Все о тюнинге авто

Причины по неявке на допрос в налоговую. Директора вызвали на разговор в ФНС: выстраиваем линию защиты. Самостоятельный визит в инспекцию

Д опрос свидетелей - одна из самых распространенных процедур, проводимых налоговой инспекцией в рамках проверки. Причем свидетелем может стать не только рядовой сотрудник, но и руководство фирмы, включая директора и главбуха. Можно ли отказаться от дачи показаний? Вправе ли директор присутствовать на допросах других сотрудников компании? Можно ли прийти на допрос с юристом? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

Участию свидетеля в налоговых мероприятиях посвящена ст. 90 НК РФ. Она состоит всего из пяти пунктов. Не удивительно, что у допрашиваемых свидетелей, да и у самих проверяющих, возникает немало вопросов при проведении и оформлении результатов этого мероприятия.

Кто может быть свидетелем?

Ответ на этот вопрос дает п. 1 ст. 90 НК РФ. Там сказано, что для дачи показаний в качестве свидетеля в налоговую инспекцию может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля. И сразу возникает вопрос: может ли быть свидетелем руководитель компании?

Специалисты ФНС России считают, что называть его свидетелем не совсем корректно. Причина в том, что он - лицо заинтересованное. Впрочем, это не мешает проверяющим допрашивать руководство компании в качестве свидетелей. Просто составленный по результатам этого мероприятия протокол допроса они квалифицируют «как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика» (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). Тем более что НК РФ не устанавливает, какой именно документ налоговики должны составить по итогам получения пояснений и должны ли вообще оформляться какие-то документы (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8745/2016 по делу № А12-27923/2015).

Если говорить о судах, то они допускают возможность вызова руководителя компании как для дачи пояснений, так и на допрос в качестве свидетеля. Просто в первом случае он получит уведомление о вызове для дачи пояснений, а во втором - повестку о вызове на допрос в качестве свидетеля.

Судебная практика

Свернуть Показать

У налоговой инспекции в ходе проверки возникли вопросы к компании. Чтобы получить ответы, они вызвали для дачи пояснений руководителя фирмы. Однако в ходе получения пояснений руководитель просто встал и без объяснения причин ушел из инспекции (позже он сказал, что у него возникли срочные дела).

Тогда проверяющие вызвали его уже на допрос в качестве свидетеля, по результатам которого был составлен протокол.

Суд никаких нарушений в действиях инспекции не нашел. Арбитры указали, что налоговая инспекция вправе вызвать налогоплательщика для получения от него пояснений, а также пригласить руководителя для дачи показаний в качестве свидетеля (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8745/2016 по делу № А12-27923/2015).

Что будет, если не явиться?

Сотруднику компании, который проигнорирует вызов в инспекцию без уважительных причин (например, болезни), будут грозить штрафы:

  • за неявку для дачи пояснений - 2000-4000 руб. (ст. 19.4 КоАП РФ);
  • за неявку на допрос в качестве свидетеля - 1000 руб. (ч. 1 ст. 128 НК РФ).

Количество штрафов будет равняться числу неявок по вызову. Более того, на второй (третий, четвертый и т.д.) раз налоговики могут удвоить штраф (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ).

Судебная практика

Свернуть Показать

Свидетель получил повестку о вызове на допрос, однако в назначенное время в инспекцию не явился. За это налоговики оштрафовали его на 1000 руб. по ст. 128 НК РФ. Свидетель не стал спорить и заплатил штраф.

Спустя некоторые время свидетель был вызван в инспекцию еще раз в рамках того же дела. Однако в инспекцию он опять не пришел. Тогда его оштрафовали уже на 2000 руб., посчитав неявку по первой повестке отягчающим обстоятельством. Посчитав, что штрафы назначены за одно и то же нарушение, свидетель обратился в суд.

Первая инстанция удовлетворила его требования. Суд указал, что «неявка лица, вызываемого в качестве свидетеля по одному и тому же делу о налоговом правонарушении, образует одно событие налогового правонарушения, вне зависимости от количества направленных свидетелю повесток».

А вот апелляция и кассация встали на сторону налоговиков. Они исходили из того, что свидетель в данном случае совершил два правонарушения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2012 по делу № А74-1519/2011).

Важно отметить, что принудительно доставить на допрос или для дачи пояснений налоговики не могут. Налоговый кодекс РФ не предоставляет им такой возможности. Впрочем, если проверяющим уж очень понадобятся показания или пояснения, они могут обратиться в правоохранительные органы, чтобы те разыскали и доставили «уклониста».

Можно ли дать показания не в инспекции?

Как видно, штрафы за неявку на допрос или для дачи пояснений относительно небольшие. Поэтому многие свидетели решают, что тратить свое время на поездки в инспекцию нет смысла. Проще заплатить штраф.

Зная это, проверяющие иногда идут на уступки и встречаются со свидетелями за пределами инспекции (чаще всего по месту их жительства). Такую возможность налоговикам дает п. 4 ст. 90 НК РФ (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.09.2015 № Ф09-4350/15 по делу № А60-41278/2014). Более того, ВС РФ не видит ничего противозаконного в том, чтобы показания свидетеля были получены даже не в каком-либо помещении, а прямо на улице (определение от 03.02.2015 по делу № 309-КГ14-2191, А07-4879/2013). А вот получение показаний по телефону противоречит ст. 90 НК РФ (постановление ФАС Московского округа от 28.04.2010 № КА-А40/4027-10 по делу № А40-59811/09-20-400).

Получать показания по месту жительства свидетеля ФНС России рекомендует с участием не менее двух должностных лиц налогового органа. Предварительно должно быть получено согласие свидетеля и проживающих с ним лиц на допуск налоговиков в жилое помещение. О таком согласии делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также налоговых инспекторов (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Что будет, если отказаться давать показания или солгать?

Перед получением показаний налоговый инспектор предупреждает свидетеля об ответственности за отказ от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний (п. 5 ст. 90 НК РФ). Этот факт свидетель подтверждает своей подписью в специально отведенном для этого месте протокола (подп. 5 п. 5.4 письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Если свидетель, несмотря на предупреждение, все же откажется от дачи показаний или будет говорить заведомую ложь, его оштрафуют на 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ). При этом ни административная, ни тем более уголовная ответственность свидетелю не грозит (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). Поэтому инспектор, который упоминает, например, ст. 307 «Заведомо ложные показания…» УК РФ, ст. 308 «Отказ свидетеля… от дачи показаний» УК РФ или ст. 17.9. «Заведомо ложные показания свидетеля…» КоАП РФ, явно лукавит, пытаясь припугнуть допрашиваемого.

Иногда отметки о том, что свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, даже вносят в протокол допроса. И такой протокол суд, скорее всего, признает допустимым (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.09.2014 по делу № А19-17266/2013).

Может ли руководитель не давать показания против компании?

Статья 51 Конституции РФ дает право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Но никакого упоминания про свидетельствование против возглавляемой компании в Конституции РФ нет. Получается, что отказаться давать показания против своей компании руководитель не может.

Судебная практика

Свернуть Показать

Директор компании был вызван в налоговую инспекцию на допрос в качестве свидетеля. В установленное время он явился в налоговый орган. Перед началом допроса его предупредили об ответственности за отказ от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний, о чем сделали отметку в протоколе. Тем не менее отвечать на вопросы инспекторов директор отказался, сославшись на ст. 51 Конституции РФ. Свое молчание он объяснил тем, что ему задавались вопросы, касающиеся не только деятельности фирмы, но и лично его.

За отказ от дачи показаний директор был оштрафован на 3000 руб. по ч. 2 ст. 128 НК РФ. Не согласившись со штрафом, он обратился в суд. Однако отменить штраф ему не удалось.

Суд разъяснил, что задаваемые вопросы касались финансово-хозяйственной деятельности компании и не выходили за рамки правомочий налогового органа. А вот отказ от ответов на них суд посчитал неправомерным, поскольку он не предусмотрен ст. 51 Конституции РФ (кассационное определение Тюменского областного суда от 15.02.2012 № 33-760/2012).

Кто не может быть свидетелем?

Во-первых, это лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля. В качестве примера можно привести ситуацию, когда руководителем, учредителем и главбухом компании был инвалид с детства по психическому заболеванию, состоявший с 11 лет на учете в психоневрологическом диспансере. Вполне логично, что суд признал правомерными действия налоговиков, которые отказали в допросе такого свидетеля (постановление ФАС Московского округа от 12.02.2010 № КА-А40/578-10 по делу № А40-45816/09-115-242).

Во-вторых, это лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, адвокат или аудитор). Иногда налогоплательщики настаивают, что по этому основанию не может быть допрошен руководитель компании-контрагента. Якобы он получает информацию в связи с исполнением свих профессиональных обязанностей. Однако суды подобные доводы отклоняют (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.11.2015 № Ф04-24804/2015 по делу № А45-2615/2014).

Что должно быть указано в протоколе?

Форма протокола допроса свидетеля утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В нем содержится достаточно много полей. И если некоторые из них не будут заполнены, то суд не примет протокол в качестве доказательства. Такое может произойти, если будут отсутствовать:

  1. подпись свидетеля в специально отведенных для этого местах (постановления ФАС Московского округа от 25.12.2012 по делу № А40-113120/11-116-305, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.02.2010 по делу № А45-5804/2009, ФАС Поволжского округа от 15.09.2009 по делу № А55-20385/2008). В частности, свидетель должен подтвердить своей подписью, что:
    • ему разъяснены права и обязанности, установленные ст. 51 Конституции РФ и ст. 90 НК РФ, и что он предупрежден об ответственности за отказ (уклонение) от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний;
    • он подтверждает сведения о себе, внесенные в протокол;
    • с его слов показания записаны верно;
    • он предупрежден о применении технических средств (если они применялись);
    • он ознакомлен с протоколом. Для этого достаточно поставить подпись в конце протокола. Расписываться на каждом листе (как это делается в уголовном процессе - ч. 8 ст. 190 УПК РФ) нет никакой необходимости (постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу № А19-13753/2013, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу № А68-3485/12);
  2. подпись должностного лица налогового органа (постановления ФАС Московского округа от 11.02.2010 № КА-А40/438-10 по делу № А40-42670/09-87-124, Дальневосточного округа от 15.06.2009 № Ф03-2571/2009 по делу № А37-1235/2008);
  3. данные документа, удостоверяющего личность свидетеля (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.07.2010 по делу № А19-15652/09, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.02.2010 по делу № А45-5804/2009). Впрочем, некоторые суды не считают это серьезным нарушением и принимают протоколы с подобными дефектами в качестве доказательств. Арбитры считают, что отсутствие этих данных еще не говорит о недостоверности сведений, которые сообщил свидетель (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.04.2009 по делу № А78-3516/08-С3-11/111-Ф02-1481/09 по делу № А78-3516/08-С3-11/111);
  4. дата, время или место допроса (постановления ФАС Поволжского округа от 20.10.2009 по делу № А65-3412/2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 № 18АП-12494/2009).

Могут ли вызвать на допрос во время «камералки»?

Минфин России считает, что допрашивать свидетелей можно хоть при выездной, хоть при камеральной проверке (письма от 19.06.2015 № 03-02-07/1/35776 и от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411). Главный аргумент чиновников - отсутствие в НК РФ каких-либо ограничений на этот счет. И некоторые суды с ним согласны (см., например, постановление ФАС Московского округа от 23.07.2009 № КА-А40/5922-09 по делу № А40-71315/08-129-338).

Однако в судебной практике встречается и противоположный подход. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 28.12.2011 по делу № А08-2014/2011 указано, что у налоговиков нет оснований для допроса свидетелей вне рамок камеральной проверки.

Таким образом, с большой долей вероятности можно утверждать, что налоговики вызовут свидетеля на допрос в ходе «камералки», если у них возникнет в этом необходимость. И даже если суд впоследствии признает протокол допроса недопустимым доказательством, проверяющие все равно смогут почерпнуть из общения со свидетелем немало информации, которая может пригодиться им в дальнейшем.

Могут ли допросить вне рамок проверки?

В НК РФ не сказано, когда можно проводить допрос свидетеля: во время проверки, до ее начала или после окончания. Но если рассуждать логически, то допрос - это мероприятие налогового контроля. А оно должно проводиться в рамках проверки или, в крайнем случае, - в качестве дополнительных мероприятий (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Похожую точку зрения высказывают и суды. Так, Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 03.06.2016 № Ф10-1572/2016 по делу № А54-5473/2015 разъяснил, что допрос свидетеля после окончания выездной налоговой проверки является нарушением порядка сбора доказательств. В итоге протокол допроса был признан недопустимым доказательством. Аналогичные выводы можно встретить в других судебных актах (см., например, постановления ФАС Московского округа от 29.04.2014 № Ф05-3649/2014 по делу № А40-71830/13-140-227, ФАС Поволжского округа от 25.09.2012 по делу № А65-31425/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2011 по делу № А46-3658/2011).

Впрочем, некоторые суды считают, что протокол допроса, проведенного вне рамок налоговой проверки, все же может быть доказательством в суде. Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.01.2016 № Ф04-28564/2015 по делу № А45-19355/2014 сослался на п. 27 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Там сказано, что при рассмотрении материалов проверки инспекция вправе исследовать также документы, полученные до ее начала. Эта же точка зрения высказана в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 25.06.2015 № Ф05-7488/2015 по делу № А40-95366/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.03.2014 по делу № А27-7343/2013 и от 28.11.2013 по делу № А27-21787/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.10.2012 по делу № А53-26432/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2012 по делу № А19-6518/2011 и др.

В любом случае суды будут исследовать все доказательства в совокупности. И если помимо протоколов допроса (пусть даже составленных вне рамок проверки) будут и другие доказательства нарушения, то рассчитывать на положительное решение суда вряд ли стоит.

Могут ли допросить во время приостановления выездной проверки?

Ответ на этот вопрос тоже не однозначен. С одной стороны, поверка приостанавливается только для истребования документов (информации), проведения экспертиз или перевода документов на русский язык (п. 9 ст. 89 НК РФ). Выходит, что приостановление проверки для допроса свидетелей налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, протоколы допросов, проведенных во время приостановления проверки, должны считаться недопустимыми доказательствами (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2014 по делу № А46-7453/2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.08.2010 по делу № А78-8715/2009).

С другой стороны, на время приостановления проверки прекращаются лишь действия на территории налогоплательщика (п. 9 ст. 89 НК РФ). А проводить мероприятия в других местах не запрещено (п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Поэтому чиновники и некоторые суды допускают возможность допрашивать свидетелей, но только вне территории проверяемого налогоплательщика (письма Минфина России от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11 и от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@; постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.2016 № Ф07-7183/2016 по делу № А05-12601/2015, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.06.2016 № Ф04-2068/2016 по делу № А45-5796/2015, ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2013 по делу № А05-9817/2012).

Кого можно позвать с собой на допрос?

Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48). Разумеется, этим правом может воспользоваться и свидетель. Поэтому на допрос в налоговую инспекцию он может прийти, например, с адвокатом или с юристом компании.

Более того, специалисты ФНС России указывают, что в НК РФ нет перечня лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе (письмо ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@). То есть в качестве сопровождающего на допрос можно взять с собой кого угодно (например, рядовой сотрудник может взять с собой на допрос руководителя компании). И даже доверенность ему не понадобится. Объясняется это тем, что лицо, присутствующее при допросе, не является представителем свидетеля. Но данные о нем в любом случае заносятся в протокол.

В то же время отвечать на вопросы должен именно свидетель, а не сопровождающий, даже если он является адвокатом (письмо ФНС России от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@).

Что обычно спрашивают?

Как правило, налоговики вызывают на допрос руководство, когда они подозревают компанию в неуплате налогов. Поэтому чаще всего задают вопросы, касающиеся работы самой фирмы и ее взаимодействия с контрагентами:

  • какова сфера деятельности компании, какие товары (работы, услуги) она производит (выполняет, оказывает)?
  • что входит в обязанности допрашиваемого лица?
  • кто непосредственно подписывает договоры и «первичку»?
  • как компания находит контрагентов, и кто участвует в переговорах с ними?
  • какие документы запрашиваются у контрагентов перед заключением договоров?
  • что еще делается для проверки контрагентов?
  • какие лица контактируют с обеих сторон при исполнении договоров?
  • кто, где и как принимает товар (результаты работ или услуг)?

Разумеется, это лишь общий список, и в зависимости от ситуации почти наверняка придется отвечать на частные вопросы, интересующие инспекторов в конкретном деле.

К сведению

Свернуть Показать

Лицам, занимающим руководящие посты, задают похожие вопросы. Делается это, чтобы выявить нестыковки и противоречия в показаниях. Поэтому ответы желательно продумать и по возможности согласовать с другими свидетелями.

Итоги допроса

Время допроса законодательно не ограничено. Поэтому он может идти как 15-20 минут, так и несколько часов. Но сколько бы ни длился допрос, спешить с ответами, а тем более с подписанием протокола, не стоит. Нужно внимательно почитать все, что инспектор вписал в этот документ. Обычно протокол печатается на компьютере, поэтому при наличии замечаний можно попросить инспектора поправить текст и распечатать протокол заново. Как правило, инспекторы соглашаются это сделать.

Если же инспектор наотрез отказывается менять текст или протокол составлен от руки, то свидетель может зафиксировать свои замечания в специальном поле «Замечания к протоколу». Однако места там мало, поэтому если замечания будут объемными, их можно изложить на отдельном листе обычной бумаги. А в поле «Замечания к протоколу» написать, что они указаны на отдельном листе.

Если в протоколе останутся незаполненные (или заполненные не до конца) поля, лучше поставить на них прочерки. Также есть смысл потребовать у инспектора выдать копию протокола и листа с замечаниями. Эти меры позволят избежать приписок, исправлений и подмены листов.

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ ).

Как правило, в первую очередь на допрос вызывают должностных лиц проверяемой компании (генерального директора и главного бухгалтера), руководителей контрагентов проверяемого налогоплательщика. Но кроме генерального директора и главного бухгалтера налоговый орган может допрашивать любых сотрудников проверяемой компании (как ранее работавших, так и действующих).

Важно понимать, что зачастую основной целью налоговиков при допросе тех или иных свидетелей (в том числе генерального директора и главного бухгалтера организации) является получения весомых, с точки зрения инспекции, доказательств совершения проверяемой компанией тех или иных нарушений налогового законодательства.

Материалы допроса, среди прочего, будут положены в основу доначислений налогов (отказа в возмещении НДС из бюджета) по итогам выездной/камеральной налоговой проверки. С другой стороны, информация, полученная во время допроса, может, наоборот, помочь инспекции установить правомерность действий организации и снять предъявляемые претензии.

Рассмотрим основные моменты, которые необходимо знать, если получена повестка о вызове на допрос.

Не игнорируйте вызов на допрос!

Многие полагают, что проще заплатить штраф, чем пойти на допрос и сообщить лишнее налоговому инспектору. Но это ошибочное мнение. Как показывает практика, зачастую неявка на допрос генерального директора либо главного бухгалтера в ходе камеральной проверки возмещения НДС может послужить одним из «формальных» оснований для отказа компании в возврате либо зачете налога. Налоговая инспекция наряду с иными обстоятельствами может сделать вывод об отсутствии у проверяемой компании признаков ведения реальной предпринимательской деятельности.

Неявка на допрос без уважительных причин, как и уклонение от допроса, наказывается штрафом в размере 1000 руб. Кроме того, предусмотрена ответственность за неправомерный отказ от дачи показаний и заведомо ложные показания – 3000 руб. (ст. 128 НК РФ ).

О тонкостях процедуры допроса, ответственности и пр. важных моментах читайте в нашей статье .

Подготовьтесь к вопросам инспекции

Как было отмечено выше, вызывая на допрос должностных лиц организации, инспекция нацелена на получение доказательств совершения налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах. Наиболее часто задаваемыми вопросами являются вопросы по сделкам и операциям компании с так называемыми «проблемными» контрагентами.

Вот примеры таких вопросов:

  1. Каким образом и когда нашли данного поставщика (откуда брали информацию)?
  2. Почему выбрали именно его?
  3. Каким образом и кто контактировал с контрагентом?
  4. Кто подписывал договоры и прочие документы?
  5. Имеются ли контактные данные контрагента?
  6. Какой товар поставлялся, какие оказывались услуги?
  7. Каким образом происходила передача товара, как доставлялся и где хранился?
  8. Что входит в ваши обязанности как руководителя компании?
  9. Подписывали ли вы (руководитель) договоры и другие документы от имени компании?

Кстати!

Примерный перечень вопросов, задаваемых руководителям и иным работникам компаний, приведен в приложениях к Методическим рекомендациям от ФНС и Следственного комитета РФ (Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Очень рекомендуем ознакомиться с этим документом.

«Перед тем как отправиться на допрос проанализируйте, какие сделки могли вызвать сомнения со стороны инспекции, будьте готовы объяснить обстоятельства совершенной сделки и взаимоотношений с контрагентами. Не лишним будет предварительно проконсультироваться с юристом, имеющим практический опыт в отстаивании интересов компаний в ходе мероприятий налогового контроля».

Кира Трунтаева
ведущий налоговый юрист

Не торопитесь с ответами, отвечайте коротко и четко!

Хорошо, когда вы идете на допрос в налоговой инспекции с четко сформулированной версией событий. Но, к сожалению, все вопросы налоговиков предугадать невозможно. К тому же часто налоговики хитрят и задают одни и те же вопросы, но с разных сторон, пытаясь тем самым запутать свидетеля. Если заданный вопрос ставит вас в тупик или кажется подозрительным – не спешите, продумайте ответ. Лучше ответить обобщенно, чем дать противоречивый ответ.

«Как свидетелю формулировать свои ответы?

Если в ходе допроса генеральному директору инспекторы задают какие-либо неудобные вопросы, то можно дать наиболее обобщенные ответы. Например, на вопрос инспектора о том, как был найдено ООО «Альфа», контактировали ли Вы с генеральным директором ООО «Альфа», получали ли учредительные и иные документы данного поставщика и т.п., можно ответить примерно следующим образом: «Поиском данного поставщика и проверкой пакета документов по ней занимались определенные сотрудники нашего отдела закупок».

На просьбу назвать основных поставщиков компании можно ответить примерно следующим образом: «Главными поставщиками являются ООО «Омега 1», ООО «Омега 2», более мелких не могу сейчас вспомнить…».

Также допустимо и оправданно, если на заданные проверяющим уточняющие вопросы (тем более, когда речь идет о просьбе инспектора указать на какие-либо документы, привести цифры, назвать даты и т. п.) генеральный директор предоставит неопределенные ответы (в частности, «не располагаю подобными сведениями», «необходимо смотреть документы»).

Например, на вопрос, кто из сотрудников отдела закупок (отдела продаж) лично присутствовал при подписании договора с ООО «Альфа», можно ответить фразами «не помню», «затрудняюсь ответить», и др.».

Виталий Цапков
ведущий налоговый юрист

Проверяйте протокол допроса в налоговой инспекции

Перед подписанием протокола обязательно очень внимательно прочитайте его, чтобы убедиться, что все ваши слова записаны верно, без каких-либо искажений и дополнений. Это важно. Инспекторы могут нечетко формулировать подлежащие занесению в протокол вопросы и соответствующие ответы свидетеля. В последующем это предоставляет налоговому органу широкие возможности интерпретировать полученные показания в свою пользу, и они в искаженном виде находят свое отражение в принятом по результатам налоговой проверки решении. Будьте бдительны!

Вадим Чимидов
руководитель направления налоговой практики и арбитражных споров

История из практики

В ходе допроса в налоговой в качестве свидетеля генерального директора ООО «Альфа», выступавшего основным поставщиком проверяемой компании, на один из вопросов свидетель ответил следующим образом: «…документы приносили мне подписанными». При этом, отвечая так, директор имел в виду, что такие документы были уже оформлены со стороны компании-контрагента. Между тем налоговая инспекция в решении по итогам выездной проверки сделала вывод о не подписании первичных документов генеральным директором ООО «Альфа». Вот такая история вышла.

Вызов на комиссию

Минфином России и ФНС пять лет назад выпущено письмо «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы», в котором описаны ключевые аспекты деятельности комиссий (письмо от 17.07.2013 года №АС-4-2/12722 ). С тех пор вызов на комиссию активно используется налоговыми органами в целях выяснения информации о хозяйственной деятельности организации, которая привела к тем или иным налоговым последствиям (как правило, связанным с уменьшением налоговых обязательств компаний).

Основная цель проведения комиссий - увеличение поступлений в бюджет и пресечение случаев уклонения от уплаты налогов.

В «зоне риска» для вызова на комиссию находятся компании со следующими признаками:

Показывающие убыток в налоговой отчётности;

Выявлен предельный размер вычетов по НДС или НДС заявлен к возмещению из бюджета;

Низкая налоговая нагрузка по налогам (в частности, налогу на прибыль, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении УСН);

Есть непогашенные долги по налогам;

Заработная плата сотрудников налогоплательщика находится на уровне МРОТ или значительно ниже рыночной;

И это далеко не полный перечень возможных причин. Так, например, инспекция может вызвать руководителя компании на комиссию, если у нее возникли сомнения в достоверности и корректности представленной отчётности.

Перед вызовом на комиссию налогоплательщик получает информационное письмо, в котором инспекция отражает выявленные ей обстоятельства, свидетельствующие о занижении налоговых обязательств, и рекомендации по устранению таких обстоятельств (посредством подачи уточненных деклараций, уплаты недоимки по налогам и пр.).

Такое информационное письмо направляется налогоплательщику ориентировочно за месяц до потенциального вызова на комиссию. Если компания не предпринимает никаких действий по устранению выявленных инспекцией противоречий, ей направляется уведомление о вызове на комиссию. Как правило, в налоговый орган приглашается именно руководитель организации.

Не игнорируйте вызов на комиссию

Если руководителя компании пригласили на комиссию, значит, у сотрудников инспекции есть вопросы, на которые лучше дать ответ. Если вызов будет проигнорирован, это может навести проверяющих на мысль о том, что в деятельности компании не всё в порядке.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить истребуемые документы (если было получено соответствующее требование), проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним и смело идти в инспекцию. Если по какой-то причине руководитель не сможет явиться в указанное налоговым органом время, целесообразно известить об этом проверяющих письмом с приложением истребуемых документов. Кстати, руководитель компании может направить вместо себя представителя.

Важно дать понять инспекции, что компании нечего скрывать и она открыта к взаимодействию.

Заранее подготовьтесь к комиссии

В полученном информационном письме и последующем уведомлении инспекция обозначает причину вызова на комиссию, просит предоставить определенные документы и сведения. К примеру, если причиной вызова на комиссию стал низкий уровень заработной платы сотрудников, инспекция попросит представить штатное расписание, трудовые договоры, приказы о приеме на работу, а также пояснить причины установления заработной платы ниже рынка.

«При подготовке к комиссии продумайте, какие могут быть вопросы у инспекции, что вы будете отвечать на них, подготовьте необходимые документы. На заседание комиссии руководитель может взять с собой главного бухгалтера, который обладает полной информацией и сможет ответить на вопросы инспекции относительно учёта. Например, если вызывают на комиссию, поскольку в декларации заявлена слишком большая сумма вычетов, в результате чего образовалась сумма НДС к возмещению. Наверняка инспекцию заинтересуют причины образования большой суммы вычетов. На комиссии руководитель/бухгалтер компании может пояснить, например, что причиной образования вычетов является вложение компанией денежных средства в строительство здания, которое в текущем периоде только увеличивает долю расходов, зато в будущем будет приносить значительный доход компании. Конечно, в каждом случае свои аргументы, которые желательно еще и документально подтвердить».

Кира Трунтаева
ведущий налоговый юрист

Чем больше аргументов и доказательств представит на комиссии руководитель, тем больше шансов убедить инспекцию в том, что компания не уклоняется от уплаты налогов.

Проанализируйте результаты комиссии и сделайте выводы

Как уже было сказано выше, на комиссию налоговый орган без причины не вызывает. Если руководителя вызвали на комиссию, значит, у инспекции возникли подозрения в том, что компания уклоняется от уплаты налогов.

«Проанализировав задаваемые на комиссии вопросы, можно выявить «слабые места» своей компании и по возможности устранить недостатки.

Следует помнить, что после проведения комиссии инспекция наблюдает за тем, какие шаги будут предприняты налогоплательщиком для исправления ситуации. Если никаких действия налогоплательщик не предпримет, риск назначения выездной налоговой проверки значительно увеличивается. А выездная проверка - это гарантированные многомиллионные доначисления для компании».

Наталья Наталюк
ведущий налоговый юрист

Вызов в инспекцию для разговора об «уточненках» по НДС

Во втором полугодии 2018 года отмечена тенденция роста количества вызовов в инспекцию с предложением уточнить обязательства по НДС в связи с тем, что, по мнению налогового органа, контрагенты компании якобы имеют признаки «фирм-однодневок», не ведут реальную предпринимательскую деятельность и вообще «не совсем благонадежные в налоговом плане».

При этом такой вызов может быть и в рамках комиссии по легализации налоговой базы и как самостоятельное основание для проведения «профилактической работы в целях повышения эффективности контрольной работы, направленной на повышение налоговой культуры налогоплательщиков». Именно так формулируют цель вызова налоговые органы в своих протоколах.

В ходе беседы руководителю компании представители инспекции указывают на наличие признаков нарушения компанией пределов в части завышения налоговых вычетов по НДС по сделкам с конкретными компаниями-контрагентами, которые по тем или иным причинам «не понравились» проверяющим. И конечно же руководителю добровольно предлагают «сдаться», а именно - уточнить налоговые обязательства компании по таким «сомнительным» сделкам.

А если это не будет добровольно сделано, то инспекция грозит назначением выездной налоговой проверки, которая всенепременно будет результативной и по ее результатам по «сомнительным сделкам» можно будет распрощаться не только с вычетами по НДС, но, возможно, и с расходами по налогу на прибыль.

Пугающая для многих перспектива выездного контроля в совокупности с психологическим «нажимом» со стороны налогового органа не редко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных деклараций по налогу и доплатой в бюджет немалых сумм. «Откупились малой кровью»…так говорят некоторые руководители компаний в такой ситуации.

Но надо понимать, что факт подачи «уточненок» и уплаты соответствующих сумм налогов и пени все же на 100 % не исключает вероятность назначения выездной проверки, а иногда может косвенно подтвердить, что действительно сделки с указанными налоговым органом контрагентами «не совсем чисты в налоговом плане». Так что, «добровольное уточнение» далеко не панацея от выездной проверки.

Не следует на эмоциях сразу исполнять пожелания инспекции, надо понять реальные налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение. Возможно, что не так уж все плохо в Вашей ситуации, как представляют инспекторы и сделки вполне реальны и контрагенты абсолютно чисты и поэтому не стоит радовать проверяющих «легкими» поступлениями в бюджет.

Ситуация из практики

Компания получила уведомление о вызове руководителя в инспекцию, в котором было указана общая формулировка - по вопросам финансово-хозяйственных операций за III квартал 2018 года. В ходе беседы начальником инспекции устно были озвучены претензии к нескольким контрагентам компании, причем было недовольство по сделкам с некоторыми контрагентами за предыдущий квартал.

Контрагенты компании, по мнению инспекции, являются «техническими», поэтому руководителю настоятельно рекомендовали подать по сделкам с ними в течение 10 дней уточненные декларации и заплатить в бюджет чуть меньше миллиона рублей.

Однако, руководитель компании был готов к такому разговору, он заранее с помощью юриста подготовился к походу в инспекцию, поэтому спокойно и аргументировано, как в устном, так и в письменном виде пояснил, что оснований для представления «уточненок» у компании нет, поскольку сделки все реальны и компании-контрагенты вполне «живые», ведут предпринимательскую деятельность, имеют необходимые для этого ресурсы, прекрасно зарекомендовали себя на рынке, не обладают признаками «технических» компаний и все необходимые доказательства имеются. В итоге, компания не пошла на поводу у инспекции и сберегла деньги. Но здесь, несомненно, важно быть уверенным в своих прямых контрагентах.

На практике не редки случаи, когда в рассматриваемой ситуации простая беседа с начальником (заместителем начальника) инспекции может перерасти в допрос. А здесь, как говорится, смотри пункт 1 данной статьи. На допросе желательно присутствие юриста, который поможет менее «болезненно» его пройти и при необходимости пресечь «лишнее» со стороны должностных лиц налогового органа.

Итак, при вызове в налоговый орган на разговор об «уточненках», важно заблаговременно подготовиться к визиту в инспекцию, разобраться в ситуации, оценить возможные риски и перспективы разрешения спора с налоговым органом и на основе анализа всех важных моментов принять решение - уточнять налоговые обязательства либо нет.

« Юриста желательно подключать с самого начала, как только получено уведомление о вызове в инспекцию (с требованием о представлении документов либо без такового), а не в день визита и общения руководителя с инспекцией. В этом случае, будет больше времени для анализа ситуации, оценки серьезности намерений налогового органа и определения тактики и стратегии поведения компании».

Виталий Цапков
ведущий налоговый юрист

Профессиональная помощь при вызове в налоговый орган

Можно конечно попробовать самостоятельно подготовиться к визитам в налоговую, но как показывает жизнь, не всегда получается полностью оценить все возможные риски, правильно выстроить линию защиты, поэтому именно профессиональный налоговый юрист сможет оказать вам своевременную и значительную помощь как при подготовке к визиту в налоговый орган, так и в ходе него.

Во-первых, юрист обеспечит наиболее корректное и полное отражение в протоколе показаний допрашиваемого лица без двусмысленности и противоречивости, поможет сформулировать показания так, чтобы наиболее четко передать фактические обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности компании и т. п.

Например, при необходимости юрист обратит внимание инспектора на неправильность произведенных в протоколе допроса записей ответов допрашиваемого свидетеля и необходимости их корректировки. При этом важно отметить, что в случае присутствия юриста после каждого задаваемого инспектором вопроса руководитель вправе обсуждать с юристом наиболее подходящие формулировки ответов, а при необходимости после ознакомления с протоколом допроса и до его подписания – требовать «редактирования» в протоколе таких формулировок.

История из практики

Инспектор попросил назвать генерального директора ООО «Бета» его иностранных покупателей. При этом необходимо отметить, что ООО «Бета» работало исключительно по агентским договорам с российскими организациями, в рамках которых оно как агент находило иностранных заказчиков для российских организаций, то есть формально иностранных покупателей у ООО «Бета» не было.

В итоге генеральный директор ответил буквально – «иностранных покупателей нет». В дальнейшем такая формулировка позволила налоговому органу в акте выездной проверки сделать вывод, что содержание протокола допроса генерального директора свидетельствует о номинальности руководства деятельностью ООО «Бета», так как свидетель не смог назвать своих контрагентов, иностранных заказчиков и т.п.

Во-вторых, участие налогового юриста позволяет также избежать злоупотреблений со стороны налоговой инспекции (например, настоятельных требований проверяющих в адрес генерального директора или главного бухгалтера отказаться от возмещения НДС под угрозой назначения выездной проверки).

Для полной картины представляем таблицу, наглядно показывающую выгоды от визита в инспекцию вместе с юристом.


Самостоятельный визит в инспекцию

Визит в инспекцию вместе с юристом

Вопросы инспекции могут поставить вас в тупик. Вы формулируете ответы «на ходу»

Юрист помогает вам основательно подготовиться, моделируя основные вопросы, которые может задать инспекция и обсуждая с вами формулировки ответов. В итоге вы спокойно и корректно отвечаете на вопросы, четко формулируя свои ответы.

Вопросы инспекции могут запутать вас, поскольку проверяющие могут использовать двусмысленные формулировки, пытаясь вас «подловить». В итоге ваши ответы могут также быть неоднозначными или противоречивыми.

Юрист помогает вам понять суть вопроса, при необходимости просит инспекцию дать пояснения или переформулировать некорректный вопрос. В итоге вы даёте на вопрос инспекции чёткий и непротиворечивый ответ.

Инспекция может пытаться «запугать» вас (к примеру, требуя отказаться от возмещения НДС под угрозой выездной налоговой проверки)

Юрист пресечёт любые злоупотребления правами со стороны инспекции.

Инспекция может некорректно отразить формулировки ваших показаний в протоколе, что приведёт в двусмысленности толкования ваших показаний

Юрист тщательно проверит каждую формулировку, скорректирует неточности.

Вы выходите из инспекции в растерянности, не понимая как всё прошло

Юрист по результатам визита в инспекцию опишет вам складывающуюся картину, возможные претензии, которые могут возникнуть у инспекции, её возможные дальнейшие действия. С учётом этой информации вы сможете заранее подготовиться в дальнейшим контрольным мероприятиям со стороны инспекции.


Как мы видим, присутствие юриста при визите в налоговый орган обеспечит спокойствие, корректность и максимальную эффективность Ваших показаний.

«В июле 2018 года вышло скандальное письмо ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства» , в котором ФНС России указала на присутствие представителей (адвокатов) при проводимых допросах как на признак того, что налогоплательщик не ведет реальную деятельность или декларации подписывают неуполномоченные либо неустановленные лица. Это письмо заставило многих насторожиться, возможно, что кто-то даже стал задумываться об отказе в сопровождении юристом процедуры допроса. Однако, для сомнений и волнений нет причин! В ноябре 2018 года этот документ был официально отозван ФНС России с исполнения (письмо от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@), чем подтвержден факт, что присутствие юриста на допросе не является негативным признаком для налогоплательщика! Это законное право каждого на юридическую помощь и защиту. Как показывает практика, профессиональные советы юриста при подготовке к «походу» на допрос минимизирует возможные налоговые риски и конечно же, присутствие юриста в ходе допроса, его поддержка, поможет чувствовать себя гораздо уверенней и более спокойно пройти столь неприятное мероприятие».

Наталья Наталюк
ведущий налоговый юрист

Мы - налоговые юристы компании «Правовест Аудит» готовы помочь Вам в подготовке к визиту в налоговый орган и при необходимости обеспечить сопровождение в инспекции .

Получите
консультацию
эксперта

Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.

Действующее налоговое законодательство не предусматривает конкретного перечня причин, которые будут признаны уважительными.

Согласно ст. 128 НК РФ неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб.

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях (п. 4 ст. 90 НК РФ).

Вызов свидетеля в налоговый орган производится на основании повестки за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вручаемой лицу, вызываемому в качестве свидетеля, под расписку либо направляемой заказным письмом с уведомлением о получении. Таким образом, если гражданин получил повестку о вызове в налоговый орган, то он либо должен явиться на допрос либо представить документальные доказательства того, что помешало это сделать.

Налоговым кодексом не предусмотрен конкретный перечень причин, которые будут являться уважительными. Из практики можно сделать вывод, что уважительными причинами, например, могут стать болезнь самого вызываемого гражданина или члена семьи, требующего ухода. В любом случае необходимо поставить в известность должностное лицо налогового органа о том, что гражданин не сможет прибыть на допрос в назначенное время, например, по телефону.

Приведем примеры судебных решений по данному вопросу:

— суд признал причину неявки в налоговый орган гражданина в качестве свидетеля в связи с болезнью уважительной. Факт болезненного состояния был подтвержден справкой. Бремя доказывания неуважительности причины неявки (уклонения от явки) лежит на налоговых органах. Налоговым органом не было представлено доказательств, опровергающих довод заявителя (Решение Арбитражного суда Калужской области от 20.08.2007 по делу N А23-1512/07А-14-90);

— суд не признал уважительной причиной для неявки на допрос в налоговый орган нахождение гражданина в командировке в другом городе (Определение Нижегородского областного суда от 13.03.2012 по делу N 33-2137).

Что является уважительной причиной для неявки на допрос в налоговый орган?

На практике существует две ситуации, когда налогоплательщика вызывают на допрос. Нужны свидетельские показания, потому что у его контрагента проводят .

В первом случае вызова на допрос опасаться не стоит - налоговики вызывают для того, чтобы предприниматель подтвердил свои финансово-хозяйственные взаимоотношения с проверяемым контрагентом. Однако, тут требуется осторожность, потому что можно сообщить налоговикам такую информацию, которая станет поводом для проведения выездной налоговой проверки, но уже в отношении самого налогоплательщика.

Во втором случае допрос проводится, чтобы доказать обнаруженные нарушения или чтобы поймать налогоплательщика на том, что его показания не стыкуются с тем, что указано в документах. Поэтому, говоря о делах компании, свидетель должен соотносить свои слова с данными, отраженными в отчетности предприятия.

Обычно на допросы в налоговую инспекцию приглашаются несколько групп людей: руководители, «массовые» учредители и директора, а также сотрудники проверяемых компаний: как бывшие, так и нынешние. Для каждой аудитории у налоговиков свои вопросы. Руководители дают пояснения по непонятным сделкам и операциям. Подставные директора и учредители приглашаются, чтобы собрать . Бывшие и нынешние сотрудники рассказывают о своей зарплате и о конкретных операциях в рамках их должностных обязанностей, по которым у налоговиков не хватает доказательств. К какой бы группе не относился свидетель - идти на допрос стоит с четко сформулированной версией событий.

Чаще всего допросы свидетеля налоговики используют, когда хотят доказать работу организации с . На таких допросах налоговики задают вопросы, которые пояснят, каков был порядок взаимоотношений между юридическими лицами, а именно: как и когда был выбран данный контрагент, откуда получена информация о нем, как осуществлялись контакты, кто и как подписывал договор и прочие документы и пр. Также выясняется реальность осуществляемых хозяйственных операций, заключения и исполнения договора. Зададут вопросы, которые затрагивают деятельность руководителя: как он был назначен на эту должность, какие у него должностные обязанности, подписывал ли он договоры и другие документы от имени организации.

Заходите к нам на огонек

Идти или не идти на допрос в налоговую инспекцию - это всегда вопрос конкретных обстоятельств. Главное, не дать налоговикам лишних сведений, которые могут быть истолкованы против вас и вашей компании. Если сотрудника вызвали на допрос, то руководители могут оказать ему поддержку - подготовить сотрудника к допросу, дать необходимую информацию и задействовать в процедуре допроса юриста, который присмотрит за тем, чтобы разговор не выходил за рамки закона.

Правила вызова на допрос

Для вызова налогоплательщика в инспекцию есть утвержденная форма (приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 и ). С учетом рекомендаций и требований инспекторы обязаны вызывать свидетеля для дачи показаний по месту нахождения налогового органа повесткой. В повестке должны быть указаны причины и основания, по которым свидетеля вызывают на допрос, а также дата, время и конкретное место проведения допроса. Однако, на практике инспекторы налоговой службы продолжают заполнять повестки по принципу «кто во что горазд». Кто-то по аналогии с Уголовно-процессуальным кодексом незаконно грозит приводом в случае неявки, кто-то расплывчато поясняет о чем пойдет речь или вовсе цель допроса не уточняют.

Налоговое законодательство дает право налогоплательщику не исполнять незаконные требования налогового органа, поэтому налогоплательщик имеет право проигнорировать уведомление налоговиков, если оно составлено не по утвержденной форме. Однако такое игнорирование не всегда выгодно самой организации.

На звонок из налоговой смело можно не реагировать, потому что такой вызов на допрос ни к чему не обязывает и законом не предусмотрен. Угрозы налоговиков о принудительном приводе на допрос в случае неявки законом тоже не предусмотрены. Помните, что Уголовный кодекс не применим в налоговых правоотношениях. Ответственность свидетеля, которого вызывают на допрос в налоговую инспекцию, предусмотрена только ст. 128 Налогового кодекса: «Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влечет за собой взыскание штрафа в размере 3000 рублей».

Я - свидетель: что случилось?

В ходе допроса составляется протокол, есть специальная утвержденная форма допроса свидетеля (приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338). Протокол должен заполняться сотрудником инспекции дословно, от первого лица. Свидетель должен следить, чтобы в протокол занесли все его показания без искажений или добавлений.

Если при допросе будут использоваться какие-либо технические средства (аудио - или видеозапись), свидетеля должны об этом предупредить. В протоколе должна быть сделана соответствующая отметка об этом. Кроме того, если еще кто-то кроме свидетеля и инспектора присутствует при допросе, это также должно быть отражено в протоколе.

Протокол стоит обезопасить от подделки. Прочитайте каждую страницу текста. Все, что вас не устраивает, просите переписать либо укажите в конце, что с такой-то строкой на странице N... не согласны. Советую ставить подпись не только в конце протокола, но и визировать каждый листок. Не стесняйтесь выразить несогласие, помните, что каждая деталь может быть использована против вашей компании.

Обратите внимание на нарушения, которые налоговики допускают в порядке сбора доказательств, проведения допроса и заполнения протокола. Их ошибки могут стать вашим спасательным кругом в суде.

Пример из практики

Бухгалтер одного из московских заводов был вызван на допрос в качестве свидетеля. По завершении допроса по недосмотру налогового инспектора бухгалтер не поставил в протоколе подпись в разделе, где он подтверждает, что ознакомлен с ответственностью за дачу ложных показаний. В суде такой протокол был вычеркнут из списка доказательств, и добытые налоговиками сведения в судебном разбирательстве не учитывались.

Не был. Не состоял. Не участвовал

Согласно ст. 51 Конституции свидетель имеет право вообще не давать показаний будучи вызванным на допрос в налоговую инспекцию. Привлечь свидетеля к ответственности за то, что он воспользовался конституционным правом, невозможно. Не следует бояться налоговиков, потому что вы вправе не отвечать на их вопросы и в любой момент покинуть инспекцию. Налоговая служба - это не правоохранительные органы: права задерживать вас они не имеют.

Если все-таки свидетель решил дать показания, то на допросе ему нужно найти «золотую середину», рассказать то, что ему известно, при этом сформулировать информацию таким образом, чтобы не возникало сомнений в честности компании. На практике в ходе допросов налоговики просят сотрудников вспомнить информацию о каком-либо контрагенте, и вместо того, чтобы просто сказать: «не помню», человек начинает придумывать несуществующие сведения: телефоны, адреса. На допросе в налоговой «включать фантазию» не стоит: если точные данные в памяти не отложились, их выдумывать не надо.

Однако, не стоит впадать и в другую крайность, отвечая на все вопросы инспекции - «не помню». Когда при оглашении протокола допроса десять-двадцать раз прозвучит «не помню» на любой вопрос налоговиков, то у судьи однозначно сложится впечатление, что свидетель уклоняется от ответов, не хочет выдавать информацию. Суд в этом случае, скорее всего, встанет на сторону налоговой инспекции.

Присутствие на допросе грамотного адвоката не будет лишним. Это помогает психологически и гарантирует занесение в протокол допроса именно тех сведений, которые свидетель захочет дать налоговой инспекции. Налоговики могут выставить за дверь вашего бухгалтера, который захочет объяснить, «как было дело», но лишить вас права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ) они не смогут.

Кира Гин-Барисявичене , управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП», для журнала «Консультант»

Если на бизнес заводят дело

Что делать, если что-то пошло не так и на бизнес заводят дело? Или как сделать так, чтобы этого никогда не случилось? Найдите инструменты защиты себя и своей компании в бераторе «Если на бизнес заводят дело».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.