: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, допрашивают свидетелей и т. д. По результатам проверки составляют акт.
Но отличие все же есть. Это цель проверки. Если при обычной проверке основная задача - проверить фирму, то при контрольной - налоговую инспекцию.
Региональное управление приняло решение провести повторную выездную проверку ЗАО «Архангельскгеолдобыча» (г.Архангельск). Цель проверки инспекторы сформулировали так: «необходимость оперативного контроля за правильностью исчисления налогов предприятиями, ведущими разведку и добычу полезных ископаемых».
Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.
Судьи встали на сторону предприятия, потому что контрольная проверка не может заменить собой выездную. Основная задача контрольного мероприятия - это проверка работы налоговой инспекции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 января 2002г. №А05-1415/01 -104/13).
Обратите внимание: если при контрольной проверке вышестоящие инспекторы выявили налоговое правонарушение, которое не обнаружили их предшественники, то применить к фирме налоговые санкции нельзя (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда при первоначальной проверке инспекторы сговорились с проверяемыми и «не нашли» нарушения. Однако «факт сговора» необходимо доказать.
Плановые и внеплановые проверки
Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С внеплановыми проверками все иначе - налоговые инспекторы появляются без предупреждения. Но такое случается редко, например когда они опасаются, что нужные документы будут уничтожены.
Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.
Универсальных критериев, по которым формируются планы, нет. Но, несмотря на это, выбор той или иной фирмы или предпринимателя не случаен. С точки зрения налоговиков, каждая налоговая проверка должна приносить доход в бюджет: выявлять неуплаченные налоги, начислять штрафы. Поэтому в первую очередь в план проведения выездных проверок попадают фирмы или предприниматели, о которых известно, что они скрывают налоги. Информацию об этом налоговики получают из разных источников. Например, они принимают во внимание результаты камеральных проверок: если вы не сдаете отчетность или сдаете «нулевые» декларации -ждите проверку.
Насторожить налоговиков может и то, что данные отчетности фирмы резко отличаются отданных отчетности аналогичных предприятий или же у фирмы при одинаковом объеме выпуска продукции в разные месяцы суммы платежей в бюджет значительно различаются.
ЗАО «Актив» платит НДС помесячно. В августе выручка фирмы составила 11 800 000 руб. (в том числе НДС -1 800 000 руб.). В этом же месяце фирма купила сырье для производства. На него потратили также 11 800 000 руб. (в том числе НДС -1 800 000 руб.).
За август «Актив» может не платить НДС (сумма вычетов по этому налогу равна сумме НДС, начисленной к уплате в бюджет).
В сентябре фирма получила от покупателей 12 390 000 руб. (в том числе НДС -1 890 000 руб.). Для производства «Актив» использовал сырье, которое было куплено в августе.
За сентябрь «Актив» должен заплатить НДС в сумме 1 890 000 руб.
В этой ситуации налоговики могут назначить выездную проверку «Актива» из-за значительного колебания сумм НДС, которые нужно заплатить в бюджет.
Кроме того, фирма попадет в план проверок, если у нее ранее уже были обнаружены нарушения или в инспекцию поступили сведения из Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, прокуратуры или других ведомств о том, что фирма скрывает налоги.
Имеет также значение использование льгот: чем их больше, тем выше вероятность проверок.
Помните: чем меньше вы выделяетесь на фоне других фирм и предпринимателей, тем меньше вероятность проверки.
Встречная проверка
Встречная проверка - это проверка операций друг с другом двух и более фирм.
Обратите внимание: несмотря на то что в Налоговом кодексе теперь нет понятия «встречная проверка», инспекторы по-прежнему могут проверить не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров. В статье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам (во время проверки) требовать у партнера контролируемой компании информацию, касающуюся ее деятельности.
Вне рамок налоговой проверки инспекторы вправе запросить у фирмы информацию о партнере по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Проводить встречную проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то обязательно направят его поставщику требование о представлении документов.
Чтобы организовать встречную проверку контрагента проверяемой фирмы, налоговая инспекция должна направить письменное поручение в другую инспекцию, где этот контрагент состоит на учете. Получив поручение, вторая инспекция в течение пяти дней требует у контрагента необходимые документы либо направляет инспекторов для их проверки непосредственно на предприятие. Когда оба партнера состоят на учете в одной инспекции, проверять их могут одни и те же инспекторы.
Предприятие должно представить документы о своем контрагенте в течение пяти дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если вы не можете представить нужные бумаги в указанный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок.
За отказ предоставить информацию по контрагенту фирме грозит штраф в размере 1000 рублей, а при повторном нарушении в течение календарного года - 5000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).
После встречной проверки налоговики составляют справку, в которой указывают все, что выявили. Затем справку посылают в инспекцию, по чьему запросу проводилась встречная проверка.
Ситуация первая: налоговики проводят встречную проверку у вашего делового партнера
В такой ситуации судьба вашей фирмы зависит от того, какие результаты дала встречная проверка.
Один из возможных результатов встречной проверки - отсутствие искомой фирмы, то есть вашего делового партнера. В таких случаях налоговики обычно отказываются принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, они не принимают к вычету НДС, уплаченный в составе этих расходов.
Однако, если дело доходит до судебного разбирательства, судьи обычно встают на сторону предприятия - об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основной довод судей - налогоплательщик не может отвечать за своих партнеров.
Впрочем, в некоторых регионах суды настроены не столь лояльно и могут в той же ситуации вынести противоположный вердикт. Свою позицию судьи обычно обосновывают тем, что экспортер не может принять к возмещению НДС, уплаченный поставщику по приобретенным у него товарам, поскольку поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не заплатил.
Гораздо сложнее дело обстоит в том случае, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или того хуже - цифры в документах, партнеров различаются. Тут в руках у налоговиков сразу же оказываются весомые аргументы: например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры, где стоят одинаковые печати, но цифры в них разные. А это доказательство того, что кто-то из партнеров нечист на руку. Если возникнет необходимость, эти бумаги можно будет предъявить в суде.
Если расхождения окажутся серьезными и приведут к искажению налоговой базы за три финансовых года подряд на сумму более 500 000 рублей, налоговики передадут материалы в милицию. В такой ситуации милиционеры могут возбудить уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов).
Ситуация вторая: налоговики проводят встречную проверку у вас
Если встречная проверка проводится на вашей фирме, то по ее итогам вам ничего не грозит. Оштрафовать вашу компанию нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести эту проверку налоговики могут не всегда.
Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое время инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках встречной проверки. Просмотрев эти документы еще раз, налоговики обнаружили у вашей фирмы нарушения. По итогам встречной проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще одну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышестоящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодексом (ст. 89), второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким образом, у вас есть шанс наказания избежать.
Документы, которые требует инспекция в рамках встречной проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера. Если инспекторов заинтересовала какая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе у вас попросить, должны быть с этой сделкой связаны. Это могут быть, например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные поручения и т. п. Если налоговики превысят свои полномочия, обращайтесь в суд: он вас поддержит.
Обратите внимание: инспекторы вправе требовать информацию о конкретной сделке у всех ее участников и за рамками проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Правда, только в том случае, если у контролеров возникнет в этом «обоснованная необходимость». Требование о предоставлении информации по интересующей их сделке контролеры оформляют письменно. Фирмы должны подать документы в течение пяти дней с момента получения запроса.
Камеральные проверки
По Налоговому кодексу (ст. 88) камеральная проверка представляет собой проверку бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком. Ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму или к предпринимателю.
В ходе камеральной проверки (так же, как и в ходе выездной) налоговики могут провести встречную проверку деловых партнеров проверяемой фирмы (о встречной проверке читайте выше).
Виды неналоговых проверок
В ходе неналоговых проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель:
Ведут кассовые операции;
Используют контрольно-кассовую технику.
Налоговые органы осуществляют налоговый контроль путем проведения налоговых проверок.
Налоговая проверка – это совокупность действий налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет.
Выявление нарушений законодательства РФ о налогах и сборах производится на основе сопоставления данных, полученных в результате проведения налоговых проверок, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.
Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговые проверки делятся на камеральные и выездные.
Камеральная налоговая проверка – это проверка налоговых расчетов после принятия их должностными лицами налогового органа. Она проводится по месту нахождения налогового органа.
Выездная налоговая проверка – это более глубокая проверка полноты и правильности расчетов по налогам, в ходе которой проверяется достоверность отчетов, деклараций, расчетов путем сопоставления их данных с данными первичных документов и бухгалтерских записей. Она проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Если налогоплательщик не может предоставить помещение проверяющим, то выездная проверка может проводиться в помещении налогового органа.
В рамках камеральной или выездной налоговой проверки может быть проведена встречная налоговая проверка. Термин «встречная проверка» из НК исключен. Однако по сути она осталась как одно из дополнительных мероприятий налогового контроля.
Встречная проверка представляет собой сопоставление данных проверяемого налогоплательщика с данными, которые имеются о нем у других лиц. Налоговый орган имеет право истребовать у этих лиц документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (ст.93" НК РФ).
Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования по ней продукции или выручки от реализации этой продукции.
Встречная проверка проводится в том случае, если есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались товары, полученные по сделкам с иными лицами либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства. Также может быть проверено, как отражены у контрагента товарообменные, взаимные зачетные и иные не денежные операции с налогоплательщиком.
В рамках встречной проверки могут быть запрошены документы у лиц, связанных с проверяемым налогоплательщиком, если они продали и отгрузили продукцию (работы, услуги) по документам, оформленным с нарушением установленных требований. Речь идет о документах с исправлениями, подчистками, с расплывчатыми или нечеткими подписями, печатями, штампами организаций. Кроме того, проверяется сделка, при заключении которой не был составлен договор в письменной форме и т.д.
По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, выборочные и целевые.
Комплексная проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.
Выборочная проверка – это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка правильности исчисления налога на прибыль или налога на добавленную стоимость и других налогов).
Целевая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации (например, по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, правильности применения льгот и другим операциям).
По способу организации различают плановые и внезапные налоговые проверки.
Плановые налоговые проверки проводятся в соответствии с планом, принятым налоговым органом.
Внезапная налоговая проверка – это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика.
По объему проверяемых документов налоговые проверки подразделяются на две группы:
сплошные, когда проводится проверка всех документов налогоплательщика без пропусков и предположений об отсутствии нарушений;
выборочные, когда проверяется только часть документации.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает также проведение контрольных и повторных налоговых проверок (ст. 89).
Повторная налоговая проверка – это проверка по тем же налогам и по тем же налоговым периодам, по которым ранее проводилась проверка налоговым органом. Она может проводиться в двух случаях:
1) вышестоящим налоговым органом с целью контроля за деятельностью налогового органа на основании мотивированного постановления;
2) налоговым органом, ранее проводившим проверку на основании решения его руководителя (заместителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При повторной выездной налоговой проверке проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Проверка - единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта. Как правило, проверке подвергаются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц.
Налоговой проверкой признается проверка, предметом которой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций (расчетов), а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком иных требований налогового законодательства.
Налоговые проверки делят на:
I по назначению
Плановые
Внеплановые
II по видам на
Камеральные
И выездные.
Камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа.
Входе проверки устанавливается:
Правильность исчисления плательщиком налогов;
Обоснованность применения льгот;
Своевременность перечисления удержанных налогов в бюджет.
Налоговый орган вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение.
Вслучае установления фактов нарушений налогового законодательства результаты камеральной проверки оформляются актом проверки. Порядок вручения актов камеральных проверок, их регистрации и учета, вынесения по ним решений и их обжалования устанавливается применительно к требованиям, предъявляемым к проведению выездных налоговых проверок.
При взыскании с плательщика (иного обязанного лица) пени за несвоевременное исполнение налогового обязательства не требуется оформления акта камеральной проверки.
Выездные налоговые проверки связаны с проверкой финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц.
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика либо в помещении инспекции МНС путем:
Изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов;
Последующего сравнения фактических размеров сумм налогов, определенных в ходе проверки, с отраженными плательщиком в налоговых декларациях (расчетах).
Выездные налоговые проверки могут быть
Комплексными,
Тематическими,
Встречными
Рейдовыми.
При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов , за период:
С даты государственной регистрации плательщика;
С даты, установленной законодательством для представления налоговых деклараций (расчетов) по налогам, следующей за периодом, охваченным предыдущей проверкой, и до даты, установленной законодательством для сдачи налоговых деклараций (расчетов) перед датой начала текущей выездной проверки.
В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки изучаются вопросы уплаты отдельных налогов .
Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете проверяемого плательщика хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки.
Проведение встречных выездных налоговых проверок осуществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа по содержанию, а также имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) записей, документов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у других плательщиков, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.
Рейдовая проверка является одним из методов осуществления контроля налоговых органов за плательщиками в части хозяйственной деятельности.
Целями рейдовой проверки являются:
Контроль над соблюдением налогового законодательства, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций;
Установление фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия);
Сбор оперативной информации;
Проверка заявлений и жалоб организаций и физических лиц.
Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Статья 87 ч. I HK РФ устанавливает общие правила проведения налоговых проверок.
Налоговые проверки бывают следующих видов:
Камеральные,
Выездные,
Встречные,
Дополнительные,
Повторные выездные.
Налоговый кодекс четко ограничил период проведения налоговой проверки. Ею могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, то есть проводится встречная проверка.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого
плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки
документы. В течение 5 дней со дня получения требования проверяемый обязан предоставить надлежаще заверенные копии в налоговый орган.
Такая проверка проводится как текущая работа сотрудников налоговых органов без специальных решений руководителя налогового органа. Она может быть проведена путем:
Визуального (формального) контроля;
Проверки своевременности предоставления расчетов, отчетов, балансов;
Арифметической проверки;
Логической проверки;
Проверки обоснованности применения ставок и наличия документов, подтверждающих право на льготы;
Проверки полноты и своевременности поступления налогов. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика.
Налоговому органу на камеральную налоговую проверку каждого отдельного налогоплательщика отводится три месяца со дня представления конкретным налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, связанных с
Во время камеральной проверки налоговые органы могут запрашивать у налогоплательщика иные сведения и подтверждающие документы, а также имеют право проводить встречные налоговые проверки. Поскольку отсчет допустимого трехмесячного срока такой проверки ведется со дня получения необходимых документов, поэтому в действительности камеральная налоговая проверка отдельных налогоплательщиков может продолжаться в течение значительно более продолжительного времени. Это будет обусловлено запросами проверяющих о предоставлении дополнительных документов и предоставлением этих документов проверяемыми.
Если по истечении 3 месяцев после представления налоговой декларации налогоплательщик не получит запроса о представлении дополнительных документов или сведений, он может настаивать на том, что срок, отведенный для камеральной налоговой проверки, истек, и соответственно в дальнейшем такая проверка становится невозможной.
В случае обнаружения ошибок и неточностей в заполнении документов или противоречии между сведениями, содержащимися в
этих документах, налоговый орган должен соощить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговвыми органами срок.
Если же в ходе камеральной налоговой проверки выявлены факты сокрытия или занижения налогооблагаемой базы, а также сумм, причитающихся к уплате налогов, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени
Грамотно проведённая камеральная проверка расчетов залогов позволяет оперативно решать основные задачи:
Контролировать соблюдение налогового законодательства;
Обеспечивать правильность исчисления налогов;
Способствовать отбору налогоплательщиков, подлежащих последующей выездной проверке.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Выездные налоговые проверки, включаемые в план проведения выездных налоговых проверок, должны иметь один или несколько признаков:
Налогоплательщик, относящийся к категории крупнейших и (или) основных;
По поручению правоохранительных органов;
По поручению вышестоящего налогового органа;
Организация, представляющая «нулевые балансы»;
Организация, не представляющая налоговую отчетность в налоговый орган;
Налогоплательщик, необходимость проверки которого вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа;
Налогоплательщик, отобранный по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности;
Ликвидируемая организация.
Выездная налоговая проверка производится по месту нахождения (юридическому адресу) налогоплательщика на основе данных бухгалтерского и налогового учета, осуществляемого налогопла
тельщиком. Такая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам.
Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Лишь в исключительных случаях вышестоящий орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.
При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период. Исключением является, если:
Проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика;
Проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением установленных законом требований.
В ходе осуществления выездной налоговой проверки проверяющие при необходимости могут производить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения, При проведении налоговой проверки у проверяющих может возникнуть необходимость выемки документов, свидетельствующих о совершении правонарушений, чтобы они не были уничтожены, скрыты, изменены или заменены.
Выемка документов производится по акту, составленному должностными лицами налоговых органов. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогопла
тельщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях приглашается специалист, обладающий специальными знаниями и навыками и не заинтересованный в исходе дела.
Постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, может быть назначена экспертиза. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов.
Должностное лицо налогового органа обязано ознакомить проверяемого налогоплательщика с постановлением о назначении экспертизы. Налогоплательщик (проверяемое лицо) имеет право:
Заявить отвод эксперту;
Просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
Представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
Присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснение эксперту;
Знакомиться с заключением эксперта.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.
Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения.
В случае недостаточной ясности или полноты заключения назначается дополнительная или повторная экспертиза в соответствии с законодательством.
По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по установленной форме, который подписывается этими лицами и руководителями проверяемой организации
либо индивидуальным предпринимателем. В акте указываются предмет проверки, сроки ее проведения, документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Подготовленный и подписанный проверяющими и проверяемыми акт налоговой проверки, а также документы, изъятые у налогоплательщика, рассматриваются руководителем налогового органа вместе с документами и материалами, представленными налогоплательщиком, а также со всеми имеющимися возражениями, объяснениями и замечаниями.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит соответствующее решение.
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю. Акт налоговой проверки может быть направлен по почте заказным письмом. Датой вручения акта считается шестой день начиная с даты его отправки.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
Руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, в срок не более 14 дней.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение:
О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
О проведении дополнительных мероприятий налогового копт роля.
Только после принятия мотивированного решения налогопла-телыцику может быть направлено требование об уплате недоимки, по налогу и пени.
Дополнительная налоговая проверка
Если проверяемый считает, что нарушены его права, и не согласен с актом или же с решением налогового органа, принятым по результатам налоговой проверки, то в соответствии со ст. 139 НК РФ он имеет право подать жалобу в произвольной письменной форме вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий налоговый орган. К жалобе прикладываются обосновывающие ее документы. Срок подачи жалобы установлен в три месяца со дня, когда проверяемый узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (или дата вручения копии решения по результатам выездной налоговой проверки и требования об уплате налога, или дата, соответствующая дате отправления заказного письма с вышеперечисленными документами, плюс шесть дней после отправки).
По возникшему налоговому спору для принятия объективного решения вышестоящий налоговый орган вправе назначить дополнительную налоговую проверку. Данная проверка назначается только при отмене акта нижестоящего налогового органа. Решение по жалобе (в том числе и о назначении дополнительной налоговой проверки) принимается в течение месяца (п. 3 ст. 140 НК РФ). О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Повторная выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в случае, связанном с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора, а также в случае проверки вышестоящим налоговым органом нижестоящего налогового органа, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.