Все о тюнинге авто

Особенности создания и регистрации. Религиозные организации – это что такое? Виды религиозных организаций Участниками религиозных организаций могут быть

"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, принимается органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

(см. текст в предыдущей редакции)

заявление о регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

Документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации;

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

заявление о регистрации;

список учредителей религиозной организации;

устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

(см. текст в предыдущей редакции)

нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

(см. текст в предыдущей редакции)

соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

(см. текст в предыдущей редакции)

документ об уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

В случае, если учредителем (учредителями) не представлен документ о государственной регистрации учредителя (учредителей), территориальный орган федерального органа государственной регистрации самостоятельно запрашивает указанные сведения в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 - настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).

Религия в дословном переводе с латинского означает благочестие, совестливость, богопочитание. Ее идеи доносятся до масс с помощью основных религиозных организаций. Их понятие, сущность и виды будут рассмотрены в рамках данной статьи.

Понятие о религиозных организациях

ФЗ «О свободе совести...» говорит о том, что у нас государство светское и оно полностью отделено от данных экономических субъектов.

Религиозная организация — это объединение различных физических лиц на добровольной основе, которые находятся на территории РФ постоянно и законно, создаваемое для совместного исповедания, а также распространения своего вероучения после регистрации в качестве юридического лица.

Вмешательство государства в деятельность рассматриваемых хозяйствующих субъектов

Предполагается, что государство не возлагает на данные хозяйствующие субъекты выполнение функций исполнительных органов власти, не может вмешиваться в их деятельность, если она не противоречит действующему законодательству, не может создавать религиозные объединения в различных государственных учреждениях и воинских частях, а также не может вводить предметы религиозной направленности в любых образовательных учреждениях, кроме частных.

Однако оно может оказывать помощь в реставрации, в передаче зданий и сооружений с земельными участками и имуществом, относящимися к ним, религиозным объединениям, а также способствовать охране различных архитектурных и исторических памятников, их содержанию. Помимо этого, государство может им предоставлять различные льготы.

Таким образом, религиозная организация — это такое юридическое лицо, которому может оказывать некоторую помощь государство, однако она носит ограниченный характер, и любая другая из них, кроме тех, которые перечислены выше, являются незаконной.

Обязанности рассматриваемых субъектов

Религиозные объединения должны соблюдать принцип отделения от государства, не возлагая на себя функции государственных органов, не принимать участие в различных выборных кампаниях.

За систематические и грубые нарушения законодательства и целей, ради которых данные организации создаются, по решению суда религиозная организация может быть ликвидирована.

При изложении статьи уже неоднократно упоминались не только первые, но и последние субъекты. И если с первым мы немного разобрались, то со вторым понятием нам еще предстоит познакомиться.

Итак, религиозное объединение — это по своей сути та же религиозная организация, но последняя является одним из видов первой. То есть объединение — это целое, а организация — это часть. Вторым видом могут являться религиозные группы.

Последние отличаются от организаций тем, что они не являются юридическими лицами. Религиозные группы были введены с той целью, чтобы лимитировать создание в нашей стране новых движений и сект, которые никогда не были представлены в нашем государстве.

Следовательно, если отбросить последние, то религиозные организации и объединения представляют собой одно и то же.

ФЗ «О свободе совести...» выбрал территориальный критерий для классификации рассматриваемых субъектов. Согласно ему, последние подразделяются на централизованные и местные.

В нашей стране функционируют следующие из первого вида: РПЦ, Союз христиан веры евангельской, Российский союз адвентистов седьмого дня и другие.

Местной религиозной организацией является такая, которая имеет в своем составе не менее 10 совершеннолетних участников, проживающих на близко расположенных территориально пространствах, что позволяет им периодически встречаться для осуществления соответствующих церемоний и обрядов. К этому виду относятся приходы, монастыри, общины милосердия и братства РПЦ. Учредителями местных организаций могут быть только граждане России, а участниками - любые законно и постоянно проживающие лица. В них могут присутствовать такие органы правления, которые не предусматривают единоличного вмешательства учредителя в его дела. В эти органы иностранцы могут входить.

Централизованную религиозную организацию могут учредить от трех местных одного вероисповедания. Их можно охарактеризовать как центры определенной религии и религиозных организаций, относящихся к местным. Они координируют деятельность последних.

Некоторые исследователи считают, что территориальный признак к централизованным организациям не совсем относится, поскольку в их состав могут входить местные хозяйствующие субъекты, расположенные как в одном, так и в разных субъектах федерации. Они предлагают выделять виды религиозных организаций по учредителям, и для этого предлагают создать религиозные организации, которые могут создаваться централизованными. Но для этого необходимо изменить законодательство в части формулировки. По их мнению она должна выглядеть следующим образом: «Религиозная организация — это некоммерческий экономический субъект, создаваемая физическими или юридическими лицами...» (далее предлагается сохранить существующий текст).

Деятельность местных хозяйствующих субъектов в сфере религии

Она должна существовать на определенной территории от 15 лет. Об этом выдается подтверждение местными органами самоуправления. Помимо последнего, оно может носить характер подтверждения о вхождении в структуру централизованного хозяйствующего субъекта того же вероисповедания.

В ее наименовании должна быть указана вера. Деятельность религиозной организации подтверждается каждый год. Как и таковая у любого юридического лица, ее деятельность основана на Уставе, утверждаемом учредителями или централизованной, к которой она принадлежит.

Госрегистрация может занимать от 1 месяца до полугода. Больший срок может быть определен в том случае, если принимается решение о необходимости проведения религиоведческой экспертизы.

Данная организация может:

  • самостоятельно производить либо приобретать как в стране, так и за рубежом различные предметы религиозного назначения;
  • учреждать благотворительные организации для осуществления соответствующей деятельности;
  • создавать иные предприятия;
  • вести предпринимательскую деятельность.

В ее собственности могут находиться различные основные фонды, денежные средства, имущество, в том числе за границей. На то из него, которое предназначено для осуществления богослужения, взыскание по кредиторским претензиям не может быть наложено.

Данная организация может быть ликвидирована, но не может быть реорганизована.

Ликвидация проводится по решению учредителей или уполномоченного по Уставу органа, а также по судебному решению в случае нарушения законодательства. Однако внести представления в суд о произведении данного действия в отношении юридического лица могут органы местного самоуправления, прокуратуры и госрегистрации. Процедура ликвидации в целом совпадает с таковой у других юрлиц.

Основные отличия в деятельности централизованного хозяйствующего субъекта

Последний при действии его структур на территории нашей страны в течение как минимум 50 лет до времени обращения в регистрирующие органы с заявлением о госрегистрации, может использовать в своем наименовании слово Россия, а также производные от него.

Централизованность организации не означает ее обязательного места нахождения в каком-либо административном центре. Главное условие ее создания - чтобы учредителями были не менее трех местных религиозных хозяйствующих субъекта, а располагаться она может где угодно.

Русская Православная Церковь

Рассмотрим деятельность РПЦ как православной религиозной организации централизованного типа. Она включает в себя все местные хозяйствующие субъекты данного вероисповедания. Ее юрисдикция распространяется не только на православных РФ, но и проживающих на территории бывшего СССР, а также Японии, других стран, добровольно входящих в нее.

Высшими органами управления являются Архиерейский и Поместный Соборы, Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси.

У нее есть свой исполнительный (Высший церковный совет) и судебный орган, осуществляющий слушание церковных дел в закрытых заседаниях.

Местными церквями являются епархии, которые возглавляют архиереи. Несколько епархий могут составлять митрополии, а также Митрополичьи округа, Экзархаты (по национально-региональному принципу). В состав Московского патриархата входят автономные и самоуправляемые церкви.

В заключение

Таким образом, религиозная организация — это основная часть такого объединения, которое имеет статус юридического лица. Она может быть местной (при нахождении на определенной близко расположенной территории) или централизованной (образуемой как минимум тремя местными). Их деятельность похожа на таковую у других юридических лиц. Организационно-управленческая структура во многом похожа на светские учреждения, а у таких централизованных организаций как РПЦ даже напоминает государственную. В некоторых случаях в деятельности рассматриваемых хозяйствующих субъектов помощь может оказывать государство, но в основном его деятельность в религии и религиозных организаций разграничена.

Членам религиозных организаций хотят разрешить исключать их руководителей. Такие поправки в законодательство подготовил депутат Госдумы Иван Сухарев. Он отмечает, что понятие религиозной организации как некоммерческого объединения появилось в Гражданском кодексе несколько лет назад, однако многие моменты их работы прописаны не были, поэтому сообщества продолжают нести ответственность за бывших руководителей, которые, например, свернули в сторону экстремизма.

Первый зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Иван Сухарев подготовил законопроект, вносящий изменения в Гражданский кодекс РФ и ФЗ "О свободе совести…". Поправки депутата касаются порядка изменения состава учредителей религиозной организации. По мнению Сухарева , его отсутствие — пробел в законодательстве, который вынуждает сообщества нести ответственность за бывших гуру, которые, например, свернули в сторону экстремизма.

В пояснительной записке указано: случается, что учредитель или участник религиозной организации меняет свои взгляды или даже вероисповедание. В такой ситуации религиозная организация не в силах исключить этого гражданина, поскольку отсутствует порядок изменения состава учредителей (участников). Минюст же, пишет Сухарев , отказывает в исключении учредителей и участников, ссылаясь на отсутствие порядка исключения в федеральных законах и кодексах.

"В целом сейчас регулирование религиозных организаций не коррелирует ГК РФ в ряде положений - необходимо исправлять. В первую очередь предоставить возможность участникам организации коллегиально, по закону исключать своё руководство, которое разошлось взглядами и принципами с организациями. Это может быть и религиозный экстремизм, и многое другое, за что организация несёт ответственность", - пояснил Сухарев.

Судебная статистика или данные социологических исследований по подобным эпизодам отсутствуют в открытом доступе.

Председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов отметил, что предложенная поправка улучшит положение религиозных организаций.

"В частности, поправка позволит им избежать ответственности в случаях, когда отдельные учредители становятся на путь экстремизма или пытаются использовать АНО исключительно как источник извлечения прибыли. Но в то же время соответствующие изменения в законе могут привести к началу многочисленных конфликтов внутри руководства религиозных организаций в рамках борьбы за места учредителей", - взвесил плюсы и минусы судья.

Сухов также отметил, что законодательство о религиозных организациях стоит дополнить и другими нормами: запретить отдельные формы бесплатного труда членов религиозных общин (и при этом не запрещать волонтёрство), а также разжигание розни.

"Последнее напрямую запрещено действующим законодательством, однако на практике это зачастую обходится. Например, в религиозных текстах или в ходе устных выступлений вместо упоминания конкретных этносов, социальных или политических групп употребляются различные эвфемизмы (например, "власть безбожников"), - пояснил судья. - Или же ненависть в отношении другой конфессии воспитывается в формате богословских споров, подтверждающих истинность пропагандируемого вероучения и неприемлемость иных взглядов на мир. В этой ситуации даже экспертам тяжело обнаружить лингвистические или психологические признаки разжигания розни".*

Комментарий к статье 123.26

  1. Комментируемая статья в развитие содержащегося в п. 3 ст. 50 ГК РФ перечня видов некоммерческих организаций, в который включены и религиозные организации, определяет основные особенности для данной организационно-правовой формы юридических лиц. Согласно настоящей статье религиозные организации отнесены к некоммерческим унитарным организациям.

В соответствии с комментируемой статьей религиозной организацией является добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица. При этом по существу религиозной организацией обозначаются три организационно и структурно взаимосвязанных, а также сгруппированных по установленным критериям объединения, позиционируемых как местная религиозная организация, централизованная религиозная организация, руководящий (координирующий) орган религиозной организации. При этом каждая составляющая представленной структуры может быть зарегистрирована в качестве юридического лица. Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” <1> (далее – Закон о свободе совести) к религиозным организациям также отнесены учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией, имеющие соответствующие признаки, присущие только религиозным объединениям, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация (п. 1 ст. 6 Закона).

——————————–

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

  1. До 1 сентября 2014 г. в законодательстве религиозные организации имели общее определение с общественными организациями и зачастую рассматривались как разновидность последних. На это, в частности, обращалось внимание в п. 7.1.3 Концепции развития гражданского законодательства РФ: “Различные общественные организации и объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации и объединения выступают в гражданских правоотношениях в качестве юридических лиц исключительно с целью материального обеспечения своей основной деятельности, не являющейся предметом гражданско-правового регулирования, в связи с чем приобретают строго целевую правоспособность. В качестве юридических лиц, осуществляющих определенную хозяйственную деятельность, они выступают в единой по сути организационно-правовой форме (общественных организаций), для которой не имеет существенного значения их основная деятельность, выходящая за рамки гражданского права и не затрагиваемая их гражданско-правовым статусом юридического лица” <1>. Необходимость рассмотрения религиозных организаций как разновидности общественных объединений отмечалась и в литературе <2>.

——————————–

<1> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. Ст. А.Л. Маковского. С. 68.

Примечание.

Учебник “Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права” (том 1) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации – Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

<2> См.: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. С. 272, 273.

Нельзя не отметить обладание религиозной организацией дополнительными существенными признаками, отличающими ее от общественных объединений, которые позволяют рассматривать такие организации как самостоятельную форму юридического лица. Как обоснованно отмечал И.В. Елисеев, “если особенности организационной структуры юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы” <1>.

——————————–

<1> Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 5-е изд. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000. Т. 1. С. 173, 174.

Религиозные организации имеют отличия от общественных по множеству аспектов. Это и собственная, отличная от общественных объединений, организационная структура, особенности обособления имущества и ответственности перед кредиторами. К примеру, согласно п. 5 ст. 21 Закона о свободе совести на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Одновременно следует обратить внимание на то, что перечень такого имущества устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций. Установлены и другие отличительные особенности, присущие только религиозным организациям, например, по пользованию имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений.

Следует также отметить, что в Законе о некоммерческих организациях особо подчеркивается статус религиозных организаций. Так, бланкетные нормы, предусматривающие определение федеральным законом особенностей правового положения для общественных и религиозных организаций, существенно отличаются редакцией. Применительно к религиозным организациям установлено, что особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются Федеральным законом о религиозных объединениях (п. 4 ст. 6 Закона о некоммерческих организациях). Одновременно Законом о некоммерческих организациях исключается применение к религиозным организациям общих положений данного Закона о создании, государственной регистрации, реорганизации, преобразовании, ликвидации некоммерческих организаций, а также касающихся многих других вопросов деятельности некоммерческих организаций (требований к учредителям, учредительным документам и внесения в них изменений, органов управления и др.). Такое уточнение, примененное законодателем, можно объяснить попыткой подчеркнуть специфический режим, присущий только религиозной организации как самостоятельной организационно-правовой форме юридического лица. В литературе также имеется полярная вышеназванной точка зрения, согласно которой религиозная организация является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица <1>. В результате в ГК РФ общественные и религиозные организации получили самостоятельные определения, а также разграничение по организационно-правовой форме: первые отнесены к корпоративным некоммерческим организациям, вторые – к унитарным некоммерческим организациям.

——————————–

<1> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 5-е изд. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000. Т. 1. С. 179.

Применительно к религиозным организациям не удалось избежать шероховатостей используемых формулировок: “религиозная организация” и “религиозное объединение”. Следует отметить, что с учетом положений Закона о свободе совести понятие “религиозные объединения” используется для обозначения не только религиозных организаций как юридических лиц, но и действующих без государственной регистрации религиозных групп. В частности, религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций: в качестве первой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (п. 2 ст. 6 и п. 1 ст. 7 названного Закона). Вместе с тем понятия “религиозная организация” и “религиозное объединение” по своему содержанию полностью идентичны.

  1. Гражданский кодекс РФ определяет гражданско-правовое положение религиозных организаций, общие требования к уставу и его содержанию, компетенцию органов управления религиозной организации, а также правовой режим ее имущества. Иные вопросы, затрагивающие правовое положение религиозных организаций и особенности их деятельности, определяются Законом о свободе совести и внутренними установлениями (внутренними документами) религиозной организации.

Учитывая специфику деятельности религиозных организаций, и прежде всего исключительное значение реализуемой религиозной организацией среди неограниченного круга лиц своей основной цели по исповеданию и свободному распространению веры, для религиозных организаций установлен императивный запрет на преобразование в юридическое лицо любой другой организационно-правовой формы.

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации

Комментарий к статье 123.27

  1. В п. 1 комментируемой статьи определены количественные требования к численности учредителей при создании религиозных организаций: местной религиозной организации и централизованной религиозной организации. Одновременно установлено, что создание религиозной организации должно соответствовать требованиям Закона о свободе совести. Если местная организация создается физическими лицами в количестве не менее 10 граждан-учредителей, то централизованная религиозная организация – уже зарегистрированными в качестве юридических лиц местными религиозными организациями в количестве не менее трех либо иной уже действующей централизованной религиозной организацией.

Дополнительно к установленным в п. 1 ст. 123.26 ГК РФ критериям, характеризующим местную и централизованную религиозную организацию, Законом о свободе совести определено, что деление религиозных организаций на местные и централизованные находится в прямой зависимости от сферы их территориальной деятельности (п. 2 ст. 8). Одновременно данным Законом дополнительно к установленным ГК РФ требованиям к минимальной численности в местной религиозной организации предъявляются требования к личности учредителей данной организации. Во-первых, учредитель на момент создания такой организации должен достигнуть возраста 18 лет, и, во-вторых, все учредители должны проживать в одной местности либо городском или сельском округе. Кроме того, установлено, что не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации:

– иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

– лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;

– религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”;

– лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

  1. В отличие от местной религиозной организации Законом о свободе совести к централизованной религиозной организации дополнительных требований, по сравнению с предусмотренными ГК РФ, не установлено. Исключение составляет только специальное право на использование централизованной религиозной организацией в своих наименованиях слова “Россия”, “российский” и производных от них. Согласно Закону о свободе совести такое право имеет централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации.
  2. Единственным учредительным документом религиозной организации является устав. Устав религиозной организации утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией. С учетом требований рассматриваемой статьи в уставе должны в обязательном порядке быть отражены следующие сведения:

– вид религиозной организации;

– наименование организации (местная или централизованная);

– место нахождения;

– предмет и цели деятельности;

– состав, компетенция органов религиозной организации и порядок принятия ими решений;

– источники образования имущества религиозной организации и направления его использования;

– порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации религиозной организации.

Законом о свободе совести предусмотрены дополнительные требования к составу сведений о религиозной организации. В частности, в Уставе религиозной организации также указывается вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации – наименование такой централизованной организации; определяются порядок создания и прекращения деятельности и порядок внесения изменений и дополнений в устав; отражаются сведения, относящиеся к особенностям деятельности соответствующей религиозной организации. Кроме того, с учетом п. 8 ст. 8 Закона о свободе совести наименование религиозной организации должно содержать сведения о вероисповедании такой организации. При этом при осуществлении деятельности религиозная организация обязана указывать свое полное наименование.

  1. Порядок осуществления учредителями религиозной организации функций органа управления организации или члена коллегиального органа управления соответствующей религиозной организации определяется уставом религиозной организации и внутренними установлениями в соответствии с Законом о свободе совести. Учитывая, что названным Законом существенных требований к структуре религиозной организации и ее органам управления, в том числе коллегиальным, не предъявляется, религиозные организации обладают существенной “свободой” в разрешении данных вопросов компетенции своими внутренними документами.

Юридическим лицом в РФ может быть только такая форма религиозного объединения как религиозная организация. Религиозным же объединением ст. 6 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" признаёт добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Ст. 8 Закона соответственно определяет религиозную организацию как религиозное объединение, зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования (ч.6 ст.8).

Если граждане, образовавшие религиозную группу, намерены в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию (и получить статус юридического лица), то они должны уведомить о её создании и начале деятельности органы местного самоуправления (ч.2 ст.7 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Необходимо отметить, что запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Запрещаются также создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (ч.3 ст.8 Закона). Централизованной же религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (ч.4 ст.8).

Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения об её вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Кроме того, согласно ст. 54 Гражданского Кодекса России наименование должно содержать указание на его организационно-правовую форму (религиозная организация) и на характер деятельности юридического лица. Данное наименование указываются в учредительных документах религиозной организации.

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединённых в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией (ст. 9 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет, пользуются правами юридического лица при условии их ежегодной перерегистрации до наступления указанного пятнадцатилетнего срока (ст. 27 Закона).

Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трёх местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону. Таким образом, основным элементом являются местные религиозные организации. Централизованность же религиозной организации не следует понимать как её расположение в Москве или каком-либо другом административном центре. Централизованная религиозная организация может располагаться, например, в Кеми, просто она образуется тремя местными религиозными организациями расположенными, скажем, в Соколе, Рабочеостровске и собственно Кеми.

Создаваемая религиозная организация действует на основании устава, который утверждается её учредителями или централизованной религиозной организацией и который должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

В уставе религиозной организации указываются (ч.2 ст.10):

наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и, в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации, её наименование;

цели, задачи и основные формы деятельности;

порядок создания и прекращения деятельности;

структура организации, её органы управления, порядок их формирования и компетенция;

источники образования денежных средств и иного имущества организации;

порядок внесения изменений и дополнений в устав;

порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимают органы юстиции.

Государственная регистрация местной, а также централизованной религиозной организации, состоящей из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, осуществляется органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации. То есть централизованную религиозную организацию в Кеми из нашего примера должно регистрировать Министерство юстиции Республики Карелия.

Федеральный орган юстиции регистрирует централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (если продолжать наш пример, то это произошло бы в случае, если данная религиозная организация имела бы ещё одну местную религиозную организацию в Мурманской области).

Государственная регистрация религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона (учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, предусмотренные пунктом 1 статьи 6 закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования), осуществляется органом юстиции, зарегистрировавшим соответствующую религиозную организацию.

Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители должны представить в соответствующий орган юстиции:

Заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подписанное заявителем, подпись которого нотариально удостоверяется

Список лиц (учредителей), создающих религиозную организацию, установленной формы.

Устав религиозной организации в трех экземплярах.

Экземпляры устава должны быть исполнены в машинописной форме, идентичны, пронумерованы, прошиты и заверены руководящим органом (руководителем) религиозной организации.

Протокол учредительного собрания, содержащий сведения о дате и месте проведения собрания, количественном и персональном составе участников и рабочих органов, существе принятых решений (о создании религиозной организации, принятии ее устава, избрании руководящих органов) и результатах голосования по ним.

Документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром.

Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения; о формах и методах его деятельности; об отношении к семье и браку, к образованию; особенностях отношения к здоровью последователей данной религии; ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией.

В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) создаваемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно представляются устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

В случае если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации (ч.6 ст.11 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

Опись представленных на государственную регистрацию документов и сведений.

Заявление о государственной регистрации по установленной форме.

Список учредителей религиозной организации (юридических лиц).

копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей) нотариально удостоверяются.

Устав создаваемой религиозной организации в трех экземплярах, утвержденный ее учредителем (учредителями).

Соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей), оформленное в виде протокола общего собрания, конференции, съезда и т.п. с соблюдением требований, предъявляемых к данного вида юридическим документам.

Сведения о религиозных организациях, входящих в структуру создаваемой религиозной организации, с приложением копий уставов и свидетельств о государственной регистрации не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией.

В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) создаваемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, представляются устав и документ о регистрации, заверенные соответствующим органом другой страны.

Документ об уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в её структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных документов. В иных случаях регистрирующий орган вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации. Отметим, что подобной экспертизы (как и вообще какой-либо экспертизы) для других юридических лиц не требуется.