Все о тюнинге авто

Классный час на тему "семья и семейные ценности". Классный час «Семья и семейные ценности Темы классных часов семейные ценности

Классный час

Тема классного часа: « Семья и семейные ценности»

Цель: сформировать представление о семейных ценностях .

Задачи:

Осознание понятий «семейная ценность», «душевная теплота», «чувство родства», «семейная атмосфера»;

Воспитание у детей чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, старшему поколению;

Сплочение коллектива класса;

Развитие умения точно и убедительно излагать свое мнение, слушать других;

Раскрытие творческого потенциала детей.

Оборудование: видеопроектор, презентация, музыкальные композиции (Л.Лещенко «Родительский дом»; Л.Долина «Погода в доме», Э.Пьеха «Семейный альбом»), ручки, листы бумаги.

Ход занятия

В начале звучит звучит песня Л.Лещенко «Родительский дом».

Педагог: Прежде чем назвать тему классного часа, послушайте стихотворение

У каждого на свете Должны быть папа с мамой – У тех, кто всех послушней, И непослушных самых. У каждого на свете Должны быть братья, сёстры… Чтоб жизнь была весёлой И от улыбок пёстрой. У каждого на свете: Детишек, птиц, зверья, Должны быть те, кто дорог – Родимая семья! У каждого на свете Должны быть папа с мамой, Семья большое счастье – Подарок самый-самый!

Педагог: Догадались о чем пойдет речь? Сегодня мы с вами затрагиваем непростую, но очень значимую тему.

И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшой разминки . Я называю слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.

Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ» учащиеся приводят свои слова-ассоциации с этим словом )

Ученик читает наизусть стихотворение:

Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Педагог: Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
- Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?
Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.
Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.
Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.

В России есть праздник, посвященный семье. День семьи, любви и верности. Празднуется 8 июля. Символ – ромашка.

История праздника семьи, любви и верности связана с легендой о святых Петре и Февронии. Эта супружеская чета жила в Муроме в 12 веке, причем с 1203 года Петр был здесь князем. На долю этой пары выпало немало разных испытаний, но все трудности муж и жена преодолевали вместе, находя поддержку и опору друг в друге.

Еще при жизни Петр и Феврония пользовались немалым почитанием за свою верность и супружеское благочиние. Их история любви началась с настоящего чуда, о чем и сообщается в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских»: благоверный князь Петр, вступивший на муромский престол, болел проказой. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение, что исцелить его сможет дева Феврония - дочь древолазца из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева и в самом деле исцелила князя Петра, а потом стала его супругой.

Говорят, они и умерли в один день – 25 июня по старому стилю (то есть 8 июля). Но почему-то тела их «положили в разные места». Каково же было удивление народа, когда на следующее утро Петр и Феврония оказались в одном гробу! Этакое чудо лишь усилило славу прекрасных супругов, и в 1547 году эта чета была канонизирована. В общем-то, с той поры супруги и почитаются как покровители семейных уз, а день их церковного прославления стал отмечаться еще и в качестве светского праздника. Но в советское время про святых забыли, хотя с их именами и были связаны достаточно традиционные ценности.

Педагог: Послушайте китайскую притчу

Китайская притча

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

Педагог: Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей ? . А что вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?

Педагог: Нас с вами наиболее интересуют семейные ценности.

Они тоже бывают самыми разнообразными

    Ценность родительства

    Ценность родства

    Ценность супружества

    Ценность здоровья

    Обычаи и традиции

    Взгляды

Педагог: Остановимся на семейных традициях…

Что мы можем назвать семейными традициями? Это обычаи, которые существуют в семьях в течение долгих лет.

Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот член семьи является самым уважаемым, к его мнению прислушиваются остальные домочадцы и во всем стараются спросить его совета.

А кто из вас получил имя в честь родителей? А в честь бабушки или дедушки? А знаете ли вы, почему вас назвали в их честь?


Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что, унаследовав имя старшего члена семьи, ребенок унаследует и его судьбу. Именно поэтому детей называли в честь тех родственников, которые пользовались заслуженным авторитетом и уважением, занимались любимым делом и были счастливы в течение всей жизни.

С рождения ребенка воспитывает мама, затем он идет в детский сад, а позже – в школу. Чтобы получить профессию и иметь возможность работать, после школы необходимо поступать в училище, техникум или институт. На сегодняшний день таких учебных заведений очень много – можно выбрать любую специальность, которая тебе по душе. Но всегда ли так было?


Нет, так было далеко не всегда. Во времена наших пра-пра-прадедушек и пра-пра-прабабушек на всех детей не хватало даже школ, а об институтах и говорить не приходится. Каким же образом дети получали профессию? Они учились у своих родителей. К примеру, отец-кузнец с детства обучал ребенка основам кузнечного дела, с возрастом сын все больше помогал отцу, а затем и заменял его в кузнице, позволяя отцу «выйти на пенсию».


Так сформировалась еще одна семейная традиция – члены одной семьи занимались одним, общим для всех, видом деятельности. Таким образом, создавались династии – несколько поколений семьи были кузнецами, ткачами, строителями, учителями или врачами.

Расскажите о тадициях вашей семьи

Строительство дома из основных понятий на доске (на столе разложены основные семейные ценности)

Педагог: Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Выходит по одному ученику, объясняя, почему он выбрал именно то или иное понятие.

Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь , . ( Учащиеся выбирают «правильные» понятия – в идеале, отрицательные остаются. Если идет выбор отрицательного понятия детьми – необходима помощь учителя, идет беседа-рассуждение) .

Подведение мини-итога, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье. И во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности.

Педагог: Поиграем с вами. Я называю определения терминов – задача учеников, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Тот ученик, который обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)

Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте - Сопереживание

Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга - Равенство

Всей семьёй Вы способны на многое - поддержка

Умение принимать человека таким, какой он есть - толерантность

Умение уступать друг другу - компромисс

Нежная забота друг о друге - любовь

Преданность друг другу - верность

Чуткое отношение друг к другу - нежность

Прислушиваться друг к другу - умение слушать

Чувство безопасности и уверенности - доверие

После того, как солнышко построено делается вывод

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать нам? Жизнь, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство .

Педагог: И получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество. Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным, должным. (задать вопрос о долге, обязанности перед кем?, перед чем?)
Обязанности человека делятся на четыре рода:
1) на обязанности перед самим собой;
2) перед семьей;
3) перед государством;
4) перед другими людьми вообще.
Педагог: Давайте поиграем. Игра «Путаница»

В пословицах слова поменялись местами. Нужно записать пословицы правильно:

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своем доме и стены помогают.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны

Педагог: Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. Я предлагаю вам написать заповеди для семьи
свято храни честь своей семьи;
люби свою семью и делай её лучше;
будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
подари родителям радость;
умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Педагог: С чем можно сравнить семью? Что с течением времени не увядает, а только растет и крепнет?

(выслушиваем учащихся класса)

Конечно же, это дерево! Дерево дает новую жизнь – новые побеги – подобно тому, как семья дает новую жизнь – в ней рождаются новые ее члены.

Аналогию между семьей и деревом провели уже давно, существует даже такое понятие, как «генеалогическое дерево» – это родословная семьи, которая для наглядности изображается в виде схемы.


Раньше человек, не знающий свою родословную, считался необразованным – и неважно, какие отметки стояли напротив его фамилии в классном журнале. Например, родословная великого русского поэта А.С. Пушкина насчитывала 5 тысяч имен. А сможете ли вы назвать 500 членов своей семьи? А хотя бы 50?

Педагог: Кто хочет рассказать свою родословную?

Рефлексия

Педагог : Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
Ученица : В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Педагог: Очень правильно сказала. Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.

Синквейн

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово (сущ.)

Вторая строка – два прилагательных

Третья строка – три глагола

Четвертая строка – короткое предложение

Пятая строка – одно слово

Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию – дерево, дом, солнце. Я хочу, чтоб в ваших семьях было также мило и тепло, как на этой композиции

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Приложение:

СЕМЬЯ

Любовь, дружба, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь , рукоприкладство, лень, безделье .

Сопереживание

Равенство

поддержка

толерантность

компромисс

любовь

верность

нежность

умение слушать

доверие

дома хорошо а лучше в гостях.

в холод и дружной семье в тепло дружной.

ленивом доме прилежном густо а в доме в пусто.

в помогают доме и стены своем.

идет прекрасно семье так в дело согласно.

корнями держится человек дерево а семьей.

где страшны помогают друг семье, другу, беды не.

Составление синквейна на тему «Семья и семейные ценности». (работа в группах с привлечением родителей)

Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово (сущ.) , определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных , характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола , показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение , в котором автор высказывает свое отношение.(пословица, высказывание)

Пятая строка – одно слово , обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Внеклассное мероприятие

Урок «Семья и семейные ценности»

ЦЕЛЬ :

  1. сформировать понятие о семейном воспитании и семейных ценностях.
  2. проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.
  3. формирование у учащихся уважительного восприятия своего дома, семьи;
  4. способствовать сближению родителей и детей;

ЗАДАЧИ .

  1. Способствовать формированию у учащихся ценности института семьи;
  2. Акцентировать внимание на важность выполнения ролевых позиций в семье;
  3. Познакомить учащихся с традициями и устоями русской семьи.
  4. Развить интерес к родословной своей семьи.
  5. Акцентировать внимание на проблеме становления и сохранения семьи.
  6. Показать важную роль в семье традиций и ценностей.

Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ . Круглый стол

ОФОРМЛЕНИЕ.

  1. На протяжении всего мероприятия применяется мультимедийная презентация.
  2. Раздаточный материал

Указом президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики.

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым.

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям.

Л.Н. Толстой

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".

Л.Н.Толстой

Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека

(А.С.Макаренко)

Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы возвращаемся

(А.Монтерлан, французский писатель

1. Вступление

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все так же ответила:

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

Я... Я... - тихо молвила Ева,

Я... Я...

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)

2. Формирование понятия

Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение.

А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья - группа живущих вместе близких родственников» . Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.

С социальной точки зрения , семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь - я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта - это единение . Как же важно это сейчас, в наши дни!

Плохо человеку, когда он один.

Горе одному, один не воин.

В. Маяковский

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Итак, цель нашего урока - проанализировать семейные ценности и традиции в русской семьи, а также осознать собственные семейные ценности. Скоро вы начнете самостоятельную жизнь, у вас будут свои семьи, дети, и очень важно, как вы выстроите отношения в семье. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

3.Обсуждение в группах

эпиграфом к уроку стали слова Толстого, в которых и заключена толстовская формула счастья. «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».

Какой, по мнению Толстого, должна быть семья?

Толстовский идеал семьи в ее патриархальности, в святой заботе старших о младших, в умении каждого больше отдавать, чем брать.

Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до правителя этой страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь?” Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ очень удивил правителя: там было написано слово “ понимание ”!

А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.

Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами:

терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность.

Постройте, пожалуйста, из этих карточек счастливый семейный дом, определив, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей будущего семейного дома. (после выполнения задания представители групп озвучивают свой результат)

Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей.

В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг, есть семейные ритуалы и правила, они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

Из семьи складываются представления ребенка о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.

Семья – это, где тебя любят

Семья – это души огонёк

Семья – это близкие люди

Семья – это вера, надежда и любовь

Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту

Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, те, кто дарит тепло и заботу, ничего не требуя взамен

Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут

Семья – это счастье, крепость, забота, терпение

Семья – это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть

Семья – это гармония защищенности от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках

Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой

Семья – это самое ценное, что есть у нас

Семья – главней всего на свете.

Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.

Моя семья – какое слово!

В нем много смысла и тепла.

Семья тебя поймет всегда.

Дороже семьи, ничего не бывает.

Бездушные те, кто семью забывает.

Итак, что такое семья? Это любовь и заботы, труд и совместный отдых, радости и печали, привычки и традиции.

В принципах семейной жизни закодирована вечная мудрость сотен поколений.

В 16 веке в России распространилась любопытная книга “Домострой”. В ней давались поучения и наставления мужу, жене, детям. Там шла речь о самом главном - об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи.

В традиционной системе ценностей семья всегда занимала видное место. А история наших Российских семейных традиций весьма интересна и занятна. Например, современным супругам было бы любопытно узнать, что до 1917 года без ведома мужа жена не могла поехать даже к собственной маме, если та жила в другом городе. И если строптивая супруга проявляла упорство и непослушание, то мужчина имел полное право заявить на нее в полицию, и бедную женщину снимали с поезда и под конвоем водворяли обратно в дом законного супруга. А про Домострой все очень любят упоминать при любом случае, хотя мало кто знает, какой на самом деле тогда был семейный уклад.

Было в старину еще одно правило. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека - отца. Подчинение ему было беспрекословным. Отец кормил семью и отвечал за ее благополучие. Мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Недаром существует пословица “хозяйка и кошка в избе, хозяин и собака во дворе”.

Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но оно всегда рядом. Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. К сожалению, теперь сведения о предках у всех скупы. А в старину было не так. Прежде, чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена! Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Итак, обратимся к генеалогии. Кто знает, что означает это слово?

В переводе с греческого оно означает “родословная”, т.е. наука, занимающаяся поиском предков людей. Родословной во все времена и во всех странах предавалось большое значение. Например, для рыцарей важен был вопрос о чистоте крови при посвящении, при допуске к участию в турнире. В те времена возникла наука геральдика, живущая и поныне. А первыми профессиональными знатоками генеалогии были герольды.

Фамильная честь, интерес к своему роду - все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить и не помнить родства. Давайте проверим, до какого колена знают своих родственников в ваших семьях

Дворянские семьи имели свои гербы и девизы. А что означает слово “герб”?

Русское название “герб” произошло от немецкого “наследство”. Первые гербы были очень просты по форме и скромны, немногословны по знакам.

Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие - ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только наши внешние данные, но и историю нашей жизни. Давайте будем жить так, чтобы нашим детям не было за нас стыдно. И не дай Бог, чтобы наши плохие дела и помыслы вернулись бумерангом нашим детям или внукам

Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям:

  • - старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
  • - в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
  • - лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;
  • - что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь;
  • больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
  • жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;
  • куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего;
  • более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;
  • - не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

В современном мире ослаблено влияние на внуков со стороны дедушек и бабушек, на детей со стороны отца и матери. Это несет большую потерю. Потерю не в деньгах, а в человечности и моральном здоровье молодого поколения.

Мы должны помнить, что сердце человека - сад, в котором при правильном обращении прорастает любовь, но в нем также легко укореняются и очень быстро разрастаются человеческие пороки. Чтобы ни происходило в обществе, семья создает среду и условия. И какие ценности мы проповедуем сейчас, то и прорастет в нашей семье.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей

А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?

Но сегодня, мне бы хотелось, более подробно остановиться на семейных традициях…

Что мы можем назвать семейными традициями? (работа в группах, обсуждение, выслушивание результатов каждой группы и общий вывод)

С большей долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания семейные традиции у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети».

Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

Разговор с дочкой

Мне не хватает теплоты, -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

Мерзнешь ты

И в летние денечки?

Ты не поймешь, еще мала, -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

Я поняла! -

И тащит одеяло.

Сегодня сама идея создания семьи постепенно утрачивает свою привлекательность в глазах многих молодых людей. Часто они предпочитают либо совсем не создавать семью, выбирая свободные отношения, либо создавать “пробные” гражданские браки, не беря на себя ответственности за результат этого эксперимента. Социологи описывают нынешнее состояние семьи как кризисное и приводят следующие факты:

На 100 заключенных браков приходится 80 разводов (4 из 5 распадаются);

90% сирот имеют живых родителей;

из-за большой смертности и маленькой рождаемости население России каждый год уменьшается на 1,6 млн человек

Каковы же причины такого положения дел? Можем ли мы утверждать, что среди причин кризиса семьи в первую очередь следует искать экономические причины? (обсуждение)

Получается, что современные семьи страдают эгоцентризмом, т.е. каждый думает о личном благополучии, личном счастье, личной карьере.

Ведущий: Ребята, что вы почерпнули из нашего разговора? Какие семейные ценности хотели бы вы взять в свою семейную жизнь? (обсуждение)

Забота государства

  • увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
  • введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;
  • разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • увеличение стоимости родовых сертификатов.
  • учреждение материнского капитала.

Итог урока

Сегодня Вы осознали собственные семейные ценности, познакомились с тем, как избежать семейных проблем. И закончить наш урок хочется притчей. Нам бы хотелось, чтобы ее смысл каждый для себя определил сам.

Притча «Пятьдесят лет вежливости»

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

Любви и счастья вам в Вашей СЕМЬЕ!


Классный час
«Я и моя семья. Семейные ценности»

5 класс

Цель: знакомство с классом, семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки.

Задачи:

Формирование уважительного отношения к членам семьи;

Формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены;

Формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям;

Воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные; эстетические.

Помочь ребенку оценить свое место в семье.

Форма проведения: беседа

Участники: 5 класс

Дата: Продолжительность: 45 минут

Ход мероприятия:

Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему – «СЕМЬЯ», и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

А как вы понимаете – что такое семья?

Семья – это связь поколений.

У кого-то семья большая, а у кого-то маленькая.

И в каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции.

Семьи все разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение.)

Мы с вами говорили, что семьи отличаются друг от друга обычаями, традициями. В каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

Каждая семья отличается своими увлечениями.

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

На доске таблички со словами :

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба Терпение Согласие

Уютный дом Привычки Традиции Опора Обиды Ссоры Раздоры

Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Что такое семья, понятно всем. Семья – это дом. Это мама, папа, дедушка и бабушка …Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь.

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. “ Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?” - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и терпеливо стал писать на нём одно и тоже слово – “понимание”, - пока не написал его 100 раз.

А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).

Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. в какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Я надеюсь, что наш класс станет дружной семьёй и, как в хорошей семье, в нём будут царить любовь и взаимопонимание.

Физкультминутка.

Ребята, вы, любите загадки? А давайте попробуем отгадать такие:

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой... (бабушки)

Четырёхколёсный "зверь"

В гараже у нас теперь.

От колёс клубится пыль -

Едет наш... (автомобиль)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый... (дед)

Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке... (бусы)

Острый нос, стальное ушко,

В ушке - ниточка-подружка.

Сшить обновки помогла

Нашей бабушке … (игла)

Это кушанье для всех

Мама сварит на обед.

И половник тут как тут –

Разольет в тарелки... (суп)

Подготовим место,

Раскатаем тесто.

Вот повидло, вот творог.

Мы хотим испечь... (пирог)

Полосатый зверь у мамы

Блюдце выпросит сметаны.

И, поев ее немножко,

Замурлычет наша... (кошка)

Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье

Ароматное... (варенье)

Что за шелковая лента

Под воротничком надета?

Говорит всем папа «здравствуй»,

Чуть поправив модный (галстук)

Папин номер наберем,

Трубку к уху поднесем.

С папой свяжет быстро он –

Наш мобильный... (телефон)

У него большая пряжка,

Ну, а сам он худ, бедняжка.

Носит папа целый день

Жесткий кожаный … (ремень)

Вся семья в сборе, (и душа на месте).
На что клад, (когда в семье лад).
Согласную семью (и горе не берёт).
Не будет добра, (коли в семье вражда).
Семья сильна, (когда над ней крыша одна).
В семье разлад, (так и дому не рад).
Семья в куче – (не страшна и туча).
Семья без детей (что цветок без запаха).
Семья вместе – (душа на месте).
Без матери (дети – сироты).
При солнышке тепло, (при матери добро).
В гостях хорошо, (а дома лучше).
Любовь братская (крепче каменных стен).
Мой дом – (моя крепость).
Не красна изба углами, (а красна пирогами).

А кто знает, когда в России празднуется день семьи? 8 июля. А что является символом это праздника? А почему, как вы думаете? Наверное, потому, что ромашка – это что-то русское, чистое, светлое, как семья. Потому что лепестки ромашки – это единое целое, как семья. Потому что ромашка немножко похожа на солнце, которое должно светить в каждой семье. Мы с вами сейчас создадим свою ромашку, которую вы дома доделаете, и можете подарить кому-нибудь в своей семье, чтобы просто так, без повода порадовать родного человека. Договорились? Будете стараться?

Нарисуйте «ромашку счастья», на лепестках которой напишите главные ценности. В сердцевине ромашки поместите свою главную ценность.

Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке? О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?

Мне послана судьбой моя семья,
Она даёт мне теплоту, участье …

Без них мне просто невозможно жить!
Они со мной – дом радостью сверкает,

Я буду жизнь всегда за то любить,

Что мне награда – их любовь большая!

Семья - людей святой оплот,
Надежду жить она даёт,

Даёт простор, даёт тепло,

Проблемам и беде назло.

Семья даёт поддержку нам,

С ней всё по силам, по зубам,

Всё по плечу и по судьбе-

Семья, святой поклон тебе!

Даёт простор, даёт тепло,
Проблемам и беде назло.
Семья даёт поддержку нам,
С ней всё по силам, по зубам,
Всё по плечу и по судьбе-
Семья, святой поклон тебе!

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле.

«Семья и семейные ценности»

Подготовила и провела

Абдулманова З.А.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ д.Чебыково

2012г.

Формы учебной работы : тематический классный час для учащихся начальных классов

Тема классного часа: «Урок семьи и семейных ценностей».

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи : 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование : планшеты с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи, карточки с названиями членов семьи; ребус.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

2. Определение темы занятия. Целеполагание.

Итак, наш первый урок в этом учебном году – Урок семьи и семейных ценностей.

Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.

А для начала мне бы очень хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем. (рассказы детей о своем летнем отдыхе).

3. Работа по теме .

1) - Здорово вы провели каникулы, хорошо отдохнули. Знаете, я заметила, что вы все рассказывая о своем отдыхе, употребляли слова «мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя». А кто это? (члены семьи).

Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.

А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).

Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.

А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботяться друг о друге, помогают).

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

На доске таблички со словами :

Понимание. Любовь. Уважение. Доверие. Доброта. Забота. Помощь. Дружба.

Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

3) - Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

А как вы называете своих родителей? Вот как звучат слова «мама и папа» на марийском и башкирском языках.

Марийский – ачай, авай.

Башкирский – атай, асай.

4) -Почему мама и папа ближе всех на свете?

Расскажите, какие же они, ваши мамы?

Что делает мама для своих детей?

Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

5) –Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).

Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?

4. Физкультминутка .

Давайте и мы с вами немного отдохнем.

1,2,3,4,5, -

Мама, папа, брат, сестра,

А мизинчик – это я!

6). – Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.

Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

5. Обобщение.

На доске ребус 7я.

Итак, о чем мы сегодня говорили? Ребус подскажет вам. (о семье).

Что же такое семья? А почему 7 я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки).

Но количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. У нас в классе есть такие семьи? Может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа. Есть такие?

А какую семью можно назвать счастливой? Да, главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта,…. – тогда и будет в этой семье все хорошо. Тогда и назовут ее счастливой.

6. Творческая работа.

А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

7. Итог урока.

Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке?

О чём мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

Тема: «Семья. Семейные ценности»

Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.

Задачи:

    Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.

    Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества.

    Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

Ход занятия:

Учитель: Добрый день, мои родные!

Мы не виделись давно.

Все такие красотульки,

Вот бы снять вас всех в кино!

Подросли, серьёзней стали,

Но не будем долго ждать.

В нашем доме, в нашем классе

Урок будем начинать!

Но сегодня наш первый урок будет совсем необычным. Я обещаю, что он будет интересным, хотя речь пойдет об очень важных вещах. Но сначала поздравление!

Влад: Каникулы кончаются -

Дней отдыхали много…

Друзья опять встречаются

У школьного порога

Окрепшими, здоровыми!

Хвала лесным походам…

Со знаниями новыми!

И - с Новым Школьным Годом!!!

Учитель: На первом уроке этого года мне хотелось бы поговорить с вами о том, что всегда в вашем сердце, мысль о чем согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят безусловно. О чем я говорю? (Семья)

Артем: В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Антон: На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное -

Домой так и тянет меня.

Учитель: Но семьи бывают разные. А какая она, счастливая семья? Сегодня нам и предстоит это выяснить. А что же такое семья?

Дима С.: Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

Учитель: Где мы можем узнать точное значение этого слова? (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников)

Я знаю, что вы вместе со своей семьей замечательно провели летние каникулы. Расскажите, чем вы занимались, где побывали? (Рассказ детей сопровождается презентацией)

Как замечательно вы отдохнули! А теперь проверим, насколько вы внимательны: какие слова в своем выступлении употреблял каждый из вас? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

А кто это? (Члены семьи)

Никита: Мне бабушка сказку расскажет,

И сделает сладкий пирог,

И даст мне немножечко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,

Гвоздей принесёт, молоток,

И будет готов спозаранок

Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,

Расскажет о травах лесных…

Мы рядом, немного вразвалку

пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,

Затейливый корень найдём,

В забытой лесничей избушке

Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,

Спокойную песню споёт,

На цыпочках выйдет украдкой

И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,

Я думаю, долго не сплю:

Ну чем мне на это ответить?

Я просто их очень люблю!

Учитель: А зачем вам нужна семья? (ответы детей)

Диана: Мне очень важно,

Мне очень нужно,

Чтоб вся семья

Собиралась за ужином!

Выложит дед,

Что узнал из газет,

Бабушка же,

Поправляя очки,

Что засушила

Шалфея пучки...

Папа и мама –

О важной работе,

Брат – о рыбалке,

Футболе, походе...

И о контрольной

Сегодняшней я...

За окнами вечер,

А в доме – СЕМЬЯ!

Учитель: Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся.

Даша: У Вовы двойка с минусом -

Неслыханное дело!

Он у доски не двинулся.

Не взял он в руки мела!

Стоял он будто каменный:

Он стоял как статуя.

- Ну как ты сдашь экзамены?

Волнуется вожатая. -

Твою семью, отца и мать,

На собранье упрекать

Директор будет лично!

У нас хороших двадцать пять

И три семьи отличных,

Но твоей семьей пока

Директор недоволен:

Она растить ученика

Не помогает школе.

- Ну при чем моя семья? -

Он говорит вздыхая. -

Получаю двойки я -

И вдруг семья плохая!

Упреки он бы перенес,

Не показал бы виду,

Но о семье идет вопрос -

Семью не даст в обиду!

Будут маму упрекать:

«У нас хороших двадцать пять

И три семьи отличных,

А вы одна - плохая мать!» -

Директор скажет лично.

Печально Вова смотрит вдаль,

Лег на сердце камень:

Стало маму очень жаль…

Нет, он сдаст экзамен!

Скажет маме: «Не грусти,

На меня надейся!

Нас должны перевести

В хорошее семейство!»

Учитель: Всему, что вы знаете и умеете, учат вас родные и близкие люди и в первую очередь, конечно, мамы.

Сценка

Дима: Отправляла мама в школу,

Малыша – сыночка. (Мама одевает сыну портфель на спину, гладит по головке)

Говорила мама строго:

Таня: «Не дразнись! Не дерись! (Мама грозит сыну пальцем, мальчик кивает)

На уроках не вертись!

Поспеши, тебе пора. (Мальчик машет маме и убегает за дверь)

Ну, ни пуха, ни пера!»

Дима: Через час, едва живой

Петя наш идет домой.

Ковыляет еле-еле (Заходит уже лохматый, пиджак и портфель тащит в руках)

Он со школьного двора

И на нем, на самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Таня: Уж какая тут учеба, (Мама поправляет сына и говорит недовольным тоном)

Глаз подбит и нос распух.

На спине следы от сдобы,

А в глазах его испуг. (Мама показывает сыну кулак, сын боится)

Все артисты берутся за руки, кланяются, уходят.

Денис: Люблю тебя, мама,

За что, я не знаю,

Наверно, за то,

Что дышу и мечтаю,

И радуюсь солнцу,

И светлому дню –

За это тебя я,

Родная, люблю.

За небо, за ветер,

За воздух вокруг…

Люблю тебя, мама,

Ты – лучший мой друг.

Учитель: А я предлагаю сыграть в игру «Лучики». Тем более что наш классный коллектив именно так и называется. К доске выходят 2 человека: взрослый и ребенок. Каждый рисует круг – солнышко, но без лучей. По очереди вы говорите ласковые слова и рисуете лучик за каждое слово. Выигрывает тот, у кого будет больше лучиков. (Игра, подведение итогов)

Я думаю, победила любовь близких людей.

Катя Ситнянская: Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресенье,

И за окошком – не солнце,

А вьюга,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

Учитель: Как повезло каждому из нас, что у нас есть семья. Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ. (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами)

О какой семье мы еще не поговорили? (О школьной семье)

Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем. Наша классная семья «ЛУЧ и К» очень успешная. В прошлом году мы стали Лучшим классом года в ежегодном школьном конкурсе, заняли____ призовых мест в районных конкурсах, получили областное благодарственное письмо, есть ____ призовых места во Всероссийских конкурсах и предметных Олимпмадах. (Сопровождаетя слайдами)

И в нашей большой классной семье пополнение. У нас два новых ученика. Давайте познакомимся. (Представление детей, самопрезентация детей)

Говорят все вместе: Добро пожаловать в наш класс!

Учитель: А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать четверостишие, а вы заканчивать словами: «Это мы – четвертый «А», но в последнем четверостишие будьте внимательны!

Класс наш в школе самый умный,

Есть отличники всегда!

Мы вам скажем без стесненья:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый шумный,

Идет кругом голова!

Мы вам скажем честно-честно:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе всех активней

И при деле он всегда!

Мы вам скажем откровенно:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый дружный,

Не пугает нас беда!

Мы вам скажем без сомнений:

Это мы – четвертый «А»!

А какой веселый самый?

Улыбается всегда!

Мы вам громко все воскликнем:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый лучший,

Мы – надежные друзья!

Вам секрет откроем дружно:

Потому что мы – семья!

Учитель: Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.

Я приглашаю к доске семь человек. Прикрепите подходящие лепестки к серединке цветка. (На цветных лепестках написаны положительные качества, а на черных – отрицательные)

Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)

Почему вы не выбрали лепестки чёрного цвета?

(Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).

Пусть этот получившийся цветик – семицветик принесет вашим семьям лишь только хорошее.

Катя: Семья – это счастье, любовь и удача,

Лиля: Семья – это летом поездки на дачу.

Катя: Семья – это праздник, семейные даты,

Лиля:Подарки, покупки, приятные траты.

Катя: Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Лиля: Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Катя: Семья – это труд, друг о друге забота,

Лиля: Семья – это много домашней работы.

Катя: Семья – это важно!

Лиля: Семья – это сложно!

Катя: Но счастливо жить одному невозможно!

Вместе: Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Учитель: В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом без хозяйки- сиротка.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Чем богаты, тем и рады.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Коля: Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром

Алена: Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно вчетвером.

Коля: Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Алена: Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

на этой сказочной земле.

Учитель: А теперь я прошу вас придумать синквейн на тему: «Семья. Семейные ценности».

(Работают в группах. Затем зачитывают результат).

Закончить наш первый урок мне бы хотелось пожеланием:

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье!

Классный час в 8 классе «Чти отца своего»

К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Исократ

Классный час, посвященный возрождению семейных традиций.

Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. Между тем в последнее время в восприятии молодежи семья утрачивает свое ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологических исследований лишь каждый третий ребенок хочет быть похожим на своих родителей, а три четверти детей не находят понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50% детей находится в зоне социального риска.

Предлагаемый сценарий - это час общения, посвященный взаимоотношениям детей и родителей. Ведущий - классный руководитель, используя разнообразные методы (беседа, дилемма, воспитывающие, проблемные ситуации), подводит детей к выводу о необходимости уважительного, почтительного отношения к старшим.

Цели: содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Форма проведения : час общения.

Подготовительная работа с детьми:

Распределить роли: папа, мама, бабушка, дочка (для участия в воспитательных ситуациях). У каждого участника - всего по одной фразе. Но учитель может прочитать эти фразы сам, тогда необходимость в инсценировке отпадает;

Предложить детям подготовить короткие рассказы на тему «Стержень моей семьи» (об авторитетных, уважаемых членах семьи, которыми гордится весь род).

Оформление : можно заготовить бумажные таблички с пословицами, афоризмами о родителях и детях и повесить эти таблички в классе. Можно просто записать эти изречения на доске.

План классного часа

I. Интерактивная беседа.

II. Информационный блок «Отцы и дети».

III. Проблемный афоризм.

IV. Рассказы детей по теме «Стержень моей семьи».

V. Воспитывающие ситуации.

VI. Дилемма: герой или преступник:

1. Описание ситуации.

2. Вопросы для обсуждения.

3. Решение.

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)

Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете?

Примерные ответы детей:

Родители не дают свободы.

Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.

Родители ненавидят своих детей.

Родители все время работают, не занимаются с детьми.

Родители жадничают, не дают денег.

Классный руководитель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?

Примерные ответы детей:

Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.

Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.

Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.

Дети не верят в Бога. И т. п.

Классный руководитель. Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.

II. Информационный блок «Отцы и дети»

Классный руководитель. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «родаки», «папик» и «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России - это почти подвиг. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Вы знакомились с этой легендой на уроках литературы. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.

Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».

В Библии сказано, что детей нужно воспитывать в строгости и послушании, чаще наказывать - не из жестокости, а для их же блага: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа, О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуется весне, а младенец матери». О том, что нужно строго относиться к детям: «Наказуй детей в юности, успокоятся на старости». О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и набавления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них детям. Но далеко не все почитают своих родителей. Некоторые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.

Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

III. Проблемный афоризм

Классный руководитель. Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм. (Читает.) «Первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую - дети». Как понять эти слова?

Примерные ответы детей:

В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети.

Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.

В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.

Классный руководитель. А может быть, не ко всем относится этот афоризм?

Примерные ответы детей:

Нет, есть такие семьи, где родители и дети - настоящие друзья, в таких семьях и дети, когда становятся родителями, тоже получают уважение от своих детей.

Дело не в родителях, а в детях. Родители везде одинаковые: они хотят детям добра, потому и наказывают их. А если дети это воспринимают как отравление, то и их дети тоже ответят им тем же.

А если дети уважают родителей, то и их дети тоже станут их уважать.

Это относится к тем родителям, которые сами были грубыми и непослушными в детстве.

Классный руководитель. Можете ли вы сказать, что родители отравляют вам жизнь?

(Дети отвечают.)

К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителей друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

IV. Рассказы детей по теме «Стержень моей семьи»

Классный руководитель. Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы, деды, прадеды... Кто прославился мастерством, кто - боевыми заслугами, кто - добротой, мудростью, справедливостью. Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода. Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом?

(Дети поднимают руки, коротко рассказывают о своих предках.)

V. Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.

(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра становятся рядом.)

Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:

Мама. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров - и в магазин!

Классный руководитель. Ау тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:

а) «Сейчас закончится уровень и я схожу»;

б) «Пусть сестра сходит»;

в) «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;

г) «Завтра схожу».

Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим?

Может быть, у вас есть свой вариант - самый бесконфликтный? (Прекратить игру и сходить в магазин.)

Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.

Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.

Классный руководитель. Предлагаются такие варианты ответа:

а) «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;

б) «Закончится уровень, и она сядет»;

в) «Может и от руки написать - подумаешь, реферат!»;

г) «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».

Что можно выбрать?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)

И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой уровень позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.

Папа. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?

Классный руководитель. Можно предложить 1000 вариантов ответа. Но вы решили не врать, поэтому предлагаем только четыре:

а) «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»;

б) «Захотел - и прогулял!»;

в) «У нас зачет был, а я не приготовился, вот и прогулял»;

г) «Как вы меня все достали!»

Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Какие еще будут варианты - самые достойные? (Сказать, что больше такого не повторится.)

Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».

VI. Дилемма: горой ми преступник

Описание ситуации

Классный руководитель. Но родители бывают разные, трудно почитать и уважать отца наркомана, опустившегося пьяницу, вора, убийцу и негодяя. Есть и такие отцы и матери. Неужели и их нужно почитать и уважать? Иногда жизнь ставит человека перед сложным выбором. Послушайте, например, историю одного героического мальчика из давней советской легенды. Имя этого мальчика было известно каждому человеку в СССР. Этим именем называли улицы, кинотеатры, книги, песни.

Я изменила имя мальчика, потому что в реальной жизни все оказалось гораздо сложнее и запутаннее, чем в легенде.

Ваня Туманов был обычным крестьянским мальчишкой. В трудные голодные годы в его село приезжали отряды, которые забирали у крестьян излишки зерна. Зажиточные крестьяне - кулаки - готовы были уничтожить, сжечь, спрятать зерно, чтобы не отдавать его в город. Кулакам за взятки помогал отец Вани, который в этом селе был старостой и председателем сельсовета. Он продавал кулакам липовые справки о том, что они зерно уже сдали. У тех, кто не мог купить такую справку, выгребли весь хлеб, обрекая на голодную смерть. Ваня был верующим, и, когда милиционеры спросили его о делах отца он сказал правду. Отца арестовали, а кулаки, подкараулив мальчика, зверски его убили. В дни советской власти Ваню считали героем, а его поступок называли подвигом. Но в наше время зажиточный крестьянин, прятавший и сжигавший зерно, стал лишь просто хорошим хозяином, а Ваня Туманов - негодяем, который предал отца. Получается, что правильно его и убили...

Вопросы для обсуждения

Классный руководитель. Так кто же такой Иван Туманов: герой или предатель? Два противоположных мнения. И третьего не дано. Такое суждение называется дилеммой. Перед этой дилеммой мы и стоим сейчас. Чтобы выбрать правильный ответ, обсудим некоторые вопросы.

(Учитель читает вопросы, дети предлагают ответы.)

1. Если бы Иван не заявил на отца, какие последствия это имело бы для жителей села?

Примерные ответы детей:

Кулаки стали бы еще богаче, а все остальные крестьяне стали бы их рабами, работая за кусок хлеба.

Все крестьяне утратили бы доверие к советской власти, так как она не смогла их защитить.

Люди потеряли бы веру в справедливость.

В городе начался бы голод, погибло бы много людей.

2. Иван был простым деревенским мальчишкой. Вряд ли он мог дать политическую оценку поведению своего отца. Почему же мальчик все-таки выдал его?

Примерные ответы детей:

Он был верующим, и не мог обманывать.

Ему было жалко других крестьян, которые не смогли дать его отцу взятку.

Он видел, что его отец обманывает государство, продавая липовые справки.

Может быть, он даже и не задумывался, просто сказал правду и все.

3. Если бы Иван не рассказал об отце, какие бы оправдания он мог для себя найти?

Примерные ответы детей:

Я еще маленький, ничего не понимаю, отец знает, что делает.

Кулаки - жестокие, страшные люди, они могут разделаться со мной.

Обманув следователя, можно покаяться, и Бог простит.

Я маленький, что я могу? Всем беднякам все равно не поможешь.

4. Можете ли вы представить себя на месте этого мальчика?

(Дети отвечают.)

5. Представим, что подобная история случается в наше время, скажем, в Чечне. И чеченский мальчик, узнав о том, что его отец и другие родственники готовятся совершить террористический акт, из чувства патриотизма и законопослушания идет в органы МВД или ФСБ и сообщает об этом. Как бы вы оценили поступок этого мальчика - предательство или героизм?

Примерные ответы детей:

По отношению к отцу и родственникам - предательство, а по отношению к людям - героизм.

Мальчик понимает, что террористы могут ему отомстить, - он герой.

Родственников за терроризм просто арестуют и посадят в тюрьму, а от теракта погибнут люди. Он их спасает, значит, он герой.

6. Знал ли Ваня Туманов о том, что нужно почитать отца?

Примерные ответы детей:

Он ходил в школу, там говорили об уважении к старшим.

Он же был верующим, читал Библию, значит, знал заповеди.

Думаю, он сначала рассказал все священнику, и тот объяснил ему, что нельзя осуждать родителей, какими бы они ни были.

Классный руководитель. Обсуждение закончено. Можете ли вы теперь решить эту дилемму: Ваня Туманов - герой или предатель?

Примерные ответы детей:

Надо уважать своих отца и мать, уважать старших, но и покрывать зло нельзя.

Нужно всегда бороться со злом. И если творят зло отец или мать, а сын наберется мужества выступить против этого, то честь ему и хвала.

Иван Туманов совершил геройский поступок и пострадал за это.

Ваня открыто выступил против зла, это мужественный поступок, а крестьяне, которые прятали и укрывали зерно, чтобы не отдать другим, - кулаки, которые заботятся только о своём кармане.

Те, кто убил мальчика - преступники и звери, а Иван - герой.

Классный руководитель. Это очень непростая дилемма-

В жизни, как правило, все намного сложнее. Родители дали нам жизнь- и их надо почитать и уважать. Но не все родители ведут себя Достойно, некоторые, случается, даже преступают закон. Не дано детям перевоспитывать собственных родителей. Но бороться против зла нужно. Хотя такая борьба может окончиться трагедией.

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба.

Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает.

Вы знаете эту притчу и понимаете, о каком долге говорил этот человек: о долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.

Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Благодарность, любовь, уважение - вот единственное, чем можно заплатить за все это. Тех, кто не согласен с этим, предостерегал еще древнегреческий философ Сократ: «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, ибо никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит от тебя благодарность».

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие чувства остались у вас после классного часа? Возникло ли чувство протеста, несогласия с некоторыми положениями?

Примерные ответы детей:

Согласен, что родители не понимают сейчас детей. Они живут прошлыми идеалами.

Считаю, ничего страшного нет в том, что родителей называют «шнурками» и «предками», они не обижаются, понимают юмор.

Чувствуешь досаду, оттого что зря обижал родителей. Но иногда трудно молчать.

Все это хорошо, но не для нашего времени.

Родаков обижать западло - тут и обсуждать нечего.

Как можно обидеть родителей? Они сами кого хочешь обидят!