Все о тюнинге авто

Значения приставок в глаголах движения. Чем отличается приставка от предлога в русском языке? Правило, примеры Все приставки глаголов в русском языке

В этой статье мы рассмотрим функции приставок в сочетании с глаголами движения. Глаголы движения сами по себе непростая тема, а большое количество приставок усложняет ее еще больше. Но всегда стоит помнить, что язык логичен, и все в нем имеет свой смысл. Если вы еще не выучили все пары глаголов движения и не практиковали их до автоматизма, то разбирать тему "приставки + глагол движения" лучше на одном-двух глаголах.

Итак, рассмотрим, как приставки меняют значение глаголов. В описании мы используем слово "объект". Это может быть что угодно, что как-то участвует в нашем движении или является его свидетелем: дом, гора, мост и так далее.

Приставка В -, ВО - означает:
движение внутрь объекта либо движение вверх (с определенными глаголами).

Ученик вошел в класс (глагол "идти")
Трактор въехал на гору (глагол "ехать")

Приставка ВЗ - (ВС -, ВЗО -) означает движение вверх.

Мы должны взойти на эту гору (глагол "идти")

Приставка ВЫ - означает:
движение изнутри объекта;
отсутствие (при условии, что вскоре субъект вернется обратно);
отправление (при условии, что мы знаем время отправления).

Ученик вышел из класса (глагол "идти")
Мужчина вышел покурить (глагол "идти")
Мы выезжаем через десять минут (глагол "ехать")

Приставка ПРИ - означает достижение цели.

Мы приехали на море (глагол "ехать")

Приставка ПРО - означает:
сквозное движение;
движение мимо чего-то;
количественный результат движения.

Чтобы попасть на рынок, нужно пройти два квартала (глагол "идти")
Не проходите мимо (глагол "идти")
За день мы прошли больше двадцати километров (глагол "идти)

Приставка ПЕРЕ - означает перемещение с одного места на другое. А также совершенное непродолжительное действие, описывающее движение.

Он перешел через мост (с одного берега на другой) (глагол "идти")

Приставка ПО - означает начало движения или намерение совершить движение в будущем.

Утром я проснусь и пойду на работу (глагол "идти")
Летом мы поедем на море (глагол "ехать")
Перед сном полезно походить на свежем воздухе (глагол "ходить")

Приставка У- означает удаление на довольно продолжительное время, надолго.
Мне надоела вечеринка и я ушел домой (глагол "идти")

Приставка ПОД - (ПОДО -) означает приближение (при условии, что преодолено маленькое расстояние)
Парень подошел к девушке и пригласил танцевать (глагол "идти")

Приставка ОТ - (ОТО -) означает удаление (при условии, что преодолено маленькое расстояние).
Когда начался дождь, мы отошли под дерево (глагол "идти")

Приставка ДО - означает движение до конкретного места.
Была сильная гроза, я кое-как дошел до дома (глагол "идти").

Приставка ЗА - означает:
движение, вследствие которого субъект оказывается за чем-то (позади чего-то);
движение с остановкой;
перемещение в какое-то место ненадолго.

Он зашел за угол и понял, что заблудился (глагол "идти")
По дороге домой я зашел в магазин и купил хлеб (глагол "идти")
Заходите к нам в гости (глагол "ходить")

Приставка О - (ОБ -, ОБО -) означает:
движение вокруг;
покрытие движением всего объекта;

Он обошел вокруг дома в поисках ключей (глагол "идти")
Во время прогулки мы обошли весь парк (глагол "идти")

Приставка С - (СО -) означает:
движение вниз. Используется в сочетании с окончаниями -СЯ, -СЬ;
совершенное движение туда и обратно.

К вечеру мы сошли с холма (глагол "идти")
Я сходил в магазин за молоком (глагол "ходить")

Приставка РАЗ - (РАС -, РАЗО -) означает движение в разные стороны. Используется в сочетании с окончаниями -СЯ, -СЬ.
Уже поздно, время расходиться по домам (глагол "ходить").

Упражнение 256 (295). Образуйте новые глаголы с приставками в-, с-, на-, за-, под-, от-, пере- (какие подойдут):

ставить чернильницу, дать книгу, писать примеры, нести цветы, двинуть стул, пилить дерево.

Лица глагола.

1) Как изменяется глагол в предложении? Приведите примеры.
2) Какие личные окончания имеет глагол? Проспрягайте следующие глаголы и покажите в них личные окончания: брать, говорить, нести, лежать .

Лицо глагола указывает на отношение к говорящему. 1-е лицо. Каждый, кто говорит, называет себя я : Я читаю и пишу . Ео множественном числе говорящие называют себя мы : Мы идём, мы поём. С глаголами 1-го лица употребляются местоимения я, мы . 2 - е л и ц о. Того, к кому обращаются с речью, называют ты . Ты что делаешь, Петя? Когда таких лиц несколько, то говорят вы : Чем вы, гости, торг ведёте И куда теперь плывёте? С глаголами 2-го лица употребляются местоимения ты, вы . 3-е лицо . Того, о ком идёт речь, называют он (она, оно ), а во множественном числе говорят они : Он идёт в школу. Она живёт в городе. Они, работают в колхозе. С глаголами 3-го лица употребляются местоимения 3-го лица (он, она, оно, они ), а также имена существительные (Ученик идёт в школу. ) Часто, в особенности при глаголах 1-го и 2-го лица, личные местоимения опускаются; тогда лицо глагола узнаётся по окончанию: Сижу дома и читаю. Коля, пойдёшь в кино?

Упражнение 257 (296). Выделите из стихотворения глаголы 1-го лица.

Я - сын трудового народа- Клянусь, что я буду достоин
Под красное знамя встаю, Высокого званья бойца!
Винтовку беру боевую Клянусь, что за землю родную
И Родине клятву даю! Я буду стоять до конца!

Упражнение 258 (297). Напишите данную ниже статью: 1) от 1-го лица множественного числа; 2) от 3-го лица единственного числа; 3) от 2-го лица единственного числа.

Я часто хожу в лес. Сижу под берёзкой и слушаю, как поёт малиновка. Ищу глазами эту птичку. Спрячусь и наблюдаю, что она делает.

Времена глагола.

Упражнение 259 (298). Прочитайте данные стихи и определите времена глаголов.

1. Зима ещё хлопочет 2. Пришла, рассыпалась ; клоками
И на весну ворчит , Повисл а на суках дубов;
Та ей в глаза хохочет Легла волнистыми коврамии
И пуще лишь шумит . Среди полей, вокруг холмов..

3. Полетит самолёт, застрочит пулемёт,
Загрохочут могучие танки,
И линкоры пойдут , и пехота пойдёт ,
И помчатся лихие тачанки.

Какого времени глагол, если он обозначает действие в момент речи? до момента речи? после момента речи?

Упражнение 260 (299). Спишите и обозначьте буквами (н„ п., б.) времена глаголов.

1.Лес обнажился, поля опустели. 2. Задумаю-реки большие надолго упрячу под гнёт, построю мосты ледяные, каких не построит народ.3. Лес зазвенел, застонал, затрещал; заяц послушал и вон побежал. 4. Мы будем упорно учиться. 5. Лист сухой валится, ночыаветер злится да стучит в окно. 6. Иней сверкает, вьюга шумит. 7. Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли и вырастем мы - капитаны, в моря поведём корабли. 8. Мы в море уходим, и с нами в поход летит наша песня морская.

Упражнение 261 (300). По данному плану напишите сочинение на тему „Весна". Глаголы в предложениях ставьте в настоящем времени.

Что делается на речке?
Что происходит с растениями (с деревьями, с травой, с цветами)?
Что делают птицы (грачи, скворцы, жаворонки)?
Что происходит в колхозе?

Упражнение 262 (301). Прочитайте статью и укажите глаголы будущего времени.

КЕМ Я БУДУ.

Когда я вырасту, то стану капитаном. Я буду по морю водить корабли. Пусть море вздымает волны. Пусть ветер дует мне в лицо. Не собьёт меня ветер, не испугают волны. Я твёрдой рукой поведу корабль вперёд!

Упражнение 263 (302). Прочитайте стихотворение. Подумайте, как восстанавливается наша страна после войны. Укажите в стихотворении глаголы будущего времени.

По всем краям родной страны, Засеем заново поля,
Где шли враги лавиной, Построим снова хаты.
Мы раны тяжкие войны Поднимем к небу города
Залечим до единой. Из пепла и развалин,
Мы воздадим тебе, земля, Чтоб не осталось и следа
За все твои утраты. От скорби и печали.

М. Исаковский.

Упражнение 264 (303). Перепишите статью, поставив глаголы с приставками за- и по- в будущем времени.

Небо неожиданно потемнело, загрохотал гром, засверкала молния, запряталось в норы мелкое лесное зверьё, замолкли птицы. Всё затихло, и вдруг полил дождь... Но недолги летние ливни. Снова засверкало ослепительной синевой небо, засияло солнце, запели птицы, забегали лесные зверьки.

Упражнение 265 (304). Переделайте данную статью так, чтобы глаголы обозначали будущее время.

Прошли тучи, выглянуло солнышко, обсушило, обогрело землю - и весело стало кругом. Выбежали дети на улицу и закричали: „Солнышко ясное! Как с тобой хорошо и весело!"

Упражнение 266 (305). Передайте устно содержание данной статьи, изменяя настоящее время глаголов на прошедшее.

Мы с бабушкой уходим всё дальше в лес. А в лесу скрипят клесты, звенят синицы, заливаются малиновки, свистит иволга.
Лягушата прыгают под ногами. Между корней лежат ужи и подстерегают их. Щёлкает белка, и в ветвях сосны мелькает её пушистый хвост.

Упражнение 267 (306). Спишите статью, поставив глаголы в том времени, которое наиболее подходит по смыслу.

По снежной равнине (бежать ) пара лошадок. (Скрипеть ) сани, (фыркать ) лошади. Уже совершенно (стемнеть ). Навстречу (дуть ) резкий ветер. Твёрдые снежинки (бить) в щёки и (колоть ) их, как острые иголки, У Степана (начинать ) мёрзнуть ноги. Он (стараться ) шевелить ими в валенках-ничто не (действовать ). Он (спрыгнуть ) с саней и (побежать ) рядом с ними.

Упражнение 268 (Зб7). Составьте рассказ по данному началу; при составлении рассказа употребляйте глаголы прошедшего времени.

Стемнело, а Петя всё не возвращался с рыбной ловли. Сели ужинать...

Упражнение 269 (311). Рассмотрите картинку и ответьте на следующие вопросы:

1. Как очутились зверобои на оторванной льдине?
2. Как разыскали их в открытом море?

Упражнение 270 (309). Переделайте данную статью так, чтобы глаголы были в настоящем времени, и запишите её.

Весеннее солнышко станет светить и греть на славу. Зазеленеют луга, поля и леса. Запахнут весенние цветы. Птички запоют на сотни ладов. Подует с юга тёплый ветерок. Пойдут по небу лёгкие, пушистые облачка. Прольётся первый благодатный дождь, и прогремит первый гром.

Упражнение 271 (310). Переделайте данную статью так, чтобы глаголы были поставлены в будущем времени, и напишите её.

Сегодня последний день занятий в школе. Картины, карты и плакаты мы сняли со стен и убрали в шкаф. Цветы высадили из яшиков в клумбу. Привели в порядок школьный садик. Проверили по списку книги в библиотеке и пересмотрели учебники.

В правописание префиксов сначала кажется делом простым. Достаточно выучить основные группы. Дальше следует просто применять знания.100-процентная грамотность требует глубокого погружения в тему. Слова с префиксами делают язык полнее, богаче. Только постоянная практика, вдумчивое отношение позволят добиться отличного результата.

Вконтакте

Классификация морфем

После определения следует узнать: какие бывают приставки? Русский язык знает более 50. Они делятся на:

  • родные (в-, на-, про-, вос-);
  • иноязычные (архи-, суб-, контр-, экс-).

Правописание первых подчиняется правилам, вторые являются неизменяемыми и требуют запоминания.

Важно различать приставки и предлоги

Большинство русских префиксов образовались от предлогов . Самостоятельные слова присоединились к основе. Сначала требуется научиться выделять их. Приставка – это расположенная перед корнем морфема. Следует его найти. Затем подумать над грамотным написанием.

Внимание! Пример. Дан рассмотреть. Родственные слова: смотрящий, досмотр, усмотрение. Корень –смотр-, префикс рас-. Глагол пишется с двумя буквами «с».

Сводная таблица неизменяемых частей слова

Многообразие приставочных морфем отражает таблица.

Исконные (родные) Заимствованные (иностранные)
под-, над-, пере-, у-, с-, меж- ин-, дез-, контр-, де-, анти-
в-, во-, на-, об-, от-, по-, за-, до- экс-, ре-, суб-, дис-, архи-

Указанные морфемы пишутся всегда одинаково.

Правописание морфем

Грамотному человеку известно: единственной орфограммы правописания приставочных морфем нет .

Важно различать слова

Конкретный случай определяется:

  • ударением (разлив реки, розлив газированной воды);
  • значением слова (преемник – наследник, приемник – прибор);
  • первой буквой корня после морфемы (распустить, разрешить).

Важно ! Некоторые случаи написания в русском языке проверить невозможно. Они срослись с корнем. Значение скрыто. Контролировать себя следует по словарю . Пример: прилежание, причуда, преследователь.

Самая сложная орфограмма о префиксах

Применение орфограммы на приставки пре- и при- требует определенных навыков. Подходить к написанию следует вдумчиво.

Пре- пишется:

  1. Если морфема образовала слово со значением превосходной степени. К данной части речи можно поставить «очень», «слишком», «чрезвычайно». Пример: Пренеприятный = очень неприятный, премаленький = слишком маленький, превеликий = чрезвычайно великий.
  2. Без потери смысла заменяется пере-. Пример: Прерывание = перерывание.

Правописание тесно связано со значением слова . Часто оно определяется из текста. Пример: Скорый поезд прибывал (бывал = въезжал) на вокзал. Иван Иванович в это время пребывал (был = находился, пре- = пере-) в столице.

приставки пре- и при-

Вторая часть орфограммы на приставки пре- и при-. При- пишется:

  • если совершается неполное действие;
  • новое слово имеет значение близости, приближения;
  • получилось слово = присоединению.

Пример: Приучиться (присоединение к глаголу «учиться»), приехать (приближение), придержать (чуть-чуть держать).

Правописание приставок пре- в некоторых случаях рекомендуется заучить . Это слова: превратить, преградить, преодолеть, превратный, преподносить, прекословить.

При решении тестовых заданий на приставки пре- и при- не следует торопиться. Залог успеха – понимание смысла слова.

Правописание префиксов на согласную перед согласной

Приставка – это непостоянная морфема. Ее правописание зависит от первой буквы корня. Это префиксы на согласную:

  • воз-, вос;
  • из-, ис-;
  • раз-, рас-;
  • роз-, рос-;
  • через-, черес.

Если корень начинается на звонкую согласную, пишется з-, на глухую – с-.

Как пишутся приставки в наречие

Пример: Возраст – восстание; изделие – исход; разговор – расстроиться; розлив – роспись, чрезвычайный — чересполосица.

Буквы ц, ч, щ только глухие: уместно проверять написание произношением. Это вторая по трудности орфограмма.

Префиксы на согласную перед гласными

Это иногда меняющая написание корня морфема. Перед буквами я, ю, е, ё ставится твердый знак. Разъяснение, съёмный, но сэкономить.

После префиксов на согласную стоит буква «и». Начинает работать новая орфограмма. «И» заменяется «ы» всегда, кроме:

  • приставок меж-, сверх-;
  • иностранных приставок;
  • слова взимать (и его производных).

Пример: Безыскусный (искусный), сверхинтересный (интересный, исключение после сверх-), дезинформация (информация, иностранная приставка).

Чередующиеся гласные а, о в морфемах

Какие бывают префиксальные морфемы с чередующимися гласными а, о? Правописание зависит от приданного морфемой смысла. Сводная таблица различий:

Сдвоенные морфемы

Русский язык для усиления значения предполагает присутствие двух префиксов . Какие бывают приставки в этом случае? Они образовываются от слов с имеющейся морфемой добавлением еще одной.

Слова с двумя приставками:

  • интересный -> безынтересный -> небезынтересный (двойное отрицание = интересный);
  • готовить -> подготовить -> переподготовить (повтор ранее совершенного действия);
  • размер -> соразмерный -> несоразмерный (отрицание сравнительного признака);
  • знать -> познать -> опознать (составить образ).

Внимание ! Существуют слова с тремя префиксами: переосмысление (пере-, о-, с-), неприсоединенный (не-, при-, со-).

Слова с двумя префиксами полезно анализировать. Выделение морфем расширяет кругозор, повышает грамотность.

Значения некоторых префиксов

Префиксальная морфема используется для образования частей речи: прилагательных, наречий, существительных, глаголов.

Морфемы над-, под-

Слово с над- – глагол или его форма, существительное, прилагательное. Префикс придает значение:

  • действия, расположения сверху (надлежит, надписать, надбровный, надземный);
  • совершение неполного действия (надстроить),
  • дополнения совершенного состояния (надставить).

Глаголы с приставкой над- указывают направление действия выше данного уровня .

Имеют управляемые существительные в винительном падеже (надорвать (что?) конверт, надстроить (что?) этаж).

Слова с приставкой под- противоположны по значению словам с префиксом над-. Морфема говорит о направлении действия вниз, понижении положения предмета.

Пример: Писать -> надписать (выше данного), подписать (внизу имеющегося); земной -> надземный, подземный.

Слова с приставкой под- имеют значение:

  • приближение (подойти);
  • движение снизу вверх (подкинуть);
  • тайное действие (подсмотреть);
  • дополнение (подсыпать);
  • неполное действие (подмочить);
  • окончательное совершение (поджарить).

Изучение значений префиксов позволит избежать лексических ошибок .

Префикс по-

Образует , глаголы, существительные. Придает значения:

  • начала, окончания некоторого действия (полететь, попить);
  • протяженности (полесье);
  • свершения (построенный);
  • близости (Поволжье);
  • дополнительного акцента (понизить);
  • времени, места (поденная (работа), повсеместно).

Слова с приставкой по- образуются префиксальным или префиксально-суффиксальным способами (вертеть -> повертеть, утро -> поутру).

Префикс – значимая морфема. Образует слова с приданием дополнительного смысла. Используется при создании глаголов, наречий, прилагательных, существительных.

Эта часть слова подчиняется законам правописания. Грамотность зависит от умения применять их на практике.

Видео: Правила написания приставок

Как пишутся приставки в русском языке

Вывод

Изучение значения приставочных морфем обогащает словарный запас.

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 2. Правописание приставок

Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.

2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

окликнул, остановка, осадок, онеметь

добраться, дойти, догадка

поверье, подворье, порезать, полагаться

проварить, пробел, проделка, произрастать

В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

нападение, накрыть, нагнать

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ-(ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С- (СО-)

сдвинуть
сбиться
сберечь
сдаться
сдружиться
сделать
согнуться

Нет приставки в словах:
здесь,
здешний,
здание,
здоровье,
ни зги
и однокоренных.

2.2. Правописание приставок на...з - ...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С :
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:



2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Слова, начинающиеся на пре- и при- , имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae- стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре- , которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре- и при- имеют собственно русское происхождение.

Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

Запомним некоторые случаи:

придать форму, блеск
не придавать значения
приданое невесты
придел храма
радиоприемник
восприимчивый
привратник
притворить окно
прибывать к поезду
прибытие
припирать дверь палкой
приклонить голову к плечу
приклониться в дверях
призреть сироту
приступить к делам
неприступный бастион
приходящий врач
приложить усилия
приуменьшить (немного уменьшить)
приставить стул
приткнуться
неприменимый прием
притерпеться к трудностям
приставать с расспросами
присутствовать на собрании

предать друга, мечты
предавать земле
старинное предание
предел терпения
преемник руководителя
преемственность поколений
превратное представление, превратности судьбы
претворить идеи в жизнь
пребывать на отдыхе
пребывание
препираться по пустякам
преклонить голову в знак почтения,
непреклонный человек, преклонный возраст,
преклоняться перед талантом
презирать трусов
преступить закон
преступник
имеет непреходящее значение
непреложный закон
преуменьшить (значительно уменьшить)
преставиться (умереть)
камень преткновения
непременное условие
претерпеть лишения, изменения
беспрестанный, непрестанный

2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.

Примечание. Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.

2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.

Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)


Запомните: расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).

В словах разевать, разинуть, разорить пишется одна 3.

Задание 1. Прочитайте предложения, обратите внимание на слова-распространители приставочных глаголов движения.

В- /ВО-/: движение субъекта или перемещение объекта внутрь каком-либо помещения или замкнутой территории, пересечение границы двух пространств;

1. Я открыл калитку и пошел во двор, за мной вбежала собака. 2. Рабочие внесли ящик» со двора на склад. 3. В полночь наша машина въехала в город. 4. Секретарша вошла к директору института. 5. Грузовик въехал на строительную площадку и остановился.

ВЫ- - движение изнутри /антонимично глаголам с приставкой В-/

- кратковременное отсутствие;

Отправление куда-либо /указывается время отравления, приводятся обстоятельства начала движения, иногда подчеркивается срочность/;

Неожиданное для субъекта движения прибытие в какое-либо место, появление его на открытом пространстве, движение к ориентиру.

1. Футболисты выбежала на поле из спортзала. 2. Снег на улицах убрали и вывезли за город. 3. Теплоход вышел из порта в открытое море. 4. Директор вышел, перезвоните, пожалуйста, через двадцать минут. 5. Я выходила с кафедры во время твоего доклада и не слышала последнюю его часть. 6. Мы выехали из Москвы в 11 утра н к трем часам были уже в Суздале. 7. Скорая помощь уже выехала, ждите! 8 Мы весь день бродили по старому городу, заблудились и к вечеру неожиданно вышли к гостинице. 9. Идите прямо по той улице и выйдите к метро. 10. Докладчик вышел на трибуну и начал свое выступление, 11. Ученик выпил к доске и начал решать задачу.

Задание 2. Придумайте реплики, соответствующие данным ситуациям, употребите глаголы движения с приставкой В- в нужной форме.

Образец: Опоздавший ученик без разрешения учителя занял свое место в классе. Что скажет ему учитель? - Почему ты вошел в класс без разрешения?

1. Звонят, вы открываете дверь и видите своих друзей. Как вы пригласите их в квартиру? 2. Ваша дочь готовится к экзаменам у себя в комнате. Что вы скажете ее младшему брату, который хочет открыть туда дверь? 3. Начался урок. С какой просьбой обратится к учителю опоздавший ученик? 4. Ваш муж забыл ключи от квартиры. Как он объяснит, почему он ждал вас около дома? 5. Какая реплика звучит в ответ на стук в дверь?

Задание 3. Выпишите из текста глаголы движения с приставкой ВЫ- с зависимыми словами. Используя выписанные словосочетания, перескажите текст, изменив время и вид глаголов.

Утром я выхожу во двор и начинаю делать зарядку. Еще рано, но во двор уже выбегают дети наших соседей. Младшие вывозят свои игрушечные автомобили. Старший сын выводит из гаража свой мотоцикл, садится на него и выезжает за ворота. Младшие братья выбегают к ним со своими игрушками. Я вхожу в дом. Навстречу мне выходит наша соседка. Она выносит ковер, чтобы почистить, его на улице. Дома я завтракаю и через полчаса выхожу на работу.

Задание 4. Задайте вопросы в следующих ситуациях, используйте глаголы с приставкой ВЫ-.

1.Вы в автобусе. Ваша остановка следующая. О чем вы спросите стоящих перед вами людей?

2.Вы очень торопитесь. О чем вы просите пассажиров, которые не спеша выходят из троллейбуса?

3.Вы едете в метро со своим другом. Дорогу знает ваш друг. Поинтересуйтесь, когда будет ваша остановка?

4.Вы плохо знаете ворогу ипопросили соседа в автобусе предупредить вас, когда будет ваша остановка. Как он это сделает?

5.В автобусе женщине уступают место, но она отказывается, так как ее остановка следующая. Как она скажет об этом?

Задание 5. Вставьте вместо точек глаголы ИДТИ- ХОДИТЬ, ЕХАТЬ-ЕЗДИТЬ и НЕСТИ-НОСИТЬ с приставками В- или ВЫ-; время и вид глагола определите по контексту.

1. Я слышала, как хлопнула дверь: кто-то... в подъезд.

2. Автоколонна... за черту города.

3. В нагонах поезда зажгли свет: поезд... в туннель.

4. Когда из комнаты... лишнюю мебель, стало просторнее.

5. Дверь в кабинет отца открылась, и в коридор... отец.

6. Павел открыл ключам дверь квартиры и мы... в небольшой, коридор.

7. Дети каждое лето... на дачу или в пионерские лагеря.

8. Мы купили билеты в кассе и... в фойе кинотеатра.

9. Вы... на следующей остановке?

Задание 6. Прочитайте предложения, обратите внимание, что глаголы движения с приставкой ВЫ- могут иметь значение начала движения или подчеркивать необходимость срочно отправиться куда-либо.

1. Мы выехали с рассветом.

2. Уже восемь, нам надо выходить, а то мы можем опоздать на занятия.

3. Получив телеграмму о болезни мамы, он срочно вылетел в Москву.

4. В среду начинаются соревнования, наша команда уже вылетела в Киев.

5. Машина скорой помощи немедленно выехала к месту происшествия.

6. Соня открыла телеграмму и прочитала: Выезжаю сегодня, встречай, мама.

7. По-моему, мы слитком рано вышли: до поезда еще два часа.

Задание 7. В следующих предложениях замените глагол отправляться подходящим по смыслу глаголом движения с приставкой ВЫ-.

1. Алло! Нина, это ты? Мы отправляемся через 5 минут, собирайся скорее и жди нас!

2. Во сколько вы завтра отправитесь издому, чтобы я мог встретиться с вами у метро?

3. Оля всегда отправляется из дома рано и на своей машине заезжает за подругой.

4. Вы отправляетесь в 7 часов? Так рано? Будете отправляться, позвоните мне!

5. Автобусы отправляются из гаража в 6 часов утра.

Задание 8. Выразите свое мнение в следующих ситуациях: /в репликах используйте следующие выражения: я думаю; вряд ли; боюсь, что...: сомневаюсь, чтобы.../

Образец: - Только что звонил Костя. Он выходит через 15 минут.

Выходит через 15 минут? Я думаю, что он не выйдет через 15 минут,

1.Вчера была телеграмма от отца. Его командировка заканчивается, он вылетает через два дна.

2.Утром звонил Петров. Он закончил дела в Киеве и вечерком выезжает домой.

3.Только что приходил руководитель нашей делегации. Мы выезжаем в Финляндию через три дня.

4.Сейчас звонил Юра. Он уже позавтракал и через пять минут выходит.

Задание 9. Прочитайте предложения. Обратите внимание на возможность употребления глагола движения с приставкой ВЫ- в значении прибыть куда-либо, оказаться где-либо .

1. Мы пошли по тропинке и скоро вышли к реке.

3. На сцену вышел конферансье и объявил следующий номер.

4. Приезжайте к шести часам, я выйду вас встречать.

5. Мы шли по узенькой улочке и вдруг вышли на широкую площадь.
6. На трибуну вышел новый докладчик, и через пять минут половина зала дремала, так монотонно и вяло он говорил.

Задание 10, Составьте предложения, употребив в них следующие словосочетания:

выйти к станции, выйти к доске, выйти на дорогу, выйти на первое место, выйти вперед, выйти на сиену, выйти на поляну, выбежать на порогу, выплыл, на середину реки.

Задание 11. Прочитайте диалоги, определите значение глаголов движения с приставкой ВЫ-.

Скажите, можно мне поговорить с деканом.
- С пеканом? Он вышел. Посидите немного.

Попросите, пожалуйста, Галину Николаевну.

Она вышла, позвоните через час,

Извини, где мне найти главного инженера?

Инженера Лазарева? Он здесь, но куда-то вышел.

Задание 12. Объясните разницу в употреблении приставок ВЫ- и У- с глаголами движения в следующих ситуациях.

1.- Можно мне видеть заведующую кафедрой?

Рабочий день кончился. Она ушла. -- Подождите, пожалуйста. Она вышла.
2.- Алло! Можно Ивана Ивановича?

Он ушел обедать. Позвоните позже. - Иван Иванович вышел. Что ему передать?
3.-А где же Катя?

Она плохо себя чувствует, ушла домой. - Она вышла, сейчас вернется.

Задание 13. Составьте диалоги в следующих ситуациях, используя глаголы движения с приставками ВЫ- и У-.

1.По телефону спрашивают вашу сестру. Она

а/ пошла за хлебом н скоро вернется
б/ поехала в институт и будет не скоро.

2.Посетитель хочет видеть вашего коллегу. Что вы ему ответит? если он

а) поехал в министерство

б)пошел в другую комнату.

3.В общежитии в вашу дверь постучали. Спрашивают вашу соседку /соседа/ по комнате. Что вы ответите, если она /oн /

а) на занятиях

б) пошла на кухню.

Задание 14. Замените выделенные словосочетания в следующих предложениях глаголами движения с приставками ВЫ- и В-.

1. Я открыл дверь домика и оказался в небольшой прихожей.

2. Ребята бегали с мячом во дворе, а сейчас они уже играют на улице.

3. Мы долю ниш по полю и неожиданно увидели перед собой речку.

4. Мы покинули зал и оказались в просторном холле.

5. Я прошла через ворота и оказалась назеленом зале стадиона.

6. Куда и ходил? Я решил подышать свежим воздухом.

7. Оратор поднялся на трибуну,

8. Артисты были уже на сцене, когда в главной ложе появились высокие гости.

Приставки при~, y-

ПРИ - достижение конечной цели движения, прибытие субъекта или доставка объекта в определенное место /синонимично - он здесь, он прибыл/

У - отсутствие субъекта или объекта в названном месте или удаление из этого места /синонимично - его здесь нет, он теперь в другом месте./

Задание 1. Прочитайте предложения, обратите внимание на обстоятельственные распространители глаголов.

1. Отец дома? - Да, он уже пришел с работы. 2. В Киев поезд пришел к вечеру. 3. У нас гости. К нам примы брат из Еревана. 4. Завтра в Москве открывается чемпионат по футболу. Футболисты из Франции прилетели вчера, итальянцы прилетают сегодня. 5. Отец приехал из командировки и привез всем кучу подарков. 6. Сегодня придешь в институт? Принеси мне, пожалуйста, мою книгу, которую я тебе давала.

1. Прошло больше двух лет с тех пор, как я уехал из Киева. 2. Концерт кончился. Ушли артисты. Ушла и Дина. Ееувел все тот же худой и черный. 3. Брата нет лома, он ушел на работу, К сожалению, он унес с собой ту книгу, о которой ятебе говорила. 4. Птица была очень осторожна, она заметила движение в кустах и улетела. 5. Завтра я уезжаю во Владивосток.

Задание 2. используйте глаголы движения с приставкой ПРИ-, следите за употреблением вида глаголов.

Образец: - Вчера у тебя, по-моему, был с собой журнал "Русский язык за рубежом"?

Да, яприносил его, хотел показать одну статью

1. - Летом вМоскве бывает много туристов. - ... 2. - Кажется, Андрей Пыл вчера у вас? - ... 3. Директор был вчера вшколе недолго. - ... 4. К нам в школу часто приглашают выступать разных интересных людей: писателей, артистов, ученых. - ... ? 5. Уже половина десятого. Наверное, все студенты уже собрались в аудитории. - 6. Наши друзья уже, кажется, вернулись из поездки в Среднюю Азию. - ... У них, наверное, как всегда, есть интересные фотографии, книги, открытки. - ... 7. Откуда эти журналы? Кто-то был здесь пока меня не было? - ...? 8. Твои родители уже, наверное, скоро возвращаются из отпуска? Самолет на следующей неделе? - ....

Примечание : обратите внимание, что глаголы СВ в прошедшем времени сообщают, что субъект движения прибыл /или объект доставлен/ и находится в определенном месте или у указанного лица; глаголы НСВ могут:

- констатировать факт пребывания где-либо в прошлом,

- передавать повторяющееся действие,

- указывать на аннулированность результата действия,

- передавать настоящее действие.

! Глаголы НСВ с приставкой ПРИ- не могут передавать движение в его процессе.

Обратите внимание на употребление видов и изменение смысла высказывания в зависимости от вида глагола с приставкой У- : Когда я ушла, я вспомнила, что забыла позвонить ему= я не позвонила и Когда я уходила, я вспомнила, что забыла позвонить ему= я позвонила

Задание 3. Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу глаголы движения с приставкой ПРИ-, следите за употреблением видов глаголов.

Мы давно здесь живем. А ты, наверное, недавно... сюда?

Да, недавно. Я тоже теперь здесь живу. А раньше... сюда только на каникулы.

Когда они дошли до дома, Мария Михайловна сказана-

К нам завтра, посмотришь коллекцию камней моего сына. Он был геологом. Ты ведь тоже собираешься стать геологом?

Да, когда-нибудь стану,- серьезно ответил мальчик.

Весь следующий день Мария Михайловна думала о сыне: как он ходил в горы, как... домой камни и как она была недовольна беспорядком в доме. В этот день мальчик... ровно в шесть часов. Мария Михайловна... его в комнату сына. Камни лежали так, как оставил их сын.

А хотите я буду... камни, которых нет в вашей коллекции?

Это будет неплохо. - одобрила Мария Михайловна.

На следующий день он... кусок зеленого малахита.

Почему бы тебе не стать хранителем нашей коллекции. Все будет в твоем распоряжении, ты сможешь..., когда захочешь, а мне будет приятно, что в доме есть геолог.

Ну что же, - сказал он, но в горлечто-то сжалось. Он уже привык... сюда.

Я вам... одну вещь, - сказал он однажды и протянул Марии Михайловне большую раковину.

Действительно, необыкновенная!

Она из Карибского моря. Не... один моряк. Теперь она будет у вас.
/По В. Лидину/

Приставка ПО-

Задание 4. Прочитайте предложения, сравните употребление глаголов движения с приставками, объясните значение приставок.

1. Виктор сейчас вернется: он пошел в деканат узнать свое новое расписание. - Виктор почувствовал себя плохо и ушел домой. 2. Брата нет дома, он пошел в театр. – Брата нет дома, он ушел в театр. 3. после окончания института он поехал работать на Север. – После окончания института он уехал к себе на Север.

Примечание : в приведенных примерах глаголы с приставками ПО- и У- близки по значению. Однако, приставка У- употребляется при указании на удаление субъекта на большое расстояние, на долгое время, на отсутствие субъекта в данном месте. Приставка Пол- указывает лишь на отправление субъекта с указанием цели.

Задание 5. Постройте высказывания в следующих ситуациях /составьте возможные диалоги/, используя глаголы с приставкой ПО- или У-.

1. Вы не застали своего знакомого дома. Вам сказали, что он, видимо, в библиотеке, так как недавно туда отправился. 2. Друзья окончили педагогический институт. Им дали направления на работу в разные города. 3. Приехали ваши друзья. Они впервые в нашем городе. Вы решили показать им город и даже некоторые достопримечательности, поскольку у вас есть машина. 4. Вы прощаетесь с городом, который вам очень понравился. На память вы взяли с собой фотоснимки, открытки, книги. 5. У вас гости. Много незнакомых людей. Ваш маленький сын растерялся и спрятался у себя в детской. 6. Вы договорились встретиться с приятелем у метро. Но вы опоздали, и приятель вас не дождался. 7. Почтальон принес письмо вашему соседу, но сосед в командировке в другом городе.

Задание 6. Ответьте на вопросы, используя глаголы движения с приставками ПО-, У-, ВЫ-, следите за употреблением вида глагола.

1. Почему Маши нет на уроке? /у нее разболелась голова/. 2. Куда это направился Сергей? /ему надо взять книги в библиотеке/. 3. Я звонил тебе днем, но тебя не было дома. Где ты был? /отсутствовал всего 20 минут, выходил купить хлеба к ужину/. 4. Пора садиться за стол. Где же Виктор? /разговаривает по телефону, сейчас вернется/. 5. Вы не знаете, где сейчас директор? /он на совещании в министерстве/. 6. Куда отправились студенты? /сегодня экскурсия в музей Л. Толстого/.

Задание 7. Вместо точек вставьте подходящий по смыслу глагол движения с приставкой, следите за употреблением видов глагола.

прийти – войти

принести - внести

1. Сестра, … , пожалуйста, историю болезни больного. 2. осторожно … вещи в кабинет: пол уже окрашен. 3. … чемоданы в комнату, они у дверей в коридоре.

привести – ввести

1. Мать … сына в детсад. 2. Кого это вы … с собой? 3. В операционную … больного. 4. Я к вам … своего старого друга, познакомьтесь.

Задание 8. Поставьте нужные глаголы движения с приставками В-, ВЫ-, ПО-, У- или ПРИ-. Укажите, где могут быть варианты.

1. Вы были сегодня на улице? - Нет, я сегодня … 2. В субботу ко мне … гости и долго не … . Я поздно лег спать. 3. Я … из дома в 8 часов, а в 9 … на кафедру. 4. Товарища не оказалось дома, он … на кафедру. 5. Сережа сейчас вернется, он … позвонить. 6. Я не …, пока не дождусь директора. 7. Завтра в Мадриде начинаются международные соревнования. Сегодня наша команда … в Мадрид. 8. Собрание началось, на трибуну … докладчик. 9. Фильм был скучный, мы … с середины. 10. Чтобы успеть на занятия мне надо … из дома в 8 часов. 11. Наша машина мчалась по дороге. В друг на дорогу … заяц. 12. Девушка … на середину зала и начала читать стихи. 13. Летом мы обычно … в деревню, которая находится недалеко от Москвы. Мы … из Москвы утром, а к вечеру уже … на место. 14. Летчик … из кабины и спрыгнул на землю.

Приставки ПОД-, ОТ-

Сравните:

Я отвез дитя к бабушке.

Я привез его к бабушке.

Я увез его к бабушке.

  1. Приходи ко мне в гости. Я сегодня свободен, потому что я отвез ребенка к бабушке.
  2. – Ты снова в нашем городе? Рада тебя видеть. – Да, я привез дитя к бабушке и пробуду здесь несколько дней.
  3. Я увез сына к бабушке, потому что в нашей квартире начался ремонт.

Задание 9. Прочитайте предложения, объясните употребление видов глаголов.

1. Я подошел к киоску и купил мороженое. 2. Корабль подплывает все ближе к берегу, уже встречающие собрались на причале и с нетерпеньем ждут. 3. Кто это подходил к вам сейчас? - Да, один знакомый. 4. Внимание, поезд № 21 подходит к первому пути. 5. Подвезите нас до станции! - Садитесь, подвезу.

1. Я взял билет и отошел от кассы. 2. Течением лодку относит все дальше от берега. 3. Автобус отошел от остановки. 4. Я хочу отнести одежду в химчистку. 5. Утром я отвожу дочь в сад. 6. Отойдите, пожалуйста, в сторону вы мешаете!

Задание 10. Вставьте подходящие по смыслу глаголы с приставками ПОД-, ОТ-, У-.

1. Учитель … к карте и показал основные реки Европы. 2. Чтобы не мешать ученикам списывать с доски, учитель … к окну. 3. Каждый вечер после ужина я … к окну, открываю его и дышу свежим воздухом. 4. Боясь разбудить больного ребенка, мать с отцом … к двери и разговаривали шепотом. 5. Мне мешали разговоры товарищей, и я с книгой … в другую комнату. 6. Мальчик научился хорошо плавать и уже … от берега метров на 20. 7. Собака замахала хвостом и … ко мне. 8. Вчера наши гости … , и в квартире стало тихо.

Задание 11. Составьте предложения, исходя из следующих ситуаций:

1. Как вы скажете, что ваши друзья возвращаются, если вы видите их из окна вашего дома? Как вы скажете, что они уже близко?

2. Вы видите, что около дома остановилась какая-то машина. Как вы спросите, кто это прибыл?

3. Вы пришли навестить приятеля, из его комнаты слышны голоса. Как вы спросите, кто там?

4. Вы читаете, а ваш друг встал у окна и загораживает вам свет. О чем вы попросите его?

5. Ребята играют под вашими окнами и очень шумят, мешая вам. Что вы скажете им?

6. Вы хотите дать ребенку конфету. Он стоит в нескольких шагах от вас. Что вы скажете ему?

Задание 12. ответьте на вопросы, используя данную информацию, используя приставки ПОД-, ОТ-, У-, ПРИ-,

1.Я хочу купить газеты, впереди киоск. Что я сделаю?

2.Я иду по коридору института. Навстречу мне несут большой книжный шкаф. Что я сделал?

3.Я знаю, что подруга больна, ей скучно быть одной. Что я обычно делаю? Что я сделаю сегодня?

4.Я закончила курс обучения в институте в Москве, пора домой. Что я делаю?

5.Идти до города еще далеко. О чем я прошу шофера остановившейся машины7

Задание 13. Прочитайте предложения. Обратите внимание на то, что глаголы НСВ в прошедшем времени могут означать:

В этом значении часто употребляются в разговорной речи.

1. Юноша, который подошел сейчас к кассе, ваш брат? Это ваш брат подходил к вам сейчас? Вы очень похожи.

2. Все здесь? А где же Катя? – Она отошла на минуту. Сейчас придет. – Катя, где ты была? – Я отходила позвонить (по делу).

3. смотрите, к Саше подошла какая-то девушка! – Саша, зачем к тебе подходила та девушка?

4. Скажите, сюда не подходила серая машина? – Подходила, постояла 10 минут и уехала.

Задание 14. Задайте вопросы по следующему образцу:

Зачем вы подходили к милиционеру?

Я подходил к нему, чтобы спросить как проехать к Театру Кукол.

1. Зачем вы подходили к табачному киоску?

2. Зачем студент подходил к лектору?

3. Зачем девушка подходит к афише?

4. Зачем эти женщины подходили к витрине магазина?

5. Зачем вы подходили к окну7

6. Зачем милиционер подходил к твоей машине?

Задание 15. Прочитайте предложения, вспомните, что обозначают приставки ПРИ- и ПОД-?

1. Вчера ко мне должен был прийти товарищ. Он пришел в 7 часов, и мы весь вечер смотрели футбол. 2. В коридоре ко мне подошел студент из моей (нашей) группы и спросил, где у нас будет следующее занятие. 3. Всякий раз, когда он приходил к нам, мы много и подолгу спорили. 4. Где бы я ни видел книжные лавки, я всегда подходил и начинал рыться в книгах. 5. Поезд подходит к Москве – услышали мы голос диктора. 6. Днем пришел врач. Он подошел к постели больного и начал его осматривать. 7. Мать первый раз привела детей в сад. - Подойдите ко мне, - сказала воспитательница. – Как вас зовут? 8. Не подходите близко к окну, здесь дует.

Задание 16. Ответьте на вопросы, используя глаголы ПОДОЙТИ или ПРИЙТИ.

1. Вы в вестибюле метро. Вы не знаете, как проехать до станции «Парк культуры». Что вы сделаете, увидев на стене метро схему? 2. Милиционер увидел, что человек переходит улицу на красный свет. Как он отреагировал? 3. Узнав, что друзья переехали на новую квартиру, вы решили навестить их. Как вы им скажете об этом по телефону? 4. Вы в театре. Во время антракта вы увидели в фойе знакомую. Вы обменялись с ней впечатлениями? 5. В музее вы любовались картиной, но на расстоянии вы не могли прочитать ни названия, ни имени художника. Что вы сделали? 6. Ваш друг обещал, что на днях зайдет к вам. Как вы уточните время встречи? 7. Спектакль начинается в 16:30. когда вы должны быть в театре, чтобы успеть зайти в буфет?. 8. Вы долго гуляли по городу и, наконец, увидели киоск «Мороженое». Что вы сделали?

Задание 17. Прочитайте выражения, обратите внимание, что переходные глаголы с приставкой ОТ- могут употребляться в значении 1. доставить на место /к цели/, 2. возвратить и предполагают отделение объекта от субъекта движения. В этом значении они антонимичны глаголам с приставкой ПРИ-.

1. Где сейчас ваша дочь? – Ее не, я отвела ее в садик. 2. Где сейчас ваш сын? – Он уже дома, муж только что привел его из кружка. 3. Вы не можете мне дать статью, которую читали вчера? – к сожалению, я уже отнесла ее в библиотеку.. 4. Вы уже получили свой багаж? – да, мы вчера привезли его с вокзала. 5. Что вы делали утром? - Я относила часы в ремонт. 6. У вас собой новый учебник? – да, я принесла его.

Задание 19. Ответьте на вопрос, используя глаголы движения с приставкой ОТ-.

Что нужно, если …

Задание 19. Прочитайте предложения, объясните разницу в значении глаголов движения с приставкой ОТ- и У-, ОТ- и ПРИ-.

Задание 20. вставьте нужные по смыслу глаголы движения с приставками ОТ-, У- или ПРИ-. Объясните случаи, где возможны варианты.

1. Вы хотите сделать ваше платье короче? … его в ателье. 2. Будьте добра, … отсюда свои вещи, они нам мешают. 3. Отец попросил сына … грязную посуду на кухню и … чистые тарелки. 4. А где же ваша собака? – Мы … ее к знакомым на время. 5. Надя, … собаку на кухню, дети ее боятся. 6. Откуда у вас эта ваза? - Муж … ее из Китая. 7. Кто … из ваших родителей в деревню? 8. Кто встретил вас, когда … родителей в деревню? 9. В магазин … свежий хлеб. 10. Здесь много лишних стульев, … их, пожалуйста, в другой кабинет. 11. Нина, …, пожалуйста, нового сотрудника к директору. Директор просил его …

Задание 21. Прочитайте рассказ, вставьте глаголы движения с приставками.

Вчера мы ужинали в ресторане. Мы заняли столик у окна и стали осматриваться. Через 10 минут … официант и … меню. Мы решили заказать закуски и горячее, а десерт закажем потом. Но официант не оставил нам меню, а … его с собой. Игорь сказал: Вы ждите, а я на минуточку … . Хочу … в гардероб мой портфель, а то он мне мешает. Когда он …, к нашему столику … какая-то девушка и спросила, не свободно ли это место. Мы ответили, что место занято, что наш друг … ненадолго и сейчас вернется. Она извинилась и … искать свободное место. Вскоре … Игорь и … с собой своего друга, он встретил его у входа и пригласил поужинать с нами. Теперь нам был нужен еще один стул, но свободных мест нет нигде! Наконец официант согласился принести стул из холла, а мы пообещали, что потом сами... его на место. И вот нам … салат, свежие овощи, холодные закуски и хлеб. Потом официант … пустые блюда и тарелки и … горячее. Все было очень вкусно. Мы так наелись, что даже не знали, сможем ли съесть еще и десерт. Но наш официант … целый столик на колесиках с разными тортами и пирожными. Конечно, мы не могли отказаться. Но вот официант … счет. Ну что ж, не так уж и дорого. У нас еще останутся деньги на такси. Уже поздно, пусть такси … нас домой или хотя бы на метро.

Приставка ДО-


Похожая информация.