Все о тюнинге авто

Ж д ст ясная поляна. Железнодорожная станция козлова засека, тульская область. Внутри станционного здания

Станция «Козлова Засека» (Тульская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

«Козлова Засека» - это не только полноценный железнодорожный узел, принимающий пригородные, пассажирские и грузовые поезда, но с недавних пор и музей. Конечно, сюда вряд ли стоит ехать специально (знакомство с экспозицией и прилегающей территорией займет не более получаса), но в рамках тура в Ясную Поляну увидеть небольшой вокзал таким, каким его видел Лев Толстой, стоит обязательно. Тем более, «Козлова Засека» сыграла важную роль в жизни великого писателя. Здесь он получал почту, отсюда звонил друзьям по телефону, сюда же со станции «Астапово» прибыл поезд с телом Льва Николаевича в ноябре 1910 г.

Что посмотреть

В 2001 г. на территории старинной станции начались масштабные работы, в результате которых историки и строители вернули вокзалу соответствующий архивным фотографиям и документам начала 20 века внешний вид. Сегодня «Козлова Засека», как и 150 лет назад, выполняет свою транспортную роль. А посещение музея с недавних пор - обязательная часть экскурсионных программ по толстовским местам.

Топоним Козлова Засека известен еще с 14 века. В ту пору засеки (деревья, поваленные рядами вершинами в сторону противника) защищали тульские селения от вражеских набегов. А Козловой засека названа в честь боярина Ивана Козлова. В 1868 г. такое же имя получила новая ж/д станция. Она носила его до 1928 г., пока в честь 100-летия со дня рождения Толстого не стала «Ясной Поляной».

На главном вокзальном здании - надпись на дореволюционный лад с буквой «ять» посередине. Другие станционные здания: погреб, буфет, багаж также подписаны на старый манер с «ер» на конце. С обратной стороны вокзала находится колодец (правда, ненастоящий). На перроне установлены изящные фонари и часы с римскими цифрами.

Рядом со входом в главное здание станции - бюст Толстого, на постаменте которого высечена его цитата: «Все мы пассажиры в этой жизни».

Интерьер вокзала выдержан в классическом стиле: аккуратные деревянные лавочки, ажурное зеркало, эркеры касс. «Козлова Засека» хоть и стоит на главной ветке Московской железной дороги, поезда принимает редко. Также в вокзальном здании устроена небольшая выставка «Железная дорога Льва Толстого». На ней представлены старые саквояжи, трость, фотографии и еще несколько вещей начала 20 века. Работают небольшой сувенирный и книжный киоски.

Практическая информация

Адрес: Тульская обл., Ясная Поляна («Козлова Засека»). Веб-сайт .

От Московского вокзала Тулы до «Козловой Засеки» можно доехать на маршрутном такси №№ 30 и 35.

Время работы: среда-воскресенье: 9:00-16:30, понедельник-вторник - выходные. Вход: 30 RUB, экскурсия - 100 RUB, прокат исторических костюмов для фото: 100 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой никогда не любил железных дорог. В зрелые годы, пережив «светскую» молодость, он был человеком консервативным и в некоторых моментах противился многим нововведениям. Однако, его мнение об активном строительстве железных дорог в Российской Империи было стабильно негативным – он считал, что этот элемент прогресса несет человечеству одни лишь беды.

Совсем скоро – 20 мая, «Усадебный экспресс» совершит свою вторую поездку за пределы Московской области. Мы познакомимся с тульским имением Льва Николаевича Толстого – всемирно известной усадьбой «Ясная Поляна» и постараемся прочувствовать на себе все особенности камерного, яркого и удивительно вдохновляющего родового гнезда великого писателя.

Однако, наше познание достопримечательностей Тульской области, связанных с именем Толстого, не ограничится Ясной Поляной. Пассажиры «Усадебного экспресса» посетят старинную станцию «Козлова Засека», которая на протяжении многих лет играла важную роль в жизни писателя, а впоследствии – стала одной из отправных точек в его пути в вечность.

Я приглашаю вас в путешествие «Усадебного экспресса», которое состоится уже в эти выходные, 20 мая. А в преддверии поездки – представляю вашему вниманию небольшой материал об истории станции «Козлова Засека» и ее роли в судьбе Льва Николаевича Толстого.

Свои доводы про нелюбовь к железной дороге Толстой подтверждал весомыми аргументами: во-первых, при строительстве железнодорожных магистралей всегда использовался «дешевый» путь рабочих и крестьян, многие из которых погибали в ходе осуществления своей работы, во-вторых, Толстой не признавал разделение пассажирских вагонов на различные «классы» комфортности, считая это некрасивым способом самоутверждения богатых людей, и, конечно же, он находил нечто мистическое и даже – зловещее в облике и атмосфере локомотивов, рельс, составов и прочих важнейших составляющих железнодорожной инфраструктуры.

Спустя годы, мы вполне можем заметить, что нелюбовь Льва Николаевича к железной дороги была судьбоносным предчувствием. А главной станцией его жизни стала железнодорожная платформа «Козлова Засека», расположенная в 4,5 километрах от его яснополянского имения. Она начала действовать в 1868 году. Строительство станции стало необходимым логистическим решением после открытия Московско-Курской железной дороги. Запуск железнодорожной станции практически рядом со своим имением Лев Толстой отметил традиционной – скептической, реакцией. Однако, будто бы сама судьба распорядилась таким образом, что «Козлова Засека» сыграла огромную роль в его жизни.
Тем временем, новая станция успешно открылась и стала одним из самых оживленных мест окрестности. Свое необычное название «Козлова Засека» получила в честь засечных лесов, образующих целую оборонительную черту, укрывающую Тульские земли от вражеских набегов. А первую часть своего составного названия станция получила благодаря здешнему воеводе Данилы Козлова.


5.

Архитектурный комплекс станции «Козлова Засека» в XIX веке состоял из товарной конторы, вокзала, летних касс, буфета, путейского домика и других сопутствующих построек. «Козлова Засека» не отличалась богатством декора и причудливыми архитектурными решениями. Однако, у этой станции была одна необычная стилистическая особенность, которую необходимо отметить. Ступени главного здания, ведущие в зал ожидания, были отделаны рельсами, изготовленными на Демидовском заводе в 1881 году. Такой элемент декора был очень символичным: он не только указывал на принадлежность данной постройки, но и увековечил в истории станции имя знаменитой тульской династии промышленников.

В те годы небольшие станции были центрами общественной жизни для жителей и гостей окрестностей. Здесь встречали путешественников и провожали их, отправляли телеграммы и осуществляли телефонные звонки. Со временем активным пользователем станции стал и Лев Николаевич Толстой. На «Козловой Засеке» Толстые получали почту, встречали своих друзей, приехавших погостить в Ясную Поляну, пользовались местным телефоном. «Козлова Засека» регулярно становилась конечным и промежуточным пунктом знаменитых конных и пеших прогулок жителей Ясной Поляны.

10.

Известна «Козлова Засека» и с другой, печальной стороны. Лев Толстой предчувствовал, что железнодорожные станции, возможно, сыграют роковую роль в его судьбе. Мистическому пророчеству было суждено сбыться. 20 ноября 1910 года в результате обострившейся болезни великий писатель скончался в доме начальника станции «Астапово».

9 ноября 1910 года траурный состав с телом Льва Толстого прибыл на станцию «Козлова Засека». Гроб с телом писателя встретили тысячи людей, среди которых были его родственники, друзья, почитатели его таланта и небезразличные жители окрестностей. Этот момент навсегда вошел в российскую историю.

После революции станция продолжала действовать – в 1928 году, к столетней годовщине со дня рождения писателя «Козлова Засека» была переименована в «Ясную Поляну». Постепенно значение этой станции становилось менее значительным, а сами старинные постройки начали разрушаться.

В 2001 году «Козловой Засеке» вернули ее историческое название. А вскоре на территории старинной станции начались масштабные реставрационные работы. Историкам и специалистам-строителям в соответствии с архивными фотографиями и документами удалось вернуть первоначальный внешний вид старинной станции. В наши дни «Козлова Засека» выполняет свою транспортно-логистическую роль, а в помещении станции расположен замечательный музей, посещение которого является обязательной частью наиболее полных и проработанных экскурсионных программ по толстовским местам Тульской области.

Ясная Поляна… Я с трепетом ждала встречи с ней. Просто, как это ни странно, «Война и мир» Толстого одна из трёх самых любимых мной книг (могу добавить в этот список еще «В лесах» и «На горах» Андрея Печерского, и четыре книги Джеймса Хэрриота). Конечно у меня периодически появляются и другие любимые книги, но вот эта «троица» проверена временем. Периодически я достаю их из шкафа и перечитываю, хотя, уже не просто знаю сюжет, а могу цитировать.

Поэтому отношение ко Льву Николаевичу у меня особое. Наверное именно по этой причине я никогда не заскакивала в Ясную Поляну по пути. И вот, наконец-то, я ее увижу. Но как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.
Ясной Поляне предстояло стать самым большим разочарованием в тульской поездке.


Идем к кассе.



И тут первое разочарование. Нам объяснили, что если мы хотим экскурсию, либо ждите еще 10 человек (судя по количеству народа вокруг - это еще два человека, ожидание могло затянуться на не определенное время), либо платите 3 750 рублей, что даже для четверых (учитывая, что трое из одной семьи) слишком большая сумма.
Если честно, вот такой подход к индивидуалам в наших музеях меня всегда «убивал»: ощущение, что ты должен обязательно ездить с экскурсией, а если нет – то и экскурсии нет, потому что индивидуальная очень часто стоит «заоблачных» денег и не факт, что тебе ее смогут провести. При этом это скорее правило наших музеев, чем исключение из него. По мне уж лучше назначайте конкретное время экскурсий, чем вести вот такую «просветительную» работа.
Но делать нечего, берем просто билеты, идем гулять. Благо есть сын, который уже ездил с классом в Ясную Поляну, но, как оказалась в дальнейшем, в его голове после этой поездки осталось очень мало (хотя, вспоминая себя уже в институте, то же самое могу сказать и про себя: в таких поездках на первое место выходит общение, а все остальное это так, «декорация»).

Идем гулять по парку. Если положить руку на сердце, обычный среднерусский парк, не будь здесь имени Толстого, второй раз бы не поехала точно, все слишком просто. Это не Константиново, в которое я согласна ездить не за «Есениным», а просто за потрясающими видами. Но свое очарование парк все-таки имеет.





Постепенно подходим к купальне. Она закрыта, так что внутрь заглядываем в «дырочки». С такой «закрытостью» объектов я столкнулась в Ясной Поляне повсеместно. Очень обидно.


Зато живность «не закрывается».

Снегири.


Белочка.


Дети, они и у кошек – дети.

Нашли теплицу, зашли, побродили. Как оказалось, нам повезло – после нас какая-то женщина закрыла калитку, так что «закрытость» продолжилась.


И в таких теплицах растут лимоны.


Прощальный взгляд на огород.

И мы постепенно подходили к дому Толстого.





Около дома есть несколько деревянных построек.




Ну а сам вход в музей расположен за воротами.






Таких музейных бахил я еще не видела.





Истинные хозяева усадьбы.

В доме снимать тоже было нельзя. Так что единственное фото.

Что понравилось в этой части музея, так это рисунки с героями «Войны и мира». Интересно угадывать: вот Наташа Ростова, это Пьер, а это Мария Болконская. В остальном ну как-то никак. Затем путь лежал не могилу Толстого.

По дороге увидели ригу,


И вот такого «красавца».

Могила Толстого. Просто, хорошо, без памятников, как и хотел писатель. Вот так и нужно... без помпезности.




Назад мы прошли через домик кучера. Витя с Лёвкой решили через окна заглянуть внутрь, так их послали, в прямом смысле слова.





Загон с лошадьми.


Общее впечатление от Ясной Поляны

Сама усадьба огромная, относительно ухоженная. Но вот в остальном... Напоминает мне это все «Кощея над златом»: там закрыто, туда не ходи, сюда не смотри. И духа того времени нет. А самое обидное, что ведь есть и имя, и туристы, и богатейшее наследство из произведений Толстого. Ну сделайте из этого что-то такое, чтобы мой сын, приехав домой, потребовал книгу писателя.
Ведь все же есть! Не трудно одеть смотрительниц и сотрудников музея в костюмы этой эпохи. Сделайте историческое ателье, контактную зону с лошадьми и животными. Обыграйте ту же «Войну и мир», сделайте хотя бы по выходным «встречи» с героями. Про военную тему вообще молчу.
Толстой – это школа. Не трудно сделать класс, уроки, дать пописать чернилами. Затраты ведь не очень большие, а какой восторг будет. А так… старый, совковый музей. И если я еще могу быть довольна, то наши дети, воспитанные на интернете и 3D, увы, не очень-то любят ходить по таким. Некоторые это понимают, тот же Дарвиновский в Москве, а некоторые живут по старинке, на имени, и от этого становится грустно…

Я думала, что в Ясной поляне мы проведем день, а тут два часа. Так что поехали на Козлову Засеку, филиал музея Толстого.

Козлова Засека

Филиал музея-усадьбы Толстого Ясная Поляна - уже более современен, и понравился мне гораздо больше. Там мы хотя бы какой-то дух времени почувствовали.
Козлова Засека – действующий вокзал, сделанный под старину. Есть здесь и небольшой музейчик. Эта станция тесно связана с именем Толстого: именно сюда отправляли письма для него, сюда же привезли его тело.







На второй день путешествия мы отправились в Ясную Поляну. Когда до усадьбы оставалось всего несколько километров (по навигатору), мы уткнулись в "кирпич" - дорога из-за глобального ремонта была полностью перекрыта. Пришлось объезжать через Тулу. Минус навигатора в том, что довольно долго он подозревает водителя в неправильных действиях и упорно предлагает развернуться в каждом приемлемом для этого месте. Но кое-как выправился наш друг, поехали дальше. Тут выясняется, что мы неверно поставили точку на карте. И приведя нас к гигантскому заводу, навигатор объявил, что мы уже в Ясной Поляне. Небольшой взрыв эмоций, потеря ориентации в пространстве и предложенный мной выход из положения - едем на точку Козлова Засека, благо ж/д видели недалеко, а значит и станция где-то рядом. Изначально планировали заехать туда после усадьбы, но вышло всё наоборот.
Эх, а я до сих пор жалею, что не сняла завод. Ну просто монстр! Я такие только в фильмах про индустриализацию видела.
Тем временем наш поезд автомобиль прибывает на станцию Козлова Засека.



Ближайшая к усадьбе Ясная Поляна железнодорожная станция находится на территории Козловой засеки, входившей в комплекс оборонительных сооружений на южной границе Русского государства в XVI-XVII вв. Название засеки имеет несколько версий происхождения, основная из которых указывает на служившего здесь воеводу Данилу Козлова.
В 1860-е годы началось строительство Московско-Курской железной дороги, на Тульском участке которой в 1864 г. была открыта станция Козлова Засека (первоначально именовавшаяся полустанком). На ней располагалось небольшое здание вокзала, в котором помещались начальник станции и его помощник, касса, почтовое отделение, пассажирский зал. Отопление на вокзале было печным. В 1902 г. на Козловой Засеке были построены багажное отделение, деревянный перрон, островная платформа, туалет, погреб и путейский дом.









Толстой называл станцию просто Козловка. «Пишу со станции Козловка. Шумят. Народу пропасть». Лев Николаевич, который любил путешествия и много времени проводил в пути, не сразу принял вторжение цивилизации. Но все же не мог не оценить быстроту и удобство железной дороги, и вскоре для поездок по «чугунке» со всем своим многочисленным семейством он бронировал целый вагон. К писателю, со своей стороны, очень хорошо относились железнодорожники, в частности, выделили ему целое купе, когда он был болен.
На станции останавливались некоторые поезда дальнего следования, идущие в южном направлении, а в летнее время - и дачные поезда. Сюда приезжали Репин, Короленко, Шишкин, Страхов и другие гости Ясной Поляны, чтобы далее проследовать в усадьбу писателя. Часто Толстые встречали на станции своих гостей, на Козловке же они получали почту. «Жду с большим волнением твоего письма, милый друг, и иду за ним в 5 часов вечера на Козловку», - писала С.А. Толстая мужу.



В качестве своего адреса писатель указывал следующее: «Тульская губерния, Тульский уезд, станция Козлова Засека». Об этом говорит следующая его дневниковая запись: «...я передумал насчет адреса твоих писем и прошу тебя писать вперед на Козловку».
В 1928 году в год столетия со дня рождения писателя станция была переименована в «Ясную Поляну», в 2001-ом ей было возвращено её историческое название, были проведены реставрационные работы и открыта выставка «Железная дорога Льва Толстого».


Мы побродили по небольшой выставке самостоятельно, но можно купить билеты и с экскурсионным обслуживанием.










Ближайшая к Ясной Поляне железнодорожная станция Козлова Засека восстановлена в том виде, какой она была при жизни Льва Толстого. Величайший романист мировой литературы и самобытный философ, именно отсюда он пользовался телефонной связью, здесь получал почтовые отправления, отсюда же начинал свои путешествия. Скромный провинциальный вокзал станции Козлова Засека обрел музейный статус, продолжая обслуживать пассажиров в антураже начала прошлого века.

Единственное значимое несоответствие толстовскому времени – увеличившееся количество рельсовых путей, неизбежное при развитии ж/д сообщения, и электрификация дороги. В начале XX столетия путей было только два, островная платформа между ними и боковая – со стороны Ясной Поляны. Возле железнодорожного моста Лев Николаевич поворачивал своего коня во время прогулок, возвращаясь в родовую усадьбу. Встречала Козлова Засека и траурный поезд, доставивший тело писателя с места кончины, станции Астапово.

Биографы Толстого и исследователи его творческого и жизненного пути излагают несколько версий его последнего путешествия по железной дороге. Одни пишут о рядовой поездке к дочери Татьяне, другие настаивают на бесцельном спонтанном путешествии под воздействием духовных исканий. Судя по описаниям странного маршрута поездки, вторая версия в отношении человека преклонных 82-х лет более вероятна.

На станции Козлова Засека

Название местности, перешедшее при строительстве железной дороги к одной из станций, произошло от древнего укрепления – засеки. Так именовали валы из беспорядочно наваленных древесных стволов с заостренными (затесанными) сучьями, которыми Московское княжество отгораживалось от набегов южных племен и турок. Лесные завалы препятствовали продвижению конницы, облегчая задачу обороняющихся.

Именем предводителя одного из гарнизонов, воеводы Данилы Козлова, назвали укрепления южнее Тулы, затем окружающую местность, далее – станцию. Столетний юбилей со дня рождения Льва Толстого большевистские власти отметили переименованием станции Козлова Засека в Ясную Поляну, таковой она называлась вплоть до восстановления исторического имени в 2001 году. Кроме того, были проведены работы по возвращению вокзалу и окружающей территории того облика, какой они имели в 1910 году.

В рамках реконструкции привели в исходное состояние все станционные постройки и сооружения, насколько это возможно с точки зрения безопасного обслуживания нынешних пассажиров. Среди них сам вокзал и отдельное здание буфетной, багажное отделение и навес на дальнем конце перрона. Восстановлены деревянные ограждения из массивного бруса, осветительные фонари и станционные часы на платформе. Возле входа в музейное помещение, с правого торца станции Козлова Засека, установлен бюст писателя.

Внутри станционного здания

Внутри здания вокзала также восстановлена обстановка типичной небольшой станции начала XX века. Скамейки в зале ожидания, обрамления окошек билетных касс и другие детали обстановки приведены в соответствие с их обликом более чем вековой давности. Именно так выглядели тогда провинциальные железнодорожные станции, никаких световых табло, торговых точек и иных посторонних вещей транспортное ведомство не допускало.

В углу зала ожидания поставили антикварное зеркало в резной оправе. По описанию смотрителя оно оригинальное и стояло на этой станции в те дальние времена. Поодаль установлен макет станции Козлова Засека, где она выглядит полностью такой, какой видел ее Лев Николаевич. На нем всего две рельсовых нитки, отсутствуют столбы и провода железнодорожной электрификации для электровозов. На путях – макеты паровоза с вагонами старого типа, которые сейчас сохранились только в железнодорожных музеях типа или .

Экспозиция на станции Козлова Засека

Руководство РЖД, крупнейшего российского монополиста, организовало и оплатило не только работы по реставрации станции. Была создана экспозиция Железная дорога Льва Толстого, затем ставшая вместе с действующим вокзалом филиалом музея-усадьбы Ясная Поляна. Станционный музей располагает всего одной комнатой небольших габаритов, среди экспонатов не нужно искать личных вещей великого пассажира. Однако историческая достоверность в части времени их происхождения и использования соблюдена.

Выставка неплохо графически оформлена крупными настенными рисунками и увеличенными копиями старинных фотографий. Экспонаты можно разделить на две группы – связанные с функционированием железной дороги и принадлежавшие пассажирам далекого прошлого. Из рабочего инвентаря представлены старые средства связи (телеграфные и телефонные аппараты), масленки для смазки, различные осветительные фонари обходчиков и путейцев. Широко представлены большие и малые чемоданы и саквояжи, дорожная одежда и личные вещи пассажиров.

Завершая краткий обзор связанного с великим писателем провинциального вокзала, предлагаем посмотреть еще одну высотную фотографию. С этого ракурса более заметны характерные отличия нынешнего времени – легковые авто современной конструкции, длинные составы грузовых полувагонов, чего не было в первые годы существования железных дорог. Особенно бросаются в глаза мачты электросети, питающей современные локомотивы.

Посещение исключительно редкого симбиоза музея с действующим вокзалом любопытно даже само по себе. Сознание глубокой связи объекта посещения с жизнью великого соотечественника многократно увеличивает ценность этого краткого путешествия. Планируя побывать в Ясной Поляне, не забудьте предусмотреть и визит на станцию Козлова Засека, расстояние между ними меньше пяти километров.